Практика кунг-фу Чистые и прикладные боевые искусства. | Karate-krs.ru

Практика кунг-фу Чистые и прикладные боевые искусства.

Степанова Наталия Викторовна

С 2018 года ученица Настоятеля Суншаньского Шаолиньского монастыря Мастера Ши Юн Сина. Буддийское имя Ши Ян Тинг.

Личная ученица Руководителя Центра «Дамо», Мастера Ши Ян Вэя (Рогова В.М.) , личного ученика Настоятеля Шаолиньского Монастыря.

Принятие прибежища в Шаолиньском монастыре в 2018 году.

Образование:

Образование высшее: МХПИ (Московский художественно-промышленный институт).

Колледж прикладного искусства МГХПА им. Строганова (бывш. МХПУ им. Калинина)

МГХПУ (Московская государственная художественно-промышленная академия им. Строганова).

Опыт занятий боевыми искусствами:

С 2011 года ученица Старшего Наставника Центра Рогова В.М. по направлениям: тайцзицюань стиля Ян, цигун, кунг-фу.

Текущий уровень знания Кунг-фу – 2-ой Дуань

Инструктор по направлениям: традиционное кунг-фу Шаолиньцюань без оружия и с оружием, тайцзицюань стиля Ян без оружия и с оружием, цигун.

Ведет взрослые и детские группы. Индивидуальные занятия.

Стаж занятий боевыми искусствами: с 2011 года

  • Традиционное кунг-фу Шаолиньцюань, передача монастыря Шаолинь.
  • Традиционное кунг-фу с оружием
  • Тайцзицюань стиля Ян
  • Тайцзицюань с оружием (веер/меч Дао/меч Цзянь)
  • Цигун
  • Нейгун
  • Медитация

Повышение квалификации:

Ежегодное повышение мастерства в Шаолиньском монастыре с 2012 года по настоящее время у ведущих монахов-усэнов монастыря: мастера Ши Ен Ао и мастера Ши Ян Ти.

Прохождение семинаров под руководством монаха-усэна мастера Ши Ен Ао по практике цигун “Бадуаньцзинь” в 2014, 2019 г.г.; по практике нейгун в 2019 году.

Постоянный участник семинаров под руководством Старшего Наставника Ши Ян Вэя ( Рогова В.М.).

Прошла курсы повышения квалификации инструкторов «Теория и методика традиционных боевых искусств и восточных единоборств» в Российском государственном университете физической культуры и спорта.

Стажировка у Мастера Тайцзицюань Сюй Гу. 2012 год. Удан.

Семинары по кунг-фу под руководством монаха-усэна мастера Ши Ян Ти.

Семинары по кунг-фу под руководством мастера-усэна Майкла Душе.

Семинары по кунг-фу под руководством мастера-усэна Ши Синг Ми.

Неоднократный участник семинаров “Искусство востока в жизни европейца”, проходила практики тайцзицюань стиля Ян и Чэнь, под руководством Рогова В.М. и Евтеева А.В.

Участник практического семинара-тренинга Школа Чайного искусства “Чай, вода, огонь, предметы и люди” под руководством Евтеева А.В.

Общественные мероприятия:

Координатор и постоянный участник Открытого Турнира по традиционному кунг-фу «Красный дракон»

Постоянный участник Фестивалей Будо-Конвенция на ВВЦ, Спортлэнд и «Боевые искусства как форма диалога» в Этномире.

Постоянный участник показательных выступлений на общественных мероприятиях от Центра “Дамо”.

Проводила бесплатные социальные занятия и открытые мастер-классы в Центре “Дамо”.

Спортивные достижения:

Победитель Международного Фестиваля Ушу в Гонконге 2014г. (тайцзицюань с оружием, дуэлянь, групповое выступление, кунг-фу с оружием).

Неоднократный победитель и призер Открытого турнира по традиционному кунг-фу “Красный дракон”. (по дисциплинам тайцзицюань с оружием, кунг-фу, кунг-фу с оружием).

Призер 32-го ЭМБУ Тайкая Kokusai Budo Renmei.

Лауреат фестиваля по традиционным боевым искусствам “Vip Budo Taikai”

Неоднократный призер Чемпионата Москвы по традиционному кунг-фу (2018 г., 2019 г.)

Чемпионка России по традиционному кунг-фу 2017 г. Санкт-Петербург. (в дисциплинах тайцзицюань; кунгфу)

Победитель Unified World Championships, Italy, 2017. (в дисциплинах кунгфу; тайцзицюань)

Чемпионка России по традиционному кунг-фу 2018 г. Москва.

Практика кунг-фу Чистые и прикладные боевые искусства.

Чистые и прикладные боевые искусства.

Внешне целостное явление боевых искусств, которое выполняет комплексную функцию в современном обществе, при более детальном морфологическом анализе видится достаточно разнообразным как по форме, так и по содержанию.

Каган в своей работе «Морфология искусства» (Л., 1977) говорит о возможности морфологического анализа и классификации искусств. Для реализации этого утверждения необходимо установить, какая плоскость классификации искусств должна быть призвана быть исходной и определяющей. «Выход из положения состоит в том, чтобы выявить связь –координационную и субординационную – самих классификационных плоскостей. Необходимо отделить «простые» структуры от «сложных» (как О от Н2О и N от Н2NО3) для создания иерархии классификационных плоскостей».

Он приходит к выводу, что применительно к искусствам всегда будет справедливо говорить о двух формах бытия: чистые искусства и прикладные. Эти две формы бытия искусств он и определил как исходная метафизическая плоскость классификации искусств.

Чистое искусство называется высоким, т.к. удовлетворяет человеческие (и социальные) потребности более высокого порядка (зачастую трансперсональные), чем прикладные искусства. Его также называют свободным, по той причине, что оно не связано стереотипами, которые диктуют внешние социально-экономические и политические обстоятельства. Можно сказать, что оно существует и действует не «потому что», а скорее «вопреки» объективным обстоятельствам. Чистые искусства выполняют консолидирующую функцию в обществе, т.е. объединяют людей в процессе приобщения к единым художественным (в нашем случае «боевым») ценностям, поэтому их также называют монофункциональными.

Чистые искусства интровертны, т.е. направлены на внутренние душевные и духовные объекты, они вскрывают глубинные закономерности человеческой природы и позволяют человеку выразить наиболее глубинные переживания. Для чистых искусств характерно доминирование творческого процесса над конечным результатом труда, точнее важна внутренняя трансформация человека, а не материальный продукт его творчества. По этой причине их называют «искусством для искусства».

Советский энциклопедический словарь[1] раскрывает понятие «Искусство для искусства» («чистое искусство») как название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи «искусства для искусства» оформились в теорию в середине XIX века во многом как негативная реакция на утилитаризм буржуазных отношений (Готье, группа «Парнас» во Франции). В России лозунг «искусство для искусства» в середине XIX века был полемически противопоставлен «гоголевскому направлению», т.е. социально-критическому направлению в искусстве (Дружинин и др.). В наше время полемика по этому вопросу привела к твердой убежденности в необходимости разумно сочетать чистые и прикладные искусства, при четком разграничении их функциональной нагрузки в жизни общества.

Интересно, что в Китае независимо от европейских представлений о природе «чистых искусств», возникла подобная концепция «Цзинъу» –«Чистых боевых [искусств]», которая даже была зафиксирована в названии первой организации, объединяющей мастеров ушу. Проследить происхождение этого термина довольно сложно. Если второй иероглиф (у 武) в слове «цизнъу» однозначно переводится как «боевое искусство», то первый иероглиф (цзин 精) имеет много значений: «семя», «суть», «очищенный», «рафинированный», свидетельствующий об элитарности и утонченности. Таким образом, речь идет об «утонченных боевых искусствах», «чистых боевых искусствах» или «сути боевых искусств».

