Нин-дзюцу Сайга-рю
Нин-дзюцу Сайга-рю
Философия:Философия, роль в обществе Философия в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Сама собою мудрость к человеку не приходит, и чем раньше он ее полюбит, тем больших успехов добьется на своем жизненном пути.
Боевые искусства:Оборона замка Фусими 27 августа 1600 года, как и ожидал Иэясу, 30.000-ная армия Исиды Мицунари напала на замок Фусими. Узнав об этом, Токугава тут же приказал своему вассалу Ямаоке Митиами, младшему брату Ямаоки Кагэтаки, владельца замка в Сэта провинции Оми, поднять на борьбу буси из Кога. Сначала на помощь замку Фусими пришло около 100 ниндзя из Кога, а затем подтянулись еще 300 синоби. Всего под началом у Тории Мототады было около 2000 воинов.
Боевые искусства:Легкие шаги Шаолиня В Китае много людей. Больше чем где-либо еще. В провинции немыслимое народонаселение в глаза не бросаеся. Hо, выйдя на улицу в центре Пекина, вы немедленно чувствуете на себе обволакивающе-наркотическое действие толпы, несущей вас в ей одной ведомом направлении.
Непознанное:Л1-Р7 — облёт Луны (1956 — 1959 г.) В 1959 г. под руководством Тихонравова начинается рассмотрение модификации аппарата «Восток» для обеспечения пилотируемого облёта Луны.
Боевые искусства:Эрни Райес (Ernie Reyes) Эрни Райес родился 15 января 1972 года в Сан Хосе, Калифорния. Он является сыном чемпиона по Тейквондо Эрни Райеса старшего. Эрни был первым подростком, который попал в первую десятку лучших. В 10 лет он выиграл Национальный чемпионат карате и стал Великим Чемпионом.
- Новости
- Желтые страницы России
- Известные мастера боевых искусств
- Хобби и увлечения
- О здоровье человека

Другая школа нин-дзюцу провинции Кии — Сайга-рю — была связана с лигой Сайга-икки. Лига Сайга-икки возникла в середине XV века в дельте реки Кии в районе Сайга. Так как с середины XV века этот район находился в сфере влияния религиозного движения Икко-икки, на его территории в местечке Васиномори сформировалась мощная организация этого движения. Кроме того, местные мелкие феодалы — так называемые «5 отрядов Сайга» — Сайга-сё, Сокаго, Сякэго (Мияго), Накаго и Минамиго — создали группировку «Кися Сайга-икки», которая уже в 1530 году продемонстрировала свою силу, разгромив значительную армию врага. Несколько позже на территории Сайга сложилась еще более крупная лига — «Сококу-икки» («Лига всей провинции»), в которую помимо Сайга-икки вошли воины-монахи с гор Кумано и 3 сильных буддийских монастыря — Нэгоро-дзи, Когава-дзи и Таканояма-дзи. Во главе Сококу-икки встал сюго провинции Кии — князь Хатакэяма. Поскольку среди бойцов из Сайга было немало последователей буддийского движения Икко-икки, они почти всегда сражались на его стороне. Особенно много хлопот они доставили первому объединителю Японии Оде Набунаге в то время, когда тот осаждал главный оплот иккоистов — монастырь Исияма Хонган-дзи. Сайга-моно занимались разведкой и шпионажем. Так же, как и сохэи из Нэгоро-дзи, они обладали огромным количеством мушкетов и в совершенстве владели стрельбой из них. Кроме того, они активно использовали различные пиратские приемы и уловки, поскольку жители Сайга издревле были знакомы с мореплаванием. Ода Нобунага решил покарать лигу Сайга-икки, и в 1574 году бросил на провинцию Кии свою армию. В этой ситуации Сайга-икки распалась: 3 «отряда» перешли на сторону Оды, и лишь 2 «отряда» — Сайга-сё и Сокаго — продолжали войну против него. Однако силы были слишком неравны, и этим двум отрядам пришлось капитулировать. Однако, как только Ода вывел свои войска из Кии, лига вновь восстановилась в первозданном виде и вступила с ним в войну в составе иккоистов. Отряд из Сайга вновь отправился на помощь Исияма Хонган-дзи и князю Мори, поддерживающему иккоистов. Из-за активных действий соединенного флота госи из Сайга и князя мори, Оде Нобунаге никак не удавалось организовать блокаду Исияма Хонган-дзи с моря, и в него регулярно доставлялись припасы и подкрепления извне. Тогда в 1578 году по приказу Оды построили 6 «железных кораблей», надводные части которых были обшиты железными листами. Такие «крейсера» достигали 24 метров в длину и около 14 метров в ширину, и были вооружены «пушками». Японские «пушки» представляли собой крупнокалиберные мушкеты и имели в длину до 3 метров. Настоящие же пушки в Японии были мало известны, поскольку японцы не смогли скопировать орудия с европейских образцов. «Железные корабли» имели множество технических недостатков, но все же они нанесли немалый урон флоту союзников Икко-икки. В конце-концов в 1578 году монастырь Исияма Хонган-дзи был взят армией диктатора. И его армия вновь двинулась на усмирение мятежных госи Сайга, которые вновь были вынуждены капитулировать. Нин-дзюцу Сайга-рюRed Fir, не, Тёрнбулл всё-таки серьёзный учёный, прохфессор, в его книгах всегда внушительная библиография и тп. А Горбылев пересказывает все возможные легенды о ниндзя. не особенно упоминая, что это легенды, а позиционируя как истинную правду))) не, я люблю легенды, но то, что он не обозначает свои байки как легенды, меня несколько напрягает Т_Т главное не забыть, какого пола Сайка. если наглого монаха, пристающего к девице (разумеется, не имея понятия, что под юбкой у той спрятан целый арсенал), я ещё могу представить, то слэш по этой паре будет просто чудовищен, имхо))) :Азиль:, серьёзный учёный, прохфессор — но тексты у него весьма. субъективные. Он умудряется впихнуть в работу свое отношение к происходящему (а то и к другим авторам), которое читателя не всегда интересует (имхо). Да, в Басарени с девицами беда: то арсенал у них, то муж демонючий, то все сразу. Red Fir, Он умудряется впихнуть в работу свое отношение к происходящему ну, тут уже начинается наша работа то арсенал у них, то муж демонючий, то все сразу. это точно ХДДД Даже у Касуги нескончаемый запас кунаев))))) Red Fir, ага, пасиб)))) Правда, космос не в курсе. оно и к лучшему *убеждённо* Ниндзя, правда и вымыселТаких людей ошибочно определяли как синоби, щиноби или шиноби — происходит от японского «синобу» — незаметный, и «муун» — терпеть, не желать. Они были невидимками не