О собирании цзин, сосредоточении шэнь и источнике силы | Karate-krs.ru

О собирании цзин, сосредоточении шэнь и источнике силы

Три Сокровища — цзин, ци и шэнь

Прежде, чем приступить к практике цигун, вы должны понять смысл и взаимосвязи «Трех Сокровищ» жизни – цзин (семени-сущности), ци (внутренней энергии) и шэнь (духа). Источник — Эзотерика. Живое Знание

Без этого понимания у вас не будет ни корня для практики цигун, ни ключа к теории. Основными целями практики цигун являются сохранение цзин, усиление и сглаживание циркуляции ци, а также просветление шэнь. Для достижения этих целей вы должны научиться регулировать тело (тяо шэнь1), регулировать ум (тяо синь), регулировать дыхание (тяо си), регулировать ци (тяо ци) и регулировать шэнь (тяо шэнь2).

Регулирование тела включает в себя укоренение всего тела и выполняемых вами движений. Для создания прочного корня вы должны уметь центрироваться, приводить в равновесие ваше тело и, что наиболее важно, расслабляться для обеспечения циркуляции ци. Регулирование ума включает в себя умение сохранять ум в спокойном, умиротворенном и сосредоточенном состоянии для того, чтобы иметь возможность объективно оценивать различные ситуации и направлять ци в желаемые места. Ум является главным ключом к успеху в практике цигун. Для регулирования дыхания вы должны научиться дышать так, чтобы ваше дыхание и ваш ум соответствовали и «сотрудничали» друг с другом. В этом случае ваш ум сможет быстрее возвращаться в спокойное состояние и, таким образом, концентрироваться на управлении ци. Регулирование ци – одна из важнейших целей практики цигун. Для эффективного управления ци вы должны сначала отрегулировать тело, ум и дыхание. Только тогда ваш ум будет достаточно ясным, чтобы ощутить, как ци распределяется в вашем теле, и понять, как ее отрегулировать.

Для буддийских монахов, стремящихся к просветлению Будды, регулирование шэнь является конечной целью цигун. Это позволяет им достичь нейтрального, объективного видения жизни – видения Будды. Обычный человек, занимающийся цигун, ставит перед собой более скромные цели. Он «поднимает свой шэнь», чтобы увеличить способность к концентрации и укрепить свою жизненную силу. Это дает ему возможность эффективно направлять ци по всему телу, чтобы она могла выполнять свои управляющие и охраняющие функции. Тем самым поддерживается отличное здоровье и замедляется процесс старения. Если вы поймете эти пять принципов, то сможете быстро освоиться в мире цигун. Без этих важных элементов ваша практика будет неэффективной и превратится в напрасную трату времени.

Прежде, чем вы приступите к практике цигун, вы должны понять смысл Трех Сокровищ (сань бао): цзин (семени-сущности), ци (внутренней энергии) и шэнь (духа). Их также называют Тремя Истоками (сань юань), так как они считаются началами и корнями вашей жизни. Цзин можно перевести как «сущность», «семя», «квинтэссенция». Цзин – это первоисточник и фундаментальная часть каждого живого существа, определяющая его природу и качества. Это корень всей жизни человека. Ци – это внутренняя энергия вашего тела. Она подобна электричеству, приводящему в движение машину. Ци получается отчасти при преобразовании цзин, полученной вами от родителей, отчасти из воздуха и пищи. Шэнь – это центр всего вашего существа, то, что делает вас человеком. Животные не имеют шэнь. Шэнь в вашем теле должен питаться ци, или энергией. Когда ци наполнена, шэнь оживлен. Китайцы, практикующие медитацию и цигун, считают, что в теле содержится два основных типа ци.

Первый тип называется Пренатальная ци и происходит из трансформированной Изначальной сущности, которую вы получаете от родителей в момент зачатия.

Второй тип, называемый Постнатальная ци, рождается из цзин пищи и воздуха, которые поступают в наш организм извне. Ци, которая направляется в мозг, энергетизирует шэнь и душу. Энергетизированный и поднятый шэнь может направлять ци в любую точку тела. Каждый из этих трех элементов имеет свой собственный корень. Вы должны знать эти корни, чтобы уметь укреплять и защищать ваши Три Сокровища.

  1. Ваше тело нуждается во многих типах цзин. За исключением цзин, наследуемой вами от родителей и называемой Изначальной цзин, все остальные типы цзин получаются из пищи и воздуха. Среди всех этих видов цзин Изначальная является наиболее важной. Это корень и семя вашей жизни, ваша основная сила. Если ваши родители были сильными и здоровыми, ваша Изначальная цзин также будет сильной и здоровой, обеспечивая вам крепкую основу для дальнейшего роста. Китайцы верят, что для того, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь, необходимо защищать и поддерживать эту цзин. Корень Изначальной цзин (юань цзин) до вашего рождения пребывал в ваших родителях. После вашего рождения Изначальная цзин занимает место в почках, которые считаются корнем вашей цзин. Сохраняя и укрепляя этот корень, вы обеспечиваете ваше тело достаточным количеством Изначальной цзин. Хотя вы не можете увеличить количество имеющейся у вас Изначальной цзин, практика цигун может повысить ее качество. Цигун может также научить вас более эффективно превращать вашу цзин в Изначальную ци и затем использовать последнюю.
  2. Ци получается как из цзин, унаследованной вами от родителей, так и из цзин, которая происходит из потребляемой вами пищи и воды. Ци, получаемая из Изначальной цзин, называется Изначальной ци (юань ци). До рождения у человека нет собственной ци и он пользуется материнской ци. После рождения человек начинает создавать собственную ци из Изначальной цзин, полученной от родителей. Эта ци называется Пренатальной или Изначальной. Также ее называют Прежденебесной ци (сяньтянь ци), поскольку она происходит от Изначальной цзин, которую вы получили, прежде чем увидели небо (то есть до того, как вы родились). Если Изначальная цзин – важнейший тип цзин, то Изначальная ци – важнейший тип ци. Она чиста и высококачественна, тогда как ци, получаемая из пищи и воздуха, может сделать ваше тело слишком положительным или слишком отрицательным в зависимости от того, где и как вы их поглощаете. Сохраняя и защищая вашу Изначальную цзин, вы обеспечиваете чистый и непрерывный поток Изначальной ци. В качестве практикующего цигун вы должны уметь превращать вашу Изначальную цзин в Изначальную ци плавным и ровным потоком. Так как Изначальная ци происходит от Изначальной цзин, они имеют общий корень, который находится в почках. Если почки здоровы, Изначальная цзин сильна так же, как и получаемая из нее Изначальная ци. Эта ци находится в точке Нижний Даньтянь в области живота. Научившись трансформировать Изначальную цзин, вы сможете обеспечить ваше тело необходимым количеством ци.
  3. Шэнь – это сила, лежащая в основе вашей жизни. Дух-шэнь невещественен, однако именно он придает выражение и проявление семени-цзин. Шэнь также является центром управления ци. Если шэнь силен, ци также будет сильной и эффективно управляемой. Корень духа-шэнь находится в вашем И («уме мудрости», воле или намерении). Если ваш мозг энергетизирован и стимулирован, ваш ум будет более подвижен и способен к более интенсивной концентрации, а шэнь будет подниматься. Опытные адепты цигун считают, что мозг всегда должен быть снабжен достаточным количеством ци, так как именно она придает уму ясность и способность к концентрации. При обильном снабжении ци ум легко энергетизируется и позволяет поднимать шэнь и увеличивать жизненную силу. Более глубокие уровни практики цигун включают превращение цзин в ци и ее направление в мозг для поднятия шэнь. Этот процесс называется хуань цзин бу нао, что означает «возвращение сущности-цзин для питания мозга». (В своих книгах Мастер Ян Цзюньмин употребляет в этом выражении то слово хуань, то слово фань. Оба они имеют значение «возвращаться, возвращать». Как это часто бывает с китайскими синонимами, фань и хуань могут образовывать и составное слово (фаньхуань) с тем же значением – «возвращать». – Пpим. пеpев.) Когда ци направляется в голову, она собирается в точке Верхний Даньтянь (центр лба), которая является местопребыванием шэнь. Ци и шэнь взаимосвязаны. Когда шэнь слаб, слаба и ци, и тело очень быстро приходит в упадок. Шэнь – своего рода штаб ци. Ци, в свою очередь, поддерживает шэнь, энергетизируя его и придавая ему остроту, ясность и силу. Если ци слаба, то и шэнь также будет слабым.

