Процесс формирования ушу | Karate-krs.ru

Процесс формирования ушу

Процесс формирования ушу

Чемпионат и первенство Северо-западного федерального округа по ушу 2019г .

Балтийская федерация спортивного ушу и традиционного гунфу по Калининградской области тел.: +7(950) 675-89-62, +7(905) 249-29-39

КРСОО Федерация ушу
тел.: +7(950) 675-89-63

Адреса занятий

МАОУ ДОД ДТДиМ
г. Калининград, ул Сергеева, 10

МАОУ СОШ 41
г. Калининград, ул С. Тюленена, 2

Современное ушу является современным видом спорта, развившимся в процессе эволюции из традиционных видов физической культуры Китая. Термин ушу дословно переводится как боевое искусство и обозначает все боевые искусства, существующие в Китае. Иногда для обозначения Китайских боевых систем используется термин Кунгфу или Гунфу, данный термин переводится как мастерство, работа над собой. По сути эти два термина являются синонимами.

В основе ушу лежат приемы кулачного боя и фехтования, различные виды акробатики. Однако история современного вида спорта ушу началась после образования КНР.

С 8-12 ноября 1953 г, в Китайском городе Тяньцзине, проходила «Первая всекитайская национальная соревновательная и показательная спартакиада». После которой власти пришли к мысли о необходимости реформирования и огосударствления ушу. Причинами стали отсутствие системности, наличие клановости, мистификации, а так же отсутствие единой терминологии и методологии в обучении. Ушу необходимо было сделать общедоступной системой физического воспитания. Председатель Госкомспорта КНР призвал отделить истинные ценности от подделок.

Весной 1956 г, будущий председатель КНР Лю Шаоци, в своем выступлении в Госкомспорте сказал: «Надо усилить исследовательскую и реформаторскую работу по традиционным видам физической культуры в нашей стране, таким как ушу и цигун, изучив их научную ценность».

В результате работы группы исследователей было создано несколько совершенно новых нормативных комплексов, для них было использовано старое название чанцюань (длинный кулак). Данный стиль был создан на основе ряда традиционных северных стилей ушу. Таких как хуацюань, чжацюань, хунцюань. При этом особое внимание было уделено зрелищности. Чанцюань, включал в себя широко амплитудные красивые движения, широкие махи и вращения руками, высокие прыжки, резкие остановки и внезапные ускорения.

На основе южных стилей провинции Гуаньдун был создан такой спортивный стиль как наньцюань (южный кулак), который так же определялся критериями зрелищности.

На основе четырех стилей тайцзыцюань были созданы упрощенные комплексы спортивного тайцзыцюань ( 24форма, 48форма,42форма и т.д.). Тайцзыцюань был еще интересен и тем, что мог быть использован как массовая оздоровительная дыхательная система. Так же были созданы комплексы с палкой(гунн), копьем(цян.),мечем(цзянь) и саблей(дао).

Осенью 1956 года были проведены первые показательные состязания по новому виду спорта — ушу. В том же году была создана Всекитайская ассоциация ушу, ее первым председателем стал Ли Мэнхуа — сын одного из создателей КНР Ли Дачжао. Стали создаваться спортивные клубы, ассоциации.

С 1964г спортсмены уже соревновались в многоборье. Ушу превращался в спорт высоких достижений. Так появилось и стало развиваться такое направление, известное сегодня, как ушу таолу.

Саньшоу, или, по-другому, Саньда – этот вид единоборства, заключающийся в том, что два соперника, используя удары руками, ногами, броски, падения и прочие технические действия в соответствии с определенными правилами проводят рукопашную схватку. Саньшоу, переводится, как «распустить руки». Саньда «свободно бить». Контактные поединки в Китае имеют вековую историю. После образования КНР данный вид долго не развивался.

С 1979г. Стали проводится всекитайские семинары по обмену опытом и соревнования саньда. Поединки велись на квадратном не огражденном помосте со стороной 8м, в полный контакт, в защитном снаряжении. Разрешались удары руками, удары ногами и броски, можно было атаковать в падении и выбрасывать противника с помоста. В целях безопасности были запрещены серии ударов руками в голову. Весной 1998 года стало известно о новых изменениях в правилах поединков по саньшоу: теперь разрешены удары локтями и коленями.

