Питание в традиционном кунфу | Karate-krs.ru

Питание в традиционном кунфу

На протяжении тысячелетий в Китае считается, что правильное питание – это один из важнейших «китов» здоровья и профилактики болезней. Придерживаться диет или питаться как хочется? Эти два вопроса всегда были и остаются объектами для дискуссий и споров. Китайская философия имеет свой собственный взгляд на эти вопросы.

В Китае считается, что болезнь наступает по нескольким причинам: при неправильном питании и недостатке физической активности. Плохие мысли, вредные привычки, беспокойство, раздражение, зависть, отчаяние – все это так же являются причинами болезней. Редко болезнь случается внезапно, как правило, она накапливается в течение некоторого периода времени. Поэтому человеку нужно со вниманием отнестись к своему здоровью и не допускать развитие болезни.

Двадцатый век внес существенные изменения в структуру питания людей. Б. Франклин говорил: «С тех пор как люди научились варить пищу, они едят вдвое больше, чем требует природа». Согласно восточной философии, пища условно делится на несколько видов: чистая — это молоко, орехи, натуральное масло, фрукты, овощи, злаки; возбуждающая — мясо, яйца, рыба, горячие блюд, приправы, алкоголь; нечистая – залежалые продукты.

Сейчас современный человек слишком много употребляет возбуждающей пищи. И от этого испытывает в своей жизни множество проблем, как чисто физических, так и психологического свойства. В результате чего развивается целый комплекс патологий повышенная нервозность, расстройства сердечно-сосудистой системы и другие заболевания. Что же касается модных диет, то последователи восточной медицины считают, что они больше забирают здоровье, чем дают.

Согласно древнекитайской философии все в мире делится на «инь» и «ян»- это два вида энергии, которые проявляются всегда и везде и не могут существовать одно без другого. Люди, как и все в мире подразделяются по своему типу на «инь» и «ян». Очень часто под влиянием различных факторов происходит дисбаланс «ян» и «инь» в организме. С пребыванием «инь» убывает «ян» и наоборот. Такой дисбаланс приводит к болезни организма.

Так как любое заболевание это следствие увеличения или уменьшения «ян» или «инь» то регулируя эти энергетические системы, можно полностью восстановить здоровье. Китайские врачи широко применяют эти принципы, используя «ян» и «инь» продукты питания, ведь пища тоже делится на «ян» и «инь».

Продукты «инь»: вода, соль, кефир, морковь, огурец, арбуз, виноград, баклажан, кабачок, тыква, капуста, помидор, шпинат, рыба, мясо свинины, грибы, орехи…

Продукты «ян»: сахар, черный и зеленый чай, яйцо, гречиха, макароны, рис, пшеница, картофель, чеснок, лук, банан, груша, мясо: баранина, говядина, курица, кролик, утка…

Для понимания китайской философии питания кроме учения о системе «ян» и «инь» так же важно понять «Теорию о пяти элементах»: Земля, Огонь, Вода, Металл, Дерево.
Считается, что человек, как и вся Вселенная, состоит из этих пяти элементов. Каждому элементу соответствует определенные органы: земле — селезенка и желудок, огню — сердце и тонкая кишка, воде — почки и мочевой пузырь, металлу — легкие и толстая кишка, дереву – печень и желчный пузырь. В этом цикле огонь помогает порождать землю, земля в свою очередь порождает металл, металл – воду и т.д. Деструктивность проявляется в том, что вода может погасить огонь; огонь может размягчить металл; металл может резать дерево. В цикле контроля дерево контролирует землю, земля – воду, вода – огонь, огонь – металл, металл – землю. Согласно данной теории в человеческом организме происходят такие же процессы созидания и разрушения и контроля, которыми можно управлять с помощью правильно подобранной диеты.

Пять элементов и соответствующие им продукты питания:
Огонь (имбирь, кари, жареное мясо, кукуруза, красная чечевица, семя подсолнуха, фисташки, томаты, свекла, корень одуванчика, красный перец, вишня)
Земля (просо, ячмень, горох, семя тыквы, капуста, сельдерей, абрикосы, корица, морковь,шпинат, инжир, апельсин, папайя, ананас, клубника, мясо)
Металл (рис, соя, миндаль, спаржа, брокколи, сельдерей, огурец, лук, редька)
Вода (гречиха, черная фасоль, грецкий орех, грибы, гранат, малина, арбуз, сыр)
Дерево (овес, пшеница, рожь, зеленая чечевица, кешью, зеленый перец, салат, цукини, авокадо, виноград, лемон, лайм, слива)

Продукты подбираются с учетом влияния на больной орган, например если у человека астма (металл), то ему нужно употреблять в пищу продукты, которые будут усиливать элементы Металл, Землю и Огонь. Питание зависит и от времени года, например, если это лето (огонь, горячий), то нужно потреблять больше охлаждающих продуктов, зимой (вода, холод) наоборот увеличить потребление согревающих продуктов.

Конечно, к питанию по системе пяти элементов нельзя относиться как к диете, в привычном смысле этого слова. В Китайской философии питания не существует строгих правил, главное это уметь слушать свой организм и понимать, почему одни привычки в питании, образе жизни чреваты болезнями, а другие ведут к здоровью и долголетию. Ведь еще английский ученый Д. Леббак писал:
«Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания чем от врачебного искусства».

Как должен питаться последователь ушу?

Монахи Шаолиня исповедовали правило: завтракать нужно «осьмушкой» дневного рациона, обедать девятой его частью, а ужинать — седьмой. Вдаваться в вычисления размеров порции ни к чему, и так понятно: за трапезой монах проводил меньше времени, чем за высчитыванием дозволенной нормы.

Что же посоветовать современнику, выбравшему стезю ушу? Какой ассортимент продуктов и в каком количестве должен украсить его стол обеденный стеклянный, чтобы вызвать прилив энергии на тренировке и принести необходимую пользу всему организму? Чем заменить те продукты в меню древнего адепта, в которых слишком много экзотики и архаики?

Рацион должен быть сбалансирован

Не ждите сенсационных советов, якобы пришедших к нам из глубины веков. В рационе человека должен наблюдаться баланс, независимо от того, занимается он ушу или нет. Недопустимы крайности: голодание или переедание, особенно для новичка. Перед тем как набрасываться на еду, окиньте оценивающим взглядом стеклянный обеденный стол, и вспомните советы мудрейших древности. Возможно, что-то лучше убрать из меню от греха подальше, а что-то, наоборот, добавить. Истинный приверженец восточных единоборств должен внимательно следить, за тем, что он ест, как и сколько.

