Основные элементы аттестационных экзаменов | Karate-krs.ru

Основные элементы аттестационных экзаменов

Основные элементы аттестационных экзаменов

Все, кто принимал когда-либо участие в аттестационных экзаменах Британской Федерации Айкидо, знают, что выступление оценивается по десяти категориям:

  1. Правильность техники,
  2. Эффективность техники,
  3. Плавность и гибкость,
  4. Кокю-рёку,
  5. Осанка,
  6. Укеми,
  7. Ма-ай,
  8. Дзансин,
  9. Дух,
  10. Стиль и
  11. Отношение.

В недавнем обсуждении аттестационных экзаменов Канэцука-сэнсэй обратил внимание на следующее:

Самая важная категория — Стиль и Отношение . Если у вас нет соответствующего стиля и отношения, вы не сможете учиться. Практика боевых искусств начинается с рэй и заканчивается рэй. А рэй не просто означает «поклон». Все ваши действия должны быть проникнуты духом рэй . Айкидо должно присутствовать в ваших чувствах, в вашем сердце. Необходимо, чтобы это отражалось и в вашем выступлении, в поведении во время экзамена. Если ваше отношение агрессивно, оно покажет себя. рэй означает уважение к вашему партнёру.

Основной вопрос, который нужно задавать самим себе: «Почему мы занимаемся Айки-до?»

Что касается Правильности техники, мы ждём от вас внимания к деталям. Например, в Сёмэн-учи Иккё — к тому, как экзаменующийся берёт руку уке. К тому, когда и как он использует тэ-гатана («руку-меч»). К тому, как он заканчивает технику, что требует точных движений рук. Форма (ката) — это первое, что вы должны себе отчетливо представлять.

Эффективность техники — результат правильного кокю-рёку, ма-ай и расчёта времени; в применении силы нет необходимости.

Если вы применяете силу, это означает, что в основе своей ваша техника как техника Айкидо неэффективна. Также должен быть эффективен ваш контроль уке. Но имеется в виду не агрессивный контроль. Может быть, лучше будет выразить это так: «ведёте» вы своего партнера или нет, сохраняете ли вы хороший контакт на протяжении всей техники. Особенно это важно для низших степеней: они могут выполнять техники правильно в том, что касается основных моментов, но, тем не менее, их техники в действительности могут и не работать. На аттестационных экзаменах мы должны иметь возможность наблюдать, как обучающиеся прогрессируют в результате практики.

В отношении Плавности и Гибкости в последние годы жизни Досю написал где-то, что, если вы слишком много думаете, вы не сможете быть плавным. Ваше Айкидо не должно напоминать движения робота. Вам нужно быть расслабленным и восприимчивым. Если вы негибки, будет трудно достигнуть правильного ма-ай. Дело не только в том, как вы расположены относительно друг друга.

Ма-ай подразумевает всё ваше тело от одного мгновения к следующему. Плавность также включает в себя хороший, естественный ритм ваших движений. Техники не должны исполняться отрывисто или поспешно.

Хорошая Осанка (сисэй) — один из самых важных для нас моментов в аттестационных экзаменах. Хотя это не означает, что вы должны держаться, как статуя. В то же самое время нужно быть расслабленным. Не нужно смотреть вниз, нужно смотреть прямо вперед: мы называем это мэ-цки.

Учитывается и ма-ай, что не есть только физическая дистанция между вами и партнером: это ещё и правильный расчёт времени. Быть в правильной позиции в нужный момент. Если вам приходится думать об этом, вы не сможете этого достигнуть. Вот почему так важна бесконечная тренировка. Правильное ощущение ма-ай, на самом деле, очень трудно развить.

Несмотря на то, что Укеми часто переводится как «страховка», по-японски это значит «принимать телом». Когда мы выполняем страховку, мы падаем на землю правильным способом, чтобы избежать травм. Но укеми означает еще и принимать технику корректно в качестве уке. Не быть жестким и неподдающимся и, в то же время, не быть пассивным и мягким; сохранять центр и суметь выполнить контрдвижение, если техника не работает. Уке не следует прыгать без необходимости (уходя от атаки), когда он принимает техники наге; ему следует принимать их центром и поддерживать контакт.

Дзансин : концентрация. Вам нужно знать не только о непосредственном нападающем, но и возможности другой атаки. Даже когда кажется, что действие закончено, вы должны быть в готовности на случай, если нападающий вернётся и начнёт атаковать вновь. Вы не должны быть небрежны; сохранение дзансин означает, что вы уважаете своего партнёра.

Что касается Духа , здесь имеется в виду не «боевой дух». У вас не должно возникать мысли о причинении боли нападающему. Очевидно, лучше перевести это как «позитивный дух». Не должно возникать чувства «ухода, бегства, спасения»: встречайте партнёра лицом к лицу. И, конечно, уке тоже должен вести себя позитивно: не пассивно, не только следуя партнёру.

Кокю-рёку же очень сложно выразить словами. Буквально это означает «сила дыхания», но мы понимаем это больше как что-то наподобие «направляющей энергии». Как связать центр с силой тяжести и позволить энергии течь по этой линии и выходить через вашу руку, когда та поднимается в оборонительном движении для контакта с партнёром, выносится вперёд и снова вниз в круговом движении. Как сохранять чувство расширения в ваших движениях, словно воздушный шар или раскрывающийся зонтик.

Игра на определение знания японской каны
Интерфейс русский. Программа бесплатная. Не требует установки. Данное приложение является своеобразной игрой, в которой необходимо знаку каны найти соответствующее название на русском языке. .

Тексты для чтения: 山田さん、どこへ行きますか
Дополнительный текст для чтения на японском языке. Уровень знания японского языка — средний Аудио сопровождение прилагается. — 山田さん、どこへ行きますか。 — きっぷを買いに行きます。 — コンサ- トのチケットですか。 — .

Тексты для чтения: 7時におきる — Проснуться в 7 часов
Дополнительный текст для чтения на японском языке. Уровень знания японского языка — средний Аудио сопровождение прилагается. 7時におきる。 12時にねる。 ドアを開ける。 ドアを閉める。

Тексты для чтения: かおをあらう — Умываться
Дополнительный текст для чтения на японском языке. Уровень знания японского языка — средний Аудио сопровождение прилагается. かおをあらう。 うたをうたう。 先生に言う。

Тексты для чтения: 学校へ行く — Идти в школу
Дополнительный текст для чтения на японском языке. Уровень знания японского языка — начальный Аудио сопровождение прилагается. 学校へ行く。 じどう車で行く。 さくぶんを書く。 ノートに書く。

Как разобраться в видах аттестаций: текущая, промежуточная, итоговая

При переходе на семейное образование возникает много организационных вопросов. Один из самых насущных — виды и периодичность проведения аттестаций. Рассказываем, какие бывают аттестации и какие из них нужно сдавать хоумскулерам.

Что такое аттестация

Аттестация — это проверка знаний и умений школьника. Самостоятельные, проверочные и контрольные работы, тесты, зачёты и устные экзамены — всё это и есть аттестации.

Проведение аттестаций регламентируется Федеральным законом «Об образовании» и рядом приказов Министерства просвещения.

Во время промежуточной аттестации ребёнок на семейном образовании становится экстерном. Это особый статус, дающий право посещать консультации с педагогами школы прикрепления, пользоваться её библиотекой, ходить на практические работы.

