Ниндзя из Кога и Тэнсё Ига-но ран | Karate-krs.ru

Ниндзя из Кога и Тэнсё Ига-но ран

Ниндзя из Кога и Тэнсё Ига-но ран

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 254 816
  • КНИГИ 582 581
  • СЕРИИ 21 618
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 537 397

Средневековые японские шпионы и диверсанты ниндзя и их загадочное профессиональное искусство нин-дзюцу относятся к наименее исследованным областям. История изучения этого феномена на западе не насчитывает и пятидесяти лет. Все началось с небольшой заметки в журнале «Ньюсуик» за 3 августа 1964 г. В ней автор рассказывал о волне ниндзямании, захлестнувшей страну Восходящего солнца, вкратце описывал сущность и методы нин-дзюцу, представлял последнего мастера этого загадочного искусства Фудзиту Сэйко. Заметка вызвала большой интерес у американских ученых. По свидетельству одного из крупнейших японских специалистов в области истории нин-дзюцу Ямагути Масаюки, в том же 1964 г. из Гарвардского и Калифорнийского университетов, а также университета г. Гонолулу, Гавайские острова, в Японию поступили запросы о предоставлении материалов о ниндзя.

Автору книги неизвестно, каковы были результаты исследований американских историков. Но именно после этой заметки в США начался бум ниндзя. Он был подстегнут многочисленными кинобоевиками о японских «невидимках», авантюрными романами и популярными рекламными книжонками многочисленных авторов.

Спрос на информацию о ниндзя был колоссальный. И мощная американская индустрия с готовностью откликнулась на него: магазины заполнились униформой и снаряжением ниндзя, практическими наставлениями «по боевой технике воинов-теней». Свою долю пирога поспешили урвать и последние «мастера нин-дзюцу». Так появились огромные организации, объединяющие сотни тысяч поклонников ниндзя по всему свету – Будзинкан-додзё, Гэмбукан-додзё, Всемирная академия нин-дзюцу Роберта Басси и другие, по сути, представляющие собой своеобразные коммерческие предприятия, занимающиеся торговлей «заморской диковинкой».

При этом использовались отработанные методы привлечения широкой публики: побольше загадочности и мистики, побольше обещаний и заверений типа «наше искусство – самое древнее и крутое», побольше необычных приемов, побольше басен о сверхвозможностях. Все это нужно было подать под «правильным соусом». Ведь средневековые приемы маскировки, беганья по лесам и физическое и духовное самоистязание в духе спецназа могут заинтересовать разве что некоторых чудаков-любителей и профессионалов из спецподразделений. Широкая публика в массе своей останется к этим малопонятным «забавам» равнодушна. И вправду, зачем это клерку, рабочему или школяру? Однако «популяризаторы» нин-дзюцу сумели найти приманку для «широких народных масс». Нин-дзюцу стало рекламироваться не столько как искусство шпионажа и разведки, сколько как учение о достижении гармонии с окружающим миром и реализации творческого потенциала человека. Соответственно и ниндзя превратились в носителей тайного знания, в членов «тайных кланов», озабоченных реализацией высоких религиозно-философских идеалов и гонимых за свои убеждения. Жаль только, что у этого впечатляющего мифа нет практически никакой реальной исторической основы, о чем пойдет речь далее.

«Новая концепция рекламы» быстро позволила «построить в ряды» десятки тысяч последователей во всем мире. Еще бы, гармония с окружающим миром, духовное здоровье, реализация творческих потенций – разве это не идеал? В то время как в других восточных единоборствах наметился отток «любителей», организации нин-дзюцу стали стремительно набирать вес.

Однако рост интереса к нин-дзюцу отнюдь не стимулировал активность научных изысканий. Почти все изданные к настоящему моменту вне Японии книги об этом искусстве носят исключительно популярный и рекламный характер и ни в коей мере не являются научными исследованиями. Именно поэтому мы не найдем в них ни детального, основанного на фактах, анализа истории нин-дзюцу, ни ссылок на исторические источники, ни отрывков из «секретных» трактатов.

Зато повсеместно мы будем наталкиваться на высказывания, уже ставшие штампами и при этом не имеющие под собой никакой исторической основы. Например, из книги в книгу кочует утверждение о полном отсутствии источников по нин-дзюцу, связанном со спецификой секретной деятельности ниндзя. Но так ли это?

Японские источники, описывающие события XIV – XVII вв., пестрят упоминаниями о действиях ниндзя. Подчас среди них можно найти и детальные описания операций хитроумных лазутчиков. В этом плане значимы произведения жанра «воинских повестей» (гунки): «Хэйкэ-моногатари»[1], «Тайхэйки»[2], «Ходзё годайки»[3], «Канхассю-року»[4], «Сикоку-гунки»[5], «Мацуо-гунки»[6] и др. Большую ценность представляют дневники тех времен, например, «Тамон-ин никки»[7]. Довольно полную картину организации разведки в средневековой японской армии можно составить по дошедшим до наших дней приказам по армии. Здесь следует выделить распоряжения Като Киёмасы, главнокомандующего японского экспедиционного корпуса в Корее во время Имджинской войны конца XVI в. Кроме того до настоящего времени сохранилось свыше 50 наставлений по нин-дзюцу, включая такие выдающиеся произведения как десятитомная «энциклопедия» «Бансэнсюкай»[8] и «Сёнинки»[9], несколько десятков родословных знаменитых семей ниндзя, их воспоминания, служебные отчеты, китайские трактаты, повлиявшие на формирование теоретической базы нин-дзюцу… Дошли до наших дней и образцы снаряжения и вооружения, и так называемые «шпионские усадьбы», где ныне созданы музеи.

Как видим, реальное положение дел никак не согласуется с утверждением большого числа «трудов» по нин-дзюцу. Это вынуждает исследователя не только доискиваться истины в источниках, но попутно еще и анализировать и ломать штампы, сложившиеся благодаря «усилиям» лгунов-популяризаторов, заинтересованных не в серьезном исследовании вопроса, а в саморекламе. И начать приходится с самого понятия «ниндзя».

