Первые учебники и учителя фехтования Европы | Karate-krs.ru

Первые учебники и учителя фехтования Европы

Первые учебники и учителя фехтования Европы

Первые учебники и учителя фехтования Европы.

В Испании в 1474 году выходит первая книга по вопросам техники и тактики фехтования. Её написали испанские учителя фехтования Понс де Перпиньян и Педрос де Торре. В ХVI веке в Италии издаются печатные труды известных специалистов фехтования того времени Ахилла Мароццо, Сальваторе Фабриса, Рудольфа Капоферро, Камилло Агриппы.

Из учебника фехтования Рудольфа Капоферро (1652 год)

На протяжении многих лет в Италии господствовала школа Мароццо, которого позднее назвали «отцом» итальянского фехтования.


Из фехтовального трактата Ахилла Мароццо (1517 год)

Он был прекрасным фехтовальщиком, предпочитал атакующий стиль, сложное маневрирование, применяя в бою в основном рубящие удары. Имея большой опыт преподавания, он разработал для учителей фехтования практические рекомендации.

Камилло Агриппа в своём фехтовальном трактате особое внимание уделяет нанесению укола и пишет о преимуществе уколов над рубящими ударами. В его работе впервые описан выпад — важное атакующее действие. В 1560 году Виджиани описывает 7 защит и только спустя 200 лет во Франции вводят 8-ю защиту. Все они схожи с современными.

В 1570 году выходит книга Ди Грасси, в которой впервые приводятся данные о фехтовальных линиях, а также понятия «чувства оружия», которые применимы и по сей день.


Из фехтовального трактата Джакомо Ди Грасси (1577 год)

В Англии в 1599 году были изданы «Парадоксы защиты» Джоржа Силвера и его «Краткие инструкции…» Эта книга не издавалась до 1898 года, пока не были найдены рукописи Силвера в Британском музее. Силвер доказывал, что короткий клинок предпочтительнее длинного. Интересен факт, что на английском турнире еще в 1507 году применялись «мечи любезности» – укороченные, тупые, прямолинейные для несмертельных боёв. Бои делились на благородные и смертельные. Первые назывались на французский манер «плезанс», что в переводе означает «удовольствие», «развлечение».

В Париже в 1567 году создаётся Академия преподавателей фехтования Франции. Французы первыми подняли вопрос об упразднении кинжала, даги и плаща. Об этом пишет Сан-Дидье ещё в 1573 году. В связи с этим меняется и боевая стойка фехтовальщика (противники, фехтующие правой рукой, становятся друг к другу правым боком).


Из учебника фехтования М. Хандта

В середине 17 века появились облегчённые и укороченные французские шпаги, клинок стал трёхгранным. Такие шпаги предназначались только для уколов. В этом заключалось основное отличие от итальянской школы, где шпага использовалась не только в качестве колющего, но и рубящего оружия. Позднее опять же французы предложат более лёгкую рапиру с кожаным наконечником, который походил на бутон цветка и назывался «флёре». Именно так звучит слово «рапира» на французском языке.

Великий французский писатель того времени Мольер блестяще определил сущность фехтования: «Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их взамен. Необходимость дотронуться до противника, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет необходимо прибавить точность и быстроту, дабы дать надлежащую жизнь оружию».

Первые учебники и учителя фехтования Европы

В Испании в 1474 году выходит первая книга по вопросам техники и тактики фехтования. Её написали испанские учителя фехтования Понс де Перпиньян и Педрос де Торре. В ХVI веке в Италии издаются печатные труды известных специалистов фехтования того времени Ахилла Мароццо, Сальваторе Фабриса, Рудольфа Капоферро, Камилло Агриппы.

Из учебника фехтования Рудольфа Капоферро (1652 год)

На протяжении многих лет в Италии господствовала школа Мароццо, которого позднее назвали «отцом» итальянского фехтования.

Из фехтовального трактата Ахилла Мароццо (1517 год)

Он был прекрасным фехтовальщиком, предпочитал атакующий стиль, сложное маневрирование, применяя в бою в основном рубящие удары. Имея большой опыт преподавания, он разработал для учителей фехтования практические рекомендации.

Камилло Агриппа в своём фехтовальном трактате особое внимание уделяет нанесению укола и пишет о преимуществе уколов над рубящими ударами. В его работе впервые описан выпад — важное атакующее действие. В 1560 году Виджиани описывает 7 защит и только спустя 200 лет во Франции вводят 8-ю защиту. Все они схожи с современными.

В 1570 году выходит книга Ди Грасси, в которой впервые приводятся данные о фехтовальных линиях, а также понятия «чувства оружия», которые применимы и по сей день.

Из фехтовального трактата Джакомо Ди Грасси (1577 год)

В Англии в 1599 году были изданы «Парадоксы защиты» Джоржа Силвера и его «Краткие инструкции…» Эта книга не издавалась до 1898 года, пока не были найдены рукописи Силвера в Британском музее. Силвер доказывал, что короткий клинок предпочтительнее длинного. Интересен факт, что на английском турнире еще в 1507 году применялись «мечи любезности» – укороченные, тупые, прямолинейные для несмертельных боёв. Бои делились на благородные и смертельные. Первые назывались на французский манер «плезанс», что в переводе означает «удовольствие», «развлечение».

В Париже в 1567 году создаётся Академия преподавателей фехтования Франции. Французы первыми подняли вопрос об упразднении кинжала, даги и плаща. Об этом пишет Сан-Дидье ещё в 1573 году. В связи с этим меняется и боевая стойка фехтовальщика (противники, фехтующие правой рукой, становятся друг к другу правым боком).

Гравюра из учебника Генри де Сан-Дидье (1573 год)

Консервативные итальянцы не поддержали это предложение. И лишь спустя 37 лет после французов, в 1610 году, они поставили вопрос об отмене даги, кинжала и плаща.

В 1633 году во Франции выходит книга Бернара Ренне, в которой он описывает приветствие, боевую стойку, выпад, передвижение фехтовальщиков и технику приёмов, которая очень близка к современной. В 1670 году Де Ля Туш пишет о сильной и слабой частях клинка шпаги. Ле Перш Дю Кудрэ в 1676 году ввёл понятие «рипост-ответ» после защиты.

Из учебника фехтования М. Хандта

В середине 17 века появились облегчённые и укороченные французские шпаги, клинок стал трёхгранным. Такие шпаги предназначались только для уколов. В этом заключалось основное отличие от итальянской школы, где шпага использовалась не только в качестве колющего, но и рубящего оружия. Позднее опять же французы предложат более лёгкую рапиру с кожаным наконечником, который походил на бутон цветка и назывался «флёре». Именно так звучит слово «рапира» на французском языке.

Великий французский писатель того времени Мольер блестяще определил сущность фехтования: «Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их взамен. Необходимость дотронуться до противника, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет необходимо прибавить точность и быстроту, дабы дать надлежащую жизнь оружию».

