Развитие будзюцу, Проболжение Боевые искусства и боевые пути Японии | Karate-krs.ru

Развитие будзюцу, Проболжение Боевые искусства и боевые пути Японии

ИСТОРИЯ И ИСТОКИ ЯПОНСКИХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ 2017-04-05

К выходу в свет 30-й книги серии «Япония и японские боевые искусства» (Автор – Н.Рудаков).

Название этой серии книг недаром звучит как «Япония и японские боевые искусства». Почему, зачем? В конце концов, хочешь писать о Японии, пиши о стране, ее истории, культуре, искусстве, людях, экономике и т.д., хочешь писать о боевых искусствах, пиши об их истоках, развитии, трансформации, видах, школах, стилях, техниках, оружии, основателях, патриархах и пр. Возможно, получится не одна, а две интереснейшие серии, но!… В данном случае, эти два тематических направления совершенно неотделимы друг от друга, и все попытки описать историю и развитие японских боевых искусств, не касаясь истории и развития Японии, ее мифологии, религий, учений, ее самобытности, традиций, обычаев, ее менталитета, устоев и привычек, обречены на полную неудачу. Чем вызвано такое глубокое проникновение, такие тесные взаимосвязи, такие обширные переплетения судеб страны и одного из уникальных пластов ее культуры?

Одной их основных причин является, на наш взгляд, практически полная изоляции средневековой Японии – исторического периода, когда как раз и возникали и развивались японские боевые искусства, от остального мира, а та информация и реальные практики, которые проникали в Японию из близлежащих государств – Китая и Кореи, столь быстро переосмысливались, перерабатывались и адаптировались к традиционному укладу, что на вполне законных основаниях могли считаться исконно японскими. Поэтому все, что создавалось и развивалось в Японии – это следствие развития самой страны, а не привнесенное извне, это скрупулезное следование традициям и обычаям, глубокое и искреннее почитание предков и бережное сохранение их наследия. Средневековая Япония, ставшая ареной бесчисленных и бесконечных войн между самурайскими кланами, сама создала и выпестовала самурайскую воинскую культуру, основанную на виртуозном владении холодным оружием и следовании канонам Бусидо. Знаменитые на весь мир самурайские воинские искусства – Будзюцу, как пишет известный востоковед А.А.Маслов, «в противоположность китайскому ушу, возникшему стихийно и формировавшемуся тысячелетиями, постоянно изменяясь внешне, именно создавались. Это значит, что основателем любого стиля или школы в Японии был реально существующий человек, а не легендарная личность, как в Китае». И развитие самурайских воинских искусств, безусловно, впрямую зависело от исторического пути развития Японии. Начиная с Войны Гэмпэй (1181-1185 гг) – войны между кланами Тайра и Минамото, и до окончания Сэнгоку Дзидай – Эпохи воюющих провинций (конец XVI века), самурайские воинские искусства, постоянно имевшие практику кровопролитных сражений, развивались и совершенствовались как в качестве и эффективности вооружений, так и в тактике ведения боевых действий и технике владения различными видами Будзюцу. Но стоило Японии встать на путь относительно мирного и благополучного развития после захвата государственной власти сёгунатом Токугава (1603 г), самурайские воинские искусства претерпели кардинальные изменения. Виртуозное боевое мастерство самураев, потерявших возможность демонстрировать свои боевые качества на поле боя, девальвировалось и стало практически ненужным. Однако вытравить из души японского народа самурайскую культуру и боевую самурайскую сущность оказалось невозможным делом. Определенный комплекс неполноценности поселившийся в самурайском сословии, был компенсирован обостренной тягой к традиционным духовным ценностям. По всей стране стали возникать школы воинских искусств – рю, где опытные самураи передавали свой бесценный боевой опыт тысячам адептов, не давая угаснуть в них духу Бусидо. Вместе с этим, с новой силой вспыхнул интерес к философским основам боевых искусств, а также к дисциплинам, всегда считавшимися неотъемлемыми качествами благородных рыцарей, а именно искусству чайной церемонии, поэзии, живописи, каллиграфии, изящной словесности и пр. Под влиянием этих, будем говорить, новомодных течений, имеющих, тем не менее, многовековые истоки, самурайские воинские искусства постепенно перерождаются из прикладных систем, предназначенных для применения на поле боя, в особые Пути – «До», подразумевающих самосовершенствование человека, реализацию его творческого потенциала и достижение гармонии с самим собой и окружающим миром через изучение и практику военных техник и трансформацию сознания, изменяющей видение мира.

Философской основой древних японских боевых искусств были две основные религии японцев – синтоизм и буддизм, а также древнее китайское учение – конфуцианство. Слияние этих религиозно-философских доктрин, в конечном счете, и положило начало уникальному синкретизму воинской культуры самурайского сословия, выразившемуся в возникновении (как всегда, японцы переосмыслили и переработали) истинной самурайской идеологии – Дзэн-буддизма, ставшему основой самурайской этики. Вооруженное этой идеологией самурайское сословие явило миру огромное количество примеров беззаветного героизма, самопожертвования, мужества и отваги от героев Войны Гэмпэй до персонажей истории о сорока семи ронинах. Эти, поистине выдающиеся человеческие качества, также, как и другие добродетели Бусидо, с исчезновением самурайства в конце XIX века не исчезли втуне, а нашли свое воплощение в философии и принципах современных японских боевых искусств, по крайней мере, именно так декларировали их основатели – Фунакоси Гитин, Дзигоро Кано, Морихэй Уэсиба и др. И это, с их точки зрения, являлось одним их характерных проявлений преемственности древних самурайских воинских искусств и современных видов японских боевых единоборств.

Уход с исторической арены самурайства и открытие Японии для западной цивилизации стало очередным этапом в развитии японских боевых искусств – ярким и противоречивым. С одной стороны, в них по-прежнему превалировал истинный самурайских дух, воинственный и бескомпромиссный, с другой стороны, боевая составляющая все больше и больше уходила на второй план, а на главные позиции выступали идеи самосовершенствования человека, его стремления избавиться от собственных слабостей и недостатков через познание боевой техники, уважения к окружающему миру. Девиз : «Победи, прежде всего, самого себя» становится основополагающим. «Боевые искусства: от «Дзюцу» к «До» – так называется одна из книг серии. Она послужила своеобразным мостиком от описания развития японских боевых искусств на фоне исторического пути Японии к конкретным видам современных боевых искусств Японии, их школам, стилям, патриархам, особенностям техники, тренировочного процесса, учебного оружия, места данного вида в современном мире Будо. Но даже в этих книгах большое внимание уделено истокам данного вида, неразрывной связи древних мастеров Будзюцу и современных адептов боевых искусств. Недаром в названии каждой книги о каком-либо из видов японских боевых искусств, будь то сумо, дзюдо, кэндо, каратэ, айкидо, иайдо и др. присутствуют слова «История и современность».

История Японии изобилует огромным количеством фактов, так или иначе повлиявших на возникновение и развитие японских боевых искусств. Это поистине неразделимые понятия, и в описаниях тех или иных исторических фактов, приведенных в серии, будь то нашествие на Японию монголов в XIII веке, проникновение на японские острова буддизма в VI веке и возникновение Дзэн, грандиозные сражения между самурайскими кланами, судьбы выдающихся личностей средневековой Японии, жестокий и кровопролитный процесс объединения Японии, строительство замков и крепостей, поражающих воображение и в наши дни, история меча и других видов холодного оружия, проникновение в Японию огнестрельного оружия, уникальная боевая система ниндзюцу и ее закат и многие другие, всегда присутствует анализ влияния этого фактора на развитие японских боевых искусств.

В книгах серии, готовящихся к изданию, большое внимание будет уделено таким важным аспектам, несомненно интересных для всех почитателей японских боевых искусств, как «боевые искусства и здоровье», «боевые искусства и дети», «боевые искусства в культуре Японии», «современная

Япония», «история японского языка и спортивная терминология» и др.