Кто такие ниндзя?

Слово «ниндзя» записывается двумя иероглифами: «нин» (в другом прочтении «синобу») – 1) выносить, терпеть, сносить; 2) скрываться, прятаться, делать что-либо тайком); и «ся» (в озвонченной форме «дзя»; в другом прочтении «моно») – «человек». Существительное «синоби», образованное от глагола «синобу» означает: 1) тайное проникновение; 2) соглядатай, лазутчик, шпион; 3) кража.

Слово «ниндзя» появилось лишь в ХХ в. Ранее его эквивалентом было иное прочтение тех же иероглифов – «синоби-но моно», буквально, «скрывающийся человек», «проникающий тайно человек». Так в Японии, начиная с XIV в., называли лазутчиков.

Во многих работах по истории нин-дзюцу можно встретить анализ взаимоотношения составных частей иероглифа «нин» с целью показать некое скрытое философское изначальное значение слова «ниндзя». Так, этот иероглиф интерпретировали, например, как «сердце (или дух) контролирует и направляет оружие».

Однако, думается, что это не более, чем позднейшие интерпретации и гимнастика ума. Подтверждается это тем, что задолго до того, как шпионов в Японии стали называть «синоби», в японском языке уже существовали многочисленные производные от глагола «синобу» слова со вполне «шпионскими» значениями: синобиёру – подкрадываться; синобииру – тайно проникать куда-либо; синоби-аруку – ходить крадучись; синобисугата-дэ – переодевшись, инкогнито, под чужим именем; синобиаси-дэ – на цыпочках, тихонько и т.д.

«Синоби» был далеко не единственный термин для обозначения представителей шпионской профессии. В источниках мы встречаем упоминания о кандзя («шпион», «человек, [проникающий через] отверстие»), тёдзя («шпион»), камари («пригибающийся»), уками-бито («вызнающий человек»), суппа («волны на воде», «проникающие [куда-либо] волны»), сэппа (то же), раппа («мятежные волны»), топпа («бьющие волны»), монокики («слушающие»), тоомэ («далеко [видящие] глаза»), мицумоно («тройные люди», «растраивающиеся люди»), дацуко («похитители слов»), кёдан («[подслушивающие] болтовню за угощением»), яма-кугури («подлезающие под гору»), куса («трава») и т.д.

Ниндзя из Кога и Тэнсё Ига-но ран

Такой книги еще не было — не только в России, но и на любом из европейских языков. Это — единственная полная энциклопедия НИНДЗЯ, основанная на аутентичных японских источниках. Всё о воинском искусстве ниндзюцу и легендарных воинах-«невидимках», прозванных «демонами ночи» (слово «синоби», являющееся синонимом «ниндзя», в переводе с японского означает «разведчик-диверсант»).

Происхождение ниндзя и генезис их уникальных боевых навыков, становление и расцвет ниндзюцу в эпоху междоусобных войн и его упадок при сегунате, «кодекс чести» и тайны мастерства, величайшие «школы» и «кланы» ниндзя, их оружие и снаряжение, огневые средства и шпионские приспособления, лекарства и яды — для этой энциклопедии нет секретов!

Она не имеет ничего общего с теми дешевыми сенсациями, рекламными мифами и киноштампами, которыми пичкают неискушенную публику. Это — серьезное профессиональное исследование, базирующееся на колоссальном объеме информации, собранной автором во время его поездок в Японию, на средневековых «гункимоно» («военных повестях»), где можно найти детальные описания операций лазутчиков, на дневниках и приказах военачальников, генеалогиях знаменитых семей ниндзя и подлинных руководствах и наставлениях, сотни лет передававшихся ими из поколения в поколение.

Ниндзя из Кога и Тэнсё Ига-но ран

Ниндзя из Кога и Тэнсё Ига-но ран

Интересной была реакция ниндзя из Кога на смертельную угрозу для их извечных союзников из Ига. Известно, что между этими двумя группировками ниндзя всегда существовали дружеские отношения, и они не раз сражались бок о бок на поле брани. Однако во время Тэнсё Ига-но ран госи из Кога не только не встали на сторону госи из Ига, но и открыли горные проходы армии Нобунаги: известно, что более половины войска заклятого врага ниндзя проникло в Ига по дорогам Цугэ, Таматаки и Тарао, которые контролировали одноименные семьи Кога-моно. Мало того, как уже говорилось, госи из Кога Тарао Сиробэй Мицухиро и Хори Хидэмаса лично командовали отрядами армии Оды. Таким образом, вековая связь между двумя группировками ниндзя неожиданно прервалась. Что же послужило тому причиной?

Незадолго до Тэнсё Ига-но ран провинция Оми также подверглась вражескому нашествию — в 1570 г. войска Нобунаги нанесли сокрушительный удар ее властителю Сасаки Ёсикате, на стороне которого обычно сражались Кога-моно. Пока в стране полыхала гражданская война, Ёсиката выжидал. Он всё раздумывал, на чью сторону встать. И, по-видимому, в итоге сделал неверный выбор. Сговорившись с даймё Асаи, Сасаки выступил против Нобунаги. Выбрав удобный момент, когда армия Оды завязла в боях с войсками Асаи у реки Анэгава, Сасаки неожиданно ударил ей в тыл. Однако попытка взять хитроумного Оду в клещи из-за его умелых действий и предательства союзников с треском провалилась: когда авангард армии Сасаки схватился с отрядами Оды, арьергард поднял мятеж и нанес предательский удар войскам Оми в спину. А тут еще подошедшие войска Нобунаги развернули столь мощное наступление в лоб и с флангов, что армия Сасаки обратилась в бегство и была рассеяна по горам. Сам Ёсиката, спасаясь от неминуемой гибели, бежал в труднодоступный район Кога в надежде найти поддержку у сильной коалиции 53 кланов госи. Тем временем провинция Оми была полностью захвачена отрядами Нобунаги.

