Общая физическая подготовка | Karate-krs.ru

Общая физическая подготовка

Необходимость общей физической подготовки для человека.
статья по физкультуре на тему

Основой общей физической подготовки является сбалансированный комплекс физических упражнений,разностороннего воздействия. Занятия ОФП способствуют гармоничному развитию организма, увеличению физической работоспособности и функциональных возможностей основных жизниобеспечивающих систем организма.

Вложение Размер
dokument_microsoft_office_word.docx 17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Необходимость общей физической подготовки для человека.

Что такое ОФП и почему для всех нас это так важно?

Существует множество материалов об Общей Физической Подготовке, как печатных, так и электронных поэтому наверно не стоит углубляться в науку, так как в последствии, при вашем желании, можно подробно изучить тот или иной аспект, рассмотрим основные положения, близкие к роду деятельности нашей школы.
Итак, ОФП — это всестороннее развитие, совершенствование и увеличение объёма основных физических качеств и двигательных способностей человека, таких как сила, быстрота, выносливость, координация и гибкость.

Основой общей физической подготовки является сбалансированный комплекс физических упражнений, разностороннего воздействия. Наибольшее количество данных упражнений представляет легкая атлетика, которую по праву считают «Королевой спорта». Занятия ОФП способствуют гармоничному развитию организма, увеличению физической работоспособности и функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма: дыхания, кровообращения, энергообмена, стимулируют восстановительные процессы. В профессиональном спорте хорошая общая физическая подготовка даёт преимущество перед соперником, позволяет легче и качественнее переносить максимальные нагрузки в выбранной специализации, а также снижает риск травматизма. В повседневной жизни ОФП залог здоровья человека, его красоты, психической и эмоциональной устойчивости, крепкого иммунитета и успешной трудовой деятельности. Регулярные физические занятия замедляют процесс старения организма, увеличивая выработку гормонов «молодости», что позволяет с легкостью преодолевать тяжелые жизненные ситуации.
Рассмотрим основные физические качества, развиваемые посредством ОФП:

Силу человека принято определять как способность преодолевать внешнее сопротивления или противодействовать ему за счет мышечных усилий. В зависимости от вида выполняемой работы мышцы могут проявлять силу без изменения своей длины — такой режим работы называется статическим или изометрическим и с изменением длины — в динамическом режиме. При уменьшении длины имеет место преодолевающий, или миометрический режим работы, при удлинении — уступающий, или плиометрический.

Под быстротой понимается совокупность свойств, характеризующих скоростные способности человека. Обычно выделяют элементарные и комплексные формы проявления быстроты. К элементарным относят: время простой реакции, время одиночного движения и частоту односуставных движений. К комплексным формам проявления быстроты следует отнести: время сложной реакции (реакции на движущийся объект и реакции выбора) и частоту многосуставных движений. Известно, что скоростные проявления мало зависимы или вовсе не зависимы друг от друга, это значит что спортсмен может обладать прекрасной реакцией, но медленно двигаться по дистанции и т. д.

Способность выполнять работу без изменения ее параметров (например, не снижая интенсивности, точности движений и т. д.) называется выносливостью. Если выполняемая работа носит неспецифический характер, то способность выполнять ее без изменения параметров называют общей выносливостью, если работа носит специфический характер — специальной.

4. Координационные способности

Под ловкостью понимают, во-первых, способность осваивать двигательные действия, во-вторых, способность перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Способность к расслаблению

Различают три вида напряженности мышц: тоническую, скоростную и координационную. Тоническая напряженность мышц отмечается при повышенном тонусе мышц в состоянии покоя. Скоростная напряженность возникает при высоком темпе движения в силу того, что мышца не успевает расслабляться. Координационная напряженность возникает как следствие повышенной напряженности мышц при недостаточно совершенном выполнении технических приемов.

Способность сохранять равновесие

Выделяют два вида равновесия: статическое, связанное с удержанием определенной позы, и динамическое, связанное со способностью сохранять определенное положение, либо быстро прийти в него под воздействием факторов извне.

Пространственная точность движений

Способность точно выполнять движения зависит от природной одаренности и общей двигательной подготовленности как спортсмена, так и любого человека, и проявляется она в возможности точно дифференцировать направление и скорость движения.

Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Также гибкость — абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии. Существует три разновидности гибкости, каждая из которых может быть у человека развита в большей или меньшей степени: динамическая (кинетическая) гибкость — возможность выполнения динамических движений в суставе по полной амплитуде, статически-активная гибкость — способность принятия и поддержания растянутого положения только мышечным усилием, статически-пассивная гибкость — способность принятия растянутого положения и его поддержания своим собственным весом, удержанием руками или с помощью снарядов или партнёра. В зависимости от того, какую разновидность гибкости хочет развивать человек, необходимо использовать разные виды растягивания.

Основной задачей ОФП спортсменов является создание общей двигательной подготовленности, которая служит фундаментом для Специальной Физической Подготовки (СФП).

Специальная Физическая Подготовка — это уже целенаправленное развитие физических качеств и функциональных возможностей спортсменов, с потенциалом предельного их совершенствования, сосредоточенное на конкретном виде спорта в соответствии с его спецификой. Основой СФП являются специально разработанные и подобранные физические упражнения с характерными особенностями для основного (в выбранном виде спорта) двигательного действия. Главные задачи СФП — овладение и совершенствование техники движений, избирательное развитие отдельных групп мышц (в соответствии с выбранным видом спорта), перенос развитых ОФП качеств в конкретное движение с достижением его максимальной эффективности, тактическая подготовка, достижение высокой спортивной формы, совершенствование психологической подготовленности. Данные задачи при качественном их решении обеспечивают достижение поставленных целей и высоких спортивных результатов.

Известно, что между ОФП и СФП существует прямая взаимосвязь, которая изучается в процессе многолетней тренировки. В большинстве случаев по мере роста спортивного мастерства объём средств ОФП уменьшается, а объём средств СФП возрастает. Однако, Общая Физическая Подготовка — неотъемлемая составная часть всех этапов и периодов спортивной тренировки, и значимость её не снижается даже при достижении высокого уровня спортивного мастерства. В итоге, Общая Физическая Подготовка имеет высокую значимость в развитии не только личности конкретного человека, но и общества в целом, повышая тем самым качество жизни.

Регулярные занятия ОФП положительно влияют на людей любого возраста не зависимо от рода трудовой деятельности, к тому же «Здоровый образ жизни» в последнее время приобретает высокую популярность в обществе и является одним из показателей статуса «успешного человека».

Физическая подготовка

Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую (ОФГ1) и специальную (СФП).

Н.Г. Озолин (1988) и В.Н. Платонов (1986) на основании научных исследований и обобщения опыта подготовки в разных видах спорта считает необходимым еще разделить СФП на два вида:

  • 1) предварительную (СФП-1), или вспомогательную, физическую подготовку, преимущественно направленную на построение специального фундамента, необходимого для эффективного выполнения больших объемов работы с целью развития специальных (ведущих) двигательных качеств;
  • 2) основную (СФП-2), направленную на возможно более высокое развитие двигательного потенциала применительно к требованиям избранного вида спорта, особенностями соревновательной деятельности в нем.

