Основные принципы обучения ударам ногами | Karate-krs.ru

Основные принципы обучения ударам ногами

Методика обучения боковым прямым ударам ногами

Тхеквандо > Методика обучения боковым прямым ударам ногами

Из книги «Тхэквондо. Теория и методика. Том 1. Спортивное единоборство»

Общая методика изучения бокового прямого удара состоит из 7 последовательных этапов. Процесс обучения боковому прямому удару ногой можно условно разделить на три стадии.
Первая стадия характеризуется овладением основной структурой движений.
Вторая стадия – это автоматизация навыка. На этой стадии вы приобретаете способность свободно выполнять удар в стандартных условиях.
Третья стадия характеризуется приобретением способности к свободному и точному выполнению боковых прямых ударов. На этой стадии приобретается одно из важнейших качеств бойца – гибкость навыка, то есть умение применять удар в различных условиях боя и в зависимости от индивидуальных особенностей разных противников. Вначале мы рекомендуем подробно ознакомиться с общим описанием и с общими принципами техники выполнения ударов (они были даны ранее в тексте) и только потом переходить к нижеследующим упражнениям, систематическое выполнение которых поможет вам совершенствовать технику. Для более удобного освоения бокового прямого удара мы разбили его на фазы: фаза отталкивания, фаза выноса бедра, фаза удара, фаза возврата ноги, постановка ноги в стойку после удара. После изучения принципов выполнения каждой фазы данного удара переходите к его отработке в целом.
Для правильной выработки двигательных навыков выполнения удара мы рекомендуем следующую методику их отработки.

Выполнение бокового прямого удара на четыре счета
В данных упражнениях фаза отталкивания и фаза выноса бедра объединены в одну фазу. Примите исходную стойку. Выполните толчок ближней ногой и поднимите вверх бедро ноги, наносящей удар. Вес тела перенесите на дальнюю (опорную) ногу. Вынос бедра выполняется в сагиттальной плоскости. Одновременно с выносом бедра разверните стопу опорной ноги на 45°. Во время выноса бедра максимально согните колено, стопу направьте вниз. Активным движением таза и разгибанием бедра ударной ноги нанесите удар в сторону. Верните бедро по той же траектории и, выпрямляя ударную ногу, поставьте перед собой в исходную стойку.
Удар выполняется на четыре счета. На счет «раз» – толчок и вынос бедра; на счет «два» – удар в сторону; на счет «три» – возврат ноги; на счет «четыре» – постановка ноги в стойку после удара. Выполняйте данное упражнение медленно, строго фиксируя правильное положение всего тела в каждой фазе. Во время выполнения фазы удара в конечной точке удара зафиксируйте положение ноги на несколько секунд. Чередуйте выполнение бокового прямого удара ближней и дальней ногой. Количество повторений – 10 раз на каждую ногу.

Выполнение бокового прямого удара на два счета
Из исходной стойки выполните толчок, вынос бедра, боковой прямой удар. Это движение выполняется на один счет. Затем верните ногу по той же траектории и выполните постановку ноги в стойку. Это движение также выполняется на один счет.
Таким образом, на счет «раз» вы выполните толчок, вынос бедра, удар; на счет «два» – возврат ноги и постановку ее в стойку после удара. Во время выполнения данного упражнения контролируйте правильное положение тела в каждой фазе удара. До наработки двигательного навыка не стремитесь увеличивать скорость выполнения удара, четко контролируйте выполнение каждой фазы. Чередуйте выполнение удара на два счета ближней и дальней ногой. Количество повторений – 10 раз на каждую ногу.

Выполнение бокового прямого удара на один счет
Из боевой стойки выполните на один счет все фазы бокового прямого удара ногой, то есть после взрывного толчка выполните вынос бедра вверх, затем активным движением таза и бедра вперед нанесите удар, верните бедро по той же траектории и выполните постановку ноги в стойку. На начальной стадии изучения выполняйте удар медленно, без напряжения, с соблюдением максимальной правильности и точности во всех фазах. Затем по мере совершенствования двигательного навыка выполняйте удар, увеличивая скорость и амплитуду движений. По мере наработки двигательного навыка, когда появятся легкость, экономичность и свобода движений, переходите к выполнению удара в максимальном боевом темпе.
Чередуйте выполнение бокового прямого удара дальней и ближней ногой. Количество повторений – по 10 раз на каждую ногу.
Изолированная отработка фазы удара
Техника выполнения: из исходной стойки выполните толчок, вынос бедра и удар. Верните бедро по той же траектории. Снова выполните удар и снова верните бедро. При выполнении не опускайте ударную ногу на поверхность. Выполнение данного упражнения поможет контролировать работу соответствующих мышечных групп, с помощью которых выполняется боковой прямой удар, контролировать правильность траектории, по которой осуществляется разгибание и сгибание ноги, и при этом сохранять положение головы, туловища, таза и опорной ноги в соответствии с техническими требованиями. Выполняйте данное упражнение в медленном темпе, фиксируя положение ноги в конечной точке удара на несколько секунд. Чередуйте выполнение бокового прямого удара ближней и дальней ногой по 10 раз подряд.

Выполнение бокового прямого удара ногой с поворотом вокруг опорной ноги
Техника выполнения: примите исходное положение – стоя прямо, вес тела полностью распределен на левой ноге, правая нога согнута в колене, бедро поднято вверх, стопа должна располагаться выше уровня колена опорной ноги. Руки согнуты в локтях. Выпрямляя ударную ногу в колене, выполните медленно удар в сторону, зафиксируйте положение ноги. По возможности зафиксируйте туловище в вертикальном положении. Из этого положения выполните поворот на 360°. Поворот осуществляется на опорной ноге, которая должна жестко и упруго прижиматься к поверхности. Медленно поворачивая опорную стопу по кругу, выполните поворот всего тела. Во время поворота следите за уровнем вынесенной на удар ноги, сохраняйте равновесие и держите туловище в вертикальном положении. После полного оборота по той же траектории верните ногу в исходное положение. Выполняйте упражнение в медленном темпе, акцентируйте внимание на работе тех мышечных групп, которые отвечают за выполнение удара. Выполняя данное упражнение в медленном и напряженном режиме, вы сможете в дальнейшем наносить удар с максимальной скоростью и амплитудой, развить контроль за точностью выполнения удара. Чередуйте выполнение упражнения правой и левой ногой. Время выполнения – 30 секунд на каждую ногу.
Выполнение бокового прямого удара ногой с продвижением вперед
Техника выполнения: примите исходную стойку. Выполните толчок и вынос бедра. Из этого положения выполните два невысоких прыжка вперед. Контролируйте правильность положения бедра во время продвижения вперед. После прыжков выполните удар и верните бедро по той же траектории. Сохраняя прежнее положение и не опуская ударную ногу на поверхность, снова выполните два невысоких прыжка и удар ногой. Выполняйте упражнение как с продвижением, так и стоя на месте. Чередуйте выполнение упражнения ближней и дальней ногой по 10 раз подряд. Выполнение данного упражнения поможет развить чувство маневрирования во время атаки, чувство контроля дистанции, а также поможет выполнить удар не из статического положения, а в продвижении, в ритме, приближенном к боевому.