Куноити сражается с вражеским самураем. Рисунок по мотивам японских гравюр

Трудно сказать, что происходило в то время в Кога. Но, вероятно, единства среди тамошних госи не было. Известно, например, что многие Кога-моно двумя годами ранее поступили на службу к Токугаве Иэясу, воевавшему на стороне Оды. В этой ситуации часть Кога-моно хотела поддержать Сасаки, другая выступала за подчинение Нобунаге. Когда же выяснилось, что Ода готовит карательную экспедицию против Кога, госи обратились к Токугаве Иэясу, чтобы через него уладить конфликт. Токугава лично обратился к Нобунаге с просьбой отказаться от похода на Кога, обещав взамен нейтралитет тамошних госи. Ода не мог не принять во внимание просьбу своего могущественного союзника и был вынужден отказаться от плана поголовного истребления мятежников.

В результате многие госи из Кога присягнули на верность Нобунаге, а некоторые даже поступили к нему на службу. Поэтому во время Тэнсё Ига-но ран они не могли поддержать своих сородичей, но и в армию Оды в подавляющем своем большинстве не пошли. Что же касается поступка Тарао Сиробэя Мицухиро и Хори Хидэмасы, то он вызвал только презрение у остальных семей ниндзя Кога.

Путь невидимых. Подлинная история нин дзюцу (57 стр.)

Ниндзя потерпели поражение, но не были уничтожены. Только ветер войны разметал их по всей стране, благодаря чему школы, связанные с классической традицией нин-дзюцу Ига-рю, стали появляться в самых разных уголках страны Восходящего солнца. И это очень важное следствие Мятежа в Ига годов Тэнсё. Важное, но не единственное…

Во время Тэнсё Ига-но ран была уничтожена коалиция госи Ига, из-за чего ниндзя как самостоятельная фигура на исторической сцене попросту исчезла, лишившись своей традиционной базы, своей земли, своего единства.

Что же касается Нобунаги, он не долго наслаждался своей победой над Ига, так как то, что не удалось «воинам-теням», сделал предатель. В 1582 г. Ода осадил твердыню клана Мори крепость Такамацу и бросил на нее все свои войска, оставшись в Киото с горстью телохранителей. Этим воспользовался один из его самых доверенных генералов Акэти Мицухидэ, который решил расплатиться с князем за его оскорбительное поведение по отношению к нему и совершил вероломное нападение на Оду, когда тот развлекался с мастерами чайной церемонии в монастыре Хонно-дзи. Нобунага был убит (или покончил жизнь самоубийством; монастырь сгорел дотла, и тело Оды не было найдено).

Впрочем и изменник не протянул долго. Главный военачальник Оды Тоётоми Хидэёси разгромил его армию и в 1590 г. объединил Японию.

Ниндзя из Кога и Тэнсё Ига-но ран

Интересной была реакция ниндзя из Кога на смертельную угрозу для их извечных союзников из Ига. Известно, что между этими двумя группировками ниндзя всегда существовали дружеские отношения, и они не раз сражались бок о бок на поле брани. Однако во время Тэнсё Ига-но ран госи из Кога не только не встали на сторону госи из Ига, но и открыли горные проходы армии Нобунаги: известно, что более половины войска заклятого врага ниндзя проникло в Ига по дорогам Цугэ, Таматаки и Тарао, которые контролировались одноименными семьями Кога-моно. Мало того, как уже говорилось, госи из Кога Тарао Сиробэй Мицухиро и Хори Хидэмаса лично командовали отрядами армии Оды. Таким образом, вековая связь между двумя группировками ниндзя неожиданно прервалась. Что же послужило тому причиной?

Незадолго до Тэнсё Ига-но ран, провинция Оми также подверглась вражескому нашествию — в 1570 г. войска Оды Нобунаги нанесли сокрушительный удар ее властителю Сасаки Ёсикате, на стороне которого обычно сражались Кога-моно.

Пока в стране полыхала гражданская война, Ёсиката выжидал. Он все раздумывал, на чью сторону встать. И, по-видимому, в итоге сделал неверный выбор. Сговорившись с даймё Асаи, Сасаки выступил против Нобунаги. Выбрав удобный момент, когда армия Оды завязла в боях с войсками Асаи у реки Анэ-гава, Сасаки неожиданно ударил ей в тыл. Однако попытка взять хитроумного Оду в «клещи» из-за его умелых действий и предательства союзников с треском провалилась: когда авангард армии Сасаки схватился с отрядами Оды, арьергард поднял мятеж и нанес предательский удар войсками провинции Оми в спину. А тут еще подошедшие войска Нобунаги повели столь мощное наступление в лоб и с флангов, что армия Сасаки целиком обратилась в бегство и была рассеяна по горам. Сам Ёсиката, спасаясь от неминуемой гибели бежал в труднодоступный район Кога в надежде найти поддержку у сильной коалиции 53 кланов госи. Тем временем провинция Оми была полностью захвачена отрядами Нобунаги.

Трудно сказать, что происходило в то время в Кога. Но, вероятно, единства среди тамошних госи не было. Известно, например, что многие из Кога-моно двумя годами ранее поступили на службу к Токугаве Иэясу, воевавшему на стороне Оды. В этой ситуации часть Кога-моно хотела поддержать Сасаки, другая выступала за подчинение Нобунаге. Когда же выяснилось, что Ода начал готовить карательную экспедицию против Кога, госи обратились к Токугаве Иэясу, чтобы через него уладить конфликт.

Токугава лично обратился к Нобунаге с просьбой отказаться от похода на Кога, пообещав взамен нейтралитет тамошних госи. Ода не мог не принять во внимание просьбу своего могущественного союзника и был вынужден отказаться от плана поголовного истребления мятежников.