Общая физическая подготовка — одна из наиболее значимых сторон целостного процесса спортивной подготовки спортсменов всех специализаций. С возрастом и ростом спортивного мастерства роль ОФП изменяется, но ее уровень неуклонно растет. Это диктуется повышением интенсивности и специализированное™ тренировки спортсменов любых разрядов, что невозможно без больших функциональных возможностей организма. В течение последнего десятилетия резко проявляется тенденция к снижению возрастных границ начала обучения, тренировки и переходом к высоким тренировочным и соревновательным на1рузкам (Л.П. Матвеев). Вопросы повышения эффективности процесса ОФП широко представлены в специальной литературе. Применительно к фенерской деятельности значительный интерес представляют исследования З.Б. Белоцерковского, В.В. Бойко, С.М. Вайцеховского, Ю.Ф. Вер- хошанского, Н.И. Волкова, Л.В. Волкова, И.А. Гудкова, В.М. Заци- орского, С. Каледина, В.Л. Карпмана, В.В. Кузнецова, Ю.Ф. Ку- рамшина, Л.П. Матвеева, М.Я. Набатниковой, Н.В. Новикова, Н.Г. Озолина, В.Н. Платонова, Ф.Л. Суслова и др.

Обращает внимание тот факт, что в ОФП заложена идея всестороннего физического развития занимающегося. Поэтому качества, развиваемые посредством ОФП, можно называть общими, поскольку они выражают способность организма спортсмена, его психической сферы выполнять любую физическую работу более или менее успешно. Отсюда — общая выносливость, общая сила, общая подвижность в суставах, общее умение координировать движения, общая психологическая подготовленность.

ОФП направлена на общее развитие и укрепление организма спортсмена, повышение функциональных возможностей всех органов и систем, развитие двигательной мускулатуры, улучшения координационной способности, увеличение до требуемого уровня силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, исправление дефектов телосложения и осанки. ОФП помогает также в воспитании волевых качеств, поскольку выполнение многих упражнений связано с преодолением различного рода фудностей. Под влиянием ОФП улучшается здоровье спортсмена, организм его становится совершеннее. А чем крепче здоровье и выше работоспособность организма, тем лучше спортсмен воспринимает фенировочные нагрузки, быстрее к ним приспосабливается и достигает более высокого уровня в развитии двигательных качеств. Очень важна роль в ОФП упражнений, тотальных по своему воздействию (продолжительный бег, лыжные прогулки и др.), заставляющие активно работать все органы и системы. Естественно, необходимы упражнения и более ограниченного влияния, с помощью которых развивают, укрепляют, совершенствуют отдельные звенья организма, чем в конечном счете, достигают суммированный эффект общей физической подготовленности. Особенно важно через ОФП укрепить слабые места в организме, повысить их функциональные возможности.

Специалисты спортивной тренировки выделяют следующие методические положения, которые необходимо учитывать при работе над общей физической подготовкой в любом виде спорта (по Н.Г. Озолину):

  • 1. Упражнения чаще всего включаются в основные тренировочные занятия как составная часть, ряд упражнений могут входить в утреннюю гимнастику и дополнительные занятия в свободное время. Применительно к периоду годичного цикла подготовки тренировочные занятия можно целиком посвящать ОФП.
  • 2. ОФП обязательна для всех, но с учетом индивидуальных особенностей занимающегося. В первую очередь, обращается внимание на усиление отстающих функций, на укрепление слабых мест в подготовленности спортсмена.
  • 3. На определение задач ОФП влияют и особенности видов спорта. Например, у стайера и лыжника-гонщика преобладают упражнения, обеспечивающие развитие общей выносливости, а игровикам не менее значимыми будут упражнения для развития координации и скоростно-силовых качеств.
  • 4. Для начинающих спортсменов ОФП направлена на всестороннее физическое развитие, на построение общего фундамента с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
  • 5. В ОФП в основном используются упражнения, оказывающие общее воздействие. Однако также применяются точно направленные упражнения для увеличения массы отдельных мышечных групп, для улучшения гибкости, для устранения отдельных недостатков в физическом развитии и телосложении.
  • 6. Вместе с ростом спортивного мастерства средства ОФП все больше направляются на поддержание, а в ряде случаев — и на укрепление компонентов общей физической подготовленности. Среди них есть общие для всех компоненты — работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, процессы обмена веществ, которые позволяют увеличить объем специальной тренировки, улучшить восстановительные способности. Для повышения этих возможностей применяется продолжительный бег, кроссы, ходьба на лыжах.
  • 7. Ряд упражнений ОФП и «чужие» виды спорта используются спортсменами также на разгруночном этапе тренировки, когда нужно дать мышцам работу, а нервной системе — отдых, и для активного отдыха.
  • 8. Применяя разнообразные упражнения и виды спорта с целью ОФП, надо точно знать, для решения каких конкретных задач используете эти упражнения. Непродуманный выбор упражнений ОФП может дать отрицательный эффект.
  • 9. В зависимости от направленности упражнений ОФП будет зависеть и число занятий, например, стайеры для воспитания выносливости бегают ежедневно, а баскетболисты два раза в неделю.
  • 10. Уровень нагрузок для спортсменов разных специализаций также должен быть различным. Так, у спортсменов игровых видов спорта скорость кроссов меньше и дистанции короче, чем у бегунов и лыжников-гонщиков.
  • 11. Общее время, отводимое на ОФП, изменяется в связи с видом спорта. Например, у бегунов-стайеров и лыжников-гонщиков на ее долю достается мало времени, так как большую часть общего объема тренировки занимает передвижение по дистанции (до 85 %).
  • 12. В соревновательном периоде спортсменам, прошедшим хорошую школу ОФП, необходимо только поддерживать общую физическую подготовленность на достигнутом уровне, для чего достаточно включать уменьшенное (вдвое — втрое) количество упражнений ОФП в тренировки дважды в неделю.

Организация занятий по физической подготовке предполагает разработку детального плана тренировочных воздействий как на одно конкретное занятие, так и на недельный, месячный, полугодичный и годичный цикл тренировок. Содержание этого плана, как указывает Л.В. Волков, должно предусматривать прежде всего такой параметр, как величина тренировочной на1рузки, которая может быть избирательной (воздействие на определенной физическое качество) или общей (суммарное воздействие всей избирательной нагрузки).

В табл. 13 представлены количественные величины объема тренировочных на1рузок легкоатлетов-бегунов, освоение которых у правильно отобранных детей сопровождается выходом на высокий уровень мастерства. Очевидно, что рост спортивного мастерства юных спортсменов сопровождался увеличением общего и парциального объемов тренировочных нагрузок в 2 — 3 раза.

