РУССКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРАКА, ИЛИ СЛАВЯНО-ГОРИЦКАЯ БОРЬБА | Karate-krs.ru

РУССКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРАКА, ИЛИ СЛАВЯНО-ГОРИЦКАЯ БОРЬБА

РУССКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРАКА, ИЛИ СЛАВЯНО-ГОРИЦКАЯ БОРЬБА

«РУССКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРАКА»

Глава 1. Философия конфликта

Пожалуй, нет более непопулярного термина в теперешнем быту, чем «драка». Отношение к этому явлению со стороны большинства крайне отрицательное. Наверное, не надо объяснять, почему. Драка всегда ассоциируется с неожиданным нападением, зачастую силы противной стороны на порядок превосходят ваши, а значит, неизбежны кровь, увечья от легких до тяжелых и, самое главное серьезнейшая психическая травма, приводящая порой к длительным психическим нарушениям.

Разумеется, на таком вот неприглядном фоне утверждение о том, что драка — это полезное и необходимое явление, у большинства встретит стойкое неприятие. И, опять оговорюсь, это закономерно и правильно.

Несмотря на массу предубеждений, воздающих по этому поводу, наш разговор пойдет именно о драке. О том, зачем люди дерутся, кто эти люди, и, самое главное, как они дерутся.

Наметив канву повествования, позволю себе отвлечься на своего рода вводный раздел, который, по моему глубокому убеждению, может многое прояснить для читателя.

Как стало уже ясно из вступительного слова, предмет нашего исследования ориентирован на представителей сильного пола, без каких то ни было возрастных ограничений.

Ориентация эта вполне справедлива, как, впрочем, справедливо и то, что дерутся в основном мальчики, юноши, реже мужчины и уж совсем редко старики, но дерутся все же, в любом возрасте.

Очень многие «специалисты» считают драку неким пережитком, другие — не иначе как сатанинским явлением, третьи — болезнью, сравнимой, например, с алкоголизмом, четвертые проявлением хамства и бескультурья.

Просто удивительная картина получается, если попытаться объединить все эти пороки в одном человеке. Во-первых, это всегда мужчина, страдающий от сатанинского наваждения в обличий пережитка, во-вторых, просто больной человек, и, в-третьих, некультурный хам! Прямо-таки портрет уголовника-рецидивиста. Но все же, подчеркнем, это, собирательный портрет, отчасти просто навязанный обществом отдельным людям, причем, раз навязанный, он тиражируется в их сознании в геометрической прогрессии, с добавлениями собственной фантазии, подобно одному горе-аналитику, приравнявшему любое агрессивное поведение к гомосексуализму.

До недавнего времени в еще советских школах случалось по несколько драк за перемену, а зачастую оставались и после уроков для выяснения отношений. Получается, что каждый из дерущихся соответствовал вышеуказанному портрету? Скорее придется признать, что из бредовых предположений вытекают только бредовые выводы. На самом деле все выглядит иначе.

Первоклассных драчунов, как правило, относят к хулиганам. Да, из уличной шпаны вышло великое множество профессиональных бойцов и борцов. Правда, большинство из них, достигнув известности, предпочитают забыть о своем «хулиганском» прошлом. Закономерность состоит в том, что только небольшой процент от мужского населения потенциально способен заниматься боевыми видами спорта, еще меньший процент из этой категории способен хорошо драться в условиях улицы. В чем же здесь секрет? Открыть его помогает психология. По статистике, 80 % от населения планеты полностью внушаемы, то есть на них можно влиять практически без сопротивления с их стороны, и 20 % населения почти не гипнабельны. Из них несколько процентов негипнабельны абсолютно. Вот эти несколько процентов абсолютно не поддающихся внушению людей и попали в разряд хулиганов. Почему? Это объясняется очень просто: обладая сильной волей, можно добиться хорошей управляемости собой, ну а если вы знаете, как управлять собой, вы без труда сможете управлять другими, тем более, что тем 80 %, по большому счету, все равно, чья воля ими управляет.

Из людей с сильной волей одинаково хорошо может получиться политик, психолог, торговец, военный, или, если обстоятельства сложатся не вполне удачно, а ценностные ориентиры человека зыбки, то — главарь банды. Но все они предрасположены будут к хорошим возможностям адаптации в условиях стрессовых нагрузок.

Выходит, что из хулиганистого, драчливого малого получается… лидер нашего общества? Уже одно это заставляет пристально вглядеться в феномен конфликта. Итак, попытаемся без лишних эмоций понять, что такое драка.

1) Драка — это физический конфликт людей, направленный на реализацию определенных интересов.

2) Драка может возникнуть в результате оскорбления или взаимных оскорблений, нанесенных друг другу противоборствующими сторонами.

3) Драка может стать следствием нарушения определенной территории.

4) Драка часто бывает инструментом мести или наказания.

5) Драка может быть специально спровоцирована одной из сторон для достижения некоторых из перечисленных целей или с целью демонстрации силы, с целью подчинения интересов побежденного своим интересам, с целью ограбления, с целью унижения жертвы, с целью доказательства своего превосходства…

Налицо три фундаментальные функции драки: первая заключается в демонстрации лидерских качеств; вторая в наказании за содеянное; третья в реализации преступного интереса (причем далеко не только уголовного свойства, но и преступления против морали).

На поверку оказывается, не такое уж это простое явление, так безоговорочно обозначенное под знаком «минус» в массовом сознании.

Драка, в моем понимании, выступает таким же полноправным регулятором общественных отношений, как и государственно-правовое регулирование, а значит, является его конкурентом. Именно поэтому, когда вы бьете по физиономии грязно оскорбившего вас подонка в милицейских погонах, вы вступаете в конфронтацию с официальным правовым регулированием, для вас последствия плачевны, и вы в любом случае не правы. Этот факт почему-то обывателем воспринимается как должное, но когда его пытаются побить или оскорбить хулиганы, тут все общество на дыбы! А ведь вы можете дать хороший отпор хулигану, а при среднем уровне подготовки — даже нескольким. Что же получается — драка на улице честнее и справедливее, чем государственные законы?! Печальный факт налицо.

В связи с этим интересно разобрать типичную для бойцов славяно-горицкой борьбы ситуацию, когда один человек, владеющий нашим умением, одерживает верх над группой хулиганов, а к месту происшествия приезжает милиция, по своей привычке забирая всех… и виноват оказывается наш боец. По этому поводу сложилась даже шутка: «Когда ты бьешь пятерых негодяев один — это разбойное нападение, а когда тебя трое режут ножами — это мелкое хулиганство». Такие вот правовые парадоксы начинаются там, где природный механизм разрешения конфликта пытаются заменить искусственно созданной системой, к тому же не до конца умной и честной.

Почему же все-таки абсолютно никто не хочет видеть в драке никаких достоинств? Ответ очевиден: потому что они реальны и ощутимы настолько, что не могут быть мифологизированы и растиражированы среди слабого волей большинства. Ведь не секрет: для того, «чтобы посмотреть правде в глаза, нужно большое мужество». В этом и состоит ответ на вопрос.

Подумайте сами: разве тот, кто ошибается, хочет признать свои ошибки? Нет, удобнее объяснить их тем, что «Бог отвернулся» от него. Разве слабый телом простит другому, что тот сильнее и красивее? Нет, тут удобно выдумать идиотскую пословицу типа «большой шкаф громче падает». Разве слабоумный, но высокопоставленный ученый-теоретик простит младшему научному сотруднику его гениальное открытие? Нет, гораздо проще заклеймить его «шарлатаном и выскочкой». Разве тот, кто за свою жизнь не принял сам ни одного ответственного решения, все время оглядываясь «а что скажут люди?», простит самостоятельность своим детям? А разве больной не завидует здоровому, заключенный — свободному, трус — смелому?

