Путь самурая | Karate-krs.ru

Путь самурая

Путь самурая: Как быть мужчиной, следуя кодексу чести японских воинов

Как-то раз мы уже знакомили вас с кодексом поведения мужчины, основываясь на старинных рыцарских преданиях и своде правил джентльмена, но кое о чем мы еще не поговорили: как быть настоящим мужчиной, следуя пути самурая. Поиск ответов на вопрос о том, как быть настоящим мужчиной, может продолжаться всю жизнь, но трактат о бусидо «Хагакурэ» Ямамото Цунэтомо учит нас искать эти ответы в прошлом.

Редакция FURFUR внимательно изучила произведение знаменитого самурая, жившего в XVII–XVIII веках, и выделила главное. Для удобства мы разделили советы на бытовые и философские. Впрочем, этот трактат мы очень рекомендуем и к самостоятельному прочтению.

Свод правил самурайского кодекса указан в самом конце сборника сочинений Ямамото Цунэтомо. Самих по себе правил (а вернее заповедей) всего четыре. Сам же трактат о пути бусидо состоит из 11-ти книг: здесь можно увидеть примеры доблестного поведения самураев древности и современников автора произведения. На примере этих людей предлагает учиться Цунэмото, в их жизненном пути искать сил и ответов на важнейшие вопросы бытия и повседневности.

Не позволяй другим превзойти себя на пути самурая.

Будь всегда полезен хозяину.

Помни о долге сына перед своими родителями.

Проявляй великое сострадание и помо­гай людям.

Правила поведения
в обществе

Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли он его принять.

Зевать в присутствии других людей — признак плохого тона.

Говорить, потупив взгляд, неучтиво.

Нехорошо ходить, засунув руки в раз­резы по бокам хакама.

Правила написания писем требуют, что­бы ты всегда отвечал письмом на письмо — пусть даже твой ответ будет длиной в одну строку.

Совершив ошибку, нужно тут же ее исправить. Если это сделать без промедления, она скоро будет забыта.

Тот, кто пьяным хватается за меч, проявляет не только безрассудство, но и трусость.

Даже если ты знаешь, что тебя могут сразить в этот самый день, ты должен достойно встретить свою смерть и позаботиться о внешнем виде. Ведь враги будут пре­зирать тебя, если ты будешь выглядеть неаккуратно.

Самурай должен избегать большого количества сакэ, чрезмерной гордости и великой роскоши.

Спрашивать, когда знаешь, означает пос­тупать вежливо. Спрашивать, когда не знаешь, абсолютно необходимо.

Отношение
к своей жизни

Всю свою жизнь прилежно учись. Каж­дый день становись более искусным, чем ты был за день до этого, а на следующий день — более искусным, чем сегодня. Совершенствование не имеет конца.

Подражание чужим традициям — это потворство.

Путь саму­рая — это стремление к смерти. Десять врагов не совладают с одержимым челове­ком.

Когда сталкиваешься с неудачами и трудностями, недостаточно просто не беспокоиться. Когда сталкиваешься с труднос­тями, нужно смело и радостно бросаться вперед.

Серьезность болезней и другие несчастья определяются нашим отношением к ним.

Человек ничего не стоит, если он не понимает, что «сейчас» и «то самое вре­мя» — это одно и то же.

Поскольку смерть всегда рядом, нужно прилагать усилия и действовать без промедления.

Воистину жизнь человека длится одно мгновение, поэтому живи и делай, что хочешь.

Если человек не совладал со своим телом и рассудком еще вначале, он никогда не одолеет врага.

Приниматься нужно только за то, что можно закончить в течение одного дня. Зав­тра тоже будет только один день.

Бусидо — Путь самурая

Бусидо, Путь самурая и История Японии касающаяся самураев, а также возникновения и культивирования боевых искусств на протяжении веков. Здесь Вы сможете узнать о развития — самурайства, а также истории возникновения и развития боевых искусств и единоборств.

Раздел Название темы Ответов
Чай-хана (беседы ни о чем) Отдых 5
Grinii
Япония — Культура, Музыка, Искусство. Подарок сэнсею 10
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Что привезти шефу 1
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Чего мы читаем. 43
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Вопрос о хобби 16
Grinii
Софт, Компьютер, Игры. Программы для создания сайтов 9
Grinii

Путь самурая. Кодекс Bushido (Бусидо). Часть I

Bushido. Часть I

Одним из следствий образования сословия воинов было оформление специфического мировоззрения самураев — Bushido (бусидо) — неписаного кодекса поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм «истинного», «идеального» воина.

Бусидо, первоначально трактовавшееся как «путь коня и лука», впоследствии стало означать «путь самурая, воина» («буси» — воин, самурай; «до» — путь, учение, способ, средство). Кроме того, слово «до» переводится ещё и как «долг», «мораль», что имеет соответствие с классической философской традицией Китая, где понятие «путь» является некой этической нормой (дао-дэ). Таким образом, бусидо — это «самурайская мораль», «добродетель», «морально-этический» кодекс.