Прикладные искусства, как явствует из самого названия, реализуют все возможности искусств, преломляя их к жизненной необходимости людей. Таким образом, они выполняют самые разные общественные функции, отвечая практически на все запросы как отдельно взятого человека, так и общества и государства в целом. Прикладные искусства выполняют дифференцирующую функцию в обществе, разделяя общество на группы по интересам, которые могут носить как временный, так и относительно постоянный характер. Прикладные искусства экстравертны, т.е. «направленны вовне», на решение конкретной утилитарной задачи. Прикладные искусства являются бифункциональными, т.е. имеют множество прикладных функций, отвечающих на все жизненные потребности людей. Например, в музыке выделяют танцевальную, театральную, программную (на литературные сюжеты), музыку реклам, радиомузыку, теле и киномузыку и т.д.

Это разделение не означает, что одно искусство хорошее и великое, а другое плохое и ущербное. Наоборот это указывает на единство всех видов проявления конкретного искусства в тесной взаимосвязи с другими культурными явлениями, которые есть ни что иное, как системы адаптации человека к жизни[2].

Тем не менее, это единство не однородно, и все частные проявления искусства сливаются воедино в чистом искусстве, которое является средоточием всего богатства внешней[3] и внутренней[4] традиции этого искусства. Именно формирование чистого искусства, позволяет судить о появлении нового культурного явления, которое обладает своей субкультурой и обладает всей полнотой воздействия на человека.

В случае с боевыми искусствами мы можем говорить о «чистых боевых искусствах», которые часто называют традиционными, хотя это не всегда является таковым. Прикладными же направлениями боевых искусств являются различные системы (не всегда самодостаточные, но всегда явно выделяемые из всего спектра культурных явлений) применяемые в разных областях общественной жизнедеятельности.

Например, боевые единоборства являются прикладным направлением боевых искусств, что указывает на ведущую роль боевых искусств и несводимость их к боевым единоборствам. Сущность боевых единоборств раскрывается в прямом поединке, который может наполняться различным содержанием в зависимости от конкретных жизненных потребностей человека. Так, например, на войне мы можем говорить о воинских единоборствах, в театре – о сценических, в спорте – о спортивных (саньда), в гимнастике (спортивное ушу) – о гимнастических единоборствах (таолу, дуйлянь) и т.д. Кроме единоборств достаточно самостоятельно используются технический арсенал боевых искусств, например в танцах – ритмическая гимнастика или эстрадные танцы с элементами ушу, карате. В лечебных и профилактических целях используется цигун и оздоровительные системы. Для духовного, нравственного и интеллектуального роста используются методы психорегуляции и специальные психопрактики применяемые в боевых искусствах.

Что же такое Чистые боевые искусства? Прежде всего, это особый вид творчества (боевого творчества), который проявляется в различных способах владения собой и методах ведения боя. Мастеру ушу не достаточно быть просто сильнейшим и непобедимым… Он не фиксирует свое сознание только на поединках и победах, потому что они есть лишь средство достижения более высоких целей направленных на совершенствование не только физического, но и духовного начала в себе. Подлинное искусство не просто эффективно, – оно восхитительно, оно поражает силой воздействия на противника и «легкостью» победы, оно убеждает каждого без лишних слов. Мастер ушу, обладающий поистине чудесным мастерством и глубокой житейской мудростью, вдохновляет свое окружение на трансформацию своего тела и духа, дабы воплотить в себе мощь и мудрость самой природы.

Разделы подготовки

KUNG-FU (КУНГ-ФУ, Гун-фу, Конг-фу) – работа – время (дословно).

КУНГ-ФУ — это знания и техника, позволяющая стать мастером своего тела.

КУНГ-ФУ – это работа и время, затраченное на совершенствование своих возможностей и способностей с целью достижения долголетия и прикладного применения.

КУНГ-ФУ – это боевая и оздоровительная техника внутреннего стиля в которой время затрачено на раскрытие «ключей» тела человека, с целью приобретения совершенного тела, здоровья, долголетия и как следствие — счастья.

Для практикующего данное направление, техника и упражнения накладывают отпечаток на его образ жизни. Совершенствуется тело, приобретается способность управления всеми группами мышц, идет их гармоничное развитие. Во время тренировок укрепляются сухожилия, приобретается выносливость и растяжка, идет оздоровление внутренних органов. Прикладное значение данных практик это боевые искусства.

Разделы в Кунг-фу

  • noi-cong
  • 5 зверей: тигр, змея, журавль, леопард, дракон
  • 16 видов оружия (меч , палка , нунчаки , копье , алебарда , цепочка , крюки , парные ножи , тройной цеп , короткие палки , таньфа , мечи-бабочки , парные мечи , парные нунчаки , парные крюки)
  • Tai-chi Nam Huỳnh Đạo (Тай цзи цуань)
  • Vin-chun Nam Huỳnh Đạo (Вин чун)
  • Pa-kua Nam Huỳnh Đạo (Багуа джан)

NOI CONG (НОЙ-КОНГ (ной-гун)) – это система упражнений (36 упражнений) для совершенствования человеческого тела. Используя специальные движения, дыхание и мысль (сознание), идет воздействие на мышечный корсет и работу жизненно важных органов.

NOI CONG (НОЙ-КОНГ (ной-гун)) – это система упражнений по восстановлению энергетических центров, резервуаров и движение энергии по меридианам тела человека.

NOI CONG (НОЙ-КОНГ (ной-гун)) — это суставная и дыхательная гимнастика, которая одновременно укрепляет мышечный корсет, обладает оздоровительным эффектом и имеет прикладное значение.

5 звериных стиля

Восточные техники делятся, условно, на подражательные стили (созданные человеком при наблюдении за животными, птицами или природными явлениями, или взятые из легенд и мифов) и (стили, созданные людьми) созданные человеком на основе жизненного опыта. Большую популярность всегда имели подражательные техники, которые было проще создавать, созерцая мир вокруг себя и копируя его, при этом используя тело человека. Тем более через ассоциативные образы было проще обучать.

В школе это: леопард, дракон, змея, тигр, журавль.

Эти направления дополняют друг друга и слиты в единое целое.
Синтез включает в себя: внутреннее и внешнее, твердое и мягкое, реальное и нереальное.

ДРАКОН (ДУХ)

Стиль ДРАКОНА представляет собой развитие духа. Сила здесь не используется. ЦИ помещается в т. ДАНЬ-ДЬЕН и тело держится легко и живо (подвижно). Движения напоминают дракона парящего в воздухе, способного мгновенно переместиться в любом направлении.

ТИГР (КОСТИ)

Стиль ТИГРА представляет собой тренировку костей. Стойки низкие и прочные и надежные. ТЕЛО как будто наполнено воздухом. Глаза широко открыты. ТИГР «убивает» жертву взглядом, подобно свирепому тигру, выпрыгивающему из леса. Отличительная черта — сильные мышцы плеча. Благодаря сильному плечу, ТИГР может нанести ужасную пощечину. Бой между ТИГРОМ и противником быстр и победа всегда принадлежит ТИГРУ.

ЛЕОПАРД (СИЛА)

ЛЕОПАРД выглядит менее страшным, чем ТИГР, он способен развить большую силу, т.к. он любит прыгать, его талия и нижние конечности сильнее, чем у ТИГРА.

ЗМЕЯ (ГИБКОСТЬ, ЦИ)

Стиль ЗМЕИ представляет собой развитие гибкости и ЦИ. Несмотря на то, что ЗМЕЯ кажется мягкой и не сильной, однако она может мгновенно показать силу. Старые МАСТЕРА говорят: «САМАЯ ЛУЧШАЯ СТАЛЬ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАК ВЕРЕВКА, КОТОРАЯ ОБВЯЗАНА ВОКРУГ СТОЛБА «. Пословица служит примером этого стиля. Все тело движется бесконечно и мягко, в то же время сильно, гибко (подвижно), устойчиво (прочно).