О собирании цзин, сосредоточении шэнь и источнике силы

ШЭНЬ (кит. – дух, а также духи, душа, одухотворение, одухотворенность, духовность, разум, разумность, святость, непостижимое, чудесное) – категория китайской философии и культуры. Имеет три основных смысла: 1) «дух», божество, персонификация духовных субстанций (часто в сочетании гуй шэнь, «нави и духи»); 2) духовная субстанция, одно из субстантивированных мировых «начал» наряду с ци-«пневмой» и цзин-«семенем»; 3) потенции мыслительной, познавательной и любой психической деятельности, реализующиеся в движении «духовной пневмы» (шэнь ци) и проявляющиеся в виде «воли» (чжи) и «мысли/идеи» (и).

Согласно традиционным религиозным представлениям, шэнь персонифицируют прежде всего духов предков; дух человека, должным образом не похороненного и лишенного заботы потомков (жертвоприношений), превращается во вредоносного навя (гуй). В памятниках сер. 1-го тысячелетия до н.э. упоминаются «горние души» (хунь) и «дольние души» (по; см. Хунь по). Представления о них стали общепринятыми для всех исконно китайских религий. Считается, что комплекс душ-хунь определяет сознание и мышление человека, тогда как души-по обусловливают жизнедеятельность. По смерти человека души-хунь становятся духом-шэнь и впоследствии растворяются в небесной субстанции (ци-«пневме»), а души-по могут превращаться в навя, пребывают в подземном царстве «желтого источника» и растворяются в «земной пневме». Принципы конфуцианского отношения к духам как потусторонним силам заложил Конфуций: «Почитаю духов, но держусь от них в отдалении» («Лунь юй», VI, 20); по отношению к «Небу и духам» он рекомендовал «почтительную осторожность» (цзин). Такая позиция Учителя обусловила полное отсутствие собственно религиозно-мистического пласта в конфуцианстве.

Примерно с 4 в. до н.э. религиозные и философские интерпретации шэнь начинают отчетливо различаться. В «Си цы чжуани» (см. «Чжоу и») шэнь объявляется тем, что «непостижимо в инь ян» (I,5); там же начинает оформляться представление о шэнь как потенции разума и психики. В «Дао дэ цзине» дао объявлено «одухотворяющим» (шэнь) началом всего сущего, в т.ч. «навей и духов», но если Поднебесная гармонизирована (в ней «царит дао»), то «нави в ней не одухотворены» (I, 10, II, 5 и т.д.); бином гуй шэнь предстает обозначением динамических сил космоса, воплощенных в «осемененной пневме» (цзин ци). В «Чжуан-цзы» содержится аналогичное «Дао дэ цзину» положение об «одухотворении» дао «навей и владык/предков», а шэнь предстает как субстанция, способная «иметь разрывы» и обусловливающая «духовную жизнь», или «духовное порождение» (шэнь шэн); «целостность духа» обусловлена гармонической целостностью «[телесной] формы» (син). В конфуцианских трактатах 4–3 вв. до н.э. рассматриваются гл.о. гносео-психологические аспекты шэнь. Так, в «Сюнь-цзы» шэнь как психоэмоциональное начало объявлялось вторичным и зависимым от «оформленной плоти» (син цзюй).

Завершенная космологическая интерпретация шэнь, связанная с его гносео-психологическим толкованием, представлена в «Хуайнань-цзы»: «дух» входит в триаду субстантивированных «начал» (юань) Вселенной, или «трех цветков» (сань хуа), и может быть производным от «семени» (цзин), способного «утончаться» до состояния шэнь (VII, 129). Шэнь выступает там условием «разумности» человека (VII, 29).

Обозначением «духа», «духовной силы» и «духовности» является также слово «лин», зафиксированное в трактатах 4–2 вв. до н.э. Оно обычно ассоциировалось со сферой «небесного». Иногда оно применялось как коррелят шэнь, напр. в «Дао дэ цзине» означало свойство шэнь – «чуткость», «одухотворенность». Понятие «лин» менее терминологизировано и обычно меняется в сочетаниях: лин ци («одухотворенная пневма»), проникающая в «сердце» и исходящая из него («Гуань-цзы»), лин тай («престол духа») – «сердце» как вместилище всего сущего, лин шу («столп духовности») – название раздела древнейшего медицинского трактата «Хуан-ди нэй цзин» («Канон Желтого императора о внутреннем», 2–1 вв. до н.э.), лин бао («одухотворенная драгоценность», или «дух и драгоценность») – обозначение душ-хунь и душ-по в даосизме и т.п.

В первые века н.э. одной из заметных философских тем стала проблема соотношения син («[телесной] формы») и шэнь. Хуань Тань (кон. 1 в. до н.э. – нач. 1 в. н.э.) и Ван Чун уподобляли шэнь огню, а «[телесную] форму» – зажженной им свече; по Ван Чуну, «человек порождается духовной пневмой (шэнь ци) и со смертью вновь в нее возвращается». Сюнь Юэ (2 в.) сформулировал развитый впоследствии в неоконфуцианстве тезис о шэнь как одной из составляющих «[индивидуальной] природы» (син) наряду с «[телесной] формой». В 4–6 вв. противники буддизма из числа конфуцианцев через призму проблемы соотношения «формы» и «духа» рассматривали буддийское учение о сансаре, истолковывая его как апологию «бессмертия человеческого духа». Ревнитель конфуцианских ценностей Хань Юй рассматривал существование «навей и духов» (гуй шэнь) как «оформленные» структуры, имеющие «вещное» бытие, но чувственно не воспринимаемые («беззвучные»). Совершение недолжного поступка, идущего вразрез с устоями миропорядка, вызывает воздействие «навей» на «формы» явленного мира, что ведет к несчастьям. В «учении о бессмертии» (сянь сюэ) средневекового даосизма на первый план вышла идея «одухотворения» (шэнь) «тела/личности», которое считалось условием приобщения к всеединству и всемогуществу вечного дао и превращения в «святого-бессмертного» (шэнь сянь). Основным средством такой трансформации считалась алхимия – сначала инструментальная («внешняя»), а затем медитативная («внутренняя»), нацеленная на создание «бессмертного зародыша» из субстанций организма. «Внутреннеалхимическая» традиция отодвинула задачу литургического общения с духами на задний план по отношению к претворению «пневменных» субстанций в «дух». Технический аспект этой задачи требовал локализации соответствующих субстанций в организме. До новой эры, видимо, преобладало мнение, зафиксированное в «Гуань-цзы» и закрепленное в «Хуан-ди нэй цзин», о сосредоточении шэнь в сердце. У Гэ Хуна в «Баопу-цзы» представлена восходящая к Дун Чжуншу версия о локализации шэнь в голове. Там, по учению «внутренней алхимии», располагается «верхнее киноварное поле»; в среднем (грудь) и в нижнем (живот) «киноварных полях», в которых «бессмертный зародыш» проходит различные этапы развития, помешались соответственно ци-«пневма» и цзин-«семя». Эти представления оказали значительное влияние на теорию китайской медицины и психопрактики, в которой впоследствии возобладала компромиссная схема: она предусматривала пять «киноварных полей» и учитывала представления о локализации шэнь в голове и сердце, а также его присутствие во всех внутренних органах.