Bushido (бусидо) касалось отношения самураев к социальной феодальной общности, к людям того или иного класса, к государству. Содержание бусидо вышло за рамки прежних традиций родоплеменного общества — оно включило в себя догмы буддизма и конфуцианства и имело в своей основе новые нормы поведения. Постепенно развиваясь, бусидо превратилось в моральный кодекс воинов, являющийся в то же время преимущественно частью различных религиозных учений (буддизма, конфуцианства и синтоизма — национальной религии японцев), становилось также областью философского знания, предметом этики. Будучи слитым воедино с восточной философией, бусидо носило характер практического нравоучения. Самураи считали его методом совершенствования психической и телесной гигиены. Бусидо нравственно осмысляло философское миро учение в целом и было призвано научить самурая «правильной жизни» в феодальном японском обществе. Оно совмещало в себе теорию бытия и изучение психики человека, решало вопросы, связанные с понятием сущности индивидуума, его роли в окружающем мире, смысла жизни, добра и зла, нравственных ценностей и нравственного идеала. Воин, воспитанный в духе бусидо, должен был чётко сознавать свой моральный долг, в частности свои личные обязанности по отношению к сюзерену, должен был сам оценивать свои действия и поступки, морально осуждать себя в случае неправильных действий, нарушения своих обязанностей и долга. Такое моральное самоосуждение влекло за собой, как правило, самоубийство, совершавшееся по определённому ритуалу путём харакири — вскрытия живота малым самурайским мечом. Таким образом самурай смывал кровью бесчестье, позорящее его.

Bushido, как способ регулирования поведения воина, не опиралось непосредственно ни на какие специальные учреждения, принуждавшие к соблюдению моральных норм, оно основывалось на силе убеждения, общественного мнения, примера, воспитания, традиций и силе нравственного авторитета отдельных лиц, отмеченных в средневековой истории Японии.

Принципы бусидо не были объединены в специальный свод правил и не были изложены ни в одном литературном памятнике феодальных времён, однако нашли своё отражение в легендах и повестях прошлого, рассказывающих о верности вассала своему феодалу, о презрении к смерти, мужестве и стойкости самураев.

По указанию Токугава Иэясу в первые же годы после его прихода к власти было составлено «Уложение о самурайских родах» («Букэ сё хатто»), определявшее нормы поведения самурая на службе и в личной жизни. Вторым сочинением, посвящённым воспеванию догматов бусидо, было житийное описание подвигов князя Такэда Сингэна в двадцати томах, авторство которого разделили Косака Дандзё Нобумаса и Обата Кагэнори. Несколько позднее появился труд Дайдодзи Юдзана (1639 — 1730) «Начальные основы воинских искусств» («Будо сёсин сю»). И наконец, в 1716 г. вышли 11 томов книги «Сокрытое в листве» («Хагакурэ»), ставшей «священным писанием» буси. Это любопытное произведение принадлежало Ямамото Цунетомо, монаху, а в прошлом самураю клана Сага на южном острове Кюсю. После смерти своего господина, даймё Набэсима Наосигэ, которому он верно служил десять лет, Ямамото принял постриг и всю оставшуюся жизнь посвятил обобщению догматов самурайской чести.

Bushido даже нельзя назвать учением в прямом смысле, это, скорее, одна из форм выражения феодальной идеологии, её основные положения и принципы, развивавшиеся из поколения в поколение в течении длительного времени. Бусидо это особая мораль, выработанная сословием воинов, входивших в господствующий класс Японии, которая представляла собой систему взглядов, норм и оценок, касавшихся поведения самураев, способов воспитания самурайской молодёжи, создания и укрепления определённых нравственных качеств и отношений.

При всём этом бусидо являлось сословной моралью. Оно служило только самурайству, оправдывало все его действия и отстаивало его интересы. Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в «Начальных основах воинских искусств» Дайдодзи Юдзана:

Кодекс самурая бусидо. Читать основные постулаты, положения.

Бусидо(в переводе «путь воина») — самурайский кодекс, набор законов, требований и правил поведения настоящего самурая в обществе, в сражении и в одиночестве.

Это философия и этика японского воина, которая произошла из далекого прошлого. Бусидо, которое первоначально объединяло общие воинские законы, благодаря введенному в него нравственному смыслу и почитанию искусств в 12-13 веках, а также развитию сословия самураев, соединилось с ним и полностью сформировалось в 16-17 столетии как кодекс чести самурая.

Основные положения и постулаты кодекса Бусидо

Полностью сформировавшись в конце периода воюющих регионов Сэнгоку Дзидай (1467—1568 г.), кодекс самурая бусидо предписывал самураям: быть безоговорочно преданным феодалу; признать военное искусство единственной деятельностью, которой должен заниматься самурай; совершать самоубийство если честь самурая запачкана; запрещал ложь в любых проявлениях и жажду денег.

Точно и вполне конкретно постулаты кодекса Бусидо оформлены в «Начальных основах воинского мастерства» Дайдодзи Юдзана:

— Настоящая смелость заключается в том, чтобы жить, когда нужно жить, и умереть, когда нужно умереть.

— Жить нужно с четким осознанием того, что необходимо делать самураю и что позорит его честь.

— Необходимо взвешивать любое слово и всегда спрашивать у себя, является ли правдой то, что хочешь произнести.

— Нужно умеренно питаться и не допускать распущенности.

— В обычной жизни не забывать смерть и сохранять это слово в душе.