При этом важно уточнить, что комплексное воздействие на двигательные способности нс предполагает равные объемы выполнения избирательных упражнений на силу, быстроту, выносливость, гибкость и координацию. Основой для выбора последовательности воспитания этих способностей служат показатели темпа их естественного развития.

Известно, что развитие биомеханических систем двигательных действий, детерминирующих эффективность и качество спортивнотехнической и тактической подготовки в спорте, а также обеспечивающих это развитие морфофункциональных преобразований в онтогенезе человека наиболее интенсивно происходит в детском и подростковом возрасте. Этот процесс, как в естественной индивидуальной возрастной эволюции человека, так и в спортивном онтогенезе осуществляется неравномерно и характеризуется благоприятными и неблагоприятными периодами развития важных для спортивной результативности физических качеств и координационных способностей.

Динамика тренировочных нагрузок квалифицированных 6ei нов на длинные дистанции поданным ретроспекгивного анализа

Общая физическая подготовка

Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или видеспорта. Перед ОФП могут быть поставлены сле-1 дующие задачи:

  • · достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;
  • · приобрести общую, выносливость;
  • · повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;
  • · увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;
  • · улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;
  • · научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства — уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других — силы и, т.е. необходима специальная подготовка.

Общая физическая подготовка (ОФП) — включает разностороннее воспитание его физической культуры, которое не сводится к специфическим способностям, проявляемым в избранном виде спорта, но обусловливают успех спортивной деятельности. ОФП должна строиться согласно закономерностям переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на соревновательные действия в избранном виде спорта. Общая физическая подготовка является основным, базовым видом физического воспитания, реализующим обще-подготовительное направление системы физического воспитания. Ее содержание, средства, методы и формы организации занятий, направлены на создание широкой базы физической подготовки (ФП) для любого вида деятельности людей в быту, спорте, и других видах деятельности. Общая физическая подготовка способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта.

Что такое офп? Тренировочные комплексы в домашних условиях

Постоянные физические нагрузки — залог крепкого здоровья и замечательного внешнего вида. Для поддержания своего тела в хорошем состоянии нет необходимости заниматься каким-то видом спорта. Для этого будет достаточно выполнять несколько упражнений, входящих в офп. Сегодня мы с вами и поговорим об этих упражнениях.

Что такое офп

Офп — это общая физическая подготовка. Это неотъемлемая часть занятий любым спортом. Например, если вы хоккеист, то вам помимо навыков езды на коньках и работы с клюшкой и шайбой, необходимо быть физически крепким, чтобы справляться с высокими нагрузками. То есть, к своим тренировкам вы добавляете определённые упражнения.

Есть также специальная физическая подготовка. В случае с хоккеем — это ведение шайбы, распасовка, ускорение, удары клюшкой по шайбе. Это очень важно, но не имеет смысла без общей физической подготовки. Ведь именно она развивает скоростные и силовые показатели спортсмена, которые очень важны в любом виде спорта.

При занятиях общей физической подготовки, вы сможете развить в себе следующие спортивные качества:

Для развития каждого из этих показателей существуют различные комплексы упражнений. У каждого из них есть определённый принцип, на котором и основывается развитие конкретного показателя.

Давайте теперь более подробно поговорим о развитии этих спортивных показателей.

Развитие силы

Для развития силы идеально подходят следующие упражнения:

  1. Подтягивания на перекладине. Норматив — 10 повторений.
  2. Отжимания на брусьях. Норматив — 8 раз.
  3. Отжимания от пола. Норматив — 25 повторов.

Все эти нормативы не зависят от возраста и веса мужчины. То есть, неважно 16 ему лет, или 25, но если он способен выполнить это количество раз, то его можно назвать физически подготовленным.

Для работы на увеличение силы необходимо выполнять эти упражнения максимальное количество раз. Для увеличения силовых показателей достаточно будет двух тренировок в неделю. Главное условие — постоянный рост. Если вы уже способны сделать много повторений в каком-то упражнении, например, 50 отжиманий, то можете добавить дополнительный вес.

Основное достоинство такого тренинга — это простота. Вам не понадобится дополнительное оборудование, которое может стоить дорого. Вы можете позаниматься на любой детской площадке. А если вы хотите тренироваться дома, то купите настенный турник. Его цена не превышает 2 тыс. рублей.

Развитие выносливости

Для развития выносливости нужно выполнять упражнения, о которых мы говорили выше, только по другому принципу. Здесь тренировка должно быть более интенсивной. Когда вы занимаетесь для развития силы, то выполняете подходы с отдыхом в 2−3 минуты. А при работе на выносливость, перерыв между подходами не должен превышать 1 минуты.

Конечно, на первых порах вам будет довольно трудно заниматься, и после двух подходов вы уже будете как выжатый лимон. Однако со временем вы сможете делать всё больше и больше повторений.

Что такое выносливость? Это способность человека к длительным физическим нагрузкам. То есть, если вы сделали 100 отжиманий за 1 подход, то вы выносливый. А если 10, но с дополнительным весом, то вы сильный. Постоянно увеличивайте количество повторений в подходе. Тем самым вы увеличите продолжительность вашего подхода, и станете более выносливым.

Здесь нельзя не сказать о беге на средние и длинные дистанции. Юношам следует начинать с двух километров, а девушкам с одного километра. Темп необходимо поддерживать средний, а в первые несколько недель тренировок — медленный. Здесь главная задача — не скорость, а расстояние. Ведь пробегая большее расстояние, вы находитесь под нагрузкой более длительное время. А значит, становитесь более выносливым.

Для развития выносливости начинающим будет достаточно двух пробежек в неделю. Со временем необходимо увеличить частоту пробежек до 4—5 в неделю.

Чтобы сделать ваше тело более выносливым, сочетайте пробежки с интенсивными тренировками на турниках и брусьях. Например, два раза в неделю вы можете по утрам бегать, а по вечерам подтягиваться и отжиматься. Этого будем вполне достаточно, чтобы быть в форме.

Развитие скорости

Для развития скорости необходимо регулярно выполнять забеги на короткие дистанции — это 100, 200 и 400 метров. Начинать нужно со 100 метров. А дальше, когда вам будет легче, увеличивайте расстояние. Показатель успеха в этом деле — время, за которое вы пробежали дистанцию. Работайте над тем, чтобы бегать быстрее.

Помимо быстрого бега, необходимо выполнять следующие упражнения:

  1. Приседания.
  2. Отжимания с хлопком.
  3. Скручивания на пресс.

Все эти упражнения необходимо выполнять в быстром темпе. Постарайтесь сделать за минуту максимальное число раз в каждом из этих упражнений.

Если вы будете комбинировать короткие забеги с этими упражнениями, то результат не заставит себя долго ждать! Заниматься по этому принципу нужно 3 раза в неделю.