Пользуясь афоризмом, говорящим нам о том, что «недостатки — это продолжение наших достоинств, а достоинства — продолжение наших недостатков», считаю себя вправе высказать следующее резюме:

Глава 3 РУССКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРАКА, ИЛИ СЛАВЯНО-ГОРИЦКАЯ БОРЬБА

В 1986 году в Москве на Малой сцене театра им. Станиславского состоя­лось рождение системы русского рукопаш­ного боя, которую ее создатель Александр Кон­стантинович Белов назвал — «славяно-горицкая борьба».

По иронии судьбы, система, родившаяся на сцене, на ней и осталась. Дело в том, что большинство турниров по Горице (как еще называют эту борьбу) проходят именно на сценах театров и дворцов культуры. А между тем мы предпочитаем проводить соревнова­ния на природе.

Итак, создание и распространение славяно-горицкой борьбы по просторам Рос­сии — свершившийся факт. У многих воз­никает вопрос, почему борьба называется именно «славяно-горицкая»? Дабы раз­решить возникающие заблуждения, читателю предоставляется краткий обзор исто­рии создания и развития славяно-горицкой борьбы.

Необходимо отметить, что эта система является итогом воссоздания традиционных форм состязательного поединка славян, в осо­бенности русского народа. Название борьбы отражает этнически обобщенное направление европейской состязательной культуры. В частности, наиболее яркую и самобытную тради­цию состязательного боя — погребальные поединки на насыпном кургане («горице») в воинском культе; обрядовые действия имеют историческое название — тризна.

Появление славяно-горицкой борьбы предварял длительный процесс собирания и изучения отечественных боевых традиций. В основу разработок легли результаты архи­вных и экспедиционных исследований, изу­чение обрядов и народных игрищ регионов Центральной России (Обоянь, Стародуб, Тверь, Ямута, Ростов, Владимир, Москва), русского Се­вера (Олонец, Кострома, Кологрив, Кичменгский городок, Вологда), Урала (Пермь) и Западной Сибири (Кулунда), а также изучение символики, мировоззрения и культовой архаики дохристианской эпохи славян; народ­ных сказаний; традиционных плясок; былиноведческого материала, народных сказок и побывальщин; проводившихся ранее в этой области исследований и опросов; наконец, по­могает сама практика ратоборств.

Славяно-горицкая борьба родилась как сплав трех отечественных традиций состязательной культуры славян: общеродовое на­правление, воинское, земледельческое. Также в нее вошла техническая база русской борь­бы («в схватку», «в крест», на поясах, «на воль­ную», «на вороток», «на ручку», «на щипок», медвежья борьба), кулачного боя («сеча», стеношный бой), палочного боя, линейного боя, охотницкого боя.

Каркасом всей системы стала универ­сальная система перемещений, берущая на­чало из общеродовой состязательной тради­ции (именуемая в славяно-горицкой борьбе «свилей»).

Изначально славяно-горицкая борьба задумывалась как фольклорное направление, поэтому вполне умещалась в горицком обра­зе. После смены ориентиров и перехода на принцип комплектования и развития техничес­кого арсенала в соответствии с идеей максимальной боеспособности название переко­чевало в архаизм, не имеющий практически ничего общего с тем содержанием, которое вкладывается теперь в название системы. Тем не менее внешние формы славяно-горицкой борьбы являются прямым следствием рус­ской ратоборческой культуры, сегодняшним его воплощением. Необходимо помнить, что славяно-горицкая борьба никогда не была застывшим явлением. Дело в том, что ее идей­ной базой является славянское язычество, в своей сути полностью отрицающее догма­тизм и ортодоксальность.

Мы не занимаемся голым копированием традиций и оживлением прошлого в настоящем, мы стремимся строить будущее, стараясь прогнозировать его с помощью прагматичес­кого традиционализма.

Поэтому славяно-горицкая борьба раз­вивается одновременно в четырех основных направлениях:

1. Традиционный раздел (классический);

2. Штурмового боя раздел («новая тра­диция»);

3. Тотального боя раздел («бой на вы­живание»);

4. Боевой раздел (совокупность приклад­ных принципов).

Разговор об этих направлениях борьбы мы поведем в дальнейшем.

Для начала попробуем разобраться, что для «русского стиля» характерно, а что абсолютно не вписывается в его традицию. Предлагаю обратиться к таблице, которая поможет читателю разобраться в хитросплетениях современного русского стиля через систему отличий.

Наряду со всеми перечисленными в таб­лице характерными особенностями, присущими русской состязательной традиции в целом, славяно-горицкая борьба имеет свои соб­ственные установки, являющиеся отражением ее методологии. Вот некоторые из них:

1. Противник всегда жертва, даже если он сильнее или превосходит в количествен­ном соотношении сил. Противник — жертва всегда и когда он нападает на вас, и когда вы атакуете первым.

2. В бою преимущества противника нуж­но уметь превращать в его недостатки.

3. Воин не должен ничего бояться. В жиз­ни не должно быть ни одного явления, способного вызвать у него чувство страха.

4. Готовность к атаке для воина равно­сильна жизнеспособности. Атаковать нужно уметь из любого положения и без специаль­ной подготовки.

5. Результативность боя — это пораже­ние наибольшего числа противников.

6. Самая естественная техника боя — это та, которая используется в стихийной уличной драке. Драка — это инстинкт. Чем ближе к нему стоит ваша техника боя, тем она жизне­способней.

Читайте также:

  1. II. Классы и классовая борьба
  2. А.5 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
  3. АТАМАН ПЛАТОНОВ. МИХНЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ. ВОСТОЧНОПРУССКАЯ ЭЛЬБА
  4. Базовая (общепрофессиональная) часть
  5. Билет 46. Борьба за власть после смерти Сталина. Проблема выбора пути развития Г.М. Маленков, Л. П. Берия, Н.С. Хрущев.
  6. Билет7.Борьба русских земель против экспансии с Запада. Ледовое побоище. Александр невский.
  7. Борьба добра и зла внутри меня.
Характерно для русской состязательной традиции Не свойственно русской состязательной традиции
1. Используются «высокие» стойки, не блокирующие подвижность в несущих суставах; 1. Не используются стойки на широко расставленных ногах;
2. Используются системы защиты, у водящие удар в скольжение либо упреждающие удар противника; 2. Не используются способы защиты блоками;
3. Положение рук всегда совпадает с традиционными положениями у груди 3. Не используются удары пальцами;
4. Удары ногами не требуют растяжки ориентированы на ношение обуви; 4. Не используется техника воздействия «на точки»;
5. Активно используется двигательная схема элементов, построенная на принципе инерционного реверса, требующего от бойца ограниченных усилий; 5. Совершенно нетипичны высокие маховые удары ногами; требующие растяжки шпагатом. Тем более не используются удары с инерционным воздействием на опорную ногу;
6. Удары руками и ногами не предусматривают концентрации на выполняемых элементах; 6. Положение рук у бедра — явное заимствование из восточных единоборств;
7. Вместо формального подхода в обучении широко используются ситуационные задачи; 7. формальные комплексы в процессе обучения никогда не используются;
8. Характерна повсеместная традиция построения боя на искусстве спланированной атаки; 8. Совершенно не используется методика концентрации в ударе. так же не используется методика работы «от обороны» — боевые и даже фольклорные системы России всегда активно- наступательные.

7. В каждом бою у вас есть шанс побе­дить. Он может быть один и едва уловим, но он есть всегда.

