Приёмы помощи (взаимопомощи) | Karate-krs.ru

Приёмы помощи (взаимопомощи)

Самопомощь и взаимопомощь

Раздел в популярной форме рассказывает о необходимости подготовки всего населения к оказанию первой медицинской помощи самому себе (самопомощь) и товарищу (взаимопомощь) при несчастных случаях в быту и на производстве, а также при поражениях военного времени. Своевременно и умело оказанная самопомощь и взаимопомощь даже при тяжелых поражениях помогает сохранить здоровье и жизнь многим пострадавшим. В брошюре изложены возможные виды травм у людей при различных стихийных бедствиях, несчастных случаях, поражениях военного времени. Приведены также правила и способы оказания первой медицинской помощи, использование различных подручных средств при оказании само- и взаимопомощи. Особое внимание обращено на оказание первой медицинской помощи при ранениях и кровотечениях, раздавливании мягких тканей, шоке, ожогах, переломах костей, удушении, утоплении, поражении отравляющими веществами, при лучевой болезни и др. Для наглядности способы оказания, первой медицинской помощи иллюстрированы.

Предназначено для широкого круга читателей.

Все, о чем сказано в этой разделе, поможет правильно и быстро оказать первую медицинскую помощь.

Вместе с этим следует помнить, что мало знать приемы оказания первой медицинской помощи, нужно постоянно тренироваться в выполнении этих приемов. Необходимый навык дает не только оказание первой медицинской помощи при различных несчастных случаях в быту и на производстве, но и обучение этим приемам членов семьи, друзей и товарищей.

Каждый гражданин должен уметь оказывать первую медицинскую помощь, это сохранит здоровье и жизнь многим пострадавшим при стихийных бедствиях, несчастных случаях в быту, на улице, на производстве и в сельском хозяйстве.

Умение оказывать первую медицинскую помощь — общественный долг и обязанность каждого гражданина!

Здоровье — это самая большая ценность, оно необходимо каждому человеку. Здоровье населения составляет и большое общественное богатство. Оно позволяет человеку полностью раскрывать свои творческие возможности в созидательном труде, направленном на благо человеческого общества, на построение коммунизма в нашей стране.

Вот почему в Программе Коммунистической партии Советского Союза уделено большое внимание заботе о здоровье всего населения с первых дней рождения человека, включая заботу и об увеличении продолжительности его жизни. Несмотря на широкую систему социально-экономических, гигиенических, медицинских мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и сохранение здоровья всего населения, возможность появления заболеваний остается.

В силу тех или иных неблагоприятных условий внешней среды, стихийных бедствий и несчастных случаев в быту, на улице, на производстве, на сельскохозяйственных работах каждый человек может получить то или иное поражение, представляющее угрозу его здоровью, а иногда и жизни. Кроме того, следует учитывать, что, несмотря на миролюбивую политику Коммунистической партии: и правительства Советского Союза, агрессивные силы могут развязать новую войну.

Современная война с применением ядерного, химического и бактериологического оружия массового поражения может явиться причиной огромных жертв среди гражданского населения, вызвать самые разнообразные по виду поражения, опасные для здоровья и жизни пострадавших. Чем скорее будет оказана медицинская помощь каждому пострадавшему, тем больше вероятности сохранить ему здоровье и жизнь.

Умело и быстро оказанная первая медицинская помощь в виде самопомощи или взаимопомощи облегчит и сделает более успешной последующую медицинскую помощь, оказываемую врачом или другим медицинским работником.

Настоящая книга является переизданием брошюры «Самопомощь и взаимопомощь в очагах массового поражения». В ней говорится о том, как оказать первую медицинскую помощь самому себе или другому человеку при различных поражениях и особенно при возникновении очагов массового поражения.

САМОПОМОЩЬ И ВЗАИМОПОМОЩЬ

САМОПОМОЩЬ И ВЗАИМОПОМОЩЬ — оказание первой помощи при несчастных случаях и поражениях различными видами оружия на месте происшествия (поражения) самим пострадавшим или другим лицом для предупреждения или уменьшения тяжелых последствий поражения. Для само- и взаимопомощи необходимы определенные мед. средства (аптечка, пакет перевязочный индивидуальный, жгут кровоостанавливающий, шины, индивидуальный противохимический пакет) или соответствующие подручные средства, а также знание проявлений наиболее часто встречающихся повреждений (поражений) и навыки оказания первой медпомощи.

Само- и взаимопомощь получили свое развитие в период становления медицины военной (см.). Во время боевых действий возникала потребность в наложении повязок на раны пострадавших воинов. С этой целью еще в рабовладельческом обществе воины римской армии снабжались индивидуальными перевязочными средствами. По мере развития мед. науки и техники для оказания само-и взаимопомощи разрабатывались соответствующие средства — пакеты перевязочные индивидуальные (см), жгуты кровоостанавливающие (см.), аптечки (см.), шины (см. Шины, шинирование), а также способы использования подручных средств. Перевязка раны, остановка наружного кровотечения прочно вошли в практику в период русско-японской и последующих войн. В связи с появлением хим. оружия для оказания само- и взаимопомощи был создан индивидуальный противохимический пакет (см.). Возможность использования в военных целях ядерного оружия и новых видов отравляющих веществ послужила основанием для расширения средств оказания само-и взаимопомощи в боевой обстановке. Для этих целей была разработана специальная индивидуальная аптечка, включающая радиозащитное, противорвотное, противобакте-риальное, противоболевое средства, а также антидот для фосфорорганических ОВ.

Само- и взаимопомощь имеет большое значение не только в военное, но и в мирное время: при дорожно-транспортных происшествиях, несчастных случаях в быту и на производстве, а также при стихийных бедствиях.

Оказание само- и взаимопомощи в условиях боевых действий имеет некоторые различия по сравнению с мирным временем. В боевых условиях ее придется оказывать в сложной обстановке, нередко в очагах массовых поражений, на следе радиоактивного облака, в ней будет нуждаться одновременно большое число людей, для ее выполнения предусматриваются специальные индивидуальные мед. средства. В мирное время, в быту и на производстве повреждения обычно встречаются у одного, реже нескольких человек, а медпомощь находящимися поблизости людьми может быть оказана незамедлительно. Для оказания само- и взаимопомощи на производстве (в шахтах, на заводах, лесозаготовках, полевых станах и др.), а также на различных транспортных средствах имеются санитарные сумки (аптечки), содержащие стерильный перевязочный материал, жгуты кровоостанавливающие, шины и нек-рые лекарственные препараты. Более сложные условия возникают при стихийных бедствиях (см.), когда в первой медпомощи нуждается одновременно большое число пострадавших. Имеющихся в наличии табельных средств для оказания медпомощи может быть недостаточно, поэтому важное значение приобретает умелое использование подручных средств.

