Нагината-дзюцу | Karate-krs.ru

Нагината-дзюцу

Нагината-дзюцу

Раньше

Древковое оружие — символ и во многих странах даже герб военных сил. Эффективность его применения, вкупе с незамысловатостью и доступностью даже для низших слоев общества сделало древковое оружие крайне популярным как среди народных ополчений, так и среди профессиональных наемников. И тут по популярности топорам на древке могут дать фору только копья. Так и в Японии уже с 712 года (если верить Кодзики) стали активно использоваться нагинаты.

Конечно, топором на древке нагинату назвать ни в коем случае нельзя — в конечном итоге она очень далеко ушла от европейского родственника, и была больше мечом, нежели топором. Среди простого народа она распространение не получила, поскольку являлась подчеркнутым оружием военного класса, и более того — каждый экземпляр изготовлялся для них мастером-оружейником с тщательностью, сравнимой с изготовлением катаны. Нагината наравне с луком была обязательным для изучения оружием самураев, так что можно с готовностью сказать, что нагината была типичным оружием военного сословия и поначалу нагинатами вооружились пехотинцы для защиты от конных атак.

Ещё один класс, который активно пользовался нагинатой были горные воины-священники ямабуси и монастырские воины сохэи, которым нередко приписывают родство с синоби. После 16 века, объединения Японии и разорения многих монастырей нагината стала типичным оружием женщин-самураев (онна бугэйся), и со временем за ней закрепилась слава подчеркнуто женского оружия. Причем не просто женского, а благородного оружия, которым хозяйки защищали свои дома и своих вассалов, пока их мужья воевали в далеких землях.

Владение нагинатой включало в себя многочисленные рубящие, режущие и колющие удары, а также подсечки и тычки обратной стороной древка. Вообще, техника сражения нагинатой была больше сродни фехтованию, чем строевой рубке. Техники и ката нагинатадзюцу крайне изящны и порой похожи на танец.

Синоби изучали нагинатадзюцу как искусство владения одним из наиболее популярных видов оружия. Кроме того, для сражавшихся в составе больших подразделений, нагинаты для ниндзя были одним из немногих предметов, останавливающих конных воинов, разрубая и всадников, и лошадей.

Сегодня

В наши дни существует множество организаций и школ, изучающих нагинатадзюцу. Это и специализированные направления, популяризирующие классическое воинское искусство (как Всеяпонская Организация Нагинатадзюцу AJN), и общие школы, изучающие разные направления будо (например, Катори Синто Рю). Масааки Хацуми в Будзинкане помимо прочих редких видов оружия изучал и владение бисэнто (тоже разновидность нагинаты, в принципе), о чем и писал в своих книгах.

Выступление Остин Комэй Дзюкю Нагинатадзюцу

Японские Боевые Искусства

Japan Martial Art

Нагината-дзюцу

Нагината-дзюцу — боевое искусство владения японской алебардой- нагината.

Нагината представляет собой клинок, чем-то похожий на изогнутый меч, который крепится к длинной рукояти (например, в школе Катори Синто-рю используют нагинаты длиной примерно два с половиной метра).

Исследователи истории боевых искусств считают, что идею алебарды японцы взяли из Китая, где в ходу было похожее оружие под названием «дадао». Своей кульминации искусство боя алебардой достигло в период боевых действий между кланами Минамото и Тайра, которые происходили во второй половине XII в. Спад нагината-дзюцу начался в середине XVI века, когда на смену алебарде пришло более длинное копье.

Однако стоит заметить, что боевые характеристики алебарды на порядок выше, чем у копья, так как в технике нагината-дзюцу органично слились приемы боя копьем и мечом. Ей можно не только колоть и резать, но и наносить рубящие удары навзлет и наотмашь, атаковать на всех уровнях, блокировать и отклонять клинком выпады противника. В бою воин, вооруженный нагината напоминает смерч. Опасность для него представляет только огнестрельное оружие, либо плотный строй копейщиков, вооруженных копьями длиной 4—5 метров. Именно поэтому в XVI веке, когда на смену одиночному воину пришла тактика использования целых отрядов, вихревая манера боя бойца с алебардой разбилась о каменную стену строя копейщиков.

Но небольшое число любителей продолжали практиковать бой с нагинатой и тогда. Даже разведчики-ниндзя отдавали дань боевым свойствам алебарды, хотя, на первый взгляд, она достаточно велика, чтобы носить ее с собой во время диверсионных операций, во время которых приходилось взбираться на деревья, маскироваться в кустах и так далее. Однако известный мастер ниндзюцу по имени Хоригути Гэнъисай Садамицу придумал нагинату с укороченным древком. Она получила название «ко-нагината», что переводится как «малая алебарда».

В мирный период Эдо нагината стала считаться оружием женщин. Работой с алебардой обучались практически все женщины из самурайских родов. Но это совсем не означает, что мужчины оставили алебарду полностью.

