Накадака Иппон Кэн Учи (Nakadaka Ippon Ken Uchi) | Karate-krs.ru

Накадака Иппон Кэн Учи (Nakadaka Ippon Ken Uchi)

Московский Клуб Кендо и Иайдо Сёгун

Первая ката начинается с дзёдан но камаэ. Это очень интересно, так как в кендо мы все сначала изучаем чудан. Смысл этого будет понятен после объяснения значения ката №1.

Значение ката №1

В первой ката учитачи (uchitachi) делает шаг вперед чтобы разрубить ситачи (shitachi) пополам, начиная с самого верха головы. Но ситачи избегает этого удара, делая шаг назад с левой ноги и поднимая обе руки вверх. После этого ситачи разрубает учитачи пополам, начиная с верхушки головы.

Учитачи приближается чтобы разрубить ситачи напополам. Учитачи делает это, рискуя своей жизнью. Ситачи же избегает удара легким движением назад и обрывает жизнь учитачи.

Всего два удара в этой ката, но они показывают, в чем именно суть кендо.

«Выполнить удар, рискуя собственной жизнью, и жить, рискуя собственной жизнью.» Эта ката показывает нам, насколько тонка грань между жизнью и смертью.

Но это еще не все. Мы действительно прерываем жизнь нашего оппонента в ката №1. Это считается очень незрелым этапом нашего умения, потому что мы забираем жизнь человека. Да, прежде всего мы должны победить/жить, но это не цель кендо. Это всего лишь вступление.

Итак, теперь мы знаем, что ката №1 напоминает нам, что такое кендо, а также начальный уровень кендо. Так что, пожалуйста, держите это в памяти.

Далее, что происходит:

Учитачи Ситачи
Принимает хидари-дзёдан Принимает миги-дзёдан
Оба делают три больших шага вперед, начиная с передней ноги
Учитачи выполняет прямой удар мен, делая шаг правой ногой, так чтобы достать до головы противника последней третью клинка используя крик «я!» Ситачи избегает удара мен, делая шаг назад с левой ноги и поднимая руки вверх (и слегка назад). Название техники — мен-нуки-мен.
Ситачи делает шаг вперед с правой ноги и наносит мен учитачи с криком «то!»
После короткой паузы учитачи делает маленький шаг назад с левой ноги Ситачи опускает свой меч вниз на уровень переносицы учитачи
Учитачи делает еще один маленький шаг назад В то время, когда учитачи делает второй маленький шаг назад, ситачи медленно вытягивает руки, как будто бы он толкает учитачи назад с помощью кенсаки (семэ). Продолжая это движение, ситачи поднимает свой меч вверх над своей головой во время шага вперед с левой ноги, чтобы принять хидари-дзёдан. Это зансин (zanshin).
После паузы учитачи начинает поднимать свой меч и выпрямляется Ситачи начинает опускать свой меч и отводит свою левую ногу назад
Оба, учитачи и ситачи, принимают чудан.
Оба опускают мечи, отводя свой меч вправо так, чтобы кенсаки находился приблизительно перед своим правым коленом.
Оба делают пять маленьких шагов назад с левой ноги.
После пяти шагов оба принимают чудан: готовы к Ката №2.

Некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание

Приблизившись на нужную дистанцию, учитачи на секунду останавливается, чтобы оценить степень готовности ситачи, и атакует только когда видит, что ситачи готов. Смысл ката — не убить ученика, а научить его противодействию простой атаке. Обратите внимание, что в 5-й ката тайминг очень похожей атаки будет уже другим.

Удар мен, который выполняет учитачи, это удар, в который он вкладывает все свои силы. Другими словами, он рискует своей собственной жизнью. Удар выполняется с целью разрубить напополам ситачи, включая его руки и рукоятку его меча. Это означает, что учитачи принял непоколебимое решение выполнить этот удар.

Учитачи должен знать ощущение этого. Так как удар не попадает по ситачи, то он идет дальше вниз. Лезвие меча смотрит прямо. Некоторые люди разворачивают меч, но это неправильно. Держите меч прямо после удара.

