Проявления быстроты | Karate-krs.ru

Проявления быстроты

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ БЫСТРОТЫ

Быстрота — это способность совершать движения в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают комплексные и элементарные формы проявления быстроты.

В естественных условиях спортивной деятельности быстрота проявляется обычно в комплексных формах, включающих скорость двигательных действий и кратковременность умственных операций, и в сочетании с другими качествами.

К элементарным формам проявления быстроты относятся следующие.

• Общая скорость однократных движений (или время одиночных действий) — например, прыжков, метаний.

• Время двигательной реакции — латентный (скрытый) период простой (без выбора) и сложной (с выбором) сенсомоторной реакции, реакции на движущийся объект (имеющее особенное значение в ситуационных упражнениях и спринте).

• Максимальный темп движений, характерный, например, для спринтерского бега.

Оценка времени двигательной реакции (ВДР) производится от момента подачи сигнала до ответного действия. Она является одним из наиболее распространенных показателей при тестировании быстроты. Это время чрезвычайно мало для передачи возбуждения от рецепторов в нервные центры и от них к мышцам. В основном оно затрачивается на проведение и обработку информации в высших отделах мозга и поэтому служит показателем функционального состояния центральной нервной системы.

У нетренированных лиц величина ВДР при движении пальцем в ответ на световой сигнал укорачивается с возрастом от 500-800 мс у детей 2-3-х лет до 190 мс у взрослых людей. Для спортсменов характерны более короткие величины этой реакции: в среднем, 120 мс у спортсменов и 140 мс — у спортсменок. У высококвалифицированных представителей ситуационных видов спорта и бегунов на короткие дистанции эти величины еще меньше — порядка 110 мс, в отличие от бегунов-стайеров, показывающих 200-300 мс и более.

При выполнении специализированных упражнений ВДР у высококвалифицированных спортсменов также очень невелико. Так, стартовое время (от выстрела стартового пистолета до ухода со старта) у бегунов-спринтеров, участников Олимпийских игр и чемпионатов мира, составляет, в среднем, при беге на 50-60 м 139 мс у мужчин и 159 мс у женщин, при беге на 100 м, соответственно, 150-160 мс и 190мс. Знаменитый спринтер Бен Джонсон мог уходить со старта через 99,7 мс.

По теоретическим расчетам ВДР, равное 80-90 мс, вообще составляет для человека предел его функциональных возможностей.

Факторами, влияющими на ВДР, являются врожденные особенности человека, его текущее функциональное состояние, мотивации и эмоции, спортивная специализация, уровень спортивного мастерства, количество воспринимаемой спортсменом информации.

Другим простым показателем быстроты является максимальный темп постукиваний пальцем за короткий интервал времени — 10 с, так называемый теппинг-тест. Взрослые лица производят 50-60 движений за 10 с, спортсмены ситуационных видов спорта и спринтеры — порядка 60-80 движений и более.

Особым проявлением быстроты является скорость специализированных умственных операций: при решении тактических задач высококвалифицированные спортсмены затрачивают всего 0,5-1,0 с, а время принятия решения составляет у них половину этого периода.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ БЫСТРОТЫ

Быстрота— это способность совершать движения в минимальной для данных условий отрезок времени. Различают комплексные и элементарные формы проявления быстроты.

В естественных условиях спортивной деятельности быстрота про­является обычно в комплексных формах, включающих скорость двигательных действий и кратковременность умственных операций., и в сочетании с другими качествами.

К элементарным формам проявления быстроты относятся следующие.

• Общая скорость однократных движений (или время одиночных действий) — например, прыжков, метаний.

• Время двигательной реакции — латентный (скрытый) период простой (без выбора) и сложной (с выбором) сенсомоторной реакции, реакции на движущийся объект (имеющее особенное значение в ситуационных упражнениях и спринте).

• Максимальный темп движений, характерный, например, для спринтерского бега.

Оценка времени двигательной реакции (ВДР) производится от мо­мента подачи сигнала до ответного действия. Она является одним из наиболее распространенных показателей при тестировании быстроты.

Это время чрезвычайно мало для передачи возбуждения от рецеп­торов в нервные центры и от них к мышцам. В основном оно затрачи­вается на проведение и обработку информации в высших отделах мозга и поэтому служит показателем функционального состояния центральной нервной системы.

У нетренированных лиц величина ВДР при движении пальцем в ответ на световой сигнал укорачивается с возрастом от 500-800 мс у детей 2-3-х лет до 190 мсу взрослых людей. Для спортсменов харак­терны более короткие величины этой реакции: в среднем, 120 мс у спортсменов и 140 мс — у спортсменок. У высококвалифицирован­ных представителей ситуационных видов спорта и бегунов на корот­кие дистанции эти величины еще меньше — порядка 110 мс, в отли­чие от бегунов-стайеров, показывающих 200-300 мс и более.