Комплекс упражнений по общей физической подготовке для развития взрывной силы

Что же такое взрывная сила? Это сила, умноженная на скорость. Можно быть просто сильным человеком, но неповоротливым, как некоторые тяжелоатлеты. Но если вы будете не только сильным, но и быстрым, то добьётесь значительных успехов в спорте.

Обычным людям, которые просто хотят поддерживать своё тело в форме, нет необходимости развивать взрывную силу. Она необходима в следующих видах спорта:

Для развития взрывной необходимо выполнять подтягивания и отжимания в максимально быстром темпе. При этом нельзя нарушать технику выполнения упражнений, ведь это может привести к травмам. Очень хорошая программа тренировок для развития взрывной силы:

  1. Подтягивания средним хватом — 3 подхода на максимум раз.
  2. Подтягивания узким обратным хватом — 3 подхода на максимум раз.
  3. Отжимания на брусьях — 3 подхода до отказа.
  4. Отжимания от пола с хлопком — 3 подхода до отказа.

Выполнять эти упражнения необходимо в максимально быстром темпе. Задержек в верхней и нижней точках быть не должно. Перерыв между подходами — до восстановления дыхания. То есть, у всех людей он будет длиться по-разному.

Этот комплекс упражнений необходимо выполнять дважды в неделю. При этом не стоит забывать о забегах на короткие дистанции. Совмещая их с предложенным комплексом, вы сможете ускорить процесс увеличения ваших скоростных и силовых показателей.

Многие спортсмены занимаются по подобным комплексам офп при подготовке к соревнованиям. Ведь сила и скорость — это решающие факторы во многих видах спорта.

Дополнительные рекомендации

Не забывайте о разминке! Хоть эти упражнения и выполняются со своим весом, они все равно могут привести к травмам. Чтобы этого избежать необходимо разминаться в течение 10—15 минут перед тренировкой.

Чтобы оценить свой уровень в общей физической подготовке, найдите в интернете таблицы разрядных нормативов по офп. И если вы захотите большего, то сможете чётко наметить цель и следовать к ней!

Ваши тренировки не должны быть однообразными и скучными. Тренируйтесь интересно! Пробуйте разные варианты выполнения упражнений.

Заниматься общей физической подготовкой вы можете как дома, так и в фитнес-центрах. Существуют групповые занятия по офп как для детей, так и для взрослых. Записавшись на групповые занятия по офп, вы сможете найти себе новых знакомых. А также среди участников этих групп проводятся соревнования. А это поможет вам мотивироваться и достигать более высоких результатов.

Общая физическая подготовка (ОФП)

Проблема взаимоотношения общего и частного возникает у людей постоянно и во всех сферах. В медицине, например, ее обозначили очень дано, но не решили до сих пор. Хорошие врачи знают, что лечить надо не болезнь, а больного, как они говорят, так как любая болезнь — это проблема всего организма. Однако узкая специализация, технизация, компьютеризация и т.п. процессы в медицине привели к тому, что человек, как объект внимания, для многих врачей вообще исчез. Их интересуют его отдельные органы, анализы, кардиограммы и т.п. Очень часто врачи ведут борьбу с болезнями и их возбудителями так, что от этого человек страдает не меньше, чем от самой болезни. Поэтому, наверно, во всем мире все больше и больше становится и больных людей, и болезней и . да-да, все больше становится врачей. Фронт работ для них обеспечен на столетия. Ведь медицина, формально и являясь частью здравоохранения, имеет в социальном плане совсем противоположные результаты. И именно потому, что не может решить проблему и частного.

В системе физкультуры и спорта об этом многие вообще и не задумываются. Ни потребители, ни, тем более те, кто предлагает физкультуру и спорт как товар, а не как составную и, возможно, одну из основных составляющих здравоохранения.

Сегодня различных видов физкультуры и спорта уже столько, что на них на всех и людей не хватает, а специализация в них проявляется даже активнее, чем в медицине. Поэтому занятия физическими упражнениями в большинстве своем не помогают людям сохранять и укреплять здоровье. Причем не только в спорте, но и в подавляющем большинстве случаев при занятиях физкультурой. А все потому, что решать свои частные проблемы почти все начинают не то, что без решения, так даже без учета проблем общих. Нет — не мирового масштаба, а своих личных. А зря. Ведь ОФП — не только основа всей системы физкультуры и спорта, но и здоровья.

Стараясь достичь нужной цели в любом виде физкультуры или спорта, и не имея достаточной ОФП, и физкультурник, и спортсмен будут постоянно с этой проблемой сталкиваться, часто даже не сознавая, в чем истинная причина неудач.

Примеры? Да сколько угодно! Начиная с занятий для похудения и кончая плохой игрой в футбол.

Вы думаете, почему так много людей начинают заниматься физкультурой для коррекции фигуры и прекращают их, так ничего и не добившись? Да потому, что в подавляющем большинстве случаев не имеют для этого достаточной ОФП и особенно таких качеств, как выносливость и сила, без которых лишние килограммы жира никак не сжечь и, тем более, дополнительных мышечных объемов не построить.

Ну и футбол наш из-за очень низкой ОФП игроков на международном уровне конкуренции не выдерживает. Там играть, бороться от начала до конца надо, а наши игроки в большинстве своем только и думают, как бы поскорее от мяча избавиться и дух перевести.

Что такое ОФП как вид физкультуры? Это система занятий физическими упражнениями, направленная на развитие всех физических качеств — выносливости, силы, ловкости, гибкости, скорости в их гармоничном сочетании. В основе ОФП может быть любой вид физических упражнений — гимнастика, аэробика, бег, игры, бодибилдинг, плавание, единоборства и т.д. Главное: избежать узкой специализации и гипертрофированного развития одного качества за счет других. Хотя приоритет можно отдать любому. ОФП — не спорт, но ни в одном виде спорта без нее не обойтись. И чем выше уровень спорта, тем большее внимание уделяется ОФП. Для отбора в олимпийские команды, например, устанавливают даже специальные нормативы. Правда для каждого вида спорта они свои. Но говоря здесь об ОФП, я имею в виду ее важность не столько для спортсменов, сколько для обычных людей.

Затрудняюсь сказать, есть ли сейчас специальные группы ОФП (наподобие каланетики, аэробики, шейпинга и т.п.). Конечно же, я не говорю только о названии. Я имею в виду направленность занятий. Но если человек знает, что такое ОФП, и зачем она ему нужна, то он и сам может заниматься ее совершенствованием без занятий в каких-то специализированных группах. Тем более, что названия групп очень часто не отражают их действительной направленности. Например, во времена, когда карате у нас официально было под запретом, большинство людей занималось им именно в группах ОФП.

Лично я вообще всегда, чем бы ни занимался, рассматривал эти занятия как элемент ОФП. В основе занятий у меня всегда был атлетизм, то есть занятия с отягощениями для развития силы и силовой выносливости. Хотя на некоторое время я переключался на игры, единоборства, греблю. И во всех случаях в занятия включалась аэробика (или кардиотренировка) в форме бега и ходьбы на лыжах. В последние годы, правда, их заменили велоэргометр и другие тренажеры. Кроме того в «арсенале» у меня всегда разные гимнастики, в том числе восточные, плавание.