ЖУРАВЛЬ (СУХОЖИЛИЯ)

Стиль ЖУРАВЛЯ представляет собой тренировку сухожилий. Сухожилия начинаются в ступнях, однако дух проходит через все тело. Плечи расслаблены, кисти и ступни работают гармонично. Дух должен быть спокоен, мышление творческое.

С древних времен, белый журавль считается символом чистоты и возвышенности. Поэтому при выборе БЕЛОГО ЖУРАВЛЯ символом боевого искусства, от ученика требуется умение выражения полного спокойствия, легкость форм и движений этой птицы.
При тренировке стилей 5-и зверей, с достижением высокого уровня мастерства, ученик доказывает их творческое осмысление и рождение искусства.

Основная цель — не копирование животных, а понимание функционирования пяти первоэлементов, которые они символизируют: дерево, металл, вода, земля, огонь. Техника владения 5-ю элементами ( У-СИНЬ) -это знания о способах их взаимодействия друг с другом, с целью разрушить или превратить взаимодействующие предметы в движение животных стилей… В нашей школе: дерево — леопард; металл -тигр; вода -дракон; огонь — журавль; земля — змея!

Подражательные стили также направлены на отработку хореографии движения тела и приобретения специальной пластики. Это демонстрация владения телом, что является показателем тренированности человека. Изучение стилей основано на изучении комплексов (подобно танцу), в котором мастер применяет изученные ключи к телу.

Многие задают вопрос: «Какой из стилей животных эффективнее?»

Все стили одинаково эффективны! НО, можно отметить, что когда мастер соединяет два направления, например, журавль и змея вместе, то техника становится более эффективнее. Мастер, владеющий двумя техниками одновременно, универсален и практически неуязвим в искусстве ведения поединка. Стиль Môn Phái Nam Huỳnh Đạo — это пять зверей одновременно в теле одного мастера.

Особенно выделяется стиль журавля (стихия огня), так как он более вариативный и универсальный. Тем более, что она состоит из трех подвидов: белый, розовый, голубой. Стиль Журавля — особый стиль, он отличается от других даже тем, что это стиль птицы. Птица, как известно, летает, а остальные животные из первой группы передвигаются по земле. Благодаря специальной техники дыхания стиля журавля, боец не устает в поединке. Другой отличительной особенностью является техника ног данного стиля: журавль стоит на одной ноге, это дает бойцу больше мобильности (скорости) и вариативности в движении, тем более что он может наносить удар сразу на нескольких уровнях одновременно в верхнюю и нижнюю часть корпуса соперника (руки/ноги).

Но есть ещё анатомические показатели студента, которые нужно учитывать для подбора стиля, что немаловажно, если например человек маленький, коренастый, сильный, то ему лучше обратить свое внимание на стили тигра и дракона, чем на журавля и змею. Метод преподавания в стилях заключается в том, что мастер показывает базовые движения (шаг) каждого из пяти направлений и только после того, как ученик понял, какой стиль ему больше подходит, изучает его. Но одновременно стоит обратить внимание и на тот, который ему полностью противоположен. Впоследствии они соединяются в одну технику, как единый стиль, и получается универсальная техника.

Практика кунг-фу Чистые и прикладные боевые искусства.

Кунг-Фу. Практика Дайши.

Основные Правила кунфу .Практика Дайши:

Для занятий Дайши не нужен никакой материал, ни специальный костюм — но нужно следить за тем, чтобы ничего не стесняло в поясе и шее. Занятия проводите босяком или в носках. Площадь 3×3 метра достаточна. Становитесь так,чтобы левая сторона у вас была свободна.
Выполняемое упражнение называется КУНШБА. Выполняется в одиночку, а если группой, то у каждого из участников должно появиться чувство что он делает его один, в удобном для него темпе. Весь традиционный комплекс Дайши состоит из 108 «тактов», но движений больше, к тому же они часто повторяются. Правильно выполняемый, он занимает не более 20 минут. В начале можно разбивать комплекс, так как сразу его запомнить очень трудно. Разучивать его следует по группам — Земля, Человек и Небо, — и каждую группу следует выполнять отдельно или поочередно одну за другой.
В начале предстоит сложная работа для запоминания, но со временем должно появиться чувство, что тело как бы само по себе выбирает необходимую позицию, поэтому — чтобы избежать прерывистости движений — но следует разбивать комплекс на очень короткие серии.
Расслабтесь психически и физически; вначале для этого понадобятся усилия, затем — станет привычкой. Думать надо только о том, что вы делаете; старайтесь каждый жест проделывать так «словно в первый раз». Чувствуйте себя свободно. Ваше лицо не должно выражать никакой мысли, умственного напряжения, словно то, что вы делаете, вас не касается.
Избегайте всяких усилий, движения выполняются медленно, мягко, приятно и изящно, никогда полностью не останавливайтесь, не проделав все 3 группы, конец каждого жесста порождает следующий.
Дышите «животом». Дыхание должно быть незаметно, через нос с закрытым ртом. Вдох — примерно на 5 ударов сердца, выдох — такойже. Не должно возникать, никакого чувства усталости.
Каждое движение должно ощущаться как бы выходящим с таза (Тань-тянь), затем движутся голова, руки, торс.
Постоянно переносите вес вашего тела с одной ноги на другую так ( за исключением начала и конца Дайши), чтобы центр тяжести был все время в движении. Двигайтесь гибко и мягко, пятка становится первой при движении вперед, при отступлении назад вначале становятся пальцы ног. Не делайте шаг вперед прежде, чем равновесие полностью не установится на одной ноге, ваш вес никогда не должен полностью распределяться на обеих ступнях. Становитесь на землю всей ступней.
Голова, шея и позвоночный столб должны быть прямо, не сгибаясь. Голова и грудь лежат на одной прямой с тазом.
руки полусогнуты в локтях. Колени слегка сгибаются под действием тяжести корпуса.
Не страшно, если вы немного неправильно выполняете тот или иной жест, основное — общее ощущение, которое появляется при выполнении движения и которое должно охватить все тело. Главное чтобы суть и основной жест оставались теми же, личная гармония придет со временем.
Внушайте себе, что все, что вы делаете, удобно только для вас самих — в результате появится вполне естественное чувство безмятежности, Покоя, которое пытаются приобрести в ортодоксальном воинственном искусстве, но от которого часто удаляются в силу устоявшейся там привычки, выражающейся в том, что от тебя всегда требуют, чтобы ты не забывал о других.
Постепенно продвигайтесь вперед с полной серьезностью, внешнее имитирование Дайши несложно, но не имеет никакого смысла.Вот кунфу практика дайши . Кун-фу-это стратегия мудрости см.здесь

Можно посмотреть интересный фильм о кун-фу.Поварское кунфу.

Related posts:

Новости | admin

Кунг-фу: психофизическое совершенство

Кунг-фу или гунн-фу – китайский термин. В Китае этот термин означает навык, компетенцию, мастерство, отточенное годами в любом роде занятий (ремесла, искусства, спорт и т.д.) Боевые искусства обозначались в китайских текстах как «у-ий» и изредка «у-шу».
В дословном переводе с китайского языка «гун» 功 дает смысл «сила», «власть», а также «достижения» и «результаты» деятельности. «Фу» 夫 дает значение «человек». Иероглифы объединяются для описания любого приобретенного мастерства, достижений, полученных в процессе упорной работы за длительный промежуток времени, в том числе и в искусстве владения своим телом, разумом и энергией с целью получения превосходства в рукопашном бою.
Считается, что термин «кунг-фу» не применялся в Китае, в смысле «китайское боевое искусство» до 20-ого века, в этом значении термин не встречается в древних текстах. В современном значении термин впервые начал применяться на западе после того, как о нем сообщил французский иезуитский миссионер (историк и астроном) Жан Жозеф Мари Амио, в 18 веке. Термин редко использовался вплоть до конца 1960-х, когда приобрел всемирную известность и популярность благодаря фильмам с участием Брюса Ли. В настоящее время, термин широко применяется в смысле «Китайское боевое искусство» в Китае и мире, являясь символом достижений китайской нации в области боевых искусств.

