Оборона замка Фусими | Karate-krs.ru

Оборона замка Фусими

Оборона замка Фусими

В 27-й день 8-го месяца 1600 г., как и ожидал Иэясу, 30-тысячная армия Исиды Мицунари напала на замок Фусими. Узнав об этом, Токугава тут же приказал своему вассалу Ямаоке Митиами, младшему брату Ямаоки Кагэтаки, владельца замка в Сэта провинции Оми, поднять на борьбу буси из Кога. Сначала на помощь замку Фусими пришли около 100 ниндзя из Кога, затем подтянулись еще 300 синоби . Всего под началом у Тории Мототады было около 2000 воинов.

Несмотря на многократное превосходство врага, крепость продержалась 10 дней и, возможно, простояла бы и дольше, если бы предатель, семью которого Исида пригрозил распять, не поджег главную башню замка. Тогда Мототада повел около 200 оставшихся в живых защитников крепости на вылазку и отбросил врага. Когда в живых осталось всего 10 воинов, он удалился во внутренние покои пылающего замка, чтобы совершить харакири . В это время в зал ворвался Сайга Сигэтомо Магоити, предводитель ниндзя из Сайга, и подбежал к нему с копьем наперевес. Но, когда Тории назвал свое имя, он остановился, подождал, пока доблестный воин совершит сэппуку , и лишь после этого отрубил ему голову, которую затем выставили на Столичном мосту в Осаке. В 6-й день 9-го месяца замок Фусими пал, но обошлось это Исиде очень недешево: в боях он потерял 3000 своих лучших воинов.

Применение парных серпов. Рисунок по мотивам японских гравюр

Многие буси из Кога погибли при защите Фусими. Свою смерть в бою нашел и Гэнта Кагэмицу нюдо , младший брат Ямаоки Митиами. После победы при Сэкигахаре Иэясу решил воздать по заслугам буси из Кога и создал отряд Кога-гуми из потомков погибших при защите Фусими ниндзя в составе 70 ёрики и 100 досин . Начальником его был назначен Ямаока Митиами, которому было подарено имение в провинции Оми с доходом в 9000 коку , 4000 из которых должны были идти на содержание Кога-гуми.

Митиами был четвертым сыном Ямаоки Кагэюки. В молодости он постригся в монахи, принял буддийское имя Сэйхэй и поселился в храме Кодзё-ин в знаменитом монастыре Мии-дэра. Как это часто случалось с буси эпохи Сэнгоку, сначала он служил сёгуну Асикага, затем Нобунаге, а после убийства Оды – Хидэёси. После смерти Хидэёси Митиами поступил на службу к Токугаве Иэясу и во время битвы при Сэкигахаре совершил немало подвигов.

Постоянным местом дислокации отряда Кога-гуми стал квартал Кога-мати в г. Аояма. Днем рождения Кога-гуми был объявлен день памятного сражения за замок Фусими – 1-й день 9-го месяца 1600 г. В уезде Кога в этот день каждый год проводились празднества и моления духам погибших в тот день героев, а по прошествии 250 лет, в 1849 г., сёгунское правительство предоставило 70 май серебра на проведение заупокойной службы по погибшим. В то время во многих населенных пунктах уезда Кога появились надгробные памятники в честь героев обороны Фусими.

Ямаока Митиами пользовался большим доверием у Иэясу. Это подтверждается следующим фактом. Так как у Митиами не было детей, он решил усыновить Ямаоку Синтаро Кагэмото, сына Ямаоки Кагэмому, заведующего библиотекой сына Ямаоки Кагэнори. Первая официальная встреча Митиами с будущим наследником – восьмилетним Кагэмото – состоялась в 3-й день 10-го месяца 1603 г. В тот день сёгун Токугава Иэясу самолично посетил усадьбу Митиами и подарил ему замечательный меч- вакидзаси из коллекции Такэды Сингэна.

Гарнизон Фусими выполнил свою задачу и задержал врага до подхода основных сил Токугавы. По всей стране разгорелась широкомасштабная война, в которой приняли участие едва ли не все тогдашние даймё . В сражениях обе стороны активнейшим образом использовали ниндзя из Ига и Кога и других кланов, которые продемонстрировали чудеса доблести и мастерства. Однако лучше всего показали себя ниндзя из Ига, служившие Токугаве. Тайная агентура, созданная знаменитым Хаттори Хандзо, наглядно показала свое превосходство. Благодаря умелым и ловким действиям «садовников» Иэясу всегда на шаг опережал своих врагов и был в курсе всех их коварных замыслов.

Оборона замка Фусими

Стратегически важный замок Фусими был построен Хидэёси в нескольких милях к югу от Киото, чтобы вместе с замком Осака завершить линию обороны Кинаи. Благодаря своему положению замок Фусими господствовал над подходами к столице, поэтому, когда августе 1600 года полководец клана Тоётоми Исида Мицунари со своими войсками двинулся на Киото, то по пути он первым делом осадил Фусими.

