Приемы Защиты (уке-ваза) | Karate-krs.ru

Приемы Защиты (уке-ваза)

КРАТКИЕ ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ

НЕ-ВАЗА (раздел «GI»)

· Соревнования проводятся на татами размером 12×12 метров
· Победитель определяется по сумме набранных очков.
· Продолжительность борьбы в партере не ограничена.
· Время поединка для взрослых — 6 минут, юниоров и старших юношей — 4 минуты, младших юношей и подростков — 3 минуты.
· В случае равного количества баллов, победитель определяется последовательно по следующим критериям:

1. Победа по активности — большому количеству преимуществ (эдвантеджей);
2. Победа по предупреждениям — меньшему количеству предупреждений.

3. При невозможности выявить победителя по данным критериям, победа определяется по мнению судей или дается дополнительный раунд до первого технического действия.

Подростки 10-11 лет

Мл.юноши 12-13 лет

Ст.юноши 14-15 лет

Юниоры 16-17 лет

Взрослые 18 лет и старше

Возрастные группы участников определяются согласно даты рождения, а не количества лет!

Кимоно любого цвета. Женщинам разрешается надевать под кимоно футболку выбранного цвета.

РАЗРЕШЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • борьба стоя и лежа
  • выполнение бросков, удушающих приемов, болевых приемов на руки и ноги
  • выполнение удержаний (доминирующих позиций) — 3 сек.
  • выполнение переворотов и других технических действий борьбы лежа

Баллы засчитываются при контроле соперника в течение 3 секунд.

Takedown (бросок) с контролем – 2 балла. Если далее атлет продолжает удерживать соперника в течение 3-х секунд, выйдя на оцениваемую позицию, то ему будут дополнительно присуждаться баллы за удержание в этой позиции. Например: +1 за выход на «удержание сбоку», +2 за выход из броска в позицию «колено на животе», +4 за выход из броска на удержание «франтмаунт», +4 за выход из броска на удержание «бэкмаунт».

Takedown (бросок) без контроля – 1 балл.

Свип (переворот) за изменение своей позиции с уязвимой на доминирующую или выход из любого положения на спине с последующим установлением доминирующей позиции — 2 балла.

Контроль спины атакуемого в поединке лежа — 2 балла.

Проход защиты с последующим контролем — 2 балла.

Доминирующие позиции (удержание в течение 3-х сек.) – 1, 2, 4, 4 балла
Сайдмаунт (1 балл).
Колено на животе (2 балла).
Франтмаунт (4 балла): Удержание сверху, сидя лицом к лицу, либо грудью к спине соперника, касаясь двумя коленями ковра.
Бэкмаунт (4 балла): Удержание сзади, грудью к спине соперника, с заведением обоих ступней между бедер, при этом ноги атакующего не скрещены.

Уровень оценок должен расти, чтобы суммироваться. Заработать очки за действия уровнем ниже можно после получения оценки противником или после возвращении в нейтральную позицию на 3 сек. (стойка, защита, полузащита).

При изменении позиции один раз с положения франтмаунт на бэкмаунт или обратно – засчитываются обе техники.

— реальная попытка болевого или удушающего приема;
— если спортсмен, захваченный на болевой прием, выходит за татами, делая правильную защиту.

НАЧАЛО И ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПОЕДИНКА всегда начинается в центре ковра.

  • Начало и остановка поединка

Спортсмены начинают поединок в центре татами по команде рефери «Хаджимэ». Если оба участника вышли за пределы рабочей зоны в невоспроизводимом положении, рефери возвращает их и снова начинает поединок в стойке с центра татами. Для остановки поединка рефери использует команду «Маттэ».

  • Прерывание и возобновление поединка

Для временной приостановки поединка, рефери использует команду «Сономама» (замереть). После ситуации «Сономама» участники продолжают встречу из того же положения, в котором они находились до объявления команды. Для продолжения поединка рефери должен объявить команду «Йоши». Если оба участника вышли за пределы рабочей зоны в легко воспроизводимом положении, рефери возобновляет встречу с середины татами из последнего положения.

• Устное предупреждение
• Первое предупреждение ШИДО — преимущество сопернику
• Второе предупреждение ШИДО — 1 балл сопернику
• Третье предупреждение ШИДО – 2 балла сопернику
• Четвертое предупреждение ШИДО, ХАНСОКУ-МАКЕ – дисквалификация

«Легкие запрещенные действия», которые наказываются «Шидо» и противник получает 2 очка:

1. Захват пальцами внутрь рукава или штанины соперника
2. Воздействовать на лицо противника
3. Уходить в партер без захвата противника
4. Отказываться от борьбы в партере и вставать в стойку без контакта с соперником
5. Выполнять удушающий через подбородок соперника

«Строго запрещенные действия», которые наказываются «Хансоку-маке» (дисквалификацией):

1. Если спортсмен, захваченный на болевой прием, выходит за татами, не делая правильную защиту;
2. Намеренное покидание татами;
3. Применение любых техник, которые могут нанести вред сопернику
4. Применять любые болевые на шею и позвоночный столб
5. Выполнять любые скручивающие болевые на колено и ступню
6. Делать болевые на пальцы рук и ног
7. Выполнять какие-либо удушающие с использованием пояса
8. Выполнять ками-басами (слэм)
9. Воздействовать пальцами на глаза противника
10. Бить соперника о татами, когда он проводит болевой или удушающий прием, если его тело находится выше уровня поясницы;
11. Падать на спину из позиции стоя, если соперник совершает захват сзади;
12. Выполнение броска «ножницы»
13. Спорить и обсуждать решения рефери
14. Наносить удары, кусать противника или применять любые другие техники, противоречащие общепринятому поведению на татами

• Протесты рассматриваются только по ходу схватки в течение 10 сек. после ошибки судьи.
• Опротестовать можно только присуждение или не присуждение оценки за технические действия (но не предупреждения, пассивность и грубость).
• При рассмотрении протеста можно использовать видеозапись.
• Если спортсмен не согласен с решением тренера, поединок продолжается.
• Спортсмен имеет право на одну подачу апелляции в течение схватки. Если поданная апелляция удовлетворена главным судьей, то право на подачу может быть использовано еще раз в течение поединка. Если апелляция осталась без удовлетворения, спортсмен теряет право на подачу апелляции в данном поединке, а его сопернику присуждается дополнительно 5 баллов.

ПРИМЕЧАНИЕ : Опротестовать можно только решения и ситуации, связанные с техникой исполнения. Судейские решения, связанные с вынесением предупреждений, пассивностью и грубостью, не могут быть опротестованы.

Уке-ваза: кихон, принципы и особенности

В каратэ техника защиты и нападения многообразна и взаимосвязана: блоки отводят удары противника, после чего немедленно следует атака.

В данном материале мы рассмотрим понятие уке-ваза (техника блоков) и подходы к тренировке блоков с нескольких позиций и точек зрения.

Ной Легель: уке-ваза и кихон

В своей очередной заметке Ной Легель, автор блога «Karate Obsession» (karateobsession.com), предлагает детально рассмотреть техники уке-ваза. А начинает он свое рассмотрение с размышлений о значимости кихон.

