РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ И ПЛОТНОСТИ ЗАНЯТИЙ В РБ | Karate-krs.ru

РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ И ПЛОТНОСТИ ЗАНЯТИЙ В РБ

Плотность и регулирование нагрузки на уроке гимнастики

Уроки гимнастики строятся преимущественно с использованием таких видов, кА упражнения на равновесие, лазание, прыжки, акробатические упражнения, упражнения на снарядах и т.д. В урок включаются 2-3 вида для каждого отделения, например, лазание, опорный прыжок, акробатика. В настоящее время в практику работы прочно вошли 2 приема ведения урока: фронтальный, групповой при одновременном участии всего класса. Фронтальный прием ведения урока обеспечивает последовательность проведения упражнений, одинаковой дозировкой, так как все учащиеся выполняют упражнения одновременно. Данным способом в большей степени пользуются при проведении уроков в младших классах, где программа едина для мальчиков и девочек. Также данный способ проведения целесообразно использовать при обучении одинаковым упражнениям учащихся в средних и старших классах, либо при проведении упражнений ОФП, с разной дозировкой для мальчиков и девочек.

Групповой способ отмечается тем, что обучение основным движениям производится по отделениям под руководством помощников учителя, получивших предварительную подготовку.

Вопрос повышения плотности урока гимнастики является одним из самых важных. Хронометраж позволил установить, что наибольшая плотность урока, а следовательно и нагрузка, наблюдается преимущественно при фронтальной работе, т.е. когда учащиеся выполняют работу одновременно — чаще это бывает в начале урока. Плотность основной части урока, снижается, как правило, до минимума. Так, время, потраченное непосредственно на выполнение упражнения в основной части, составляет около 8% по отношению к времени всей части. Моторная плотность урока в целом не превышает 20%. Это очень мало. Безусловно, плотность урока гимнастики и отдельных его частей зависит от содержания планируемого учебного материала, организации учащихся, наличия снарядов и инвентаря, наличия дополнительных снарядов и методики использования гимнастического оборудования, способа проведения упражнений.

Опыт показывает, что при правильной организации учебного процесса моторная плотность урока гимнастики может увеличиться до 30% и более, а моторная плотность его основной части — до 20-25%, т.е. повышена в 2-3 раза по сравнению с существующей. гимнастика урок школа

На учебном уроке общая плотность урока, в идеале должна приближаться к 100%.

На тренировочном уроке должна быть выше моторная плотность урока. В отличие от общей плотности, моторная плотность урока в идеале не стремится к 100%. По суммарному показателю моторной плотности всего урока нельзя судить о качестве его проведения. Моторная плотность должна постоянно изменяться в процессе урока.

Само разнообразие упражнений, проводимых в процессе урока, может обеспечить чередование работы различных групп мышц, что дает возможность значительно повысить дозировку упражнений. Вместе с тем присущая уроку высокая подвижность нервных процессов является причиной быстрой врабатываемости и восстановления организма после физической нагрузки. Поэтому перерыв между подходами может быть относительно кратким.

Успешность формирования двигательных навыков и развития физических качеств зависит не только от многократного повторения. Но и от определенной частоты их выполнения на уроке. Причем необходимое количество повторений обусловлено сложностью упражнений. Практикой и специальными исследованиями показано, что наибольшее число повторений должно быть на первом этапе разучивания движений. По мере его закрепления количество повторений может постепенно снижаться и в дальнейшем, когда навык, хорошо закрепленный, следует лишь периодически возвращаться к данному упражнению, чтобы добиться более высокого уровня в выполнении упражнений.

Путем правильной организации учащихся и рационального использования оборудования, можно добиться необходимого количества повторений на уроке изученного материала. Например, для успешного овладения элементами акробатики, оптимальной частотой повторения на уроке, будет в среднем 6-9 подходов, причем при выполнении более трудных элементов, таких, как стойка на голове и на руках, следует ограничить в 5-6 подходов.

При разучивании техники лазания по канату подходов должно быть не менее 3-4 для девочек и 4-6 для мальчиков.

В опорных прыжках допускается до12 подходов для всех видов разучивания.

В процессе урока необходимо следить за длительностью интервалов между повторениями. Оптимальная длительность интервалов, как показали специальные исследования, составляет в среднем — 1,5 мин при повторении опорных прыжков, акробатических упражнений, кратковременных висов и упоров и других, даже интенсивных, но непродолжительных упражнений; 2-2,5 мин при повторении более длинных комбинаций на снарядах, лазания по канату и других упражнений, для которых характерны интенсивность и относительность, продолжительность мышечного усилия.

Планируя учебный материал на урок, определяя физиологическую нагрузку, учитель должен исходить из степени подготовленности учеников, интенсивности требуемого нервно-мышечного напряжения при выполнении того или иного упражнения и функционального состояния детей (уровня их работоспособности, степени утомления и т.д.). Способы дозирования физиологической нагрузки на уроках гимнастики следующие:

  • 1. Изменение содержания упражнений путем:
    • — изменение исходного положения;
    • — применения отягощений;
    • — использования сопротивлений (амортизаторы) или партнёра;
  • 2. Изменение числа повторений упражнения
  • 3. Изменение способа проведения упражнений путем:
    • -изменения темпа выполнения;
    • -применения поточного способа выполнения;
    • — выполнения упражнений в соединении с другими элементами или в комбинации;
    • — использования других мер, изменяющих трудность выполнения упражнения (ограничение пространства, зрительных ориентиров, времени выполнения и др.).

При выборе способа регулирования нагрузки следует руководствоваться принципами постепенного повышения нагрузки и разностороннего воздействия на организм.

Учитывая единство и взаимосвязь физиологических и психических процессов, следует принимать во внимание эмоциональное состояние детей. Интерес к урокам гимнастики вызывает у школьников положительные эмоции, и обеспечивают повышение их работоспособности.