Иэясу доверил защиту Фусими своему старому другу, Тории Мототада, которому было шестьдесят два года. Прежде чем отправиться на восток, Иэясу посетил Тории, и их встреча завершилась трогательным прощанием, поскольку оба знали, что как только начнутся военные действия, Фусими примет на себя первый удар Западной армии. Токугава выразил опасение, что войск в замке недостаточно. Но Тории сказал, что замок падет, даже если численность его защитников увеличить в десять раз, и уговорил господина взять с собой в поход на восток все войска. В эти дни Мототада написал и отправил своему сыну завещание, в котором наставляет быть верным клану Токугава и заботиться о младших братьях, воспитывая и у них храбрость и преданность своему господину.

Штурм Фусими начался 27 августа, и в течение десяти дней его защитники с невероятной стойкостью отбивали все атаки. Тории знал, что должен выиграть время, чтобы Иэясу мог захватить все стратегически важные крепости вдоль Токайдо и Накасэндо, пока значительная часть самураев Исида бьется головой о стены замка Фусими. Гарнизон дрался храбро и уступил только 8 сентября, когда один предатель, жену и детей которого Исида грозился распять, поджег одну из башен.

Но даже тогда Тории отказался сдаваться и отверг предложение покончить жизнь самоубийством. Он укорил того, кто предлагал ему покончить жизнь самоубийством, и сказал, что настал час отблагодарить господина за его доброту. Важна не его честь, заметил он, а то, что он должен задержать Исида, насколько это в человеческих силах. С двумя сотнями самураев, остатками его храброго гарнизона, он совершил пять вылазок из крепости, после которых у него осталось десять человек. Тогда Тории отступил в замок и в изнеможении упал. Некий самурай по имени Сайга Сигэтомо подбежал к нему с копьем, рассчитывая взять его голову. Тогда Тории назвал себя, и молодой самурай с почтением дождался, когда Тории совершит харакири, а затем уже отсек ему голову. Тактика Тории сработала, и он задержал Западную армию на достаточный срок, дав необходимое время Иэясу. А партия Исида насладилась сомнительным удовольствием от пирровой победы, ибо при штурме замка они потеряли 3000 человек.

Оборона замка Фусими

Такой книги еще не было — не только в России, но и на любом из европейских языков. Это — единственная полная энциклопедия НИНДЗЯ, основанная на аутентичных японских источниках. Всё о воинском искусстве ниндзюцу и легендарных воинах-«невидимках», прозванных «демонами ночи» (слово «синоби», являющееся синонимом «ниндзя», в переводе с японского означает «разведчик-диверсант»).

Происхождение ниндзя и генезис их уникальных боевых навыков, становление и расцвет ниндзюцу в эпоху междоусобных войн и его упадок при сегунате, «кодекс чести» и тайны мастерства, величайшие «школы» и «кланы» ниндзя, их оружие и снаряжение, огневые средства и шпионские приспособления, лекарства и яды — для этой энциклопедии нет секретов!

Она не имеет ничего общего с теми дешевыми сенсациями, рекламными мифами и киноштампами, которыми пичкают неискушенную публику. Это — серьезное профессиональное исследование, базирующееся на колоссальном объеме информации, собранной автором во время его поездок в Японию, на средневековых «гункимоно» («военных повестях»), где можно найти детальные описания операций лазутчиков, на дневниках и приказах военачальников, генеалогиях знаменитых семей ниндзя и подлинных руководствах и наставлениях, сотни лет передававшихся ими из поколения в поколение.

Оборона замка Фусими

Оборона замка Фусими

В 27-й день 8-го месяца 1600 г., как и ожидал Иэясу, 30-тысячная армия Исиды Мицунари напала на замок Фусими. Узнав об этом, Токугава тут же приказал своему вассалу Ямаоке Митиами, младшему брату Ямаоки Кагэтаки, владельца замка в Сэта провинции Оми, поднять на борьбу буси из Кога. Сначала на помощь замку Фусими пришли около 100 ниндзя из Кога, затем подтянулись еще 300 синоби. Всего под началом у Тории Мототады было около 2000 воинов.

Применение парных серпов. Рисунок по мотивам японских гравюр

Несмотря на многократное превосходство врага, крепость продержалась 10 дней и, возможно, простояла бы и дольше, если бы предатель, семью которого Исида пригрозил распять, не поджег главную башню замка. Тогда Мототада повел около 200 оставшихся в живых защитников крепости на вылазку и отбросил врага. Когда в живых осталось всего 10 воинов, он удалился во внутренние покои пылающего замка, чтобы совершить харакири. В это время в зал ворвался Сайга Сигэтомо Магоити, предводитель ниндзя из Сайга, и подбежал к нему с копьем наперевес. Но, когда Тории назвал свое имя, он остановился, подождал, пока доблестный воин совершит сэппуку, и лишь после этого отрубил ему голову, которую затем выставили на Столичном мосту в Осаке. В 6-й день 9-го месяца замок Фусими пал, но обошлось это Исиде очень недешево: в боях он потерял 3000 своих лучших воинов.