Этимология

1. В традиционном китайском языке кунг-фу — 功夫
2. Пиньин – gong fu. «Пиньин» — это система романизации для китайского языка, т.е. передача нелатинской письменности средствами расширенного латинского алфавита.
3. Палл – гунфу. «Палладия» — общепринятая система транскрипции китайского языка на русский.

Кунг-фу, в отличие от многих психофизических практик, является делом бескомпромиссным. Многие практики не дают возможности проверить истинность полученных знаний и умений.
Например, такое воинское искусство, как айкидо. В айкидо не проходит соревнований и реальных спаррингов. Поэтому, реальность отработанной техники остается неизвестной. Тем самым школы айкидо дают возможность почувствовать себя воином только в комфортных условиях зала или в кино (как, например, Стивен Сигал). Школы айкидо замкнуты на себе. Они не изучают технику других направлений, не развивая потенциальных возможностей стиля, как это делают китайские мастера. Для Японии, еще с средних веков, характерна замкнутость, нежелание изучать чтобы — то ни было извне, дабы не потерять свою самобытность. Но только изучение других стилей боевых искусств дает возможность развивать школу, стиль, направление. Например, самбо. Это направление, созданное из разных систем боя, как борцовской, так и ударной техники (боевое самбо), пройдя путь формирования и развития, на сегодняшний день зарекомендовало себя как наиболее функциональную систему спортивного боя (бои без правил). В кунг-фу же существует такой раздел как «саньда», целью которого является проверка боевых навыков.
Часто можно услышать о том, что кунг-фу не обладает достаточной духовностью и философией. Могу сказать, что кунг-фу является сбалансированной системой. Помимо практической стороны (саньда) в кунг-фу существуют разделы: цигун (управление внутренней энергией), туна (дыхательные комплексы) и разнообразнейшие и обширнейшие технические комплексы тао лу, а так же прикладная отработка техники на подручных снарядах, большое количество комплексов на развитие физической силы и растяжки. Все выше перечисленное дает человеку такие физиологические качества, как сила, гибкость, выносливость, совокупность которых можно назвать здоровьем. А путь, которым можно этого достичь – это неизбежно путь духовного совершенства. На протяжении многих веков мастера кунг-фу накапливали бесценный опыт философских познаний, понимание и правильное использование которых является неотъемлемой частью кунг-фу. Но изучение одной лишь философии кунг-фу никогда не сделает Вас настоящим мастером. Кунг-фу – это практическое, земное искусство. Философия поможет Вам взглянуть по-новому на окружающий мир, но достичь совершенства в своем собственном стиле возможно только после долгих лет упорных тренировок.

Главной целью физических занятий в кунг-фу всегда считалось духовное развитие. И не имеет значения религиозная принадлежность человека или полное отсутствие в нем веры. Даже если Вы не ставите перед собой никаких духовных целей, прикоснувшись к этому древнему знанию, Вы научитесь правильному пониманию окружающего мира. Например, отработка стойки «мабу» требует целеустремленности, сосредоточенности. Разбор и выполнение сложных приемов невозможно без настойчивости. Регулярные тренировки в любую погоду вырабатывают дисциплинированность. Уважение к учителю и достойное отношение к товарищам поможет Вам быть исполнительным и преданным любимому делу. Учебные бои требуют постоянной внутренней уравновешенности, для правильной оценки действий противника. Все эти черты помогут Вам и в обычной жизни. Занятия кунг-фу также помогут Вам обрести душевный покой, равновесие и состояние абсолютной гармонии с самим собой, что сделает жизнь любого человека счастливее.
Очень важно помнить, что кунг-фу — прежде всего самозащита и уже после способ укрепить здоровье, справиться с недугом. Боевой дух – это сердце кунг-фу, без которого оно будет просто заурядной физкультурой. Это отражено в самом названии «Боевые искусства». Конечно, можно заниматься кунг-фу для того, чтобы только укрепить здоровье, а не для того, чтобы овладеть боевыми навыками, такой подход возможен, когда на то есть разумные причины, но никогда нельзя забывать о том, что кунг-фу, прежде всего, боевое искусство! И только помня об этом можно достичь всех тех результатов, того уровня физического совершенства, которое и отличает опытного мастера от любителя, который воспринимает занятия кунг-фу как занятия обычным видом спорта.
Практикуя кунг-фу, часто можно столкнуться с вопросом: “Почему одни люди, занимаясь годами, не достигают никакого результата, в то время как другие, напротив, добиваются оного и за более короткий промежуток времени?”. Ответ заключается в том, что первые не имеют четкой цели, в то время как другие, которые добиваются результатов, с самого начала знают чего они хотят достичь в конце каждого этапа своих занятий, даже в конце каждой конкретной тренировки. Для достижения результата очень важно ставить перед собой личные конкретные цели, которые необходимо сформулировать и выработать самому и далее стремиться к ним в процессе тренировок.
Кунг-фу, ставшее частью жизни человека, меняет его характер, делает это плавно, начиная с простейших вещей, таких как закрепление в сознании естественных ценностей: стремление к справедливости, храбрость, терпимость, целеустремленность, уравновешенность, дисциплинированность, умение ставить приоритеты и т.д. Далее, на более глубоком уровне занятий, по прошествии лет тренировок происходит постепенное изменение подсознания человека, происходит создание новой личности. Занятия кунг-фу – это долгий мощный процесс выковывания человеческого характера. И важно то, что этот процесс совершенствования бесконечен, Вам всегда будет к чему стремиться.

Одна из эффективных тактик боя, используемая в кунг-фу

Одна из эффективных тактик боя, используемая в кунг-фу

Самооборона и традиционные боевые техники в Челябинске. Индивидуальный подход. Не спорт. Ваш инструктор : Азамат Чинасов. +7-(919)-114-18-27 О школе

Завоевание выгодной позиции в стиле дзю-дзюцу. Без подобия «липких рук» на входе не получится никогда.

Есть такие вещи, как «липкие руки» и «толкающие руки», обычно стараются их разделить и классифицировать первое, как приём (метод) школы вин чун, а второе отнести исключительно к тайцзицюань. Но дело в том, что одно без другого не очень-то и работает. И тем более это не методы боя никакие, а лишь упражнения для наработки и совершенствования навыков контакт-контроля (захват без захвата), а также завоевания выгодной позиции. Проще говоря, если человек не только отрабатывает формы и приемы своего стиля ушу (силата и прочего), ещё и ставит на силу, скорость одиночные удары и связки, а также практикует чи-сао и туй-шоу, то у него есть все шансы научиться прилично драться. Естественно не без спаррингов, некоторые из которых должны быть обязательно жесткими и на максимальной скорости.
Теперь про то, как это добавить в реальную боевую технику.

Индивидуальные тренировки. Только рабочие, рациональные и реалистичные техники. Не спорт. Стань бойцом и начни гордиться собой! Начать тренировки.

Вот видео по теме, снимал для ученицы (голос за кадром), кое что по теме объясняется на начальном уровне. Ролик полезен целиком, но если только по данной теме, то смотреть с 8.30.

Вообще впервые я осознал, что работа данного типа вообще возможна и эффективна, читая книгу «Тотальная система боя», хотя уже позже, поняв принцип, стал находить эти вещи практически в каждом стиле ушу или каратэ, в большей или меньшей степени, а со временем существенно расширил своё понимание этого вопроса, что впору и свою книгу писать. Итак, суть метода: когда вы бьёте, например, кулаком в голову противнику, если вы бьёте правильно, то обязательно быстро «выдергиваете руку из удара», как правило к подбородку или боковой части головы, при этом методе вы должны, забирая руку смочь сделать один из 7 основных блоков: ладонью внутрь, наружной частью ладони или предплечьем на верхнем уровне наружу, такие же по направленности блоки на средний уровень, а также нижние, с тем отличием, что при нижних блоках предплечье смотрит, как и полагается по названию, вниз и последний блок, это давящий блок ладонью иди предплечьем вниз. Если блокируем ногу, то зачастую в блоке так или иначе могут быть задействованы обе руки (иллюстрация в видео), но принципиально ничего не меняется. Блоков ногами пока сознательно не касаемся.

