О сопревращениях инь и ян | Karate-krs.ru

О сопревращениях инь и ян

Взаимное превращение Инь и Ян

Несмотря на противопоставление друг другу , Инь и Ян могут превращаться друг в друга . Такая транс­формация происходит не случайно , она определяется стадией развития и внутренним состоянием систе­мы , когда к определенному времени созданы все условия для трансформации . Ночь может сменить день не в любое время , а только тогда , когда настал момент угасания дня .

Второе условие этой смены определяется внутрен­ними качествами и свойствами предмета или явле­ния . Например , дерево может стать углем , а камень не может .

Процесс трансформации Инь и Ян друг в друга можно наблюдать во множестве природных явлений , таких как смена дня и ночи , времен года , климата и т.д.

Принцип взаимного превращения Инь-Ян имеет множество приложений и в клинической практике . Понимание этой трансформации очень важно для предотвращения болезней . Если мы будем знать , как нечто превращается в свою противоположность , мы сумеем предотвратить это и достигнуть равновесия , что и является сутью китайской медицины .

Например , чрезмерная работа (Ян) без надлежаще­го отдыха вызовет чрезмерную недостаточность энергий (Инь) организма . Чрезмерно долгая пробеж­ка (Ян) может привести к сильному замедлению (Инь) пульса . Чрезмерное потребление алкоголя может привести к приятной эйфории (Ян) , которая довольно быстро перетечет в похмелье (Инь) . Чрез­мерная тревога (Ян) истощит (Инь) энергии организ­ма . Чрезмерная сексуальная активность (Ян) истоща­ет Эссенцию (Инь) . Поэтому баланс в диете , в работе , упражнениях , эмоциях , сексуальной жизни является основой для профилактики в китайской медицине , а понимание того , как Ян превращается в Инь и нао­борот , позволит нам избежать быстрого перехода одного в другое , такого опасного для нашей физиче­ской и эмоциональной жизни . Конечно , это крайне трудная задача , поскольку современное западное общество предпочитает кидаться от одной крайности к другой .

Трансформацию Инь-Ян можно видеть и при пато­логических изменениях , наблюдаемых в клиниче­ской практике . Например , наружный Холод может проникнуть в организм и через некоторое время пре­вратиться в Жар . Избыток может легко стать Не­достатком . Например , Избыточный Жар может повредить Жидкости Тела и привести к недостатку жидкостей . Недостаток также легко может стать избытком . Например , недостаток Ян Селезенки может легко привести к избытку Сырости или Флегмы . Поэтому крайне важно суметь разглядеть трансформацию Инь-Ян в клинической практике , чтобы должным образом провести лечение .

Взаимное превращение Инь и Ян ; – Общий раздел : Инь Ян

О сопревращениях инь и ян

Верхняя часть, задняя поверхность, левая сторона, наружная часть тела относятся к Ян. Нижняя часть, передняя поверхность, правая сторона, внутреннее — к Инь.

Функциональная активность организма относится к Ян. Питательные вещества, ткани, жидкости относятся к Инь. Без функциональной активности не был бы возможен процесс образования питательных веществ, и наоборот. Ин Ци и Вэй Ци прекрасно вписываются в теорию Инь-Ян. Бесконечная делимость предмета или явления и его Инь и Ян, которые при этом могут изменять свою принадлежность.

Концепция Инь-Ян помогает в рассмотрении сути заболеваний, для объяснения патологических изменений в организме.

Печень обеспечивает и контролирует выделение желчи.

Важнейшей функцией печени является депонирование и хранение крови . В состоянии покоя кровь, образно говоря, хранится в печени. Во время выполнения какой-либо работы кровь перераспределяется в пользу участка организма, наиболее нуждающегося в данный момент (мышцы, головной мозг, пищеварительный тракт). Способность печени депонировать и распределять кровь — один из главных факторов выносливости спортсменов.

Печень контролирует состояние связок, сухожилий и фасций . Согласно теории ТКМ, «связки суставов и сухожилия питаются кровью, накапливаемой в печени». Таким образом, движение в суставах зависит не столько от самих сухожилий и связок, а, прежде всего, от «силы или слабости крови и печени». Хронические привычные вывихи различных суставов, патологические отрывы сухожилий развиваются на фоне «пустоты крови печени».

Сердце отвечает за продвижение крови по кровеносным сосудам. «Если Ци сердца слабая, то питательные вещества (крови) плохо двигаются по меридианам и не достигают других органов». Так трактуется эта функция сердца в книге «Су Вэнь».

Сердце обеспечивает крепость духа человека . В понятие духа входят такие категории психической деятельности, как сознание, память, мышление, быстрота мысли, активность жизненной позиции, состояние рассудка (ясность изложения мысли), сон. При расстройствах сердечной деятельности возникают бессонница, душевное смятение, невозможность сосредоточиться, обилие сновидений и прочее.

Контроль всех процессов пищеварения . При нарушении функции селезенки страдает как количественный, так и качественный аспекты пищеварения, а соответственно, и питание всего организма.

Селезенка рождает кровь . Кровь «рождается из переваренной пищи». Однако, по представлениям ТКМ, эта «новорожденная» кровь еще не полноценная. Таковой она становится только после попадания в легкие.

Селезенка контролирует кровь , способствуя тому, чтобы кровь находилась в пределах сосудов. Контролирует свертываемость и другие качественные характеристики крови. Признаки патологии селезенки — кровоизлияния, кровоточивость, склонность к кровотечениям.

Селезенка контролирует состояние мышц , их массу, силу и функциональные возможности. «Если мышцы свободно скользят под рукой, то селезенка расцветает». Именно селезенка обеспечивает транспортировку питательных веществ к мышцам. При нарушениях в работе селезенки возникают слабость мышц конечностей, бессилие и усталость. В трактате «Су Вэнь» говорится: «Если селезенка больна, то пропадает возможность нормально пользоваться четырьмя конечностями».

По представлениям ТКМ, жир и мышцы имеют одно происхождение, соответственно жировая ткань — это тоже мышцы, но в другой форме. Поэтому для избавления от лишнего телесного жира следует укреплять селезенку.