Выполнение бокового прямого удара с чередованием ног
Техника выполнения: примите исходную стойку. Выполните толчок ближней ногой, вынос бедра, удар, возврат ноги. Поднимите туловище в вертикальное положение, опустите стопу ударной ноги на поверхность возле опорной ноги и выполните в момент постановки шаг назад опорной ногой. Примите исходную стойку. Не задерживаясь в этом положении, выполните толчок дальней ногой с одновременным разворотом туловища на 180° и выносом бедра. Вес тела – на ближней, опорной ноге, которая в момент разворота туловища и выноса бедра должна быть развернута на 270°. Вынос бедра выполняется в сагиттальной плоскости. Активным разгибанием бедра нанесите удар и верните ногу по той же траектории. Переведите туловище в вертикальное положение и опустите стопу ударной ноги на поверхность около стопы опорной ноги. В момент постановки выполните опорной ногой шаг назад. Примите исходную стойку. Последующие удары должны выполняться по вышеописанной схеме, но с разворотом туловища на 180°. Чередуйте выполнение ударов ближней и дальней ногой так, чтобы количество выполненных каждой ногой ударов равнялось десяти. Удары выполняйте в среднем темпе.
Данное упражнение способствует развитию способности вариативного выполнения бокового прямого удара, а также развитию выполнения удара в постоянно изменяющихся условиях, с разной скоростью, с переменой ритма во всем двигательном акте, то есть приближенно к реальной ситуации.

1. Боковой прямой удар дальней ногой

2. Боковой прямой удар ближней ногой

Основные принципы обучения ударам ногами

Просматривая фотографии и кинограммы исполнения таких приемов, как удар ногой вперед, в сторону, назад, круговой удар ногой вперед, можно заметить, что их ключевым движением является высокий вынос бедра, а в таких приемах, как удар внутренней и внешней частью стопы по дуге, круговой удар ногой назад, — маховое движение прямой ногой назад или вперед.

Это дает возможность выделить восемь узловых ударов ногами, на основе которых формируется восемь родственных групп приемов.

При изучении ударов ногами занимающемуся трудно одновременно следить за сохранением равновесия тела, высоким выносом бедра и положением стопы. Поэтому для лучшего усвоения этих приемов предлагаются подготовительные упражнения и ориентиры, которые помогут правильно представить структуру изучаемого приема, осознанно его выполнить и приобрести навык для дальнейшего усложнения приема.

Изучение удара ногой вперед, в сторону, кругового удара ногой вперед нужно начинать не стоя, а сидя или лежа на полу; удар ногой вперед следует проводить пяткой, а не носком, удар ногой в сторону — всей плоскостью подошвы, а не ребром стопы, круговой удар ногой вперед — носком, а не подъемом стопы. Эти положения стопы более удобны на первых этапах обучения. В положении «стойка» рекомендуется выполнять упражнения ногами: держась за стену, ставить ногу на барьер или переносить ее через него, что обеспечит естественный вынос бедра на требуемую высоту. Добившись устойчивого положения тела и высокого выноса бедра, можно сосредоточить внимание на различных положениях стопы.

При обучении удару ногой назад начинающим обычно трудно развернуть стопу атакующей ноги вниз под углом 45° и направить пятку вперед для удара. Чтобы освоить этот прием, рекомендуются следующие подготовительные упражнения: стоя на четвереньках, поднять ногу, согнутую в колене, параллельно полу, а затем выпрямлять и сгибать ее, акцентируя внимание на повороте стопы в требуемом направлении. То же самое следует проделать и в стойке, опираясь руками в стену. И лишь после этого можно переходить к изучению ударов ногой назад с помощью барьера.

Изучение ударов ногой по дуге также лучше начинать лежа или сидя: встать в стойку, проводить удары внешней и внутренней стороной стопы, перенося ногу через барьер. Круговой удар ногой назад рекомендуется осваивать, опираясь руками в стену и стоя на четвереньках.

В начале обучения удары ногами желательно наносить по нижним участкам тела — стопам, коленям, бедрам. Так как у новичков нет еще достаточной гибкости и четкой координации движений, высокий подъем ноги мешает хорошо освоить изучаемое движение

Основные принципы обучения ударам ногами

Коллектив авторов под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Ю. А. Шулики, кандидата педагогических наук Е. Ю. Ключникова

Тхэквондо: теория и методика. Том 1. Спортивное единоборство

Тхэквондо – древнекорейское боевое искусство, которое очень популярно в современном мире. Количество поклонников тхэквондо превышает 50 миллионов человек. Причина столь высокой популярности этого единоборства заключается в том, что корейские мастера смогли совместить древние принципы и методы тренировок с тенденциями современного спорта, что сделало тхэквондо уникальной системой саморазвития и физического воспитания, а также очень зрелищным и динамичным видом спорта.

Целью тренировок и изучения тхэквондо является достижение гармоничного единства физического, психического и духовно-нравственного начал в человеке. В древности эти положения были сформулированы в принципах мусуль, муе и до.

Мусуль – дословно этот термин переводится как «боевая техника» и воплощает в себе принципы тхэквондо как метода реального боевого взаимодействия и самообороны.

Муе – боевое искусство. Этот принцип воплощает в себе методы работы над собой, когда занимающийся тхэквондист учится побеждать не только противника, но и свои недостатки; через совершенствование техники тхэквондо совершенствует свою волю, стремится превратить тренировки в творческий процесс саморазвития и самопознания.

До – путь в контексте духовно-нравственного воспитания. Этот принцип воплощает в себе стремление человека понять свою истинную природу, осознать свое место в мире и способы взаимодействия с миром.

Таким образом, целью тхэквондо является комплексное физическое и духовное воспитание человека, способствующее гармоничному развитию личности.

Современное тхэквондо состоит из 5 основных дисциплин, которые интегрированы в единый тренировочный комплекс:

● Кибон доньчжак – основная техника. Это тот фундамент, на котором основано все дальнейшее мастерство, приобретаемое в результате упорных тренировок.

● Пхумсэ – специальные комплексы формальных упражнений, имитирующие реальный поединок за жизнь с одним или несколькими противниками, из которых выполняющий пхумсэ выходит победителем. На практике пхумсэ основана реализация принципа муе – постижение тхэквондо как боевого искусства.

● Кйоруги – поединок. Обучение технике и тактике ведения поединка.

● Хосинсуль – боевое взаимодействие и самооборона. Обучение реальным методам практического применения техники тхэквондо в различных жизненных ситуациях.

● Кйокпха – демонстрационная техника. Демонстрация возможностей человека, которые можно развить, занимаясь тхэквондо.

Чем же привлекает к себе тхэквондо, в чем его огромная популярность? Как и почему тхэквондо стало олимпийским видом спорта.

Во-первых, для спортивного тхэквондо характерно и обязательно проведение соревнований. А для соревнований важно не только правильно определить победителя – очень важна безопасность участников. В ВТФ разработано и с успехом применяется защитное снаряжение, которое максимально защищает спортсмена и позволяет показать все элементы сложной техники. Также разработана стройная система правил, позволяющая более объективно определять победителя.

Во-вторых, заниматься тхэквондо можно в любом возрасте – с малых лет до глубокой старости. Тхэквондо благодаря различным методикам и упражнениям может служить и средством укрепления организма, и оздоровительным средством.

Занятия тхэквондо в раннем возрасте развивают двигательные навыки у детей, прививают им культуру движения. На этом этапе у детей закладывается тот фундамент техники тхэквондо, который впоследствии даст возможность выступать на соревнованиях или, если в занятиях давался прикладной (боевой) раздел тхэквондо, поможет в военной службе, работе в силовых органах. Во время тренировок у занимающихся вырабатывается упорство, сила воли, умение работать самостоятельно и в коллективе. Никогда нельзя исключать культурный, эстетический, философский, духовный аспекты тхэквондо. Накладываясь на менталитет русского человека, у тхэквондистов развиваются культура общения, уважение к старшим, родителям и учителям. В возрасте, когда идет становление характера, личности человека, важно, чтобы рядом находились наставник, который всегда поможет, и дружеский коллектив.

В зрелом возрасте занятия тхэквондо помогают поддерживать спортивную форму, сохранить высокий жизненный тонус и бороться с преждевременным старением.