Кихон, подчеркивает автор заметки, предназначен для индивидуальной и детальной проработки базовой техники каратэ. Сам термин образован от двух слов: ki — сила, энергия; и hon — база, основа. Дословно «кихон», таким образом, означает «напоить основу силой».

Каждый каратэка знаком с понятием «кихон», ведь любая техника может быть усовершенствована при ее постоянном и правильном повторении именно в кихон. Кроме этого, уверяет Ной, обучение становится более простым и понятным, если конкретное движение «вырезается» из контекста ката (формальный комплекс движений) или ваза (техники). Это позволяет сосредоточиться на конкретных вопросах и нюансах, каратэка не отвлекается на другие движения и прорабатывает что-то одно.

Наибольшее количество ошибок в технике начинающие каратисты допускают при быстром переходе от кихон к кумитэ. Если техника не становится естественной частью движений, ее очень трудно применять корректно во время поединка.

Далее Легель предлагает вниманию читателей следующую видеозапись традиционной проработки удэ-уке и учи-уке:

Кихон, утверждает Ной, дает каратэке «тактильную чувствительность» выполнения каждой техники. Также автор утверждает, что комлпексы ката не позволяют «прочувствовать» конкретную технику на том же уровне, что и в кихон.

Но автор акцентирует наше внимание и на том, что техники уке-ваза можно использовать как удары с переходом в захваты конечностей, что делает их куда более полезными, чем обычные «блоки». Да и прикладная значимость блоков в полноконтактном поединке резко снижается. Это не означает, что они не могут быть полезны. Эффективность их использования, уверен Легель, кроется во взаимодействии техники с принципом тай сабаки. Это можно наблюдать в ката, но в кихон и кумитэ каратэки упускают данную особенность!

Далее автор еще раз акцентирует наше внимание на том, что совершенствование движений и техник следует производить в кихон, но истинный прикладной их смысл виден именно в ката. И Ной ставит перед собой задачу: «усовершенствовать кихон» на примере уке-ваза. Получилось это у него или нет — судить читателям:

Принципы применения уке-ваза от Ави Рока

На сайте Объединённой Федерации Традиционного Каратэ России (itkf-russia.ru) изложены принципы применения уке-ваза от Ави Рока. Предлагаем рассмотреть их основные моменты.

Существуют три наиболее распространенных типа уке-ваза: захватывающие блоки, сопровождающие блоки и ударные блоки.

Ударное блокирование, являющееся наиболее распространенным в традиционном каратэ, — это первое, чему обучают новичков.

Сам сэнсэй Ави Рока признается, что предпочитает сопровождающие блоки и одинаково использует и сопровождающие, и ударные блоки.

Блоки руками в каратэ и их названия:

Все дело в вопросе предпочтений, а также в условиях конкретной ситуации и тайминге: каждый должен быть готов использовать соответствующий приём. Сопровождающие блоки требует меньше энергии и большей плавности движений, а используются они, главным образом, если вы слегка опоздали для ударного блокирования.

Уке-Ваза — это го-но-сэн (перехват инициативы, навязывание противнику выгодных вам действий и завершение атаки в соответствии со своим планом).

Психологическая подготовка, когда человек «задает направление технике», имеет решающее значение для успешного применения уке-ваза по двум причинам:

  1. В случае опасности мы рефлекторно поднимаем руки для защиты головы и шеи. Мы не можем изменить данный рефлекс, но можем перенаправить его с помощью своего намерения: реакция будет происходить в направлении противника.
  2. Мы не можем анализировать ситуацию и принимать решение, а после этого предпринимать какие-то действия — это было бы слишком поздно! Реакция должна происходить «мимо мозгового центра», что позволит действовать без промедления.

Технические аспекты уке-ваза от Ави Рока

1. Реакция позволяет поймать атаку противника как можно раньше. Не используйте глаза — мы получаем много визуальной информации, которая нуждается в осмыслении. Нужно действовать быстро, не теряя время. Наблюдайте, но не смотрите!

2. Блокируя, мы должны перехватить инициативу! Это значит, что атакуем его атаку до кимэ, когда его усилие еще не максимально.

3. При блокировании стопы двигаются первыми, затем переносится вес, центр тела смещается очень незначительно, так как уке ваза это не завершающая техника, её цель только отразить атаку, полное использование веса тела не является необходимым.

4. Предплечье движется прямо, а не по кругу. Очень важно, чтобы блокирующая рука двигалась по кратчайшей линии к атаке оппонента, траекторию можно описать как прямую линию, с небольшим изгибом на конце, поскольку мы должны создать усилие в сторону. На это две причины: во-первых, по прямой быстрее, и, если блокируем круговым движением, мы оказываемся в невыгодном положении. Во-вторых, мы избегаем выбора реакции, умственного анализа.

5. Используйте запястье или близкую к запястью область в качестве зоны контакта и атакуйте данную зону у противника. Здесь продуцируется максимум мощи и именно сюда мы можем произвести наибольшее влияние.

6. В конечной позиции блока ваш центр тела должен быть защищен, вы не должны терять среднюю линию тела, чтобы не пришлось совершать дополнительное наведение контратаки. При блоке должна образоваться идеальная возможность для контратаки.

7. В блоке используйте «мучими» (щелчок всем телом). Это важно, ведь у нас очень маленькое пространство и время для блока и необходимо резко произвести большое усилие в короткий промежуток времени. Также резкий щелчок позволяет быстро переключаться от блока к контратаке, используя потенциальную энергию мышц от щелчка всем телом как при ударе кнутом.

Приемы Защиты (уке-ваза)

Защитные действия в каратэ играют роль не менее важную, чем атакующие. Искусство защиты сложнее, чем искусство нападения, поскольку атакующий может нанести любой из многочисленных ударов, тогда как защищающийся должен выбрать конкретную защиту против данного конкретного удара. Выбор защитного действия зависит от многих факторов, а именно: от дистанции, вида удара, от уровня атаки (Гедан, Чудан, Джодан), от количества атакующих ударов, от скорости атаки, от скорости реакции защищающегося, от умения ориентироваться в пространстве и др.

По уровню мастерства спортсмена защитные действия можно разделить на три уровня:

  1. Применение блоков и подставок.
  2. Уходы и уклоны.
  3. Опережение атаки противника и проведение своей атаки.

Чем выше уровень спортсмена, тем неуязвимее он для противника. Как правило, большинство видов блокирования ставят своей целью отвести удар противника с первоначальной траектории, сделать так, чтобы удар прошел мимо цели. В этом случае различают два вида школ: жесткую и мягкую. Жесткую школу характеризует жесткий мощный блок, который можно назвать своеобразной контратакой. Мягкая школа предполагает отведение удара с траектории скользящим и проводящим удар движением на минимально необходимое расстояние от цели.

Уходы и уклоны — это защитные действия мастера высокой квалификации, который видит момент начала атаки и направление удара. Тем не менее блокирование атаки применяется и в начале обучения, и в период зрелого мастерства.

Вершиной мастерства каратэки является предвидение атаки противника и опережение, перехват ее перед самым началом при дальнейшем проведении собственных атакующих действий.

