ПОВЫШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ К СТРЕССОВЫМ СИТУАЦИЯМ | Karate-krs.ru

ПОВЫШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ К СТРЕССОВЫМ СИТУАЦИЯМ

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ПОВЫШЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ БОС- и ПСИХО-ТЕХНОЛОГИЙ

Лысенко С.В.

Аспирантка ТГУ имени Г.Р.Державина

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ПОВЫШЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ БОС- и ПСИХО-ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

В статье рассматривается структура стрессоустойчивой личности, описан психологический портрет психически-устойчивой личности. Выявлены корреляционные связи у студентов с разным уровнем психической устойчивости к стрессовым ситуациям. Составлена коррекционная программа повышения стрессоустойчивости.

Ключевые слова: психологическое здоровье, психическая устойчивость, стрессоустойчивость, биологически – обратная связь; mental health, mental stability, stress resistance, bio – feedback.

Современные запросы общества требуют подготовки здорового, энергичного, предприимчивого, конкурентоспособного и эмоционально стабильного специалиста. Но учитывая нестабильные условия наших дней, не всегда находится полноценное и своевременное решение данной задачи. Одной из главных «болезней века» является стресс, так, пребывание организма в постоянном психическом напряжении, может оказать сильное негативное воздействие на становление его личности, вплоть до появления физиологических нарушений и дезорганизации жизнедеятельности субъекта [3]. Поэтому в современных условиях актуальным является выявление факторов и разработка технологий, способствующих психической устойчивости личности в стрессовых ситуациях.

Психическую устойчивость личности можно рассматривать как комбинированное качество личности, синтез отдельных свойств и способностей [1]. Частным случаем психической устойчивости является стрессоустойчивость, представляющая собой способность человека выдерживать стрессовые нагрузки без негативных последствий [2]. Как подчеркивал С. С. Корсаков, чем «более гармонично соединены все существующие свойства, составляющие личность, тем более она устойчива, уравновешена и способна противостоять влияниям, стремящимся нарушить ее целостность».

Целью работы явилось исследование психологической сущности стрессоустойчивой личности и проведение опытной работы, направленной на повышение стрессоустойчивости молодежи с помощью БОС- и психо- технологий.

В исследовании приняли участие студенты ТГУ им. Г.Р.Державина, в количестве 88 человек, возраст испытуемых составил от 20 до 22 лет. На основании результатов психодиагностичсекого исследования выявлены 3 группы респондентов. Первая группа – испытуемые с низкой психической устойчивостью к стрессам (стрессонеустойчивые), имеющие нарушения адаптации и психологического здоровья; вторая – респонденты с промежуточными значениями, что характеризует их состояние и адаптацию как неустойчивые; третья – испытуемые с высокой психической устойчивостью к стрессам (стрессоустойчивые), с эффективной адаптацией и психологически здоровые. Психологический портрет стрессоустойчивой личности представлен такими характеристиками как уравновешенность, эмоциональная устойчивость, ответственность, сдержанность, предприимчивость, жизнерадостность и активность. Им свойственно легкость отказа от практических суждений, они больше оперируют абстрактными понятиями; коммуникабельны, быстро устанавливают глубокие контакты с людьми, умеют прощать обиды, терпеливы и доброжелательны [4].

Факторизация эмпирических данных исследования позволила выделить 4 фактора, влияющих на формирование психологической устойчивости личности в стрессовых ситуациях. Выделенные компоненты охватывают такие параметры, как эмоциональная устойчивость личности, способность к построению межличностных отношений, выраженность самоактуализации и социальная адаптированность [4].

Проведенный корреляционный анализ, отдельно в группах студентов с разной стрессоустойчивостью показал, что стрессонеустойчивые студенты чувствуют себя дискомфортно в новых или непривычных для них социальных ситуациях, вследствие чего каждый непредвиденный случай вызывает у них чувство раздражительности и напряженности. В то время студенты с высоким уровнем стрессоустойчивости, чувствуют себя в незнакомых ситуациях уравновешенно и спокойно, делают все возможное, чтобы обладать влиянием в коллективе, стремятся к лидерству.

Т.о., стрессонеустойчивые студенты вошли в группу риска психологического здоровья. С ними была проведена психокоррекционная работа, ориентированная на переход от энергетической саморегуляции к ценностно-смысловому самоуправлению личности. Коррекционная программа включала в себя ряд этапов. Вначале, с целью оптимизации энергетического состояния, мы применили технологию биологически обратной связи, основанную на диафрагмально-релаксационном типе дыхания, с использованием программ автоматизированного комплекса типа «Нейрокор 3.1. С». БОС-технологию мы предпочли другим возможным методам, поскольку она имеет ряд преимуществ, во-первых, является эффективной дополнительной терапией при психосоматических проявлениях, вызванных мышечным напряжением; во-вторых, является немедикаментозным способом, т.е. не обладает побочными эффектами; в-третьих, предоставляет возможность самостоятельно следить за процессом выздоровления, что позволяет достигнуть более эффективного результата. Параллельно с БОС-регуляцией мы апробировали комплекс упражнений, направленных на формирование качеств повышающих стрессоустойчивость. Упражнения подбирались в зависимости от индивидуальных показателей, полученных на предварительном этапе исследования и вошедших в психологическую структуру стрессоустойчивой личности. В частности, упражнения направлены на повышение уверенности и самоактуализации, на снятие внутренней напряженности, агрессии, гнева, приобретение навыков избавления от обиды и других отрицательных эмоций, умение выстраивать доверительные диалоговые отношения.

Сравнительный анализ динамики результатов, полученных после проведения коррекционной работы выявил их достоверные отличия. Так, у стрессонеустойчивых студентов уменьшился уровень напряженности (с 73% до 30%) и тревожности (с 80% до 29%); повысилась гибкость поведения (с 41% до 71%), самопринятие (с 29% до 71%) и контактность (с 30% до 55%). Что в целом отражает повышение уровня стрессоустойчивости молодежи и свидетельствуют об эффективности применения разработанной технологии стрессменеджмента для студентов с низкой психической устойчивостью к стрессу.

Литература

  1. Варданян Б.X. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости //Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. С.542-543.
  2. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. Пособие, М.: Гардарики, 2005. 584 с.
  3. Китаев-Смык Л.А. О психологии стресса // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2008. №3. С.62-63.
  4. Лысенко С.В. Факторы психологической устойчивости личности в стрессовых ситуациях // Актуальные проблемы психологии глазами студента: Материалы IV Всерос. науч. студ. конф./ отв. ред. В.Н.Косырев. ТГУ им. Г.Р.Державина, 2010. С.196.

