Рукопашный бой и физическая подготовка. HИHДЗЮЦУ- воинский путь просветления | Karate-krs.ru

Рукопашный бой и физическая подготовка. HИHДЗЮЦУ- воинский путь просветления

ПРОСВЕТЛЕНИЕ И УХОД

ПРОСВЕТЛЕНИЕ И УХОД

Обретший полную самостоятельность Уэсиба пользовался огромной популярностью не только среди мастеров боевых искусств, но и в полиции, армии и даже в школах подготовки диверсантов. Но постепенно такие занятия пересталиего удовлетворять. Оставив преподавание в военных школах, Уэсиба занимался только своими учениками и посвящал все больше и больше времени религиозной практике.

Далёко не всегда озарение (сатори) бывает окончательным. Оно может оказаться и одномоментным, но опыт этого переживания сохраняется на всю жизнь. Свое первое сатори Уэсиба испытал в 1925 г., в период окончания аскезы в горной деревушке Аябэ у Дэгути. Это первое переживание было очень ярким и живым. Вот как сам Уэсиба вспоминал о нем: «Однажды, прогуливаясь во дворе, я внезапно испытал странное ощущение, будто подо мной начала дрожать земля. Какой-то золотистый туман стал подниматься от земли и обволакивать меня. В тот же момент я и разумом и телом ощутил яркий свет, и мне показалось, что я понимаю язык птиц, что щебетали вокруг. Внезапно я ощутил близ себя присутствие Истинного божества, духа-творца в его духовном обличии. Тут меня озарила мысль: «Основой всех боевых искусств должна быть любовь ко всему сущему на земле». С того мгновения и на всю жизнь я понял, что весь мир отныне – мой дом, что и Солнце, и звезды принадлежат мне. Высокое положение в обществе, слава, почет, богатство – все это навсегда утратило для меня значение» [200].

Просветление ушло, но воспоминание о мистическом опыте осталось, равно как осталась и мысль о суетности славы на земле. И он удаляется от мира именно тогда, когда все пути к славе для него открыты. Он действует как великий самурай, принцип которого гласит: «Добившись славы – отступай».

Новой обителью Уэсибы стала маленькая деревушка в префектуре Ибараки. Ему уже под шестьдесят, надо подводить итоги своих исканий. И здесь, удалившись от людей, он испытывает второе, более сильное озарение.

У Уэсибы была своя небольшая школа – Кобукай, которую он создал в 1938 – 1939 гг. Новых учеников он брал к себе крайне неохотно, утомленный бесконечной суетой своей прежней жизни. Школа Уэсибы была построена по принципу небольшой религиозной секты. Почти пять лет не выходит он на люди, упорно тренируется, поражая учеников фантастическим мастерством. Тренировки проходили на горных террасах, на узких лесных тропинках, и первые ученики великого мастера приобретали уникальный опыт реального боя. Помимо рукопашного боя Уэсиба делает элементом обязательного обучения владение коротким и длинным мечами, шестом, т. е. все те аспекты, которые изучались в Дайто-рю.

Первоначально тренировки в его школе были чудовищно тяжелы, а порой и жестоки; не случайно ее называли «дзигоку додзё» – «дьявольская школа». Дух гуманности, столь характерный для позднего айкидо, еще не воцарился в залах Уэсибы, а потому травмы и ушибы, переломы и кровавые ссадины не были редкостью – в этом ощущалось влияние могучего боевого духа Такэды Сокаку.

Теперь в его «дьявольской школе» тренируются люди, которым суждено будет в дальнейшем сформировать облик современного айкидо. Среди них, в частности, знаменитый Годзё Сиода (1905 – 1981 гг.), ставший лучшим учеником Уэсибы. Другой его ученик – Мотидзуки Минору позже стал пионером айкидо во Франции, где одновременно преподавал и «иай-дзюцу» – «искусство одного удара» мечом, причем заслуги Минору были отмечены особой наградой французского правительства.

Но он учит их не только сражаться. Его ученики долгими часами медитируют, постигают сложные ритуалы общения с духами, совершают в храме Ивами длительные церемониалы, не допуская к себе посторонних. Айкидо в ту пору существует в качестве закрытой мистической секты.

Из своего добровольного заточения в горах Уэсиба выходит лишь после окончания войны, переселяясь с ближайшими учениками в Токио. Он решает вернуться к людям и объяснить им духовную истину айкидо, причем не только японцам, но и всему миру. Уэсиба чувствует себя проповедником, духовным наставником, который посредством боевых искусств учит людей гармонии и разъясняет им суетность этого мира.

После войны, когда американские оккупационные власти сняли наконец запрет на занятия боевыми искусствами, школы будо начали бурно развиваться. Восстановило свою активность каратэ, проводились многочисленные турниры по дзюдо, готовились даже международные первенства под эгидой самого Кано Рисени. Американские «джи-ай» занялись дзюдо, узнали о каратэ; японское правительство стало считать боевые искусства неплохой «визитной карточкой» страны за рубежом, а также каналом притока финансовых средств. Уэсибу угнетала такая ситуация. «Будо – не для соревнований», – заявил он. Выход Уэсибы во внешний мир отчасти объяснялся и усилением профанации традиционных ценностей будо. Он считал, что в основе боевого искусства должна лежать «гармония ки», в то время как многие стремились лишь к противоборству. Уэсиба считал, что подлинное боевое искусство не должно иметь ничего общего ни с грубой физической силой, необходимой лишь для того, чтобы свалить противника, ни тем более с любым смертоносным оружием, которое приносит разрушение в этот мир. Подлинное боевое искусство призвано, избегая всякого противоборства, регулировать всеобщее ки, сохранять мир, позволяя всему в природе расти и развиваться.

В 30-е г. Уэсиба еще не мог определиться с названием школы. Сначала он придерживался традиционного названия «айки-бу-дзюцу», не добавляя при этом «Дайто-рю», что должно было одновременно продемонстрировать и преемственность, и отличие от старой школы. Затем он решает отметить собственные заслуги в создании системы – так рождается название Уэсиба-дзюку айки дзю-дзюцу. Интересно, что у Кано Дзигаро школа Кано-рю дзю-дзюцу стала называться просто «дзюдо». Далее школа Уэсибы меняет еще несколько названий: Кобукай айки-будо, Тэнсин айки-будо (Боевое искусство гармонии ки тела и духа), Такэмусу айки.

Последний раз Уэсиба переименовывает свою школу на рубеже 1941 – 1942 гг. На этот раз школа приобретает окончательное название – «айкидо» (Путь гармонии ки). Его ученик Минору Хираи регистрирует название «айкидо» в центре боевых искусств Бутокукай, являвшемся высшей организацией в Японии в этой области, и с тех пор оно становится официальным наименованием школы. Из айкидо не исчезли эффективные приемы, ловкие заломы руки, мощные броски, но теперь все было подчинено единственной мысли – достижению внутренней гармонии в человеке и его равновесия с миром.

Рукопашный бой и физическая подготовка. HИHДЗЮЦУ- воинский путь просветления

Ирина Медведева, Евгений Сухоруков

Рукопашный бой является не основной, хотя и неотьемлемой, частью Шоу Дао. Независимо от целей, которые преследует практикующий, боевые элементы должны быть включены в ежедневную практику ученика. Это помогает лучше разобраться в энергетической, оздоровительной и других разделах Школы.