Здоровые, сильные выпускники школы будут готовы с честью нести воинскую службу в рядах вооруженных сил, работать в силовых структурах.

В целом занятия тхэквондо и привлечение молодежи в спортивные секции поможет занять детей и подростков, отвлечь их от улицы, снизить детскую преступность, противостоять наступлению наркотиков. В этом году Всемирная федерация тхэквондо выступила с программой «Исключение наркотиков из всего мира». В программе примут участие все члены Всемирной федерации тхэквондо, а это 166 стран мира. Суть программы – сбор анкетных данных (анкета анонимна) среди занимающихся тхэквондо. Ставится задача исследовать распространение наркотиков среди молодежи и роль тхэквондо в борьбе с применением наркотиков.

Президент Союза тхэквондо России,

член исполнительного комитета Европейского Союза Тхэквондо (ЕТU),

член исполнительного комитета Всемирной Федерации Тхэквондо (WТF)

Настоящий учебник посвящен виду спорта, входящему в состав наиболее разносторонне развивающих видов физических упражнений, – тхэквондо.

Тхэквондо в мире – один из наиболее молодых олимпийских видов спорта.

Большая популярность тхэквондо объясняется его зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы и разносторонним воздействием на двигательные, психические и волевые качества человека.

В определенный вид единоборств дети идут для того, чтобы научиться бороться или драться, ибо при любой системе воспитания эти действия во взаимоотношениях будут присутствовать. Обязательно (зачастую втайне от других) они будут мечтать о достижении высоких спортивных результатов, поскольку эти результаты являются средством занятия определенной социальной ниши, так необходимой каждому члену общества.

Но чемпион в весовой категории может быть только один, а претендентов – много. С первых квалификационных соревнований перед большинством учащихся возникает проблема несоответствия его возможностей уровню его притязаний. Многие ребята бросают занятия и идут по более легкому, но неверному пути, в процессе которого можно более «легко» выразить себя (например, податься в «панки», «скинхеды» или – еще легче – к наркоманам).

В интересах общества, в интересах как можно большего числа людей при постановке стратегической цели занятий тхэквондо должен возобладать ориентир на процесс технико-тактической подготовки тхэквондиста, воспитание в нем морально-этических норм поведения, становление его как физкультурника на всю жизнь.

Процесс этот длительный, и не обязательно всем и все время занимать призовые места, даже не обязательно участвовать в соревнованиях с жестким противоборствующим режимом. Необходимо только регулярно посещать занятия, периодически демонстрировать способность показать изученный двигательный материал в меняющихся ситуациях.

Лица, способные к противоборству, могут участвовать в соревнованиях и даже становиться профессионалами, включая соревновательную и тренерскую деятельность. Остальные просто должны иметь возможность выполнять упражнения для своего организма с интересом, биологической и социальной пользой для себя и для общества в целом.

Методические рекомендации обучения ударам ногой

Удары ногой снизу носком, подъемом, коленом в область паха, под колено, в голень наносятся слегка согнутой в колене ногой за счет движения бедра снизу вверх (коленом в пах с близкого расстояния) (рис. 7). Также выполняются удары снизу носком в колено или голень.

Рис. 7. Удар ногой при нападении противника

Удары ногой вперед стопой в колено, нижнюю часть живота, поясницу наносятся с небольшим наклоном туловища вперед подошвенной частью стопы (пяткой) резким разгибанием ноги в коленном уставе.

Удары ногой сверху (назад) пяткой выполняются по верхнему своду стопы (голени) — при захватах противником туловища сзади; по лежащему противнику — с короткого замаха резким выпрямлением ноги (резким наступанием на болевые точки).

Удары ногой в сторону стопой (пяткой) выполняются разгибанием ноги в тазобедренном и коленном суставах.

Удары головой в лицо, живот наносятся с небольшим наклоном головы лобной частью вперед, затылочной назад (разучиваются в целях последующего усвоения защиты от них).

Методические рекомендации по защитным действиям от ударов. Выполняются от ударов рукой, ногой, головой, ножом, предметом сверху, снизу, сбоку, прямо, наотмашь — подставкой предплечья (предплечий), ладоней, стопы; отбивами предплечьем; перемещениями; уклонами, нырками. При этом необходимо сохранять устойчивое и удобное для нанесения ответного удара положение.

Подставки предплечья выполняются вверх — против ударов сверху (рис. 8); вверх в сторону против ударов сбоку в голову (лицо), верхнюю часть туловища; вниз — против ударов снизу (рис. 9); вниз в сторону — против ударов снизу-сбоку, сбоку в нижнюю часть туловища).

Подставки обоих предплечий проводятся: вниз (вверх) скрестно-против ударов снизу (сверху); вперед — против ударов наотмашь.

Подставки стопы (каблука) проводятся: вперед — в сторону — против ударов ногой снизу; бедра вверх внутрь — против ударов вперед ногой.

Отбивы предплечьем, ладонью, ребром ладони внутрь проводятся: поднятием руки — против прямых ударов в лицо, верхнюю часть туловища; опущенной рукой — против прямых ударов в живот и нижнюю часть туловища.

Перемещения проводятся: скачками назад, в сторону, назад — в сторону; скользящими шагами назад, в сторону, назад — в сторону, а также поворотами туловища, уклонами, нырками.

Методические рекомендации по проведению болевых приемов. Применяются для задержания, обезоруживания и сковывания действий противника.

Загиб руки за спину сзади: с шагом вперед захватить одноименную руку противника за запястье и отвести ее назад сторону, с толчком ладонью свободной руки в локтевой сустав противника положить его предплечье на свое и захватить пальцами за локоть, другой рукой — за плечо (одежду). Прижав предплечье своей руки к его спине и надавив на локоть вниз, сместить вес его тела на ближнюю к себе ногу.

Загиб руки за спину скручиванием внутрь: захватить двумя руками запястье (кисть и запястье) руки противника и скрутить ее внутрь. Провести загиб руки за спину указанным выше способом.

Рис. 8. Подставка предплечья от удара противника

Рис. 9. Защита от удара противника ножом снизу

Загиб руки за спину «нырком»: с шагом вперед захватить двумя руками запястье противника. Поднять его руку вверх — в сторону, сделать шаг вперед и, сгибая свои ноги, повернуться под рукой противника кругом, выводя его из равновесия натяжением захваченной руки в сторону. Ладонью разноименной руки сделать толчок в локтевой сустав захваченной руки противника и провести загиб руки за спину.

Загиб руки за спину «рывком»: с шагом вперед подставить предплечье руки перед разноименным предплечьем противника, другой рукой захватить ее чуть выше локтя и произвести сильный рывок на себя, согнув руку противника. Разноименной рукой отвести его предплечье за спину и, захватив локоть, встать к противнику боком, затем сместить вес его тела на ближнюю к себе ногу (рис. 10).

Рис. 10. Загиб руки за спину «рывком»

Загиб руки за спину «замком»: с шагом вперед пропустить разноименную руку между предплечьем и бедром противника, другую — снаружи выше локтевого сустава и соединить пальцы в замок. Рванув захваченную руку вверх — на себя, провести загиб руки за спину.

Рычаг руки через предплечье: с шагом вперед захватить одноименную руку противника за запястье. Упираясь ладонью свободной руки в нижнюю часть челюсти противника, энергично потянуть захваченную руку на себя. Одновременно выкручивая ее наружу, повернуться к нему боком. Обхватив его руку своей свободной рукой сверху, подвести свое предплечье под плечо противника чуть выше локтя. Отжимая руку вниз-наружу, заставить его встать на носки.

Рычаг руки наружу: захватить кисть противника двумя руками, уперев большие пальцы в тыльную сторону ладони. Выкручивая руку вниз-наружу, свалить противника на спину (рис. 11).