Первые учебники и учителя фехтования Европы

Истоки современного фехтования в Европе

Фехтование опередило на 4 века Олимпийские игры античной Греции. На фресках египетского древнего храма Медине Абу, построенном 1190 лет до нашей эры Рамзесом III, изображены спортивные соревнования, организованные фараоном в честь празднования победы над Ливией.

На фресках отчётливо видно, что оружием служили палки с утолщёнными металлическими бляшками на конце. Рука защищена гардой, аналогичной сабле, а лицо – своеобразной маской. Перевод иероглифов свидетельствует нам, что один из противников обращается к другому с возгласом: «к бою!» – именно такими словами начинается современный фехтовальный поединок. Победитель поединка салютует оружием фараону и его свите. Головные уборы судей и организаторов поединка украшены перьями. Найдены даже папирусы с результатами соревнований.

Первые труды по фехтованию, вышедшие в 1474 году, принадлежат испанским учителям. Именно Испания была центром фехтования того времени. Возможно поэтому считается, что современное фехтование зародилось в Испании. В XVI веке итальянцы систематизировали обучение, определив основные принципы фехтования, разработали классификацию приемов и действий.

Из учебника фехтования Рудольфа Капоферро (1652 год)

В конце XV — начале XVI веков преобладает дуэльная форма фехтования – поединки ради защиты чести.

Дуэли захлестнули всю Европу, но наибольшего взлёта они достигли во Франции. Известен такой исторический факт: в 1526 году император священной римской империи Карл V назвал французского короля Франциска I бесчестным человеком. Король, решив поставить оскорбителя на место, вызвал его на дуэль. И хотя дело закончилось ничем, сам факт случившегося поднял авторитет дуэльного поединка во Франции на небывалую высоту.

Именно в период правления Франциска I в этой стране происходило огромное количество дуэлей. Это подтверждали Парижские отчеты, которые показывали, что в течение нескольких лет каждый второй поединок заканчивался смертью обоих дуэлянтов.

Доменико Анджело (1717-1802) родился в Италии, в 1753 году переехал в Лондон, где основал собственную школу фехтования и стал родоначальником династии знаменитых мастеров шпаги. В 1763 году Анджело опубликовал бестселлер по фехтованию «L’Ecole des Armes, avec l’explication generale des principales attitudes et positions concernant l’Escrime» (Школа фехтования, с пояснением основных действий и позиций, свойственных Искусству, пер. по изд. 1787 г.). Первоначально альбом состоял из 47 гравюр без текста. Затем его содержание дополнилось описанием на английском и французском языках. Рисунки по заказу Анджело были выполнены художником Джеймсом Гвинном. В качестве моделей выступили сам Доменико Анджело, Лорд Пемброк и Шевалье д’Эон – известные аристократы той эпохи. В конце XVIII века все гравюры и французский текст были включены в том «Art de l’escrime» Энциклопедии Дидро и д’Аламбера.

Начиная с середины XVII века, когда французы осознали, что полноценная фраза проводится в два темпа ( в первую очередь как «защита — ответ» или хотя бы «показ — перевод») укоротили свою шпагу, фехтование колющим оружием стало быстро прогрессировать в разнообразии приемов, ситуативности и быстроте их применения. С этого момента начинается резкое расхождение французской школы (более ориентированной на дуэльные правила) и итальянской (развивающейся в русле «поединка в кустах», в духе XV века). Эти расхождения достигли пика своего развития к концу XIX столетия.

Во Франции со второй половины XVIII века фехтование делает быстрые существенные успехи, явно опережая Италию. В 1736 году француз Жирар ввел 8-ю и последнюю защиту, почти на два столетия позже 7-й и 1-й, что, как я понимаю, указывает на распространение атак второго намерения, заставивших описать разные способы защит нижних секторов. В 1755 году во французской «Энциклопедии» в статье «фехтование» впервые говорилось о необходимости введения фехтовальной маски для предупреждения несчастных случаев. Прошло лет 10 — и фехтовальные маски были уже достаточно распространены. Введение маски дало резкий толчок к дальнейшему техническому и тактическому совершенствованию фехтования, поскольку позволяло широко экспериментировать с техникой и тактикой в парных упражнениях, не опасаясь травм.

В 1766 году в Париже преподавателем фехтования Дане был выпущен обстоятельный труд по владению холодным оружием, значительную часть которого составляют упражнения по обучению приёмов отвода и захвата оружия противника невооружённой рукой, то есть тогда фехтование не выделилось в чисто клинковое противоборство, развиваясь как синтетический навык.

В это же время во Франции зарождается борьба двух школ: старой классической (Бертрана, Ля Буасьера, Корденуа, Бонди и др.) и школы практического направления, основателем которой был известный преподаватель Франции начала XIX века Ляфожер. Его знаменитый бой в Париже в 1816 году с графом Бонди, лучшим фехтовальщиком Парижа того времени, составил эпоху в истории фехтования. Ляфожер был маленького роста, но необычайно подвижным.

Никому неизвестный в то время провинциальный учитель фехтования Ляфожер приехал в Париж с целью проверить свою теорию на практике в бою с лучшим представителем классической школы – графом Бонди. Его блестящая победа в присутствии огромного количества зрителей и всех фехтовальных авторитетов того времени произвела сенсацию. В 1830 году академик Эрнст Легуве, приверженец старой школы, в статье «Турнир XIX столетия» писал: «Резкая реакция реализма против романтического академизма в литературе и живописи не могла не отразиться и на фехтовании. Гомар, Шарлеман, Корденуа и другие могли видеть с истинным сожалением возникающую новую школу, которая, заботясь только о нанесении укола, отбросила требования изящества и грации движений, как бесполезные и смешные. Напрасно Бертран, наш несравненный Бертран, доказывал своими уроками и личным примером, что в одно и то же время можно быть и наиболее грациозным и наиболее сильным дуэлянтом; с каждым днем новая школа завоевывала право гражданства. Фехтование отныне остается, без сомнения, упражнением полезным, занимательным, но это больше не искусство, ибо «нет искусства там, где нет красоты».

В этот период борьбы в направлении французского фехтования принцип рационализации, целесообразность каждого движения и действия является основой техники и тактики фехтования. Первым из наиболее авторитетных новаторов в этом отношении был Жакоб. Он настаивал на введении контрответов и продолжительных боевых фраз, что составляет характерную и наиболее трудную особенность французской школы в её понимании XIX в.