Искусство нагината-дзюцу было вошло в обязательную подготовку во многих школах боевых искусств: Ёсин-рю, Катори Син-то-рю, Касима Синто-рю, Ко-рю, Нэн-рю, Тэндо-рю, Судзука-рю, Дзики синкагэ-рю и многих других.

В конце эпохи Эдо нагината-дзюцу постепенно начало становиться видом спорта. Значительное распространение получили турниры с использованием защитных доспехов (железная маска и бамбуковая кираса) на учебных алебардах с полосой из бамбука вместо боевого клинка. Противник был вооружен такой-же алебардой либо бамбуковым мечом синай. Позже на этом фундаменте выросло современное спортивное направление нагината-до («Путь нагината»)

Нагината-до как вид спорта

После буржуазной революции Мэйдзи (1868) нагината-дзюцу совершенно утратило какое-либо воинское значение и пришло в упадок. К счастью, с конца 70-х гг. XIX в. при поддержке Ассоциации воинской добродетели (Бутокукай) медленно началось его возрождение. Благодаря упорству энтузиастов до нынешнего времени сохранились такие школы нагината-дзюцу как Тэндо-рю и Тодаха Буко-рю, а также некоторые школы комплексного боевого воспитания, включающие в свою программу обучения нагината-дзюцу (например, Катори синто-рю).

Спортсмены из Японии с 1955 года объединены во Всеяпонскую федерацию нагината (AJNF), а самый первый общеяпонский чемпионат по нагината прошёл в апреле 1956 года. Наибольшее распространение получили спортивные секции нагината при высших учебных заведениях.

Кроме непосредственно Японии, нагината как вид спорта получила признание в Европе, Австралии, Северной и Южной Америке.

Большинство иностранных организаций состоят в Международной федерации нагината (International Naginata Federation, INF), родившуюся в декабре 1990 года.

Нагината-дзюцу

История происхождения нагинатадзюцу точно не известна. Предположительно, техника нагинатадзюцу была разработана либо на основе приёмов обращения с китайским гуань дао, либо независимо самураями, которые хотели увеличить радиус возможной зоны поражения противника мечом, и добились этого прикрепив клинок к более длинной рукоятке. Первое упоминание об использовании нагинаты приведено в японской хронике Кодзики (712 год).

История применения

Первоначально нагината использовалась в основном пехотой против конных противников. Также нагината была основным оружием монахов-воинов сохэев. [1]

В период Эдо (1603—1868) нагината преобразовалось в по большей части статусное оружие женщин из сословия самураев онна-бугэйся (яп. 女武芸者 онна бугэйся ? , «женщина-самурай») , а также предназначалась для защиты ими жилища в отсутствие мужчин. В этот период нагината стала активно позиционироваться как оружие для женщин. [2]

Многие традиционные школы боевых искусств (корю), такие как, например, Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, включили нагинатадзюцу в программу обучения приблизительно с середины XV века. [3]

В период Сёва изучение нагинатадзюцу было включено в программу общеобразовательных учреждений. [4]

Изучение нагинатадзюцу в школах традиционных японских боевых искусств (Тэндо-рю, Тода-ха Буко-рю, Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю) продолжается и по настоящее время. [1]

Современный спорт — нагината

В настоящее время нагинатадзюцу наиболее часто практикуется в виде спорта, также получившего название нагината.

Японские спортсмены с 1955 года [2] объединены во Всеяпонскую федерацию нагината (AJNF). [4] Первый всеяпонский чемпионата по нагината прошёл в апреле 1956 года. [2] Чаще всего этим спортом занимаются девушки и женщины, наибольшее распространение получили спортивные клубы нагината при высших учебных заведениях.

Помимо Японии, нагината как вид спорта распространена в Европе, Австралии, Северной и Южной Америке.

Ряд иностранных организаций объединены в Международную федерацию нагината (англ. International Naginata Federation, INF), [5] созданную в декабре 1990 года. [2]

Примечания

  1. 12Нагинатадзюцу — искусство боя алебардой нагината (рус.) . Архивировано из первоисточника 27 марта 2012.Проверено 26 ноября 2009.
  2. 1234Ellis AmdurWomen Warriors of Japan. The Role of the Arms-Bearing Women in Japanese History (англ.) . Архивировано из первоисточника 27 марта 2012.Проверено 26 ноября 2009.
  3. Tenshinsho-den Katori Shinto-ryu (англ.) . Архивировано из первоисточника 27 марта 2012.Проверено 26 ноября 2009.
  4. 12What’s naginata? (англ.) . Архивировано из первоисточника 27 марта 2012.Проверено 26 ноября 2009.
  5. (англ.) International Naginata Federation