Т.е. тактика такая: я работаю против противника, двигаясь и пробивая свои комбинации любыми ударными поверхностями рук, вставляя, когда напрашиваются удары ногами, в основном, короткие, лезу в размен, где за счет уверенности в своём контроле над атаками противника и навыка вклинивания в движения противника, практически безопасно для себя можно бить оппонента, не давая ему ответить.

Единственное, нужно избегать борьбы в захвате более пары секунд, т.к. это сковывает и особенно опасно для групповых драк. Т.е. в этом и состоит мастерство в данной тактике. Либо вошёл в дистанцию — вырубил или травмировал, либо вошёл — быстро бросил или свалил, далее законтролировал и/или добил. Конечно же, в жизни зачастую превалируют смешанные варианты, когда тут сделал правильно, а тут всё испортил неверным движением; тем не менее данная тактика всё равно даёт преимущество перед стандартным обменом ударами, при условии владения навыком контроля, отвода и перенаправления рук.

(с) Чинасов Азамат Бурканович

автор и главный редактор сайта «Будь мужчиной»

инструктор по рукопашному бою

2-й дан Хакко Деншин Рю Дзю-Дзюцу (инструктор)

инструктор по Реальному Чень-тайцзи и Цигун

Кунг-фу в книгах

Тай-цзи цюань — один из самых известных «внутренних» стилей китайских единоборств. Это ритмическая гимнастика, позволяющая достичь гармонии между телом, разумом и энергией вселенной, но, кроме того, тай-цзи цюань дает возможность реальной самозащиты в бою.

Автор книги — практикующий мастер китайских единоборств, наставник Института изучения кунг-фу монастыря Шаолинь.

Книга предназначена как для новичков, так и для тех, кто желает повысить уровень своего мастерства.

Книга знакомит с основами редкого и динамичного стиля кунг-фу «Глаз феникса»: боевыми принципами, базовой техникой, парной боевой формой, работой с шестом, применением холодного оружия, теорией и упражнениями цигун и практикой целительства.

Кунг-фу, тайцзи-цюань, цигун — древняя тайна бессмертия.

Кунг-фу, тайцзи-цюань и цигун — это древние системы знаний и практических навыков, используемых для нейтрализации превосходящей физической силы противника без применения ответной физической силы, а также методы оздоровления, укрепления и физиологического омоложения организма, развития интеллекта, интуиции и достижения гармонии сознания.

Книга познакомит вас со способами постепенного овладения комплексами упражнений, выполняя которые, вы поможете своему здоровью, достигните успехов в работе, да и просто расширите свои жизненные возможности.

Книга посвящена вин чунь кунг-фу, боевому искусству Китая, эффективнейшей системе самозащиты.

Автор рассматривает основы системы вин чунь: ведение боя методом «липких» рук (чи сао) и методом «липких» ног (чи герк), при которых руки и ноги постоянно находятся в контакте с противником, мешая ему проводить приемы. Уделяется также внимание технике захватов и бросков (цинь-на), пригодной в реальной ситуации самозащиты, и технике ударов по уязвимым точкам на теле человека (дар мак).

Большое количество иллюстраций помогает активно осваивать приемы и базовую технику вин чунь.

В книге основное внимание уделяется изучению и отработке второй формы Вин Чун — Чам Куй.

В переводе Чам Куй означает «Поиск рук»: искать руки противника, чтобы через них провести к нему мост, через который направить свою атаку. Эта форма изучается теми, кто уже овладел первой формой — Сил Лим Тао. В Вин Чун Кунг-фу прежде чем учиться нападать, учатся защищаться, то есть учатся неуязвимости для атаки противника. Тот кто учится только атакам, а на изучение защиты обращает мало внимания, может и победить в бою, но получить при этом тяжелые повреждения.

Эта форма использует шаги: вперед, вбок и назад для избежания прямой конфронтации с силой противника. Она основывается на принципах Сил Лим Тао, но расширяет подвижность, тренирует координацию рук и ног. Пол в книге расчерчен на осевые линии для наглядности динамики перемещения. Защита техникой Бон Сао занимает 80 % всей формы, что указывает на ее важность.

Книга с подробными анатомическими рисунками наглядно демонстрирует, как работают мышцы тела во время выполнения ключевых приемов различных боевых искусств.

Развернутые иллюстрации и текст, написанный доступным языком, помогут вам понять, тренировке каких групп мышц нужно уделить максимальное внимание, чтобы улучшить результат тех или иных приемов. Помимо подробного разбора анатомии в бою, в каждом разделе есть также упражнения для укрепления мышц, позволяющие улучшить физическую форму и избежать травм.

«Анатомия боевых искусств» будет интересна прежде всего занимающимся следующими боевыми единоборствами: айкидо, джиуджицу, дзюдо, карате, кэндо, кунг-фу, муай-тай и тэквандо.

Соавтор: Митоши Уехара

Это пособие не связано с методикой тренировок какого-либо определенного вида борьбы, хотя Брюс Ли создал свой стиль кунг-фу, который получил название Jeet Kune Do. Упражнения, которые описаны в нем, полезны для любого спортсмена, но особенно для тех, кто занимается восточными единоборствами.

Хотя данное руководство никак не может заменить настоящего, живого учителя и наделить вас искусством, которым владел Брюс Ли, но оно поможет вам усовершенствовать и повысить ваше искусство борьбы.

В книге в доступной форме представлен один из традиционных стилей рукопашного боя Китая — Вин Чун Куен. Подробно изложены базовые принципы, техника, формы и методы тренировки.

Соавтор: Иванов Сергей

Военные конфликты в различных точках земного шара убедительно доказывают, что и сейчас, несмотря на самые современные виды вооружения, высокую механизацию войск, требования к физической подготовке не ослабли, а, наоборот, даже возросли. Военнослужащие должны не только грамотно управлять новейшей техникой, но и уметь быстро, бесшумно передвигаться, преодолевать препятствия, владеть холодным оружием, знать приёмы рукопашного боя.

Существуют школы различных видов воинских единоборств: джиу-джитсу, дзю-до, ай-ки-до, кунг-фу, кен-до и т.д. Интерес к ним не был случайным, так как, кроме спортивных, они включали и боевые приёмы, являвшиеся таким же оружием, как винтовка или граната. От мастерства владения этими приёмами в бою часто зависела жизнь человека.

Дуаньда-цюань («короткий удар») — оригинальный стиль кунг-фу, тяготеющий к бою на ближней дистанции, однако основанный не на техниках контроля (как вин-чун) или болевых захватах (чин-на), а на очень быстрых сериях ударов.

Эта книга продолжает серию книг известного Мастера Вин Чун кунг-фу Вильяма Чеуна. В ней описана техника владения основным видом оружия в школе Вин Чун мечами-бабочками. Техника владения этим оружием, как наиболее сложная, изучается на более продвинутых этапах.

В процессе овладения этой техникой практикующий разовьет в себе много полезных качеств, необходимых для достижения высокого мастерства.

В книге описана третья, продвинутая форма Вин Чун. В школах Вин Чун эта форма изучается теми учениками, кого учитель считает достойными быть членами семьи кунг-фу. Боец Вин Чун на этом уровне должен обладать достаточной зрелостью и сильным характером, не позволяющие ему злоупотреблять полученными знаниями.