Рис. 11. Рычаг руки внутрь

Рычаг руки внутрь: захватить запястье противника двумя руками, с выпадом ногой назад — в сторону подтянуть захваченную руку на себя и, скручивая ее внутрь, подвести себе подмышку. Нажимая на захваченную руку своим плечом, перегибать ее в локтевом суставе вверх-наружу.

Переходы на загиб руки за спину: после проведения рычагом руки внутрь, толчком ладони выше локтя противника, а также после сваливания противника на спину захватом и скручиванием руки внутрь с последующим переворачиванием его на грудь.

Рычаг локтя через бедро лежа: захватить предплечье руки противника и отжать его к бедру своей ноги. Упирая локоть захваченной руки в бедро сверху, перегибать ее вниз-наружу.

Рычаг руки внутрь лежа: захватить двумя руками запястье руки лежащего на груди противника, сесть сбоку от него, подвести захваченную руку себе подмышку, перегибать ее в локте движением рук вверх.

Методические рекомендации по проведению удушающих приемов.

Применяются для задержания и сковывания действий преступника.

Удушающий прием плечом и предплечьем сзади стоя: нанести удар стопой в подколенный изгиб противника, одновременно рвануть его руками за плечи на себя. Захватить предплечьем и плечом своей руки горло противника и, соединив руки, сдавливать его горло.

Удушающий прием плечом и предплечьем сзади сидя: прыжком сесть на поясницу противника, поставив левую ногу на колено, правую — стопой на землю ближе к его плечу. Отогнуть голову противника назад, обхватить горло плечом и предплечьем левой руки, соединить руки. Упираясь правой ногой о землю, усилием рук сдавливать горло противника. При сопротивлении противника перекатиться на спину, обхватив его туловище ногами на уровне поя-

Рис 12. Удушающий прием плечом и предплечьем сзади сидя

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УДАРАМ РУКОЙ И НОГОЙ

Удары рукой и ногой могут быть эффективным средством поражения противника, когда возникает необходимость вести рукопашную схватку без оружия. Сильный и точный удар или серия ударов вызывают временную потерю противиком двигательной способности и сознания, сильные болевые ощущения, травмы и даже смерть.

Наиболее эффективны удары ногой, так как они отличаются большой силой и могут наноситься одновременно с действиями холодным оружием против нескольких противников.

Удары рукой и ногой различаются, как правило, в целом групповым односторонним способом на тренировочном оборудовании специальных городков и спортивных залов (боксерские мешки, груши, чучела, настенные макеты, планшеты и т.д.).

Организация занятия во многом зависит от оснащенности мест обучения тренировочными снарядами. Желательно, чтобы весь личный состав мог одновременно выполнять удары по цели, если же такой возможности нет, то обучение осуществляется на имеющемся оборудовании поочередным выполнением приемов сменами (шеренгами) или потоком по командам руководителя занятий.

Для наглядности обучения на чучелах, настенных макетах, полужестких планшетах, тренировочных мешках должны быть нанесены контуры тела человека и ярко обозначены уязвимые точки.

С первых занятий следует добиваться от подчиненных нанесения точных, сильных и неожиданных для противника ударов.

Последовательность разучивания ударов:

— выполнить несколько раз боевые стойки (левостороннюю, правостороннюю, фронтальную);

— в боевой стойке (изготовке к бою) выполнить несколько передвижений, шагом, скачком;

— разучить удар на месте в медленном темпе с фиксацией наиболее значимых элементов удара, например: прямой удар кулаком — тыльная часть кулака в момент удара должна быть на одной прямой с предплечьем, при прямом ударе ногой — движение начинать с бедра, а заканчивать хлестом голени и т.д.;

— выполнить одиночные удары на быстроту и точность на месте, затем в движении, выполнить серии одноименных ударов двумя руками по одной цели;

— после разучивания нескольких ударов руками и ногами выполнить серию разноименных ударов по одной и нескольким целям на месте и в движении;

— совершенствовать удары в усложненной обстановке, полузатемненном зале, при мигающем свете, звуковых помехах; нанести удары по внезапно появляющимся целям и т.п.

В конце разучивания каждого удара рукой и ногой необходимо дать время на самостоятельное закрепление навыков. Каждое упражнение выполняется 3-4 раза.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9425 — | 7437 — или читать все.

193.151.241.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Методика обучения приемам боя рукой и ногой.

При обучении вначале осваиваются приемы нападения на противника, затем защиты в сочетании с ответными действиями. Перед их разучиванием проводится обучение личного состава изготовкам к бою и передвижениям.

Обучение изготовкам к бою органи­зуется односторонним групповым методом по командам ру­ководителя и самостоятельно. Основное внимание при этом руководитель обращает на быст­роту и четкость принятия соответ­ствующих положений рук, ног, ту­ловища, головы при различных из­готовках (высоких, средних, низ­ких, левосторонних, правосторон­них и фронтальных). Тренировка заключается в выполнении различ­ных изготовок в сочетании с пово­ротами по внезапным сигналам и в процессе маневрирования. Даль­нейшее совершенствование в них производится на всех последую­щих занятиях при обучении раз­личным приемам рукопашного боя.

Передвижения осуществляются шагами, переступанием и скачками. Быстрое сближение с противником выполняется при помощи выпадов вперед и в стороны.

Обучение передвижениям организуется одно­сторонним и двухсторонним групповыми методами. В на­чале применяется метод упражнения без «противника», а затем — с «противником». Упражне­ния в передвижении без «противника» проводятся вначале по командам и сигналам руководителя, а затем — самостоя­тельно. Метод упражнений с «противником» применяется в процессе тренировки и заключается в совершенствовании синхронного передвижения при сохранении заданной ди­станции во взаимодействии с «противником». Дальнейшая тренировка в передвижениях осуществляется в процессе каждого последующего занятия.

Обучение ударам производится путем системати­ческого выполнения специальных подготовительных уп­ражнений, направленных на увеличение подвижности в су­ставах, гибкости и на укрепление ударных поверхностей конечностей. Эти упражнения, как правило, включаются в подготовительные части занятий и выполняются самосто­ятельно в парах и на различных снарядах.

При обучении ударам в полном объеме применяются все методы упражнений: без «противника», с «противником», с условным «противником» и «противником», с нескольки­ми «противниками».

Обучение ударам, стоя на месте, проводится односторон­ним групповым способом организации занимающихся, в дви­жении — потоком, вначале — по командам руководителя, а затем — самостоятельно в такой последовательности:

формирование ударных поверхностей конечностей;

выполнение движений (упражнений), которые способ­ствуют усвоению деталей техники ударов (движения рук, вращение бедрами, туловищем, движение бедра при уда­рах ногой, сохранение устойчивого равновесия и др.);

выполнение ударов по мягким мишеням (чучелам) на месте и в движении;

выполнение серии ударов по мишеням (чучелам) на ме­сте и в движении;

выполнение ударов во взаимодействии с «противником», который действует с боксерскими лапами или с подвижным (переносным) чучелом.

Как правило, эти упражнения выполняются по командам руководителя и самостоятельно.

В качестве подготовительных упражнений, в которые заложено основное двигательное звено ударов, являются:

для ударов рукой — выполнение попеременных ударов прямо из средней фронтальной стойки, вначале без «про­тивника», а затем с условным «противником» (упражнение выполняется по команде руководителя, который задает сво­им счетом его темп в зависимости от методической целесо­образности);

для ударов ногой — выполнение ударов коленом из левой правосторонней стойки без «противника» (основная зада­ча упражнения заключается в достижении устойчивого равновесия в момент одноопорного положения, упражнение выполняется по команде руководителя).