по своей воле, а по необходимости. Синобу — люди, которые что-то не поделили с местными правителями-землевладельцами (феодалами). Синобу их называли в результате феодальных гонений. Они оседали подальше от городов, часто глубоко в лесах. Так как они хотели выжить, то по возможности избегали распрей. Необходимость быть невидимыми появилась из потребности выжить в сложных условиях, практически в тылу врага. Крупным отрядам противника в открытой войне противопоставить одиноким воинам или целым семьям, было нечего, вследствие чего они приобретали навыки скрытности. Их потомки, приносили кланам прибыль, применяя свои навыки за щедрую оплату. Как раз их-то и стали величать ниндзя. Ниндзя часто выполняли всевозможные заказы, например: украсть важный документ или вещь, устранить неугодного, сорвать важные переговоры, шпионаж и саботаж. Поэтому частенько их услугами пользовались разные кандидаты в императоры (сёгуны), как хорошим и главное эффективным инструментом для победы на предстоящих выборах. Конец времени расцвета ниндзя наступил, когда сёгун Токугава, завершив междоусобицы в Японии с помощью её объединения, принял решение избавиться от такого опасного смертоносного оружия, имеющего возможность серьезно подорвать и его власть, как он, используя ниндзя, ослабил власть своих соперников. Он грамотно стравил ведущие кланы, и они перебили друг друга, а выжившие, присягнув Токугаве, начали служить ему как личные убийцы (ассасины). Про ниндзя существует множество баек тех времён, якобы они умели бегать по поверхности воды и макушкам деревьев, даже владели телепортацией и перемещением под землёй наподобие кротов, но с более высокой скоростью, призывать духов, прочитать мысли и много других невероятных навыков. К примеру, известен случай, когда неприступно охраняемого самурая ниндзя ожидал в туалетном срубе по самые уши в фекалиях и когда наконец дождался, то устранил его копьём в пятую точку. Следующий смертельный трюк — подкинуть к воротам котёнка с пропитанным ядом когтями, супруга хозяина подбирала его, и спустя некоторое время половина семьи умирала в жестоких мучениях. Ещё пример — спускание яда по тонкой веревке с потолка в ухо или рот спящего и жертва больше не просыпалась. Стал известен случай, когда ниндзя, используя куклу на тонких веревках, заставил охрану замка уверовать в то, что он умеет летать. Ниндзя старались создавать себе репутацию сверхсуществ с всевозможными магическими способностями, для чего распускали нужные слухи, использовали разные маски и другие устрашающие приемы. Потому, если неуловимого ниндзю удавалось отловить, то сначала его четвертовали, потом сжигали, пепел развозили по разным уголкам страны и развеивали, чтобы он не смог собраться обратно или не восстал из могилы. Аналогичные сказки пользовались большим спросом у японской школьников, а благодаря кинематографу стали популярны и во всём мире. В давней Японии шпионаж имел разделение на следующие виды: Ё-нин и Ин-нин, в переводе «Светлый» и «Тёмный». Ё-нин — стратегия и тактика, методика создания шпионских сетей, обработки информации, составление прогноза ситуации. В результате, ё-нин — это обычная политика. Этому обычно обучали политиков и командиров армий — а поскольку в феодальной Японии того времени эти должности были часто совмещены, то ё-нин преподавался в семьях правящих династий. Ин-нин — комплекс конкретных методик получения информации, приёмы дислокации на территорию противника с правдивой легендой, применение трюков для отвлечения стражи, способов подслушивания и подсматривания, отрыва от погони и так далее. Ещё, самого агента обучали навыку переодевания (хэнсо-дзюцу), копирования голосов и звуков (мономанэ-дзюцу), плавания (суйэй-дзюцу), быстрого бега (хайагакэ-дзюцу) и прочим навыкам. Отдельно идёт ка-дзюцу — применение смесей и взрывчаток, что было в то время особенно недостойным приличного человека делом. По этому, самураи ничего из выше перечисленного не занимались — так и складывались традиции и школы нин-дзюцу, мощная система стратегического шпионажа и военной разведки. Неудивительно, что в кастовом обществе подобных людей исключили из системы — откровенно говоря, они были немного лучше «неприкасаемых», зарабатывавших обработкой кож и убиением скота. Было принято считать, что общение с «нечистым» очернит человека и весь его род. В результате семью, занимающуюся нин-дзюцу, обозначали нин-кэ, и проживали они обычно обособлено (например — дом Ига, один из самых знаменитых среди ниндзя). Многие семьи (кланы) обладали своим стилем, своим искусством — это обозначается словом «рю». Однако традиции частенько выходили за границы клана. К примеру, Ига-рю имело распространение на несколько домов. Правительство само создавало секретные организации для воспитания идеологически преданных исполнителей. А европейская литература все термины обзывает «школа ниндзюцу», что сбивает с толку непосвященных читателей. Если исключить мифы «Кодзики» с устными легендами, то первые существующие школы этого искусства возникли в XIV-XV веках, а окончательно оформились в конце XV. Наибольшую популярность имели 25 школ, европейцам знакомы только две из них — семей Хаттори из провинций Ига и Кога. Они очень похожи между собой и даже ссылались на одну и ту же энциклопедию мудрости ниндзя, но стоит показать существующие между ними различия. Кога-рю делало упор на искусство шпионажа — синоби-но дзюцу. Тут производились самые сложные яды и галлюциногенные составы. А школа Ига-рю делала упор на боевые искусства, что и представляется «стандартным ниндзей» в понимании европейца. Следующая по популярности — провинция Кии, давшая два направления в учении: Нэгора-рю и Сайга-рю; в современном понимании, приверженцы Нэгора-рю были самыми настоящими террористами. Именно они содействовали Оде Нобунаге в штурме монастырей, применяя согласно летописям, мушкеты — а огнестрельное оружие в то время не котировалось. А Сайга-рю были опорой Икко-икки (демократов-отщепенцев) и были пиратами. За что и были ликвидированы Одой Нобунагой. Отсюда следует вывод, что нин-дзюцу — совсем не монолитное учение. За