Рюкю Сёрин-рю каратэ | Karate-krs.ru

Рюкю Сёрин-рю каратэ

Японские Боевые Искусства

Japan Martial Art

Серин-рю

Каратэ Серин-Рю (Karate Shorin Ruy) — «Школа Шаолиня» — целая плеяда стилей традиционного каратэ Окинавы, которая оказала громадное влияние на формирование многих стилей современного каратэ-до. Эта школа является неким сплетением двух техник- Сюри-тэ и Томари-тэ. Родоначальником классического стиля Сёрин-Рю стоял легендарный окинавский мастер того времени по имени Мацумура Сокон, чье влияние на все стили направления Серин-Рю невозможно переоценить, который дал «путевку в жизнь» четырем родственным окинавским школам: Собаяси Сёрин-Рю — школа «малого леса»; Кобаяси Сёрин-Рю — школа «молодого леса» (идентична Собаяси); Мацубаяси Сёрин-Рю — школа «соснового леса»; стиль Мацумура каратэ, основанный Сокэном Хоханом.

Первые три в своем наименовании упоминают лес, который растет на склоне горы Суншань провинции Хэнань в Китае. Именно там расположен легендарный храм Шаолинь-сы. Таким образом подчеркивается собственная родословная, имеющая корни в китайском искусстве кулачного боя, и являющуюся связанной самым теснейшим образом с боевым искусством монастыря. При этом все три школы относят себя к преемникам шаолиньской традиции.

В Сёрин-Рю предпочтение отдается хитрому маневру, обманным движениям с поочередным использованием рук и ног по правилу: «Хочешь атаковать рукой — сначала взмахни ногой, хочешь ударить ногой — сначала взмахни рукой». Этим легким и подвижным стилем мог заниматься любой желающий, даже очень низкорослому и слабосильному человек. Им овладевали без особых усилий даже женщины и дети.

Каратэ Сёрин-рю напоминает огромное ветвистое дерево, корни которого тесно связаны с тем каратэ, которое «проживало» более века лет назад на территории древнего окинавского города Сюри и поселка Томари. Ветви, что расходятся от общего ствола дерева в разные стороны, представляют собой разнообразные течения в каратэ. Одной из наиболее впечатляющих веток, непосредственно выросшей из главного ствола, является школа каратэ, представленная теми стилями Сёрин-рю, чье возникновение прослеживается от мастера Тётоку Кияна, ученика мастера Итосу — одного из родоначальников окинавского каратэ, который стоял у истоков Собаяси-Рю.

Рюкю Сёрин-рю каратэ

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 254 821
  • КНИГИ 582 596
  • СЕРИИ 21 619
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 537 415

200 ШКОЛ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА И ЗАПАДА Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада

Энциклопедические словари по боевым искусствам до сих пор на русском языке не издавались. Да и в других странах они редкость. Подготовить такой словарь очень трудно по ряду причин. Самая большая трудность – составление словника. В самом деле, как только кто-то берется за работу над любым словарем, он погружается в мучительные раздумья: какие термины, включать в словник, а какие – нет.

Например, при описании боевых искусств Востока достаточно сложно решить, каким стилям и школам следует посвящать отдельные статьи, а какие упоминать только в обзорных статьях (в первую очередь это касается многочисленных стилей и школ каратэ, ушу, кэнпо, пенчак-силата, во-вьетнам, дзюдзюцу). Вторая трудность – проблема сбора материалов о западных и славянских боевых искусствах. Надо признать, что сегодня мы знаем гораздо больше о том, что есть (или было) в этой области на Востоке, чем на Западе. А хуже всего обстоит дело с информацией по школам боевых искусств отечественного образца.

Третья проблема, носящая более частный характер, чем первые две, это неясности с транскрипцией имен и названий, а также невозможность проверки достоверности информации из-за почти полного отсутствия справочной литературы.

Но какие бы трудности не существовали, необходимость издания подобного словаря-справочника назрела давно. Ведь эпопея боевых искусств восточного, западного или славянского происхождения длится в странах Содружества и Балтии уже четверть века. При этом ощущается острая нехватка исторических и теоретических сведений о них.

Данный энциклопедический словарь призван заполнить вакуум в этой сфере.

Индия считается колыбелью всех боевых искусств. Во всяком случае, уже в великом эпосе индийцев «Махабхарата», возникшем более чем за тысячу лет до н.э., говорится о сословии (варне) «кшатриев» – профессиональных воинов. В этой поэме, а также в других древних текстах имеются сведения о различных воинских упражнениях кшатриев. Даже в наши дни во многих штатах Индии можно найти школы боевых искусств, происхождение которых теряется в глубине веков. Одна из них – Ади-хай пидутам, существующая в районе города Каннур (штат Ке-рала).

Эту школу возглавляет сейчас 80-летний Кума-ра Свами. Европеец, побывавший у него в гостях, вспоминает: «Я не мог поверить, что учитель столь преклонного возраста. Он держался прямо, как свеча, у него было тело спортсмена – мускулистое, нервное, без грамма жира. Кожа гладкая, словно у молодого человека. Движения, жесты – мягкие и грациозные, как у дикой кошки. Ни одна деталь не ускользала от его ясных блестящих глаз».

На малаяли – языке дравидов, коренных жителей индийского юга – слово «пидутам» означает «управление» руками («хай»), наносящими удары по наиболее уязвимым точкам тела («ади»). Техника этой школы чисто внешне напоминает технику японского дзю-дзюцу: захваты с переходом на болевые приемы и последующим нанесением ударов пальцами по точкам. Однако это именно внешнее сходство, так как индийская система намного старше. Нередко вместо ударов после захватов следуют броски.

Общефизическая подготовка представлена здесь статической гимнастикой (асанами) и дыхательными упражнениями (пранаямой) хатха-йоги. Для того, чтобы наносить удары в жизненно важные точки тела, изучается специальная дисциплина – «марма», то есть комплекс сведений о расположении и функционировании нервных и энергетических центров организма человека.

Практика ади-хай пидутам в настоящее время распространена среди членов секты Сиддха-Самайя, которую основал гуру Шивананда Парамахамса в первые годы XX века. Секта придерживается принципов ненасилия, но для самозащиты ее сторонники должны владеть «мягкими» методами самообороны, позволяющими надежно нейтрализовать агрессоров, не доводя дело ни до членовредительства, ни, тем более, до убийства.

Айкибудо – это боевое искусство, вобравшее в себя учение древних японских школ боевых искусств работы без оружия Дайто Рю Айки Дзюдзюцу, с оружием – Тэнсин Седэн Катори Синто Рю, базой школы является Айкидо-дзюдзюцу Есейкан учителя Мочизуки Минору.

Основоположник Айкибудо – французский мастер Алан Флоке.

Айкибудо, как и его исходные компоненты – Айкидо Йосейкан и Дайто Рю Айки Дзюдзюцу относят к «жестким» школам (сюда относят также школу Йошинкан, основанную Гозо Шиода, школы учеников Сокаку Такеда и учеников Морихеи Уесиба довоенного периода). Отличия от «мягких» школ проявляются в форме движений, которые в Айкибудо в целом намного короче, проще и более приближены к реальности. Во Франции Айкибудо эффективно используется в армии и полиции. Среди занимающихся очень много полицейских, и не случайно основной зал, где проходят занятия Учителя Флоке в Париже, находится в Полицейском Управлении и принадлежит Спортивной Ассоциации Полиции Парижа (ASPP).

В переводе с японского иероглифы, образующие название этого боевого искусства, означают:

Ай – объединение, любовь, гармония

Ки – жизненная энергия, душа, дух, сила

Бу – мужество, храбрость, воинственность

Сочетание Ай и Ки (Айки) – объединение энергий, единение внутренних способностей человека для достижения совершенства.

Приемы Айкибудо содержат в себе множество болевых воздействий на суставы, болевые точки при помощи заломов, замков цель которых – полный контроль противника, лишение его возможности повторения атаки.

Большое внимание уделяется изучению правильных перемещений. В Айкибудо много движений направленных на опережение противника, цель которых остановить удар или захват на первой его стадии, когда он не набрал еще максимальную мощность. Таким образом, важно уметь правильно и точно выполнять вход в прием в зависимости от дистанции разделяющей вас от противника. Цель перемещений: уход с линии атаки и (или) опережение противника, получение позиции (в ближней зоне с противником), исключающей повторную атаку с места, вслед за этим одновременно с перемещением следует прием, выводящий противника из равновесия, возможен последующий болевой контроль. Все это должно выполняться плавно без рывков и максимально быстро, не давая возможности противнику оценить ситуацию и принять контрмеры. Техника перемещений изначально нарабатывается без партнера, здесь внимание уделяется правильному положению тела, ног, разворотам корпуса вокруг оси.

