Основные принципы практических техник циньна | Karate-krs.ru

Основные принципы практических техник циньна

Основные принципы практических техник циньна

Шесть базовых принципов
Первый. Сначала ударь, затем контролируй; возьми то, что хочешь; исходи из зацепа, захвата, замка и обездвиживания верхней части.
Первый принцип является основой искусства циньна. «Сначала ударь» означает «используй сначала удар, заставь противника реагировать, смени инь на ян, сила непрерывна и глубока, приблизься и прилипни». Это говорит о том, что в бою невозможно прямо схватить противника и применить технику циньна.

Противник не будет просто стоять и ждать, пока вы примените технику рычага. Сначала нужно ударить, чтобы шокировать противника, а затем уже применяять технику циньна. Когда противник перешел в защиту, вы не должны останавливаться и тем более отходить назад, следует двигаться вперед, прилипнув к нему. Удерживая противника в таком неудобном для него состоянии, необходимо моментально применить наиболее целесообразную и эффективную технику.
«Затем контролируй» означает, что после удара по противнику войдя в контакт руки действуют, используя зацеп, опутывание или замок, необходимо контролировать одну точку и заставлять противника реагировать. То есть когда противник атакует, вы должны защищаться и контратаковать одновременно, используя различные техники рук. Использование обеих своих рук против одной руки оппонента под оптимальным углом атаки — идеальная ситуация.
«Возьми то, что хочешь» — из высказывания «одно контролируй, одно бери; чтобы взять то, что хочешь, ты должен ударить; если не идешь — я заставлю тебя прийти; раз ты попал в поле движения, ты не узнаешь, что убьет тебя». Это означает, что в атаке или защите всегда необходимо иметь стратегию и затем выбирать подходящую технику, заставляя противника следовать неизвестному ему плану. Это создает наиболее благоприятную ситуацию для применения техник циньна.
«Ударив, контролируй и бери то, что хочешь, заставляй противника реагировать, атакуй быстро, без задержки». Это предложение означает, что удар, контроль и овладение должны следовать в определенной последовательности, тогда противник будет вынужден следовать за вами. Сначала вы должны занять выгодную позицию и выбрать благоприятный момент; прежде, чем применить технику циньна, вы еще раньше должны нанести удар.
«Зацеп, захват, замок и обездвиживание верхней части» соотносится с ударом и контролем, эти методы применяются чтобы «овладеть тем, чем хочется».
Тело разделяетс на секции, называемые верхней, средней частями и корнем. По отношению к верхним конечностям кисть — это верхняя часть, локоть — средняя и плечо — корень. Для нижних конечностей стопа — верхняя часть, колено — средняя, и бедро — корень. Для торса голова — это верхняя часть, талия — средняя, нога — корень. Чтобы применить техники циньна, необходимо прежде всего контролировать верхнюю часть, превращая свободную цепь движения в закрытую. Когда противник под таким контролем, можно применить соответствующую технику.
Второй. Хватай сухожилия и передавливай вены чтобы уменьшить его силу, тогда бери суставы в замок — даже духи и боги восплачут.
Захват сухожилий, передавливание вен и замыкание суставов явлются основными техниками циньна.
«Хватай сухожилия и передавливай вены чтобы уменьшить его силу» означает, что нельзя хватать противника наобум. Следует захватывать определенные места на теле противника с тем, чтобы нейтрализовать его сопротивление.
«Тогда бери суставы в замок — даже духи и боги восплачут» означает, что вращать суставы надо в направлении, противоположном их естественному движению, причиняя сильную боль и повреждения. Относительно замыкания суставов устное изложение циньна гласит: «Что такое замок [сустава]? Поверни сустав на 30-40 градусов, затем выкрути и заведи его одновременно». Это означает, что заводить сустав надо не по его обычному пути, а под углом 30-40 градусов влево или вправо от нормального угла, а затем использовать силу чтобы выкрутить его.
«Выкрути и заведи сустав одновременно» означает, что сустав не должен поворачиваться вокруг одной оси, но вокруг как минимум двух осей одновременно. Если рычаг применен таким образом, то из-за реагирующего движени и блоковой реакции соседние суставы также будут захвачены и все тело противника будет под контролем.
Блокирование всего тела посредством одного сустава — вот правильно примененная техника циньна.
Первое слово в циньна — это навык, искусство — это навык, метод — еще в большей степени навык.
Техники циньна не имеют ничего общего с беспорядочными ударами или хаотическим боем, скорее это наиболее сложная техника среди ударов, бросков и замков.
«Искусство — это навык» означает эффективное использование своей силы и привлечение силы противника для использования ее против него самого. Используема энергия — это результат умелой техники, а не грубой силы. «Использовать энергию навыка, а не грубую силу» означает следовать за противником, двигаться с его энергией, изменяться с его изменением, сменять инь на н без сопротивления. Мы полностью используем слияние нашей энергии с энергией противника, затем мы разделяем его энергию, чтобы ослабить его, и применяем нашу технику. Используя принципы преодоления вертикальных движений горизонтальными и горизонтальных вертикальными мы разделяем силу противника не противостоя ему, и таким образом мы изменяемся до тех пор, пока не сможем применить циньна и контролировать все тело противника.
Четвертый. Замыкай сверху — разделяй снизу, замыкая снизу — зажимай сверху, верхнее и нижнее следуют друг за другом.
В то время как руки захватывают и замыкают верхнюю часть тела, ноги также должны ставить подножки или оплетать нижнюю часть тела противника. Чтобы уйти от любого захвата, люди естественно пытаются отдалиться с помощью ног. Таким образом, оплетая нижнюю часть тела противника во время атаки можно не дать ему ускользнуть. Еще более важным является то, что мы заставляем противника потерять равновесие, не оставляя ему шансов для контратаки.
«Замыкай сверху — разделяй снизу, замыкая снизу — зажимай сверху, верхнее и нижнее следуют друг за другом» имеет еще одно более важное значение. Захватывая и замыкая один из суставов противника, мы также должны обездвижить суставы сверху и снизу, используя нисходящую силу и прилипание чтобы опутать и связать противника. В этом положении противник не сможет ускользнуть и теперь можно применить технику циньна.
Вышеупомянутый принцип потверждает классическое учение, которое гласит: «Рука и нога идут вместе, а тело следует за ними, прилагай силу плечей и бедер чтобы замыкать и ставить подножки, верхний замок и нижняя подножка идут одновременно. Используй поясницу чтобы заворачивать и оплетать. Если ты не атакуешь — я заставлю тебя сделать это. При захвате чудесной рукой духи и боги восплачут».
Пятый. Следуй за возможностью и плыви с изменениями. Заставляй ситуацию изменяться соответственно плану. Оцени ситуацию, затем переходи к осуществлению метода.
Значение этого принципа такого: при попытках применить техники циньна никогда нельзя стараться форсировать момент, или старатьсяя «быть лидером». Лучше следовать за обстоятельствами, принимая в расчет ситуацию (вес, силу противника и т.д.), оценивая всю картину прежде, чем решить как продолжать действовать. Необходимо приноровиться к обстоятельствам, используя различные техники и затрачивая необходимое количество силы для сложившейся ситуации. Никогда не прибегайте к использованию грубой силы, так как это дает вашему противнику шанс для контратаки.
Шестой. Захват должен быть неожиданным, застающим противника врасплох.
Данный принцип означает следующее: двигайся как молния когда противник не ожидает, проникай в движение и принимайся рассеивать его силу. Перед применением техники циньна сначала необходимо отвлечь внимание противника, и лишь затем выполнить прием — быстро и жестко насоклько можно. Если не появилось хорошей возможности для применения выбранной техники, следует продолжать изменения, используя удары, захваты и броски в непрерывной последовательности, пока не сможем применить нашу технику.
Вышеперечисленные принципы являются результатом опыта бесчисленных поколений мастеров, и чтобы понять искусство циньна и добиться определенных результатов в его овладении, необходимо следовать этим принципам.