10 способов повышения психологической устойчивости

Психологическая устойчивость – это процесс адаптации в ситуации столкновения с негативным воздействием, травмой, трагедией, угрозой жизни и здоровью или с сильным источником стресса. Устойчивость человека к тяжелейшим обстоятельствам является нормой, а не присуща только лишь уникальным людям и это подтверждает ряд исследований, ведущихся еще с начала 80х годов.

Понятие устойчивости (resilience) заимствовано из физики и означает свойство упругого тела восстанавливать свою исходную форму после прекращения деформирующего воздействия. В психологии понятие устойчивости применяется в различных областях, как восстановление (recovery, Masten, 2001., Rutter 1987), как стабильность (sustainbility, Bonano 2005), как выносливость (grit, Duckworth 2007), как жизнестойкость (hardiness, Maddi 2004).

Проявлять устойчивость — не значит не испытывать трудностей и не страдать. Напротив, эмоциональная боль и печаль, являются общими для людей, которые попали в трудные жизненные обстоятельства. Вероятно даже, расстройство чувств, является обязательным на пути восстановления от потрясения, а значит устойчивости.

Многие исследования показывают, что значительным фактором у устойчивости оказываются заботливые и поддерживающие отношения внутри и вне семьи. Отношения, основанные на любви и доверии, ролевые модели, предполагающие готовность помочь и дать поддержку в трудных обстоятельствах и тем самым укрепить устойчивость близкого человека.

Вот несколько факторов, которые также могут влиять на психологическую устойчивость:

  • Реалистичные планы и предпринимаемые шаги к их реализации;
  • Вера в себя в свои силы и способности;
  • Навыки взаимодействия и решения проблем;
  • Способность контролировать свои сильные чувства и побуждения.

Психологическая устойчивость не является такой чертой, которая либо есть, либо нет. Она включает в себя навыки, знания и умения, которым можно научиться и развить в каждом.

10 рекомендаций APA (American Psychological Association), которые следует учитывать в развитии психологической устойчивости:

Создавайте прочные связи. Хорошие отношения с членами семьи, близкими и друзьями очень важны. Принятие помощи и поддержки со стороны тех, кто заботится о вас, поможет укрепить устойчивость.

Не воспринимайте кризисы как непреодолимые проблемы. Стрессовые ситуации происходят и это факт, который невозможно изменить, но вы можете изменить интерпретацию этих ситуаций и то, как вы реагируете. Попробуйте взглянуть на настоящую ситуацию из будущего, возможно уже от этого вам станет немного легче. Вспомните, как прежде вы справлялись с тяжелыми ситуациями, какие способы применяли, какие тонкие настройки использовали.

Примите изменения как неотъемлемую часть жизни. Некоторые цели больше не смогут быть достижимыми из-за неблагоприятных событий. Честное принятие того, что некоторые обстоятельства не могут быть изменены, поможет сосредоточиться на тех областях, которые могут быть вам подвластны.

Двигайтесь к цели. Формируйте реалистичные цели. Делайте хоть что-нибудь, но регулярно, даже если вам кажется что, это незначительный вклад, – постепенно двигайтесь дальше. Вместо того чтобы строить недостижимые планы, спросите себя: «Какую одну вещь я могу сделать прямо сегодня, что поможет мне двигаться в том направлении, которое я выбрал?»

Принимайте решительные меры. В неблагоприятной ситуации делайте все от вас зависящее. Принимайте меры, а не уходите от проблем и стрессов, делая вид, что все пройдет само собой.

Ищите возможности для саморазвития. Часто со стороны нам кажется, что люди сильно меняются и этот личностный рост — результат их борьбы с потерями. Действительно, многие люди имеющие опыт переживания трагических событий или тяжелых ситуаций отмечают, что их отношения с другими людьми улучшилось, они чувствуют большую уверенность и силу, даже в ситуации уязвимости, многие описывают духовный рост и сильное ощущение ценности жизни.

Развивайте позитивное видение себя. Формирование уверенности в своей способности решать проблемы и доверять своим инстинктам помогает повышать устойчивость.

Сохраняйте перспективу и широкий контекст. Даже когда вы сталкиваетесь с очень болезненной ситуацией, пробуйте рассмотреть ее в широком контексте и в долгосрочной перспективе. Избегайте колебаний в своем видении ситуации.

Поддерживайте надежду. Оптимистичный взгляд позволят ожидать, что хорошие вещи будут происходить в вашей жизни. Визуализируйте то, что вы хотите, а не беспокойтесь о том, чего вы боитесь.

Заботьтесь о себе. Обратите внимание на свои собственные потребности и чувства. Находите возможности для отдыха и участия в мероприятиях, которые доставляют вам удовольствие. Регулярно занимайтесь спортом. Забота о себе позволяет держать свой ум и тело готовыми к ситуации, которая может потребовать устойчивости.

Дополнительные индивидуальные способы повышения устойчивости могут быть очень полезны. Например, некоторые люди описывают свои глубокие переживания и мысли, связанные с травмой или другими стрессовыми событиями. Медитации и духовные практики помогают другим людям справляться и вновь обретать надежду.

Повышение психической устойчивости к стрессовым ситуациям

Повышение психической устойчивости к стрессовым ситуациям

На тренировках нередко возникают стрессовые ситуации, вызывающие повышенную эмоциональную напряженность рукопашников. Кроме того, в ходе боев также часто возникают стрессовые ситуации.

Чтобы повысить психическую устойчивость рукопашника к таким ситуациям, полезными могут оказаться такие простые приемы психорегуляции: отключение (попеременное сосредоточение внимания на различных предметах), переключение (занятие каким-либо интересным делом), регуляция тонуса мимических и других скелетных мышц, контроль и регуляция темпа движений и речи, дыхательные упражнения, аутогенная тренировка и др.

Рассмотрим один из способов психорегуляции – десенсибилизацию, под которой понимается снижение остроты или устранение нежелательных чувств и эмоций.

Этот способ особенно целесообразно применять для устранения излишнего волнения предстартовой лихорадки. Нужно ввести себя в состояние релаксации с помощью словесного внушения. Затем следует представить себе предполагаемую боевую обстановку: место, противников и пр. После этого нужно увидеть себя там в самом лучшем состоянии, которое проявляется по-разному. Один при этом уверен в себе, ощущает силу и энергию, спокоен, а другого отличает злость, огромное желание победить и т.п.

Поэтому рукопашник должен с помощью самовнушения представлять себя в наилучшем состоянии:

«Я уверен в себе… спокоен… Тело наполнено силой и энергией… Непоколебимая уверенность в себе…» и т.п. Можно также мысленно представить себе отдельные ситуации поединка, из которых ты выходишь победителем. Это надо делать неоднократно, стараясь как можно точнее ощутить требуемое состояние.