В 1989 году в В Шэньчжэне состоялись первые международные соревнования по ушу. Чтобы привлечь иностранных участников, были изменены правила поединков (в частности, стали драться босиком), а ряд китайских спортсменов высокого уровня на состязания допущены не были, чтобы иностранцы могли занять призовые места.

Осенью 1991 года в Пекине был проведен первый Чемпионат мира по ушу. Большим удивлением для многих было то, что второе место заняла сборная СССР, лишь немногим уступив хозяевам соревнований. Китайское правительство стало всерьез подумывать о возможности сделать ушу олимпийским видом спорта. Спортивное ушу вошло в программу X Азиатских игр проходивших в Пекине с 22 сентября по 7 октября (и с тех пор является ее постоянным элементом).

На состоявшимся 17 апреля 1998 года в Пекине собрании, 112 знаменитым ушуистам, были присвоены высшие дуани. За огромный вклад в развитие спортивного ушу, Хэ Фушэн, Чжан Вэньгуан и Цай Лунъюнь получили 9-й дуань, 26 человек получили 8-й дуань и 83 человека — 7-й дуань.

Итак, что входит в спортивное ушу сегодня? Все его виды можно разделить на два: ушу таолу (т.н. многоборье ушу), и ушу единоборства . В программу ушу таолу входят чанцюань, наньцюань, тайцзицюань, нормативные комплексы по некоторым стилям традиционного ушу чуантун, комплексы с шестом, копьем, мечом-цзянь, мечом-дао, трехсекционным цепом, девятисекционным хлыстом, парными мечами, алебардой-дадао, парными хлыстами, кистенем-люсин и разными видами традиционного оружия. С 1997 года введены дополнительные виды — меч тайцзи, южный шест и южный меч. К видам единоборств ушу относятся: ушу-саньшоу, состязания по туйшоу («толканию руками» из тайцзицюань) и дуаньбин (боям на мягких мечах).

Балтийская федерация спортивного ушу и традиционного гунфу по Калининградской области

КРСОО Федерация ушу (Калининградское Региональное Спортивное Общественное объединение Федерация ушу)

Процесс формирования ушу

Начнем с того, что из себя представляет ушу. Это термин, употребляющийся для обозначения древних китайский боевых искусств и их современных версий. Сейчас разберемся, откуда появились древние боевые искусства и как развивались с течением времени.
Первые навыки боя, появлялись у человека в борьбе с окружающим миром. Навыки вырабатывались и менялись в процессе длинных и непрерывных схваток между людьми и животными, а также, между племенами. Древние люди подражали зверям: тиграм, орлам, змеям, обезьянам во время боя. И благодаря этому, сформировались известные нам сегодня подражательные стили. Однако, уже в то время, самооборона представляла и неотъемлемую часть культуры. Она впитывала в себя все знания человека о ремесле и философии — способы изготовления клинков, ножей, копей, приемы и техники ведения боя. Все это передавалось из поколения в поколение.
В период с девятого до тринадцатого века зарождается ушу-таолу, что с китайского языка переводится как «комплекс дорожек». Таолу является аналогом боя с тенью. По мнению историков Китая, таолу является «потомком» танцев с мечом, которые были популярны еще при древних династиях, и боевыми техниками древних племен.

Многие века ушу оставалось, прежде всего, военным искусством, но вот первые школы боевых искусств на территории современного Китая, начали появляться только около XVI века. И тогда начинается разделение стилей в соответствии с местностью, традициями и культурными особенностями различных провинций Китая.
Есть несколько гипотез об этом, но основная и самая обоснованная — это теория «Север-Юг». С самого зарождение первых, так называемых, стилей было большое отличие между Севером и Югом Китая в боевом плане. Северным стилям характерны широкие позиции, большое количество ударов ногами, многочисленные перемещения. А южные стили – это узкие позиции ног, сильные удары руками и малоподвижность. Но, как говорится, у каждого правила есть исключения. Насчитывается большое количество стилей на Севере и на Юге, которые не соответствуют этим признакам.