Неоконфуцианская концепция шэнь сформировалась под определяющим влиянием идей Чжоу Дуньи и Чжан Цзая. Первый акцентировал гносео-психологическую сущность «духовности» как «проникновение [в суть вещей]». У второго шэнь предстает как проявление дао, обусловливающее способность вещей к «[взаимо] восприятию» (гань). Оно является условием «превращения» (хуа) единой мировой «пневмы», а «нави и духи» – космическими сущностями, потенциями дуальных космических сил инь ян соответственно к «сгибанию/сжатию» и «вьшрямлению/расширению» «пневмы».

1. Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979;

2. Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983;

3. Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэ-сюэ фаньчоу ши (История категорий китайской философии). Харбин, 1987, с. 202–15.

21. Что называется «цзин», «ци» и «шень». Каковы связи между ними

21. Что называется «цзин», «ци» и «шень». Каковы связи между ними

Цзин, ци, шэнь являются необходимым материалом для жизненных процессов в человеческом организме. В древности люди говорили: «У неба три драгоценности – солнце, луна, звезды. У человека три драгоценности – цзин, ци, шэнь».

Цзин (эссенция, семя) есть тончайшая субстанция человеческого тела. В широком смысле – это все цзин человеческого тела, включая цзин пяти плотных органов. В узком смысле – это цзин органов размножения. Цзин также делится на два вида: предыдущего неба (пренатальное) и последующего неба (постнатальное)[К]. Пренатальное цзин – то, что зародыш получает от родителей. В разделе «Духовная точка опоры» в главе «О каналах» («Цзин май лунь») говорится: «Когда человек рождается, прежде уже образовалось цзин». Цзин последующего неба преобразуется из питья и еды. В «Простых вопросах» в главе «О различении каналов» («Цзин май бе лунь») сказано: «Пища поступает в желудок…, цзин вливается в каналы… питье поступает в желудок, затем переливается в цзин и ци». Это – указание на постнатальное цзин. Пренатальное и постнатальное цзин поддерживают друг друга и взаимопревращаются.

Цзин выполняет важную функцию в человеческом теле. В древности люди говорили: «Человек, имеющий ци, порождает; когда исчерпывается цзин, он умирает».

Ци (пневма) создает основной материал для процессов жизнедеятельности организма. Важность ци отмечена, например, в «Собрании сочинений [Чжан] Цзинюэ», где говорится: «Все жизненные проявления человека полностью опираются на ци».

Шэнь (дух) – это еще одна материальная субстанция жизнедеятельности, которую совместно вырабатывают цзин и ци. В «Каноне о духовной опоре» («Лин шу цзин») сказано: «Взаимная схватка (сцепление) двух цзин называется шэнь». В главе «Пища простых людей» («Пин жэнь цзюэ гу пянь») раздела «Духовная точка опоры» (из «Канона о внутреннем») говорится: «Источник шэнь – тонкое ци «воды и зерна». В энциклопедии «Канон большого мира» («Да пин цзин») сказано: «Человек обладает ци, следовательно, обладает шэнь; если ци прерывается, то прекращается и шэнь». Обычно люди считают, что шэнь – это категория мыслительно-познавательной деятельности. Однако в китайской медицине оно полагается одной из главных сущностей человеческого организма. Именно об этом сказано в разделе «Духовная точка опоры» в главе «Перемещение цзин и изменение ци» («И цзин бянь ци пянь»): «Получившие шэнь благоденствуют, утратившие шэнь погибают». Важное значение цигунорегуляции состоит в том, чтобы упражнять шэнь, проникаться шэнь, сохранять шэнь.

Так каковы же связи между цзин, ци и шэнь?[К] В разделе «Простые вопросы» сказано: «Из среды цзин рождается ци, из среды ци рождается шэнь». В «Каноне о категориях» утверждается: «Полнота цзин есть полнота ци, полнота ци есть полнота шэнь». На основе этой теории мастера цигуна старых времен сформулировали следующие методики: «цзин тренировкой превращать в ци, ци тренировкой превращать в шэнь, тренировкой шэнь возвращаться к пустоте (пустота в смысле ясности духа)», а также «накапливая шэнь, порождать ци, накапливая ци, порождать цзин». Во всех этих процессах цигун играет важную роль[К].

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Цзин, ци, шэнь являются необходимым материалом для жизненных процессов в человеческом организме. В древности люди говорили: «У неба три драгоценности – солнце, луна, звезды. У человека три драгоценности – цзин, ци, шэнь».

Цзин (эссенция, семя) есть тончайшая субстанция человеческого тела. В широком смысле – это все цзин человеческого тела, включая цзин пяти плотных органов. В узком смысле – это цзин органов размножения. Цзин также делится на два вида: предыдущего неба (пренатальное) и последующего неба (постнатальное) [К]. Пренатальное цзин – то, что зародыш получает от родителей. В разделе «Духовная точка опоры» в главе «О каналах» («Цзин май лунь») говорится: «Когда человек рождается, прежде уже образовалось цзин». Цзин последующего неба преобразуется из питья и еды. В «Простых вопросах» в главе «О различении каналов» («Цзин май бе лунь») сказано: «Пища поступает в желудок…, цзин вливается в каналы… питье поступает в желудок, затем переливается в цзин и ци». Это – указание на постнатальное цзин. Пренатальное и постнатальное цзин поддерживают друг друга и взаимопревращаются.

Цзин выполняет важную функцию в человеческом теле. В древности люди говорили: «Человек, имеющий ци, порождает; когда исчерпывается цзин, он умирает».

Ци (пневма) создает основной материал для процессов жизнедеятельности организма. Важность ци отмечена, например, в «Собрании сочинений [Чжан] Цзинюэ», где говорится: «Все жизненные проявления человека полностью опираются на ци».

Шэнь (дух) – это еще одна материальная субстанция жизнедеятельности, которую совместно вырабатывают цзин и ци. В «Каноне о духовной опоре» («Лин шу цзин») сказано: «Взаимная схватка (сцепление) двух цзин называется шэнь». В главе «Пища простых людей» («Пин жэнь цзюэ гу пянь») раздела «Духовная точка опоры» (из «Канона о внутреннем») говорится: «Источник шэнь – тонкое ци «воды и зерна». В энциклопедии «Канон большого мира» («Да пин цзин») сказано: «Человек обладает ци, следовательно, обладает шэнь; если ци прерывается, то прекращается и шэнь». Обычно люди считают, что шэнь – это категория мыслительно-познавательной деятельности. Однако в китайской медицине оно полагается одной из главных сущностей человеческого организма. Именно об этом сказано в разделе «Духовная точка опоры» в главе «Перемещение цзин и изменение ци» («И цзин бянь ци пянь»): «Получившие шэнь благоденствуют, утратившие шэнь погибают». Важное значение цигунорегуляции состоит в том, чтобы упражнять шэнь, проникаться шэнь, сохранять шэнь.

Так каковы же связи между цзин, ци и шэнь? [К] В разделе «Простые вопросы» сказано: «Из среды цзин рождается ци, из среды ци рождается шэнь». В «Каноне о категориях» утверждается: «Полнота цзин есть полнота ци, полнота ци есть полнота шэнь». На основе этой теории мастера цигуна старых времен сформулировали следующие методики: «цзин тренировкой превращать в ци, ци тренировкой превращать в шэнь, тренировкой шэнь возвращаться к пустоте (пустота в смысле ясности духа)», а также «накапливая шэнь, порождать ци, накапливая ци, порождать цзин». Во всех этих процессах цигун играет важную роль [К].

Три драгоценности цигун: Цзин, Ци, Шэнь

ТРИ ДРАГОЦЕННОСТИ ЦИГУН: Цзин, Ци, Шэнь

В Даосской традиции выделяют три драгоценности, которые необходимо «защищать» и «вскармливать». Ведь именно от количества трех сокровищ зависит жизнь человека. Называются эти драгоценности Цзин, Ци и Шэнь. Рассмотрим их более подробно.