Рукопашный бой Шоу Дао существенно отличается от большинства существующих школ. Отсутствие чётко установленной последовательности двжений, а также медитативно-интуитивный подход к исполнению техник, базирующихся на принципах, позволяет каждому ученику выбрать свой собственный путь, наиболее отвечающий его запросам и способностям. Именно поэтому для начинающего не существует физических ограничений (сноска: рекомендуется проконсультироваться с семейным доктором перед началом занятий). Занятие строится не на механическом заучивании движений, одиннаковых для всей группы, а на постановке индивидуальных заданий Учителем для каждого ученика, в зависимости от уровня его подготовки. По окончании занятия, Учитель даёт ученику домашнее задание, что помогает существенно ускорить прогресс в обучении.

Обучение начинается с изучения координационной системы плоскостей, которая является основой для построения техник Шоу Дао. Вначале ученик учится выполняти круговые облачные движения по отдельности в каждой из плоскостей, а потом изучает комбинации и переходы с одной плоскости на другую во всех возможных вариантах. В каждом из кругов ученик создаёт самостоятельно 100 технических действий кистью, локтём или всей рукой, а также ногой. Техники должны сочетать защиту, атаку, захваты, болевые и прочие базовые элементы. Учитель проверяет домашнюю работу, исправляет и уточняет техники и добавляет то, до чего не додумался ученик. Далее, при переходе с круга на круг, все технические элементы комбинируются.

Существуют различные стратегии боя в зависимости от поведения противника. Пять первоэлементов являются одной из основ. Непрерывность движения позволяет одному техническому действию плавно перетекать в другое, что мешает противнику предугадать момент начала и харктер приёма, который собирается провести испонитель. Обучение ученика выбору оптимальной стратегии боя проводится в очень медленном спарринге, в котором физические возможности Учителя и ученика уравниваются, и бой приобретает характер шахматной партии (более близко – партии в го), когда победу определяет лишь выбор правильной стратегии действий, а не скорость или физическая сила.

Интуитивность подхода позволяет практикующему использовать знакомые ежедневные движения для боя, вместо того, чтобы потратить годы на изучение неестественных стоек и движений, а потом уже быть способным их примеить на практике. Это помогает овладеть нобходимыми навыками в довольно короткое время. Процесс обучения можно сравнить с изучением алфавита vs. Китайских иероглифов. Можно заучить и довести до автоматизма сотни и тысячи комбинаций, предугадав множество всевозможных ситуаций, а можно выучить афавит из 26-ти знаков, и быть готовым к любой нестандартной ситуации. Овладев «алфавитом» движений, практикующий в ежедневной практике комбинирует их всевозможными способами, создавая на лету разнообразные комбинации и огромное множество ситуаций. В этом прослеживается медитативный подход к обучению. Каждое базовое движение может быть использовано как медитативная техника, эффективное средство самозащиты, разогревательное или тренировочное упражнение.

В процессе обучения добавляются специальные упражнения на выносливость, силу, ловкость, гибкость и равовесие. Однако, рукопашный бой Шоу Дао не только не требует исключительной силы, а наоборот, стремится к достижению результата наименьшими затратами сил и энергии. Воину Жизни сила нужна была для достижения пставленной цели. С точки зрения Шоу Дао, бой так же естественен, как дождь. Поэтому, если есть возможность его избежать, то это сохранит силы для выполнения задания. Но если бой необходим, то его нужно завершить с мнимальными потерями сил, энергии и времени. Именно поэтому система боя в Шоу Дао позволяет уставшему, раненному, обессиленному и безоружному человеку успешно одержать победу над несколькими сильными вооружёнными противниками в любых условиях.

Обучение включает несколько разделов. Сюда относятся: бой без оружия с безоружным и вооружённым противником, бой с несколькими противниками, бой с оружием, метательное оружие, бой против животных и укрощение животных, «железная рубашка» и техника «ядовитой руки». Неразравно с этим связана работа с внутренней энергией, развитие экстрасенсорных способностей чувствования противника на расстоянии, цигун, массаж и медитация. Очень близкими к разделу рукопашного боя являются разделы реанимация и медицинская помощь, выживание и автономное существование в различных условиях окружающей среды, методы разведки, а также стратегия и тактика ведения боевых действий.

Обучение Шоу Дао напоминает обучение музыке. Изучив ноты, ученик складывает их в гаммы, аккорды, учится играть простые мелодии, повторяя за учителем и постепенно усложняя задание. Достигнув определённого мастерства, он начинает создавать свою музыку, создавая уникальные и зачастую неповторимые комбинации при помощи всего лишь 12-ти звуков октавы.

Читать онлайн «Психотехника рукопашной схватки» автора Гагонин Сергей — RuLit — Страница 24

3.5.2. Кобу-дзюцу и синбу-дзюцу. Бу-дзюцу и будо

В XII веке были систематизированы «18 искусств самурая», положившие начало комплексу воинских искусств феодальной Японии. Среди них важнейшими считались искусства меча, копья, лука и стрелы, верховой езды. К этому времени уже были известны боевые искусства крестьян — такие, как владение шестом и ножом, полицейские искусства — такие, как связывание или работа с цепью. Совокупное количество старинных воинских искусств самураев, крестьян и полиции насчитывало несколько десятков. Все они получили название кобу-дзюцу (воинские искусства старой Японии) и хронологически относятся ко времени существования трех сегунатов — Минамото, Асикага и Токугава, то есть к периоду с 1185 по 1867 год.

В рамках кобу-дзюцу развивались уже существовавшие в то время воинские искусства и описанные в предыдущем разделе, но появились и новые, в частности, искусство боя палками бо-дзюцу. Чаще всего использовалась палка рокусяку-бо длиной около 180 см, но в Японии были популярны также хан-бо (130 см) и тан-бо (60 см). В период феодальных войн самураи использовали и другие модели, например тэцу-бо (железную палицу с разнообразными шипами) или консай-бо (палку, окованную металлом).

В XVII веке мастер Мусо Гонноскэ заменил рокусяку-бо на более короткую и легкую модель — дубинку дзе длиной 120—125 см. В результате появилась новая разновидность фехтования на палках — дзе-дзюцу, и была основана школа синдо-мусо-рю, прославившаяся своими 64-мя приемами боя.

На Окинаве в XV веке возник собственный комплекс боевых искусств, также получивший название кобу-дзюцу. Несмотря на тождественность названий, окинавское кобу-дзюцу отличалось от японского. В комплекс окинавских искусств входило прежде всего владение традиционным (так называемым «крестьянским») оружием. Основное развитие окинавское кобу-дзюцу получило в XVII—XVIII веках, будучи тесно связанным с каратэ и испытав на себе китайское влияние .

К оружию окинавского кобу-дзюцу относятся нунтяку (короткий цеп для молотьбы), сай (трезубец, укороченный до размеров кинжала), кама (серп, у которого лезвие насажено на прямую рукоятку под прямым углом), тэкко (кастет с выступающим спереди острым шипом), сурутин (веревка с привязанными на концах грузилами), фундо (короткая цепь с рукоятками по концам), кува (мотыга), тэтю (лом) и некоторые другие. Используется также техника бо-дзюцу, но наряду с рокусяку-бо на Окинаве популярны косяку-бо (280 см) и санаяку-бо (100 см). Также существует техника работы с веслом (эку-дзюцу), представляющая собой разновидность техники бо-дзюцу .

После восстановления императорского правления в Японии в 1868 году (буржуазной реставрации Мэйдзи) в истории японских воинских искусств начался современный период. Они стали называться синбу-дзюцу (новые боевые искусства). Но к тому времени термин «бу-дзюцу» практически повсеместно сменился термином «будо».