За счет Ци селезенки происходит подъем воды к легким . По представлениям ТКМ, вода в селезенке «изменяется», и в этом «измененном» виде она легко усваивается и поднимается к легким. Если селезенка ослабевает, то в организме появляются сырость и мокрота. «Селезенка — источник мокроты, а легкие — накопители ее».

Принимают «чистое Ци» и выводят «замутненное Ци» (под «чистым Ци» в Китае понимают атмосферный воздух, а «замутненное Ци» — не что иное, как выдыхаемый воздух). Другими словами, легкие обеспечивают контроль вдоха и выдоха (глубина, ритмичность, сила).

Легкие осуществляют функцию «расширения», или «рассеивания». Это значит, что под влиянием легких все питательные вещества, кровь, жидкости направляются к другим органам, меридианам и коже.

Легкие контролируют так называемую Вэй Ци . Согласно теории ТКМ, этот вид Ци препятствует проникновению в организм внешних болезнетворных факторов (ветер, холод, жар, сухость, сырость, огонь).

Почки относятся к элементу «Вода». Внутренним ходом меридиана связаны с мочевым пузырем.

Располагаются в пояснице. «Поясница является чертогами почек».

Почки хранят и накапливают субстанцию Цзин . По представлениям традиционной китайской медицины, субстанция Цзин – это первородная материя, из которой строится весь организм. В западной медицине понятию «субстанция Цзин» соответствует геном человека, хромосомный набор – это гормональный и иммунный фон человека, переданный ему родителями. Таким образом, субстанция Цзин – это матрица, на которой строится весь организм. В процессе роста и развития она постоянно тратится на обеспечение процессов жизнедеятельности. Соответственно, она постоянно должна пополняться за счет других видов Ци. Во время беременности субстанция Цзин расходуется на рост и развитие плода.

Важнейшая функция субстанции Цзин – «программирование» и контроль фаз развития человека.

Способность человека к продолжению рода также напрямую зависит от состояния субстанции Цзин.

Согласно теории ТКМ, Ци почек обеспечивает нормальное функционирование и развитие головного, спинного и костного мозга. «Почки вырабатывают мозг». К старости или в результате длительных заболеваний возникает пустота Цзин Ци почек, что проявляется, помимо всего прочего, забывчивостью, рассеянностью.

От нормальной работы почек зависит состояние костной ткани . «Если почки крепкие и Цзин Ци в достатке, то кости не хрупкие». Различные заболевания костей, дистрофические изменения костной ткани обусловлены, прежде всего, активностью почек.

Почки активно участвуют в водном обмене. Они принимают воду от легких. «Почки испаряют воду, отделяют мутное от прозрачного. Мутное выделяется мочой; чистое идет к сердцу и охлаждает огонь». «Если воды почек мало, то огонь сердца выходит из-под контроля».

Прием Ци от легких . Если почки не принимают Ци, то возникает удушье. «Легкие ведают дыханием, а почки – приемом Ци от легких». При нарушении этого механизма возникают одышка, астма и другие нарушения внешнего дыхания.

Контроль сфинктеров заднего прохода и мочевого пузыря (контроль двух Инь).

О сопревращениях инь и ян

Теоретические основы китайской медицины.

Теоретические основы китайской медицины можно разделить на семь главных учений, каждое из которых является неотъемлемой частью целостной теории фундаментальной китайской медицины:

  • Учение о инь-ян и теория пяти элементов;
  • Учение о плотных и полых органах;
  • Учение о ци, крови и соках тела;
  • Учение о меридианах;
  • Учение о причинах заболеваний и их проявлениях;
  • Учение о механизмах развития болезни;
  • Правила профилактики заболеваний.

Учение о инь-ян

Согласно этому учению в человеческом организме, так же как и в природе, идёт непрерывное противоборство между двумя противоположными и в то же время стремящимися к единству силами. Именно характером их взаимодействия определяется хорошее или плохое здоровье. Эти две полярные силы, выражающие универсальную энергию Вселенной, и называются Инь и Ян. Согласно учению, все вещи и явления имеют две противоположные, взаимодополняющие друг друга стороны. Это могут быть мужчина-женщина, жар-холод, внешний-внутренний, полнота-пустота, верх-низ, движение-покой. Согласно китайским представлениям, всё, что движется вверх, ясно определимо и активно, соответствует динамичному функционированию и движению, относится к ян. Всё, что сохраняет неподвижность, опускается вниз, является смутным и скрытым, пассивным и имеет слабые функции, относится к инь.

Однако, обе эти составляющие стремятся и должны находиться в равновесии и единстве, только тогда возможна гармония.

Сложность этой концепции заключается в том, что инь и ян понятия относительные, а не абсолютные. Они зависят от точки зрения наблюдателя. Ствол дерева – ян по отношению к корням – инь; но по отношению к ветвям – ян, ствол – инь, и т.д.

Учение об инь-ян включает в себя четыре отдельных взаимосвязи

Наличие противоположностей между инь и ян.

Например, спина относится к ян, живот – к инь. Пустые органы (желудок, жёлчный пузырь и др.) относятся к ян, плотные (сердце, лёгкие и др.) – к инь. Болезни, возникающие остро, с повышением температуры, жаром, беспокойством, бессонницей, – относятся к ян. И наоборот, заболевания, протекающие хронически, с чувством холода, с пониженным обменом, относятся к инь. В отношении лекарств: лекарства, после принятия которых наступает замедление ритма сердца, появляется чувство холода, сонливость – относятся к инь. Препараты, вызывающие активность, после приёма которых наступает учащение сердечных сокращений, появляется чувство жара, – относятся к ян.

Наличие взаимосвязи между инь и ян.

Понимается в том смысле, что если нет одной противоположности, то исчезает и другая. Без верха (ян), нет и низа (инь). Без дня (ян), не будет и ночи (инь). При отсутствии женских половых гормонов не нужны и мужские и т.д.

Взаимное дополнение и ограничение инь и ян.