В Айкибудо присутствуют удары руками и ногами, правильная техника выполнения которых нарабатывается в ката. Основная цель применения ударов – это не столько выведение противника из строя (все завит от ситуации в бою), сколько нацелено на отвлечение его внимания, расслабление, что бы тем самым получить возможность провести прием.

Процесс изучения Айкибудо, как и других боевых искусств, можно разделить на два основных этапа: подготовительная часть и непосредственно техника.

Подготовительная часть представлена:

общефизической подготовкой (разминочные и силовые упражнения)

Техническая часть включает в себя:

Техники освобождения от захватов

Техники бросков от захватов и ударов без дальнейшего сопровождения

Техники бросков с дальнейшим удержанием и конвоированием

Рандори – работа против атак одного или нескольких противников

Окинава Уэчи-рю каратэ

Модэн Ябику (1878-1941).

История развития Рюкю Кобудо, начинается с жизнеописания о Мастере Каратэ и Кобудо Модэн Ябику (1878-1941).

Мастер Модэн Ябику, изучал Каратэ Сюри тэ у Великого Мастера Итосу Анко (род.1830 – 1915) , а Кобудо Ямани рю у Мастера Санда Чинен (род.1842 – 1925), так же он изучал Кобудо у Мастеров Тавата Пэйтин (род.1851 – 1907) и Кобудо Уфутику у Мастера Санда Канагусуку (род.1841 – 1951).

В 1911 году Мастер Модэн Ябику основал организацию «Рюкю Кобу дзюцу Кенкю кай» («Клуб изучения старинных оружейных искусств королевства Рюкю»). После смерти Мастера Модэн Ябику, один из его лучших учеников Синкен Тайра (род.12 июня 1897 — 3 сентября 1970) стал развивать Рюкю Кобудо на Окинаве.

Модэн Ябику (1878-1941)

Синкен Тайра (род.12 июня 1897 — 3 сентября 1970)

Мастер Синкен Тайра, начал изучать Каратэ с 1922 года в Японии (Токио) у Сэнсея Гичина Фунакоши (род. 10 ноября 1868 – 26 апреля 1958), а с 1929 года начал изучать Кобудо у Сэнсея Модэн Ябику. Так же Мастер Синкен Тайра, с 1933 года изучал Каратэ и Кобудо у Сэнсея Мабуни Кенва (род. 14 ноября 1889 – 23 мая 1952). Еще Мастер Синкен Тайра, некоторое время изучал Кобудо у Мастера Канэгава Гибу (род. 1862 – 1921).

В 1942 году Синкен Тайра возвращается на Окинаву, и в 1955 году основал организацию Рюкю Кобудо Ходзон Шинкокай (Ассоциация по изучению и сохранению старинных оружейных искусств Королевства Рюкю) и стал ее первым Президентом. Перед своей смертью, Сэнсей Синкен Тайра в 1970 году, назначает своим преемником, своего лучшего ученика Эйсуке Акаминэ (1 мая 1925 — 13 января 1999), который становится вторым Президентом Рюкю Кобудо Ходзон Шинкокай.

Синкен Тайра (род.12 июня 1897 — 3 сентября 1970)

Эйсуке Акаминэ (1 мая 1925 — 13 января 1999)

Эйсуке Акаминэ, в 1949 году начал изучать Кобудо Ямани рю у учеников Мастера Санда Чинен. У Мастера Хига Сэйичиро (род. 1890 – 1990), Хига Райсуке (род. 1904 – 1989), Йохеи Акаминэ (род. 1906-1987 ) и Хига Дзинсабуро (род. 1900-1981).

С 1959 года Мастер Эйсуке Акаминэ начал изучать Рюкю Кобудо у Синкен Тайры, а в 1965 году получил право на преподавание Рюкю Кобудо.

В 1971 году Сэнсей Эйсуке Акаминэ открывает свой первый додзе Симбукан, и начинает сам преподавать Рюкю Кобудо.

После смерти Мастера Эйсуке Акаминэ 10 дан Рюкю Кобудо Ходзон Шинкокай, по определенным причинам организация перестает существовать, и старшие ученики создают свои организации по развитию стиля Рюкю Кобудо.

Эйсуке Акаминэ (1 мая 1925 — 13 января 1999)

Минова Кацухико (род. 10 января 1929 – 12 января 2003)

Сэнсей Минова Кацухико родился на острове Осима в префектуре Кагосима (Япония). Будучи подростком, он работал в железнодорожной компании в Маньчжурии (ныне Северо-Восточный Китай). После поражения Японии в Войне, он вернулся на острова Амами (префектура Кагосима, Япония). Так как рабочих мест было недостаточно, он переехал на Окинаву в 1952 году в возрасте 23 лет, где он нашел работу в авто мастерской.
До тех пор у него не было никакого опыта в боевых искусствах. Вместе с некоторыми сотрудниками по работе, в 1956 году, он посетил додзе Гранд Мастера Уэчи Kaнэй и начал изучать Уэчи рю Каратэ до.

Минова Кацухико (род. 10 января 1929 – 12 января 2003)

В то время как многие его друзья бросили занятия Уэчи рю, Минова Кацухико через два года упорных занятий в 1958 году получил 1 дан черный пояс Уэчи рю Каратэ до. Примерно в это же время он начинает изучать Рюкю Кобудо Ходзон Шинкокай у Мастера Синкен Тайра в его додзе. Через некоторое время он становиться одним из шести старших учеников Сэнсея Синкен Тайра которые получили лицензии на преподавание (Aкаминэ Эйсуке, Накасонэ Кошин, Накамото Масахиро, Киндзо Kaдзуфуми, Минова Кацухико, Нагаиши Фумио).

В 1967 году Сэнсей Кацухико Минова, получает лицензию на преподавание Уэчи рю Каратэ до, от Гранд мастера Уэчи Канэй, а в 1969 получает лицензию на преподавание Рюкю Кобудо Ходзон Шинкокай от Мастера Синкен Тайра.

В 1970 году Кацухико Минова Сэнсей основал свой собственный додзе в Мацукава-чо, города Наха (Окинава), в котором он преподавал с 1970 по 1977 год.

С 14 января 1971 года, Сэнсей Косуке Йонаминэ начал практиковать технику Рюкю Кобудо Ходзон Шинкокай, под руководством Сенсея Минова Кацухико в его додзе Мацукава (после того как Сэнсей Минова Кацухико вернулся в Кагосима (Япония), Сэнсей Косуке Йонаминэ стал изучать Рюкю Кобудо Ходзон Шинкокай у Сэнсея Эйсуке Акаминэ).

В 1977 году он вернулся на свой родной остров Осима префектура Кагосима, а Мацукава додзе в городе Наха, он оставил на своего старшего ученика Масакадзу Киндзе (ныне 9 дан Уэчи рю Каратэ до Ходзонкай и 9 дан Рюкю Кобудо Ходзонкай).

На острове Осима, Сэнсей Минова открыл филиал Рюкю Кобудо Ходзон Шинкокай Кюсю Шибу и Уэчи рю Каратэ до.

В 1987 году он вышел на пенсию, и стал преподавать Каратэ и Кобудо полный рабочий день.

С 1995 года Сэнсей Кацухико Минова получает 9 дан Рюкю Кобудо от Мастера Кишаба Чоги, и создает свою ассоциацию Рюкю Кобудо Шинкокай и Уэчи рю Каратэ до Шиншукай.

В 1996 году он получает 9 дан Уэчи рю Каратэ до, от Гранд Мастера Сэйко Тояма 10 дан Уэчи рю Занкай.

12 января 2003 года, Мастер Кацухико Минова, скончался в своем доме в Назе, префектура Кагосима в возрасте 74 лет. Он был приятный и добрый человек, известный своей скромностью. Он привил своим ученикам, не только тщательно изучать технику Каратэ до и Кобудо, но и страстное желание узнать большее.

На данный момент, додзё в Амами, был передан, его самому старшему ученику Йошимура Хироси 8 дан Уэчи рю Каратэ до Шиншукай и Рюкю Кобудо Шинкокай.

Рюкю Сёрин-рю каратэ

Феномен «русского стиля» относится преимущественно к сфере идеологии и моды, он связан с проблемой самоутверждения отдельных личностей в такой сфере общественной жизни как боевые искусства.