8. Боец должен быть неожиданным, не­понятным и непредсказуемым. Непредсказуемым можно быть лишь на основе высокой профессиональной выучки. Ограниченные знания никогда не способны противостоять высокому классу практической эрудиции.

9. Борьба должна развиваться постоянно, каждый день. Если существует хотя бы одно явление в мировой практике боя, которому она не способна противостоять, значит она — отжившая, ненужная рухлядь.

10. Настоящий боец способен вести бой в любой среде. Бой является для него естественным состоянием, все остальное время жизни — состоянием промежуточным.

11. Природа сделала нас такими, какие мы есть. Не следует отождествлять боеспособность тела с его физическим совершен­ством. физическое совершенство — лишь одна из базисных форм подготовки. Системно под­готовленный человек самых средних возмож­ностей может и должен одержать верх над превосходящим его противником.

12. В бою воин не оставляет себе вре­мени на то, чтобы понять, что происходит вокруг. Воин действует на основе чувства.

Дата добавления: 2015-09-05 ; просмотров: 44 | Нарушение авторских прав

Глава 3 РУССКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРАКА, ИЛИ СЛАВЯНО-ГОРИЦКАЯ БОРЬБА

В 1986 году в Москве на Малой сцене театра им. Станиславского состоя­лось рождение системы русского рукопаш­ного боя, которую ее создатель Александр Кон­стантинович Белов назвал — «славяно-горицкая борьба».

По иронии судьбы, система, родившаяся на сцене, на ней и осталась. Дело в том, что большинство турниров по Горице (как еще называют эту борьбу) проходят именно на сценах театров и дворцов культуры. А между тем мы предпочитаем проводить соревнова­ния на природе.

Итак, создание и распространение славяно-горицкой борьбы по просторам Рос­сии — свершившийся факт. У многих воз­никает вопрос, почему борьба называется именно «славяно-горицкая»? Дабы раз­решить возникающие заблуждения, читателю предоставляется краткий обзор исто­рии создания и развития славяно-горицкой борьбы.

Необходимо отметить, что эта система является итогом воссоздания традиционных форм состязательного поединка славян, в осо­бенности русского народа. Название борьбы отражает этнически обобщенное направление европейской состязательной культуры. В частности, наиболее яркую и самобытную тради­цию состязательного боя — погребальные поединки на насыпном кургане («горице») в воинском культе; обрядовые действия имеют историческое название — тризна.

Появление славяно-горицкой борьбы предварял длительный процесс собирания и изучения отечественных боевых традиций. В основу разработок легли результаты архи­вных и экспедиционных исследований, изу­чение обрядов и народных игрищ регионов Центральной России (Обоянь, Стародуб, Тверь, Ямута, Ростов, Владимир, Москва), русского Се­вера (Олонец, Кострома, Кологрив, Кичменгский городок, Вологда), Урала (Пермь) и Западной Сибири (Кулунда), а также изучение символики, мировоззрения и культовой архаики дохристианской эпохи славян; народ­ных сказаний; традиционных плясок; былиноведческого материала, народных сказок и побывальщин; проводившихся ранее в этой области исследований и опросов; наконец, по­могает сама практика ратоборств.

Славяно-горицкая борьба родилась как сплав трех отечественных традиций состязательной культуры славян: общеродовое на­правление, воинское, земледельческое. Также в нее вошла техническая база русской борь­бы («в схватку», «в крест», на поясах, «на воль­ную», «на вороток», «на ручку», «на щипок», медвежья борьба), кулачного боя («сеча», стеношный бой), палочного боя, линейного боя, охотницкого боя.

Каркасом всей системы стала универ­сальная система перемещений, берущая на­чало из общеродовой состязательной тради­ции (именуемая в славяно-горицкой борьбе «свилей»).

Изначально славяно-горицкая борьба задумывалась как фольклорное направление, поэтому вполне умещалась в горицком обра­зе. После смены ориентиров и перехода на принцип комплектования и развития техничес­кого арсенала в соответствии с идеей максимальной боеспособности название переко­чевало в архаизм, не имеющий практически ничего общего с тем содержанием, которое вкладывается теперь в название системы. Тем не менее внешние формы славяно-горицкой борьбы являются прямым следствием рус­ской ратоборческой культуры, сегодняшним его воплощением. Необходимо помнить, что славяно-горицкая борьба никогда не была застывшим явлением. Дело в том, что ее идей­ной базой является славянское язычество, в своей сути полностью отрицающее догма­тизм и ортодоксальность.

Мы не занимаемся голым копированием традиций и оживлением прошлого в настоящем, мы стремимся строить будущее, стараясь прогнозировать его с помощью прагматичес­кого традиционализма.

Поэтому славяно-горицкая борьба раз­вивается одновременно в четырех основных направлениях:

1. Традиционный раздел (классический);

2. Штурмового боя раздел («новая тра­диция»);

3. Тотального боя раздел («бой на вы­живание»);

4. Боевой раздел (совокупность приклад­ных принципов).

Разговор об этих направлениях борьбы мы поведем в дальнейшем.

Для начала попробуем разобраться, что для «русского стиля» характерно, а что абсолютно не вписывается в его традицию. Предлагаю обратиться к таблице, которая поможет читателю разобраться в хитросплетениях современного русского стиля через систему отличий.

Наряду со всеми перечисленными в таб­лице характерными особенностями, присущими русской состязательной традиции в целом, славяно-горицкая борьба имеет свои соб­ственные установки, являющиеся отражением ее методологии. Вот некоторые из них:

1. Противник всегда жертва, даже если он сильнее или превосходит в количествен­ном соотношении сил. Противник — жертва всегда и когда он нападает на вас, и когда вы атакуете первым.

2. В бою преимущества противника нуж­но уметь превращать в его недостатки.

3. Воин не должен ничего бояться. В жиз­ни не должно быть ни одного явления, способного вызвать у него чувство страха.

4. Готовность к атаке для воина равно­сильна жизнеспособности. Атаковать нужно уметь из любого положения и без специаль­ной подготовки.

5. Результативность боя — это пораже­ние наибольшего числа противников.

6. Самая естественная техника боя — это та, которая используется в стихийной уличной драке. Драка — это инстинкт. Чем ближе к нему стоит ваша техника боя, тем она жизне­способней.

Характерно для русской состязательной традиции Не свойственно русской состязательной традиции
1. Используются «высокие» стойки, не блокирующие подвижность в несущих суставах; 1. Не используются стойки на широко расставленных ногах;
2. Используются системы защиты, у водящие удар в скольжение либо упреждающие удар противника; 2. Не используются способы защиты блоками;
3. Положение рук всегда совпадает с традиционными положениями у груди 3. Не используются удары пальцами;
4. Удары ногами не требуют растяжки ориентированы на ношение обуви; 4. Не используется техника воздействия «на точки»;
5. Активно используется двигательная схема элементов, построенная на принципе инерционного реверса, требующего от бойца ограниченных усилий; 5. Совершенно нетипичны высокие маховые удары ногами; требующие растяжки шпагатом. Тем более не используются удары с инерционным воздействием на опорную ногу;
6. Удары руками и ногами не предусматривают концентрации на выполняемых элементах; 6. Положение рук у бедра — явное заимствование из восточных единоборств;
7. Вместо формального подхода в обучении широко используются ситуационные задачи; 7. формальные комплексы в процессе обучения никогда не используются;
8. Характерна повсеместная традиция построения боя на искусстве спланированной атаки; 8. Совершенно не используется методика концентрации в ударе. так же не используется методика работы «от обороны» — боевые и даже фольклорные системы России всегда активно- наступательные.

7. В каждом бою у вас есть шанс побе­дить. Он может быть один и едва уловим, но он есть всегда.