На первых порах при представлении боевой обстановки у рукопашника может наблюдаться возбуждение, и довольно сильное. В таком случае ему следует несколько раз приводить себя в состояние релаксации и продолжать мысленную тренировку. После нескольких занятий возбуждение снизится. Если рукопашник в процессе такой тренировки может мысленно представить себя в нужном состоянии и не ощущать при этом волнения, значит, он хорошо владеет десенсибилизацией.

Десенсибилизацию можно осуществить и в процессе тренировки, когда надо устранить излишнее волнение, например за 1-2 дня до ответственного задания, а также непосредственно перед тренировкой.

С этой же целью можно также использовать репортаж, о котором мы уже говорили.

Повышение психической устойчивости к стрессовым ситуациям

Повышение психической устойчивости к стрессовым ситуациям

На тренировках нередко возникают стрессовые ситуации, вызывающие повышенную эмоциональную напряженность рукопашников. Кроме того, в ходе боев также часто возникают стрессовые ситуации.

Чтобы повысить психическую устойчивость рукопашника к таким ситуациям, полезными могут оказаться такие простые приемы психорегуляции: отключение (попеременное сосредоточение внимания на различных предметах), переключение (занятие каким-либо интересным делом), регуляция тонуса мимических и других скелетных мышц, контроль и регуляция темпа движений и речи, дыхательные упражнения, аутогенная тренировка и др.

Рассмотрим один из способов психорегуляции – десенсибилизацию, под которой понимается снижение остроты или устранение нежелательных чувств и эмоций.

Этот способ особенно целесообразно применять для устранения излишнего волнения предстартовой лихорадки. Нужно ввести себя в состояние релаксации с помощью словесного внушения. Затем следует представить себе предполагаемую боевую обстановку: место, противников и пр. После этого нужно увидеть себя там в самом лучшем состоянии, которое проявляется по-разному. Один при этом уверен в себе, ощущает силу и энергию, спокоен, а другого отличает злость, огромное желание победить и т.п.

Поэтому рукопашник должен с помощью самовнушения представлять себя в наилучшем состоянии:

«Я уверен в себе… спокоен… Тело наполнено силой и энергией… Непоколебимая уверенность в себе…» и т.п. Можно также мысленно представить себе отдельные ситуации поединка, из которых ты выходишь победителем. Это надо делать неоднократно, стараясь как можно точнее ощутить требуемое состояние.

На первых порах при представлении боевой обстановки у рукопашника может наблюдаться возбуждение, и довольно сильное. В таком случае ему следует несколько раз приводить себя в состояние релаксации и продолжать мысленную тренировку. После нескольких занятий возбуждение снизится. Если рукопашник в процессе такой тренировки может мысленно представить себя в нужном состоянии и не ощущать при этом волнения, значит, он хорошо владеет десенсибилизацией.

Десенсибилизацию можно осуществить и в процессе тренировки, когда надо устранить излишнее волнение, например за 1-2 дня до ответственного задания, а также непосредственно перед тренировкой.

С этой же целью можно также использовать репортаж, о котором мы уже говорили.

ПОВЫШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ К СТРЕССОВЫМ СИТУАЦИЯМ

На счет «раз» дается установка на то, что исчезает чувство тяжести и тепла. На счет «два» рекомендуется изменить характер дыхания. В частности, глубокий вдох должен сопровождаться резким выдохом. Голос лица, проводящего внушение, при этом должен приобрести эмоциональную окраску — стать бодрым и энергичным. Если все указания рукопашники выполняют четко, можно дать команду «Три!». Если нет, то вторая стадия несколько затягивается.
Продолжительность внушенного сна-отдыха может быть различной, но желательно, чтобы от момента внушения сна до пробуждения прошло не меньше 10 мин. Даже такой сон полезен. Внушенный сон-отдых между тренировками может быть продолжительнее — до 40-60 мин.
Чрезвычайно полезен перевод внушенного сна в естественный. Он значительно повышает эффект восстановления, помогает бороться с бессонницей, снижает невротические явления. После внушения чувства покоя и расслабления спокойным, очень тихим голосом тренер или психолог говорит: «Сонливость все больше и больше… Желание спать нарастает, усиливается… Хочется спать… спать… спать…». Произнося слово «спать», надо постепенно переходить от констатации к внушению состояния. Если это получается, то следует закрепить эффект:
«Вы спите хорошим, восстановительным сном… Все подчинено восстановлению, отдыху… Организм отдыхает, отдыхают мозг, нервы, мышцы… Мой голос больше не будет звучать… Вы спите естественным сном». Наутро надо обязательно выяснить без посторонних, как спал рукопашник, что ему мешало, оценить работоспособность рукопашника и поддержать его заинтересованность в данном методе восстановления.
Хороший результат дает сочетание внушения с функциональной музыкой и другими шумовыми (журчание ручья, шум леса и т. п.) или визуальными (демонстрация красочных слайдов, специальных кинофильмов и др.) эффектами.