РУССКОЕ КЭМПО

Современное боевое искусство, созданное Юрием Костровым из Киева. В основе стиля лежит техника Кёкусин-рю, дополненная бросково-боле-выми и удушающими приемами из дзю-до и самбо. «Русификация» азиатских элементов свелась в школе Кострова к замене восточных терминов и символики отечественными. Например, каратэги там называют «платно», ката – «лест-вицами», степени дан – «байсами» и т.д. Черный пояс здесь заменяет трехцветный, повторяющий цвета российского флага. При этом Ю.А. Костров без всякого смущения или иронии заявляет, что он создал «истинно народную» и «самую совершенную» школу боевого искусства!

Впрочем, надо признать, что в спортивных контактных поединках (условно их схему можно выразить словами «фулл-контакт каратэ плюс дзюдо») ученики Кострова выглядят хорошо. Хотя говорить об их безусловном превосходстве над представителями всех других школ не приходится.

РЫЦАРСКИЕ ИСКУССТВА

Рыцари в странах Европы – это профессиональные воины, из которых состояла тяжеловооруженная конница, главная ударная сила средневековых войн. На это указывает сам термин: «рейтер» по-немецки, «шевалье» по-французски, «кабальеро» по-испански, «найт» по-английски. На всех языках он обозначает именно всадника в тяжелом вооружении – в шлеме и панцире, со щитом, копьем и мечом. Стоило такое вооружение очень дорого: в конце X века, когда расчет велся в основном на скот, комплект оружия вместе с боевым конем оценивался в 45 коров – целое состояние по тем временам.

Мало, однако, взять в руки оружие – им надо уметь отлично владеть. Это требовало систематических тренировок с самого юного возраста. Поэтому в рыцарских семьях мальчиков начинали приучать к доспехам, верховой езде и работе с оружием начиная с 7-летнего возраста. С утра до вечера они учились военному делу под руководством своих отцов, старших братьев, приближенных отца. Следовательно, тяжеловооруженным конным воином мог стать только богатый человек, свободный от физического труда и повседневных бытовых забот. Чтобы обеспечить свою главную военную силу средствами для приобретения вооружения и для обеспечения надлежащей военно-прикладной подготовки, крупные феодальные владыки Европы закрепляли за ними поместья и крепостных крестьян. Так в течение VIII –X веков возникло рыцарское сословие. Его расцвет пришелся на XI –XIII века, а упадок – на XIV-XV.

К числу рыцарских «искусств» относились:

1. верховая езда;

2. фехтование мечом;

3. владение копьем;

4. впадение секирой или палицей (обычно в сочетании с защитой небольшим щитом);

5. охота на крупного зверя (на вепря, дикого быка, оленя, лося, медведя);

6. борьба в одежде (часто в доспехах, в сочетании с использованием кинжала);

7. умение штурмовать и оборонять крепостные сооружения.

Иными словами, их составляли те знания, умения и навыки, которые были необходимы профессиональным воинам той эпохи.

«Базовый» курс обучения (если выражаться современным языком) занимал 7 лет, затем с 14 лет до 21 года шел этап практического совершенствования. Эти 7 лет юноша исполнял обязанности оруженосца у какого-нибудь полноправного взрослого рыцаря. Служба у него считалась (и обычно являлась на самом деле) хорошей военной школой. Наконец, по достижении 21 года молодого человека посвящали в рыцари.

Иногда к числу рыцарских искусств’ относят еще плавание, стрельбу из лука или арбалета, игру в шашки, пение, даже сочинение стихов в честь дамы сердца. Однако это не соответствует действительности. Плавать в Средние Века умели считанные люди, стрельба из лука (как на охоте, так и на войне) считалась уделом простонародья, стихи о «прекрасной даме» сочиняли трубадуры, труверы и миннезингеры (они же их и распевали), а игра в шашки считалась просто забавой в долгие зимние вечера в период между трапезой и отходом ко сну.

На протяжении семи веков становления и существования рыцарства в его среде сложились сословные традиции и этические нормы. К числу этих «семи добродетелей» относились:

1. служение христианской церкви;

2. верность сюзерену;

3. отвага, презрение к опасности;

4. забота о чести рода неразрывно связанной с личной честью;

6. служение даме сердца;

7. забота о нуждающихся из числа рыцарского сословия (престарелых, детях, больных).

Шесть веков рыцарских сражений, это тот период европейской истории, когда могучий, искусный и храбрый воин-одиночка представлял гораздо большую силу, чем толпа кое-как обученных, плохо вооруженных людей, воевавших не по призванию, а по обязанности. Рыцарская эпоха была противоречивой. Она дала немало злодеев. И она же – время героев, совершавших подвиги.во имя своих идеалов, для которых такие слова как честь, храбрость, великодушие не были пустым звуком. Благодаря этим героям мы употребляем сегодня термины «рыцарь» и «рыцарство» только в положительном смысле.

РЮКЮ-КЭНПО-КАРАТЭ

Стиль окинавского каратэ, созданный мастером Оята Сэю, учеником Накамура Сигэру (Оки-нава-кэнпо-каратэ). Впоследствии Оята стал называть свой стиль Синсю-Хо-рю, однако прежнее название тоже сохранилось. Главный акцент в этом стиле делается на ударах и нажимах по болевым точкам. В работе с оружием используется традиционный арсенал ко-будзюцу. Оята больше всего прославился тем, что одним из его учеников был американец Джо Льюис, 12-кратный чемпион мира по фулл-контакт каратэ.

РЮКЮ-СЁРИН-РЮ

Стиль окинавского каратэ, созданный Исиминэ Сэйдзином с помощью и при поддержке еще четверых мастеров. Все пятеро были учениками Ирэ Мацутаро и Симабуку Эйдзо. В этом стиле 21 ката, в том числе 2 с длинной палкой (бо) и 2 с короткими трезубцами (сай). Среди ката без оружия находятся 5 ката Пинан, 3 ката Найханчи и такие известные, как Кусанку, Чинто, Ванею, Пассай, Годзюсихо.

Стиль окинавского каратэ, создатель которого Накаима Кэнко (1911 – 1990). Он учился у своего отца, Накаима Кэнчу, а также Ябу Кэнцу и Осиро Чодзо. В этом стиле равное внимание уделяется и бою голыми руками, и работе с традиционным окинавским оружием. В бою голыми руками важное место занимает спарринг с реальными ударами. Мастер Накаима говорил: «Соревнования без жесткого контакта абсолютно нереалистичны. То, что делают в некоторых японских стилях просто смешно: там главное – обозначить удар, независимо от того, обладает ли он мощью, сохраняется ли при этом устойчивое положение атакующего. С такими правилами могут побеждать те, кто слабее, а не сильнее».

Один из учеников мастера Накаима (Сакумото Цугуо) вспоминает: «Когда я пришел к учителю в первый раз, у него еще не было своего додзё. Мы тренировались на улице или на пляже, нередко поздним вечером либо ночью. Тем не менее, стать его учеником было трудно. Без рекомендации двух-трех уважаемых им людей об этом нечего было и мечтать. Он учил истинному боевому искусству, борьбе на грани жизни и смерти. При подборе учеников для мастера Кэнко главным было состояние их психики, а не тела…

Его лозунгом было «ничего лишнего!» Ни движений, ни слов, ни мыслей. Он говорил: «даже если ты уже можешь убивать одним движением, оставайся скромным, не думай, что ты самый-самый…»

Ката, практикуемые в этом стиле, следующие: Анан, Нисэйси, Охан, Пайхо, Пайку, Пайчу, Сан-чин, Сансэру, Сэйсан, Сэюнчин, Хэйку.

По-французски это слово означает «старый стоптанный башмак», а в переносном смысле – «бродяга, босяк, оборванец». Так назывался старый французский метод боя ногами в обуви с подключением, в случае необходимости, ударов открытой рукой (ребром и основанием ладони, пальцами, всей раскрытой рукой).

Сам термин указывает на то, что сават получил наибольшее распространение среди нижних слоев общества: бродяг, воров, нищих, батраков, грузчиков, мастеровых и тому подобной публики. Временем возникновения савата считается конец XVII-начало XVIII века. Его расцвет наступил примерно сто лет спустя, а начиная с 50-х годов XIX века популярность савата резко пошла на убыль в связи с появлением так называемого «французского бокса» (см. статью).

Сават происходит от фехтования. Ведь боевое фехтование эпохи мушкетеров (то есть в XVI – XVII веках) употребляло не одну только шпагу. Широко использовалось вспомогательное оружие для свободной от шпаги руки (кинжал, кортик, плащ), а также шли в ход ноги. В более поздний период работа ногами приобрела самостоятельное значение. Считается, что это произошло в городе Кан (не путать с Канном), при дворе герцога бер-рийского. Первыми мастерами савата стали учителя фехтования по именам Фанфан, Батист и Сабатье. Их учениками называют Гаду, Карпа, Миньона, Тулуза, Рошеро, Франсуа и Шампаня. Судя по отсутствию фамилий, все они были людьми недворянского происхождения.