Итальянское фехтование с конца ХVIII и почти весь ХIX век находится под влиянием французов. Внедряя свои методы, французы прежде всего позаботились ввести своих учителей и своё оружие (без поперечника и с гардой в виде восьмёрки). Устройство оружия и способы его держания изменили технику, методику и тактику фехтования на севере Италии (на оккупированных территориях). В Италии образовалось три школы: северо-итальянская под руководством Радаелли, ставшая на основные позиции французской школы, южно-итальянская, возглавляемая семьёю фехтмейстеров Паризе, сохранившая итальянское оружие (с поперечником и мартингалом) и итальянскую технику и средняя школа во главе с Маркианни, занявшая наиболее выгодную позицию, взяв наиболее ценное из обеих школ. В 1879 году в Италии для объединения методов преподавания была организована правительственная комиссия, которая поддержала националистические тенденции и в 1883 году остановила свой выбор на системе профессора неаполитанской академии Мазаниелло Паризе.

Старинная открытка (конец XIX века, Франция)

Эта эпоха характеризуется особой ритуальностью проведения поединков. Фехтование подразумевало не только виртуозную технику, но элегантность и галантность . Приветствия перед боем, учтивые поклоны, утончённые манеры – всё это было неотъемлемой частью фехтования.

Георг Мюльберг, студенческое фехтование и дуэли.

В XIX веке фехтование формируется как вид спорта. Наиболее активно спортивное фехтование развивается во Франции, Италии, Австро-Венгрии и Германии.

Истоки современного фехтования в России

В России интерес к «шпажному искусству» возник в начале XVIII века. В 1701 г. в Москве Пётр I организовал школу математических и навигационных наук, в учебную программу которой впервые был введён обязательный предмет, так называемая «рапирная наука». В Морской академии наук, открытой в Сант-Петербурге в 1719 г. «рапирная наука» была также включена в учебную программу. Позднее при Московском и Казанском университетах были открыты гимназии, где занимались фехтованием. В России первыми учителями фехтования были иностранцы. Но уже в первой половине XIX века количество преподавателей фехтования в России значительно возросло засчёт русских мастеров, воспитанников военных учебных заведений. С 1860 года в России начинают проводиться первые соревнования на звание Чемпиона России. В конце XIX и начале XX века в России издаётся большое количество печатных трудов по фехтованию, так называемых «руководств фехтования». В это же время русские фехтовальщики начинают участвовать в международных турнирах.

________________________________________ ________________________________________ ________________________

________________________________________ ________________________________________ ________________________

Первые учебники и учителя фехтования Европы

Первые учителя фехтования в России

«ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ВЫПУСК 1», 1938 год:

«Преподаватели фехтования и верховой езды кадетских корпусов обычно выписывались из-за границы. Многие из них, наряду с преподаванием в государственных учебных заведениях, занимались еще частной практикой, создавая свои «школы фехтовального искусства», предлагая свои услуги в обучении верховой езде.
Так, в 1766 г. прибывший из-за границы капитан Розенфельд, через объявление в «СПБ. Ведомостях» приглашал «желающих обучаться фехтовальному искусству являться к нему на Моховую ул., в дом Щербакова».
Появившийся вслед за ним итальянский танцмейстер Бартоло Фошоли и фехтмейстер Иосиф Дешамб, приехавший из Парижа, также не замедлили создать частные школы фехтовального искусства. Последний, желая привлечь к себе возможно большее число учеников, поместил следующее объявление в «Петербургских Ведомостях»: «Иосиф Дешамб, фламандский уроженец, бывший прежде сего в Парижской Королевской Академии форфехтером, а ныне находящийся в службе как при Шляхетном Инженерном кадетском корпусе, так и при новозаведенной при оном греческой гимназии по просьбе молодых благородных особ, состоящих из 25 чел., и с дозволения главной полиции завел здесь фехтовальное училище, в коем показаны будут основательные правила сей науки; желающее пользоваться учением оной благородное юношество приезжать имеет три раза в неделю, во вторник, четверг и субботу с 8 утра до обеда, а прочим молодым людям училище сие открыто также три раза в неделю».

Гравюра из учебника Балтазара Фишера. Насколько я понимаю, показана отработка на специальном тренажере укола в сердце с выпадом

Но наиболее широкую известность в распространении фехтовального искусства в России приобрел Балтазар Фишер, автор первого наставления по фехтованию, вышедшего на русском языке. Начало его деятельности относится к 60-м годам XVIII столетия.

«Уже тридцать один год как имею честь обучать фехтованию благородное российское юношество»,—писал он в предисловии к своему трактату о фехтовании, опубликованному им около 1796 г. Следовательно, его деятельность в России началась в 1764—65 гг. Балтазар Фишер не ограничился преподаванием фехтования только в учебных заведениях. Судя по целому ряду объявлений в «СПБ. Ведомостях», он, подобно Иосифу Дешамбу, давал еще уроки фехтования в созданном им для этой цели «фехтовальном училище».
Неслучайным, по-видимому, является и тот факт, что именно Балтазар Фишер был инициатором «публичных ассо», которые пользовались большим успехом в России вплоть до 30-х годов прошлого столетия.Первое такое «ассо», как называл Фишер «публичное собрание», на котором «охотники до фехтования» демонстрировали свое искусство, было устроено им в С.-Петербурге 19 августа 1778 г.

Значение фехтования, по Б. Фишеру, заключается прежде всего в том, что оно является одним из средств физического воспитания: «Фехтование, — говорит он, — развязывает (очевидно, здесь имеется в виду развитие) члены молодого человека». Фехтование, по Фишеру, играет большую роль в организации отдыха юношества. В этом случае оно уже является забавой, для которой следует использовать время, свободное от занятий науками. И, наконец, третьей, весьма: важной стороной фехтования, по Б. Фишеру, выступает его значение для привития целого ряда ценных в военном отношении качеств: «Оно научает почитать самого себя и ценить своих сограждан; удвояет также в нем похвальное честолюбие защищать свое отечество. Из сего, — заключает он, — можно судить о важности сего искусства для военного, что знатнейшие герои старались оное приобрести, и побуждает нас через то следовать их примеру».
Таково значение фехтования, по Б. Фишеру, рассматриваемое им в конечном счете как одно из средств физического воспитания. В отличие от других средств физического воспитания для фехтования характерно «овладение контрой или ассо, основанное на порядке ударов, употребительных в нашем искусстве и научающих вас, — говорит Б. Фишер, — как: производить, так и отвращать удары». Иначе говоря, фехтование в понимании Б. Фишера — это один , из предметов физического воспитания, обычно объединяемых общим названием дисциплин «защиты и нападения».
Ознакомление с 25 частями первой книги и с 19 частями второй книги, в которых дается подробное описание технических приемов защиты и нападения в фехтовании на рапирах, приводит нас к выводу, что автор книги является сторонником так называемой французской школы фехтования. Принципам этой школы он следует как в отправных пунктах, обучения фехтованию, так и в самом проведении учебных занятий».