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

Оптимизация освоения и закрепления технико-тактических действий во многом связана с овладением навыками идеомоторики.
Идеомоторика (или идеомоторные акты) — это непроизвольные движения, выполняемые в момент представления о них. Во многих исследованиях убедительно доказано, что идеомоторная тренировка способствует повышению внимания к деятельности и ее осознанности. Благодаря этому улучшается качество выполнения упражнений, повышается точность движений, ускоряется процесс обучения, и человек даже может освоить незнакомое действие, еще не выполнив его.
Идеомоторная тренировка особенно эффективна при освоении какого-нибудь сложного приема. При этом нужно соблюдать следующие условия. Прежде чем рукопашник станет выполнять упражнение, тренер должен объяснить задание и проверить, правильно ли оно понято и переведено ли в сознании рукопашника на язык моторики. Если рукопашник понял указание, то он должен мысленно «проиграть» его. Для этого ему нужно сначала облечь образ представляемого движения а точные словесные формулировки, а затем уже, проговаривая про себя нужные слова, мысленно выполнять движения. Внимание надо сосредоточить на главном элементе движения.
Такая методика обучения активизирует мыслительную деятельность рукопашников и дает возможность значительно уменьшить число повторов при разучивании приема. Чтобы научиться хорошо выполнять разучиваемый прием, нужно воспроизводить не просто узловые моменты техники, а характерные мышечно-двигательные представления об ощущениях, сопровождающих эти моменты: степень мышечного напряжения, направление, скорость и ускорение различных звеньев тела и др.
Чтобы лучше прочувствовать двигательно-мышечные ощущения (как новые, так и известные), полезно ограничивать число попыток выполнить упражнение. Это создаст дополнительные трудности, для преодоления которых необходима большая творческая активность. При постоянной стимуляции этой активности вырабатывается умение рукопашников вызывать соответствующие двигательные представления и готовить себя к каждой попытке выполнения приема. Важно, чтобы мысленное выполнение приема выражалось всегда в своеобразном переживании активности с ощущением волевых и эмоциональных усилий, чувства партнера и т. п.
Мысленно прием нужно выполнять 3-6 раз (в зависимости от сложности). Чем сложнее прием и чем труднее он мысленно воспроизводится, тем больше должно быть число повторении. После мысленного выполнения приема его следует повторить с имитационными движениями и лишь затем приступать к выполнению с партнером. При этом необходимо обязательно прочувствовать основные фазы двигательных действий в ритме реального выполнения, а при разучивании — в замедленном темпе, иногда с остановкой, акцентируя внимание на главных моментах.
Еще более эффективна идеомоторная тренировка в состоянии релаксации (гипноидеомоторика). Эффект ее объясняется следующим: если представлять движение в момент сниженной активности мозга, то после этого движение становится более точным, чем после идеомоторной тренировки, проводимой в обычном состоянии. Поэтому рукопашник может с помощью психомышечнои тренировки (успокаивающей части) погрузить себя в состояние релаксации, в котором и будет проводить идеомоторную тренировку.
Если необходимо выполнить важную установку тренера или довести до автоматизма выполнение какого-нибудь технико-тактического действия, целесообразно применять вариант гипноидеомоторной тренировки, разработанный В.П. Некрасовым и названный репортажем. Суть его в том, что после «погружения» рукопашника в состояние релаксации, психолог или тренер как бы ведет репортаж во время поединка, описывая соответствующие ситуации и требуемое поведение рукопашника в них.
Этот метод можно использовать с самыми разными целями: для преодоления страха (боязнь атаковать из-за возможности получения встречного удара, получения травмы и др.), для внушения определенных установок на бой, для мобилизации волевых усилий, для снятия слишком острых реакций в стрессовых ситуациях (при получении сильного удара, при психической атаке противника и т. п.).
Идеомоторная и гипноидеомоторная тренировки способствуют не только повышению качества обучения рукопашников технико-тактическим действиям, но и лучшему сохранению или быстрому восстановлению уже освоенных приемов. Поэтому во время длительного перерыва весьма желательно, чтобы рукопашники хотя бы раз в день проводили идеомоторную тренировку, в которой выполняли бы отдельные приемы. Особенно нужна такая тренировка, если рукопашник из-за травмы длительное время не может выполнять тот или иной прием. Рукопашники, которые занимаются идеомоторной тренировкой, гораздо быстрее восстанавливают навыки, чем те, кто не занимается ею.

ПОВЫШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ К СТРЕССОВЫМ СИТУАЦИЯМ

На тренировках нередко возникают стрессовые ситуации, вызывающие повышенную эмоциональную напряженность рукопашников. Кроме того, в ходе боев также часто возникают стрессовые ситуации.
Чтобы повысить психическую устойчивость рукопашника к таким ситуациям, полезными могут оказаться такие простые приемы психорегуляции: отключение (попеременное сосредоточение внимания на различных предметах), переключение (занятие каким-либо интересным делом), регуляция тонуса мимических и других скелетных мышц, контроль и регуляция темпа движений и речи, дыхательные упражнения, аутогенная тренировка и др.
Рассмотрим один из способов психорегуляции — десенсибилизацию, под которой понимается снижение остроты или устранение нежелательных чувств и эмоций.
Этот способ особенно целесообразно применять для устранения излишнего волнения предстартовой лихорадки. Нужно ввести себя в состояние релаксации с помощью словесного внушения. Затем следует представить себе предполагаемую боевую обстановку: место, противников и пр. После этого нужно увидеть себя там в самом лучшем состоянии, которое проявляется по-разному. Один при этом уверен в себе, ощущает силу и энергию, спокоен, а другого отличает злость, огромное желание победить и т. п.
Поэтому рукопашник должен с помощью самовнушения представлять себя в наилучшем состоянии:
«Я уверен в себе… спокоен… Тело наполнено силой и энергией… Непоколебимая уверенность в себе…» и т. п. Можно также мысленно представить себе отдельные ситуации поединка, из которых ты выходишь победителем. Это надо делать неоднократно, стараясь как можно точнее ощутить требуемое состояние.
На первых порах при представлении боевой обстановки у рукопашника может наблюдаться возбуждение, и довольно сильное. В таком случае ему следует несколько раз приводить себя в состояние релаксации и продолжать мысленную тренировку. После нескольких занятий возбуждение снизится. Если рукопашник в процессе такой тренировки может мысленно представить себя в нужном состоянии и не ощущать при этом волнения, значит, он хорошо владеет десенсибилизацией.
Десенсибилизацию можно осуществить и в процессе тренировки, когда надо устранить излишнее волнение, например за 1-2 дня до ответственного задания, а также непосредственно перед тренировкой.
С этой же целью можно также использовать репортаж, о котором мы уже говорили.

Психологическая устойчивость сотрудников специальных подразделений

Психологическая устойчивость сотрудника зависит от психического состояния сотрудника, в котором он находится в момент возникновения конкретной ситуации.

Психические состояния, как показали исследования, по направленности и силе проявления могут подразделяться на четыре условные группы:

1. Положительные психические состояния, появляющиеся в активной форме: состояние боевой готовности, активности, подъема, напряженности, психической устойчивости.

2. Психические состояния пассивной формы: состояние успокоенности, предбоевой (послебоевой) апатии, рассеянности, несобранности, излишней сдержанности.

3. Отрицательные психические состояния активной формы: предбоевая «лихорадка», паника, упадок, стресс, страх.

4. Отрицательные психические состояния пассивной формы: ригидность, фрустрация, синдром навязчивости (смерти, неизбежности ранения), тревога, беспокойство.

На сегодняшний день описаны многие негативные психические состояния. Это аффект, стресс, или психическая напряженность, состояние тревожности, агрессии, ревности, страсти и т.п. Они могут негативно сказываться на функционировании сознания и проявлении поведения.

Напряженность, неподготовленность к деятельности в экстремальных ситуациях, недостаточность времени для отдыха, плохое питание и материально-техническое снабжение, отрыв от семьи — мощные факторы, которые, накапливаясь, вызывают отрицательные психические изменения (невротические реакции, агрессивность, апатия, суицидальные мысли) у определенной части личного состава. Необходимо профилактировать такие изменения, пренебрежение которыми могут стать необратимыми, вызвать заболевания и привести к потере высокоподготовленного специалиста для МВД. Данные, обобщенные в период участия ОМОН в боевых действиях в Чеченской Республике, свидетельствуют о том, что основными проявлениями психической дезадаптации явились непсихотические психогенные расстройства, носящие разнообразный характер. Наиболее типичными среди них были острые реакции на стресс, адаптационные невротические реакции и другие невротические расстройства.