В результате многие госи из Кога присягнули на верность Нобунаге, а некоторые даже поступили к нему на службу. Поэтому во время Тэнсё Ига-но ран они не могли поддержать своих сородичей, но и в армию Оды они, в подавляющем своем большинстве, не пошли. Что же касается поступка Тарао Сиробэя Мицухиро и Хори Хидэмасы, то он вызвал только презрение у остальных семей ниндзя Кога.

Судьба Момоти Сандаю и школа Кисю-рю

Текст «Иранки» хранит в себе несколько очень интересных загадок, которые мы и попытаемся разрешить.

Одной из главных действующих фигур событий Тэнсё Ига-но ран был дзёнин Момоти Сандаю, и вполне естественно, что источник уделяет ему немало внимания. Так, в «Иранки» подробно рассказывается, как ниндзя Момоти вели ожесточенное сражение с армией Нобуо на скалах на перевале Нагано-тогэ, как они в течение более чем двадцати дней отбивали все нападения врага в замке Касивабара на юге Ига. При этом, несмотря на детальное описание штурма и падения крепости Касивабара, в книге нет и намека на дальнейшую судьбу Момоти Тамба — то ли он погиб в пламени родового замка, то ли остался в живых и бежал, хотя «Иранки» подробно рассказывает о гибели десятков других, гораздо менее важных, героев обороны.

Второе, что сразу привлекает к себе внимание, так это то, что в «Иранки» ни разу не упомянуто имя Фудзибаяси Нагато-но Ками, тогда как, по другим источникам, он был вторым лидером коалиции госи Ига.

Эти 2 странности «Повести о мятеже в Ига» породили немало споров среди историков нин-дзюцу, но наибольший вклад в исследование проблемы внесли Окусэ Хэйситиро и Фудзита Сэйко. Они предположили, что Фудзибаяси Нагато и Момоти Тамба — одно и то же лицо, действовавшее в соответствии с принципом ёмогами-но дзюцу — «искусством нескольких жизней», которое подробно описано в «Бансэнсюкай». Смысл ёмогами-но дзюцу в том, что дзёнин должен иметь несколько усадеб в разных местах и играть при этом роли разных людей. Примеров следования ёмогами-но дзюцу в истории нин-дзюцу можно найти немало.

Окусэ и Фудзита смогли достаточно убедительно аргументировать свою версию. Так, уже в самом умолчании действий Фудзибаяси Нагато-но Ками в «Иранки» при пристальном внимании к Момоти Тамбе, по мнению «нин-дзюцуведов», кроется одно из важнейших доказательств их версии. Ведь, если человек упоминается под одним именем в каком-то эпизоде, вполне естественно, что его второе имя (или псевдоним) при этом не фигурирует.

Во время полевых изысканий на территории провинции Ига, Окусэ и Фудзита в разных местах обнаружили два захоронения — Фудзибаяси и Момоти. Казалось бы, это полностью опровергает их версию. Однако посмертные буддийские имена обоих дзёнинов оказались как две капли воды похожи и отличались друг от друга лишь одним иероглифом (посмертное имя Момоти Тамба — Хонкаку Рёсэй «Последователь Дзэн», а Фудзибаяси Нагато — Хонкаку Тансэй «Верующий воин»).

Что касается судьбы Момоти Сандаю, то версия единого Момоти-Фудзибаяси позволяет прояснить и этот вопрос. По-видимому, Момоти не погиб и сумел спастись во время кровавой резни. Предполагают, что он либо скрылся в своем поместье Рюгути в деревушке Удэ Санбонмацу в соседней провинции Ямато, либо сначала спрятался в одном из храмов ямабуси, с которыми имел крепкие связи, а затем по тайным горным тропам пробрался в сингонскую обитель Коя, а оттуда еще дальше — в монастырь Нэгоро-дзи, где и осел (Нэгоро и Коя, как говорилось ранее, в то время были оплотом враждебных Нобунаге сил и не раз становились приютом для всех врагов кровавого объединителя. Так, в 1580 г., за год до нашествия Оды на Ига, именно сюда, в Сайга Васиномори, бежал Кэндзё Дзёнин, настоятель разгромленного Одой монастыря Исияма Хонган-дзи).

Ряд фактов подтверждают эти предположения. Но самое интересное, пожалуй, вот что. Во второй половине XVII в. в Ига и в Кии, куда по предположениям Окусэ бежал Момоти-Фудзибаяси, почти одновременно появились два важнейших наставления по нин-дзюцу — «Бансэнсюкай» и «Сёнинки». Автором «Бансэнсюкай», как указано в тексте, был Фудзибаяси Ясутакэ, потомок Фудзибаяси Нагато. «Сёнинки» же подписана Фудзибаяси Масатакэ, патриархом школы Син Кусуноки-рю (известна также как Кисю-рю, Синнан-рю, Натори-рю и Мёэй-рю) и самураем из княжества Кисю, а создателем Син Кусуноки-рю в ней назван никто иной как Фудзибаяси Нагато.

Само сходство фамилий и имен авторов свидетельствует об их родстве. По-видимому, Фудзибаяси Ясутакэ и Фудзибаяси Масатакэ были братьями, возможно, даже родными, и внуками великого дзёнина. Имя их отца неизвестно, но, вероятно, он окончательно осел в провинции Кии и поступил на службу к какому-либо даймё. А вот сыновья его разделились. Ясутакэ, который, по-видимому, был старшим, отправился на родину и поступил на службу к Ясуде Унэмэ. Пользуясь тем, что он был близким родственником знаменитого ниндзя Токугавы Хаттори Хандзо, Ясутакэ занял высокий пост и попытался возродить славу старого рода нин-дзюцу. Младший же брат, Масатакэ, остался в провинции Кии, служил тамошним даймё и кодифицировал собственную школу — Син Кусуноки-рю.

Впрочем, есть и иная версия происхождения Син Кусуноки-рю. По ней Фудзибаяси Масатакэ — это псевдоним известного самурая по имени Натори Сандзюро Масатакэ. Этот Масатакэ унаследовал родовую традицию нин-дзюцу Натори-рю, которая вышла из школы Косю-рю и была основана командующим авангарда армии Такэды, Натори Итинодзё Масатоси, умершим в августе 1619 г. в местечке Санада провинции Синано.