Еще про Фишера:
«Одним из первых учителей фехтования в России был француз мэтр де Фревиль. Франция в то время была лидером в развитии этого искусства. В России де Фревиль начал давать частные уроки и тем самым привлёк внимание придворных и влиятельных лиц. В 1760 г. он был приглашён обучать фехтованию великого графа Павла Петровича – будущего императора России, для которого специально написал небольшой учебник. Позднее мэтр де Фревиль преподавал фехтование в кадетском корпусе. Самым способным учеником де Фревиля был Бальтазар Фишер, впоследствии заменивший своего учителя на этом посту. В 1790 г. в России выходит первая книга по фехтованию Б. Фишера, написанная на двух языках: левые страницы – по-французски, правые – по-русски. Книга называлась «Искусство фехтовать во всем его пространстве» и была посвящена цесаревичу Павлу Петровичу. Книга была иллюстрирована отличными французскими гравюрами. В ней была описана методика обучения, тактические и технические приёмы, присущие французской школе фехтования».

Европейские школы фехтования. Подборка из 20 книг

Продвигайте свою статью, чтобы ее увидели тысячи читателей Конта.

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 10 ЗР
  • 2 часa промо-показов 20 ЗР
  • 3 часa промо-показов 30 ЗР
  • 4 часa промо-показов 40 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Здесь представлена подборка книг из разных школ Европейского боевого фехтования. Любую можно скачать по приложенной ссылке на Яндекс.диск. Обратите внимание, что каждый труд имеет философскую составляющую, и это помогало быть эффективным и в бою, и в мирное время.

1. Жерар Тибо — Академия меча, 1628 (скачать). Жерар Тибо написал детальное методологическое руководство по обучению Дестрезе, исследовал и изложил принципы испанской школы фехтования с использованием геометрии и логики.

2. Луис Пачеко Де Нарваэс — Простой способ экзаменации учителей в искусстве фехтования с оружием, 1625 (скачать)

3. Луис Пачеко Де Нарваэс — Книга о величии меча, 1605 (скачать). Пачеко де Нарваэс — последователь Иеронимо де Карранзы, был военным, служил в качестве учителя испанского фехтования Королю Испании Филиппа IV. Книга включает все принципы, которые Нарваэс получил от своего учителя.

4. Иеронимо де Карранза — Философия оружия. Диалог №3, 1582г (скачать). Создатель испанской школы фехтования — Дестрезы.

5. Олег Мальцев — Комментарии к третьему диалогу трактата Иеронимо де Карранза «Философия оружия», 2017г (скачать)

6. Джакомо ди Грасси — Причины победоносного использования оружия для атаки и обороны, 1570, (скачать) . Венецианский мастер фехтования, изложил определенные приемы, позволяющие исключить лишние действия и эффективно пользоваться в бою самым разным оружием: меч, меч и кинжал, тарга, брокеро, ротелла, капа, алебарда, ронха, пика, вертел и др.

7. Франческо Альфиери — Искусство превосходного владения мечом, 1653 (скачать). Мастер Веницианской школы фехтования, на которого ссылались в своих трудах многие мастера Европы. Это один из лучших учебников по фехтованию, где изложены способы и преимущества, которые человек получает в бою и в повседневной жизни от изучения Искусства Оружия.

8. Камилло Агриппа — Трактат о науке оружия с философскими размышлениями, 1553 (скачать). Мастер Венецианской школы, одним из первых начал применять геометрическую теорию и логику для решения задач в бою.

9. Николетто Гиганти (Джиганти) — Школа или театр, 1606 (скачать) . Один из основоположников Венецианской школы фехтования.

10. Бласко Флорио — Наука Фехтования, 1844 (скачать) . Труд посвящен Неаполитанскому стилю фехтования, в нем отражен путь становления европейской науки фехтования с цитатами, практическими рекомендациями, доказательствами и ссылками не только на мастеров своего времени, но и на редкие труды.

11. Д. Мануэль Круцадо и Пералта — Уловки вульгарного и общего фехтования только с мечом и с парным оружием, 1702 (скачать) . Трактат принадлежит к традиции Истинной Дестрезы (la Verdadera Destreza). В книге не только собраны все уловки того времени, но и эффективная защита от них.

12. Луис Пачеко де Нарваэз, Олег Мальцев — Уловки вульгарного и общего фехтования только с мечом (скачать) . Сравнительный анализ.

13. Дон Луис Пачеко де Нарваэз, Олег Мальцев, Д. Мануэль Круцада и Пералта — Уловки вульгарного и общего фехтования только с абордажным мечом (скачать). Сравнительный анализ.

14. Луис Пачеко де Нарваэз, Олег Мальцев — Уловки вульгарного и общего фехтования с филиппинской палкой (скачать). Сравнительный анализ.

15. Д. Мануэль Круцадо и Пералта, Луис Пачеко де Нарваэс, Олег Викторович Мальцев — Уловки вульгарного и общего фехтования только в рукопашном бою, сравнительный анализ с русской криминальной традицией (скачать) . Сравнительный анализ.

16. Сальватор Фабрис — Фехтование или Наука оружия, 1606 (скачать). Мастер Итальянской школы фехтования, был инструктором по фехтованию короля Кристиана IV. Его труд был бестселлером по фехтованию во всей Европе.

17. Чезаре Альберто Бленджини — Трактат о современном итальянском фехтовании. Меч и Сабля, различные способы парирования против байонета и копья, 1864 (скачать). Книга была адресована молодежи того времени и позволяла обучиться итальянской школе.

18. Никола Терракуза и Вентура — Истинное Неаполитанское Фехтование, 1725 (скачать) . Трактат посвящен Неаполитанскому фехтованию, в котором описана работа с мечом, мечом и кинжалом, с мечом и круглым щитом, мечом и плащом.

19. Франческо Антонио Маттей — Неаполитанское Фехтование с господствующим названием Невозможное Возможно (скачать) . Мастер Неаполитанской школы фехтования, труд посвящен владению меча и кинжала. Данное учение предназначалось для Императоров. Автор поясняет, что подразумевается под «невозможное возможно», в том числе словами «качество совершенного интеллекта».

20. Джузеппе Морсикато Паллавичини — Первая и вторая части фехтования, 1670 (скачать). Это перевод первого и второго закрытого коллекционного трактата по фехтованию Палермитанского Мастера.

Делитесь и сохраняйте себе, чтобы не потерять. До связи, друзья!

nandzed

Нешёлковый путь

Квинтэссенция впечатлений, со временем потерявшая геометрию

Географически Сицилия не является монолитным островом. И Неаполитанская и Палермитанская части Сицилии также отличаются образом жизни, что и влияет на различие этих школ фехтования. И Палермитанский стиль и Неаполитанский как братья и различаются лишь методологией воспитания, где Палермитанский стиль — старший.