1. Цзин – можно перевести как «семя» или «сущность». Это вид энергии, который несет в себе информацию о строении и определенных характеристиках физического тела человека. На физическом уровне Цзин очень тесно связана с ДНК, РНК, гормональными функциями организма (в частности с воспроизводящей системой). Можно сказать, что Цзин – сущностная энергия физического тела. Она бывает двух видов: изначальная Цзин (юань Цзин) и обычная Цзин. Изначальную (Прежденебесную) Цзин мы получаем от родителей при зачатии. После рождения человека, она, в основном, хранится в нижнем дяньтяне и в почках, а также связана и проявлена во всех железах. Человек имеет ограниченное количество юань Цзин, и от того, как он ее расходует, зависит его физическое здоровье, и, как следствие – длительность жизни (это касается обычного психически нормального человека). Потеря изначальной энергии Цзин происходит во время сильных стрессов, при употреблении наркотических веществ, если человек ведет чрезмерную половую жизнь, а также она просто используется организмом для обеспечения жизнедеятельности. Практикуя методы внутренней алхимии можно восстановить изначальный запас юань Цзин и устранить те нарушения в организме, которые были вызваны ее нехваткой. Под обычной Цзин подразумевают ту, которую мы получаем извне. Ее еще называют Посленебесной. Источником данного вида энергии являются продукты питания, которые мы потребляем, и воздух. Человеческое тело может функционировать лишь при наличии двух видов Цзин. Но, так как Посленебесная Цзин имеет неограниченный источник пополнения (еда, воздух), чего не скажешь о Прежденебесной Цзин, в практике внутренней алхимии основное внимание уделяют изначальной Цзин, и, употребляя термин «Цзин», как правило, имеют ввиду именно юань Цзин. Но и Посленебесной Цзин тоже пренебрегать не следует, — нужно дышать по возможности чистым воздухом, чаще проветривать квартиру и употреблять качественные продукты питания.

2. Ци – это второе сокровище. Здесь под Ци понимается жизненная энергия, циркулирующая в теле, благодаря которой функционируют все органы и системы организма. Это именно та сила, которая заставляет двигаться кровь и биться сердце. Ци, как и Цзин, бывает двух видов: Прежденебесная и Посленебесная. Источником Прежденебесной изначальной Ци (юань Ци) является юань Цзин. Преобразование юань Цзин в юань Ци происходит в нижнем дяньтяне, поэтому его считают одним из центров, в котором хранится изначальная Ци. Но за повышение качества и развитие Прежденебесной Ци отвечает средний даньтянь, поэтому на определенном уровне практики, когда произошло преобразование юань Цзин в юань Ци, последнюю поднимают в средний котел, чтобы продолжить совершенствование в выплавлении. Посленебесная Ци вырабатывается из Посленебесной Цзин и вместе с юань Ци обеспечивает весь организм жизненной силой. В теле человека существует много видов Ци, но, в общем, их можно свести к двум. Первый – защитная Ци (Вэй Ци), которая охраняет тело от негативного воздействия окружающей среды. Вэй Ци выделяется через поры кожи, и ее движение в теле не связано с энергетическими каналами. Второй – Ин Ци, что означает «питающая (управляющая) энергия». Ее функция заключается в обеспечении органов и систем организма необходимыми видами энергии. Эта же энергия осуществляет функцию управления и контроля над физическими процессами. Если же говорить о Ци в более широком смысле, то следует уяснить, что именно энергия является связующим звеном между человеком и Природой, между физическим и духовным миром. В этом случае Ци следует рассматривать, исходя из ее конкретного содержания, поэтому выделяют три уровня или три качественных характеристики этой энергии. Первый уровень – природная Ци. Она бесформенна и не имеет определенного пути движения. С помощью «третьего глаза» можно увидеть, что эта энергия подобна туману. Иногда природную Ци можно видеть и обычным зрением, если ее концентрация достаточно высока, – например, в помещении, где проводится семинар по Цигун. Второй уровень – энергия света. Этот вид Ци имеет более высокую плотность, чем природная Ци, и с помощью «третьего глаза» воспринимается как световой поток определенного цвета. Восприятию обычным зрением энергия света недоступна. Третий уровень – высшая Ци. Об этом уровне энергии говорить сложнее всего, так как он наиболее труден в понимании. Скажем лишь, что методы овладения упомянутой энергией есть великая тайна Высших систем Цигун, а секрет достижения уровня Истинного Бессмертного заключается именно в использовании высшей Ци для трансформации тела и сознания.

3. Шэнь — является третьим сокровищем. Этот термин можно перевести с китайского как «Душа» или «Дух». Именно Шэнь делает нас разумными, мыслящими, способными к самосовершенствованию существами. Шэнь, как и предыдущие сокровища, имеет два аспекта: Изначальный дух (юань Шэнь) и Познающий дух (Ши Шэнь). Изначальный дух есть наша истинная божественная природа, Познающий же дух формируется после нашего рождения под воздействием окружающего мира (воспитание, окружение, национальная культура и т. д.). Следует отметить, что Изначальный и Познающий дух тесно связаны друг с другом и находятся в постоянном взаимодействии. В Практическом Даосизме особое внимание уделяют совершенствованию Изначального духа, так как именно он содержит всеобъемлющее знание, в отличие от Познающего духа, знания которого ограничены лишь данным воплощением. Находится Познающий дух (Ши Шэнь) в сердце, домом же Изначального духа является верхний даньтянь. Именно поэтому, начиная практиковать Цигун, вы можете услышать слова Учителя: «Откройте свое сердце и свой разум, войдите в состояние искренности», — ведь только находясь в этом состоянии можно воспринять истинные знания и высшую Ци. Не очистив сердце от негативных эмоций и страстей, не стоит даже думать о развитии юань Шэнь. Потому во многих традициях уделяют много внимания работе с сердцем, так как оно является «дверью, ведущей на Небеса». И лишь когда «дверь открыта», появляется возможность работать с Изначальным духом, практиковать методы, связанные с высшим центром (Шан даньтянь) и прилегающими к нему точками (например, тяньму – «небесный глаз»).

Если говорить о соотношении трех сокровищ, то Шэнь среди них занимает господствующее положение, хотя при практике Цигун уделяют внимание регулированию и совершенствованию всех трех драгоценностей. Под регулированием Цзин понимают работу с физическим телом, т. е. строгое соблюдение правильного положения при выполнении упражнений. Под регулированием Ци подразумевается приведение в равновесие энергий и правильное дыхание. При регулировании Шень важно, чтобы не было посторонних мыслей. Фаза регулирования является необходимым условием для правильной практики и предпосылкой успеха в освоении искусства Цигун. Лишь после того, как фаза регулирования завершена, можно приступать к фазе совершенствования и выплавления трех сокровищ. С теми же этапами подготовки мы встречаемся и в обыденной жизни, — например, любой музыкальный инструмент нужно сначала настроить, отрегулировать, и лишь потом играть на нем, иначе музыка не будет гармоничной и вскоре станет невыносимой. В дальнейшем фаза регулирования будет рассматриваться подробнее, насколько это возможно сделать в книге.

Фаза совершенствования и выплавления трех сокровищ и есть «внутренняя алхимия», где выделяют несколько ключевых моментов.

Первый шаг – восполнение изначальной Цзин и преобразование ее в Ци.

Второй шаг – совершенствование юань Ци, использование ее для питания и усиления Шэнь.

Третий шаг заключается в развитии изначального Шэнь и погружение его в состояние глубокого покоя (пустоту) для познания Истины.

Четвертый шаг – сокрушение всех ограничений для полного постижения Дао.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что понимание Цзин, Ци и Шэнь имеет огромное значение для практики внутренней алхимии. Также следует знать, что для обретения глубокого понимания трех сокровищ требуется несколько лет правильной тренировки.

