Моротэ Учи (Morote Uchi) | Karate-krs.ru

Моротэ Учи (Morote Uchi)

Динамика каратэ

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Динамика каратэ

Динамика каратэ / Масатоши Накаяма. — Пер. с анг А. Куликова. — М.: ФАИР–ПРЕСС, 2003. — 304 с.: ил — (Боевые искусства).

Каратэ — великое искусство, а Масатоши Накаяма — инструктор–руководитель Японской Ассоциации Каратэ, обладатель 8–го дана — великий мастер своего дела. Он преподавал каратэ 40 лет. Его методика, его книги известны во всем мире.

В этой книге он дает возможность изучить карате на основе технических приемов, освоенных, проанализированных и систематизированных им за тридцатилетний период. Она составлена таким образом, что может служить и учебником, и наиболее полным справочником. Автор хорошо понимает сложность овладения каратэ без инструктора, поэтому рисунки, приведенные в книге, содержат подробные инструкции к каждому приему.

Книга будет полезна всем любителям каратэ — от новичка до обладателя черного пояса

Часть 1. Основные приемы

Часть 2. Тренировка основных приемов

Часть 3. Применение основных приемов

Часть 4. Совершенствование основной техники

Предисловие

Эта книга не намерена открывать какие-то секреты Каратэ, потому что нет ничего особенно мистического в изучении этого боевого искусства.

Цель этой публикации — дать книгу–руководство изучающим Каратэ, основываясь на приемах, которыми я овладел в течение–более, чем 30–летнего изучения и преподавания этого искусства. Основные приемы и движения основательно проанализированы, распределены по группам и систематически выстроены, составляя полный учебник.

Мой учитель Фунакоши Гичин преобразовал общее представление о Каратэ–Дзюцу (что буквально означает «приемы китайской руки») в Каратэ–До (дословно «путь пустой руки») в 1935 г. и опубликовал Каратэ–До Киухан. Эта выдающаяся книга, прежде всего, была замечательно выстроенным учебником, но также объясняла духовную суть Каратэ, классифицировала различные приемы и давала оценку Каратэ как курсу физического обучения. Сознавая необходимость в современном и полном учебнике, я даю приемы, вспоминая книгу моего учителя, и вношу собранные за десять лет новые описания технических приемов, основанные на моем преподавательском опыте в Японской Ассоциации Каратэ.

Другим фактором, подтолкнувшим меня к публикации этой книги, явился рост популярности Каратэ как спорта. Это развитие я, конечно, приветствую. однако тренировки только ради победы в матче могут привести к вырождению этого динамичного и могущественного искусства. Истинное умение должно строиться на солидном основании, хотя я и понимаю, что это не просто Я чувствовал, что Каратэ необходимо рассматривать с различных точек зрения. С точки зрения его развития как современного боевого искусства, а также как метод физической тренировки Каратэ, в конечном счете, способствует развитию моральных качеств, приобретаемых жесткими и упорными тренировками. Систематическая и научно обоснованная тренировка очень важна. Неверные методы тренировок могут стать причиной вредных навыков или даже физических повреждений при обучении. Однако приемы, на совершенствование которых в прошлом требовались годы, можно изучить вдвое быстрее при хорошем руководстве. Жесткая тренировка необходима для приобретения умения, однако непродуманные, бессистемные тренировки приносят больше вреда, чем пользы.

Мой опыт обучения учеников на Западе в послевоенные годы предусматривает множество разнообразных советов и подсказок — такие, например, как ответы на возникающие вопросы из области физиологии и кинетики тела. В этой книге я постарался объяснить выполнение приемов, опираясь на эти принципы.

Я понимаю, что овладеть Каратэ во всех тонкостях без хорошего инструктора трудно. Рисунки в этой книге шаг за шагом дают инструкции к каждому приему и служат достаточным пособием для хорошего изучения Каратэ. В пособии показаны и общие ошибки — для того, чтобы избегать их.