При выполнении специализированных упражнений ВДР у

вы­сококвалифицированных спортсменов также очень невелико. Так, стартовое время (от выстрела стартового пистолета до ухода со стар­та) у бегунов-спринтеров, участников Олимпийских игр и чемпио­натов мира, составляет, в среднем, при беге на 50-60 м 139 мс у муж­чин и 159 мсу женщин, при беге на 100 м, соответственно, 150-160 мс и 190 мс. Знаменитый спринтер Бен Джонсон мог уходить со старта через 99,7 мс. По теоретическим расчетам ВДР, равное 80-90 мс, во­обще составляет для человека предел его функциональных возмож­ностей.

Факторами, влияющими на ВДР, являются врожденные особен­ности человека, его текущее функциональное состояние, мотивации и эмоции, спортивная специализация, уровень спортивного мастер­ства, количество воспринимаемой спортсменом информации.

Другим простым показателем быстроты является максимальный темп постукиваний пальцем за короткий интервал времени — 10 с, так называемый теппинг-тест. Взрослые лица производят 50-60 движений за 10 с, спортсмены ситуационных видов спорта и спринтеры — порядка 60-80 движений и более.

Особым проявлением быстроты является скорость специализиро­ванных умственных операций: при решении тактических задач

высо­коквалифицированные спортсмены затрачивают всего 0,5-1,0 с, а время принятия решения составляет у них половину этого периода.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ

В основе проявления качества быстроты лежат индивидуальные особенности протекания физиологических процессов в нервной и мышечной системах. Быстрота зависит от следующих факторов.

• Лабильность — скорость протекания возбуждения в нервных и мышечных клетках.

• Подвижность нервных процессов — скорость смены в коре больших полушарий возбуждения торможением и наоборот.

• Соотношение быстрых и медленных мышечных волокон в ске­летных мышцах.

Уровень лабильности и подвижности нервных процессов опреде­ляет скорость восприятия и переработки поступающей информации, а лабильность мышц и преобладание быстрых двигательных еди­ниц — скорость мышечного компонента быстроты (сокращения и расслабления мышцы, максимальный темп движений).

В сложных ситуациях, требующих реакции с выбором, и при уве­личении поступающей информации большое значение имеет про­пускная способность мозга спортсмена — количе­ство перерабатываемой информации за единицу времени. Величина ВДР прямо-пропорционально нарастает с увеличением числа воз­можных альтернативных решений — до 8 альтернатив, а при боль­шем их числе оно резко и непропорционально повышается.

При осуществленииреакчии на движущийся объект (РДО) боль­шое значение приобретают явления экстраполяции, позволяющие предвидеть возможные траектории перемещения соперников или спортивных снарядов, что ускоряет подготовку ответных действий спортсмена. Это особенно необходимо, например, в хоккее, теннисе, стрельбе по летящим тарелкам и т. п. Способствуют этому и поисковые движения глаз: быстрота действий спортсмена здесь связана со скорос­тными возможностями мышц

глазо-двигательного аппарата, без ко­торых невозможно эффекти вно осуществлять следящие движения.

Быстрота. Формы проявления быстроты. Методика развития быстроты

Характеристика быстроты как физического качества

Быстрота как физическое качество человека — это комплекс функ­циональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных дейст­вий в минимальный отрезок времени.

Различают элементарные и комплексные формы быстроты.

Элементарные формы:

  • быстрота двигательной реакции;
  • быстрота одиночного движения;
  • частота движений.

Комплексные формы:

  • стартовое ускорение;
  • дистанционная скорость.

Двигательная реакция может быть простой и сложной. Простая ре­акция — это ответ определенным движением на заранее известный, но вне­запно появляющийся сигнал (например, выстрел стартового пистолета).

Быстрота простой реакции составляет у квалифицированных спортсменов 0,1-0,2 с. Она имеет значение в стартовых действиях при спринтерском бе­ге, плавании и т. д. Сложная реакция включает реакцию на движущийся объект и реакцию выбора. Реакция на движущийся объект заключается в зрительном восприятии объекта (мяча, игрока), оценке направления и ско­рости его движения, выборе плана действия и начале его осуществления.

Быстрота реакции на движущийся объект составляет 0,2-1,0 с. Реакция вы­бора связана с нахождением нужного двигательного ответа на поведение партнера, противника или на изменение окружающей обстановки. От бы­строты сложной реакции зависит успешность действий в спортивных иг­рах и единоборствах.

Быстрота одиночного движения важна при метаниях, ударах по мя­чу, ударах клюшкой, уколах в фехтовании и т. д.

Частота движений (темп) играет первостепенную роль во многих циклических видах спорта.