Федерация боевых искусств Москвы

Окинава каратэ

Окинава Тэ — (沖縄手 «рука Окинавы», на окинавском языке: Uchina-di) — стиль староокинавского каратэ, возникший в 16 веке, как сплав китайского Кэнпо и трех старинных оригинальных окинавских стилей боевых искусств:
Сюри-те (首里手 на окинавском языке: Sui-dī) который происходит из города Шури — древней столицы княжества Рюкю;
Томари-те (泊手 на окинавском языке: Tumai-dī) созданное в местности Томари;
Наха-те (那覇手 на окинавском языке:: Nāfa-dī) созданный в городе Наха, бывшей коммерческой столице княжества Рюкю (современной столице Окинавы).

Высшим достижением стиля стала школа Синдо Рю — «путь истины» — самая закрытая и наиболее жесткая в каратэ. Бои проводятся только в полный контакт. Защитные приспособления не используются. Правил ведения боя не существует, весовых категорий также. Из приемов запрещены лишь удары по глазам.

Синдо Рю создавалось как боевое искусство невооруженного человека против самурая вооруженного мечом и базируется на двух основополагающих принципах: «иккэн хиссацу» — одним ударом наповал, и «мэцкэй сутэми» — хладнокровная решимость идти в бою до конца.

В настоящее время в Окинава тэ входит три стиля: Шорин (Сёрин) рю, и Уэчи рю, в каждый из которых входит несколько школ.

Наиболее жесткой школой классического староокинавского каратэ является Синдо рю. Бои в ней идут в полный контакт, без защитных приспособлений и разрешены удары в любые части тела.

Московскую школу «Синдо рю», культивирующую стиль Окинава тэ, возглавляет Сэнсей Валерий Майстровой (7-й дан Окинава каратэ и Кобудо). Член совета директоров Всемирной федерации Окинава Каратэ, шеф — инструктор Европейского региона, президент Европейской федерации. Сэнсей Валерий Майстровой — ученик Мейтоку Яги (10-й дан), Такаеши Нагаминэ (10-й дан), Эйхачи Ота (9-й дан), Ханаширо Найто (6-й дан).

(На фото: президент всемирной федерации Окинава тэ Такаёши Нагаминэ 10-й дан (Япония) и Сэнсей Валерий Майстровой 7-й дан Окинава каратэ и Кобудо на семинаре в Москве)

Инструкторы и ученики школы «Синдо рю» неоднократные победители и призеры чемпионатов мира и Европы по карате, джиу-джитсу и боевому самбо.

Инструкторы Федерации Окинава Карате России регулярно проводят консультационные семинары по боевым искусствам как для спортсменов, так и для государственных организаций. Были проведены семинары для инструкторов спецназа ГРУ Генштаба России, офицеров Московского СОБРа, аналогичных структур Болгарии, Венгрии, Словакии, Германии, Швейцарии, Люксембурга, Франции. На фото: инструкторы федерации Окинава каратэ и кобудо России.

Ката и Кумитэ

Основа подготовки учеников в школе Синдо Рю помимо общефизической подготовки — ката и кумитэ.

Ката — система боевых движений, в которых содержатся все основные технические действия и передвижения, существующие в стиле.

Выполняющий ката ведет медитативный поединок против нескольких противников, атакующих одновременно, различных по силе, росту, технике владения ударами и вооружению. Ката воссоздает условия реального поединка, заставляет действовать на уровне подсознания.

В результате вырабатывается автоматизм движений и рефлексов. Программа школы Синдо-рю предусматривает изучение боевых ката. 12 без оружия (в том числе 2 дыхательно-энергетических) и 5 ката кобудо.

Кумитэ — (спарринг) как правило в полный контакт включает следующие виды:

Яку соку кумитэ — обусловленный спарринг;

Дзю иппон кумитэ — свободный спарринг на одно движение;

Ури куми дзю кумитэ — свободный спарринг с использованием любой техники, но без «кимэ» в ударах;

Дзиссэн кумитэ — свободный спарринг, в котором запрещены только удары по глазам, но с жестким судейством во избежание тяжелых увечий;

Танганхо кумитэ — свободный спарринг, в котором удары наносятся ладонями;

Ури куми го кумитэ — одна из вершин Синдо рю — свободный бой в полный контакт в котором не существует правил и разрешены любая техника, нанесение любых ударов, за исключением ударов по глазам. Весовые категории отсутствуют, защитные приспособления не используются;

Ниайтэ кумитэ — работа одного против двоих по правилам «ури куми го».

Сокон Мацумура

Сокон Мацумура, также имевший имена Бусэйтацу, Уню, Буси, Бутё — один из патриархов окинавского боевого искусства, создатель Сёрин-рю, оказавший влияние на большинство современных школ каратэ. Предположительные годы жизни (1809—1901). Также называются даты (1792/1798/1800/1809 — 1892/1896/1900/1901). Сокон Мацумура родился в семье сидзоку в деревне Ямагава, недалеко от города Сюри. Будучи человеком благородного происхождения, он получил хорошее образование, был умён, проницателен, был известен как хороший каллиграф.

После окончания начальной школы, в 1829-м году Мацумура поступил в школу для подготовки чиновников в Сюри, сдал экзамен на высший гражданский ранг и поступил на государственную службу. С осени 1829 года Мацумура служил телохранителем у бывшего короля Сё Ко. Вероятно, Сё Ко недолюбливал Мацумуру за его прямолинейный нрав, почему и отослал его в Сюри ко двору короля Сё Ику, телохранителем которого и стал Мацумура. После смерти Сё Ику Мацумура стал телохранителем Сё Тай — последнего короля Рюкю. Таким образом, Мацумура был телохранителем трёх окинавских королей, из чего можно сделать вывод о большом доверии к нему и о его незаурядных боевых способностях.

В 1848 году Мацумуре было пожаловано звание Верховного наставника воинских искусств Окинавы. Жена Мацумуры Тиру Ёнаминэ происходила из семейства мастеров боевых искусств и сама ими неплохо владела[1]. Точные даты рождения и смерти Мацумуры неизвестны, однако, приблизительно их можно вычислить. Так, Сёсин Нагаминэ утверждает, что Мацумура отмечал своё 88-летие в 1897-м году, значит он родился в 1809-м. Мастер сёрин-рю Кацуя Мияхира утвержал, что Мацумура умер в возрасте 92 лет, поэтому год его смерти — 1901-й или 1902-й. Годы (1809—1901) наиболее часто встречаются в литературе.

Дом Мацумуры был разрушен во время бомбардировки Окинавы американской авиацией 10 октября 1944 года. Большинство материальных свидетельств и документов погибло в пожаре, поэтому данные о ранних годах Мацумуры основаны на неподтверждённых документально рассказах и воспоминаниях. Первоначальо Мацумура занимался тэ или тодэ — традиционным окинавским боевым искусством китайского происхождения и уже в 17-18 лет был известным бойцом, сильнейшим на Окинаве. Учитель тэ Мацумуры точно неизвестен, считается, что им был Тодэ Сакугава (под которым чаще всего понимают Тэруя тикудон-но пэйтин Канга, получившего в награду за заслуги остров Сакугава и, соответственно, имя Сакугава Канга), который, восхищённый упорством и успехами ученика прозвал его Буси — «воин», однако, никаких источников, подтверждающих личное знакомство Мацумуры и Сакугавы Канга не сохранилось.

По некоторым данным Мацумура стал учеником Сакугавы, когда тому было уже 78 лет[2], однако о Сакугаве Канга сообщается, что он умер в возрасте 56 лет, поэтому отождествление этих людей спорно. Другим вероятным учителя Мацумуры мог быть Макабэ Тёкэн по прозвищу Сямо — «Боевой петух», достигший большого мастерства в ушу, которое изучал в Пекине. В 1830-м году в составе правительственной делегации Мацумура направляется в Китай, где задерживается, чтобы ухаживать за больным коллегой. В Китае Мацумура изучал ушу и вернувшись на Окинаву открыл в Сюри школу «Сёрин-рю гококу-ан то тэ» («Каратэ школы Шаолинь, предназначенное для защиты Отечества»). Учителем Мацумуры по ушу был Хи Хуа.