Многие буси из Кога погибли при защите Фусими. Свою смерть в бою нашел и Гэнта Кагэмицу нюдо, младший брат Ямаоки Митиами. После победы при Сэкигахаре Иэясу решил воздать по заслугам буси из Кога и создал отряд Кога-гуми из потомков погибших при защите Фусими ниндзя в составе 70 ёрики и 100 досин. Начальником его был назначен Ямаока Митиами, которому было подарено имение в провинции Оми с доходом в 9000 коку, 4000 из которых должны были идти на содержание Кога-гуми.

Митиами был четвертым сыном Ямаоки Кагэюки. В молодости он постригся в монахи, принял буддийское имя Сэйхэй и поселился в храме Кодзё-ин в знаменитом монастыре Мии-дэра. Как это часто случалось с буси эпохи Сэнгоку, сначала он служил сёгуну Асикага, затем Нобунаге, а после убийства Оды — Хидэёси. После смерти Хидэёси Митиами поступил на службу к Токугаве Иэясу и во время битвы при Сэкигахаре совершил немало подвигов.

Постоянным местом дислокации отряда Кога-гуми стал квартал Кога-мати в г. Аояма. Днем рождения Кога-гуми был объявлен день памятного сражения за замок Фусими — 1-й день 9-го месяца 1600 г. В уезде Кога в этот день каждый год проводились празднества и моления духам погибших в тот день героев, а по прошествии 250 лет, в 1849 г., сёгунское правительство предоставило 70 май серебра на проведение заупокойной службы по погибшим. В то время во многих населенных пунктах уезда Кога появились надгробные памятники в честь героев обороны Фусими.

Ямаока Митиами пользовался большим доверием у Иэясу. Это подтверждается следующим фактом. Так как у Митиами не было детей, он решил усыновить Ямаоку Синтаро Кагэмото, сына Ямаоки Кагэмому, заведующего библиотекой сына Ямаоки Кагэнори. Первая официальная встреча Митиами с будущим наследником — восьмилетним Кагэмото состоялась в 3-й день 10-го месяца 1603 г. В тот день сёгун Токугава Иэясу самолично посетил усадьбу Митиами и подарил ему замечательный меч-вакидзаси из коллекции Такэды Сингэна.

Гарнизон Фусими выполнил свою задачу и задержал врага до подхода основных сил Токугавы. По всей стране разгорелась широкомасштабная война, в которой приняли участие едва ли не все тогдашние даймё. В сражениях обе стороны активнейшим образом использовали ниндзя из Ига и Кога и других кланов, которые продемонстрировали чудеса доблести и мастерства. Однако лучше всего показали себя ниндзя из Ига, служившие Токугаве. Тайная агентура, созданная знаменитым Хаттори Хандзо, наглядно показала свое превосходство. Благодаря умелым и ловким действиям «садовников» Иэясу всегда на шаг опережал своих врагов и был в курсе всех их коварных замыслов.

Оборона замка Фусими

27 августа 1600 года, как и ожидал Иэясу, 30.000-ная армия Исиды Мицунари напала на замок Фусими. Узнав об этом, Токугава тут же приказал своему вассалу Ямаоке Митиами, младшему брату Ямаоки Кагэтаки, владельца замка в Сэта провинции Оми, поднять на борьбу буси из Кога. Сначала на помощь замку Фусими пришло около 100 ниндзя из Кога, а затем подтянулись еще 300 синоби. Всего под началом у Тории Мототады было около 2000 воинов.

Несмотря на многократное превосходство врага, крепость продержалась 10 дней и, возможно, простояла бы и дольше, если бы не предатель, семью которого Исида пригрозил распять, не поджег главную башню замка. Тогда Мототада повел 200 оставшихся в живых защитников крепости на вылазку и отбросил врага. Когда в живых осталось всего 10 воинов, он удалился во внутренние покои пылающего замка, чтобы совершить харакири. В это время в зал ворвался Сайга Сигэмото Магоити, предводитель ниндзя из Сайга, и подбежал к нему с копьем наперевес. Но, когда Тории назвал свое имя, он остановился, подождал пока доблестный воин не совершил сэппуку, и лишь после этого отрубил ему голову, которую затем выставили на Столичном мосту в Осаке. 6 сентября замок Фусими пал, но обошлось это Исиде очень недешево: в боях он потерял 3000 своих лучших воинов.

Многие буси из Кога погибли при защите Фусими. После победы при Сэкигахаре Иэясу решил воздать по заслугам буси из Кога, и создал отряд Кога-гуми из потомков погибших при защите Фусими ниндзя. Постоянным местом дислокации отряда Кога-гуми стал квартал Кога-мати в городе Аояма. Днем рождения Кога-гуми был объявлен день памятного сражения за замок Фусими 1 сентября 1600 года. В уезде Кога в этот день каждый год проводились празднества и моления духам погибших в тот день героев, а по происшествии 250 лет со дня этого сражения в 1849 году сёгунское правительство предоставило 70 пластин серебра на проведение заупокойной службы по погибшим. В это время во многих населенных пунктах уезда Кога появились надгробные памятники в честь героев обороны Фусими.