В переводе Бил означает два побега, джи — пальцы. Это означает, что обе руки работают вместе, одновременно выполняя блоки и атаки. На этом уровне мастерства у бойца Вин Чун руки должны двигаться, одновременно освобождая силу блоков и ударов, причем в каждое действие вкладывается сила всего тела, что придает им огромную мощь и эффективность.

Автор книги знакомит читателй с секретной техникой тренировки Вин Чун кунг-фу на манекене. Книга является практическим пособием в освоении техники Вин Чун.

Для бойца Вин Чун деревянный манекен — не только простой тренажер. Манекен имитирует противника и дает возможность использовать широкий набор техник. Все техники Вин Чун имели своим началом деревянные манекены.

Требования к «рукопашке» для спецназов
Отличие кунг-фу от каратэ
«Теория шаров» в кунг-фу

Законы боя, режимы боя
Боевые ключи
Уровни мастерства

Энциклопедия Вин Чун кунг-фу
Книга 6. Техника мечей-бабочек «Бат чам дао»

Основным видом оружия в школе Вин Чун являются мечи-бабочки. Это парное оружие. Техника владения мечами-бабочками считается наиболее сложной, поэтому она изучается на более продвинутых этапах обучения. Бытует мнение, что по эффективности среди холодного оружия мечам-бабочкам нет равных.

Данный вид оружия был привнесен в стиль Вин Чун в третьем поколении мастеров. Техника работы с мечами-бабочками была адаптирована к основной технике. В определенной степени базовые движения с мечами те же самые, что и основные движения рук в безоружном варианте. Мечи здесь являются как бы продолжением рук.

Агрегатор советов и знаний в сети

Что такое кунг-фу и как оно появилось?

Вплоть до середины прошлого века, термин «кунг-фу» использовали только в одной стране – Китае. Так продолжалось вплоть до 1960-х годов. Именно тогда, фильмы с участием известного спортсмена и артиста Брюса Ли рассказали об этой древней системе боевых систем всему миру. Но полагать что такие понятия как кунг-фу, айкидо и дзюдо одно и то же – большая ошибка. Почему так, можно прочитать ниже.

Кунг-фу: значение термина и история его возникновения

Времена в промежутке между III и VI веками, становятся для истории Китая самыми сложными. Некогда мощная империя разрозненна, экономика разрушена, возникает опасность вторжения в страну варваров из Тюркской орды. В конце V века в китайской провинции Хэнань начали строиться первые даосские монастыри, которые стали основой консолидации государства.

Так появился самый известный буддийский монастырь – Шаолинь. Его первый патриарх Бодхидхарма (годы жизни 440–528 гг.) заметил, что почти все монахи физически слабы. Внедренная им система медитации и развития физического здоровья, известная как шаолиньское ушу, стала основой учений кунг-фу.

В переводе с китайского языка, кунг-фу – индивидуальное достижение в чем-либо. Второе значения этого слова – боевое искусство.

Самые известные стили кунг-фу:

  • Шаолиньцюань – акробатические приемы и прыжки сочетаются с мощными ударами;
  • Тайцзицюань – здесь движения медленные и плавные;
  • Вин Чунь – мгновенные атаки при помощи рук. Бой происходит на близком расстоянии;
  • Танланцюань – техника копирует движение богомола: раскачивания и уклоны сочетаются со скоростными зацепами руками типа «крюк».

Любой боевой стиль кунг-фу стоит на трех китах – техника, сила, скорость. Развивать их следует равномерно. Например, если боец обладает отличной техникой и скоростью, но его тело физически слабо, то значительный урон противнику он нанести не сможет.

Как научиться кунг-фу в домашних условиях

Рассмотрим морально-психологическую сторону вопроса. Зачем вам кунг-фу? Повысить физику тела, поправить здоровье, побуждают другие обстоятельства? Почти у многих цель размыта. Но в любом случае, для достижения положительного результата следует потратить некоторое время и силы.

Необходимо тщательно подготовиться:

  • Место для занятий. Идеальная площадка для тренировок – пустая комната. Если таковой не найдется, следует освободить пространство с размерами 2 на 2 метра;
  • Спортивный инвентарь. Для отработки ударов руками и ногами понадобится боксерская груша. Хотя на первом этапе удары можно наносить «по воздуху»;
  • Инструкция. Наставника нет, поэтому материалы о тренировочном процессе следует искать самостоятельно. Как вариант – ролики на одном из каналов YouTube;
  • Выбор техники. Направлений кун-фу огромное множество. Есть школы оборонительного плана, которые делают упор на равновесие и гибкость, а есть агрессивные техники, направленные на развитие мышечной массы и выносливости. Что выбрать – решать вам.

После подготовительного процесса можно приступить к тренировкам. Как правильно это делать, можно прочитать ниже. А пока, небольшой совет – постарайтесь найти себе партнера для спарринга, ибо боксерская груша – это хорошо, но живого человека она вряд ли заменит.

Китайские боевые искусства: правильно тренируемся

Первое, о чем следует подумать, так это о плане занятий. Интенсивность тренировок высокая, и перерыв между ними для новичка должен быть не менее 48 часов. Приступим:

  1. Разминка. Важнейший этап в любом спорте. Начиная с шеи и заканчивая областью голеностопа, боец улучшает циркуляцию крови в теле и прогревает мышцы. Следует следить, чтобы ритмичные движения не приносили спортсмену дискомфорта;
  2. Основные стойки. Через стойку выполняют различные блоки и удары. Всего их, если считать базовые позиции, около дюжины. Начинать нужно со стойки «мабу» (позиция наездника – ноги широко расставлены и согнуты в коленях, ступни полностью соприкасаются с полом, спина прямая, руки на уровне пояса), затем, когда позиция отработана, переходить к «гун-бу» (взведенный лук) и т.д.
  3. Отработка ударов. Удары ног (с выпрямленной ногой, круговая подсечка, боковой мах, удар пяткой и т.д.), рук (тыльной частью кулака, рубящий удар, прямой удар ладонью и т.д.), составляют основу системы кунг-фу. Технику исполнения ударов, во избежание травм, следует практиковать в конце тренировки, когда мышцы разогреты.

Помните, основные движения системы кун-фу продиктованы поведением животного мира: тигра, журавля, богомола, змеи и т.д. Во время занятий мысленно ассоциируйте себя со зверем, насекомым или пресмыкающимся (зависит от ситуации) и тренировки будут проходить более интересно и продуктивно.

Чем отличается кунг-фу от карате?

Для непосвященных кунг-фу и каратэ могут показаться совершенно одинаковыми. Оба являются азиатскими боевыми искусствами, и оба они довольно популярны в кино. Тем не менее, существует множество различий, которые отличают их друг от друга:

Практика кунг-фу Чистые и прикладные боевые искусства.

Насмотрелась «Вонг Фей Хун – Мастер кунг-фу» х)

«Изучающий кунфу движется от того, что имеет форму, к тому, что не имеет и следа, постигая в этом Небесном искусстве сокровенно утонченное начало».

Чэнь Синь — мастер кунфу (XIX в.)

Кунг-фу, оно же в Китае — «Гунфу» 功夫 , а в Японии — «Канфу».

Одним из самых знаменитых трактатов по кунфу считается «Трактат об изменениях в мышцах» («Ицзиньцзин»), составленный, согласно легенде, самим Бодхидхармой.

Гимнастическая система «Ицзиньцзина» состоит из двенадцати основных упражнений, выполняемых в общей сложности от получаса до часа. Описание упражнения давалось предельно кратко: рисунок и речитатив с равным количеством иероглифов в строке, что позволяло их проговаривать перед выполнением упражнения и представляло собой медитацию. Три первых упражнения назывались одинаково: «Вэй То протягивает палицу», остальные – «срывать звезды и перемешивать Большую Медведицу», «волочить за хвост девять коров», «выпустить когти и расправить крылья», «десять чертей крутят ножом для лошадей», «три уровня приседания», «черный дракон выпускает когти», «лежащий тигр бросается на пищу», «бить поклоны», «махать хвостом».