С какой целью проводится аттестация

Аттестации необходимы, чтобы ребёнок подтвердил успешное усвоение основной школьной программы по предметам своего класса и доказал, что уровень его знаний не ниже государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Какие бывают аттестации

Выделяют три основных вида аттестаций.

Рассмотрим каждую из них подробнее и выясним, какие аттестации необходимо сдавать детям на семейном образовании.

Текущая аттестация

Текущей аттестацией называют ежедневные оценки обучающихся, которые выставляются за домашнюю работу, ответ у доски, реферат и так далее. Как правило, этот вид проверки знаний отсутствует у первоклассников массовой школы и не предусмотрен на семейном обучении.

К сожалению, результаты текущей аттестации сильно зависят от человеческого фактора. Лейла Сазонтова — автор книги «Жизнь без школы», выпущенной при поддержке издательства «Альпина.Дети» и «Домашней школы Фоксфорда» — делится впечатлениями об оценках в традиционной школе. Сын Лейлы учился там до перехода на семейное образование.

Много тех, кто снижает ребёнку оценку за то, что он пишет «Земля имеет форму эллипсоида» («Земля круглая — нужно знать!»), называет Есенина Сергеем Александровичем («Я всегда на уроках просто говорю детям, что он Сергей Есенин») или спорит, что лисята рождаются слепыми («Я хочу, чтобы он назвал котят, в учебнике только они были упомянуты, а не другие животные»).

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация — это мониторинг знаний по всем предметам школьной программы за определённый период. Проводится в школах, имеющих государственную аккредитацию, один или несколько раз в год (на усмотрение школы). Как правило, промежуточные аттестации проводятся по четвертям, триместрам или полугодиям.

Большинство хоумскулеров предпочитают сдавать промежуточные аттестации каждый год. Так проще отслеживать прогресс, а ребёнок может тренироваться для итоговых экзаменов. Для сдачи промежуточной аттестации ребёнок на семейном обучении должен прикрепиться к школе, имеющей лицензию и аккредитацию.

Родители ребёнка на семейном обучении вправе заключить со школой договор об аттестациях, где будут согласованы сроки, виды и объём экзаменов.

Срок сдачи промежуточной аттестации, как правило, составляет несколько недель. Дело в санитарно-эпидемиологических требованиях, согласно которым рекомендуется проводить один экзамен в сутки. А между контрольными и тестами выдерживать перерыв не менее двух дней. На практике всё сдаётся гораздо быстрее, потому что сами хоумскулеры не заинтересованы в затягивании процесса и не хотят лишний раз приезжать в школу.

Промежуточная аттестация может проводиться в устном, письменном или комбинированном виде.

Результат промежуточной аттестации родители могут узнать в школе прикрепления. Если отметки неудовлетворительные, у экстерна образуется академическая задолженность. На пересдачу даётся две попытки. Сроки и порядок пересдачи устанавливает образовательная организация.

Итоговая аттестация

Государственная итоговая аттестация (ГИА) — это обязательная аттестация при любых формах получения образования и любых формах обучения.

По окончании 9 класса она проводится в форме ОГЭ (общего государственного экзамена), а по окончании 11 класса в форме ЕГЭ (единого государственного экзамена).

В статье об ОГЭ и ЕГЭ мы в деталях описывали, как проводятся государственные экзамены. Здесь приведём лишь основные моменты.

Экзамены в 9 классе сдаются абсолютно всеми школьниками. Нужно сдать четыре предмета в формате ОГЭ: русский, математику и две дисциплины на выбор.

Сдав ОГЭ, можно поступить в колледж или перейти в 10 класс и сделать первый шаг навстречу полному среднему образованию.

Экзамен состоит из специальных тестов. К формату ОГЭ лучше готовиться заранее, чтобы в день икс не растеряться от непривычной формы задач.

Например, допуском к экзамену по русскому языку является устное собеседование. А само ОГЭ по русскому требует выполнения заданий с выбором ответа, заданий с полным ответом, сочинения и изложения. Текст изложения ученики прослушивают из аудиозаписи на диске, который прилагается к КИМам.

ОГЭ по математике подразделяется на два модуля: модуль «Алгебра» и модуль «Геометрия». При подготовке важно не просто повторять пройденные темы, но и решать типовые экзаменационные варианты.

Результаты ОГЭ выставляются в пятибалльном формате.

Единый государственный экзамен — это «билет» в высшее учебное заведение.

Все одиннадцатиклассники в обязательном порядке сдают русский язык и математику. Для допуска к единому госэкзамену по русскому языку необходимо написать итоговое сочинение по литературе и получить «зачёт». Те, кто не поступает в технический вуз, по математике могут выбрать базовый уровень сложности. Чтобы получить аттестат, эти два предмета нужно сдать хотя бы на минимальные баллы.

На ЕГЭ действует 100-балльная система. При этом применяется особая методика шкалирования. В перечне терминов единого госэкзамена существуют понятия «первичный балл» (сумма всех правильных ответов с учётом коэффициентов сложности) и «тестовый балл» (окончательные результаты). Первые превращаются во вторые и по специальной шкале выводится оценка.

Остальные дисциплины на ЕГЭ выбирает сам ученик исходя из требований университета и желаемой специальности. Можно выбрать неограниченное количество предметов, но обычно останавливаются на двух-трёх — столько требуется на большинство специальностей в вузах.

Можно не выбирать дополнительные предметы вообще. Тогда выпускник получит аттестат об окончании 11 классов, но не сможет поступить в вуз.

Процедура ЕГЭ — довольно строгая. Все выпускники сдают экзамены на территории не «родных» школ, под наблюдением камер. Никаких телефонов, определённый порядок внесения ответов в бланки и жёсткий регламент поведения. Выходить из аудитории во время экзамена можно только в сопровождении одного из организаторов или дежурного по этажу.

Как готовиться к аттестациям

Успешное прохождение промежуточных аттестаций придаёт детям уверенность в своих силах, а родителям — в правильности выбора формы обучения.

Разумеется, для сдачи аттестаций на семейном обучении, нужны крепкие знания. И хоумскулинг, как правило, позволяет осваивать школьную программу глубже, чем в традиционной школе. Так, в «Домашней школе Фоксфорда», где обучаются хоумскулеры с 5 по 11 класс, занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ. На онлайн-уроках дети не просто слушают, но и вовлекаются в учебный процесс. Наверное, поэтому ученики подходят к аттестациям спокойно и уверенно. В программе домашней онлайн-школы «Фоксфорда» есть также отдельные курсы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Демонстрационный экзамен как новый формат подведения итогов обучения в профессиональных образовательных организациях

Как проводить итоговую аттестацию?

Работодатели часто относятся с недоверием к документам, которые студенты приносят по завершению программы среднего профессионального или высшего образования. Чаще всего дипломные работы носят реферативный характер и не позволяют оценить профессиональные компетенции.

Если медицинская сестра напишет хорошую проектную работу или напишет хорошее исследование по какому-нибудь вопросу, связанному с историей медицины, то, конечно, это может охарактеризовать её как эрудированного специалиста, но вряд ли покажет, что она способна грамотно и точно выполнять медицинские манипуляции, – считает Алла Факторович.

В стандартах нового поколения пытались разделить процедуры оценки знаний и умений студентов и оценки профессиональных компетенций. 2017 год дал развитие двум инструментам решения этой проблемы: конкурсному движению WorldSkills Russia и независимой оценке квалификации. В этом году около 14 тысяч выпускников колледжей и техникумов в 26 регионах России впервые сдали демонстрационный экзамен по модели WSR, и с 1 января вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Обе процедуры претендуют на объективность, независимость и достоверность оценивания результативности выпускников и их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.

Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills

Эта форма экзамена предполагает оценку компетенций путём наблюдения за выполнением трудовых действий в условиях, приближенных к производственным.
Принципы:

  • трёхстороннее сотрудничество работодателя, работника и преподавателя;
  • независимость экзамена от способа подготовки соискателя;
  • индивидуальный подход.

Аналоги демонстрационного экзамена всегда существовали в российском образовании:

  • квалификационный экзамен по завершению программы профессионального обучения;
  • промежуточная аттестация по профессиональным модулям СПО;
  • практическая работа как часть ВКР по программам подготовки квалифицированных рабочих.

Эти формы аттестации аналогичны демонстрационному экзамену по содержанию – демонстрации деятельности, но они не выдерживают принцип независимости, требования к материально-технической базе и содержат облегчённые варианты заданий.

Именно поэтому в практиках и моделях WorldSkills ищут инструменты, которые помогут усовершенствовать создание программ СПО и оценивание результатов освоения этих программ.

Во ФГОС СПО для профессий и специальностей ТОП-50 нет привязки к конкретной форме демонстрационного экзамена, но идея закрепления модели WSR активно продвигается и лоббируется Союзом «Молодые профессионалы».

Государственная итоговая аттестация в такой форме приобрела независимый характер, но апробация демонстрационного экзамена по модели WorldSkills выявила b организационные проблемы.

Комментарии участников вебинара:
Для проведения демонстрационного экзамена по модели WorldSkills требуются специализированные площадки, оснащённые современным технологическим оборудованием и позволяющие выполнять задания так, как это предусмотрено паспортом компетенции WorldSkills. И это, естественно, создаёт определённые сложности для образовательных организаций, потому что на своей базе большинство образовательных организаций не смогут проводить демонстрационный экзамен, а участие и использование чужой базы, чужой площадки, естественно, сопровождается определёнными финансовыми тратами, которые ложатся на плечи образовательных организаций.

Для проведения экзамена по модели WorldSkills требуются исключительно те контрольно-измерительные материалы, которые применяются в конкурсном движении WorldSkills. И хотя речь шла о том, что эти материалы должны быть адаптированы для проведения государственной итоговой аттестации, в ходе апробации многие задания точь-в-точь воспроизводили конкурсную документацию WorldSkills и не подвергались какой-либо адаптации или приведению в соответствие с требованиями программ среднего профессионального образования. Из-за чего возникали несовпадения в том, к чему студентов готовили и в том, по каким материалам их подготовленность проверялась.

Кроме того, нужно отметить, что не по всем программам среднего профессионального образования существуют конкурсные задания движения WorldSkills. По ряду профессий и специальностей эти оценочные задания должны были специально разрабатываться для проведения демонстрационного экзамена. А поскольку нет единой методики разработки этих оценочных заданий, естественно, образовательные организации сталкивались с определёнными проблемами.

Те, для профессий и специальностей которых можно было использовать уже готовые оценочные материалы, по крайне мере, в этой части были защищены. Те, кто реализует программы, не сопоставимые с компетенцией WorldSkills, были вынуждены, не имея однозначной методики, самостоятельно разрабатывать оценочные средства, что, естественно, очень сложно и интеллектуально затратно.

Риски ГИА по модели WorldSkills:

  • Стирание различий между ГИА по специальностям СПО и профессиям СПО.
  • Отсутствие единой методики разработки оценочных материалов.
  • Нарушение принципа независимости процедуры оценки квалификации (эксперты – экзаменаторы – представители системы СПО).
  • Несовпадение компетенций WorldSkills с номенклатурой квалификаций, признаваемых российским рынком труда.
  • Финансовые и материально-технические трудности организации и проведения демонстрационного экзамена.

Предложения по оптимизации процедуры демонстрационного экзамена

В настоящее время обсуждаются варианты проведения итоговой аттестации: организация демонстрационного экзамена исключительно или частично по модели WorldSkills.

Кроме этого, в России развивается другая оценочная процедура – независимая оценка квалификации.

Независимая оценка квалификации

За организацию и качество процедуры отвечают советы по профессиональным квалификациям, которые устанавливают требования к квалификациям, утверждают оценочные средства и гарантируют их качество. Также эти советы наделяют полномочиями центры оценки квалификации.

Демонстрационный экзамен по модели НОК

Есть разные варианты проведения итоговой аттестации по модели НОК:

  • точное следование процедуре;
  • использование инструментов НОК;
  • разработка оценочных средств на примере оценочных материалов НОК.

Обе модели и демонстрационный экзамен по модели WorldSkills, и независимая оценка квалификации (НОК) соответствуют тем ожиданиям, которые сегодня возлагаются на итоговую аттестацию СПО, но имеют отличие друг от друга.

Когда компетенции WorldSkills полностью совпадают с квалификациями, которые понятны российскому рынку труда и соответствуют профессиональным стандартам, независимая оценка квалификации и демонстрационный экзамен WorldSkills становятся идентичными процедурами – учреждение СПО выбирает любую из них.

Но если паспорт компетенций WorldSkills не совпадает с понятными для российского рынка труда квалификациями, результаты демонстрационного экзамена по модели WorldSkills учитываются работодателями только частично – выпускникам приходится сдавать дополнительные экзамены.

Проведение ГИА в форме демонстрационного экзамена закрепляется во ФГОС СПО по ТОП-50 и предположительно будет зафиксировано в Порядке проведения государственной итоговой аттестации. Демонстрационный экзамен может проходить как по методике WorldSkills, так и по модели независимой оценки квалификации (НОК). С другой стороны, в ряде федеральных государственных образовательных стандартов проведение демонстрационного экзамена не зафиксировано. В таких ФГОС пока остаётся традиционная форма организации ГИА по основной профессиональной образовательной программе (в соответствии с локальными актами образовательной организации).

Таким образом, демонстрационный экзамен становится реальным фактом. Его форма будет адаптирована для применения в системе СПО и закреплена нормативно.

Колледж заявился на участие в пилотном проекте Российской Федерации по внедрению демонстрационного экзамена в автономном округе.

Программа «Дошкольное образование» АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» будет апробационной площадкой для проведения ГИА в форме демонстрационного экзамена по методике WorldSkills в 2018 году.

Аттестация и квалификационный экзамен на государственной гражданской службе

Аттестация играет весьма важную роль в карьере государственного служащего и занимает одну из ключевых позиций в системе управления эффективностью его профессиональной деятельности.

Понятия аттестации и оценки персонала в нашей практике и в зарубежной теории управления персоналом различны. В российской практике под аттестацией понимается то, что в зарубежных компаниях относится к оценке персонала.

На Западе согласно теории управления персоналом аттестация — это подведение итогов работы сотрудника по завершении срока действия его трудового контракта, оценка результатов его труда за весь период действия контракта, определение степени соответствия сотрудника установленным его должности требованиям, требованиям должностной инструкции, которые были положены в основу трудового контракта.

Оценка персонала в науке управления — система периодической (регулярной) оценки результатов труда работника или продемонстрированных навыков, подходов к выполнению работы (за месяц, квартал, год) в соответствии с целями (стандартами) и задачами (результатами) деятельности, установленными для данной должности.