Ниндзя из Кога и Тэнсё Ига-но ран

Ниндзя из Кога и Тэнсё Ига-но ран

Интересной была реакция ниндзя из Кога на смертельную угрозу для их извечных союзников из Ига. Известно, что между этими двумя группировками ниндзя всегда существовали дружеские отношения, и они не раз сражались бок о бок на поле брани. Однако во время Тэнсё Ига-но ран госи из Кога не только не встали на сторону госи из Ига, но и открыли горные проходы армии Нобунаги: известно, что более половины войска заклятого врага ниндзя проникло в Ига по дорогам Цугэ, Таматаки и Тарао, которые контролировались одноименными семьями Кога-моно. Мало того, как уже говорилось, госи из Кога Тарао Сиробэй Мицухиро и Хори Хидэмаса лично командовали отрядами армии Оды. Таким образом, вековая связь между двумя группировками ниндзя неожиданно прервалась. Что же послужило тому причиной?

Незадолго до Тэнсё Ига-но ран, провинция Оми также подверглась вражескому нашествию — в 1570 г. войска Оды Нобунаги нанесли сокрушительный удар ее властителю Сасаки Ёсикате, на стороне которого обычно сражались Кога-моно.

Пока в стране полыхала гражданская война, Ёсиката выжидал. Он все раздумывал, на чью сторону встать. И, по-видимому, в итоге сделал неверный выбор. Сговорившись с даймё Асаи, Сасаки выступил против Нобунаги. Выбрав удобный момент, когда армия Оды завязла в боях с войсками Асаи у реки Анэ-гава, Сасаки неожиданно ударил ей в тыл. Однако попытка взять хитроумного Оду в «клещи» из-за его умелых действий и предательства союзников с треском провалилась: когда авангард армии Сасаки схватился с отрядами Оды, арьергард поднял мятеж и нанес предательский удар войсками провинции Оми в спину. А тут еще подошедшие войска Нобунаги повели столь мощное наступление в лоб и с флангов, что армия Сасаки целиком обратилась в бегство и была рассеяна по горам. Сам Ёсиката, спасаясь от неминуемой гибели бежал в труднодоступный район Кога в надежде найти поддержку у сильной коалиции 53 кланов госи. Тем временем провинция Оми была полностью захвачена отрядами Нобунаги.

Трудно сказать, что происходило в то время в Кога. Но, вероятно, единства среди тамошних госи не было. Известно, например, что многие из Кога-моно двумя годами ранее поступили на службу к Токугаве Иэясу, воевавшему на стороне Оды. В этой ситуации часть Кога-моно хотела поддержать Сасаки, другая выступала за подчинение Нобунаге. Когда же выяснилось, что Ода начал готовить карательную экспедицию против Кога, госи обратились к Токугаве Иэясу, чтобы через него уладить конфликт.

Токугава лично обратился к Нобунаге с просьбой отказаться от похода на Кога, пообещав взамен нейтралитет тамошних госи. Ода не мог не принять во внимание просьбу своего могущественного союзника и был вынужден отказаться от плана поголовного истребления мятежников.

В результате многие госи из Кога присягнули на верность Нобунаге, а некоторые даже поступили к нему на службу. Поэтому во время Тэнсё Ига-но ран они не могли поддержать своих сородичей, но и в армию Оды они, в подавляющем своем большинстве, не пошли. Что же касается поступка Тарао Сиробэя Мицухиро и Хори Хидэмасы, то он вызвал только презрение у остальных семей ниндзя Кога.

Ниндзя из Кога и Тэнсё Ига-но ран

С исторической точки зрения, ниндзя были специалистами военного дела, активно действовавшими в дни феодальной Японии. Дальше я расскажу о ниндзя из области Ига — сегодняшей префектуры Миэ. Другими известными ниндзя были обитатели области Кога (соответственно, современная Сига). Эти две области стали родиной наиболее известных семей ниндзя в Японии. Звались эти люди в то время Ига-моно и Кога-моно, и были соседями. Область Ига гораздо больше, чем Кога, а ниндзя оттуда — более известны, так в «Бансэнсюкай» (библии или энциклопедии Ниндзя) Ига даже зовется местом рождения синоби.

Основной задачей Ниндзя было разведывание сил и стратегий противников. Крайне важно было достать нужную информацию о враге для своего лорда. Поэтому, совсем не убийства, но шпионаж и разведка были типичной деятельностью ниндзя. И хотя по ходу деятельности Ниндзя приходилось учиться уничтожению конкретных целей (как людей, так и сооружений), но от профессиональных убийц они были далеки.

Почему же Ига стала излюбленным местом тренировок Ниндзя? Во-первых, эта область практически полностью окружена горами, из-за чего она вечно окутана плотным туманом. В течение периода Сэнгоку многим самураям и военачальникам, потерпевшим поражение, было удобно скрываться в Ига, где отследить их было почти нереально. На протяжении одиннадцатого века на территории Ига правила церковь Тодайдзи, крупнейшая религиозная организация того времени. Но существовало и множесто групп, противостоящих ей, и которых в Тодайдзи называли «Курода но Акуто» («Kuroda no Akuto«). Позже этим же термином стали называть Ига-ниндзя. В то же время другая крупная церковь — Кофукудзи — боролась с Тодайдзи за власть над Ига. Но помимо этого, в горах Ига распространялось течение Сюгэндо, или «путь овладения сверхъестественными силами», скрывающая от широкого внимания религия. Это стало причиной появления в Иге большого количества ученых-иммигрантов из Китая и Кореи, принесших в те древние времена элементы своей высокой культуры в Японию.