В соответствии с концепцией спортивного каратэ, оно не является оружием агрессии, поэтому все действия в Кихон-Кумитэ (работа в парах) и все ката (воображаемый бой против нескольких противников) начинаются с защитных действий.

Рекомендуется запястьем блокирующей руки попасть на запястье атакующей руки. То есть чем длиннее рычаг, тем меньше прилагаемое усилие. Это правило касается блоков всех видов при блокировании ударов руками. Кроме того, существует опасность пропустить удар в случае, когда рука противника длиннее, а блок попал в предплечье в районе локтя. Желательно делать протягивающее движение блокирующей рукой в направлении атакующего удара, как бы сопровождая его. Подобное действие также уменьшает прилагаемое усилие блока, особенно в случае, когда масса противника значительно превышает массу защищающегося. При блокировании с отведением атакующей конечности в сторону от траектории удара очень важен резкий и мощный поворот бедер, который также значительно облегчает выполнение блоков.

В учебном варианте исполнения вторая рука, как правило, идет на бедро в Хикитэ одновременно с выполнением блокирующего движения. В боевых условиях вторая рука может защищать другое уязвимое место или усиливать блокирующую руку подставкой к ней.

При жестком блокировании стойка должна быть низкой с широко расставленными ногами, с низко опущенным центром тяжести тела. Такая стойка позволяет блокировать также мощные удары ногами без потери равновесия.

С другой стороны, в стационарную мишень попасть легче, чем в подвижную. Поэтому жесткая низкая стойка применяется сугубо при блокировании атаки противника, а затем необходимо перейти в более высокую подвижную стойку для осуществления боевого маневрирования.

Аге Уке может также называться Джодан Уке, поскольку блокирует атаку на уровне Джодан (голову). Атакующая рука (редко нога) отводится от первоначальной траектории вверх. Блокирующая рука поднимается вверх от уровня Чудан до уровня Джодан (чуть выше головы). В процессе поднимания часть руки от локтя до кулака находится все время в горизонтальном положении,перекрывая таким образом площадь корпуса. По ходу поднимания руки кулак совершает поворот на 180° и в конечной точке находится мизинцем вверх.

Сото Уке траектория движения снаружи внутрь от прямых ударов в голову и корпус. Поднимите кулак к виску (мизинец вверх), затем резким сильным движением с поворотом бедер в том же направлении перенесите кулак к противоположному плечу. Остановите кулак около противоположного плеча Кентос вперед (поворот кулака на 180°) приблизительно на расстоянии 20 сантиметров. Локоть прижат к животу. Атака блокируется предплечьем со стороны мизинца.

В конечной фазе корпус повернут к противнику на 3/4, что также уменьшает для противника площадь поражения. Защитой Сото Уке, как правило, блокируются прямые удары руками и ногами.

При перемещении вперед или назад обычно применяется стойка Зенкутсу Дачи с блоком Сото Уке.

Блок Сото Уке можно перевести в блок Аге Уке, не опуская руки, или наоборот, а также перевести в блок Гедан Барай, что повышает эффективность и частоту его применения.

После проведения блока Сото Уке можно повернуться на 180° и нанести Эмпи Учи или Уракен Учи в качестве контратаки.

Гедан Барай (Барай смахивание) отведение с траектории удара противника по уровню Чудан (в корпус) рукой или ногой. Блок выполняется внешней стороной предплечья (Ван) у кисти. Ось вращения кулака в локтевом суставе. Начало движения руки от противоположного плеча. Смахивающее движение руки должно проходить вдоль корпуса сверху вниз, защищая таким образом поверхность корпуса. Движение должно остановиться у внешней стороны бедра. При выполнении Гедан Барай в стойке Зенкутсу Дачи сжатый кулак должен остановиться в 5 сантиметрах выше колена и над коленом передней ноги.Защита Гедан Барай может выполняться из любой стойки, но при ее выполнении с шагом вперед рекомендуется стойка Зенкутсу Дачи, а при шаге назад стойка Кокутсу Дачи или Зенкутсу Дачи.

Шуто Уке — блок, осуществляемый внешним ребром раскрытой ладони. Блокирование производится площадью от основания ладони до основания мизинца. Удар Шуто Учи и блок Шуто Уке практически выполняются одинаково, только назначение у них разное. Раскрытая ладонь поднимается к противоположному уху пальцами вверх. Локоть опущен. Движение ладони со сжатыми вместе пальцами представляет собой пологую дугу вперед, в сторону атакующей руки противника с целью изменить траекторию атаки.

Вторая рука занимает положение в Хикитэ или с раскрытой ладонью, прижатой внешним ребром к солнечному сплетению, служит защитой. Обычно в учебном варианте перемещение с блоком Шуто Уке или ударом Шуто Учи выполняется в стойке Кокутсу Дачи и вперед, и назад. Финальная фаза удара или блока и шага вперед или назад совпадают по времени. В идеале угол в локтевом суставе должен составлять 90°, расстояние от локтя до корпуса ширина ладони, ладонь по высоте на уровне плеча.

Учи Уде Уке — блокирование производится частью запястья со стороны большого пальца круговым движением руки снизу вверх, изнутри наружу. Ось вращения блокирующей руки в локтевом суставе. Кулак сжат. Локоть находится впереди перед корпусом и согнут под прямым углом. Не следует отводить локоть в сторону. В момент блокирования корпус поворачивается к противнику на 3/4, что усиливает блок. Движение руки должно быть быстрым и четким. Вторая рука одновременно идет в Хикитэ. В учебном варианте перемещение, как правило, осуществляется в стойке Зенкутсу Дачи.

Джуджи Уке — крестообразный блок. Обычно используется против прямых ударов ногами на уровне Чудан (в корпус) или прямых ударов руками на уровне Джодан (в голову). В процессе выпрямления руки скрещиваются в запястьях и ловят ударную конечность на пересечение рук. Блок обычно осуществляется с шагом назад в стойке Зенкутсу Дачи. При блокировании ударов ногами не следует наклоняться вперед дальше ступни передней ноги, поскольку существует опасность пропуска удара в голову, если блок Джуджи Уке не остановит атакующую ногу.

Тейшо Уке — блокирование или мягкое отведение атаки с траектории осуществляется открытой ладонью. Точкой соприкосновения с атакующей конечностью служит основание ладони. Блокирование, жесткое или мягкое, осуществляется на всех уровнях и по всем направлениям. Главное условие комфортность и надежность выполнения, то есть стойка должна быть удобной и устойчивой, контакт с атакующей поверхностью надежным. Блокирование можно осуществлять из любой стойки с шагом вперед, назад или в сторону.

Выше приведены наиболее часто применяемые блоки. В принципе, каждая часть тела может быть использована в качестве защиты. Главная цель надежность и эффективность.

Основатель спортивного каратэ Гичин Фунакощи делал настолько сильные блоки, что его боялись атаковать. Таким образом, блоки могут применяться в качестве контратаки.

Вместе с тем мягкие блоки также очень эффективны, особенно с проводкой атакующей конечности почти по первоначальной траектории, но мимо цели.

Высшим классом блокирования, жесткого или мягкого, считается блокирование, при котором атакующая конечность проходит настолько близко мимо корпуса, что задевает каратэги (одежду), но не касается корпуса.