Литература

  • Risuke Otake. Katori Shinto-ryu: Warrior Tradition. — Koryu Books, 2009. — 317 с. — ISBN 1890536210
  • (англ.) Naginatajutsu Resources. Перечень традиционных японских школ боевых искусств (корю) нагината-дзюцу на сайте Koryu.com
  • (англ.) NAGINATA JIBIKI. Словарь терминов нагината
Специализации феодальной Японии
Стрельба из лука кюдзюцу (англ.) • кюдо • сагэй
Владение копьем содзюцу (англ.) • яридзюцу • нагинатадзюцу • содэгарамидзюцу • сасуматадзюцу
Искусство посоха бодзюцу • дзёдзюцу • дзёдо • тэцубодзюцу
Искусство цепи и других орудий кусаридзюцу • кусаригамадзюцу • манрикидзюцу • сигиригидзюцу • гэгигандзюцу • тэссэндзюцу • дзиттэдзюцу • яварадзюцу
Владение мечом синкагэ-рю • тодзюцу • кэндзюцу • кэндо • иайдо • баттодзюцу • тантодзюцу • дзюкэндо
Оккультные искусства ниндзюцу (синобидзюцу) • тоири-но-дзюцу • сикаири-но-дзюцу • сюрикэндзюцу • юбидзюцу • копподзюцу • фукихари • суйдзёхокодзюцу
Без оружия айкидзюцу • айкидо • вадзюцу • гэнкоцу • гёкутэдзюцу • дзюдзюцу • дзюдо • карате • киайдзюцу • коси-но вакари • коси-но мавари • кумиюси • кэмпо • • сёгусоку • сикаку • субаку • сумай • сумо • тайдо • тайдзюцу • тайходзюцу (англ.) • тикаракурабэ • хакуси
Прочее бадзюцу (верховая езда) • суйэйдзюцу (плавание) • оёгидзюцу • кацу годзэн оёги

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Нагинатадзюцу» в других словарях:

нагинатадзюцу — Техника владения алебардой … Японско-русский словарь терминов японских боевых искусств

Рю — У этого термина существуют и другие значения, см. Рю (значения) … Википедия

Нагината — Самурай с нагинатой … Википедия

Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю — Боевое искусство Корю 古流 Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю 天真正伝香取神道流 Основатель Иидзаса Тёисай Иэнао 飯篠長威斉家直 (годы жизни 1387 1488)[1] Дата основания Середина периода Муромати (с 1336 по 1573) По утверждению школы, основана в 1447 Глава школы в… … Википедия

Онна-бугэйся — «Актёр кабуки в роли воительницы Томоэ Годзэн». Художник Утагава Тоёкуни, 1800 год. Женщина самурай, точнее онна бугэй … Википедия

Женщина-самурай — «Актёр кабуки в роли воительницы Томоэ Годзэн». Художник Утагава Тоёкуни, 1800 год. Женщина самурай, точнее онна бугэйся (яп. 女武芸者?) женщина, принадлежащая к сословию самураев в феодальной Японии и обучившаяся навыкам владения оружием. Содержание … Википедия

Онна-бугейся — «Актёр кабуки в роли воительницы Томоэ Годзэн». Художник Утагава Тоёкуни, 1800 год. Женщина самурай, точнее онна бугэйся (яп. 女武芸者?) женщина, принадлежащая к сословию самураев в феодальной Японии и обучившаяся навыкам владения оружием. Содержание … Википедия

Онна-бугейша — «Актёр кабуки в роли воительницы Томоэ Годзэн». Художник Утагава Тоёкуни, 1800 год. Женщина самурай, точнее онна бугэйся (яп. 女武芸者?) женщина, принадлежащая к сословию самураев в феодальной Японии и обучившаяся навыкам владения оружием. Содержание … Википедия

Дзюдо — 柔道 Написание слова дзюдо иероглифами Название боевого искусства (БИ) … Википедия

Айкидо — 合気道 Иероглифы Ай Ки До … Википедия

Нагината-дзюцу

Нагинатадзюцу — японское боевое искусство, в котором в качестве оружия используется нагината 長刀 или 薙刀 — требует хорошей выносливости и координации. Для достижения наибольшего эффекта, при работе с нагината воин почти всегда касается тела либо одной рукой, либо средней частью этого длинного оружия.

Большинство практик с участием нагинаты сейчас проходят в довольно изменённой по сравнению со средневековыми занятиями форме гэндай будо 現代武道 «gendai budō» ( синбудо 新武道 «s hinbudō ) , прозванной нагинатадо 長刀道 «naginatadō» или атараси нагината 新しい長刀 «atarashii naginata» («Новая нагината»). Проводятся даже конкурсы и соревнования по работе с этим оружием.

Вокруг происхождения этого оружия выстроено много теорий. Некоторые из них утверждают, что своё происхождение, как и оружие кобудо, нагината ведет из сельскохозяйственного инвентаря. Другие теории предполагают, что нагината – потомок китайской алебарды, а третьи и вовсе заявляют, что самураи были натурами творческими и когда им потребовалось более длинное оружие, они просто приделали меч к шесту.