Острые реакции на стресс характеризовались быстропроходящими непсихотическими расстройствами, которые возникали у личного состава в ответ на экстремальную психическую, физическую нагрузку, как правило, в процессе выполнения сложной задачи и спонтанно редуцировались спустя несколько часов. Эти реакции в своей структуре имели эмоциональные нарушения (страх, тревогу, подавленность или неадекватную возбужденность).

Адаптационные реакции выражались в легких, преходящих непсихотических расстройствах, длящихся дольше, чем острые реакции на стресс — до 3 — 5 дней. Такие расстройства у личного состава, как правило, обратимы и относительно ограничены в клинических проявлениях и могут повторяться при мысли о возможности вновь оказаться в подобной ситуации. Обычно эти состояния возникали в ходе или непосредственно после участия в активных действиях по пресечению массовых беспорядков, особенно в тех случаях, когда сотрудники были вынуждены применять оружие.

Изучение распространенности состояний психической дезадаптации среди личного состава ОМОН в зависимости от сроков пребывания в районах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов свидетельствовало о значительном нарастании подобного числа лиц при длительном непрерывном нахождении в данной ситуации. При этом устойчиво снижалось количество лиц, у которых на момент обследования не выявились симптомы нервно-психических расстройств.

Наиболее подверженными эмоционально-стрессовому воздействию оказались офицеры-руководители (которые были ответственны за принятие решений: за результаты служебной деятельности вверенных их руководству подразделений, за жизнь и здоровье личного состава) и личный состав — бойцы ОМОН, по тем или иным причинам не прошедшие предварительную специальную профессиональную подготовку для выполнения задач в экстремальных ситуациях.

Результаты исследований в Чеченской Республике показали, что офицеры ОМОН, в сравнении с подчиненными, более тяжело переживали риск, связанный с опасностью для жизни.

В наибольшей степени подвержены психологическому воздействию боевой обстановки и психическим расстройствам в бою личный состав, имеющий более высокий уровень образования, более старшего возраста и, главное, имеющие большое количество социальных связей (жена, дети, родственники на иждивении, престарелые родители и т.д.).

Важно то, что традиционно сотрудники ОМОН, ОМСН как правило, привлекаются в деятельности в экстремальных ситуациях относительно не большой продолжительности (часы, сутки, несколько суток), тогда как в Чеченской республике длительность служебных командировок личного состава составляла более полугода, что требовало выносливости и стрессоустойчивости, а также высокого уровня психологической готовности.

Кроме того, как показал опыт, боевых действий в Чеченской Республике, организованное вооруженное сопротивление со стороны боевиков с применением тяжелого вооружения, противотанковых средств и артиллерийских систем полностью исключило возможность постепенной адаптации личного состава к боевым условиям деятельности. Вот почему психологическая готовность личного состава, его умения и навыки должны приобретать устойчивость к воздействию экстремальных факторов еще до начала их воздействия, то есть в пунктах постоянной дислокации, в процессе профессиональной подготовки

Поэтому в работе с сотрудниками специальных подразделений, служба в которых связана с наличием экстремальных условий, необходимо проводить комплекс мероприятий по обучению их умению преодолевать чувство страха в стрессовых ситуациях, и особенно до начала таких ситуаций.

Такая психологическая готовность личного состава специальных подразделений к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях есть результат целенаправленного процесса их профессионального обучения и воспитания в самом подразделении. Однако, опыт работы с сотрудниками показал явный недостаток у них необходимых знаний о влиянии стресса на психическую деятельность человека в сложных условиях. Следствием это является отсутствие у сотрудников сформированных навыков повышения самоконтроля в сложных ситуациях служебной деятельности.

5 способов повышения психологической устойчивости

Наша жизнь состоит из сплошных стрессов. Причем это не обязательно семейные неурядицы, проблемы на работе, растущие цены или падающий рубль. Необходимость тесно соприкасаться с агрессивно настроенными согражданами в дорожных пробках, в общественном транспорте, магазинах, банках и т.д. также становится источником психической травмы…

Но вот что любопытно: реакция людей на стресс разная. Одни моментально реагируют на возбудитель: заводятся, нервничают, переживают эмоциональный срыв, а другие ведут себя так, словно ничего давно готовились к случившемуся: сохраняют самообладание и спокойно, без напряжения пытаются найти выход из ситуации. От чего же зависит та или иная реакция на стресс? От психологической устойчивости. Что это такое и как развить ее в себе, объясняют психологи.

Что такое психическая устойчивость

Психическая устойчивость — это особая черта характера, которая проявляется в способности сохранять оптимальное психологическое состояние в условиях частой смены обстоятельств и обусловленного этим стресса. Психологи считают, что эта самая черта не заложена в нас генетически, однако вместе с тем отмечают, что она зависит, в частности, и от особенностей нервной системы. Главное, что формирует психическую устойчивость, — это воспитание, в том числе и самовоспитание, уровень развития, опыт.

С одной стороны, человек, прошедший через жизненные испытания, менее остро реагирует на стрессовые ситуации, склонен при этом вести себя рассудительно, в отличие от того, кто вырос в тепличных условиях. Но с другой стороны, именно у человека, прошедшего Крым и Рим, нервная система может оказаться расшатанной, и ему может быть сложно сохранять эмоциональную неуязвимость.

Так что психическая устойчивость — это не устойчивость нервной системы, а , скорее, гибкость психики, способность приспосабливаться к меняющейся обстановке и адекватно реагировать на нее.

Как это работает

Психическая устойчивость, как, впрочем, и неустойчивость, работает по определенной схеме. В первом случае сначала появляется задача, в связи с чем человек совершает определенные действия, направленные на ее решение. Далее он начинает осознавать связанные с этим трудности, что и вызывает у него отрицательные эмоции. После этого он начинает искать пути преодоления трудностей, в результате чего эмоциональное состояние улучшается.

Во втором случае поначалу схема выглядит точно так же: возникновение задачи, действия, направленные на ее решение, осознание связанных с этим трудностей и негативное эмоциональное состояние. Затем хаотический поиск пути преодоления трудностей, что лишь усугубляет положение и усиливает стресс.

Как видим, пусковой механизм в запуске психической неустойчивости — это хаотичность поведения, которое другими словами можно охарактеризовать как склонность к паникерству, а значит, неуверенность в себе, безволие, отсутствие самоконтроля. В результате возникает чувство абсолютной беспомощности и ощущение личностной угрозы. Таким образом, по мнению психологов, психологическая устойчивость — это, прежде всего, способность контролировать свои чувства и решения.