Федеральное законодательство в качестве цели проведения аттестации государственных гражданских служащих указывает определение соответствия государственного гражданского служащего замещаемой должности на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

В соответствии с требованиями Закона № 79-ФЗ государственный служащий обязан проходить аттестацию не реже, чем один раз в три года. Кроме того, в установленных случаях может проводиться внеочередная аттестация. Порядок проведения аттестации определен Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации». Непосредственно для ее проведения издается правовой акт государственного органа, содержащий следующие положения:

  • • о формировании аттестационной комиссии;
  • • об утверждении графика проведения аттестации;
  • • о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;
  • • о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

В состав аттестационной комиссии включаются:

  • • представитель нанимателя и (или) уполномоченные им служащие из кадрового и юридического подразделений данного государственного органа, а также того подразделения, в котором замещает должность аттестуемый;
  • • представитель органа государственной власти по управлению государственной службой;
  • • представитель профсоюзного органа;
  • • независимые эксперты (не менее одной четверти от общего числа членов комиссии).

В аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении аттестуемым гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем (примерная структура отзыва приведена в Приложении Ж).

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости — его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности, его участия в решении поставленных перед соответствующим государственным органом или подразделением задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

По результатам аттестации комиссией принимается одно из следующих решений:

  • • соответствует замещаемой должности;
  • • соответствует замещаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста;
  • • соответствует замещаемой должности при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  • • не соответствует замещаемой должности. Аттестация гражданского служащего, таким образом, проводится на основе:
    • 1) отзыва о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (составляется руководителем аттестуемого) ;
    • 2) анализа всех представленных документов, включая результаты деятельности, пояснительные записки, результаты квалификационных экзаменов и др. (анализ проводится членами аттестационной комиссии);
    • 3) годового отчета (годовых отчетов) о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Дополнительно может использоваться:

  • 1) оценка устного сообщения аттестуемого или его руководителя;
  • 2) экспертная оценка.

Как показывает практика, аттестационные процедуры на государственной службе чаще всего сводятся к соблюдению необходимых формальностей. В ряде государственных органов существует порочная, на наш взгляд, практика, когда члены аттестационной комиссии аттестуют друг друга (т.е. член комиссии проходит аттестацию в той же самой комиссии). Это в первую очередь относится к первым заместителям и заместителям руководителя государственного органа. В данном случае представляется целесообразным принимать аттестацию данной категории государственных гражданских служащих в комиссии, созданной в вышестоящем государственном органе (например, для первых заместителей министра — в Аппарате Правительства РФ и т.п.). Это позволяет также решить чисто этический вопрос: членам аттестационной комиссии государственного органа в таком случае не приходится принимать аттестацию лица, замещающего по отношению к ним руководящую должность.

Вместе с тем нельзя не отметить потенциал аттестации как механизма управления эффективностью на государственной службе. По сути, именно на аттестации, исходя из оценки профессиональной деятельности государственного служащего, решается вопрос о его карьерных перспективах. Это нашло отражение в вариантах решения, которое может принять комиссия по итогам аттестации государственного служащего. Кроме формального аспекта налицо также психологический: готовясь к аттестации, государственный служащий анализирует свою работу за последние два-три года, мобилизуется, готовится к ответу на, возможно, нелицеприятные вопросы. Иными словами, аттестация представляет собой стрессовую ситуацию, в которой государственный служащий проявляет как свои сильные стороны (демонстрирует знание своего дела, стрессоустойчивость, способность нестандартно подходить к решению проблем), так и недостатки.

В процессе аттестации велика роль непосредственного руководителя аттестуемого государственного служащего. В сущности, вся процедура строится на основе представленного им отзыва (зачастую такой отзыв оказывается более значимым, чем отчет самого аттестуемого). Это можно оценивать, как положительно (поскольку именно непосредственный руководитель, в конечном итоге, отвечает за эффективную работу своего подразделения и должен иметь подобный рычаг воздействия на подчиненных), так и отрицательно (поскольку оценка руководителя, как правило, делается на основе не только профессиональной деятельности подчиненного, но и на основе личных отношений, психологического климата в коллективе и т.д.).

Квалификационный экзамен, в отличие от аттестации, решает принципиально иные задачи. Если во втором случае оценивается профессиональная деятельность государственного служащего, то в первом — его профессиональные знания. В частности, речь идет о знании Конституции РФ (в отдельных случаях также Устава субъекта РФ), законодательства о государственной службе и профильного законодательства, регулирующего вопросы, связанные с должностными обязанностями государственного служащего.

Результатом успешной сдачи квалификационного экзамена является присвоение государственному гражданскому служащему классного чина, что, в конечном итоге, сказывается на размере его денежного содержания. К сожалению, доля оклада за классный чин в структуре денежного содержания государственного гражданского служащего столь мала, что в настоящее время трудно говорить о нем как о серьезном стимулирующем факторе.

Для проведения квалификационного экзамена обычно используются:

  • 1) отзыв непосредственного руководителя;
  • 2) квалификационное собеседование (с членами аттестационной комиссии);
  • 3) квалификационное тестирование;
  • 4) доклад-оценка гражданского служащего (самооценка). В качестве дополнительных методов оценки могут использоваться:
  • 1) оценка реферата;
  • 2) оценка презентации инновационного проекта, разработанного экзаменуемым1.

К сожалению, оценка и аттестация персонала являются статическим процессом во многих государственных органах. Они связаны с прошлыми результатами работы, а не направлены на улучшение будущих. Без акцента на будущее развитие сотрудников оценка персонала может привести к негативным результатам, сотрудники будут рассматривать аттестацию как отчет о проделанной работе. Это одна из главных причин негативного отношения к аттестации как подчиненных, так и руководителей.

Демонстрационный экзамен: вопросы и ответы

Новые ФГОС обусловили модернизацию модели проведения ГИА, введено понятие «демонстрационный экзамен», который по решению Минобрнауки РФ становится обязательным элементом реализации программ СПО.

Что такое ДЭ, принципы и требования к его проведению, а также проблемы, выявленные в ходе апробации в 2017 году, вы узнаете из статьи «Демонстрационный экзамен – новый формат подведения итогов обучения».

А ниже мы ответим на некоторые вопросы по организации проведения демонстрационного экзамена как формы ГИА.

Какие документы регламентируют проведение демонстрационного экзамена?

Общие подходы к организации ГИА по программам СПО закреплены в статье 59 Федерального закона об образовании, более детальная информация содержится в Порядке проведения ГИА и ФГОС СПО.

Список документов, на которые рекомендуется опираться при организации ДЭ, вы найдёте в статье «Учебно-методическая работа в СПО: рекомендации, полезные сайты и документы».

В актуализированных ФГОС демонстрационный экзамен – обязательная часть ГИА?

ДЭ обязателен как часть ГИА при реализации программ по ФГОС СПО, в которых указывается включение ДЭ в процедуру ГИА. Например, такое указание содержится во ФГОС СПО по профессии 08.01.25 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ»:

Для сравнения – во ФГОС СПО по профессии 15.01.05 «Сварщик» ДЭ не упоминается:

Могут ли задания ДЭ охватывать не все виды деятельности по ФГОС?

В соответствии с порядком ГИА, задание ДЭ как формы ВКР может соответствовать содержанию одного или нескольких модулей:

Обязательно ли использовать оценочные материалы WorldSkills для проведения ДЭ в составе ГИА?

Задания ДЭ разрабатываются на основе профстандартов и с учётом оценочных материалов WorldSkills Russia (WSR). Формулировка «на основе» более жёсткая и предполагает строгое соблюдение профстандарта, а «с учётом» означает, что после ознакомления с материалами вы сами решаете использовать их или не использовать.