— Самурай должен почитать закон «ствола и ветвей». Нарушить его — означает никогда не познать добродетели, а человек, не принимающий во внимание добродетель сыновнего уважения, не является самураем. Родители это ствол дерева, а дети — его ветви.

— Самурай обязан быть не только безупречным сыном, но и преданным своему господину. Он не предаст сюзерена даже если количество его подданных уменьшится со ста до десяти и с десяти до одного.

— В битве преданность самурая выражается в том, чтобы без испуга идти на копья и стрелы врага, навстречу смерти, если таков зов долга.

— Преданность, честнось и храбрость — три главных качества самурая.

— Когда самурай спит, он не должен ложиться ногами в направлении дома господина. В сторону сюзерена запрещено целиться ни во время стрельбы из лука, ни во время тренировки с копьём.

— Когда самурай, находясь в постели, слышит беседу о своём сюзерене или хочет произнести что-то сам, он обязан встать и надеть одежду.

— Сокол не клюет брошенные зёрна, даже если давно ничего не ел. Подобно ему и самурай обязан показывать, что сыт, даже если умирает от голода.

— Если самурай проиграл сражение и ему грозит смерть, ему нужно торжественно произнести своё имя и умереть улыбаясь, без позорной спешки.

— Если рана самурая смертельна, самураю нужно с почтением попрощаться со старшим по положению и безмятежно умереть.

— Имеющий только физическую силу не заслуживает титула самурая. Кроме потребности в освоении наук, самурай должен расходовать свободное время на поэзию и изучение чайной церемонии.

— Около своего жилища воин может построить небольшой чайный павильон, в котором следует поставить новые картины-какэмоно, новые бесхитростные чашки и нелакированный чайник из керамики.

— Самурай обязан, в первую очередь, всё время помнить, что смерть может прийти в любой момент, и если наступит время умирать, то сделать это самурай обязан с достоинством.

Слово «Бусидо», высеченное на камне.

Бусидо видео

В видео показан отрывок из фильма «Последний самурай», передающий смысл кодекса самурая.

Другие интересные статьи по теме: Обучение и воспитание самураев.

Жанр статьи — Самураи

Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!

Бусидо: каковы главные заповеди самурая

Зарождение и создание бусидо

«Бусидо» в буквальном прочтении означает “путь воинского мастерства” или же просто — “путь воина”. А в философском смысле — это «путь смерти», когда надо «жить так, будто ты уже мёртв”. Звучит немного шокирующе, но зато лучше всего передает всю суть мышления самураев. Самурайская мораль имеет древние корни, хотя сформировалась как кодекс всего лишь в XVI веке. На нее сильное влияние оказали синтоизм, конфуцианство, но более всего буддизм. Вера самураев в перерождение души порождала у них особое отношение к смерти и безразличие к сохранению своей жизни.

Существовало несколько сборников о догмах бусидо и подвигах легендарных воинов, но именно 11 томов Ямамото Цунэтомо, изданные в 1716 г., стали «священным писанием». Ямамото после смерти своего господина стал монахом и посвятил себя изучению и обобщению принципов самурайской морали, биографий знаменитых воинов и их подвигов. Свой трактат он назвал «Хагакурэ», что значит “сокрытое в листве», на русском языке книга издана как «Кодекс Бусидо». Это сборник притч и цитат о воинском долге, ответственности, совести и сострадании, примеров доблести как древних самураев, так и современников писателя.

Постулаты и философия бусидо

Самурай был воином и телохранителем хозяина, а также его слугой в повседневной жизни. Бусидо требует хранить преданность своему господину, оттачивать военное искусство, совершать ритуал сеппуку при потере чести. Запрещается любой обман и жажда наживы. В походе или на долгосрочной службе у господина, воин обязан забыть свою семью, как будто ее не существует. Ведь, чтобы полностью искоренить страх смерти, из сознания воина необходимо убрать все, что привязывает его к жизни.

Верность, мужество и справедливость — важные качества не только для последователей бусидо. Но невероятная преданность господину, наверное, мало где доходит до такой степени. По крайней мере, меня следующая история весьма удивила. В имении случился пожар, и господин был в полном отчаянии, так как мог лишиться своей родословной книги. Верный самурай решил помочь, вошел в горящий дом и нашел эту книгу, но из-за обрушения выйти уже не мог. Тогда он разрезал живот и вложил в него родословную, книга была спасена.

Важное значение придавалось чувству достоинства и гордости, они помогали воину получить уважение. Достоинством считалось полное самообладание, учтивость, немногословность, безупречность манер. Задетая честь требовала либо убить обидчика, либо совершить сеппуку, чтобы смыть позор. Но что интересно, исполнение несправедливых приказов своего господина тоже считалось бесчестьем. Самураю приходилось делать нелегкий выбор. С одной стороны, он обязан указать господину на неправильность решения. С другой стороны, если не убедил хозяина в неправоте, то обязан выполнить приказ. Если чувство справедливости перевешивало чувство долга, воин делал сеппуку.

Духовный смысл кодекса в том, чтобы самурай осознал, что в любую минуту он может умереть и должен быть к этому готов. Воины ценили каждый миг своей жизни и смотрели на этот мир с любовью, замечая то, на что обычные люди совсем не обращают свое внимание. Например, шелест листьев или сорвавшийся с ветки и кружащийся листок. Поэтому среди самураев было много поэтов.