Правила повышения психологической устойчивости

1. Если вы не в состоянии изменить обстоятельства, нужно изменить отношение к ним

Это основополагающий принцип поведения в любых ситуациях. Что бы ни случилось, задайте себе всего один вопрос: я могу изменить обстоятельства? Если ответ отрицательный, — успокойтесь, ни в чем себя не обвиняйте и постарайтесь принять случившееся как данность. Как только вы это сделаете, вы сразу почувствуете психологическое облегчение, к вам вернутся уверенность в своих силах, способность принимать решения и предвидеть последствия поступков. А это — главное, что требуется для того, чтобы обстоятельства в конце концов начали меняться.

Психологи часто приводят следующий пример. Вы идете по улице и видите неподалеку лающую собаку. Вряд ли вы будете пытаться заставить собаку замолчать. Вы спокойно пройдете мимо, погруженные в свои мысли. Точно так же нужно вести себя и в стрессовой ситуации: не терять самообладания и не преувеличивать значение случившегося. Перестаньте эмоционально воспринимать события, придавая им чрезмерное значение, позвольте им спокойно пройти мимо вас и исчерпать себя. Вы же не реагируете на лающую собаку, правда? Точно так же отпустите то, что может вас травмировать.

2. Живите в соответствии со своим психотипом

На нервную систему человека огромное влияние оказывает обстановка, в которой он живет. Если вы — экстраверт, для того чтобы испытывать психическую устойчивость и адекватно реагировать на происходящее, вам необходимо находиться в круговороте жизни, ощущать ее биение, общаться с большим количеством людей, вести активный образ жизни и работу выбирать такую, чтобы не заскучать. Значит, ваше место — в большом городе, на работе, где можно выплескивать энергию, а не в деревенской тиши. И наоборот, если вы по характеру интроверт, вам требуется тишина, покой, отсутствие мельтешения. Вы будете уставать от мегаполиса и расцветать где-нибудь на его живописных окраинах, занимаясь фрилансом. Тогда и психика будет устойчивой.

3. Расслабляйтесь

У каждого из масса обязанностей: работа, учеба, дом, отношения с родителями, с партнерами и детьми, и все это требует больших нервных затрат, истощает психику, делает нас беззащитными перед стрессом. Выход один — расслабляться, снимать напряжение. Способов предостаточно! Занятия спортом, йогой. Чтение. Кино. Музыка. Общение с друзьями. Прогулки, путешествия. Занятие любимыми делами. Видите, как много всего, что поможет разгрузить и стабилизировать психику.

4. Философствуйте

Помните, что сказал Вольтер? Все к лучшему в этом лучшем из миров. Что бы ни случилось, не стоит переживать. Напротив, из любого события можно в конечном счете извлечь для себя выгоду и пользу. Философское отношение к жизни очень положительно сказывается на психологическом самочувствии, потому что способствует развитию таких качеств, как самокритичность, склонность ко всему, в том числе и к себе, относиться с юмором, ничему не придавать абсолютного значения, ни к чему не относиться слишком серьезно, мыслить позитивно. То есть жить играя. Только в таком случае человек перестает воспринимать себя центром Вселенной, кому все что-то должны и кому никогда не бывает хорошо, потому что всегда что-то мешает.

5. Создавать свой позитивный образ

Это значит, что нужно любить и уважать себя, осознавать свои лучшие качества и быть для себя положительным персонажем. А для этого нужно жить в соответствии со своими принципами и мировоззрением. Отсюда рукой подать до внутренней целостности и гармонии. Такой человек никогда не чувствует себя жертвой людей или обстоятельств. Он — хозяин своей жизни, своих эмоций, а значит, психически устойчив.

Тренировки перестраивают мозг, повышая устойчивость к стрессу

Читайте также:

Тренировки перестраивают мозг, повышая устойчивость к стрессу – по крайней мере так считают ученые из Принстонского университета. Известно, что за чувство тревоги отвечают определенные участки человеческого мозга. При его активизации запускается механизм отрицательных эмоций. Переводя на более простой язык, получаем: любая ситуация, которая кажется нам критической и агрессивной – это всего лишь спусковой крючок, который запускает выстрел (процесс). Но природа придумала защиту. По аналогии с огнестрельным оружием механизм можно назвать предохранителем, без которого «выстрел» не происходит. Его роль выполняют специальные нейроны, которые нейтрализуют негативное возбуждение.

Теперь становится очевидным, что степень возбудимости и стрессоустойчивости человека зависят не от величины негативных эмоций, а от силы внутреннего противодействия. Чем лучше работают нейтрализующие нейроны, тем крепче у человека нервная система. Осталось только выяснить способы укрепления «нервной баррикады».

Всем известно, что йога и прочие восточные духовные практики благотворно влияют на сознание. Также были предположения, что системные физические нагрузки помогают избегать стресса. Общее объяснение было примерно такое: негативные эмоции в процессе тренировки трансформируются в нервные импульсы, направленные на достижение поставленной цели. Чем сложнее задача, чем больше на нее требуется сил, тем меньше у спортсмена остается эмоций на конфликт. Вам когда-нибудь удавалось с кем-то поссориться после изнурительной тяжелой работы? Наверно нет!

Сформулировав это все на обывательском уровне, попробуем обосновать то же самое с научной точки зрения. В этом нам поможет профессор психологии Принстонского университета Элизабет Гулд, а точнее проведенные исследования. Психолог справедливо заметила, что целенаправленные опыты в данном направлении практически не проводились. Суть идеи такова:

1. Определить участок мозга, который отвечает за возникновение и степень тревожных состояний.

2. Найти зависимость внешних факторов и работы этого участка мозга.

Известно, что модель поведения человека в стрессовых ситуациях может быть двух типов. Первый – человек заранее настраивается на конфликт или просто принимает его. Дальнейшее развитие событий, в том числе и степень его отрицательных эмоций, зависит от многих факторов. Основной из них – порог стрессоустойчивости. Вторая модель поведения – избегание стрессовой ситуации, планомерный уход от нее. Проще говоря, человек просто избегает конфликта, иногда разворачиваясь и уходя в прямом смысле этого слова. Причина – неготовность адекватно реагировать на стрессовую ситуацию. Однако нас эта категория не интересует.

Как обычно в процессе исследований попали под раздачу мыши. Предварительно подопытные животные были разделены на две группы, одна из которых «активно занималась спортом». До четырех километров в день для этих зверьков – достаточно серьезная нагрузка. После полуторамесячной тренировки обе группы подвергли стрессовой ситуации (были облиты холодной водой). Результаты получились ожидаемые. Мыши-антиспортсмены показали наличие в нейронах большого количества недолговечных генов. Таким образом происходил практически мгновенный запуск системы возбуждения.