Находясь на государственной службе Мацумура неоднократно посещал Японию, где изучал местные виды бу-дзюцу, полагая, что в нём содержится неисчерпаемый источник знаний. Школа японского фехтования Дзигэн-рю была секретной школой княжества Сацума, к изучению которой допускались только вассалы дома Симадзу. Её характерной особенностью была необычайная агрессивность: в этой школе даже не существует оборонительных позиций. При этом Дзигэн-рю требует, чтобы фехтовальщик был способен первым же ударом рассечь противника пополам и моментаьно окончить бой. Для выработки такого удара используется упражнение татикиути — «удары по стоящему дереву». При этом фехтовальщик наносит дубовой палкой диаметром 3 см и длиной 120 см удары по стоящему дереву. Нормой считается ежедневное повторение 11000 таких ударов — 3000 утром и 8000 вечером. При этом на постановку базовых движений, по традиции школы Дзигэн-рю, уходит три года. Мацумуру заинтересовало это боевое искусство и он упрашивал мастеров Дзигэн-рю обучить его фехтованию. В результате Мацумуре пришлось подписать клятвенное письмо, в котором он обязался изучать Дзигэн-рю в одиночку и никому не передавать это секретное искусство.

Мацумура изучал Дзигэн-рю в княжестве Сацума в течение двух лет и двух месяцев (с 1832 по 1834 годы), обучился высшей, четвёртой, ступени школы Дзигэн-рю — «Унки» («Сияние среди туч») и получил мастерскую лицензию. После этого Мацумура ещё раз ездил в княжество Сацума, однако о второй поездке ничего неизвестно. Сам Мацумура всегда утверждал, что преподаёт китайское боевое искусство, которое практиковал в жёсткой старошаолиньской манере. Мацумура прививал ученикам стиль боя на средней и дальней дистанции с преобладанием молниеносных прямых ударов руками и ногами, стопорящими блоками, низкими и растянутыми стойками, ставкой на один сокрушительный удар. В традиции Мацумуры особое внимание уделялось прямым ударам кулаком — цуки (искусство цуки развил ученик Мацумуры Анко Итосу).

В защите используются либо жесткие травмирующие отбивы, либо стопорящие, давящие и выводящие из равновесия блоки. Защиты предплечьем снаружи и изнутри выполняются с нажимом вперёд, что приводит к воздействию на позвоночник и выводу противника из равновесия. Возможно, на выборе такой тактики и техники Мацумуры сказались его физические данные: он имел довольно высокий по окинавским меркам рост в 170 см и вес 70 кг. К основными требованиями Мацумуры относились скорость, резкость, чёткость, взрывная сила и совершенное владение базовой техникой. Одно из изречений Мацумуры гласит: «Если тебя бьют рукой — перебей эту руку, если ногой — сломай её».

Мацумура является создателем двух ката: Мацумура-но Пассай и Мацумура-но Тинто. Также он преподавал ката Татан-Яра-но Кусанку, Сакугава-но Кусанку и Оядомари Пассай.

Всего у Мацумуры обучалось около десятка человек:

• Итара-сики Тётю (1818—1863) — главный смотритель за торговыми операциями королевства Рюкю;

• Куваэ Тёцу (1814—1880)

• Адзато тикудон-но пэйтин Анко (1828—1906) — советник короля Сё Тай;

• Итосу Ясуцунэ Анко (1832—1916)

• Кэнцу Ябу (1866—1937)

• Тёмо Ханасиро (1869—1945)

• Гитин Фунакоси (1868—1957) — создатель каратэ-до стиля Сётокан

• Тётоку Кьян (1870—1945)

• Рёсэй Куваэ (1853-?)

Схема развития ортодоксального каратэ Сёрин-рю Мацумуры

Хохан (Хокан) Сокэн — мастер, считающий себя наследником Сокона Мацумуры в третьем поколении, ученик и племянник Набэ Мацумуры, внука Сокона. Набэ Мацумура обучил Сокэна следующим ката:

• Найханти Сёдан, Нидан, Сандан;

• Пинан Сёдан, Нидан;

• Рохай Дзё, Тю, Гэ;

С 1920 по 1952 года Сокэн жил в Аргентине, а после возвращения открыл школу, назвав свой стиль Ортодоксальным Сёрин-рю Мацумуры (Мацумура сэйто Сёрин-рю).

Рюкю Сёрин-рю каратэ

7. Техника и стили каратэ

Каратэ – это боевое искусство, рационально использующее– все, что доступно человеческому телу в целях самозащиты. В современных стилях преобладают удары и блоки. В традиционных наряду с ними широко представлены захваты, вывихи, броски, удушения, толчки, подножки, подсечки. Бросково-болевая техника «старого» каратэ во многом аналогична технике айки-дзюцу и дзю-дзюцу.

Традиционное каратэ должно было обеспечить максимальную эффективность на всех дистанциях: дальней (расстояние удара стопой), средней (расстояние удара кулаком), ближней (дистанция захвата за корпус) и в любой ситуации: стоя, на коленях, сидя, лицом к лицу, сбоку, при нападении сзади, с оружием, без оружия, с одним противником, с несколькими и т.д.

Правильное использование техники каратэ требует соблюдения ряда принципов, таких как «ки-мэ» (соединение силы тела с силой духа), «хара» (соединение внутренней энергии с силой мышц бедер, живота и поясницы), «дачи» (правильной позиции), а также целого ряда других. Все они постигаются длительной упорной практикой «ката», формальных комплексов, в которых зашифрована вся техника и, что гораздо важнее, вся «идеология» традиционных школ. В традиционном каратэ Окинавы ката и кумитэ (вольный бой) были сбалансированы. Одно предполагало другое. В современном каратэ произошел явный сдвиг в сторону ката. Если трактовать каратэ как искусство самозащиты (чем оно и являлось по крайней мере 500 лет), то одной только практикой ката его не постичь: «В реальном бою я познал эффективность. Эффективность, это умение убивать как можно быстрее» (Мочидзуки Минору)…

Общее число стилей каратэ сегодня неизвестно, то ли их несколько сотен, то ли более тысячи. Можно лишь сказать, что по своей сути любой современный стиль так или иначе связан с одним из четырех направлений: кэнпо-каратэ (боевым искусством китайско-окинавского происхождения), каратэ-дзюцу (японской боевой версией в духе Мотобу), каратэ-до (японской философско-педагогической версией в духе Фунакоси), спортивным каратэ (полуконтактным или контактным).

Ниже я даю перечень наиболее известных стилей. В скобках указаны основатели стиля, сначала идет фамилия, потом имя.

1. Американское Годзю-рю (Урбан Питер)

2. Американское кэнпо-каратэ (Паркер Эдмунд)

3. Асихара-рю (Асихара Хюдэюки)

4. Бутокукан-рю (Кэичи Рэичи)

5. Вадо-рю (Оцука Хиронори)

6. Дайдо-дзюку (Адзума Такаси)

7 Джо Льюис-каратэ (Джо Льюис)

8. Дзёсинмон-рю (Икэда Хосю)

9. Дзэндо-рю (Дзэн Ки)

10. Дзюкэндо (Кинрю)

11. Досинкан-рю (Йтикава Исао)

12. Ёсэйкан-рю (Джанкарло Луккези-Борелли)

13. Ёсюкай-рю (Ямамото Мамору)

14. Исиминэ-рю (Канэсима Синбу)

15. Иссин-рю (Симабуку Тацуо)

16. Кадзюкэнбо-кэнпо (Эмперадо Адриано)

17 Кара-Хо-кэнпо (Куоха Сэм)

18. Кёкусин-рю (Ояма Масутацу)

19. Китайское Годзю-рю (Ван Клиф Рон)

20. Кобаяси-рю (Чибана Сёсин)

21 Кодзё-рю (семья Кодзё)

22. Косё-Сёрэй-рю-кэнпо-каратэ (Митосэ Масаёси)

23. Косики-каратэ (Хисатака Масаюки)

24. Кохэйкан-рю (Ониси Эйдзо)

25. Кусин-рю (Киндзо Кэнсэй и Уэсима Сансукэ)

26. Кэнкокан-Сёрин-дзи-рю (Хисатака Кори)

27. Кэнпокан-рю (Мацуяма Синсукэ)

28. Кэнпо-каратэ (Чжоу Уильям Квай-Сун)

29. Кюдокан-Сёрин-рю (Хига Ючоку)

30. Мацубаяси-рю (Нагаминэ Сёсин)

31. Мацумура-Сёрин-рю (Мацумура Сокон)

32. Мотобу-рю (Уэхара Сэйкичи)

33. Мотобу-рю-кэнпо-каратэ (Мотобу Чоки)

34. Мусиндо-рю (Отомо Рюсё)

35. Нанбу-до (Нанбу Ёсинао)

36. Окинава Годзю-рю (Мияги Чодзюн)