Признаки, наличие которых могут свидетельствовать о нагрузке, превышающую оптимальную норму для занимающегося: побледнение лица, дрожание конечностей, расстройство координации движений. Эти признаки являются показанием необходимости снижения нагрузки или прекращения работы данным учеником.

Необходимо учесть, что с 5-го класса становятся более выраженными особенности в развитии организма мальчиков и девочек. С этого времени для девочек следует планировать несколько меньшую нагрузку, чем для мальчиков, особенно в упражнениях, связанных с силовым напряжением, лазанием, упражнениями в упоре и т.д.

Структура учебного занятия, плотность и физическая нагрузка

Учебное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Они органически связаны между собой, хотя имеют относительную самостоятельность в решении частных задач. Подготовительная и заключительная части проводятся в составе группы, а основная — в зависимости от раздела физической подготовки — в составе группы (плавание, лыжная подготовка, рукопашный бой и др.) или по отделениям.

Подготовительная часть занятия проводится в течение 10-25 ми­нут. Общим назначением подго­товительной части является подготовка организма занимающихся к работе в основ­ной части. В ходе нее решаются следующие задачи:

· построение и организация занимающихся;

· объяснение цели, задач, содержания и порядка проведения занятия;

· формирование строевой выправки и осанки;

· общее физическое развитие и укрепление организма;

· подготовка к перенесению предстоящей нагрузки в основной части.

В подготовительную часть включаются строевые приемы, ходьба и бег различными способами, упражнения в движении, перестроения, упражнения общеразвивающего характера. В зависимости от решаемых задач в основную часть могут включаться упражнения для развития специальных навыков и ка­честв, например, элементы работы рук и ног при плавании, выполнении приемов рукопашного боя, упражнения акробатического и гимнастического характера.

Основная часть занятия 50-65 минут предназначена для обучения технике выполнения упражнений и овладения прикладными навыками и их совершенствования, развития физичес­ких, психических и специальных качеств в соответствии с рабочей учебной программой, тематическим планом и организационно-нормативной базой.

Заключительная часть занятия 5-10 минут предназначена для приведения организма занимающихся в относительно спокойное состояние, организованного завершения и подведения итогов. Для решения первой задачи в заключительную часть включаются упражне­ния в ходьбе, глубоком дыхании и расслаблении мышц; упражнения должны выполняться в медленном темпе с максимальным расслаблением участвовавших в работе мышц. Для решения второй задачи группа строится в две шеренги. Руководитель указывает на качество реше­ния поставленных задач, отмечает успехи и недостатки с конкретны­ми советами по их устранению, а также дает указания на самостоя­тельную тренировку.

Плотность занятий и физическая нагрузка. При обучении упраж­нениям должны соблюдаться оптимальная плотность занятий и физи­ческая нагрузка.

Подплотностьюпонимают отношение времени, затраченного на выполнение упражнений ко всему времени занятия. Плотность выражается в процентах.

Например, на учебном занятии продолжительнос­тью 80 минут курсанты выполняли упражнения в течение 60 минут. Плотность составляет: (60 : 80) х 100 = 75%.

Увеличение плотности учебного занятия может достигаться:

· сокращением времени на перестроения и передвижения при смене мест занятий:

· сокращением перерывов между отдельными упражнениями за счет краткости и понятности объяснений;

· выполнением упражнений всеми занимающимися или потоком;

· одновременным выполнением упражнений несколькими занимающи­мися на одном снаряде;

· четкой организацией занятия.

Физическая нагрузка определяется величиной воздействия упражнений на организм занимающихся. Как известно, физические упраж­нения оказывают влияние на внутренние органы и системы, вызывают мышечные напряжения. В зависимости от количества (объема) упражнений и их интенсивности физическая нагрузка может быть большей или меньшей.

О величине физической нагрузки судят по некоторым объектив­ным показателям. Например, о чрезмерной физической нагрузке сви­детельствуют такие показатели, как частое и поверхностное дыха­ние, сильное потоотделение, неточные движения, учащенный пульс. Величину нагрузки чаще всего определяют измерением частоты пуль­са. При средней физической нагрузке она может быть 120-140 уда­ров, а при значительной — до 150-160 ударов в минуту. Регулирование нагрузки достигается изменением:

· дистанции передвижения, количества и продолжительности вы­полнения упражнений;

· темпа и быстроты выполнения упражнений;

· количества и продолжительности перерывов между выполнением отдельных упражнений;

· сложности рельефа местности для передвижения, числа препятс­твий и их трудности;

· веса предметов, с которыми выполняются упражнения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9425 — | 7437 — или читать все.

193.151.241.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ И ПЛОТНОСТИ ЗАНЯТИЙ В РБ

м. Партизанская

СТАРТ КУРСА 15 СЕНТЯБРЯ

Русский рукопашный бой
5 ступеней обучения
Ножевой бой

Глава 1.4 — Приемы регулирования физической нагрузки и плотности занятий

Качество проведения занятий по РБ во многом засисит от физической нагрузки и плотности занятий.

Под физической нагрузкой понимается суммарное воздействие физических упражнений на занимающихся. Оно характеризуется объемом и интенсивностью.

Объем нагрузки — это сумма всех упражнений, которые выполняет занимающийся за одно учебное занятие (учебный день, неделю, месяц).

Интенсивность нагрузки — это отношение числа упражнений, выполняемых с повышенной нагрузкой, к общему числу упражнений, т.е. к объему нагрузки. Она определяет напряженность и степень концентрации тренировочной работы во времени и зависит от характера упражнений, скорости их выполнения, применяемых усложнений и т.д.

На занятиях по РБ нагрузку можно определять по частоте сердечных сокращений, т.е. пульсу. Нагрузка может быть низкой (до 130 ударов в минуту), средней (130-150 ударов), большой (150-180 ударов), максимальной (свыше 180).