Огромный вклад в развитие ушу и боевых искусств, в целом, внес всем известный Шаолинский монастырь, который был неким пристанищем для мастеров единоборств. Они становились монахами, и не только усовершенствовали свои навыки в бою, но также учились грамоте, что было очень важно в те времена, когда большинство населения было безграмотным, проходили духовные практики, учились контролировать свои эмоции и свое тело в бою .
Следующий огромный скачок в истории ушу был после падении династии Цин в начале 20-ого века в результате революции. Чувство свободы и дух перемен, привел к тому, что многие подпольные школы и закрытые монастыри выставили на обозрение и изучение широкой публике свое мастерство. В 20-х годах ХХ века было опубликовано огромное количество давних книг о боевых искусствах. В каждом округе (провинции) были секции и школы ушу. И они были очень востребованные.
После такого прорыва, последовал резкий спад, связанный с образованием КНР. Правительство запрещает народные школы и монастыри. Отчаявшиеся мастера ушу переезжают в США, Тайвань и другие страны. Чуть позже, в Национальном институте атлетики, ушу стало преподаваться в усеченном виде, что привело к превращению из бесконтактного боевого искусства Таолу к простой гимнастике. Огромный урон нанесла Китайская культурная революция, которая происходила в конце 60-х годов, в следствии которой, было уничтожено неимоверное количество артефактов, фресок и древних источников знаний. Пострадал и знаменитый Шаолинский монастырь, который подвергся варварскому уничтожению реликвий .
Ушу распространялось довольно непрямолинейно, так как продвижению не помогало правительство. И единственным способом передачи информации было с помощью китайцев эмигрантов, которые передавали знания об ушу в дальние страны. Хотя, даже в соседней Японии продвижение боевых искусств являлось целью чиновников и происходило по четко высчитанному плану.

Новий виток развития ушу начался в 1960-х годах, но пиком стали 70-е годы. Этому способствовали фильмы с участием Брюса Ли, а чуть позже, и Джеки Чана. И большинство людей на советском и постсоветском пространстве узнали об ушу, или Кунгфу, которое на самом деле является тем же ушу, благодаря кинофильмам. Благодаря этому, стали открываться секции по всему миру.
И после этого, начинается современная эра ушу: Спортивное ушу.

В 1990 году, образовывается Международная федерация ушу. И начинаются первые официальные соревнования по спортивным комплексам таолу и контактном направлении — саньда.

Ушу–таолу – это, прежде всего, спорт. И оцениваться он стал профессионально и строго. Спортсмены соревнуются в исполнении набора обязательных движений и элементов, составленных из различных стилей ушу с добавленными акробатическими элементами. Судьями оценивается правильность, сложность и четкость исполнения. Саньда – это контактный вид боевого искусства и его правила тесно связаны с правилами в таких видах спорта, как бокс и тайский бокс. Однако, бросковая техника есть отличительной особенностью в саньда.
В Международной федерации ушу состоят 146 стран. И каждые два года проходят международные соревнования, такие как Чемпионат Мира и Европы, Азиатские Игры, Всекитайские Игры и огромное количество региональных и национальных турниров. На сегодняшний день, ушу не входит в программу Олимпийских Игр. Однако, уже был проведен пробный Олимпийский турнир в рамках Олимпиады 2008 года на родине ушу – Китае. МОК рассматривает включение ушу на Олимпиаду 2024 года, и у него есть шансы на попадание в «Олимпийскую семью».

Автор — Александр Погорелов

Тренировка

Теоретические основы тренировки.

Многие приемы боевых искусств сохранились еще с древних времен, т.е. каждый прием – это передача многолетнего исторического опыта, знаний в области единоборств, методики обучения и.т.п. Поэтому мы говорим, что единоборства это обмен этими знаниями, в них побеждает тот, кто лучше знает прием, кто правильнее умеет проводить его, кто больше тренировался.

При подготовке единоборца применяется система физических упражнений, организуемых на учебно-тренировочных занятиях. Тренировка – это процесс физического воспитания, направленный на достижение спортивных результатов.

Задачами тренировки является укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие, формирование необходимых умений, закрепление и совершенствование навыков избранного вида единоборства, воспитание морально -волевых качеств, приобретении знаний о боевых искусствах.