В эпоху сегуната Токугава (1603—1867 гг.) почти все боевые искусства Японии сменили свои названия, заменив иероглиф «дзюцу» (техника, приемы, искусство) на иероглиф «до» (путь). После непрерывных войн и мятежей, потрясавших Японию около 500 лет подряд, наступил мирный период, огнестрельное оружие потеснило традиционное холодное. В результате самураи стали практиковать свои искусства, главным образом, с целью морального и психофизического совершенствования. Непосредственное боевое значение воинских искусств значительно снизилось, поэтому основное внимание стало уделяться не их технической стороне, а пути (до) постижения воинского мастерства и вхождения в совершенную гармонию с природой. Боевые искусства стали использоваться преимущественно для физического воспитания и закалки характера молодого поколения, а также в качестве средства психотренинга.

Отличительной особенностью японских боевых искусств стало то, что при овладении ими первостепенное значение приобрела морально-этическая сторона, а формирование физически развитой личности было отодвинуто на второй план.

Понятие «до», связанное с дзэн-буддизмом, стало главным нравственным принципом боевых искусств. Оно должно было помочь воину войти в соприкосновение с божественным духом, уловить его присутствие, увидеть его существование. Это соответствовало дзэн-буддийскому принципу, провозглашавшему, что изначальная природа Будды присутствует во всем одушевленном и неодушевленном и постигается через просветление (сатори). Решающими факторами в деле выработки силы духа были концентрация внимания (отрешенность от всего постороннего), медитация и следование ритуалу. Таким образом происходило соприкосновение воина с «до», то есть слияние единичного с целым, что и являлось целью и сутью боевых искусств.

Развитие самообладания, трезвости мысли и хладнокровия не означало, что в боевых искусствах физический фактор был низведен до несущественного уровня. Физическое воспитание осталось вторым образующим элементом боевых искусств и требовало от воина кропотливого оттачивания техники, развития силы и выносливости, выработки инстинктивной реакции и координации движений. Все это могло быть достигнуто лишь в результате ежедневных многочасовых тренировок, которые рассматривались как репетиции военных действий.

Новое будо ХХ века делает акцент на победу в спортивных состязаниях. Но подлинные школы будо бережно сохраняют духовно-нравственные традиции воспитания адепта боевых искусств. Так, сегодня продолжают свое существование 10 школ окинавского кобудо, трансформировавшиеся из школ кобу-дзюцу (на Окинаве не существовало понятия синбу-дзюцу или синбудо): семь из них расположены на Окинаве, три — в Японии.

3.5.3. Дзю-дзюцу и дзюдо

Понятие «дзю-дзюцу», искаженное в Европе и Америке на «джиу-джитсу», появилось в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым «подручным» оружием. Термин «дзю-дзюцу» переводится как «мягкая, податливая техника», то есть мастер данного боевого искусства уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, после чего обращает действия врага против него самого.

Предшественниками дзю-дзюцу были различные виды самурайского боевого единоборства в доспехах, наиболее известными из них были системы ерои куми-ути и коси-но мавари, расцвет которых пришелся на XI—XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с кинжалом.

Первую школу рукопашного боя в легком снаряжении (когусоку), близкую к технике дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноути Хисамори на острове Кюсю. Согласно легенде, ему во сне явился монах-отшельник, раскрывший секреты боевого искусства, основанного на бросках и болевых приемах. Таким образом утверждалась версия о чисто национальном происхождении дзю-дзюцу.

Вторая версия связывает распространение дзю-дзюцу в Японии с именем китайского эмигранта Чэнь Юаньбина, нашедшего пристанище в буддийском храме Секоку-дзи в городе Эдо (нынешний Токио). Будучи мастером циньна, китайского искусства заломов и захватов, он открыл в 1558 году школу при храме, где обучал своей технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. Трое учеников Чэнь Юаньбина впоследствии основали собственные школы дзю-дзюцу: миура-рю, фукуно-рю и исогаи-рю.

Систематизация приемов дзю-дзюцу связана с именем врача Окаямы Сиробэи. Изучив приемы ерои куми-ути и коси-но мавари, он отправился в Китай для расширения своих познаний и познакомился там с рядом местных единоборств, в частности, тайцзитуйшоу. В результате систематизации и обобщения техники он со своими учениками и единомышленниками представил специально созванной императорской комиссии несколько тысяч приемов рукопашного боя, которые и составили основу дзю-дзюцу. Именно Окаяме приписывают формулировку главного принципа дзю-дзюцу — поддаться, чтобы победить. В качестве образных примеров он приводил ветку, сгибающуюся под грузом снега до тех пор, пока не сбросит его, и гибкую иву, распрямляющуюся после бури, в отличие от поверженного могучего дуба.

Психологическая подготовка воина к схватке

Психологическая устойчивость в бою, сила духа – наиважнейшие условия победы. Если от страха у вас дрожат руки и ноги, в голове сумятица и одна паническая мысль цепляется за другую – нет сомнений, что вы проиграете своему противнику. Даже если у вас сильная техника и вы сто раз подтягиваетесь на перекладине – все это превратится в ничто, если вами овладел страх. По сути, психологическая устойчивость (сила духа) – это самый главный и самый важный прием рукопашника.

Но как освободиться от страха? Ведь страх – это биологическое чувство, которое предупреждает человека об опасности, своеобразный сигнал организму. И нет на земле человека, который бы не испытывал страх, когда его жизни что-то или кто-то угрожает.

Чувство страха испытывает и спецназовец «Альфы» при захвате террориста, и простой школьник, дерущийся на дискотеке. Страх – это нормальное чувство, но только в том случае, если человек научился управлять им. Если же страх не контролируется, он переходит в панику. А паника в бою ведет к поражению и смерти.

Наши предки говорили: «В бою нет ни отца, ни матери». Что это означает? При столкновении с врагом некогда думать о прошлом и будущем, а тем более жалеть себя. Нужно действовать собранно, полностью сконцентрировавшись на поединке. Вы как бы входите в состояние транса, когда тело и мысль собраны воедино для решительного действия, которое приведет вас к победе.

Вы спросите, как добиться такого состояния, когда человек владеет собой настолько, что действует в бою спонтанно?

Каждый народ вырабатывал свои методы борьбы со страхом. Вспомните, в русских былинах богатыри всегда выбирали дорогу, где «убитым быть», но тем не менее выходили из передряги победителями. При этом они настраивали свою психику разными заклинаниями, помогающими победить страх. Например, «была не была» или же «двум смертям не бывать, а одной не миновать». Современный психолог сказал бы, что это не что иное, как формулы самовнушения – суггестия.

Итак, самовнушение – один из путей преодоления страха смерти. Но поскольку каждый человек – индивидуальность, то вы должны выработать свою формулу преодоления.

От страха не следует бежать, а нужно честно признаться самому себе, что ты испытываешь страх. Иными словами, нужно заглянуть в глаза страху, и тогда это «липкое чудовище» отступит. В любом случае победа над страхом достигается логикой, а не эмоциями.

Еще одним из путей преодоления страха является вера. Скандинавские викинги не ведали страха, удивляя своих противников проявлением массового героизма. Викинги верили в бога Одина и в лучшую загробную жизнь.

Молитва и вера помогали и помогают нашим воинам бороться с врагом, побеждая страх смерти. Как говорят на Руси, нет ничего более святого, чем отдать жизнь «за други своя».

Побороть страх смерти помогают также ненависть к врагу и уверенность в том, что твоя борьба праведная. Вспомните героизм русских витязей в Куликовской битве, в Бородинском сражении. А позднее – героизм наших воинов в годы Великой Отечественной войны. Воины бросались под гусеницы танков со связкой гранат. Враг нападал на нашу Родину и находил свою погибель. И как предупреждение недругам звучат слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. » Русские воины всегда умели сражаться за независимость своей Родины.