Одна противоположность всегда контролируется другой. День контролируется ночью, это обеспечивает смену суток. Тепло контролируется холодом, это обеспечивает смену времён года. Наружное контролирует внутреннее, одновременно внутреннее реагирует на наружные изменения. Например, в здоровом организме потребление воды контролируется её выведением, и наоборот. Если усиление или ослабление одной из сторон переходит границы допустимых пределов, нарушается состояние равновесия, возникает переизбыток инь или ян, что ведёт к развитию патологических процессов и возникновению болезни. При снижении ян больше допустимого уровня инь выходит из под контроля и развиваются болезни инь (холод), и наоборот, при снижении инь ниже допустимого уровня возникают болезни ян (жар).

Взаимное превращение инь и ян.

Обе стороны могут взаимно превращаться друг в друга. Синдромы холода (начало простуды) превращаются в синдром жара (пневмония). Синдром полноты (наличие застоя в лёгких при пневмонии) в синдром пустоты (слабость, потливость после снятия острых симптомов пневмонии).

Теория пяти элементов:

Данная концепция исходит из того, что дерево, огонь, металл, земля и вода являются основными составляющими окружающего мира, которые необходимы человеку для повседневного существования. В китайской медицине элементы связаны с органами человека следующим образом:

  • дерево – печень (жёлчный пузырь);
  • огонь – сердце (тонкий кишечник);
  • земля – селезёнка (желудок);
  • металл – лёгкие (толстый кишечник);
  • вода – почки (мочевой пузырь).

Согласно этому мировоззрению, все пять элементов находятся между собой в динамическом равновесии и взаимосвязи. Схематично элементы и относящиеся к ним органы тела располагаются по кругу, имея дополнительные соединительные линии в виде пентаграммы.

Имеем несколько видов связи:

– Первый вид связи – созидающий. Взаимосвязь осуществляется по кругу. Каждый элемент данной системы непрерывно помогает развитию последующего, что-либо передавая ему и пробуждая его к активной деятельности. Например: дерево побуждает огонь и что-то ему отдаёт но, кроме того, само побуждается и получает что-то от воды. На этом основана концепция «мать-сын». «Сын» постоянно получает что-то от «матери» и забирает у неё избыток, осуществляя контроль избытка. Каждый элемент является «сыном» по отношению к предыдущему и «матерью» для последующего.

– Второй вид связи – контролирующий. Взаимосвязь осуществляется по линиям пентаграммы. Один элемент контролирует другой. При этом, если контролируемый элемент оказывается в избытке, то остаток передаётся элементу, испытывающему недостаток. Дерево контролирует землю, но в то же время само контролируется металлом. Применительно к органам – печень контролирует селезёнку, но в то же время сама контролируема лёгкими.

В норме эта система имеет динамическое расположение, колеблясь в допустимом диапазоне, то есть функции каждого элемента, или органа не превышают определённых колебаний в обе стороны. Если же колебания переходят определённые границы, то возникает извращённый контроль, который может протекать по двум механизмам:

повышенный контроль. Бывает в тех случаях, когда происходит одновременное ослабление контролируемого органа ниже допустимого предела и усиление контролирующего органа выше допустимого предела. Тогда контролирующий орган усиливает подавление контролируемого, сам при этом непомерно усиливаясь. При одновременном ослаблении огня и усилении воды, вода повышает контроль по отношению к огню, ещё больше ослабляя его, но сама непомерно разрастаясь. По органам: при ослаблении сердца и одновременном повышении функций почек, почки ещё больше ослабляют сердце, сами патологически усиливаясь.

обратный контроль. Появляется в том случае, когда контролируемый орган непомерно, патологически усиливается, без усиления контролирующего органа. В этом случае возникает подавляющий эффект на контролирующий орган. Металл контролирует дерево. Если функция дерева патологически высока, а функция металла нормальна, то дерево оказывает подавляющее действие на металл, ослабляя его. Применительно к органам: при повышенной патологической функции печени осуществляется подавление лёгких. Кроме того, при ослаблении селезёнки может усилиться контроль со стороны печени. Поэтому, для того, чтобы привести в исходную норму организм, необходимо снизить патологическую функцию печени, повысить нормальную функцию лёгких и провести укрепление селезёнки.

Так строятся взаимоотношения между органами согласно теории о пяти элементах.