Правила из прошлого и традиции

Некогда каноны ушу в части традиционного питания были изложены человеком непререкаемой авторитетности — шаолиньским учителем Дэцянь. Их всего 5, и нет в них ничего сложного, кроме одного — заставить себя им следовать ежедневно и на все 100%.

    Система питания по-шаолински:
  • калорийные овощи (картофель, сельдерей, редис, капуста и т. п.);
  • животный белок получать можно только из нежирного мяса и рыбы;
  • обязательны углеводы высокой энергетической ценности (сахар, фруктоза и т. п.);
  • полезно обилие фруктов, налаживающих усвояемость других продуктов и пищеварение в целом (яблоки, груши, сливы и т. д.);
  • 4 табу: нельзя курить, употреблять алкоголь, есть свинину и любые другие животные жиры.

Считается, что у мясоедов слабее гибкость, реакция, быстрота удара. Значительную роль в системе питания занимают напары из женьшеня, элеутерококка, лимонника. Традиционное внешнее питание — мази, бальзамы общеукрепляющего действия и с целебным эффектом — тоже не будет лишним освоить на практике.

Еще одна шаолиньская знаменитость — наставник Чжэньцзюнь советовал съедать около полкило постной пищи в день. После каждого приема пищи следовало сделать 100 шагов. Весь день нужно пребывать в гармонии с собой и окружающим миром. Любой негатив или невыдержанность — и вся диета насмарку. Полезны утренние и вечерние прогулки под звездами.

Лапша Кунг-Фу (рецепт с фото) | Китайская кухня

Распечатать рецепт

Кунфу Нюнань Мянь, или Лапша Кунг-Фу, — традиционное блюдо на юге Китая. Одно название чего стоит! Лапша Кунг-Фу в Поднебесной пользуется большой популярностью в качестве завтрака. Насколько я знаю, многие люди, по крайней мере, в России, не могут утром плотно завтракать, кофе или чай, может быть, бутерброды — вот и весь завтрак. Но буквально через час они снова с озабоченным видом подумывают о том, чтобы еще забросить «в топку». Ну а работящие китайцы с утра заряжаются доброй щедрой порцией вот такой сытной и ароматной лапши и до обеда без устали трудятся. Вот, может, отсюда такая производительность и экономические успехи страны?
Китайская лапша Кунг-Фу и впрямь сытное, ароматное и вкусное блюдо. Если собраться его готовить с утра, то вряд ли Вам удастся угоститься им на завтрак — в лучшем случае, к обеду. Самый затратный по времени процесс — это тушение мяса. Как-никак, а говядина — это не креветки, и за несколько минут не сварится. Поэтому мясо тушат заранее, а с утра просто добавляют в разогретый бульон только что отваренную лапшу.
Интересное у блюда и название — Лапша Кунг-Фу. Воображение тут же рисует ниндзя, которые питаются только такой лапшой, и потому непобедимы. На самом деле все гораздо проще. В процессе приготовления лапши тесто многократно растягивают в противоположные стороны, затем складывают вдвое и снова растягивают. И так несколько раз, пока волокна из теста при растягивании не станут нужной толщины. Подобным образом готовят лапшу и для Лагмана, только лапша там толще. Вот эти движения, которые делает повар, причем с бешеной скоростью, и напоминают гимнастику кунг-фу. Вот, кстати, еще вопрос, что раньше появилось, этот вид борьбы или лапша. Как-то раз, будучи в Гуанчжоу, мне с коллегой довелось наблюдать, как китайский повар прямо при нас приготовил из теста такую лапшу, и через 7-8 минут нам принесли заказанное блюдо. Одна из стенок лапшичной, куда мы зашли пообедать, была стеклянная, за ней был зал, где готовят. Столик, за который нас пригласил официант, оказался как раз у этой стенки. И мы с удивлением наблюдали, с какой ловкостью и скоростью китайский повар делает заказанную лапшу. Уж не знаю, сколько лет практики нужно иметь, чтобы приготовить из куска достаточно плотного теста тонкую лапшу за три-четыре минуты. Да нам это и не нужно. Китайская лапша, приготовленная фабричным способом, конечно, отличается по вкусу от домашней, но, тем не менее, она высокого качества и не похожа на итальянскую, и уж тем более на отечественную. В каждой кухне свои традиции и свои рецепты.
А Лапшу Кунг-Фу без проблем можно приготовить в домашних условиях из пачки готовой китайской лапши. Немного усердия и нужные ингредиенты.

ИНГРЕДИЕНТЫ (на 2 порции):
лапша пшеничная (Удон) – 100 г,
говяжья грудинка (или тонкий край) — 300 г,
морковь некрупная – 1 шт.,
помидоры средние – 2 шт.,
чеснок – 2-3 зубчика,
зеленый лук – 2 стрелки,
имбирь – кусочек размером с грецкий орех,
пастила из боярышника – 1 рулончик,
Шаосинское вино – 1 ст.л.,
светлый соевый соус – 1 ст.л.,
приправа «Пять специй» Усяньмянь – 1 ч.л.,
соль – ½ ч.л.

Абсолютно несложное блюдо. Тушеная в бульоне со специями и овощами говядина, к которой в самом конце добавлена отварная лапша.
Говядину лучше приготовить заранее, за день до приготовления блюда. Мясо за ночь, находясь в бульоне, станет нежнее и сочнее, а за счет наличия в бульоне пряностей еще и ароматнее. Еще одна особенность приготовления этого блюда – вкус его будет лучше, если готовить его в глиняном горшочке.
Ополоснуть говядину. Самая подходящая ее часть — говяжья грудинка (или тонкий край). Положить мясо в подходящую по объему емкость и залить водой с тем, чтобы она покрывала мясо.
Дать закипеть жидкости, снять пену, добавить приправу Усяньмянь («Пять специй»), Шаосинское вино, ломтики имбиря (чистить от шкурки не обязательно) и пастилу из боярышника. Если нет китайской пастилы из боярышника, ничего страшного, вполне сойдет отечественная пастила из кислых ягод – красная смородина, слива, алыча и т.п. Она придаст легкую кислинку и немного смягчит мясо.
Сделать маленький огонь, чтобы неспешно кипело, накрыть крышкой и тушить не менее 60 минут (если в скороварке, то 25-30 минут). Готовое мясо должно получиться мягким.
Снять горшочек (или кастрюлю) с огня и оставить остывать, не снимая крышки.