Главные заповеди самурая

Многочисленные самурайские постулаты в итоге сводятся в 4 главные заповеди: не допускать, чтобы кто-либо превзошел тебя на пути самурая, всегда быть полезным хозяину, выполнять перед родителями свой сыновний долг, оказывать людям помощь и сострадание.

Из правил поведения в обществе и отношения к своей жизни:

●Без промедления исправляй совершенную ошибку, тогда ее быстро забудут.

●Перед высказыванием своего мнения, сначала подумай, а этот человек в состоянии его принять.

●Совершенствованию нет предела. Учись ежедневно всю жизнь, чтобы завтра стать искуснее, чем вчера.

●Встретив трудности не стоит беспокоиться, нужно смело и с радостью бросаться на их преодоление.

●Важно понять, «сейчас» означает «то самое время», а «то самое время» означает«сейчас».

Принципы кодекса использовались и в прошлом веке, когда Япония участвовала в военных действиях. Пути самурая следовали и армия и флот, но особенно миру запомнились подвиги пилотов-камикадзе. Сегодня бусидо остается неписаным каноном в армии, а также у якудза и других группировок.

Кодекс бусидо — путь самурая

Главное — наследник

Стать ронином — бродячим воином, потерявшим все свое имущество и место в обществе, — не хочется никому. Именно поэтому в семье самурая с таким нетерпением ждали появления на свет мальчика. Ведь если наследника не смогли родить ни его жена, ни наложницы, повелитель отбирал у самурая его надел и лишал родового имени. Бросив семью на произвол судьбы, безымянный и уже немолодой ронин отправлялся в странствия, чтобы стать разбойником или наемником и сложить голову в какой-либо схватке. Изгнанному самураю не пристало умирать в своей постели.

Первенец же окружался почетом. В честь его появления на свет устраивали празднества, сюзерен, родственники, вассалы и крестьяне (если таковые были) дарили счастливому отцу подарки. Через несколько лет юному наследнику торжественно вручали деревянные мечи. Ведь жизненная цель самурая — уметь сражаться, дабы умереть, защищая своего господина. Бесстрашие, презрение к боли и даже смерти — вот качества настоящего самурая. Но все начинается с любви к мечу — это говорит о принадлежности к сословию воинов.

Жесткие правила действовали много веков, и лишь в 1615 году самураям было разрешено усыновлять наследников из среды родственников. Ибо слишком часто заслуженные и покрытые славой воины не могли по каким-то причинам зачать мальчика и становились ронинами. А зачем сюзерену лишаться влиятельного вассала? Иногда можно дать и слабину в жестком своде правил — если это идет на пользу крупному феодалу.

Небо и земля, солнце и луна

Обучение наследника воинскому искусству обычно брал на себя отец. Либо, если он был достаточно богат и знатен, нанятый со стороны воин или закаленный в боях вассал. Моральные качества самураю, в свою очередь, прививал наставник, который мог вовсе не владеть боевыми искусствами, например священник. В жилах последних тоже текла благородная кровь, просто либо они оказывались слишком хилыми, чтобы следовать пути воина, либо их родители были слишком бедны, чтобы воспитывать сразу нескольких сыновей, и отдавали младших детей в монастырь. Основное внимание уделялось именно старшему сыну — наследнику.

Духовный наставник, в отличие от военного, не получал за свой труд никакого вознаграждения, однако пользовался беспрекословным авторитетом у ученика. Популярная пословица гласила: «Твои отец и мать подобны небу и земле, твои учитель и господин — луне и солнцу». И все-таки высшим авторитетом у самурая пользовался господин — сюзерен, которому он давал клятву верности.

Но помимо развития правильных душевных качеств, будущий самурай, конечно, должен был развиваться и физически. С самого детства ребенка изнуряли непосильным трудом, не давали выспаться, заставляли ходить босиком по снегу. Вырабатывая в будущем воине умеренность в пище, намеренно не кормили ребенка. Слезы обиды или стон боли вызывали со стороны старших презрение: -Стыдись, если ты плачешь от удара палки, как ты будешь делать харакири?» Подобные речи постепенно приводили будущего самурая к мысли, что его высшее предназначение — умереть не в своей кровати, а на поле боя или от собственной руки.

Японские берсерки

Молодые самураи с детства учились владению мечом, алебардой и луком. В XIX веке в «курс молодого бойца» вошли и приемы рукопашного боя. Хотя основным оружием самурая всегда был меч. Юноши из знатных семей, кроме того, изучали искусство верховой езды и знание тактики.

Будучи профессиональными воинами, наибольшее внимание самураи уделяли закалке и боевым искусствам. Однако бусидо — кодекс самурая — требовал изучения каллиграфии, истории, литературы. Впрочем, лишь в минимальных пределах. Если юноша излишне увлекался изящными искусствами, сверстники насмехались над ним. Карьеру они могли сделать только при императорском дворе в Киото. Император лишь номинально считался повелителем Японии. Страной, по сути, управляли крупные феодалы, которым нужны были воины, а не «изнеженные обезьяны», как презрительно называли самураи людей искусства и царедворцев.