Содержание мероприятий само- и взаимопомощи в мирное и военное время обусловлено характером и тяжестью повреждения. При этом самопомощь оказывается лишь в тех случаях, когда пострадавший сохраняет способность к самообслуживанию. Эффективность оказания само- и взаимопомощи зависит от быстрого определения характера повреждения и выполнения простейших адекватных пособий. Прежде всего необходимо установить локализацию и вид повреждения (ранение, перелом, ожог, отравление и др.), а при оказании взаимопомощи — тяжесть общего состояния (сохранено или отсутствует сознание; дыхание — нормальное, с одышкой или отсутствует; определяется или не определяется сердечная деятельность). Полученные данные позволят установить характер и срочность помощи.

При состояниях, угрожающих жизни пострадавшего, в первую очередь проводят следующие мероприятия.

1. Устранение причин асфиксии (см.). Необходимо освободить носовые ходы, полость рта и верхние дыхательные пути от инородных тел, провести искусственную вентиляцию легких (см. Искусственное дыхание) методом изо рта в рот или изо рта в нос; при ранениях груди с открытым пневмотораксом требуется немедленно наложить герметизирующую повязку на рану.

2. Борьба с острым наружным кровотечением (см.). Капиллярное и венозное кровотечение останавливают с помощью давящей повязки, а артериальное — путем наложения кровоостанавливающего жгута или его заменителя.

3. Предупреждение шока и борьба с ним (см. Шок). В комплекс противошоковых мероприятий, выполняемых в порядке взаимопомощи, входит временная остановка наружного кровотечения, введение противоболевых средств, иммобилизация при переломах длинных трубчатых костей (см. Иммобилизация). Пострадавшему необходимо придать функционально удобное положение и согревать его, особенно в холодное время года (укрыть шинелью, одеялом, пальто).

4. Борьба с отравлениями (см. Отравляющие вещества). Первая помощь при отравлении заключается, прежде всего, в срочном прекращении дальнейшего поступления ОВ в организм и выведении или нейтрализации попавших в организм ядов, а также в восстановлении жизненно важных функций организма. Для этого при поступлении ОВ через дыхательные пути необходимо надеть противогаз (см. Противогазы); при попадании О В на кожные покровы — обработать зараженные участки дегазирующими р-рами; при появлении признаков отравления применить антидоты ОВ (см.). При нарушении дыхания и остановке сердечной деятельности следует провести искусственную вентиляцию легких и непрямой массаж сердца (см.).

5. Предупреждение радиационных поражений и купирование первичной реакции на облучение (см. Лучевая болезнь). Для предупреждения или уменьшения тяжести лучевой болезни необходимо заблаговременно принять радиозащитное, а при появлении признаков первичной реакции — противорвотное средство (см.).

Наряду с этим само- и взаимопомощь следует оказывать и при поражениях или несчастных случаях, не угрожающих жизни, напр, при легких механических травмах, ожогах, бытовых отравлениях и др.

Своевременно и правильно оказанная первая медпомощь пострадавшим в военное и мирное время имеет большое значение для сохранения их жизни, благоприятно сказывается на течении патол. процесса и последующем восстановлении бое- и трудоспособности.

В целях правильной ориентации и принятия необходимого решения при оказании помощи пострадавшим всех военнослужащих в период прохождения службы (см. Военно-медицинская подготовка войск), а также население обучают приемам оказания само- и взаимопомощи.

Библиография: Вишневский А. А. и Шрайбер М. И. Военно-полевая хирургия, М., 1975; Медицинская служба гражданской обороны, под ред. Ф. Г. Кроткова, М., 1975; Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг., т. 1, М., 1949; Рожинский М. М. Реаниматология для не-реаниматологов, Чита, 1972; Руководство по токсикологии отравляющих веществ, под ред. С. Н. Голикова, М., 1972.

Оказание самопомощи и взаимопомощи при травмах и несчастных случаях

Общие принципы оказания первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях заключаются в следующем:

— прекратить и предотвратить дальнейшее воздействие на пострадавшего повреждающего фактора, обеспечив при этом безопасность спасателя;

— как можно быстрее и полноценнее принять меры для поддержания жизненно важных функций организма пострадавшего. Важно при этом соблюдать постулат Гиппократа — «не навреди». Поэтому необходимо четко усвоить не только правильную последовательность действий, но и что категорически нельзя делать при том или ином состоянии.

Помощь при ранениях мягких тканей

Небольшие раны смазывают йодом. При больших ранах кожу смазывают вокруг раны, сама рана накрывается стерильной повязкой и перевязывается бинтом. Остановка кровотечения производится наложением давящей повязки. Кровоточащему участку придается возвышенное положение. Сильное кровотечение останавливается жгутом, который накладывается выше места ранения. Для жгута используйте поясной ремень, бинт, носовой платок, кусок шнура и т.д. Для затягивания применяйте палку — закрутку. Под жгут обязательно подложите мягкий материал. После остановки кровотечения наложите стерильную повязку. Жгут накладывать не более чем на 2 часа (летом) и 1,5 часа зимой. Затем его ослабляют, но не снимают, чтобы его можно было затянуть при возобновлении кровотечения. Если кровотечение возобновилось, то через несколько минут следует затянуть жгут, но выше места первоначального места наложения. В дальнейшем необходимо ослаблять жгут через каждый час на 10-15 минут.

Помощь при переломах

При открытом переломе конечности осторожно снимите или разрежьте одежду, обнажив место перелома. Смажьте края раны йодом и наложите стерильную повязку, затем наложите шины. При закрытых переломах шины накладываются поверх одежды или обуви. С внутренней стороны шины выстилаются мягким материалом. Шины должны захватывать суставы выше и ниже перелома, обеспечить их неподвижность.

При переломах нижних конечностей шины накладываются на наружную, внутреннюю и заднюю сторону, а при переломах верхних конечностей — на внутреннюю и внешнюю стороны. При наложении шин нога фиксируется в вытянутом положении. При переломе бедра наружная шина должна быть длиной от подошвы до подмышки, внутренняя от подошвы до пояса.

Рука при переломе фиксируется в согнутом положении под прямым углом и подвешивается при помощи широкого бинта или косынки из куска парашютной ткани, перекинутой через шею.

При переломе позвоночника уложите пострадавшего на доску или жесткие носилки, сделанные из подручных средств. Для переноски пострадавшего привяжите к носилкам. Для уменьшения боли пострадавшему нужно дать обезболивающее средство.

Раненым с повреждением черепа по возможности создайте полный покой, придав голове возвышенное положение, на рану наложи стерильную повязку.

Помощь при ушибах и сотрясениях

На ушибленное место наложите тугую повязку и первое время прикладывайте холодные примочки или лед, а через сутки — тепло или согревающий компресс. При вывихах суставов, если при осторожных попытках не удается вправить, закрепите сустав в неподвижном положении повязкой или шиной.