Учитачи не должен наклонять тело во время удара. Другими словами, не сгибайте колени, когда выполняете удар. Держите их распрямленными. Однако, полностью вложившись в удар и не попав по цели, учитачи «проваливается» вперёд немного сгибаясь в поянице.

Во время выполнения ударов оба, учитачи и ситачи, должны приставлять свою заднюю ногу. Не оставляйте заднюю ногу позади, когда наносите удар. Точно так же, как и в кендо: мы не оставляем заднюю ногу сзади после того, как наносим удар.

Ситачи, уходя от удара, не должен забрасывать меч назад.

Важнейшей составляющей всех ката являются тайминг и маай. Необходимо понимать, что учитачи приближается к ситачи именно на то расстояние, на котором он может нанести эффективный удар моноучи по голове противника и ни на сантиметр ближе. Длинна шага учитачи при ударе, амплитуда движения рук и меча, а также постоянно возрастающая скорость, подчинены той же цели. Если учитачи отклонится в своих действиях от той «золотой середины», которую диктуют ему обстоятельства, то почти наверняка погибнет. Поэтому не следует шагать слишком далеко или, наоборот, бить прямо перед собой из боязни нанести травму партнёру.

Что касается действий ситачи, то во всех ката его задача убедить учитачи в том, что его техника/замысел сработали. По этой причине начинать своё движение/вадза ситачи должен тогда и только тогда, когда удар учитачи перешёл в необратимую фазу за счёт резкого ускорения в последней его трети. Это ключевой момент работы ситачи с точки зрения тайминга диктуемого вадза «мэн-нуки-мэн». Вторым моментом является ускорение при контратаке. Вернуться со своим ударом ситачи должен быстрее, чем уходить от атаки учитати. Эти аспекты должны постоянно совершенствоваться в процессе практики ката, и по их исполнению сразу можно отличить начинающего кэндока от более опытного. В конечном итоге во всех ката (кроме последней) вместо киай «Я!-раз-два-Тоо! мы должны услышать единое ЯТоо!»

Учикоми – замечательный вид тренировки в дзюдо и просто необходимый, когда речь идет об отработке техники. Выполняя учикоми важно обращать внимание на несколько ключевых моментов, а именно – место захвата, кудзуши, дистанцию, вход, бросок и скорость, с которой вы это выполняете.

Как вы выполняете захват в учикоми, имеет огромное значение. Важно убедиться, что вы берете захват в том же месте, что и во время рандори. Нет смысла отрабатывать все ваши приемы с классическим захватом за рукав и отворот, если в борьбе вы используете захват сверху или за оба отворота. Обращайте внимание, каким захватом вы пользуетесь в рандори, и используйте такой же в учикоми – вы сразу заметите, как ваша техника начнет улучшаться.

Кудзуши (выведение из равновесия) – один из самых важных аспектов броска. Проще говоря, если нет выведения из равновесия, нет и броска. Кудзуши важно тем, что не только лишает противника равновесия, но и нарушает его позу, делая уязвимым для атаки. Помните, что ваша главная цель в учикоми – выводить противника из равновесия при каждом повторении без исключения. Если вы отрабатываете прием, направленный вперед, вес соперника должен приходиться на его пальцы ног, а если прием направлен назад, вес противника должен приходиться на пятки.

Дистанция и вход

Дистанция и вход в бросок, на мой взгляд, неразделимо связаны. У вас может быть наилучший вход, но если вы окажетесь слишком близко к сопернику, вам не хватит места, чтобы вывести его из равновесия. Выполняя учикоми, убедитесь, что вы оставляете достаточную дистанцию, чтобы нарушить равновесие противника. Подходя слишком близко, вы оставляете его в устойчивом положении, давая возможность отразить вашу атаку или избежать броска.

Многие дзюдоисты делают сотни повторов учикоми каждую неделю, но не могут бросить ни одного партнера в рандори. Одна из причин может крыться в том, что, делая много повторов конкретного элемента, они не выполняют бросок полностью. Да, бывают случаи, когда у вас есть прекрасный вход и кудзуши, но вы не можете довести бросок до конца, потому что соперник обладает отличной чувствительностью к движениям и устойчивостью. Но если вы начнете на тренировках отрабатывать много бросков (нагэ-коми) при небольшом сопротивлении партнера или вообще без него, у вас будет гораздо лучше получаться бросать соперника в поединках с полным сопротивлением. Совмещайте отработку учикоми с выполнением броска полностью – это наилучший способ достигнуть совершенства в овладении техники дзюдо.