Уже в 15 лет обучение юноши заканчивалось, и он занимал свое место в обществе. Во время обряда инициации молодому самураю делали специальную прическу, надевали высокий головной убор и вручали два настоящих меча. Оружие и доспехи стоили достаточно дорого. Поэтому бедные семьи могли посвятить в воины одного, иногда двоих сыновей. Прочим предстояло стать священниками, чиновниками, «изнеженными обезьянами». И каждый из них мог стать жертвой благородного самурая. Среди последних встречалось немало неуравновешенных, а порой и попросту безумных людей, но они. в иерархии стояли неизмеримо выше, чем самый достойный хлебороб или купец.

Некоторые самураи, подобно скандинавским берсеркам, порой впадали в боевое безумие. Причем происходило это не только на поле боя, а в самой безобидной ситуации — например, если самураю казалось, что крестьянин как-то не так на него посмотрел. Известны случаи, когда японские берсерки вырезали целые деревни крестьян. Последним под страхом жестокой смерти было запрещено иметь оружие, и потому пара-тройка облаченных в доспехи и закаленных в боях самураев без труда справлялась с сотней землепашцев. Конечно, владелец уничтоженной деревни, лишившийся своих подданных, объявлял охоту на обидчиков. Но это была лишь разборка между самураями, иным законам, кроме закона силы, убийцы не подчинялись. Можно представить, сколько бед доставляли обычным японцам эти профессиональные воины, с учетом того, что в XVIII веке каждый пятый житель Страны восходящего солнца считался самураем!

Кодекс чести

Многие полагают, что кодекс чести самураев практически повторяет таковой у средневековых рыцарей. Кое-какие общие черты найти, конечно, можно, но различий гораздо больше. Например, если бы рыцарь, как было принято в Европе, попросил самурая дать честное слово по какому-либо поводу, тот немедленно вытащил бы меч и отрубил ему голову. Ибо тот нанес бы ему тяжелейшее оскорбление. Ведь априори считалось, что самурай всегда говорит правду. Просить у него дать честное слово — значит, подозревать во лжи.

Рыцарь, согласно кодексу чести, не должен был атаковать противника исподтишка, со спины. В Японии это считалось обычной практикой. Ведь самурай должен быть всегда готов к бою!

Невозможно представить рыцаря, который, даже покрыв себя бесчестием (например, отступив с поля боя) или получив приказ сюзерена, покончил жизнь самоубийством. В среде самураев, наоборот, харакири считалось вполне типичным обрядом. Воин становился на колени и специальным ножом наискось вскрывал себе живот. Иногда за спиной самурая стоял помощник, который сразу после процедуры отрубал воину голову. Но высшим проявлением мужества считалось харакири, проведенное полностью самостоятельно и с улыбкой на устах. В эпоху междоусобных войн между сегунами (XV-XVII века) ежегодно харакири совершали тысячи самураев, в том числе из самых знатных семей.

Конец самурайства

В середине XVIII века сословие самураев начало вырождаться. Центральная власть в Японии укрепилась, и крупные феодалы уже не нуждались в личных армиях, чтобы сражаться друг с другом. Торговля становилась куда выгоднее войны. Не только мелкие, но и крупные феодалы все чаще отступали от кодекса бусидо и занимались презренными для самурая делами: ремеслами, торговлей или производством.

После буржуазной революции (середина XIX века) сословие самураев официально было упразднено. Бывшие японские берсерки пополнили ряды чиновничества, а также составили костяк императорской армии и флота, выстроенных по европейскому образцу. Кодекс бусидо еще почти век являлся важнейшей частью идеологии Японии — вплоть до поражения во Второй мировой войне. Лишь после того как японские вооруженные силы были упразднены, термин «самурай» окончательно ушел в прошлое.

Хотя многие жители Страны восходящего солнца гордятся тем, что в их жилах течет кровь благородных воинов, но сделать харакири по всем правилам уже не решатся.

Электронная книга Хагакурэ. Книга Самурая | Hagakure: The Book of the Samurai | 葉隠

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок

Информация о книге

«Хагакурэ» — классическое пособие для самураев, состоящее из серии коротких комментариев, которые представляют собой как инструкцию к действию, так и философский кодекс поведения, которое соответствует истинному духу Бусидо – Пути воина. «Хагакурэ» — не философский тракт в обычном понимании этого слова: это совокупность мыслей, записываемых в течение семи лет и охватывающих широкий круг вопросов, часто, без определенной последовательности.

Этот труд далек от современного прагматизма и материализма, он наполнен интуитивно понятными, а не рациональными утверждениями. Бусидо – это наука отношения к смерти. Самурай лишь тот, кто абсолютно предан своему господину и готов умереть за него в любой момент, не теряя чести.

Иллюстрации

Цитаты из книги Хагакурэ. Книга Самурая

Если нужно что-то сказать, говори без промедления. Если ты будешь говорить позже, люди подумают, что ты оправдываешься. Более того, иногда нужно ошеломить собеседника своей речью. В дополнение к уместно сказанному слову, ты одержишь высшую победу, если сможешь научить сво­его собеседника чему-то полезному для него. Так нужно действовать на Пути.

Говорят, что если рассечь лицо вдоль, помочиться на него и потоптаться по нему соломенными сандалиями, с лица слезет ко­жа. Об этом поведали священнику Гёдзаку, когда он был в Эдо. Подобными сведениями нужно дорожить.