При ушибах головы признаком сотрясения головного мозга является потеря сознания. В дальнейшем может появиться головокружение, головная боль, шум в ушах, бледность, тошнота и рвота. В таких случаях нужно создать пострадавшему полный покой, голове придать возвышенное положение, сделать холодный компресс или положить лед. Больных с сотрясением мозга переносите в лежачем положении. Идти пострадавшему самому разрешается через несколько дней при хорошем самочувствии.

Помощь при ожогах

Обожженные участки тела освободите от одежды. На место ожога наложите стерильную повязку. Волдыри не вскрывайте, чтобы не загрязнить.

Помощь при утоплении

Утонувшего, извлеченного из воды, если прошло до 15 минут, почти всегда можно вернуть к жизни. При оказании помощи освободите пострадавшего от мокрой одежды, положите его грудью на согнутое колено или валик, чтобы голова свисала вниз. Очистите рот, зев и глотку от песка или водорослей, одновременно выжимая воду из легких и желудка путем надавливая на спину, после чего немедленно сделайте искусственное дыхание, которое продолжайте настойчиво не менее 2-3 часов. При проявлении самостоятельного дыхания делать искусственное дыхание прекращайте. После восстановления дыхания согрейте пострадавшего.

Для искусственного дыхания утонувшего укладывают на спину. Под спину, в районе лопаток, кладут валик из одежды, голову поворачивают в сторону. Язык вытягивают изо рта, перевязывают посередине бинтом, прижимают к подбородку, а концы бинта завязывают на шее сзади. Оказывающий помощь становится на колени за головой пострадавшего, берет его своими руками за предплечья, ближе к локтям, поднимает руки, отводя их в сторону, закидывает их за голову. Этим достигается вдох. Выдержав в таком положении руки утонувшего 2-3 секунды, приводят их к бокам грудной клетки, сдавливая ее (выдох). Так делать ритмично, в такт со своим дыханием (16-18 раз в минуту). При переломах рук пострадавшего этот способ делать нельзя. В этих случаях пострадавшего укладывают животом вниз, голову поворачивают в сторону. Оказывающий помощь становится на колени над бедрами пострадавшего, как бы верхом, и, вытянув руки, кладет их ладонями на нижние ребра, плавно нажимает на ребра и спину пострадавшего своей тяжестью в течение 2 минут (выдох). После этого прекратить надавливание, слегка откинувшись назад на 2-3 секунды. При этом грудная клетка расширяется (вдох). При повреждении грудной клетки искусственное дыхание делается потягиванием (ритмичным) за кончик языка через каждые 3-4 секунды. Язык держать пальцами через платок. Искусственное дыхание производить непрерывно, до появления дыхания.

Помощь при отравлении

Не употребляйте в пищу неизвестные ягоды и грибы. Среди них могут встречаться ядовитые. При отравлении помощь заключается в вызывании рвоты раздражением пальцами корня языка и задней стенки глотки, после чего необходимо напиться воды и снова вызвать рвоту.

После оказания первой медицинской помощи следует быстро доставить пострадавшего в лечебное учреждение или вызвать бригаду скорой помощи на место происшествия. Чем раньше будет оказана врачебная помощь, тем больше шансов спасти пострадавшего.

ГБУЗ «Центр медицинской профилактики» министерства здравоохранения Краснодарского края

Психологическая самопомощь: 3 простых шага навстречу благополучию.

Как ни странно, психотерапевтическим эффектом обладают не только встречи с психотерапевтом, но и весьма простые повседневные занятия и вещи. Ресурсы для психологической адаптации и восстановления есть у каждого человека. Разберемся. Считается, что лечебный эффект психотерапии состоит в достижении человеком инсайта (способность выйти за рамки текущей ситуации и посмотреть на нее со стороны), катарсиса (высвобождение эмоций), формирования рационального и целостного мировоззрения, приобретения навыка контроля эмоций, поведения и мыслей, расслабления и т.д. Сколько направлений в психотерапии, столько моделей психотерапевтического воздействия! Все эти задачи решаются за счёт двух основных «элементов» психотерапии: взаимодействия человека с человеком (например, пациента с психотерапевтом или участниками психотерапевтической группы), и рефлексии, самонаблюдений и размышлений о себе. Важно отдать себе отчет, что эти механизмы естественны для психически здорового (!) человека. Задача психолога, лишь снова «запустить» остановившийся процесс. Значит, при условии психического здоровья, каждый человек имеет в своем окружении ресурсы для восстановления своего психологического благополучия. Различные повседневные практики взаимодействия с людьми и вещами могут иметь психотерапевтический эффект: давать возможность приобрести новые навыки, расслабиться, высвободить накопившиеся переживания, посмотреть на ситуацию с другой стороны, научиться контролировать себя. Эти простые приемы я часто рекомендую своим клиентам в качестве примитивной самопомощи на первых этапах. Когда проходит недоумение, дескать, «ну я это и так делаю, это точно не поможет!», жизнь человека начинает меняться. Я очень хочу, чтобы об этих простых способах узнал каждый, они работают и совершенно бесплатны. Способность к самостоятельному выполнению этих дел – важный диагностический критерий для специалиста. Если вам трудно начать с этих дел, я настоятельно рекомендую проконсультироваться со специалистом.