На следующий день бульон и говядина приобретут более яркий вкус и аромат. Можно, конечно, обойтись и без этого, но есть еще один плюс в подготовке говядины заранее – время ее варки достаточно долгое, и, приготовив ее заранее, Вы себе значительно сэкономите время при приготовлении блюда.
Горшочек опять водрузить на плиту, на средний огонь.
Пока бульон разогревается, приготовить овощи — ополоснуть стрелки зеленого лука, морковь и помидоры.

У стрелок лука отделить белую часть от зеленой, зеленую нарезать колечками, белую кружками. Сложить отдельно.
Морковь и помидоры нарезать некрупными дольками. Чеснок почистить.
Извлечь из бульона мясо и нарезать его некрупными кусочками, удобными для еды палочками.

Когда бульон с говядиной разогреется, добавить в него соевый соус и, если есть необходимость, досолить по вкусу.
Добавить в бульон ломтики моркови и помидоров, чеснок и белую часть лука. Если потребуется, то долить столько воды, чтобы продукты были покрыты водой (если воду доливали, то еще досолить по вкусу).
Дождаться, когда жидкость снова закипит, и варить овощи 10-15 минут (или до готовности овощей).

Отдельно отварить лапшу Удон почти до готовности, откинуть на сито, ополоснуть лапшу холодной водой и переложить в горшочек с мясом и овощами.
Вот, кстати, допускаю, что не все знают, зачем ополаскивают уже вареную лапшу водой. Дело в том, что в воду при варке лапши попадает крахмал, содержащийся в муке, из которой сделана лапша. Крахмал в свою очередь обладает клеящим свойством. Так вот, чтобы лапша не склеивалась, ее и промывают от остатков крахмала.
Довести лапшу до готовности и снять емкость с огня.

Порцию готовой лапши положить в порционную пиалу. Поверх лапши положить кусочки тушеного мяса с овощами и залить бульоном.
Посыпать колечками зеленого лука и подавать горячим.

С уважением, Зверев Сергей.

Cмотреть все рецепты раздела » Китайская кухня «

Правила питания при занятии кунг-фу в Китае

Необычных блюд и секретов приготовления, которые помогли бы быстро овладеть кунг-фу, не существует. Однако, когда вы интенсивно тренируетесь, вашему телу и мозгу должно хватать питательных веществ и энергии, поэтому все же рацион питания при занятиях можно назвать особенным.

Многие китайские принципы сочетания продуктов широко распространились по миру и вошли в местные меню, особенно в тех странах, где много приверженцев здорового образа жизни.

В целом, в китайской философии питания нет строгих правил. Главное понимать, какие продукты ведут к здоровью и долголетию, а какие — к болезням, учитывать сезон года и уметь слушать свой организм. Полезные свойства продуктов и их сочетания часто используются в традиционной китайской медицине (ТКМ) для лечения и профилактики, а также для эффективного задействования ресурсов организма во время изнурительных тренировок и восстановления.

Молитва перед приёмом пищи

Китайский Пининь
锄禾日当午
汗滴禾下土
谁知盘中餐
粒粒皆幸苦
节约光荣
浪费可耻
Chú hé rì dāng wǔ
hàn dī hé xià tǔ
shuí zhī pán zhōngcān
lì lì jiē xìng kǔ
jiéyuē guāngróng
làngfèi kěchǐ

7 правил рациона питания при занятиях кунг-фу

  1. Самую большую долю в рационе составляют овощи: капуста, редька, сельдерей, картофель и рис, желательно нешлифованный.
  2. Свежие фрукты, которые помогают пищеварению и дают энергию: бананы, сливы, яблоки, виноград.
  3. В качестве источника белка предпочтительны разные бобы, тофу, продукты из сои.
  4. Можно есть рыбу, креветок как дополнительный источник белка и микроэлементов.
  5. Предпочтительные напитки: отвары и настои из трав, тонизирующие и укрепляющие иммунитет. Например, лимонник сибирский, женьшень. Особое место занимает листовой чай.
  6. Во время тренировок необходимо пить много воды: горячей или тёплой. Пить ледяную или просто холодную воду не рекомендуется, особенно в жаркие дни летом.
  7. Курение, вино, искусственные сладости исключены.

Рацион питания в школе кунг-фу Ши Янчена

Питание в школе – это три сбалансированных приема пищи в течение дня по расписанию. Полезные углеводы, дающие энергию для тренировок, составляют примерно 85% от всего рациона. При занятиях кунг-фу мышцы интенсивно работают и требуют белок для восстановления, поэтому повара обязательно следят, чтобы в пище его было достаточно. Мясо птицы, рыба, яйца, тофу и бобы – обычные источники белка в нашем рационе.

  • Свежая дыня
  • Лапша с зеленью и бульоном
    ( 烩面 )
  • Мясо птицы

Свежие сезонные фрукты, травяные настои, китайские чаи присутствуют в меню каждый день. Также мы рекомендуем пить много свежей чистой воды для поддержания водно-солевого баланса организма.

В целом, наше меню выглядит так:
Завтрак: яйцо, суп или каша из риса или кукурузы, приготовленные овощи
Обед: лапша или рис в разных видах, с приготовленными овощами
Ужин: суп, приготовленные овощи

К каждому приему пищи – традиционные рисовые или пшеничные булочки, приготовленные на пару. Продукты покупаются на местных рынках у фермеров. Мы уверены в том, что продукты органические, без добавления гормонов и консервантов.

Кунг-фу и вегетарианство

Ш аолинь — это старинный буддийский храм. И школа кунг-фу, предусматривающая вегетарианскую диету, всегда была частью шаолиньской культуры.

В кунг-фу цель тренировок — создать и накопить в каждой части тела энергию. Мы едим пищу, чтобы получать энергию. В естественных условиях она берётся в пище из солнца, воздуха, воды и земли. Беря еду прямо от земли, вегетарианцы получают самую чистую и высококачественную энергию напрямую из её источника. Такая энергия не проходит предварительно через организм другого животного. И считается, что именно подобная качественная энергия лучше всего подходит для таких высоких целей, как практика кунг-фу и медитация.