Формы проявления быстроты

Элементарные формы в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и двигательными навыками обеспечивают комплексные формы быстроты в конкретном виде двигательной деятельности.

Комплексные формы, так же, как и элементарные, специфичны для разных видов спорта. Например, способность быстро набирать скорость на старте, т. е. стартовое ускорение, характерна для спринтерского бега, конькобежного и гребного спорта, бобслея, футбола, тенниса; высокая дистанционная скорость — для циклических видов спорта и различных прыжков при выполнении разбега.

Формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. В частности, тренировка в быстроте реакции почти не сказывается на частоте движений; стартовое ускорение мало влияет на скорость бега по дистанции. Однако последние исследования показали, что такая независимость наблюдается только при обособленном изучении показателей быстроты, а в целостных двигательных актах между ними имеется связь.

С учетом этого на практике все же необходимо дифференцированно подходить к совершенствованию различных форм быстроты, основываясь на их значимости для данного вида двигательной деятельности. Важно также, что в отношении быстроты прямой перенос (явление, аналогичное переносу навыков) имеет место лишь в сходных по координации движениях.

Существенную роль играет фактор наследственности. Так, время простой реакции в процессе тренировки улучшается всего на 0,1 с. Это обстоятельство, как уже было ранее отмечено, следует учитывать при выборе для занятий того или иного вида спорта.

Многообразие форм проявления быстроты указывает на то, что данное физическое качество нельзя сводить только к скорости передвижения, как это иногда ошибочно делается.

Подходы развития быстроты

Существуют два подхода к развитию быстроты:

  1. совершенствование отдельных элементарных форм быстроты и
  2. целостное совершенствование её комплексных форм.

При сочетании упражнений с услож­нением и облегчением условий выполнения эффективен переменный ме­тод. Суть его заключается в том, что сразу же после упражнений в услож­ненных условиях выполняются соревновательные упражнения в нормаль­ных и облегченных условиях с установкой на максимальную быстроту движений.

Развития быстроты простой реакции

Для развития быстроты простой реакции применяются упражнения, в которых необходимо выполнять определенные движения на заранее обу­словленный звуковой, световой или тактильный сигнал.

Например:
— старт при беге из различных положений по команде;
— прыжки, приседания, изме­нение направления движения при ходьбе по свистку или хлопку;
— броски мяча от груди и из-за головы по сигналу.

Наиболее распространенными методами развития быстроты простой реакции являются повторный и иг­ровой методы.

Повторный метод предусматривает многократное выполне­ние упражнений на внезапный сигнал, а
игровой — выполнение заданий в условиях случайно меняющейся ситуации (в эстафетах, подвижных и спортивных играх).

Развития быстроты сложной реакции

Для развития быстроты сложной реакции применяются,

во-первых, упражнения на реакцию на движущийся объект:
— реагирование при посто­янном увеличении скорости объекта,
— его внезапном появлении в различ­ных местах,
— сокращении дистанции наблюдения;

во-вторых, упражнения на реакцию выбора:
— реагирование при постоянном усложнении ответных действий (например, если соперник проводит несколько вариантов атаки в борьбе или фехтовании),
— предугадывание действий противника по его под­готовительным движениям.

Основными методами также являются по­вторный и игровой.

Развития быстроты одиночного движения

Для развития быстроты одиночного движения применяются упраж­нения с усложнением условий выполнения (например, прыжки и бег в утяжеленной обуви, метание снарядов большего веса) и с облегчением ус­ловий выполнения.

Величина дополнительного отягощения должна быть такой, чтобы оно не искажало технику движений. В этом случае происхо­дит одновременное развитие силовых способностей, и может быть исполь­зован метод динамических усилий.

Развития частоты движений

Для развития частоты движений применяются упражнения, при которых максимальная частота сохраняется в течение определенного времени без излишнего напряжения.

Этому способствует произвольное расслабление мышц, не участвующих непосредственно в движении (например, мышц шеи и рук при беге).

Упражнения выполняются повторным методом.

Средства развития комплексных форм быстроты

В качестве средств развития комплексных форм быстроты применяются упражнения, выполняемые с максимальной или близкой к ней скоростью. Техника упражнений должна быть настолько хорошо освоена, чтобы все внимание обращалось не на нее, а на скорость передвижения.

Повторный метод

Ведущим методом является повторный.
Он предполагает проведение одной или нескольких серий упражнений; число повторений упражнений в каждой серии ограничивается способностью поддерживать заданную скорость.
Интервалы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить относительно полное восстановление и не допустить заметного снижения скорости от повторения к повторению.

В частности, для бегунов-спринтеров может быть выбран следующий вариант: 2 серии с последовательным пробеганием 80, 120, 150, 200 м в каждой из них или 10 раз по 100 м.