Гарнизон Фусими выполнил свою задачу и задержал врага до подхода основных сил Токугавы. По всей стране разгорелась широкомасштабная война, в которой приняли участие едва ли не все тогдашние даймё. В сражениях обе стороны активнейшим образом использовали ниндзя из Ига и Кога и многих других кланов, которые продемонстрировали в то время чудеса доблести и мастерства. Однако лучше всего показали себя ниндзя из Ига, служившие Токугаве.Тайная агентура, созданная знаменитым Хаттори Хандзо, наглядно продемонстрировала свое превосходство в этот период. Благодаря умелым и ловким действиям «садовников», Иэясу всегда на шаг опережал своих врагов и был в курсе всех их коварных замыслов.

Оборона замка Фусими

Оборона замка Фусими

27 августа 1600 г., как и ожидал Иэясу, 30 000-ная армия Исиды Мицунари напала на замок Фусими. Узнав об этом, Токугава тут же приказал своему вассалу Ямаоке Митиами, младшему брату Ямаоки Кагэтаки, владельца замка в Сэта провинции Оми, поднять на борьбу буси из Кога. Сначала на помощь замку Фусими пришло около 100 ниндзя из Кога, а затем подтянулось еще 300 синоби. Всего под началом у Тории Мототады было около 2000 воинов.

Несмотря на многократное превосходство врага, крепость продержалась 10 дней и, возможно, простояла бы и дольше, если бы не предатель, семью которого Исида пригрозил распять, не поджег главную башню замка. Тогда Мототада повел около 200 оставшихся в живых защитников крепости на вылазку и отбросил врага. Когда в живых осталось всего 10 воинов, он удалился во внутренние покои пылающего замка, чтобы совершить харакири. В это время в зал ворвался Сайга Сигэтомо Магоити, предводитель ниндзя из Сайга, и подбежал к нему с копьем наперевес. Но, когда Тории назвал свое имя, он остановился, подождал пока доблестный воин не совершил сэппуку и лишь после этого отрубил ему голову, которую затем выставили на Столичном мосту в Осаке. 6 сентября замок Фусими пал, но обошлось это Исиде очень недешево: в боях он потерял 3000 своих лучших воинов.

Многие буси из Кога погибли при защите Фусими. Свою смерть в бою нашел и Гэнта Кагэмицу нюдо, младший брат Ямаоки Митиами. После победы при Сэкигахаре Иэясу решил воздать по заслугам буси из Кога и создал отряд Кога-гуми из потомков погибших при защите Фусими ниндзя в составе 70 полицейских (ёрики) и 100 стражников (досин). Начальником его был назначен Ямаока Митиами, которому было подарено имение в провинции Оми с доходом в 9000 коку, 4000 из которых должны были идти на содержание Кога-гуми.

Митиами был четвертым сыном Ямаоки Нарисаку-но Ками Кагэюки. В молодости он постригся в монахи, принял буддийское имя Сэйхэй и поселился в храме Кодзё-ин в знаменитом монастыре Мии-дэра. Как это часто случалось с буси периода Сэнгоку-дзидай сначала он служил сёгуну Асикага, затем Нобунаге, а после убийства Оды — Хидэёси. После смерти Хидэёси Митиами поступил на службу к Токугаве Иэясу и во время битвы при Сэкигахаре совершил немало подвигов.

Постоянным местом дислокации отряда Кога-гуми стал квартал Кога-мати в г. Аояма. Днем рождения Кога-гуми был объявлен день памятного сражения за замок Фусими 1 сентября 1600 г. В уезде Кога в этот день каждый год проводились празднества и моления духам погибших в тот день героев, а по прошествии 250 лет со дня этого сражения в 1849 г. сёгунское правительство предоставило 70 пластин серебра на проведение заупокойной службы по погибшим. В это время во многих населенных пунктах уезда Кога появились надгробные памятники в честь героев обороны Фусими.

Ямаока Митиами пользовался большим доверием у Иэясу. Это подтверждается следующим фактом. Так как у Митиами не было детей, он решил усыновить Ямаоку Синтаро Кагэмото, сына Ямаоки Кагэмому, заведующего библиотекой сына Ямаоки Кагэнори. Первая официальная встреча Митиами с будущим наследником восьмилетним Кагэмото состоялась 3 октября 1603 г. В этот день сёгун Токугава Иэясу самолично посетил усадьбу Митиами и подарил ему замечательный меч-вакидзаси из коллекции Такэды Сингэна.

Гарнизон Фусими выполнил свою задачу и задержал врага до подхода основных сил Токугавы. По всей стране разгорелась широкомасштабная война, в которой приняли участие едва ли не все тогдашние даймё. В сражениях обе стороны активнейшим образом использовали ниндзя из Ига и Кога и многих других кланов, которые продемонстрировали в то время чудеса доблести и мастерства. Однако лучше всего показали себя ниндзя из Ига, служившие Токугаве. Тайная агентура, созданная знаменитым Хаттори Хандзо наглядно продемонстрировала свое превосходство в этот период. Благодаря умелым и ловким действиям «садовников», Иэясу всегда на шаг опережал своих врагов и был в курсе всех их коварных замыслов.