О сопревращениях инь и ян

  • увеличить размер шрифта

В концепции ян и инь объединяются два противоположные начала, которые отражают различные стороны явлений, предметов. Являясь первородными элементами, они обладают бесчисленными свойствами. Буквальный перевод этих иероглифов: ян — светлая сторона горы, реки, инь — теневая сторона. «В круговорот инь-янъ включается то, что с логической точки зрения несопоставимо, вещи разного порядка, положим физическое и психическое, духовное и материальное, внешнее и внутреннее, макро и микромир: все оказывается взаимосвязанным, взаимообусловленным, подчиненным единым законам» . Ян — мужское начало, инь — женское начало. Солнце — ян, луна — инь; верх — ян, низ — инь, твердый — ян, мягкий — инь, возбуждение — ян, торможение — инь, сухой — ян, мокрый — инь, и т. д. Между этими силами существует борьба, и они находятся в динамическом равновесии. При значительном усилении ян уменьшается инь и наоборот. При максимальном усилении ян это начало может превратиться в свою противоположность — инь. То есть возможно взаимное превращение. Инь и ян взаимно дополняют друг друга, находятся в постоянном движении. В приложении к человеку поверхность тела — ян, внутренние органы — инь, их функции — ян; спина — ян, живот — инь и т. д. При рассмотрении любой структуры в ней можно выделить элементы инь и ян. Почки — это инь- орган, но надпочечники по отношению к почкам — ян-орган. В процессе пищеварения для расщепления и всасывания питательных веществ (инь) необходимо израсходовать часть заключенной в них энергии — ян. В инь есть зачаток ян и наоборот. В Китае взаимодействие инь и ян изображалось в виде монемы Пища — инь, энергия — ян. В движении есть покой и в покое есть движение. «Колесо движется потому, что ось неподвижна» — говорят даосы. Взаимодействием этих сил объясняется движение и все превращения в природе. Взаимопорождение и взаимовлияние первоэлементов также основывается на концепции инь — ян. Т. П. Григорьева предложила три условные модели: «Белое или черное — европейская модель: белое станет черным — китайская модель, белое и есть черное — индийская модель» .
На изображении инь янь даосская модель, ее относительный характер противоположностей. В буддийской модели относительность доходит до абсолюта; отсутствие противоположности — чистый круг.
В школе Цзоу Яня (IV в. до н. э.) концепции инь — як и у-син были объединены в единую систему. В древнекитайском философском трактате «И-цзин» («Об изменениях») говорится о первопричинах, которые рождались при взаимодействии ян и инь: вода (шуй), огонь (хо), дерево (шу), земля (ту), металл (цзинь). Первостихии (первоэлементы) — основа всех вещей и явлений природы. Между ними существуют отношения взаимного порождения (отношения мать — сын). Эти связи изображены сплошными линиями: вода — дерево — огонь — земля — металл. Также имеются и взаимноподавляющие связи: вода — огонь — металл — дерево — земля. Они изображены пунктирными линиями. В трактате «Хуанди ней-цзин» говорится о том, что человек, который является продуктом взаимодействия неба и земли, ян и инь тоже содержит в себе эти пять элементов. Медицина была в те времена частью философии и провозглашала единство человека с природой. Хотя небо и почиталось наивысшей силой, ему не приписывалось создание мира. «Небо и человек не превосходят друг друга» (Чжуан-цзы, 369—268 гг. до н. э.). Сюнь- цзы (298—238 гг. до н. э.) учит, что великое небо и земля являются частями единой материальной природы». Каждый элемент связывается со временем года. Дерево — весна, огонь — лето, металл — осень, вода — зима. Этим элементам соответствуют органы человеческого тела, стороны света, эмоции и т. д. (таблица 1). Цифра пять — основа этой системы, поскольку она основана на 5 перво — элементах. Так как человек состоит из тех же первоэлементов, что и вселенная, то он тесно с ней взаимосвязан. Жизненная энергия (чи), появляющаяся при взаимодействии организма с окружающей средой, циркулирует в нем и объединяет в единое целое органы и системы человеческого тела. Чи можно рассматривать как уровень функциональной активности систем и всего организма в целом. Выделяют первичную чи (врожденную), которая определяет развитие организма, ответные реакции на неблагоприятные воздействия; защитную чи, циркулирующую в коже и мышцах; дыхательную чи, питательную чи. Помимо жизненной энергии существует субстанция (чин), врожденная и приобретенная, образующаяся из пищи и воздуха. Кровь (сюе), несущая питательные вещества, тесно связана с субстанцией. Возможны взаимные превращения. Также существуют телесные соки (цзинь-е), к которым можно отнести все другие жидкости организма. Духовное начало (шэнь), включающее в себя сознание, мысли, волю, является главным признаком жизни. Составные части шэнь связаны с различными органами. В «Хуанди- ней-цзин» говорится так:

  • Печень управляет душой,
  • Сердце управляет духом (настроением),
  • Селезенка управляет идеями (мыслями),
  • Легкие управляют внутренним настроением,
  • Почки управляют волей.

Нарушение функционирования этих органов приводит к изменениям шэнь, т. е. психические функции имеют материальную основу.

Концепция «Инь-Ян» в даосизме как объяснение всеобщего единства и непрерывных перемен Текст научной статьи по специальности « Философия»

Похожие темы научных работ по философии , автор научной работы — Щеглова М.И., Лауер А.П.,

Текст научной работы на тему «Концепция «Инь-Ян» в даосизме как объяснение всеобщего единства и непрерывных перемен»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 2410-700Х

Ассистент кафедры философии, ОрГМУ

г. Оренбург, РФ Лауер А.П.

Студент лечебного факультета, ОрГМУ

КОНЦЕПЦИЯ «ИНЬ-ЯН» В ДАОСИЗМЕ КАК ОБЪЯСНЕНИЕ ВСЕОБЩЕГО ЕДИНСТВА И

Фундаментальные даосские категории Инь и Ян выражают единство не только добра и зла, как принято считать в обыденном знании, но и всего сущего и мира в целом, гармонию самой жизни, единство противоположностей.

Проанализировав стихи Дао Дэ Цзина, мы пришли к выводу, что в символе Инь-Ян отображается период начала зарождения разных систем; человека, земли, Вселенной.

Согласно даосской онтологии, каждая система мира была помещена в «ёмкость» и окружена «защитными» слоями, чтобы мир защитить постепенно очиститься от нее. Для этого, Всевышний, в эту же емкость поместил и часть от Себя в виде синтеза сознания мудрости и чувств. Частица зла была присоединена к сердцу. Так образовалась часть сердца, силой притяжения соединённая со Светлой частью сердца.

Но в символе Инь-Ян содержится более глубокий смысл, нежели только лишь соотношение добра и

Доказательством этому может служить основополагающий источник учения и один из выдающихся памятников китайской мысли, оказавший большое влияние на культуру Китая и всего мира — Дао Дэ Цзин, написанный в V веке до н.э., а точнее 42 стихе: «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию».

Жизненная сила Ци возникает в результате превращений Инь и Ян. Инь и Ян представляют собой две фундаментальные силы, которые создают вселенную и приводят ее в гармонию путем своего взаимодействия. Эти две противоположные, конфликтующие силы присутствуют в каждом действии. Они символизируют две противоположные энергии, которые, видоизменяясь и взаимодействуя, представляют собой динамику мира. Это символ говорит о том, что реальность состоит из взаимодействия противоположностей и противоположных принципов.

Взаимодействие Инь-Янь порождает пять основных элементов: вода, огонь, дерево, метал и земля -пять фаз превращений, или пять энергий, которые определяют ход природных явлений. Этот процесс рассматривается как цикличный процесс: бесконечное рождение и умирание, поскольку все, достигнув свой высшей стадии, превращается в свою противоположность. Таким образом, сущностной характеристикой Инь Янь становится непрерывное перемены, которые называют движением Дао.

Таким образом, мы можем утвердить, что «Инь и Янь» зависят друг от друга, они созидают бесконечное движение, поднимаясь и опускаясь, будто волны, одновременно поддерживая взаимную гармонию. Как мужчина и женщина являются партнерами в танце, в любви и жизни, Инь и Ян не только противоположны, но и гармонично дополняют друг друга.