Под плотностью занятий понимается отношение времени, затраченного на выполнение упражнения, ко всему времени занятия. Плотность измеряется в процентах. Например, на занятии продолжительностью 50 минут обучаемые затратили на выполнение упражнений 25 минут, следовательно, плотность занятия равна 50 %. Это так называемая моторная плотность.

Средние показатели моторной плотности по различным разделам физической подготовки обучаемых РБ на тренировочных занятиях могут быть:

по гимнастическим упражнениям — 40-50 %, по подвижным играм — 65-75 %, по плаванию — 75-85 %.

Кроме того, выделяют общую (педагогическую) плотность занятия, которая дополнительно включает педагогические оправданные действия преподавателя, связанные с показом и объяснением техники выполнения упражнений или действий обучаемых.

Педагогическая плотность всегда выше моторной. Она характерна для занятий по методической подготовке.

Регулирование физической нагрузки на занятиях по РБ осуществляется путем изменения не только плотности обучения, но и характера упражнений — замена легких более сложными, увеличение их количества, интенсивности и условий выполнения (темп, скорость, масса снарядов, высота и длина препятствий и др.), а также их продолжительность.

В процессе физической подготовки по РБ различают 3 способа повышения нагрузки: непрерывный, ступенчатый, волнообразный.

Непрерывный способ повышения нагрузки характерен тем, что объем и интенсивность выполняемых упражнений постоянно повышаются от занятия к занятию. Этот способ применяется при кратковременных сроках обучения с относительно однородным по уровню подготовленности составом занимающихся.

Ступенчатый способ повышения нагрузки заключается в том, что на протяжении нескольких занятий объем и интенсивность выполняемых упражнений стабилизируется, а затем увеличиваются; он используется при совместном обучении занимающихся РБ с разным уровнем подготовленности, что позволяет учащимся адаптироваться к нагрузке (группа «выравнивается»), а затем перейти к более высокой.

Волнообразный способ повышения нагрузки отличается гибкостью, возможностью максимально учитывать индивидуальные особенности физического состояния занимающихся; он характеризуется периодическими колебаниями объема и интенсивностью выполняемых упражнений. Начиная с незначительных, нагрузка повышается с каждым последующим занятием и, достигнув уровня, соответствующего задачам занятия и силам занимающихся, стабилизируется или несколько снижается.

Физическая нагрузка и плотность должны соответствовать задачам и этапу обучения, уровню подготовленности и возрасту занимающихся.

— сокращением времени отдыха между упражнениями;

— краткостью и ясностью объяснений;

— увеличением количества повторений, быстротой выполнения, массой отягощения;

— выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком;

— применением круговой тренировки;

— применением состязательного метода;

— целесообразным использованием тренажеров, оборудования и инвентаря.

С физкультурой и спортом дружить — здоровым быть!

Физическая нагрузка это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки – это определенная её величина, измеряемая параметра-ми объёма и интенсивности. Дозировать нагрузку – значит строго регламентировать её объём и интенсивность.
Объём нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятие, километражем преодолённого расстояния и другими показателями. Интенсивность нагрузки характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др. Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость: чем больше объём нагрузки, тем меньше её интенсивность, и наоборот.
Показателями реакции организма на нагрузку являются ЧСС и внешние признаки утомле-ния занимающихся (изменение цвета кожи, выделение пота, нарушение ритма дыхания и др.).
Наиболее информативным показателям реакции организма на физическую нагрузку является частота сердечных сокращений. При дозировании нагрузок в целях повышение функциональных возможностей сердечно- сосудистой системы и их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./ мин. Оптимальный диапазон нагрузок находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин.
● Регулирование физической нагрузки достигается следующими способами:

● Изменением количества повторений одного и того же упражнения;

● Изменением суммарного количества физических упражнений;

● Изменением скорости выполнения одного и того же упражнения;

● Увеличением или уменьшением амплитуды движении;

● Варьированием величин внешних отягощений ( вес собственного тела, штанга и т. п.) ;

● Выполнение упражнений в усложненных или облегчённых условиях ( бег в горку и бег под горку, бег по ветру и бег против ветра и т. д.);

● Изменением исходных положений (выпрыгивания в верх из полуприседа и приседа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической скамейке и т. д.);

● Изменением длины дистанций в беге, плавании, в беге на лыжах;

● Проведением занятием на обычной , увеличенной или уменьшенной площадке;

● Увеличением или уменьшением времени и характера отдыха между выполнением упражне-ний .

Величину нагрузки и продолжительность выполнения упражнений определяют: возраст, пол занимающихся , уровень их физической подготовленности , состояние здоровья, атак же це-ли, поставленные перед уроком физической культуры или тренировочным занятием .
Физическую нагрузку контролируют по внешним и внутренним признакам утомления, а также по частоте сердечных сокращений.

Утомление – это состояние организма , возникающее под влиянием той или иной работы и характеризующееся временным снижением работоспособности .
К внешним признакам утомления относят изменение цвета кожи, повышенной выделение пота, нарушение ритма дыхании, нарушение координации движений. Если нагрузка очень боль-шая, то наблюдается чрезмерное покраснение тела , посинение кожи вокруг губ, обильное потоот-деление, появляется отдышка, нарушается координация движений при появлении этих не благо-приятных признаков надо прекратить выполнение упражнений и отдохнуть.
К внутренним признакам утомления относят появление болевых ощущений в мышцах, под-ташнивание или даже головокружение. В таких случаях также необходимо прекратить выполне-ние упражнения, отдохнуть и закончить занятие.
О том, как организм переносит нагрузку, лучше всего судить по частоте сердечных сокра-щений. Пульс измеряют в начале занятия, в ходе и после выполнения физических нагрузок. Во время легкой физической нагрузки пульс достигает 100-120 уд. мин, во время средней нагрузки – 130-150 уд. мин. После уроков физической культуры ЧСС у занимающихся возвращается к ис-ходному уровню через 5-10 мин.
Для контроля и самоконтроля за переносимостью физических нагрузок используются и про-стые функциональные пробы, например проба с приседаниями. У занимающегося измеряется ча-стота пульса в покое (исходный уровень), после чего он выполняет 20 приседаний за 30 с. Время восстановления пульса до исходного уровня к 3-й минуте считается хорошим показателем, к 4-5-й минуте – удовлетворительным, к 6-й минуте и более – неудовлетворительно.
Контролировать физическую нагрузку можно и по частоте дыхания. В покое частота дыха-ния человека обычно составляет 12-16 раз в мин. При физической работе учащение дыхания: при средней нагрузке до 18-20 раз, при значительной – до 20-30 раз в мин. Подсчитывают частоту ды-хания за 30 с, и полученный результат умножат на два.