Техника Дзю-дзюцу (часть 3) Приемы болевого контроля (катаме-ваза)

Нет врага опаснее дурака

Существует пять основных способов удержания Тори под полным контролем, лишая его возможности возобновить наступательные действия: − контроль в положении стоя (тати-ваза), когда Тори продолжает стоять или вынужден упасть из-за сильного болевого воздействия;
− контроль в позиции на земле (нэ-ваза), когда Тори, будучи в положении лежа, опять-таки теряет всякую подвижность.

Удушение (симэ-ваза)

• удушение спереди (дзюдзи-дзимэ)

Тори находится в положении лежа на спине. Укэ сидит на нем сверху и проводит удушение накрест, при этом его предплечья находятся в тесном контакте с шеей оппонента (рис. 20). Для правильного выполнения этого приема необходимо продвинуть кисти рук далеко за шею, захватывая два конца воротника, затем, сжимая кулаки, по
дать руки вперед, при этом сильно раздвинув локти. За счет этого внешние части предплечий Укэ сдавливают сонные артерии Тори.

• удушение со спины (хадака-дзимэ)

После уклона Укэ заходит за спину Тори и внутренней стороной предплечья захватывает его за горло. Эффект удушения достигается блокированием шеи противника с помощью левого предплечья, которое располагается за головой. Левая рука толкает затылок противника вперед, в то время как правая рука блокируется в сгибе левого локтя (рис. 22). Чтобы ослабить действие этих «тисков», Тори вынужден отклониться назад.

Иммобилизация (осаэ-ваза)

Этой техникой можно воспользоваться, когда Укэ увлечен в падение Тори. Речь идет о том, чтобы продержать противника в этом положении, не оставляя ему времени прийти в себя. Существует большое количество приемов, однако здесь мы покажем только базовую форму хон-кеса-га-тамэ (рис. 21).
Укэ прижимается к боку Тори и поддерживает его тройным комбинированным движением: давлением раздвинутых на земле йог, переносом веса тела на правый локоть, который сжимает голову Тори, и блокировкой его левой руки своей левой рукой.
Из этого положения можно перейти к удушению или болевому приему.
Дзюдоисты хорошо знакомы с работой на земле, основные формы работы на которой были сгруппированы в катаме-но-ката, происходящей из древней школы такеноути-рю.
Болевые воздействия на суставы (кансетсу-ваза)
К этим техническим приемам прибегают тогда, когда хотят воспользоваться уязвимостью естественно слабых суставов противника. Боль, спровоцированная минимальным приложением силы, заставит Тори согнуться в направлении, нужном Укэ. Последний может или удерживать его в подчиненном положении, или выполнить бросок.
Болевой эффект может быть достигнут на трех уровнях:
− уровень локтя (хидзи-ваза);
− уровень запястья (тэкуби-ваза);
− уровень локтя и запястья одновременно.
Существует большое разнообразие технических приемов кансетсу-ваза, хорошо известных в школах айки-дзюцу. Известны три основные группы движений:

  • Выворачивание предплечья (котэ-гаеси). Создается и используется за счет нарушения равновесия противника назад (рис. 23), толканием его руки к внешней стороне назад и вниз.
  • Выкручивание предплечья на уровне запястья (котэ-хинери) и на уровне локтя (удэ-хисиги). Создается или используется нарушение равновесия противника вперед (рис. 24) при толкании его руки к внутренней стороне вперед и вниз. Угроза вывиха может возникать либо на уровне локтя, либо на уровне запястья. Хотя этот эффект можно произвести на двух уровнях одновременно. В эту категорию входят технические приемы удэ-осае, коте-маваси, тэкуби-осае, хидзи-дзимэ, ваки-гатами.
  • Выкручивание согнутой руки, поднятого локтя с двойным ключом на локоть и запястье (рис. 73).

Рисунок 25 иллюстрирует способ болезненного захвата протянутых пальцев противника. Этот тип «ключа» часто встречается в дзю-до в дзю-но-ката.

Второй рукой можно усилить захват и выкручивание руки оппонента. Предплечье выкручивается вдоль вертикальной оси, локоть сильно поднят. В дзю-дзюцу бой часто начинают с атаки на слабые точки суставов запястья, чтобы сделать более эффективными захваты и болевые приемы, проведенные сразу же после этого на локоть.

Рисунки 26-29 иллюстрируют технику сихо-нагэ. Когда Тори наносит удар правым кулаком, Укэ делает блок внешней стороной своей левой руки. При этом он совершает уклон, одновременно готовясь совершить захват своей правой рукой (рис. 26). Две его руки захватывают запястье Тори (рис. 27), затем, поднимая руки над головой, Укэ выполняет поворот (рис. 28). Продолжая поворот, Укэ становится в позицию, при которой происходит болевое воздействие сразу на локоть и кисть Тори (рис. 29). Продолжая давление вниз, можно выполнить бросок.

Теперь рассмотрим выкручивание руки. Как только Тори захватил правой рукой одежду Укэ, последний поворачивается вправо, захватывает своей правой рукой кисть оппонента, а левой рукой наносит отвлекающий атэми в корпус (рис. 30). Далее Укэ опускает руку Тори перед собой, при этом выкручивая его руку в кисти и толкая локоть ребром руки вниз (рис. 31). При этом возникает болевой эффект одновременно в кисти и в локте.
На рисунке 32 представлен более быстрый, но более опасный способ для локтя Тори. Левый кулак бьет по суставу, в то время как правая рука поднимает запястье. Таким образом, эффект рычага приобретает большую силу. Удар можно наносить левым локтем, коленом или всем телом, придавливая руку вниз.
Существуют также «ключи» для плеча и пальцев (примеры показаны на следующих страницах). Здесь мы рассмотрим основные формы рекохо — приемов удержания, цель которых не отбросить, а зафиксировать руку Тори в безжалостных «тисках». На тренировках при выполнении этих технических приемов должна соблюдаться еще большая осторожность, чем для других приемов кансетсу-ваза.
На рисунках 33, 35 и 36 показано воздействие на руку Тори при заходе с внутренней стороны. Эту же технику можно выполнять после захода на противника с внешней стороны. Эти приемы являются прекрасным способом заставить Тори выпустить оружие.
На рисунке 34 изображено выворачивание руки за спину с толканием правой рукой локтя и сильным поднятием запястья левой рукой. Когда Тори сопротивляется еще не полностью доведенному «ключу», Укэ должен, не колеблясь, быстро ослабить свое движение и перейти на другой прием, например ударить своей ногой по ноге противника и тем самым вступить в состязание сил.

Выкручивание или блокирование руки, выворачивание и усиление сгиба запястья или локтя являются техническими приемами, применяемыми как для освобождения от захвата, так и для контролирования противника.
На рисунках 37-73 показаны основные ключи, основанные на тщательном изучении степени выносливости суставов рук.

Болезненные надавливания (кюсо)

Кюсо — это другой способ заставить Тори согнуться по желанию Укэ или заставить его отпустить захват. Речь идет о том, чтобы раздавливать, щипать или нажатием пальцев оказывать эффект «буравчика» на некоторые жизненно важные точки, нервные сплетения, мышцы, сухожилия и т.д. Производимый эффект — мгновенен: из-за сильной боли противник ослабляет свое давление и смещает центр тяжести, что позволяет Укэ завершить свою контратаку (рис. 74).