На чём основывается выбор комплекта контрольно-оценочной документации (КОД) для проведения ДЭ?

Если образовательное учреждение выбирает материалы WSR, то она останавливается на определённом КОД по компетенции WSR – полном или неполном. Основанием для выбора КОД является планирование использования рабочих мест для проведения ДЭ в рамках сроков, отведённых на ГИА, с учётом количества обучающихся по программе. Число рабочих мест не регламентируется и определяется в зависимости от выбора ПОО.

К примеру, в ходе апробации ДЭ как процедуры ГИА в 2018 году применялись оценочные материалы WSR – в общей сложности 15 комплектов КОД для оценки результатов освоения девяти образовательных программ.

Образовательные организации самостоятельно выбирали задания на основе того, насколько содержание задания по компетенции WS соответствует задаче оценки освоения образовательной программы по конкретной профессии.

Где проводить демонстрационный экзамен по стандартам WSR?

Использование оценочных материалов WSR требует проведения ДЭ в образовательной организации, получившей статус Центра проведения демонстрационного экзамена (ЦПДЭ). Этот статус подтверждается электронным аттестатом сроком на один год.

Как получить аттестат ЦПДЭ?

Для этого ПОО обеспечивает материально-техническую базу проведения ДЭ по определённому комплекту оценочной документации в соответствии с инфраструктурным листом (перечнем необходимого оборудования и расходных материалов) по компетенции WSR.

Заявка на получение такого аттестата оформляется и отправляется в соответствии с Положением об аккредитации ЦПДЭ. Если ПОО собирается проводить ДЭ по нескольким компетенциям, то организации необходимо получение аттестата ЦПДЭ по каждой из них.

Чем определяется методика перевода баллов за выполнение задания ДЭ в итоговую оценку освоения образовательной программы?

Согласно порядку ГИА, образовательное учреждение самостоятельно определяет и утверждает методику перевода баллов в итоговую оценку освоения образовательной программы:

За основу разработки собственной методики можно взять предложения по переводу результатов ДЭ в экзаменационную оценку, подготовленные союзом WSR. Эти материалы размещены на сайте ЦРПО. Там предлагается в качестве максимального балла, от которого будет отсчитываться оценка за экзамен, использовать сумму максимальных баллов по модулям ДЭ на финале Национального чемпионата WSR.

Каковы сроки проведения демонстрационного экзамена в рамках ГИА?

ГИА, в том числе демонстрационный экзамен – часть образовательной программы. Длительность проведения ГИА по программам СПО определяется ФГОС. Если у вас во ФГОС стоит, что на ГИА отводится 72 академических часа, то за счёт этого времени в том числе проводится и демонстрационный экзамен.

Общая продолжительность ДЭ зависит от количества выпускников и рабочих мест. К примеру, в 2018 году средний срок проведения ГИА в форме ДЭ составил 5 дней.

При написании статьи использовались результаты проведения ДЭ в этом году, описанные в статье «Демонстрационный экзамен в процедуре ГИА по образовательным программам СПО в 2018 году: итоги». Одним из авторов статьи стала Оксана Анатольевна Павлова – старший научный сотрудник Центра развития профессионального образования Московского Политеха, который курирует проект внедрения ДЭ в систему СПО.

Подготовиться к изменениям в сфере СПО вы сможете на Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца» . Зарегистрируйтесь прямо сейчас. Будьте на шаг впереди.

Аттестация гражданских служащих и квалификационный экзамен

Государственный служащий должен постоянно поддерживать уровень своей квалификации.

Уровень квалификации определяется при проведении аттестации или квалификационного экзамена.

Аттестация государственных служащих, как общее правило проводится один раз в три года.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» условия и порядок проведения аттестации государственных служащих устанавливаются Федеральным законом и законами субъектов.

Аттестация федеральных государственных служащих проводится в соответствии с Положением о проведении аттестации федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации.

Для проведения аттестации создаются специальные аттестационные комиссии. Численный и персональный состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются руководителем государственного органа, принимающего решение о назначении на должность или об освобождении от должности.

В зависимости от специфики должностных обязанностей государственных служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.

Сроки, а также график проведения аттестации утверждаются руководителем государственного органа и доводятся до сведения всех аттестуемых не менее чем за месяц до начала аттестации.

В графике указываются:

· наименование государственного органа, подразделения, в котором проводится аттестация;

· дата и время проведения аттестации;

· дата предоставления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за такое представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

В очередную аттестацию не включаются государственные служащие:

· гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)» в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт;

· находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Не позднее, чем за две недели до начала проведения аттестации, в аттестационную комиссию представляется отзыв на подлежащего аттестации государственного служащего, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

Государственный служащий, подлежащий аттестации, заранее, не позднее, чем за две недели до заседания аттестационной комиссии, должен быть ознакомлен с представленным на него отзывом.

Аттестация проводится в присутствии аттестуемого. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа служащего от аттестации, он привлекается к дисциплинарной ответственности, а аттестация переносится.

Решение принимается в отсутствие аттестуемого открытым или тайным голосованием простым большинством голосов. При равенстве голосов служащий признается соответствующим занимаемой должности.

По результатам аттестации комиссии принимается одно из следующих решений:

· соответствует замещаемой должности гражданской службы;

· соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

· соответствует замещаемой должности при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

· не соответствует замещаемой должности.

Оценка деятельности государственного служащего, прошедшего аттестацию, и рекомендации аттестационной комиссии заносится в аттестационный лист.

Материалы аттестации не позднее семи дней после ее проведения передаются руководителю государственного органа для принятия соответствующего решения.

Наряду с аттестацией государственных служащих, аттестационная комиссия проводит и государственные квалификационные экзамены.

Такие экзамены проводятся для присвоения государственным служащим квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга). Заседания аттестационной комиссии для принятия государственных квалификационных экзаменов проводятся не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в го.

Аттестационная комиссия проводит государственный квалификационный экзамен в следующих случаях:

· по инициативе государственного служащего, без последующего перевода его на другую государственную должность;

· при переводе государственного служащего на государственную должность иной группы и иной специальности;

· при назначении впервые на государственную должность.

По результатам государственного экзамена или аттестации государственным служащим в зависимости от занимаемой ими государственной должности присваиваются соответствующие квалификационные разряды.

Квалификационные разряды государственных служащих указывают на соответствие уровня их профессиональной подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10368 — | 7882 — или читать все.

Новая модель аттестации учителей: рассказ апробатора

В сентябре и октябре 4500 российских учителей поучаствовали в апробации новой модели аттестации. Одна из участниц, учитель русского языка и литературы столичной школы Ирина Борисовна Иноземцева рассказала Педсовету о том, как это происходило, поделилась своими впечатлениями.

Добровольное участие

Для нас, учителей, эта история началась в конце августа на общешкольном педсовете, когда нам предложили на добровольной основе принять участие в апробации.

Вызвались несколько человек, но позднее стало известно, что нужны учителя определенной возрастной категории (по другим категориям желающих уже набрали в других школах), и вот так получилось, что от нашей школы в апробации участвовало двое учителей: я и моя коллега.

Следующим шагом была регистрация в системе, затем всех добровольцев собрали для того, чтобы рассказать, что нас ждет. На этой общей встрече мы увидели и опытных учителей предпенсионного возраста, и педагогов среднего возраста, и совсем молодых ребят.

Профессиональная задача

Наша пробная аттестация состояла из трех заданий, на выполнение первых двух отводилось примерно по 10 дней.