В процессе разучивания удары рукой наносятся по мяг­ким мишеням (чучелам) и выполняются по разделениям: 1 — из изготовки к бою нанести удар; 2 — принять изготов­ку к бою. Удары ногой по разделениям не разучиваются из-за невозможности фиксации устойчивого равновесия в одноопорном положении.

После освоения определяющего двигательного звена переходят к выполнению ударов стоя перед мишенью. По командам руководителя обучаемые выполняют удары вна­чале в медленном темпе, затем — в быстром с постепен­ным увеличением силы удара.

Тренировка в выполнении ударов производится само­стоятельно стоя перед чучелом и при сближении с ним, вна­чале — одиночные удары, затем — серии ударов с постоян­ным соблюдением заданной руководителем дистанции. При упражнениях удары наносятся с максимальной силой и быстротой в определенную точку, обозначенную на чучеле.

Выполнение упражнений с «противником», действующим боксерскими лапами (переносным чучелом), является важным моментом тренировки. В процессе упражнений у обучаемых формируется чувство дистанции и времени, развиваются быстрота реакции, сила ударов, а также уме­ние видеть открывшиеся уязвимые места и т. п.

В процессе обучения военнослужащим следует:

в момент нанесения удара, особенно ногами, сохранять устойчивое равновесие;

удары сопровождать активным выдохом, резко сокра­щая мышцы живота, межреберные мышцы (что в значи­тельной степени будет способствовать быстроте и силе ударов);

удары выполнять за счет последовательного сокраще­ния вначале больших мышечных групп, а затем — и бью­щей конечности;

при ударах прямо разноименную ногу ставить вперед, а при ударах наотмашь и в сторону делать шаг (выпад) одноименной ногой вперед или в сторону.

При подаче команд руководитель должен указать: изго­товку к бою; уязвимое место или часть тела противника, куда нанести удар; конечность, наносящую удар, или удар­ную поверхность; направление удара. Например: «Из правосторонней стойки в лицо (нижнюю челюсть) кулаком левой прямо — БЕЙ» или «Из фронтальной стойки по горлу ребром ладони правой наотмашь — БЕЙ». При сокращен­ной подаче команд название изготовки к бою и ударной по­верхности можно опускать. Например: «Правой ногой сни­зу — БЕЙ».

При обучении защитам выполняются:

конечные положения основных защит стоя на месте и при маневрировании;

отбив по выпрямленной руке (ноге) «противника» (парт­нера) ;

парные упражнения с условным «противником» и «про­тивником»;

парные упражнения с «противником».

Упражнения в принятии конечных положений защит проводятся по командам руководителя. Для занятия того или иного положения подаются команды: «Левым пред­плечьем от удара сверху — ЗАКРОЙСЬ» или «Левой вверх — ОТБЕЙ». Обучаемые при этом находятся во фрон­тальной средней стойке. Основное внимание обращается на быстроту и четкость принятия конечного положения за­щиты. После этого продолжается разучивание защит с ша­гом вперед, назад, в стороны и т. п.

Дальнейшее обучение защитам проводится путем уп­ражнений с «противником» по командам руководителя и самостоятельно. Вначале защиты выполняются по непо­движно вытянутой руке (ноге), направленной в определен­ное место. Конечное положение защит при этом фикси­руется, чтобы иметь возможность поправить положение руки (ноги).

Для обучения ответным атакам в сочетании с защитами применяются упражнения с условным «противником» (чу­челом) и «противником». «Противник» наносит удары, при­меняя палки (алюминиевые или бамбуковые). Обучаемые защищаются и атакуют условного «противника» вначале стоя на месте, а затем — в процессе маневрирования.

В дальнейшем выполняются простейшие упражнения с «противником» в виде парных боевых действий. Они со­ставляются по принципу «атака-защита-ответ». К при­меру: атака ударом рукой в туловище — уступающая за­щита отбивом предплечья — ответ ударом ноги.

Парные упражнения являются важным средством в под­готовке военнослужащих к рукопашному единоборству с противником без оружия.

Дата добавления: 2016-03-22 ; просмотров: 571 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Педагогические принципы обучения формирования навыков юных футболистов.

Соблюдение педагогических принципов в детском футболе является неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса. Детский тренер должен не только обучить подопечных этой игре, но и подготовить их к применению изученного материала в соревновательной деятельности. На начальном этапе основное составляющее должно быть – обучение технике и развитию физических качеств с учетом индивидуальных способностей, а потом уже подготовка через командные занятия.

  1. Принцип мотивации. Основан на том, что если у ребенка отсутствует мотивация (потребность) к игре футбол, то ни о каких хороших результатах не может быть и речи. Дети приходят в футбольные школы уже сильно мотивированные, со стремлением побеждать в соревнованиях, с желанием стать звездой (профессиональным футболистом) и так далее. Умение детского тренера использовать это для улучшения процесса обучения технике является показателем его квалификации. Для того, чтобы задействовать мотивацию, нужно обязательно вести учет достижений и прослеживать динамику роста результатов через различные тесты и соревнования на технику. Например, если и вы и ребенок ощущает рост качеств удара, то это сильно мотивирует.
  2. Принцип доступности и посильности. Предполагает, что учебный материал будет соответствовать возрастным и интеллектуальным возможностям ребенка, а его усвоение не вызовет непреодолимых трудностей. Особенно это касается выполнения движения правильно. Не нужно думать, что давая трудное задание в тренировке, повысится техничность игрока. Например, тренер ставит игрокам задачу сделать передачу на 25 метров и попасть в обозначенную цель. Но для некоторых сделать такую передачу непосильно. Их личный рекорд удара на дальность достигает только 20 метров. Тогда они будут стараться ударить мяч максимально сильно, но он уже не сможет сосредоточиться на изучаемом элементе движения, так как его целью будет просто пнуть сильно мяч. Однако, если игрок имеет рекорд выше 30 метров, то тоже нарушается данный принцип. Легко доступная цель порождает потерю концентрации.
  3. Принцип минимизации. Заключается в выборе на начальном этапе обучения минимально необходимого количества главных элементов. И по мере изучения приема, увеличивается количество изучаемых элементов, так как уже освоенные движения переходят из разряда «обучение» в «поддерживание уровня достигнутого». Типичные ошибки в футбольных школах, которые часто встречаются на стадиях ознакомления с техническим приёмом:
  • Ставится много задач по выполнению элементов одного технического приёма. Игроку предлагается в одном упражнении сделать и правильный последний шаг, и проследить за постановкой опорной ноги, и коленкой «накрыть» мяч, и не забыть про «жесткий» рычаг.
  • Тренер определил главной задачей тренировки обучение технике удара, но предлагает упражнение, в котором до самого удара игрок должен принять мяч, произвести обводку стоек и только после этого сделать удар.
  1. Принцип систематичности и последовательности. Знания, умения и навыки должны формироваться в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
  2. Принцип концентризма. Т.е. обучение тех приемов, которые наиболее часто применяются на игровой позиции, которая соответствует врожденным и приобретенным качествам конкретного футболиста. Тренер футбольной академии должен уметь расставлять приоритеты в выборе и групп технических приёмов и выделять наиболее важные технические приёмы внутри этих групп. Например, игрок хорошо освоил «удар с лёта по воротам». Только в игре он его практически не применяет. А вот пас щёчкой, удар, которым он постоянно пользуется, выполняет с большим количеством брака.
  3. Принцип связи теории с практикой. Всё, что ребенок изучает в ходе учебно-тренировочного процесса, делается с главной целью – применения знаний на практике, в соревновательной деятельности. Важно контролировать применение изученных приемов в ходе соревновательной деятельности, анализируя каждый эпизод, в котором приемы были или не были выполнены и их результат. Очень важно уловить тренеру то время, когда надо начать постепенно усложнять задания по выполнению технических движений, вводя различные усложнения в упражнения.
  4. Принцип прочности. Т.е. довести до автоматизма один прием, а потом переходить к другим. Если игнорировать этот принцип, то мы получим игрока, который умеет много, да всё знает «на троечку», делает технические приёмы с большим количеством брака.
  5. Принцип индивидуализации. Именно индивидуализация занятий является необходимостью, которая позволит повысить качество и эффективность обучения. В спортивных футбольных школах необходимо отойти от практики обучения «всех, всему и одинаково». Такое отношение к обучению юных футболистов порождает «серую» массу выпускников футбольных школ, не имеющих своей индивидуальности. Отдельные «звёздочки» появляются вопреки системам подготовки резервов в детском футболе, за счет сильной природной одарённости и таланта.