Скорость также чрезвычайно важна в учикоми. На тренировке следует выполнять быстрый вход в бросок и медленный выход. Сосредоточьтесь в первую очередь только на входе. Дело в том, что в соревновании вам, как правило, не нужно выходить из броска. Если вы выходите из броска, это означает, что вы, возможно, не смогли бросить своего соперника, и теперь рискуете тем, что он отразит вашу атаку, выполнив контрприем. На тренировках следует отрабатывать быстрый четкий вход и меньше думать о выходе.

Вход – вот над чем нужно работать

Есть известное правило для хорошего выполнения приема – это правило 10 000 повторов. Вы должны выполнить прием 10 000 раз, чтобы успешно сделать бросок на соревновании. Учикоми – отличный способ тренировки, но убедитесь, что ваш захват, кудзуши, заход, бросок и скорость верны в каждом повторе без исключения. Если что-то не совсем получается, работайте с более медленной скоростью, чтобы исправить недочеты. Обязательно попросите своего тренера проанализировать вашу технику и помочь в исправлении ошибок, если они есть.

�?ноуэ сенсей: разница между иппоном и юкодатоцу

Ёсихико �?ноуэ сенсей, 8 дан кендо

В настоящее время будо (кендо) считается спортивным занятием. Процесс сражения с представлением и выполнением ваза. �?сключительно событие из разряда «победил или проиграл». Это приводит к набору стандартов, которые нужно применять в каждой ваза.

Тем не менее, настоящее значение победы или поражения базируется на способности одной стороны превзойти другую ментально, в большинстве случаев без необходимости в физическом обмене ударами.

Победа без физического боя. Победа без ударов. Это настоящий способ победить… Однако…

Этот метод победы или доминирования не имеет легко распознаваемой формы для того, чтобы быть использованным для судейства. Чрезвычайно трудно судить ментальное доминирование. Даже просто чтобы понять то, что оно присутствует, нужно постараться, если только вы не находитесь по другую сторону синая.

Давайте возьмем какую-нибудь ваза и будем пытаться нанести 100%-ный хороший засчитываемый удар. Это непростое задание. Например, имеем попытку нанести удар мен. Удар попадает в цель, но для того, чтобы присудить очко, этого просто не достаточно. Очко не присуждается и матч продолжается дальше. Таким образом, «почти очко» нужно для иппона, и отсюда мы получаем стандарт юкодатоцу.

В реальности способность определить разницу между иппоном и юкодатоцу – это то, чего не хватает сегодня в кендо.

�?ппон (ippon) – это финал; юкодатоцу (yukodatotsu) же говорит о том, что была сделана эффективная ваза, показывающая преимущество атакующего, но в целом не являющаяся бесспорной.

Настоящий 100%-ный полностью выполненный иппон – это когда вы жертвуете собой, игнорируя опасность контратак. Гарантированная успешная атака, которая не должна провалиться. Если же подобная «настоящая» атака тем не менее проваливается, то в итоге вы получаете юкодатоцу.

Юкодатоцу может быть сделан без опасности, без полного пожертвования и с использованием защиты, таким образом увеличивая шансы на успех. В то время как иппон требует отчаяния, как будто от этого действия зависит жизнь. Без такого отношения иппон не достижим.

Это приводит нас к сегодняшней ситуации, когда юкодатоцу и иппон рассматриваются и судятся как равноценные. А это в свою очередь выливается в игру вроде поединка вместо схватки в кендо по типу «синкен» (shinken, лезвие жизни). Поэтому мы должны понимать, что в сегодняшнем «сан бон сёбу» определяется не лучший из трёх иппонов, а лучший из трёх юкодатоцу. Эта ситуация приводит к убеждению, что юкодатоцу (как правило, около 80% успешных ударов) и иппон – это одно и то же. С юкодатоцу возрастает потребность оценивать и защищаться. А это приводит к выработке способов побеждать без полного самопожертвования.