37. Окинава-кэнпо-каратэ (Накамура Сигэру) ,

38. Осака-кэнпо-каратэ (Аоки Ганрю)

39. Ото-рю (Тамаэ Хирояси)

40. Ояма-рю (Ояма Сигэру)

41. Рюкю-кэнпо-каратэ (Оята Сэйю)

42. Рюкю-Сёрин-рю (Инаминэ Сэйдзин)

43. Рюэй-рю (Накаима Кэнко)

44. Санкюкай-рю, или Нанбу-кэйсэй-рю (Нанбу Ёсинао)

45. Сано-рю, или Ёсэйкан-рю (Сано Тэруо)

46. Сато-дзюку (Сато Кацуаки)

47. Сёбаяси-рю, или Сёрин-рю (Кян Чотоку)

48. Сёрин-дзи-рю, или Кян-рю (Накадзато Дзоэн)

49. Сёриндзи-рю (Ким Ричард)

50. Сёринкан-рю (Накадзато Сюгоро)

51. Сёрин-рю: (Симабуку Эйдзо)

52. Сётокай-рю (Эгами Сигэру)

53. Сётокан-рю (семья Фунакоси)

54. Сидокан-рю (Соэно Ёсидзи)

55. Синдо-Сидзэн-рю (Кониси Ясухиро)

56. Сито-рю (Мабуни Кэнва)

57. Сито-рю (Сирома Синпан)

58. Сито-рю-кэнпо-каратэ (Уэчи Канэй)

59. Сэйдо-дзюку (Накамура Тадаси)

60. Сэйдокан-рю (Тома Сиан)

61. Сэйдокан-рю (Исии Кадзуёси)

62. Сюдокан-рю (Ханауэ Тоси)

63. Сюкокай-рю, или Тани-Ха-Сито-рю (Тани Ходзиро)

64. Тайсиндо-рю (шри Кантарао)

65. Тодзан-рю (Канасиро Кэнсэй)

66. Тодзан-рю (Канэсима Синсукэ)

67. Тун-рю (Киода Юхацу)

68. Уэчи-рю (Уэчи Канбун)

69. Чак Норрис каратэ (Норрис Чак)

70. Чито-рю (Читосэ Цуёси)

71. Чубу-Сёрин-рю, или Сэйбукан-рю (Симабукуро Дзэнрё)

72. Хакучо-рю, или Сукунай-Хаяси-рю (Сокэн Хохан)

Ключи ко всем боевым искусствам. От карате до Русского стиля рукопашного боя (20 стр.)

(. В боевой системе «Ледокол» несколько другое понимание этого момента. Начальные приемы – это не совсем БАЗОВАЯ техника в настоящем понимании, а всего-навсего ПРИМЕРЫ возможных действий в той или иной ситуации. А «базовая техника», – это особое движение в пространстве («корень приема»), которое и позволяет успешно провести ту или иную «технику». Гораздо целесообразнее освоить и закрепить несколько «корневых» движений, на которых потом выполнятся десятки приемов, чем изучить сотню приемов, не понимая, на чем они базируются…)

Выученные и отработанные приемы всего лишь буквы, из которых необходимо сложить слова, научившись применять их в связках, позволяя им перетекать один в другой в свободной и непредсказуемой манере. И лишь после этого можно начинать учиться говорить. Речь в БИ – это использование начальных технических навыков во времени и пространстве. Это, и только это, определяет настоящую эффективность техники. Отрабатываемый годами прием бесполезен, если вы делаете его так, что противник уже понял, что вы собрались делать, и предвосхитил вас. И он будет оставаться бесполезным до того момента, пока вы не обманете сознание противника. Тогда изящный и легко выполненный прием – без криков, натуги и зверского лица приводит к нужному вам результату – падению, перелому, контролю и т. д. Это и есть ключ к настоящему мастерству и реальному выполнению той или иной техники.

Мастер 3-й дан Айки-будзюцу Сасори-кан – Столяров Родион Александрович (с сайта Сасори-кан)

Окинавское каратэ мастера Конно Сатоси (более подробно на сайте: www.okinawa-karate.ru)

«Каратэ-до Конно-дзюку: путь постижения боевых искусств» Изучение наследия прошлого

Глава стиля – сихан Конно Сатоси. Он родился на Хоккайдо в 1955 году, окончил университет «Дзёти», где и состоялось его знакомство с каратэ: во время учебы в университете сихан Конно изучал стиль Сито-рю. По окончании университета Конно познакомился с сиханом Икэдой Хосю, основателем стиля Дзёсинмон, и последующие 20 лет, став адептом этого стиля, Конно изучает каратэ направления Сёринрю, бодзюцу (техника работы с шестом) направления Дзёсинрю, а также тайдзюцу и сэйтай (энергетические практики).

Учитель Конно сихан Икэда, следуя в русле окинавского мастера боевых искусств Кьяна Тётоку, провел самостоятельные исследования ката и видоизменил их, а также выстроил необычную для каратэ трехступенчатую систему обучения боевым искусствам – син-гё-со.

В дальнейшем, после долгих раздумий, в октябре 1999 года сихан Конно вышел из Дзёсинмон, и Конно-дзюку, раньше входивший в Дзёсинмон в качестве одного из его филиалов, стал действовать как самостоятельная организация (и действует так до настоящего времени).

Будучи известным писателем и обладая пытливым умом, сихан Конно и в отношении каратэ имеет собственную точку зрения. Он считает, что должен самостоятельно найти ответ на вопрос, что же такое каратэ. Стиль Конно-дзюку, если можно так выразиться, является отражением внутреннего мира сихана Конно как каратиста. «Мы в нашем стиле не делаем каких-то особенных вещей. Мой девиз – любительское каратэ, которым может заниматься любой желающий. И все же мое каратэ – это каратэ для интелллектуалов», – говорит сихан Конно.

В чем же особенности «интеллектуального каратэ» Конно-дзюку? Став самостоятельным стилем, Конно-дзюку сосредоточен на изучении Сюри-тэ, то есть старой окинавской техники. В настоящее время система тренировок в Конно-дзюку построена на основе старых окинавских принципов, и окинавская техника составляет сердцевину техники каратэ Конно-дзюку.

Конно Сатоси: «На Окинаве раньше, если говорили о Сюри-тэ, то подразумевали направление Сёрин-рю, однако оно впоследствии разделилось на Сёрин-рю, Мацубаяси-рю, Сёриндзи-рю и другие. В настоящее время не существует сведений о том, что же представляла собой истинная техника мастера Анко Итосу, из которой берут свое начало вышеназванные ответвления. Я, собственно, и начал свою деятельность, задавшись этим вопросом.

Я изучил технику младшего брата Накадзато Дзёэн, а также Учителя Симабукуро Дзэмпо («Сэйбукан»), проштудировал книгу Учителя Нагаминэ Тёсина, изучил технику стилей, берущих свое начало из Мацубаяси-рю. Я глубоко изучил систему тренировок Сюри-тэ, и сейчас она составляет стержень тренировок в Конно-дзюку».

Три «устные передачи»

Одна из особенностей Сюри-тэ – техника нанесения ударов с использованием эффекта от перемещения массы тела. Раньше для постановки специальной техники ударов Сюри-тэ использовали ката Найханти. В этой ката есть так называемая «намигаэси» – «возвратная волна», когда, не меняя центра тяжести, надо поднимать ногу. Тем самым формируется самоконтроль даже за незначительным перемещением центра тяжести. В Сюри-тэ – это наиважнейший момент, получивший название «тотихо» (падающая земля), или «тобокухо» (падающее дерево). Благодаря этому при нанесении удара рукой или ногой используется перемещение веса тела, и удар становится сильнее. Раньше в некоторых направлениях кэндзюцу (искусство владения мечом) обучали технике одновременного использования как веса самого меча, так и веса перемещающегося тела, и это уподобляли «падению старого высохшего дерева».

(«Падение дерева» – по направлению движения в пространстве, это движение близко к одномерному. В технике боевой системы «Ледокол» для данных целей применяется ТРЕХМЕРНОЕ движение, которое гораздо меньше контролируется противником.)

Для того чтобы эффективно использовать при нанесении ударов «тобокухо», изучалось три особенные техники, которые изустно передавались от поколения к поколению – три «устные передачи». Это – гамаку, мутими и тинкути. Это слова из окинавского диалекта («утинагути»), поэтому неясно, какими иероглифами их записывать и каким словам японского языка они соответствуют. Как бы там ни было, эти три слова из умирающего окинавского языка – и каждое из них в отдельности обозначает чрезвычайно важные понятия в каратэ.