Тем, кто связывает свой жизненный успех со специализацией в каком-то не атлетическом виде спорта (теннис, например), следует усвоить, что приоритет, при прочих равных, всегда за теми, у кого лучше ОФП. Дохляки не нужны нигде, но человек, имеющий хорошую ОФП, может специализироваться в любом виде спорта. Да что специализироваться — побеждать! Тем более в видах атлетических, где многие только за счет ОФП и выигрывают. Но общая физическая подготовка нужна не только в спорте. Вот пример совсем с другой стороны. В медицинской практике бывают случаи, когда очень больным людям задерживают проведение срочной хирургической операции. Почему? Да потому, что у пациента такой низкий уровень физических кондиций, то есть уровень ОФП на уровне минимума-миниморума, как говорят, что операции он просто не выдержит. Что делают в таком случае? Начинают пациента к операции готовить, используя для этого средства ЛФК. Но средства и лечебной физкультуры, и физкультуры вообще, и общей физической подготовки одни и те же — это физические упражнения. Решающий фактор способов их применения — цель и индивидуальные особенности того, кому их назначают. И если пациент так слаб, что не сможет выдержать хирургического вмешательства, то средства и методы ОФП для него должны быть соответствующие.

ОФП — это способ развития или сохранения физических качеств, то есть внутреннего, физиологического, биохимического или на клеточном уровне, как сегодня многие «специалисты» выражаются. Да что на клеточном? Процессы, которые обеспечивают проявление физических качеств, идут в нашем организме на молекулярном и более высоких уровнях, но приводят к изменениям не только физиологическим, но и анатомическим, то есть увеличению мышечной массы, нормализации веса, коррекции фигуры.

Пример из медицинской практики я привел для тех, кто считает себя недостаточно здоровым для занятий физическими упражнениями. Ведь это до чего людей довели! Они уже не понимают, что физкультура и все ее виды должны служить человеку, а не наоборот. Поэтому, чем хуже у кого-то состояние здоровья, тем важнее для него заниматься ОФП. Хотя бы для его стабилизации. Но режим занятий и его формы конечно же должны соответствовать целям и учитывать исходный уровень здоровья, а не определяться на авось или тем, чем просто хочется заниматься.

Если лично вам ОФП нужнее других видов занятий, а специальных групп или клубов нет, то попробуйте просто включить в программу своих занятий как можно больше разнообразных физических упражнений: гимнастику, в том числе силовую, ходьбу, плавание, занятия на тренажерах, игры и т.п. Но не экспериментируйте сами с собой. До начала занятий проконсультируйтесь у грамотных специалистов и определите, какие качества нужно развивать именно вам и в какой степени. Иначе ОФП может превратиться для вас в черную дыру, в которую уйдет и здоровье, и вера в возможности физкультуры.

Общая физическая подготовка — что это и зачем она нужна?


Общая физическая подготовка
(ОФП) является необходимым звеном спортивной тренировки пловца. Она решает сле­дующие задачи: укрепление здоровья и гармоническое физи­ческое развитие пловца; развитие и совершенствование силы, гибкости, быстроты, выносливости и ловкости; расширение круга двигательных навыков и повышение функциональных возможностей организма; использование физических упражне­ний с целью активного отдыха и профилактического лечения.
Основными средствами ОФП являются физические упраж­нения, которые выполняются на суше и в воде. Все упражне­ния, выполняемые в воде, включены в раздел ОФП, который получил название общей плавательной подготовки. Средствами общей плавательной подготовки решаются все основные задачи ОФП, но в специфических условиях водной среды. ОФП является действенным средством укрепления здо­ровья: большинство физических упражнений выполняются на суше в хороших гигиенических условиях.
Кроме того, много­численные упражнения позволяют улучшать физическое разви­тие пловцов, способствуют уменьшению и ликвидации физичес­ких недостатков (искривление позвоночника, слабая подвиж­ность в суставах, недостаточное развитие мускулатуры и др.), закаливают организм детей,
прививают необходимые гигиени­ческие навыки.

Развитие силы

Сила как физическое качество представляет собой способ­ность человека преодолевать различные сопротивления за счет необходимого уровня напряжения отдельных мышц или груп­пы мышц. Когда спортсменов характеризуют по силовым ка­чествам, то обычно называют максимальные показатели силы у каждого из них. Эта сила является результатом разносторон­ней силовой подготовки, осуществляемой средствами ОФП пловца и направленной на повышение силовых возможностей его мускулатуры. Основными средствами для развития силы являются сило­вые упражнения. Все они делятся на две группы. К первой группе относятся упражнения, способствующие развитию только силы. Они получили названия собственно силовых упражнений (например, выжимание штанги). Ко второй груп­пе принадлежат упражнения,
которые выполняются в скоростно-силовом режиме, т. е. развивают как силу, так и быстроту (например, толкание ядра). Собственно, силовые упражнения вызывают значительные напряжения мышц, в то время как скоростно-силовые—быстроту их сокращения.
Развитие гибкости

Гибкость — это способность пловца выполнять различные движения с максимальной амплитудой. Эта способность зави­сит от развития подвижности в суставах, которая в свою оче­редь определяется эластичностью мышц, сухожилий и связок. Таким образом, упражнения для развития гибкости должны быть направлены на увеличение подвижности в суставах, ко­торая обеспечивается растягиванием мышц, сухожилий и свя­зок. Для этого необходимо, чтобы средства ОФП обеспечили пловцу выполнение движений головой, руками, туловищем и ногами с большей амплитудой, чем при обычном плавании. Эти движения должны осуществляться в основном по таким же направлениям, по которым выполняются движения пловца в воде. Для того чтобы увеличить подвижность в суставах и обес­печить выполнение движений большой амплитуды, необходимо длительное время выполнять упражнения на растягивание.

Развитие быстроты

Быстрота характеризуется способностью человека выполнить то или иное движение с наименьшей затратой времени, т. е. с максимальной скоростью, которая зависит от величины соп­ротивления этому движению и силовых характеристик групп мышц, участвующих в движениях. Кроме этого, скорость зави­сит от быстроты
нервно-мышечных реакций, эластичности мышц и технической совершенности движений. Поскольку скорость движения спортсмена зависит от величины сопротивления этим движениям, то в условиях водной среды пловец не может эф­фективно развивать быстроту и повышать скорость. Поэтому основными
средствами развития быстроты являются упражнения на суше. Они создают фундамент для повышения скоростных возможностей пловца в воде. Чтобы повысить уровень развития быстроты, необходимо овладеть всеми ее проявлениями, а имен­но: быстротой реакции на внешний раздражитель (стартовый сигнал, мяч в подвижных и спортивных играх, касание финиш­ной стенки при смене этапов в эстафетном
плавании и др.), скоростью выполнения отдельного движения и максимальным тем­пом мышечных сокращений. Для развития быстроты необходима большая подвижность нервных процессов, которая наблюдается у детей. Вот почему развитие быстроты у детей следует всегда стимулировать, а не заглушать работой над техникой и выполнением тренировочных упражнений в медленном темпе.