Структура занятий.

Все учебно-тренировочные и самостоятельные тренировочные занятия имеют сходную структуру и состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть – разминка, имеет целью разогреть организм, подготовить опорно-двигательный аппарат и внутренние органы к предстоящей работе.
Важной особенностью разминки в боевых искусствах является правильное дыхание и полная концентрация.

Основная часть отводиться на изучение или совершенствование техники, а также развитию двигательных качеств занимающихся. Её содержание зависит от периода тренировок, подготовленности спортсмена и других условий.

Заключительная часть тренировки используется для переключения от работы к отдыху.
Это создание условий для ускоренного протекания восстановительных процессов.

Тренировочные методы.

Основной методический арсенал тренировки составляет система методов строго регламентированного упражнения. Эта обширная группа методов включает многие разновидности, в частности:

  • методы расчлененно-конструктивного упражнения и методы целостного упражнения (техническая подготовка);
  • методы избирательно направленного упражнения и методы генерализованного (с общим воздействием на комплекс способностей спортсмена) упражнения (физическая подготовка);
  • методы различаются также по признакам стандартности или вариативности связанных с ними воздействий, их прерывности или непрерывности:

Одним из таких методов можно считать повторный метод, который характеризуется повторением одних и тех же движений или связок несколько раз с интервалами для отдыха. При этом необходимо стабильно сохранять качество движений и скорость.

Количество и время выполнения упражнений зависят от задач тренировки, особенностей тренировки гликолитических и окислительных мышечных волокон, функционального состояния спортсмена, характеристик объема и интенсивности нагрузки и других условий.

Круговой метод – поочередное выполнение различных упражнений, подобранных и объединенных в единую схему. Для каждого упражнения определяется место, таких мест может быть 8-10. На каждом из них спортсмен выполняет одно из упражнений.

Вариационный (переменный) метод основан на изменении основных характеристик и параметров базовых упражнений и комплексов. Примером может быть тренировка базовых стоек в более медленном темпе, тренировка прыжков и передвижений на песке, тренировка с более тяжелым оружием и.т.п. Этот метод характеризуется непрерывной работой с меняющейся интенсивностью.
Примером такой тренировки может быть сначала отработка удара медленно, акцентируя внимание на траекторию движения, далее с большой скоростью, затем с выбросом силы и динамическим напряжением.

Также к этой группе относятся метод непрерывного упражнения.

Игровой метод позволяет тренировать такие качества и способности единоборца как ловкость, быстрота, находчивость, самостоятельность, вариативность. Эффективность метода объясняется высоким эмоциональным фоном, которым сопровождается участие в играх.

Соревновательный метод – выполнение комплексов или поединков в условиях близких к соревнованиям.

Кроме названных в процессе спортивной тренировки и в тесной связи с ней используются многие другие средства и методы. Это прежде всего общепедагогические (методы словесного и наглядного объяснения, методы побуждения, убеждения, приучения и.т.п.)

Объем и интенсивность тренировочных нагрузок.

Общая величина нагрузок производна от ее объема и интенсивности. В самом широком смысле объем нагрузки относится к ее протяженности во времени и суммарному количеству работы. Понятие интенсивность нагрузки связано с напряженностью работы и степенью ее концентрации во времени. Важной особенностью тренировок является правильная комбинация этих параметров. Обычно это сочетание объема и интенсивности, которое характеризуется обратнопропорциональной зависимостью: чем больше объем нагрузки тем меньше интенсивность, и наоборот. Нагрузки с предельно возможными параметрами объема и интенсивности применяются значительно не часто. Правильное использование этих параметров это отличный инструмент в руках тренера, который поможет избежать переутомления и перетренированности спортсмена.

Тренировка технических действий.

Когда мы говорим о выполнении двигательного действия, то всегда упоминаем понятие «техника». Под техникой понимается наиболее эффективный способ выполнения действия или, еще говорят, рациональное выполнение.

Техника двигательного действия есть результат поиска, анализа, проверки на практике способов его выполнения мастерами. Рациональность техники оценивают по ее параметрам (динамическим, кинематическим, временным, скоростным и.т.д.), но в единоборствах решение двигательной задачи зависит от реакции спортсмена, выбора необходимого действия, точности, оценки двигательной ситуации.