Оборона замка Фусими

Непознанное:Антигравитация Евгения Подклетнова В 2001 году российский физик Евгений Подклетнов заявил, что ему удалось воздействовать на гравитационное поле. Эксперименты, проведенные им, зафиксировали отклонения в колебаниях маятника, вызванные торможением пучка заряженных частиц

Боевые искусства:Законы качества атаки Нет необходимости доказывать, что понятие «качество атаки» является весьма широким и включает в себя множество аспектов, например таких как:

Боевые искусства:Традиционное нунчаку Традиционное нунчаку практикуется обычно в рамках традиционных школ японских и окинавских боевых искусств, иногда как отдельная дисциплина, но чаще как часть кобудо.

  • Новости
  • Желтые страницы России
  • Известные мастера боевых искусств
  • Хобби и увлечения
  • О здоровье человека

Оборона замка Фусими

27 августа 1600 года, как и ожидал Иэясу, 30.000-ная армия Исиды Мицунари напала на замок Фусими. Узнав об этом, Токугава тут же приказал своему вассалу Ямаоке Митиами, младшему брату Ямаоки Кагэтаки, владельца замка в Сэта провинции Оми, поднять на борьбу буси из Кога. Сначала на помощь замку Фусими пришло около 100 ниндзя из Кога, а затем подтянулись еще 300 синоби. Всего под началом у Тории Мототады было около 2000 воинов.

Несмотря на многократное превосходство врага, крепость продержалась 10 дней и, возможно, простояла бы и дольше, если бы не предатель, семью которого Исида пригрозил распять, не поджег главную башню замка. Тогда Мототада повел 200 оставшихся в живых защитников крепости на вылазку и отбросил врага. Когда в живых осталось всего 10 воинов, он удалился во внутренние покои пылающего замка, чтобы совершить харакири. В это время в зал ворвался Сайга Сигэмото Магоити, предводитель ниндзя из Сайга, и подбежал к нему с копьем наперевес. Но, когда Тории назвал свое имя, он остановился, подождал пока доблестный воин не совершил сэппуку, и лишь после этого отрубил ему голову, которую затем выставили на Столичном мосту в Осаке. 6 сентября замок Фусими пал, но обошлось это Исиде очень недешево: в боях он потерял 3000 своих лучших воинов.

Многие буси из Кога погибли при защите Фусими. После победы при Сэкигахаре Иэясу решил воздать по заслугам буси из Кога, и создал отряд Кога-гуми из потомков погибших при защите Фусими ниндзя. Постоянным местом дислокации отряда Кога-гуми стал квартал Кога-мати в городе Аояма. Днем рождения Кога-гуми был объявлен день памятного сражения за замок Фусими 1 сентября 1600 года. В уезде Кога в этот день каждый год проводились празднества и моления духам погибших в тот день героев, а по происшествии 250 лет со дня этого сражения в 1849 году сёгунское правительство предоставило 70 пластин серебра на проведение заупокойной службы по погибшим. В это время во многих населенных пунктах уезда Кога появились надгробные памятники в честь героев обороны Фусими.

Гарнизон Фусими выполнил свою задачу и задержал врага до подхода основных сил Токугавы. По всей стране разгорелась широкомасштабная война, в которой приняли участие едва ли не все тогдашние даймё. В сражениях обе стороны активнейшим образом использовали ниндзя из Ига и Кога и многих других кланов, которые продемонстрировали в то время чудеса доблести и мастерства. Однако лучше всего показали себя ниндзя из Ига, служившие Токугаве. Тайная агентура, созданная знаменитым Хаттори Хандзо, наглядно продемонстрировала свое превосходство в этот период. Благодаря умелым и ловким действиям «садовников», Иэясу всегда на шаг опережал своих врагов и был в курсе всех их коварных замыслов.

Оборона замка Фусими

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 254 818
  • КНИГИ 582 583
  • СЕРИИ 21 618
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 537 397

Средневековые японские шпионы и диверсанты ниндзя и их загадочное профессиональное искусство нин-дзюцу относятся к наименее исследованным областям. История изучения этого феномена на западе не насчитывает и пятидесяти лет. Все началось с небольшой заметки в журнале «Ньюсуик» за 3 августа 1964 г. В ней автор рассказывал о волне ниндзямании, захлестнувшей страну Восходящего солнца, вкратце описывал сущность и методы нин-дзюцу, представлял последнего мастера этого загадочного искусства Фудзиту Сэйко. Заметка вызвала большой интерес у американских ученых. По свидетельству одного из крупнейших японских специалистов в области истории нин-дзюцу Ямагути Масаюки, в том же 1964 г. из Гарвардского и Калифорнийского университетов, а также университета г. Гонолулу, Гавайские острова, в Японию поступили запросы о предоставлении материалов о ниндзя.