Николай Рудаков

03.04.2017

Ниже приведен полный перечень книг серии, где звездочками отмечены книги, уже вышедшие в свет.

Список книг серии «Япония и японские боевые искусства»

1. * Япония в легендах и мифах.

2. * История древней Японии.

3. * Эпоха самураев.

4. * Нашествие монголов. История камикадзе.

5. * Будзюцу – самурайские воинские искусства.

6. * Самурайские воинские искусства. Дзю-дзюцу.

Развитие будзюцу, Проболжение Боевые искусства и боевые пути Японии

Самураями назывались совершенно разные люди: богатые и бедные, благородные воины и наёмные убийцы, люди, которые привыкли лишь командовать, и те, кто мог лишь подчиняться. Объединяло их одно – все они так или иначе были связаны с военным делом. Единство внутри «военного начала» (бу), на первых порах противостоявшего в их сознании «гражданскому началу» (бун), было скорее символическим, нежели реальным, – слишком разными были эти люди по своему достатку и статусу. Но уже сама приобщённость к чему-то, что недоступно обычному человеку, сформировала у самураев особые психологию и стиль жизни, которые они сохранили даже после того, как в результате реформ Мэйдзи в конце ХIХ в. все привилегии у самураев были отобраны.

ИЭМОТО – ВОПЛОЩЁННЫЙ ИДЕАЛ ТРАДИЦИИ

В каждой культуре есть люди, которые являются живым воплощением её традиции и передают эту традицию из поколения в поколение. В Японии таких людей называли иэмото– «мастер». И хотя их было крайне мало, сам по себе институт «мастеров» оказал огромное влияние на формирование всех граней традиции боевых искусств.
Мастера-иэмото не были исключительной принадлежностью бу-дзюцу. Как раз в боевых искусствах понятие «иэмото» появилось сравнительно поздно; сначала оно существовало в религиозной среде, потом стало употребляться в искусстве каллиграфии, музыке, традиционной поэзии (вака), в гадании (бокусэн), игре в го, традиционной игре в мяч (кэмари), соколиной охоте (такадзё) [4]. Впоследствии «иэмото» стали называть классного специалиста в любой сфере человеческой деятельности: в архитектуре, педагогике, кулинарном искусстве, фехтовании на мечах и дзю-дзюцу. Они воплощали всю полноту того дела, которым занимались, знали его секреты и традицию; мы бы назвали их «мастерами», но само их мастерство имело чисто духовный, сокровенный смысл.
Иэмото может стать лишь носитель традиции, который сам обучался у такого же мастера. Авторитет иэмото непререкаем. Считалось, что настоящие иэмото не берут денег с учеников, а довольствуются лишь тем, что ученики приносят им в качестве бескорыстного дара. Действительно, нередко случалось, что иэмото, например, в театре или в старых школах боевых искусств вообще не получали никакого вознаграждения, так как обучали лишь бедных учеников. К тому же иэмото иногда сами содержали своих последователей, кормили и одевали их, видя свою основную задачу в передаче духовной сути мастерства. Насколько изменились нравы в современных боевых искусствах: коммерческий аспект становится нередко едва ли не решающим, практически уже никто не преподаёт бесплатно.

Сакума Сёгэн (1570-1642), считался одним из самых выдающихся воинов и знатоков чайной церемонии. Здесь он изображен в китайских одеждах с мальчиком-слугой. (Работа Кано Танью, XVII в.)

Понятие «иэмото» часто неверно толкуется на Западе. Например, некоторые мастера боевых искусств утверждают, что носят «высший воинский титул иэмото». Однако «иэмото» – не титул, не степень мастерства и не звание. Не существует формального присуждения «степени иэмото» – это прежде всего дань уважения по отношению к носителю традиции, признание его заслуг. Первоначально в самурайской среде так именовался руководитель главной ветви самурайской семьи (хонкэ), которая наследовала прежде всех остальных имущество и воинские звания. Для других членов семьи иэмото олицетворял как бы всё родовое древо и мудрость всех предыдущих поколений. Именно он должен был решать важнейшие вопросы деятельности клана. В отличие от понятий «даймё» или «семё», которые свидетельствовали о статусе в иерархии всего самурайского корпуса, понятие «иэмото» имело психологическое свойство. Оно отражало не столько место в социальной иерархии, сколько место в духовной традиции, ведь иэмото по своей сути – важнейшая веха в цепи «преемствования-передачи» мистического знания.
Эти представления о роли иэмото как носителя высшего Знания восходят к религиозной сфере, где «иэмото» называли лидера буддийской или синтоистской школы, руководителя группы монастырей или храмового комплекса [63].
В практике японского буддизма мы можем встретить выражение, которое наилучшим образом характеризует передачу знания учителями-иэмото: исин дэнсин, т. е. «от сердца к сердцу». Не случайно подчёркивается исключительно индивидуальная, потаённая форма обучения, которая именовалась в японской традиции миккё– «тайное», или «эзотерическое» учение. В то время как большинство людей познаёт лишь внешнюю оболочку мира, его обиходный и обыденный характер (конгё– «явленное учение»), иэмото способен передать непосредственно истину, а не набор информации или навыков.
В применении к боевым искусствам «иэмото» именовался лидер школы или даже целого направления. В частности, Миямото Мусаси считался иэмото в школе боя на двух мечах. Параллельно с ним Бокудэн Цукахара возглавлял школу фехтования на одном мече. Патриарх каратэ Фунакоси Гитин был иэмото для стиля Сётокан. При этом шли постоянные споры между его сторонниками и противниками; последние обвиняли Фунакоси в том, что он не является абсолютным носителем традиции окинавского боевого искусства (именно под этим названием сначала выступало каратэ), а следовательно, и не может считаться иэмото.
Постепенно в Японии сложилась строгая иерархическая система передачи мастерства, во главе которой стоял сам иэмото; она называется иэмото сэйдо. Эта иерархия основывалась на степени приближённости ученика лично к иэмото. В сущности это воспроизводило древнюю систему приближённости самурая к руководителю клана или самому сёгуну. Выше всех стояли непосредственные ученики иэмото – дзики-дэси, что для боевых искусств равносильно старшим инструкторам, которые после смерти самого иэмото по наследству возглавляли школу. Следующая ступень – маго-дэси, ученики, получившие знания у дзики-дэси. Далее шли ученики учеников в третьем поколении – мата маго-дэси.
Поскольку иерархия большинства школ возникла из структуры самурайских кланов, школы имели свои «генеалогические книги», где воспроизводилась цепь «учителей-учеников», а поэтому принадлежность человека к той или иной «истинной традиции», скажем, боевых искусств, можно было без труда проверить. В сущности эта система оценивала не техническое мастерство людей, а их приближённость к духовному центру школы – к иэмото. Первоначально она применялась и в каратэ, и в дзюдо, но затем была оттеснена чисто формальной системой оценки мастерства, при которой после прохождения технического экзамена присваиваются пояса и степени (даныи кю).
Для традиционной Японии иэмото всегда были той осью, вокруг которой формировалась вся культура боевых искусств с её характерным духовным климатом, особыми взаимоотношениями мастера и ученика и методами передачи воинской традиции. А поэтому практически все герои нашего повествования – это иэмото в том или ином направлении боевых искусств.

ВОИНСКАЯ ПОДГОТОВКА: К ТАЙНАМ ВСЕЛЕНСКОЙ ПУСТОТЫ

Простой трезвый взгляд на натуру человека показывает, что ему так же свойственно драться, как хищным зверям кусаться, рогатым животным бодаться. Человек – «дерущееся животное». Но поистине жестоко внушать нации или какому-нибудь классу, что полученный удар – ужасное несчастье, за которое следует отплачивать убийством.