Введение. Перевод на рус.яз. — Е.О.Серебрянская, 1996

Чжао Даюань

Багуа циньна

Перевод на рус.яз. — Е.О.Серебрянская, 1996

Глава 1. Основные понятия циньна багуачжан

Глава 2. Основные принципы практических техник циньна

Глава 3. Основные требования к стойке

Глава 4. Механика Циньна

Глава 5. Иллюстрированное объяснение практических техник циньна

Глава 6. Пределы движения головы, шеи и торса

Глава 7. Предел движения верхних конечностей и избранные техники 1 2 3

Глава 8. Предел движения нижних конечностей и избранные техники

Введение

Багуачжан является традиционным стилем китайского ушу. Однако в последнее время широко известны лишь оздоровительные разделы данной системы, либо приемы, специально разработанные для демонстрационных целей. Предложенная вашему вниманию работа посвящена подробному анализу исключительно реально-прикладных техник.

Боевое искусство багуачжан развивается более ста лет, и объединяет в единое целое удары руками, удары ногами, броски и приемы циньна. Предлагаемые вниманию читателей техники эффективны против оппонента любой комплекции, могут применяться при быстром движении и рассчитаны на мгновенно меняющиеся обстоятельства реального боя.

Все приемы циньна могут быть разделены на четыре категории:

1.Базовые приемы циньна против рук.

Существует двадцать четыре базовых приема циньна для рук: рывок, замок, захват, закрытие, удушение, выскальзывание, подъем, сопротивление, выкручивание, нажатие, скручивание, вращение, разделение, подпирание, ломание, перемещение, отделение мышцы от кости, наматывание, трение, выкалывание глаз, борьба, рубка, крепкий обхват и сжатие. В данной книге каждый из этих методов объяснен и проиллюстрирован.

2.Приемы из пассивного положения.

Сюда входят уходы от захватов за одежду, запястья, руки, плечи и горло. Дополнительно, эта категория включает в себя работу с неподвижным партнером. Этот тип техники является самым базовым уровнем практики и рассматривается как лучшая стадия занятий для начинающих.

3.Приемы из активного положения.

Сюда входят техники, применяемые в реально-боевой ситуации. Этот вид приемов требует более высокого уровня подготовки, и способности эффективно совмещать техники циньна с ударами и бросками. До тех пор, пока практикующий не сможет применять свои навыки к быстродвижущемуся противнику, тренировка данного этапа не может считаться завершенной.

4.Приемы против вооруженного противника.

Это, возможно, самый высокий уровень подготовки, так как оружие в руке противника придает новое опасное измерение обучению и практике боевого искусства.

С хорошей базой можно рассчитывать на то, что полученные знания будут должным образом применяться в приемах против сухожилий, вен и артерий, для выкручивания суставов и прочих болевых приеомв, что составляет львиную долю техники школы.

Хотя багуачжан допускает бесконечные изменения в технике, все вариации основаны на базовых принципах механики движения тела и на знании человеческого организма. Все приемы основаны на нескольких базовых формах, а их разнообразие — это лишь различные примеры проявления в бою одних и тех же принципов. Следовательно, в первую очередь необходимо понять и полностью освоить именно базовые приемы.