Скажу сразу, что это был совсем новый опыт. Например, никогда раньше в рамках аттестации мне не приходилось решать так называемые «профессиональные задачи».

Каждому из нас на выбор предложили по восемь задач, из которых нужно было решить две.

Содержательно задачи имели приоритетную направленность на:

  • создание предметной среды учебной дисциплины (задачи 1 и 2);
  • проектирование и реализацию образовательного процесса (задачи 3 и 4);
  • проектирование и реализацию образовательной программы (задачи 5 и 6);
  • построение взаимодействия с участниками образовательных отношений (задачи 7 и 8).

Я сейчас процитирую пару задач, чтобы было понятно, о чем речь.

Задача 1

Кабинет, в котором Вы работаете, оборудован в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Какие элементы предметной среды и каким образом вы будете использовать при проведении обобщающего урока в двух разных классах (различающихся по возрасту учащихся, например, в 5 и 10; по степени подготовленности класса; по гендерному признаку и т.д.)? Чем будут отличаться данные уроки? Отразите свое профессиональное мнение в решении (жанр решения выберите на свое усмотрение).

Задача 4

В вашем классе есть несколько учащихся, которые имеют хорошую успеваемость по предмету, но их результаты не отличаются стабильностью. Однако, они могут активно проявлять себя на уроке: отвечать у доски, задавать вопросы на уточнения, вступать в диалог при поиске альтернативных способов выполнения заданий. Задания, требующие четкого следования алгоритму в их выполнении, вызывают трудности, что сказывается на результатах тестовых работ по всем учебным предметам.

Предложите решение, позволяющее скомбинировать элементы дискуссионной учебной среды и выполнения учащимися тестовых заданий, для создания комфортной обстановки на уроке и активизации интереса к заданиям тестового характера.

Решать эти задачи нужно было с помощью девяти шагов, и каждый свой шаг описывать в специальной форме-таблице*.

От нас требовалось, например, сформулировать перечень вопросов, на которые нужно найти ответы, чтобы решить задачу; определить список источников и методы работы с ними для поиска необходимой информации в рамках решения задачи.

Затем мы должны были предложить решение задачи в виде конкретного материала (плана урока, описания технологии, фрагмента рабочей программы или чего-то еще), аргументировать свое найденное решение задачи, сформулировать способ оценки эффективности решения, указать другие ситуации, в которых найденное решение может быть полезным, и так далее.

А в конце было необходимо описать возможные последствия выбранного решения: на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.

Видеозапись урока

Вторым заданием апробации была подготовка урока, в ходе которого на практике решались предложенные профессиональные задачи. Для оценки экспертам мы должны были предоставить видеозапись урока или его фрагмента.

Я очень благодарна администрации школы и своим коллегами за то, что помогли мне справиться с технической стороной дела: обеспечили аппаратуру, съемку, отправку видеофайла экспертам, сама бы я, наверное, не смогла.

Диагностическая работа

Ну и последний этап – это четырехчасовая диагностическая работа на знание предмета и методики преподавания, для написания которой нужно быть приехать в определенное время в определенное место.

В работе были вопросы и по предмету, и по методике, и по психологии, физиологии детей, нам предложили разработать внеклассное мероприятие по своему предмету, проверить ученическую работу по критериям ГИА и т.д.

Я не могу сказать, что это было сложно, но раньше ничего подобного мы не делали.

К началу октября мы уже выполнили все три задания, и теперь ждем результаты.
Очень интересно увидеть, во сколько баллов наши усилия были оценены. Правда, критериев оценки мы не знаем, с ними нас не знакомили.

Впечатления

По итогам могу сказать, что ничего страшного и невозможного для учителя в этой модели аттестации я не увидела. Даже было интересно.

А еще полезно. В моей практике видеозапись урока проводилась впервые, и мне было очень полезно увидеть себя на стороны, подметить какие-то плюсы и минусы, понять, над чем еще стоит поработать.

Думаю, после того, как эту модель введут в статусе обязательной, российские учителя довольно быстро привыкнут. И, мне кажется, прохождение такой аттестации помогает повышению квалификации учителя.

* Перечень шагов-заданий, выполнение которых должно продемонстрировать эксперту процесс и результат решения профессиональной задачи

Основные элементы аттестационных экзаменов

Итоговая государственная аттестация выпускников

Страница сайта находится в разработке

Общие положения

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника университета к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и основной образовательной программы (ООП) по направлению подготовки (специальности).

Итоговая государственная аттестация выпускников, завершивших обучение в университете, проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет » (далее Положение), разработанного на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников ВУЗов РФ (утв. Приказом Министерства Образования РФ от 25.03.2003 № 1155).

При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику университета присваивается соответствующая квалификация (степень) и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.

Виды итоговых аттестационных испытаний

К видам итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников университета относятся:

государственный экзамен;

защита выпускной квалификационной работы.

Конкретный перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний устанавливается ГОС ВПО в части требований к итоговой государственной аттестации выпускников и закреплен в учебном плане специальности (направления подготовки), разработанном университетом.

Государственные экзамены
Государственные экзамены в университете проводятся в форме итогового государственного междисциплинарного экзамена.
Программы государственных экзаменов (по отдельным дисциплинам, итоговый междисциплинарный экзамен по направлению подготовки (специальности) и т.п.) разрабатываются выпускающими кафедрами с учетом рекомендаций Учебно-методических объединений вузов и утверждаются учеными советами факультетов.

Выпускники обеспечиваются вопросами по программам итоговых междисциплинарных экзаменов, им проводятся консультации и создаются необходимые для подготовки условия.
Вопросы и содержание билетов итоговых междисциплинарных экзаменов утверждаются на заседаниях выпускающих кафедр.
Итоговые междисциплинарные экзамены могут проводиться как в устной, так и в письменной форме. Экзаменаторам предоставляется право задавать выпускникам дополнительные теоретические и практические вопросы, а также задачи в соответствии с утвержденной программой.
Результаты экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день.

Выпускная квалификационная работа
Выпускная квалификационная работа является заключительным этапом проведения итоговых государственных испытаний и имеет своей целью систематизацию, обобщение и закрепление теоретических знаний, практических умений и профессиональных компетенций выпускника.

Выпускные квалификационные работы для ООП ВПО выполняются в следующих формах:
для получения квалификации (степени) «бакалавр» — в форме бакалаврской работы;
для получения квалификации (степени) «специалист» — в форме дипломного проекта (работы);
для получения квалификации (степени) «магистр» — в форме магистерской диссертации.

Условия и сроки выполнения выпускных квалификационных работ устанавливаются рабочим учебным планом направления (специальности), утверждаемым ученым советом ГОУ ВПО СПбГАСУ на основании настоящего Положения, соответствующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации выпускников, и рекомендаций Учебно-методических объединений высших учебных заведений.

Конкретные требования к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы по каждой основной образовательной программе, не противоречащие данному Положению, разрабатываются выпускающими кафедрами и излагаются в соответствующих методических указаниях, рекомендуемых к изданию научно-методическим советом университета.

Результаты защиты выпускной квалификационной работы определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день.

Защита выпускной квалификационной работы является завершающим этапом итоговой государственной аттестации выпускников. График проведения государственных экзаменов, обзорных лекций, сроки выполнения выпускных квалификационных работ и их защиты определяются Ученым советом факультета в пределах установленных государственным образовательным стандартом норм и фиксируются в учебном плане соответствующей специальности (направления подготовки) в разделе «График учебного процесса» с последующей расшифровкой в рабочем учебном плане на текущий учебный год.