8. Боец должен быть неожиданным, не­понятным и непредсказуемым. Непредсказуемым можно быть лишь на основе высокой профессиональной выучки. Ограниченные знания никогда не способны противостоять высокому классу практической эрудиции.

9. Борьба должна развиваться постоянно, каждый день. Если существует хотя бы одно явление в мировой практике боя, которому она не способна противостоять, значит она — отжившая, ненужная рухлядь.

10. Настоящий боец способен вести бой в любой среде. Бой является для него естественным состоянием, все остальное время жизни — состоянием промежуточным.

11. Природа сделала нас такими, какие мы есть. Не следует отождествлять боеспособность тела с его физическим совершен­ством. физическое совершенство — лишь одна из базисных форм подготовки. Системно под­готовленный человек самых средних возмож­ностей может и должен одержать верх над превосходящим его противником.

12. В бою воин не оставляет себе вре­мени на то, чтобы понять, что происходит вокруг. Воин действует на основе чувства.

Что такое Славяно-горицкая борьба?

Славяно-горицкая борьба (СГБ)- возрожденное А. Беловым национальное боевое искусство. СГБ соединяет самые разноплановые традиции отечественной состязательной культуры, и хотя как система она ранее не существовала, ее составные части — засечный, стеношный, охотницкий бой и Влесова боротьба — реальные элементы состязательной традиции.

Славяно-горица вобрала в себя все те крупицы древнерусских ратоборств, которые удалось собрать в многочисленных этнографических экспедициях энтузиастам возрождения национальной состязательной культуры.

На западе СГБ известна как gorits fighting.

Классический бой — комплекс организованных боевых действий, направленных на продолжительный бой в стойке. Имеет специальную задачу — достижение победы над противником за счёт использования тактического искусства и комбинационного превосходства. Классический бой наиболее применим в поединках с представителями других видов единоборств, когда борьба лёжа ограничена или запрещена.

Штурмовой бой — комплекс организованных атакующих действий, в задачу которых входит активное наступательное подавление любых форм сопротивления противника, независимо от его физических данных и степени боевой подготовки. Имеет особую техническую и этико-философскую разработку. Базируется на изучении и управлении моделями поведения человека и стандартами механики его действий. Штурмовой бой наиболее применим в условиях уличной драки, а также в ситуациях, требующих принятия единственно правильных решений.

В основе уличного Штурма — оперативная оценка боевого поведения противника и использование этой оценки для выбора наиболее точной формы атаки. Звучит ёмко, а выполняется вся процедура рефлекторно, в объёме одной секунды. Данный вариант Штурма можно считать реакцией на поведение противника.

Спортивный Штурм имеет массу условностей, характерных только для данного жанра. Он обязывает соревнующихся атаковать на протяжении всего времени поединка, иначе действия сторон вряд ли можно назвать Штурмом. Обоюдное наступление выглядит обычно жестоким взаимным избиением на «заклинившей» дистанции. В этом сложность спорта. Уходить с дистанции с целью обороны нельзя, по правилам, это означает отказ от боя. Побеждает тот, кто способен прорваться в клинч, сбить противника на землю и, не теряя инициативы, завершить начатую атаку на земле. Первыми в бой вступают ноги, это тоже обязательное условие.

Схема спортивного Штурма:

  • с дальней дистанции — удары ногами;
  • на средней дистанции — серийные удары руками;
  • после сближения — сбивание на землю;
  • безостановочное продолжение атаки на земле.

На всё про всё — 10 секунд, данный отрезок времени называется «сходом». Всего в одном спортивном бою 10 сходов. По правилам, время пауз между ними не должно превышать времени самого схода (т.е. 10 секунд).

Тотальный бой — комплекс специально организованных технических действий для профессионального поединка в бое без правил. Особенностью Тотального боя является специальная техническая подготовка, ориентированная на ведение боя с борцами джиу-джитсу, дзюдо, самбо, вольной борьбы, бокса, кикбоксинга и каратэ, а также русская стилистическая организация приёмов этого боя. Тотальный бой наиболее применим для поединков с представителями других видов единоборств по правилам, не имеющим ограничений на борьбу лёжа.

Военно-прикладной бой — специализированный армейский комплекс, отвечающий целям и задачам подготовки воина для ведения боевых действий на коротких огневых дистанциях и в условиях рукопашного соприкосновения с противником. Включает в себя: огневую подготовку по нетрадиционной программе; плавательную подготовку специальным способом; особые приёмы перемещения и контроля пространства; искусство выживания в условиях длительной изоляции и экстремальных ситуациях; универсальные навыки владения холодным оружием.

РАДОГОРА — стиль боя руками, вобравший в себя технико-тактические наработки школ: славяно-горицкой борьбы, советского бокса и русских этнографических стилей.

ПОДОЛ — стиль боя ногами, где руки выполняют только защитные функции. Способы передвижения и удары заимствованы из боевых плясов, из исторических школ русского рукопашного боя.

КОРОМЫСЛО (пропорциональный стиль) — система боя, в котором высокий темп движений достигается поочерёдными ударами рук и ног за счёт инерции и пластики, что экономит усилия.

УКЛАД (сплав нескольких видов борьбы) — способ борьбы, объединивший технико-тактические наработки русской исторической школы и арсенал специальных приёмов для ведения Тотального боя.

ПОЗЁМ (комплексный бой на земле) — стиль, в котором применяются заломы, перевороты, удержания, болевые и удушающие действия, любые удары лёжа.

СВИЛЯ (боевая гимнастика) — система действий, позволяющих уклониться от ударов и захватов противника. Формирует у бойца особую пластику движений: позволяет избежать атаки без чрезмерных усилий.

ПЯТА (стиль неплановых ситуаций) — вырабатывает навыки ведения боя в темноте и тесноте, на скользком покрытии и при численном превосходстве противников.

ГРУДОК — способ организации боя с противником, превосходящим физически (по росту, весу и силе).

ГИБКИЕ ПЕРЕСТРОЕНИЯ (противосистема) — маневрирование и тактические хитрости с учётом стереотипных действий противника, использующего тот или иной вид единоборства.

«С-42» — славяно-горицкая борьба, адаптированная к применению в реальных боевых условиях. Включает в себя наиболее результативные технические действия, систему выживания и специальные навыки.

ОГНЕВОЙ БОЙ — бой с использованием огнестрельного оружия. Система строится на основе: а) пистолетного троеборья: встречный бой (дуэльная стрельба в движении), прицельная стрельба, демонстрация техники боевого перемещения; б) общих принципов боя с автоматом.

КЛИНКОВЫЙ БОЙ — система боя на основе ножевого троеборья (свободный бой, метание ножа и демонстрация боевой техники в перемещении).

Славяно-Горицкая Борьба

У каждого, выбирающего стезю боевого искусства, неизбежно столкновение с дилеммой: красиво или реально? К сожалению, в жизни понятия «эффект» и «эффективность» мало соединимы. Вполне естественно, чему отдает предпочтение легковесная увлеченность и что оставляет для себя зрелый выбор. Представляя европейскую традицию боевого искусства, я никогда не переставал восхищаться изысканностью и коммерческой зрелостью ее восточного собрата.

Да, Восток – это миф, ирреальность. Он эстетизирует все, даже самые незначительные, неприметные проявления бытия. Он всегда будет тяготеть к иллюзии, ставя человека на грань предела его жизненных возможностей. Вспомните хотя бы йогу. И рукопашный бой здесь – воплощенная иллюзия. Поединки сродни цирковому представлению, полному трюкачества, внешней напыщенности и едва допустимой достоверности, конечно, это привлекательно. Особенно для тех, кто не видит разницы между реальностью и ее идеализированным кино-отпечатком.