В самом начале своего боевого пути нагината использовалась против кавалерии, её длина это позволяет сделать. Воин, вооруженный нагината имел при себе танто или кинжал. Но в период Токугава (1603-1868) нагината быстро превратилась в символ статуса женщины-самурая. Мужья уходили на войну, женщины оставались дома, но ведь дом нужно было тоже как-то защищать. Нагинатадзюцу в тот период распространилось довольно быстро и широко, а сама нагината стала символом женской преданности семье и дому. Многие школы, например Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю, включали владение нагинатой в свою учебную программу.

В наши дни искусство владения нагинатой вылилось в спорт, получив название «Путь нагинаты» ( 長刀道, «naginatadō») или «Новая нагината» ( 新しい長刀, «atarashii naginata»). Этот вид спорта регулируется Дзэн Нихон Нагината-до Рэммэй 全日本なぎなた連盟 — Всеяпонской Федерацией нагинаты (AJNF) . Помимо Японии, нагината как вид спорта распространена в Европе, Австралии, Северной и Южной Америке. Ряд иностранных организаций объединены в Международную федерацию нагината (International Naginata Federation, INF), созданную в декабре 1990 года.

Это длинное и тяжелое оружие, используют попеременно обеими сторонами, при этом воин работает и лезвием, и противоположным концом (часто имеющим набалдашник исидзукэ 石突 ), и даже средней частью нагинаты.

Навыки ха-гаэси 刃返 , быстрой смены положения лезвия, дают возможность наносить рубяще-режущие удары, сходные с наносимыми мечом, давая при этом преимущество большей ударной дистанции за счет длины оружия.

Работа с нагинатой против противника, вооруженного мечом, позволяет наносить удары, оставаясь вне пределов досягаемости.

Соответственно, воин, начинающий работать с нагината, должен мастерски владеть мечом, поскольку защита от вооруженного мечом противника строится в основном на предугадывании его действий и возможностей.

Нагинатадзюцу встречается в 25 различных школах боевых искусств. Здесь также историческое первенство принадлежит Тэнсинсё Дэн Катори Синто Рю.

Нагината: оружие отшельников и монахов

Азиаты издавна создавали интересные виды оружия. Нагината – одно из них. С японского (наги-катана) дословно переводится как «длинный меч на древке», что неудивительно, потому как длина оружия составляет свыше 2 м.

Проблема в том, что по европейским характеристикам нагината является древковым оружием близким к глефе (рубящее древковое оружие с коротким клинком). Рукоять этого «длинного меча» в рост среднего человека, а клинок чуть больше 30 см.

История создания необычного оружия

Точных сведений о первом применении нет, однако упоминания об оружии относятся к эпохе Хэйан (782 – 1184 гг.). Впрочем, достоверных данных о месте появления тоже нет: одни исследователи говорят, что родина – Китай, другие – Япония. Но Поднебесная более вероятное место появления.

Японская характеристика «меч» возникла от местной классификации оружия, где клинок свыше 15 см относится к мечам и обозначается иероглифом «то» или «катана», переводящимся как «меч».

В европейской боевой традиции придерживаются тождественности нагинаты и глефы, хотя их назначение и строение различаются. Если европейское оружие было оснащено круглым древком и прямым широким клинком, то азиатскому оружию присуща длинная овальная рукоять и изогнутый короткий клинок.

В дальнейшем, нагината стала символом женщины-самурая и передавалась по наследству: от матери к дочери.

Известен случай, когда 3000 онна-бугейша (женщины-самураи) защитили крепость от 10000 воинов клана Ходжо. В период Эдо (1603 – 1868 гг.) наги-катана стала оружием, которым жены самураев защищали дом, пока мужья были на войне.

Как изготавливалась наги-катана

Для нагинаты принцип изготовления не отличался от прочих мечей. Условно оружие делится на две части: клинок (рубящая часть) и рукоять (ручка). Рукоять, как и у прочих мечей, прямая, овальной формы. Было два варианта длины: 1,5 и 2 м. Двухметровую ручку использовали в боевых или женских вариантах «катаны», а полутораметровую – в тренировочных.

На конце рукояти крепился железный, заостренный колпачок «ишизуки», служивший противовесом и создававший точку нанесения дополнительного удара. Как и у прочих творений сумеречного японского гения, у наги-катаны гарда была лишь в образе кольцеобразной или овальной пластины, соединявшей рубящую часть и ручку.

Рубящая часть составляла более 30 см, была заточена только с одной стороны, нередко клинок был загнут к острию. Характерным признаком меча японской конструкции является идентичность клинков, начиная с танто (кинжал для ближнего боя) и заканчивая нагинатой (длинный меч).
Многолетний путь использования наги-катаны в бою.

«Длинный меч» со времен своего создания прожил богатую жизнь.