По мнению профессора Antonio Merendoni, воинская система Палермо — самая древняя система не только на Сицилии, но и на всей материковой части Италии. Точкой отсчета можно считать одно из масштабных исторических событий — Сицилийская вечерня в 1282 году, когда сицилийцев вооружили генуэзцы и венецианцы, и за 6 недель вся территория Сицилии была полностью очищена от французов. Отсюда вывод, что что генуэзская школа и венецианская оказали влияние на формирование палермитанского стиля. Из истории известно как далее Карл V, в тот момент являвшийся королем Палермо, воспользовался этими знаниями и занял королевский престол Испании, а позже создал Испанскую Империю. Таким образом сицилийское дворянство, владеющее античным палермским стилем фехтования, немецкие рыцари, тамплиеры и госпитальеры объединяют свои усилия — и появляется новая система Дестреза. Это была именно наука, т.к. исходила из свода академических знаний и объясняла причины и принципы фехтования. В 16 веке появляется первый трактат о Дестрезе за авторством де Карранзы «Философия оружия».

В настоящее время в Палермитанской части Сицилии — строгий порядок, доступ к знаниям получают только те, кто заслужил доверие и стал членом Семьи. Знания не выходили за пределы Семьи. Эта система криминального характера. В основе ее воспитания лежит логическая модель рыцаря. Эта система характеризуется боем против превосходящих сил противника.

В неаполитанской части — демократия, люди объединяются вокруг авторских школ фехтования, возникших в XX в. В основе этого стиля лежат 4 логических модели: волка, орла, медведя и носорога. В войнах неаполитанский стиль только отточился и усовершенствовался. Современники признавали его самым эффективным из всех школ Европейского фехтования. Первое упоминание о нем встречается только в трактате Франческо Антонио Маттея «Неаполитанское фехтование» (в первой беседе с названием «Невозможное возможно», где доказывается, что фехтование является наукой, а не искусством; «О работе мечом и кинжалом»), изданном в Палермо в 1669 году.

20 книг Европейских школ боевого фехтования

Здесь представлена подборка книг из разных школ Европейского боевого фехтования. Любую можно скачать по приложенной ссылке на Яндекс.диск. Обратите внимание, что каждый труд имеет философскую составляющую, и это помогало быть эффективным и в бою, и в мирное время.

1. Жерар Тибо — Академия меча, 1628 ( скачать ). Жерар Тибо написал детальное методологическое руководство по обучению Дестрезе, исследовал и изложил принципы испанской школы фехтования с использованием геометрии и логики.

2. Луис Пачеко Де Нарваэс — Простой способ экзаменации учителей в искусстве фехтования с оружием, 1625 ( скачать ) 3. Луис Пачеко Де Нарваэс — Книга о величии меча, 1605 ( скачать ). Пачеко де Нарваэс — последователь Иеронимо де Карранзы, был военным, служил в качестве учителя испанского фехтования Королю Испании Филиппа IV. Книга включает все принципы, которые Нарваэс получил от своего учителя.

4. Иеронимо де Карранза — Философия оружия. Диалог №3, 1582г ( скачать ). Создатель испанской школы фехтования — Дестрезы.

5. Олег Мальцев — Комментарии к третьему диалогу трактата Иеронимо де Карранза «Философия оружия», 2017г ( скачать )

6. Джакомо ди Грасси — Причины победоносного использования оружия для атаки и обороны, 1570, ( скачать ) . Венецианский мастер фехтования, изложил определенные приемы, позволяющие исключить лишние действия и эффективно пользоваться в бою самым разным оружием: меч, меч и кинжал, тарга, брокеро, ротелла, капа, алебарда, ронха, пика, вертел и др.

7. Франческо Альфиери — Искусство превосходного владения мечом, 1653 ( скачать ). Мастер Веницианской школы фехтования, на которого ссылались в своих трудах многие мастера Европы. Это один из лучших учебников по фехтованию, где изложены способы и преимущества, которые человек получает в бою и в повседневной жизни от изучения Искусства Оружия.

8. Камилло Агриппа — Трактат о науке оружия с философскими размышлениями, 1553 ( скачать ). Мастер Венецианской школы, одним из первых начал применять геометрическую теорию и логику для решения задач в бою.

9. Николетто Гиганти (Джиганти) — Школа или театр, 1606 ( скачать ) . Один из основоположников Венецианской школы фехтования.

10. Бласко Флорио — Наука Фехтования, 1844 ( скачать ) . Труд посвящен Неаполитанскому стилю фехтования, в нем отражен путь становления европейской науки фехтования с цитатами, практическими рекомендациями, доказательствами и ссылками не только на мастеров своего времени, но и на редкие труды.

11. Д. Мануэль Круцадо и Пералта — Уловки вульгарного и общего фехтования только с мечом и с парным оружием, 1702 ( скачать ) . Трактат принадлежит к традиции Истинной Дестрезы (la Verdadera Destreza). В книге не только собраны все уловки того времени, но и эффективная защита от них.

12. Луис Пачеко де Нарваэз, Олег Мальцев — Уловки вульгарного и общего фехтования только с мечом ( скачать ) . Сравнительный анализ.

13. Дон Луис Пачеко де Нарваэз, Олег Мальцев, Д. Мануэль Круцада и Пералта — Уловки вульгарного и общего фехтования только с абордажным мечом ( скачать ). Сравнительный анализ.

14. Луис Пачеко де Нарваэз, Олег Мальцев — Уловки вульгарного и общего фехтования с филиппинской палкой ( скачать ). Сравнительный анализ.

15. Д. Мануэль Круцадо и Пералта, Луис Пачеко де Нарваэс, Олег Викторович Мальцев — Уловки вульгарного и общего фехтования только в рукопашном бою, сравнительный анализ с русской криминальной традицией ( скачать ) . Сравнительный анализ.

16. Сальватор Фабрис — Фехтование или Наука оружия, 1606 ( скачать ).Мастер Итальянской школы фехтования, был инструктором по фехтованию короля Кристиана IV.Его труд был бестселлером по фехтованию во всей Европе.

17. Чезаре Альберто Бленджини — Трактат о современном итальянском фехтовании. Меч и Сабля, различные способы парирования против байонета и копья, 1864 ( скачать ). Книга была адресована молодежи того времени и позволяла обучиться итальянской школе.

18. Никола Терракуза и Вентура — Истинное Неаполитанское Фехтование, 1725 ( скачать ) . Трактат посвящен Неаполитанскому фехтованию, в котором описана работа с мечом, мечом и кинжалом, с мечом и круглым щитом, мечом и плащом.

19. Франческо Антонио Маттей — Неаполитанское Фехтование с господствующим названием Невозможное Возможно ( скачать ) . Мастер Неаполитанской школы фехтования, труд посвящен владению меча и кинжала. Данное учение предназначалось для Императоров. Автор поясняет, что подразумевается под «невозможное возможно», в том числе словами «качество совершенного интеллекта».

20. Джузеппе Морсикато Паллавичини — Первая и вторая части фехтования, 1670 ( скачать ). Это перевод первого и второго закрытого коллекционного трактата по фехтованию Палермитанского Мастера.