Из взаимодействия Инь и Ян возникают пять основных элементов — вода, огонь, дерево, метал и земля — пять фаз превращений, или пять энергий, которые определяют ход природных явлений. Это

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х

проявление всего происходящего рассматривается как цикличный процесс, бесконечное рождение и умирание, поскольку все, достигнув свой высшей стадии, превращается в свою противоположность. Таким образом, основополагающей характеристикой Инь и Ян являются непрерывные перемены, которые называют движением Дао.

Список используемой литературы:

1. Васильев В. С. История религий Востока. — М.: Высшая школа, 1983, с. 284.

2. Торчинов Е. А. Даосизм. «Дао-дэ цзин» / Предисл. пер. с кит., коммент. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. — 288 с. — (Мир Востока, 1). — ISBN 5-85803-130-7; 2-е изд. : СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2004. — 256 с.

© Щеглова М.И., Лауер А.П., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_

Акетина Ольга Сергеевна

старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО ГМУ им. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, Российская Федерация E-mail: teor.cafedra_agu@bk.ru

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА КАК СПОСОБ АКТУАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА

В статье рассматриваются текст, как сложный многоуровневый феномен, и художественный текст, представляющий собой экспликант авторской языковой личности. Делается вывод о том, что единицей ХКМ является художественный концепт, наиболее значимую роль в моделировании которого имеют индивидуально-авторские представления, которые детерминированы особенностями мировосприятия автора конкретного художественного текста.

языковая картина мира, художественная картина мира, индивидуально-авторская картина мира, концепт,

художественный концепт, текст, языковая личность.

Одним из наиболее репрезентабельных способов объективации языковой картины мира является текст, семантическое пространство которого манифестирует все слои этого феномена. Как достаточно противоречивое понятие, текст не получил пока однозначного определения. По И.Р. Гальперину текст -«произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа литературно обработанное в соответствии с типом этого документа; произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда основных единиц (СФЕ), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющие определенную целенаправленность и прагматическую установку» [3, с. 18].

Важно подчеркнуть, что современная лингвистическая парадигма не представима без обращения к таким понятиям, как интенция, память, действие, семантический вывод и пр. [4, с. 5-6]. Для корректного изучения текста обязательны исследовательские практики, направленные на осмысление процессов понимания, что в целом невозможно без привлечения различного рода пресуппозиций, внеязыковых, фоновых знаний, в том числе и прецедентных феноменов. Такое синкретичное соединение в тексте лингвистического и экстралингвистического начал обусловливает развитие новых прагматических и когнитивных подходов в современном языкознании. Лингвистическая парадигма становится не только антропоцентрической, но и контекстуализационной (язык в действии), что знаменует собой переход от актуализационной модели структурной лингвистики [1].

Выявление заложенной в тексте (прежде всего, в художественном) информации может быть осуществлено посредством нескольких подходов. Для современного состояния науки о языке существенны два: от автора к тексту (через изучение и понимание автора, его биографической жизни, особенностей психологии и пр.) и от текста к автору (через выявление специфики структурно-семантических параметров текста, «приращения смысла», выявление внутритекстовых связей разноуровневых языковых единиц и пр.). Оба подхода фактически дополняют друг друга и позволяют воспринять и интерпретировать информацию, которая заложена в тексте.

Представленные в современной лингвистике противоречивость и неоднозначность дефиниций текста, позволяет также охарактеризовать этот сложный многоуровневый феномен в различных ракурсах. На основании обобщения предложенных в лингвистической парадигме определений текста, возможно представить наиболее его существенные категориальные свойства: обязательное наличие скрытого

О сопревращениях инь и ян


Глава 1. Концепция Инь-Ян

Основу древней китайской философии составило учение о двух противоположных и нераздельных началах инь и ян, которые поначалу обозначали вполне материальные, чувственно воспринимаемые противоположные явления, качества или свойства, присущие одному событию, предмету, объекту. Позднее такое понимание инь и ян расширилось и углубилось и стало обнимать силы и функциональные начала, которые порождают все вещества и объекты во вселенной, приобрело широкий символический характер.

Таким образом, инь и ян стали проявлениями единой всеобщей «энергии» ци (см. следующую главу), которая была причиной и началом всякого движения и изменения во вселенной. Физиологические и психологические процессы человеческого организма считались результатом действия особенной «энергии» — жизненной ци, проявления которой также имели характер или инь или ян. В китайской медицине модель инь и ян была применена как к структурам, так и функциям организма человека и стала основой физиологии, диагностики и лечения.

Философская категория инь и ян означает, что любое единое целое, как предмет, так и явление, в этом мире состоит из двух противоположных начал, соперничающих и дополняющих друг друга. Каждая из них имеет свои характеристики и свойства. Изначально китайские мыслители всё, что сохраняет неподвижность, опускается вниз, является смутным, скрытым, пассивным, темным, холодным, слабым и тому подобное, относили к инь. А все, что движется, устремляется вверх, что ясно, активно, светло, горячо, сильно и тому подобное — к ян. Небо соответствует ян, а земля — инь, вода есть инь, а огонь — ян.

Инь-характер имеют луна, земля, женский, слабый, холодный, мягкий, темный, тяжелый, низкий, малый, короткий, печальный, внутренний, худой и т.д. Ян-характер имеют солнце, небо, мужской, сильный, горячий, твердый, светлый, легкий, высокий, большой, длинный, радостный, внешний, полный и т.д.

Действие начал инь-ян заключается в следующем:
— каждое из них стремится подавить другое;
— оба начала находятся в тесной взаимной связи и могут превращаться (переходить) одно в другое, причем каждое содержит в себе оба начала — в инь есть ян, в ян есть инь;
— борьба и взаимное превращение инь и ян являются источником любого движения, развития, изменения и преобразования;
— нарушение гармонии и равновесия между инь и ян ведет к нарушению всякого движения и развития;
— ян превращается в ци (функцию), инь образует форму (структуру).
Рассмотрим эти положения подробнее.