Все эти педагогические принципы обучения являются фундаментом для практических занятий в спортивных секциях. Отвергнув или забыв какой-либо принцип в тренировочной работе, тренер значительно снизит эффективность использования тренировочного времени, а значит его воспитанник отстанет от более способных игроков или от игроков одинакового потенциала, но тренировавшихся более эффективно и правильно.

Обучение ревер – обратным боковым ударам ногами

По сравнению с описанными ранее ударами ногами – прямыми и фуэте – удары ревер представляются более сложными, так как предъявляют более высокие требования к гибкости спортсмена, к его устойчивости и умению расслаблять мышцы.

Это определяет порядок изучения данного удара – он изучается после прохождения прямых ударов и фуэте. По направлению движения этот удар противоположен удару фуэте, и практика показывает, что эти два удара можно начинать изучать одновременно в форме одного подводящего упражнения: выполнения поочередного махового движения расслабленной ногой слева-направо и обратно по 5–10 раз подряд над низким препятствием (медицинский мяч – медболл, гимнастическая скамейка и т. п.).

Преподносить его спортсменам следует в качестве упражнения на расслабление, можно даже не объявлять вначале, что оно связано с ударной техникой, это не будет перегружать сознание спортсмена избыточной информацией, и будет способствовать лучшему расслаблению мышц.

Чтобы лучше представить данное упражнение, полезно показать соответствующую работу с кнутом – расслабленной рукой сделать медленные «волны» кнутом, смещая рукоять кнута слева-направо и обратно, а также продемонстрировать «хлыстообразное» выполнение движения ногой по нижнему и среднему уровню.

Регулярное выполнение подобных упражнений на расслабление, включаемое по несколько раз в течение каждой тренировки, как показала практика, позволяет подготовить спортсмена к более быстрому, легкому и успешному обучению нанесения удара ревер по нижнему и среднему уровню.

Освоение удара ревер в верхний уровень (в голову) предъявляет очень высокие требования к гибкости спортсмена, и не каждый боксер сават может им овладеть в достаточной степени. В качестве альтернативы базовой форме удара ревер, спортсменам с низким и средним уровнем развития гибкости можно предложить освоить фронтальный удар ревер.

Данная форма удара имеет меньшую протяженность по сравнению с базовой формой удара ревер, малоэффективна при нанесении удара в нижний или средний уровень, но освоить ее гораздо легче, и при достаточной способности контролировать расслабление мышц она осваивается боксером сават быстро (за 1–2 занятия).

Обучение данному удару следует начинать с нанесения удара по воздуху, по нижнему уровню, и разучивать двигательное действие удобнее в следующей последовательности:

– из положения боевой стойки согнутая в колене нога поднимается примерно до высоты солнечного сплетения и приводится под углом в 45 градусов относительно фронтальной линии тела по направлению к опорной ноге;

– из этого положения выполняется «хлыстообразное» движение удара наружной боковой поверхностью стопы от опорной ноги наружу, до угла в 45 градусов относительно фронтальной линии тела (т. е., стопа проходит путь перед телом боксера изнутри-наружу примерно в 90 градусов).

Данное маховое движение следует начинать выполнять с малой скоростью и малой амплитудой, но постепенно скорость и амплитуда движения увеличивается, и движение начинает приобретать выраженный акцентированный характер, с максимальным напряжением мышц и максимальной скоростью движения стопы примерно в средней части траектории.

В наработке движения удара предложенным способом, упражнение выглядит следующим образом: спортсмен стоит на опорной ноге (положение рук на данном этапе может быть произвольным, но мышцы рук и плечевого пояса должны быть расслаблены), и выполняет круговые движения бедром (согнутой в колене ногой) наружу-вверх, и возвращает ногу, снижая высоту траектории.

Постепенно амплитуда движения увеличивается, спортсмен начинает дополнительно делать синхронное круговое движение стопой, разгибая ногу в колене, доводя круговое движение коленом и стопой до максимального значения.

Данное упражнение обладает сопряженным воздействием, формируя двигательный навык и одновременно развивая статокинетическую устойчивость, способность контролировать степень мышечного напряжения, совершенствовать умение изолировать мышцы.

Данное упражнение можно также выполнять над препятствием (мячом), и перед зеркалом, для самоконтроля напряжения мышц и правильности выполнения движения. Для направленного воздействия на развитие статокинетической устойчивости, рекомендуется постепенно усложнять условия выполнения упражнения: в начале разучивания можно выполнять упражнение с опорой, затем – без нее, а после частичного закрепления навыка – в условиях сенсорной депривации (с закрытыми глазами), на повышенной опоре (стоя на гимнастической скамье), выполняя его на подскоке и т. п.

Для направленного развития чувства пространства следует выполнять данное упражнение, варьируя скорость, амплитуду и протяженность движения.

Наряду с указанным упражнением должна выполняться работа на снарядах, круговым методом используются лапы, легкий и тяжелый мешок, а также имитационные упражнения с партнером, легко выполняются ударные движения по очереди или в виде игры в пятнашки.

Так как на начальном этапе обучения базовая форма удара ревер часто представляется спортсменам слишком сложной, и даже после начала этапа углубленного разучивания данного удара применение его в учебном бою малоэффективно, это сдерживает темпы его практического освоения.

Использование данного удара может быть эффективным в двух случаях:

– при нанесении удара в нижний или средний уровень он выполняется с поворотом назад на 180–360 градусов (разгон тела при вращении позволяет увеличить его силу и скорость в ударной фазе);

– удар выполняется в верхний уровень, что при попадании в цель делает его эффективным и без использования большой скорости и большой силы.

Выполнение ударов ревер в голову требует высокого уровня развития гибкости, а удары ревер в любой уровень в такой сложной форме, как с вращением назад с большим углом поворота тела, требует целого ряда высоко развитых физических способностей: тонкого чувства времени и дистанции, хорошо развитых способностей сохранять равновесие и управлять мышечными напряжениями.

Перечисленные требования отдаляют время, когда спортсмен сможет практически применять данный прием с достаточной эффективностью, и полноправно включить его в свой технический арсенал наряду с другими ударами ногами, а недостаточное владение данным приемом может негативно влиять на умение боксера сават эффективно защищаться от этого удара.

Чтобы сократить время практического освоения спортсменом данного удара, рекомендуется целенаправленно применять соответствующий комплекс подводящих упражнений, а также уже на ранних этапах обучения начинать интенсивно развивать необходимые физические способности.

Для этой цели можно применять целостный метод, используя выполнение удара круговым методом: на снарядах, в одношереножном строю, перед зеркалом, в форме игровых упражнений и другие упражнения, позволяющие выполнять удар в упрощенных условиях.

Наряду с этим, параллельно должен применяться и расчлененный метод, с выделением более простых по структуре движений и отработке их как в виде специальных упражнений, так и на тренажерах, принудительно задающих требуемые параметры движения (нами для этой цели использовался комплекс тренажеров с дифференцированным и «трамплинным» воздействием).