  1. УБОРКА В ДОМЕ. Речь идет не просто о рядовой повседневной уборке, как мы это делаем обычно, не просто о перекладывании вещей. В ходе «настоящей» уборки каждая вещь находит свое место не только в комнате или кладовке, но и в вашем сердце. Вещи, которые окружают нас в быту, имеют не только функциональную нагрузку, но и несут смысл. Каждый предмет с чем-то связан: это либо память о событиях и людях, либо результат волевого решения или каприза. Перекладывая и разбирая, выбрасывая вещи в ходе уборки, вы всегда перебираете свои переживания, «ворошите» прошлое. У вас всегда есть шанс воскресить что-то очень приятное или избавиться от тяжелого и травматичного. Просто вытащите все из шкафов, разберите «антресоли» своей жизни, решите заново что из всего этого нужно вам именно сейчас. Если каждая вещь нашла свое место, значит вам будет удобно ей пользоваться и возвращать ее на место. Если уборка была настоящей, порядок задержится в вашем доме надолго. К слову, я всегда интересуюсь порядком в доме своих клиентов. Неспособность разобраться со своими вещами часто свидетельствует о дезадаптации. Для такого поведения всегда есть причины психологического характера.
  2. ПРИВЕДИТЕ В ПОРЯДОК СВОИ ПОВСЕДНЕВНЫЕ ВЕЩИ. Присмотритесь к той одежде, которую носите каждый день. Если у вас нет стойкой привычки бережно хранить ее и готовить заранее, лучше подумать об этом всерьёз. Почистите обувь, погладьте сорочку, почистите свитер от «катушек», постирайте белье и носки, подумайте о каждой детали. Подберите наряд на день, спланировав свой образ и настроение заранее. Сделайте это накануне вечером. На следующий день вы заметите, что будете чувствовать себя спокойнее и увереннее, ваша самооценка будет более стабильна. Это очень простой совет. Если вы заметили за собой, что вам трудно ухаживать за своей одеждой: вы надеваете «что попало» в последний момент, бросаете вещи «где попало», скорее всего у вас есть для этого психологически объяснимые причины для такого поведения. Речь может идти о хроническом стрессе и эмоциональном истощении, о недовольстве собой, завышенных притязаниях. На приеме у психиатра или психолога специалист обращает особое внимание на стиль и состояние одежды своего посетителя. Неопрятность, нескладность гардероба могут говорить о многом. Этот простой способ самопомощи важен не только для того, чтобы хорошо выглядеть в глазах других, но, в значительно большей степени, для самодисциплины. Развивая этот простой навык, вы сделаете существенный шаг на пути к снятию тревоги и повышению уровня самоконтроля.
  3. ТРУДИТЕСЬ ВМЕСТЕ. Обычные домашние дела приобретают совсем другое значение, когда вы делаете это вместе и по желанию каждого. Стиль совместных дел – важный критерий в оценке психологического климата семьи или коллектива. Дело в том, что этот интенсивный процесс распределения ответственности, определения социальных ролей, притязаний, ожиданий и обязанностей позволяет каждому участнику получить максимально адекватную обратную связь от остальных. Если вы работали вместе, и кто-то остался недоволен, значит роли распределены неравномерно, на кого-то возложена неправомерная или непосильная ответственность. Стоит задуматься и присмотреться повнимательнее как это происходит. Недаром, в психотерапевтических и тренинговых группах фаза сплочения часто достигается решением общей задачи всеми участниками. В этом процессе кроется серьёзный терапевтический потенциал. Приведу пример из семейной психотерапии: жена все делает по дому сама и очень недовольна, что муж не проявляет интереса к ее заботам, не замечает ее стараний, а муж чувствует себя ненужным, когда жена устает к вечеру и уже не расположена к близости. Так и нарастает недовольство. Когда интересуешься у такой пары, что они делают вместе, то кроме близости других дел может и не оказаться.

Если же вы одиноки, вспомните о друзьях, совместный труд сближает всегда. Ради эксперимента, вспомните самые лучшие моменты в отношениях с значимым для вас человеком! Чаще всего это будет момент совместной деятельности, в которой очень удачно и комфортно распределилась ответственность.

Есть и другие «терапевтичные» дела, которые обеспечат вам психологическое благополучие: кто-то занимается творчеством или рукоделием, йогой, уделяет время прогулкам в парке, ведет дневник, любит мыть посуду или играть с детьми. Ресурсы самопомощи здорового человека очень разнообразны. Не стоит зацикливаться на предложенных вариантах, но начать изменения в своей жизни можно именно с этих простых дел.

Техника рукопашного боя (часть 14) Приёмы помощи (взаимопомощи)


Методическая разработка «Техника выполнения приемов рукопашного боя» составлена в соответствии с требованиями программы физической подготовки и предназначена для штатных и внештатных инструкторов, проводящих учебно-тренировочные занятия с сотрудниками Комитета государственной безопасности. Ею можно пользоваться и для самостоятельной подготовки военнослужащих городских и районных аппаратов.
Рукопашный бой, являясь одним из основных разделов физической подготовки, направлен на привитие военнослужащим твердых навыков владения приемами и действиями в любых сложных ситуациях оперативной и оперативно-боевой обстановки.
Рукопашный бой военнослужащих органов Комитета госбезопасности включает следующие разделы:

удушающие захваты, броски,

удары рукой, ногой, подручными средствами (малой саперной лопатой) и ножом,

защиты от ударов рукой, ногой, подручными средствами (малой саперной лопатой) и ножом,

обезоруживание противника, вооруженного автоматом и пистолетом,

освобождение от захватов и обхватов,

Настоящая разработка подготовлена в дополнение к учебно-методическому пособию «Рукопашный бой» (авт.

В. К. Полетика, Б. В. Примаков, С. Н. Соболев)

и более глубоко раскрывает его содержание с помощью рисунков.

При подготовке к занятиям по рукопашному бою необходимо пользоваться двумя названными работами.

«Техника выполнения приемов рукопашного боя» (А. В. Прудов, В. И. Самойлов, С. Н. Соболев)

Приёмы помощи (взаимопомощи)

Противник (партнер) пытается нанести удар ножом сверху в спину сотрудника, выполняющий прием находится сзади (справа) от них (рис. 358).

Отбить правым предплечьем вооруженную руку противника (партнера), выполнить узел руки наверху (рис. 359, 360, 361).

Противник (партнер) пытается нанести удар ножом снизу в спину сотрудника, выполняющий прием находится сзади (справа) от них (рис. 362). Отбить правым предплечьем вооруженную руку противника (партнера) (рис. 363).

Выполнить загиб руки за спину (рис. 364, 365 366).

Сотрудник пытается задержать противника (партнера) болевым приемом (рис. 367), выполнить удушающий захват плечом и предплечьем (рис. 368, 369).

Совместно отконвоировать (рис. 370).

Противник (партнер) изготовился для стрельбы из пистолета, сотрудник находится сзади (справа — сбоку) (рис. 371).

Ударить правой рукой снизу — вверх в кисть вооруженной руки противника (партнера), захватить руку и выполнить рычаг руки наружу (рис. 372, 373, 374, 375).

Противник (партнер) изготовился для стрельбы из пистолета, сотрудник находится сзади (слева — сбоку) (рис. 376).

Ударить левой рукой снизу — вверх в кисть вооруженной руки противника (партнера), захватить его руку и выполнить рычаг руки внутрь (рис. 377, 378).

Обучение приёмам самопомощи и взаимопомощи одной рукой в чрезвычайных ситуациях

Обучение приёмам самопомощи и взаимопомощи

Одной рукой в чрезвычайных ситуациях

Как правило, при оказании помощи пострадавшим, медицинский персонал работает в условиях воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации, что может привести к ранению или травмированию медицинского работника. В связи с дефицитом медицинских специалистов в зоне ЧС, травмированный медработник должен уметь оказывать помощь сам себе. По статистике, учитывая возможные виды ран и травм, при ЧС любого характера 46% ран у взрослого населения приходятся на конечности. Исходя из данных статистики, можно твердо предположить, что самопомощь медработник, в большинстве случаях ранений, будет оказывать одной рукой, но эта не единственная трудность, с которой столкнется медработник при работе в ЧС.