Японские Боевые Искусства

Japan Martial Art

Главная

Японские боевые искусства являются неотъемлемой и значимой частью огромного разнообразия боевых искусств мира. Хочу отметить, что три японских термина постоянно используются как синонимы фразы «японские боевые искусства»: «будо» (武 道), что в классическом переводе означает «боевой путь», «будзюцу» (武术), дословный перевод отсутствует, но примерное значение можно определить как что-то вроде знаний, искусства или ремесла войны, а также «бугей» (武 芸), что означает уже конкретно «боевое искусство». Популярный термин «будо» является уже современным. Он, обычно дает понять то, что практика боевых искусств- это образ жизни, который включает в себя не только физические, но и духовные и моральные аспекты с выраженным акцентом на самосовершенствовании, самореализации и личностном росте. Термины будзюцу и бугей, с исторической точки зрения, более различные определения. Будзюцу относится непосредственно к практическому использованию боевой тактики и техники в реальных боевых действиях. Бугей можно отнести к адаптации или уточнению тактики и методов с целью упрощения систематизированного обучения и распространения в рамках формальной среды обучения.

История боевых искусств

Историческое рождение японских боевых искусств отыскивается в военных традициях самураев и кастовой системы, которая жестко ограничивала использование оружия представителями невоенных классов. Изначально, самураи должны были быть мастерами владения многими видами оружия, а также знатоками рукопашного боя, и достичь максимально возможного мастерства в восточных единоборствах с целью защиты не только самих себя, но и своего предводителя-сегуна. Однако, со временем эти сугубо практичные цели «подвинулись», дав место философии достижения духовных целей, стремясь к совершенствованию своих боевых навыков.

История Японии в определенном плане уникальна в своей относительно длительной изоляции. Если сравнивать с остальным миром, развитие японских орудий войны шло весьма медленными темпами. Большое число людей считает, что воинам такое положение вещей подарило возможность изучить свое оружие с гораздо большей глубиной, нежели в иных культурах. Однако, обучение и подготовка по системе тих боевых искусств шла в условиях полевых боев (стрельба из лука со временем уступила главное место мечу и копью), а затем храня это искусство через довольно долгий срок мирных отношений, и, наконец, к современным временам. По прошествии некоторого времени определились два основных направления в японских боевых искусствах– первая, направленная на реальный бой, и вторая, обратившаяся в сторону более мирной (и спортивной) практики и взявшая за основу более высокую цель, чем просто овладение оружием.

Боевые искусства, которые развивались или были рождены в Японии, отличаются большим разнообразием, с огромным количеством учебных средств, методов и философии, с бесчисленными клановыми-семейными-спортивными школами и стилями. И тем не менее, японские боевые искусства в общем можно разделить на корю и гендай будо, исходя из того факта, что они существовали до или после реставрации Мэйдзи. Учитывая то, что гендай будо и корю имеют одинаковые исторические корни, можно наблюдать разнообразные виды боевых искусств в обоих представленных.

Корю

Корю – традиционная, или старая, классическая школа, которая относится именно к школе боевых искусств, была разработана в Японии или до начала реставрации Мэйдзи в 1866 году или указом Хайторей в 1876 году. Термин также используется обычно для обозначения того, что этот стиль искусства является «традиционным», а не «современным». Но, откровенно говоря, что для искусства означает «традиционный» или «современный», является камнем преткновения многочисленных споров. Как принято, основной целью корю как боевого искусства было непосредственное его использование в войне. Наиболее качественным примером школы корю является такая школа, которая бережно хранит свои традиционные, а весьма частенько и действительно древние, боевые наработки даже в отсутствие войны, в целях тренировки. Иные школы корю, вероятно, изменились, что обусловлено ходом времени. Хотя это обстоятельство может привести к потере статуса «настоящего корю» в глазах последователей. В этом его отличие от «современных» боевых искусств, чье главное внимание, как утверждают сами практикующие, направлено на духовное и физическое самосовершенствование, развитие индивидуальных практик, с различной степенью внимания к именно практическому применению боевого искусства – для спорта или самообороны.

Жесткие и мягкие методы

Существуют два основные стратегических направления применения силы в японских боевых искусствах. Одна из них – жесткий метод (гохо), другой – мягкий метод (柔 法 дзюхо). Эти две концепции имеют различный, и одновременно взаимосвязанный характер, что соответствует их философскому отношению к китайским принципам инь и ян.

Для жесткого метода характерно непосредственное применение контр-силы. В реальности это может быть прямая атака, которая состоит из агрессивного движения прямо на соперника, в «комплекте» с ударом в сторону противника. Оборонительная техника, когда воин стоит на месте, чтобы блокировать или парировать будет ярким примером жесткого метода защиты. Техника жесткого метода, как правило, преподносится как линейная.

Мягкий метод характеризуется сравнительно небольшим применением силы, которая либо дает возможность избежать нападения, либо перенаправляет вектор приложения силы противника. Например, принятие атаки путем «скольжения» мимо нападающего, с дальнейшим применением силы к конечностям атакующего для выведения его из равновесия – это пример мягкого метода. Техника мягкого метода, как правило, называется круговой.

Эти определения частенько приводят к иллюзорному различию между «жестким стилем» и «мягким стилем» боевых искусств. А в реальности, оба стиля используются на практике, несмотря на их спецификацию. Рассматривая различия в соответствии с принципами инь и ян, философы говорят, что отсутствие в практике одного из методов приведут к разбалансировке адепта, ведь инь и ян являются частью одного целого.

Рейтинг систем

Всего известно две системы обучения в японских боевых искусствах, хотя в отдельных школах наблюдается переплетение этих двух систем друг с другом. Старая система образования до 1868 года в своей основе имела учебную программу, направленную на то, чтобы сохранить все традиции. Она имеет совсем мало серий или уровней, которые соответствовали бы Рю (традициям). Учебная программа для обучающегося заканчивалась «разрешением полной передачи» (мэнкё кайдэн), которое являлось правом студента на практику традиций рю за пределами рю.

Современная система после 1868 года (дани), которую изобрел основатель дзюдо Кано Дзигоро, присуждает пояса, которые соответствуют полученным студентом определенного ранга. Обучение идет посредством продвижения через ряд «классов» (кю), за которыми следует серия «степеней» (дан), в соответствии с принятыми процедурами тестирования. В некоторых боевых искусствах в ходу исключительно белые и черные пояса для определения уровня подготовленности, в то время как большинство школ используют разнообразные цветные пояса, обозначающие уровни кю.

Японские боевые искусства

Японские боевые искусства: «будо» (武 道), что буквально означает «боевой путь», «будзюцу» (武术), не имеющее дословного перевода, но значит что-то вроде науки, искусства или ремесла войны.

Японские боевые искусства являются частью огромного разнообразия боевых искусств Японии. По крайней мере, три японских термина часто используются как синонимы английской фразы «японские боевые искусства»: «будо» (武 道), что буквально означает «боевой путь», «будзюцу» (武术), не имеющее дословного перевода, но значит что-то вроде науки, искусства или ремесла войны, а также «бугей» (武 芸), буквально означающее «боевое искусство». Термин «будо» является современным. Он, как правило, предназначен для указания практики боевых искусств, как образа жизни, и включает в себя физические, духовные и моральные аспекты с акцентом на самосовершенствовании, самореализации и личностном росте. Термины будзюцу и бугей – более различные определения, по крайней мере, с исторической точки зрения. Будзюцу относится конкретно к практическому применению боевой тактики и техники в реальных боевых действиях. Бугей относится к адаптации или уточнению тактики и методов с целью облегчения систематического обучения и распространения в рамках формальной среды обучения.

История боевых искусств

Историческое происхождение японских боевых искусств можно отыскать в военных традициях самураев и кастовой системы, ограничивающих применение оружия членами невоенных классов. Первоначально, самураи должны были быть специалистами владения многими видами оружия, а также ведения рукопашного боя, и достичь максимально возможного мастерства в восточных единоборствах с целью защиты либо самих себя, либо своего предводителя. Со временем эти цели уступили место философии достижения духовных целей, стремясь к совершенствованию своих боевых навыков.