В эпоху династии Минь государство Маньчжурия пыталось захватить Китай. Правительство империи в то время было коррумпированным и некомпетентным. Мудрецы, желавшие сохранить страну, рассуждали в книгах о том, как это можно было сделать, и в том числе они считали нужным развивать боевые искусства. Когда маньчжурцы в итоге захватили Китай, многие люди высоких идеалов и большой честности не захотели становиться рабами нового режима. Поэтому они ушли в горы, где стали вести уединённую жизнь. Некоторые из них посвятили себя религии.

Они также занялись боевыми искусствами, чтобы стать воинами и освободить Китай. У многих уже были навыки в кунг-фу. Эти разрозненные знания разных стилей кунг-фу они соединили и создали одну превосходную школу. Шло время, и кунг-фу шаолиньской школы Вугулун развивалось.

Важная причина успеха шаолиньского кунг-фу — это вегетарианская диета, которой придерживаются монахи. Все они буддисты и следуют учению Будды, согласно которому есть мясо нельзя. Монахи считают этот запрет путём к достижению высоких уровней боевого мастерства.

Благодаря вегетарианству ученик также может достичь большей выносливости во время тренировок и в бою. Приведем пример: лошади и буйволы не едят мяса, их главная пища — это трава, и они обладают огромной выносливостью при передвижениях, даже если переносят тяжести. А тигры и леопарды в основном едят мясо, и они способны быстро двигаться только короткое время.

Из науки нам известно, что когда животное умерщвляют, оно пребывает в состоянии шока, и клетки его организма выделяют в ткани ядовитые вещества. Буддисты верят, что эти яды, являющиеся воплощением злости и страха, остаются заточенными в теле животного. Когда люди едят такое мясо, яды и нечистоты входят в их тело, и люди легко заболевают, злятся и впадают в уныние. Когда же ум и тело разбалансированы, человек не может тренироваться как следует.

Поэтому, согласно традиционным представлениям Шаолиня, вегетарианство важно не только в религиозном смысле: оно также помогает телу оставаться здоровым. Вегетарианство — это необходимая основа для совершенствования в кунг-фу. Нельзя продвигаться в кунг-фу, не обладая здоровым телом. Кроме того, диета без мяса помогает вывести из крови нечистые соединения. Ци (жизненная энергия (прим.ред.)) при этом делается уравновешенной, а ум — безмятежным.

Другие относящиеся к нашей теме вопросы — это мораль, этика и честь. Ученик проводит свою жизнь, приобретая навыки, благодаря которым может за долю секунды ранить или убить человека. Такие способности нужно контролировать. Ответ здесь — иметь сердце, сострадающее всем живым существам.

Первым принципом ученика должен стать отказ убивать и есть животных. Злость, которую пробуждают рукопашные тренировки, должна быть уравновешена сознательным стремлением относиться ко всем людям с состраданием, пониманием и терпением. Такие правила заботы о других развивают уравновешенный и здоровый ум, в котором нет места мыслям о преступлениях.

Когда развивается такое самосознание, устраняются отрицательные чувства и действия, такие как жадность, злость, тяга к различным преступлениям и прочее. Благодаря этому сознание очищается, и в итоге практик кунг-фу, возможно, обретает просветление.

Просветлённое существо обладает полными знаниями о собственном уме и теле и об окружающем мире. Просветлённому практику кунг-фу известно о страхе и опасности до того, как он увидит или узнает об их источниках, и его реакция на возникающие опасности гораздо быстрее, чем у обычного человека. Это путь к достижению высшего мастерства в кунг-фу, и вегетарианство ведёт к достижения этого состояния полной осознанности.

Многие люди обеспокоены тем, что вегетарианская пища якобы не снабжает тело всеми необходимыми питательными веществами. На деле это неверно. При соблюдении правильной вегетарианской диеты тело в достатке получает питательные вещества для поддержания жизненных сил и здоровья. Учитель Ши Ди-цзянь и его ученики своим примером доказывают это. Вегетарианская диета необходима тем, кто серьёзно задумывается о достижении высокого мастерства в кунг-фу.

Питание в традиционном кунфу

Питание играет существенную роль в кунфу. Рацион буддийских монахов-бойцов, даосских последователей стилей внутренней семьи не всегда был одинаков, но в основных своих чертах он определялся и традициями китайского народа, и местными климатическими условиями, и энергетическими качествами пищи.

Последователи древней даосской системы даоинь считали, что оптимальным питанием для человеческого организма являются слюна и небесное ци, получаемое человеком вместе с дыханием. Один из самых ранних трактатов, посвященных этому вопросу, составленный в 206–288 гг. до н. э., так и назывался: «Об отказе от питания злаками и о питании ци» («Цюэ гу шици»). В нем советовалось постепенно заменять пищу занятиями дыхательными и медитативными упражнениями, причем общий курс был рассчитан на сравнительно долгое время. В 20 лет надо было заниматься упражнениями даоинь на восходе и на закате солнца в течение двух дней по 20 раз, а затем делался небольшой перерыв. В 30 лет можно было заниматься уже в течение трех дней по 30 раз и т. д. Постепенно потребность в пище отпадала, и наступало «небесное насыщение».

Однако столь радикальные средства регуляции питания можно считать скорее исключением, чем правилом. В средние века для питания при занятиях ранними формами кунфу использовались рекомендации знаменитого специалиста в искусстве «вскармливания жизненности» Сунь Сымяо (590–682), который считал, что прежде всего необходимо подбирать пищу в соответствии с началами инь и ян и сезоном года. «Тот, кто не обращает внимания на пищу, не сможет выжить», – делал он жесткий вывод. Список правильной пищи, который составил Сунь Сымяо, включал 154 наименования. Среди рекомендуемых продуктов были водоросли, богатые йодом, женьшень, многие виды рыб.