Нельзя сказать, что увлечение иллюзией абсолютно безобидно, ведь она разрушает способность соизмерять жизненные реалии. А это, увы, иногда чревато тяжелым отрезвлением. Не случайно сам Восток разделяет понятия «драка» и «боевое искусство». Впрочем, мы абсолютно различны. И наш разговор о драке, о драке, как об искусстве поведения, искусстве управления ситуацией, искусстве регуляции взаимоотношений силовым способом, искусстве жизнеспособности, наконец, просто боевом искусстве.

Да, драка, в моем представлении, есть способ завоевать свое место в этом мире. А потому речь идет не только о кулачном умении, но и о состоянии вашей натуры, когда барометр души показывает на бурю, а сознание ищет причастия победой над тем, кто загораживает ваш горизонт. Драка. Неужели это только стихийная сумасбродность и разнузданная непотребщина самопроявления? Нет, конечно же, нет.

Славяно-Горицкая борьба утверждает, что драка есть холодный расчет, уникальная точность действия и широчайший спектр рефлексов готовности: от парадокса до бытовой типичности мордобойного скандала.

Мы провозглашаем своей религией рационализм, а идолом делаем результат. Мы приносим ему в жертву любую условность: спортивный зал, удобную одежду и обувь, специальную физическую подготовку. Мы остаемся наедине с реальностью, остаемся такие, как есть, и побеждаем. Я не помню случая, чтобы зрелый мастер Славяно-Горицкой борьбы проиграл хотя бы раз. Итак, русская профессиональная драка — Славяно-Горицкая борьба.

Шатунов М. В. Ш28 Русская профессиональная драка

Название Шатунов М. В. Ш28 Русская профессиональная драка
страница 5/15
Дата конвертации 02.12.2012
Размер 1.43 Mb.
Тип Книга

Глава 3 РУССКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРАКА, ИЛИ СЛАВЯНО-ГОРИЦКАЯ БОРЬБА

В 1986 году в Москве на Малой сцене театра им. Станиславского состоя­лось рождение системы русского рукопаш­ного боя, которую ее создатель Александр Кон­стантинович Белов назвал — «славяно-горицкая борьба».

По иронии судьбы, система, родившаяся на сцене, на ней и осталась. Дело в том, что большинство турниров по Горице (как еще называют эту борьбу) проходят именно на сценах театров и дворцов культуры. А между тем мы предпочитаем проводить соревнова­ния на природе.

Итак, создание и распространение славяно-горицкой борьбы по просторам Рос­сии — свершившийся факт. У многих воз­никает вопрос, почему борьба называется именно «славяно-горицкая»? Дабы раз­решить возникающие заблуждения, читателю предоставляется краткий обзор исто­рии создания и развития славяно-горицкой борьбы.

Необходимо отметить, что эта система является итогом воссоздания традиционных форм состязательного поединка славян, в осо­бенности русского народа. Название борьбы отражает этнически обобщенное направление европейской состязательной культуры. В частности, наиболее яркую и самобытную тради­цию состязательного боя — погребальные поединки на насыпном кургане («горице») в воинском культе; обрядовые действия имеют историческое название — тризна.

Появление славяно-горицкой борьбы предварял длительный процесс собирания и изучения отечественных боевых традиций. В основу разработок легли результаты архи­вных и экспедиционных исследований, изу­чение обрядов и народных игрищ регионов Центральной России (Обоянь, Стародуб, Тверь, Ямута, Ростов, Владимир, Москва), русского Се­вера (Олонец, Кострома, Кологрив, Кичменгский городок, Вологда), Урала (Пермь) и Западной Сибири (Кулунда), а также изучение символики, мировоззрения и культовой архаики дохристианской эпохи славян; народ­ных сказаний; традиционных плясок; былиноведческого материала, народных сказок и побывальщин; проводившихся ранее в этой области исследований и опросов; наконец, по­могает сама практика ратоборств.

Славяно-горицкая борьба родилась как сплав трех отечественных традиций состязательной культуры славян: общеродовое на­правление, воинское, земледельческое. Также в нее вошла техническая база русской борь­бы («в схватку», «в крест», на поясах, «на воль­ную», «на вороток», «на ручку», «на щипок», медвежья борьба), кулачного боя («сеча», стеношный бой), палочного боя, линейного боя, охотницкого боя.

Каркасом всей системы стала универ­сальная система перемещений, берущая на­чало из общеродовой состязательной тради­ции (именуемая в славяно-горицкой борьбе «свилей»).

Изначально славяно-горицкая борьба задумывалась как фольклорное направление, поэтому вполне умещалась в горицком обра­зе. После смены ориентиров и перехода на принцип комплектования и развития техничес­кого арсенала в соответствии с идеей максимальной боеспособности название переко­чевало в архаизм, не имеющий практически ничего общего с тем содержанием, которое вкладывается теперь в название системы. Тем не менее внешние формы славяно-горицкой борьбы являются прямым следствием рус­ской ратоборческой культуры, сегодняшним его воплощением. Необходимо помнить, что славяно-горицкая борьба никогда не была застывшим явлением. Дело в том, что ее идей­ной базой является славянское язычество, в своей сути полностью отрицающее догма­тизм и ортодоксальность.

Мы не занимаемся голым копированием традиций и оживлением прошлого в настоящем, мы стремимся строить будущее, стараясь прогнозировать его с помощью прагматичес­кого традиционализма.

Поэтому славяно-горицкая борьба раз­вивается одновременно в четырех основных направлениях:

1. Традиционный раздел (классический);

2. Штурмового боя раздел («новая тра­диция»);

3. Тотального боя раздел («бой на вы­живание»);

4. Боевой раздел (совокупность приклад­ных принципов).

Разговор об этих направлениях борьбы мы поведем в дальнейшем.

Для начала попробуем разобраться, что для «русского стиля» характерно, а что абсолютно не вписывается в его традицию. Предлагаю обратиться к таблице, которая поможет читателю разобраться в хитросплетениях современного русского стиля через систему отличий.

Наряду со всеми перечисленными в таб­лице характерными особенностями, присущими русской состязательной традиции в целом, славяно-горицкая борьба имеет свои соб­ственные установки, являющиеся отражением ее методологии. Вот некоторые из них:

1. Противник всегда жертва, даже если он сильнее или превосходит в количествен­ном соотношении сил. Противник — жертва всегда и когда он нападает на вас, и когда вы атакуете первым.

2. В бою преимущества противника нуж­но уметь превращать в его недостатки.

3. Воин не должен ничего бояться. В жиз­ни не должно быть ни одного явления, способного вызвать у него чувство страха.

4. Готовность к атаке для воина равно­сильна жизнеспособности. Атаковать нужно уметь из любого положения и без специаль­ной подготовки.

5. Результативность боя — это пораже­ние наибольшего числа противников.

6. Самая естественная техника боя — это та, которая используется в стихийной уличной драке. Драка — это инстинкт. Чем ближе к нему стоит ваша техника боя, тем она жизне­способней.

Характерно для русской состязательной традиции Не свойственно русской состязательной традиции
1. Используются «высокие» стойки, не блокирующие подвижность в несущих суставах; 1. Не используются стойки на широко расставленных ногах;
2. Используются системы защиты, у водящие удар в скольжение либо упреждающие удар противника; 2. Не используются способы защиты блоками;
3. Положение рук всегда совпадает с традиционными положениями у груди 3. Не используются удары пальцами;
4. Удары ногами не требуют растяжки ориентированы на ношение обуви; 4. Не используется техника воздействия «на точки»;
5. Активно используется двигательная схема элементов, построенная на принципе инерционного реверса, требующего от бойца ограниченных усилий; 5. Совершенно нетипичны высокие маховые удары ногами; требующие растяжки шпагатом. Тем более не используются удары с инерционным воздействием на опорную ногу;
6. Удары руками и ногами не предусматривают концентрации на выполняемых элементах; 6. Положение рук у бедра — явное заимствование из восточных единоборств;
7. Вместо формального подхода в обучении широко используются ситуационные задачи; 7. формальные комплексы в процессе обучения никогда не используются;
8. Характерна повсеместная традиция построения боя на искусстве спланированной атаки; 8. Совершенно не используется методика концентрации в ударе. так же не используется методика работы «от обороны» — боевые и даже фольклорные системы России всегда активно- наступательные.