Известно, что загнанный в угол человек, когда у него нет выхода, дерется с двойной энергией. В этом случае жажда жизни помогает побороть страх. Из истории известно, что древние китайцы особенно яростно сражались, оказавшись в так называемой «местности смерти». То есть в критической ситуации, когда шансов на спасение почти не оставалось.

Японским самураям победить страх помогало презрение к смерти. С детства будущему воину внушалось, что самурай должен быть готов ко встрече со смертью в любой момент, что к смерти нужно готовиться, что смерть на поле боя почетна и благородна. Самурай каждое утро тщательно умывался и надевал чистую одежду, чтобы в случае гибели враг не потешался над его неряшливостью.

Здесь налицо целый комплекс борьбы со страхом: самовнушение, производимое в течение всей жизни, воинские упражнения и, наконец, воинский ритуал.

Для преодоления страха использовались и используются различные вещества. Например, скандинавские берксерки принимали перед боем специально изготовленную настойку из мухоморов.

Однако нужно предупредить, что такие «допинговые» накачки в бою при столкновении с коварным, хорошо обученным противником часто стоят жизни, так как современный бой требует отменной реакции, сообразительности, – кто кого перехитрит, введет в. заблуждение, заставит ошибиться. Вещества же притупляют не только чувства, но и двигательные реакции, способствуют снижению умственной активности при восприятии происходящего. Всем этим неминуемо воспользуется враг.

Итак, можно сказать, что наиболее действенными способами преодоления страха смерти являются самовнушение, вера и каждодневные напряженные тренировки, позволяющие в значительной степени освободиться от страха.

Борьба между противниками начинается не тогда, когда они бросились друг на друга и сцепились в смертельной схватке, а тогда, когда их глаза встретились перед боем. Колеблющийся взгляд говорит о том, что противник боится, и ваша решительная атака приведет к победе. И наоборот, непроницаемый, хладнокровный взгляд, когда вы смотрите на противника как бы сквозь него, говорит о вашей непоколебимой решимости.

Кроме того, когда вы смотрите в глаза противника и как бы сквозь него, вы видите его целиком. Это очень важно, так как позволяет вам действовать спонтанно и быстро, разрушая атаку противника и переходя в контратаку.

Так что взгляд нужно тренировать в учебных схватках, добиваясь того, чтобы ни одно движение соперника не ускользало от вас и не являлось неожиданным.

Кроме того, полезно еще такое упражнение: выбрать объект наблюдения (любой), скажем, птицу, сидящую на ветке, и наблюдать за этой птицей, но так, чтобы видеть окружающие предметы, деревья, дома и т. д.

Проведения занятия по физической подготовке по теме: Рукопашный бой.

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Проведения занятия по физической подготовке

Тема: Рукопашный бой.

Цели: 1. Научить студентов приемам рукопашного боя.

2. Совершенствовать физическую подготовленность студентов.

1. Вводная часть. Принимаю доклад старшего группы, проверяю наличие личного состава, внешний вид. Объявляю тему, учебные цели занятия и порядок проведения занятия. Инструктирую обучаемых по Мерам безопасности при проведении занятия. Проверяю знание личным составом ранее пройденного материала.

Провожу разминку для мышц туловища, рук, ног, шеи.

2. Основная часть.

Учебный вопрос № 1. Приемы нападения без оружия.

-удар рукой прямой: из изготовки к бою перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу и с поворотом туловища нанести удар.

-удары рукой сбоку, снизу, сверху, нанести кулаком (основанием пальцев), ребром ладони и локтем.

-удары ногой снизу, сверху, вперед, прямо, сбоку, назад, нанести носком, каблуком, стопой. Удары наносятся кротчайшим путем, в наиболее уязвимые места.

Учебный вопрос № 2. Приемы защиты без оружия.

-защита от ударов рукой, выполнить отбив руки в сторону, подставкой под удар ладони, предплечий, нырком под удар, уклоном или уходом назад. После защиты немедленно нанести ответный удар.

-защита от ударов ногой, выполнить подставкой стопы под удар.

-защита от удара ногой, блок снизу остановить ногу противника предплечьями прямых скрещенных рук, захватив ее правой рукой за пятку, завести стопу в локтевой сгиб левой руки, рывком вверх на себя бросить противника на землю.

-защита от удара коленом снизу, прикрыть пах бедром, подняв согнутую в колене ногу.

Учебный вопрос № 3. Освобождение от захватов противником.

шеи сзади- приседая, захватить руки противника и повернуть голову в сторону, нанести удар каблуком по голени, резким движением рук вверх освободиться от захвата, нанести удар рукой (ногой).

шеи спереди- нанести удар ногой, соединяя вместе кулаки и разведя локти в стороны, нанести удар снизу вверх между руками противника и освободиться от захвата, нанести удар рукой.

После изучения отдельных приемов они отрабатываются в комбинациях, два, три и более отдельных приемов.

3. Заключительная часть. Напоминаю тему и учебные цели занятия и указываю степень их достижения. Указываю на характерные ошибки и способы их устранения. Выделяю лучших, объявляю оценки. Проверяю наличие и целостность имущества и снаряжения, отсутствие у обучаемых полученных во время занятия травм. Ставлю задачи на устранение недостатков и подготовку к следующему занятию. Отвечаю на вопросы обучаемых. Отправляю подразделение к месту следующего занятия.

Глава 8. Физическая подготовка и рукопашный бой 8.1. Как поддерживать форму

Выносливость — это способность долго выполнять работу заданной мощ- ности в определенном виде физических упражнений (бой, бег, караб- канье. ). Пик выносливости приходится на 23-25 лет, однако главное не возраст, а то, что тренированный человек несопоставимо выносливее нетре- нированного. При интенсивных физических нагрузках сердце в поисках до- полнительного питания начинает расщеплять молочную кислоту — в этом, от- части, кроется эффект «второго» дыхания. Другой секрет выносливости в том, что тренированные мышцы лучше используют поставляемый кровью кисло- род. Но и кислорода сосуды тренированного человека доставят к мышцам больше. Выносливость позволит вам при необходимости опекать клиента сут- ки напролет и не терять духа (его теряют тогда, когда силы на исходе) в тяжелейших ситуациях

В отличие от спортсмена, который резко улучшает свою форму перед от- ветственными соревнованиями, телохранитель всегда находится в хорошей форме, — физической, технической и психологической. Исходя из возможнос- тей мужского организма и не прекращая тренировок, отменную форму можно поддерживать до 55-65 лет. Однако отечественные условия и традиции при- водят к преждевременному старению, и подобное долголетие в охранной службе скорее исключение, нежели правило. Учтите: с возрастом ухудшаются реакция, зрение и слух

Выбирайте время для тренировок с учетом расписания вашего клиента

Желательно тренироваться 6 раз в неделю по утрам (по 0,5-1,5 часа) и 3 раза вечером (по 2-3 часа). Человеческий организм быстро приспосаблива- ется к однотипным раздражителям, поэтому занимайтесь боевым искусством и физподготовкой поочередно в разное время, а также чередуйте интенсив- ность тренировок: сегодня легкая — завтра тяжелая. Перерыв между трени- ровками в пять дней обернется снижением формы, а при перерыве в 15 дней эта утрата станет значительной. Месячный перерыв приведет к полной поте- ре физической готовности даже очень тренированным бойцом

Во избежание перетренировки один день в неделю посвящайте восстанов- лению: ходите в сауну, делайте массаж, гуляйте. О перетренировке свиде- тельствуют плохой сон и аппетит, постоянная усталость, боль в мышцах и суставах, нежелание тренироваться