Все эти рекомендации легли в основу диет, применяемых в кунфу. Питание должно уравновешивать дисбаланс инь-ян, который мог наступить из-за каких-то внутренних расстройств или, например, резкого изменения погоды. Пища должна соответствовать темпераменту человека. Например, худые, активные люди принадлежат к категории ян, что, в общем, приемлемо для занятий кунфу, однако они могут страдать от гиперактивности и не всегда смогут контролировать свои чувства, что особенно важно для боевых искусств. Поэтому им рекомендуется пища категории инь, например, овощи. Людям заторможенным, с замедленными реакциями, наоборот, советовалось больше есть пищи ян.

Сезонное соответствие пищи считалось одним из самых основных. Например, если в холодную погоду властвует начало инь, то необходимо в пищу вводить больше продуктов ян. Однако этим нельзя злоупотреблять, так как здоровье человека, по существу, есть гармонизация его внутреннего состояния и внешнего мира, а прием очень холодной пищи в жаркую погоду может нарушить такой баланс.

В пище присутствие инь и ян могло меняться в зависимости от ее свежести. Существует также пища малого ян, большого, или великого, ян, малого инь и большого, или великого, инь. Пища ян относилась к стимулирующей пище, активизирующей физические силы. Вместе с этим ее не рекомендовалось принимать в периоды занятий глубоко пассивной медитацией. К пище большого ян относятся, например, следующие продукты: говядина, баранина, масло, копченая рыба, лук, черный перец, большинство специй, водка. К продуктам малого ян – ячмень, сельдерей, вишня, каштаны, чеснок, имбирь, цыплята, голубиное мясо, оленина, рыба, ананасы, сливы, креветки, сахар, уксус, овес, черный чай, вино.

Пища, относимая к разряду инь, успокаивает и охлаждает. К продуктам большого инь принадлежат бананы, крабы, листья мяты (мятные отвары), грибы, зеленый чай, цветочный (жасминовый) чай, мидии, соевые бобы, огурцы. А вот продукты, которые относятся к малому инь: мясо кролика, утки, лягушачьи ножки, устрицы, сахарный тростник, дыни, помидоры, апельсины, мандарины, груши, тутовая ягода, шпинат, горох, семена подсолнуха.

Имеется и так называемая нейтральная пища, которая не влияет существенно на баланс инь – ян и может совмещаться с двумя предыдущими типами пищи: плоды и напитки папайи, рис, кукуруза, картофель, белые грибы, молоко, мед, инжир, йогурт, цветная капуста, яблоки, кабачки. При этом следует учитывать, что при общей нейтральности этих продуктов многие из них входят в состав лечебной и укрепляющей пищи. Например, яблоки положительно действуют на желудок и печень, «вскармливают сердце», кабачки могут снимать боль в организме при ушибах и т. д.

На первых этапах занятий нет необходимости столь тщательно подбирать себе пищу, лучше придерживаться золотой середины: не стремиться к аскетизму и не переедать. Шаолиньское правило гласило: на завтрак съешь 1/8, на обед – 1/9, на ужин – 1/7 часть рациона. Известный шаолиньскии учитель Дэцянь сформулировал пять основных правил, которых должен придерживаться тот, кто занимается шаолиньцюань:

1. Больше ешьте овощей, имеющих высокую питательную ценность, например капусту, редиску, сельдерей, помидоры, картофель.

2. Больше ешьте мяса с низким содержанием жиров, например, мясо курицы, мелких птиц, говядину, баранину, зайчатину, а также рыбу.

3. Употребляйте в пищу продукты, имеющие большую энергетическую ценность, например, свекольный сахар, тростниковый сахар, фруктозу.

4. Больше ешьте свежих фруктов, которые помогают процессу пищеварения и улучшают усвояемость пи щи, например яблоки, бананы, груши, сливы.

5. Не курите и не пейте вино, не ешьте свинину и не употребляйте животные жиры.

По традиционным рекомендациям, количество мяса следовало уменьшать и желательно полностью от него отказаться. Считается, что мясо ухудшает гибкость и скорость удара, столь необходимые в кунфу. В обязательный рацион входят различные отвары и настои из трав, стимулирующих умственную и физическую деятельность, например, женьшень, элеутерококк, лимонник сибирский.

Помимо внутреннего, существует и внешнее питание – различные мазевые бальзамы, которые обладают как общеукрепляющими свойствами, так и могут залечивать различные раны.

Питание было одним из аспектов того рационального образа жизни, который вели шаолиньские монахи. Нет ни единой мелочи в жизни, которая не влияла бы на совершенствование духа и на укрепление тела, не вела бы к их гармоничному единству. Надо лишь научиться в каждом мгновении видеть возможность для самореализации и в каждом деле – путь к самопостижению.

Знаменитый шаолиньский наставник Чжэньцзюнь давал следующие советы по поддержанию здоровья каждого, кто занимается кунфу: «Питаться следует постной пищей, съедая в день не более 500–600 г, не употребляя вина. Нельзя также курить. Не соглашаясь с мнением других людей, не стоит сердиться и выходить из состояния душевного равновесия, тем более вступать с другими людьми в стычки». Принципом Чжэньцзюня было несложное, но весьма эффективное правило, которого, к сожалению, придерживается крайне мало людей: «Утром и вечером прогуляйся под звездами, а после еды пройдись не менее ста шагов». Сам он вставал каждый день в половине четвертого утра и мелкими шагами поднимался на пик перед монастырем, гуляя около часа. Вечером мастер вновь выходил на прогулку, и так он поступал в течение десятков лет.

Казалось бы, в этих советах нет ничего оригинального, но вряд ли у большинства людей хватит терпения годами вести такой образ жизни. Именно в удивительной стабильности и долговременности самоподготовки и заключался секрет здоровья китайских мастеров кунфу. Пусть не покажется он вам слишком обыденным, недаром сказано: «Ваше обыденное сознание и есть истинное Дао».