Автору книги неизвестно, каковы были результаты исследований американских историков. Но именно после этой заметки в США начался бум ниндзя. Он был подстегнут многочисленными кинобоевиками о японских «невидимках», авантюрными романами и популярными рекламными книжонками многочисленных авторов.

Спрос на информацию о ниндзя был колоссальный. И мощная американская индустрия с готовностью откликнулась на него: магазины заполнились униформой и снаряжением ниндзя, практическими наставлениями «по боевой технике воинов-теней». Свою долю пирога поспешили урвать и последние «мастера нин-дзюцу». Так появились огромные организации, объединяющие сотни тысяч поклонников ниндзя по всему свету – Будзинкан-додзё, Гэмбукан-додзё, Всемирная академия нин-дзюцу Роберта Басси и другие, по сути, представляющие собой своеобразные коммерческие предприятия, занимающиеся торговлей «заморской диковинкой».

При этом использовались отработанные методы привлечения широкой публики: побольше загадочности и мистики, побольше обещаний и заверений типа «наше искусство – самое древнее и крутое», побольше необычных приемов, побольше басен о сверхвозможностях. Все это нужно было подать под «правильным соусом». Ведь средневековые приемы маскировки, беганья по лесам и физическое и духовное самоистязание в духе спецназа могут заинтересовать разве что некоторых чудаков-любителей и профессионалов из спецподразделений. Широкая публика в массе своей останется к этим малопонятным «забавам» равнодушна. И вправду, зачем это клерку, рабочему или школяру? Однако «популяризаторы» нин-дзюцу сумели найти приманку для «широких народных масс». Нин-дзюцу стало рекламироваться не столько как искусство шпионажа и разведки, сколько как учение о достижении гармонии с окружающим миром и реализации творческого потенциала человека. Соответственно и ниндзя превратились в носителей тайного знания, в членов «тайных кланов», озабоченных реализацией высоких религиозно-философских идеалов и гонимых за свои убеждения. Жаль только, что у этого впечатляющего мифа нет практически никакой реальной исторической основы, о чем пойдет речь далее.

«Новая концепция рекламы» быстро позволила «построить в ряды» десятки тысяч последователей во всем мире. Еще бы, гармония с окружающим миром, духовное здоровье, реализация творческих потенций – разве это не идеал? В то время как в других восточных единоборствах наметился отток «любителей», организации нин-дзюцу стали стремительно набирать вес.

Однако рост интереса к нин-дзюцу отнюдь не стимулировал активность научных изысканий. Почти все изданные к настоящему моменту вне Японии книги об этом искусстве носят исключительно популярный и рекламный характер и ни в коей мере не являются научными исследованиями. Именно поэтому мы не найдем в них ни детального, основанного на фактах, анализа истории нин-дзюцу, ни ссылок на исторические источники, ни отрывков из «секретных» трактатов.

Зато повсеместно мы будем наталкиваться на высказывания, уже ставшие штампами и при этом не имеющие под собой никакой исторической основы. Например, из книги в книгу кочует утверждение о полном отсутствии источников по нин-дзюцу, связанном со спецификой секретной деятельности ниндзя. Но так ли это?

Японские источники, описывающие события XIV – XVII вв., пестрят упоминаниями о действиях ниндзя. Подчас среди них можно найти и детальные описания операций хитроумных лазутчиков. В этом плане значимы произведения жанра «воинских повестей» (гунки): «Хэйкэ-моногатари»[1], «Тайхэйки»[2], «Ходзё годайки»[3], «Канхассю-року»[4], «Сикоку-гунки»[5], «Мацуо-гунки»[6] и др. Большую ценность представляют дневники тех времен, например, «Тамон-ин никки»[7]. Довольно полную картину организации разведки в средневековой японской армии можно составить по дошедшим до наших дней приказам по армии. Здесь следует выделить распоряжения Като Киёмасы, главнокомандующего японского экспедиционного корпуса в Корее во время Имджинской войны конца XVI в. Кроме того до настоящего времени сохранилось свыше 50 наставлений по нин-дзюцу, включая такие выдающиеся произведения как десятитомная «энциклопедия» «Бансэнсюкай»[8] и «Сёнинки»[9], несколько десятков родословных знаменитых семей ниндзя, их воспоминания, служебные отчеты, китайские трактаты, повлиявшие на формирование теоретической базы нин-дзюцу… Дошли до наших дней и образцы снаряжения и вооружения, и так называемые «шпионские усадьбы», где ныне созданы музеи.

Как видим, реальное положение дел никак не согласуется с утверждением большого числа «трудов» по нин-дзюцу. Это вынуждает исследователя не только доискиваться истины в источниках, но попутно еще и анализировать и ломать штампы, сложившиеся благодаря «усилиям» лгунов-популяризаторов, заинтересованных не в серьезном исследовании вопроса, а в саморекламе. И начать приходится с самого понятия «ниндзя».

Кто такие ниндзя?

Слово «ниндзя» записывается двумя иероглифами: «нин» (в другом прочтении «синобу») – 1) выносить, терпеть, сносить; 2) скрываться, прятаться, делать что-либо тайком); и «ся» (в озвонченной форме «дзя»; в другом прочтении «моно») – «человек». Существительное «синоби», образованное от глагола «синобу» означает: 1) тайное проникновение; 2) соглядатай, лазутчик, шпион; 3) кража.