7. В каждом бою у вас есть шанс побе­дить. Он может быть один и едва уловим, но он есть всегда.

8. Боец должен быть неожиданным, не­понятным и непредсказуемым. Непредсказуемым можно быть лишь на основе высокой профессиональной выучки. Ограниченные знания никогда не способны противостоять высокому классу практической эрудиции.

9. Борьба должна развиваться постоянно, каждый день. Если существует хотя бы одно явление в мировой практике боя, которому она не способна противостоять, значит она — отжившая, ненужная рухлядь.

10. Настоящий боец способен вести бой в любой среде. Бой является для него естественным состоянием, все остальное время жизни — состоянием промежуточным.

11. Природа сделала нас такими, какие мы есть. Не следует отождествлять боеспособность тела с его физическим совершен­ством. физическое совершенство — лишь одна из базисных форм подготовки. Системно под­готовленный человек самых средних возмож­ностей может и должен одержать верх над превосходящим его противником.

12. В бою воин не оставляет себе вре­мени на то, чтобы понять, что происходит вокруг. Воин действует на основе чувства.

Шатунов М. В. Ш28 Русская профессиональная драка

Название Шатунов М. В. Ш28 Русская профессиональная драка
страница 7/17
Дата публикации 28.04.2013
Размер 1.43 Mb.
Тип Книга

uchebilka.ru > Литература > Книга

Глава 3 РУССКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРАКА, ИЛИ СЛАВЯНО-ГОРИЦКАЯ БОРЬБА

В 1986 году в Москве на Малой сцене театра им. Станиславского состоя­лось рождение системы русского рукопаш­ного боя, которую ее создатель Александр Кон­стантинович Белов назвал — «славяно-горицкая борьба».

По иронии судьбы, система, родившаяся на сцене, на ней и осталась. Дело в том, что большинство турниров по Горице (как еще называют эту борьбу) проходят именно на сценах театров и дворцов культуры. А между тем мы предпочитаем проводить соревнова­ния на природе.

Итак, создание и распространение славяно-горицкой борьбы по просторам Рос­сии — свершившийся факт. У многих воз­никает вопрос, почему борьба называется именно «славяно-горицкая»? Дабы раз­решить возникающие заблуждения, читателю предоставляется краткий обзор исто­рии создания и развития славяно-горицкой борьбы.

Необходимо отметить, что эта система является итогом воссоздания традиционных форм состязательного поединка славян, в осо­бенности русского народа. Название борьбы отражает этнически обобщенное направление европейской состязательной культуры. В частности, наиболее яркую и самобытную тради­цию состязательного боя — погребальные поединки на насыпном кургане («горице») в воинском культе; обрядовые действия имеют историческое название — тризна.

Появление славяно-горицкой борьбы предварял длительный процесс собирания и изучения отечественных боевых традиций. В основу разработок легли результаты архи­вных и экспедиционных исследований, изу­чение обрядов и народных игрищ регионов Центральной России (Обоянь, Стародуб, Тверь, Ямута, Ростов, Владимир, Москва), русского Се­вера (Олонец, Кострома, Кологрив, Кичменгский городок, Вологда), Урала (Пермь) и Западной Сибири (Кулунда), а также изучение символики, мировоззрения и культовой архаики дохристианской эпохи славян; народ­ных сказаний; традиционных плясок; былиноведческого материала, народных сказок и побывальщин; проводившихся ранее в этой области исследований и опросов; наконец, по­могает сама практика ратоборств.

Славяно-горицкая борьба родилась как сплав трех отечественных традиций состязательной культуры славян: общеродовое на­правление, воинское, земледельческое. Также в нее вошла техническая база русской борь­бы («в схватку», «в крест», на поясах, «на воль­ную», «на вороток», «на ручку», «на щипок», медвежья борьба), кулачного боя («сеча», стеношный бой), палочного боя, линейного боя, охотницкого боя.

Каркасом всей системы стала универ­сальная система перемещений, берущая на­чало из общеродовой состязательной тради­ции (именуемая в славяно-горицкой борьбе «свилей»).

Изначально славяно-горицкая борьба задумывалась как фольклорное направление, поэтому вполне умещалась в горицком обра­зе. После смены ориентиров и перехода на принцип комплектования и развития техничес­кого арсенала в соответствии с идеей максимальной боеспособности название переко­чевало в архаизм, не имеющий практически ничего общего с тем содержанием, которое вкладывается теперь в название системы. Тем не менее внешние формы славяно-горицкой борьбы являются прямым следствием рус­ской ратоборческой культуры, сегодняшним его воплощением. Необходимо помнить, что славяно-горицкая борьба никогда не была застывшим явлением. Дело в том, что ее идей­ной базой является славянское язычество, в своей сути полностью отрицающее догма­тизм и ортодоксальность.

Мы не занимаемся голым копированием традиций и оживлением прошлого в настоящем, мы стремимся строить будущее, стараясь прогнозировать его с помощью прагматичес­кого традиционализма.

Поэтому славяно-горицкая борьба раз­вивается одновременно в четырех основных направлениях:

1. Традиционный раздел (классический);

2. Штурмового боя раздел («новая тра­диция»);

3. Тотального боя раздел («бой на вы­живание»);

4. Боевой раздел (совокупность приклад­ных принципов).

Разговор об этих направлениях борьбы мы поведем в дальнейшем.

Для начала попробуем разобраться, что для «русского стиля» характерно, а что абсолютно не вписывается в его традицию. Предлагаю обратиться к таблице, которая поможет читателю разобраться в хитросплетениях современного русского стиля через систему отличий.

Наряду со всеми перечисленными в таб­лице характерными особенностями, присущими русской состязательной традиции в целом, славяно-горицкая борьба имеет свои соб­ственные установки, являющиеся отражением ее методологии. Вот некоторые из них:

1. Противник всегда жертва, даже если он сильнее или превосходит в количествен­ном соотношении сил. Противник — жертва всегда и когда он нападает на вас, и когда вы атакуете первым.

2. В бою преимущества противника нуж­но уметь превращать в его недостатки.

3. Воин не должен ничего бояться. В жиз­ни не должно быть ни одного явления, способного вызвать у него чувство страха.

4. Готовность к атаке для воина равно­сильна жизнеспособности. Атаковать нужно уметь из любого положения и без специаль­ной подготовки.

5. Результативность боя — это пораже­ние наибольшего числа противников.

6. Самая естественная техника боя — это та, которая используется в стихийной уличной драке. Драка — это инстинкт. Чем ближе к нему стоит ваша техника боя, тем она жизне­способней.