Переменный метод

Кроме повторного находит применение переменный метод. С этой целью осуществляется, например, скоростной бег в гору с небольшим углом подъема, затем по ровной поверхности и под гору; плавание против и по течению и т. п.

Игровой и соревновательный метод

Эффективными методами также являются игровой и соревновательный.

Иисус Христос объявил: Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь. Кто же Он на самом деле ?

Жив ли Христос? Воскрес ли Христос из мертвых? Исследователи изучают факты

Различают три основные формы проявления быстроты:

1. латентное время или латентный период (ЛП) простой и сложной двигательной реакции при со­кращении (ЛПС) и расслаблении (ЛПР);

2. время выполнения максимально быст­рого одиночного движения (ВД, норма 0,1 сек.);

3. максимальная частота (темп) движений (МТД, норма 60-80, у лидеров — до 120 за 10 сек.).

Иногда выделяют еще быстроту начала движений — резкость и точность движений во времени.

Факторы, определяющие быстроту:

1. лабильность нервно-мышечного аппарата,

2. возбу­димость, подвижность нервных процессов,

3. композиция мышцы,

4. содержание АТФ и КрФ (т.к. быстрота обеспечивается в основном анаэробными механизмами энергообеспечения, то вклад анаэробных реакций составляет до 95-98%,).

Между скоростью целостного движения и проявлениями быстроты нет корреляции. Скорость — это всегда комплексное двигательное качество, так как в движении присутствует силовой компонент.

Резервы быстроты и механизмы ее совершенствования заключаются в следующем:

— повышается возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата;

— укорачивается время проведения через синапсы (выброс и диффузия медиатора, скорость деполяризации постсинаптической мембраны);

— увеличивается скорость распространения процесса возбуждения по нерв­ным и мышечным волокнам;

— увеличивается скорость перехода возбуждения в сокращающиеся мышцы;

— увеличивается скорость укорочения мышечных волокон;

— увеличивается скорость расслабления мышечных волокон;

— ускоряется распад и ресинтез АТФ;

— укорачивается время «центральной задержки».

Методами измерения быстроты являются: реакциометрия, хронорефлексометрия, определение реакции на движущийся объект (РДО), темпинг-тест и др.

Тренировка быстроты: расчленённый метод (аналитическая тренировка по элементам); сенсорный метод (тренировка способности различать микроинтервалы времени на принципах биологической обратной связи); сложные реакции (реакция на движущийся объёкт – РДО, реакция с выбором).

Точность РДО совершенствуется вместе с быстротой – увеличивается скорость переработки информации, развивается экстраполяция. Реакция выбора предусматривает выбор нужного действия (атаки, контратаки и др.).

Возрастные особенности развития быстроты. С возрастом время двигательной реакции (ВДР) существенно меняется. В 2-3 года оно составляет 0,54-0,84 с, в 5-7 лет — 0,3-0,4 с. В последующие годы ВДР укорачивается и приближается к показателям взрослых.

Частота движений у детей, как и скорость реакции в различных звеньях тела, неодинакова. Высокий темп движений характерен для кисти (в лучезапястном суставе), низкий — для голеностопного сустава. С возрастом максимальный темп движений увеличивается. Наибольший прирост отмечается в 4 — 9 лет. В последующие годы прирост частоты движений снижается, а после 15 лет почти прекращается. Наибольший прирост быстроты в результате трени­ровки наблюдается у детей от 9 до 12 лет, а максимальные значения достигают­ся в 14-15 лет.

Физиологическая характеристика СКОРОСТНО-СИЛОВЫх КАЧЕСТВ

Скоростно-силовые движения (взрывные) характеризуются достижением максимальной силы в наименьшее время.

Скоростно-силовой индекс (J) выражается следующей формулой:

J = F max / t max

В качестве физиологических особенностей взрывного усилия выделяют:

· максимальную синхронизацию работы ДЕ,

· отсутствие напряжения в мышцах-антагонистах,

· высокую скорость распада и ресинтеза АТФ,

· оптимальную час­тоту разрядов мотонейронов.

Скоростно-силовые качества (ССК) зависят от совершенствования тех­ники движений и скорости нарастания напряжения отдельных мышц и их соче­тания.

При развитии ССК решаются две основные задачи: повышение потенциала скоростно-силовых возможностей и развитие способности к реализации этих способностей.

Ловкость и гибкость

Что можно понимать под ловкостью? Н.А.Бернштейн (1935;1947;1960); А.Д.Новиков (1949); Н.Г, Озолин (1949); В.С.Фарфель (1959); Л.П.Матвеев (1959) считали, что ловкость это всякое произвольное движение, направленное на решение какой-либо конкретной задачи (прыгнуть как можно выше, поймать мяч, поднять штангу и т.п.). Сложность двигательной задачи определяется многими причинами, в частности требованиями к согласованности одновременно им последовательно выполняемых движений. В.М.Зациорский (1970) считает, что первым мерилом ловкости является координационная сложность двигательных действий. Мы видим, что ловкость — это сложное, комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. В каждом отдельном случае (в зависимости от условий) необходимо выбирать тот или иной измеритель.