Слово «ниндзя» появилось лишь в ХХ в. Ранее его эквивалентом было иное прочтение тех же иероглифов – «синоби-но моно», буквально, «скрывающийся человек», «проникающий тайно человек». Так в Японии, начиная с XIV в., называли лазутчиков.

Во многих работах по истории нин-дзюцу можно встретить анализ взаимоотношения составных частей иероглифа «нин» с целью показать некое скрытое философское изначальное значение слова «ниндзя». Так, этот иероглиф интерпретировали, например, как «сердце (или дух) контролирует и направляет оружие».

Однако, думается, что это не более, чем позднейшие интерпретации и гимнастика ума. Подтверждается это тем, что задолго до того, как шпионов в Японии стали называть «синоби», в японском языке уже существовали многочисленные производные от глагола «синобу» слова со вполне «шпионскими» значениями: синобиёру – подкрадываться; синобииру – тайно проникать куда-либо; синоби-аруку – ходить крадучись; синобисугата-дэ – переодевшись, инкогнито, под чужим именем; синобиаси-дэ – на цыпочках, тихонько и т.д.

«Синоби» был далеко не единственный термин для обозначения представителей шпионской профессии. В источниках мы встречаем упоминания о кандзя («шпион», «человек, [проникающий через] отверстие»), тёдзя («шпион»), камари («пригибающийся»), уками-бито («вызнающий человек»), суппа («волны на воде», «проникающие [куда-либо] волны»), сэппа (то же), раппа («мятежные волны»), топпа («бьющие волны»), монокики («слушающие»), тоомэ («далеко [видящие] глаза»), мицумоно («тройные люди», «растраивающиеся люди»), дацуко («похитители слов»), кёдан («[подслушивающие] болтовню за угощением»), яма-кугури («подлезающие под гору»), куса («трава») и т.д.

Оборона замка Фусими

История Феодальной Японии

27 августа 1600 год

Стратегически важный замок Фусими был построен Хидэёси в нескольких милях к югу от Киото, чтобы вместе с замком Осака завершить линию обороны Кинаи. Благодаря своему положению замок Фусими господствовал над подходами к столице, поэтому, когда августе 1600 года полководец клана Тоётоми Исида Мицунари со своими войсками двинулся на Киото, то по пути он первым делом осадил Фусими.

Иэясу доверил защиту Фусими своему старому другу, Тории Мототада, которому было шестьдесят два года. Прежде чем отправиться на восток, Иэясу посетил Тории Мототада, и их встреча завершилась трогательным прощанием, поскольку оба знали, что как только начнутся военные действия, Фусими примет на себя первый удар Западной армии. Токугава выразил опасение, что войск в замке недостаточно. Но Мототада сказал, что замок падет, даже если численность его защитников увеличить в десять раз, и уговорил господина взять с собой в поход на восток все войска. В эти дни Мототада написал и отправил своему сыну завещание, в котором наставляет быть верным клану Токугава и заботиться о младших братьях, воспитывая и у них храбрость и преданность своему господину.

Штурм Фусими начался 27 августа, и в течение десяти дней его защитники с невероятной стойкостью отбивали все атаки. Тории знал, что должен выиграть время, чтобы Иэясу мог захватить все стратегически важные крепости вдоль Токайдо и Накасэндо, пока значительная часть самураев Исида бьется головой о стены замка Фусими. Гарнизон дрался храбро и уступил только 8 сентября, когда один предатель, жену и детей которого Исида грозился распять, поджег одну из башен.

Но даже тогда Мототада отказался сдаваться и отверг предложение покончить жизнь самоубийством. Он укорил того, кто предлагал ему покончить жизнь самоубийством, и сказал, что настал час отблагодарить господина за его доброту. Важна не его честь, заметил он, а то, что он должен задержать Исида Мицунари, насколько это в человеческих силах. С двумя сотнями самураев, остатками его храброго гарнизона, он совершил пять вылазок из крепости, после которых у него осталось десять человек. Тогда Мототада отступил в замок и в изнеможении упал. Некий самурай по имени Сайга Сигэтомо подбежал к нему с копьем, рассчитывая взять его голову. Тогда Мототада назвал себя, и молодой самурай с почтением дождался, когда Мототада совершит сэппуку, а затем уже отсек ему голову. Тактика Мототада сработала, и он задержал Западную армию на достаточный срок, дав необходимое время Иэясу. А партия Исида насладилась сомнительным удовольствием от пирровой победы, ибо при штурме замка они потеряли 3 000 человек.

Замок Фусими

Этот замок в период своего расцвета был едва ли не самым утонченным и изысканным во всей Японии. К сожалению, сейчас от всего этого великолепия остался лишь шикарный фасад. А вот внутренняя роскошь Фусими, до нашего времени не сохранилась. Но замок все равно продолжают величать дворцом, ведь он построен не столько для обороны, сколько для ведения переговоров и праздного времяпровождения.