Песня о шпаге: история фехтования в Европе и России на выставке в Новом здании РНБ

Искусное владение холодным оружием на протяжении веков было основной частью военного обучения и важнейшим средством физического и нравственного воспитания. Со временем оружие и цель фехтования менялись. Сегодня это один из самых эстетичных видов спорта и обязательная часть программы обучения студентов театральных вузов.

На выставке в РНБ представлены интересные издания XVIII — XXI вв. из фондов РНБ, рассказывающие о многовековой истории фехтования. Это учебные пособия для армии и флота, учебники по сценическому фехтованию, дуэльные кодексы. Например, «Руководство к изучению правил фехтования на рапирах и эспадронах» первого русского преподавателя фехтования Ивана Сивербрика (1880 г.), «Руководство фехтования на штыках» (1905 г.) знаменитого русского фехтмейстера, преподавателя фехтования Александровского военного училища Александра Люгара.

Посетители выставки узнают о самых знаменитых дуэлях и дуэлянтах и о том, чем отличались дуэли в России и в Европе. Можно будет познакомиться с русским дуэльным кодексом генерала Дурасова (1912 г.), созданным на основе европейских кодексов и с учётом практики дуэлей в России.

Один из разделов представляет фехтование в художественной литературе. Умением искусно фехтовать наделены герои приключенческих романов Александра Дюма, Рафаэля Сабатини, Роберта Льюиса Стивенсона и других. Среди изданий — популярный в нашей стране в 70-х годах прошлого века роман-трилогия детского писателя Владислава Крапивина «Мальчик со шпагой», зачитываясь которым многие мальчишки бежали записываться в секции фехтования.

Выставка также рассказывает о сценическом фехтовании, история которого насчитывает более 100 лет. Представлен первый учебник по арт-фехтованию Александра Люгара 1910 г.

Среди экспонатов — рапиры и шпаги XIX – XX вв. из коллекции Сергея Мишенева, демонстрирующие эволюцию холодного оружия в спорте.

В рамках открытия состоялся показательный поединок в стиле классического фехтования на рапирах.

Дополняют выставку красочные издания, посвященные искусству фехтования в литературе, театре и кино, а также издания о спортивном фехтовании.

Также был показан фильм «Фехтовальщик из Сиены» (1962 г.).

Выставка проходит в преддверии первого в Санкт-Петербурге Чемпионата России по артистическому фехтованию.

Издания для экспозиции предоставлены русским книжным и русским журнальным фондами, иностранным книжным и иностранным журнальным фондами, отделом эстампов.

Выставка организована Российской национальной библиотекой совместно с Международной Академией Фехтовальных Искусств при участии Общества друзей РНБ и будет работать до 16 октября.

Русская школа фехтования в период 1790 — 1913 гг

Сегодня мы с вами рассмотрим русское фехтование 18 — 20 века, мы будем опираться исключительно на документальные источники.

Условно историю русского фехтования этого периода можно разделить на три этапа.

Этап 1-й

В период 1790г — 1796г (никто не знает точный год написания этого трактата) — Бальтазар Фишер пишет первый трактат о фехтовании на русском языке под названием «Искусство фехтовать во всем его пространстве» и этот трактат является основным до 1817 года.
В 1817 году Александр Вальвиль выпускает свою работу под названием «Рассуждение об искусстве владения шпагой».


В период 1817-1825 гг Огюстен Франсуа Гризье написал документ о фехтовании, этого документа в наличии нет. Почему мы его упоминаем? — потому что считается, что Гризье это прототип героя в книге А. Дюма «Учитель фехтования».
Это все документы, которые использовали при обучении фехтованию в период с 1790 по 1843 гг.

Этап 2-й

Николай Васильевич Соколов — личность очень загадочная, начиная с 1843-го года начал издавать ряд трактатов (3) — эти трактаты являются полным курсом фехтования всевозможными видами оружия — от фехтования пикой, штыком, шпагой, бастоном (гимнастической палкой), как на коне, так и пешим. Это уже сборник всего фехтовального искусства, целая энциклопедия.

Вот перечень этих документов, написанных Соколовым:
1843 — «Начертание правил фехтования» (техника);
1848 — «Курс фехтовального искусства» (методика — как обучать);
1853 — «Фехтование пикой«.

До 1843 года таких системных источников на территории Имперской России не было.

Кстати, ни в одном итальянском руководстве нет фехтования гимнастической палкой (бастоном), можно предположить, что итальянцы учились по учебникам Соколова.

1852 — Иван Ефимович Сивербрик пишет «Руководство к изучению правил фехтования на рапирах и эспадронах».

Этап 3-й

1876 — в Санкт Петербург эмигрирует из Италии Чезаре Альберто Бленджини (икона для итальянских фехтовальщиков), так начинается для России период итальянской школы фехтования, до этого она была французская.
1880 — выходит перевод книги Бленджини на русском языке под названием «Руководство современного фехтования на шпагах, саблях и штыках» (русская версия его книги кардинально отличается от изначальной итальянской версии).

1881 — в Санкт Петербург приезжает маэстро Киавери (лучший ученик Радаелли).

К слову, Луиджи Барбазетти — итальянский фехтмейстер так же эмигрировал из Италии в Венгрию и создал там школу фехтования.

В конце 19 века в Россию приехал Луиджи Донора, который был учителем рядового Климова, этим и прославился, так как ни одного труда он не издал. Сам Тимофей Иванович Климов стал главным фехтовальным наставником Красной армии, из этого следует, что у Красной армии в этот период была итальянская линия фехтования.

Бленджини, Киавери и Донора — эти мастера приезжают в Петербург в конце 19 века и остаются здесь до конца своей жизни.

Проанализировав документальные источники 3го этапа, мы можем сказать точно, что в этот период на территорию России на смену французской школе фехтования приходит итальянская школа. Эти три мастера – Чезаро Бленджини, Киавери и Луиджи Донора, а также ряд других мастеров, которых мы пока не упоминаем, сконцентрировались в определенный момент времени в России, чтобы обучить красную армию итальянскому фехтованию.

Идем далее. Александр Люгар – первый, кто написал книгу в 1908году «Школа сценического фехтования» — в самой книге есть раздел работы с испанской навахой.

На этот момент времени в России существует два ножа — это наваха (испанская), работе с которой обучают испанские маэстро, и русский криминальный нож.

Собирая всю информацию воедино, вырисовывается совершенно четкая и понятная картина.

До трактатов Соколова , это 1843 год, на территории Имперской России превалировала Французская школа фехтования.
От Соколова и до Сивербрика (включительно) — превалирует русско-французская система.
А, начиная от Бленджини и до Донора — итальяно-казачий период, вплоть до 1913 года (А.К. Греков, С.Э. Лихошерстов — трактаты по шашке и рубке).