У военных медиков, и в шутку и всерьез бытует давно сложившееся убеждение, что раненый медик подлежит госпитализации только в том случае, когда ему требуется немедленное вмешательство хирурга. Это убеждение основано на том, что при дефиците медицинских специалистов в ЧС как мирного, так и военного времени, замена раненого медика проблематична, а зачастую невозможна, а пострадавшим помощь нужна, чаще всего немедленно.

Оказать первую медицинскую помощь в порядке самопомощи трудно, еще труднее её оказать одной, неповрежденной рукой. Опыт практического обучения приёмам медицинской самопомощи показал, что, прежде всего, необходимо овладеть приемами, замещающими при оказании помощи отсутствующую руку, например зажим зубами. Этот прием позволяет фиксировать свободный конец бинта при наложении бинтовой повязки, а также удерживать один из концов косынки при наложении жгута (закрутки), фиксировать ребристый ободок шприц-тюбика при подготовке его к работе. Однако зажимом зубами можно пользоваться не всегда, в ряде случаев этого сделать нельзя из-за гигиенических соображений.

Более удобен зацеп одного из концов жгута, свободного конца бинта за детали одежды: бинта за крючок, пуговицу; крючок резинового кровоостанавливающего жгута за пуговичную петлю, пуговицу, ремень, шнуровое отверстие на ботинке и др. Опыт подсказал, что это сделать значительно проще, если на свободном конце бинта заранее подготовить отверстие длиной 8—10 см, а размеры крючка жгута увеличить втрое и придать ему удобную для зацепа форму.

Возможна фиксация одного из концов жгута или бинта за предметы, окружающие пораженного. Например, зацеп крючка резинового кровоостанавливающего жгута за дверную ручку, водопроводную трубу, перекладину спинки кровати, металлическую сетку и т. п.

Иногда свободный конец бинта можно зафиксировать, просовывая его под плотно прилегающую к телу одежду (манжет, брючный пояс, воротник и т. п.). В ряде случаев возможен зажим конца бинта между частями тела (например, зажим свободного конца бинта между ног или в подмышечном, подколенном, локтевом сгибе и т. п.) или при придавливании его телом к близлежащему предмету.

Надежна фиксация одного из концов накладываемого одной рукой резинового кровоостанавливающего жгута путем охвата стопы (по типу «стремени») или бедра неповрежденной нижней конечности.

К технике медицинской самопомощи относятся также приемы выполнения одной рукой тех действий, которые обычно выполняются обеими руками. Так, надо уметь одной, неповрежденной рукой подготовить и применить лекарственное средство в шприц-тюбике, открыть индивидуальную аптечку гражданской обороны, открыть находящиеся в ней пеналы и др. Важно выработать умение завязывать одной рукой косыночный узел (при наложении жгута-закрутки из косынки), узел из концов бинта или из тесьмы (бечевки) при фиксации закрученной палочки жгута-закрутки, а также умение одной рукой произвести частичную санитарную обработку при заражении кожи отравляющими веществами, бактериальными средствами и радиоактивными веществами, частичную специальную обработку (дегазацию, дезинфекцию, дезактивацию).

Руководствуясь требованиями дидактического принципа «доступности обучения» и вытекающего из него правила: идти в обучении «от простого к сложному», целесообразно определить такую последовательность в овладении техникой первой медицинской помощи. Вначале изучить технику взаимопомощи непораженного → пораженному, затем взаимопомощи пораженного → пораженному вначале обеими руками, а потом одной рукой. И, наконец, перейти к изучению способов, выполняемых в порядке самопомощи, вначале обеими руками, а затем одной рукой.

Такова последовательность овладения способами первой помощи при первичном обучении. Однако большинство обучаемых по программе «Медицина катастроф», как правило, на протяжении ряда лет практически изучают способы помощи непораженных → пораженным, поэтому с этой категорией обучаемых можно сразу же начать изучение техники взаимопомощи силами самих пораженных и самопомощи. Более того, если применить метод одновременной групповой работы обучаемых под руководством медицинского работника, то можно сразу же приступить к изучению способов самопомощи одной рукой и в минимальные сроки обучить максимальное число обучаемых. При этом все без исключения обучаемые работают в течение всего занятия под непосредственным контролем руководителя.

При обучении технике самопомощи одной рукой целесообразна такая последовательность: вначале надо научиться уверенно манипулировать необходимым предметом первой помощи (бинт, косынка, жгут и др.) одной доминантной рукой (правша — правой, а левша — левой), а затем недоминантной рукой; потом следует овладеть общей техникой самопомощи одной рукой, т. е. приемами, замещающими отсутствующую в работе вторую руку и, наконец, частной техникой самопомощи при различных поражениях.

Обучение способам наложения защитных и иммобилизирующих повязок целесообразно проводить по степени возрастающей трудности: от доступного к менее доступному месту наложения:

ü вначале на верхнюю конечность — кисть, предплечье, плечо;

ü затем на нижнюю конечность — бедро, колено, голень, стопа;

ü потом на шею, голову, плечо, туловище, ягодичную область, работая при этом вначале обеими руками;

ü сначала — доминантной, а потом — недоминантной рукой.

Жгут вначале надо учиться накладывать на самое доступное место (предплечье) доминантной рукой, а затем — недоминантной, постепенно переходя к труднодоступному месту (плечо, бедро, голень).

Исключение из рабочей программы УД «Медицина катастроф» вопросов оказания самопомощи медицинским специалистом в условиях ЧС, делает уязвимым не только его самого, но и подвергает угрозе летального исхода большое количество пострадавших в ЧС.

Приемы взаимопомощи

Читайте также:

  1. БОЛЕВЫЕ ПРИЕМЫ
  2. БОЛЕВЫЕ ПРИЕМЫ, СВЯЗЫВАНИЕ И КОНВОИРОВАНИЕ
  3. Вечерние дипломатические приемы
  4. взаимопомощи и взаимной поддержки
  5. Д. Графические приемы анализа
  6. Деятельность групп взаимопомощи и самопомощи
  7. ДНЕВНЫЕ ПРИЕМЫ
  8. Задание 1. Приемы набрасывания и нанесения раствора различными способами на горизонтальные и вертикальные поверхности .
  9. Задание 5. Проанализируйте таблицу и заполните последнюю графу: «Приемы проведения», выделите структурные части беседы. БЕСЕДА «ГРАФИТНЫЙ КАРАНДАШ»
  10. Запрещенные приемы и штрафные ситуации
  11. ЗАЩИТЫ И КОНТРПРИЕМЫ ОТ ПРИЕМОВ В БОРЬБЕ ЛЕЖА
  12. ЗАЩИТЫ И КОНТРПРИЕМЫ ОТ ПРИЕМОВ В БОРЬБЕ СТОЯ

Оказывающий помощь проксимальной частью ладони наносит пострадавшему 3—4 отрывистых сильных удара по позвоночнику на уровне лопаток (рисунок 1.3).