Как правило, развитие боевых методов переплетается с оружием, используемым для выполнения этих методов. В быстро меняющемся мире постоянно меняются и предметы оружия, что требует, в свою очередь, изменения и самих методов. История Японии в некотором роде уникальна в своей относительной изоляции. По сравнению с остальным миром, японские орудия войны развивались медленно. Многие люди считают, что воинам это давало возможность изучить свое оружие с большей глубиной, чем в других культурах. Тем не менее, обучение и подготовка этих боевых искусств развивалась, во-первых, в условиях поля боя (стрельба из лука уступила место мечу и копью), а затем пронеся это искусство через длительный период мирных отношений, и, наконец, к современным временам. Со временем определились две тенденции в искусстве – первая, более специализированная, и вторая, эволюционировавшая в сторону более мирной практики и взявшая за основу более высокую цель, чем просто овладение оружием.

Боевые искусства, которые развивались или были созданы в Японии, чрезвычайно разнообразны, с огромным разнообразием учебных средств, методов и философии, с бесчисленными школами и стилями. Тем не менее, японские боевые искусства в целом могут быть разделены на корю и гендай будо, исходя из того, что они существовали до или после реставрации Мэйдзи. Благодаря тому, что гендай будо и корю имеют одни и те же исторические корни, можно найти различные виды боевых искусств (например, дзю-дзюцу, кэндзюцу или нагигатадзюцу) в обоих направлениях.

Учитывая размеры этой статьи, невозможно описать японские боевые искусства с точки зрения тысяч отдельных школ или стилей, таких как Итто-рю, Дайто-рю или Тэнсин Седэн Катори Синто-рю. Вместо этого, можно рассмотреть основные разделы искусства в зависимости от времени возникновения (независимо от того, практикуется ли этот вид до сих пор), а также подразделы, посвященные основоположным видам боевых искусств, такие как дзю-дзюцу (искусство ручной безоружной борьбы за счет использования косвенного применения силы) или современного кендо (японское фехтование).

Корю – традиционная школа, или старая школа, относящаяся именно к школе боевых искусств, была разработана в Японии или до начала реставрации Мэйдзи в 1866 году или указом Хайторей в 1876 году. Термин также используется обычно для указания того, что этот стиль искусства является «традиционным», а не «современным». Хотя, то, что для искусства означает «традиционный» или «современный», является предметом многих дискуссий. Как правило, основной целью корю как боевого искусства было его использование в войне. Наиболее емким примером школы корю является такая школа, которая сохраняет свои традиционные, а часто и древние, боевые практики даже в отсутствие войны, в целях тренировки. Другие школы корю, возможно, получили изменения в своей практике, обусловленные ходом времени (которые, может быть, могут привести к потере статуса корю в глазах последователей). В этом его отличие от «современных» боевых искусств, чье основное внимание, как правило, направлено на самосовершенствование (психическое, физическое или духовное) индивидуальных практик, с разной степенью внимания к практическому применению боевого искусства – для спорта или самообороны.

Следующие подразделы представляют собой не отдельные школы боевых искусств, а, скорее, общие «типы» боевых искусств. Как правило, они различимы на основе методологии подготовки и оружия, хотя широкая вариативность до сих пор существует в каждом типе.

Жесткие и мягкие методы

Есть две основные стратегические методологии применения силы в японских боевых искусствах. Одна из них – жесткий метод (гохо), другой – мягкий метод (柔 法 дзюхо). Эти две концепции имеют различный, но взаимосвязанный характер, в соответствии с их философским отношением к китайским принципам инь и ян.

Жесткий метод характеризуется непосредственным применением контр-силы. На практике это может быть прямая атака, состоящая из движения прямо на соперника, в сочетании с ударом в сторону противника. Оборонительная техника, когда защитник стоит на месте, чтобы блокировать или парировать (сопротивление с целью предотвращения нападения) будет примером жесткого метода защиты. Техника жесткого метода, как правило, понимается как линейная.

Мягкий метод характеризуется косвенным применением силы, которая либо позволяет избежать нападения, либо перенаправляет силы противника. Например, принятие нападения путем «скольжения» мимо нападающего, с последующим применением силы к конечностям атакующего для его разбалансировки – это пример мягкого метода. Техника мягкого метода, как правило, понимается как круговая.

Эти определения приводят к часто иллюзорному различию между «жестким стилем» и «мягким стилем» боевых искусств. На самом деле, оба стиля используются на практике, независимо от их спецификации. Анализируя различия в соответствии с принципами инь и ян, философы утверждают, что отсутствие одного из методов приведут к разбалансировке практикующего, также как инь и ян являются частью одного целого.

Всего существует две системы образования в японских боевых искусствах, хотя в некоторых школах, как известно, наблюдается сочетание этих двух систем друг с другом. Старая система образования до 1868 года была основана на учебной программе для того, чтобы сохранить традиции. Учебная программа имеет совсем немного серий или уровней, которые соответствовали бы Рю (традициям). Учебная программа получила свое завершение в студенческом достижении – «разрешении полной передачи» (мэнкё кайдэн), которое представляет собой право студента на изучение традиций рю за пределами рю.

Современная система после 1868 года (дани), изобретение которой приписывают основателю дзюдо Кано Дзигоро, присуждает пояса в соответствии с получением студентами определенного ранга. Студенты движутся посредством продвижения через ряд «классов» (кю), за которыми следует серия «степеней» (дан), в соответствии с формальными процедурами тестирования. В некоторых боевых искусствах используют только белые и черные пояса для определения уровня квалификации, в то время как другие используют прогрессирование цветные пояса для уровней кю.

Боевые искусства Японии


Боевые искусства, а точнее — воинские искусства, по-японски называются «будо» или «будзюцу». С древнейших времен японцы воевали и соревновались в боевых искусствах, поэтому сейчас практически невозможно сказать, какое из древних воинских искусств появилось первым.

Все японские боевые искусства можно разделить на вооруженные и рукопашные. Отдельно выделяется бадзюцу, искусство езды верхом, которое было важнейшей частью искусства самурая, но сейчас практически не практикуется (из-за дороговизны содержания лошадей в японском климате — в Японии травяные луга быстро зарастают бамбуком). В древние же времена искусство ябусамэ — «конная стрельба из лука» — было основой подготовки воинов из богатых семей.

Сумо

Из всех видов японских боевых искусств сумо стоит на особицу. Оно никогда не было искусством воинов и с самого начала представляло собой сочетание спорта-соревнования и синтоистского обряда. Большая часть из древних обрядов, связанных с сумо, сохранились до сих пор.

Правила сумо очень просты — для победы достаточно либо заставить противника коснуться ринга-дохё чем-то, кроме ступней, либо просто вытолкнуть его с ринга, огороженного веревкой-симэнава. Обычно исход поединка выясняется за несколько секунд. Сопутствующие же обряды могут занимать гораздо больше времени. Борцы одеты только в маваси — особую набедренную повязку.

В древности считалось, что сражающиеся борцы своим весом «сотрясают» землю и делают ее более плодородной. Поэтому такое внимание придается весу борца (в сумо нет весовых категорий). С древнейших времен дошли разнообразные диеты и упражнения, позволяющие наиболее эффективно набрать максимальный вес. Основой этих диет является огромное количество риса.

Возраст профессиональных борцов колеблется между 18 и 35 годами. Большая часть сумоистов — выходцы из сельских районов страны. Между соревнованиями они живут вместе с тренерами в особых казармах, где царят военные по строгости порядки. Чемпионы сумо становятся кумирами всей страны и ездят на гастроли подобно поп-звездам.

В древние времена чемпионы сумо почитались наравне со святыми. Дело в том, что, сотрясая землю, борцы не только делают ее плодородной, но и отпугивают злых духов. Поэтому иногда их нанимали для изгнания болезней из богатых домов и даже целых городов.