В исследовании и практике боевых искусств очень важны знания по анатомии и физиологии человека, так как они помогают разобраться в механике движения человеческого тела, использование чего дает огромное преимущество в схватке. Таким образом, чтобы понимать практический аспект рукопашного боя, сначала необходимо четкое понимание следующего:

строение и двигательные возможности тела, специальные двигательные характеристики суставов;

важные сегменты общего движения и конструкции основных суставов;

специальные характеристики углов движения и взаимодействие различных двигательных систем тела и их взаимное влияние друг на друга;

системы цепей движения взаимной поддержки.

В книге достаточно подробно освещены данные вопросы, что делает это издание уникальным.

Глава 1. Основные понятия циньна багуачжан

Чтобы в совершенстве изучить циньна, необходимо не только практиковать техники, но также изучать принципы, которые лежат в их основе. Перед тем, как приступить к практике, необходимо изучить анатомию и строение человеческого тела. Владея этими знаниями как основой, можно прийти к более полному пониманию потенциальных двигательных возможностей, а также знанию уязвимых мест тела человека; только тогда практикующий овладевает конкретным и практическим пониманием техник этого искусства. В дополнение, изучающему нужно понять основы механики движения тела, правильную последовательность выхода энергии, а также иметь четкое понимание ключевых моментов техники и метода.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Основные принципы практических техник циньна

Особое место в ушу занимает искусство циньна. В переводе с китайского языка Циньна означает «искусство захвата и контроля».

Как составная часть, данный раздел техники присущ практически всем стилям УШУ, к примеру в Багуачжан есть целый раздел посвященный Циньна. Искусство захвата м контроля считается наивысшим уровнем овладения навыками рукопашного боя.

В настоящее время циньна рассматривается большим количеством мастеров как самостоятельный вид боевых искусств. Это произошло из-за того, что подавляющее большинство приемов в различных стилях и школах имеют идентичное теоретическое обоснование и аналогичны в практическом выполнении. Различие состоит лишь в названии приемов и в конечной фразе их проведения; так в некоторых направлениях предпочитают в конце выполнять удержание противника болевым приемом или иным способом, в других направлениях стремятся связать оппонента, а в третьих его «добить».

Существуют два вида классификации техник и приемов циньна:

  • по уровню овладения приемами;
  • по техническим особенностям выполнения приемов.

Каждый из этих видов в свою очередь делится на несколько категорий.

Классификация техник циньна по уровню овладения приемами:

  • базовые приемы циньна;
  • пассивные приемы;
  • активные приемы;
  • приемы против вооруженного противника;
  • приемы с оружием.

1. Базовые приемы циньна

Существуют двадцать четыре базовых приема циньна: рывок, замок, захват, закрытие, удушение, выскальзывание, подъем, сопротивление, выкручивание, нажатие, скручивание, вращение, разделение, подпирание, ломание, перемещение, отделение мышцы от кости, наматывание, трение, выкалывание глаз, борьба, рубка, обхват и сжатие.

2. Пассивные приемы

Пассивные приемы включают уходы от захватов одежды, запястья, рук, плеч и горла. Эта категория включает в себя работу с пассивным, несопротивляющимся и неподвижным партнером. Этот тип техники является самым базовым уровнем овладения циньна и рассматривается как лучшая стадия занятий для начинающих.

3. Активные приемы

Активные приемы включают техники, применяемые к противнику в реальной боевой ситуации. Этот вид приемов более высокого уровня подготовки и способности эффективно совмещать технику циньна с ударами ногами, руками и бросками. До тех пор, пока практикующий не сможет применить свои навыки к быстродвижущемуся противнику, тренировки на данном этапе не могут считаться завершенными.

4. Приемы против вооруженного противника

Данная категория отображает высокий уровень подготовки, так как в руке противника придает новое опасное измерение обучению и практике боевого искусства.

С хорошей базой можно рассчитывать на то, что полученные знания должным образом применяются в захватах сухожилий, вен, артерий, выкручивании суставов, а также в логических методах применения замков, что составляет львиную долю техники.

5. Приемы с оружием

Техника циньна позволяет проводить приемы не только «голыми» руками, но и различными видами холодного оружия. Некоторые мастера выполняли болевые воздействия остро отточенным обоюдоострым мечем.

Данная категория, как и предыдущая, относится к высшему уровню подготовки бойца.

Классификация техник циньна по техническим особенностям выполнения приемов:

  • техники выворачивания костей;
  • техники разделения мышц;
  • техники перекрытия дыхания и вен;
  • техники воздействия на жизненно важные точки.

1. Выворачивание костей

Данный тип техник предусматривает воздействие на суставы человека с целью нарушения их физиологического функционирования. Если сустав блокирован или поврежден, он не может двигаться. При воздействии на него также страдают прилежащие связки, мышцы и нервы, что приводит к сильной боли. Все это делает противника неспособным к дальнейшему сопротивлению.

2. Разделение мышц

Данный тип техник подразделяется на три подраздела: заворачивание, захват и нажатие. Первый раздел подразумевает вытягивание и выворачивание определенных групп мышц. Когда мышца вытягивается и заворачивается, она временно теряет способность функционировать. Движение части тела, за которое отвечает мышца, может быть затруднено или вообще невозможно. К тому же, во время данного воздействия передавливается нерв, что является причиной возникновения сильной боли.

На тех же принципах осваиваются техники захвата и нажатия.

