Нагэ но ката соно ити | Karate-krs.ru

Нагэ но ката соно ити

Nage No Kata 投の形

Наге-но-ката было создано в 1887 году Дзигоро Кано. Оно состоит из пяти серий. Первая включает тэ-вадза — броски руками. Вторая соответствует коси-вадза — броскам за счет таза или бедер. Третья — это аси-вадза, броски ногами. Четвертая серия соответствует ма-сутэми-вадза — броскам с падением назад, пятая — ёко-сутэми-вадза — броскам с падением в сторону. Каждая серия включает три техники. Всего в ката 15 приемов, выполняемых в правую и левую стороны. Традиционные перемещения между выполнением приемов называют цуги-аси. Это скользящие шаги — движение одной и той же ногой с подтягиванием второй ноги. Применяют также и аюми-аси — попеременные шаги. Шаги выполняют с использованием силы и энергии всего тела. При выполнении ката Тори и Укэ должны продемонстрировать правильные положения и перемещения, красоту и уверенность движений. Если ученик хорошо освоил гокё-но-вадза, ему будет довольно легко выучить нагэ-но-ката. Но при плохом владении базовой техникой нагэ-но-ката покажется очень сложным для изучения, поскольку техническое мастерство в основном определяется наработкой всех азов. Исполнитель роли Тори должен демонстрировать отличную технику броска. Исполнитель роли Укэ должен отлично владеть укеми-вадза -техникой правильного падения. Для того чтобы освоить обе роли в нагэ-но-ката, нужны многие годы упорных и регулярных занятий.

Тэ вадза — броски, выполняемые руками

1. Уки-отоси — выведение из равновесия рывком.

2. Сэои-нагэ — бросок через спину с захватом рукой за плечо.

3. Ката-гурума — бросок через плечи.

Коси-вадза — броски, выполняемые за счет бедер

1. Уки-госи бросок через бедро с обхватом спины.

2. Хараи-госи — подхват под отставленную ногу.

3. Цурикоми-госи бросок через бедро с обхватом шеи.

Аси-вадза — броски, выполняемые ногами

1. Окури-аси-хараи — боковая подсечка под две ноги.

2. Сасэ-цурикоми-аси — передняя подсечка.

3. Ути-мата — подхват под одну ногу.

Ма-сутэми-вадза — броски с падением назад

1. Томоэ-нагэ бросок с упором ноги в живот.

2. Ура-нагэ — бросок через грудь.

3. Суми-гаэси — бросок через голову с подхватом ноги.

Ёко-сутэми-вадза — боковые броски с падением

1. Ёко-гаке — боковая подсечка с падением.

2. Ёко-гурума — бросок через грудь с падением.

3. Уки-вадза передняя подножка с падением.

Нагэ но ката соно ити

Ниже приведены текст и видио Ката Джосуи — Ашихара — Каратэ

( J OSU I — ASHIHARA — KARATE).

В описании Ката очень редко указываются уровни ударов. Это связано с тем, что уровни ударов определяются конкретной ситуацией при работе в режиме «Сабаки» против одного или нескольких ассистентов. При выполнении Ката индивидуально в режиме «Бой с тенью» уровни ударов ногами определяются возможностями выполняющего Ката по принципу – «чем выше, тем лучше». При этом не должны страдать концентрация (кимэ), форма, скорость, равновесие и синхронность (при групповом выполнении). На соревнованиях по ката эти критерии более важны при оценке судьями техники выполнения, нежели высокие, но «грязные» удары ногами.

ШОШИН НО КАТА ИТИ

По команде: «Сёсин но ката ити!» разрубить крест на уровне груди.