частое применение ниндзя в своих замыслах современники считали Оду нехорошим, бессовестным человеком. Однако куда бессовестнее поступал Иэясу Токугава: услуги ниндзя он использовал тайно, а после прихода к власти и вообще построил полицейское государство, назначив на ключевые посты верхушку членов клана Кога. При сёгунате Токугава нин-дзюцу как боевое шпионское искусство утратилось, идеология его была уничтожена вместе с внутренними войнами, а кланы — ликвидированы. В 1649 году уничтожили и последнюю его опору на острове Кюсю. В результате, ниндзя как историческое явление просуществовали всего около двух столетий — конечно, достаточно, но многие люди почему-то считают, что должно быть больше. Однако, многие техники (приёмы) применялись в войне Босин, и до сегодняшних дней успешно используются полицией Японии. Нин-дзюцу Сайга-рюНиндзя, правда и вымысел Таких людей ошибочно определяли как синоби, щиноби или шиноби — происходит от японского « синобу» — незаметный, и «муун» — терпеть, не желать. Они были невидимками не по своей воле, а по необходимости. Синобу — люди, которые что-то не поделили с местными правителями-землевладельцами ( феодалами). Синобу их называли в результате феодальных гонений. Они оседали подальше от городов, часто глубоко в лесах. Так как они хотели выжить, то по возможности избегали распрей. Необходимость быть невидимыми появилась из потребности выжить в сложных условиях, практически в тылу врага. Крупным отрядам противника в открытой войне противопоставить одиноким воинам или целым семьям, было нечего, вследствие чего они приобретали навыки скрытности. Их потомки, приносили кланам прибыль, применяя свои навыки за щедрую оплату. Как раз их-то и стали величать ниндзя. Ниндзя часто выполняли всевозможные заказы, например: украсть важный документ или вещь, устранить неугодного, сорвать важные переговоры, шпионаж и саботаж. Поэтому частенько их услугами пользовались разные кандидаты в императоры ( сёгуны), как хорошим и главное эффективным инструментом для победы на предстоящих выборах. Конец времени расцвета ниндзя наступил, когда сёгун Токугава, завершив междоусобицы в Японии с помощью её объединения, принял решение избавиться от такого опасного смертоносного оружия, имеющего возможность серьезно подорвать и его власть, как он, используя ниндзя, ослабил власть своих соперников. Он грамотно стравил ведущие кланы, и они перебили друг друга, а выжившие, присягнув Токугаве, начали служить ему как личные убийцы ( ассасины). Про ниндзя существует множество баек тех времён, якобы они умели бегать по поверхности воды и макушкам деревьев, даже владели телепортацией и перемещением под землёй наподобие кротов, но с более высокой скоростью, призывать духов, прочитать мысли и много других невероятных навыков. К примеру, известен случай, когда неприступно охраняемого самурая ниндзя ожидал в туалетном срубе по самые уши в фекалиях и когда наконец дождался, то устранил его копьём в пятую точку. Следующий смертельный трюк — подкинуть к воротам котёнка с пропитанным ядом когтями, супруга хозяина подбирала его, и спустя некоторое время половина семьи умирала в жестоких мучениях. Ещё пример — спускание яда по тонкой веревке с потолка в ухо или рот спящего и жертва больше не просыпалась. Стал известен случай, когда ниндзя, используя куклу на тонких веревках, заставил охрану замка уверовать в то, что он умеет летать. Ниндзя старались создавать себе репутацию сверхсуществ с всевозможными магическими способностями, для чего распускали нужные слухи, использовали разные маски и другие устрашающие приемы. Потому, если неуловимого ниндзю удавалось отловить, то сначала его четвертовали, потом сжигали, пепел развозили по разным уголкам страны и развеивали, чтобы он не смог собраться обратно или не восстал из могилы. Аналогичные сказки пользовались большим спросом у японской школьников, а благодаря кинематографу стали популярны и во всём мире. В давней Японии шпионаж имел разделение на следующие виды: Ё-нин и Ин-нин, в переводе « Светлый» и «Тёмный». Ё-нин — стратегия и тактика, методика создания шпионских сетей, обработки информации, составление прогноза ситуации. В результате, ё-нин — это обычная политика. Этому обычно обучали политиков и командиров армий — а поскольку в феодальной Японии того времени эти должности были часто совмещены, то ё-нин преподавался в семьях правящих династий. Ин-нин — комплекс конкретных методик получения информации, приёмы дислокации на территорию противника с правдивой легендой, применение трюков для отвлечения стражи, способов подслушивания и подсматривания, отрыва от погони и так далее. Ещё, самого агента обучали навыку переодевания ( хэнсо-дзюцу), копирования голосов и звуков ( мономанэ-дзюцу), плавания ( суйэй-дзюцу), быстрого бега ( хайагакэ-дзюцу) и прочим навыкам. Отдельно идёт ка-дзюцу — применение смесей и взрывчаток, что было в то время особенно недостойным приличного человека делом. По этому, самураи ничего из выше перечисленного не занимались — так и складывались традиции и школы нин-дзюцу, мощная система стратегического шпионажа и военной разведки. Неудивительно, что в кастовом обществе подобных людей исключили из системы — откровенно говоря, они были немного лучше « неприкасаемых», зарабатывавших обработкой кож и убиением скота. Было принято считать, что общение с «нечистым» очернит человека и весь его род. В результате семью, занимающуюся нин-дзюцу, обозначали нин-кэ, и проживали они обычно обособлено ( например — дом Ига, один из самых знаменитых среди ниндзя). Многие семьи ( кланы) обладали своим стилем, своим искусством — это обозначается словом « рю». Однако традиции частенько выходили за границы клана. К примеру, Ига-рю имело распространение на несколько домов. Правительство само создавало секретные организации для воспитания идеологически преданных исполнителей. А европейская литература все термины обзывает « школа ниндзюцу», что сбивает с толку непосвященных читателей. Если исключить мифы « Кодзики» с устными легендами, то первые существующие школы этого искусства возникли еках, а окончательно