8.4. Приемы регулирования физической нагрузки и плотности занятий

8.4. Приемы регулирования физической нагрузки и плотности занятий

Качество проведения занятий по рукопашному бою во многом зависит от выполняемой занимающимися физической нагрузки и плотности занятия.

Под физической нагрузкой понимается суммарное воздействие физических упражнений на занимающихся. Она характеризуется объемом и интенсивностью.

Объем нагрузки — это сумма всех упражнений, которые выполняет занимающийся за одно учебное занятие (учебный день, неделю, месяц).

Интенсивность нагрузки — это отношение числа упражнений, выполняемых с повышенной нагрузкой, к общему числу упражнений, т. е. к объему нагрузки. Она определяет напряженность и степень концентрации тренировочной работы во времени и зависит от характера упражнений, скорости их выполнения, применяемых усложнений и т.д.

На занятиях по рукопашному бою нагрузку удобно дозировать по частоте сердечных сокращений, т.е. пульсу. Этот метод удобен и достаточно информативен для самоконтроля. Удобнее всего контролировать пульс на сонной артерии, считая удары за 10 (15) секунд и умножая результат на 6 (или на 4, если счет велся на 15 секунд). Нагрузка может быть:

— низкой (до 130 ударов в минуту),

— средней (130-150 ударов),

— большой (150-180 ударов),

— максимальной (свыше 180).

Если пульс занимающегося в течении 1-1,5 минут после прекращения нагрузки не вернулся к привычным для него цифрам, то данная нагрузка не соответствует уровню тренированности данного занимающегося или возможностям его организма и может вызвать функциональный срыв вместо улучшения физических кондиций.

Под плотностью занятий понимается отношение времени, затраченного на выполнение упражнения, ко всему времени занятия. Плотность измеряется в процентах. Например, на занятии продолжительностью 50 минут обучаемые затратили на выполнение упражнений 25 минут, следовательно, плотность занятия равна 50 %. Это так называемая моторная плотность.

Средние показатели моторной плотности по различным разделам физической подготовки занимающихся рукопашным боем на тренировочных занятиях могут быть:

— по рукопашному бою — 60-70%;

— по гимнастическим упражнениям — 40-50%;

— по подвижным играм — 65-75%;

— по плаванию — 75-85%.

Кроме того, выделяют общую (педагогическую) плотность занятия, которая дополнительно включает педагогически оправданные действия преподавателя, связанные с показом и объяснением техники выполнения упражнений или действий обучаемых.

Педагогическая плотность всегда выше моторной. Она характерна для занятий по методической подготовке.

Регулирование физической нагрузки на занятиях по рукопашному бою осуществляется путем изменения не только плотности обучения, но и характера упражнений — замена легких более сложными, их количество, интенсивность и условия выполнения (темп, скорость, масса снарядов, высота и длина препятствий и др.), а также их продолжительность.

В процессе физической подготовки по рукопашному бою различают три способа повышения нагрузки: непрерывный, ступенчатый и волнообразный.

Непрерывный способ повышения нагрузки характерен тем, что объем и интенсивность выполняемых упражнений постоянно повышаются от занятия к занятию. Этот способ применяется при кратковременных сроках обучения с относительно однородным по уровню подготовленности составом занимающихся.

Ступенчатый способ повышения нагрузки заключается в том, что на протяжении нескольких занятий объем и интенсивность выполняемых упражнений стабилизируется, а затем увеличивается. Он используется при совместном обучении занимающихся с разным уровнем подготовленности, что позволяет учащимся адаптироваться к нагрузке (группа «выравнивается»), а затем перейти к более высокой.

Волнообразный способ повышения нагрузки отличается гибкостью, возможностью максимально учитывать индивидуальные особенности физического состояния занимающихся. Данный способ характеризуется периодическими колебаниями объема и интенсивностью выполняемых упражнений, начиная с незначительных. Нагрузка повышается с каждым последующим занятием. Достигнув уровня, соответствующего задачам занятия и силам занимающихся, она стабилизируется или несколько снижается.

Физическая нагрузка и плотность должны соответствовать задачам и этапу обучения, уровню подготовленности и возрасту занимающихся!

– сокращением времени отдыха между упражнениями;

– краткостью и ясностью объяснений;

– увеличением количества повторений, быстротой выполнения, массой отягощения;

– выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком;

– применением круговой тренировки;

– применением состязательного метода;

– целесообразным использованием тренажеров, оборудования и инвентаря.

Эффективность занятий почти полностью определяется творческим подходом тренера к методике преподавания, активным использованием в процессе обучения всех имеющихся средств, вниманием к каждому своему ученику и знанием его физических кондиций и потенциальных возможностей. За годы занятий сложилась своебразная «Памятка тренера» из коротких фраз и афоризмов.

ОБЩАЯ И МОТОРНАЯ ПЛОТНОСТЬ ЗАНЯТИЯ

Различают общую и моторную плотность занятий физической культурой.

Целесообразность использования времени проведения занятия определяется по общей плотности занятия, которая выражена временным показателем ко всей длительности занятия, данного в процентах.