Питание в традиционном кунфу

Продолжить чтение книги вы можете у нашего партнера

Ши Синъин: Уличное кунфу 1
Часть 1: Кунфу – реальность через призму мифов 1
Ветер истории 1
Что принес «бородатый варвар»? 1
Загадки Шаолиньского монастыря 3
Таинственный трактат 6
«Боевая добродетель» 7
Искусство монашеского посоха 8
Монашеское искусство в народе 9
Монахи вступают в сражение 10
Проблема южных стилей кунфу 11
Наследие древних монахов 13
Постигать внешнее через внутреннее 15
Массаж (аньмо) 15
Питание в традиционном кунфу 17
Часть 2: Боевая практика. Школа орла 18
Основные приемы системы «Когти орла» 18
1. Положение руки 18
2. Приемы захвата 18
3. Приемы шага 18
Общий перечень приемов 18
Описание приемов 19
Часть первая 19
Часть вторая 22
Часть третья 24
Часть четвертая 27
Графическое изображение приемов по частям 29
Детальное объяснение приемов 29
Часть первая 30
Часть вторая 30
Часть третья 31
Часть четвертая 31
Заключение 32
Приложение: Наставления Бодхидхармы 32
«Общие рассуждения Бодхидхармы о четырех действиях, что ведут на путь Большой колесницы» 32
«Рассуждения Бодхидхармы об отсутствии сердца» 34

Лучшие электронные книги в формате fb2
Наш портал – это библиотека интересных электронных книг разнообразных жанров. Здесь вы найдете произведения как российских, так и зарубежных писателей. Все электронные книги, представленные на нашем сайте, можно скачать бесплатно. Наша библиотека содержит только лучшие бесплатные электронные книги, ведь каждую электронную книгу мы тщательно изучаем перед добавлением в базу. Мы выбираем интереснейшие произведения в удобном формате fb2, все они достойны вашего внимания. Чтение электронных книг наверняка принесет вам удовольствие. Всё что, что вам нужно сделать, — найти и скачать книгу, которая понравится вам по заголовку и описанию.
Библиотека fb2-электронных книг – полезнейшее изобретение человечества. Для того чтобы, читать книгу, вам нужно просто загрузить ее с нашего сайта. Вы можете наслаждаться чтением, не совершая лишние траты. Электронная книга, в отличие от бумажной, обладает множеством преимуществ. Вы экономите время и силы, не совершая утомительные походы по магазинам. Вам также не нужно обременять себя ношением тяжеловесной макулатуры. Скачать и читать электронную книгу легко и просто . Мы позаботились о том, чтобы вам всегда было что почитать. Электронная книга fb2 принесет вам море положительных эмоций: она способна поделиться с вами мудростью, поднять настроение или просто скрасить досуг.

Центр ушу и цигун Шаолинь

Традиционное ушу

Традиционное шаолиньское ушу

Шаолиньское ушу, шаолиньское кунг-фу или шаолиньцюань (полное название «шаолиньсы цюаньшу») — это основное направление ушу, изучаемое в нашем Центре.

Шаолиньское кунг-фу (оно же шаолиньское ушу) – самое известное и древнее китайское боевое искусство с 1500-летней традицией.

Шаолиньское кунг-фу включает в себя:

  • искусство рукопашного боя – утилитарная самозащита, традиционные комплексы Шаолиня, способы заломов, захватов и контроля противника, броски и др.
  • бои с различным традиционным оружием: палки (посохи), мечи, алебарды и многое др.
  • физическую подготовку шаолиньских монахов-бойцов,
  • практики для развития внутренней силы и энергии,
  • оздоровительные практики для восстановления тела,
  • медитацию для развития и гармонизации сознания.

Уникальность традиционного шаолиньского кунг-фу состоит в том, что практикующий может выбрать подходящее для него направление и развивать исключительно его, или равномерно постигать всю глубину и широту шаолиньского кунг-фу, гармонично развивая себя.

В Центре Шаолинь мы даем только настоящие знания и традиции, полученные напрямую из Шаолиня.

Наставники Центра Шаолинь Иван Владимирович Елизаров (Ши Янкун) и Анна Владимировна Комиссарова (Ши Янчжень) прошли посвящение в Шаолине, получили шаолиньские имена и являются учениками настоятеля монастыря Ши Юнсиня.

Занимаясь шаолиньским кунг-фу, вы получите:

  • улучшение физической формы;
  • прикладные техники кунг-фу Шаолиня, которые сможете применить в экстренной ситуации;
  • специальные наработки для укрепления тела;
  • восполнение внутренней энергии для более эффективной жизни;
  • заряд энергии и тонуса на следующий день;
  • антистресс: сброс эмоционального напряжения и возможность забыть о своих проблемах на время тренировки;
  • использование кунг-фу в повседневной жизни и бизнесе;
  • уверенность в себе, проактивность;
  • дополнительный тестостерон, что благотворно влияет на мужское здоровье;
  • философию монастыря Шаолинь;
  • интересные беседы об истории, легендах и учениях Шаолиня и Китая;
  • ежегодные путешествия в Китай и тренировки в монастыре Шаолинь под руководством монахов монастыря;
  • чайные церемонии.

Что такое ушу и кунг-фу, в чем их отличие?

С советских времен у простого обывателя сформировался стереотип, который и в настоящее время продолжает культивироваться, что ушу – это гимнастика, набор медленных дыхательных упражнений, или, в конце концов, это просто «что-то для здоровья».

Чтобы как-то развенчать этот стереотип, давайте обратимся к корням самого слова «ушу».

Родиной явления ушу и, собственно, слова «ушу» является Поднебесная, также известная как Китай. В родном написании, слово «ушу» представлено двумя иероглифами: 武 ( wu ) и 术 ( shu ). Первый иероглиф дословно переводится «воин, боец, богатырь, военное дело, стратегия, тактика», а второй – «искусство, техника, мастерство, умение, способ, приём». Если соединить оба значения, то получается боевое искусство, военное искусство, а если быть точнее, китайское боевое искусство. Это боевое искусство представлено множеством разных стилей и направлений, как традиционных, так и современных.

Мы изучаем традиционное шаолиньское ушу или, как его еще принято называть, шаолиньское кунг-фу. Это боевое искусство с многовековой историей, зародившееся в горах Сун уезда Дэнфен, что находится на севере Срединного Государства, в монастыре Шаолинь.

Слово «кунфу», или как мы привыкли видеть и слышать в СМИ, «кунг-фу» (варианты написания: кунгфу, кунг фу, гунг-фу, гунгфу, гунфу и т.п.) тоже родом из Китая, состоит также из двух иероглифов 功 ( gong ) и 夫 (« fu »). Иероглиф » 功» переводится, как «работа, мастерство, результат, заслуга, достижение», а » 夫» – «муж (мужчина), работник, труженик», таким образом, слово «кунфу» можно перевести как мастерство, достигнутое посредством упорного труда, филигранное мастерство, высшее мастерство.