Рисунок 1.3. Приемы первой помощи пострадавшему, находящемуся в сознании, при аспирации инородного тела: нанесение отрывистых ударов проксимальной частью ладони по межлопаточной области пострадавшего.

Если данный прием не дал эффекта, то для освобождения дыхательных путей от инородного тела используют поддиафрагмальный толчок – прием Геймлиха. Для этого, если пациент находится в вертикальном положении, реаниматор становится за спиной пациента, обхватывает его двумя руками: кулак одной руки помещают на эпигастральную область пострадавшего посередине между мечевидным отростком и пупком. Ладонь второй руки кладут на кулак первой. Тремя-четырьмя резкими движениями прижимают пострадавшего к себе; направление движения рук по отношению к пострадавшему должно быть спереди назад и несколько снизу вверх. Такой толчок можно повторить несколько раз. Во время этого толчка резко повышается давление в дыхательных путях пациента, происходит имитация кашля, и часто удается вытолкнуть инородное тело из дыхательных путей (рисунок 1.4) .

Если пострадавший сидит, не следует пытаться поднять его, надо обхватить его обеими руками и отрывистыми движениями рук прижимать к спинке стула и к себе.

Если пациент находится в положении лежа лицом кверху, реаниматор становится у ног пациента, ладони рук устанавливает в надчревной области по средней линии и производит резкий толчок руками по направлению к грудине, направление силы должно совпадать со средней линией. При толчке реаниматор использует собственный вес (рисунок 1.5).

Рисунок 1.4. Прием Геймлиха Рисунок 1.5. Приемы первой помощи пострадавшему при аспирации инородного тела: толчкообразное надавливание обеими руками на верхнюю часть живота пострадавшего

Осложнениями приема Геймлиха: разрыв внутренних органов, переломы грудины и ребер (нельзя прикасаться к ним при выполнении этого приема), регургитация желудочного содержимого.

Прием Геймлиха можно повторять несколько раз (до 5 раз). Если восстановить проходимость дыхательных путей не удается, но пациент остается в сознании, эти действия продолжают до тех пор, пока пациент не утратит сознание, либо не будет достигнут эффект.

При выраженных отеках или во 2-й половине беременности альтернативой поддиафрагмальному толчку является грудной толчок.

Если пациент находится в бессознательном состоянии, то рекомендуют следующее:

1. Пострадавшего следует немедленно положить на спину лицом вверх, запрокидывают головы пострадавшего назад, выдвигают нижнюю челюсть вперед

2. Если предполагается обтурация верхних дыхательных путей инородным телом, реаниматор открывает рот пострадавшего -если инородное тело видно – его извлекают. Из-за риска усугубления обструкции пальцевое удаление инородного тела вслепую противопоказано (рисунок 1.6; 1.7).

3. Если самостоятельное дыхание не восстановилось — осуществить 2-3 вдоха изо рта в рот. Если воздух проходит свободно – продолжить сердечно-легочную реанимацию (см. главу 5).

4. Если воздух не проходит – повернуть пострадавшего на бок лицом к себе и, удерживая в положении на боку, проксимальной частью ладони нанести 5 резких ударов по межлопаточной области пострадавшего (рисунок 1.8); после чего вновь уложить пострадавшего на спину, приоткрыть рот пострадавшего, осмотреть его или обследовать пальцем.

5. Целесообразно комбинировать толчки в эпигастральной области с ударами по спине в межлопаточной области. В конце каждого цикла следует провести 1-2 вдоха

6. Продолжить сердечно-легочную реанимацию

Рисунок 1.6. Схематическое изображение извлечения сместившегося из дыхательных путей инородного тела. Рисунок 1.7. Схематическое изображение открывания рта пострадавшего пальцем.

Рисунок 1.8. Приемы первой помощи пострадавшему, находящемуся без сознания, при аспирации инородного тела: нанесение отрывистых ударов проксимальной частью ладони по межлопаточной области пострадавшего

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)

Самопомощь и взаимопомощь

Раздел в популярной форме рассказывает о необходимости подготовки всего населения к оказанию первой медицинской помощи самому себе (самопомощь) и товарищу (взаимопомощь) при несчастных случаях в быту и на производстве, а также при поражениях военного времени. Своевременно и умело оказанная самопомощь и взаимопомощь даже при тяжелых поражениях помогает сохранить здоровье и жизнь многим пострадавшим. В брошюре изложены возможные виды травм у людей при различных стихийных бедствиях, несчастных случаях, поражениях военного времени. Приведены также правила и способы оказания первой медицинской помощи, использование различных подручных средств при оказании само- и взаимопомощи. Особое внимание обращено на оказание первой медицинской помощи при ранениях и кровотечениях, раздавливании мягких тканей, шоке, ожогах, переломах костей, удушении, утоплении, поражении отравляющими веществами, при лучевой болезни и др. Для наглядности способы оказания, первой медицинской помощи иллюстрированы.
Предназначено для широкого круга читателей.

  • Условия возникновения поражений и их виды в очагах массового поражения и при стихийных бедствиях
  • Общие правила оказания самопомощи и взаимопомощи
  • Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях
  • Что делать при ранениях некоторых областей тела
  • Первая медицинская помощь при длительном раздавливании (сдавлении) мягких тканей.
  • Первая медицинская помощь при удушении
  • при утоплении
  • при ожогах
  • при отморожениях
  • при шоке
  • при обмороке
  • при контузии
  • при ушибах, переломах и вывихах
  • Особенности первой медицинской помощи при некоторых переломах
  • Первая медицинская помощь при вывихах
  • при отравлениях угарным и бытовым газом
  • при лучевых поражениях
  • при терминальном состоянии
  • при поражении электрическим током (электротравма)
  • при поражении сильнодействующими, ядовитыми и отравляющими веществами в химическом очаге поражения
  • Способы выноса пострадавших без носилок, на носилках и помощью подручных средств

Все, о чем сказано в этой разделе, поможет правильно и быстро оказать первую медицинскую помощь.
Вместе с этим следует помнить, что мало знать приемы оказания первой медицинской помощи, нужно постоянно тренироваться в выполнении этих приемов. Необходимый навык дает не только оказание первой медицинской помощи при различных несчастных случаях в быту и на производстве, но и обучение этим приемам членов семьи, друзей и товарищей.
Каждый гражданин должен уметь оказывать первую медицинскую помощь, это сохранит здоровье и жизнь многим пострадавшим при стихийных бедствиях, несчастных случаях в быту, на улице, на производстве и в сельском хозяйстве.
Умение оказывать первую медицинскую помощь — общественный долг и обязанность каждого гражданина!