Естественно, большинство самураев предпочитали использовать обычные катаны, однако эффективность наги-катаны признавали, но сохэи (боевые монахи) и ямабуши (горные отшельники) любили пользоваться наги-катаной. Затем это оружие стало признаком равноправия мужчин и женщин. Женщины с этой палкой могли сражаться наравне с мужчинами, а порой и побеждать более умелого соперника.

Во всяком случае, в стране Восходящего Солнца было свыше 400 школ, обучавших нагинатадзюцу (искусство боя нагинатой, дословно «искусство длинного меча»), неудивительно, почему многие люди умело ей овладевали. Вслед за развитием техник ведения боя появляются доспехи, защищающие владельца от такого длинного меча. В первую очередь это была защита для ног.

Нагината пережила два спада своей популярности. Первый произошел в XIV-XV веках, и был связан с появление дополнительной брони для ног и с появлением огнестрельного оружия, где конница становилась бесполезной, а вслед за ней полезность теряли и бойцы наги-катаны.

До XIX века люди хранили его в своих домах, отдавая дань памяти древнему оружию. Второй спад связан в эпохой Мейдзи («просвещенное правление» императора Муцухито) и индустриальной революции, воздвигнувший Японию на высокий уровень, отчего оружие стало невостребованным.

Возрождение наги-катаны

Но почти столетие спустя нагината вновь обретает популярность.

В начале XX века правительство вводит уроки нагинатадзюцу для девочек и женщин, чтобы укрепить их дух и чувствовать себя уверенней при физической слабости.

Со временем, начинают проводиться соревнования по нагинатадзюцу, добавляя в стиль боя элементы кендо (современный стиль боя на бамбуковых мечах ведущий происхождение от стиля боя самураев кендзюцу, так называемый «путь меча»).

Если в XX веке школы «пути меча» и «искусства длинного меча» различались между собой, то в XXI веке школы практически сливаются в единый стиль. Представители этих стилей часто проводят между собой спарринги, экипировка отличается только перчатками.

Наследие наги-катаны

Хотя оружие нагината не принесла чего-то сверхъестественного в мир холодного оружия, но людям она однозначно запомнилась. Во-первых, появление локальных соревнований и мировых чемпионатов по нагинатадзюцу. Во-вторых, нагината стала популярным объектом в массовой культуре. В-третьих, она стала одним из символов японского воина.

Перспектива развития данного вида спорта такова, что нагинатадзюцу способна посоревноваться с фехтованием. Учитывая уровень популярности этих видов спорта, их динамику, можно предположить, что рано или поздно нагинатдзюцу сместит фехтование.

Вторая часть развития кроется в массовой культуре. В основном это видеоигры, манга (японские комиксы) и аниме (стиль японской анимации). Если с мангой и аниме в этом плане все предельно ясно, поскольку любой творец будет добавлять часть культуры своей нации в свои творения, то в случае с видеоиграми заметно, что нагината «добралась» и до Запада.

Образ нагинаты стал довольно популярен в видеоиграх.

Например, один из видов оружия в видеоигре, созданной компанией из США, Terraria – нагината. Британская игровая компания создала первую видеоигру (Shogun: Total War) из серии Total War в мире междоусобных войн феодальной Японии. Нагината довольно интересное оружие. Ни один любитель холодного оружия не обходит её стороной, да и потенциал спортивных соревнований с ней постоянно растет.

Нагинатадзюцу

Нагината-дзюцу — техника владения самурайской алебардой.

Нагината – оружие типа алебарды или секиры – т.е. рубящее-колющее оружие на длинном древке. Но секира – как бы топор (одностороннее лезвие) на длинной ручке с возможностью наносить и колющие удары. Секира держалась, по-видимому, за заднюю часть древка. Нагината же – это более кривая и более широкая катана на длинной ручке, причём задним концом древка также наносились удары, а передняя часть с длинным лезвием могла быть отделена от древка такой же цубой, как и на катане. Поэтому держалась она за среднюю часть древка. Нагинатой наносились не только рубящие, но и режущие движения. В корейскихих трактатах она называется именно «меч на древке», что таковым и является.

Первыми рю были именно школы нагинаты, а лишь потом меча. Даже иероглиф «бу» показывает человека не с мечом, а с нагинатой! Поэтому, вероятно и теория и методика больше должна быть проработана, а техника меча, возможно, во многом изменённая техника нагинаты.

Существует устойчивое заблуждение, что нагината — женское оружие, из-за того, что женщинам с ней удобнее — они подрезали ноги лошадям, дотягивались и до всадников. Рычаг больше — поэтому слабому человеку работать легче. А ведь были целые взводы нагинатчиков, судя по японским историческим фильмам. Нагината — инерционное оружие, и при работе с ней очень быстро можно понять, что такое центр тяжести и как им управлять.