Дзю-дзюцу предлагает множество способов ответного удара, но Укэ должен сам сделать свой выбор, руководствуясь тремя константами:
− целесообразность,
− наилучшая эффективность,
− решительность.
Не пытаясь бесполезно усложнять свой ответный удар, он должен быть готов в любой момент перейти от одной техники к другой. Лучшая эффективность часто достигается ра-зумным использованием комбинаций (рэнзоку-ваза) технических приемов, изложенных на предыдущих страницах.

Глава из книги Роланда Хаберзетцера «Дзю дзютцу» (1978 год) (см. статью — Легендарный Роланд Хаберзетцер)

АВСЭ-ЦУКИ — И-образный удар.

АГЕ-ЦУКИ — поднимающийся удар кулаком.

АГН-УКЕ — верхняя защита.

АГЕ-УКЕ-ГИАКУ-АШИ — верхняя защита с разноименной ногой.

АТЕ-ВАЗА — сокрушающий удар.

АШИБО КАКЕ-УКЕ- защита зацепом с помощью ноги.

АШИ-КУБИ КАКЕ-УКЕ- защита зацепом лодыжки.

ГАИ-ВАН — внешняя часть предплечья.

ГЕДАН-БАРАИ — защита, направленная вниз.

ГЕДАН — нижняя часть туловища.

ГЕДАН-ЧОКУ-ЦУКИ — прямой удар кулаком в промежность.

ГЕДАН-КАКЕ-УКЕ — защита крюком, направленная вниз.

ГЕДАН-КЕКОМИ — толчковый удар ногой в промежность.

ГЕДАН-УКЕ — защита, направленная вниз.

ГЕДАН-ЦУКИ — удар кулаком в промежность.

ЙОМА-ЦУКИ — широкий И-образный удар.

ЙОКО-ГЕРИ — удар ногой в сторону.

ЙОКО-ГЕРИ-КЕАЧЕ — маховый удар в сторону.

ЙОКО-ГЕРИ-КЕКОМИ — толчковый удар ногой в сторону.

ЙОКО-КЕКОМИ- толчковый удар ногой в сторону.

ЙОКО-МАВАШИ-ХИДЖИ-АТЭ — боковой удар локтем.

ЙОКО-МАВАШИ-ЭМПИ-УЧИ — боковой удар локтем.

ЙОКО-ТОБИ-ГЕРИ — удар ногой в сторону в прыжке.

ЙОКО-ХИДЖИ-АТЭ — удар локтем в сторону.

ЙОКО-ЭМПИ-УЧИ — удар локтем в сторону.

ДАН-ЦУКИ — последовательные удары.

ДЕАИ-ОСАЭ-УКЕ — защита отжимом с подшагиванием.

ДЖИЙУ-КУМИТЕ — свободный поединок.

ДОЖО — тренировочный зал.

ДЖО-ДАН — область лица.

ДЖОДАН-АГЕ-УКЕ — защита, направленная вверх от удара в голову.

ДЖОДАН-ЧОКУ-ЦУКИ — верхний прямой удар кулаком.

ДЖОДАН-КЕКОМИ — толчковый удар ногой в лицо.

ДЖОДАН МАЕ-ГЕРИ — прямой удар ногой в лицо.

ДЖОДАН-СОКУТЕИ — приподнятая подошва.

ДЖУДЖИ-УКЕ — X-обратная защита.

ЗЕНКУЦУ-ДАЧИ — передняя стойка.

ИППОН-КЕН-ЦУКИ — удар кулаком с одной костяшкой.

ГЙАКУ-АШИ — разноименная нога.

ГЙАКУ-МАВАШИ-ГЕРИ — обратный боковой удар ногой.

ГЙАКУ-ЦУКИ — удар противоположной рукой.

КАЧИ-ЦУКИ — удар крюком.

КАИШО — открытая кисть.

КАКЕ-ШУТО-УКЕ — защита изогнутым шуто.

КАКЕ-УКЕ — защита крюком.

КАКИВАКЕ-УКЕ — защита обратным клином.

КАКУЮ — согнутое запястье.

КАКУТО-УКЕ — защита согнутым запястьем.

КАНКУ-КАТА — «обозревание неба».

КАРАТЭ — ведение боя пустыми руками.

КАТА — формальное упражнение.

КЕАЧЕ — маховый удар ногой.

КЕБАНАШИ — удар ногой (маховый удар ногой).

КЕЙТО — запястье — голова цыпленка.

КЕИТО-УКЕ — защита с помощью кейто.

КЕКОМИ — толчковый удар ногой.

КЕНТО — бой на саблях.

КЕНЦУИ-УЧИ — удар с помощью кулака-молота.

КЕРИ — удары ногой.

КЕРИ-ВАЗА — приемы нанесения ударов ногами.

КЕСА-ГЕРИ — удар ногой по диагонали.

КИБА-ДАЧИ — стойка с широко расставленными ногами.

КИХОНКУМИТЭ — основы проведения поединка.

КИЦАМИ-ЦУКИ — внезапный удар.

КОКУЦУ-ДАЧИ — задняя стойка.

КО-ШИ — подушечка ступни.

КУМАДЭ — медвежья лапа.

МАВАШИ-ГЕРИ — боковой удар ногой.

МАВАШИ-ЦУКИ — боковой удар кулаком.

МАЕ-АШИ-ГЕРИ — удар ногой, стоящей впереди.

МАЕ-ГЕРИ — удар ногой вперед.

МАЕ-ГЕРИ КЕАЧЕ — маховый удар ногой вперед.

МАЕ-ГЕРИ-КЕКОМИ — толчковый удар ногой вперед.

МАЕ-ТОБИ-ГЕРИ — удар ногой вперед в прыжке.

МАЕ-ХИДЖИ-АТЭ — удар локтем вперед.

МАЕ-УДЕ-ДАЕИ-ОСАЭ — защита отжимом с помощью предплечья.

МАКИВАРА — доска для нанесения ударов.

МИКАЦУКИ-ГЕРИ — удар ногой «полумесяц».

МОРОТЭ-СУКУН-УКЕ — защита черпающим движением с применением 2-х рук.

МОРОТЭ-УКЕ — усиленная защита с помощью предплечья.

МОРОТЭ-ЦУКАМИ-УКЕ — защита захватом 2-мя руками.

МОРОТЭ-ЦУКИ — удар двумя кулаками.

МУСУБИ-ДАЧИ — непринужденная стойка готовности, носки врозь.

НАГАШИ-УКЕ — защита отбивом.

НАГАШИ-ЦУКИ — нарастающий удар.

НАИ-ВАН — внутренняя часть.

НАКАДАКА-ИППОН-КЕН — кулак с одной костяшкой среднего пальца.

НАКАДАКА-КЕН — кулак с костяшкой среднего пальца.

НЕКО-АШИ-ДАЧИ — кошачья стойка.

НИДАН ГЕРИ — двойной удар ногой в прыжке.

НИХОН НУКИТЭ — рука-копье из двух пальцев.

ОСЕЭ-УКЕ — защита нажимом.