Семь принципов кодекса самураев Бусидо

В сегодняшней статье мы рассмотрим основные положения философии Бусидо, которой более 400 лет, но которая работает и сегодня. Мы считаем кодекс самураев еще одним полезным источником мудрости и жизненной философии заслуживающей внимания. Если подвести некий итог духовного смысла учения Бусидо, то он заключается в том, что воин (мужчина, человек) должен жить, осознавая, что он может умереть в любой момент и что нужно ценить каждую минуту жизни, которая может оказаться последней. Только тогда человек будет жить в «полноцветном» мире, будет ощущать себя частью чего-то большего, будет посвящать весь свой досуг саморазвитию и помощи ближним, обретет смысл жизни.

Бусидо (в некоторых источниках «Бушидо») – в дословном переводе с японского «путь воина», — это своеобразный кодекс чести, свод правил и рекомендаций, а также жизненная философия для самурая. Ниже приведены основные семь принципов кодекса самураев «Бусидо».

Благородство

Самурай не должен без причин вести себя жестоко, ему это не нужно, чтобы показать свою силу. Самурай вежливый, даже с врагами. Без уважения к людям ты становишься не лучше животного. Самурая уважают не только за его силу в бою, но и за то, как он ведет себя с другими людьми.

Долг и верность

Самурай отвечает за свои действия, которые добровольно принимает на себя, отвечает за содеянное. Он абсолютно преданный и верный своему начальнику и является образцом для своих подчиненных. Слово мужчины – это его следы, по ним ты можешь идти за ним, куда бы он ни шел. Следи лишь за тем, куда идешь ты сам!

Искренность и правдивость

Если самурай говорит, что он что-то сделает, он это выполнит. Ничто в этом мире не может помешать ему. Он не должен «давать слово» – обещать или присягать. Одно то, что он это сказал, уже является гарантией выполнения. Сказать и сделать – одно и то же.
Сочувствие

Интенсивные тренировки делают самураев быстрыми и сильными. Они отличаются от других, они приобретают силу, которая должна использоваться на благо всем. У самурая есть сочувствие, поэтому он использует любую возможность, чтобы быть полезным для других. Если судьба не дает ему такой возможности, он находит ее сам. Сочувствие самурая, в первую очередь, должно быть направлено на женщин и детей.

Храбрость и героизм

Подними себя над толпой. Прятаться в свой панцирь, как черепаха – значит вообще не жить. Самурай должен иметь дух героя. Это очень опасно и рискованно, но только при этом жизнь полноценна. Героизм не слепой, но умный и сильный. Замени свой страх уважением и осторожностью.

Честность и справедливость

Будь всегда в своих действиях честным. Верь в справедливость – не иных людей, а в ту, которая в тебе. Для самурая нет полутонов, когда речь идет о чести и справедливости, есть только черное или белое, правда или ложь. Любой честный человек, имеющий чистую душу, не должен бояться правды.

Честь и слава

Существует только один судья чести самурая: он сам. Принимаемые решения и совершенные действия – отражение того, кто ты есть на самом деле.

Еще несколько важных правил и положений Бусидо

  • Всю свою жизнь прилежно учись. Каждый день становись более искусным, чем ты был за день до этого, а на следующий день — более искусным, чем сегодня. Совершенствование не имеет предела.
  • Истинная смелость заключается в том, чтобы жить, когда нужно жить, и умереть, когда нужно умереть.
  • Не позволяй другим превзойти себя на пути самурая. Быть лучшим в своем деле – значит быть самим собой.
  • Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли он его принять.
  • Самурай должен избегать большого количества саке, чрезмерной гордости и великой роскоши.
  • Совершив ошибку, нужно тут же ее исправить. Если это сделать без промедления, она скоро будет забыта.
  • Спрашивать, когда знаешь, означает поступать вежливо. Спрашивать, когда не знаешь, абсолютно необходимо.

Вы согласны с принципами Бусидо? Расскажите о своем мнении в комментариях ниже.

7 нравственных принципов самурая

Бусидо (в переводе «путь воина») — самурайский кодекс, набор законов, требований и правил поведения настоящего самурая в обществе, в сражении и в одиночестве.

Это философия и этика японского воина, которая произошла из далекого прошлого. Бусидо, которое первоначально объединяло общие воинские законы, благодаря введенному в него нравственному смыслу и почитанию искусств в 12—13 веках, а также развитию сословия самураев, соединилось с ним и полностью сформировалось в 16—17 столетии как кодекс чести самурая.

Ги — справедливость. Будь всегда в своих действиях честным. Верь в справедливость не других людей, а в ту, которая в тебе. Для самурая нет градации в оценке чести и справедливости, есть только черное или белое, правда или ложь. Каждый честный человек, имеющий чистую душу, не должен бояться правды.

Ю — мужество. Подними себя над толпой. Прятаться в свой панцирь, как черепаха, — значит вообще не жить. Самурай должен иметь дух героя. Это очень опасно и рискованно, но только при этом жизнь полноценна. Это не духовная слепота — самурай умен и силен. Замени свой страх уважением и осторожностью.

Дзин — добродетель. Сострадание и жалость. Интенсивная тренировка делает самурая быстрым и сильным. Он развивает силу, которую должен применять для общего блага. Если судьба не дает ему такой возможности, он находит ее сам.