Весь 19 век, почти 100 лет, поделен между русско-французской школой и итальяно-казачей школой фехтования. Если считать по массе авторитетов, то концентрат Итальянской школы в 300 раз больше, чем всех остальных.
Ни Сивербрик ни Греков не может соперничать со статусом Бленджини, Киавери, Донора и Барбазетти, последний так же приезжал из Венгрии в Россию. Уровень авторитетов итальянской школы очень мощный.

40 лет до революции итальянская школа имеет полное засилие на территории имперской России.
Мне непонятно , как могла интересовать русский народ французская школа, так как в 1812 году она показала свою неэффективность. Но ничего, люди пишут учебники, все в порядке.

А что в этот момент происходит в Европе? В Европе живут несколько мнений по этому поводу.

  • Первое из них, что все школы фехтования на период 18-19 века умерли, осталась только неаполитанская школа и французская, но это не совсем так, позже мы к этому вернемся.
  • Второе мнение, французская школа выжила полностью все остальные школы фехтования, в противовес ей осталась только неаполитанская школа фехтования , а также островная Сицилийская школа фехтования.

Как так получилось?

Это можно объяснить, глядя на доску — в Италии не осталось ни одного маэстро, все уехали.
Юг Италии и Сицилия — это очень маленький кусок, а вся остальная территория Италии она осталась пуста, без мастеров.
Все итальянские мастера уехали в Россию и Венгрию. То есть мы можем утверждать, что на территории центральной и северной Италии не осталось Итальянского фехтования, а та фехтовальная техника, которая продолжила свое существование на территории Южной Италии и на острове Сицилия , она не итальянская, а Испанская.
Исходя из вышеописанного, Имперская Россия явилась прямым правопреемником итальянского фехтования.

Первые учебники и учителя фехтования Европы

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 254 816
  • КНИГИ 582 581
  • СЕРИИ 21 618
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 537 397

– Бог ты мой! Что за чудо! – воскликнул Гризье,[1] увидев меня на пороге фехтовальной залы, где он задержался после ухода наших друзей.

В самом деле, с того самого вечера, когда Жерар де Нерваль[2] рассказал нам историю Полины, я ни разу не заходил в дом № 4 на Монмартре.

– Надеюсь, – продолжал наш достойный учитель с той отеческой заботливостью, которую он всегда проявлял к своим ученикам, – что вас привело сюда какое-нибудь скверное дело?

– Нет, дорогой мэтр! Я пришел просить вас об одолжении, – ответил я, – однако оно не из тех, какие вы оказывали мне прежде.

– Я к вашим услугам. В чем дело?

– Дорогой друг, вы должны помочь мне: я в затруднении.

– Если в моих силах вам помочь, считайте, что это уже сделано.

– Спасибо. Я никогда не сомневался в вас.

– Представьте себе, я только что заключил договор со своим издателем, а мне нечего дать ему.

– Вот я пришел к вам. Не поделитесь ли вы со мной своими воспоминаниями?

– Именно вы. Я не раз слышал, как вы рассказывали о своей поездке в Россию.

– В какие годы вы там были?

– В 1824, 1825 и 1826-м.

– Как раз в наиболее интересное время: конец царствования императора Александра I и восшествие на престол императора Николая I.

– Я был свидетелем похорон первого и коронования второго.

– Как раз то, что мне нужно.

– Представьте себе… У меня в самом деле есть кое-что. Вы терпеливы?

– Вы спрашиваете об этом у человека, который только и делает, что дает уроки.

– В таком случае, подождите.

Он подошел к шкафу и вынул оттуда какую-то толстенную папку.

– Вот то, что вам требуется.

– Рукопись, прости господи!

– Это путевые записки одного моего коллеги, который был в Петербурге одновременно со мной. Он видел то же, что видел я, и вы можете положиться на него, как на меня самого.

– И вы даете эту рукопись мне?

– В полную собственность.

– Но ведь это же сокровище!

– Сокровище, в котором больше меди, нежели серебра, и больше серебра, нежели золота. Словом, вот вам рукопись и постарайтесь употребить ее с наибольшей для себя пользой.

– Дорогой мой, сегодня же вечером засяду за работу и через два месяца…

– Через два месяца?

– Ваш друг проснется утром и увидит свое детище напечатанным.

– Можете быть спокойны.

– Честное слово, это доставит ему удовольствие.

– Кстати, рукописи недостает одной мелочи.

– Как, я должен дать вам еще и заглавие?

– Дорогой мой, не делайте добрых дел наполовину.

– Вы плохо смотрели, заглавие имеется.

– Вот здесь, на этой странице. Взгляните: «Учитель фехтования, или Полтора года в Санкт-Петербурге».

– Ну что ж, раз оно есть, мы его оставим.

Благодаря этому предисловию читатель примет в соображение, что ни одна строчка книги не принадлежит мне, даже ее заглавие.

Впрочем, речь ведет друг мэтра Гризье.

Я переживал еще пору иллюзий и владел капиталом в четыре тысячи франков, который казался мне неисчерпаемым богатством, когда услышал о России как о настоящем Эльдорадо для всякого мастера своего дела. Я верил в свой талант и потому решил отправиться в Санкт-Петербург.

Сказано – сделано. Я был одинок, семьи у меня не было, долгов – также. Стало быть, мне требовалось только запастись несколькими рекомендательными письмами и паспортом, что не отняло много времени, и спустя неделю я уже ехал в Брюссель.

В столице Бельгии я пробыл два дня. В Льеже – один день. Здесь в городском архиве служил мой старый школьный товарищ, и я не хотел проехать мимо, не повидавшись с ним. Я рассказал ему о своем желании посетить крупнейшие города Пруссии и места известных сражений. Но он рассмеялся, говоря, что в Пруссии останавливаются не там, где хотят, но там, где это угодно вознице, в полном распоряжении которого находятся все пассажиры. Действительно, по пути из Кельна в Дрезден, где я имел намерение остаться на три дня, нам позволяли выходить из нашей клетки лишь для того, чтобы поесть, на что уделялось ровно столько времени, сколько нужно, чтобы насытиться. После трех дней такого вынужденного заключения, против которого никто из пассажиров не протестовал – настолько это было обычно в королевстве его величества Фридриха-Вильгельма,[3] – мы прибыли в Дрезден.

Не стану подробно описывать, как я добрался до России. Начиная от Вильны я уже ехал по тому самому пути, по которому двенадцать лет тому назад Наполеон шел на Москву.

Я хотел было осмотреть Смоленск и Москву, но для этого нужно было бы сделать крюк верст в двести, что было для меня невозможным. Проведя один день в Витебске и побывав в доме, в котором две недели прожил Наполеон, я сел в повозку, в какой разъезжают курьеры в России. Она называется здесь «перекладной», потому что лошадей перекладывают на каждой почтовой станции.