Инь и ян находятся в состоянии противоборства и ограничивают друг друга. Если одно начало преобладает, то возникает недостаток другого, и наоборот. Инь борется внутри, а ян вызывает тревогу снаружи, поэтому возникают явления пустоты и наполнения; при этом инь и ян сменяют друг друга. Оба начала никогда не остаются без взаимодействия, и их стремление к вытеснению друг друга является движущей силой развития вещей и явлений.

Как противоположности, инь и ян зависят друг от друга и не мыслятся один без другого. Ян является верхом, а инь — низом (без верха не может быть низа, и наоборот). Левая сторона тела — это ян, правая — инь (без правой стороны нет левой, и наоборот). Жара соответствует ян, а холод — инь (без жары не может быть холода, и наоборот). Переполнение (избыток) соответствует ян, опорожнение (недостаток) — инь (без переполнения нет опорожнения, и наоборот). Оба служат друг для друга производным началом, то есть взаимно вызывают друг друга: инь не может произвести себя без ян, и наоборот.

При этом каждое начало содержит в себе обе противоположности — дополнения, то есть каждое ян может быть разложено на ян-ян и инь- ян, а каждое инь — на инь-инь и ян-инь. Все субстанции и проявления нашего мира могут быть отнесены к тому или другому началу, которое, в свою очередь, несет в себе и ян, и инь, и каждый из них составлен из инь и ян. Дробление этих распределений можно производить бесконечно. Например, вся верхняя часть тела оты носится к ян, при этом спина соответствует ян, а живот и передняя часть грудной клетки — инь; все внутренние части тела относятся К инь, но желудок — к ян, а печень — к инь. В каждом из этих начал, в свою очередь, можно выявить и инь и ян, и так далее.

В отношении структур и функций организма человека инь характеризует материальные составляющие тела, а ян — его функции. Таким образом, инь охраняет ян. Если что-либо имеет свойства функции, «энергии», то оно относится к ян, если это имеет структуру и форму, то оно относится к инь. Ци имеет характер ян, кровь — характер инь. Часть внутренних органов (см. ниже главу «Учение о внутренних органах — чжан- фу») относится к инь, другая часть -к ян. Всю сложную структуру человеческого организма и его функции китайская медицина классифицирует и объясняет на основе принципа инь-ян. Физиологические процессы, постоянно протекающие в организме на клеточном, тканевом и органном уровне, взаимодействие его разных частей, вся жизненная активность является результатом борющихся в неразрывном взаимодействий сил инь-ян. Разъединение этих сил ведет к прекращению активности организма и жизни.

Оба начала никогда не находятся в состоянии покоя, они дополняют и изменяют друг друга. Когда ян отступает, то увеличивается инь. Если же отступает инь, то увеличивается ян. Например, зима является вершиной холода (инь), а после зимнего солнцеворота постепенно устанавливается тепло и приходит лето — ян; весна, лето — это ян, зима, осень — инь. Состояние повышенной активности следует регулировать покоем. В этом выражается взаимный контроль покоя и движения, то есть инь и ян.

Функции органов (ян) возникают за счет потребления продуктов питания (инь), при этом происходит увеличение ян и ослабление инь. В то же время обмен веществ, полученных с продуктами питания (инь), требует расхода определенного количества энергии (ян). Тогда происходит усиление инь и ослабление ян. При нормальных условиях эти процессы находятся в равновесии. Если же ослабление или усиление выходит за рамки, то возникает избыток инь или ян, что ведет к возникновению патологии, болезни. Необходимо также учитывать, что оба начала могут быть как причиной, так и следствием.

Модель инь-ян служит базой не только теоретических представлений восточной медицины, но и основой диагностики и лечения. Основополагающим в жизнедеятельности человеческого организма лежит уравновешенное состояние инь и ян, полная их гармония. Нарушение этого равновесия ведет к патологическому состоянию, болезни и выражается либо в преобладании, либо в ослаблении инь или ян.

Согласно учению инь-ян можно сформулировать следующие условия, при которых возникают болезни:
— нарушение равновесия и гармонии взаимодействия инь-ян;
— преобладание инь, которое приводит к появлению синдрома холода;
— преобладание ян, которое приводит к появлению синдрома жара;
— упадок (пустота) инь, который приводит к появлению синдрома жара;
— упадок (пустота) ян, который приводит к появлению синдром холода;
— сильный упадок инь или ян, при котором говорят, что ян (инь) причиняет ущерб инь (ян) и оба начала находятся в состоянии пустоты, есть недостаток энергии ци (обычно наблюдается в результате длительного или хронического заболевания).

Любое состояние, при котором наблюдается избыточность по сравнению с нормой, относят к ян-состояниям, а недостаточность — к инь-состояниям. Жар — это ян-состояние, озноб — инь-состоя-,ние; полнота — ян-состояние, пустота — инь-состояние. Таким об-(.разом, все симптомы различных заболеваний можно разделить на две группы — ян-синдромы и инь-синдромы. Розовая и чистая кожа, блестящие глаза, звучный голос, наполненный, сильный, ускоренный, поверхностный, скользящий пульс — это ян-состояние. Темная и вялая кожа, тусклые глаза, тихий и прерывающийся голос, слабый, медленный, неровный, слабо наполненный пульс — это инь-синдромы. Для постановки диагноза в китайской медицине необходимо, прежде всего, правильно оценить состояние инь и ян, лишь после этого можно определить причину болезни.

Исходя из принципа равновесия инь и ян, главным в лечении является восстановление нарушенного баланса инь-ян, то есть гармонии. В европейских понятиях это можно выразить как задачу по восстановлению гомеостаза организма, стимуляцию его защитных сил и реактивной способности. В книге «Хуан-ди нэй цзин» сказано: «Соответствие принципу инь-ян есть жизнь, противоречие есть смерть. Следовать ему — значит обеспечивать покой, противоречить -значит возбуждать нарушения. Поэтому лечение нужно проводить раньше, чем проявилось заболевание, и обеспечивать покой раньше, чем нарушения обнаружили себя».