Мы не оказались в ситуации, когда настоящий иппон (где атакуемый глубоко в сердце понимает, что он побежден конкретным ударом) больше не понимается. Сейчас мы находимся в эпоху необходимости снова изучить истинное значение иппона в кендо.

Это моё видение разницы между иппоном и юкодатоцу.

В конечном счёте, мне кажется, что система подсчета очков в дзюдо по иппону является более правдоподобной, более близкой к значению иппона, т.к. там нет 2-го шанса или возможности вернуться после иппона. Настоящий сёбу.

�?сточник: интервью с �?ноуэ сенсеем. Грехем Сейер, президент Новозеландской федерации кендо.
Перевод с англ.: Ольга Клочкова

*Ёсихико �?ноуэ сенсею в этом году (2014) исполняется 84 года и он все еще посещает каждую кейко в додзё Чион Кенсю Кан (Chion Kenshu Kan) в городе Яидзу в Сидзуока.

Читать онлайн «Динамика каратэ» автора Накаяма Масатоши — RuLit — Страница 16

Согните средний и безымянный пальцы, а также мизинец внутрь так, чтобы они тесно прижались к ладони. Затем загните указательный палец над средним пальцем и прижмите его вниз. Указательный палец должен составлять небольшой угол со средним.

Этот метод формирования кулака был широко распространен лет тридцать назад, однако некоторые каратэки используют его и сейчас. Популярность его падает, поскольку, хотя указательный и средний пальцы и образуют тугой шар, однако мизинец стремится к полному расслаблению. Если, однако, привыкнуть к этому методу, кулак можно формировать довольно быстро. Оба метода складывания кулака полезны и приводят к эффективным приемам.

Типы кулакаСейкэн (передняя часть кулака)

Обычно используется в проведении удара Цуки (прямого удара). Область немного выше среднего сустава и до вершин первых суставов указательного и среднего пальцев — это часть кулака, которая бьет в цель. В момент удара вся сила тела должна перелиться через руку по прямой линии и направиться прямо в кулак, Напрягите запястье и следите, чтобы оно и тыльная поверхность (далее будем называть ее тылом) кулака образовали прямую линию. Если запястье согнуто, сила не передается в кулак, и запястье может повредиться. Поскольку Сейкэн используется более часто, чем другие виды кулака в Каратэ, тренировка в его использовании должна быть постоянной и совершенной.

Уракэн (тыл кулака)

Кулак образуется так же, как и для Сейкэн. Тыльная сторона кисти и головки первых суставов указательного и среднего пальцев — это та часть кулака,. которая используется при ударах Учи. Уракэн используется главным образом для атаки лица противника и боковых поверхностей его тела. Выполняется Учи с разгибательным движением предплечья.

Его также называют Шутсуи (рука–молот) или Тэттсуи (железный молот). После складывания кулака, как в Сейкэн, используйте основание кулака (область возле согнутого мизинца) для удара в цель. Как и в Уракэн, для атаки используется разгиб предплечья

Иппон–Кэн (одинокий сустав в кулаке)

Образуйте кулак, как для Сейкэн, однако дайте среднему суставу указательного пальца выдвинуться наружу. Большой палец, вместо того, чтобы сгибаться над указательным и средним пальцами, давит сбоку на указательный палец, укрепляя его. Этот тип кулака используется в атаках переносицы, точки под носом и между ребрами.

Накадака–Кэн (сустав среднего пальца в кулаке) или Накадака–Иппон–Кэн (одинокий сустав среднего пальца в кулаке)

Образуйте кулак, как для Сейкэн, однако дайте выдвинуться вперед среднему суставу среднего пальца, согните большой палец над указательным и средним пальцами. Крепко прижмите средний палец указательным и безымянным пальцами для обеспечения опоры и давите большим пальцем вниз на указательный и средний пальцы. Накадака–Кэн используется, для тех же целей, что и Иппон–Кэн.

Хиракэн (вторые суставы пальцев кулака)

Согните пальцы внутрь так, чтобы концы их коснулись ладони. Позвольте пальцам слегка согнуться вниз в первых суставах. Тесно прижмите большой палец к ладони возле указательного пальца или держите его у ладони сбоку. Этот тип кулака часто используется в атаках точек под носом или между ребрами.