В эту повозку была впряжена тройка. Одна из лошадей, коренник, бежала молча, высоко подняв голову, а обе пристяжные ржали на бегу, так низко опустив головы, словно собирались вцепиться зубами в землю. Отметим, что по этой же дороге совершала некогда свое путешествие в Тавриду Екатерина.

На другой день вечером я уже прибыл в Великие Луки. Дороги были настолько плохи, а мой экипаж – такой тряский, что я намеревался остановиться здесь, чтобы хоть немного отдохнуть, но решил ехать дальше: мне оставалось до Петербурга не более ста семидесяти верст. Бесполезно говорить о том, что во всю эту ночь я не сомкнул глаз: я катался по повозке, как орех в скорлупе. Много раз я пытался уцепиться за деревянную скамейку, на которой лежало нечто вроде кожаной подушки толщиной в тетрадь, но поминутно скатывался с нее и должен был снова взбираться на свое место, жалея в душе несчастных русских курьеров, которым приходится делать тысячи верст в этих ужасных повозках.

Во всяком другом экипаже я мог бы читать. И надо сказать, что, измученный бессонницей, я не раз пробовал взяться за книгу, но уже на четвертой строчке она вылетала у меня из рук, а когда я наклонялся, чтобы поднять ее, больно стукался головой или спиной, что быстро излечило меня от желания читать.

В начале следующего дня я был в небольшой деревеньке, Бежанице, а в четвертом часу дня – в Порхове, старом городе, расположенном на реке Шелони. Это составляло половину моего пути. Меня искушало желание переночевать здесь, но комната для приезжих оказалась так грязна, что я предпочел продолжать путь. Кроме того, ямщик уверил меня, что дальше дорога пойдет лучше: это и заставило меня принять столь героическое решение.

Дальше мы поскакали галопом, и меня еще больше бросало и швыряло во все стороны. Ямщик на облучке тянул какую-то заунывную песню, слов которой я не понимал, но грустный мотив ее как нельзя лучше соответствовал моему печальному положению. Скажи я, что мне удалось заснуть в эту ночь, никто бы мне не поверил, да и я сам не поверил бы себе, если бы не проснулся, больно ударившись лбом обо что-то твердое. Повозку так тряхнуло, что ямщик чуть не вылетел со своего сиденья.

Тут мне пришло в голову обменяться с ним местами, но как я ему ни толковал об этом, он не мог понять меня. Впрочем, он, может быть, боялся согласиться, так как думал, что в таком случае не исполнит своего долга. Мы поехали дальше: ямщик продолжал свою песню, а я – свою невольную пляску в повозке. Около пяти утра мы прибыли в село Городец, где остановились позавтракать. Слава богу, отсюда до цели моего путешествия оставалось не более пятидесяти верст.

Гризье Огюстен Франсуа (1791–1865) – известный мастер фехтовального искусства; преподавал уроки фехтования в ряде городов Франции, затем уехал в Россию, где провел около десяти лет. В конце 20-х годов возвратился во Францию и открыл школу фехтовального мастерства, общался с А. Дюма и другими французскими писателями. Автор книги «Фехтование и дуэль» (1847), в которой решительно осуждал дуэль как пережиток феодальных представлений о чести и способах ее защиты. В этой книге О. Гризье писал: «Дуэль знаменитого поэта Пушкина с его шурином – одно из самых бедственных событий такого рода, известных истории. Жена и дети Пушкина остались лишенными средств к существованию».

Среди своих учеников-декабристов С. Трубецкого, А. Муравьева Гризье упоминает и имя А. С. Пушкина. Следует заметить, что П. Е. Анненкова весьма положительно характеризует личность О. Гризье: «В это время я познакомилась с Гризье, бывшим учителем фехтования в Москве, у которого и Иван Александрович брал уроки. Рассказы Гризье впоследствии дали повод Александру Дюма написать по поводу меня роман под заглавием „Учитель фехтования“. Не могу не вспомнить с благодарностью то, что сделал Гризье. Гризье пришел ко мне с полным желанием и готовностью служить мне и бывшему его ученику, которого он, как видно, очень любил, и так любезно предлагал располагать его кошельком, говоря, что знает очень хорошо, как дурно относятся родные к Ивану Александровичу, что наконец заставил меня воспользоваться его услугами. Я взяла у него 200 рублей, которые, конечно, поспешила потом возвратить при первой возможности»(Воспоминания Полины Анненковой, 2-е изд. М.: Изд-во Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1932. С. 100.).

Нерваль де Жерар (1808–1885) – известный французский поэт-романтик. В соавторстве с А. Дюма написал ряд пьес.

Фридрих-Вильгельм III (1770–1840) – прусский король (1797–1840). После поражения наполеоновской Франции, нарушив свои конституционные обещания, установил в Пруссии режим полицейского деспотизма. О произволе прусских властей и ведет речь учитель фехтования.

Наука фехтования (трактат)

«Наука фехтования» (итал. La scienza della scherma ) — трактат написан итальянским мастером фехтования Бласко Флорио, изданный в Катании в 1844 году. По причине того что в после него подобных трудов больше не издавалось, считается последним литературным памятником и последним историческим документом, посвященный Неаполитанскому стилю фехтования. Книга посвящена историческому экскурсу к источникам происхождения и становления искусства обращения с оружием.

Оригинальная обложка трактата «Наука фехтования», (Катания, 1844)

Наука фехтования
La scienza della scherma esposta da Blasco Florio
Автор Бласко Флорио
Жанр трактат
Язык оригинала итальянский
Оригинал издан 1844
Страниц 230
Носитель Книга
ISBN 978-617-7479-99-3
Текст на стороннем сайте

Содержание книги

В книге можно найти подтверждения и доказательства французским, испанским и латинским документам, датируемым XIV—XVIII веками, в которых полностью отражен путь развития европейской науки фехтования, зарождения различных школ и стилей фехтования. Бласко Флорио также ссылается на многих мэтров и маэстро своего времени, поэтому в книге читатель найдет множество цитат и прикладных рекомендаций, в том числе, взятых из редких трактатов и трудов, которые сегодня хранятся в частных коллекциях и национальных библиотеках.

  • Первые учебники и учителя фехтования Европы . www.fencingfuture.org. Дата обращения 17 октября 2017.
  • William M. Gaugler.«Фехтование: от дуэльного к спортивному» Вильям Гоглер . thefencingtimes.wordpress.com. Андреев И.Ю. Дата обращения 16 октября 2017.

Литература

  • Blasco Florio.La scienza della scherma. — Catania, Italy., 1844. — 230 с.
  • Charles Blair. The Neapolitan School of Fencing: Its Origins and Early Characteristics //Acta Periodica Duellatorum.. — 2014.
  • Antonio Buja. La Scherma considerata sotto tutti i rapporti sociali, fisici e morali: Discorsi varj con note storiche ed attro. — Salentina: Tipografia editrice salentina, 1875. — 148 с.

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

Ссылка на основную публикацию