Гамаку – это положение тела, когда плечи опущены, а мышцы живота и спины контролируют положение таза. Благодаря гамаку можно контролировать перераспределение веса в собственном теле, и даже при высоких стойках сохраняется устойчивое равновесие. Гамаку является базовым положением и в народных танцах островов Рюкю. То есть раньше в ударах Сюри-тэ источником силы было положение гамаку, а не вращение бедрами влево-вправо. Если следовать этому принципу, то удары, называемые в наши дни ои-цуки и гяку-цуки, становятся качественно одинаковыми. Иными словами, в современном каратэ сначала ставится нога вперед, а затем в зависимости от поворота бедер вправо или влево наносится либо ои-цуки либо гяку-цуки – качественно разные удары. Однако при использовании тобокухо и гамаку движение идет не от передвигающейся ноги, а от бедра, поэтому и ои-цуки, и гяку-цуки становятся качественно одинаковыми, и различие состоит только в том, выдвигается при нанесении удара нога вперед или нет. Кроме того, используя гамаку, можно осуществлять быстрые уходы (таисабаки) вправо или влево.

Мутими – это способ передачи силы, благодаря использованию гамаку, от бедер к рукам. Верхняя часть тела расслаблена и производит своеобразное короткое сотрясение. Это специфическое движение встречается в ката Найханти.

Тинкути используется при нанесении удара кулаком. Из расслабленного положения следует моментальное мышечное сокращение, что позволяет резко повысить концентрацию силы удара. Эта техника встречается в китайских боевых искусствах. Если посмотреть на старые (особенно довоенные) фотографии мастеров Сюри-тэ, то стойки, как правило, высокие и неширокие, во время нанесения ударов есть легкий наклон вперед, и зачастую рука согнута в запястье. С точки зрения современного каратэ – это неправильно, однако на самом деле это и есть изначальная техника Сюри-тэ.

Дело в том, что мастера задействовали все элементы – тобокухо, гамаку, мутими, тинкути, а согнутая в запястье рука – это положение за мгновение до использования тинкути.

То же самое относится и к удару ногой маэгэри. Удар внешне выглядит несильным, коротким тычком, однако на самом деле благодаря использованию тобокухо в одно мгновение происходит перераспределение веса, и если удар хорошо отработан, то он очень силен.

Раньше на Окинаве описанные выше вещи передавались только изустно. «Сэнсэй Хосю Икэда, у которого я учился, хотя и не использовал термины гамаку, мутими и тинкути, применял эти техники на практике. Во всех стойках сэсан-дати мы ясно видим гамаку, при ударах руками Икэда использовал мутими и тинкути, благодаря чему буквально небольшим касанием можно было повергнуть противника. Однако для достижения такого эффекта от ударов нужны длительные целенаправленные тренировки. Я считаю, что мне посчастливилось учиться у выдающегося человека. Однако, к сожалению, если целью становится победа в соревнованиях, вышеупомянутым окинавским техникам перестают уделять должное внимание. С этим уже ничего не поделаешь», – говорит сихан Конно.

Рюкю Сёрин-рю каратэ

720 г. — хроники «Нихон Соку» («Душа Японии»). Первые упо минания о рукопашном бое.

900 г. — искусство захватов и удержаний ЦИНЬ-НА появляется в Японии и со временем трансформируется в начальные формы АЙКИ-ДЗЮЦУ.

XIII в. — учение ЧАНЬ появляется в Японии вместе с монахами, покидавшими Поднебесную империю.

1372 г. — установление протектората Китая над островами Рюкю. Постепенное смешение стилей ЦЮАНЬ-ФА и систем рукопашного боя Окинавы

1392 г. — в Кумэмура на Окинаву эмигрируют около четырех десятков семей из Китая. Начинается обучение окинавцев различным стилям «китайского бокса».

XV в. — предположительно в это время появляется теория АТЭМИ.

1477 г. — Окинава: Сё-шин указом запрещает ношение оружия и тренировки по системе ОКИНАВА-ТЭ. Начало периода подпольного развития ОКИНАВА-ТЭ.

1600-1650 гг. — появление в Японии школ ДЗЮ-ДЗЮЦУ.

1606-1609 гг. — оккупация Окинавы войсками клана Сацума и очередной запрет на ношение оружия.

1629 г. — в результате смешение ТОДЭ и ЦЮАНЬ-ФА происходит формирование системы ТЭ.

1662-1723 гг. — появление и формирование в Китае общества Триад.

1692 г. — Ко Сокун создает КУМИАЙ-ДЗЮЦУ.

1710 г. — Япония: Цунэмото Ямамото создает «Харакурэ Бусидо» (самурайский кодекс).

Конец XVIII в. — появление термина «каратэ» («китайская рука»), впервые введенного мастером Сакугавой в название своей школы.

1830-е гг. — Сокон Мацумура создает школу СЁРИН-РЮ ГОКОКУ-АН КАРАТЭ и разделяет ТЭ на два направления: СЮРИ-ТЭ и НАХА-ТЭ.

1869 г. — родился Г. Фунакоси.

1887-1889 гг. — Окинава: термин «тэ» заменен на «каратэ».

1890 г. — К. Хига(си)онна создает НАХА-ТЭ и создает ката САНТИН.

1895 г. — Япония: в Киото создается «Дай Ниппон Бутокукай» («Великое Братство Воинских Искусств Японии»).

1901-1902 гг. — Окинава: каратэ в виде эксперимента вводится в программу обучения в некоторых учебных заведениях в качестве предмета, направленного на совершенствование физических качеств учащихся. Я. Итосу становится первым крупнейшим мастером, преподающим каратэ открыто.

1902 г. — первое документально зафиксированное показательное выступление Г. Фунакоси на Окинаве.

1905 г. — Окинава: мастер Томо Ханасиро впервые вводит термин «каратэ» в значении «пустая рука». Я. Итосу модифицирует ряд ката ХЭЙВА-АНТЭЙ и называет их ПИН-АН («мир и покой»).

1906 г. — первая публичная демонстрация каратэ на Окинаве Г. Фунакоси.

1917 г. — демонстрация каратэ в Бутоку-дэн.

1922 г. — Япония: показательные выступления труппы Г. Фунакоси на общенациональной атлетической выставке в Токио.

1924 г. — в университете Кэйо основан первый клуб каратэ.

1927-1928 гг. — на основе НАХА-ТЭ Т. Мияги создает систему ГОДЗЮ-РЮ.

1928 г. — Т. Тибана называет свой стиль СЁРИН-РЮ.

1930 г. — Япония: в Токио Г. Ямагути учреждает штаб-квартиру ГОДЗЮ-РЮ.

1930 г. — в Осака К. Мабуни основывает стиль СИТО-РЮ.

1931 г. — в Токио К. Тояма основывает СЮДОКАН КАРАТЭ.

1935 г. — Г. Ямагути ввел в практику обучения правила спарринга и новый вид парной работы ДЗИЮ-КУМИТЭ. А также создал Всеяпонскую ассоциацию Годзю-рю (AJCKA). В этом же году основана Федерация кэмпо Японии (AJKF) мастером Мунэоми Саваямой. каратэ-до

1935 г. — началось строительство здания для занятий каратэ в Токио — СЁТОКАН-ДОДЗЁ.

1936 г. — Окинава: в Наха официально принят термин «каратэ» для обозначения национальных воинских искусств.

1939 г. — Япония: Х. Оцука создает стиль ВАДО-РЮ и основывает AJKF, Вадокай.

1945 г. — Э. Ониси создает СОБАЯСИ СЁРИН-РЮ.

1946 г. — К. Тояма основывает Всеяпонскую ассоциацию каратэ-до (AJKA).

1947 г. — С. Нагаминэ основывает МАЦУБАЯСИ СЁРИН-РЮ.

1949 г. — Япония: создана Японская ассоциация каратэдо (JKA).

1950 г . — Т. Тани основывает стиль СЮКОКАЙ на основе СИТО-РЮ. Г. Ямагути реформирует свою организацию и называет ее КАРАТЭ- ДО ГОД3Ю-КАЙ.

1951 г. — М. Ояма создает стиль КЁКУСИНКАЙ.

1952 г. — Э. Ониси основывает стиль КОЭЙ-КАН.

1954 г. — Окинава: Т. Симабуку основывает стиль ИССИН-РЮ.

1955 г. — Япония: М. Накаяма назначен шеф-инструктором JKA

1956 г. — Ёсиаки Адзари основал Всеяпонскую коллегиальную федерацию каратэ-до (AJCKF). Окинава: основана Всеокинавская ассоциация каратэ (AOKA).

1957 г. — смерть Г. Фунакоси. 1-й Всеяпонский чемпионат по каратэ-до.