В Японии проводится шесть ежегодных национальных чемпионатов по сумо — три в Токио (в январе, мае и сентябре) и по одному в Фукуоке (в ноябре), Осаке (в марте) и Нагое (в июле). Каждый из них длится в течение 15 дней.

Самое большое достижение для борца — стать Ёкодзуна, Великим чемпионом. Это звание присваивается пожизненно. Если Ёкодзуна начинает проигрывать, он просто уходит из спорта. За несколько веков существования системы рангов только 65 борцов были удостоены этого звания.

Принципиально важны для сумо честность поединка и судейства. Это вопрос не только спорта, но и религии. Сомневаться в решении судей борцам строжайше запрещено.

В настоящее время сумо практикуется и за пределами Японии (в том числе и в России). Идут переговоры о включении сумо в программу Олимпийских Игр.

Дзюдзюцу

Дзюдзюцу — это не единое искусство, а множество школ по всей Японии, практикующих различные виды рукопашного боя. В настоящее время дзюдзюцу чаще встречается в фильмах и сериалах, чем в жизни, поскольку лишь отдельные его виды (дзюдо и айкидо) смогли преобразоваться в коммерчески успешные виды спорта.

Корни большинства школ дзюдзюцу уходят в глубокую древность. Современные формы они приобрели во времена правления Токугава, когда воины начали зарабатывать себе на жизнь преподаванием боевых искусств.

В сознании японцев дзюдзюцу связано также с понятиями «магия» и «колдовство». Великие воины древности считались также умелыми магами.

Дзюдо

Дзюдо («мягкий путь») — самое международно признанное из японских боевых искусств. Оно было создано на основе одной из школ дзюдзюцу в конце XIX века мастером Кано Дзигоро. Именно он сформулировал современные правила дзюдо и реформировал систему боя, положив в ее основу захваты и заломы.

Международная федерация дзюдо была создана в 1952 году, а первый Чемпионат мира по дзюдо состоялся в Токио в мае 1956 года. Уже в 1964 году дзюдо было включено в программу Олимпийских Игр.

Кэндо

Кэндо — это искусство фехтования на мечах. Кэндо всегда было важной частью подготовки японского воина, а во времена Токугава стало сердцем этой подготовки. Именно тогда были созданы современные разновидности тренировочного оружия (бамбуковый синай и деревянный боккэн), а также защитные доспехи.

В период Мэйдзи кастовое деление было уничтожено, а ношение мечей — запрещено. Исключение было сделано только для офицеров, которые носили примитивные стальные шашки, использовавшиеся только как церемониальное оружие. Преподавание кэндо было запрещено.

В 1895 году, после Японо-китайской войны, была создана Всеяпонская федерация боевых искусств, которая занялась введением боевых искусств в школьный курс физкультуры и пропагандой этих искусств как составляющих элементов национального японского духа.

Во время оккупации Японии все боевые искусства были запрещены именно как часть идеологии японского национализма. Однако уже в 1952 году была создана Всеяпонская Федерация кэндо, и началось его преобразование в обычный вид спорта, сохранивший, впрочем, множество изначальных церемоний.

Сейчас кэндо не только популярный вид спорта в Японии, но и часть физкультурной программы японских школ.

Кюдо

Судьба кюдо — искусства стрельбы из лука — во многом повторяет судьбу кэндо. Как и кэндо, оно практиковалось воинами древности, как и кэндо, оно было забыто после Реставрации Мэйдзи. В 1949 году была создана Всеяпонская Федерация кюдо, и началось его возрождение как популярного вида спорта.

В древние времена использовались луки разного размера. В современном спортивном кюдо используется стандартный японский композитный лук из дерева и бамбука длиной 2,21 м. Мишени размещаются на расстоянии 22 или 60 м. Кроме меткости, оценивается также грациозность движений лучника. Поэтому кюдо — популярный женский спорт и часть школьной физкультурной программы.

Уже упоминавшееся выше ябусамэ в настоящее время — не вид спорта, а разновидность шоу, проходящего в период всевозможных праздничных торжеств.

Каратэ

Каратэдо («Путь пустой руки») — древнее военное искусство рукопашного боя, возникшее в Китае и оттуда принесенное на остров Окинава. Поэтому система боя в каратэ ближе к китайскому у-шу, чем к японским школам дзюдзюцу.

В течение долгого времени Окинава был сначала независимым государством, а потом — отдаленной провинцией, поэтому практикуемые там боевые техники японцев с «главных» островов интересовали мало.

В 1920 годы мастер Фунакоси Гитин познакомил с искусством каратэ всю страну, организовав его настоящую «рекламную компанию». С этого времени каратэ стало частью японской культуры боевых искусств.

В 1964 году была создана Всеяпонская Федерация каратэ, и оно широко распространилось за пределы Японии, в том числе и в России.

Айкидо

Айкидо — система боя, созданная мастером по имени Уэсиба Морихэй на основе школы Айки дзюдзюцу направления Дайто. Ее принципиальное отличие от других видов боевых искусств заключается в отсутствии наступательной техники. Айкидо — искусство защиты и использования силы противника против него самого.

По айкидо не проводятся соревновательные чемпионаты. Тем не менее, оно весьма популярно среди женщин и полицейских как искусство самозащиты и быстрого выведения из строя противника.

Как и каратэ и дзюдо, айкидо широко распространено за пределами Японии, в том числе и в России.

Кобудзюцу

Кобудзюцу — общее название боевых искусств тех школ, в которых обучают поединку с использованием «нестандартного» оружия — шестов, посохов, вееров, дубинок, сельскохозяйственного инвентаря. Последний особенно популярен на острове Окинава — родине каратэ.

Федерация кобудзюцу России существует с 1997 года.

Японские боевые искусства

Японские боевые искусства: «будо» (武 道), что буквально означает «боевой путь», «будзюцу» (武术), не имеющее дословного перевода, но значит что-то вроде науки, искусства или ремесла войны.

Японские боевые искусства являются частью огромного разнообразия боевых искусств Японии. По крайней мере, три японских термина часто используются как синонимы английской фразы «японские боевые искусства»: «будо» (武 道), что буквально означает «боевой путь», «будзюцу» (武术), не имеющее дословного перевода, но значит что-то вроде науки, искусства или ремесла войны, а также «бугей» (武 芸), буквально означающее «боевое искусство». Термин «будо» является современным. Он, как правило, предназначен для указания практики боевых искусств, как образа жизни, и включает в себя физические, духовные и моральные аспекты с акцентом на самосовершенствовании, самореализации и личностном росте. Термины будзюцу и бугей – более различные определения, по крайней мере, с исторической точки зрения. Будзюцу относится конкретно к практическому применению боевой тактики и техники в реальных боевых действиях. Бугей относится к адаптации или уточнению тактики и методов с целью облегчения систематического обучения и распространения в рамках формальной среды обучения.

История боевых искусств

Историческое происхождение японских боевых искусств можно отыскать в военных традициях самураев и кастовой системы, ограничивающих применение оружия членами невоенных классов. Первоначально, самураи должны были быть специалистами владения многими видами оружия, а также ведения рукопашного боя, и достичь максимально возможного мастерства в восточных единоборствах с целью защиты либо самих себя, либо своего предводителя. Со временем эти цели уступили место философии достижения духовных целей, стремясь к совершенствованию своих боевых навыков.

Как правило, развитие боевых методов переплетается с оружием, используемым для выполнения этих методов. В быстро меняющемся мире постоянно меняются и предметы оружия, что требует, в свою очередь, изменения и самих методов. История Японии в некотором роде уникальна в своей относительной изоляции. По сравнению с остальным миром, японские орудия войны развивались медленно. Многие люди считают, что воинам это давало возможность изучить свое оружие с большей глубиной, чем в других культурах. Тем не менее, обучение и подготовка этих боевых искусств развивалась, во-первых, в условиях поля боя (стрельба из лука уступила место мечу и копью), а затем пронеся это искусство через длительный период мирных отношений, и, наконец, к современным временам. Со временем определились две тенденции в искусстве – первая, более специализированная, и вторая, эволюционировавшая в сторону более мирной практики и взявшая за основу более высокую цель, чем просто овладение оружием.