В моторную же плотность занятия входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, то есть непосредственная физическая нагрузка.

Общая плотность характеризуется отношением педагогически оправданного времени занятия (восприятие детьми объяснений, указаний, показа воспитателя, проделывание упражнений, наблюдение и анализ, установка и уборка пособий и т.д.) к продолжительности всего занятия.

Педагогически оправданным считается время, используемое на объяснение, указания для обеспечения точности выполнения, на показ, выполнение физических упражнений.

На необходимые вспомогательные действия в процессе занятия отводится минимальное время (раздача пособий, перестроение детей, перестановка физкультурных снарядов). Воспитатель заранее обдумывает организацию этих действий и исключает возможность непроизводительной затраты времени. Случайные организационные неполадки (отсутствие необходимых пособий для выполнения упражнений, недостатки в костюме или обуви детей, появление посторонних лиц в зале) определяются как педагогически неоправданная затрата времени.

Для характеристики физкультурного занятия очень важна моторная плотность — наибольшая двигательная деятельность детей в процессе занятия, что и определяет продуктивность каждого конкретного занятия. Однако требование к моторной плотности занятия не исключает осуществления учебно-воспитательных задач. Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей необходимо и в учебно-воспитательных целях, являясь показателем продуманного содержания занятия, и его квалифицированного проведения.

Моторная плотность характеризует объем непосредственной двигательной деятельности ребенка на занятии. Она выражается отношением времени, затраченного на выполнение физических упражнений и игры, ко всей продолжительности занятия.

Чтобы правильно высчитать этот показатель, необходимо время, затраченное на выполнение движений, разделить на продолжительность занятия и умножить на 100.

Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является надежным показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного проведения.

Если общая плотность занятия, при правильной организации, приближается к 100 %, то моторная плотность может быть оценена только относительно педагогических задач занятия.

Наименьшая моторная плотность может быть при условии, если на занятии применяется 1/3 нового материала, тогда моторная плотность 65— 67 % считается нормой. Если же занятие решает задачи закрепления и совершенствования движений, то моторная плотность должна приближаться к 68—80%.

Эффективность проведения физкультурных занятий оценивается не только по успешному решению образовательных задач и влиянию на развитие личности, но и по оздоровительному воздействию на организм. Достаточная двигательная активность, с одной стороны, обеспечивает хорошее усвоение материала (при необходимом повторении материала) при разучивании, а с другой стороны, позволяет обеспечить тренирующее воздействие на организм ребенка.

Величина нагрузки и правильное ее распределение в течение занятия определяется по физиологической кривой, которая фиксирует работу сердечно-сосудистой системы при выполнении всех физических упражнений, включенных в разные части занятия.

По данным Г. П. Юрко, при правильном распределении нагрузки:

— в вводной части занятия пульс должен повыситься на 15—20 % от исходного,

— увеличение пульса после выполнения общеразвивающих упражнений может составлять 40% от исходного;

— выполнение основных движений и проведение подвижной игры должны приводить к увеличению пульса на 70—80% от исходного,

— в заключительной части занятия оно увеличивается всего на 10—15% от исходного.

Спустя 3—4 мин после занятия пульс должен придти к исходному уровню.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ И ПЛОТНОСТИ ЗАНЯТИЙ В РБ

При подготовке к уроку учитель решает вопросы, связанные с физической нагрузкой. Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организм занимающихся, вызываемое процессом урока и физическими упражнениями.

Физическая нагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, т. е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упражнений, а также условиями их выполнения.

Все физические упражнения оказывают влияние на организм занимающихся — одни более, другие менее сильно. Урок, состоящий из большого количества упражнений, дает и большую физическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на уроках может быть различной, и учитель обязан ее регулировать. Нельзя допускать перегрузки учеников. Это может вызвать утомление и отразиться на их работоспособности. Вместе с тем не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогда влияние физических упражнений на организм будет недостаточным.

Учителю на каждом уроке следует добиваться достаточной физической нагрузки на организм занимающихся, что параллельно с решением образовательных задач обеспечит необходимое улучшение функциональной деятельности организма. Для этого нужно умело пользоваться физическими упражнениями и знать, какое влияние они оказывают на организм занимающихся. Существует много способов для определения влияния физических упражнений на организм. К ним относятся: измерение кровяного давления, температуры тела, пульса, исследование состава крови и д. р. Из указанных способов учитель чаще всего может использовать измерение пульса.

Примером простого способа определения влияния физической нагрузки может быть следующий.

До начала бега, ходьбы в чередовании с бегом, преодоления полосы препятствий или других упражнений у ученика измеряется пульс. Затем проводятся упражнения, после чего вновь измеряется пульс (два-три раза на протяжении 2 — 3 мин.). Показатели пульса до упражнения и после него сравниваются. Если пульс, как правило, учащенный, в течение 3 мин. не приходит к показателям, которые были до упражнения, или становится более редким, то это рассматривается как неблагоприятный сигнал, свидетельствующий о большой нагрузке или об отклонениях в деятельности сердечно-сосудистой системы данного ученика. И это и другое должно привлечь серьезное внимание учителя.

Учитель ведет постоянное наблюдение за самочувствием учащихся.

Существует много внешних признаков, определяющих состояние занимающихся: дрожание рук и ног, усталое выражение лица, ухудшение осанки, снижение активности, побледнение лица, вялость, ухудшение качества выполнения упражнений, жалобы учащихся на чувство усталости и т.п. Все эти симптомы являются показателями чрезмерной физической нагрузки и обязывают учителя немедленно ограничить количество и интенсивность упражнений или полностью их прекратить.