оформились в конце XV. Наибольшую популярность имели 25 школ, европейцам знакомы только две из них — семей Хаттори из провинций Ига и Кога. Они очень похожи между собой и даже ссылались на одну и ту же энциклопедию мудрости ниндзя, но стоит показать существующие между ними различия. Кога-рю делало упор на искусство шпионажа — синоби-но дзюцу. Тут производились самые сложные яды и галлюциногенные составы. А школа Ига-рю делала упор на боевые искусства, что и представляется « стандартным ниндзей» в понимании европейца. Следующая по популярности — провинция Кии, давшая два направления в учении: Нэгора-рю и Сайга-рю; в современном понимании, приверженцы Нэгора-рю были самыми настоящими террористами. Именно они содействовали Оде Нобунаге в штурме монастырей, применяя согласно летописям, мушкеты — а огнестрельное оружие в то время не котировалось. А Сайга-рю были опорой Икко-икки ( демократов-отщепенцев) и были пиратами. За что и были ликвидированы Одой Нобунагой. Отсюда следует вывод, что нин-дзюцу — совсем не монолитное учение. За частое применение ниндзя в своих замыслах современники считали Оду нехорошим, бессовестным человеком. Однако куда бессовестнее поступал Иэясу Токугава: услуги ниндзя он использовал тайно, а после прихода к власти и вообще построил полицейское государство, назначив на ключевые посты верхушку членов клана Кога. При сёгунате Токугава нин-дзюцу как боевое шпионское искусство утратилось, идеология его была уничтожена вместе с внутренними войнами, а кланы — ликвидированы. В 1649 году уничтожили и последнюю его опору на острове Кюсю. В результате, ниндзя как историческое явление просуществовали всего около двух столетий — конечно, достаточно, но многие люди почему-то считают, что должно быть больше. Однако, многие техники ( приёмы) применялись в войне Босин, и до сегодняшних дней успешно используются полицией Японии. Нин-дзюцу Сайга-рюЗа долгую историю искусства шпионажа в средневековой Японии сложилось немало школ нин-дзюцу. Наиболее крупными и изощренными были 25 из них. Но особое место занимают Ига-рю и Кога-рю. Их содержание наиболее богато в сравнении с другими школами нин-дзюцу. Третье место можно отдать, пожалуй, Кисю-рю. Но исторические исследования показали, что в целом она следует традиции Ига-рю. Если заняться серьезным анализом конкретного содержания наставлений по Ига-рю и Кога-рю, мы обнаружим, что различия между ними столь ничтожны, что на них можно и не обращать внимания. Выясняется, что эти школы похожи друг на друга как 2 капли воды. Причем обе они считают своим важнейшим письменным наставлением одну и ту же книгу, а именно десятитомную «энциклопедию» «Бансэнсюкай». Что же касается различий между Ига-рю и Кога-рю, то некоторые авторы отмечают следующее. Ниндзя из Кога превосходили своих собратьев из Ига в синоби-но дзюцу, т.е. собственно в искусстве шпионажа. Кроме того, в традиции Кога активно использовались яды и галлюциногенные смеси, были изобретены различные конструкции портативных трамплинов. Зато ниндзя из Кога почти не занимались фехтованием, поскольку тренировки с мечом сильно развивали запястья и предплечья, и если даже шпион переодевался бродячим монахом или шутом, его можно было легко вычислить по этим признакам. Ниндзя Ига-рю, напротив, уделяли большое внимание развитию ловкости, подвижности, отрабатывали различные уклоны, прыжки и усиленно занимались боевыми искусствами. Сиба Рётаро даже утверждает, что воинское искусство ниндзя из Ига было столь совершенным, что оказало большое влияние на развитие военного искусства в соседних районах. Он полагает, что знаменитая школа кэн-дзюцу Ягю Синкагэ-рю немало обязано «ночным воинам». Правда, Окусэ Хэйситиро настаивает как раз на обратном. По его мнению, как раз традиция Ягю Синкагэ-рю способствовала совершенствованию боевых искусств «невидимок». Различие между ниндзя из Кога и Ига заключалось также и в том, что ниндзя Кога, как правило, действовали в группах, а ниндзя Ига предпочитали индивидуальные акции. Кроме того, Кога-моно, будучи вассалами рода Сасаки, почти до конца эпохи Сэнгоку-дзидай служили исключительно ему. А ниндзя из Ига меняли своих хозяев как перчатки. Фактически, они лишь продавали свое мастерство, сохраняя нейтралитет. У них считалось в порядке вещей, что сегодня их нанимает Такэда, а завтра призовет Уэсуги, ибо они всегда ставили себя в центр и выбирали то, что выгодно их клану. Выше уже немало говорилось о теснейших связях Ига и Кога: о том, что в древности они составляли один уезд, о том, что кланы Ига и Кога – родственные и т.д. Интересно, что и о происхождении Кога-рю и Ига-рю многие источники сообщают весьма схожие подробности. Например, возникновения Кога-рю связывают с 53 семьями, а Ига-рю – с 49 школами (по числу додзё ямабуси). Интересно, что в книге «Оми коти сиряку» смутно упоминается о существовании 49 кланов Кога и Ига, но приводятся названия лишь около 40 из них. А в главе «Об истории» книги «Кога-рю нин-дзюцу хисё» («Секретная книга по нин-дзюцу школы Кога») история нин-дзюцу начинается с некоего Эми Осидзё из Кога, потом рассказ плавно переходит на «Ига-но какухо», что буквально означает «Учение о просветлении провинции Ига», и на школу Ига-рю. Далее сообщается о действиях ниндзя из Ига на службе у Кусуноки Масасигэ. А заканчивается изложение истории нин-дзюцу утверждением, что именно Акутагава Хёбу из Кога является истинным патриархом Кога-рю. Причем тут же говорится, что Кога-рю является ответвлением от Ига-рю. Таким образом, под Ига-рю и Кога-рю понимается одна и та же традиция нин-дзюцу. Вообще, если исследовать истоки самих терминов «Ига-рю» и «Кога-рю», выясняется, что первые упоминания о них относятся к концу XV в., то есть ко времени сражения Роккаку-сэмэ Магари-но дзин, после которого «люди из Кога и Ига» стали наниматься на службу к различным даймё в качестве шпионов и диверсантов. Вполне естественно, что их искусство стали называть по местности, откуда они были родом. Таким образом, названия «Ига-рю» и «Кога-рю» появились стихийно, а не были присвоены этим школам кем-либо из отцов-основателей. Это сильно отличает Ига-рю и Кога-рю от других японских школ военного искусства, например, Катори Синто-рю, где известен создатель, существуют тексты, зафиксировавшие определенный набор правил и наставлений и т.