Это было опасное время, когда в Ига не было единого правительства. И надо признаться, что Ига была достаточно проблемной областью. Во времена упразднения Сёэн (старой земельной системы) самураи в Ига перемешались с другими обитателями и укрывающимися в этой местности. Так и сформировались семейства и кланы Ига-ниндзя. На протяжении эпохи Сэнгоку силами ниндзя было построено множество замков для защиты своей территории, а сами ниндзя были незаменимы в качестве специализированных солдат. Практически все они принадлежали к «Ига Сококу-икки» («Iga Sokoku-ikki«) — организации, сформированной самураями и ниндзя для борьбы с иностранными противниками. Тем не менее, некоторые группы были вынуждены предать её для того, чтобы выжить.

В битве Тэнсе Ига но Ран в 1581 году Ига-ниндзя сражались против сильнейшего и влиятельнейшего лорда в Японии — Ода Нобунаги. И все-таки, силы Ода Нобунага оказались столь велики, что Ига Сококу-икки оказались в конце концов уничтоженными. Битва длилась две недели и в результате практически вся область Ига оказалась выжжена дотла. После падения Ига Сококу-икки некоторые из спасшихся Ига-ниндзя стали готовиться к следующей схватке, другие же стали наемниками у дайме в других областях.

Тодо Татора, повелитель Ига в 1608-1615 годах, взял на службу Тигати Унэме — дзенина сильнейшего клана Ига-ниндзя. Тигати приходился родней Хаттори — самому известному ниндзя из Ига. Такатора принес честь его семье и дал имя «Тодо« Унэме. Также он бросил клич всем беглецам Ига-ниндзя возвращаться на родную землю, пригрозив в противном случае изгнать их жен и детей. Такатора ненавидел лордов из других земель, нанимавших синоби из Ига, и позже сформировал из Ига-ниндзя собственную гвардию «Ига-моно клана Тодо«. После того как Токугава Иэясу стал править Японией в 1615 году, основной работой Ига-ниндзя стало ведение расследований по предотвращению восстаний и охрана лорда Тодо. Последним известным проявлением деятельности Ига-ниндзя было проникновение ниндзя Савамура на борт «черного корабля» адмирала Перри, во время его посещения Японии в 1853 году. Этот инцидент стал последним в деятельности Ига-ниндзя. Дальше на этом сайте будут рассмотрены сорок девять реальных историй об Ига-ниндзя, объединенные по районам из деятельности.

Икэда Хироши,

руководитель культурологической экспедиции в области Ига

Путь невидимых. Подлинная история нин-дзюцу :: Горбылев Алексей

Страница: 142 из 201
Размер шрифта / +
Цвет теста
Цвет фона
скрыть

Важное, но не единственное…

Во время Тэнсё Ига-но ран была уничтожена коалиция госи Ига, из-за чего ниндзя как самостоятельная фигура на исторической сцене попросту исчезла, лишившись своей традиционной базы, своей земли, своего единства.

Что же касается Нобунаги, он не долго наслаждался своей победой над Ига, так как то, что не удалось воинам-«теням», сделал предатель. В 1582 г. Ода осадил твердыню клана Мори крепость Такамацу и бросил на нее все свои войска, оставшись в Киото с горстью телохранителей. Этим воспользовался один из его самых доверенных генералов Акэти Мицухидэ, который решил расплатиться с князем за его оскорбительное поведение по отношению к нему и совершил вероломное нападение на Оду, когда тот развлекался с мастерами чайной церемонии в монастыре Хонно-дзи. Нобунага был убит (или покончил жизнь самоубийством; монастырь сгорел дотла, и тело Оды не было найдено).

Впрочем и изменник не протянул долго. Главный военачальник Оды Тоётоми Хидэёси разгромил его армию и в 1590 г. объединил Японию.

Ниндзя из Кога и Тэнсё Ига-но ран

Интересной была реакция ниндзя из Кога на смертельную угрозу для их извечных союзников из Ига. Известно, что между этими двумя группировками ниндзя всегда существовали дружеские отношения, и они не раз сражались бок о бок на поле брани. Однако во время Тэнсё Ига-но ран госи из Кога не только не встали на сторону госи из Ига, но и открыли горные проходы армии Нобунаги: известно, что более половины войска заклятого врага ниндзя проникло в Ига по дорогам Цугэ, Таматаки и Тарао, которые контролировались одноименными семьями Кога-моно. Мало того, как уже говорилось, госи из Кога Тарао Сиробэй Мицухиро и Хори Хидэмаса лично командовали отрядами армии Оды. Таким образом, вековая связь между двумя группировками ниндзя неожиданно прервалась. Что же послужило тому причиной?

Незадолго до Тэнсё Ига-но ран, провинция Оми также подверглась вражескому нашествию – в 1570 г. войска Оды Нобунаги нанесли сокрушительный удар ее властителю Сасаки Ёсикате, на стороне которого обычно сражались Кога-моно.

Пока в стране полыхала гражданская война, Ёсиката выжидал. Он все раздумывал, на чью сторону встать. И, по-видимому, в итоге сделал неверный выбор. Сговорившись с даймё Асаи, Сасаки выступил против Нобунаги. Выбрав удобный момент, когда армия Оды завязла в боях с войсками Асаи у реки Анэ-гава, Сасаки неожиданно ударил ей в тыл. Однако попытка взять хитроумного Оду в «клещи» из-за его умелых действий и предательства союзников с треском провалилась: когда авангард армии Сасаки схватился с отрядами Оды, арьергард поднял мятеж и нанес предательский удар войсками провинции Оми в спину. А тут еще подошедшие войска Нобунаги повели столь мощное наступление в лоб и с флангов, что армия Сасаки целиком обратилась в бегство и была рассеяна по горам. Сам Ёсиката, спасаясь от неминуемой гибели бежал в труднодоступный район Кога в надежде найти поддержку у сильной коалиции 53 кланов госи. Тем временем провинция Оми была полностью захвачена отрядами Нобунаги.