1964 г. — создан стиль РЭНБУКАЙ. создана Всеяпонская федерация организаций каратэ-до (FAJKO) во главе с Г. Ямагути.

1970 г. — в Токио создана крупнейшая организация ВУКО (Всемирный союз организаций каратэ-до).

1977 г. — Канадзава создает SKI (СЕТОКАН КАРАТЭ ИНТЕРНЭШНЛ).

1980 г. — Х. Нисияма в США создает ITFK (Международную федерацию традиционного каратэ).

Силовая подготовка в традиционном каратэ

Майкл Кларк. Искусство Ходзё Ундо. Силовая подготовка в традиционном каратэ.
Michael Clarke. The art of Hojo Undo. Power training for traditional karate.

С древних времен жители Окинавы, которые практиковали боевые искусства упражнялись в поднятии тяжестей и наносили удары по различным предметам для развития силы и выносливости. Практика Ходзё Ундо (Hojo Undo), так же известная как Кигу Ундо (Kigu Undo), в основе своей заимствована из традиций боевых искусств Китая. В обеих культурах развитие и единение тела и духа считались единственным правильным способом боевой подготовки. С этой целью люди разработали множество разнообразных приспособлений, которые мы используем и по сей день. Почти все эти приспособления были сделаны из обычных бытовых предметов, или предметов, созданных природой, которые можно было найти вокруг. В данной книге мы не можем описать все возможные приспособления, тем не менее вы сможете познакомиться с наиболее часто используемым оборудованием и методами тренировки. Используя опыт китайцев, жители Окинавы разработали и свои, уникальные методы и предметы. Макивара (makiwara) в том виде, в котором мы ее знаем сегодня, была создана на Окинаве и, вероятно, является самым широко известным предметом Ходзё Ундо в современном мире каратэ.

Много лет спустя, в середине 30-х годов известный мастер каратэ Тёдзюн Мияги (Chojun Miyagi) после посещения им Гавайских островов ввел в практику тренировок новый предмет — конгокен (kongoken).

Вне зависимости от того, какой стиль боевого искусства практикуют окинавцы, с оружием или без, они всегда высоко ценят и включают Ходхзё Ундо в расписание своих регулярных тренировок. Благодаря этим тренировкам они стали известными не только своими навыками кулачного боя, но и удивительной силой, несмотря на свой скромный вес и рост. Решая задачу обретения сильного удара при скромных габаритах, мастера прошлого поняли, что использование различных приспособлений и специальных способов тренировок с ними поможет сбалансировать тело, разум и дух для развития силы, выносливости и уверенности в себе.

Самое раннее упоминание о каратэ, которое мне удалось обнаружить, было сделано Хсу Пао Куангом (Hsu Pao Kuang), посланником китайского Императора, в его «Записях фактов о Чузан» (Records of Transmitted Facts of Chuzan) и датируется 1721 годом. Спустя 41 год, в 1762 году Йошихиро Тобе (Yoshihiro Tobe) в своих «Заметках о Великом острове» (Notes on the great Island), со слов посланника Королевства Рюкю, рассказал о китайце по имени Ко-Шан-Кин (Ko-shan-kin), мастере техники захвата, прибышим с учениками на Окинаву. Техника захватов Ко-Шан-Кина, которую он упомянул как Кумиай-дзютсу (Kumiai Justsu) являлась китайским искусством Чуан-фа (Chuan-fa, «Техника кулака»). На протяжении многих лет данная техника сохраняется в стиле Cёрин-рю каратэ (Shorin ryu karate) как Кусянку ката (Kushanku kata).

Тётоку Киан (Chotoku Kyan ) с учениками 1941 г. Слева на право: Дзоен Наказато (Joen Nakazato), Тётоку Киан, Матсумото (Matsumoto), Нишихара (Nishihara) и Курато (Kurato)

Исуке Акамин (Eisuke Akamine / 1925-1999) слева, тренируется под руководством сенсэя Шинкен Тайра (Shinken Taira / 1897-1970).

В своей книге, написанной в между 1850 и 1855 годами и посвященной Южным осровам (Various Themes of the Southern Islands.), Сагента Нагойя (Sagenta Nagoya) изложил результаты наблюдения обычаев населения архипелага Рюкю. Одна из традиций, упомянутых в книге под названием Тсукунесу Дзютсу (Tsukunesu Jutsu) очевидно представляет собой старинный вариант Ходзё Ундо. Достаточно только взглянуть на некоторые рисунки, сопровождающие текскт, как мы увидим человека, тренирующегося с макивара, или человека, практикующего удары тыльной стороной кулака (уракен) по большой каменной плите.

Эти упражнения могли быть объединены в те дни под другим названием, но в современном мире они входят в состав окинавского каратэ, и его части Ходзё Ундо.

Каратэ за пределами Окинавы.

Закалять тело нельзя не закаляя дух. Одно прочно связано с другим.

Практикующий каратэ в процессе тренировок ощущает дискомфорт и иногда даже боль, но должен научиться переносить эти трудности. Практика Ходзё Ундо направленна на постоянное расширение порогов и границ выносливости. На страницах этой книги читатель найдет информацию о том, как сконструировать приспособления и каким образом использовать их для тренировок, так, как это делают и по сей день, люди, практикующие традиционные воинские искусства Окинавы. Однако, книга не является подробной инструкцией по подготовке, и не включает научного объяснения принципов тренировок. На мой взгляд, наука уже достаточно вторглась в процесс изучения боевых искусств. Подробные разъяснения принципов тренировки с предметами не нужны, так как практика работы с ними сама по себе наставляет практикующего и дает ответы на все вопросы. Рассматривайте данную книгу, как введение в раздел подготовки, которым сегодня пренебрегают в мире каратэ за пределами Окинавы.

Иллюстрация из книги Сагента Нагойя. (макивара)

Интересен тот факт, что снижение интереса к Ходзе Ундо со стороны каратэк Японии и западного мира прямо пропорционально росту интереса к спортивному каратэ. Отказ от традиционных методов передачи искусства от поколения поколению сопровождался развитием идеи подготовки именно к спортивному поединку. Это переосмысление принципов послужило толчком к развитию современного спортивного каратэ, каким его знают сегодня во всем мире. Все усилия сегодня направлены на подготовку спортсмена для того, чтобы он одерживал победу на спортивной арене. Различные организации каратэ стали появляться в огромных количествах и конкурировать друг с другом. В Японии была разработана специальная программа подготовки профессиональных инструкторов для других стран, и в короткий период после прихода каратэ с Окинавы в Японию, каратэ распространилось по всему миру под видом японского бушидо (bushido). Этот сдвиг в понимании сути каратэ сформировал его восприятие западным миром. В японском языке термин буси (bushi) означает самурай, но на Окинаве буси значит джентльмен, искушенный в боевых искусствах и литературе, индивид, являющий собой воплощение принципа бунбу риодо (bunbu ryodo) путь образования и воинской доблести.

Тренировки в традиционном каратэ и кобудо всегда были способом победы над собой, самопознания и обретения гармонии. Борьба с собственным «я» в процессе тренировок приносит свои плоды в виде умственного просветления и навыков самообороны. Современное спортивное каратэ полностью сконцентрировано на задаче победы над соперником, направлено на борьбу с внешним миром. Каким образом произошло такое кардинальное изменение?

Самый ранний труд по каратэ, изданный в Японии, включал в себя раздел Ходзё Ундо, как часть системы подготовки. Кенва Мабуни (Kenwa Mabuni), окинавец и пионер преподавания каратэ в Японии, основательСито-рю каратэ-до (Shito ryu), написал несколько книг по искусству каратэ, отдав в них должное методам тренировки, которые я описал в этой книге. В его книге «Искусство каратэ кэмпо, эффективное в нападении и защите. Изучение Сэйпай» (Karate Kempo Kobo Jizai), изданной в 1934 году, и, позднее, в книге «Введение в кэмпо каратэ-до, эффективное в нападении и защите» (Kobo Kempo Karate-do Nyumon), изданной в 1938 и написанной в соавторстве с Генва Накасонэ (Genwa Nakasone), он рассмотрел в деталях способы тренировки Ходзё Ундо. Гитин Фунакоси (Gichin Funakoshi), тоже окинавец, основательСётокан каратэ (Shotokan karate), так же счел необходимым включить описание Ходзё Ундо и способы сконструировать макивара в свой труд «Каратэ-до для начинающих» (Karate-do Kyohan). Однако, в течение 20 лет после смерти мастеров, окинавские способы тренировки исчезли из программы подготовки каратэк.

Ссылка на основную публикацию