Любая тренировка состоит из разминки-разогрева (5 минут), основной части (не короче 30 минут, иначе тренировочный эффект отсутствует) и за- минки (5 минут). Разминка заменяет собой тот выброс адреналина и норад- реналина, который происходит в организме в минуту опасности. Помните, что очень легко травмировать застывшую, не разогретую мышцу, а пос- ледствия такой травмы будут ощущаться долго, могут вовсе не пройти. В бою жалеть себя нельзя, но на тренировках совершенно ни к чему зарабаты- вать травмы

Возьмите на заметку: интенсивность работы органов дыхания можно уве- личить в 30 раз по сравнению с отдыхом в положении лежа. Зато сердце вы- держит лишь 8-кратное увеличение нагрузки. Тренировка сердца поэтому представляется более важной. Лучше всего это делать трижды в неделю с помощью бега на время, в том числе с утяжелением (рюкзак с грузом). Бе- гайте (после разминки) от 30 минут до часа. Включайте в бег рывки-уско- рения, прыжки через препятствия, преодоление крутых подъемов. Разговари- вайте на бегу с партнерами, пойте, декламируйте стихи — это поможет пос- тавить дыхание. Бег на лыжах считается еще более ценным, однако здесь все зависит от погоды. Велосипед и плавание могут заменить бег, но их биомеханические свойства далеки от рукопашного боя

Из игр отдайте предпочтение ручному мячу (гандбол) и баскетболу: эти виды спорта имеют рваный ритм и полезны тем, кто собирается драться в рукопашном бою с несколькими противниками сразу. Полезно играть в бад- минтон и большой теннис по очереди обеими руками. Футбол, волейбол, нас- тольный теннис не помогут подготовиться к рукопашному бою. Зато прыжки чрезвычайно важны. Учитесь многократно перепрыгивать с места через стул, стол, партнера, выпрыгивать из ямы, а также прыгать вниз. Добивайтесь высоты спрыгивания в 2,5-3 метра, то есть из окна второго этажа. Трени- руйте прыжки с разбега для преодоления препятствий

Прыгайте через гимнастические снаряды, кувыркайтесь в момент призем- ления. Но имейте в виду, что акробатические элементы наиболее сложны и наименее полезны в рукопашной схватке. В бою требуется иная акробатика: падения и кувырки. Виды падений: вперед из стойки, в сторону на бок, на спину (в том числе через партнера). Падать нужно правильно: самортизиро- вать удар хлопком руки об пол, правильно сгруппироваться. Важнейшее па- дение — назад через спину. Здесь высока опасность тяжелой травмы при внезапном падении назад от толчка, подсечки, подножки и встречи с пре- пятствием. Все виды падений нужно подолгу отрабатывать на тренировках: сперва на матах, потом на досках и наконец на улице

Кувырки: в упоре присев вперед через голову, из стойки через плечо вперед, в упоре присев через голову назад, из стойки вперед через голову без помощи рук, из стойки вперед полет-кувырок без препятствий, по- лет-кувырок через препятствия, из положения сидя на полу боковые кувырки по кругу. За одну тренировку по рукопашному бою нужно упасть и кувырк- нуться 30-50 раз. Нужно научиться нанесению ударов как до кувырка, так и сразу после, вместе с возвращением в стойку. Важнейший кувырок — через плечо вперед. Он позволит уйти от ударов палкой, бутылкой, цепью, осво- бодиться от болевых захватов и применить в падении удары ногами

В рукопашном бою скорость, точность и выносливость гораздо важнее си- лы. В драке от культуристов толку мало, тут нужны неутомимые эластичные мышцы, способные к взрывным усилиям. Поэтому не следует усердствовать в работе с «железом». Лучшими силовыми упражнениями являются: — подтягивания и подъемы с переворотом на перекладине; — лазание вверх-вниз по канату сперва с помощью ног и рук, а затем только руками, держа ноги в «угле»; — скоростные упражнения с гирями 16 и 24 килограмма; — упражнения с булавами (бутылками от шампанского, наполненными пес- ком); — упражнения с обрезком стальной трубы длиной в 1,5-2 метра и весом свыше 5 кг; — удары руками и ногами в тяжелых браслетах: на запястьях по 200-250 граммов, на лодыжках по 400-500

Вот силовой комплекс, который можно выполнять после бега или после отработки приемов рукопашного боя. Его можно также делать после самомас- сажа и разминки, использовать в командировке. В первые три месяца можете ограничиваться половиной упражнений комплекса. Все усилия осуществляйте на выдохах и ни в коем случае не задерживайте дыхание в момент напряже- ния мышц

— Начните с отжиманий на кулаках, чередуя их с отжиманиями на пальцах. Смотрите вперед перед собой, а не на пол. Опускайте тело на вдохе, отжимайте его вверх на выдохе, разгибайте руки пружинисто, резко и не забывайте касаться пола грудью

— Затем укрепляйте пресс. Складывайтесь пополам из положения лежа на спине с вытянутыми за головой руками — одновременным движением торса, рук и ног навстречу. Складывайтесь на выдохе, занимайте исходное положе- ние на вдохе

— Приседайте на одной ноге. Опирайтесь на всю ступню и ни за что не держитесь руками. Вторая нога вытянута вперед и не касается земли. При- седание на вдохе, подъем на выдохе

— Из положения лежа на животе лицом вниз с руками, лежащими вдоль те- ла, прогнитесь в пояснице максимально вверх. Запрокиньте голову, руки и ноги оторвите от пола. В таком прогнутом положении перевалитесь 5 раз с боку на бок. Дыхание не задерживайте, все упражнение делайте на одном длинном выдохе, а на вдохе вернитесь в исходное положение; так укрепляют спину

— Возьмите руками за голову легкое отягощение. Вращайте торс по часо- вой стрелке и против, прогибая спину. Вращение на выдохе, возврат на вдохе

— Согнитесь почти под прямым углом, упритесь руками в землю чуть шире плеч. Ноги прямые, ступни широко расставлены. На выдохе согните руки в локтях и подайте тело вперед параллельно земле. Выпрямите руки и прогни- тесь в спине назад. На вдохе вернитесь в исходный «прямой угол»

— В положении упор на локтях сзади сомкните ноги вместе, вытяните их вперед с оттянутыми носками. Вращайте ноги по кругу по часовой и против часовой стрелки, держа их как можно выше. Дышите равномерно, без задер- жек

— Из положения лежа спиной на земле, руки за головой в обратном упоре ладонями в землю, ноги согнуты в коленях и ступнями стоят на полу, под- нимайте тело максимально вверх (мостик), а на вдохе опускайтесь на пол

На живот можно прикреплять утяжеление

— С отягощением до 5 кг, удерживаемым руками за головой, и ногами на ширине плеч наклоняйтесь вперед на вдохе, прогибаясь в пояснице. На вы- дохе запрокидывайтесь как можно сильнее назад

Заминкой может служить медленный бег трусцой, потряхивания конечнос- тями, висы на перекладине, вращения, долгие растяжки; все это снимает мышечное возбуждение. После тренировки 15-20 минут расслабляйтесь с по- мощью аутотренинга, теплого душа и самомассажа.