Каждая мышца служит для сгибания или разгибания конечностей. Это сопровождается сокращением мышц. Разгибание или сгибание зависит от расположения мышцы. Хорошим примером может служить бицепс и трицепс. Здесь одна мышца отвечает за сгибание, а другая – за разгибание руки в локтевом суставе. Если какая либо одна из этих мышц захвачена или сжата в определенном чувствительном месте, они вынужденно становятся в неестественное положение, которое возбуждает нервы, вызывая боль и местный паралич.

Техники захвата и нажатия не требуют чрезвычайной точности, так как целью атаки является определенная зона, а не точка.

Чтобы сделать данные техники эффективными, мастеру достаточно применить соответствующую внешнюю или мышечную силу. Эта сила находится, в основном, в пальцах, запястье и руке.

Здесь используется принцип общего поражения. Существуют зоны, которые легко парализовать, или вызвать в них боль. Это: кисть, рука, плечо, шея, грудь, талия и нога.

3. Перекрытие дыхания и вен

Данный тип техник делится на два раздела:

  • техники перекрытия дыхания,
  • техники перекрытия вен.

Первый раздел предусматривает воздействие на дыхательные пути человека посредством их перекрытия. Техники включают в себя захват и сдавливание горла, а также сдавливание легких. Чтобы сжать легкие, необходимо иметь довольно глубокие знания о нервной системе, которая охватывает большие мышцы, окружающие легки. Воздействуя на эти нервы, можно заставить мышцы сокращаться с такой силой, что противник потеряет сознание из-за боли и в результате нехватки кислорода.

Техники перекрытия вен имеют соей целью воздействие на сонную артерию и яремную вену, которые расположены по обеим сторонам шеи. В результате кровь перестает поступать в мозг, что приводит к потере сознания, а иногда и к смерти.

4. Воздействие на жизненно важные точки

Это самый сложный раздел в искусстве циньна. Он основывается на поражении конкретных точек на теле человека.

Мастера циньна используют для поражения 108 точек: воздействие на 72-е из них приводит к параличу и потере сознания, атака остальных 36-ти точек вызывает летальный исход.

Точки, воздействие на которые приводит к параличу или потере сознания, располагаются на меридианах, не связанных с жизненно важными органами. Остальные точки располагаются на меридианах важных внутренних органов и на меридианах, чрезвычайно важных для движения энергии Ци.

Циньна, Искусство болевых захватов, Юшень Л., 2002

Циньна, Искусство болевых захватов, Юшень Л., 2002.

В книге известного мастера боевых искусств Востока впервые рассекречены основные теоретические и тактические принципы древнего искусства болевых приемов и захватов, а также подробно описаны основные техники Циньна для рукопашного поединка и боя с оружием.
Весь материал снабжен многочисленными диаграммами и иллюстрациями, что делает его доступным для подробного изучения.

В переводе с китайского языка Циньна означает «искусство захвата и контроля».
Как составная часть, данный раздел техники присущ практически всем стилям УШУ и считается наивысшим уровнем овладения навыками рукопашного боя. В настоящее время циньна рассматривается большим количеством мастеров как самостоятельный вид боевых искусств. Это произошло из-за того, что подавляющее большинство приемов в различных стилях и школах имеют идентичное теоретическое обоснование и аналогичны в практическом выполнении. Различие состоит лишь в названии приемов и в конечной фразе их проведения; так в некоторых направлениях предпочитают в конце выполнять удержание противника болевым приемом или иным способом, в других направлениях стремятся связать оппонента, а в третьих его «добить».

СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты циньна 5
Глава 2 Механика циньна 24

Основные принципы механики 24
Принцип рычага 24
Врашательное движение 26
Соединение и ножницы 31
Глава 3 Основы циньна 33
Основные стойки 33
Формы рук 35
Глава 4 Освобождение от захватов 43
Глава 5 Базовая техника циньна 52

Пределы движения и воздействия на голову и шею 53
Пределы движения и воздействия на плечо 60
Пределы движения и воздействия на локоть 69
Пределы движения и воздействия на
предплечье и запястье 90
Пределы движения и воздействия на пальцы 112
Пределы движения и воздействия на нижние конечности 118
Глава 6 Техника разделения мышц 128
Глава 7 Перекрытие дыхания и вен 131
Глава 8 Циньна с оружием 135

Воздействие на голову и шею 136
Воздействие на плечо 138
Воздействие на локоть 140
Воздействие на кисть 143
Воздействие на нижние конечности 147
Заключение 150

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Циньна, Искусство болевых захватов, Юшень Л., 2002 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Циньна (Цинь-на) или Искусство захвата и контроля — китайское боевое искусство, основу которого составляют болевые приемы, направленные на контроль и удержание противника за счет захватов, заломов и воздействий на уязвимые части тела противника.

Термин «Циньна» состоит из двух иероглифов: «Цинь» (захват) и «На» (контроль).

Нередко Циньна изучается параллельно с другими стилями боевых искусств или включается в иные боевые стили и системы, как составная часть техник и приемов.

Например, элементы Циньна присутствуют в китайском Вин Чун, израильской системе Крав Мага, Русском боевом искусстве «Извор», системе САМБО и других.

Для Искусства захвата и контроля характерна:

  • Лаконичность;
  • Небольшая амплитуда движений;
  • Жесткость;
  • Прямолинейные траектории;
  • Мгновенное поражение противника;
  • Парализующий болевой или шоковый эффект.

Необходимым условием для эффективного применения Циньна является знание основ и принципов работы костно-мышечной системы человека и понимание принципов движения суставов.

Техника Циньна

Основой техники Циньна является ограничение или блокирование свободы движений в суставах противника (замыкание цепочки суставных движений), что позволяет взять под контроль все тело противника.

При этом в Циньна техника захватов всегда идет в связке с ударами.