Прием – это не просто отдельный блок или удар, это движение, состоящее из множества отдельных частей. Например, прием «два дракона выходят из воды» – парный удар локтями в разные стороны, производимый из стойки мабу («всадника»); «свирепый тигр вырывает сердце» – стремительный прыжок вперед с прямым ударом кулаком в живот. «Встречная ладонь архата» – толчок ладонью с переносом веса тела на заднестоящую ногу:

Положение рук в Кунг-фу:

1) Цюань (кулак) — все пять пальцев крепко зажаты, положение кулака ровное, большой палец давит на указательный, кончиком достает средний палец.

2) Чжан (ладонь) — большой палец вытянут наружу или согнут, остальные пальцы руки вытянуты прямо и несколько назад.

3) Гоу (крюк) — -запястье опущено вниз, все пальцы собраны вместе. Возможный вариант: большой, указательный и средний пальцы сомкнуты вместе, формируют устрашающий крюк.

а. КОГТИ ДРАКОНА (Лунчжао) — ладонь смотрит вниз, запястье опущено вниз: указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец держатся вместе, вытянуты в сторону тыльной части кисти руки. Большой палец развернут прямо и подан назад в сторону предплечья.

б. КОГТИ ТИГРА (Хучжао) — все пять пальцев растопырены, согнуты во второй и третьей фалангах в сторону ладони.

в. КОГТИ ОРЛА (Инчжао) — указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец сомкнуты вместе, вторые и третьи фаланги пальцев согнуты. Большой палец согнут, первые и вторые фаланги изогнуты.

1) Чжуачжао (захват «когтями») — все пять пальцев крепко упираются в лицо или грудь соперника. Первоначально прием выполняется с помощью Инчжао, затем в ходе борьбы, переходит в Хучжао.

2) Туйчжао (толчок) — рука выбрасывается молниеносно вперед от пояса или сбоку. В начале выполняется прием Хучжао. Главное – толчок вперед.

3) Начжао (захват «когтями») — с помощью большого и других пальцев (или в основном большого и указательного) захватываются руки, запястья, плечи, горло, затылок и другие уязвимые места соперника, например, органы дыхания.

4) Лучжао (выход из захвата) — приемом Инчжао захватывается запястье или предплечье соперника, движениями назад, вверх или вниз совершается обманное заманивание.

5) Дяочжао (хватка) — приемом Инчжао соперник захватывается за руки, запястья, предплечья, плечи, волосы и приподнимается вверх, что создает выгодное положение для заманивания (например, чтобы ударить коленом).

6) Аньчжао (остановка захвата) — движением сверху вниз (приемом Инчжао) останавливается приготовленная для удара рука соперника.

«Шанбу чунцюань» (удар с выпадом):

С упором на обе ноги корпус поворачивается направо на 180° в направлении юго-запада, центр тяжести смещается вперед на правую, немного согнутую ногу, носок повернут наружу. Левый носок повернут вовнутрь, упирается в пол. Одновременно правое предплечье в момент поворота корпуса делает поворот вовнутрь, согнутый локоть поднимается вверх, и «когти» правой руки делают захватывающее движение над головой с правой стороны. Правая ладонь повернута вверх. Левое предплечье круговым движением наружу опускается вниз, и «когти» опускаются до правых ребер. Левая ладонь повернута вверх. Корпус слегка наклонен вправо, голова повернута налево, глаза смотрят налево.

Продолжение упражнения: левая нога делает выпад в левую сторону (в юго-восточном направлении), ноги полусогнуты в коленях и выполняют прием Баньмабу (полшага лошади). Одновременно левые «когти» сжимаются в кулак и с поворотом предплечья вовнутрь наносится сильный удар влево (в юго-восточном направлении), зев тигра (место между большим и указательным пальцами) направлен вверх. «Когти» правой руки сжаты в кулак, предплечье поворачивается наружу справа-вниз, а кулак располагается с правой стороны талии, центром вверх. Корпус слегка подан вперед, голова повернута влево, взгляд направлен влево

«Ляньхуань саньцюань» (три непрерывных удара):

Левый носок развернут наружу, центр тяжести перемещается на левую ногу с чуть согнутым коленом, корпус поворачивается налево. Правая нога находится сзади в состоянии готовности к выпаду. Одновременно правый кулак поворачивается вместе с предплечьем для нанесения прямого удара (в юго-восточном направлении), зев тигра сверху, кулак проходит впереди плеча. Левый кулак при согнутом локте возвращается назад и останавливается перед правым плечом. Туловище естественно наклонено вперед, взгляд направлен прямо вперед

Продолжение упражнения: делается большой шаг вперед согнутой в колене правой ногой в юго-восточном направлении. Колено левой ноги касается пола. Одновременно кулак левой руки вместе с предплечьем поворачивается вовнутрь и наносит прямой удар при прямом предплечье, при этом ладонь находится сверху, кулак проходит впереди плеча. Кулак правой руки вместе с предплечьем поворачивается наружу, при согнутом локте возвращается назад и останавливается у талии с правой стороны, ладонь смотрит вверх. Туловище слегка наклонено вперед, взгляд направлен вперед

Продолжение упражнения: правый кулак с согнутым предплечьем наносит прямой удар, рука чуть согнута в локте, центр приложения силы приходится на ударную поверхность кулака; левое предплечье согнуто в локте, кулак левой руки отводится назад к плечу справа. Туловище естественно наклонено вперед, глаза смотрят вперед

рассмотренные три удара должны производиться непрерывно и мгновенно, удар усиливается за счет поворота в пояснице и приложения усилия плеч.

« Цзибу тэнкун чжанчи» (нанести удар, взлетая в воздух с распростертыми крыльями).

Развернутый наружу левый носок делает шаг вперед-вправо, при этом центр тяжести переместится немного вверх. Одновременно левая рука сгибается в локте, а «когти» направлены вниз для захвата и остаются сбоку у пояса. Правые «когти» устремляются вперед для захвата, рука в локте чуть согнута, правое плечо подается вперед. Корпус естественно наклонен вперед, взгляд направлен на правые «когти»

Правая ступня делает шаг вперед-направо. Одновременно сгибается в локте правая рука, правые «когти» совершают захват вниз и останавливаются у пояса. Левые «когти», проходя над тыльной стороной правой ладони, совершают захват спереди, левая рука чуть согнута в локте, левое плечо подано вперед. Корпус естественно наклонен вперед, взгляд направлен вперед

Левая ступня делает шаг вперед-влево, туловище поворачивается примерно на 45° в юго-западном направлении.

При помощи толчка усилием правой ступни совершается прыжок вперед обеими ногами, а когда корпус находится в воздухе, правая нога выполняет пинок, задевает пятку левой ступни и опускается на пол. Левая ступня ставится впереди. Затем правая ступня делает новый шаг вперед с готовностью к прыжку. Одновременно «когти» рук поочередно совершают захват вперед: сначала правые «когти», а затем левые

Отталкиваясь усилием правой ступни, корпус взлетает в воздух, ноги согнуты в коленях и находятся высоко в воздухе. Одновременно «когти» рук принимают положение «когтей» дракона (т. е. большой палец отделен от остальных пальцев); левая рука опускается вниз, проходит вдоль туловища слева и поднимается вверх налево. Правая рука взлетает вверх-направо, оба предплечья развернуты назад-вверх примерно на уровне горизонта, запястья обеих рук вогнуты, ладони смотрят вниз. Туловище подано вперед, грудная клетка сжата, взгляд устремлен вперед

Из интереснейшей книги Ши Синъин «Уличное кунфу»

Практика кунг-фу Чистые и прикладные боевые искусства.