Рукопашный бой и физическая подготовка. HИHДЗЮЦУ- воинский путь просветления

Прыжки ниндзя в высоту, о которых сложено немало легенд, строились главным образом на регулировке дыхания и умении мобилизовать ки. Однако в детстве осваивалась лишь техника движений. Существовало много способов прыжка в высоту, но предпочтение всегда отдавалось прыжку , руками вперед, с сальто или без него, с разгона или с места. В подобных прыжках, которые служили для преодоления небольших препятствий — заборов, повозок, вьючных животных, а иногда и цепи преследователей, важно было, приземлившись, сразу выйти в боевую стойку. Прыжки в высоту обычно отрабатывались на простейшем — вместо планки ребенок должен был перепрыгнуть через куст колючего кустарника, но на использовалось и настоящее оружие, о которое, в случае неудачи, можно было серьезно пораниться. Столь же кропотливо отрабатывались прыжки с шестом, который позволял в мгновение ока перемахивать через стены высотой в несколько метров. Прыжки в длину через глубокие рвы и должны были воспитать способность не бояться глубины и навык приземления не только на ноги, но и на руки с подтягиванием.

Особый раздел составляли прыжки. В качестве подготовительного упражнения к ним следовало освоить бегание по вертикальной стене. С небольшого разгона человек пробегал по диагонали вверх несколько шагов, стараясь по возможности сохранять равновесие за счет большого угла к поверхности земли. При должном навыке ниндзя мог таким образом взбежать на трехметровую скалу и остановиться на гребне либо, резко оттолкнувшись от опоры, прыгнуть вниз и неожиданно атаковать противника. В китайском цюаньшу такой прием получил название . Другим вариантом многоступенчатого прыжка было заскакивание на невысокий (до 2 м) предмет, который служил как бы трамплином для следующего, финального прыжка на общую высоту до 5 м. Такая техника в сочетании с использованием миниатюрных портативных пружинящих трамплинов нередко создавала иллюзию .
Развитие силы и выносливости служило основой всех тренировок ниндзя. Здесь одним из наиболее популярных упражнений для детей было на ветке дерева. Цепляясь двумя руками (без помощи ног) за толстую ветку, ребенок должен был провисеть несколько минут на большой высоте, а затем самостоятельно вскарабкаться на ветку и спуститься по стволу вниз. Постепенно время доводилось до часа. Взрослый ниндзя мог таким образом висеть на внешней стене замка под самым носом у часовых, чтобы, улучив удобный момент, пробраться в помещение. Естественно, практиковались многочисленные отжимания, поднятие тяжестей, хождение на руках.
Одна из загадок нин-дзюцу — хождение по потолку. Сразу же оговоримся, что ни один ниндзя не умел ходить по обычному гладкому потолку. Секрет заключался в том, что потолки японских комнат украшены открытыми рельефными балками и стропилами, проходящими на небольшом расстоянии друг от друга. Упираясь руками и ногами в параллельные балки или же цепляясь при помощи за одну балку, повиснув спиной к полу, ниндзя мог перебраться через всю комнату. Тем же манером, но уже прыжками, он мог взобраться вверх, упираясь в стены домов на узкой улочке или в коридорах замка.
Одним из любопытных аспектов обучения ниндзя был бег на разные дистанции. Марафонский бег был нормой для любого ребенка в возрасте 10-12 лет: он покрывал за день несколько десятков километров почти без остановок. Такого рода навыки требовались не только для того, чтобы уйти от погони, но и для передачи важных сообщений. Hа очень больших расстояниях применялся принцип эстафеты. В спринте достаточной скорости служила, обычная соломенная шляпа. Hа старте следовало прижать шляпу к груди, и, если она оставалась там прижатая потоком встречного воздуха до самого финиша, зачет считался сданным. Бег с препятствиями мог принимать самые разнообразные формы. Hа трассе ставили барьеры, капканы и ловушки, протягивали веревки в траве, вырывали . Юный ниндзя должен был, не прерывая движения, на ходу подметить следы присутствия человека и обогнуть препятствие или перескочить через него.
Для того, чтобы передвигаться по территории противника, мало было уметь хорошо бегать — нужно было учиться ходьбе. В зависимости от обстоятельств ниндзя мог использовать один из следующих способов ходьбы: — мягкое бесшумное перекатывание с пятки на носок; — обычный способ перемещения в кэмпо дугообразными движениями стопы; — перемещение по прямой, носок вплотную прижат к пятке; — прыжки на одной ноге; — нормальный широкий шаг; — передвижение по принципу ; — ходьба на носках или на пятках; — зигзагообразные движения; , — перемещение или спиной, чтобы помешать погоне определить направление движения.
При групповых операциях на местностях, где хорошо были видны следы, ниндзя чаще всего передвигались гуськом, след в след, скрывая количество людей в отряде. Основными требованиями при ходьбе любым способом были быстрота, экономия сил и контроль дыхания. Важным дополнением к искусству ходьбы было передвижение на высоких легких ходулях из бамбука — такуэума, которые в случае необходимости можно было изготовить за несколько минут.
Обитатели труднодоступных горных районов, ниндзя были прирожденными альпинистами. Ребенок сызмальства приучался карабкаться по скалам и каменистым осыпям, спускаться в расселины, переправляться через стремнины и бездонные пропасти. Все эти навыки впоследствии должны были помочь лазутчику взбираться на неприступные стены замков и проникать во внутренние покои монастырей. Искусство скалолазания (сака-нобори, или тохэки-дзюцу) было одним из самых сложных предметов в программе обучения ниндзя. Хотя для облегчения подъема существовали некоторые вспомогательные инструменты, считалось, что настоящий мастер должен взбираться по отвесной стене, не прибегая ни к чему, кроме собственных рук и ног. Секрет заключался в умении концентрировать силу и жизненную энергию ки в кончиках пальцев. Таким образом, малейший выступ или бугорок на поверхности стены становился надежной точкой опоры. Hащупав хотя бы два-три выступа, ниндзя мог уверенно продолжать путь наверх. Мысленно в это время он устремлялся стены, как бы прилипая телом к каменному массиву. Стены замков, сложенные из огромных обтесанных глыб, могли считаться неприступными благодаря своей высоте и крутизне, но для тренированного лазутчика преодолеть подобное препятствие со множеством щелей и щербин не составляло особого труда.

Что такое рукопашный бой?

Вернемся во времена, когда как минимум нож висел на поясе каждого вольного мужчины, а матери не говорили своим сыновьям, что «драться — это плохо».

Современные любители боевых искусств, воспитанные законодательной системой предпоследнего века, часто имеют весьма своеобразный взгляд на рукопашный бой. Для них РБ — это бой руками и ногами, в то время как фактически это всего лишь вспомогательный, второстепенный раздел. Что же такое настоящий рукопашный бой? Обратимся к истории, к тем временам, когда как минимум нож висел на поясе каждого вольного мужчины, а матери не говорили своим сыновьям, что «драться — это плохо».

Многие из наших современников почему-то думают, что кулачные бои (в частности, бои стенка-на-стенку) — это и есть рукопашный бой. Но это совсем не так. Кулачный бой (равно как и тот же муай-тай, проводившийся на праздниках земледелия) — это ритуальные поединки, чьей целью вовсе не являются травмы, или смерть. Да, были случаи, когда боец отправлялся в мир иной, но это исключение, а не правило. В кулачных боях были правила, целый ряд, которые сурово регламентировали их проведение. По народной терминологии кулачный бой — это не «смертный бой».

Кулачный бой — это забава, жестокая, но забава, и к рукопашному бою отношение имеет только опосредованное. Например, кулачные бойцы учились терпеть боль, закаляли дух. В «стенке» они учились держать строй, выполнять какие-то тактические маневры, необходимые для рукопашного боя, но не более.

Единственным видом стеночного боя, который мог применяться в обучении рукопашному боя является палочный бой — запрещенный еще в 17-ом веке из-за повышенной жестокости. Кстати, есть мнение, что именно для палочного боя была создана борьба «на вороток» — когда борцы делают предварительный захват одежды у воротника одной рукой и проводят броски ногами (с помощью захвата-рычага). Вторую руку либо использовать вообще нельзя, либо только в момент броска. Считается, что во второй, свободной руке должна быть палка, имитирующая меч — и поэтому в борьбе можно пользоваться только одной рукой.