Рэй — почтение. У самурая нет необходимости быть жестоким и доказывать свою силу. Даже с самым злым врагом самурай должен быть вежливым. Без этого качества мы не более чем звери. Истинная внутренняя сила проявляется в конфликтах.

Макото — искренность. Если самурай говорит, что он что-то сделает, он должен это выполнить. Ничто в этом мире не может помешать ему. Он не должен давать слово, не должен обещать. Одно то, что он это сказал, уже является гарантией выполнения. Сказать и сделать — это одно и то же. Что примечательно, иероглиф состоит из «говорить» (言) и «становиться» (成), то есть «что сказал — то и сделал».

Мэйё — честь. Для самурая существует только один судья, который может судить о его чести, — это он сам. Решения, которые он принимает и исполняет, отражают его истинное «я». Нельзя спрятаться от себя!

Тюги — преданность. Самурай отвечает за свои действия, добровольно принимая на себя ответственность за содеянное. Он абсолютно предан и верен своему начальнику и является образцом для своих подчиненных. Слово мужчины — это его следы, по ним ты можешь идти за ним, куда бы он ни шел. Следи, куда идешь ты!

Путь самурая

Одним из следствий образования сословия воинов было оформление специфического мировоззрения самураев — бусидо — неписаного кодекса поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм «истинного», «идеального» воина.

Бусидо, первоначально трактовавшееся как «путь коня и лука», впоследствии стало означать «путь самурая, воина» («буси» — воин, самурай; «до» — путь, учение, способ, средство). Кроме того, слово «до» переводится ещё и как «долг», «мораль», что имеет соответствие с классической философской традицией Китая, где понятие «путь» является некой этической нормой (дао-дэ). Таким образом, бусидо — это «самурайская мораль», «добродетель», «морально-этический» кодекс.

Бусидо касалось отношения самураев к социальной феодальной общности, к людям того или иного класса, к государству. Содержание бусидо вышло за рамки прежних традиций родоплеменного общества — оно включило в себя догмы буддизма и конфуцианства и имело в своей основе новые нормы поведения. Постепенно развиваясь, бусидо превратилось в моральный кодекс воинов, являющийся в то же время преимущественно частью различных религиозных учений (буддизма, конфуцианства и синтоизма — национальной религии японцев), становилось также областью философского знания, предметом этики. Будучи слитым воедино с восточной философией, бусидо носило характер практического нравоучения. Самураи считали его методом совершенствования психической и телесной гигиены. Бусидо нравственно осмысляло философское миро учение в целом и было призвано научить самурая «правильной жизни» в феодальном японском обществе. Оно совмещало в себе теорию бытия и изучение психики человека, решало вопросы, связанные с понятием сущности индивидуума, его роли в окружающем мире, смысла жизни, добра и зла, нравственных ценностей и нравственного идеала. Воин, воспитанный в духе бусидо, должен был чётко сознавать свой моральный долг, в частности свои личные обязанности по отношению к сюзерену, должен был сам оценивать свои действия и поступки, морально осуждать себя в случае неправильных действий, нарушения своих обязанностей и долга. Такое моральное самоосуждение влекло за собой, как правило, самоубийство, совершавшееся по определённому ритуалу путём харакири — вскрытия живота малым самурайским мечом. Таким образом самурай смывал кровью бесчестье, позорящее его.

Бусидо, как способ регулирования поведения воина, не опиралось непосредственно ни на какие специальные учреждения, принуждавшие к соблюдению моральных норм, оно основывалось на силе убеждения, общественного мнения, примера, воспитания, традиций и силе нравственного авторитета отдельных лиц, отмеченных в средневековой истории Японии.

Принципы бусидо не были объединены в специальный свод правил и не были изложены ни в одном литературном памятнике феодальных времён, однако нашли своё отражение в легендах и повестях прошлого, рассказывающих о верности вассала своему феодалу, о презрении к смерти, мужестве и стойкости самураев.

По указанию Токугава Иэясу в первые же годы после его прихода к власти было составлено «Уложение о самурайских родах» («Букэ сё хатто»), определявшее нормы поведения самурая на службе и в личной жизни. Вторым сочинением, посвящённым воспеванию догматов бусидо, было житийное описание подвигов князя Такэда Сингэна в двадцати томах, авторство которого разделили Косака Дандзё Нобумаса и Обата Кагэнори. Несколько позднее появился труд Дайдодзи Юдзана (1639 — 1730) «Начальные основы воинских искусств» («Будо сёсин сю»). И наконец, в 1716 г. вышли 11 томов книги «Сокрытое в листве» («Хагакурэ»), ставшей «священным писанием» буси. Это любопытное произведение принадлежало Ямамото Цунетомо, монаху, а в прошлом самураю клана Сага на южном острове Кюсю. После смерти своего господина, даймё Набэсима Наосигэ, которому он верно служил десять лет, Ямамото принял постриг и всю оставшуюся жизнь посвятил обобщению догматов самурайской чести.

Бусидо даже нельзя назвать учением в прямом смысле, это, скорее, одна из форм выражения феодальной идеологии, её основные положения и принципы, развивавшиеся из поколения в поколение в течении длительного времени. Бусидо это особая мораль, выработанная сословием воинов, входивших в господствующий класс Японии, которая представляла собой систему взглядов, норм и оценок, касавшихся поведения самураев, способов воспитания самурайской молодёжи, создания и укрепления определённых нравственных качеств и отношений.