Развитие выносливости

Выносливость—это способность человека в течение продол­жительного времени выполнять интенсивную физическую рабо­ту. Эту способность обычно определяют по двум показателям: скорости передвижения и времени, в течение которого эта ско­рость сохранялась. В свою очередь уровень этих показателей зависит от развития силы, быстроты и гибкости, от степени тех­нической и функциональной подготовленности человека.

В настоящее время в спортивной тренировке различают общую и специальную выносливость.

Общая выносливость характеризуется длительной работоспособностью пловца при вы­полнении любой работы (любых физических упражнений), а спе­циальная выносливость—длительной работоспособностью при выполнении определенной работы (специфических физических упражнений).
В свою очередь специальная выносливость разделяется на силовую и скоростную. Силовой выносливостью называется та, которая обеспечивает длительное выполнение силовых упражне­ний. Силовая выносливость пловца в достаточной степени обе­спечивается упражнениями для развития силы. Выполнение этих
упражнений предусматривается как в общей, так и в спе­циальной физической подготовке пловца. Скоростная выносли­вость — способность пловца проплывать основную дистанцию с максимальной равномерной скоростью и показывать при этом наиболее высокий личный результат.

Развитие ловкости

Ловкость—это собирательное двигательное качество чело­века, .которое зависит от уровня развития всех других двига­тельных качеств. Уровень развития ловкости выражается спо­собностью пловца быстро осваивать различные по сложности новые движения, умением правильно координировать свои дей­ствия, т.
е. быстро находить наилучшую зависимость между фор­мой, характером и временем выполнения отдельных частей дви­гательного действия. У пловца ловкость проявляется в умении быстро осваивать элементы старта, новые повороты, новые вари­анты отдельных движений и способов плавания в целом. В про­цессе спортивной тренировки ловкость проявляется во всех но­вых тренировочных упражнениях.

Общая и специальная физическая подготовка

Физическая подготовка осуществляется с целью укрепления здоровья, повышения функциональной готовности организма, улучшения физического развития, совершенствования физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, а также достижения высоких спортивных результатов.

Физическая подготовка может носить как общий характер (общая физическая подготовка ), так и направленный на определенный вид деятельности (специальная физическая подготовка).

Это процесс воспитания физических качеств и формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Способствует повышению общей работоспособности. Она подготавливает человека к любому виду деятельности и является основой для специальной физической подготовки, которая способствует достижению высоких результатов в избранном виде спорта или трудовой деятельности.

Значение общей физической подготовки для достижения намеченной цели можно проиллюстрировать на следующем примере. В 2004 году 7 энтузиастов летом прошли 550 км через Каракумы. Днём песок нагревался до 80° , поэтому шли они ночью. частники перехода выработали следующие тесты для определения степени своей физической подготовленности: отжимание от пола – 60 раз, подтягивание – 25 раз, приседание на двух ногах – до 300 раз, приседание на одной ноге – до 40 раз.

В рамках базового физического воспитания необходимо обеспечить гармоничное развитие всех мышечных групп двигательного аппарата человека. Большое внимание уделяется и воспитанию общей выносливости. Для оценки общей выносливости используется тест, разработанный американским физиологом Купером. Критерием является преодоленная дистанция за 12 минут. Чем большее расстояние пробежит (возможны переходы на ходьбу) человек, тем он выносливее.

Хорошими показателями для лиц студенческого возраста является преодоление расстояния 2,4–2,7 км для юношей и 1,9– 2,3 км для девушек.

Общую физическую подготовку необходимо строить таким образом, чтобы полностью использовать положительный перенос и исключить отрицательный.

Например, спортсмены скоростно-силовых видов (метатели, прыгуны и т.д.) в общей физической подготовке намного шире используют упражнения с отягощениями, чем спортсмены циклических видов, например, бегуны-стайеры или велосипедисты-шосейники.
– это процесс воспитания физических качеств и формирования двигательных умений и навыков, отвечающих специфике избранного вида спорта или деятельности.

По своей направленности все виды специальной физической подготовки можно свести к двум основным группам – спортивная подготовка и профессионально – прикладная подготовка.

В процессе спортивной подготовки решается ряд задач. Одна из них – максимально возможное развитие физических способностей, от которых существенно зависит достижение результатов в избранном виде спорта. Если, например, спортсмен специализируется в прыжках в высоту, то его специальная физическая подготовка будет заключаться в развитии прыгучести, силы ног, ловкости. Спринтер должен обладать высокоразвитыми качествами быстроты и силовыми способностями в особом соотношении, обозначаемом термином «спринтерская мощность», а также развитой скоростной выносливостью. Стайеру же нужна общая выносливость. От борца и гимнаста требуется высокие координационные способности и гибкость, сочетаемые со статическими и динамическими силовыми способностями.

Специальная физическая подготовка должна осуществляться в единстве с общей физической подготовкой. Причем на начальном этапе базовая физическая подготовка должна преобладать независимо от вида спорта. Такая тренировка не только способствует разностороннему развитию, но и позволяет полнее раскрыться способностям человека.

В отличие от понятия «физическая подготовка», понятие «физическая подготовленность» представляет собой результат физической подготовки. Для студентов высших учебных заведений показатели физической подготовленности стандартизированы. Кроме того, при увеличении количества тестов по физической подготовленности предоставляется возможность свободы выбора тех упражнений, которые лучше удаются занимающемуся, в выполнении которых он может достичь больших успехов. а это ориентированы контрольные нормативы по пяти физическим качествам, вошедшие в проект федерального компонента Государственного образовательного стандарта.

Примерные тесты, отражающие уровень развития физических качеств:
1) быстроты (бег на 30, 60 или 100 м)
2) ловкости (прыжки через скакалку, подбрасывание теннисного мяча за 1 минуту вначале левой рукой, затем правой и одновременное подбрасывание двумя руками теннисных мячей с пробеганием дистанции 30 метров (оценивается количество раз));
3) Силы (подтягивание в висе, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание и опускание туловища из положение лежа на спине, приседания, прыжок в длину, прыжок в длину с места);
4) выносливости (бег на 1000, 2000, 3000 м);
5) гибкости (наклон туловища вперед из основной стойки, стоя на возвышении, соединение рук, одна рука над плечом, другая за спиной, наклоны в стороны, руки вдоль туловища.

Общая физическая подготовка

В процессе обучения учащиеся должны получить теоретические знания по таким вопросам: общие сведения о физкультурном движении и организации физического воспитания; гигиенические основы физического воспитания; теоретические знания по гимнастике, легкой атлетине, спортивным играм, плаванию.