Практически абсолютной постепенности в нарастании нагрузки быть не может, так как между отдельными упражнениями обязательно будут короткие перерывы, да и сами упражнения не могут быть одинаковыми по своему влиянию на занимающихся. Поэтому, составляя урок и определяя физическую нагрузку, надо учитывать, что новые и трудные упражнения, игры с большой подвижностью, упражнения требующие решительности и проявления смелости, а также упражнения типа заданий и с элементами соревнований всегда связаны с повышенной нагрузкой. Для того чтобы не допустить перегрузки учащихся, надо чередовать трудные упражнения с менее трудными, а знакомые с незнакомыми.

Трудностью в регулировании нагрузки является значительное количество одновременно занимающихся детей, имеющих различную физическую подготовку. В практической работе надо ориентироваться на детей со средней физической подготовкой.

Более сильным ученикам следует давать индивидуальные задания, предлагая им дополнительные упражнения, а ослабленных детей внимательно оберегать от перегрузки, ограничивая их в выполнении упражнений.

Физическая нагрузка на уроке регулируется:

а) изменением количества упражнений и игр;

б) различным количеством повторений упражнений;

в) увеличением или уменьшением времени, отводимого на выполнение упражнений;

г) применением различного темпа выполнения;

д) увеличением или уменьшением амплитуды движений;

е) осложнением или упрощением выполнения упражнений;

ж) применением в упражнениях различных предметов.

Плотность урока

Под плотностью понимается относительная целесообразность использования времени, отводимого на урок. Чем рациональнее используется это время, тем выше плотность. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной программы и т.д. Каждый учитель заинтересован в возможно большей плотности урока, так как она позволяет ему лучше провести урок.

Время на уроках физической культуры используется для восприятия, осмысливания и выполнения упражнений, кратковременного перехода от одного вида занятий к другому и подготовки оборудования и инвентаря.

Соотношение во времени между этими компонентами учитель может регулировать. При подготовке к уроку он обязан продумать до мельчайших подробностей план проведения урока и решить, где должен быть простой показ упражнения, где подробное объяснение с показом, а где только распоряжение или команда.

До начала урока следует также подготовить необходимое оборудование и инвентарь. Это позволит затрачивать минимальное время на расстановку снарядов или на раздачу различных предметов.

Большое влияние на плотность оказывает такая организация урока, при которой одновременно занимается, возможно, большее количество учащихся. Это легко достигается при проведении строевых упражнений, ходьбы, бега, обще-развивающих упражнений и д.р. Труднее это сделать при выполнении прыжков, метаний, лазанья, равновесия.

Чтобы увеличить число учеников, одновременно выполняющих упражнения, следует использовать большее количество снарядов (одних и тех же или разных). В этом случае учащиеся распределяются на группы по количеству используемых снарядов и в каждой группе учитель назначает старшего. Ставя перед собой задачу проведения уплотненного урока, учитель стремится к тому, чтобы учащиеся в течение всего урока были достаточно заняты в соответствии с намеченным планом урока.

Урок, проведенный с высокой плотностью, обеспечивает активную и полезную занятость учащихся, всегда повышает нагрузку на организм, способствует воспитанию организованности и дисциплинированности.

Регулирование физической нагрузки в процессе занятия

физический нагрузка спорт фитнес

Критерием оценки интенсивности занятий фитнесом является самочувствие. Физические нагрузки не должны вызывать состояния чрезмерного внутреннего напряжения. Оптимальной следует признать такую интенсивность занятий, при которой студенты испытывают положительные эмоции и не контролируют движения отдельных звеньев тела, ритм дыхания, не прибегает к волевым усилиям. Оптимальная интенсивность нагрузки — категория индивидуальная, она обусловлена уровнем подготовленности, опытом и стажем занятий аэробикой, самочувствием, состоянием здоровья и другими факторами. Таким образом, физическая нагрузка должна быть выбрана оптимальной для каждого студента. Если нагрузка слишком мала, она не дает никакого эффекта. Чрезмерное утомление может привести к травмам. И в этом контексте возникает уже другая проблема, связанная с регистрацией параметров, используемых в физической рекреации нагрузок. Поэтому возникает целесообразность разработки дескрипторов (описательных характеристик нагрузки), которые отражали бы в первую очередь основные компоненты психофизиологического состояния человека, выражающегося в получении чувства удовольствия от двигательной активности. С опытом и ростом уровня подготовленности интенсивность занятий фитнесом, естественно, повышается. В зависимости от состояния организма одна и та же нагрузка может оказать различное воздействие на организм.

Для того чтобы определить каждому студенту оптимальный режим нагрузки, адекватный его возможностям, планирование тренировочного процесса необходимо осуществлять, ориентируясь на зоны интенсивности физической нагрузки по частоте сердечных сокращений:

— первый тренировочный диапазон нагрузки (ЧСС 130 — 150 уд./мин) рекомендован для начального этапа физической подготовки студентов. Обеспечивает развитие аэробной работоспособности;

— второй тренировочный диапазон нагрузки (ЧСС 150 — 180 уд./мин) используется для совершенствования аэробно-анаэробной работоспособности студентов;

— третий тренировочный диапазон нагрузки (ЧСС более 180 уд./мин) используется для совершенствования анаэробной работоспособности студентов.

Величина нагрузки и приспособление организма к работе характеризуется физиологической кривой занятия. Для ее определения необходимо подсчитывать ЧСС до начала занятий (в покое за 1 мин.), в конце каждой части занятия (их три: разминка, основная, заключительная), в конце занятий и после них. Если пульс в пиковой зоне не достигает 135-140 уд./мин, то рассчитывать на тренировочный эффект нельзя. Если пульс не снизился в конце занятия, очевидно нагрузка была чрезмерной.