Трудно сказать, что происходило в то время в Кога. Но, вероятно, единства среди тамошних госи не было. Известно, например, что многие из Кога-моно двумя годами ранее поступили на службу к Токугаве Иэясу, воевавшему на стороне Оды. В этой ситуации часть Кога-моно хотела поддержать Сасаки, другая выступала за подчинение Нобунаге. Когда же выяснилось, что Ода начал готовить карательную экспедицию против Кога, госи обратились к Токугаве Иэясу, чтобы через него уладить конфликт.

Токугава лично обратился к Нобунаге с просьбой отказаться от похода на Кога, пообещав взамен нейтралитет тамошних госи.

Ниндзя из Ига и Кога

Наиболее высокое профессиональное мастерство показывали ниндзя из Ига и Кога. Именно им в основном посвящены эти страницы. Ниндзя из Ига и Кога нанимались на службу различным даймё на протяжении ста лет с 1485 по 1581 год. Последовавшее затем нападение на эти провинции привело к угасанию традиции. Нападение было столь стремительным и всеохватным, что ниндзя просто не смогли ничего противопоставить. Пацификацию провинции Ига провел даймё Ода Нобунага, который был первым из трех властителей, фактически объединивших Японию.

Хаттори Ханзо, предводитель ниндзя в провинции Ига и самурайский военачальник, обладал собственной автономией во времена Токугава Иэясу. Ханзо погребен под этим памятником на территории храма Сейнейндзи в Токио. Копье Ханзо хранится внутри храма.

Уцелевшие в ходе кампании 1581 года ниндзя бежали в другие провинции. Некоторые направились в горы Кии, но большинство оказались в соседней Микава, где их принял Токугава Иэясу. Именно Иэясу стал последним из трех властителей, подчинивших себе Японию. В 1603 году Иэясу возродил сёгунат. Но в 1581 году он все еще был всего лишь даймё. В этот период он сумел поставить себе на службу всех ниндзя из Ига и Кога. Иэясу Токугава был хитрым политиком, о его умении править свидетельствует хотя бы тот факт, что он сумел привлечь к себе на службу лучших ниндзя Японии.

Беглецы сумели найти общий язык с Токугава и положить начало долгому и плодотворному сотрудничеству. Ниндзя вскоре сумели отблагодарить своего нового патрона за помощь. В 1582 году Ода Нобунага был убит Акечи Мицузиде, который объявил себя сёгуном и начал охоту на соперников. Токугава Иэясу находился в Сакаи, когда произошло убийство. С ним была всего горстка соратников. Иэясу с большим трудом сумел вернуться назад в Микава. Самураи двигались то по суше, то по морю, избегая патрулей Акечи. Их дорога шла через Ига. Здесь ему помогали местные жители. В «Микава Го Фудока» говорится:

«Отсюда шли горные дороги над обрывами вплоть до Сигараки. На дорогах свирепствовали разбойники. Ямаока и Хаттори сопровождали путников, отгоняя горных разбойников и ямабуси. Хаттори Санобу проявил большую верность. Расставаясь с ним, Иэясу Токугава подарил проводнику вакизаси (короткий меч), выкованный в Куницугу… Отец и сын Ямаока оставили отряд на перевале Томи, на границе Ига».

Так, благодаря услугам дружественных проводников, отряд благополучно достиг границы провинции Ига. Здесь их встретили новые друзья:

«Хаттори Ханзо Масасиге был из провинции Ига. Отправившийся в поход по приказу Тадакацу, он вел отряд по дорогам провинции Ига. Годом ранее господин Ода опустошил провинцию. Ода приказал: «Все самураи провинции должны быть убиты». Население бежало на территории, контролируемые Токугава, то есть в провинции Микава и Тотоми. Здесь беглецов приняли с добротой и уважением. За это родственники спасенных отплатили добром за добро. Начиная с Цуге Саннодзё Киёхиро и его сына, две или три сотни человек из провинции Цуге, а также более 100 самураев Кога под командованием Сима Окаси-но-суке и прочие пришли служить ему. Они прошли через сердце гор, кишащее разбойниками».

Тяжесть положения Иэясу можно проиллюстрировать рассказом о судьбе его вассала – Анаяма Байсену, который двигался к провинции Миква другим маршрутом и был убит. Есть еще одна история, относящаяся к этому походу Иэясу. Люди Акечи, которые получили приказ найти Иэясу, досматривали судно, на котором плыл Иэясу. Сам беглец укрылся в трюме под грузом. Солдаты начали тыкать груз длинными копьями, проверяя, нет ли чего внизу. Один удар достиг цели. Копье проткнуло ногу Иэясу. Но тот не растерялся, быстро сорвал с головы капюшон и о обтер наконечник копья, прежде чем солдат успел полностью выдернуть копье.

Интерьер Ниндзядера в Каназава. Сиденье даймё Маэда.

Ниндзя из Кога и Тэнсё Ига-но ран

Мы решаем провести слияние серверов. Вы будете иметь доступ к обоим персонажам после переноса. После завершения переноса будут запущены специальные мероприятия для обьединенных серверов. Благодарим вас за понимание и надеемся на вашу поддержку.

Примечание: Слияние серверов не затронет предметы в вашем инвентаре и на почте. Но на всякий случай советуем вам очистить почту от предметов. Временная сумка будет очищена.

Обьединяемые сервера:

S435-S439, S430-S434, S425-S429, S420-S423, S416-S419, S396-S400, S383&S387&S391, S349&S353, S344&S347, S322&S326, S310&S314, S236&S240&243, S106&S110

Время слияния: 5 ноября 2019

Примечание: Сервера будут выключены на время слияния. Пожалуйста, не заходите на персонажей пока слияние не будет завершено, в противном случае возможны потери предметов, персонажей и даже аккаунтов. Все потерянное по вашей вине возврату не подлежит.

1. Логин персонажей остается таким же. Вы можете использовать его для входа в игру.

2. Если у игрока “А” есть персонаж на сервере S164, то игроку “А” надо зайти на сервер S164 для доступа к этому персонажу. Если у игрока “А” есть 2 персонажа (на обоих серверах), то для доступа к персонажу с сервера S165 ему надо войти на сервер S165. В обоих случаях игрок “А” войдет на обьединенный сервер.