Удары УЧИ открытой кистьюОбразование Кайсё (открытой кисти)

Не просто лишь открытая кисть образует Кайсё а крепко сжатые вместе пальцы. Согните большой палец в суставе и прижмите сбоку к ладони. Как в кулаке, запястье и тыл кисти должны образовать прямую линию. Слегка напрягите запястье. Не слишком давите большим пальцем на основание

Использование КайсёШуто (ребра кисти)

Когда открытая кисть используется для Шуто, сила должна вливаться в пальцы, чтобы они были напряженными и сильными. Это особенно касается мизинца. Вообразите, что сила вливается в пальцы, а затем направляется наружу из внешнего ребра ладони (т. е. прилегающего к мизинцу). Используйте эту наружную поверхность кисти подобно ножу или мечу, ударяя по руке или ноге противника, когда он атакует. Шуто очень эффективно используется в атаке по виску противника, боковой поверхности шеи или ребрам. Когда применяете Шуто, разгибайте руку наружу в локте с максимальной быстротой и силой.

10 отличий между окинавским и японским каратэ

Знаете ли вы разницу между окинавским и японским каратэ?

Именно этим вопросом начинает очередную свою статью Джесси Энкамп — автор блога karatebyjesse.com

Вопрос очень интересный. А потому — предлагаем рассмотреть перевод материала «10 отличий между окинавским и японским каратэ».

Джесси уверяет своих читателей, что раньше не видел разницы между японским и окинавским каратэ. Но все изменилось в день, когда он решил посетить Окинаву — Родину каратэ.

С тех пор, признается автор, он побывал на удивительном острове более десятка раз, главным образом пытаясь постичь суть каратэ. Джесси даже жил там в 2009 году, изучая японский язык. И вот теперь Энкамп объявляет на весь мир: есть много существенных различий между окинавским и японским каратэ!

# 1. Высокие стойки

Окинавская стойка Шико-дачи

Окинавское каратэ, в отличие от японского, имеет много высоких стоек.

Почему? Потому что высокие стойки более естественны.

Но позволяют ли эти высокие стойки развивать силу ног и выносливость?

Джесси уверяет нас: нет, не позволяют.

Стойки окинавского каратэ более практичны в применении для самообороны.

# 2. «Зачем» вместо «Как»

Бункай сэнсэя Мияги Тёдзюну

Если вы занимаетесь каратэ на Окинаве, вы будете часто слышать слово «Ими».

«Ими» переводится как «означает». Таким образом, в окинавском каратэ делается акцент на смысле самой техники. И каждая методика фактически выполняется на вас, что, признается Джессии, изрядно шокирует.

Японское каратэ, с другой стороны, часто более сосредоточено на вопросе «как», а не на вопросе «зачем».

У данной тенденции есть причины.

Смысл многих техник был потерян в ходе исторической передачи каратэ из Окинавы в Японию. Если вы даже не знаете «зачем», то будет проще научить «как».

Цель японского каратэ не совпадает с целью окинавского каратэ. С исторической точки зрения японское каратэ («Каратэ-До») развивалось в соответствии с духовным путем современных боевых искусств, таких как дзюдо, кэндо, айкидо и т.д. (через «как»).

Цель окинавского каратэ исходила из потребностей самообороны (через «зачем»).

Уровень боевого знания гораздо глубже в Японии. Многие техники японского каратэ под влиянием других, более известных японских боевых искусств, достигли оптимального вида. Например, японский сэнсэй будет рассматривать каждый элемент вашего ката: как крутить бедрами, как поставить ваши ноги, как перенести ваш вес и т.д.

Но окинавский сэнсэй вместо этого будет чаще напоминать вам о цели каждой техники ката.

«Бункай ближе для окинавцев,» — увереят Джесси.

# 3. Нет «Осу! / Oсс! «

Oсс — визитная карточка японского каратэ, где данная голосовая команда («Осу!» или «Осс!») используется довольно часто.

Это явление также распространено на Западе и даже становится популярным в бразильском джиу-джитсу и ММА.

Но. Джесси акцентирует внимание на том, что он никогда не слышал «Осу!/Oсс!» на Окинаве.