1. Кумитэ но гамаэ на 90° влево.
2. От Правого тюдан дзуки:
Шаг назад, Левый тюдан сото укэ, подшаг, Правый тюдан гяку дзуки.
3. От Правого дзёдан дзуки:
Шаг назад, Левый дзёдан сото укэ, подшаг, Правый дзёдан гяку дзуки, Правый тюдан маваси гэри, опуская ногу вперед, повернуться на 180° против часовой стрелки.
4. От Левого тюдан дзуки:
Шаг назад, Левый гэдан барай, подшаг, Правый тюдан гяку дзуки.
5. От Левого дзёдан дзуки:
Шаг назад, Левый ути укэ сюто, подшаг, Правый дзёдан гяку дзуки, разножка, Левый тюдан маваси гэри, опустить бьющую ногу на 90° против часовой стрелки лицом к Сёмэн.
6. От правого маэ гэри:
Шаг назад, Левый сото укэ, подшаг, Правый дзёдан гяку дзуки, Правый тюдан маваси гэри, ногу подтянуть.
7. От левого маэ гэри:
Шаг назад, Левый гэдан барай, Правый гэдан маваси гэри, Левый дзедан маваси гэри, ногу опустить вперёд.
8. От левого тюдан маваси гэри:
Подшаг, Левый сунэ укэ, П-Л. маваси укэ с переходом в поз.2, Левый хидза гэри, маки коми нагэ, кумитэ но гамаэ.
9. От правого тюдан маваси гэри:
Подшаг, Левый сунэ укэ, Л-П. маваси укэ с переходом в поз.1, Правый хидза гэри, маки коми нагэ, киба дати на 45°.
10. Против брошенного противника:
Правый гэдан дзуки, возвращая руку (Хикитэ), подтянуть левую ногу, кумитэ но гамаэ лицом к Сёмэн.
По команде: «Наорэ!» подтянуть Правую ногу и встать в Фудо дати лицом к Сёмэн.

Нагэ но ката соно ити

Форум » Ката » Ката Ашиxара каратэ » Наге Но Ката Соно Ичи / Nage No Kata Sono Ichi (Первое ката броскового тренинга)

Наге Но Ката Соно Ичи / Nage No Kata Sono Ichi

RabotNik Дата: Вторник, 20.03.2012, 17:57 | Сообщение # 1

По команде: «Нагэ но ката ити!» разрубить крест на уровне груди.

1. Кумитэ но гамаэ на 90° влево.

2. От правого тюдан маваси гэри:
Левый сунэ укэ, Л.-П. маваси укэ, маки коми нагэ, поворачиваясь па 360°по часовой стрелке.

3. От правого маэ гэри:
Шаг назад, Левый сото укэ, заступить Правой ногой за Правую ногу противника, ура нагэ, поворачиваясь на 180°против часовой стрелки.

4. От левого тюдан маваси гэри:
Левый сунэ укэ, П.-Л. маваси укэ, маки коми нагэ, поворачиваясь на 360°против часовой стрелки.

5. От левого маэ гэри:
Шаг назад, Левый гэдан барай, заступить Левой ногой за Левую ногу противника, ура нагэ, поворачиваясь по часовой стрелке лицом к Сёмэн.

6. От правого маваси гэри:
Шаг назад, пропустить ногу противника, заступить Левой ногой за Правую ногу противника, разворачиваясь на 180°по часовой стрелке в поз.1, захватить Левой рукой голову соперника, ура нагэ, продолжая поворачиваться ещё на 180° по часовой стрелке.

7. От левого маэ гэри:
Шаг назад, Левый гэдан барай, заступить Левой ногой за Левую ногу противника, ура нагэ, поворачиваясь на 360°по часовой стрелке.

8. От левого дзёдан маваси гэри:
Шаг назад, пропустить ногу противника, заступить Левой ногой за Левую ногу противника, ура нагэ, поворачиваясь на 180°по часовой стрелке.

9. От правого дзёдан маваси гэри:
Шаг назад, пропустить ногу противника, заступить Правой ногой за Правую ногу противника, ура нагэ, положить голову противника на Левое бедро, разворачиваясь назад в киба дати под 45° к Сёмэн и придерживая голову соперника Левой рукой.