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ КИТАЙСКИХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ

Щелкунов Дмитрий Владимирович

студент 2 курса филологического факультета КамГу им. Витуса Беринга, РФ, г. Петропавловск-Камчатский

Кормочи Елена Александровна

научный руководитель, канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры философии и культурологи КамГу им. Витуса Беринга, РФ, г. Петропавловск-Камчатский

В настоящее время в западной цивилизации отмечается весьма активный интерес к различным сторонам китайской культуры, где духовные ориентиры предполагают гармонию природного и социального. Именно духовный фактор является ведущим и системообразующим в китайской цивилизации на всем пути ее развития, а философия — ключевой нормативный компонент всей деятельности человека. Идея гармонии с природой и всеобщей взаимосвязи красной нитью проходит через всю китайскую философию, в отличие от западной философии, которая базируются на идее разделения мира (разделены мир и Бог, материальное и духовное, человек и природа и т. д.) [2].

Китайская философия, признаваемая одной из трех исторических типов философии, имеет длительную историю. Ее возникновение восходят к VI в. до н. э. К этому времени получило распространение учение о пяти первоэлементах: вода, огонь, металл, дерево и земля, которые порождают всю «тьму вещей»; в «Книге перемен» («И цзин») содержится представление о восьми триграммах (ба гуа), взаимодействие которых порождает различные ситуации действительности; о шестидесяти четырех гексаграммах (люшисы гуа), отражающих действительность в ее развитии. В это же время формировалось учение о модификациях энергии ци — противоположных и взаимосвязанных силах инь и ян, действие которых рассматривалось как причина движения и изменчивости в природе. Они представляли ряд фундаментальных природных оппозиций: мужское-женское, свет-тьма, положительное-отрицательное, активное-пассивное, сухое — влажное и пр. В эти века зарождаются основные философские школы: даосизм (Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу), конфуцианство (Кун-цзы, Мэн-цзы), школа моистов (Моцзы), легизм (Хань Фэй-цзы), школа имен и пр.

Это был «золотой век» древнекитайской философии, основу которой составили понятия о Тянь (Небо), которое у одних мыслителей определялось как природа (Сюнь-цзы) [3], а для других являлось обозначением высшей, целенаправляющей силы (Конфуций, Мэнцзы); о Дао (естественная закономерность, принцип устройства мироздания, мироздание в потенции), о Дэ (мощь, реализация Дао), Ци (субстанция, духовно-материальная энергия, пневма, дыхание), о «стихиях» природы, о первоэлементах (у син) и т. д. В области этики и морали основное внимание уделялось учению о сущности человека, его месте в обществе.

Взгляды Конфуция привели к концепциям Мэн-цзы о врожденной доброте и Сюнь-цзы о врожденном зле природы человека. Большой известностью пользовались теории индивидуализма Ян Чжу и альтруизма Мо-цзы [4].

Главными принципами классической китайской философии являются следующие: принцип единства микро- и макрокосма, принцип субстанциального единства мира, отсутствие оппозиции материального и духовного, отсутствие разделения человека на тело и душу, холизм, особое внимание к социальным вопросам, идея Центра, как некой идеальной точки культурного универсума.

Китайская философия пронизывает практически все сферы жизни народа Китая: медицину, искусство, фэншуй, музыку, праздники, ритуалы, церемонии, военное искусство, боевые искусства и пр.

В данной статье мы рассмотрим два наиболее известных стиля боевых искусства: ушу и кунг-фу, в фундаменте которых лежат философские принципы.

Ушу

Ушу представляет собой результат интеграции нескольких основных факторов: традиционных воинских искусств, мистического опыта философских доктрин и характерных для китайского мировоззрения методов воспитания.

В основе философии боевых искусств лежит сочетание множества несхожих между собой философско-религиозных систем: конфуцианства, даосизма, чань-буддизма, древних шаманских представлений, а также ряда других школ, время возникновения и расцвета которых приходится на VI—III вв. до н. э. В то же время следует отметить, что за многие столетия существования боевых искусств так и не произошло формирование самостоятельной философской теории ушу и сохранился характерный для Китая философский синкретизм.

Развитие ушу в Китае во многом определялось тем, что данное боевое искусство практиковали представители различных социальных групп. Каждая социальная группа (аристократическая или воинская элиты, монахи или крестьяне и пр.) привносила в ушу присущие ей характерные черты идеологии и мировоззрения. Тем не менее, всё многообразие китайской философской мысли базируется на общих характерных признаках и принципах.

Согласно древнекитайским представлениям, мир представляет собой непрерывный поток изменений, сложный процесс перехода взаимоперехода и взаимовлияния противоположностей. Этими противоположностями были, как мы отмечали выше, трансформации энергии ци: инь-ци и ян-ци. Они не только противостояли друг другу, отношениям между ними свойственно также взаимодополнение и взаимоопределение.

Согласно данным представлениям в ушу считается, что силе можно противостоять только поддатливостью и слабостью, движение и покой должны постоянно чередоваться, жесткие сильные движения необходимо сочетать с мягкими и гибкими уходами от ударов, а резкие остановки следует сочетать с рывками вперед и пр. Сами по себе инь-ци и ян-ци не являются субстанциями — они лишь проявляются во множестве изменений, происходящих во Вселенной. Цель практикующего ушу — войти в постоянный поток изменений, слившись с природой и, благодаря своим движениям, постичь Тайцзи (Великий предел) [1].

Сейчас, как и столетия назад, через традиции и идеологию ушу осуществляется преемственность основных культурных ценностей прошлого, идеализируемого китайцами. Посредством боевых искусств китайцы не просто узнают, но и осознают, постигают реальность многих философских понятий [1] и принципов. Занятия искусством ушу дает возможность ощутить приобщение к единому миру традиции и ритуала – китаец никогда не воспринимал ушу как простую совокупность приемов, методов тренировки как какой-то отдельный стиль.

Кунг-фу

Практика Кунг-фу имеет разные направления. Любой человек с раннего детства лет до глубокой старости может практиковать одиночные формальные упражнения «внутренних» стилей Кунг-фу: Синьи цюань, Тайцзи цюань, Багуачжан и др. Ежедневные систематические занятия динамической медитацией позволяют ученикам постичь всем своим телом и сознанием глубочайшие истины, записанные в великом каноне «И цзин» («Книге перемен») и других древних китайских трактатах. Каждое формальных движений помимо философского смысла имеет также эффективное боевое применение.

Практикующему боевые искусства человеку важно понимать, что ни в коем случае нельзя воспринимать реальный бой, где нет места понятиям о гуманизме и жалости, как модель всей жизни. Это глубокое непонимание сути кунг-фу. Бой в кунг-фу понимается как необходимость вернуть равновесие в мир и является отражением экстремальной жизненной ситуации. Боец, способный сохранить в бою хладнокровие, всегда сможет спокойно осознать, принять и правильно оценить любую жизненную ситуацию и адекватно на нее отреагировать.

Какова связь философских принципов с непосредственной практикой боевого искусства?

Постижение учения кунг-фу включает четыре составляющие. На первом этапе ученик погружается в строительство своего тела, овладевает умением пользоваться и управлять им. Второй этап представляет собой изучение комплексов формальных упражнений. Третий этап обучения заключается в выработке умения взаимодействовать с партнером, чувствовать и оценивать его движения и намерения, а также использовать движения противника в своих целях. Четвертый этап предполагает овладение искусством боя.

Цель практики кунг-фу — правильное поддержание позы и правильное выстраивание движения. При этом сознание уже должно находиться в правильном состоянии, не надо достигать какого-то особого состояния сознания специально. Как считается в кунг-фу, нет ничего лучше, чем личный сосредоточенный опыт.

Необходимо выделить несколько основных философских принципов боевых искусств Китая: строжайшая самодисциплина и понимание жизни, человеколюбие, непрерывное размышление и практика, смирение, обуздание гордости. «Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает. Кто горд, тот не может возвысится» [3, с. 429].

Ссылка на основную публикацию