Я пользуюсь случаем поблагодарить «Цуру Сёбо Паблишинг Компани» за замечательные фотографии и за опубликование этой книги на японском языке, мистера Минео Хитучи и мистера Германа Каунца за их усилия по переводу и, наконец, «Коданся Интернэшнл» за то, что она сделала возможным английское издание книги.

Я искренне надеюсь, что читатель будет внимательно следовать указаниям книги, станет усиленно тренироваться и достигнет мастерства в этом великом искусстве.

Август 1966 года

Каратэ вчера и сегодня

Истоки Каратэ насчитывают более чем тысячелетнюю историю. Когда Дхарма был в монастыре Шао–Линь в Китае, он обучал своих учеников физической тренировке для развития умения терпеть (выносливости) и физической силы и внес эту суровую дисциплину как составную часть в свою религию. Эти методы физических тренировок в дальнейшем развивались и совершенствовались и стали известны как искусство борьбы Шао–Линя. Это боевое искусство вывезли на Окинаву, где оно смешалось с местными приемами борьбы жителей островов. Повелитель древней Окинавы, а позднее феодальный правитель Кагосимы на самой южной оконечности Кюсю в Японии запретил использование оружия, и это вызвало заметное развитие техники борьбы «голыми руками» и приемов самозащиты. Это боевое искусство, зародившееся в Китае, было названо Каратэ, что дословно означает «китайская рука».

Современный мастер этого искусства Фунакоши Гичин, умерший в 1957 г. в возрасте 88 лет, изменил

Моротэ Учи (Morote Uchi)

Посвящается Валерию Гридасову

Вы ошибаетесь, если думаете, что Будо —

это средство стать сильным и побеждать всех врагов.

Для истинного Будо нет ни противников, ни врагов.

Истинное Будо — это быть одному со вселенной.

На фото – основатель Кёкусинкай Каратэ-до Масутатсу Ояма

Выход в свет этой книги представляет собой явление знаковое. Особенно символично, что издание увидит свет на рубеже веков и тысячелетий.

В середине девяностых годов мне довелось на семинаре услышать слова одного из самых авторитетных мировых преподавателей айкидо, которые запали в память. Он говорил, что потрясён тем, как Россия за восемь лет достигла того уровня подготовки спортсменов, на который Европе понадобилось тридцать. Эта книга свидетельствует о том, что сейчас наша страна в области развития единоборств находится на мировом уровне.

Впервые выходит в свет сочинение отечественного автора, представляющее собой плод личного опыта. Почти четвертьвековой стаж собственных занятий и пятнадцатилетний опыт преподавательской деятельности позволяют В. Хореву делать выводы и формулировать закономерности, общие практически для всех видов восточных единоборств. Очень важно то, что в богатом жизненными ситуациями материале присутствует уникальный опыт именно нашей страны.

Многие из читателей даже не представляют, сколь рискованным были в советские годы соприкосновение с культурой стран Дальнего Востока и занятия единоборствами. Юридическое запрещение преподавания карате и других единоборств в 1982-1987 гг. сломало судьбу многих талантливых спортсменов. К этому надо прибавить и широко известную закрытость советского общества, когда учебный материал собирался по крупицам, из «самизда-товских» перепечаток и личного общения. Когда и помыслить о прямой передаче опыта от учителя было смелой мечтой, а рассказы о «подпольном» семинаре заезжего японца (китайца) годами пересказывались ученикам, обрастая многочисленными подробностями. Когда в любой момент тренировка могла прерваться визитом милиции и разбирательством с далеко идущими последствиями. Когда за «незаконное преподавание карате» можно было получить реальный тюремный срок, а «законного преподавания» в природе не существовало.

Понятно, что развитие единоборств в этих условиях изобиловало такими изгибами судьбы, которые трудно и представить. Прибавьте к этому ещё и очень своеобразную ментальность российского народа, и станет ясно: ценность опыта нашего отечественного мастера трудно переоценить.

Большим достоинством книги является тот слегка ироничный и по-настоящему литературный язык, которым она написана. Этим она выгодно отличается от тех гибридов комикса и армейского устава, которыми изобилуют полки книжных магазинов.