Цзин, Ци, Шень — три драгоценности

Содержание:

↑ Основа китайской медицины

Словом «Ци» в китайской культуре обозначается динамичная сила, управляющая всеми функциями и процессами в космосе, человеческом организме, животном и растительном мире. Ци — это жизненная энергия. Шень перево дится как дух, а Цзин — как суть. Три эти драгоценности присутствуют в любом живом существе. На них основывается жизнедеятельность и развитие человеческого организма. Вместе с энергией Инь и Ян, пятью элементами и энергетическими каналами они составляют основу традиционной китайской медицины.

Дать некое линейное описание Ци, как мы привыкли у себя на Западе, не представляется возможным уже хотя бы при взгляде на китайский иероглиф, которым обозначается Ци. В японской культуре существует аналогичное понятие Ки, а в индийской — прана. Таким образом, на всем восточном культурном пространстве традиционная медицина строится на представлениях о потоке энергии в некой системе. В Китае это Ци и система меридианов; в Японии — Ки и система кайраку, в Индии — прана и система надис.

↑ Усиление Ци за счет силы воображения

Поскольку энергетические каналы человека с их тонкой структурой пока не могут быть обнаружены обычными средствами современной науки, они еще не получили повсеместного признания. Однако акупунктура, также основывающаяся на системе меридианов, уже широко применяется на Западе для лечения аллергии и наркотической зависимости.

Небо, земля и человек образуют единство. Человек может вбирать в себя и накапливать энергию неба Ян и энергию земли Инь. Главным накопителем энергии является так называемый нижний дань-тянь (мозг в животе), который находится в районе лобковой кости. Средний дань-тянь располагается в области груди на уровне сосков и отвечает за наш эмоциональный мир. Верхний дань-тянь помещается между бровями. Его еще называют третьим глазом, и он имеет для нас колоссальное значение как центр души.

Человек постоянно отдает использованную энергию и принимает свежую. Особое значение имеют при этом три входа: врата земли, врата человека и врата неба. Врата земли располагаются в средней части стопы за подушечками пальцев, врата человека — в средней части ладони, а врата неба — по центру черепного свода, на темени. Большую важность имеет также точка хуэй-инь, или точка промежности, соединяющая врата земли с вратами неба через центральный канал.

↑ Энергетические входы человека

Цигун — это целостная методика, позволяющая привести потоки Ци в гармонию. С точки зрения цигун болезнь — это либо недостаток, либо избыток энергии в каналах. Занятия цигун активизируют процессы исцеления, происходящие в организме. В результате долгих и интенсивных тренировок можно развить в себе способность направлять энергию туда, где она особенно нужна.

Важным условием для занятий цигун является достижение состояния цигун — спокойствия, внутреннего умиротворения, хорошего настроения и расслабленности. Вам следует улыбаться не менее семи раз в день и постоянно представлять, что, подобно крошечным солнышкам, улыбаются все поры кожи (а их у вас восемьдесят четыре тысячи!). Улыбаются ваши суставы, органы, нижний дань-тянь, средний дань-тянь и верхний дань-тянь. Улыбка сливается с доброй энергией, распространяется по комнате, растет, охватывая все вокруг, и достигает пределов космоса.

↑ Ци протекает по энергетическим каналам тела

Энергия протекает в теле человека по энергетическим каналам. Тихий цигун, как уже упоминалось, основывается на системе меридианов, которые используются также и в акупунктуре. Во время сеанса акупунктуры иглы, вставляемые в энергетические точки, снимают блокаду каналов. В тихом цигун такая блокада устраняется путем воздействия на поток Ци посредством силы воображения.

По передней поверхности человеческого тела проходит инь-меридиан (жень-май, сосуд служителя), а по задней, вдоль позвоночника, — ян-меридиан (ду-май, сосуд хозяина). Они называются королевскими линиями и имеют громадное значение, соединяя между собой Инь и Ян.

В нашем теле проходят шесть пар меридианов (всего двенадцать), а также восемь особых меридианов.

По внутренней стороне каждой руки проходят три инь-меридиана, а по внешней — три ян-меридиана. Точно так же по внутренней стороне ног проходят три инь-меридиана, а по внешней три ян-меридиана.

Глаза тоже входят в сложную систему меридианов. В районе каждего глаза имеется восемь энергетических точек, связанных с меридианами

Методы совершенствования в школе УЛюПай

Методы нашей Школы пути эликсира У Чунсюя и Лю Хуаяна разделяются на 5 больших частей:

1. Цзюяншэньгун 九阳神功 (начальная работа по возведению-закладыванию основы);
2. Жушоугун 入手功 (основная работа по возведению-закладыванию основы);
3. 练精化炁 (переплавка эссенции цзин в ци предшествующего неба);
4. 练炁化神 (переплавка ци предшествующего неба в дух-шэнь);
5. 练神化虚 (与练虚合道并合) (переплавка духа-шэнь в пустоту, вместе с переплавкой пустоты и соединением с Дао).

Путь эликсира (алхимии) имеет много правил передаваемых методов, некоторые являются неизменными, некоторые можно приспособлять к обстоятельствам. Ради нынешнего Дао, широкого повсеместного развития Учения-Школы, широкого спасения всех живых существ, для здоровья всех живых, я (Учитель Единого Ян) впервые передаю открыто три уровня мастерства Цзюяншэньгуна в качестве начальной работы по заложению основы. Только этих 3 уровней достаточно, чтобы оберегать ваше здоровье и долголетие, получать пользу на протяжении всей жизни.

Остальные 入手功 и 6 уровней начальной работы по возведению-закладыванию основы меняются в зависимости от состояния и качеств людей. Согласно принципам пути эликсира по изустной передаче и обучению сердцем их следует передавать только лично. Таким образом не случится чрезмерного разглашения небесного механизма и несоответствия законам пути эликсира. С древности и до сегодняшних дней мастерство основной работы по возведению основы алхимии (入手功 или 下手功) никогда не было занесено в книги, никогда не записывалось на бумаге. «万古金丹一条路» — «Во веки веков (с глубочайшей древности) единый неразрывный путь золотого эликсира». Для того, чтобы я передал основной метод возведения основы эликсира (入手功 или 下手功) нужно, чтобы вы имели судьбу, и этого достаточно, чтобы завершить бессмертие среди людей. Это очень просто, и тогда вы действительно осознаете наличие сокровенной заставы и работу по сбору изначальной эссенции-цзин.

Сейчас некоторые сумасброды наобум, как попало болтают о некоторых терминах пути эликсира, выдают себя за знатоков алхимии, как вздумается обучают людей. А понять, кто они на самом деле, и доказать их мошенничество у самих людей способов не существует.

Например, сейчас некоторые обучающие ложным методам алхимии (пути эликсира) вещают о «сосредоточении духа и введение его в точку ци»(凝神入炁穴), «зародышевом дыхании» (胎息) и т. п. Однако они не понимают, что это такое на самом деле. Без овладения основным методом возведения основы эликсира 入手功, без «добавления масла» и «продолжения судьбы» (添油接命), юаньцзин не собирается внутри тела, не достигнет почек, не сможет возвращать цзин, восполняя почки, и тогда невозможно «добавить масла» и «продолжить судьбу». А не достигнув обилия цзин и полноты изначальной ци, не может быть и речи о «точке ци». Где находится «точка ци» могут понять только те, кто проявил ее истинной алхимической практикой, обыватели не поймут, где она находится. А если не могут понять, где находится «точка ци», как же «вводить»? Дух-шэнь указывает на «истинную мысль», даже если не будет мыслей, как же можно обрести «истинную»? Без практики тренировки себя 练已, нет способа ее осуществить. Наличие мышления или отсутствие мыслей — все это химера и пустая трата времени и сил, достигнуть «сосредоточения духа» так невозможно. Из-за этого «сосредоточение духа и введение его в точку ци» становится всего лишь пустым названием. В настоящей алхимии требуется пройти через строгий процесс практики, через «введение янского огня» и «отступление иньского знака», достигая обилия цзин и полноты изначальной ци, проявления «сокровенной заставы» (истинного даньтянь), и только после этого можно уже говорить о «сосредоточении духа и введение его в точку ци». Что касается «зародышевого дыхания», то, если нет «зародыша», как «дышать»? Профанические методы надувания живота дыханием называются «зародышевым дыханием», вот уж поистине в высшей степени удачная шутка!