Тактическая подготовка.

Прием – это техническое действие, с помощью которого добиваются победы. Использование отдельных приемов в единоборствах не всегда оказывается эффективным, так как подготовка приема и его проведение требуют времени, при этом не трудно разгадать намерение атакующего. Поэтому большинство мастеров имеют одну общую особенность, применяют так называемые комбинации атак, используя подготовительные и завершающие приемы, проведение которых подчинено единой тактической цели.

Под тактической подготовкой понимается рациональное использование тактических действий с целью создания благоприятных условий для проведения задуманного приема.

Этапность обучения двигательным действиям.

В основе двигательного умения лежит знание о движении, предварительный двигательный опыт. В процессе многократных повторений двигательные действия становятся привычными и координированными. Умения переходят в двигательные навыки. Движения происходят как бы автоматически, без направленной концентрации внимания на деталях. Знание основных закономерностей формирования двигательного умения, совершенствование двигательных действий существенно ускоряет овладение новыми движениями, формирует прочные двигательные навыки.

Процесс овладения новым движением происходит в три этапа:
1. Ознакомление с новым движением.
2. Формирование двигательного умения.
3. Формирование и совершенствование двигательного навыка.

На этапе ознакомления с новым движением, занимающийся слушает объяснение тренера, просматривает демонстрацию движения. После чего делает первую попытку выполнить новый элемент в общих чертах, при этом выполняя элемент полностью или по частям. Важной особенность тренировки на этом этапе является правильное выполнение техники. Для этого важно акцентировать внимание занимающегося на ключевых моментах («опорных точках») приема или движения. Например, при отработке прямого удара кулаком, занимающийся акцентирует внимание на важных «опорных точках»: кулак, плечи, взаимодействии двух рук, работе корпуса, направлении взгляда.

На этапе формирования двигательного умения путем многократных повторений технические приемы доводят до совершенной формы. Широко используется целостный способ выполнения упражнения с избирательной отработкой отдельных деталей.

На этапе формирования и совершенствования двигательного навыка приемы отрабатываются в реальных и даже усложненных условиях. Это самый длительный этап подготовки.

Соревнования.

Очень важной составляющей учебно-тренировочного процесса являются соревнования. Неслучайно говорят, что настоящий рост мастерства спортсмена происходит на соревнованиях. Смена противников, т.е. постоянное изменение условий, в которых единоборец совершенствует технические действия, является самым эффективным средством для роста спортивного мастерства.

Аттестации.

В боевых искусствах широко используются нормативные способы количественной постановки задач и оценки результатов их выполнения. Каждый удар, прием, бросок имеет свое контрольно-оценочное значение. По выполнению либо недовыполнению различных технических элементов можно судить о том, как идет реализация поставленных задач, какова эффективность средств и методов, насколько удалось повлиять на динамику роста технического мастерства и двигательных способностей.

Неслучайно, в боевых искусствах, которые являются сложнокоординационными видами спорта, особое внимание уделяется разработке и внедрению нормативов для аттестации на пояса.

Психотехника рукопашной схватки (12 стр.)

Ката в японском каратэ также предполагает совершенствование психологических характеристик и психического самоконтроля и является центральной частью триединства: тело — разум — дух. Но, поскольку главной целью каратэ всегда оставался отпор противнику, то ката несут в себе и другую функциональную нагрузку — отрабатывать те приемы, которые в реальном бою могли бы оказаться смертельными для противника. Ката тренируют быстроту, реакцию, силу удара, способность концентрироваться, полностью сохраняя равновесие. Поэтому одним из главнейших назначений ката является максимальная эффективность выполняемых действий в достижении намеченной цели. Эта эффективность характеризуется сведением лишних движений к минимуму, то есть простотой и экономичностью техники. Каждое движение ката имеет значение и функциональное применение, ничто не является лишним.

Таким образом, сравнивая таолу и ката, можно найти в них общее — это психофизическая концентрация бойца, его подготовка к реальному сражению. Но, в то же время таолу несет в себе связь с духовной традицией предков, а ката как средство духовного развития имеет второстепенное значение; тайным значением таолу является связь с истинной традицией школы, а тайное значение ката — сокрытие за внешним выражением серьезных и смертельных приемов боевого искусства.