Техника захватов достаточно сложна в применении, так как для блокирования тела противника требуется умение применить прием в том направлении, где противник не прилагает усилий и не прикладывает силу, для чего требуется высокий уровень чувствительности.

Интересной особенностью Циньна является то, что техника движений построена на принципах Золотого сечения.




Техники Циньна можно условно разделить на 4 вида:

1. ФЭНЬЦЗИНЬвоздействие на мышцы и сухожилия.

Данная техника предусматривает три типа воздействия:

Воздействие скручивания, схватывания или надавливания на различные группы мышц — затрудняет или останавливает движения противника.

А воздействие на нервные окончания вызывает болевые ощущения и приводит к онемению мышц.

2. ЦОГУвоздействие на кости и суставы.

Данная техника предусматривает два способа применения:

  • Остановка атаки противника. Зажатие или залом сустава противника приводит к остановке его движения, либо повреждению или перелому сустава.
  • Создание боли. Достигается за счет реакций мышц, сухожилий и нервов, окружающих сустав на который проводится воздействие, приводящее в конечном итоге к болевым ощущениям.

3. БИЦУ или ДУАНЬМОЯ перекрывание течения Энергии Ци или пресечение каналов.

Данная техника предусматривает два типа воздействия:

Удары, приводящие противника в бессознательное состояние за счет болевого воздействия на мышцы легких или перекрытия дыхательных путей.

Данная техника требует знаний анатомии, в частности знаний механизма работы мышц, окружающих легкие.

При выполнении техники воздействие осуществляется по нервным окончаниям мышц, которые рефлекторно сжимаются настолько сильно, что приводят к потере сознания и неспособности противника дышать.

Удушающие захваты, перекрывающие доступ кислорода в легкие или головной мозг. В результате противник в течение нескольких секунд теряет сознание.

Техника очень опасна и может вызвать смерть, так как вены и артерии остаются перекрытыми и если противника не привести в сознание, исход будет летальным.

4. ДЯНЬСЮЭвоздействие на биологически активные точки.

Техника выполняется посредством захватов, тычков, шлепков или нажатий на определенны точки на теле противника, что может вызывать тяжелые последствия для противника — от потери сознания и паралича до мгновенной или отсроченной смерти.

Данная техника является наиболее эффективной, но также и наиболее сложной, так как требует достаточно глубоких знаний систем энергетических каналов и меридианов, а также базовых знаний основ теории и практики китайской медицины.

Тренировки Циньна

В тренировочном процессе особое внимание уделяется отработке:

  • Стоек;
  • Передвижений;
  • Захватов и способов освобождения от захватов;
  • Болевых приемов и выходов из них;
  • Точечного воздействия нажатием;
  • Ударов всеми частями тела, в т.ч. кулаком, ладонью, локтем, предплечьем, плечом, головой, стопой, коленом, голенью и т.д.

Неотъемлемой частью тренировочного процесса является:

  • Отработка техники падений;
  • Тренировка рук для обучения технике захватов;
  • Тренировка пальцев;
  • Упражнения для глаз.

В Циньна предусмотрена отработка техники в спаррингах, как без оружия, так и с различными видами оружия, в т.ч. с палками, ножами, шестом и т. д.

Циньна занимает особое место в китайских боевых искусствах.

Большинство мастеров рассматривают Искусство захвата и контроля, как самостоятельный вид боевых искусств.

Однако многие стили приняли базовые принципы Циньна, сделав их своей неотъемлемой частью, адаптировав технику под цели и особенности своего стиля.

(входит и во внешнее и во внутреннее направление)

Если сказать, что циньна — это техника болевых захватов и удержаний, конечно это будет верно, но только очень мало. Циньна, это не стиль и не самостоятельная дисциплина, это большая, но все таки часть традиционного китайского кунг фу, включающая в себя не только захваты. Вот, основные разделы циньна :

  • выкручивание суставов и костей;
  • ущемление мышц и сухожилий;
  • перекрытие дыхания и вен;
  • воздействие на биологически активные точки;

Обычно, обучение циньна начинается с самого начала практики кунг фу. Это помогает студенту, с первых шагов вникнуть в суть боевых искусств. Сейчас принято считать, что когда большой и сильный мужик бьет слабого, это боевые искусства. Но на самом деле, все наоборот — настоящие боевые искусства, это когда человек со слабой конституцией тела, может победить более сильного противника. Сила, является определяющим фактором в спортивных единоборствах, но в реальных условиях, побеждает тот, кто умнее и у кого технический арсенал не ограничен правилами соревнований. И конечно же смелость, хладнокровие и справедливость, играют не последнюю роль. Во все времена, суть боевых искусств остается неизменной и она выходит далеко за рамки простого овладения приемами для драки.

В основе циньна, лежат глубокие знания анатомии и физиологии. Для того, чтобы успешно применять эту технику необходимо понимать — как устроен скелет человека, как работают суставы, какие бывают мышцы, где они крепятся и как сокращаются, нужно знать практически все о связках и сухожилиях, о том где проходят артерии и вены и где же, черт возьми, находятся эти специальные точки, надавив на которые, можно узнать у человека номер его кредитки. Последнее, это конечно была шутка, но все таки, для того чтобы циньна заработала, вам придется много потрудиться.

Изучение циньна идет от простого к сложному. По мере освоения базовой техники кунг фу, к ней прибавляются подходящие по структуре элементы циньна, что в свою очередь дает более глубокое осознание принципов. Ну, и конечно же циньна учит не только тому, как повредить тело, но и, как его укрепить. Специальные упражнения, входящие в тренировку, да и сами приемы циньна, очень эффективно укрепляют сухожилия и связки, одновременно повышая скорость их сокращения и эластичность. А, контр приемы против болевых захватов, называемые фань циньна, хорошо развивают чувствительность тела к усилию противника и не плохо тренируют мозги.

