Передвижения в Тхэквандо | Karate-krs.ru

Передвижения в Тхэквандо

4.1.2. Передвижения относительно противника (степы)

4.1.2. Передвижения относительно противника (степы)

Традиционно в тхэквондо ведущее значение придается маневру по даянгу (степы) как в целях тактических подготовок к атаке, так и в целях защиты.

Передвижения относительно противника могут выполняться полушагом (выставлением одной ноги) или шагом (с подставлением второй ноги к первой). В этом случае движение является законченным. Кроме того, передвижение может быть выполнено прыжком (подскоком, отскоком). Существует два способа перемещения шагом: обычный и приставной. Перемещение обычным шагом производится несколько быстрее (на 10–15%), чем приставным.

Обычный шаг (правой и левой ногой) применяется в том случае, когда расстояние до соперника более 3 шагов. Основной способ перемещения и маневрирования по даянгу – приставной шаг.

В этом случае перед шагом вперед вес тела на дальнюю ногу не переносится, ОЦТ остается на месте (что не раскрывает сопернику намерения тхэквондиста). Затем путем отталкивания от дальней ноги производится шаг ближней ногой. После чего стоящая сзади нога приставляется к ноге, выполнившей шаг, так, что сохраняется положение боевой стойки. Перенос ног осуществляется вблизи опоры, и перемещение носит «скользящий» характер.

При перемещении вперед шагом ближней ногой приставляется дальняя нога. При перемещении назад шагом дальней ногой приставляется ближняя нога. При перемещении в сторону начальный шаг выполняется ногой, одноименной направлению движения (вправо – правой, влево – левой). Тхэквондист перемещается шагом и во время поворотов.

Необходимым условием ведения боя является изменение боевой стойки в зависимости от перемещений соперника. Это достигается использованием поворотов как вперед, так и назад. Поворот можно выполнять на любой опорной ноге, для чего проекция ОЦТ предварительно смещается к этой ноге. Поворот осуществляется вращением тела вокруг опорной ноги с одновременным шагом другой ногой. Конечным положением ног является положение боевой стойки.

Перемещение скачком может осуществляться двумя способами: толчком одной ногой и толчком двумя ногами (подскок).

Перемещение толчком одной ногой соответствует перемещению приставным шагом. Однако в толчке есть период полета (отсутствие опорных положений) в первом шаге. В остальном их структура однотипна. Другая нога подставляется, при этом сохраняется положение боевой стойки. Направление перемещения скачком зависит от начала движения (шаг – скачок) одноименной ноги (вперед – ближней, назад – дальней, вправо – правой, влево – левой).

Перемещение также имеет «скользящий» характер. При перемещении толчком двумя ногами одновременно активно разгибаются ноги в голеностопных суставах. Как правило, такое перемещение производится только на небольшие расстояния (полшага). Это – элемент тонкого маневра, уточняющего ударную позицию.

Передвижение по даянгу представляет собой непрерывное выполнение технических приемов перемещения в различных комбинациях. В качестве примера такого комбинирования приводятся некоторые парные сочетания:

? обычный шаг – приставной шаг;

? обычный шаг – скачок одной ногой;

? приставной шаг – приставной шаг;

? приставной шаг – скачок одной ногой;

? приставной шаг – скачок двумя ногами;

? скачок одной ногой – скачок одной ногой;

? скачок одной ногой – приставной шаг;

? скачок одной ногой – скачок двумя ногами;

? скачок двумя ногами – скачок двумя ногами;

? скачок двумя ногами – приставной шаг.

Действие из трех элементов представляет собой сумму одного из парных сочетаний и одиночного приема; действие из четырех элементов – два парных сочетания и т. д.

При организации передвижения важное значение имеет связка технических приемов – переключение от одного к другому. В связках движение должно производиться быстро, без предварительной подготовки. Так, в момент приставления ноги после шага или скачка следующее движение (например, следующий шаг или скачок) необходимо начинать немедленно. При этом ОЦТ должен иметь минимальные колебания по вертикали, а тхэквондисту надо двигаться плавно, скользящим шагом, без резких остановок и перерывов.

Следует иметь в виду, что передвижения в условиях одноименной и разноименной взаимной стойки приводят к различным кинематическим ситуациям.

Передвижения в таэквон-до

Среди основных тактических приемов в тхэквондо, таких, как степ, челнок, раскрытие и сковывание стоек, маневрирование линией атаки, игра дистанцией, передвижения с угрозами, степ занимает ведущее место, что определяется требованием правил соревнований к соотношению ударов ногами и руками. Среди основных тактических приемов в тхэквондо, таких, как степ, челнок, раскрытие и сковывание стоек, маневрирование линией атаки, игра дистанцией, передвижения с угрозами, степ занимает ведущее место, что определяется требованием правил соревнований к соотношению ударов ногами и руками.

Степ — подпрыгивание на носках перед противником:

  • с перемещением вперед — передний степ;
  • на месте — нейтральный степ;
  • с перемещением назад — задний степ.

Основное тактические назначение степа — создание благоприятной ситуации начала атаки для проведения ударов ногами, вызова противника на атаку. Дополнительное назначение — демонстрация активности тхэквондиста.

Приглашение на степ — короткие приседания (волнообразные движения), стимулирующие вызов противника на степ.

Маневрирование степом — постоянный уход с линии удара вправо или влево.

Имитация степа — легкое волнообразное приседание на месте.

Смена ритма степа — переход из атакующего степа в контратакующий и обратно.

Способы создания начала атаки на степе с изменением его ритма.

При одновременном подпрыгивании спортсменов образуется ритм 1-1, который благоприятен для атаки — атакующий ритм. При разноименном подпрыгивании образуется ритм 1-2, он благоприятен для контратаки — контратакующий ритм. Для перехода из связки 1-1 в связку 1-2 обычно используется остановка внизу движения. Для перехода из связки 1-2 в связку 1-1 — остановка вверху движения, для этого же используются подшагивание и отшагивание. Выполнение степа с игрой дистанцией (вызовы и провокации) и передвижением с угрозами для отмены защиты или для использования защитной реакции для дальнейшего проведения атакующих и контратакующих действий. В меньшей степени степ сочетается с раскрытием линии атаки.

Игра угрозами.

Угрозы используются тхэквондистами при проведении большинства подготовительных действий к атакам и контратакам. Угроза — это тактическое действие, создающее опасную для соперника ситуацию, когда атакующий боец может беспрепятственно или с небольшими затруднениями продолжить атаку. Проведение угрозы есть демонстрация опасного для противника действия, смысл которого заключается в том, будет производиться действие или нет. Неопределенность будущего создает эффект угрозы. Угрозы разделяются на истинные и ложные, те и другие могут демонстрироваться в поединке. При выполнении степа проводятся: угроза начала атаки с реверсом, угрозы раздергиванием, угроза с вызовом, угрозы повторные, угрозы подскоком.

Игра дистанцией

Игра дистанцией в тхэквондо осуществляется за счет вхождения во взаимокоординацию при сохранении дистанции, маскировки подшага, подскока, напрыжки и маскировки подшага движением в степе вверх.

Тактические действия, связанные с обыгрыванием соперника на степе

Обыгрывание противника на степе осуществляется с помощью демонстрации действий и намерений демонстрации ложной или истинной цели.

Демонстрация действий — открытый показ противнику своих намерений.

Демонстрация движений проводится в момент ориентировочной реакции противника и служит основанием для принятия им однозначной информации и предсказуемого решения.

Имитация действия — минимальное, но достаточное проведение действия, чтобы противник принял его за настоящее.

Маскировка действий и намерений осуществляется для скрытия истинных намерений конкретного приема, создания у противника ложных представлений о предполагаемых атакующих и защитных действиях. При проведении маскировки начальная часть должна восприниматься противником как активное действие, имеющее другой смысл. Во время ориентировочной реакции противник воспринимает, например, движение степа, а на самом деле проводится сокращение дистанции подшагиванием в нижнем положении. Для управления ориентировочной основой действий служит передача ложной, неточной или несвоевременной информации о действиях, что служит основой для принятия противником ошибочных тактических решений.

Обыгрывание защиты противника — проведение действий для снятия защиты противника или проведения своих защитных действий.

Тактические действия в оборонительной стратегии при использовании степа

Отступление — с переходом к контратаке в степе.

Обыгрывание атак — создание управляемого поведения противника за счет вызова и провоцирования благоприятной ситуации для проведения атакующих действий.

Выжидание — выбор момента начала контратаки при выполнении маневрирования, смены стоек и дистанций.

Позиционность — проявление минимального маневрирования с принятием выраженной атакующей стойки и дистанции.

Согласие — принятие манеры действий противника, ожидаемое реагирование на действия противника, мнимое принятие отдельных действий противника.

Вызов — создание для противника благоприятной ситуации, условий или действий, когда он не собирается проводить те или иные приемы, а ему их проведение явно навязывается.

Обратный вызов — демонстрация прекращения активного действия с целью вызвать ответную атаку.

Провоцирование действий — создание благоприятных условий для проведения или продолжения действий противника, скрывая от него их специальное значение.

Подыгрывание противнику — тип взаимодействий, когда на ложные действия противника проводится ложное противодействие.

Высший уровень тактического мастерства — одновременное обыгрывание противника на ритме степа и дистанции, а также обыгрывание противника угрозами с одновременным обыгрыванием на ритме степа. При этом наиболее результативны тактические подготовки, выполняемые при сочетании обыгрывания на ритме с проведением угроз.

Передвижения в Тхэквандо

Коллектив авторов под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Ю. А. Шулики, кандидата педагогических наук Е. Ю. Ключникова

Тхэквондо: теория и методика. Том 1. Спортивное единоборство

Тхэквондо – древнекорейское боевое искусство, которое очень популярно в современном мире. Количество поклонников тхэквондо превышает 50 миллионов человек. Причина столь высокой популярности этого единоборства заключается в том, что корейские мастера смогли совместить древние принципы и методы тренировок с тенденциями современного спорта, что сделало тхэквондо уникальной системой саморазвития и физического воспитания, а также очень зрелищным и динамичным видом спорта.

Целью тренировок и изучения тхэквондо является достижение гармоничного единства физического, психического и духовно-нравственного начал в человеке. В древности эти положения были сформулированы в принципах мусуль, муе и до.

Мусуль – дословно этот термин переводится как «боевая техника» и воплощает в себе принципы тхэквондо как метода реального боевого взаимодействия и самообороны.

Муе – боевое искусство. Этот принцип воплощает в себе методы работы над собой, когда занимающийся тхэквондист учится побеждать не только противника, но и свои недостатки; через совершенствование техники тхэквондо совершенствует свою волю, стремится превратить тренировки в творческий процесс саморазвития и самопознания.

До – путь в контексте духовно-нравственного воспитания. Этот принцип воплощает в себе стремление человека понять свою истинную природу, осознать свое место в мире и способы взаимодействия с миром.

Таким образом, целью тхэквондо является комплексное физическое и духовное воспитание человека, способствующее гармоничному развитию личности.

Современное тхэквондо состоит из 5 основных дисциплин, которые интегрированы в единый тренировочный комплекс:

● Кибон доньчжак – основная техника. Это тот фундамент, на котором основано все дальнейшее мастерство, приобретаемое в результате упорных тренировок.

● Пхумсэ – специальные комплексы формальных упражнений, имитирующие реальный поединок за жизнь с одним или несколькими противниками, из которых выполняющий пхумсэ выходит победителем. На практике пхумсэ основана реализация принципа муе – постижение тхэквондо как боевого искусства.

● Кйоруги – поединок. Обучение технике и тактике ведения поединка.

● Хосинсуль – боевое взаимодействие и самооборона. Обучение реальным методам практического применения техники тхэквондо в различных жизненных ситуациях.

● Кйокпха – демонстрационная техника. Демонстрация возможностей человека, которые можно развить, занимаясь тхэквондо.

Чем же привлекает к себе тхэквондо, в чем его огромная популярность? Как и почему тхэквондо стало олимпийским видом спорта.

Во-первых, для спортивного тхэквондо характерно и обязательно проведение соревнований. А для соревнований важно не только правильно определить победителя – очень важна безопасность участников. В ВТФ разработано и с успехом применяется защитное снаряжение, которое максимально защищает спортсмена и позволяет показать все элементы сложной техники. Также разработана стройная система правил, позволяющая более объективно определять победителя.

Во-вторых, заниматься тхэквондо можно в любом возрасте – с малых лет до глубокой старости. Тхэквондо благодаря различным методикам и упражнениям может служить и средством укрепления организма, и оздоровительным средством.

Занятия тхэквондо в раннем возрасте развивают двигательные навыки у детей, прививают им культуру движения. На этом этапе у детей закладывается тот фундамент техники тхэквондо, который впоследствии даст возможность выступать на соревнованиях или, если в занятиях давался прикладной (боевой) раздел тхэквондо, поможет в военной службе, работе в силовых органах. Во время тренировок у занимающихся вырабатывается упорство, сила воли, умение работать самостоятельно и в коллективе. Никогда нельзя исключать культурный, эстетический, философский, духовный аспекты тхэквондо. Накладываясь на менталитет русского человека, у тхэквондистов развиваются культура общения, уважение к старшим, родителям и учителям. В возрасте, когда идет становление характера, личности человека, важно, чтобы рядом находились наставник, который всегда поможет, и дружеский коллектив.

В зрелом возрасте занятия тхэквондо помогают поддерживать спортивную форму, сохранить высокий жизненный тонус и бороться с преждевременным старением.

Здоровые, сильные выпускники школы будут готовы с честью нести воинскую службу в рядах вооруженных сил, работать в силовых структурах.

В целом занятия тхэквондо и привлечение молодежи в спортивные секции поможет занять детей и подростков, отвлечь их от улицы, снизить детскую преступность, противостоять наступлению наркотиков. В этом году Всемирная федерация тхэквондо выступила с программой «Исключение наркотиков из всего мира». В программе примут участие все члены Всемирной федерации тхэквондо, а это 166 стран мира. Суть программы – сбор анкетных данных (анкета анонимна) среди занимающихся тхэквондо. Ставится задача исследовать распространение наркотиков среди молодежи и роль тхэквондо в борьбе с применением наркотиков.

Президент Союза тхэквондо России,

член исполнительного комитета Европейского Союза Тхэквондо (ЕТU),

член исполнительного комитета Всемирной Федерации Тхэквондо (WТF)

Настоящий учебник посвящен виду спорта, входящему в состав наиболее разносторонне развивающих видов физических упражнений, – тхэквондо.

Тхэквондо в мире – один из наиболее молодых олимпийских видов спорта.

Большая популярность тхэквондо объясняется его зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы и разносторонним воздействием на двигательные, психические и волевые качества человека.

В определенный вид единоборств дети идут для того, чтобы научиться бороться или драться, ибо при любой системе воспитания эти действия во взаимоотношениях будут присутствовать. Обязательно (зачастую втайне от других) они будут мечтать о достижении высоких спортивных результатов, поскольку эти результаты являются средством занятия определенной социальной ниши, так необходимой каждому члену общества.

Но чемпион в весовой категории может быть только один, а претендентов – много. С первых квалификационных соревнований перед большинством учащихся возникает проблема несоответствия его возможностей уровню его притязаний. Многие ребята бросают занятия и идут по более легкому, но неверному пути, в процессе которого можно более «легко» выразить себя (например, податься в «панки», «скинхеды» или – еще легче – к наркоманам).

В интересах общества, в интересах как можно большего числа людей при постановке стратегической цели занятий тхэквондо должен возобладать ориентир на процесс технико-тактической подготовки тхэквондиста, воспитание в нем морально-этических норм поведения, становление его как физкультурника на всю жизнь.

Процесс этот длительный, и не обязательно всем и все время занимать призовые места, даже не обязательно участвовать в соревнованиях с жестким противоборствующим режимом. Необходимо только регулярно посещать занятия, периодически демонстрировать способность показать изученный двигательный материал в меняющихся ситуациях.

Лица, способные к противоборству, могут участвовать в соревнованиях и даже становиться профессионалами, включая соревновательную и тренерскую деятельность. Остальные просто должны иметь возможность выполнять упражнения для своего организма с интересом, биологической и социальной пользой для себя и для общества в целом.

Передвижения в Тхэквандо

Среди основных тактических приемов в тхэквондо, таких, как степ, челнок, раскрытие и сковывание стоек, маневрирование линией атаки, игра дистанцией, передвижения с угрозами, степ занимает ведущее место, что определяется требованием правил соревнований к соотношению ударов ногами и руками.

Степ — подпрыгивание на носках перед противником:

с перемещением вперед — передний степ;

на месте — нейтральный степ;

с перемещением назад — задний степ.

Основное тактические назначение степа — создание благоприятной ситуации начала атаки для проведения ударов ногами, вызова противника на атаку. Дополнительное назначение — демонстрация активности тхэквондиста.

Приглашение на степ — короткие приседания (волнообразные движения), стимулирующие вызов противника на степ.

Маневрирование степом — постоянный уход с линии удара вправо или влево.

Имитация степа — легкое волнообразное приседание на месте.

Смена ритма степа — переход из атакующего степа в контратакующий и обратно.

Способы создания начала атаки на степе с изменением его ритма.

При одновременном подпрыгивании спортсменов образуется ритм 1-1, который благоприятен для атаки — атакующий ритм. При разноименном подпрыгивании образуется ритм 1-2, он благоприятен для контратаки — контратакующий ритм. Для перехода из связки 1-1 в связку 1-2 обычно используется остановка внизу движения. Для перехода из связки 1-2 в связку 1-1 — остановка вверху движения, для этого же используются подшагивание и отшагивание. Выполнение степа с игрой дистанцией (вызовы и провокации) и передвижением с угрозами для отмены защиты или для использования защитной реакции для дальнейшего проведения атакующих и контратакующих действий. В меньшей степени степ сочетается с раскрытием линии атаки.

Угрозы используются тхэквондистами при проведении большинства подготовительных действий к атакам и контратакам. Угроза — это тактическое действие, создающее опасную для соперника ситуацию, когда атакующий боец может беспрепятственно или с небольшими затруднениями продолжить атаку. Проведение угрозы есть демонстрация опасного для противника действия, смысл которого заключается в том, будет производиться действие или нет. Неопределенность будущего создает эффект угрозы. Угрозы разделяются на истинные и ложные, те и другие могут демонстрироваться в поединке. При выполнении степа проводятся: угроза начала атаки с реверсом, угрозы раздергиванием, угроза с вызовом, угрозы повторные, угрозы подскоком.

Игра дистанцией в тхэквондо осуществляется за счет вхождения во взаимокоординацию при сохранении дистанции, маскировки подшага, подскока, напрыжки и маскировки подшага движением в степе вверх.

Тактические действия, связанные с обыгрыванием соперника на степе

Обыгрывание противника на степе осуществляется с помощью демонстрации действий и намерений демонстрации ложной или истинной цели.

Демонстрация действий — открытый показ противнику своих намерений.

Демонстрация движений проводится в момент ориентировочной реакции противника и служит основанием для принятия им однозначной информации и предсказуемого решения.

Имитация действия — минимальное, но достаточное проведение действия, чтобы противник принял его за настоящее.

Маскировка действий и намерений осуществляется для скрытия истинных намерений конкретного приема, создания у противника ложных представлений о предполагаемых атакующих и защитных действиях. При проведении маскировки начальная часть должна восприниматься противником как активное действие, имеющее другой смысл. Во время ориентировочной реакции противник воспринимает, например, движение степа, а на самом деле проводится сокращение дистанции подшагиванием в нижнем положении. Для управления ориентировочной основой действий служит передача ложной, неточной или несвоевременной информации о действиях, что служит основой для принятия противником ошибочных тактических решений.

Обыгрывание защиты противника — проведение действий для снятия защиты противника или проведения своих защитных действий.

Тактические действия в оборонительной стратегии при использовании степа

Отступление — с переходом к контратаке в степе.

Обыгрывание атак — создание управляемого поведения противника за счет вызова и провоцирования благоприятной ситуации для проведения атакующих действий.

Выжидание — выбор момента начала контратаки при выполнении маневрирования, смены стоек и дистанций.

Позиционность — проявление минимального маневрирования с принятием выраженной атакующей стойки и дистанции.

Согласие — принятие манеры действий противника, ожидаемое реагирование на действия противника, мнимое принятие отдельных действий противника.

Вызов — создание для противника благоприятной ситуации, условий или действий, когда он не собирается проводить те или иные приемы, а ему их проведение явно навязывается.

Обратный вызов — демонстрация прекращения активного действия с целью вызвать ответную атаку.

Провоцирование действий — создание благоприятных условий для проведения или продолжения действий противника, скрывая от него их специальное значение.

Подыгрывание противнику — тип взаимодействий, когда на ложные действия противника проводится ложное противодействие.

Высший уровень тактического мастерства — одновременное обыгрывание противника на ритме степа и дистанции, а также обыгрывание противника угрозами с одновременным обыгрыванием на ритме степа. При этом наиболее результативны тактические подготовки, выполняемые при сочетании обыгрывания на ритме с проведением угроз

Терминология тхэквондо

Традиционно при изучении тхэквондо используются корейские термины. Каждому техническому элементу соответствует термин, однако в разных школах можно встретить разные варианты произношения одних и тех же слов.

Причина этому кроится во множестве факторов. Во-первых, в тхэквондо очень широкий арсенал техники, соответственно и терминологический аппарат. Во-вторых, фонетические системы русского и корейского языков сильно отличаются. В-третьих, практически отсутствуют русскоязычные работы о терминологии тхэквондо, поэтому многие специалисты используют терминологию, основанную на английской транскрипции корейских терминов.

В данной статье мы попытаемся предложить свою систему терминов тхэквондо, систематизировать её, и привести корректную транскрипцию.

Прежде всего нам необходимо перевести корейские термины тхэквондо на русский язык. В современной терминологии выделяется несколько способов перевода, однако для нашей работы больше всего подходит метод транскрипции.

В свою очередь, в отечественном корееведении основной системой записи корейских слов на русский язык является «Система концевича» — набор правил транскрибирования слов корейского языка кириллицей, разработанный российским востоковедом Львом Концевичем на основе более ранней транскрипции А. А. Холодовича.

Сейчас как в Южной, так и Северной Корее основной письменностью является корейский алфавит хангыль. Советскими кореистами были разработаны правила передачи букв хангыля с помощью кириллицы. Львом Концевичем была проведена работа по систематизации этих правил. В отличие от некоторых систем романизациихангыля основной упор при транскрипции делается не на то, как та или иная буква пишется, а на то, как она слышится (фонетическая транскрипция).

1) Буква ㅇ в начале слога не читается.

2) Запись между двух дефисов — транскрипция буквы в середине слова между гласными или после сонорных согласных (М, Н, НЪ, ЛЬ и Р).

3) Запись после дефиса — транскрипция буквы в конце слова или слога.

4) Написание БОЛЬШИМИ БУКВАМИ для русской транскрипции — основной способ передачи буквы в транскрипции.

Передача букв на стыке слогов

Особенности транскрибирования букв, стоящих на границах слогов, сведены в следующую таблицу (звёздочкой * отмечено написание перед и и йотированными гласными):

В соответствии с данной системой транскрипции, мы представляем следующую систему терминов тхэквондо:

Основные термины

Тхэквондо [태권도] – корейское традиционное боевое искусство. «Тхэквондо» — единственный правильный вариант написания данного термина, который в современном русском языке уже устоялся как норма. В официальных документах (например приказы Министерства Спорта РФ) используется термин «тхэквондо». Прочие варианты (тайквондо, таэквондо, тэквондо, тхэквон-до и т.п.) можно расценивать как грамматическую ошибку.

Однако, учитывая особенности фонетической системы корейского языка, в котором буква «ㅌ» (первая буква слова «тхэквондо), передаваемая на русский язык двумя звуками [тх], в корейском языке представлена одним звуком – [т, с аспирацией], отсутствующем в русском. Поэтому, правильно произносить слово «тхэквондо» необходимо как [тэквондо], с аспирацией первого звука, то есть средний звук между [т] и [х].

Квачжанним [관장님] – грандмастер, также иногда возможно использование данного термина применительно к владельцу школу тхэквондо или президенту (директору) спортивной организации, занимающейся развитием тхэквондо.

Сабомним [사범님] – мастер или тренер. При обращении ученика к тренеру обязательно использование суффикса вежливости «–ним».

Тобок [도복] — тобок – это форма для занятий традиционными корейскими единоборствами.

Дан [단] – степень мастерства обладателя черного пояса (с 1-ого по 9-ый). Согласно фонетической системе Концевича, правильное написание – «тан», однако данный термин широко закрепился (благодаря японским единоборствам) и является исключением.

Кып [급] – уровень, определяющий степень подготовки обладателя белого или цветного пояса (с 10-ого по 1-ый). Соответственно 10-ый кып – белый пояс, 9-ый кып – бело-желтый. 8-ой кып – желтый, 7-ой кып – желто-зелёный, 6-ой кып – зелёный, 5-ый кып – зелёно-синий, 4-ый – синий, 3-ий – сине-красный, 1-ый и второй – красный. Однако в зависимости от школы цвет пояса, соответствующий определенному кыпу может олчичаться.

Точжан [도장] – школа тхэквондо или зал. Многие ошибочно соотносят термин «точжан» (неверно дочжанг или доянг) со специальным покрытием, что, являюсь метонимическим переносом, неверно.

Кибон дончжак [기본동작] – базовые движения (передвижение в стойках, выполнение блоков, ударов из стоек)

Пхумсэ [품새] — регламентированные упражнения, включающие в себя атакующие и защитные технические элементы, выполняемые по определенным траекториям в точно установленной последовательности.

Кёруги [겨루기] – поединок, спарринг

Хосинсуль [호신술] — самооборона

Кёкпха [격파] – разбивание твердых предметов

Формальные комплексы

Туль Таеквон-До (Тхэквондо)

В Таеквон-До (тхэквондо) существуют 24 туль. Туль — это сочетание атакующих и защитных движений. Такие технические комплексы существовали в боевых искусствах издревле, когда свободный спарринг еще не существовал. Они создавались для того, чтобы ученики могли тренироваться как в группе, так и самостоятельно, воспитывая технику, не причиняя увечий друг другу. В туль используются атакующие и защитные движения с воображаемым противником.
Выполняя туль необходимо соблюдать следующие правила:
I. 1.Туль должны начинаться и заканчиваться на одном и том же месте. Это показывает правильность выполнения движений.
II. 2.Правильная стойка и позиция туловища должны соблюдаться всегда.
III. 3.Сочетание напряжения и расслабления мышц должны чередоваться в зависимости от фазы двигательного действия.
IV. 4.Движения должны выполняться ритмично без излишних напряжений.
V. 5.Каждое движение выполняется в ускоренном или замедленном темпе, согласно инструкциям.
VI. 6.Перед тем как перейти к изучению следующего туль, ученик должен хорошо овладеть предыдущим.
VII. 7.Ученики должны понимать цель и значения каждого движения.
VIII. 8.Каждое движение должно выполняться с реализмом.
IX. 9.Сочетания атакующих и защитных действий должны равномерно распределяться в правую и левую сторону.Основатель Таеквон-До (тхэквондо) Генерал Чой Хонг Хи выявил 8 основ выполнения двигательных действий, которые назвал секретами Таеквон-До. Выполняя двигательные действия, ученику следует придерживаться следующих основ (секретов).
I. 1.Изучать теорию силы.
II. 2.Понимать цель и значения каждого двигательного действия.
III. 3.Выполнять координировано и одновременно в одном двигательном действии движения глаз (взгляд), движения рук, ног и выдох.
IV. 4.Использовать правильный удар против каждой уязвимой точки противника.
V. 5.Понимать правильный угол и дистанцию при выполнении защитных и атакующих двигательных действий.
VI. 6.Держать руки и ноги слега согнутыми во время движения.
VII. 7.Все движения начинаются с легкого движения назад, но с некоторыми исключениями.
VIII. 8.Использовать синусоидную волну во время движения, используя пружинистое движения колена.

ТЕОРИЯ СИЛЫ
Согласно основателю Таеквон-До (тхэквондо) для того, чтобы генерировать максимальную силу необходимо соблюдать следующие требования.

БАНДОНГ РЁОК — СИЛА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Под силой противодействия понимается, что удар сильнее, если противник движется навстречу удара. А также удар сильнее, если использовать реверсивно движение. В классической технике вторая рука всегда должна двигаться с одинаковой скоростью в противоположном направлении от ударной или блокирующей руки. В боевой технике все тело:
ноги, таз, корпус и плечи вкручиваются в удар. Таким образом, противоположная сторона тела тоже движется с одинаковой скоростью от ударной.

ДЖИП ДЖУНГ – КОНЦЕНТРАЦИЯ
Удар всегда выполняется всем телом. Ученику необходимо научиться координировать работу всех мышц тела, чтобы они могли в полной синергии взаимодействовать для выполнения каждого технического действия. Также необходимо научиться концентрировать всю свою силу против выбранной цели.
КЮН ХЁНГ — РАВНОВЕСИЯ, БАЛАНС
Во время выполнения всех движений ученик учится сохранять равновесие. Как в статических упражнениях, так и в динамических. Для этого он развивает свой вестибулярный аппарат и учится контролировать центр тяжести. Потеря равновесия в бою всегда опасна. Умение сохранять равновесие порождает умение контролировать свое тело и вкладывать всю свою мощь в каждое техническое действие. В классической технике это воспитывается, когда во время приема обе стопы плотно прижаты к полу.

ДОНГЧОК АНДЖОНГ — ДИНАМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
Динамическая стабильность относится тоже к равновесию. И учит сохранять баланс во время движения.
ХОУП ДЖОДЖОЛ — КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ
Правильное дыхание один из жизненно важных навыков человека. Во время экстремальной обстановки, как поединок, значимость контроля дыхания возрастает. Контроль над дыханием позволяет контролировать свои эмоции и может увеличить силу и выносливость. Во время полного выдоха тело сжимается и становится менее уязвимым к нападению
противника. Мощный акцентированный выдох, скоординированный с двигательным действием, позволяет генерировать максимальную мощь.
ДЖИЛЯНГ – МАССА
Под массой подразумевается умение использовать весь вестела в каждом двигательном действии.
СОКДО – СКОРОСТЬ
Умение выполнять движения с максимальной быстротой. Для этого необходимо воспитать межмышечную и внутримышечную реакцию, что в свою очередь порождает правильную технику. Правильная техника это та, при которой двигательное действие выполняется рационально без энергопотерь. Быстрота может быть как одиночного движения, так и серии движений. Ученику следует тренировать оба вида. Для воспитания быстроты ученик с самого начала учится сочетать фазы напряжения и расслабления. Координируя все мышцы своего тела.
БАНЫНГ – РЕАКЦИЯ
Реакция напрямую связана с быстротой. Это ответное действие на определенный раздражитель. Реакция также относится к жизненно важным навыкам, поскольку от того как быстро человек способен дать правильную оценку и также быстро совершить ответную реакцию, зависит его жизнь. В Таеквон-До реакция воспитывается с первых уроков и продолжается всегда. Техника должна выполняться согласно следующим принципам Мною создан целый ряд технических приёмов, которые могут быть использованы практически в любой ситуации. Они основаны на следующих принципах:
1. Все движения должны быть построены так, чтобы получить максимальную мощь в соответствии с принципами биомеханики.
2. Принципы, на которых базируются технические приемы, должны быть столь ясны, что даже далекие от Таеквон-До люди могли бы отличить правильное движение от неверного.
3. Амплитуда и кинематика каждого движения должны быть точно определены, чтобы добиться наиболее эффективной атаки и защиты.
4. Цель и способ каждого технического действия должны быть ясными и простыми, для того чтобы облегчить процесс изучения и преподавания Таеквон-До.
5. Следует применять рациональные методы преподавания, чтобы преимущества Таеквон-До стали полезными для всех — молодых и пожилых, мужчин и женщин.
6. Необходимо использовать правильное дыхание, увеличивающее скорость каждого движения и выносливость.
7. Атака должна быть возможна относительно любой жизненно важной точки тела соперника, а защита должна быть способной противостоять любой атаке.
8. Любое атакующее действие должно быть ясно определено и основываться на анатомических особенностях человеческого тела.
9. Каждое движение должно быть легко исполняемо, так чтобы Таеквон-До служило источником удовольствия, как спорт и отдых.
10. Особое внимание всегда должно быть уделено тому, чтобы тренировки способствовали укреплению здоровья и исключали риск травматизма.
11. Каждое движение должно быть гармоничным, ритмичным и эстетически приятным.
12. При выполнении туль каждое движение должно выражать характер и душевные качества человека, в честь которого он назван. Следуя этим основным принципам — боевое искусство Таеквон-До превращается в эстетическое искусство, науку и спорт.

Передвижения в Тхэквандо

Скоростные формы силовых тренировок являются основой любого восточного единоборства, так как только благодаря такой форме занятий возможна правильная ориентация в отношении подбора средств того или иного уровня подготовки спортсмена. Для спортсменов очень важно усовершенствовать правильную скоростную форму тренировки и доводить до совершенства быстроту, точность двигательных навыков и реакций во всех их разнообразных формах. [8, С. 24].

Чрезмерное же увлечение узконаправленной скоростной формой тренировки может привести к отрицательным результатам — к раннему переутомлению и даже ухудшению функциональных возможностей организации спорта.

Таким образом, скоростные способности считают сложным комплексным двигательным качеством, они содержат разнообразные формы проявления быстроты.

Выделяют разнообразные проявления скоростных способностей:

-скорость двигательной реакции;

-быстроту простой реакции;

-быстроту сложной реакции;

-быстроту, проявляемую в темпе движений;

-скорость одиночного движения. [17, С. 93].

Скорость двигательной реакции является процессом, который начинается с восприятия сведений, которые непосредственно побуждают к действиям, и заканчивают с началом ответного движения, стартового, либо начинающегося в последовательном порядке от одного действия к другому.

В соответствии с этими, временные параметры таких реакций определяются по так называемому латентному времени реакции.

Под латентным периодом реакции ответного действия понимается время запаздывающего сокращения мышц после начала раздражения.

Латентный период реакции в свою очередь условно подразделяется на следующие части:

-сенсорный момент скрытого периода реакции, т.е. восприятие сигнального раздражения; [11, С. 97].

-ассоциативный — осознание воспринятого раздражения;

-моторный — возникновение моторных импульсов в двигательном участке коры головного мозга и в посылке импульсов по эффекторным нейронам к соответствующим мышцам.

В единоборствах сложная реакция является наиболее специфичной, так как спортсмену приходится постоянно ожидать появления самых неожиданных сигналов и постоянно быть готовым отвечать любым ответным приемом. Для этого надо, оценив обстановку, сделать соответствующий выбор действий и эффективно их провести. При тренировке быстроты реагирования, тренировка должна быть направлена на способность увидеть перемещающийся объект и моторную фазу реакции. Необходимо зафиксировать взглядом объект до начала движения, тогда время реализации существенно уменьшается.

Все двигательные реакции делятся на группы: простые и сложные.

Простыми принято называть реакцию, которая характеризуется одним, заранее строго обусловленным способом ответа на стандартный, также заранее обусловленный сигнал. [14, С. 28].

Примером может служить прекращение нападающего удара и защитного действия в единоборствах.

Но, как известно, в действиях единоборцев простые реакции встречаются весьма редко. Это может быть тогда, когда противник известен и отличается узким шаблонным набором технических средств.

Подразделяет простые реакции на три типа:

Первый тип — так называемый сенсорный, когда спортсмен сосредотачивает все свое внимание на появление сигнала, он напряженно ждет его, мобилизовав все свое внимание. При этом спортсмен скован, напряжен, движения его вялы и запаздывают в ответ на сигнал.

Практически это бывает в тех случаях, когда боксер, опасаясь, ждет сильного удара противника. Из-за своей скованности и напряженности он, как правило, не успевает на него эффективно реагировать или контратаковать.

Второй тип реакции — моторный. Для спортсмена он более эффективен и его следует специально формировать.

Этот тип реакции отличается тем, что боксер сосредотачивает всю свою мобилизационную готовность, все свое внимание на подготовку начала движения.

При этом двигательные центры коры головного мозга возбуждены и находятся в стартовом состоянии. Возбуждение по нейронам доходят до двигательного участка коры больших полушарий, и встречает там уже подготовленные «нервные формулы» ответного движения, и соответствующие двигательные импульсы мгновенно устремляются к органам движения.

В тхэквондо ноги служат и для передвижений и для нанесения ударов, в связи с чем, техника перемещений построена так, чтобы спортсмен имел возможность наносить удары в движении из любого положения в произвольном направлении. Это даёт необыкновенные качества при ведении поединка, когда окончание одного действия одновременно является началом следующего, чем и обусловлена уникальность в тхэквондо скоростных атак и контратак с большим количеством действий за короткий промежуток времени.

В результате этого исполнительный сигнал-действие противника — сводится к простому «пусковому сигналу», на который срабатывает готовый ответ. [12, С. 145].

В этом случае скрытый период реакции равен у ведущих боксеров равен 0,12- 0,14 секунд , а у отдельных спортсменов доходит до 0,09-0,10 секунд.

Третий тип реакции отличается средним показателем времени скрытого периода. Он характеризуется уравновешенностью возбудительных процессов в сенсорном и моторном участках коры больших полушарий мозга. Внимание боксера сосредоточено как на ожидание сигнала, так и на подготовке ответного движения.

Сложные двигательные реакции характеризуются постоянной и внезапной сменой ситуации действий.

Большинство сложных двигательных реакций в спорте — это реакция “выбора”. Сложность осуществления реакции выбора зависит от разнообразия вариантов изменения обстановки.

Самооборона и традиционные боевые техники в Челябинске. Индивидуальный подход. Не спорт. Ваш инструктор : Азамат Чинасов. +7-(919)-114-18-27 О школе

Долио-чаги из арсенала таеквондо

Занимаясь этим боевым искусством, очень сложно поправиться. Посмотрите на всех ведущих таеквондистов мира. Видели хоть одного толстяка? То-то же. И я не видел. Прекрасно развиваются скоростно-силовые качества спортсменов и бойцов. Не помню точно в каком государстве весь штурмовой спецназ обучали и обучают по таеквондо. Рассудили так: руки всё равно постоянно чем-то заняты — то автомат, то граната, то саперная лопатка (крайний случай), а удар ногой к тому же сильнее в 3-4 раза. Поэтому руки обучают только работе с вышеперечисленными предметами и многими другими, а вот ноги… Ими и учат БИТЬ. Представьте, какой силы удар ногой у среднестатистического тренированного человека в добротной армейской обуви, в которой не надо беречь ступню и можно бить со всей возможной силой! А если он ещё и владеет тхэквондо + просто приучен побеждать? Правильная тренировка таеквондо — это когда не можешь поднять ногу после тренировки, чтобы зайти на ступеньку повыше, а послезавтра — ноги летают. Правила таэквондо для новичков, как и правила бодибилдинга для начинающих крайне просты и очень помогают не «порваться»: делай всё в удовольствие и при максимальной нагрузке допустима небольшая боль, но постоянно делать что-то через боль нельзя.

Таеквондо привлекает тех, кто любит трюки. Как правило эти горячие головы не ограничиваются таеквондо. Они занимаются скейтбордом, прыжками на лыжах, сноубордом. Хороший справочник по трюкам на сноуборде для них неплохое подспорье.

Вот кстати, дядька без иллюзий практически совсем. Его таеквондистская ножная ударка и для спорта подойдёт, и для драки. Всё делает жёстко, с акцентом. Явно не привык «гладить» противника ногой во время боя. Виден чёткий выставленный навык ударов ногами на поражение. Единственное, что терминология у него отличается от вышеуказанной слегка. Да разве ж в ней дело?!


Но вот на следующем видео человек практикует также корейские ноги, только это не тхэквондо, это хапкидо JJK. Я этого мастера ещё молодым помню, уже тогда он остервенело делал удары ногами и жёсткие броски хапкидо, но теперь у него заслуженный 6-ой дан и очень неплохие ноги. В общем, зацените, друзья!

ТХЭКВАНДО в СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

9 гып — белый пояс жёлтая полоса

(минимальный срок занятий — 2 месяца)

Демонстрация выполнения базовых стоек на месте:

моа-соги — стойка смирно, принимается по команде «черет».

чунби-соги — стойка готовности, принимается по команде «пар о».

ап-соги — стойка шага

ап-куби — прямая длинная стойка

керуги-соги — боевая стойка

чучум-соги — стойка всадника

Демонстрация удоров рукой и блоков на месте:

момтонгтирыги — прямой удар рукой в средний уровень

панд э-тирыг и — прямой удар рукой, одноименные рука и нога

пар о-тирыг и – прямой удар рукой, разноименные рука и нога

ольгультирыги — прямой удар рукой в верхний уровень

арэ-маки — нижний блок

момтонгмаки — средний блок снаружи вовнутрь, одноименная рука и нога

момтонган-маки — средний блок снаружи вовнутрь, разноименная рука и нога

ольгуль-маки — верхний блок.

Команды и термины на корейском языке:

черёт — смирно сабум нике — приветствие тренеру джумби — приготовиться

кёнэ — поклон кёкедэ — приветствие флагам

сичак — начать паро — вернуться в исходное положение

кальё — закончить добок — форма для занятий тхэквондо ти — пояс

додянг — площадка кесок — продолжить

арэ — нижний уровень

момтонг — средний уровень, туловище – удары наносятся на уровне солнечного сплетения

ольгуль — верхний уровень, лицо – удары наносят в точку между носом и верхней губой «губной желобок» (инч ун)

ап – вперед, твит – назад, уэн – влево, орын – вправо.

Кибон дончжак (техника передвижения в базовых стойках с ударами/блоками):

передвижение в стойках ап-куб и и ап-сог и с блоками и ударами, указанными выше в данном разделе аттестационной программы.

Демонстрация степов (техники передвижения в боевой стойке):

икс степ, одношаговый степ вперед/назад, двушаговый степ вперед/назад, подскок степ, отскок степ.

Корейский счет до 10:

1 — хана 6 — ёсот

2 — дуль 7 — ильгоп

3 — сэт 8 — ёдуль

5 — тосот 10 — йоль.

Общая физическая подготовка:

Передвижения в Тхэквандо

ВТФ (WTF)……………………….

всемирная тхэквон-до федерация

ИТФ (ITF)………………………..

интернациональная тайквон-до федерация

ГТФ (GTF)………………………

глобальная таэквон-до федерация

тренировочный костюм тхэквондо

БУСАБОМ НИМ…………………

помощник учителя (учитель со степенью 1 -3 дан)

САБОМ НИМ……………………..

инструктор (4 -6 дан)

САХЁ НИМ……………………….

САСОНГ НИМ…………………..

великий мастер (9 дан)

ЧОН СИ ДЖА НИМ……………

ЮДА НИМ………………………

ДЖЕДЖА ………………………

ВИРЕК / КЁКПА………………….

измерение силы удара

ХОСИН СУЛ……………………….

укрепление тела (набивка)

КЁНГ ГИ………………………….

ДЖИП ДЖУНГ…………………..

ЧОНГСИН……………………….

духовная составляющая личности, мораль

ЧОНГСИН ТОНГИЛЬ…………

«единство духа» (медитативное упражнение тхэквондо)

СИНЦЭ ДАЛЁН…………………

ИЛ ГОП ПИЛ СА………………..

одним ударом наповал

КЁНГ ГИ КЁ ДЖОНГ…………

АРА СМИ ДА…………………….

ХЬЁНГ, ТУЛЬ, ПУМСЕ………..

СИМПАН НИМ ………………..

ШИ БОМ………………………..

концентрированный короткий крик

ученические ступени, различаемые цветом пояса

пробивающий удар (удар с вращением)

ДЖАПГИ…………………………

АП БАЛ………………………..

с передней ноги

ДВАТ БАЛ……………………….

МИКУЛЬМЁ……………………..

ДАРИБУЛИГИ……………………

растягивающие упражнения (шпагаты)

«волна» (принцип движений в тхэквон до)

замечание, выносится рефери спортсмену, нарушившему правила во время поединка, за три замечания снимается одно очко

ГАМДЖУН…………………………

предупреждения, выносится рефери спортсмену, грубо нарушившему правила во время поединка, с предупреждением сразу снимается одно очко, три предупреждения автоматически обозначают дисквалификацию спортсмена

Ссылка на основную публикацию