После освоения студентами «аэробной школы» рекомендуется перейти (если нет медицинских противопоказаний) к занятиям высокой интенсивности (High impact), где музыкальный ритм задается в 130-160 акцентов в минуту. Здесь содержится большее количество прыжков и беговых движений, усложняется координация (например, на одно движение ногами выполняется два движения руками). Аэробика высокого уровня интенсивности вызывает увеличение пульса до 150-160 уд/мин. Аэробная часть достигает 40 минут. Большая продолжительность аэробной части обуславливается тем, что максимальное поглощение кислорода организмом (max VO2) достигается только на 13-15 минутах с начала работы. Поэтому аэробная нагрузка на протяжении 40 минут позволяет совершенствовать деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма, а также способствует сжиганию жиров.

Во время занятий, наблюдая за студентами, можно оценить степень их утомления по внешним признакам. Небольшое покраснение кожи, незначительная степень потоотделения, учащенное, но ровное дыхание, бодрое и четкое выполнение упражнений указывают на оптимальную степень утомления. Резкое покраснение или побледнение кожи, изможденное выражение лица, сильное потоотделение, аритмичное и учащенное дыхание, нарушение координации движений, головная боль, тошнота, неправильное выполнение команд указывают на излишнее утомление. Занятия аэробикой принесут существенный положительный эффект в том случае, если они будут отвечать запросам студенток и нравиться им, что обеспечит высокую мотивацию занятий. Оптимальная частота занятий должна составлять 3-5 раз в неделю. Оптимальная продолжительность 20-30 мин. при ежедневных занятиях или 45- 60 мин. при 3-5-разовых занятиях в неделю.

Общая и моторная плотность занятия

Моторная плотность занятия понимается как отношение времени, затраченного детьми на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятия, выраженное в процентах. Этот показатель имеет большое значение, так как определяет продуктивность каждого конкретного занятия [1] .

Моторная плотность рассчитывается по формуле:

Например, занятие физической культурой в подготовительной группе продолжалось 30 мин, из которых 24 мин дети выполняли упражнения. Подставляем данные в формулу и вычисляем моторную плотность:

Предполагается, что моторная плотность физкультурного занятия должна составлять не менее 70—80%. Однако это не совсем верно. Так как решение учебно-воспитательных задач иногда требует снижения физической нагрузки и, соответственно, моторной плотности занятия и повышения психической нагрузки. Таким образом, рациональное чередование умственной и физической деятельности детей является показателем продуманного содержания занятия физической культурой и его методически грамотного проведения.

Общая плотность занятия определяется как отношение педагогически оправданного времени к общей продолжительности занятия. Общая плотность занятия, так же как и моторная, выражается в процентном соотношении и рассчитывается по формуле:

Педагогически оправданное время включает время, затраченное:

  • • на восприятие объяснений, указаний, словесных инструкций педагога;
  • • наблюдение детьми образца выполнения упражнений;
  • • осмысливание заданий, объяснение способа выполнения упражнений детьми;
  • • отдых между выполнением физических упражнений;
  • • раздачу и уборку пособий, перестановку физкультурных снарядов.

Воспитатель должен заранее продумать организацию этих действий, чтобы выполнить их с минимальными затратами времени. Случайные организационные неполадки, например отсутствие необходимых пособий, их недостаточное количество, нарушение дисциплины, появление в зале посторонних лиц, недочеты в одежде и обуви детей и др., определяются как педагогически неоправданная потеря времени.

Таким образом, если физкультурное занятие в подготовительной к школе группе продолжалось 30 мин, из которых 24 мин — дети выполняли упражнения, 2 мин — слушали объяснения воспитателя, 1 мин — раздавали и собирали пособия, подставив данные в формулу, рассчитаем общую плотность занятия:

Для повышения общей плотности занятия можно заранее наметить кратчайшие пути передвижения детей, избегать лишних построений и перестроений, уборку физкультурных пособий проводить в соревновательной форме, например кто быстрее положит мяч и встанет на свое место, и др.

Занятия физической культурой, которые проводятся в дошкольной образовательной организации, должны комплексно решать задачи физического воспитания, при этом быть интересными и вызывать эмоциональный подъем у детей. Добиться этого помогает определенная новизна упражнений и игр, постепенное усложнение задач, вызывающих работу мысли, активность действий, положительные эмоции, желание достичь результата. Так, у детей младшего дошкольного возраста интерес вызывают сами двигательные действия и решение простейших задач. У старших дошкольников интерес повышается при самостоятельном выполнении упражнений, сознательном преодолении некоторых трудностей. Поэтому педагогу важно знать индивидуальные особенности каждого ребенка группы и на этой основе осуществлять руководство двигательной деятельностью детей, учитывая возможную меру интенсивности физической и психической нагрузок и умело регулируя их.

Ослабление внимание, снижение интереса, опаздывающие реакции и рассеянное внимание детей могут быть показателем как недостаточной, так и избыточной нагрузки, и свидетельствуют о недочетах, допущенных педагогом в содержании и методике проведения занятия физической культурой. Методические приемы в данном случае могут быть направлены на смену деятельности детей для ослабления признаков утомления; на подбор заданий, уравновешивающих физические и психические процессы в организме и сохранение работоспособности; на повышение эмоционального состояния детей за счет использования игровых и соревновательных методов.

Занятия физической культурой в смешанной по возрасту группе предъявляют определенные требовании к содержанию учебного материала. Каждый отдельный возрастной этап развития ребенка имеет свои специфические особенности, поэтому и содержание упражнений, и методика их проведения должны отличаться для каждой возрастной подгруппы. Единый материал нецелесообразен, так как он будет непосильно сложен для малышей или предельно легок для выполнения старшими дошкольниками.

Основная сложность состоит в том, что, с одной стороны, необходимо отобрать материал для каждой возрастной группы в соответствии с программными требованиями, с другой — объединить всех детей в интересной для них деятельности. А. В. Кенеман рассматривает несколько вариантов проведения занятия в смешанной по возрасту группе, например, старшие дети переодеваются на физкультуру, после чего некоторые из них помогают переодеваться малышам, а другие — готовят необходимый инвентарь для проведения занятий.