Мастерство основной работы по возведению основы (入手功) согласно законам древних школ алхимии передается только лично. Таким образом только и возможно точно раскрыть принципы, научить практическим методам, помочь непременному достижению успеха ученика. Это метод, когда Учитель, неся личную ответственность за ученика, передает ему то, что можно передать и также не допустить чрезмерного раскрытия вовне.

Пожелание моего сердца — это развитие Учения о Дао и спасение людей!

Учитель Единого Ян
© Альманах «Китайская Цивилизация» 1-2005
© Перевод с китайского Артемьев Д.А.

42. Исследование Цзин, Ци и Шень в западной науке

Ричард Лее

Директор Китайского института здоровья, Сан Клименто, 92672, США

Традиционная китайская медицина (ТКМ) утверждает, что три «жизненных сокровища» – Цзин, Ци и Шень являются реальными субстанциями, от которых зависят жизнь, здоровье и развитие человеческого тела. С ними работают мастера Цигун. Это соответствует произведениям Алисы Бейли, которая показывает тройственность личности: ментальное тело формирует эмоциональное тело, которое в свою очередь формирует эфирное тело. Субстанция каждого тела производится физическим телом, а их функцией является сознание. ТКМ идет дальше, вводя три источника: нижний, средний и верхний даньтяни, расположенные в области нижней части живота, сердца и головы, которые дают осознание мира через Цзинь, Ци и Шень.

ТКМ полагает, что Цзин тесно связан с генетической структурой, образующей физическое тело. Шел Дрейк в «Новой науке жизни» описывает «морфогенетическое вибрационное поле», которое окружает и формирует существа. Он показывает, что наша генетическая структура не содержит, а скорее настраивается на коллективную светокопию физического тела через это морфогенетическое поле. Он подтверждает это лабораторными данными о том, что когда животные и человеческие существа обучаются новому поведению, возникают другие, генетически подобные, но физически отличающиеся от первых, обучающиеся новому поведению гораздо более быстро, чем прежде. Цзин выступает эквивалентом ТКМ к морфогенетическому полю физического тела. Ци может поддерживать морфогенетическое поле, которое образует Цзин, и поле Шень, которое образует Ци.

Физическая субстанция.

Цзин, с точки зрения физики – это поле электронов, постоянно движущееся по нашему телу, прекращающее движение в соленой воде. Ритмическое движение этого электрического поля измеряется посредством ЭЭГ, ЭМГ и ЭКГ. Электростатические силы очень велики, и вполне возможно, что такое поле может образовать физическое тело посредством катализа определенных химических реакций и движения определенных молекул к надлежащему месту, в надлежащее время, вызывая дифференциацию между клетками, например, клетками печени и клетками мозга в эмбрионе.

Для свободного модулирования Цзин требуется достаточное количество энергии для свободного потока электронов и к резонатору с морфогенетическим полем, и к топливным биохимическим реакциям. Илья Грогигоун (Progigone) в работе «Порядок за пределами хаоса» утверждает, что жизнь требует хаоса, и что возникновение энергии в организме позволяет его реформировать в более высокий организационный порядок. Когда биохимическая активность истощается, может возникнуть болезнь. Изучение длительных перелетов в тесной кабине и плохой циркуляции воздуха показало, что люди становятся слабыми и восприимчивыми к болезням. Но если пассажиры надевают портативные ионизаторы воздуха, они не страдают от истощения и улавливают гораздо меньше передающихся по воздуху болезнетворных бактерий.

Ци – это поле магнетической субстанции, которое может быть изменено, потому что оно влияет на электропроводимость тела. Такое диагностическое оборудование, как Риодараку (ryodaraku) и EAV, измеряют Ци путем измерения электропроводимости меридианов. Высокая проводимость и равновесие говорят о хорошем здоровье и жизнеспособности, а низкая проводимость связана с болезнью и слабостью.

Анализ с помощью фотографии Кирлиана показывает, что мытье рук водопроводной водой вызывает значительное уменьшение электрической проводимости рук. Однако, когда руки вымыты той же самой водой, которая сначала прошла через сильное магнитное поле, электропроводимость рук увеличивается (как это описано в книге автора). «Биоэлектрическая жизнеспособность – наука о человеческой энергии». Это говорит нам, во-первых, что вода может накапливать и транспортировать некоторые виды магнетической субстанции, во-вторых, что эта субстанция может удаляться или добавляться в человеческом теле. Для иллюстрации этого делали съемки методом Кирлиана людей при длительных реактивных полетах было показано, что снижение магнитных полей на авиалиниях часто вызывает такие состояния, которые в ТКМ называются дефицитом инь с тяжелым обострением таких симптомов, как беспокойство, тошнота, головная боль, головокружение и возникновение жара. Поместив магнит на тело во время полета, можно обеспечить источник магнитной субстанции и снизить неприятные симптомы.

Шень описывается в литературе ТКМ, как ум или сознание, и часто, как свет. Если это свет, почему мы не можем видеть его? Современная физика говорит нам, что электрон в действительности – это электромагнитная волна, х-луч с высокой световой энергией. Таким образом, возможно, что световое поле или электромагнитная энергия могла резонировать вокруг наших физических тел и оставаться неизмеримой, точно так же, как орбита электронов вокруг ядер не обнаруживается, кроме как при их заряде.
Шен может стать видимой при возбуждении электричеством. В то время, как у обычных людей изображения методом Карлиан показывают маленькие шары во время негативного пульса и длинные узкие ленты во время позитивного пульса, целители и артисты часто имеют мягкий свет вокруг своих пальцев (см. «Биоэлектрическую жизнеспособность»). У некоторых даже светятся пальцы мягким светом, в то время, как у других видны шары и длинные узкие ленты. Несомненно, что только требуется осознание, что пальцы светятся.

Например, человек, который принципиально использует три пальца для массажа, обнаружит, что эти три будут иметь свет, в то время как другие имеют шары и длинные узкие ленты. Тот факт, что электроны действуют по-разному вокруг пальцев целителя, представляет большую возможность для физиков исследовать природу Шен и дать нам лучшее понимание функционирования особого умения мастеров Цигуна.

Заключение

Цзин, Ци и Шень могут быть измерены физическим оборудованием и, таким образом, являются предметом научного исследования. Контролируя силу этих полей у помещенных в больницу пациентов и пополняя их при необходимости можно сократить время выздоровления и иногда даже жизнь.

Здесь отличаются мастера Цигун и другие целители Востока, а у Западной медицины еще мало знаний.
Встреча Востока и Запада вызывает революцию в современной медицине.

Три сокровища — цзин, ЦИ и Шэнь.

Популярные материалы

Прежде, чем приступить к практике цигун, вы должны понять смысл и взаимосвязи «Трех Сокровищ» жизни — цзин (семени — сущности), ци (внутренней энергии) и Шэнь (духа.

Без этого понимания у вас не будет ни корня для практики цигун, ни ключа к теории. Основными целями практики цигун являются сохранение цзин, усиление и сглаживание циркуляции ци, а также просветление Шэнь
. Для достижения этих целей вы должны научиться регулировать тело (тяо Шэнь 1), регулировать ум (тяо синь), регулировать дыхание (тяо си), регулировать ци (тяо ци) и регулировать Шэнь (тяо Шэнь 2.