Но, не смотря на некоторую сложность, начальные элементы циньна очень просты в изучении. Поэтому, для реальной самообороны циньна подходит, как нельзя лучше. Здесь нет красивых стоек и сложных приемов, все просто, минимум усилий и противник, спешит попросить у вас прощение, за причиненные неудобства. Не зря, циньна является основой боевой подготовки китайских спецслужб. Но изучать циньна, стоит не только для самообороны. На тренировках, вы научитесь контролировать страх и сохранять самообладание даже в самых критических моментах. Ваш дух укрепится, а разум освободившись от несостоятельных теорий, начнет думать более рационально. Корче, от практики циньна вас ждут только положительные изменения. Попробуйте и кто знает, может вам понравится.

Что такое циньна?

Особое место в современном ушу занимает искусство циньна, образно именуемое «руками дьявола». Впервые система комплексной боевой подготовки, получившая название циньна-гэдоу («заломы и захваты в рукопашной схватке»), появилась в Китае около 90 лет назад. Шанхайские мастера ушу предприняли первую попытку систематизации техники циньна, включающей в себя удары, захваты, броски, болевые приемы, работу с оружием и способы обезоруживания противника. Вплоть до недавнего времени преподавать циньна в Китае разрешалось только в рамках специализированных учебных заведений, готовивших кадры для армии, полиции и системы госбезопасности. Техника циньна основана на захватах конечностей соперника и проведении болевых приемов. Она отличается лаконичностью, малоамплитудными движениями, прямолинейными траекториями и жесткостью, что способствует мгновенному выведению противника из строя во время атак и контратак благодаря парализующему болевому, шоковому эффекту. Базовая техника циньна предполагает отработку стоек, передвижений, захватов и способов освобождения от них, болевых приемов и выходов из них, точечного воздействия нажатием, ударов кулаком, ладонью, локтем, предплечьем, плечом, головой, стопой, коленом, голенью, тазом, бедром, грудью, спиной. В циньна существуют разнообразные формы спаррингов (например, пайда-дуйлянь, циньна-дуйлянь), в таких профессионально-прикладных направлениях, как циньна-гэдоу и дуаньда, практикуется работа с различными видами оружия – короткой палкой (дуаньгунь), парными палками (шуангунь), ножом (бишоу), парными ножами (шуанбишоу), шестом (цимэйгунь) и т. д. В Китае искусство циньна определяется восьмью принципами: 1. «Быть зорким, как орел»: для проведения захватов необходимо замечать любые намерения противника и своевременно реагировать на его движения. 2. «Руки, как летящая стрела»: при осуществлении захвата скорость движения рук должна быть максимальной, чтобы соперник не смог его избежать. 3. «Устойчивый шаг, как у крадущегося тигра»: необходимо добиваться устойчивости во всех позициях и перемещениях. 4. «Талия гибкая, как у акробата»: захваты осуществляются благодаря движениям всего тела, поэтому необходимо развивать гибкость, подвижность и скоординированность в работе каждой из его частей. 5. «Концентрация силы через дыхание»: концентрацию силы можно обеспечить путем контроля над дыханием. 6. «Сила внезапна, как молния»: когда слабые места противника определены, необходимо развивать атаку с нарастающей силой и напором. 7. «Знания и опыт совершенствуют мастерство»: необходимо научиться мгновенно переходить от одних приемов и методов к другим, в соответствии с изменяющейся ситуацией. 8. «Присутствие духа – ключ к победе»: сильный духом может победить даже того, кто сильнее его физически. Основными методами тренировки в циньна являются пигун (тренировка рук для обучения технике захватов), чжигун (тренировка пальцев), яньгун (упражнения для глаз), а также отработка техники падений. В циньна кисти и запястья рассматриваются как объекты, которые, несмотря на большую подвижность, достаточно уязвимы для захватов. Применяя такие захваты, можно установить контроль над противником и проводить против него другие приемы. Поэтому большинство приемов в циньна связаны с захватом кистей и запястий. Вся техника циньна подразделяется на четыре основные категории: • техника выворачивания суставов; • техника разделения мышц; • техника перекрытия дыхания и вен; • техника воздействия на биологически активные точки. Зная биомеханические основы циньна, можно добиться максимального результата, приложив минимальное усилие. В боевой практике существуют два способа одержать победу над противником: первый сводится к прямому противопоставлению силе еще большей силы – тогда победит физически более сильный боец; второй способ определяется направлением приложения силы в трехмерном пространстве – в этом случае всегда найдется такое направление, которое позволит использовать силу нападающего против него самого. В технике циньна часто используется принцип рычага, позволяющий увеличивать силу во много раз, применяются закономерности вращательного движения: чем больше радиус вращения, тем легче сдвинуть объект и тем меньше энергии требуется, чтобы развернуть его вокруг оси вращения. Когда противник применяет силу, необходимо быстро развернуть свое тело или руку в направлении приложения силы: противник не попадет в цель и потеряет равновесие. В большинстве случаев сила в циньна прикладывается по дуге, причем в нескольких направлениях сразу. Из-за обусловленного анатомическим строением тела функционирования мышц и суставов противнику сложно сопротивляться силе, приложенной одновременно более чем в одном направлении. Приложение силы является результатом единого, скоординированного движения всего тела и, как правило, оно плавное, постепенное. Сила нарастает, пока все тело противника не будет заблокировано – и в этот момент применяется взрывное усилие: в определенном месте и под определенным углом. Применяя технику циньна, всегда следует искать возможность воздействовать на точки акупунктуры, нервные окончания и группы мышц противника. Ноги в циньна используются не только для перемещений и сохранения правильного положения тела в пространстве, но и для ударов, подножек, зацепов и т. д. При проведении приема всегда нужно помнить, что первым делом нужно вывести противника из равновесия путем смещения его центра тяжести. В отличие от дзюдо и айкидо, приемы в которых проводятся так, чтобы не травмировать соперника, технические действия в циньна предназначены для нанесения максимального вреда противнику. Именно поэтому мастера циньна всегда уделяют особое внимание тренировке выхода из болевого или удушающего приема. Искусство контрзахватов в циньна носит название фаньциньна («противоциньна»). «Замки» и «ключи» в ушу проводятся настолько жестко и резко, что освободиться от них необычайно сложно. Поэтому важнейший принцип фаньциньна – движение на опережение. Это означает, что контрприем следует выполнять, когда действие противника только начинается. Существует и другой вариант выхода из захватов и болевых приемов, но он требует специфической подготовки – тренировки особой подвижности и гибкости суставов. Такая гибкость может быть достигнута лишь путем выполнения специальных упражнений, цель которых – добиться эластичности связок и снизить порог болевой чувствительности. Освобождаться от захватов и болевых приемов в циньна можно двумя основными способами. Первый – простое освобождение, при котором противник теряет захват либо его «замок» или «ключ» разрываются. Все основные приемы просты и надежны в исполнении, но имеют существенный недостаток: при освобождении от захвата или болевой фиксации теряется контакт с противником, а это означает, что инициативу в поединке перехватить не удастся. Второй способ освобождения, собственно, и называется фаньциньна. Он представляет собой разнообразные технические действия оборонительного характера, целью которых является недопущение болевого воздействия на суставы, мышцы и жизненно важные органы, причем эти действия мгновенно перетекают в контратаку. При проведении контрприема контакт с противником не теряется, зато сохраняется контроль над ним на протяжении всех фаз боевого взаимодействия. Значение фаньциньна в тренировочном процессе трудно переоценить, поскольку постоянная практика освобождения от захватов и болевых фиксаций не только укрепляет и растягивает мышцы и суставы, делая их более эластичными, но и служит великолепным способом обучения навыкам ближнего боя, чувству дистанции, правильному приложению силы, а также играет роль психологического тренинга, так как работа в тесном контакте с противником требует специфической психологической подготовки. Интересно, что техника фаньциньна, с некоторыми видоизменениями, была заимствована более поздними восточно-азиатскими аналогами, в частности айкидо и хапкидо, однако не получила там такого распространения, как в ушу. Велико значение практики фаньциньна для снижения уровня травматизма на тренировках, так что эта техника вполне может быть рекомендована представителям других направлений единоборств в качестве тренинга для развития силы пальцев, запястий, увеличения эластичности связок и сухожилий, а также как специфическая форма парной разминки.