В начале занятия младшие дети входят в зал и садятся на скамейку, в это время входят старшие дошкольники, чья осанка и движения служат малышам наглядным примером для подражания.

После этого младшие дети выполняют по своей программе ряд упражнений. Старшие могут стоять в кругу между малышами и показывать технику выполнения движений. Или малышей делят на подгруппы, в каждую из которых назначается старший ребенок, который будет показывать упражнения. Такая организация имеет большое воспитательное значение, так как у старших детей формируется чувство ответственности и дружелюбия, а у малышей — уважение к старшим детям.

Далее подгруппы детей могут выполнять упражнения, находясь в разных местах зала в поле зрения педагога. При проведении подвижной игры воспитатель поручает детям старшей подгруппы объяснить игру, расставить необходимые предметы и пособия, принять на себя главные роли. По окончании игры младшие дети идут готовиться к прогулке, а старшие продолжают заниматься по своей программе.

По мнению Н.В. Полтавцевой, следует объединять в подгруппы детей смежного возраста, формируя младше-среднюю или старше- подготовительную группы. Усложнение программных требований происходит за счет разучивания новых способов выполнения физических упражнений и повышения их качественных и количественных показателей. Требования к технике выполнения физических упражнений определяются возрастными особенностями детей, например, в младше-средней группе может быть предложен учебный материал для детей младшего возраста, но требования к качеству их выполнения повышаются для детей средней группы, а в старше-подготови- тельной группе, если в ней больше детей подготовительной группы, учебный материал планируется с учетом их возможностей, но требования по отношению к младшим детям снижаются.

Таким образом, основное требование для проведения занятий физической культурой по обучению детей в смешанных по возрасту группах — соблюдение дифференцированного отбора упражнений в соответствии с программными требованиями и возможностями детей каждого возраста.

Медико-педагогический контроль на занятии физической культурой осуществляют совместно врач или медицинская сестра и педагог. Они знакомятся с планом проведения занятия физической культурой, сравнивают соответствие плана занятия программным требованиям, возрасту и физической подготовленности детей.

С помощью шагомера, который крепится на поясницу ребенку, определяется объем двигательной деятельности детей на занятии. Полученные данные фиксируются в протоколе. Зная общую продолжительность занятия физической культурой, можно рассчитать интенсивность двигательной деятельности ребенка на занятии по формуле:

Интенсивность двигательной деятельности определяется как отношение объема двигательной деятельности ребенка к продолжительности двигательной деятельности, которое измеряется в количестве движений в минуту, например, занятие физической культурой продолжалось 15 мин, а показатели шагомера зафиксировали результат двигательной деятельности ребенка 940 движений:

Эти данные сравнивают с нормативными показателями 1 (табл. 8.2).

Средние показатели (М) двигательной деятельности детей на занятиях (по показателю шагомера)

РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ И ПЛОТНОСТИ ЗАНЯТИЙ В РБ

Гипермаркет знаний>>физкультура >>физкультура 11 класс>> Регулирование и контроль физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями

Регулирование и контроль физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями

Прежде всего необходимо дать определение термину физическая нагрузка. Это определённая мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Следует рассказать, что доза нагрузки — это её величина, измеряемая параметрами объёма и интенсивности, а дозировать нагрузку — значит строго регламентировать её объём и интенсивность. Надо пояснить, что объём нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятие, километражем преодолённого расстояния и другими показателями. Интенсивность нагрузки характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.

Следует сказать, что показателями реакции организма на нагрузку являются частота сердечных сокращений (ЧСС) и внешние признаки утомления занимающихся, а наиболее информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку является частота сердечных сокращений.

Учащимся нужно рассказать, что регулирование физической нагрузки достигается различными способами: изменением количества повторений одного и того же упражнения, суммарного количества физических упражнений, скорости выполнения одного и того же упражнения; увеличением или уменьшением амплитуды движений; варьированием величин внешних отягощений; выполнением упражнений в усложнённых или облегчённых условиях; изменением исходных положений длины дистанций в беге, плавании, беге на лыжах; проведением занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке; увеличением или уменьшением времени и характера отдыха между выполнением упражнений.

Учащиеся должны знать, что физическую нагрузку контролируют по внешним и внутренним признакам утомления, а также по частоте сердечных сокращений, а утомление — это состояние организма, возникающее под влиянием той или иной работы и характеризующееся временным снижением работоспособности.

К внешним признакам утомления относят изменение цвета кожи, повышенное выделение пота, нарушение ритма дыхания, нарушение координации движений. К внутренним признакам относят появление болевых ощущений в мышцах или даже головокружение.

О том, как организм переносит нагрузку, лучше всего судить по частоте сердечных сокращений. Пульс измеряют в начале занятия, в ходе и после выполнения физических нагрузок. Во время небольшой физической нагрузки пульс достигает 100–120 уд./мин, во время средней нагрузки — 130–150 уд./мин, а во время большой — свыше 150 уд./мин. После урока физической культуры ЧСС у занимающихся возвращается к исходному уровню через 5–10 мин.

Для контроля и самоконтроля за переносимостью физических нагрузок применяют простые функциональные пробы, например пробу с приседаниями. У занимающегося измеряется частота пульса в покое (исходный уровень), после чего он выполняет 20 приседаний за 30 с. Время восстановления пульса до исходного уровня к третьей минуте считается хорошим показателем, к четвёртой-пятой минуте — удовлетворительным, к шестой минуте и более — неудовлетворительным.

Контролировать физическую нагрузку можно и по частоте дыхания. В покое частота дыхания человека обычно составляет 12–16 раз в минуту. При физической работе происходит учащение дыхания: при средней нагрузке до 18–20 раз, при значительной до 20–30 раз в мин.

Лях В. И., Зданевич А. А., Физическая культура., 11 кл., Методическое пособие. Базовый уровень / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под общ. ред. В. И. Ляха. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2010.

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Ссылка на основную публикацию