Регулирование тела включает в себя укоренение всего тела и выполняемых вами движений. Для создания прочного корня вы должны уметь центрироваться, приводить в равновесие ваше тело и, что наиболее важно, расслабляться для обеспечения циркуляции ци. Регулирование ума включает в себя умение сохранять ум в спокойном, умиротворенном и сосредоточенном состоянии для того, чтобы иметь возможность объективно оценивать различные ситуации и направлять ци в желаемые места. Ум является главным ключом к успеху в практике цигун. Для регулирования дыхания вы должны научиться дышать так, чтобы ваше дыхание и ваш ум соответствовали и «Сотрудничали» друг с другом. В этом случае ваш ум сможет быстрее возвращаться в спокойное состояние и, таким образом, концентрироваться на управлении ци. Регулирование ци — одна из важнейших целей практики цигун. Для эффективного управления ци вы должны сначала отрегулировать тело, ум и дыхание. Только тогда ваш ум будет достаточно ясным, чтобы ощутить, как ци распределяется в вашем теле, и понять, как ее отрегулировать.

Для буддийских монахов, стремящихся к просветлению будды, регулирование Шэнь является конечной целью цигун. Это позволяет им достичь нейтрального, объективного видения жизни — видения будды. Обычный человек, занимающийся цигун, ставит перед собой более скромные цели. Он «Поднимает Свой Шэнь», чтобы увеличить способность к концентрации и укрепить свою жизненную силу. Это дает ему возможность эффективно направлять ци по всему телу, чтобы она могла выполнять свои управляющие и охраняющие функции. Тем самым поддерживается отличное здоровье и замедляется процесс старения. Лишь в том случае, если вы поймете эти пять принципов, то сможете быстро освоиться в мире цигун. Без этих важных элементов ваша практика будет неэффективной и превратится в напрасную трату времени.

Прежде, чем вы приступите к практике цигун, вы должны понять смысл трех сокровищ (Сань бао: цзин (семени — сущности), ци (внутренней энергии) и Шэнь (духа. Их также называют тремя истоками (Сань юань), так как они считаются началами и корнями вашей жизни. Цзин можно перевести как «Сущность», «семя», «квинтэссенция». Цзин — это первоисточник и фундаментальная часть каждого живого существа, определяющая его природу и качества. Это корень всей жизни человека. Ци — Это внутренняя энергия вашего тела. Она подобна электричеству, приводящему в движение машину. Ци Получается отчасти при преобразовании цзин, полученной вами от родителей, отчасти из воздуха и пищи. Шэнь — это центр всего вашего существа, то, что делает вас человеком. Животные не имеют Шэнь. Шэнь в вашем теле должен питаться ци, или энергией. Когда ци наполнена, Шэнь оживлен. Китайцы, практикующие медитацию и цигун, считают, что в теле содержится два основных типа ци.

Первый тип называется пренатальная ци и происходит из трансформированной изначальной сущности, которую вы получаете от родителей в момент зачатия.

Второй тип, называемый постнатальная ци, рождается из цзин пищи и воздуха, которые поступают в наш организм извне. Ци, Которая направляется в мозг, энергетизирует Шэнь и душу. Энергетизированный и поднятый Шэнь может направлять ци в любую точку тела. Каждый из этих трех элементов имеет свой собственный корень. Вы должны знать эти корни, чтобы уметь укреплять и защищать ваши три сокровища.

1. ваше тело нуждается во многих типах цзин. За исключением цзин, наследуемой вами от родителей и называемой изначальной цзин, все остальные типы цзин получаются из пищи и воздуха. Среди всех этих видов цзин изначальная наиболее важной является. Это корень и семя вашей жизни, ваша основная сила. В том случае, если ваши родители были сильными и здоровыми, ваша изначальная цзин также будет сильной и здоровой, обеспечивая вам крепкую основу для дальнейшего роста. Китайцы верят, что для того, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь, необходимо защищать и поддерживать эту цзин. Корень изначальной цзин (юань цзин) до вашего рождения пребывал в ваших родителях. После вашего рождения изначальная цзин занимает место в почках, которые считаются корнем вашей цзин. Сохраняя и укрепляя этот корень, вы обеспечиваете ваше тело достаточным количеством изначальной цзин. Хотя вы не можете увеличить количество имеющейся у вас изначальной цзин, практика цигун может повысить ее качество. Цигун может также научить вас более эффективно превращать вашу цзин в изначальную ци и затем использовать последнюю.

2. Ци получается как из цзин, унаследованной вами от родителей, так и из цзин, которая происходит из потребляемой вами пищи и воды. Ци, Получаемая из изначальной цзин, называется изначальной ци (юань ци. До рождения у человека нет собственной ци и он материнской пользуется ци. После рождения человек начинает создавать собственную ци из изначальной цзин, полученной от родителей. Эта ци называется пренатальной или изначальной. Также ее называют прежденебесной ци (сяньтянь ци), поскольку она происходит от изначальной цзин, которую вы получили, прежде чем увидели небо (то есть до того, как вы родились. В случае если изначальная цзин — важнейший тип цзин, то изначальная ци — важнейший тип ци. Она чиста и высококачественна, тогда как ци, получаемая из пищи и воздуха, может сделать ваше тело слишком положительным или слишком отрицательным в зависимости от того, где и как вы их поглощаете. Сохраняя и защищая вашу изначальную цзин, вы обеспечиваете чистый и непрерывный поток изначальной ци. В качестве практикующего цигун вы должны уметь превращать вашу изначальную цзин в изначальную ци плавным и ровным потоком. Так как изначальная ци происходит от изначальной цзин, они имеют общий корень, который находится в почках. В случае если почки здоровы, изначальная цзин сильна так же, как и получаемая из нее изначальная ци. Эта ци находится в точке нижний даньтянь в области живота. Научившись трансформировать изначальную цзин, вы сможете обеспечить ваше тело необходимым количеством ци.

3. Шэнь — это сила, лежащая в основе вашей жизни. Дух — Шэнь невещественен, однако именно он придает выражение и проявление семени — цзин. Шэнь также является центром управления ци. В том случае, если Шэнь силен, ци также будет сильной и эффективно управляемой. Корень духа — Шэнь находится в вашем и ( «уме Мудрости», воле или намерении. Внимание! Только в том случае, если ваш мозг энергетизирован и стимулирован, ваш ум будет более подвижен и способен к более интенсивной концентрации, а Шэнь будет подниматься. Опытные адепты цигун считают, что мозг всегда должен быть снабжен достаточным количеством ци, так как именно она придает уму ясность и способность к концентрации. При обильном снабжении ци ум легко энергетизируется и позволяет поднимать Шэнь и увеличивать жизненную силу. Более глубокие уровни практики цигун включают превращение цзин в ци и ее направление в мозг для поднятия Шэнь. Этот процесс называется хуань цзин бу нао, что означает «Возвращение Сущности — Цзин для Питания Мозга». (В своих книгах мастер Ян цзюньмин употребляет в этом выражении то слово хуань, то слово Фань. Оба они имеют значение «Возвращаться, Возвращать». Как это часто бывает с китайскими синонимами, Фань и хуань могут образовывать и составное слово (фаньхуань) с тем же значением — «Возвращать». — Пpим. Пеpев. Когда ци направляется в голову, она собирается в точке верхний даньтянь (центр лба), которая является местопребыванием Шэнь. Ци И Шэнь взаимосвязаны. Когда Шэнь слаб, слаба и ци, и тело очень быстро приходит в упадок. Шэнь — своего рода штаб ци. Ци, В свою очередь, поддерживает Шэнь, энергетизируя его и придавая ему остроту, ясность и силу. В случае если ци слаба, то и Шэнь также будет слабым.

Три сокровища — цзин, ЦИ и Шэнь.

Популярные материалы

Прежде, чем приступить к практике цигун, вы должны понять смысл и взаимосвязи «Трех Сокровищ» жизни — цзин (семени — сущности), ци (внутренней энергии) и Шэнь (духа.

Без этого понимания у вас не будет ни корня для практики цигун, ни ключа к теории. Основными целями практики цигун являются сохранение цзин, усиление и сглаживание циркуляции ци, а также просветление Шэнь
. Для достижения этих целей вы должны научиться регулировать тело (тяо Шэнь 1), регулировать ум (тяо синь), регулировать дыхание (тяо си), регулировать ци (тяо ци) и регулировать Шэнь (тяо Шэнь 2.