Болевые приёмы циньна

Болевые приёмы циньна

Самооборона и традиционные боевые техники в Челябинске. Индивидуальный подход. Не спорт. Ваш инструктор : Азамат Чинасов. +7-(919)-114-18-27 О школе

Если способов ударить или бросить человека существует достаточно большое, но всё же ограниченное количество вариантов, то способов красиво ломать кости и выворачивать суставы ещё меньше. Хотелось бы обсудить техники заломов и захватов именно китайского направления циньна, о котором уже вышло достаточно много книг и видео, однако известность его всё же очень мала среди широкой публики.

Индивидуальные тренировки. Только рабочие, рациональные и реалистичные техники. Не спорт. Стань бойцом и начни гордиться собой! Начать тренировки.

Причин несколько. Циньна –это надстилевая дисциплина, «прикрученная» к каждому стилю ушу, доработанная в силу особенностей стиля, но в общем совпадающая для всех стилей. Тренируют по ушу сейчас в большинстве своем либо бывшие спортсмены-ударники, получившие некую степень в ушу прилежно выучив несколько форм и базовых упражнений, но не дерущиеся этим, либо ушуисты, которые знают только таолу и опять же кикбоксинг на базе ушу (только лучшие). Нет-нет да попадаются спецы, которые учили ушу, как целостную боевую систему во всём фарше: тут тебе и специфическая ударка, и броски, и техники циньна, а также обязательно качественная и чёткая работа с оружием. Вот у них в идеале и нужно учить циньна лучше всего вместе с тем стилем ушу, который они практикуют. Ещё одна причина, вытекающая из первой, сложные, но эффективные техники циньна преподавать некому, а простые похожи на джиу и самбо, так зачем человеку учить что-то, что потом ведёт в сторону невыполнимых техник, и люди выбирают для работы в захвате самбо и джиу джитсу.

А ведь наработанные техники циньна способны дать такой контроль над противником, что он не сможет ничего сделать, а вы в свою очередь сможете безнаказанно бить своего противника, управляя его движениями через боль. Причем делать это в стойке, а не в партере. Помните характерный шаолиньский залом кисти от Джета Ли, когда четыре пальца противника перегибают против естественного сгиба, одновременно выворачивая его кисть наружу. Волей неволей человек «отдает» руку во власть того, кто взял этот жестокий захват. Джет любит брать этот захват так, чтобы в момент, когда воздействие на суставы пальцев и сустав запястья идёт полным ходом, он был на дистанции короткого удара ногой, который и наносит в беззащитное подреберье со стороны захваченной и выломанной руки. Удар ногой идёт вперёд-изнутри-наружу, ударная поверхность – подушечка под пальцами ноги или носок обуви, если она твердая и прочная.