У «спортивных» особей недолговечных генов было значительно меньше. Таким образом принцип спускового крючка не срабатывал, и мозг не переключался в режим возбуждения. Параллельно с этим наблюдались явные признаки активности тормозящих нейронов, блокирующих возбужденные нейроны. Специалисты определили этот фактор как признак контроля мозга над ситуацией.

Кроме этого у «спортивных» мышей обнаружено повышенное вырабатывание GABA –гамма-аминомасляной кислоты. Специалисты знают, что это вещество участвует в химических реакциях, снижающих степень нервного возбуждения клеток отдельных участков головного мозга. Для того, чтобы вещество могло успешно выполнить свои функции, его нужно доставить к месту назначения. В подтверждении этого ученые зафиксировали повышенный уровень протеина, который распределял GABA –гамма-аминомасляную кислоту на порции, формировал их в визикулы и отвечал за транспортировку в конечные точки.

С целью подтверждения теории активного участия GABA – рецепторов в процессе нейтрализации и ослабления тревожных состояний, ученые принудительно отключили рецепторы, подавив таким образом нейронную активность в вентральном гиппокампе. Для этого использовался бикукулин. Это вещество известно науке и активно применяется при лечении эпилепсии. Результат оказался положительным — GABA –гамма-аминомасляная кислота перестала активно синтезироваться, что привело к отключению механизма ослабления тревожных состояний. «Спортивные» животные на раздражение реагировали подобно своим не тренированным собратьям.

Вывод, что тренировки перестраивают мозг, повышая устойчивость к стрессу, достаточно важен. Профессор Гулд считает, что ценность проведенных исследований и выводов в том, что появились новые, научно обоснованные, методики борьбы со стрессовыми расстройствами на ранних стадиях. Основой психических проблем всегда была повышенная возбудимость на определенные факторы. Раньше ее старались устранить медицинскими препаратами и сеансами успокоительной терапии. Сейчас появилась другая возможность – физическая нагрузка. Она обладает профилактическим эффектом, позволяя стабилизировать состояние, повысить планку возбудимости и лучше адаптироваться к внешним негативным условиям.

СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ. ВЫЯВЛЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ И ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Секция: 7. Психология

VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ. ВЫЯВЛЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ И ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

В последние десятилетия наиболее существенным становится такой вопрос, как способность организма, к так называемой, стрессоустойчивости или же сопротивляемости организма к стрессам.

В условиях современности на человека постоянно воздействуют различные стрессоры — это те факторы, которые оказывают, довольно таки, сильное негативное влияние на психическую деятельность человека. Как правило, в большинстве случаев возможность быть подверженным подобного рода перегрузкам возникает именно в конфликтных ситуациях. Поэтому, на мой взгляд, в конфликте наиболее четко выражается уровень стрессоустойчивости человека к тем или иным стрессорам.

Для полного раскрытия содержания данной темы, рассмотрим понятия «стресс» и «стрессоустойчивость», и их основных составляющих.

Итак, под стрессом следует понимать состояние сильного эмоционального напряжения человека, возникающее в ответ на определенные ситуации. Т. е. стресс — это некая ответная реакция организма на результат внешних воздействий (стрессоров) окружающей среды. Как правило, стресс ведет к дезорганизации или же нарушению функций организма, вследствие чего, нарушается жизнедеятельность индивидуума.

Исследователи выделяют следующие виды стрессов:

  1. Эмоционально положительный — возникает на приятные для человека события, где стрессовая ситуация выступает, как контролируемая;
  2. Эмоционально отрицательный — приводит человека к стрессовому состоянию, вызывая у него, при этом, отрицательные эмоции;
  3. Физиологический — возникает при воздействии на организм человека негативных факторов внешней среды;
  4. Психологический — ведет к нарушению психологической целостности и устойчивости личности:
  1. информационный;
  2. эмоциональный;
  1. Кратковременный — возникает на короткий промежуток времени, тесно связанный с инстинктивными действиями человека;
  2. Долгосрочный — приводит к расстройствам и депрессиям, в силу своей продолжительности и затянутости;
  3. Хронический — возникает при наличии или же, существующей длительное время, умственной и физической нагрузки на человека;
  4. Острый — предполагает потерю психологического равновесия человека, вследствие какого-либо неприятного для него события или явления; [3,с.215—225].

Стресс, равно как и конфликт, имеет тесную связь с потребностями самого человека, с не возможностью их воплотить в реальности, что ведет, к усилению действий, с одной стороны — это механизмов психологической защиты человека, с другой — усилению его физиологических возможностей.

Основными факторами, влияющими на возникновение стресса, считают:

  1. организационные факторы, действующие внутри организации, группы (плохие отношения с коллегами, отсутствие рабочей нагрузки);
  2. личностные факторы, действующие под влиянием заниженной или завышенной самооценки, эмоциональной неустойчивости человека;

Если же говорить о стрессоустойчивости, то под этим термином следует понимать способность человека адекватно реагировать на какую-либо напряженную ситуацию и легко переносить ее, не погружаясь в состояние стресса. Как правило, стрессоустойчивость предполагает взаимодействие всех компонентов психической деятельности человека, а именно, эмоциональных, волевых, интеллектуальных, мотивационных, которые обеспечивают успешное достижение цели деятельности в сложной обстановке. Т. е. данное свойство предоставляет возможность человеку преодоления различных экстремальных ситуаций, обеспечивающих ему специфические формы поведения для психической адаптации, позволяющая, индивидууму удовлетворять свои потребности и реализовывать на этой основе наиболее значимые цели, обеспечивая соответствие поведения человека требованиям среды. В свою очередь, эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности [2, с. 107].

Основными факторами, способствующими улучшению психической адаптации человека, являются:

  • социальная сплоченность;
  • умение строить межличностные отношения;
  • возможность открытой коммуникации, свободного общения.

Как правило, устойчивость человека в момент возникновения различных стрессовых ситуаций определяется, прежде всего, его индивидуально-психологическими качествами и мотивационной сферой. Следует отметить, что негативно сказывающиеся на человеческой психике экстремальные воздействия не всегда приводят к ухудшению эффективности выполняемой им деятельности. Однако, работая в стрессогенных условиях, человек стремится мобилизировать активность своих внутренних энергоресурсов, что не может не сказаться на его психологическом состоянии.

Типичными болезнями «стрессовой этиологии» принято считать болезни сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, психосоматические расстройства, депрессии и т. д.