Боевые искусства, которые развивались или были созданы в Японии, чрезвычайно разнообразны, с огромным разнообразием учебных средств, методов и философии, с бесчисленными школами и стилями. Тем не менее, японские боевые искусства в целом могут быть разделены на корю и гендай будо, исходя из того, что они существовали до или после реставрации Мэйдзи. Благодаря тому, что гендай будо и корю имеют одни и те же исторические корни, можно найти различные виды боевых искусств (например, дзю-дзюцу, кэндзюцу или нагигатадзюцу) в обоих направлениях.

Учитывая размеры этой статьи, невозможно описать японские боевые искусства с точки зрения тысяч отдельных школ или стилей, таких как Итто-рю, Дайто-рю или Тэнсин Седэн Катори Синто-рю. Вместо этого, можно рассмотреть основные разделы искусства в зависимости от времени возникновения (независимо от того, практикуется ли этот вид до сих пор), а также подразделы, посвященные основоположным видам боевых искусств, такие как дзю-дзюцу (искусство ручной безоружной борьбы за счет использования косвенного применения силы) или современного кендо (японское фехтование).

Корю – традиционная школа, или старая школа, относящаяся именно к школе боевых искусств, была разработана в Японии или до начала реставрации Мэйдзи в 1866 году или указом Хайторей в 1876 году. Термин также используется обычно для указания того, что этот стиль искусства является «традиционным», а не «современным». Хотя, то, что для искусства означает «традиционный» или «современный», является предметом многих дискуссий. Как правило, основной целью корю как боевого искусства было его использование в войне. Наиболее емким примером школы корю является такая школа, которая сохраняет свои традиционные, а часто и древние, боевые практики даже в отсутствие войны, в целях тренировки. Другие школы корю, возможно, получили изменения в своей практике, обусловленные ходом времени (которые, может быть, могут привести к потере статуса корю в глазах последователей). В этом его отличие от «современных» боевых искусств, чье основное внимание, как правило, направлено на самосовершенствование (психическое, физическое или духовное) индивидуальных практик, с разной степенью внимания к практическому применению боевого искусства – для спорта или самообороны.

Следующие подразделы представляют собой не отдельные школы боевых искусств, а, скорее, общие «типы» боевых искусств. Как правило, они различимы на основе методологии подготовки и оружия, хотя широкая вариативность до сих пор существует в каждом типе.

Жесткие и мягкие методы

Есть две основные стратегические методологии применения силы в японских боевых искусствах. Одна из них – жесткий метод (гохо), другой – мягкий метод (柔 法 дзюхо). Эти две концепции имеют различный, но взаимосвязанный характер, в соответствии с их философским отношением к китайским принципам инь и ян.

Жесткий метод характеризуется непосредственным применением контр-силы. На практике это может быть прямая атака, состоящая из движения прямо на соперника, в сочетании с ударом в сторону противника. Оборонительная техника, когда защитник стоит на месте, чтобы блокировать или парировать (сопротивление с целью предотвращения нападения) будет примером жесткого метода защиты. Техника жесткого метода, как правило, понимается как линейная.

Мягкий метод характеризуется косвенным применением силы, которая либо позволяет избежать нападения, либо перенаправляет силы противника. Например, принятие нападения путем «скольжения» мимо нападающего, с последующим применением силы к конечностям атакующего для его разбалансировки – это пример мягкого метода. Техника мягкого метода, как правило, понимается как круговая.

Эти определения приводят к часто иллюзорному различию между «жестким стилем» и «мягким стилем» боевых искусств. На самом деле, оба стиля используются на практике, независимо от их спецификации. Анализируя различия в соответствии с принципами инь и ян, философы утверждают, что отсутствие одного из методов приведут к разбалансировке практикующего, также как инь и ян являются частью одного целого.

Всего существует две системы образования в японских боевых искусствах, хотя в некоторых школах, как известно, наблюдается сочетание этих двух систем друг с другом. Старая система образования до 1868 года была основана на учебной программе для того, чтобы сохранить традиции. Учебная программа имеет совсем немного серий или уровней, которые соответствовали бы Рю (традициям). Учебная программа получила свое завершение в студенческом достижении – «разрешении полной передачи» (мэнкё кайдэн), которое представляет собой право студента на изучение традиций рю за пределами рю.

Современная система после 1868 года (дани), изобретение которой приписывают основателю дзюдо Кано Дзигоро, присуждает пояса в соответствии с получением студентами определенного ранга. Студенты движутся посредством продвижения через ряд «классов» (кю), за которыми следует серия «степеней» (дан), в соответствии с формальными процедурами тестирования. В некоторых боевых искусствах используют только белые и черные пояса для определения уровня квалификации, в то время как другие используют прогрессирование цветные пояса для уровней кю.

Боевые искусства Японии


Боевые искусства, а точнее — воинские искусства, по-японски называются «будо» или «будзюцу». С древнейших времен японцы воевали и соревновались в боевых искусствах, поэтому сейчас практически невозможно сказать, какое из древних воинских искусств появилось первым.

Все японские боевые искусства можно разделить на вооруженные и рукопашные. Отдельно выделяется бадзюцу, искусство езды верхом, которое было важнейшей частью искусства самурая, но сейчас практически не практикуется (из-за дороговизны содержания лошадей в японском климате — в Японии травяные луга быстро зарастают бамбуком). В древние же времена искусство ябусамэ — «конная стрельба из лука» — было основой подготовки воинов из богатых семей.

Сумо

Из всех видов японских боевых искусств сумо стоит на особицу. Оно никогда не было искусством воинов и с самого начала представляло собой сочетание спорта-соревнования и синтоистского обряда. Большая часть из древних обрядов, связанных с сумо, сохранились до сих пор.

Правила сумо очень просты — для победы достаточно либо заставить противника коснуться ринга-дохё чем-то, кроме ступней, либо просто вытолкнуть его с ринга, огороженного веревкой-симэнава. Обычно исход поединка выясняется за несколько секунд. Сопутствующие же обряды могут занимать гораздо больше времени. Борцы одеты только в маваси — особую набедренную повязку.

В древности считалось, что сражающиеся борцы своим весом «сотрясают» землю и делают ее более плодородной. Поэтому такое внимание придается весу борца (в сумо нет весовых категорий). С древнейших времен дошли разнообразные диеты и упражнения, позволяющие наиболее эффективно набрать максимальный вес. Основой этих диет является огромное количество риса.

Возраст профессиональных борцов колеблется между 18 и 35 годами. Большая часть сумоистов — выходцы из сельских районов страны. Между соревнованиями они живут вместе с тренерами в особых казармах, где царят военные по строгости порядки. Чемпионы сумо становятся кумирами всей страны и ездят на гастроли подобно поп-звездам.

В древние времена чемпионы сумо почитались наравне со святыми. Дело в том, что, сотрясая землю, борцы не только делают ее плодородной, но и отпугивают злых духов. Поэтому иногда их нанимали для изгнания болезней из богатых домов и даже целых городов.

В Японии проводится шесть ежегодных национальных чемпионатов по сумо — три в Токио (в январе, мае и сентябре) и по одному в Фукуоке (в ноябре), Осаке (в марте) и Нагое (в июле). Каждый из них длится в течение 15 дней.

Самое большое достижение для борца — стать Ёкодзуна, Великим чемпионом. Это звание присваивается пожизненно. Если Ёкодзуна начинает проигрывать, он просто уходит из спорта. За несколько веков существования системы рангов только 65 борцов были удостоены этого звания.

Принципиально важны для сумо честность поединка и судейства. Это вопрос не только спорта, но и религии. Сомневаться в решении судей борцам строжайше запрещено.