Во все времена и во всех странах люди должны были противостоять природным катаклизмам и агрессивной внешней среде, нападениям соседей и диких зверей; они ходили на охоту или просто дрались. Все это с неизбежностью вело к возникновению различных систем единоборств, которые условно можно разделить на две большие категории: 1) с использованием различных видов оружия; 2) с использованием только физических возможностей человека, данных ему природой. Подобное разделение было принято в большинстве стран. Но начать исследование формирования и развития спортивно-боевых единоборств целесообразно с Китая, так как, во-первых, китайские боевые искусства, помимо своего древнего происхождения, легли в основу большинства единоборств — стран Восточной и Юго-Восточной Азии, а во-вторых, именно в этом регионе системы боевых единоборств развивались и совершенствовались в течение многих столетий и в процессе поступательного развития стали представлять собой широкий многофункциональный комплекс методов психофизического воздействия, вобравший в себя не только разнообразный технический арсенал, но и концепции ряда философских школ.

3.4. Китайские боевые искусства — ушу

3.4.1. Процесс формирования ушу

Безусловно, первые методы боя вышли из ранних способов охоты, став результатом борьбы человека за собственное существование во враждебном ему природном мире. Но, если принять арсенал действий первобытного человека за изначальный вариант ушу, то придется согласиться с выводом: история развития ушу, сопоставима по времени с историей развития человеческой цивилизации в целом. Именно так и утверждает большинство китайских историков, в том числе, и самые авторитетные из них. Но отнесение возникновения ушу к глубокой древности вовсе не соответствует действительности, так как приемы раннего охотника не имеют ничего общего с тем ушу, которое мы видим сегодня, — оно включает в себя не только боевой, но и другие аспекты: ритуальный, оздоровительный, психорегулирующий, мистический и другие.

Первоначально понятие «ушу» обозначало исключительно воинскую подготовку. В связи с этим работа с оружием занимала в ушу главенствующее место по сравнению с кулачным боем (цюаньфа) или кулачным искусством (цюаньшу). Естественно, в реальных сражениях цюаньшу могло играть лишь вспомогательную роль, так как эффективность защиты с его помощью от меча или копья была весьма проблематичной.

Основные типы оружия, используемые в ушу вплоть до наших дней, сформировались еще в эпоху Шан-Инь (XIV–XI века до н. э.) — это алебарды и клевцы, мечи и копья, трезубцы и кинжалы. В эпоху Чжоу (XI–III века до н. э.) главной ударной силой в бою была колесница, поэтому бой с нее можно было вести лишь длинным оружием. Наиболее удобным для поединка становится клевец (гэ), представлявший собой сочетание копья и крюка на вершине длинного древка. Это оружие было эффективным на протяжении многих столетий — его стали вращать, наносить удары древком в падении и прыжках. Впоследствии приемы с клевцом вошли в программу боевой подготовки монахов Шаолиньского монастыря. Косвенно клевец является символом боевых искусств в целом: иероглиф «у» («боевой») в слове «ушу» состоит из двух графем: «чжи» («остановить») и «гэ» («клевец»), то есть первоначальная трактовка понятия «боевое» означала «умение предотвратить атаку клевцом».

Трезубец (цзи) возник на рубеже эпох Шан-Инь и Чжоу на основе модернизированного клевца и представлял собой прямое лезвие в центре и два изогнутых лезвия в форме полумесяца по бокам. С помощью трезубца можно было наносить колющие и рубящие удары, а также подцеплять оружие противника. Также в древности весьма активно использовали топоры (фу). Но постепенно грозное оружие утрачивало свое прикладное значение и превращалось в ритуальный предмет или знак отличия — различные виды трезубцев стали соответствовать определенным чиновничьим должностям, а топоры обрели главенствующее значение в ритуальных боевых танцах.