Государственные аттестационные и экзаменационные комиссии

Для проведения итоговой государственной аттестации в университете формируются:

государственные экзаменационные комиссии (ГЭК) для проведения государственных экзаменов по каждой ООП ВПО

государственные аттестационные комиссии (ГАК) для защиты выпускной квалификационной работы

ГЭК и ГАК действуют в течение одного календарного года, и возглавляет их председатель, который организует и контролирует их деятельность, обеспечивая единство требований, предъявляемых к выпускникам университета.

Председатели государственных аттестационных комиссий для ГОУ ВПО СПбГАСУ утверждаются Департаментом профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации

Основными функциями государственных аттестационных комиссий являются:

определение соответствия подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и уровня его подготовки;

принятие решения о присвоении квалификации (степени) по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании;

разработка рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки студентов, на основании результатов работы государственной аттестационной комиссии.

Межрегиональный учебно-аттестационный семинар Федерации Айкидо России

Основные элементы аттестационных экзаменов — наблюдения Канэцука сэнсея, записанные Питером Миганом. Все, кто принимал когда-либо участие в аттестационных экзаменах Британской Федерации Айкидо, знают, что выступление оценивается по десяти категориям:Правильность техники. Эффективность техники. Плавн

Основные элементы аттестационных экзаменов — наблюдения Канэцука сэнсея, записанные Питером Миганом.

Все, кто принимал когда-либо участие в аттестационных экзаменах Британской Федерации Айкидо, знают, что выступление оценивается по десяти категориям:

  • Правильность техники.
  • Эффективность техники.
  • Плавность и гибкость.
  • Кокю-рёку.
  • Осанка.
  • Укеми.
  • Ма-ай.
  • Дзансин.
  • Дух.
  • Стиль и отношение.

В недавнем обсуждении аттестационных экзаменов Канэцука сэнсей обратил внимание на следующее:

  • Самая важная категория — стиль и отношение. Если у вас нет соответствующего стиля и отношения, вы не сможете учиться. Практика боевых искусств начинается с рэй и заканчивается рэй. А рэй не просто означает «поклон». Все ваши действия должны быть проникнуты духом рей. Айкидо должно присутствовать в ваших чувствах, в вашем сердце. Необходимо, чтобы это отражалось и в вашем выступлении, в поведении во время экзамена. Если ваше отношение агрессивно, оно покажет себя. Рэй означает уважение к вашему партнёру. Основной вопрос, который нужно задавать самим себе: «Почему мы занимаемся Айкидо?».
  • Что касается правильности техники , мы ждём от вас внимания к деталям. Например, в Шомен-учи Иккё — к тому, как экзаменующийся берет руку уке . К тому, когда и как он использует тэ-гатана («руку-меч»). К тому, как он заканчивает технику, что требует точных движений рук. Форма ( ката ) — это первое, что вы должны себе отчётливо представлять.
  • Эффективность техники — результат правильного кокю-рёку , ма-ай и расчёта времени; в применении силы нет необходимости. Если вы применяете силу, это означает, что в основе своей ваша техника как техника Айкидо неэффективна. Также должен быть эффективен ваш контроль уке . Но имеется в виду не агрессивный контроль. Может быть, лучше будет выразить это так: «ведёте» вы своего партнёра или нет, сохраняете ли вы хороший контакт на протяжении всей техники. Особенно это важно для низших степеней: они могут выполнять техники правильно в том, что касается основных моментов, но, тем не менее, их техники в действительности могут и не работать. На аттестационных экзаменах мы должны иметь возможность наблюдать, как обучающиеся прогрессируют в результате практики.
  • В отношении плавности и гибкости в последние годы жизни Досю написал где-то, что, если вы слишком много думаете, вы не сможете быть плавным. Ваше Айкидо не должно напоминать движения робота. Вам нужно быть расслабленным и восприимчивым. Если вы негибки, будет трудно достигнуть правильного ма-ай . Дело не только в том, как вы расположены относительно друг друга. Ма-ай подразумевает все ваше тело от одного мгновения к следующему. Плавность также включает в себя хороший, естественный ритм ваших движений. Техники не должны исполняться отрывисто или поспешно.
  • Хорошая осанка (сисэй) — один из самых важных для нас моментов в аттестационных экзаменах. Хотя это не означает, что вы должны держаться, как статуя. В то же самое время нужно быть расслабленным. Не нужно смотреть вниз, нужно смотреть прямо вперёд: мы называем это мэ-цки . Учитывается и ма-ай , что не есть только физическая дистанция между вами и партнёром: это ещё и правильный расчёт времени. Быть в правильной позиции в нужный момент. Если вам приходится думать об этом, вы не сможете этого достигнуть. Вот почему так важна бесконечная тренировка. Правильное ощущение ма-ай , на самом деле, очень трудно развить.
  • Несмотря на то, что укеми часто переводится как «страховка», по-японски это значит «принимать телом». Когда мы выполняем страховку, мы падаем на землю правильным способом, чтобы избежать травм. Но укеми означает ещё и принимать технику корректно в качестве уке. Не быть жёстким и неподдающимся и, в то же время, не быть пассивным и мягким; сохранять центр и суметь выполнить контр-движение, если техника не работает. Уке не следует прыгать без необходимости (уходя от атаки), когда он принимает техники наге; ему следует принимать их центром и поддерживать контакт.
  • Дзансин: концентрация. Вам нужно знать не только о непосредственном нападающем, но и возможности другой атаки. Даже когда кажется, что действие закончено, вы должны быть в готовности на случай, если нападающий вернётся и начнёт атаковать вновь. Вы не должны быть небрежны; сохранение дзансин означает, что вы уважаете своего партнёра.
  • Что касается духа, здесь имеется в виду не «боевой дух». У вас не должно возникать мысли о причинении боли нападающему. Очевидно, лучше перевести это как «позитивный дух». Не должно возникать чувства «ухода, бегства, спасения»: встречайте партнёра лицом к лицу. И, конечно, уке тоже должен вести себя позитивно: не пассивно, не только следуя партнеру.
  • Кокю-рёку же очень сложно выразить словами. Буквально это означает «сила дыхания», но мы понимаем это больше как что-то наподобие «направляющей энергии». Как связать центр с силой тяжести и позволить энергии течь по этой линии и выходить через вашу руку, когда та поднимается в оборонительном движении для контакта с партнёром, выносится вперёд и снова вниз в круговом движении. Как сохранять чувство расширения в ваших движениях, словно воздушный шар или раскрывающийся зонтик.

Об аттестационной (экзаменационной) комиссии

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

об аттестационной (экзаменационной) комиссии

МОУ Лукинская средняя общеобразовательная школа.

1.1. Аттестационная комиссия в общеобразовательном учреждении создается для проведения устных и письменных экзаменов, в период повторных экзаменов для учащихся, получающих домашнее воспитание и образование, для проведения промежуточной аттестации учащихся II и III ступеней обучения.

1.2. Аттестационная комиссия работает в соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения, Законом «Об образовании», положением «Об итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений РФ».

2. Состав аттестационных (экзаменационных) комиссий и основы деятельности.

2.1. В аттестационную комиссия для проведения промежуточной аттестации учащихся II и III ступеней обучения включаются не менее 2-х человек: экзаменующий учитель, 1-2 ассистента из учителей-предметников того же цикла предметов. Все члены комиссии имеют по 1 голосу.