Известные школы нагинаты: Тодаха Буко-рю, Хиго Ко-рю, Тэндо-рю, Ёсин-рю.

Разделы страницы о нагината-до и нагината-дзюцу:

  • Обзоры о нагинате и нагината-до
  • Порталы о нагината-дзюцу и нагината-до
  • Федерации нагинатадо
  • Традиционные школы нагинаты

Обзоры о нагинате и нагината-до

  • Краткое описание нагинаты. На проекте Military Man [рус.]

Порталы о нагината-дзюцу и нагината-до

Федерации нагинатадо

  • Южно-калифорнийская Федерация Нагинаты (SCNF). Южнокалифорнийская Федерация Нагината-дзюцу. [англ.]
  • Nederlandse Naginata Renmei. [на английском]

Традиционные школы нагинаты

Школа Тодаха Буко-рю

Техники нагината-нагината, нагината-меч, бо-меч, нагината-кусаригама.

  • Кадры ката нагината-нагината. Тода-ха Буко-рю. Эллис Амдур и Стив Боумэн демонстрируют технику нагинаты. Японский фестиваль в Миссурийском Ботаническом саду, 2004 год.

Нагината-дзюцу

Нагината-дзюцу — искусство боя алебардой «нагината».

Алебарда нагината представляет собой клинок, напоминающий изогнутый меч, который прикреплен к длинной рукояти (например, в школе Катори Синто-рю используют алебарды длиной около 250 см).

Историки считают, что идею алебарды японцы заимствовали из Китая, где было распространено сходное оружие «дадао». Своего расцвета искусство боя алебардой получило в период войн между кланами Минамото и Тайра, во второй половине XII в. Закат нагината-дзюцу начался в середине XVI века, когда алебарду вытеснило более длинное копье.

Между тем, боевые возможности алебарды гораздо выше, чем у копья, так как в технике нагината-дзюцу соединены приемы боя копьем и мечом. Ею можно не только колоть и резать, но и рубить навзлет и наотмашь, наносить удары на всех уровнях, отклонять клинком выпады противника. В бою воин с нагината подобен смерчу. Справиться с ним может лишь солдат с огнестрельным оружием в руках, либо плотный строй копейщиков, вооруженных копьями длиной 4—5 метров. Именно поэтому в XVI веке, когда на смену воину-одиночке пришла тактика применения целых отрядов, вихрь бойца с алебардой разбился о несокрушимую стену копейного строя.

Впрочем, отдельные любители продолжали использовать нагинату и тогда. Ее применяли даже разведчики-ниндзя, хотя, на первый взгляд, она слишком велика, чтобы таскать с собой во время ночных операций, сопряженных с лазанием по деревьям, ползанием в кустах и т.д. Однако находчивый мастер ниндзюцу по имени Хоригути Гэнъисай Садамицу изобрел нагинату с укороченным древком, получившую название «ко-нагината» («малая алебарда»).

В мирный период Эдо нагината стала считаться женским оружием. Фехтованию ею обучались практически все женщины из самурайских родов. Впрочем, это не означает, что мужчины пренебрегали алебардой.

Искусство нагината-дзюцу было канонизировано во многих школах комплексного боевого искусства: Ёсин-рю, Катори Син-то-рю, Касима Синто-рю, Ко-рю, Нэн-рю, Тэндо-рю, Судзука-рю, Дзики синкагэ-рю и других.

В конце эпохи Эдо нагината-дзюцу начало превращаться в вид спорта. Широкое распространение получили соревновательные поединки с использованием защитного снаряжения (железная маска и бамбуковая кираса) на учебных алебардах с бамбуковой полосой вместо клинка. Противник был вооружен аналогичной алебардой или бамбуковым мечом синай. Позже на этой основе развилось современное спортивное направление нагината-до.

После буржуазной революции Мэйдзи (1868) нагината-дзюцу утратило всякое прикладное значение и пришло в упадок. Но с конца 70-х гг. XIX в. при поддержке Ассоциации воинской добродетели (Бутокукай) постепенно началось его возрождение. Благодаря усилиям энтузиастов до настоящего время сохранились такие школы нагината-дзюцу как Тэндо-рю и Тодаха Буко-рю, а также некоторые школы комплексного воинского искусства, включающие в свою программу обучения нагината-дзюцу (например, Катори синто-рю).

Нагинатадзюцу

Нагинатадзюцу
長刀術、или 薙刀術
Страна Япония Япония
Основатель неизвестен
Родоначальное БИ Различные школы корю будзюцу
Производные БИ Нагината
Нагинатадзюцу на Викискладе

Нагинатадзюцу (яп. 長刀術 или 薙刀術 нагината дзюцу) — японское боевое искусство владения нагинатой. Нагината — древковое оружие, родственное европейской глефе или русской совне, представляет собой закреплённый на длинной рукоятке изогнутый клинок, аналогичный японскому мечу.