Если развитие ряда видов оружия происходило благодаря воинскому сословию, то кулачным боем в древности занимались в основном простолюдины — те, кто не имел права носить оружие или не имел средств приобрести его. Трудно обозначить рубеж, за которым кулачный бой из драки превратился в искусство, но произошло это, несомненно, в эпоху Чжоу. В «Книге песен» («Шицзин») упоминается, что достойный чиновник должен в обязательном порядке владеть кулачным искусством, — таким образом, оно перестает быть чисто народным явлением, не случайно возникает термин «цюаньюн» («мужество в кулачном поединке»), обозначивший системы боя без оружия, использовавшиеся при подготовке воинов и придворных.

Формировавшиеся комплексы боевых искусств были тесно связаны с ритуальными боевыми танцами. Бой, рождавшийся из танца, приобретал оттенок сакральности: человек, идентифицируя себя с божеством, оказывался способен упорядочить природный хаос и тем самым приобретал мироустроительную функцию. Взаимозаменяемость терминов «танец» и «бой» объясняется также совпадением звучания обозначающих их иероглифов — «у». Постепенно выделился особый вид танцев — уу (танец-бой), его техника состояла из двух разделов — движений руками (у) и ногами (дао).

В XI–IX веках до н. э. наиболее масштабным из боевых танцев стал дау («большое сражение»). Его исполняли только воины, так как дау требовал прекрасного знания воинского искусства: в него включались сложнейшие боевые элементы, такие как вращение трезубца, запутанные многочисленные перемещения и прыжки. Сами воины видели в дау, прежде всего, учебный боевой комплекс, своеобразное таолу.

Итак, на раннем этапе становления ушу происходило сложение воедино воинского искусства и танца, физической культуры и ритуального действия, а кулачное искусство еще не приобрело того значения в системе боевых искусств, которое уготовано ему в будущем.

В эпохи Цинь (221–207 до н. э.) и Хань (207 до н. э.-220 н. э.) появились принципиально новые виды единоборств без оружия. Прежде всего это были два вида борьбы — цзюэли и цзюэди. Понятие «цзюэли» («померяться силами») включало в себя все многообразие методов рукопашного боя, боя с оружием и силовых состязаний. Борьба цзюэли могла представлять собой свободный поединок без четких правил или вид придворных праздничных состязаний, по которым проводились турниры. При императоре Цинь Шихуане цзюэли стало составной частью обязательной тренировки воинов. Каждый из них должен был обладать приемами борьбы без оружия в дополнение к умению фехтовать, вести бой на коне или в пешем строю. Наиболее умелым бойцам цзюэли Цинь Шихуан пожаловал важные посты при дворе.

Из ритуальных танцев выросла другая система борьбы — цзюэди. Дословный перевод ее означает «столкновение рогами» — бойцы завязывали волосы на голове в косички наподобие рогов, что было отголоском древнего ритуала, связанного с охотничьей магией: участники боевого танца надевали на себя маски или шлемы с рогами быка и нападали друг на друга. Надевание маски было своего рода неоконченным превращением в животное, мощь которого передавалась надевшему маску. В отличие от цзюэли, в цзюэди борьба велась без оружия, не использовалась и ударная техника. Есть определенное сходство между цзюэди и японской борьбой сумо, что дает возможность высказать предположение о китайских корнях этого, на первый взгляд, чисто японского вида единоборств.

Ко II веку до н. э. из цзюэли выделилась борьба шоубо, включавшая в себя броски, захваты, заломы и удары. Шоубо уже не было тесно связано с ритуальными праздниками и представляло собой реальный бой, в котором борцы не были ограничены в передвижениях — размеры площадки носили произвольный характер.

В период правления ханьского императора У-ди понятие «цзюэди» стало обобщающим для различных видов единоборств — оно включило в себя такие разные системы, как цзюэли, шоубо и шуайцзяо. Цзюэли к тому времени было полной противоположностью шоубо, это была чисто ритуальная борьба, внешне напоминавшая спектакль, в основе которого — боевой танец уу. Шуайцзяо, как и шоубо, было обычной борьбой, в которой использовались захваты, методы выведения из равновесия, броски-подножки через бедро и спину, зацепы. Многие приемы шуайцзяо были построены по принципу действия противоположных сил.

Постоянных правил проведения турниров не существовало, и победителем объявлялся тот, кто ставил своего противника в безвыходное положение, прижав его к земле или сделав ему болевой залом.

Ссылка на основную публикацию