В настоящее время сумо практикуется и за пределами Японии (в том числе и в России). Идут переговоры о включении сумо в программу Олимпийских Игр.

Дзюдзюцу

Дзюдзюцу — это не единое искусство, а множество школ по всей Японии, практикующих различные виды рукопашного боя. В настоящее время дзюдзюцу чаще встречается в фильмах и сериалах, чем в жизни, поскольку лишь отдельные его виды (дзюдо и айкидо) смогли преобразоваться в коммерчески успешные виды спорта.

Корни большинства школ дзюдзюцу уходят в глубокую древность. Современные формы они приобрели во времена правления Токугава, когда воины начали зарабатывать себе на жизнь преподаванием боевых искусств.

В сознании японцев дзюдзюцу связано также с понятиями «магия» и «колдовство». Великие воины древности считались также умелыми магами.

Дзюдо

Дзюдо («мягкий путь») — самое международно признанное из японских боевых искусств. Оно было создано на основе одной из школ дзюдзюцу в конце XIX века мастером Кано Дзигоро. Именно он сформулировал современные правила дзюдо и реформировал систему боя, положив в ее основу захваты и заломы.

Международная федерация дзюдо была создана в 1952 году, а первый Чемпионат мира по дзюдо состоялся в Токио в мае 1956 года. Уже в 1964 году дзюдо было включено в программу Олимпийских Игр.

Кэндо

Кэндо — это искусство фехтования на мечах. Кэндо всегда было важной частью подготовки японского воина, а во времена Токугава стало сердцем этой подготовки. Именно тогда были созданы современные разновидности тренировочного оружия (бамбуковый синай и деревянный боккэн), а также защитные доспехи.

В период Мэйдзи кастовое деление было уничтожено, а ношение мечей — запрещено. Исключение было сделано только для офицеров, которые носили примитивные стальные шашки, использовавшиеся только как церемониальное оружие. Преподавание кэндо было запрещено.

В 1895 году, после Японо-китайской войны, была создана Всеяпонская федерация боевых искусств, которая занялась введением боевых искусств в школьный курс физкультуры и пропагандой этих искусств как составляющих элементов национального японского духа.

Во время оккупации Японии все боевые искусства были запрещены именно как часть идеологии японского национализма. Однако уже в 1952 году была создана Всеяпонская Федерация кэндо, и началось его преобразование в обычный вид спорта, сохранивший, впрочем, множество изначальных церемоний.

Сейчас кэндо не только популярный вид спорта в Японии, но и часть физкультурной программы японских школ.

Кюдо

Судьба кюдо — искусства стрельбы из лука — во многом повторяет судьбу кэндо. Как и кэндо, оно практиковалось воинами древности, как и кэндо, оно было забыто после Реставрации Мэйдзи. В 1949 году была создана Всеяпонская Федерация кюдо, и началось его возрождение как популярного вида спорта.

В древние времена использовались луки разного размера. В современном спортивном кюдо используется стандартный японский композитный лук из дерева и бамбука длиной 2,21 м. Мишени размещаются на расстоянии 22 или 60 м. Кроме меткости, оценивается также грациозность движений лучника. Поэтому кюдо — популярный женский спорт и часть школьной физкультурной программы.

Уже упоминавшееся выше ябусамэ в настоящее время — не вид спорта, а разновидность шоу, проходящего в период всевозможных праздничных торжеств.

Каратэ

Каратэдо («Путь пустой руки») — древнее военное искусство рукопашного боя, возникшее в Китае и оттуда принесенное на остров Окинава. Поэтому система боя в каратэ ближе к китайскому у-шу, чем к японским школам дзюдзюцу.

В течение долгого времени Окинава был сначала независимым государством, а потом — отдаленной провинцией, поэтому практикуемые там боевые техники японцев с «главных» островов интересовали мало.

В 1920 годы мастер Фунакоси Гитин познакомил с искусством каратэ всю страну, организовав его настоящую «рекламную компанию». С этого времени каратэ стало частью японской культуры боевых искусств.

В 1964 году была создана Всеяпонская Федерация каратэ, и оно широко распространилось за пределы Японии, в том числе и в России.

Айкидо

Айкидо — система боя, созданная мастером по имени Уэсиба Морихэй на основе школы Айки дзюдзюцу направления Дайто. Ее принципиальное отличие от других видов боевых искусств заключается в отсутствии наступательной техники. Айкидо — искусство защиты и использования силы противника против него самого.

По айкидо не проводятся соревновательные чемпионаты. Тем не менее, оно весьма популярно среди женщин и полицейских как искусство самозащиты и быстрого выведения из строя противника.

Как и каратэ и дзюдо, айкидо широко распространено за пределами Японии, в том числе и в России.

Кобудзюцу

Кобудзюцу — общее название боевых искусств тех школ, в которых обучают поединку с использованием «нестандартного» оружия — шестов, посохов, вееров, дубинок, сельскохозяйственного инвентаря. Последний особенно популярен на острове Окинава — родине каратэ.

Федерация кобудзюцу России существует с 1997 года.

Развитие будзюцу, Проболжение Боевые искусства и боевые пути Японии

Парапсихология:Принцип ритма В применении к эволюции каждого отдельного человека принцип ритма, согласно оккультному учению, проявляется в виде чередования воплощений на земле или иной планете с периодами пребывания души в иных плоскостях бытия — в мирах астральном и ментальном, где душа как бы отдыхает от работы, совершенной ею

Теософия и эзотерика:Учеба В 1918 году из-за болезни Николая Константиновича вся семья Рерихов переезжает в Финляндию

  • Новости
  • Желтые страницы России
  • Известные мастера боевых искусств
  • Хобби и увлечения
  • О здоровье человека

Айкидзюцу самураев

Книг по современному Айкидо опубликовано уже немало, однако ранее практически не рассматривалось значительно более древнее искусство Айки-Дзюцу, от которого и произошло современное Айкидо. Более того, в имеющихся книгах преимущественно рассматривается лишь один из изучаемых сейчас современных стилей с целью распространения исключительно его одного и присущей ему философии. .

Развитие будзюцу, Проболжение Боевые искусства и боевые пути Японии

Японские боевые искусства являются частью огромного разнообразия боевых искусств Японии. По крайней мере, три японских термина часто используются как синонимы английской фразы «японские боевые искусства»: «будо» (武 道), что буквально означает «боевой путь», «будзюцу» (武术), не имеющее дословного перевода, но значит что-то вроде науки, искусства или ремесла войны, а также «бугей» (武 芸), буквально означающее «боевое искусство». Термин «будо» является современным. Он, как правило, предназначен для указания практики боевых искусств, как образа жизни, и включает в себя физические, духовные и моральные аспекты с акцентом на самосовершенствовании, самореализации и личностном росте. Термины будзюцу и бугей – более различные определения, по крайней мере, с исторической точки зрения. Будзюцу относится конкретно к практическому применению боевой тактики и техники в реальных боевых действиях. Бугей относится к адаптации или уточнению тактики и методов с целью облегчения систематического обучения и распространения в рамках формальной среды обучения.

История боевых искусств

Историческое происхождение японских боевых искусств можно отыскать в военных традициях самураев и кастовой системы, ограничивающих применение оружия членами невоенных классов. Первоначально, самураи должны были быть специалистами владения многими видами оружия, а также ведения рукопашного боя, и достичь максимально возможного мастерства в восточных единоборствах с целью защиты либо самих себя, либо своего предводителя. Со временем эти цели уступили место философии достижения духовных целей, стремясь к совершенствованию своих боевых навыков.