При всём этом бусидо являлось сословной моралью. Оно служило только самурайству, оправдывало все его действия и отстаивало его интересы. Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в «Начальных основах воинских искусств» Дайдодзи Юдзана:

«Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.

К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.

Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.

Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.

В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.

Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть его — значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители — ствол дерева, дети — его ветви.

Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.

На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.

Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.

Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.

Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.

Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.

Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.

Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.

Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.

Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и налакированный керамический чайник».

Бусидо — кодекс самурая

Все мы более-менее представляем себе, кто такие самураи. Давным-давно в Японии были такие чуваки со смертоносными острыми мечами, в легких изящных доспехах, которые умели буквально всё. Эти ребята могли и сражаться на мечах, и ездить верхом, и стрелять, и даже обладали навыками ниндзя. А еще у них был безупречный и жесткий моральный кодекс, следовать которому было под силу лишь сильным и принципиальным людям. Этот моральный кодекс назывался «Бусидо», или «Путь воина». Сегодня мы расскажем тебе, каков должен был быть настоящий самурай. Это очень увлекательно: уже не раз мы убеждались, что древние чуваки могут надрать нам задницу по многим и многим вопросам. И самураи не исключение, у них тоже можно многому научиться.

Итак, черты настоящего самурая. Они были сформулированы в труде Дайдодзи Юдзана под названием «Начальные основы воинских искусств».

1. Справедливость

Бусидо касается не только правил ведения боя, но и черт характера: справедливость является самой главной чертой самурая. Справедливость — это способность без колебаний принимать решение о линии поведения в соответствии с разумом; умирать, когда это правомерно, и драться, когда это правомерно. Справедливость — это скелет, который придает организму твердость и обеспечивает его рост. Без костей голова не будет находиться наверху, руки не будут двигаться, а ноги — стоять. Так и без справедливости — ни один талант, ни одно умение не позволят человеку стать самураем.

2. Мужество

Бусидо разделяет отвагу и мужество: «Мужество стоит считать благом, лишь когда его применяют в деле справедливости, в правом деле». Конфуций писал: «Понимание того, что правильно, и исполнение этого свидетельствуют о мужестве». Короче говоря, мужество — это делать то, что правильно.

3. Доброта и милосердие

Человек, наделенный властью отдавать приказы и убивать, должен был вместе с тем быть необыкновенно добрым и милосердным: «Любовь, великодушие, внимание к другим, сострадание и жалость суть черты доброты, самого высокого качества человеческой души». И Конфуций, и Мао-Цзы часто говорили, что самое высокое требование к людям власти — доброта.

4. Вежливость

Важно знать разницу между подобострастием и вежливостью, это будет трудно для тех, кто посетит Японию впервые. Но для истинного самурая всё ясно: вежливость вырастает из доброжелательности. Ты наверняка слышал что вежливость и хорошие манеры являются отличительными чертами японцев. Однако вежливость должна быть выражением благожелательного отношения к чувствам других людей. Это никакое не благо, если человек вежлив лишь ради соблюдения приличий. В своей высшей форме вежливость приближается к любви.

5. Нестяжательство

Настоящие самураи презирали деньги, полагая, что люди должны сторониться денег, потому что «богатство мешает мудрости». Дети высокопоставленных самураев воспитывались в понимании того, что говорить о деньгах — плохой вкус, что неведение о достоинстве различных монет является признаком хорошего воспитания. Бусидо призывал к бережливости — не столько по экономическим причинам, сколько ради воздержания. Роскошь считалась величайшей угрозой для мужественности, от воинов требовали простоты в быту. Счетные машины и счеты вызывали отвращение.

6. Честь

Бусидо имеет отношение, в первую очередь, к военным людям, но он также касается и моральных аспектов. Самураев характеризуют чувство чести, яркое осознание собственного достоинства и значимости. Они рождаются и вырастают, чтобы оценить обязанности и привилегии своей профессии. Страх позора висел, как меч, над головой каждого самурая. Обиды на малейшие провокации высмеивались, и человека называли «вспыльчивым». В Японии даже есть такая пословица: «Терпение значит выносить невыносимое».

7. Верность

Самураи навсегда оставались преданными тем, перед кем они в долгу. Верность тем, кто выше тебя, была отличительной чертой феодальной эпохи. Верность вообще распространена среди разных людей: банда карманников тоже клянется в верности своему предводителю Но только в кодексе рыцарской чести верности имеет первостепенное значение.

8. Характер и самоконтроль

Бусидо учит, что самураи должны вести себя в соответствии с абсолютными моральными стандартами. То, что верно, верно. То, что неверно, неверно. Разница между хорошим и плохим и между правильным и неправильным — данность. Об этом не спорят, это не обсуждают, этому не дают оценку. Просто самурай должен это знать. В конце концов, мужчина сам должен научить своих детей моральным стандартам, исходя из которых они будут строить свои модели поведения: «Перво-наперво в самурае воспитывался характер. Тонкости вроде благоразумия и образованности были менее важны. Интеллектуальное превосходство высоко оценивалось, но самурай по сути был человеком дела».

Ссылка на основную публикацию