В терапии китайская медицина руководствуется принципом взаимодополнения: к инь надо добавлять ян, к ян надо добавлять инь, значит при ян-болезни следует использовать инь, и наоборот. Всякое терапевтическое действие должно быть направлено на регуляцию соотношений инь и ян как в функциях отдельных систем, так и всего организма, на восстановление равновесия между ними. Цельность характера китайской медицины отражается и в том, что учение об инь и ян распространяется и на совокупность всех терапевтических средств, на свойства и действие растительных препаратов и других медикаментозных средств, на пишу (лечебным свойствам которой придается определяющее значение), на акупунктуру, массаж, дыхательную и лечебную гимнастику и так далее. После диагностики и классификации характера патологии выбирается соответствующее средство воздействия, которое должно восстановить гармонию ИНЬ и ЯН и излечить больного.

Re-fleks.com

Новые статьи

Популярные статьи

Закон Инь Янь

Закон Инь Янь (阴阳) описывает статические взаимоотношения вещей сквозь призму двух полярных аспектов в отличии от философии У Син, или пяти элементов, которая описывает динамические превращения вещей посредством пяти фундаментальных процессов.

Законы Инь Ян (阴阳)

Все трансформации во Вселенной являются частью процесса нахождения единого равновесия.

Законы Инь Янь описывает отношения между двумя полярными аспектами, Инь и Ян. Во всем сущем и во всех феноменах Инь Янь (阴阳) имеют такие взаимоотношения:

  • они существуют;
  • они зависимы друг от друга;
  • они подпитывают друг друга;
  • они сдерживают друг друга;
  • они трансформируются друг в друга.

Главное знать, что Инь Ян — это не вещи, а характеристики вещей. Философия демонстрирует, как природа существует и трансформируется.

Законы Инь янь является основой китайской традиционной медицины. В древнекитайском медицинском трактате «Су Вэнь» сказано: » Когда избыток Инь, заболевает Ян, когда избыток Ян, начинает болеть Инь». В этой же медицинской книге описывающей философию Инь Янь также указано: » Инь находится внутри и охраняет Ян, а Ян находится снаружи и бережет Инь».

Применение законов Инь Янь (阴阳) в медицине:

Все органы и ткани человека связаны в единое целое и подразделяются на две категории — Инь и Ян. В медицинской анатомии:

  • верхняя часть тела -Ян;
  • нижняя часть человека — Инь;
  • Наружная часть человека (живот, лицо) — Ян;
  • Внутренняя -Инь.

По своей функции органы человека делятся на плотные органы, которые относятся к Инь, и полые органы -Ян.

Заболевание -это результат потери естественного баланса между Инь и Ян. Кстати, суть метода иглоукалывания состоит в восстановлении равновесия между Инь Янь (阴阳).

Четыре Закона Инь Янь (阴阳)

Два аспекта, темный и светлый, представляют две противоположные силы в каждом Тай-Тзи — в каждой вещи, в каждом процессе, каждом действии, каждой мысли. Их взаимоотношение динамично, а не статично; они перемешаны и не существуют отдельно один без другого; они

Элементы Дерево Огонь Земля Металл Вода
ИНЬ, ЯН. ДАО И РАВНОВЕСИЕ ЭНЕРГИИ. БАЛАНС ИНЬ И ЯН

Основу древней китайской медицины составило учение о двух противоположных началах ИНЬ и ЯН. В трактате «Хуан Ди Нэй-цзен» сказано: «Энергия неба — есть начало жизни. Эта энергия есть не что иное, как Инь и Ян , которые порождают все вещества и вещи».

Любой объект, процесс или явление, включая человека и Вселенную, имеет свой закон развития или путь, по-китайски Дао. Это путь, по которому идет природа.
Дао — изначальный единый принцип Вселенной, разделяясь, порождает две силы — Инь и Ян. Поэтому путь Дао есть динамика процессов Инь и Ян. Это две стороны, две противоположности любого процесса или явления. Везде и во всем есть два противоположных начала, два полюса или антипода. Их взаимодействие и чередование обеспечивает процесс развития и цикличность любого явления.

Инь и Ян представляет собой конкретные формы, как противоположные начала включены во все предметы и явления природы. Инь и Ян , хотя и являются противоположными началами, их противоположность не постоянна. Они не рассматриваются как бы застывшими во времени, данными раз и навсегда. Инь и Ян имеют свои процессы внутреннего развития. Развиваются каждый внутри себя и имеют взаимные переходы. Так, процветание Инь рождает Ян, процветание Ян рождает Инь.

В структуре каждой противоположности можно обнаружить элементы другой. Так, в Ян заложен Инь и, в свою очередь, в Инь заложен элемент Ян. Этим самым образуется взаимопроникающая связь. Взаимообуславливающие и взаимопроникающие связи создают полную гармонию мира и жизни.
В нормальном состоянии, то есть в здоровом организме, обществе, природе между Инь и Ян должна быть сохранена тесная связь и полное уравновешивание. Инь и Ян должны сменяться, чередоваться в соответствии с ритмами Вселенной. В этом и состоит путь Дао.

При нарушении равновесия Инь Ян, что возможно в результате преобладания одного над другим, возникают аномальные явления или даже раскол Инь и Ян, обрыв их связи, которые ведут к уничтожению предметов и явлений мира.
Взаимодействуя и развиваясь, Инь и Ян порождают тончайшие энергетические токи — жизненную энергию Ци. Ци вокруг нас и внутри нас. Всегда изменяется, следуя природным законам Инь Ян, смене дня и ночи, временам года, фазам Луны, движениям планет.

Гармония Ци, равновесие Инь Ян необходимы для хорошего функционирования любого живого существа. Энергия Ци связывает Инь и Ян воедино. Благодаря контролю над энергией Ци, возможно наиболее легким путем достичь гармонии Инь Ян.

Теория Инь Ян является способом описания и изображения перемен, способом видения и контроля ритмов жизни. Если мы рассмотрим сам символ Инь Ян, мы увидим, что он отнюдь не статичен, а довольно подвижен, иллюстрирует постоянные ритмические перемены.

Инь символизируется черной частью, представляет все пассивное, воспринимающее, темное, холодное. Ян символизируется белой частью, представляет все активное, утверждающее, яркое и теплое. Это две активные силы жизни, две основные тенденции всего сущего.