Так что же такое настоящий рукопашный бой?

Перейдем в глубь времен, в эпоху суровых самураев — и что же мы видим? То, что сегодня называется дзю-дзюцу, было вспомогательной техникой — заломные приемы применялись только для того, чтобы обезоружить вооруженного противника. Также почиталась борьба — на близкой дистанции, вплотную, трудно ударить противника мечом, а, учитывая доспехи и шлем, голыми руками вред ему нанести нельзя. Единственный выход — повалить броском и там уже заколоть или затоптать. По крайней мере, свалить с ног и тем самым выключить из боя.

Кстати, айкидо — это кендзюцу без меча. Известно, что до создания айкидо Морихей Уэсиба прошел школу кендзюцу, а затем три школы дзю-дзюцу. Перемещения, движения — все рассчитано на меч в руке (или отбор меча у противника). Следовательно, для хорошего овладения айкидо нужно сначала позаниматься кендзюцу.

Ту же картину в средневековье мы видим и в Европе — Тальхоффер и Ауэрсвальд практически ничего не пишут о кулачном бое. Зато борьбы и использования холодного оружия в их книгах навалом. В европейской борьбе у противника часто в руке был кинжал (или схожее оружие), а сами техники весьма схожи с тем же дзю-дзюцу. Случайность? Или общие законы эволюции на планете?

Углубимся еще дальше.

В Древней Греции кулачный бой в отличие от борьбы вообще не относился к воинским искусствам. По той же самой причине — противника в доспехах бесполезно бить кулаком (только руки травмируешь), а вот свалить его с ног — вполне реально.

Перейдем к обучению в разных странах и эпохах.

В Греции, в Китае (вспомним байки про мастеров), в монастырях различных рыцарских орденов (Ливонский, Тевтонский и др.) обучение начиналось с ОФП (общей физической подготовки). В Китае ученики выполняли всю тяжелую физическую работу; то же самое в христианских монастырях делали послушники.

Далее СФП (специальная физическая подготовка): кручение палки, переходящее в фехтование (при раскопках находят деревянные мечи), верховая езда, охота,

И под конец участие в первых вылазках, и затем полноценное участие в походах и сражениях (то есть, сам рукопашный бой).

Основатель первого ордена, живший в IX веке, французский рыцарь из Прованса Годфруа де Прей, определял в качестве главного требования к членам ордена усвоение семи навыков, образовавшихся в рамках мистицизма, связанного с цифрами. В соответствии с этим юношам из аристократических семей следовало научиться: 1) ездить верхом, 2) плавать, 3) охотиться, 4) стрелять из лука, 5) сражаться. Их обучали: 6) развлекательным играм на площадках и игре с мячом для службы при дворе, а также 7) искусству чтения стихов, необходимому для придворного с хорошими манерами, и основным танцевальным движениям. Позднее возникли многочисленные местные орденские уставы, но и в них основой физического воспитания остались семь рыцарских навыков.

К физическим упражнениям сельского населения можно отнести народные игры. Игры сельского населения, включая традиционные состязания, формировались под влиянием местных обычаев. Победители в играх завоевывали авторитет и признание. Сильнейшие в деревне метатели камней, самые выносливые танцоры, ловкие охотники и борцы получали всеобщее признание, материальное поощрение и социальные привилегии. В состязаниях девушек можно было увидеть мотивы возможного выбора супруга, так как о женщинах судили лишь по их мужьям.

Физические упражнения в этот период были разнообразными — борьба, метание камней, бег, борьба с палками, бег на коньках, скачки, танцы, разнообразные игры с битой, лаптой, чучелами. Решающее слово в определении победителей было за общиной.

В наше время в различные «спецназы» берут спортсменов — то есть, у кого уже наработана ОФП. Остается дать СФП и на её основе развить нужные навыки для применения оружия в любых условиях.

Как в наших, современных условиях применять всё вышесказанное при обучении в гражданской секции:

— Заняться ОФП от полугода до года: гиревой спорт, лыжи, кроссфит, гимнастика (т.е., виды, дающие комплексное развитие)

— Затем СФП: кручение палками а-ля современная казачья фланкировка шашками — вполне подойдет. После того как начнет получаться, начинать отработку ударов по «болвану», сначала с места, затем — в движении. Можно записаться в клуб нормального исторического фехтования.

Ну и бег змейкой, упоры, работа с деревьями, кувырки и перекаты — всё это СФП.

ОФП-СФП — на это уйдет точно год, при условии, что человек «полный ноль».

— Потом переход на нож, изучение уже на базе палки ударам ножом по обмотанному тряпками столбу.

— И вот когда уже будет наработана база ударов палкой и ножом — переходят к обучению ударам руками-ногами.

В принципе, ОФП и СФП можно объединить, но только так: месяц ОФП, другой месяц — СФП.

Этот подход — от оружия к технике боя голыми руками является воинским. Народный (крестьянский) подход наоборот представлял собой изучение борьбы и кулачного боя в детстве-отрочестве, и постепенный переход к работе с оружием в юношеском возрасте.

В прежние времена люди были более крепкими, так как в отличие от современных людей, отягощенных гиподинамией и избыточным весом, они были вынуждены проводить практически все свое время на свежем воздухе, занимаясь физическим трудом — крестьяне, воины, ремесленники. Даже монахи, как правило, били поклоны целыми днями (кстати, тоже практика, о которой мало кто пишет), совмещая это с определенным дыханием и молитвами.

То есть, с ОФП у предков все было в порядке. Они были более жилистыми, с лучшим мышечным корсетом, и более выносливыми. Думается, что многие из них отлично подошли бы под требования современного спецназа.

Кстати, есть версии, что рукопашный бой К.Т. Булочко (изначально фехтовальщика), а также РБ А. Кадочникова тоже основаны на фехтовании.

Резюме: рукопашный бой — это бой, прежде всего, на холодном оружии. Техники боя голыми руками являются вспомогательными и второстепенными. Из-за законодательных запретов люди это забыли, но необходимо это хотя бы знать. Борцовские схватки тоже носили ритуальный характер в традиционном обществе, но в отличие от кулачного боя борьба имела также прикладное значение. В наше время, когда «доспехи» (экипировку) носят только спецназовцы, ОМОН, и группы захвата, ударная техника (руками и ногами) имеет прикладное значение. В принципе ударная техника тоже стала «прикладной» как только появилось огнестрельное оружие, и доспехи ушли в прошлое. Кстати, в дореволюционной российской армии проводились и бои стенка-на-стенку, и в то время это уже было оправдано, так как касок не было и в рукопашной схватке можно было спокойно бить противника рукой, не боясь ее травмировать.
Таким образом, нужно видеть всю картину целиком, и знать, что и откуда появилось. Автор Михаил Диденко

Физическая подготовка и рукопашный бой

Читайте также:

  1. Архитектура базы данных. Физическая и логическая независимость
  2. Вопрос 20. Подготовка объекта к производству.
  3. ЛЕКЦИЯ 5. ПОДГОТОВКА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
  4. Лекция 9 — Сбор и подготовка нефти и газа к транспорту
  5. Лекция 9. Медицинская подготовка
  6. Логическая и Физическая организация файловой системы
  7. Метафизическая Триада
  8. Наземная подготовка
  9. Огневая подготовка и применение специальных средств
  10. Организация, подготовка и размещение стенда для выстави
  11. Переподготовка и повышение квалификации персонала.
  12. Перспективная и текущая подготовка к занятиям.