Здоровье — это самая большая ценность, оно необходимо каждому человеку. Здоровье населения составляет и большое общественное богатство. Оно позволяет человеку полностью раскрывать свои творческие возможности в созидательном труде, направленном на благо человеческого общества, на построение коммунизма в нашей стране.
Вот почему в Программе Коммунистической партии Советского Союза уделено большое внимание заботе о здоровье всего населения с первых дней рождения человека, включая заботу и об увеличении продолжительности его жизни. Несмотря на широкую систему социально-экономических, гигиенических, медицинских мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и сохранение здоровья всего населения, возможность появления заболеваний остается.
В силу тех или иных неблагоприятных условий внешней среды, стихийных бедствий и несчастных случаев в быту, на улице, на производстве, на сельскохозяйственных работах каждый человек может получить то или иное поражение, представляющее угрозу его здоровью, а иногда и жизни. Кроме того, следует учитывать, что, несмотря на миролюбивую политику Коммунистической партии: и правительства Советского Союза, агрессивные силы могут развязать новую войну.
Современная война с применением ядерного, химического и бактериологического оружия массового поражения может явиться причиной огромных жертв среди гражданского населения, вызвать самые разнообразные по виду поражения, опасные для здоровья и жизни пострадавших. Чем скорее будет оказана медицинская помощь каждому пострадавшему, тем больше вероятности сохранить ему здоровье и жизнь.
Умело и быстро оказанная первая медицинская помощь в виде самопомощи или взаимопомощи облегчит и сделает более успешной последующую медицинскую помощь, оказываемую врачом или другим медицинским работником.
Настоящая книга является переизданием брошюры «Самопомощь и взаимопомощь в очагах массового поражения». В ней говорится о том, как оказать первую медицинскую помощь самому себе или другому человеку при различных поражениях и особенно при возникновении очагов массового поражения.

Основы взаимопомощи и активные методы

Социально-психологические аспекты оказания взаимопомощи в профессиональной группе

психологический профессиональный персонал взаимопомощь

Весь мир развивается, вместе с ним и развивается бизнес. А так как развивается бизнес — растет и конкуренция. Каждый начальник заинтересован в профессионализме своих сотрудников. Профессиональные сотрудники — здоровая конкурентоспособность. Основа успеха любой современной коллективной деятельности — отношения сотрудничества и взаимопомощи. Рынок предъявляет особые требования к уровню подкованности и профессионализму кадров.

В профессии бармена уровень взаимопомощи особенно актуален. В полноценном баре как правило работает несколько барменов, и барбэков. Суть работы такого количества людей заключается в быстром и качественном выполнении заказов. Один человек не может справиться с полной посадкой за барной стойкой. Очень важно, что бы во время работы было «чувство локтя» другого, и каждый мок оказать помощь нуждающемуся.[17] Но очень часто все происходит совсем по другому. Мы руководствуемся фразой «КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ». А на просьбы помочь в чем-либо, отвечаем: «У МЕНЯ НЕТ НА ЭТО ВРЕМЕНИ» или «ПОМОГИ СЕБЕ САМ».

Но к чему нас могут привести данные действия и ответы?

Человек отказываясь помочь, оказывается в условиях, где ему тоже неоткуда ждать помощи.

Сделать работу вместе намного проще чем одному. Оказывая помощь, мы подписываем негласный договор о том, что нам она тоже будет оказана.

Взаимопомощь в коллективе говорит о высокой организации трудового процесса в этом коллективе.

Колония муравьев — яркий пример командной работы и взаимопомощи для достижения результата в группе.

Один муравей не в состоянии справится с насекомым другого класса и большего размера. Но никто не может устоять против натиска сотни муравьев. При этом все действия у муравьев слаженны, и у каждого есть своя роль. Когда угроза устранена, каждый начинает заниматься своим делом, до тех пор пока вновь не понадобится такая слаженная командная работа.

Методы обучения членов профессиональной группы

Методы обучения персонала — способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся.

Профессиональное обучение — процесс формирования у сотрудников организации специфических профессиональных навыков посредством специальных методов обучения.

Активные методы обучения включают в себя любые способы, приемы, инструменты разработки, проведения и совершенствования процесса обучения чему-либо, которые отвечают следующим требованиям:

1)Приоритет характеристик, запросов, особенностей обучающихся в разработке и организации процесса обучения;

2)Сотрудничество обучающихся и преподавателя (в данном смысле — инструктора, координатора обучения) в планировании и реализации всех этапов процесса обучения (от определения учебных целей до оценки степени их достижения);

3)Активное, творческое, инициативное участие обучающихся в процессе получения необходимого им результата обучения;

4)Максимальная приближенность результатов обучения к сфере практической деятельности обучающихся; пригодность результатов к практическому внедрению, развитию и совершенствованию после окончания обучения;

5)Развитие — наряду со специфическими изучаемыми навыками — приемов эффективного обучения.

Методы обучения персонала могут быть нескольких видов. Обучение может происходить на рабочем месте и вне рабочего места. Обучение, которое происходит на рабочем месте достаточно частое явление. Сотрудника ставят в новую ситуацию, специфичную уже новому уровню работы. Во время решения новых поставленных проблем, он приобретает новые профессиональные навыки. Чаще всего, эту процедуру проводят несколько раз в течении длительного времени, с каждым разом усложняя задачу. Таким образом у сотрудника в полной мере обновляются и усовершенствуются его профессиональные навыки. Этот способ очень экономичен для организаций. Он почти не требует материальных затрат. Так как все обучение происходит в стенах самой организации и не требует привлечения специалистов из вне. Второй метод обучения заключается в том, что предприятие нанимает специально обученных «тренеров» которые проводят все обучение. Этот вариант очень удобен, если есть четкая необходимость в краткосрочных достижениях цели. Но от предприятия необходима способность оплатить данные тренинги. Как правило данное обучение происходит в виде лекций и семинаров. Это подходит как и для одного человека так и для группы, а так как проще и выгоднее обучить сразу группу, чем тратить время в отдельности на каждого как правило так и бывает.

Помимо лекций и семинаров еще проводят тренинги.

Поднять уровень взаимопомощи можно с помощью специальных тренингов.

Тренинги по командообразованию способствуют:

*формированию навыков успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях;

*повышению уровня личной ответственности за результат;

*переходу из состояния конкуренции к сотрудничеству;

*повышению уровня доверия и заботы между членами команды;

*переключению внимания участника с себя на команду;

*повышению командного духа и дают заряд позитивного настроения.

*развитию взаимопомощи в коллективе;

*приоритету целей команды над личными;

*преобладанию нематериальной системы мотивации персонала;

*развитию корпоративной культуры.