Все процессы, происходящие в природе и в обществе, подчиняются циклической смене сил Инь Ян. Эти изменения постоянны от малого Ян к большому Ян, далее от малого Инь к большому Инь и т.д. Один из наиболее примитивных примеров смены Инь и Ян — смена времен года.
Любое единое целое (явление, существо, состояние и т.д.) состоит из двух противоположных начал — Инь и Ян, соперничающих и дополняющих друг друга. При этом ни Инь, ни Ян не могут существовать изолированно друг от друга.

Действие начал Инь Ян заключается в следующем:
— они стремятся подавить друг друга;
— оба начала находятся в тесной взаимосвязи и способны превращаться одно в другое: «в Инь есть Ян, в Ян есть Инь»;
— борьба и взаимопревращение Инь и Ян дают источник развития и преобразования;
— нарушение гармонии между Инь и Ян ведет к нарушению всякого движения, развития.

Инь и Ян находятся в состоянии постоянного противоборства, они ограничивают друг друга. Если одно начало доминирует, то возникает недостаток другого, и наоборот.
В книге «Су-вэнь» написано, что Инь борется внутри, а Ян вызывает волнение снаружи, так как Инь ведает внутренней средой, а Ян — внешними проявлениями. Когда Инь и Ян противоборствуют друг с другом вверху и внизу, то возникают явления пустоты и заполнения при этом Инь и Ян сменяют друг друга.

Постоянная борьба Инь Ян, стремление к вытеснению друг друга являются движущей силой изменения и развития вещей.

Как полярные противоположности, Инь и Ян зависят друг от друга:
— Ян означает верх, Инь — низ (без верха не может быть низа, и наоборот);
— левая сторона тела соответствует Ян , правая — Инь (без правой стороны нет левой, и наоборот);
— жара соответствует Ян , холод — Инь (без жары нет холода, и наоборот);
— переполнение, избыточная функция соответствуют Ян, опорожнение, слабость функции — Инь (без переполнения нет опорожнения, и наоборот).

Эта взаимозависимость Инь и Ян обозначается в китайском языке «взаимным корнем». Инь и Ян служат друг для друга производным началом, то есть взаимно вызывают друг друга: Инь не в состоянии произвести себя, так как нуждается для этого в Ян, и наоборот. Теория Инь Ян занимает центральное место в древней китайской медицине. Это привело к созданию особой терапевтической методологии, которая управляет клинической практикой.

В человеческом организме Инь обозначает материальные составляющие тела, а Ян — его функции. Деятельность организма относится к Ян, а пищевые вещества — к Инь ; Инь сохраняется внутри и является материальной основой для Ян, а Ян внешне функционирует как проявление деятельности Инь .
В соответствии с представлениями современной западной медицины, структуры органов тела образуют материальную основу различных функций, что в традиционной медицине находит выражение в словах: Инь является сторожем Ян.
Инь и Ян никогда не находятся в покое, они постоянно дополняют и изменяют друг друга. Если Ян отступает, то увеличивается Инь, а если отступает Инь, то происходит увеличение Ян.

В традиционной китайской медицине считается, что органы Ян функционируют за счет потребления продуктов питания Инь; при этом происходит увеличение Ян и ослабление Инь. В то же время обмен веществ, обусловленный поступлением в организм продуктов питания Инь, требует расхода некоторого количества энергии Ян. В этом случае происходит усиление Инь и ослабление Ян. В нормальных условиях эти процессы находятся в равновесии.
Если же ослабление или усиление переходит известные границы, то состояние равновесия может нарушиться, — возникает избыток Инь или Ян, что ведет к различным патологическим процессам.
Инь может превратиться в Ян, а Ян — в Инь, и если процессы сокращения и увеличения Инь и Ян состоят в количественных изменениях, то процесс превращения Инь в Ян (и наоборот) представляет собой изменение качества.

В книге «Су-вэнь» говорится: «Когда Инь достигает максимума, он превращается в Ян . Когда холод достигает своей вершины, он становится жаром, когда жар достиг вершины, возникает холод». Однако Инь не может претерпеть превращения без некоторого количества Ян, а Ян не может подвергнуться превращению без Инь, то есть условием того, что может произойти превращение количества противоположного начала.
Это символизирует черная точка на белом и белая точка на черном поле схемы Великого Предела.
Концепция Инь Ян служит основой не только теоретических представлений древней восточной медицины, но и основой диагностики и лечения.

Основным в жизнедеятельности человеческого организма является уравновешенное соотношение Инь и Ян, полная их гармония. Нарушение этого равновесия ведет к патологии.
В целом любое физическое или психическое состояние, при котором наблюдается избыточность по сравнению с принятой нормой, относят к Ян состояниям, а недостаточность к Инь состояниям (например, жар — это Ян состояние, а озноб – Инь состояние).
Таким образом, все типичные симптомы различных болезненных состояний можно распределить на две основные группы – Ян синдромы и Инь синдромы.

Исходя из принципа равновесия Инь и Ян, главная задача лечения в восточной медицине — восстановление нарушенного баланса Инь Ян, обеспечение гармонии, что, по европейским представлениям, является задачей восстановления гомеостаза, стимуляции защитных сил и реактивной способности организма.

Концепция Инь Ян предполагает рассмотрение любого явления в единстве того, что сейчас называют интегративным подходом. Для китайского врача не существует больного желудка или больных почек, он видит сразу все тело во взаимодействии его частей.
Люди, как и все в природе, также подразделяются по своему типу на Инь и Ян. Но очень редко люди бывают равномерно Инь или Ян. В чем-то могут преобладать иньские тенденции, в чем-то янские. С пребыванием Ян убывает Инь, и наоборот

О сопревращениях инь и ян

Теософия и эзотерика:Как оценивать Учения? Как можно судить о том, насколько хорошо то или иное учение? Можно ли сравнивать, к примеру, Шманизм и Ислам? или любые другие? На основании чего можно судить о том или ином течении? Хорош ли критерий **старая/новая** религия

  • Новости
  • Желтые страницы России
  • Известные мастера боевых искусств
  • Хобби и увлечения
  • О здоровье человека

О сопревращениях инь и ян

Ссылка на основную публикацию