Защищать с его помощью свои земли было весьма проблематично. По этой причине всего через шесть лет после окончания строительства, замок был захвачен одним из членов воинственного клана Тоётоми.

Второе имя данного замка – дворец Момояма (по названию горы, на которой он построен). Сооружение было сдано в эксплуатацию в 1594 году, именно в этот период по всей стране начали возводить массивные крепости, причем многие из них имели не слишком-то аскетичное внутреннее убранство. Летописцы тех времен отмечали, что некоторых людей значительно больше волновала эстетическая составляющая, нежели защита от реальных врагов. Замок был призван рассказать всему миру о богатстве своего правителя, о том, что он может позволить себе нечто величественное.

Замок Фусими попал именно в эту категорию: Хидэёси отдал приказ отстроить себе резиденцию, где он будет вести переговоры с представителями Китая, ведь тогда было важно прийти к соглашению по итогам Семилетней войны в Корее. Он не пожалел денег на лучших строителей и отличные материалы. В общей сложности, дворец строили два года, а занимались этим три десятка тысяч человек.

Теперь замок превратился в один из музеев. Любая памятка туристу упоминает его, как один из самых интересных объектов для посещения во всей Японии. Экспозиция посвящена эпохе Момояма, отличающейся весьма большим числом событий, повлиявших на дальнейшую судьбу страны.

Если обратиться к старинным описаниям, то можно узнать, что жемчужиной замка была золотая комната для проведения чайных церемоний. Вы не ослышались, она была выполнена из чистого золота, все предметы содержали в себе этот ценный металл. В 17 веке замок захватили и разграбили. Не удалось найти даже следы той самой чайной комнаты.

В 1912 году на территории Фусими похоронили императора Мейдзи. Это еще одно знаковое событие в истории сооружения. Еще через 44 года дворец был реконструирован, неподалеку появился парк, где растут сакуры и сюда начали регулярно приезжать туристы. Посмотреть действительно есть на что, да и просто погулять по парку иногда полезно, здесь все еще чувствуется дух тех великих времен.

Оборона замка Фусими

У Фусими (яп. 伏見城 фусими-дзё) довольно бурная история. Построенный в 1594 году (тип — равнинный), в нескольких милях к югу от Киото по приказу Тоётоми Хидэёси, замок входил в число его любимых резиденций. Второе название — «Момояма», в честь одноименной горы, на которой находится. При строительстве правитель не скупился, для работ 20 провинций предоставили рабочую силу – около 30 тысяч человек возвели замок за два года.

Замок больше походил на место отдыха, чем на цитадель. Через два года (1596 год), замок был разрушен в результате мощного землетрясения. Хидэёси приказал отстроить резиденцию заново и успел увидеть возрожденный замок, но умер спустя два года.

В Фусими принимали китайских послов, прибывшими в Японию вести переговоры об окончании Семилетней войны в Корее.

По описаниям, самым примечательным помещением замка была чайная комната, в которой все было покрыто золотом.

Фусими достался Токугава Иэясу и во время кампании Сэкигахара замку выпало сыграть одну из ключевых ролей: в 1600 году Фусими испытал на себе одну из самых знаменитых осад в истории Японии. Замок для Токугава оборонял один из его вассалов – Тории Хикоэмон Мототада (1539–1600), который, не смотря на превосходящие гарнизон замка силы противника, сам вызвался руководить обороной обреченного замка, пообещав, что он и его люди будут бороться до конца (+ статья на англ). Гарнизон в 2 000 воинов в течение десяти дней оборонял замок от 40 000 воинов Исиды Мицунари, что позволило Иэясу перегруппироваться для битвы при Сэкигахара. Во время штурма замок Фусими опять был разрушен.


Штурм замка Фусими

Тории Хикоэмон Мототада умирает с честью

Токугава снова реконструировал замок, однако вскоре оставил его, переместившись в Эдо.

В 1623 году замок был разобран, а многие его выдающиеся строения и интерьеры перенесены в другие замки и храмы:



    главные ворота замка Фусими стали внешними вратами святыни Гокономия

В сентябре 1912 года в Киото прибыла траурная процессия, которая доставила в бывшую столицу Японии гроб с телом императора Мейдзи. Он был захоронен в гробнице на месте первоначального донжона бывшего замка Фусими. Парк вокруг могилы был признан собственностью императорской семьи и любое строительство там запрещено. По этой причине, в 1964 году восстановленный замок (по старинным чертежам построили бетонную копию) расположили чуть севернее от первоначального места. Кроме основного донжона (тэнсю) были восстановлены также малый донжон (котэнсю) и главные ворота (отэмон).

реконструкция главных ворот (отэмон)

гробница императора на первоначальном месте замка Фусими

Сейчас в замке размещается музей, который рассказывает о временах правления Хидэёси, а также представляет эпоху Момояма, богатую на события в политической и культурной жизни страны.

виртуальная реконструкция замка

замок в наши дни + экскурсия внутри

Ссылка на основную публикацию