  1. Как правило, в жизни мы неоднократно сталкивается со стрессовыми для нас ситуациями, и каждый из нас реагирует на них по-разному. По степени сопротивляемости к стрессовым факторам люди подразделяют на четыре типа: 1. Стрессонеустойчивые — люди такого типа в стрессовых ситуациях склонны проявлять повышенную эмоциональность, они крайне возбудимы и неуравновешенны;
  2. Стрессотренируемые — люди этого типа при не однократно возникающих напряженных ситуациях пытаются привыкнуть к ним, вследствие чего, реагируют на них уже более спокойно;
  3. Стрессотормозные — люди данного типа к внезапным внешним изменениям относятся, довольно таки, спокойно, хотя отличаются жесткость по отношению к мировоззренческим установкам;
  4. Стрессоустойчивые — люди, в этом случае абсолютно спокойно реагируют на любые перемены в жизни, какой характер они б не носили, будь то он длительным или временным.

В силу данной проблемы — изучения стресса и стрессоустойчивости, его влияния на психическое спокойствие человека в различных конфликтных ситуациях, я решила провести исследование на людях — добровольцах среди людей старшего и младшего поколения для выявления у них стрессоустойчивости, а также степени раздражительности, нервозности в ситуациях конфликтности.

В ходе данного исследования было выявлено, что молодежь, а их 73 % более адаптивна к стрессовым ситуациям и в меньшей степени в условиях тревожности подвержена внешним воздействиям окружающей среды, нежели говорить о людях старшего возраста — 43 %. Т. е. молодежь достаточно адекватно реагирует на экстремальные ситуации, их не так то просто вывести из психологического равновесия, а это гарантия против стрессов. У людей старшего поколения более слабая нервная нервна система, они легко раздражаются, выходят из себя.

Не зря великим ученым Гансом Селье выдвинута гипотеза о том, что старение — есть, результат всех стрессов, которым подвергался организм человека в течение всей его жизни.

Отсюда можно сделать вывод о том, что чем человек моложе, чем гибче его нервно-психическая система, тем легче и быстрее протекает его адаптационный период, менее болезненно переживаются стрессовые ситуации.

Таким образом, необходимо отметить, что стресс способен негативно воздействовать как на психическое состояние человека, а именно, на его душевное равновесие, удовлетворенность своей жизнью, так и на физическое состояние организма в целом. Стрессовые ситуации, которые вызывают у человека отрицательные эмоции, приводят к психическим расстройствам, а те, в свою очередь, ведут к развитию у него различных заболеваний, именно на нервной почве. Ведь не зря говорят, фразой прошлого столетия, «все болезни от нервов». Сегодня эта выражение трансформировалось — все болезни от стресса.

В свою очередь, человек, умело управляющий своим эмоциональным состоянием, сохраняющий выдержку, самообладание в конфликтных ситуациях — это стрессоустойчивый человек, способный сопротивляться различным воздействиям со стороны стрессоров.

Список литературы:

  1. АлександровскийЮ.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.Инфра-М, 1996.
  2. АнтиповВ.В. Психологическая адаптация к экстремальным условиям. Киев.: Довгань, 2005.
  3. АхмедееваН.М. Стресс: как его победить. Защита от стресса. М.: Психология, 2004.

Технология повышения стрессорной устойчивости студентов

Нарастающие нагрузки на нервную систему современного человека, большая часть которых носит психогенный характер, приводят к формированию эмоционального напряжения и развитию стресса. Выявление факторов и разработка технологий, способствующих психической устойчивости личности в стрессовых ситуациях, является актуальной проблемой, что особенно важно для студенческого периода жизнедеятельности.

Под психической устойчивостью в широком смысле понимают сохранение продуктивного функционирования психики в кратковременной или длительной напряженной ситуации (Варданян Б. X., 1983). Свойство личности, которое обеспечивает гармоничное отношение между всеми компонентами психической деятельности в сложной эмоциогенной ситуации и способствует оптимально успешному достижению цели деятельности, называется стрессоустойчивостью (Зильберман П. Б., 1974). Формирование стрессоустойчивой личности является механизмом сохранения психологического здоровья, условием социальной стабильности и профессиональной продуктивности личности (Чебыкин А. Я., 1984).

Цель работы — исследование психологической сущности стрессоустойчивой личности и апробация коррекционной программы, направленной на повышение стрессоустойчивости студентов. В исследовании приняли участие студенты третьего курса факультета психологии университета ТГУ им. Г. Р. Державина.

На первом этапе исследования на основании Т-критерия Стьюдента нами были выявлены существенные признаки, характерные для стрессоустойчивых и стрессонеустойчивых студентов. Стрессонеустойчивые студенты отнесены нами к группе риска психологического здоровья. Факторный анализ позволил выявить, что психологическая структура стрессоустойчивости представлена такими уровнями, как личностные особенности поведения, межличностные отношения, самоактуализация, социальная адаптированность (Лысенко С. В., 2010). Эти исследования послужили основой для разработки коррекционной программы, направленной на повышение устойчивости студентов к стрессам. При построении коррекционной программы вектор развития был нами направлен на переход от энергетической саморегуляции к ценностно-смысловому самоуправлению личности.

В связи с выявленными нами предварительными показателями были поставлены следующие задачи коррекционной работы: во-первых, выравнять энергетический баланс и повысить уровень эмоциональной устойчивости, снять тревожность, укрепить уверенность и развить воображение; во-вторых, сформировать доверительные диалоговые межличностные отношения и, в-третьих, повысить степень самоактуализации.

Коррекционная работа со студентами с низкой устойчивостью к стрессам состояла из ряда этапов. Вначале, с целью оптимизации энергетического состояния, мы применили технологию биологически обратной связи (БОС-регуляция), основанной на диафрагмально-релаксационном дыхании, с использованием программ автоматизированного комплекса типа «Нейрокор 3.1.С». Работа с испытуемыми проводилась индивидуально, контролировалось текущее состояние. Каждый сеанс начинался и заканчивался самооценкой эмоционального состояния, с помощью специальной шкалы.

По результатам работы наблюдалась положительная динамика эмоционального состояния как после однократного сеанса, так и по окончании коррекционной работы.

Таким образом, технологию биологической обратной связи целесообразно использовать на первом этапе психокоррекционной работы для снятия эмоционального напряжения и выравнивания энергетического состояния.

Второй этап состоял из комплекса упражнений, необходимых для формирования качеств, повышающих стрессоустойчивость, в зависимости от индивидуальных показателей, полученных на предварительном этапе исследования. В частности, упражнения направлены на снятие внутренней напряженности, агрессии, гнева, приобретение навыков избавления от обиды и других отрицательных эмоций (например: «уменьшение в росте человека, вызвавшего гнев», «сбрось усталость», «гора с плеч») (Бука Т. Л., 2005), а также на повышение уверенности, самоактуализации, умение выстраивать диалоговые отношения. Попарное сравнение результатов, полученных до проведения коррекционной работы и после, выявило достоверные отличия.

В целом, в результате проведенной работы у стрессонеустойчивых студентов уменьшился уровень напряженности и тревожности, повысилась гибкость поведения, самопринятие и контактность.

Ссылка на основную публикацию