В настоящее время считают, что ловкость – это способность овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Измерителями ловкости являются:

1. координационная сложность движе­ния;

2. точность его выполнения (точность пространственных, временных силовых характеристик движения);

3. высокая экономичность движений (КПД);

4. время выполнения движений (время, необходимое для овладения движением, или время от момента изменения обстановки до ответного движения).

Физиологическими и психологическими основами ловкости являются:

1. запас двигательных навыков (двигательный опыт, двигательные условные реф­лексы);

2. быстрота и точность сложных двигательных реакций;

3. совершенствова­ние функций двигательного анализатора (точность ощущений и восприятие собственных движений);

4. психологическая особенность ловкости — полноценное восприятие собственных движений и окружающей обстановки (быстрота и точность сложных двигательных реакций).

Основами развития ловкости являются следующие процессы:

1. овладение новыми движениями, что позволяет увеличить запас двигательных навыков;

2. повышение координационной сложности осваиваемых движений с учетом точ­ности, согласования движений, реакции на изменение двигательной обстановки в процессе ОФП и СФП;

3. тренировка быстрой и полной восстанавливаемости;

4. тренировка чувства пространства (дифференцировочное торможение), чувства времени.

Гибкость (Г) — способность выполнять движения с максимальной амплитудой движений (это измеритель гибкости).

Существует два вида гибкости: активная и пассивная (АГ и ПГ). АГ проявляется в амплитуде движений за счет мышц, обеспечивающих движения в суставе (например, «ласточка»). ПГ проявляется в повышении амплитуды движений за счет внешних сил.

Гибкость зависит от:

1. эластичности мышц, связок;

2. снижения возбудимо­сти растягиваемых мышц (что определяется состоянием ЦНС, так как при этом должен тормозиться врожденный миотатический рефлекс);

3. внешней темпера­туры воздуха;

5. суточной периодики.

Для воспитания гибкости используются 2 группы упражнений. Активные выполняются за счет сокращения мышц (сюда включаются простые движения — наклоны вперед, выпрямление, пружинистые движения, маховые движения). Пассивные движения — это самозахват с внешней помощью, стати­ческие упражнения.

В последние годы разработана система «стретчинг» — модернизированная система растягивания и повышения потенциала гибкости.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Характеристика основных проявлений быстроты

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции — временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте — это реакция «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений — это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.

Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5-6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств — быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: 1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон); 3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота — АТФ и креатинфосфат — КТФ); 6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; 7) способности к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизне­деятельности организма; 9) возраста и пола; 10) скоростных природных способностей человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз: 1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала; 2) передачи возбуждения в центральную нервную систему; 3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала; 4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце; 5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно — без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0-10%.

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты цело­стных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

Задачи развития скоростных способностей.Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст — сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

Вторая задача — максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

Третья задача — совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функ­ций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).

Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путям в видах деятельности скоростного характера. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражнений; во-вторых, тем, что их нецелесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений. Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее.

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 696 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Проявления быстроты

Учебник подготовлен в соответствии с новой программой по физиологии для вузов физической культуры и требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования.

Для студентов, аспирантов, научных сотрудников, преподавателей, тренеров и врачей, работающих в области физической культуры.

Книга: Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная

10.2.1. Формы проявления быстроты

10.2.1. Формы проявления быстроты

Быстрота это способность совершать движения в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают комплексные и элементарные формы проявления быстроты.

В естественных условиях спортивной деятельности быстрота проявляется обычно в комплексных формах, включающих скорость двигательных действий и кратковременность умственных операций, и в сочетании с другими качествами.

К элементарным формам проявления быстроты относятся:

общая скорость однократных движений (или время одиночных действий) – например, прыжков, метаний;

время двигательной реакции – латентный (скрытый) период простой (без выбора) и сложной (с выбором) сенсомоторной реакции, реакции на движущийся объект (имеющее особенное значение в ситуационных упражнениях и спринте);

максимальный темп движений, характерный, например, для спринтерского бега.

Оценка времени двигательной реакции (ВДР) производится от момента подачи сигнала до ответного действия. Она является одним из наиболее распространенных показателей при тестировании быстроты. Это время чрезвычайно мало для передачи возбуждения от рецепторов в нервные центры и от них к мышцам. В основном оно затрачивается на проведение и обработку информации в высших отделах мозга и поэтому служит показателем функционального состояния ЦНС.