Помимо всего перечисленного существует еще возможность наставничества. Это тоже очень распространённый способ обучения, который используется в 90% случаев. Этот способ может использоваться одновременно с другими двумя методами. Но зачастую наставничество распространяется на одного, двух обучаемых. Так как эффективность обучения таким способом, напрямую связана с количеством обучаемых. Одного проще научить, чем сразу 2х или 3х.

Час общения «Взаимопомощь»

Цель: способствовать воспитанию моральных качеств необходимых для создания благоприятного семейного климата.

Задачи:

  • раскрыть содержание понятия «взаимопомощь»;
  • сформулировать качества, присущие человеку, готовому прийти на помощь; показать важность и необходимость наличия этого качества для человека;
  • развивать коммуникативные навыки: умение слушать, формулировать и высказывать свои мысли, умение рассуждать;
  • расширять кругозор; обогащать словарь, формировать умение анализировать, делать выводы.

Оборудование: 7 карточек с буквой Я; карточка с ребусом «7Я»; карточка со словом «Семья»; рисунок пламени над очагом; карточки – кирпичики с качествами; плакат с определением понятия «взаимопомощь»; рисунок дерева на плакате; веточки по числу участников; одинаковое количество карточек двух цветов (по 4); рассказ В. Осеевой «Хорошее»; зеленые листочки для дерева, по количеству участников, бумажные цветы ромашки по числу участников.

Структура занятия:

1. Сообщение темы и цели занятия – 5 мин.

Игра, разгадывание ребуса, определение рассматриваемой темы в системе занятий.

2. Основная часть – 30 мин.

Мозговой штурм «Взаимопомощь – это…», интерактивное упражнение «Моделирование взаимопомощи в семье», чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Хорошее».

3. Подведение итога – 7 мин.

1. Сообщение темы и цели занятия

–Я предлагаю начать наш час общения с игры. Я буду задавать вопросы, а вы должны мне хором отвечать: «Это я, это все мои друзья». Только будьте внимательны, договорились?

  • Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
  • Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?
  • Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?
  • Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки?
  • Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
  • Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?
  • Есть, ребята, между вами те, кто помогает маме?

На доске с каждым ответом открывается буква «Я».

– Давайте посчитаем сколько «Я» у нас получилось? (хором)

– Какое слово спряталось за этим ребусом?
– Правильно «СЕМЬЯ».
– Мы сегодня продолжаем разговор о семье.
– Посмотрите на доску.
– Что вы там видите?
– Мы с вами зажгли этот очаг семейного счастья несколько занятий назад. А под очагом выложили прочный фундамент из кирпичиков – качеств. Давайте вспомним, какими качествами должны обладать все члены семьи, чтобы такую семью можно было назвать счастливой?.

Дети по очереди подходят к столу, выбирают качества и прикрепляют под очагом.

– Все ли мы качества вспомнили?
– Мы с вами поговорили о таком качестве, как ответственность. А сегодня поговорим о взаимопомощи. Определимся что это такое, действительно ли это качество важно для счастливой семьи.

2. Основная часть

Мозговой штурм «Взаимопомощь – это…»

Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «взаимопомощь» и зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на плакате. Учитель подводит итог и дает определение понятию «взаимопомощь».

Взаимопомощь – это взаимная, обоюдная, касающаяся обеих сторон помощь, помощь друг другу. (Толковый словарь С.И. Ожегова)

Интерактивное упражнение «Моделирование взаимопомощи»

– Посмотрите на доску. Какое изображение я туда поместила?
– Можно ли семью сравнить с деревом? Почему?
– Что символизируют корни в семье?
– А где на дереве будут наши родители?
– Где же ваше место на этом дереве?
– Семью я изобразила в виде дерева, могучего и сильного. На нем есть место и бабушкам и дедушкам, нашим родителям и нам. Каждый из вас это веточка большого семейного дерева. Веточки лежат у вас на столе – возьмите её в руки. Посмотрите, какие они тоненькие и хрупкие.
– А что я сейчас сделала? (ломаю ветку)
– Как вы думаете, мне легко это было сделать? Почему?
Веточка – это один человек. Когда человек один его легко сломать, т.е. обидеть, оскорбить.
– А давайте веточки соберем вместе.
– Посмотрите, теперь я попробую сломать эти веточки вместе. У меня ничего не получается. Может у тебя получится? (Дети поочередно пробуют сломать)
– Ни у кого не получается. Почему?

Вывод: когда веточки вместе их сломать очень трудно. А когда вместе вся семья, её тоже трудно обидеть. В семье друг друга поддерживают и защищают.
Поэтому в семье все должны быть всегда вместе, помогать друг другу.

– Прошу всех встать и по очереди подойти к столу, выбрать себе листочек понравившегося цвета.
– Те, у кого карточки одного цвета, сядьте рядышком, вы будете работать вместе.
– Сейчас я вам предлагаю поработать в группах, подумать над следующим заданием: какую помощь в семье и кому могут оказать бабушка и дедушка – зеленые карточки, родители – красные карточки.
– Когда будете готовы, поднимите руки. На задание – 4 минутки.

Проверка. Дети группы зачитывают варианты. Их записываем на стрелочках на рисунке дерева. Участники другой группы дополняют.

Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Хорошее».

– О ком мы еще не поговорили? (О детях)
– Я вам предлагаю послушать рассказ В. Осеевой «Хорошее».
– Слушайте внимательно, какую помощь семье может оказать ребенок?

– О чем Юрку попросила сестра?
– Почему Юрка не помог ей?
– Кому еще Юрка хотел помочь?
– Можно ли Юру назвать человеком, который не готов помогать?
– Почему?
– А сейчас, вспомните рассказ, вспомните свою жизнь в семье, и на листочках нашего семейного дерева напишите, какую помощь семье могут оказать дети. (Индивидуальная работа детей)
– Назовите свой вариант и прикрепите на дерево.
– Можно ли нашу группу назвать семьей?
– Почему?
– Должны ли мы помогать друг другу, оказывать взаимную помощь? Какую?
– А если помощь будет все время оказываться с одной стороны, что может получиться из этого?

3. Подведение итогов

– Наш час общения подходит к своему завершению.
– Давайте вспомним, о чем шла речь на занятии?
– Что такое взаимопомощь?
– Кто и какую помощь в семье оказывает и кому?
– Почему в семье важно поддерживать и помогать друг другу?
– Какими качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на помощь другим? Запишите эти качества на лепестки ромашки, которая лежит у вас на столе. Эту ромашку вы возьмете с собой, пусть она будет вам помощником и подсказкой.
– Закончить наше занятие я бы хотела пословицей «Добра желаешь, добро и делай». Не забывайте, если ты не помог, то и тебе никто не придет на помощь.
– Спасибо за занятие.

Ссылка на основную публикацию