В настоящее время нагинатадзюцу в основном практикуется в форме современного боевого искусства (гэндай будо), называемого, по аналогии с используемым оружием, нагината (яп. なぎなた нагината) . По нагината проводятся соревнования.

Содержание

Происхождение

История происхождения нагинатадзюцу точно не известна. Предположительно, техника нагинатадзюцу была разработана либо на основе приёмов обращения с китайским гуань дао, либо независимо самураями, которые хотели увеличить радиус возможной зоны поражения противника мечом, и добились этого, прикрепив клинок к более длинной рукоятке. Первое упоминание об использовании нагинаты приведено в японской хронике Кодзики (712 год).

История применения

Первоначально нагината использовалась в основном пехотой против конных противников. Также нагината была основным оружием монахов-воинов сохэев. [1]

В период Эдо (1603—1868) нагината преобразовалось по большей части в статусное оружие женщин из сословия самураев онна-бугэйся (яп. 女武芸者 онна бугэйся, «женщина-самурай») , а также предназначалась для защиты ими жилища в отсутствие мужчин. В этот период нагината стала активно позиционироваться как оружие для женщин [2] .

Многие традиционные школы боевых искусств (корю), такие как, например, Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, включили нагинатадзюцу в программу обучения приблизительно с середины XV века [3] .

В период Сёва изучение нагинатадзюцу было включено в программу общеобразовательных учреждений [4] .

Изучение нагинатадзюцу в школах традиционных японских боевых искусств (Тэндо-рю, Тода-ха Буко-рю, Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю) продолжается и по настоящее время [1] .

Современный спорт — нагината

В настоящее время нагинатадзюцу наиболее часто практикуется в виде спорта, также получившего название нагината.

Японские спортсмены с 1955 года [5] объединены во Всеяпонскую федерацию нагината (AJNF) [6] . Первый всеяпонский чемпионат по нагината прошёл в апреле 1956 года [2] . Чаще всего этим спортом занимаются девушки и женщины, наибольшее распространение получили спортивные клубы нагината при высших учебных заведениях.

Помимо Японии, нагината как вид спорта распространена в Европе, Австралии, Северной и Южной Америке.

Ряд иностранных организаций объединены в Международную федерацию нагината (англ. International Naginata Federation, INF) [7] , созданную в декабре 1990 года [2] .

нагинатадзюцу — Naginatajutsu

Нагинатадзюцу
(長刀術,薙刀術)

фокус Вооружение ( Нагинат ) твердость Неконкурентный Страна происхождения Япония творец неизвестный отцовство исторический Олимпийский спорт нет

Нагинатадзюцу ( 長刀術или薙刀術 ) является японским боевым искусством из владеющего нагината ( 長刀 ) . Это оружие , напоминающее средневековый европейский Глефы . Большинство нагинатадзюцу практикуется сегодня в модернизированном виде, Гендай будо , в котором соревнования также проводятся.

содержание

Обсуждена происхождение

Несколько теорий относительно точного происхождения оружия находятся в дискуссии. Было высказано предположение , что она развивалась в том же направлении , как кобудо оружия в качестве модифицированного инструмента сельского хозяйства. Другая теория утверждает , что она является результатом японского модифицирующих китайского Guan Dao , который носит аналогичный вид. Другие говорят , что творческий самурай нуждается в более оружии прикрепил меч к полюсу.

Может быть , самое простое объяснение является естественное развитие алебард . Древковые предназначены в качестве массового оружия, которые будут использоваться не только отдельными воинами, но формации солдат вместе на поле битвы , а не для дуэлей. Сражаясь в сомкнутом строю, двуручные вырезания и тяги оружия, такие как алебардами и Glaives , являются гораздо более эффективными , чем просто копьями или мечами из — за своей универсальности по сравнению с копьями и более досягаемости по сравнению с мечами. Борьба в массированном образовании не требует аналогичных навыков индивидуального оружия обработки в соответствии с требованиями умелым фехтовальщиком. Naginata практически идентичны по внешнему виду как палаш и Гуань дао, и это, скорее всего , результат параллельной эволюции.

В ранней истории его использование, Нагинат был в основном используется против кавалерии, так как его длина держала обладатель на безопасное расстоянии от лошадей и их всадников. В течение периода Токугава (1603-1868), нагинаты был преобразован в символ статуса для женского самураев , а также является основным средством для женщины , чтобы защитить свой дом , а ее муж был на войне. Этот период также распространение нагинатов как женское искусство и оружие , выступающее в качестве более символа преданности семьи женщины.