У нетренированных лиц величина ВДР при движении пальцем в ответ на световой сигнал укорачивается с возрастом от 500–800 мс у детей 2-3-х лет до 190 мс у взрослых людей. Для спортсменов характерны более короткие величины этой реакции: в среднем 120 мс у спортсменов и 140 мс – у спортсменок. У высококвалифицированных представителей ситуационных видов спорта и бегунов на короткие дистанции эти величины еще меньше – порядка 110 мс, в отличие от бегунов-стайеров, показывающих 200–300 мс и более.

При выполнении специализированных упражнений ВДР у высококвалифицированных спортсменов также очень невелико. Так, стартовое время (от выстрела стартового пистолета до ухода со старта) у бегунов-спринтеров, участников Олимпийских игр и чемпионатов мира, составляет при беге на 50–60 м в среднем 139 мс у мужчин и 159 мс у женщин, при беге на 100 м соответственно 150–160 мс и 190 мс. Знаменитый спринтер Бен Джонсон мог уходить со старта через 99,7 мс. По теоретическим расчетам ВДР, равное 80–90 мс, вообще составляет для человека предел его функциональных возможностей.

Факторами, влияющими на ВДР, являются врожденные особенности человека, его текущее функциональное состояние, мотивации и эмоции, спортивная специализация, уровень спортивного мастерства, количество воспринимаемой спортсменом информации.

Другой простой показатель быстроты – максимальный темп постукиваний пальцем за короткий интервал времени – 10 с, так называемый теппинг-тест. Взрослые лица производят 50–60 движений за 10 с, спортсмены ситуационных видов спорта и спринтеры – порядка 60–80 движений и более.

Особое проявление быстроты – скорость специализированных умственных операций: при решении тактических задач высококвалифицированные спортсмены затрачивают всего 0,5–1,0 с, а время принятия решения составляет у них половину этого периода.

Быстрота. Формы проявления быстроты. Методика развития быстроты

Характеристика быстроты как физического качества

Быстрота как физическое качество человека — это комплекс функ­циональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных дейст­вий в минимальный отрезок времени.

Различают элементарные и комплексные формы быстроты.

  • быстрота двигательной реакции;
  • быстрота одиночного движения;
  • частота движений.
  • стартовое ускорение;
  • дистанционная скорость.

Двигательная реакция может быть простой и сложной. Простая ре­акция — это ответ определенным движением на заранее известный, но вне­запно появляющийся сигнал (например, выстрел стартового пистолета).

Быстрота простой реакции составляет у квалифицированных спортсменов 0,1-0,2 с. Она имеет значение в стартовых действиях при спринтерском бе­ге, плавании и т. д. Сложная реакция включает реакцию на движущийся объект и реакцию выбора. Реакция на движущийся объект заключается в зрительном восприятии объекта (мяча, игрока), оценке направления и ско­рости его движения, выборе плана действия и начале его осуществления.

Быстрота реакции на движущийся объект составляет 0,2-1,0 с. Реакция вы­бора связана с нахождением нужного двигательного ответа на поведение партнера, противника или на изменение окружающей обстановки. От бы­строты сложной реакции зависит успешность действий в спортивных иг­рах и единоборствах.

Быстрота одиночного движения важна при метаниях, ударах по мя­чу, ударах клюшкой, уколах в фехтовании и т. д.

Частота движений (темп) играет первостепенную роль во многих циклических видах спорта.

Формы проявления быстроты

Элементарные формы в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и двигательными навыками обеспечивают комплексные формы быстроты в конкретном виде двигательной деятельности.

Комплексные формы . так же, как и элементарные, специфичны для разных видов спорта. Например, способность быстро набирать скорость на старте, т. е. стартовое ускорение, характерна для спринтерского бега, конькобежного и гребного спорта, бобслея, футбола, тенниса; высокая дистанционная скорость — для циклических видов спорта и различных прыжков при выполнении разбега.

Формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. В частности, тренировка в быстроте реакции почти не сказывается на частоте движений; стартовое ускорение мало влияет на скорость бега по дистанции. Однако последние исследования показали, что такая независимость наблюдается только при обособленном изучении показателей быстроты, а в целостных двигательных актах между ними имеется связь.

С учетом этого на практике все же необходимо дифференцированно подходить к совершенствованию различных форм быстроты, основываясь на их значимости для данного вида двигательной деятельности. Важно также, что в отношении быстроты прямой перенос (явление, аналогичное переносу навыков) имеет место лишь в сходных по координации движениях.

Существенную роль играет фактор наследственности . Так, время простой реакции в процессе тренировки улучшается всего на 0,1 с. Это обстоятельство, как уже было ранее отмечено, следует учитывать при выборе для занятий того или иного вида спорта.