ОТОШИ-УКЕ — опускающаяся защита.

ОТОШИ-ХИДЖИ-АТЭ — удар локтем вниз.

ОТОШИ-ЭМПИ-УЧИ — удар локтем вниз.

РЕЙНОДЖИ-ДАЧИ — Г-образная стойка.

РЕНЦОКУ-ГЕРИ — комбинация ударов ногамл.

РЕНЦУКИ — попеременные удары.

САНЧИН-ДАЧИ-стойка «песочные часы».

САНРЕН-ЦУКИ — три последовательных удара кулаком.

СЕНКЕН-НУКИ-ЧОКУ — прямой удар с помощью «сенкен».

СЕНКЕН — передняя часть кулака.

СЕЙРЙУТО — рука-челюсть быка.

СУКУМЕН-АВАСЭ-УКЕ — защита с соединенными сторонами рук.

СОКУТЕЙ-МАВАШИ-УКЕ — дугообразная защита подошвой ступни.

СЩКУТЕЙ-ОСАЭ-УКЕ — защита с отжимом с помощью ступни.

СОКУТО — ребро ступни.

СОКУТО-КЕАЧЕ — маховый удар ребром ступни.

СОКУТО-ОСАЭ-УКЕ — защита с отжимом с помощью ребра ступни.

СОТО-УКЕ — защита снаружи внутрь нижней частью запястья.

СОЧИН-ДАЧИ — диагональная стойка с широко расставленными ногами.

СУКИ — незащищенное место.

СУКУН-УКЕ — защита черпающим движением.

ТАМЕШИ-ВАРИ — испытание силы приема.

ТАТЭ-ШУТО-УКЕ — защита вертикальным шуто.

ТАТЭ-ХИДЖИ-АТЭ — удар локтем вверх.

ТАТЭ-ЦУКИ — удар вертикальным кулаком.

ТАТЭ-ЭМПИ-УЧИ — удар локтем вверх.

ТЕЙДЖИ-ДАЧИ — Т-образная стойка.

ТЕЙШО — основание ладони.

ТЕЙШО-АВАСЭ-УКЕ — комбинированная защита основаниями ладоней.

ТЕЙШО-УКЕ — защита основанием ладони.

ТЕЙШОУЧИ- маховый удар основанием ладони.

ТЕЙШО-ЦУКИ — удар основанием ладони.

ТЕКУБИ-КАКЕ-УКЕ — защита изогнутым запястьем.

ТЕНАГАШИ-УКЕ — защита отбивом кистью.

ТЕОСАЭУКЕ — защита отжимом кистью.

ТОБИ-КЕРИ — удар ногой в прыжке.

ТОБИ-ЙОКО-ГЕРИ — удар ногой в сторону в прыжке.

УДЕ-УКЕ — защита предплечьем.

УРАКЕН — тыльная часть кулака.

УРАКЕН-УЧИ — удар тыльной частью кулака.

УРКЕН ЦУКИ — близкий удар.

УЧИ — удар рукой.

УЧИ-ВАЗА — приемы нанесения ударов руками.

УЧИ-УКЕ — защита изнутри наружу верхней частью запястья.

УЧИ-ХАЧИДЖИ-ДАЧИ — обратная стойка с раздвинутыми ногами.

УШИРО — задний, тыльный.

ФУДО-ДАЧИ — прочная стойка.

ФУМИКИРЫ — режущий удар ногой.

ФУМИКОМИ — топчущий удар ногой.

ФОМИКОМИ-АГЕ-УКЕ — верхняя защита с подшагиванием.

ФОМИКОМИ-УДЕ-УКЕ — защита с предплечьем с подшагиванием.

ФОМИКОМИ-ШУТО-УКЕ — защита с помощью шуто с подшагиванием.

ХАИТО-УЧИ — удар рукой-ребром.

ХАЙСОКУ — подъем ноги

ХАИШУ — тыльная сторона кисти.

ХАИШУ-УКЕ — защита тыльной стороной кисти.

ХАИШУ-УЧИ — удар тыльной стороной кисти.

ХАЙВАН -тыльная сторона руки.

ХАЙВАН-НАГАШИ-УКЕ — защита отбивом тыльной частью руки.

ХАНЧЕКУ-ДАЧИ — стойка «полумесяц».

ХАНЧЕЦУ-КАТА — формальные упражнения.

ХАНМИ — наполовину передняя стойка в стойке «полумесяц».

ХАСАМИ-ЦУКИ — удар ножницами.

ХАЧИДЖИ-ДАЧИ — стойка с расставленными ногами.

ХЕЙКО-ДАЧИ — стойка с параллельными ступнями.

ХЕЙКО-ЦУКИ — параллельный удар.

ХЕЙСОКУ-ДАЧИ — непринужденная стойка готовности.

ХИДАРИ-ТЕЙДЖИ-ДАЧИ — левосторонняя Т-образная стойка.

ХИДАРИ ШИЗЕН-ТАН- левосторонняя естественная стойка.

ХИДЖИ ЛТЭ — удар локтем.

ХИДЖИ-СИРИ-УКЕ — защита скользящим локтем.

ХИДЖИ УЧИ — удар локтем.

ХИРАКЕН — кулак с выдвинутыми костяшками.

ХИРАКЕН ЦУКИ-удар кулаком с выдвинутыми костяшками.

ЦУКИ — прямой удар кулаком.

ЦУКИ-ВАЗА — приемы нанесения ударов кулаком.

ЦУ АСАКИ — кончики пальцев.

ЧОКУ-ЦУКИ — удар кулаком сейкен.

ЧУДАН — область груди.

ЧУДАН МАЕ-ГЕРИ — удар ногой вперед по туловищу.

ЧУДАИ-УДЕ-УКЕ — защита предплечьем от удара в корпус.

ЧУДАН-УЧИ-УКЕ — защита верхней частью запястью изнутри наружу.

ЧУДАН-ШУТО-УКЕ — защита рукой-ножом от удара по корпусу.

Приемы Защиты (уке-ваза)

Карате отличается от бокса и других видов единоборств своими приемами защиты.

В каратэ существует много блоков против ударов ногами, в которых применяются как ноги, так и руки.

В этом отношении каратэ уникально. Блок преследует следующие цели:

  • Разрушение атаки противника

Мощно выполненный блок может удержать противника от дальнейших действий, в этом случае блок становится сам по себе атакой.

Рука или нога атакующего могут быть блокированы мягко, с силой, достаточной только для их отражения

  • Блок и атака

Возможно блокировать и атаковать в одно и тоже время Выведение противника из равновесия.

Поставив блок, можно занять безопасную позицию, пока не появится возможность контратаковать.

Достижение мастерства в данных аспектах необходимо. Для овладения эффективной техникой блока надо совершенствовать следующее:

  • Направление силы

Невозможно блокировать, не уйдя предварительно с линии атаки. Удар противника рукой или ногой следует парировать: снизу вверх, если атака направлена в голову или грудь изнутри наружу или снаружу вовнутрь,если атака направлена в грудь вниз и наружу, если атака направлена в живот.

  • Вращение предплечья и чувство ритма

Просто ударить атакующую руку явно недостаточно. Блокирующие предплечье блокирующей руки делает блок сильнее, но самое главное- это хорошее чувство ритма.