И так, применимо к боевому искусству, термины ушу и кунг-фу означают одно и то же — любое боевое искусство Поднебесной.

Сущность шаолиньского ушу

Высшее мастерство шаолиньских монахов — это уникальные методики совершенствования и комплексного развития боевых навыков, физических способностей, психологической устойчивости и нравственности занимающегося. Во главу угла шаолиньского кулака (шаолиньцюань, шаолиньсы цюаньшу) ставится эффективность боевой техники, возможность ее прикладного применения и ортодоксальность комплексов, методик и наработок, исторически сложившихся и применяющихся в монастыре Шаолинь. Это ушу с глубокими корнями, основанное на передаче знаний от учителя к ученику, это то, что невозможно изучить по книгам, фильмам.

На наших занятиях вы не увидите плавных движений, возможно даже, что они покажутся вам некрасивыми, если вы их будете сравнивать, например, со спортивным ушу. Мы изучаем традиционное шаолиньское ушу. Это боевое искусство возникло в монастыре Шаолинь под влиянием внешних агрессивных факторов, когда на монастырь совершались набеги, когда он разорялся и сжигался дотла. Разве могло в таких условиях, когда нужно было защищать свою жизнь, возникнуть «красивое ушу»? Конечно, нет. Но и в шаолиньском кунг-фу есть своя красота – это дух, мощь, сила, это точность и отточенность движений, это единение физического совершенства и внутреннего спокойствия… Однако это результат длительных и усердных занятий, как гласит одна из шаолиньских заповедей тот, кто хочет достичь мастерства в изучении шаолиньского ушу, должен тренироваться «от заката до рассвета». Это кунфу, которого можно достичь только упорным трудом и работой над собой.

Особенности техники ушу Шаолиня:

Шаолиньские приемы хоть сложны в освоении, но просты в применении, в них используются принципы естественных движений тела, гармоничное сочетание расслабления-напряжения, в них нет пустых движений, все приемы сугубо практичны. При ударах рука согнута в локте — и в то же время не согнута, выпрямлена — и в то же время не выпрямлена. Для тренировки не требуется много места, по шаолиньскому выражению, «кулак бьет там, где может улечься корова». Боец внешне свиреп, а внутри спокоен.

Принципы Шаолиньцюань составляют шесть иероглифов: наработка, соответствие, храбрость, быстрота, свирепость и подлинность.

  • «Наработка» — мастерство должно быть совершенным.
  • «Соответствие» — ци (внутренняя энергия) должна двигаться в соответствии с движением, защита должна согласовываться с атакой, помогая силе и следуя форме.
  • «Храбрость» — решительность. Появилась возможность — атакуй без колебаний.
  • «Быстрота» — скорость. В движении будь подобен убегающему зайцу, окидывай взглядом — будто летящий лебедь.
  • «Свирепость» — означает, что в движениях должна быть сила.
  • «Подлинность» — говорит, что не нужно тренировать красивых пустых движений. Приём следует за приёмом, форма за формой, если не удар, то защита, но в защите есть удар, а в ударе есть защита.

На наших занятиях по ушу в Воронеже мы изучаем:

  • традиционные комплексы с оружием (Шаолиньский посох, меч Дао, меч Цзянь, пика, алебарда, молот-метеорит, девятизвенный цеп и т.д.);
  • традиционное шаолиньское искусство кулачного боя;
  • технику захватов и заломов и контроля противника (циньна);
  • методы жёсткой и мягкой наработки;
  • шаолиньский цигун ( Бадуаньцзин,Ицзиньцзин и др.).

Допустимый возраст для занятий ушу:

Детские группы: от 3 — 16 лет (возможен более младший возраст — по результатам тестового отбора);
Взрослые группы: от 17 лет. Верхний возраст не ограничен.

Добро пожаловать в мир настоящего шаолиньского кунг-фу!

Питание в традиционном кунфу

Мы уже много лет занимаемся кунг фу, и за это время услышали много странного о китайских боевых искусствах. В этой статье мы постарались собрать и обобщить самые распространенные мифы.

Миф №1. Кунг фу похоже на акробатику

Опустим эффектные полеты мастеров кунг фу из китайских фильмов. Надеюсь, все понимают, что это сказка. Поговорим о том, что имеет отношение к жизни. В спортивном ушу очень много эффектной акробатики. Эта акробатика имеет мало общего с традиционным кунг фу. Спортивное ушу зародилось в середине 20 века (примерно в 1949 году), когда правительство Китая осознало, что своим достоянием нужно «пользоваться», а не уничтожать. И для того, чтобы китайские боевые искусства стали доступными для народа, их сильно упростили, создав на основе стилей кунг фу Саньда (что-то вроде кикбоксинга) и спортивное у-шу (очень похожее на акробатику, но с ударами и оружием). Спортивное у-шу выглядит красиво, но имеет мало общего с традиционными китайскими боевыми искусствами.

В традиционных же китайских боевых искусствах акробатика присутствует в большей степени как элемент подготовки и развития тела.

Миф №2 Школы кунг фу напоминают секты

Изначально, школы китайских боевых искусств по большей части были закрыты для западного мира. Чужаков мало кто обучал кунг фу. В 20 веке все изменилось, особенно после того как Брюс Ли открыл всему миру китайские боевые искусства — после успеха его фильмов популярность кунг фу на западе невероятно возрасла. И, разумеется нашлись те, кто начал раскрывать секреты желающим. Однако, массовая популярность привлекает авантюристов, которые пользуются спросом для своих целей. Прикрываясь традициями кунг фу, зачастую слабо разбираясь в предмете, мошенники создавали маленькие секты и зарабатывали на своих учениках. Жуликов всегда хватало, и они здравствуют по сей день, но их довольно просто вычислить — присмотритесь к тем, кто занимается, послушайте что вам говорят — если вам начали рассказывать про семью и навязывать свое мировоззрение — есть повод насторожиться. Здравомыслие — грозное оружие.

Миф №3 Занимаясь восточными практиками, можно научиться летать.

Летать невозможно, хотя в московских пробках очень бы хотелось. Если необходимо научиться летать — купите дельтаплан. Без вспомогательных предметов, летать, конечно, тоже можно, но, как правило, один раз и в одном направлении.