10. Против брошенного противника:
Правый сюто ути, Правый хидзи отоси, кумитэ но гамаэ лицом к Сёмэн.

По команде: «Наорэ!» подтянуть Правую ногу и встать в Фудо дати лицом к Сёмэн.

Про стенограммы к ката в шапкаx тем:

Приведенный ниже текст Ката Ашихара-каратэ является дословным переводом с японского языка текста, предоставленного мне в Хомбу во время визита российской делегации в Японию в марте 2006 года. Считаю необходимым отметить, что в описании Ката очень редко указываются уровни ударов. Это связано с тем, что уровни ударов определяются конкретной ситуацией при работе в режиме «Сабаки» против одного или нескольких ассистентов. При выполнении Ката индивидуально в режиме «Бой с тенью» уровни ударов ногами определяются возможностями выполняющего Ката по принципу – «чем выше, тем лучше». При этом не должны страдать концентрация (кимэ), форма, скорость, равновесие и синхронность (при групповом выполнении). На соревнованиях по ката эти критерии более важны при оценке судьями техники выполнения, нежели высокие, но «грязные» удары ногами.

Ката Ашихара-каратэ изучаются и отрабатываются в нескольких условных режимах:

Режим №1 — «Бой с тенью» по схеме на счет инструктора без челночных перемещений в стойке.
Режим №2 — «Бой с тенью» по схеме на счет инструктора с челночными перемещениями в стойке.
Режим №3 — «Бой с тенью» по схеме по команде инструктора «Хадзимэ!» без последующего счета с челночными перемещениями в стойке.

Эти же три режима отрабатываются как «Сабаки» против одного или нескольких ассистентов.

Наиболее сложным способом отработки Ката является вариант, когда ассистенты выполняют атаки из данного Ката вразнобой, не соблюдая последовательность, описанную в тексте.

Высшим мастерством считается выполнение защиты от любых атак одного или нескольких ассистентов, применяя связки из Ката и импровизируя этими связками, учитывая конкретную ситуацию. Это и есть конечная цель Ашихара-каратэ, для достижения которой Кантё Хидеюки разработал свои Ката.

Нагэ но ката соно ити

Taikyoku Shodan ката сетокан каратэ

Тайкёку ( яп. 太極 , «пеpвопpичина», «Великий Пpедел» ) — серия простейших ката , практикуемых в нескольких стилях каратэ . Ката серии Тайкёку созданы Гитином Фунакоси для обучения новичков посредством упрощения ката Пинан в 40-х годах XX века .

Тайкёку-ката были разработаны сыном Гитина Фунакоши для целей обучения. Эти ката позволяют новичку получить первое представление о технике каратэ. Они включают защиту от воображаемых ударов с помощью блоков и последующие контратаки в виде самых простых движений. В Тайкёку Шодан (единственном рассматриваемом здесь ката этой серии) есть только две техники: блок Гедан-Барай и удар Ой-Цуки.

Ката Тайкёку выполняются по единой схеме на 20 шагов. Каждый поворот или разворот выполняется с блоком, каждый прямой шаг — с ударом. На восьмом и шестнадцатом шаге следует выкрик «киай».

Обычно рассматриваются три ката данной серии: Тайкёку-1, Тайкёку-2 и Тайкёку-3. Конкретное название в разных стилях может различаться. Так, например, в Кёкусинкай эти ката называются, соответственно, Тайкёку-соно-ити, Тайкёку-соно-ни и Тайкёку-соно-сан ; в Сётокан — Тайкёку Сёдан, Тайкёку Нидан и Тайкёку Сандан. Здесь слова «сёдан», «нидан» и «сандан» обозначают, соответственно, «первый уровень», «второй уровень» и «третий уровень». В Годзю-рю ката Тайкёку имеют нумерацию «гэдан», «тюдан» и «дзёдан» — нижний, средний и верхний уровень.