Вращение бедер также важно в блоке, как и при ударе. Начинайте блок бедром, отводя реверсную руку в момент проведения блока.

  • Положение локтя

Эффективность блока зависит от концентрации всей силы тела в предплечье в момент контакта с противником. Когда локоть прижат к телу, сила максимальна, однако это сужает поле действия блока. В зависимости от ситуации локоть следует держать не слишком далеко и не слишком близко к корпусу- в принципе на расстоянии равном ширине кулака.

  • Недостатки проносов

Пронос блокирующей руки влечет за собой потерю равновесия, снижение контроля за движениями и затрудняет выполнение последующих приемов. Необходимо владеть стойками, соответствующими каждому блокирующему действию.

Существуют блоки, которые сами по себе являются завершающим ударом.

Основные блоки. Аге-уке, Сото-уке, Гедан-барай, Учи-уке. Зачем это все?

Ну не работает блок Учи-уке и все тут! Десятки видео записей на Ютубе показывающие, демонстрирующие только одно — не эффективен он. Ну где вы видели чтобы этот блок или скажем блок Аге-уке применялся в поединках? Так зачем его изучать? Зачем его до сих пор изучают? Традиция? Какой то фольклор? А мне это надо?

Признаюсь, я также рассуждал. Вот у меня коричневый пояс. Второй кю. Я готовлюсь к соревнованиям по Кумитэ. И. Как мне эти блоки применять? Я применяю другие блоки, отвожу атаку противника. Они проще. Быстрей. Зачем я столько времени тратил на освоении базовой техники? Почему нельзя сразу учить вот конкретные приемы защиты которые по моему вразумению действенны?

И вот мне уже 37. У меня трое детей. Пройдя путь спортсмена и выйдя на прямую дорогу тренера, я могу ответить на свой же вопрос который задавал сам себе в юности. Давайте совершим путешествие в начальную школу. Смотрите

Перед вами прописи. Вот так учатся дети начальных классов писать. Сначала палочки, потом ножки с палочками и т.д. И вот когда у детей сформирован устойчивый навык переходят непосредственно к буквам. Буквы на 70-80% состоят из этих же простых элементов. Освоение написание их, после пройденного этапа, будет существенно быстрей. Неужели это не понятно?

Теперь перенесите все это на карате. Блок Аге-уке, это таже палочка с ножкой. Этот блок по определению слабо применим в реальном поединке. Но вот производные от него — запросто!

Все есть в ката. И тренировочные упражнения и непосредственно производные от них. Люди что придумали Ката были ни только большими мастерами, но и выражаясь современным языком, большими методистами. Возьмем например ката Хиян Шодан. Самая первая ученическая ката. Тут блоки Аге-уке чередуются с производными от него. Это уже другой блок и это и удар.

Ударить блоком Аге-уке — кто бы мог подумать! Вот это реальная производная. Действенно, эффективно ударить локтем в горло? Да это однозначно больница или даже смерть. Конечно не стоит такую технику демонстрировать детям. Это ни спорт.

Хочу обратить внимание читателя на следующий факт. Как бы подробно не было описано, какие бы хорошие не были бы фотографии или видео. Пытаться научится чему то по этому материалу просто опасно. Пожалуйста, приходите в зал, посещайте семинары и там, под присмотром опытного тренера, все эти и многие другие тонкости каратэ вы сможете освоить. Осс

Клуб Традиционного Карате в Санкт-Петербурге

Приемы Защиты (уке-ваза)

Уке-вадза – это техника защиты с помощью рук и ног. Применение техники предполагает использование для противодействия атаке останавливающих, отводящих и рубящих действий. Базовая техника уке-вадза включает:

Гедан-уке – зашита от атак, проводимых снизу. Это нисходящий маятниковый блок по нижнему (гедан-бараи) и среднему (чудан-бараи) уровням с помощью предплечья и блок с помощью основания кулака (тетсуи-уке).

Аге-уке – защита по верхнему уровню, проводимая с помощью предплечья. Выполнение блока производится по дуговой траектории вверх.

Удэ-уке – защита с помощью предплечья, позволяющая блокировать атаки по среднему уровню. Варианты:

— сото-уке – движением предплечья от плеча внутрь;

— учи-уке – движением изнутри наружу.

Шуто-уке – блок с применением наружного ребра ладони. Такие блоки, выполняемые в технике удара, являются рубящими.

Хайши-уке – останавливающий блок, выполняемый наружной частью ладони.

Отоси-уке – блок с помощью вертикального удара выполняемый предплечьем.

Тэйшо-уке – блок выполняемый основанием ладони. Выполняется для отведения или остановки атаки.

Джуйи-уке – блок подставкой скрещенных рук. Выполняется как останавливающая защита, для предупреждения атак сверху (рукой) и снизу (ногой).

Каги-ваке-уке – защита, выполняемая с помощью разведения предплечий.

Тейсоку-уке – останавливающая защита внутренней стопы наружу.

Сунэй-уке – блок внутренней частью голени по дуге внутрь.

10.4. Защиты

Одну из главных сторон мастерства в каратэ составляет защита. Только умело и своевременно используя защитные действия, можно добиться победы в поединке. Целью в каратэ является не нападение, а отражение нападения. Поэтому, например, все ката в каратэ начинаются с защиты, и лишь затем следует контратака. Перефразируя известное шахматное изречение, в каратэ говорят: «Белые начинают и проигрывают».

Защита – ключ атаки. Она готовит исходное положение для нанесения атакующих ударов и способствует быстрому и своевременному переходу от оборонительных действий к наступательным.

Мастерство в каратэ во многом определяется умением правильно выбирать оптимальный вид и способ защиты от атаки противника. С помощью защиты обезоруживается противник и готовится собственная контратака. Кроме того, умелая защита, с одной стороны, придает уверенность и непринужденность в своих действиях, а с другой – утомляет противника, принуждая его промахиваться и напрягаться, выводит его из равновесия, заставляет его усомниться в своих силах.

Защитные средства – это наиболее сложные для освоения элементы техники каратэ. Дело в том, что применяя ту или иную защиту, необходимо вовремя подметить исходное положение противника, увидеть начало его атаки и определить путь удара к цели. Поэтому отработка навыков защитных действий занимает в каратэ много места.

В каратэ применяются следующие виды защит: подставка, блок, уклон, нырок, уход.

Подставка является наиболее простым видом защиты. Подставка ладоней и предплечья часто применяется для защиты от удара рукой или ногой по кругу в голову, реже для защиты от прямого удара кулаком в голову. Очень важно при выполнении этой защиты не отворачиваться от удара противника, не поднимать высоко голову и не закрывать глаза. Защищаясь, необходимо занять удобное исходное положение для контратаки.

Для постановки блоков используют руки или ноги, а наряду с мощью блокирующей руки (ноги) также и энергию вращения бедер. В каратэ есть два основных варианта постановки блоков: жесткий блок, когда блоком атакуют ударную ногу (руку) противника, и мягкий блок, с помощью которого производится остановка или изменение направления удара противника.