Многие корю Рюха , такие как Tenshin Сёдэн Катори Синто-рю , Дзикисин-Kage-Рю, Тендо-рю и хокусин итто-рю включают нагинатадзюцу в свои учебные программы, как и искусства , такие как Shidare Янаги-Рю и будо организаций , таких как Будзинкан ,

Современный спорт

Сегодня Нагината чаще всего используется в виде спорта под названием «Новый Naginata» ( 新しいなぎなた atarashii Нагината ) , , или просто «Naginata» , который использует кендо -style защитное оборудование и деревянные или бамбуковые оружие. В японском, Naginata, спорт, отличаются от нагинаты, оружия, будучи вынесены в хирагана (なぎなた) , а не в кандзи (長刀). В других языках название «Naginata», как правило , капитализируются сделать то же самое различие.

Это наиболее распространенный в Японии для Naginata практиковаться женщинами; в других странах, гендерный баланс даже больше. За пределами Японии, Naginata практикуется в Европе, Австралии, Северной и Южной Америке. Naginata регулируется в Японии Всеяпонской нагинаты Федерация (AJNF), так и за пределами Японии Международной нагинаты Федерация (INF).

Нагината-до

В предшествующее эпохе Эдо время нагината – увесистая, с длинной рукоятью и коротким лезвием алебарда – была в основном оружием мужей для использования в боевой сечи. В мирное же время эпохи Эдо нагината в качестве боевого оружия устаревает, она перекочевывает в руки женщин из рыцарских семей для защиты родного очага. Позже, в ту же самую эпоху Эдо, учебное оружие, напоминающее нагинату, играет важную роль в физическом воспитании женщин. Тиба Сюсаку, основатель Хокусин Итто-рю, сделал многое для пропаганды идеи использовать учебную нагинату в состязаниях против вооруженных синаем кэндоистов. На протяжении Мэйдзи, Тайсё и в начале эры Сёва нагината использовалась в нагината-дзюцу в целях физического воспитания женщин; в период национальных бедствий нагината-дзюцу становится обязательным предметом обучения во всех школах, от начальных до высших. Само по себе нагината-дзюцу, хотя и практиковалось как духовная дисциплина, не было полностью лишено воинских качеств. Однако легкость учебного оружия прямым образом влияла на саму форму обращения с ним, и поэтому современные техники существенно отличаются от того, как пользовались средневековые рыцари этим грозным оружием.

Среди почти пятисот различных рю, где практикуется нагината-дзюцу, имеется много технических различий, что существенно затрудняет создание истинно национального стандарта техники нагинаты. Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, наиболее старая в Японии, прошедшая испытание временем школа воинского искусства, Буко-рю и Рюго-рю используют нагинату в рамках дзюцу для воспитания отваги у своих приверженцев и привития вкуса к победе. Но другие рю больше тяготеют к классической концепции до. Хисин-рю учила искусству владения нагинатой для того, чтобы достигнуть посредством этого дзэнси дзэн-но ками – сделать своих адептов «совершенными божествами» или обладателями «абсолютного знания». Гассан-рю и Тэндо-рю рассматривали занятия с нагинатой в ином свете; для них это средство, наполняющее адептов этих школ сознанием «божественного провидения», иначе «бесконечной мудрости». Сэни-рю, Дзикисинкагэ-рю, Сэйкан-рю и Санва-рю использовали нагинату для развития «острого и живого ума», тогда как Анадзава-рю, Масаки-рю и Тода-рю привлекали занятия нагинатой в качестве средства, которое позволит сохранить семейное имя и семейную честь и закрепить особые общественно-политические пристрастия и антипатии.

Лишь в 1953 году с созданием Дзэн Нихон Нагината-до Рэммэй (Всеяпонской федерации нагината-до) и ее утверждением со стороны Министерства просвещения стало возможным создание национального стандарта техники нагинаты. Нынешняя цель занятий нагинатой, проводимых в рамках данной федерации, такова:

Сочетание технических элементов, тщательно собранных из различных рю, вместе с изменениями в техниках классического нагината-дзюцу и составило основу национального стандарта, которым является современная дисциплина нагината-до. Основу здесь составляют пять базовых камаэ: тюдан (средний уровень), дзёдан (верхний уровень), гэдан (нижний уровень), хассо (вертикальная боковая стойка) и ваки (горизонтальная боковая стойка). Техники включают скользящий удар, рубящий удар, колющий удар, блокировку, отбив и прикрытие. Эти техники в их чистой форме выражаются через ката, иначе «формы», либо же через сиай, учебный бой. Учащиеся носят защитное снаряжение, подобное тому, что одевают кэндоисты, дополненное сунэ-атэ, иначе наколенниками. В сиай вооруженный учебной нагинатой боец вступает в единоборство с противником, вооруженным подобным образом либо же имеющим в руках синай. В поединке соперники пытаются провести удар, который бы оказался смертельным в случае с настоящей нагинатой; объектами атаки здесь служат голова, горло, плечи, солнечное сплетение, туловище и голень. Суровые занятия дисциплинируют ум и освежающе действуют на организм почти двухмиллионной армии последователей нагината-до, современной дисциплины, большинство адептов которой составляют женщины.

Ссылка на основную публикацию