д. Поэтому правомерен вопрос, когда же реально сложились школы Ига-рю и Кога-рю как особые рю нин-дзюцу. Ответить на этот вопрос очень сложно, но, скорее всего, это произошло не ранее второй половины XVI в. В этом плане показательно утверждение ряда источников, что создателем школы Кога-рю был Тодзава Хакуунсай, владелец замка Ханакума, что в провинции Сэтцу неподалеку от Осаки. Правда, в исторических документах среди владельцев замка Ханакума человека с именем Хакуунсай нет. Но известно, что князь Араки Мурасигэ, владевший провинцией Сэтцу и выстроивший замок Ханакума, активно использовал шпионов из Ига, Кога, Нэгоро, Сайга и бойцов одной из буддийских сект Монто-сю во время своей борьбы против Оды Нобунаги. Поэтому многие стали считать, что замок Ханакума был занят синоби-но моно. Возможно даже, что Кога-рю и Ига-рю оформились лишь в середине XVII в., когда впервые появились подробные технические «каталоги»-мокуроку, в которых были зафиксированы разработанные в рамках этих традиций приемы, уловки и образцы снаряжения. Речь идет об уже упоминавшейся книге «Бансэнсюкай» и о произведении Фудзибаяси Масатакэ «Сёнинки». Стоит подробнее остановиться и на вопросе, почему именно в Ига и Кога сложилась самая совершенная и утонченная традиция нин-дзюцу. По-видимому, это было предопределено целой совокупностью факторов. Во-первых, Ига и Кога находятся в самом сердце острова Хонсю, где зародилось и возникло японское государство. Издревле здесь проходили важнейшие дороги, связывавшие основные города – Киото, Наниву (ныне Осака) и Нагою. Причем все эти три города находились на довольно близком расстоянии от Ига и Кога (в среднем около 70 км). Уже с древнейших времен эта область была важнейшим культурным центром, и вполне естественно, что географически выгодное положение Ига и Кога позволяло тамошней знати быть в курсе всех передовых достижений науки и искусства. Так из находящихся поблизости центров сюгэндо – священных гор Ямато, Ёсино, Кумано, Курама и других – сюда проникали сведения о методах психологической тренировки и воинском искусстве ямабуси, со священных гор эзотерического буддизма – Хиэй и Коя – методы буддийской медитации, эзотерические ритуалы, из Киото можно было позаимствовать гадательную науку онмёдо. В XVI в. из храма Ходзо-ин сюда проникает искусство боя копьем, а из поместья Ягю соседней провинции Ямато – кэн-дзюцу. Все это перемешалось в Ига и Кога, и в результате появилось загадочное искусство нин-дзюцу. Немалую роль сыграло и то, что сюда, в соответствии с распоряжениями императоров, издревле расселялись заморские иммигранты – китайцы и корейцы, обладавшие передовыми знаниями во всех отраслях человеческой жизнедеятельности, в том числе в военном искусстве. В эти горные труднодоступные районы нередко бежали участники заговоров и члены политических группировок, потерпевших поражение, разорившиеся крестьяне и преследуемые ямабуси. Все это были люди умные, смелые, обладавшие богатым опытом. Недаром именно отсюда происходили легендарный шпион Отомо-но Сайдзин, разбойник Кумадзака Тёхан, мятежный Фудзивара-но Тиката и начальник разведки Минамото Ёсицунэ Исэ Сабуро. Труднодоступность этих горных районов и крутой нрав жителей делали их совершенно неинтересными с точки зрения грабежа и захвата в глазах феодальных властителей. С другой стороны, обилие мало связанных друг с другом долин и отсутствие силы, способной все подчинить себе, привели к тому, что здесь появилось большое количество мелких, но довольно агрессивных кланов. В Кога их было около 70, а в Ига, если судить по сохранившимся до наших дней развалинам крепостей – свыше 250. Причем семьи эти без конца враждовали друг с другом. Уже говорилось, что в таких условиях методы партизанской войны и шпионажа приобретали решающее значение для выживания. Все эти факторы в совокупности привели к тому, что именно в Ига и Кога сложилась наиболее мощная традиция нин-дзюцу. В книге «Буё бэнряку» [55] о синоби-но моно говорится: «Это те, кто в нашей стране и в других странах [умеют] прятаться и, тайно пробравшись в твердыню вражеского замка, узнают секреты [врага]. В некоторых книгах говорится, что, когда сношения с вражеским замком прекращены, тех, кто подслушивает [разговоры о тамошних] делах называют „синоби“. Это то, чему должны учиться [люди], выбранные [для службы] синоби. Это [весьма] нужная [служба], которая разведует и вызнает дела врага. Это [также] разновидность Ига-моно и Кога-моно, о которых говорят в последнее время. Издревле в Ига и Кога были [люди], умелые в этом деле, и, поскольку они передали [свое искусство] потомкам, теперь так говорят. Их называют также „кантё“ – „шпионы“, [они выполняют] такую же службу». Нин-дзюцу Сайга-рю(The true story of ninjutsu). ®&© Sigma-Press LTD. Quebec 2013 Canada. Средневековые японские шпионы и диверсанты ниндзя и их загадочное профессиональное искусство нин-дзюцу относятся к наименее исследованным областям. История изучения этого феномена на западе не насчитывает и пятидесяти лет. Все началось с небольшой заметки в журнале «Ньюсуик» за 3 августа 1964 г. В ней автор рассказывал о волне ниндзямании, захлестнувшей страну Восходящего солнца, вкратце описывал сущность и методы нин-дзюцу, представлял последнего мастера этого загадочного искусства Фудзиту Сэйко. Заметка вызвала большой интерес у американских ученых. По свидетельству одного из крупнейших японских специалистов в области истории нин-дзюцу Ямагути Масаюки, в том же 1964 г. из Гарвардского и Калифорнийского университетов, а также университета г. Гонолулу, Гавайские острова, в Японию поступили запросы о предоставлении материалов о ниндзя. Автору книги неизвестно, каковы были результаты исследований американских историков. Но именно после этой заметки в США начался бум ниндзя. Он был подстегнут многочисленными кинобоевиками о японских «невидимках», авантюрными романами и