Жители Окинавы, как правило, вместо этого используют слово «Хай!».

# 4. Это не спорт. Это образ жизни.

75-летняя Тсунеко Мачида, 4-й дан. Начала заниматься каратэ в 63 года

Когда Каратэ пришло в Японию — многое изменилось. Например, люди начали соревноваться.

Практикующие японское каратэ на самом деле изменили многие ката и добавили новые методики в кумитэ, лишь бы проводить эффектные соревнования.

На Окинаве каратэ — это не спорт. Это образ жизни.

Наследие каратэ — часть Окинавы, и это такая естественная часть их культуры, что окинавцы просто не видят смысла проводить в ней какие-либо соревнования.

# 5. Чинкучи вместо кимэ

Брюс Ли демонстрирует «удар в один дюйм»

В японском каратэ суперважна концепция «кимэ».

Слово «кимэ» происходит от корня «Kimeru», что буквально означает «решать» или «исправить». Кимэ означает мгновенную остановку в конце исполнения определенных техник.

А в окинавском каратэ есть чинкучи!

Дело в том, что на Окинаве считают, что нет необходимости «замораживать» свои движения. Куда более важно передать всю свою энергию в противника — как ударной волной. А для того, чтобы сделать это, вам нужно взрывное высвобождение энергии всего тела.

Вы когда-нибудь видели знаменитый «удар в один дюйм» Брюса Ли?

Это прекрасный пример того, что такое чинкучи.

# 6. Каратэ и Кобудо

Японское каратэ основывается на рукопашном бое.

Но на Окинаве почти каждое додзё украшено оружием на стенах.

Потому что окинавцы активно практикуют кобудо — искусство обращения с традиционным холодным оружием.

10 наиболее распространенных видов оружия в Кобудо:

Джесси поправляется: он вовсе не утверждает, что окинавское каратэ — это искусство обращения с оружием. Но, подчеркивает он, мастера окинавского каратэ — это и мастера кобудо.

Как говорит Накамото Масахиро, 10 дан Кобудо:

«Каратэ и Кобудо — как брат и сестра. Их нельзя разделять».

# 7. Древние снаряды

Мастера окинавского каратэ всегда отличались превосходной физической подготовкой. Они разработали уйму невероятных инструментов и снарядов для совершенствования физических способностей и силовых навыков. И эти снаряды до сих пор используется в окинавском каратэ.

Джесси приводит список своих любимых традиционных окинавских предметов для тренировок:

  • Макивара — пружинистая доска, завернутая в солому. На Окинаве говорят: «додзё без макивары — не додзё».
  • Чи-иши — каменный груз на короткой деревянной палке.
  • Иши-Саши — бетонные или каменные гири в виде замка.
  • Нигири — большие керамические банки с песком, которые нужно удерживать во время тренировок в различных позициях. Позволяют укреплять запястья, руки, ноги.
  • Ту — пучок бамбука, предназначенный для набивки ударных поверхностей.

# 8. Техники Туиди

Мотобу Чоки использует Туиди (Наиханчин)

В то время как японское каратэ по большей части рассматривает бой с сравнительно дальних дистанций, окинавское каратэ куда чаще рассматривает работу на малых расстояних от противника.

Туиди — окинавский метод захвата, захват или скручивание суставов противника.

Вполне естественно, что этот аспект боя также включает в себя другие неприятные вещи, как удушье, разбалансировка, броски, удары по болевым точкам и т.д.

# 9. Индивидуализация против массовой подготовки

Фунакоси Гитин преподает каратэ японским студентам университета Кейо

Окинавское каратэ — это искусство, которому трудно научить большую группу людей одновременно.

Японское каратэ, с другой стороны, преподается для больших групп.

В самом деле, в среднем окинавское додзё вмещает 10-15 человек.

# 10. Учинаа-Гучи

Окинавский флаг

Окинавское каратэ имеет свой собственный язык — «Учинаа-Гучи» (буквально: «окинавский рот.»)

Многие термины окинавского каратэ уже упоминались в данном материале: «чинкучи» и «туиди» — это не японские слова. Это древние термины из окинавского языка.

Эти слова никогда не используются в японском каратэ.

Ссылка на основную публикацию