Как правило, развитие боевых методов переплетается с оружием, используемым для выполнения этих методов. В быстро меняющемся мире постоянно меняются и предметы оружия, что требует, в свою очередь, изменения и самих методов. История Японии в некотором роде уникальна в своей относительной изоляции. По сравнению с остальным миром, японские орудия войны развивались медленно. Многие люди считают, что воинам это давало возможность изучить свое оружие с большей глубиной, чем в других культурах. Тем не менее, обучение и подготовка этих боевых искусств развивалась, во-первых, в условиях поля боя (стрельба из лука уступила место мечу и копью), а затем пронеся это искусство через длительный период мирных отношений, и, наконец, к современным временам. Со временем определились две тенденции в искусстве – первая, более специализированная, и вторая, эволюционировавшая в сторону более мирной практики и взявшая за основу более высокую цель, чем просто овладение оружием.

Боевые искусства, которые развивались или были созданы в Японии, чрезвычайно разнообразны, с огромным разнообразием учебных средств, методов и философии, с бесчисленными школами и стилями. Тем не менее, японские боевые искусства в целом могут быть разделены на корю и гендай будо, исходя из того, что они существовали до или после реставрации Мэйдзи. Благодаря тому, что гендай будо и корю имеют одни и те же исторические корни, можно найти различные виды боевых искусств (например, дзю-дзюцу, кэндзюцу или нагигатадзюцу) в обоих направлениях.

Учитывая размеры этой статьи, невозможно описать японские боевые искусства с точки зрения тысяч отдельных школ или стилей, таких как Итто-рю, Дайто-рю или Тэнсин Седэн Катори Синто-рю. Вместо этого, можно рассмотреть основные разделы искусства в зависимости от времени возникновения (независимо от того, практикуется ли этот вид до сих пор), а также подразделы, посвященные основоположным видам боевых искусств, такие как дзю-дзюцу (искусство ручной безоружной борьбы за счет использования косвенного применения силы) или современного кендо (японское фехтование).

Корю – традиционная школа, или старая школа, относящаяся именно к школе боевых искусств, была разработана в Японии или до начала реставрации Мэйдзи в 1866 году или указом Хайторей в 1876 году. Термин также используется обычно для указания того, что этот стиль искусства является «традиционным», а не «современным». Хотя, то, что для искусства означает «традиционный» или «современный», является предметом многих дискуссий. Как правило, основной целью корю как боевого искусства было его использование в войне. Наиболее емким примером школы корю является такая школа, которая сохраняет свои традиционные, а часто и древние, боевые практики даже в отсутствие войны, в целях тренировки. Другие школы корю, возможно, получили изменения в своей практике, обусловленные ходом времени (которые, может быть, могут привести к потере статуса корю в глазах последователей). В этом его отличие от «современных» боевых искусств, чье основное внимание, как правило, направлено на самосовершенствование (психическое, физическое или духовное) индивидуальных практик, с разной степенью внимания к практическому применению боевого искусства – для спорта или самообороны.

Следующие подразделы представляют собой не отдельные школы боевых искусств, а, скорее, общие «типы» боевых искусств. Как правило, они различимы на основе методологии подготовки и оружия, хотя широкая вариативность до сих пор существует в каждом типе.

Жесткие и мягкие методы

Есть две основные стратегические методологии применения силы в японских боевых искусствах. Одна из них – жесткий метод (гохо), другой – мягкий метод (柔 法 дзюхо). Эти две концепции имеют различный, но взаимосвязанный характер, в соответствии с их философским отношением к китайским принципам инь и ян.

Жесткий метод характеризуется непосредственным применением контр-силы. На практике это может быть прямая атака, состоящая из движения прямо на соперника, в сочетании с ударом в сторону противника. Оборонительная техника, когда защитник стоит на месте, чтобы блокировать или парировать (сопротивление с целью предотвращения нападения) будет примером жесткого метода защиты. Техника жесткого метода, как правило, понимается как линейная.

Мягкий метод характеризуется косвенным применением силы, которая либо позволяет избежать нападения, либо перенаправляет силы противника. Например, принятие нападения путем «скольжения» мимо нападающего, с последующим применением силы к конечностям атакующего для его разбалансировки – это пример мягкого метода. Техника мягкого метода, как правило, понимается как круговая.

Эти определения приводят к часто иллюзорному различию между «жестким стилем» и «мягким стилем» боевых искусств. На самом деле, оба стиля используются на практике, независимо от их спецификации. Анализируя различия в соответствии с принципами инь и ян, философы утверждают, что отсутствие одного из методов приведут к разбалансировке практикующего, также как инь и ян являются частью одного целого.

Всего существует две системы образования в японских боевых искусствах, хотя в некоторых школах, как известно, наблюдается сочетание этих двух систем друг с другом. Старая система образования до 1868 года была основана на учебной программе для того, чтобы сохранить традиции. Учебная программа имеет совсем немного серий или уровней, которые соответствовали бы Рю (традициям). Учебная программа получила свое завершение в студенческом достижении – «разрешении полной передачи» (мэнкё кайдэн), которое представляет собой право студента на изучение традиций рю за пределами рю.

Современная система после 1868 года (дани), изобретение которой приписывают основателю дзюдо Кано Дзигоро, присуждает пояса в соответствии с получением студентами определенного ранга. Студенты движутся посредством продвижения через ряд «классов» (кю), за которыми следует серия «степеней» (дан), в соответствии с формальными процедурами тестирования. В некоторых боевых искусствах используют только белые и черные пояса для определения уровня квалификации, в то время как другие используют прогрессирование цветные пояса для уровней кю.

Восточные единоборства Японии. Центр развития: Япония Системы единоборств Системы единоборств на базе: Техника + Духовные принципы Дзю-дзюцуАйки-дзюцу. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемКристина Несвицкая

Похожие презентации

Презентация на тему: » Восточные единоборства Японии. Центр развития: Япония Системы единоборств Системы единоборств на базе: Техника + Духовные принципы Дзю-дзюцуАйки-дзюцу.» — Транскрипт:

1 Восточные единоборства Японии

2 Центр развития: Япония Системы единоборств Системы единоборств на базе: Техника + Духовные принципы Дзю-дзюцу Айки-дзюцу Каратэ-до

3 Айкидо База: айки-дзю; Технический арсенал: Приемы самураев для ближнего боя; Идеологическая основа: концентрация Ки и трансформация зла в примирение; История: Единоборство сформировалось в 20 в.; Как полноценное отделилось в 1942 г., Уэсиба Морихэй.

4 Дзю-дзюцу База: Китайское единоборство; Технический арсенал: Вид самообороны без оружия (боевые рукопашные схватки); Сочетание бросков и боевых приемов; Основной принцип: Поддаться, чтобы выиграть; История: Зарождение: 17 век, Сёгунато Токугава, самураи; Конец 19 в.: возрождение единоборства, Кано Дзигоро, основание дзюдо (дзюцу -> до); 20 в. – японская и международная федерации дзюдо. до); 20 в. – японская и международная федерации дзюдо.»>

5 Каратэ-до База: Смешанные китайские и японские боевые традиции; Технический арсенал: Смешение разновидностей китайского боя на кулаках цюаньшу и японского бу-дзюцу («искусство китайской руки»); Духовный аспект: укрепление боевого духа; Корни карате: Школа боевых искусств Шаолинь; История: Зарождение: о. Окинава, 19 в.; Начало 20 в. – формирование различных стилей; С 1936 г. «китайская рука» -> «путь простой руки» (появление духовного начала). «путь простой руки» (появление духовного начала).»>

6 Группы восточных единоборств Единоборства, основывающиеся на глубокой базе философии, включающие в себя принципы дзэн – буддизма и синтоизма (не рассматривались: стрельба из лука, искусство фехтования); Единоборства, относящие к себе искусство координации тела и духа, принципы морального совершенствования, а также арсенал техники, которая предоставляет возможность дать отпор на нападение противника (айкидо, дзюдо); Единоборства, предназначенные, изначально, для достижения победы над соперником, а также развития боевого духа (дзю-дзюцу, каратэ-то).

7 Единоборства в 20 веке Практика воинов Спортивные соревнования Личная безопасность Оздоровление Поединок с соперником Отработка приемов с воображаемой личностью

8 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Использованы материалы портала Waysamurai:

Ссылка на основную публикацию