Учитывая техническую сложность нанесения удара ревер, рекомендуется при его изучении применять принцип «от простого к сложному через еще более сложное», который может быть реализован уже на раннем этапе обучения данному двигательному действию, включением его более сложных форм – ударам ревер с поворотом на 180º или 360º.

Удары Ногами — Ошибки Новичков

Методическая последовательность обучения технике различным способом ударов по мячу, методики обучения

В мини-футболе техника игры сложна и многообразна. Обучение техническим приемам, в нашем случае техника ударов по мячу, выполняется дальнейшей последовательностью: изучение удара в упрощенных условиях; изучение удара в усложненной обстановке; закрепление техники удара; объяснение и показ. При помощи объяснения, тренер добивается создания правильного представления о структуре удара, направляя внимание спортсмена на основные части и при этом, не упуская все тонкости и детали удара (Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 264 с.).

Сам процесс обучения в мини-футболе направлен на вооружение ученика знаниями, умениями и навыками, постоянное их развитие, совершенствование, а так же на систему знаний о технике, тактике, правила игры, методов тренировки и т.д.

При решении задач обучения игрокам необходимо овладеть широким кругом знаний о современном мини-футболе, необходимые для понимания материала и дальнейшего его развития. Важную роль в тренировочном процессе играет воспитание для стремления развития своих мыслей и поиску самостоятельных решений. Вся суть процесса обучения состоит в том, что важную роль занимает не только развитие морально-жизненных качеств, но и создание необходимых умений и навыков, которым игрок должен овладеть в совершенстве.

В процессе формирования двигательного навыка выделяют три стадии: первая, формирование начального умения, когда игрок овладевает структурой; вторая, уточнения системы движений; третья, совершенствование навыков (Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: ФиС, 2003. 132 с.).

Завышенный интерес уделяется почти во всех странах юношескому футболу. Еще в детстве, тренера начинают отбирать дарованных игроков, где под контролем эксперта, футболисты совершенствуют все свои технические умения и другие основания игры. На данном этапе и наблюдается гарантия будущих успехов клубных и национальных команд на международном уровне (Хьюз Ч. Футбол. «Тактические действия команды». М.: ФиС, 1989. 222 с.).

Прогрессивное формирование игры никак не может быть без внесения значительных перемен в руководстве подготовки молодых футболистов, где главным основным условием становится разумный подбор средств и методов.

Основным принципом в построении учебно-тренировочного процесса является принцип сознательности и активности. Суть этого принципа состоит в том, что необходимо сформировать у спортсменов интерес к занятиям, рациональное отношение и потребность к физкультурно-спортивным занятиям с лучшей активностью (Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 416 с.).

А. Гальперин, считает что, в учебно-тренировочном занятии вынужден находиться принцип доступности и индивидуализации. Обучение и воспитание ведется с учетом развития многофункциональных способностей молодых игроков, а также с уровнем подготовленности и личных особенностей, это все и подразумевает организацию учебно-тренировочного процесса. Принцип систематичности предусматривает ежедневные занятия с игроками, правильное формирование нагрузки и отдыха, постепенное овладение теоретическим и практическим материалом (Гальперин А.М. Обучение юных футболистов тактике. М.: ФиС, 1980. 155 с.).

Принцип наглядности в тренировке по футболу имеет не меньшее значение. Наибольший прирост процесса обучения, происходит с помощью объяснения, сопровождаемого показом (презентаций, плакатов и т.д.) и овладению наиболее усовершенствованной техники (Бабуджян С.Г. Исследование путей совершенствования точности ударных действий футболистов в специальных заданиях: Автореф. дис. канд. пед. наук ВНИИФК. М., 1978. С. 23).

Принцип постепенности в тренировке футболистов проявляется в виде усложнения задач, постепенного увеличения объема и интенсивности занятий, что дает необходимость постоянного усложнения заданий с общим направлением роста тренировочных и соревновательных нагрузок (Смирнов Г.А. Исследование факторов, влияющих на меткость ударов футболиста. М.: 1995. 93 с.).

Для достижения поставленной цели, техника мини-футбола представляет совокупность конкретных приемов применяемых в игре.

С точки зрения биомеханики, технические элементы характеризуются такой системой движения, которая позволяет экономично использовать всю энергию для быстроты и точности игровых ситуаций.

Для этого чаще используют соревновательный и игровой методы. Эти методы применяют в основном для комплексного совершенствования техники в сложных вариативных условиях.

При помощи игрового метода, осуществляется закрепление, и совершенствование технических элементов приобретенных на тренировке, а так же легче усваивается новый навык. Игровой метод, применяется тогда, когда все полученные знания доведены до автоматизма и все движения сосредоточены только на технических элементах.

Так же многие авторы, советуют включать в тренировочные занятия игровой и соревновательный методы, так как они повышают эмоциональное состояние спортсменов и положительно влияют на восстановление работоспособности. Благодаря этому, игроки продолжают активно тренироваться, забывая об усталости.

Техническое мастерство футболиста определяется арсеналом технических средств и приемов, которые он умеет хорошо выполнять и использовать для решения игровой задачи.

Целью данной методики является достижение наивысших результатов и последующее совершенствование технических элементов. В технике мини-футбола методика обучения содержит задачи, такие как, распознание слабых и сильных сторон отдельных игроков команды, раскрыть тенденции последующего развития возрастных, технических, физических, ростовых параметров спортсменов и построение учебно-тренировочного процесса.

Процесс обучения должен проходить при максимальной плотности занятий, включая в себя упражнения как для разучивания технических приемов в группе занимающихся, так и для индивидуальной тренировки (Николаев Д.С. Начальное обучение мини-футболу. Ульяновск: УлГТУ, 2008. 41 с.).

Удар внутренней стороной стопы рассматривается следующим образом: выбирается место для разбега; мяч и цель находятся примерно на одной линии; за счет толчка последнего бегового шага выполняется замах; ударное движение начинается с одновременным сгибанием бедра и поворота к наружности (супинации) ног; в момент удара стопа находится строго под прямым углом; удар выполняется серединой внутренней поверхности стопы; положение ноги во время удара сохраняется параллельно и во время проводки.

Удар внешней частью подъема выполняется следующим образом: для начала необходимо поставить опорную ногу сбоку и сзади от мяча; далее, бьющую ногу повернуть носком внутрь; после замаха бьющая нога соприкасается с нижней частью мяча; в момент удара нога закреплена в голеностопном суставе; туловище немного наклонено вперед (Баландин Г.А. Урок физкультуры в современной школе. Вып. 2. Футбол. М., Советский спорт, 2003. С. 72).

Анализируя виды и ошибки ударов, мы пришли к выводу, что методика обучения ударов трудна. В процессе обучения, дети овладевают большим кругом знаний и используют широкий круг принципов. В методике обучения чаще используют игровой и соревновательные методы. Главная цель в обучении, это достижение наивысших результатов и дальнейшее совершенствование технических элементов.

Удар щёчкой (внутренней стороной стопы).

В данном разделе будут размещаться материалы посвящённые методике обучения удару внутренней стороной стопы. Тексты готовятся и будут появляться постепенно. Пока же Вы можете обратить внимание на общие рекомандации и на упражнения связанные с развитием подвижности голеностопного, коленного и тазобедренного суставов и поясничного отдела позвоночника. Нельзя правильно выполнить движение и достичь автоматизма качественного удара «щёчкой» если Игрок не обладает эластичными мышцами и подвижностью суставов. О развитии гибкости смотрите здесь . Вот комплекс упражнений ( смотреть здесь ) по развитию гибкости и подвижности основных групп мышц и суставов, которые в наибольшей степени влияют в формировании техники удара щёчкой, позднее смонтирую видео ролик на эту тему.