В Сито-рю данные ката называются «Дзюни-но-ката» ( 十二の型 — ката на 12 шагов): Дзюни-но-ити, Дзюни-но-ни, Дзюни-но-сан.

Обычно рассматриваются три ката Тайкёку, однако в разных стилях это число может варьироваться.

В методическом плане изучение этих ката предшествует изучению Хейана Шодан и создает хорошую основу для его понимания, давая навыки перемещения по такой же траектории и выполнения части технических элементов — блоков и ударов.

Фунакоши высоко ценил свое творение. Для него это были «Ката Вселенского Значения», отсюда название Тайкёку (в китайском варианте — Тай-Цзи) — «Соединение со Вселенной». Фунакоши считал, что эти ката очень просты для изучения, но при этом содержат «Фундамент базовых знаний», а потому даже мастера каратэ, изучавшие ката Тайкёку очень давно, время от времени возвращаются к этому «Универсальному источнику знаний».

Тайкеку Шодан (Taikyoku Shodan) – «Великий предел»

Это первое из трёх ката в Тайкъйоку ряде и первое ката, которое изучают ученики в стиле Шотокан. Тайкъйоку Шодан даёт понимание новичкам основных фундаментальных аспектов исполнения ката. Также этот комплекс служит подготовительной базой к изучению Хейана Шодан — следующей ступенью в ряду ката.

На сегодняшний день во многих школах это ката не практикуют. Однако следует заметить, что этот комплекс не следует оставлять без внимания.

В основе ката лежит перемещение в одной из основных базовых стоек каратэ, zenkutsu-dachi, и использование начальных элементов техники работы рук, удар chudan-oi-zuki и блокgedan-barai . Лёгкость исполнения ката позволяет начинающему каратэ-ке, выучив базовые движения, развить основные навыки исполнения ката. Практикуя в течение некоторого времени простые элементы, ученик создаёт прочную базу для изучения более сложных техник, с которыми встретиться в Хейан Шодан.

В Тайкъйоку Шодан присутствуют два киай. Первый – последний chudan-oi-zuki в конце первой дорожке, второй — последний chuda-oi-zuki в конце второй дорожке. Это ката содержит 20 движений и исполняется приблизительно 35 секунд.

Ката требуется для продвижения от 10 кю к 9 кю.

Taikyoku Shodan, Dennis Kipper, 1. Dan

Сенсей Уоррен Леви выполнения Тайкеку Шодан на медленной скорости

Сенсей Уорон Леви выполняет Тайкеку Шодан с нормальной скоростью

Пример выполнения ката Тейкеку Шодан на соревнованиях

1. Поворот влево, шаг левой ногой вперед в Зенкуцу-дачи, блок Гедан-Барай левой рукой.

2. Шаг вперед правой ногой с ударом Ой-Цуки.

3. Поворот на 180 градусов вправо с длинным шагом назад правой ногой, блок Гедан-Барай правой рукой.

4. Шаг вперед левой ногой с ударом Ой-Цуки.

5. Поворот на 90 градусов влево с шагом левой ногой, блок Гедан-Барай левой рукой.

6. После небольшой паузы шаг правой ногой вперед с поворотом на левой ноге, удар Ой-Цуки.

7. Сразу шаг вперед левой ногой с ударом Ой-Цуки.

8. Третий шаг вперед правой ногой, удар Ой-Цуки, усиленный выкриком Киай!

9. Поворот влево с шагом левой ногой назад, блок Гедан-Барай левой рукой.

10. Затем сразу удар Ой-Цуки с шагом правой ногой.

11. Поворот на 180 градусов вправо с длинным шагом назад правой ногой, блок Гедан-Барай правой рукой.

12. Шаг вперед левой ногой с ударом Ой-Цуки.

Далее повторить движения, начиная с пункта 5.

Ссылка на основную публикацию