Интересной особенностью, которую, наверное, до конца не осознал и сам автор, является само построение

книги, когда в духе китайцев и японцев всеобщее выводится из единичного, а общее – из частных примеров. Эта особенность изложения так образно иллюстрирует дзэнское мышление, что для меня уже является гарантией подлинного мастерства автора.

В. Хорев приводит прекрасный материал по технологии изготовления традиционного оружия окинавского кобудо, точно выверенные словари терминологии и методические материалы. До своего типографского воплощения многие главы книги очень активно обсуждались в среде единоборцев, а их ксерокопии зачитывались до дыр. Даже те, кто никогда не интересовался собственно кобудо, находили в тексте массу точных и полезных указаний, которые воплощали в своих тренировочных занятиях. Книга посвящена живому искусству, освещает самые важные его аспекты, которые обычно опускаются другими авторами из-за сложности изложения, и свободна от мифов и «школьных легенд». Это – ещё одно её достоинство.

Хочется ещё раз повторить, что эта книга безусловно необходима тем, кто во всём хочет «дойти до самой сути».

М. Ингерлейб, президент спортивного клуба единоборств «Молодой лев» г. Ростов-на-Дону

Скрипи, мое перо,

мой коготок, мой посох,

Не подгоняй сих строк,

забуксовав в отбросах.

Эпоха на колесах

нас не догонит, босых… (И. Бродский)

Кто позволил себе эту дьявольскую шутку?

Схватить его и сорвать с него маску, чтобы мы знали, кого повесить поутру на крепостной стене!

(Эдгар По,«Маска Красной смерти»)

Перед вами не исторический обзор и, тем более, не учебник. К счастью, сегодня на книжных полках магазинов имеется полное изобилие и тех, и других. Но мне никак не удавалось одной короткой фразой определить -о чем, собственно, эта книга. И лишь в самом конце работы стало ясно, что она целиком посвящена тонкостям и мелочам боевого искусства, тем самым тонкостям, которые напрочь отсутствуют во всей учебно-методической литературе по «востоку», и до которых редко доходит в своих пояснениях большинство инструкторов. Откройте наугад самую лучшую и самую дорогую книгу, например, фундаментальный труд Мицуги Саотомэ «Принципы Айкидо» (изд. «Папирус», Санкт-Петербург, 1996 г.). Воистину, большего грех и желать. Но, наряду с подробным и отлично иллюстрированным разбором технических комбинаций и связок, даже здесь остались за кадром неброские, но крайне важные нюансы, разъяснение которых должен брать на себя добросовестный инструктор. Как ставить на землю ступню и переносить вес с ноги на ногу, как дышать и куда направлять свои глаза, какова роль поясницы и бедер в тех или иных движениях, и еще многое другое – все это имеет некие общие принципы, одинаковые для любых разновидностей будо. Именно к таким тонкостям я всегда чувствовал особенный интерес на протяжении многолетней практики в ушу и кобудо, с первого дня и по сию пору. Какая-то часть этих мелких загадок неизбежно отпадает сама собой в процессе долгих усердных тренировок, но основная их доля должна быть просто изложена учителем, и иного пути не существует. Поэтому само собою получилось так, что от первоначального замысла рассказать о феномене окинавского кобудо как об одном из наиболее жизненных и эффективных направлений боевого искусства мало что осталось. Коготок увяз и потянул за собой всю птичку. Словно от камня, брошенного в тихий пруд, от этой идеи пошли все более расширяющиеся круги, вовлекая в себя новые, порой неожиданные аспекты и горизонты. Оказалось, что тема восточных единоборств очень напоминает большой моток колючей проволоки. Невозможно равномерно и постепенно вытягивать какую-то отдельную нить, так как за неё тотчас цепляются и другие, и третьи – до бесконечности. И я вдруг столкнулся с совершенно иной проблемой – попытаться упорядочить весь этот вал информации, накопленной более чем за два десятка лет преподавания и личной практики, отсеять лишнее, а оставшуюся часть разложить на более или менее отчетливые разделы. Вполне возможно, что это в конце концов получилось.