Характерно для русской состязательной традиции Не свойственно русской состязательной традиции
1. Используются «высокие» стойки, не блокирующие подвижность в несущих суставах; 1. Не используются стойки на широко расставленных ногах;
2. Используются системы защиты, у водящие удар в скольжение либо упреждающие удар противника; 2. Не используются способы защиты блоками;
3. Положение рук всегда совпадает с традиционными положениями у груди 3. Не используются удары пальцами;
4. Удары ногами не требуют растяжки ориентированы на ношение обуви; 4. Не используется техника воздействия «на точки»;
5. Активно используется двигательная схема элементов, построенная на принципе инерционного реверса, требующего от бойца ограниченных усилий; 5. Совершенно нетипичны высокие маховые удары ногами; требующие растяжки шпагатом. Тем более не используются удары с инерционным воздействием на опорную ногу;
6. Удары руками и ногами не предусматривают концентрации на выполняемых элементах; 6. Положение рук у бедра — явное заимствование из восточных единоборств;
7. Вместо формального подхода в обучении широко используются ситуационные задачи; 7. формальные комплексы в процессе обучения никогда не используются;
8. Характерна повсеместная традиция построения боя на искусстве спланированной атаки; 8. Совершенно не используется методика концентрации в ударе. так же не используется методика работы «от обороны» — боевые и даже фольклорные системы России всегда активно- наступательные.

7. В каждом бою у вас есть шанс побе­дить. Он может быть один и едва уловим, но он есть всегда.

8. Боец должен быть неожиданным, не­понятным и непредсказуемым. Непредсказуемым можно быть лишь на основе высокой профессиональной выучки. Ограниченные знания никогда не способны противостоять высокому классу практической эрудиции.

9. Борьба должна развиваться постоянно, каждый день. Если существует хотя бы одно явление в мировой практике боя, которому она не способна противостоять, значит она — отжившая, ненужная рухлядь.

10. Настоящий боец способен вести бой в любой среде. Бой является для него естественным состоянием, все остальное время жизни — состоянием промежуточным.

11. Природа сделала нас такими, какие мы есть. Не следует отождествлять боеспособность тела с его физическим совершен­ством. физическое совершенство — лишь одна из базисных форм подготовки. Системно под­готовленный человек самых средних возмож­ностей может и должен одержать верх над превосходящим его противником.

12. В бою воин не оставляет себе вре­мени на то, чтобы понять, что происходит вокруг. Воин действует на основе чувства.

РУССКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРАКА

РУССКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРАКА

Ш28 Русская профессиональная драка. — М.: ТЕРРА—Книжный клуб, 1998. — 248 с. — (Энциклопедия русских единоборств).

Книга посвящена русской профессиональной драке, общепринятое название которой — славяно-горицкая борьба. Автор рассказывает об истории и традициях русского рукопашного боя, прямым потомком которого стала эта борьба. В издании также затронуты мировоззренческие и философские концепции, присущие нашим воинственным предкам, впрочем, как и их потомкам. Автор постарался передать, кроме полезных теоретических сведений, массу практических советов

© ТЕРРА—Книжный клуб, 1998

© «Научная книга», 1998

© М. В. Шатунов, 1998

Глава 1 ФИЛОСОФИЯ КОНФЛИКТА 3

Глава 2 ТРАДИЦИЯ КОНФЛИКТА 15

РУССКИЙ КУЛАК 16

ПЕРУНОВА ПАЛИЦА 23

БОРЬБА НА РУСИ 32

Глава 3 РУССКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРАКА, ИЛИ СЛАВЯНО-ГОРИЦКАЯ БОРЬБА 38

ТРАДИЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ СЛАВЯНО-ГОРИЦКОЙ БОРЬБЫ 40

«ВЕЛЕСОВА БОРОТЬБА» 44

ОХОТНИЦКИЙ БОЙ 46

СТИЛЬ «ЛОМАНИЕ» (плясовой стиль) 46

ПОДСАЙДАШНЫЙ СТИЛЬ 48

СТИЛЬ ЯРОГО ВОИНА (стиль берсерка) 54

РУССКИЙ ШТУРМОВОЙ БОИ 55

ТОТАЛЬНЫЙ БОИ 57

БОЕВОЙ РАЗДЕЛ 58

ГЛАВА 4 КУЛЬТ ПЕРУНА 61

ВОИНСТВО И СОВРЕМЕННОСТЬ (вместо послесловия) 69

Глава 1 ФИЛОСОФИЯ КОНФЛИКТА

Пожалуй, нет более непопулярного термина в теперешнем быту, чем «драка». Отношение к этому явлению со стороны большинства крайне отрицательное. Наверное, не надо объяснять, почему. Драка всегда ассоциируется с неожиданным нападением, зачастую силы противной стороны на порядок превосходят ваши, а значит, неизбежны кровь, увечья от легких до тяжелых и, самое главное серьезнейшая психическая травма, приводящая порой к длительным психическим нарушениям.

Разумеется, на таком вот неприглядном фоне утверждение о том, что драка — это полезное и необходимое явление, у большинства встретит стойкое неприятие. И, опять оговорюсь, это закономерно и правильно.

Несмотря на массу предубеждений, воздающих по этому поводу, наш разговор пойдет именно о драке. О том, зачем люди дерутся, кто эти люди, и, самое главное, как они дерутся.

Наметив канву повествования, позволю себе отвлечься на своего рода вводный раздел, который, по моему глубокому убеждению, может многое прояснить для читателя.

Александр Белов (Селидор) — Славяно-горицкая борьба. Изначалие.

Александр Белов (Селидор) — Славяно-горицкая борьба. Изначалие. краткое содержание

Эту книгу называют библией русского стиля. О чём она: о борьбе, о состзаниях, о народных утехах? Не только. Национальная культура — понятие целостное. Автор стремится не разделять такие явления, как состязательная способность народа и его история, психология, философская традиция. Книга впервые глубоко и всесторонне раскрывает философию дохристианских учений славян.

Славяно-горицкая борьба. Изначалие. — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Во славу рода твоего

История пишется дважды: сначала — неумолимым временем по пергаменту бытия, потом — рукой летописца. В одном случае перед нами сам факт, в другом — его изложение. Излагать, как известно, можно по-разному. Иное изложение ставит в укор истории реальное событие, замалчивает его, изводит из памяти народной. В предлагаемом повествовании вы столкнетесь с многоголосием суждений и оценок во имя поставленной цели — поиска пути. И действительно, чего бы стоили эти записки, если бы суть их уже изначально определялась некой идеей, а содержание — соответствующими доказательными штампами? У меня есть выбор: либо настаивать, как делает большинство исследователей, на объективности своих изысканий, либо, напротив, скромно ссылаться на собственную точку зрения. Так вот, содержание книги — это авторская позиция.

Итак, начнем. Не задумывались ли вы, что такое понятие, как боевое искусство, неразрывно с историческим портретом самого народа? Понятие это, ныне столь узнаваемое благодаря прижившимся у нас восточным единоборствам, — всегда составная часть национальной культуры, можно даже сказать — ее мерило и символ. Потому наше углубление в отечественную историю небезосновательно. Оговорюсь: датировка возникновения боевого искусства — чистейший абсурд. Ведь как принято считать, первое упоминание в источниках определяет и летосчисление. Так, отечественный состязательный бой отмечен пером летописца под 993 годом. Но ведь культура формируется пропорционально развитию человеческого общества, и возникновение ее как явления нельзя связывать с конкретным историческим событием.

У культуры есть этапы становления, этапы взлета и упадка. Потому некоторым цинизмом отдает от православных восклицаний — 1000-летие славянской культуры! 1000-летие славянской письменности, 1000-летней славянской архитектуры!… Кстати, что касается архитектуры, следует напомнить: Русь VIII — IX веков, то есть задолго до Владимира-крестителя, скандинавами именовалась Гардарикой, или Страной городов. Культовые же постройки, помимо шатровой архитектуры с ее массивными каменными храмами, удовлетворились, главным образом, языческой формой в виде фаллического столба с округлой крышей. По поводу письменности тоже промашка вышла — церковники спутали славянскую письменность с церковнославянской, которой действительно тысяча лет. Так одним махом российская история потеряла несколько тысячелетий.