3. Если ваши никнеймы одинаковы на обоих серверах, то вы сможете переименовать персонажа. Использовать одинаковые никнеймы запрещено, если ваш никнейм уже используется — придумайте новый.

4. Если игрок “А” на s164 обладает персонажем с таким же никнеймом как и игрок “Б” на S164, то этот никнейм будет у того игрока, кто зашел первым. Игроку зашедшему в игру вторым придется создавать новый никнейм.

5. Все рейтинговые данные будут удалены!

Рейтинговые данные включают в себя:

1. Рейтинг Арены

2. Рейтинг Испытаний

4. Рейтинг Защиты Конохи

5. Рейтинг Нападения на Коноху

6. Рейтинг Битвы Каге

Условия для гильдий:

1. Все гильдии будут перенесены

2. Если на серверах существуют гильдии с одинаковыми названиями, то система автоматически изменит название гильдии, добавив случайные цифры после названия гильдии. Пример: На обоих серверах есть гильдия “Хокаге”. Одна из гильдий останется с таким же названием, вторая получит название “Хокаге+728” (цифры случайные)

3. Защита Конохи будет обнулена. Гильдиям придется сражатся по новой для распределения рейтинга по Защите Конохи

1. После слияния серверов ваш уровень VIP и золото останется неизменным

2. Прогресс ваших пополнений игрового счета останется неизменным

3. Мероприятия для Обьединенных Серверов начнутся сразу после окончания слияния

Благодарим вас за вашу поддержку! Надеемся вы найдете новых противников и друзей, с которыми игра станет еще интереснее!

День ниндзя

(Фото: © rudall30 / Фотобанк Фотодженика)

Относительно недавно среди необычных праздников, имеющих национальную предысторию, но обретших популярность в разных странах, появился новый, именуемый Днём ниндзя.

Он отмечается ежегодно 5 декабря, а приурочен был, якобы, к выходу в прокат в 2003 году художественного фильма «Последний самурай». В фильме присутствовала сцена боя отряда ниндзя с самураями. По крайней мере, именно так представляется в настоящее время версия появления праздника и определения его даты в интернет-пространстве, благодаря которому праздник, собственно и получил популярность и распространение. У истоков его появления стоит пародийный сайт «Ниндзя-бургер».

Национальная предыстория праздника связана с одним из культурных явлений в истории Японии. Речь идёт о «синоби-но-моно», более известном как «ниндзюцу». Дословный перевод термина звучит как «скрываться, прятаться, терпеть». Людей, обучавшихся этому искусству, называли синоби или ниндзя.

Говоря по существу, следует понимать, что ниндзя, образ которого в 1980-х годах был идеализирован и обрёл некий ореол таинственности, благодаря кинематографу, в период своего зарождения, развития и расцвета, представлял собой наёмника, выполнявшего функции убийцы, диверсанта, разведчика, шпиона в средневековой Японии. Соответственно сразу же становится понятным значение термина «синоби». Зародившееся в 5-6 веках явление пришло к своему логическому упадку и фактическому исчезновению в 19 веке.

Обучение искусству ниндзюцу проходило в закрытых кланах и начиналось с раннего возраста. Отношение к ниндзя в социальной среде было соответствующим их функциям. Самураи пренебрежительно относились к ниндзя. Несмотря на это, многие из них не брезговали прибегнуть к услугам того или иного клана синоби в личных целях в ходе феодальных междоусобиц.

Ни для кого не секрет, что подготовка разведчиков и диверсантов – особое занятие, требующее определённых физических и психологических навыков, а также длительного периода подготовки. Это остаётся справедливым и в отношении подготовки ниндзя. Их с детства обучали бесшумно передвигаться, плавать, задерживать дыхание на длительный период, бегать, прыгать, держать равновесие. Кроме этого, шла подготовка по части боевых искусств. Будущих шпионов и наёмных убийц обучали искусству борьбы, а также владения различными видами холодного оружия. Причём делалось это всё (в том числе подбор оружия) с учётом специфики применения в будущем (бой в условиях ограниченного пространства, внутри дома, в тёмное время суток и т.д.). Помимо традиционного использовалось и специфическое оружие, удобное для использования в тактике синоби. Не гнушались при выполнении заданий ниндзя и использованием различных ядов. Внезапность и скрытность, будучи основными залогами успеха, всегда ставились при обучении во главу угла.

История донесла до наших дней сведения о том, что наиболее влиятельными и известными кланами-школами синоби были Ига и Кога, получившие своё название по наименованию местности. Ига и Кога – горные районы. Именно горные, а также лесные труднодоступные и малонаселённые районы использовались кланами для обустройства своих лагерей и школ.

Организация и проведение сегодняшнего же праздника подразумевают возможность носить в этот день одежду ниндзя, представив себя в роли синоби. В социальных сетях любители истории Японии проводят фотоконкурсы. На улицах можно столкнуться с участниками флешмобов, облачёнными в костюмы неуловимых ночных шпионов. Просмотр вместе с друзьями 5 декабря документальных фильмов об истории ниндзюцу, а также художественных фильмов о ниндзя также превращаются в ряде стран в определённых социальных группах популярными явлениями.

В нескольких префектурах Японии в школах устраиваются показательные выступления, а в магазинах продаётся сувенирная атрибутика, напоминающая о некогда распространённом явлении в культуре Японии – «синоби-но-моно». В префектуре Миэ расположен самый известный в мире музей ниндзя, действующий с 1964 года и принимающий ежегодно большое число туристов и просто поклонников средневековой истории страны восходящего солнца. В Японии День ниндзя в префектурах Сига и Миэ отмечается ежегодно 22 февраля. Вот и выходит, что праздник отмечается в двух ипостасях: как всемирный 5 декабря и как национальный в двух районах Японии 22 февраля.

Другие праздники в разделе «Международные праздники»

Ссылка на основную публикацию