Знание гигиенических основ физического воспитания имеет важное значение для организации здорового образа жизни учащихся и внедрения физической культуры в их быт. Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима учебы и отдыха, систематические занятия физическими упражнениями в быту — обязательное условие успешного решения задач физического воспитания, предусмотренных программой. Полученные знания необходимо закрепить на практических занятиях, увязать их с общими гигиеническими требованиями, ‘предъявляемыми учащимся в учебной деятельности.

Давая теоретические знания по отдельным видам общей физической подготовки, учащихся следует познакомить с основами техники различных видов спорта, профилактикой травматизма, с инвентарем и правилами ухода за ним. Теоретические знания вместе с практическими навыками по видам спорта должны содействовать спортивному совершенствованию в избранном виде спорта и внедрению физических упражнений в ‘быт учащихся.

Методы сообщения теоретических знаний (уроки, беседы, теоретические сведения в процессе занятий физическими упражнениями) устанавливаются руководителями физического воспитания.

Общая физическая подготовка

Она составляет главное содержание занятий физическими упражнениями в школах.

Основными видами общей физической подготовки являются гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и спортивным играм представляют собой единый процесс физического воспитания.

Гимнастика — одно из основных средств общей физической подготовки, с помощью которого решается большой ‘круг задач: формируется правильная осанка, совершенствуются координация движений, сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др.

Гимнастика — это целая школа движений. С помощью гимнастических упражнений обеспечивается специальная физическая подготовленность для успешного выполнения программных требований по легкой атлетике, лыжной подготовке и др. Гимнастика также играет большую роль в профессионально-прикладной физической подготовке учащихся. Вместе с тем занятия гимнастикой недостаточно влияют на органы кровообращения и дыхания, на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому ее следует применять в сочетании с другими видами физических упражнений.

Программа по гимнастике включает строевые и общеразвивающие упражнения (без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения в равновесии, лазании, упражнения спортивной гимнастики, элементы акробатики. Легкая атлетика имеет большое оздоровительное и прикладное значение.

Легкая атлетика в учебной работе в школах содействует более успешному выполнению учащимися требований программ по лыжной подготовке и плаванию, восполняет недостатки в разносторонней, физической подготовке по другим видам спорта и в первую очередь гимнастике и плаванию.

Программа по легкой атлетике включает специальные подготовительные упражнения, ходьбу, бег на короткие и средние дистанции, прыжки в длину и высоту с разбега, толкание ядра, метание гранаты.

Лыжная подготовка. В программе физического воспитания лыжной подготовке отводится значительное место. При ходьбе на лыжах вовлекается в работу весь двигательный аппарат, укрепляется мышечная система, особенно ног, плечевого пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме того, развиваются выносливость, вестибулярная устойчивость, способность ориентироваться в пространстве, повышается закаленность организма.

Лыжной подготовке способствуют предварительные занятия другими видами физической подготовки и в первую очередь гимнастикой и легкой атлетикой. При этом особое значение имеет развитие общей выносливости.

Программа по лыжной подготовке включает в себя специальные подготовительные упражнения, строевые упражнения с лыжами и на лыжах, изучение техники лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений и поворотов, сведения о материальной части и правилах ухода за лыжным инвентарем.

Спортивные игры. Среди различных средств физического воспитания учащихся профтехучилищ определенное место занимают спортивные игры.

В программе предусмотрено занятие одной какой-либо спортивной игрой (баскетболом, волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели могут сами выбрать спортивную игру, для культивирования которой в училище наиболее благоприятные условия. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и ловкость; повышают эмоциональность, способствуют привитию интереса к физическим упражнениям, спорту; воспитывают чувство коллективизма, организованность, дисциплину, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и другие качества.

Спортивные игры имеют важное значение и для нормального досуга, и активного отдыха, содействуют наиболее эффективному выполнению программных требований по другим основным разделам физического воспитания.

Занятия плаванием способствуют правильному и гармоническому развитию форм тела, воспитанию выносливости. Длительные физические нагрузки при горизонтальном положении тела в воде равномерно развивают мышцы, формируют правильную осанку. Плавание значительно влияет на тренировку физиологических механизмов теплорегуляции, способствуя закаливанию организма.

Обучение плаванию имеет большое прикладное значение и способствует внедрению физической культуры в быт учащихся.

Программа по плаванию включает в себя специальные подготовительные упражнения, обучение технике плавания кролем на груди и на спине; дополнительно также предусмотрено изучение плавания брассом на груди.

В связи с тем, что на плавание программой выделено ограниченное количество часов, главным являются обучение технике плавания.

Занятие туризмом имеет большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение. Туристические походы проводятся во внеучебное время — в выходные дни по специальному плану. Они могут быть пешие, на лыжах и велосипедах. Дальность походов определяется в зависимости от способа передвижения. Туристические групповые походы проводятся с активным передвижением по всему маршруту.

Туризм предоставляет широкие возможности для изучения прошлого и настоящего России. Занятия этим видом спорта приучают учащихся к длительным физическим напряжениям. Овладение навыками туризма и привитие интереса к туристическим походам способствуют внедрению этого ценного средства физического воспитания в быт учащихся.

Средства профессионально-прикладной физической подготовки

В качестве средств физической подготовки используют главным образом физические упражнения.

В зависимости от методической организации, от объема, интенсивности выполнения и других условий одни и те же упражнения могут давать различный тренировочный эффект. Исходя из этого средства физической подготовки систематизируют в группы по их преимущественному значению для решения конкретных педагогических задач.

Для развития важных физических качеств, применяют упражнения на быстроту, силу, общую, скоростную и силовую выносливость, на координацию движений и др. Это главным образом упражнения из основной гимнастики, из различных видов легкой атлетики, спортивных игр, тяжелой атлетики и др. С помощью них можно укрепить мышцы, на которые приходится наибольшая физическая нагрузка, дополнительно развить физические качества, требуемые той или иной профессией.

Для формирования и совершенствования вспомогательно-прикладных навыков применяют так называемые естественные движения (прыжки, метания, лазание, плавание), упражнения из прикладного туризма и др. Повысить устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды можно, применяя соответствующие упражнения, которые не только совершенствуют какое-либо качество, но и одновременно дают неспецифический тренировочный эффект. Например, устойчивость к перегреванию можно повысить упражнениями, сопровождающимися значительным теплообразованием: продолжительным бегом, интенсивным передвижением на лыжах, коньках, спортивными играми, фехтованием.

Для совершенствования психических качеств — волевых, внимания, реакции на сигналы, восприятия пространства, времени, мышечных усилий и других — большое значение имеют используемые направленно физические упражнения и занятия определенными видами спорта. При этом влияние последних на развитие психических качеств неодинаково. Специфика каждого конкретного вида спорта определяет активность соответствующих психических функций и степень их проявления. Например, спортивные игры вырабатывают точность времени реакции на движущийся объект, быстроту двигательной реакции; гимнастика в большой степени развивает точность мышечных усилий при действии руками и др.