2.2. Председатель аттестационной комиссии для проведения промежуточной аттестации может быть назначен из числа заместителей директора по учебно-воспитательной работе, наиболее опытных учителей I и II категорий.

2.3. Аттестационные комиссии для организации выпускных экзаменов за курс основной школы (9 класс) образуются в следующем составе: председатель комиссии, экзаменующий учитель, ассистент, все члены комиссии имеют по 1 голосу.

2.3.1. Председателем комиссии может быть директор общеобразовательного учреждения, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководитель методического объединения школы.

2.3.2. Председателем комиссии не может быть учитель (директор, его заместитель), преподававший в этом классе предмет, по которому сдают учащиеся экзамен.

2.3.3. Ассистентом может быть учитель того же цикла предметов, по которому сдают экзамены.

2.4. Аттестационные комиссии для организации итоговой аттестации за курс полной средней школы формируются в следующем составе: председатель аттестационной комиссии, экзаменующий учитель, 1-2 ассистента. Председатель комиссии имеет 2 голоса, остальные члены комиссии по 1 голосу.

2.4.1. Председателем аттестационной комиссии может быть директор школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

2.4.2. Председателем комиссии не может быть директор, заместитель, преподающие в данном классе предмет, по которому проводится экзамен.

2.4.3. Ассистентами могут быть учителя-предметники того же цикла предметов.

2.5. Членами аттестационных комиссий могут быть учителя, имеющие высшее образование, I, II и высшую квалификационную категорию, имеющие достаточно большой опыт работы с учащимися 9-х, 11- х классов, творчески работающие учителя.

2.6. В случае необходимости одновременно в школе может быть создано несколько аттестационных комиссий по одному предмету, исходя из количества классов в параллели и сроков проведения экзаменов.

2.7. Аттестационные комиссии создаются в школе в мае и действуют в данном составе до конца экзаменационного периода.

2.8. При повторной сдаче экзамена аттестационная комиссия собирается в том же составе.

2.9. Состав аттестационной комиссии обсуждается на педагогическом совете школы и утверждается директором школы.

3. Организация и порядок проведения экзамена.

3.1. В день экзамена все без исключения члены аттестационной комиссия должны явиться за 30-60 минут до начала экзамена.

3.2. Пакеты с экзаменационным материалом вскрываются председателем аттестационной комиссии:

— за 60 минут до начала экзамена по математике в 9-х классах с углубленным изучением математики и в 11-х классах по алгебре и началам анализа;

— за 30 минут до начала экзамена по математике в 9-х классах;

— непосредственно перед началом экзамена по русскому языку в 9-х классах и по литературе в 11-х классах.

3.3. Результаты экзамена определяются оценками 5 (пять), 4 (четыре), 3 (три), 2 (два). Экзаменационные и итоговые оценки проставляются в протоколе цифрами.

3.4. Протокол экзамена установленного образца заполняется ассистентом аттестационной комиссии. По завершении экзаменов протокол подписывается членами аттестационной комиссии.

3.5. В протоколе категорически запрещается проводить какие-либо исправления или изменения оценок, проставленных по результатам экзаменов.

3.6. В случае неправильной записи в протокол ассистент аттестационной комиссии обязан доложить об этом директору и представить объяснение о причинах допущенной шибки. Испорченный протокол сдается в учебную часть, после чего оформляется новый бланк.

3.7. В случае разногласия между членами аттестационной комиссии в оценке письменной работы или устного ответа выпускника вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в протоколе особого мнения членов комиссии, не согласных с решением большинства.

3.8. Устные экзамены:

3.8.1. Устные экзамены начинаются с 8.00 часов утра по местному времени. Для сдачи экзамена аттестационная комиссия имеет право пригласить одновременно не более 5-ти человек и подготовка к ответу каждого аттестующегося должна продолжаться не более 15-20 минут.

3.8.2. При проведении устного экзамена ассистентов ведется протокол ответа учащегося, выполненное практическое задание, решенная задача предъявляется всем членам комиссии. Учащемуся предоставляется право перед ответом сделать на доске необходимые записи, воспользоваться таблицами, измерительными инструментами, картами и т.д. Члены аттестационной комиссии имеют право задать экзаменуемому любой вопрос, не выходящий за рамки программы материала.

3.8.3. Экзаменационный материал для устного экзамена должен быть дифференцированным не менее чем по 2-м уровням сложности.

3.8.4. Учащийся имеет право ознакомиться с нормами оценок устного ответа как во время экзамена, так и до его начала.

3.8.5. В случае несогласия с оценкой ответа учащийся имеет право обратиться в конфликтную комиссию, создаваемую в образовательном учреждении на период итоговой и промежуточной аттестации.

3.8.6. Форма проведения устной аттестации может быть различной: по билетам, собеседования, защита реферата.

3.8.7. Выпускники 9-х, 11-х классов для итоговой устной аттестации могут выбрать любой предмет, изучавшийся в 9, 10, 11 классах.

3.9. Письменные экзамены:

3.9.1. Письменные экзамены проводятся с 9 часов по местному времени. В 9-х классах на сочинениях, изложение с элементами сочинения и математику отводится 4 астрономических часа (в классах с углубленным изучением математики – 5 часов), на изложение – 3 часа. В 11-х классах на сочинение отводится 6 часов, на письменную работу по алгебре и началам анализа ( в том числе и в классах с углубленным изучением математики) – 5 часов.

3.9.2. Темы сочинений, название изложений, тексты заданий для письменных работ по математике записываются на доске.

3.9.3. Выпускникам 11 классов на сочинение через час после начала работы предоставляется возможность использовать книги с текстами художественных произведений, на содержание теоретических материалов.

3.9.4. На письменных экзаменах по русскому языку и литературе за один час до их окончания выпускников разрешается пользоваться всеми типами лингвистических словарей.

3.9.5. Письменные экзаменационные работы хранятся у директора общеобразовательного учреждения и выдаются ежедневно аттестационной комиссии для их проверки, которая осуществляется в здании образовательного учреждения.

3.9.6. Письменные экзаменационные работы по русскому языку, литературе и математике проверяются и оцениваются в соответствии с действующими нормами оценки знаний, умений, навыков обучающихся по данным предметам. На сочинения оцененными баллами «2» и «5» аттестационная комиссия составляет рецензии. При проверке ошибки подчеркиваются. Оценка за письменную экзаменационную работу сообщается выпускнику до сдачи им последующего экзамена.

3.9.7. Итоговая оценка по предмету, по которому проводится экзамен письменный и устный, выставляется с учетом двух ответов, полученных на экзаменах. При выставлении итоговых отметок аттестационная комиссия руководствуются следующим:

— итоговая отметка по предмету определяется на основании годовой и экзаменационной с учетом отметок промежуточной аттестации в выпускных классах;

— при неудовлетворительной экзаменационной отметке не может быть выставлена положительная итоговая;

— выпускникам, находившимся в лечебном учреждении, где были организованы занятий, учитываются отметки, полученные в общеобразовательном учреждении при лечебном учреждении

3.9.8. Выпускнику предоставляется возможность ознакомиться со своей письменной работой, проверенной аттестационной комиссией, и в случае несогласия с отметкой в 3-х дневный срок подать апелляцию в письменной форме в конфликтную комиссию, создаваемую управлением образования.

Аттестационные комиссии, создаваемые в общеобразовательном учреждении, руководствуются в своей деятельности «Положением об итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений РФ», Законом РФ «Об образовании», нормативными документами областного и городского управления образования и настоящим Положением.

Ссылка на основную публикацию