Удар внутренней стороной стопы чаще всего используется для передачи на короткое/среднее расстояние или удар по воротам из штрафной площадки. Он один из самых часто используемых технических приёмов в играх и тренировках. А раз удар часто повторяется, то им овладевают на том или ином уровне практически все игроки. И создаётся впечатление что специально заниматься обучением удару «щёчкой» и не надо. Всё просто и привычно. И в этом заключается большая проблема, ведь над обучением этому удару надо трудится и долго, и планомерно. И над формированием навыка/автоматизма элементов и деталей техники, и над точностью (в первую очередь) и над силой удара. Обучая удару/передачи мяча внутренней стороной стопы, мы должны стремиться к главной цели обучения создать уверенный навык автоматического исполнения АКТИВНОГО точного и сильного технического действия. Я не случайно выделил требование по передачи мяча после которого команда (партнёры игрока) может продолжать атакующие (активные) действия. Футболист должен не просто сделать точную передачу, он должен сделать её УДОБНОЙ для возможности партнёру выбрать атакующий вариант продолжения игры. Ниже на схеме расскажу об этом подробнее.

А сейчас покажу в чём заключается потенциал повышение качества удара (снижение процента брака, неточных передач).

На фотографии видно, что если нанести удар по мячу точками 1 и 4, то мяч полетит в заданном направлении. Но так же видно что если удар наносить в районе голеностопа и ближе к пятке (точки 2 и 3), то серьёзной ошибки не будет. Но вот если нанести удар точкой 5, мяч срежется (киксанёт) и полетит в непредсказуемом направлении. Из этого легко сделать вывод. При обучении удару «щёчкой» надо приложить максимум усилий чтобы выработать навык бить по мячу в районе голеностопа (в районе пятки). Этим мы значительно повысим надёжность удара (минимизируем ошибки).

Что касается постановки опорной ноги при ударе, то здесь также как и при ударе подъёмом, направление опорной ноги совпадает с направлением удара (по возможности конечно же). Этот элемент (постановка опорной ноги) так же значительно влияет на точность передачи/удара.

Для того чтобы удар щёчкой был сильным (мяч летит быстро) необходимо совершать вращательное движение голенью по вертикали. Замах и ударное движение осуществляется с оттянутым носком и только в самый последний момент делается резкий разворот стопы, перпендикулярно направлению удара. Только так можно придать движению дополнительную скорость. Это особенно актуально, если игровая ситуация не позволяет сделать «длинный» замах перед ударом.

Именно вращательное движение голени в момент удара по мячу, в сочетинии с касанием мяча в районе пятки и при правильной проводки мяча позволит сделать удар и сильным и точным. Вот ещё фотограмма выплнения удара щёчкой, с акцентом на вертикальное движение голени.

Когда выполняется упражнение, тренер (сам игрок) должен следить за главными моментами выполнения движения. На фото 1-4 это вращающее движени голени от вертикального положения (носок стопы вниз) до горизонтального (стопа параллельно газону). Очень важно сохранять положение «пяточка вперёд» как можно дольше после совершения удара (фото 6-7). С методической точки зрения важно не ставить перед игроком более двух задач на которых надо сосредотачивать (концентрировать) внимание игрока. Но за правильностью выполнения поставленной цели следить очень тщательно. При большом количестве ошибок, надо упражнение прекратить и вернуться к подготовительным, подводящим, иммитационным (и так далее) упражнениям. А затем снова выполнять движение слитно.

Точность передачи мяча ударом щёчки во многом зависит от перпендикулярного положения стопы бьющей ноги к направлению движения мяча. Проиллюстрирую это следующей схемой. Задача игрока А, сделать партнёру Б удобную передачу, которая позволит игроку Б двигаться вперёд, выбрав нужное ему направление. Изменение перпендикурярности в момент удара на миллиметры, приводит к ошибке в точности передачи при приёме мяча партнёром в десятки сантиметров.

Во всех трёх направлениях передачи мяч останется под контролем игрока Б, но, направление 1 позволяет партнёру принять мяч удобно, с продолжением движения вперёд не теряя темпа и не делая лишних касаний мяча. Направление 2 уже ставит перед игроком Б ограничения в выборе тактических вариантов продолжения игрового эпизода. А направление 3 начисто лишает команду перспектив активного продолжения игры. В то же время к игроку А вроде бы и претензий в неточной передаче предъявить нельзя, мяч дошел до партнёра и очевидной ошибки не видно. Данные рассуждения приводят нас к следующему выводу. Точность паса щёчкой (как и любым другим видом удара) должна оцениваться по самому высокому требованию — передача в направлении 3 является ошибкой. Это должен понимать в первую очередь тренер и постоянно доводить эту мысль до игрока. Только такой подход к точности передач может (в стратегическом понимании достижения поставленной цели) сформировать у игрока оценку своих действий по самому высокому счёту. Передача партнёру должна быть УДОБНОЙ. Точной, сильной и удобной для продолжения командой активной (атакующей) игры.

На фото ниже, игрок мирового уровня Стивен Джеррард ( Steven Gerrard) запечатлён в момент выполнения удара внутренней стороной стопы

Джерард превосходно демонстрирует все детали и элементы техники удара внутренней стороной стопы. И параллельное положение туловища и стопы, и положение стопы опорной ноги и выворотность в коленном и голиностопном суставах и проводку мяча после удара. Тут и сказать нечего. Звезда она и есть звезда, особенно в деталях техники.

Подвижность и гибкость для щёчки

Развитие подвижности суставов и связок и гибкость для щёчки.

Как мы знаем в основе любого технического приёма вообще и удара/передачи внутренней стороной стопы, в частности, лежат физические возможности организма футболиста. Но на разных этапах подготовки значение физической подготовки разное (подробнее об этом здесь). Наполним составную часть взаимосвязей «тактика — техника — физическая готовность» практическими рекомендациями и методическими советами в плане «физика». Начнём с этапа начальной подготовки.

На этом этапе подготовки юного футболиста (и на любом этапе при начале серьёзной работы по обучению/совершенствованию удару щёчкой), на первом месте стоит необходимость подготовить опрно-двигательный аппарат игрока к возможности правильно (с точки зрения биомеханики движения) выполнять двигательное действие. Главное требование к подвижности и гибкости при выполнении удара внутренней стороной стопы, это возможность сохранить перпендикулярное положение стопы по направлению удара в наибольшем диапозоне. Возможность развернуть в нужном положении стопу иногда называют «выворотность». Это балетный термин. В футболе это качество менее важно чем в балете, степень разворота ноги во всех звеньях; голеностопный сустав, коленный сустав, тазобедренный сустав, но подвижность суставов и эластичность связок в перечисленных звеньях необходимо для эффективного улучшения качества (точности) удара/передачи. Позднее я выложу и видео работы над подвижностью суставов и упражнения, но для начала вполне подходять упражнения из балетной практики. Вот комплекс из девяти топ-упражнений (информация с сайта «гранитанца»). Ничего сложного. Главное постепенность, целеустремлённость и последовательность в тренировочной работе.

Если приучить юного футболиста к самостоятельной работе над гибкостью, то очень просто домашними занятиями два-три раза в неделю минут по тридцать, заложить основу дальнейшей точности передачи/удара щёчной. Поверьте, потраченное тренировочное время вернётся сторицей. И, чтобы закончить тему балета, предлагаю Вашему вниманию «балетные позиции». Их можно использовать в учебном процесс. Назвал номер позиции и всем ясно что делать.

Перейдём к футбольной составляющей подвижности и гибкости применительно к технике удара внутренней стороной стопы. Для простоты выделим две группы упражнений статические и динамических. Конечно, все упражнения я не буду выкладывать на сайте слишком большой объём, но постараюсь сделать видео ролик на эту тему. В полном объёме это будет в Монографии.

Ссылка на основную публикацию