популярными рекламными книжонками многочисленных авторов. Спрос на информацию о ниндзя был колоссальный. И мощная американская индустрия с готовностью откликнулась на него: магазины заполнились униформой и снаряжением ниндзя, практическими наставлениями «по боевой технике воинов-теней». Свою долю пирога поспешили урвать и последние «мастера нин-дзюцу». Так появились огромные организации, объединяющие сотни тысяч поклонников ниндзя по всему свету –Будзинкан-додзё, Гэмбукан-додзё, Всемирная академия нин-дзюцу Роберта Басси и другие, по сути, представляющие собой своеобразные коммерческие предприятия, занимающиеся торговлей «заморской диковинкой». При этом использовались отработанные методы привлечения широкой публики: побольше загадочности и мистики, побольше обещаний и заверений типа «наше искусство –самое древнее и крутое», побольше необычных приемов, побольше басен о сверхвозможностях. Все это нужно было подать под «правильным соусом». Ведь средневековые приемы маскировки, беганья по лесам и физическое и духовное самоистязание в духе спецназа могут заинтересовать разве что некоторых чудаков-любителей и профессионалов из спецподразделений. Широкая публика в массе своей останется к этим малопонятным «забавам» равнодушна. И вправду, зачем это клерку, рабочему или школяру? Однако «популяризаторы» нин-дзюцу сумели найти приманку для «широких народных масс». Нин-дзюцу стало рекламироваться не столько как искусство шпионажа и разведки, сколько как учение о достижении гармонии с окружающим миром и реализации творческого потенциала человека. Соответственно и ниндзя превратились в носителей тайного знания, в членов «тайных кланов», озабоченных реализацией высоких религиозно-философских идеалов и гонимых за свои убеждения. Жаль только, что у этого впечатляющего мифа нет практически никакой реальной исторической основы, о чем пойдет речь далее. «Новая концепция рекламы» быстро позволила «построить в ряды» десятки тысяч последователей во всем мире. Еще бы, гармония с окружающим миром, духовное здоровье, реализация творческих потенций –разве это не идеал? В то время как в других восточных единоборствах наметился отток «любителей», организации нин-дзюцу стали стремительно набирать вес. Однако рост интереса к нин-дзюцу отнюдь не стимулировал активность научных изысканий. Почти все изданные к настоящему моменту вне Японии книги об этом искусстве носят исключительно популярный и рекламный характер и ни в коей мере не являются научными исследованиями. Именно поэтому мы не найдем в них ни детального, основанного на фактах, анализа истории нин-дзюцу, ни ссылок на исторические источники, ни отрывков из «секретных» трактатов. Зато повсеместно мы будем наталкиваться на высказывания, уже ставшие штампами и при этом не имеющие под собой никакой исторической основы. Например, из книги в книгу кочует утверждение о полном отсутствии источников по нин-дзюцу, связанном со спецификой секретной деятельности ниндзя. Но так ли это? Японские источники, описывающие события XIV –XVII вв., пестрят упоминаниями о действиях ниндзя. Подчас среди них можно найти и детальные описания операций хитроумных лазутчиков. В этом плане значимы произведения жанра «воинских повестей» (гунки): «Хэйкэ-моногатари», «Тайхэйки», «Ходзё годайки», «Канхассю-року», «Сикоку-гунки», «Мацуо-гунки» и др. Большую ценность представляют дневники тех времен, например, «Тамон-ин никки». Довольно полную картину организации разведки в средневековой японской армии можно составить по дошедшим до наших дней приказам по армии. Здесь следует выделить распоряжения Като Киёмасы, главнокомандующего японского экспедиционного корпуса в Корее во время Имджинской войны конца XVI в. Кроме того до настоящего времени сохранилось свыше 50 наставлений по нин-дзюцу, включая такие выдающиеся произведения как десятитомная «энциклопедия» «Бансэнсюкай» и «Сёнинки», несколько десятков родословных знаменитых семей ниндзя, их воспоминания, служебные отчеты, китайские трактаты, повлиявшие на формирование теоретической базы нин-дзюцу… Дошли до наших дней и образцы снаряжения и вооружения, и так называемые «шпионские усадьбы», где ныне созданы музеи. Как видим, реальное положение дел никак не согласуется с утверждением большого числа «трудов» по нин-дзюцу. Это вынуждает исследователя не только доискиваться истины в источниках, но попутно еще и анализировать и ломать штампы, сложившиеся благодаря «усилиям» лгунов-популяризаторов, заинтересованных не в серьезном исследовании вопроса, а в саморекламе. И начать приходится с самого понятия «ниндзя». Кто такие ниндзя? Слово «ниндзя» записывается двумя иероглифами: «нин» (в другом прочтении «синобу») –) выносить, терпеть, сносить; 2) скрываться, прятаться, делать что-либо тайком); и «ся» (в озвонченной форме «дзя»; в другом прочтении «моно») –«человек». Существительное «синоби», образованное от глагола «синобу» означает: 1) тайное проникновение; 2) соглядатай, лазутчик, шпион; 3) кража. Слово «ниндзя» появилось лишь в ХХ в. Ранее его эквивалентом было иное прочтение тех же иероглифов –«синоби-но моно», буквально, «скрывающийся человек», «проникающий тайно человек». Так в Японии, начиная с XIV в., называли лазутчиков. Во многих работах по истории нин-дзюцу можно встретить анализ взаимоотношения составных частей иероглифа «нин» с целью показать некое скрытое философское изначальное значение слова «ниндзя». Так, этот иероглиф интерпретировали, например, как «сердце (или дух) контролирует и направляет оружие». Однако, думается, что это не более, чем позднейшие интерпретации и гимнастика ума. Подтверждается это тем, что задолго до того, как шпионов в Японии стали называть «синоби», в японском языке уже существовали многочисленные производные от глагола «синобу» слова со вполне «шпионскими» значениями: синобиёру –подкрадываться; синобииру –тайно проникать куда-либо; синоби-аруку –ходить крадучись; синобисугата-дэ –переодевшись, инкогнито, под чужим именем; синобиаси-дэ –на цыпочках, тихонько и т.д. «Синоби» был далеко не единственный термин для обозначения представителей шпионской профессии. В источниках мы встречаем упоминания о кандзя («шпион», «человек, [проникающий через] отверстие»), тёдзя («шпион»), камари («пригибающийся»), уками-бито («вызнающий человек»), суппа («волны на воде», «проникающие [куда-либо] волны»), сэппа (то же), раппа («мятежные волны»), топпа («бьющие волны»), монокики («слушающие»), тоомэ («далеко [видящие] глаза»), мицумоно («тройные люди», «растраивающиеся люди»), дацуко («похитители слов»), кёдан («[подслушивающие] болтовню за угощением»), яма-кугури («подлезающие под гору»), куса («трава») и т.д. Нин-дзюцу Сайга-рю | |