Но вернемся к боевому искусству. Понять его самобытность, идейно-нравственный строй, отличительные черты и достоинства можно, лишь вскрыв прямые исторические связи с самой этнокультурой.

Русы: миф или этнос?

Исследователи ворожат над этим вопросом уже не одно столетие. Объективная оценка здесь уступает идеологическому спаррингу между норманистами и славянистами. Суть спора сводится к оценке роли варягов в формировании восточнославянской государственности.

В XVIII веке группа ученых немецкого происхождения, идейным вдохновителем которой был А.Л.Шлецср, в русле пангерманистской идеологии развивала теорию неспособности славян к государственному самоуправлению. Она высвечивала как бы неполноценность славян, их природную подчиняемость германской воле. К слову, влияния теории не избежали и Н.М.Карамзин, и С.М.Соловьев, и В.О.Ключевский. Подтверждение своим выводам отцы норманнской теории 3.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер черпали, «естественно, из русских летописей». Но история пишется дважды, и монах-летописец, рукой которого водила чужеродная христианская идеология, оказал неоценимую услугу будущим толкователям истории. Именно противопоставление «просветленного» христианского бытия языческому, народному, «темному и дикому» с точки зрения противоборствующей идеологии, определило образ славянских народов. Понятие же «призвание варягов» весьма вписывалось в идею привнесения власти извне (исполнительная, княжеская власть — от варягов, духовная — из Византии).

В противовес норманнистской теории появилась так называемая славянская, которая отрицает роль варягов в государственном строительстве восточнославянской Руси, возвеличивает роль народа (а не отдельной личности), историческом процессе, доказывает невозможность привнесения государственности извне. Славянская теория также базируется на норманнском происхождении варягов, что опять же уязвляет ее. Как в первом, так и во втором случае довлеет идеологическая установка, при которой «доказательства подгоняются под заранее сделанный вывод. По словам В.И.Паранина, выяснение истины в этом споре так же далеко, как и два века назад. Обе концепции оказались тупиковыми, и поэтому следует говорить не о торжестве истины, а о кризисе науки в данной области. (Паранин В.И. Историческая география летописной Руси. — Петрозаводск: Карелия, 1990, с. 9.)

Впрочем, варяги — всего лишь часть вопроса Происхождения, часть, в определенном смысле независимая от самого распознавания Руси. Что такое Русь? Если это этнос, то где он локализован, почему распался и имеет столь обширную географию, в чем отличие его культуры и языка, например, от славян? Если этноним (племя), опять же чем вызвана такая рассеянность (смотри карты); чем объясняется использование им не только разных диалектов, но и разных языков (славянского, скандинавских); чем вызвана вживаемость в разные этнические группировки (шведскую RHOS и восточнославянскую РУСЬ)? Попытаемя ответить.

Во-первых, определим изначальное понятие, обозначенное этим термином. На санскрите, языке неолитической Европы, arusa означает «(красный)». Вот один из ведических образов, сформированный в тесном единстве с понятием «(красный)» — Рудра (в славянском язычестве ему соответствует Руевит). Цитирую по Мифологическому словарю (М., изд-во «Советская Энциклопедия», 1991): «Живет он на севере… юн, быстр, силен, неуязвим; он улыбается, как солнце, вместе с тем он свиреп и разрушителен, как ужасный зверь, он — „красный вепрь неба“. У него колесница, в руке — молния или палица, лук или стрелы… Рудра возник на индо-арийской почве». Перед нами образ бога-воина.

Вспомнил я Рудру не случайно, как не случайна и связь с красным цветом. Именно он использовался русскими дружинами как основной в окраске щитов, стягов, парусов на ладьях. Отсюда, собственно, и славянское название Понта Евксинского — Чремное море (а не Черное, каким оно стало после реформации языка. Вспомните известный спор о цвете княжеского стяга на Куликовом поле). Название это связано с опознавательным цветом русского флота — основой походов на Византию в Х веке. Многотысячные отряды кораблей под красными парусами с красными, от выставленных щитов, бортами представляли единую движущуюся массу. (Еще в VIII веке византийский хронист Феофано (ум. в 817 г. ) упоминает русские хеландии— корабли). Красный цвет в языческой символике означает воинское начало, белый — жреческое, золотой — княжеское, царское, черный — демоническое. Попробуем проследить, как переплетается в смысловом отношении «воинское начало» с общеарийским корнем «рус» и, соответственно, красным цветом, на примере современных английских, французских, немецких и испанских слов:

РУССКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРАКА, ИЛИ СЛАВЯНО-ГОРИЦКАЯ БОРЬБА

Товаров в продаже: 387 630

Вы недавно смотрели:

Товар в корзине

  1. Мир увлечений (27311)
  2. Спорт и физкультура (3510)
  3. Русская профессиональная драка. Пособие по славяно-горицкой борьбе

Русская профессиональная драка. Пособие по славяно-горицкой борьбе

300 р.

Товар в корзине

Издательство: Рипол Классик

Место издания: Москва

Тип переплёта: ламинированный тверд.

Год издания: 2002

Формат: Увеличенный

ISBN: 5-7905-1363-8

Состояние: Новая. Книга новая, не читанная.

Всего томов: 1

На остатке: 1

300 р.

Товар в корзине

Русская профессиональная драка. Пособие по славяно-горицкой борьбе — одной из самых конкурентоспособных боевых систем.
Это издание — прекрасно иллюстрированный материал о славяно-горицкой борьбе — древнерусском боевом искусстве. Основные стили борьбы, примеры прикладного использования воинских навыков. Книга рассчитана на самостоятельное овладение навыками одной из самых конкурентоспособных боевых систем. Кроме глав, посвященных борьбе, в издание включены разделы о здраве — национальной оздоровительной системе применительно к боевой подготовке. Оригинальные схемы, фотографии, рисунки помогут освоить русскую профессиональную драку.

Продавец: Sergey1917 (Краснодар – Россия.)

(219 продаж с 2018 г.)

Телефон

Адрес

Все книги продавца (2752)

Задать вопрос продавцу

Условия оплаты и доставки

Оплата: Только предоплата

Способы оплаты:

  • Contact;
  • Western Union;
  • Золотая Корона;
  • Карта СБЕРБАНКА;
  • Наличными из рук в руки;
  • Почтовый перевод;
  • Яндекс.Деньги;

Доставка: По России и за границу

Способы доставки:

  • почта России;
  • самовывоз : Мачуги;
  • транспортная компания: ПЭК;

Стоимость доставки:

  • По тарифам Почты России + упаковка

Отправка заказов:

  • каждую неделю – понедельник, вторник, среду, пятницу.

Дополнительные услуги продавца

Почтовый идентификатор:

  • высылается всегда

Дополнительные сканы и фото:

  • Высылаются для любых книг
  • После заказа

Торг по цене:

  • не возможен

Хранение неоплаченных заказов:

  • 7 (дней)

Русская профессиональная драка. Пособие по славяно-горицкой борьбе — одной из самых конкурентоспособных боевых систем.
Это издание — прекрасно иллюстрированный материал о славяно-горицкой борьбе — древнерусском боевом искусстве. Основные стили борьбы, примеры прикладного использования воинских навыков. Книга рассчитана на самостоятельное овладение навыками одной из самых конкурентоспособных боевых систем. Кроме глав, посвященных борьбе, в издание включены разделы о здраве — национальной оздоровительной системе применительно к боевой подготовке. Оригинальные схемы, фотографии, рисунки помогут освоить русскую профессиональную драку.

Ссылка на основную публикацию