Принцип постановки блоков в каратэ такой:

? если удар идет сверху – блок идет снизу;

? если удар идет снизу – блок идет сверху;

? если удар идет слева – блок идет справа, и наоборот.

Все блоки компактны и не выходят далеко за пределы защищаемой зоны. При этом каждый блок подразумевает немедленную контратаку.

В каратэ существуют десятки эффективных блоков, позволяющих осуществить надежную защиту. Среди них есть несколько основных блоков руками и ногами, являющихся базовыми в любых школах каратэ.

К основным блокам руками относятся (рис. 15): аге уке (верхний блок); гедан бараи (нижний блок), отоши уке (блок предплечьем вниз); учи уке (блок предплечьем наружу); сото уке (блок предплечьем вовнутрь). Кроме этих блоков, часто используются и такие, как кокето уке (блок ребром ладони наружу), шутото уке (восходящий блок ребром ладони), удэ уке (блок предплечьем снизу вверх).

Рис. 15. Блоки руками: 1 — аге уке; 2 — гедан бараи; 3 — отоши уке; 4 — учи уке; 5 — сото уке

К основным блокам ногами относятся (рис. 16): хиза уке (блок коленом); аши уке (блок голенью наружу); сото аши уке (блок голенью вовнутрь).

Рис. 16. Блоки ногами: 1 — хиза уке; 2 — аши уке; 3 — сото аши уке

Для того чтобы правильно выбрать тот или иной блок при атаке противника, необходимо отработать постановку блоков до автоматизма, закрепляя движение блокирующей руки или ноги в подсознании. Это позволяет быстро и надежно осуществлять защиту в поединке.

Суть защиты уклоном заключается в том, что за счет незначительного смещения туловища в сторону или его вращения создается пустота перед ударной поверхностью противника. При этом самая сильная и точная атака противника проходит без соприкосновения с целью, что производит угнетающее впечатление и внушает атакующему чувство неуверенности и беспомощности.

Защита нырком применяется от ударов по кругу руками и ногами в верхний уровень (дзёдан). Эта защита ценна тем, что оставляет руки и ноги свободными для контратаки, а противника вынуждает промахиваться и терять равновесие. В основе защиты нырком лежит уклон с одновременным приседанием – настолько глубоким, что удар противника проходит мимо цели.

Защита уходом основана на движении ног. Суть защиты уходом заключается в том, чтобы стать недосягаемым для ударов противника. При этом уход может осуществляться влево, вправо, назад, а также вперед-влево, вперед-вправо, назад-влево, назад-вправо под различным углом (45°, 90°) к линии атаки противника. При уходе с линии атаки от ударов противника важную роль играет умение перемещать бедра (тае сабаки), когда одно из бедер выполняет вращение назад, используя в качестве оси вращения другое бедро, которое неподвижно или испытывает небольшое перемещение. Отрабатывая защиту уходом, очень важно, применив уход, занять удобное исходное положение для контратаки, так как от нее зависит активность этой защиты.

Укеми-ваза раздел страховок

Рэй-хо, рэйсики раздел приветствий, правила поведеня

Рэй — поклон, приветствие

Дза-рэй поклон сидя

Додзё-ни-рэй поклон додзе

Шомен-ни-рэй поклон главной стене

Сэнсэй-ни-рэй поклон учителю

Отагай-ни-рэй поклон ученикам

О-аеши-мас пожалуйста примите участие в тренировке со мной

Домо-аригато-годзаимас большое спасибо

Боевые, воинские искусства Японии, созданные самураями

«искусство тела», начальный, низший раздел, подготовка к будзюцу

Дзю-дзюцу, джиу-джитсу

«искусство мягкости», борьба без оружия с использованием своей физической силы

Айки-но-дзюцу, айки-джитсу

«искусство овладения энергией», использование в защите силы противника против него самого

Айки-дзюдзюцу

Метод школы Дайто-рю, соединяющий айки- и дзю-, боевые варианты техник

Направления

Мае вперед

Уширо назад

Ко вбок

Миги вправо

Хидари влево

Аге вверх

Отоши вниз

Сото снаружи

Учи внутри

Омотэ лицевые техники

Ура обратные (по отношению к омотэ) техники

Команды

Хаджиме начать

Йой приготовились

Ямэ закончить

Мотэ стоп

Котай поменять

Татэ встать вертикально

Сирицу построиться

Фундаментальные принципы бу-дзюцу

Мецке взгляд, контролирующий противника и поле боя

Ма-ай дистанция, удобная для ведения боя

Кокю дыхание

Сэн время реагирования в бою

Заншин сохранение боевого духа после проведения техники,

Контроль

Камае позиция тела

Сейдза положение отдыха и просмотра исполнения техник

Кидза боевое положение готовности на коленях (на пальцах ног)

Шидзентай естественная боевая позиция стоя

Аши-ваза техника перемещений

Шикко перемещение на коленях

Учи удары

Уракен обратный кулак

Иппонкен кулак с выставленной вперед первой фалангой пальца

Нукитэ рука копье, кончики пальцев

Сюто рука-меч, ребро ладони

Тэйшо основание ладони

Цки тычок, прямой удар рукой

Ой-цки атака кулаком с шагом одноименной ногой

Кизами-цки удар кулаком «передней» руки, “выпад”

Шуто-учи удар ребром ладони

Шомен-шуто-учи удар ребром ладони в голову сверху вниз

Наномен-шуто-учи удар ребром ладони в висок

Зенго удар локтем и кулаком назад

Уке-ваза раздел защитных блоков

Сото-уке блок с внутренней стороны наружу

Учи-уке блок с внешней стороны вовнутрь

Гедан-барай нижний сметающий блок

Сюто-уке блок ребром ладони

Дзёдан-уке блок на верхнем уровне

Дзюдзи-уке крестообразный блок

Кери-ваза раздел удары ногами

Мае-гери прямой удар ногой вперёд

Ёко-гери удар ногой в сторону , вбок

Уширо-гери удар ногой назад

Маваши-гери круговой удар ногой вперед

Торитэ захваты

Кататэ-дори захват кисти (зеркальный, разноименный)

Айтэ-дори захват кисти (одноименный)

Риотэ-дори захват двух рук

Моротэ-дори захват одной руки двумя руками

Кумиката-дори захват за воротник и рукав куртки

Эри-дори захват за отворот воротника

Ката-дори захват рукава у плеча

Цукамэ захват рукава

Катадаку-дори захват корпуса поверх рук

Кошидаку-дори захват корпуса под руками

Наге-ваза раздел бросков

Кудзуши выведение из равновесия

Курума-даоши задняя подножка

Коши-гурума переворот через бедро

Ката-отоши бросок через плечо

Сеои-наге бросок через спину

Осае-ваза удержания

Кансэцу-ваза болевые приемы на суставы

Кимэ сгибание в суставе в направлении естественного

Каеши сгибание в суставе в не естественном направлении

Шиме-ваза удушающие приёмы

Дзюдзи-джиме удушающий предплечьями скрестно за отвороты кимоно

Укеми-ваза раздел страховок

Мае-кайтен -укеми кувырок вперед

Ёко-укеми страховка падением на бок

Уширо-укеми страховка падением на спину

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10023 — | 7495 — или читать все.

193.151.241.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ссылка на основную публикацию