![]() | |
![]() |
Главная страница / Боевые искусства Востока / Япония / Ниндзюцу / «Золотой век» ниндзюцу / Нин-дзюцу Сайга-рю /
Другая школа нин-дзюцу провинции Кии — Сайга-рю — была связана с лигой Сайга-икки. Лига Сайга-икки возникла в середине XV века в дельте реки Кии в районе Сайга. Так как с середины XV века этот район находился в сфере влияния религиозного движения Икко-икки, на его территории в местечке Васиномори сформировалась мощная организация этого движения. Кроме того, местные мелкие феодалы — так называемые «5 отрядов Сайга» — Сайга-сё, Сокаго, Сякэго (Мияго), Накаго и Минамиго — создали группировку «Кися Сайга-икки», которая уже в 1530 году продемонстрировала свою силу, разгромив значительную армию врага. Несколько позже на территории Сайга сложилась еще более крупная лига — «Сококу-икки» («Лига всей провинции»), в которую помимо Сайга-икки вошли воины-монахи с гор Кумано и 3 сильных буддийских монастыря — Нэгоро-дзи, Когава-дзи и Таканояма-дзи. Во главе Сококу-икки встал сюго провинции Кии — князь Хатакэяма. Поскольку среди бойцов из Сайга было немало последователей буддийского движения Икко-икки, они почти всегда сражались на его стороне. Особенно много хлопот они доставили первому объединителю Японии Оде Набунаге в то время, когда тот осаждал главный оплот иккоистов — монастырь Исияма Хонган-дзи. Сайга-моно занимались разведкой и шпионажем. Так же, как и сохэи из Нэгоро-дзи, они обладали огромным количеством мушкетов и в совершенстве владели стрельбой из них. Кроме того, они активно использовали различные пиратские приемы и уловки, поскольку жители Сайга издревле были знакомы с мореплаванием. Ода Нобунага решил покарать лигу Сайга-икки, и в 1574 году бросил на провинцию Кии свою армию. В этой ситуации Сайга-икки распалась: 3 «отряда» перешли на сторону Оды, и лишь 2 «отряда» — Сайга-сё и Сокаго — продолжали войну против него. Однако силы были слишком неравны, и этим двум отрядам пришлось капитулировать. Однако, как только Ода вывел свои войска из Кии, лига вновь восстановилась в первозданном виде и вступила с ним в войну в составе иккоистов. Отряд из Сайга вновь отправился на помощь Исияма Хонган-дзи и князю Мори, поддерживающему иккоистов. Из-за активных действий соединенного флота госи из Сайга и князя мори, Оде Нобунаге никак не удавалось организовать блокаду Исияма Хонган-дзи с моря, и в него регулярно доставлялись припасы и подкрепления извне. Тогда в 1578 году по приказу Оды построили 6 «железных кораблей», надводные части которых были обшиты железными листами. Такие «крейсера» достигали 24 метров в длину и около 14 метров в ширину, и были вооружены «пушками». Японские «пушки» представляли собой крупнокалиберные мушкеты и имели в длину до 3 метров. Настоящие же пушки в Японии были мало известны, поскольку японцы не смогли скопировать орудия с европейских образцов. «Железные корабли» имели множество технических недостатков, но все же они нанесли немалый урон флоту союзников Икко-икки. В конце-концов в 1578 году монастырь Исияма Хонган-дзи был взят армией диктатора. И его армия вновь двинулась на усмирение мятежных госи Сайга, которые вновь были вынуждены капитулировать. Нин-дзюцу Сайга-рюДругая школа нин-дзюцу провинции Кии — Сайга-рю — была связана с лигой Сайга-икки. Лига Сайга-икки возникла в середине XV в. в дельте реки Кии в районе Сайга. Так как с середины XV в. этот район находился в сфере влияния религиозного движения Икко-икки, на его территории в месте Васиномори сформировалась мощная организация этого движения. Кроме того, местные мелкие феодалы, т. н. «5 отрядов Сайга» — Сайга-сё, Сокаго, Сякэго (Мияго), Накаго и Минамиго, создали группировку «Кисю Сайга-икки», которая уже в 1530 г. продемонстрировала свою силу разгромив значительную армию врага. Несколько позже на территории Сайга сложилась еще более крупная лига — «Сококу-икки» — «Лига всей провинции», в которую, помимо Сайга-икки, вошли воины-монахи с гор Кумано и 3 сильных буддийских монастыря — Нэгоро-дзи, Когава-дзи и Таканояма-дзи. Во главе Сококу-икки встал сюго провинции Кии, князь Хатакэяма. Поскольку среди бойцов из Сайга было немало последователей буддийского движения Икко-икки, они почти всегда сражались на его стороне. Особенно много хлопот они доставили первому объединителю Японии Оде Нобунаге в то время, когда тот осаждал главный оплот иккоистов монастырь Исияма Хонган-дзи. Сайга-моно занимались разведкой и шпионажем. Также как и сохэи из Нэгоро-дзи, они них огромным количеством мушкетов и в совершенстве владели стрельбой из ружей. Кроме того, они активно использовали различные пиратские приемы и уловки, поскольку жители Сайга издревле были знакомы с мореплаванием. Ода Нобунага решил покарать лигу Сайга-икки и в 1574 г. бросил на провинцию Кии свою армию. В этой ситуации Сайга-икки распалась: 3 «отряда» перешли на сторону Оды, и лишь 2 «отряда» — Сайга-сё и Сокаго — продолжали войну против него. Однако силы были слишком неравны, и этим двум отрядам тоже пришлось капитулировать. Однако, как только Ода вывел свои войска из Кии, лига вновь восстановилась в первозданном виде и вступила с ним в войну в составе отряда иккоистов. Отряд из Сайга вновь отправился на помощь Исияма Хонган-дзи и князю Мори, поддерживавшему иккоистов. Из-за активных действий соединенного флота госи из Сайга и князя Мори Оде Нобунаге никак не удавалось организовать блокаду Исияма Хонган-дзи с моря, и в него регулярно доставлялись припасы и подкрепления извне. Тогда в 1578 г. по приказу Оды стали строиться 6 «железных кораблей», надводные части которых были обшиты железными листами. Такие «крейсера» достигали 24 м в длину и около 14 м в ширину и были вооружены «пушками». Японские «пушки» представляли собой крупнокалиберные мушкеты и имели в длину до 3 м. Настоящие же пушки в Японии были мало известны, поскольку японцы не смогли скопировать орудия с европейских образцов. «Железные корабли» имели множество технических недостатков, но все же они принесли немалый урон флоту союзников Икко-икки. В конце концов в 1578 г. монастырь Исияма Хонган-дзи был взят армией диктатора. И его армия вновь двинулась на усмирение мятежных госи Сайга, которые вновь были вынуждены капитулировать. Японские Боевые ИскусстваJapan Martial ArtТогакурэ рюТогакурэ рю – это ниндзюцу. В принципе, этим уже и так всё сказано. Техника нинпо тайдзюцу Тогакурэ рю (методы рукопашного боя в стиле ниндзя Тогакурэ) тем не менее подразумевает использование Санпо хидэн («трёх тайных передач») или трёх секретных видов оружия: сюко, сэнбан-сюрикэн и синодакэ (дыхательной трубки, которую также можно использовать как танбо или фукия). В каждом методе используется ослепляющая смесь (мэцубуси) и-или сюрикэн. Рукопашный бой рассматривается в форме Тогакурэ ниндзя дзюни гата или Санто Тонко но ката. Большинство из наработок в этом комплексе рассматривают уже произошедшее нападение противника: захват, атаку мечом и тому подобное, без любых подготовительных действий или ритуальных поклонов. В каждом методе используется ослепляющая смесь (мэцубуси) и-или сюрикэн. Практикуется работа как против одного, так и двух-трёх и более соперников. Конечно все техники могут выполняться как без оружия, так и сюко на руках. Во всех ката действия идут по похожему сценарию: атака или угроза противника (как спереди, так и сзади, а также «кольцом», если нападающих много) – контратака ударом или броском – ослепление атакующего или поверженного врага – исчезновение в момент замешательства. И хотя именно контратакующие действия выглядят как относительно простые действия в стиле коппо или хакуда (жёсткого дзюдзюцу), в сочетании с использованием ослепляющей смеси мэцубуси и техники ускользания, в Тогакурэ рю они смотрятся действительно иначе. Полноценно используются преимущества короткого и легкого меча Затем приходит черед методов ниндзя иайдзюцу (батто), использующие длину клинка ниндзя как преимущество – например, прыжком сократив дистанцию и атакуя запястье противника с близкой дистанции (техника иай маай) или выхватывая меч из-за спины справа, скрываясь за предметом или напарником (техника кагэ-но итто). Также есть возможность использования мэцубуси как броском руки (перед извлечением меча), так и махом ножен (техника итто рёдан). Существуют также способы использования меча в качестве особых «вил» для снопа горящей соломы, который изначально может служить отвлекающим щитом, а затем весьма неприятным метательным средством, который будучи запущенным в противника, может воспламенить его волосы или одежду, а также опалить глаза и лицо. Считается, что тайные кланы ниндзя возникли в Японии одновременно с возникновением самурайского сословия в IХ—ХII веках. Прообразом ниндзя считаются секты горных отшельников ямабуси VIII века, исповедовавших направление буддизма школы Сингон. Ямабуси поощряли тяжёлые и изнурительные тренировки своих адептов, а также тщательно сохраняли собранные на протяжении веков знания по медицине, химии, астрологии. Ямабуси были приверженцами полного слияния с природой. Изначально тайные школы ниндзюцу не имели ничего общего с военными организациями ни по своей методике подготовки, ни по своей философии. Однако со временем произошли изменения. Происхождение самого боевого искусства ниндзюцу, связывают, как и большинство восточных искусств боя, с китайскими источниками. Однако термин «ниндзюцу» охватывает лишь немногие особенности искусства ниндзюцу, такие как утаивание, созидание и поддержание ауры таинственности. В функции ниндзя входило проникновение к врагу, совершение саботажа или убийства и возвращение после успешного завершения миссии. Традиционно ниндзя выполняли роль наёмников, которые предлагали себя в качестве шпионов, наёмных убийц, диверсантов, политических провокаторов и террористов большим и маленьким правителям японской феодальной эпохи. Ниндзя предлагали свои услуги лишь тем, кто готов был за них платить. Семьи ниндзя представляли собой тесно сплочённые коллективы, интегрированные в более крупные группы — кланы. Посторонний человек практически не имел возможности присоединиться к такой группе и стать ниндзя, для этого нужно было родиться в семье профессионалов. Искусство и другие хитрости хранились под секретом и передавались только от отца к сыну. Раскрытие секрета означало смерть от руки ниндзя из того же клана. Расцвет ниндзюцу пришёлся на период Сэнгоку Дзидай (1568). На это время приходится пик феодальных войн, и тогда насчитывалось около 70 кланов ниндзя. Легенды о ниндзя тоже относятся именно к этому периоду. Документальные свидетельства подтверждают существование в эту эпоху школ Ига и Кога. Однако, ниндзя существуют и по сию пору, правда, скорее, как крайне законспирированые кланы. Гораздо глубже, чем якудза или триада, которые, хоть и не являются кланами наёмных убийц, но не раз использовали ниндзя в собственных операциях укрепления своего влияния. В японской культуре ниндзя часто противопоставляются самураям. Дело в том, что самураи превыше всего ставили идеалы воинского кодекса бусидо и в соответствии с ними стремились достойно сражаться и наилучшим образом подготовиться к смерти. Ниндзя исповедовали прямо противоположную философию. Главное для ниндзя — выполнить поставленную задачу, а так как основная их задача — разведка, то для успешного её выполнения необходимо было выжить любой ценой. Для ниндзя не могло быть запретных действий, не могли существовать какие-либо нравственные и религиозно-этические ограничения в методах ведения войны. Для достижения победы хороши любые средства, и ниндзя успешно все их использовали. Кланы ниндзя
Снаряжение ниндзя
Оружие ниндзя
|