Применение физической силы предполагает высокий уровень физической подготовленности сотрудников частных детективных и охранных служб. Важнейшими компонентами физической подготовленности выступают: физическая сила, быстрота, выносли­вость, ловкость. Обычно развитие этих качеств происходит путем подготовки и сдачи сотрудниками нормативов по бегу на длинные и короткие дистанции, подтягиванию на перекладине, плаванию и др., а также участию в подвижных играх (футбол, волейбол, баскетбол).

Техническая подготовленность частных детективов и охранников заключается в уверенном, эффективном и быстром выполнении приемов рукопашного боя. Основными составляющими такой тех­нической подготовленности, которые должны быть сформированы в процессе обучения, выступают:

• знание основных теоретических положений и принципов при­менения приемов рукопашного боя;

• умение легко передвигаться и занимать правильное положе­ние тела в целях сохранения устойчивого равновесия;

• знание требований, предъявляемых к хорошей стойке и удоб­ному положению тела;

• умение наносить удары руками, кулаком, локтем, кистью, пальцами, ногами, головой, плечами, туловищем;

• умение осуществлять защитные действия, блоки, отбивы, толчки;

• умение защищаться от ударов невооруженного противника или вооруженного ножом с помощью подручных средств (палки, верев­ки, камней);

• знание уязвимых болевых точек на теле противника;

• умение осуществлять защиту при угрозе огнестрельным ору­жием или попытке противника обезоружить сотрудника;

• умение проводить броски, удержания, болевые и удушающие приемы;

• знание основных способов освобождения от захватов противника;

• умение связывать поверженного противника при отсутствии наручников;

• знание основных способов взаимодействия и взаимопомощи сотрудников при совместном ведении рукопашной схватки с право­нарушителями;

• знание тактики применения боевых приемов при задержании вооруженных преступников;

• умение вести рукопашный бой с несколькими противниками;

• натренированность в проведении приемов защиты и контр­атаки при возникновении типовых ситуаций сопротивления право­нарушителей.

Например, каждый удар в рукопашной схватке должен иметь цель. Обычно удары наносятся в уязвимые, болевые точки на теле противника. Следует учитывать, что главные жизненные центры расположены вдоль центральной линии туловища и включают в се­бя лоб, верхнюю губу, солнечное сплетение и половые органы. Вто­рые по степени важности для жизнедеятельности человека центры находятся на линиях висков (сонные артерии, уши, места под мышками). Третьи по важности части тела человека располагаются на прямых, находящихся между главной и второй по важности го­ризонтальными линиями (ребра, селезенка, почки, живот). Приме­нительно к конкретной болевой точке выбирается направление уда­ра по вертикально стоящему противнику: висок — сбоку; переноси­ца — прямо; челюсть — сбоку; сонная артерия — сбоку; гортань — прямо; подбородок — прямо, снизу вверх; глаза — прямо; ключица — сверху вниз; солнечное сплетение — прямо; подреберье (печень) — прямо, сбоку; низ живота — прямо, снизу вверх; пах — снизу вверх; колено — прямо; голень — прямо; подъем стопы — сверху вниз; основание черепа — снизу вверх; верхний шейный позвонок — прямо; почки — прямо; копчик — прямо; коленный сгиб — прямо, сверху вниз; икроножные мышцы — прямо, сверху вниз. В зависи­мости от того, какая цель ставится перед началом атаки, и оценки физического состояния противника выбираются соответствующие уязвимые для ударов точки на теле правонарушителя. Исходя из цели, которую хотят достичь в результате удара, все точки на теле человека делятся на: а) «ослепляющие», с быстро проходящей бо­лью (удары в лицо, сустав); б) «останавливающие», с резкой и мед­ленно проходящей болью (удары в надкостницу, в область печени, живот, подвздошную область); в) «парализующие» (удары в пах, гла­за, шею). По степени опасности для жизни и здоровья точки на теле человека можно разделить на: а) особо опасные для жизни (гор­тань, сонная артерия, виски, пах, макушка головы, основание чере­па, верхний шейный позвонок); б) травмирующие (плечевой сустав, подмышечная область, локтевой сустав, кисть, основание большого пальца); в) болевые (все другие уязвимые точки на теле человека).

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 233 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Боевые искусства и единоборства в психофизической подготовке студентов, Гарник В.С., 2012

Боевые искусства и единоборства в психофизической подготовке студентов, Гарник В.С., 2012.

Приводится исторический очерк возникновения и развития боевых искусств и единоборств в мире, а также женских единоборств. Рассматриваются профессионально важные качества инженера-строителя, формируемые на учебно-тренировочных занятиях в университете: приводятся комплексы упражнений из различных видов единоборств и боевых искусств. способствующих совершенствованию этих качеств и способностей.
Для студентов всех специальностей, преподавателей физической культуры и тренеров сборных команд по различным видам единоборств.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БОЕВЫХ ИСКУССТВ АЗИИ.
Боевые искусства — это разнообразные системы тренировок и традиций, направленных на ведение боя определенным образом. Хотя полученные в этих искусствах умения и знания используются по разным назначениям, все боевые искусства имеют единую общую цель: победить противника физически или защитить себя. Некоторые боевые искусства тесно связаны с духовными или религиозными верованиями и философиями, такими как буддизм, даосизм или синто, тогда как другие имеют свой собственный духовный или материальный кодекс чести.

Каждый стиль имеет уникальные черты, которые делают его отличным от других. Общей характеристикой боевых искусств является систематизация техник ведения боя. Одни из общих методов тренировки. особенно в азиатских боевых искусствах — «формы», или «палачи», которые являются группами приемов, осуществляемых самостоятельно или с партнером (партнерами). Существует большое количество существенно отличных боевых искусств. Они могут концентрироваться на определенной области или комбинации различных областей. Боевые искусства развились в виды спорта. В качестве примера можно привести упражнения мужчин на гимнастическом коне, которые являются производными от спортивной верховой езды. Были и такие виды спорта, как фехтование на амбардах (со-дзюцу). искусство верховой езды (ба-дзюцу), водное дзю-дзюцу, плавание самурайским стилем в полном снаряжении и с оружием (суйэй) и многие другие.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. История развития боевых искусств азии
1.1. Боевые искусства Японии
1.1.1. Айкидо
1.1.2. Джиу-джитсу
1.1.3. Дзюдо
1.1.4. Каратэ
1.1.5. Кудо
1.1.6. Кэндо
1.1.7. Сумо
1.2. Боевые искусства Тайланда
1.3. Китайские боевые искусства
1.4. Национальная казахская борьба
1.5. Современное боевое искусство Израиля
2. Развитие единоборств и боевых искусств в Европе и Америке
2.1. Армспорт
2.2. Армянская борьба кох
2.3. Боевые искусства Франции
2.3.1. Сават
2.3.2. Айкибудо
2.4. Бокс
2.5. Гиревой спорт
2.6. Греко-римская борьба
2.7. Грузинское боевое искусство
2.8. Капойэра
2.9. Кикбоксинг
2.10. Рукопашный бой
2.11. Самбо
2.12. Боевое самбо
2.13. Тяжелая атлетика
3. История развития женских единоборств
3.1. Женские единоборства древности
3.2. Единоборства женщин в XIX-XX вв
3.2.1. Вольная борьба
3.2.2. Дзюдо
3.2.3. Каратэ
3.2.4. Любительская борьба
3.2.5. Самбо
3.2.6. Сумо
3.2.7. Тяжелая атлетика
Заключение.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Боевые искусства и единоборства в психофизической подготовке студентов, Гарник В.С., 2012 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Ссылка на основную публикацию