Многообразие форм проявления быстроты указывает на то, что данное физическое качество нельзя сводить только к скорости передвижения, как это иногда ошибочно делается.

Подходы развития быстроты

Существуют два подхода к развитию быстроты:

  1. совершенствование отдельных элементарных форм быстроты и
  2. целостное совершенствование её комплексных форм.

При сочетании упражнений с услож­нением и облегчением условий выполнения эффективен переменный ме­тод. Суть его заключается в том, что сразу же после упражнений в услож­ненных условиях выполняются соревновательные упражнения в нормаль­ных и облегченных условиях с установкой на максимальную быстроту движений.

Развития быстроты простой реакции

Для развития быстроты простой реакции применяются упражнения, в которых необходимо выполнять определенные движения на заранее обу­словленный звуковой, световой или тактильный сигнал.

Например:
— старт при беге из различных положений по команде;
— прыжки, приседания, изме­нение направления движения при ходьбе по свистку или хлопку;
— броски мяча от груди и из-за головы по сигналу.

Наиболее распространенными методами развития быстроты простой реакции являются повторный и иг­ровой методы.

Повторный метод предусматривает многократное выполне­ние упражнений на внезапный сигнал, а
игровой — выполнение заданий в условиях случайно меняющейся ситуации (в эстафетах, подвижных и спортивных играх).

Развития быстроты сложной реакции

Для развития быстроты сложной реакции применяются,

во-первых, упражнения на реакцию на движущийся объект:
— реагирование при посто­янном увеличении скорости объекта,
— его внезапном появлении в различ­ных местах,
— сокращении дистанции наблюдения;

во-вторых, упражнения на реакцию выбора:
— реагирование при постоянном усложнении ответных действий (например, если соперник проводит несколько вариантов атаки в борьбе или фехтовании),
— предугадывание действий противника по его под­готовительным движениям.

Основными методами также являются по­вторный и игровой.

Развития быстроты одиночного движения

Для развития быстроты одиночного движения применяются упраж­нения с усложнением условий выполнения (например, прыжки и бег в утяжеленной обуви, метание снарядов большего веса) и с облегчением ус­ловий выполнения.

Величина дополнительного отягощения должна быть такой, чтобы оно не искажало технику движений. В этом случае происхо­дит одновременное развитие силовых способностей, и может быть исполь­зован метод динамических усилий.

Развития частоты движений

Для развития частоты движений применяются упражнения, при которых максимальная частота сохраняется в течение определенного времени без излишнего напряжения.

Этому способствует произвольное расслабление мышц, не участвующих непосредственно в движении (например, мышц шеи и рук при беге).

Упражнения выполняются повторным методом.

Средства развития комплексных форм быстроты

В качестве средств развития комплексных форм быстроты применяются упражнения, выполняемые с максимальной или близкой к ней скоростью. Техника упражнений должна быть настолько хорошо освоена, чтобы все внимание обращалось не на нее, а на скорость передвижения.

Повторный метод

Ведущим методом является повторный.
Он предполагает проведение одной или нескольких серий упражнений; число повторений упражнений в каждой серии ограничивается способностью поддерживать заданную скорость.
Интервалы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить относительно полное восстановление и не допустить заметного снижения скорости от повторения к повторению.

В частности, для бегунов-спринтеров может быть выбран следующий вариант: 2 серии с последовательным пробеганием 80, 120, 150, 200 м в каждой из них или 10 раз по 100 м.

Переменный метод

Кроме повторного находит применение переменный метод. С этой целью осуществляется, например, скоростной бег в гору с небольшим углом подъема, затем по ровной поверхности и под гору; плавание против и по течению и т. п.

Игровой и соревновательный метод

Эффективными методами также являются игровой и соревновательный.

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ БЫСТРОТЫ

Быстрота— это способность совершать движения в минимальной для данных условий отрезок времени. Различают комплексные и элементарные формы проявления быстроты.

В естественных условиях спортивной деятельности быстрота про­является обычно в комплексных формах, включающих скорость двигательных действий и кратковременность умственных операций., и в сочетании с другими качествами.

К элементарным формам проявления быстроты относятся следующие.

• Общая скорость однократных движений (или время одиночных действий) — например, прыжков, метаний.

• Время двигательной реакции — латентный (скрытый) период простой (без выбора) и сложной (с выбором) сенсомоторной реакции, реакции на движущийся объект (имеющее особенное значение в ситуационных упражнениях и спринте).

• Максимальный темп движений, характерный, например, для спринтерского бега.

Оценка времени двигательной реакции (ВДР) производится от мо­мента подачи сигнала до ответного действия. Она является одним из наиболее распространенных показателей при тестировании быстроты.

Это время чрезвычайно мало для передачи возбуждения от рецеп­торов в нервные центры и от них к мышцам. В основном оно затрачи­вается на проведение и обработку информации в высших отделах мозга и поэтому служит показателем функционального состояния центральной нервной системы.