Очень зрелищным и эффективным считаю выполнение приёма котэ-гаеши (уж не знаю, как по китайски) от мощного, немного затянутого удара рукой по прямой в голову или корпус. Скользящий блок, прихват, бросок скручиванием кисти (если не упадёт, то просто сломается рука), вдогонку падающему часто бьют дальней рукой, которая уже не держит противника.

Очень интересное циньна в тайцзи и стиле журавля, в багуа-чжан. Вообще циньна может неплохо обогатить работу любого айкидоки и бойца джиу джитсу, если только под рукой есть мастер сего искусства.

Основные принципы и структура Вин Чун

Как истинное боевое искусство Вин Чунь имеет свою теоретическую базу, основанную на оригинальных принципах, что делает данный стиль очень эффективным в реальном поединке.

Принцип первый: избегать противопоставления силы силе. Целесообразно отклонить атаку противника, чем жестко ее блокировать. Так же следует использовать уход с линии атаки посредством передвижений или перемещений тела в пространстве.

Принцип второй: действовать вдоль центральной линии. Эффективность всех приемов базируется на теории центральной линии, которая предполагает защиту при оптимальном положении рук и ног, а так же действенную контратаку. Следует защищать свою центральную линию и атаковать точки, расположенные на центральной линии противника.

Принцип третий: одновременное использование обеих рук. Это означает, что защищаясь одной рукой, следует контратаковать другой рукой. При этом защитное и атакующее движение выполняется одновременно, практически без задержки. Сокращение времени между блокированием атаки и нанесением ответного удара до минимума дает большое преимущество в реальном поединке.

Принцип четвертый: использование всего тела для нанесения удара. Здесь подразумевается, что начальная сила с поворотом тела перетекает из стопы в бедро, затем установившись там, переносится через поясницу и корпус к плечу и, получив максимальное ускорение с помощью трицепса, выплескивается через кисть.

Структура Вин Чунь включает в себя изучение трех комплексов (тао) без оружия и двух с оружием. В качестве оружия используется длинный шест и «ножибабочки». Огромное внимание в тренировочном процессе отводится упражнениям из раздела «Чи Сау» — «липкие руки». Навыки, развивающиеся вследствие тренировки этих упражнений, дают возможность эффективно нейтрализовать атаки противника и контратаковать его, находя свободные зоны в его защите. Для подготовки к реальному бою, помимо упражнений «Чи Сао», используются тренировки на специальном деревянном манекене, для которого разработан комплекс состоящий из 108 движений. Деревянный манекен незаменим для тренировки наиболее травмоопасных техник, так как они не могут быть отработаны с партнером при выполнении с реальной силой и скоростью.

Говоря о тактике поединка, следует сказать, что, как правило, предпочтение отдается ведению боя на короткой дистанции. Защитные и атакующие действия в основном проводятся руками. Ноги используются реже; как правило, для перемещений, ударов в колено и пах, а так же с целью проведения различного рода подножек, подсечек и подбивов. Как и любой реальный боевой стиль Вин Чунь содержит техники, относящиеся к разделу Циньна, которые начинают изучаться на втором этапе обучения.

Таковы основные принципы и структура Вин Чунь.

Введение в традиционное ушу и базовые техники Циньна

Циньна шу (дословно: искусство заломов и захватов) — один из разделов, присутствующий практически в любой из школ традиционного ушу.
В основе искусства циньна лежит техника болевого воздействия на суставы, мышцы и уязвимые точки тела, приводящего к контролю над всем телом противника. Получившие широкое распространение на западе корейское хапкидо и ряд японских стилей — айкидо, дзюдо и многие другие школы — обязаны своим появлением джиу-джитсу, вышедшему, в свою очередь, из циньна шаолиньской традиции. Циньна, благодаря большей — по сравнению с аналогичными техниками спортивных единоборств — жесткости и нацеленности на практический результат , не стесненной формальными рамками спортивных состязаний, позволяет предупредить развитие конфликта и оказывается наиболее актуальным в ситуациях, пограничных между явным и неявным конфликтом.

Задачей настоящего курса является помощь в движении обучающегося от основ ушу к реальным практическим результатам. Первая часть курса, представляющая базовые техники, характерные для южных школ ушу, может осваиваться в одиночку.

Представленный учебный курс позволит:
— Сотрудникам силовых структур — включить в свой арсенал наиболее эффективные в ситуациях, пограничных между явным и неявным конфликтом, техники.
— Практикующим спортивные виды единоборств — научиться выполнять захваты и заломы и грамотно им противодействовать, а также сделать первые шага во «внутренней работе».
— Всем интересующимся традиционными искусствами Китая — освоить базовые идеи, принципы боевого искусства и практическое их применением в одном из наиболее эффективных разделов ушу.

Название: Введение в традиционное ушу и базовые техники Циньна
Выпущено: Каре-Видео, 2003
Продолжительность: 01:27:34

4 комментария

хороший фильм, у меня он даже на ДВД есть :).
сам автор издания прошёл длительное обучение в китае по дисциплинам — трад. ушу, багуа, синьи, тайцзи.

Robby, Спасибо за ссылки! 🙂

Хороший фильм. Доступное изложение и показ.
Думаю, фильм будет интересен и тем кто занимается другими видами рукопашного боя.

Вспомнил на счет суставов. Хруст говорит о разлипании суставных поверхностей, что на самом деле не очень хорошо (см. книгу Доленко «Берегите суставы»).

Ссылка на основную публикацию