Регулирование тела включает в себя укоренение всего тела и выполняемых вами движений. Для создания прочного корня вы должны уметь центрироваться, приводить в равновесие ваше тело и, что наиболее важно, расслабляться для обеспечения циркуляции ци. Регулирование ума включает в себя умение сохранять ум в спокойном, умиротворенном и сосредоточенном состоянии для того, чтобы иметь возможность объективно оценивать различные ситуации и направлять ци в желаемые места. Ум является главным ключом к успеху в практике цигун. Для регулирования дыхания вы должны научиться дышать так, чтобы ваше дыхание и ваш ум соответствовали и «Сотрудничали» друг с другом. В этом случае ваш ум сможет быстрее возвращаться в спокойное состояние и, таким образом, концентрироваться на управлении ци. Регулирование ци — одна из важнейших целей практики цигун. Для эффективного управления ци вы должны сначала отрегулировать тело, ум и дыхание. Только тогда ваш ум будет достаточно ясным, чтобы ощутить, как ци распределяется в вашем теле, и понять, как ее отрегулировать.

Для буддийских монахов, стремящихся к просветлению будды, регулирование Шэнь является конечной целью цигун. Это позволяет им достичь нейтрального, объективного видения жизни — видения будды. Обычный человек, занимающийся цигун, ставит перед собой более скромные цели. Он «Поднимает Свой Шэнь», чтобы увеличить способность к концентрации и укрепить свою жизненную силу. Это дает ему возможность эффективно направлять ци по всему телу, чтобы она могла выполнять свои управляющие и охраняющие функции. Тем самым поддерживается отличное здоровье и замедляется процесс старения. В случае если вы поймете эти пять принципов, то сможете быстро освоиться в мире цигун. Без этих важных элементов ваша практика будет неэффективной и превратится в напрасную трату времени.

Прежде, чем вы приступите к практике цигун, вы должны понять смысл трех сокровищ (Сань бао: цзин (семени — сущности), ци (внутренней энергии) и Шэнь (духа. Их также называют тремя истоками (Сань юань), так как они считаются началами и корнями вашей жизни. Цзин можно перевести как «Сущность», «семя», «квинтэссенция». Цзин — это первоисточник и фундаментальная часть каждого живого существа, определяющая его природу и качества. Это корень всей жизни человека. Ци — Это внутренняя энергия вашего тела. Она подобна электричеству, приводящему в движение машину. Ци Получается отчасти при преобразовании цзин, полученной вами от родителей, отчасти из воздуха и пищи. Шэнь — это центр всего вашего существа, то, что делает вас человеком. Животные не имеют Шэнь. Шэнь в вашем теле должен питаться ци, или энергией. Когда ци наполнена, Шэнь оживлен. Китайцы, практикующие медитацию и цигун, считают, что в теле содержится два основных типа ци.

Первый тип называется пренатальная ци и происходит из трансформированной изначальной сущности, которую вы получаете от родителей в момент зачатия.

Второй тип, называемый постнатальная ци, рождается из цзин пищи и воздуха, которые поступают в наш организм извне. Ци, Которая направляется в мозг, энергетизирует Шэнь и душу. Энергетизированный и поднятый Шэнь может направлять ци в любую точку тела. Каждый из этих трех элементов имеет свой собственный корень. Вы должны знать эти корни, чтобы уметь укреплять и защищать ваши три сокровища.

1. ваше тело нуждается во многих типах цзин. За исключением цзин, наследуемой вами от родителей и называемой изначальной цзин, все остальные типы цзин получаются из пищи и воздуха. Среди всех этих видов цзин изначальная наиболее важной является. Это корень и семя вашей жизни, ваша основная сила. В том случае, если ваши родители были сильными и здоровыми, ваша изначальная цзин также будет сильной и здоровой, обеспечивая вам крепкую основу для дальнейшего роста. Китайцы верят, что для того, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь, необходимо защищать и поддерживать эту цзин. Корень изначальной цзин (юань цзин) до вашего рождения пребывал в ваших родителях. После вашего рождения изначальная цзин занимает место в почках, которые считаются корнем вашей цзин. Сохраняя и укрепляя этот корень, вы обеспечиваете ваше тело достаточным количеством изначальной цзин. Хотя вы не можете увеличить количество имеющейся у вас изначальной цзин, практика цигун может повысить ее качество. Цигун может также научить вас более эффективно превращать вашу цзин в изначальную ци и затем использовать последнюю.

2. Ци получается как из цзин, унаследованной вами от родителей, так и из цзин, которая происходит из потребляемой вами пищи и воды. Ци, Получаемая из изначальной цзин, называется изначальной ци (юань ци. До рождения у человека нет собственной ци и он материнской пользуется ци. После рождения человек начинает создавать собственную ци из изначальной цзин, полученной от родителей. Эта ци называется пренатальной или изначальной. Также ее называют прежденебесной ци (сяньтянь ци), поскольку она происходит от изначальной цзин, которую вы получили, прежде чем увидели небо (то есть до того, как вы родились. В случае если изначальная цзин — важнейший тип цзин, то изначальная ци — важнейший тип ци. Она чиста и высококачественна, тогда как ци, получаемая из пищи и воздуха, может сделать ваше тело слишком положительным или слишком отрицательным в зависимости от того, где и как вы их поглощаете. Сохраняя и защищая вашу изначальную цзин, вы обеспечиваете чистый и непрерывный поток изначальной ци. В качестве практикующего цигун вы должны уметь превращать вашу изначальную цзин в изначальную ци плавным и ровным потоком. Так как изначальная ци происходит от изначальной цзин, они имеют общий корень, который находится в почках. В случае если почки здоровы, изначальная цзин сильна так же, как и получаемая из нее изначальная ци. Эта ци находится в точке нижний даньтянь в области живота. Научившись трансформировать изначальную цзин, вы сможете обеспечить ваше тело необходимым количеством ци.

3. Шэнь — это сила, лежащая в основе вашей жизни. Дух — Шэнь невещественен, однако именно он придает выражение и проявление семени — цзин. Шэнь также является центром управления ци. В случае если Шэнь силен, ци также будет сильной и эффективно управляемой. Корень духа — Шэнь находится в вашем и ( «уме Мудрости», воле или намерении. Лишь в том случае, если ваш мозг энергетизирован и стимулирован, ваш ум будет более подвижен и способен к более интенсивной концентрации, а Шэнь будет подниматься. Опытные адепты цигун считают, что мозг всегда должен быть снабжен достаточным количеством ци, так как именно она придает уму ясность и способность к концентрации. При обильном снабжении ци ум легко энергетизируется и позволяет поднимать Шэнь и увеличивать жизненную силу. Более глубокие уровни практики цигун включают превращение цзин в ци и ее направление в мозг для поднятия Шэнь. Этот процесс называется хуань цзин бу нао, что означает «Возвращение Сущности — Цзин для Питания Мозга». (В своих книгах мастер Ян цзюньмин употребляет в этом выражении то слово хуань, то слово Фань. Оба они имеют значение «Возвращаться, Возвращать». Как это часто бывает с китайскими синонимами, Фань и хуань могут образовывать и составное слово (фаньхуань) с тем же значением — «Возвращать». — Пpим. Пеpев. Когда ци направляется в голову, она собирается в точке верхний даньтянь (центр лба), которая является местопребыванием Шэнь. Ци И Шэнь взаимосвязаны. Когда Шэнь слаб, слаба и ци, и тело очень быстро приходит в упадок. Шэнь — своего рода штаб ци. Ци, В свою очередь, поддерживает Шэнь, энергетизируя его и придавая ему остроту, ясность и силу. Таким образом, если ци слаба, то и Шэнь также будет слабым.

Ссылка на основную публикацию