Совершенствованию волевых качеств, способствуют занятия всеми видами, спортивными играми, прыжками в воду, гимнастическими упражнениями, связанными с элементами опасности и др.

Общая физическая подготовка

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.

Эта сторона подготовки играет первостепенную роль в повышении общего уровня функциональных возможностей организма, комплексном развитии физической работоспособности применительно к широкому кругу различных видов деятельности и систематическом пополнении фонда двигательных умений и навыков спортсмена.

Хотя общая физическая подготовка имеет определённые тождественные черты в различных видах спорта, это не значит, что её содержание вообще не зависит от особенностей спортивной специализации. Дело в том, что общая физическая подготовка должна строится согласно закономерностям переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на соревновательные действия в избранном виде спорта. Понятно, что общую физическую подготовку необходимо строить таким образом, чтобы полностью использовать положительный перенос двигательных умений и навыков и по возможности исключить отрицательный перенос. Этим обусловлены особенности физической подготовки у представителей различных видов спорта.

Например, у представителей скоростно-силовых видов спорта (спринтеров, лёгкоатлетов-метателей, прыгунов) в общей физической подготовке намного шире представлены различные упражнения с отягощениями и сопротивлениями, чем у бегунов-стайеров или велосипедистов-шоссейников. Величина отягощений существенно различается в зависимости от особенностей избранного вида спорта.

У спортсменов, специализирующихся в видах спорта циклического характера общефизическая подготовка в большей мере направлена на создание и оптимизацию различных предпосылок развития специальной выносливости (совершенствование анаэробных, аэробных и смешанных энергетических факторов спортивной работоспособности), причём соотношение различных компонентов воспитания выносливости зависит от длины дистанции или предмета специализации.

Общая физическая подготовка в единоборствах насыщена разнообразными упражнениями, комплексно развивающими скоростно-силовые и координационные способности, быстроту двигательной реакции и выносливость в работе переменной интенсивности.

Уже из этих примеров видно, что общая физическая подготовка спортсмена, так или иначе, специализируется, применительно к особенностям избранного вида спорта. В современном спорте тренировка общей физической подготовленности связывается не только с уровнем развития двигательных качеств и способностей вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в избранном виде спорта. Основным средством общей физической подготовки являются общеподготовительные упражнения.

Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла подготовки.

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Цель ОФП — гармоническое развитие всех органов и систем спортсмена, повышение работоспособности, или, как говорят, функциональных возможностей организма в целом. Это достигается применением в тренировке самых разнообразных физических упражнений и видов спорта, таких, как гимнастика, плавание, лыжи, акробатика, спортивные игры и др. Исключительно важное значение имеет общая разносторонняя физическая подготовка.

Необходимость ее диктуется не только требованиями гармонического развития, но и чисто спортивными интересами. Ведь в большинстве случаев до 15 — 16 лет, а то и до более позднего возраста невозможно точно определить, в каком виде легкой атлетики будет иметь успех тот или иной начинающий спортсмен [3].

Первым этапом ОФП будет выполнение нормативов комплекса ГТО, соответствующих данному возрасту.

Физическая подготовка разделяется на общую и специальную. Это разделение весьма условное, так как точно определить, где кончается общая, и где начинается специальная физическая подготовка практически невозможно, хотя есть и четко выраженные средства и методы общей и специальной подготовки. Важно, что и та и другая направлены к одной цели — спортивному совершенствованию.

В практике спортивной тренировки, общая физическая подготовка условно подразделяется на общеразвивающие упражнения (ОРУ) и упражнения ОФП (специфические упражнения с набивными мячами, камнями, ядрами, с отягощениями — штанга, вес партнера, упражнения на снарядах — перекладина, гимнастическая стенка, скамейка, конь).

Это делается для того, чтобы определить направленность занятий в недельных или месячных циклах тренировок и определенных периодах годового цикла.

Общеразвивающие упражнения применяются в каждом занятии и на всех этапах и периодах подготовки и большого изменения в дозировках не претерпевают.

А упражнения ОФП в тренировочных планах имеют значительные изменения в дозировках в зависимости от периода подготовки.

Значительное место упражнения ОФП занимают в подготовительном периоде, а в соревновательном применяются дифференцированно. В подводящих и соревновательных микроциклах упражнения ОФП сводятся до минимума, а в разгрузочных микроциклах, когда интенсивность тренировочных занятий по специальной физической подготовке снижается, — возрастает роль упражнений ОФП.

Возрастает роль упражнений ОФП и в объемных (нагрузочных) микроциклах, когда нет соревнований.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ (ОРУ)

Общеразвивающие упражнения направлены на развитие координационных способностей, гибкости и подвижности в суставах, укрепление отдельных мышц или их групп, недостаточное развитие которых мешает овладению совершенной техникой бега. В подготовительной части тренировочного занятия ОРУ применяются для разогревания мышц и подготовки организма к предстоящей работе.

А в основной части при повторном или интервальном методах тренировки, когда нагрузка выполняется сериями,— служат средством активного отдыха. В заключительной части — способствуют лучшему восстановлению после проделанной работы и локально применяются для укрепления и развития отдельных мышц [10].

Выполнение разнообразных ОРУ улучшает координационные способности, образует, определенные навыки и помогает быстрее усвоить сложные формы спортивной техники. При этом, необходимо так подбирать упражнения и методы их выполнения, чтобы без значительного увеличения мышечной массы выработать умение и навыки владения своими мышцами (быстро сокращать их с необходимой силой и расслаблять после выполнения упражнения).

Арсенал ОРУ всем известен: без них не проводится ни одни урок физкультуры в школе. Однако, как показали наши наблюдения, многие молодые спортсмены не придают им должного внимания, выполняют их вяло и в малом количестве.

Дозировка же упражнений, направленных на развитие гибкости и подвижности в суставах, должна постепенно возрастать, особенно в подготовительном периоде. Для получения необходимого эффекта каждое упражнение должно выполняться не менее 10—15 раз.

В тех случаях, когда бегуны проводят равномерные, переменные темповые кроссы или фартлек, где разминкой служит легкий бег 4—6 км, ОРУ выполняются обязательно после окончания тренировки.

Наибольшую нагрузку у бегунов несут мышцы опорно-двигательного аппарата, и часто это приводит к травматизму, особенно у молодых спортсменов. Этого можно избежать, если в течение всего периода подготовки соблюдать правильное соотношение специальных и общеразвивающих упражнений.

УПРАЖНЕНИЯ ОФП

Основными упражнениями ОФП со снарядами и на снарядах, которые не требуют особых условий, являются:

1. Упражнения с набивными мячами или с камнями разного веса.

2. Упражнения со штангой с небольшими весами — от 20 до 40 кг.

3. Упражнения на снарядах: перекладине, гимнастической стенке и коне (или на скамейке).

Ссылка на основную публикацию