Миф №4 Для того, чтобы научиться кунг фу, надо ехать в Шаолинь

Монахи, конечно, демонстрируют чудеса возможностей человеческого тела, среди них много мастеров боевых искусствах и смекалки, но для того, чтобы стать мастером боевых искусств, они тренируются с детства. А свою смекалку оттачивают на наивных европейцах, готовых выкладывать немалые деньги за тренировки в монастыре Шаолинь.

Европеец с дипломом Шаолинь — скорее всего не мастер, а еще один абициозный любитель боевых искусств, оплативший аттракцион. Поверьте, жить аскетом, питаться практически одним рисом не стоит, если вы, конечно, не любитель экстрима.

Миф №5 С помощью ци можно безконтактно нейтрализовать противника

Все говорят что знают, что такое ци, но на самом деле объяснить не могут. В европейской философии наиболее близким к ци понятием является «жизненная энергия» (для практикующих йогу, понятие ци аналогично пране). Ци — не материальный объект, ей нельзя манипулировать.

Бегите от тех, кто обещает вас научить с помощью ци валить деревья. Ци не зажигает и дорогу не освещает — лучше купите фонарик. Если же вы верите в ци — это вам будет помогать, но только если вы прикладываете волю, само ци за вас не отожмется и обед не разогреет.

Миф №6 Для изучения кунг фу лучше найти китайского мастера

Вы можете не поверить, но в современном Китае традиционное кунг фу не очень популярно. Поменялись ценности, желающих посвятить жизнь боевым искусствам среди китайской молодежи немного. Старых китайских мастеров осталось очень мало — они подвергались жестким репрессиям во времена Великой китайской революции и те, кто выжил, большей частью эмигрировали в Тайвань, Гонконг или США.

Приехав в Китай, вы увидите много людей, делающих тайцзи или цигун в парках и на площадях, но большинство этих людей делают очень упрощенные формы — в 50х годах XX века в Китае начали популяризировать цигун и тайцзи как гимнастики для здоровья.

Если ваша цель — найти во чтобы то ни стало настоящего китайского мастера, готовьтесь к очень долгим поискам и учите китайский. Однако это время вы бы могли потратить на тренировки, хоть и без экзотики.

Миф №7 При выборе школы важна линия приемственности

Часто школы кунг фу публикуют линии преемственности мастеров, обязательно уходящие корнями в глубокую древность. Иногда, в основе такого древа можно найти даже Будду. Мы не будем вас разочаровывать, возможно, кого-то это убеждает. Преемственность не является знаком качества. Зачастую громкими именами известных мастеров пользуются как брендом и довольно успешно. Однако, если вы действительно хотите научиться кунг фу, не стоит уделять большое значение таким вещам.

При выборе места для занятий ориентируйтесь не на регалии и формальности, а на уровень мастера, который можно определить, например, по его физическим кондициям или по чистоте выполнения технических элементов, и, конечно, по отзывам учеников.

Отличия ушу и кунгфу

Ушу и кунгфу-это одно и тоже, или нет?

Прежде, чем разобраться, отличаются ли ушу и кунгфу или нет, давайте представим, какие ассоциации вызывают эти два слова у обычного человека.
Когда мы говорим ушу, то, как правило, предполагаем великолепные яркие прыжки, технически сложные, а порой и акробатические элементы, которые выполняются специально подготовленными и обученными людьми. При этом нередко под красивую восточную музыку и с разными видами оружия – мечом, саблей, копьём или шестом.

Когда же упоминаем слово кунгфу, то здесь на ум приходят зрелищные бои, которые так ярко показывали на телеэкранах Брюс Ли, Джет Ли и другие мастера боевых искусств.

Фактически, тот образ ушу и кунгфу, который сформировался, благодаря телевидению и кино и привёл к разграничению этих понятий. На деле же, эти два слова практически обозначают одно и то же.

Почему появилось два названия

Как и ушу, так и кунгфу – это древнее китайское боевое искусство, в которое входит рукопашный бой и поединки с оружием. По сути эти два слова являются синонимами.

Всё дело в том, что в разных районах Китая боевое искусство называлось по-разному, хотя цели и задачи его были одинаковы. Если на юге страны чаще употреблялось слово «кунгфу», то на Севере «ушу». От того, представители каких школ оказывали влияние на то или иное государство, и пошли разные названия в разных государствах. К примеру, в США чаще используют слово «кунгфу». Это неудивительно, ведь тот же Брюс Ли был представителем южной школы боевого искусства. В самом же Китае сейчас официально используют термин «ушу», как в СМИ, так и в разговорной речи. Но самое парадоксальное, что наиболее точно обозначение древнего китайского боевого искусства звучит ни ушу и ни кунгфу, а «у-и». «У» обозначает вооружён, а «и» — непосредственно искусство.

Стили и направления ушу и кунгфу в современном мире

В современном мире различают традиционный и спортивный ушу. Последний представляет из себя чаще всего красивое шоу с яркими технически сложными элементами и прыжками. Традиционный ушу – это комплекс боевых искусств, где целью является не красивая техника, а победа в поединке. Именно традиционного ушу и придерживаются монахи из Шаолиня, которые считают, что главное – выиграть бой. При этом в поединке могут использоваться и различные виды оружия.

В ушу или кунгфу сейчас в мире существует более полутысячи разнообразных стилей. Многие из них передавались веками от поколения к поколению, другие же были изобретены сравнительно недавно и часто имеют название от имён их авторов.

Универсальность восточных боевых искусств по-настоящему уникальна. Это могут быть не только единоборства, а оздоровительная гимнастика, элементы для развития суставов, укрепления иммунитета и другие методики для оздоровления организма.

Основная задача ушу – воспитание человека, как физически, так и психологически.

Занятия боевыми восточными искусствами

В восточных боевых искусствах нет чёткого разделения на чемпионов, претендентов и так далее. Здесь существуют только ученики и мастера, квалификация которых определяется в поединке. Акцент на занятиях делается на несколько дисциплин – это рукопашный бой, владение оружием и техникой ведения борьбы.

Основная философия заключается в том, что нет в чистом виде карате, кикбоксинга, бокса, дзюдо и других дисциплин. Какой стиль при этом предпочитает занимающийся – не важно, ведь задача – единая – развивать своё тело и дух.

Ссылка на основную публикацию