У нетренированных лиц величина ВДР при движении пальцем в ответ на световой сигнал укорачивается с возрастом от 500-800 мс у детей 2-3-х лет до 190 мсу взрослых людей. Для спортсменов харак­терны более короткие величины этой реакции: в среднем, 120 мс у спортсменов и 140 мс — у спортсменок. У высококвалифицирован­ных представителей ситуационных видов спорта и бегунов на корот­кие дистанции эти величины еще меньше — порядка 110 мс, в отли­чие от бегунов-стайеров, показывающих 200-300 мс и более.

При выполнении специализированных упражнений ВДР у

вы­сококвалифицированных спортсменов также очень невелико. Так, стартовое время (от выстрела стартового пистолета до ухода со стар­та) у бегунов-спринтеров, участников Олимпийских игр и чемпио­натов мира, составляет, в среднем, при беге на 50-60 м 139 мс у муж­чин и 159 мсу женщин, при беге на 100 м, соответственно, 150-160 мс и 190 мс. Знаменитый спринтер Бен Джонсон мог уходить со старта через 99,7 мс. По теоретическим расчетам ВДР, равное 80-90 мс, во­обще составляет для человека предел его функциональных возмож­ностей.

Факторами, влияющими на ВДР, являются врожденные особен­ности человека, его текущее функциональное состояние, мотивации и эмоции, спортивная специализация, уровень спортивного мастер­ства, количество воспринимаемой спортсменом информации.

Другим простым показателем быстроты является максимальный темп постукиваний пальцем за короткий интервал времени — 10 с, так называемый теппинг-тест. Взрослые лица производят 50-60 движений за 10 с, спортсмены ситуационных видов спорта и спринтеры — порядка 60-80 движений и более.

Особым проявлением быстроты является скорость специализиро­ванных умственных операций: при решении тактических задач

высо­коквалифицированные спортсмены затрачивают всего 0,5-1,0 с, а время принятия решения составляет у них половину этого периода.

Дата добавления: 2019-02-08 ; просмотров: 87 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

3.2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА БЫСТРОТЫ И ФОРМ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

3.2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА БЫСТРОТЫ И ФОРМ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

В соответствии с современными представлениями быстрота понимается как специфическая двигательная способность человека к высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц и не требующих больших энерготрат. Физиологический механизм проявления быстроты, связанный прежде всего со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС).

Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:

1. Быстроту простой и сложной двигательной реакции.

2. Быстроту одиночного движения.

3. Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела или переключением с одного действия на другое при отсутствии значительного внешнего сопротивления.

4. Частоту движений.

Выделяемые формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности.

Быстрота двигательной реакции, как ответ на внезапно появляющийся сигнал определенным движением или действием, имеет большое значение для рукопашного боя. В условиях поединка может быть один или несколько одновременных или последовательных раздражителей (действий противника), поэтому и выделяют простую и сложную реакции (реакция на движущийся объект или реакция выбора соответственно).

В простой реакции выделяют два ее компонента:

1. Латентный (запаздывающий), обусловленный задержками, накапливающимися на всех уровнях организации действия в ЦНС. Латентное время простой двигательной реакции не поддается тренировке, не связано со спортивным мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека.

2. Моторный, за счет совершенствования которого в основном и происходит сокращение времени реакции.

Для простых реакций характерен значительный перенос быстроты: тренировка в различных скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции, а люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, будут быстро реагировать и в других.

При напряженной мышечной работе у хорошо тренированных людей наблюдается уменьшение времени простой двигательной реакции и повышение возбудимости нервно-мышечного аппарата (НМА); у менее тренированных — время реакции ухудшается, происходит снижение возбудимости ЦНС и функционального состояния НМА. После интенсивной кратковременной мышечной работы может происходить уменьшение времени реакции и за счет ослабления тормозных процессов в связи с перевозбуждением ЦНС.

Характеристика основных проявлений быстроты

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции — временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте — это реакция «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений — это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.

Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5-6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств — быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: 1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон); 3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота — АТФ и креатинфосфат — КТФ); 6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; 7) способности к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизне­деятельности организма; 9) возраста и пола; 10) скоростных природных способностей человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз: 1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала; 2) передачи возбуждения в центральную нервную систему; 3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала; 4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце; 5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно — без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0-10%.

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты цело­стных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

Задачи развития скоростных способностей.Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст — сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

Вторая задача — максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

Третья задача — совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функ­ций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).

Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путям в видах деятельности скоростного характера. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражнений; во-вторых, тем, что их нецелесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений. Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее.

Дата добавления: 2015-10-01 ; просмотров: 633 . Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию