Отмена сословия самураев | Karate-krs.ru

Отмена сословия самураев

Отмена сословия самураев

Падение сословия режима Токугава повлекло за собой ряд реформ, целью которых было создать благоприятные политические и экономические условия для развития Японии по западноевропейскому образцу. Первым серьёзным ударом по феодальному строю и привилегиям самурайства было то, что правительство заставило даймё отказаться от их феодальных прав в управлении кланами. В 1869 г. произошло так называемое добровольное возвращение страны и народа императору — хансэки-хокан. Даймё сначала были оставлены во главе их прежних владений в качестве наследственных губернаторов (тихандзи), но после полного уничтожения деления Японии на княжества и введения префектур (кэн) в 1871 г. князей вовсе отстранили от дел управления. Осуществление верховной власти в префектурах стало входить уже в компетенцию правительственных чиновников. Земельная собственность была аннулирована, её владельцами стали помещики нового типа и буржуазия.

В 1872 г. было отменено сложное и строгое сословное деление, принятое в токугавской Японии. Всё население страны (не считая императорской фамилии — кодзоку) стало делиться на три сословия: кадзоку, образовавшееся из представителей придворной (кугэ) и военной знати; сидзоку — бывшего военно-служилого дворянства (букэ) и хэймин — простого народа (крестьян, горожан и т.д.). Все сословия были формально уравнены в правах. Крестьяне и горожане получали право иметь фамилию.

Кроме трёх основных сословий, получили права и японские парии, которые стали именоваться синхэймин, т.е. новый хэймин (или буракумин — жители специальных поселений — бураку). Им также разрешалось иметь фамилию, они стали формально равноправными членами общества. Однако дискриминация по отношению к синхэймин продолжала оставаться, делая законы не более чем пустым звуком.

Одновременно последовала реформа в армии. Вооружённые силы Японии создавались на основе принципа всеобщей воинской повинности с использованием опыта организации ударных отрядов из народа, так называемых нохэй и кихэйтай, воевавших на стороне антисёгунской коалиции. Несмотря на то что все офицерские посты закреплялись за дворянством, бывшие самураи восприняли создание всесословной армии как прямое ущемление своего привилегированного положения.

По существу создание в Японии регулярной армии, в состав которой входили крестьяне и горожане, и привело к формальному прекращению существования самурайства как особого воинского сословия. Недовольство самурайства, подстрекаемого его реакционной частью, нарастало в следствии неустроенности значительного числа представителей бывшего сословия воинов, капитализации пенсий (замены пожизненных выплат единовременными государственными компенсациями, половина которых приходилась на процентные бумаги, выпущенные правительством), отмены права на ношение мечей и т.д. С 1876 г. оружие разрешалось носить только лицам, служащим в армии, флоте, а также полицейским. Наличие оружия было также частью придворной одежды.

Самураи требовали прекращения реформ и возврата к старым феодальным порядкам. Однако остановить развитие капитализма я Японии не могли ни террористические акты самураев, ни их открытые вооружённые выступления. (Крупнейшим выступлением реакционного самурайства было восстание в княжестве Сацума в 1877 г., возглавленное Сайго Такамори). Несмотря на сохранение множества феодальных пережитков, в стране продолжались дальнейшие преобразования.

В первые же годы после ликвидации в Японии сёгуната правительство занялось созданием боеспособной армии, организованной по европейскому образцу. Командные должности в императорской армии были закреплены исключительно за самураями, в особенности за представителями кланов Тёсю (в армии) и Сацума (во флоте). Этот привилегированный слой самураев (около 40 тыс.), укрепившись в государственном аппарате (главным образом в армии), оказался тесно связанным с японской монархией в противоположность самурайской оппозиции — тем самураям, которые не смогли приспособиться к новым условиям и оставили прежнее привилегированное положение на стороне антиправительственных группировок.

Многие самураи шли служить также в полицию, причём эту службу они ничуть не считали зазорной. Население, знавшее, что полиция состоит в подавляющем большинстве из самураев, продолжало по традиции относиться к полицейским почти так же, как в дореформенной Японии к правящему сословию воинов. Таким образом, в эпоху Мэйдзи японская полиция являлась как бы «сословной организацией».

Вместе с самураями-офицерами во вновь созданные вооружённые силы были привнесены многие черты, присущие некогда воинам феодальных самурайских дружин. В основном это было наследие идейного характера.

Идеологическая обработка солдат новой армии была основана на морально-этическом кодексе самурайства — бусидо, несколько изменённом в соответствии с духом времени. Если раньше для самурая, по бусидо, прежде всего существовали только интересы даймё и клана, то отныне мораль воина стала «японским национальным духом», который воспитывал любовь к императору и Японии. Солдаты императорской армии эпохи Мэйдзи должны были в соответствии с указом императора от 1884 г. развивать в себе прежде всего «уважение к верности и исполнению долга», а также испытывать полное презрение к смерти. В число главных качеств солдата входили и другие аналогичные требования самурайской морали эпохи средневековья. После издания указа было отдано специальное распоряжение, предписывающее читать пункты этого рескрипта вслух перед войсками каждое воскресенье с тем, чтобы солдаты могли его выучить наизусть и руководствоваться им повседневно.

Таким образом, этическое воспитание солдат японской империи почти идентично поучениям «пути воина», с той лишь разницей, что самопожертвованию ради императора и государства теперь учили не профессиональных воинов, а всех, кто призывался на действительную службу.

УПАДОК И КОНЕЦ САМУРАЕВ

УПАДОК И КОНЕЦ САМУРАЕВ

Что привело самурайское государство к крушению?

7 июля 1853 г. четыре американских военных корабля под началом коммодора Мэтью Перри встали на якорь в бухте Эдо. Послание, которое Перри по поручению своего правительства передал сегуну, гласило: Япония должна открыть свои границы и подписать торговое соглашение, гарантирующее свободный обмен товарами между обеими странами.

Коммодор Мэтью Перри. Таким его изобразил японский художник, очевидец событий.

Эти требования поставили бакуфу в безвыходное положение. Уже более двух веков Япония была отгорожена от остального мира; она закрыла свои границы, никто не мог въехать в страну, и никто, под страхом смерти, не мог покинуть ее. Развитые европейские страны и США давно мечтали проникнуть в островную империю.

Им всем были необходимы новые рынки, где они могли бы сбывать продукцию своих заводов и фабрик. В этом смысле технически отсталая Япония была лакомым кусочком. Она же не хотела пускать к себе иностранцев и устанавливать с ними деловые отношения. Это уничтожило бы ее особый уклад, культуру и мировоззрение, сформированное за время двухсотлетней изоляции. С другой стороны, особенно после энергичного натиска американцев, японцы поняли, что им придется смириться с неизбежностью перемен.

Сначала бакуфу пыталось выиграть время. Однако уже вскоре пришлось подчиниться диктату великих держав. В 1854 г. были заключены «дружественные соглашения» с США, Англией и Францией, а годом позже — с Россией и Голландией.

Второе прибытие американского флота к берегам Японии в марте 1854 г. Художнику удалось передать ощущение угрозы, исходящей от зловещих броненосцев (рисунок того времени).

В 1858 г. Япония подписала соглашения с пятью этими государствами.

Уступки иностранцам раскололи страну на два лагеря. Одни считали, что открытие границ подтолкнет развитие страны.

Другие мечтали о том, как бы вышвырнуть вон ненавистных чужаков. Они требовали: бездарное бакуфу, предавшее интересы японцев, должно уйти в отставку, передав бразды правления тэнно — он упорно отказывался признать торговые соглашения с зарубежными странами.

Делегация самураев в Европе (1862–1863). Посланники бакуфу должны были убедить Францию. Англию, Голландию, Пруссию и Россию в необходимости отложить на пять лет открытие для иностранцев новых гаваней и рынков на территории Японии.

Рассматривая цветные гравюры, вроде помещенной вверху, японцы узнавали много нового о совершенно неизвестном им образе жизни хлынувших в страну европейцев.

Нижняя гравюра свидетельствует о том, что иноземцев отнюдь не всегда встречали радушно: японский борец побеждает европейского моряка.

В последующие годы споры все более обострялись. Вызывающее поведение нежеланных торговых партнеров, которые пренебрегали обычаями страны, задевало японцев. Случались нападения и даже убийства иностранцев. Обьединенный флот Англии, США, Франции и Голландии отомстил непокорным японцам: в 1863 г. его военные корабли обстреляли и сожгли город Кагосиму, в 1864 г. подвергли разрушительной бомбардировке Симоносэки. Все больше японцев было недовольно бакуфу, они надеялись, что правительство не удержится у власти.

Но тем, кто уповал на императора, судьба уготовила тяжелый удар: в 1866 г. император Комэй умер. Именно с ним связывало военное сословие надежды на восстановление в стране прежних порядков.

Наследовал престол его 15-летний сын муцухито, а он еще не мог продолжить дело отца. Под давлением иностранных держав бакуфу вскоре после смерти императора Комэя согласилось снизить пошлины на ввозимые в страну товары и открыть порты Хёго и Осаку для иностранных кораблей. Эта новая уступка европейцам и американцам оказалась той каплей, что переполнила чашу терпения противников перемен. Армия верных императору южных феодалов собралась на юге страны и вышла в поход на столицу.

В этот критический момент сёгун признал дело проигранным. 14 октября 1867 г. он отказался от своего поста в пользу молодого императора Муцухито. Это был конец почти семивекового господства самураев.

Муцухито (1852–1912), первый после свержения сёгуната император Японии. В годы его «просвещенного правления» были отменены все привилегии сословия самураев.

Правда, лишившийся власти сёгун на следующий год еще раз попытался изменить положение. Ему удалось созвать 100 тысяч верных людей, с которыми он отправился в сторону Киото. Однако первое же столкновение с императорской армией ясно показало, что это боролось новое время со старым: войска бывшего сегуна, как и столетия назад, устремились в атаку с луками, копьями и мечами, а сторонники императора, хотя и уступавшие им в численности, ответили залпами из европейских ружей. Мечта о возвращении в прошлое рассеялась вместе с пороховым дымом.

Закат сословия самураев

Сословие самураев получило чёткое оформление во время правления в Японии сёгунов из феодального дома Токугава (1603-1867). Наиболее привилегированный слой самураев составляли так называемые хатамото (буквально — «под знаменем»), являвшиеся непосредственными вассалами сёгуна. Хатамото в своём большинстве занимали положение служивого слоя в личных владениях сёгуна. Основная масса самураев являлась вассалами князей (даймё); чаще всего они не имели земли, а получали от князя жалование рисом.

Кодекс поведения самурая «Бусидо» был проникнут духом беспрекословного подчинения господину и презрения к смерти. Законодательство Токугава разрешало самураю безнаказанно убивать на месте «простолюдина, который неприличествующим образом ведёт себя по отношению к членам военного класса». В период правления дома Токугава, когда внутренние феодальные войны были прекращены, военные отряды самураев использовались, главным образом, для подавления крестьянских восстаний.

Процесс внутреннего распада сословия самураев заметно усилился с середины XVIII века. Развитие мануфактурного производства и усиление городской буржуазии приводили к постепенному экономическому вырождению самурайства. Всё больше и больше самураев и даже влиятельных даймё попадало в долговую зависимость от ростовщиков.

Своего рода комплекс неполноценности, порождённый в самураях их странным положением, находил выражение в обострённой тяге к традиционным духовным ценностям. Повсюду возникали разнообразные школы воинских искусств. С новой силой вспыхнул угасший на время междоусобных войн интерес к философии Дзэн, чайной церемонии, живописи и гравюре, изящной словесности.

Многие самураи, даже не переходя на положение ронинов, занимались торговлей, ремёслами и т. д. Рядовые самураи (особенно в княжествах Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзен), тесно связанные с буржуазией, сыграли значительную роль в незавершённой буржуазной революции 1867-1868 (см. Мэйдзи исин). После неё сословие самураев, как и другие феодальные сословия, было упразднено, однако самураи не потеряли своего привилегированного положения.

Доспехи и вооружение самураев XVIII века в Кунсткамере (Санкт-Петербург). Преподнесены в дар будущему российскому императору Николаю II во время его визита в Японию в 1891 году.

Значительная часть самураев, ещё при Токугава фактически владевшая землёй (госи), стала после аграрных законов 1872-1873 и юридическим собственником этой земли, войдя в состав так называемых «новых помещиков». Из среды бывших самураев пополнялись кадры чиновников, из них состоял в основном офицерский состав армии и флота. Кодекс «Бусидо», прославление самурайской доблести и традиций, культ войны — всё это стало составной частью идеологии милитаристской Японии до начала Второй мировой войны. Термин «самурай» и сейчас иногда применяется для обозначения служащих японской армии [2].

Это видео недоступно.

Очередь просмотра

  • Удалить все
  • Отключить

YouTube Premium

Самураи — феодальное сословие японских войнов-дворян, история и кодекс жизни самураев

Хотите сохраните это видео?

  • Пожаловаться

Пожаловаться на видео?

Выполните вход, чтобы сообщить о неприемлемом контенте.

Понравилось?

Не понравилось?

https://goo.gl/7E63fN — общайся на форуме и зарабатывай на этом! Честная оплата по 15-25 рублей за каждое сообщение на любые темы! (раздел «Кругозор»)! Выводи прибыль за общение каждую неделю удобным способом! (Торговать на форекс необязательно!)

Самурай (яп. 侍, по-японски также используется слово «буси» (武士)) — в феодальной Японии — светские феодалы, начиная от крупных владетельных князей (даймё) и заканчивая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении — военно-феодальное сословие мелких дворян. Хотя слова «самурай» и «буси» очень близки по значению, но всё же «бу» (воин) — это более широкое понятие, и оно не всегда относится к самураю. Часто проводят аналогию между самураями и европейским средневековым рыцарством, но такое сравнение во многом неточно.

Само же слово «самурай» происходит от старинной неопределённой формы глагола «служить» (яп. 侍ふ сабурау); то есть самурай — служилый человек. Самураи — не только воины-рыцари. Они были и телохранителями своего даймё или сюзерена, и в то же время его слугами в повседневной жизни.

Основным оружием самурая были два японских меча — дайсё. В XIV — XIX веках это были катана и вакидзаси. Кроме того, самурай должен был владеть длинным луком. Самурайские доспехи изготовляли из множества пластин, плотно пришнурованных друг к другу.

Самурайство зародилось в результате реформ Тайка 646 года которые были проведены как попытка перенять политическую, бюрократическую и военную структуру династии Тан. Наибольший же толчок к развитию даймё и самураев как класса дал император Камму в конце VIII — начале IX века, обратившись за помощью к региональным кланам в борьбе против айнов.

В X—XII веках в процессе феодальных междоусобиц окончательно оформились владетельные роды, предводительствовавшие значительными военными силами, которые лишь номинально числились на императорской службе. К тому времени сложились и устои неписаного морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже превратившегося в свод заповедей «Путь Воина» («Бусидо»).

Подпишитесь на канал,чтобы получать новые видео первыми. Subscribe to the channel that receive new video.

Жестокость самураев в феодальной Японии (7 фактов)

Отважные воины, люди чести и достоинства, философы и поэты. Именно так описывают самураев в кинофильмах и книгах. Но не спешите с выводами. Самураи жили в суровые времена и имели свой собственный взгляд на понятия добра и зла. Поэтому некоторые их поступки могут показаться нам весьма аморальными и жестокими. Давайте поговорим о самых жутких фактах из мира самураев .

Тестирование мечей на лЮдях
Самурайские мечи можно считать целым произведением искусства. Однако, основная их задача была все- таки убивать. Самураи из обеспеченных семей и те, кто был весьма уважаем в обществе, имели привилегию опробовать свой новый меч на настоящем человеке. Обычно для этого выбирали преступников. Самураи без всякого сожаления отрубали несчастным жертвам конечности или даже перерубали их туловища напополам.

Стрельба по собакам
Во времена самураев не было футбола. Поэтому в качестве развлечения они устраивали игры с собаками. Из выпускали на специально отведенное для этого поле, а затем самураи верхом на конях готовили луки и по команде начинали свою охоту. Каждый воин имел свой собственный цвет на оперении стрелы, и, когда все несчастные животные были убиты, судьи подсчитывали очки и объявляли победителя.

Убийства людей
Во времена знаменитого периода японской истории под названием СэнгОку среди самураев была негласная практика под названием ЦучигИри. Её буквальный перевод — убийство у перекрестка. Суть этой традиции заключалась в том, что самурай, который обучался новой технике владения мечем, обязательно должен был применить её на деле. В качестве противника чаще всего выбирался не другой воин, а простой беспомощный крестьянин. В большинстве случаев атаки на людей происходили в ночное время. Если же самурай был пойман за этим занятием, он всегда мог оправдаться, сказав, что заниматься ЦучигИри- это его законное право. Эта страшная традиция существовала около 120 лет и была запрещена в 1602 году.

Убийства за оскорбление
«КИри сют гомЕн» в культуре самураев означало право на удар за оскорбление. Если самурай считал, что кто-то с ним неподобающе обошелся, он имел право в туже секунду наказать обидчика. Атаковать можно было только сразу после оскорбления и только в присутствии хотя бы одного свидетеля. В таком случае считалось, что самурай прибегнул к самозащите. Однако применять КИри сют гомЕн можно было только по отношению к более низкому сословию. Попросту говоря, самураи поступали с крестьянами, как хотели и не несли за это никакой ответственности.

Плата за женитьбу
Многие уже поняли, что самураи считали себя особенными людьми, потому, что относились к более высокой касте. Если простая женщина хотела выйти замуж за самурая, то ей или её семье необходимо было заплатить ему круглую сумму денег. Эта была плата за привилегию стать женой самурая. Но это ещё не всё. Самое ценное качество жены самурая- это полное послушание. Поэтому от неё ожидалась бесприкословное исполнение любых приказаний мужа. В том числе, жена должна была быть готова удовлетворить мужа в любую минуту дня и ночи по первому требованию.

Ронины
Далеко не все самураи совершали ритуальное самоубийство — харакири — не сумев уберечь своего господина от смерти или нарушив кодекс чести каким-то проступком. Многие из них становились Ронинами, что означало стать странствующим бродягой. Такие воины все равно отказывались входить в общество обычных людей и вели себя как самураи. То есть, считали всех ничтожествами, постоянно упражнялись с мечем и чаще всего служили в охране состоятельных людей. Иногда Ронины становились просто бандитами и шли грабить и разбойничать.

Самоубийство жён
Если самурай совершал какой-то очень серьезный проступок, то единственным способом вернуть к себе хоть каплю уважения, было ритуальное самоубийство. Однако, самое главное здесь то, что от жены самурая требовалось последовать за мужем и так же покончить с жизнью. Муж и жена вспарывали себе животы, а затем кто-то из близкого окружения отсекал им головы, чтобы они не мучились.

Читать доклад по истории: «Реставрация Мэйдзи»

Отмена сословия самураев

Падение сословия режима Токугава повлекло за собой ряд реформ, целью которых было создать благоприятные политические и экономические условия для развития Японии по западноевропейскому образцу. Первым серьёзным ударом по феодальному строю и привилегиям самурайства было то, что правительство заставило даймё отказаться от их феодальных прав в управлении кланами. В 1869 г. произошло так называемое добровольное возвращение страны и народа императору — хансэки-хокан. Даймё сначала были оставлены во главе их прежних владений в качестве наследственных губернаторов (тихандзи), но после полного уничтожения деления Японии на княжества и введения префектур (кэн) в 1871 г. князей вовсе отстранили от дел управления. Осуществление верховной власти в префектурах стало входить уже в компетенцию правительственных чиновников. Земельная собственность была аннулирована, её владельцами стали помещики нового типа и буржуазия.

В 1872 г. было отменено сложное и строгое сословное деление, принятое в токугавской Японии. Всё население страны (не считая императорской фамилии — кодзоку) стало делиться на три сословия: кадзоку, образовавшееся из представителей придворной (кугэ) и военной знати; сидзоку — бывшего военно-служилого дворянства (букэ) и хэймин — простого народа (крестьян, горожан и т.д.). Все сословия были формально уравнены в правах. Крестьяне и горожане получали право иметь фамилию.

Кроме трёх основных сословий, получили права и японские парии, которые стали именоваться синхэймин, т.е. новый хэймин (или буракумин — жители специальных поселений — бураку). Им также разрешалось иметь фамилию, они стали формально равноправными членами общества. Однако дискриминация по отношению к синхэймин продолжала оставаться, делая законы не более чем пустым звуком.

Одновременно последовала реформа в армии. Вооружённые силы Японии создавались на основе принципа всеобщей воинской повинности с использованием опыта организации ударных отрядов из народа, так называемых нохэй и кихэйтай, воевавших на стороне антисёгунской коалиции. Несмотря на то что все офицерские посты закреплялись за дворянством, бывшие самураи восприняли создание всесословной армии как прямое ущемление своего привилегированного положения.

По существу создание в Японии регулярной армии, в состав которой входили крестьяне и горожане, и привело к формальному прекращению существования самурайства как особого воинского сословия. Недовольство самурайства, подстрекаемого его реакционной частью, нарастало в следствии неустроенности значительного числа представителей бывшего сословия воинов, капитализации пенсий (замены пожизненных выплат единовременными

Отмена сословия самураев

9А класс Гимназии №248 СПб

Путь самурая

Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.

Появление такого сословия как самураи не представляет собой исключительного явления в истории народов мира, чего нельзя сказать об идеологии самураев. Их кодекс был очень специфичен, о чем я вспомню, когда буду сравнивать кодексы чести европейского рыцарства и японских самураев. Сословия и касты профессиональных воинов существовали во многих государствах Европы и Азии в эпоху господства феодализма. В Японии появление сословия воинов, как и в других странах, было тесно связано со становлением феодализма, который развивался в общих чертах по тем же классическим законам, что и феодальный строй Западной Европы.

Самураи в феодальной Японии, в широком смысле, — это светские феодалы, начиная от крупных владетельных князей (даймё) и кончая мелкими дворянами в собственности у которых был лишь меч и честь воина, выходцев из ронинов – беглых крестьян нанимаемых феодалами для охраны. Самурай, в наиболее часто употребляемом значении, — военно-феодальное сословие мелких дворян. Само название происходит от древнего глагола «самурау», который означает «служить», из этого следует то, что самурай — это «служивый». В русском языке слово «служивый» означает солдат, военный человек.

Другое популярное в Японии слово, обозначающее это сословие – «буси», обозначающее «воин». Отсюда пошло «бусидо» — «Путь Воина» — Кодекс Самураев. Окончание «до» обозначает путь, учение, также переводится, как и долг. Профессией самурая была война, постоянным занятием – воинские искусства, а также постоянное совершенствование в шести искусствах: знание ритуалов, музыка, стрельба из лука, верховая езда, письмо и счёт.

Принято считать, что это сословие было мастерами не только меча, но и кисти. Многие самураи из влиятельных семей получали неплохое образование, умели писать стихи, практиковали каллиграфию и чайную церемонию. Им была свойственна особая прическа с выбритым лбом и зачесанными назад волосами.

Одним из обязательных атрибутов самурая является меч, который, согласно буддийским канонам, почитается как орудие мира, справедливости и гуманизма. Меч считался «душой воина», святыней и фамильной драгоценностью, поэтому каждый самурай стремился стать обладателем лучшего меча.

Самураи существовали на протяжении всей истории Японии. Сначала они были на службе у аристократов. Японскую аристократию сформировала древнейшая иерархия жрецов. Постепенно формировались разные крупнейшие кланы самураев, которые обрели самостоятельный политический и военный вес, и аристократам уже нечего было им противопоставить. На протяжении веков, в течение истории одни самурайские кланы сменяли другие, сражаясь за титул сёгуна — военного правителя страны.

До начала правления клана Токугава самураем мог стать любой достаточно удачливый человек. Четкого разделения между кастами тогда еще не было, а звание самурая присваивалось князем (жалованное дворянство в России – как противопоставление столбовым боярам) за какие-либо военные заслуги, мог пожаловать земли, мог их отобрать. Соревнования среди самураев проводились с награждениями первого взобравшегося на стену вражеской крепости или первого воина, вступившего в бой с противником, их можно сравнить с рыцарскими турнирами Европы.

Самураи так же, как и рыцари Европы, считали главной добродетелью воина верность своему сюзерену. А вот дальше шли различия. Рыцари считали то, что военное дело — основным и единственным занятием любого благородного человека, с пренебрежением относились к трудовой деятельности, а самураи относились с уважением к созидательно труду. Некоторые самураи даже имели собственное хозяйство.

Звание самурая было формально отменено после 1868 г . (то есть, было изменено его качественное состояние в соответствии с духом времени и буржуазными преобразованиями). Тем не менее, традиции самураев, выработанные в течение длительного времени, не исчезли. Традиционные черты, присущие самураям средневековой Японии, были обновлены и трансформированы, став основой японской идеологии.

Юридические права на землю фактическими хозяевами, которой являлись самураи, закрепили аграрные законы 1872-1872. Воины стали «новыми помещиками». Из среды бывших самураев пополнялись кадры чиновников, из них состоял в основном офицерский состав армии и флота. Кодекс «Бусидо», прославление самурайской доблести и традиций, культ войны — всё это стало составной частью идеологии милитаристической Японии до начала Второй Мировой войны. Воины-камикадзе на самолетах с запасом горючего в один конец считали себя самураями, действую в соответствии с Кодексом «Бусидо», показывая отношения самураев к смерти. Термин «самурай» и сейчас иногда применяется для обозначения служащих японской армии.

Вот мы опять вернулись к Кодексу «Бусидо». Постепенно развиваясь, учение бусидо стало моральным кодексом воинов, являющимся в то же время преимущественно частью различных религиозных учений (буддизма, конфуцианства и синтоизма — национальной религии японцев), становилось также областью философского знания, предметом этики. Будучи слитым, воедино с восточной философией, учение бусидо носило характер практического нравоучения. Самураи считали его методом совершенствования души и тела. Кодекс «Бусидо» нравственно осмысливал философское мироучение в целом, и было призвано научить самурая «правильной жизни» и «правильной» в феодальном японском обществе того времени.

Душа самурая, как я упоминала выше, это его меч. Название «самурайский» можно считать условным. Оно привычно для европейца, понимающего под этим типом меча в первую очередь — катану, но в саму Японию эта форма меча пришла из Кореи, и в японских хрониках VII-XIII вв. такой меч назывался «корейским». Древне-японский меч — цуруги — имел длинную рукоять и прямое обоюдоострое лезвие. Носили его за спиной наискось и обнажали, хватаясь за рукоять сразу обеими руками. Начиная с III в.н.э. цуруги становится заточенным только с одной стороны, и у некоторых его типов появляется массивный противовес на рукояти. Изогнутый клинок в Японии начинают делать в эпоху Хэйан (первое серьезное упоминание о них относится к 710 г .), то есть почти одновременно с появлением классической сабли на Ближнем Востоке. К XII в., с ростом власти и усилением самурайского сословия, кривой клинок, являющийся табельным оружием самурая, полностью вытесняет в Японии прямой.

И катана, и прямой европейский меч рыцаря весят немало, но принципы выполнения ими рубящих ударов совершенно различны. Европейский способ, нацеленный на пробивание доспеха, предполагает максимальное использование инерции движения меча и нанесение удара «с проносом». В японском фехтовании человек ведет меч, а не меч человека. Там удар наносится тоже силой всего тела, но не с обычного шага, а с приставного, при котором тело получает мощный толчок вперед (больший, чем при развороте корпуса). При этом удар наносится «фиксировано» на заданный уровень, и лезвие останавливается точно там, где этого хочет мастер, а сила удара при этом не гасится. И когда мастер меча рубит в мелкие ломтики кочан капусты или арбуз, лежащий на животе у его ученика, или отрезает половинку лимона, зажатого у него в зубах (часто еще и вслепую, с завязанными глазами), то при этом, в первую очередь демонстрируется именно его способность фиксировать удар. И если такой удар не пришелся в цель, то он уже не тянет за собой владельца, как в случае с европейским мечом, а дает ему возможность сменить направление или нанести следующий, тем более что короткий приставной шаг позволяет наносить мощные удары на каждом шагу. Сегодняшний боец стиля кэн-до, имеющий черный пояс, может выполнить три вертикальных удара мечом в секунду. Большая часть ударов наносится в вертикальной плоскости. Принятого в Европе разделения на «блок-удар» почти нет. Есть отшибающие удары по рукам или оружию противника, отбрасывающие его оружие с линии атаки и дающие возможность на следующем шаге нанести врагу поражающий удар. Отступают при бое на катанах вперед. Уход с линии атаки с одновременным нанесением удара — одна из наиболее часто употребляющихся комбинаций. Ведь надо иметь в виду, что прямой удар катаной может разрубить практически все, и японский доспех просто не рассчитан на то, чтобы «держать» прямые удары. Но в отличие от доспеха европейского рыцаря намного легче и в нем можно свободно двигаться в бою. Рыцарь, которого выбили из седла, может рубиться на мечах или палицах на ограниченном пространстве. Поединок истинных мастеров самурайского меча сложно назвать поединком в европейском понимании этого слова, ибо он построен на принципе «одним ударом наповал». В кэндзюцу же есть «поединок сердец», когда два мастера просто неподвижно стоят или сидят и смотрят друг на друга, и проиграл тот, кто первым дернулся к оружию.

Идеалы самураев часто встречаются в различных произведениях искусств современного мира, то есть в литературе, кинематографе, мультипликации, творчество. Например, творческий союз режиссера Акиро Куросавы и актера Тосиро Мифунэ породил несколько киношедевров. Например «Семь самураев» (Seven Samurai / Shichinin no samurai (1954)) и Расемон (Rashomon (1951)). Искусство японской каллиграфии все более популярно, не менее популярнее изображение идеалов самураев в «аниме» (японское искусство мультипликации). А школы различных боевых искусств растут как грибы после дождя.

Мне очень нравится культура Японии. Самураи это лишь один из аспектов её культуры, существует ещё много тем для рассуждений и изучения. Я считаю, что идеология самураев заложила основы японской культуры и искусства.

Какие были привилегии и обязанности сословия самураев?

Здесь легко и интересно общаться. Присоединяйся!

Самураями обычно называют представителей японского воинского сословия, существовавшего на протяжении тысячи с лишним лет и во многом определившего развитие японской истории, и ее традиционной культуры. В самой Японии слову «самурай» , переводящемуся как «военный вассал», «служивый человек не очень высокого ранга» , предпочитается термин буси, имеющий много смысловых граней: воин, рыцарь, дворянин, «образованный человек» . Официально самурайская эпоха завершилась в 1868 году вместе с падением последнего сёгуната Токугава и восстановлением прямого императорского правления. В 1873 году самурайские привилегии были отменены, но моральные и культурные ценности, которые сложились внутри самурайского сословия, живы до настоящего времени. Благодаря этому современная японская культура достигла невероятных вершин. Со второй половины XX века многие явления традиционной японской культуры, восходящие своими корнями к самурайскому средневековью (икэбана, чайная церемония, кэндо, дзэн и т. д.) , перешагнули пределы Японии и стали феноменом современной общемировой культуры. Самураи были привилегированным воинским сословием и имели право на ношение сразу двух мечей, в своих поступках, оценках и приоритетах самураи руководствовались морально-этическим кодексом «Буси-до». Его иногда называют «религией самураев », так как оно содержит военный и правовой аспекты, психологический и религиозный, а также литературно-философский. Морально-этический аспект отражает нравственную мотивацию поступков самурая. Акцентирует понятие долга (гири) , чести, преданности господину, беспрекословного повиновения ему (вплоть до выполнения приказа о самоубийстве) , воинской доблести и особого отношения к смерти. За всю историю самурайства было разработано множество уложений и документов, регламентировавших обязанности самурая, принципы его поведения на службе и вне ее, а также систему наказаний и казни. Такие кодексы были в каждом большом военном доме. В период Эдо, в 1615 году был принят кодекс «Букэ сёхатто» («Кодекс военных домов») , дополнявшийся новыми документами, детально регламентировавшими всю жизнь военного сословия . Согласно понятиям «Буси-до», самурай должен обладать презрением к смерти и боли. Самурай должен быть выше смерти. Животный страх, свойственный обычному человеку, самураи учились превращать в повышенное чувство опасности, которое не ослабляло их тело и душу, а напротив, наполняло силой, волей и готовностью достойно встретить противника. Жизнь для самурая — это жизнь духа, а не тела. Дух бессмертен, смерть тела — это лишь одно из испытаний для духа. Высокий боевой дух самураев – умение достойно встретить смерть и не цепляться за жизнь, когда появляется возможность красиво из нее уйти. Одним из самых достойных видов смерти считалось ритуальное самоубийство — харакири. Слово харакири в японском языке обозначается двумя иероглифами: хара — «низ живота» и кири — «резать, вспарывать» . Низ живота был избран, так как издревле считался местом обитания души, а также центром тела, где находится воля самурая и его боевой дух. Перед смертью самурай мог написать прощальные стихи (слева ставилась коробочка с письменным прибором) . Затем, вонзив лезвие в живот, вспарывал его слева направо. Чем сложней была кровавая линия, тем большее восхищение вызывало мужество уходившего из жизни самурая.

Самураи возглавляли народ в случае войны. Также им полагалось этот народ в случае той же войны кормить и вооружать, для этого они имели запас продовольствия и оружия.

Современные самураи и прочие мелочи Японии

Я просто гулял себе по Осаке, никого не трогал, и вдруг смотрю в огромном зале целая орава мужчин (а может и женщин) в одеянии, похожем на чёрные одежды Дарта Вейдера, сражались на деревянных мечах.

1. Это занятия по Кэндо, чисто японскому фехтованию наших дней, которое берёт свою основу из традиций самураев, сражавшихся на мечах. Слово Кэндо означает «путь меча», это боевое искусство стало независимой формой в самом конце XIX века, когда императорские реформы упразднили сословие самураев. Бывшим рыцарям запретили носить настоящее оружие, и кэндо стало единственным способом не терять многовековые навыки.

Upd: arutenmu разъясняет этот момент в комментариях:

Так обучались фехтованию во все времена а нынешняя его визуальная стилистика сформировалась в эпоху Эдо. Просто это превратилось в спорт после реставрации Мэйдзи, когда самурайское сословие было отменено, как класс. Сам процесс обучения фехтованию не отличается от прежнего, это одна и та же традиция. Ни технически, ни визуально это не отличается от того, что просиходило двести лет тому назад — с поправкой на электрическое освещение и прически.

Такие же бамбуковые тренировочные мечи и надписи с именами бойцов. На первом фото, на первом плане — Ямамото из Нара. На заднем плане — Танака и Тамура. На втором фото, в центре — Имамура.

2. Участники наряжаются в доспехи, напоминающие самурайские (сходство с Дарт Вейдером неспроста, ведь именно шлем японских самураев использовали дизайнеры Звёздных Войн как прообраз тёмного рыцаря Силы).

3. А вот ещё один персонаж классической Японии в более современном амплуа. Это манекен для проверки автомобилей на безопасность, выполненный в виде ёкодзуны, или традиционного чемпиона по сумо! Правда те ёкодзуны которых видел я были покрупнее.

4. Ещё один искусственный человек. Правда этот поменьше — всего около метра ростом. Япония впереди планеты всей по внедрению роботов. Тут они появляются во всех магазинах, продают мобильные телефоны, и помогают людям ориентироваться в отделах универмагов. Этот славный малый подсказал мне, где туалет. Жалко, что по-английски он не говорил, зато у него на груди была отличная карта.

5. Но у японцев роботы выполняют далеко не все функции. Даже многую машинальную работу до сих пор делают люди. Вот например мойщик поручня эскалатора. Работа не очень подвижная — он просто стоит и держит тряпочку, а движущаяся резиновая лента протирает сама себя.

Upd: А здесь выношу из комментариев уточнение a000796 :

Это связано с особенностями социальной системы в Японии и отношений между работником и фирмой. Фирма, в которой человек проработал всю жизнь, просто подыскивает ему вот такую работу на старость лет, чтобы он мог сам себя обеспечивать. Поэтому, например, охранниками в банках там работают не мордовороты 25-летние, а старички за 60.

6. Ещё одна неподвижная работа — антитеррористический охранник. Он стоит на табуреточке на которой написано «counter terrorism». Табуреточка при этом комично крохотная. Такое впечатление, что он сейчас начнёт стишок декламировать. Хотя я в детстве, когда стишки декламировал, залезал на стул повыше.

7. Борьба с наркотиками. Как я узнал за эту поездку, с наркотиками в Японии борются очень серьёзно.

8. Знак в Киото: пожалуйста не трогайте руками Гейш. Это самое важное. Ещё много чего нельзя делать, но это уже не столь приоритетно (на улице запрещается курить, сидеть, есть, мусорить, и пользоваться селфификатором).

9. Повсеместные автоматы, продающие напитки — отличительная черта страны. Вот брендированный автомат по продаже Кока-Колы, с соответствующей скамеечкой рядом. Обратите внимание — в этой машине продают «классические» бутылки, поэтому на нём висит открывашка!

10. А ещё бывают автоматы, в которых можно купить чашечку саке! (Правда это наверняка будет не самым лучшим из сортов этого напитка.)

11. А посмотрите на прекрасное приспособление рядом с банкоматом. Тут держатель для трости (зонтики все вежливые японцы оставляют у входа в магазин/банк), и ещё один для чашечки кофе. Можно освободить обе руки, чтоб спокойно снять деньги со счёта.

12. Ещё одна мелкая деталь: металлические птички на перегородке, чтоб на ней не сидели разные нехорошие люди. Это на территории одного из популярных храмов в Киото, где проходит много народу. Если каждый посидит, оградку вскоре придётся менять. Поэтому на неё вместо туристов посадили таких милых птах!

Upd: И тут больше информации из камментов! phd_paul_lector , как обычно добавил деталей к моему поверхностному посту. Такие птички, пишет он, довольно распростанённое явление в Японии, и иногда даже можно увидеть как местные жители их наряжают!

13. И наконец наклейки в Кобе, отличном городе с одним гибельным изъяном. Название города по-английски немного изменено, в конце добавили букву «Y». Что, знатоки, кто из вас знает, на что тут отсылка?

Хотите ещё японских мелочей? Предыдущие посты со сборной солянкой из Японии: часть первая, часть вторая.

Немного о самураях

Для средневековья самураи имели все качества идеальных солдат. Слово «самурай» произошло от глагола haberu, что в переводе означает, поддерживать, служить,; таким образом самурай это— служащий человек, являющийся не только воином но и телохранителем и слугой своего господина(даймё) или сюзерена. Самурай служил верно своему господину настолько преданно. что готов был без раздумий отдать за него свою жизнь.

Самураи были невероятно умелыми и опасными солдатами, так как в их боевой подготовке было два важных психологических фактора, слепая, абсолютная преданность господину и беспрекословная готовность к смерти, более того умереть во имя чести и доброго имени своего господина было весьма почётно и считалось лучшим концом жизни самурая.

Секрет «рыцарей» феодальной Японии заключался в кодексе Бусидо. Именно без этого кодекса самураи оставались бы просто хорошими солдатами и не смогли бы не достигнуть таких вершин в доблести и героизме, прославивших их не на одно столетие. Кодекс Бусидо — это не что иное как свод правил, именно по этим правилам самураи жили, шли в бой и даже умирали. Именно благодаря кодексу бусидо самураи становились боевыми машинами с циничным взглядом на обычную, мирную жизнь и воспеванием собственной героической гибели. В жизни самурая было только одно стремление, исполнить свой долг до самой смерти, а исполнение долга заключалось в служении своему сюзерену. Поэтому самурай никогда не стоял перед выбором жить или умереть, само его определение как самурая исключало подобный выбор, иначе он не имел права называться самураем

.

Быть самураем соответственно было далеко нелёгкой задачей, к примеру средний вес доспехов самурая мог достигать 12 килограмм. Такая весомая нагрузка просто обязывала воина иметь отличную физическую подготовку. Самураев учили с раннего детства, обучение продолжалось до 15-16 лет, и заканчивалось обучение тогда когда наставник посчитает что юный самурай готов верно служить своему господину. В учебную программу самурая, обязательно входило искусство владения мечом, копьем, алебардой, стрельба из лука, рукопашный бой, и многое другое.

Семья и наставник заботились о становлении характера будущего самурая, вырабатывая отвагу, мужество, терпение, выносливость,бесстрашие и смелость, другими словами, развивая в них качества, считавшиеся в среде самураев главными добродетелями, при которых воин должен был пренебречь своей жизнью ради жизни господина. Характер истинного самурая развивали просмотром театрализованных представлений о героических подвигах великих самураев, прочтением историй и рассказов. Очень часто отцы или наставники приказывали сыновьям ходить ночью на кладбище в места где якобы водится нечистая сила, для того что бы закалять свой характер и учиться бороться со страхами. Нередко будущие самураи посещали и места публичных казней и наказаний, и проводили по ночам осмотр отрубленных голов казнённых, на которых юный ученик непременно должен был оставить какой нибудь свой знак, являющийся доказательством того что молодой буси действительно приходил на это место. Юные самураи вынуждены были часто ходить зимой босиком, или оставаться голодными, так как все эти меры воспитывали в них выносливость, так необходимую настоящим самураям.

Молодые самураи должы были носить свои доспехи не снимая до тех пор пока совершенно к ним не привыкнут и не будут чуствовать себя в них так же удобно как без доспехов.

Самураи, чётко оформились именно как сословие в период правления сёгунов из феодального дома Токугава (1603—1867). Наиболее привилегированным слоем самураев были хатамото , которые являлись непосредственными вассалами своего сёгуна. Хатамото чаще всего даже не имели своих земель, а жалование от господина получали рисом.

Духом презрения к смерти и беспрекословного подчинения своему господину был проникнут весь кодекс Бусидо, которому была подчинена жизнь любого самурая. По закону самурай имел право убить на улице любого представителя низшего сословия который неприлично вёл себя по мнению самурая или не дай бог посмел оскорбить его. К закату эпохи Самураев, в период правления дома Токугава, отряды самураев чаще всего использовались уже лишь для подавления крестьянских бунтов. Самураи были жестоки, они не ведали что такое жалость и если кому то приходило время расстаться с жизнью от руки самурая, то смерть была молниеносна, без права на справедливость.

Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!

Ссылка на основную публикацию