Читать онлайн «Круги на воде» автора Хорев Валерий Николаевич — RuLit — Страница 73

7. Шаг вперед – закрытая ХИДАРИ МОТО-ДАЧИ -зеркальный повтор поз. 6

8. Шаг вперед – МИГИ-ЗЕНКУТСУ – ГЭДАН ДЖЮДЖИ-УКЭ

9. Отойти в МИГИ НЭКОАШИ-ДАЧИ -связка МОРОТЭ УЧИ+СОТО+УЧИ МАВАШИ-УЧИ -МОРОТЭ-ОСАМЭ

10. Шаг вперед в МИГИ ЗЕНКУТСУ – МОРОТЭ ТАТЭ-УЧИ – МОРОТЭ-ОСАМЭ

11. Поворот влево 90° – ХИДАРИ МОТО-ДАЧИ -ОИ АГЭ-УКЭ+ГИЯКУ ЧУДАН-ЦУКИ (держать блок)

12. Поворот вправо 180° – МИГИ МОТО-ДАЧИ -ОИ АГЭ-УКЭ+ГИЯКУ ЧУДАН-ЦУКИ (держать блок)

13. Поворот влево 90° – ХИДАРИ МОТО-ДАЧИ -ОИ АГЭ-УКЭ – связка ГИЯКУ+ОИ+ГИЯКУ ЧУДАН-ЦУКИ – АГЭ ДЗЁДАН МАВАШИ-УЧИ влево правой рукой

14. Разворот вправо 180° заносом правой ноги -МИГИ МОТО-ДАЧИ – ОИ ГЭДАН-БАРАИ – вернуть ТОНФА под локоть – 3 петли ХАЧИДЖИ-ФУРИ -ОСАМЭ – ЧУДАН СОТО-МАВАШИ-УЧИ -ОИ ЧУДАН-ЦУКИ

15. Повтор поз. 7

16. Шаг вперед в МИГИ-МОТО-ДАЧИ – с доворотом

корпуса влево 45° ЧУДАН-БАРАИ влево + ОИ ЧУДАН-ЦУКИ (держать блок)

17. Шаг вправо с поворотом вправо 90° – зеркальный повтор поз. 16

18. Доворот влево 45° (на центральную линию) -повтор поз. 13

19. Поворот влево 180° (отходом левой ноги назад) -ХИДАРИ МОТО-ДАЧИ – МОРОТЭ-ХИКИТЭ -МОРОТЭ ГЭДАН-ЦУКИ

20. Подшаг в ХИДАРИ-ЗЕНКУТСУ – двойной блок ОИ АГЭ-УКЭ+ГИЯКУ ЧУДАН-БАРАИ – две петли ХАЧИДЖИ-ФУРИ (сото+учи) правой рукой

21. С переходом в ХИДАРИ ГАНКАКУ-ДАЧИ не прерывая движения руки, отмашка вправо-вниз ГЭДАН-БАРАИ – ОСАМЭ

22. С переходом во фронтальную ШИКО-ДАЧИ -связка СОТО + УЧИ ЧУДАН МАВАШИ-УЧИ + ЧУДАН-ЦУКИ (правой рукой)

23. Шаг вперед – МИГИ-ЗЕНКУТСУ —

‘ зеркальный повтор поз. 20

24. Зеркальный повтор поз. 21

25. Зеркальный повтор поз. 22

26. Шаг вперед – МИГИ-МОТО-ДАЧИ -связка ОИ + ГИЯКУ+ОИ ЧУДАН ЦУКИ

две петли ХАЧИДЖИ-ФУРИ+ШОМЭН-УЧИ – ОСАМЭ -связка СОТО + УЧИ ЧУДАН МАВАШИ-УЧИ -ОИ ЧУДАН-ЦУКИ

27. Шаг вперед – ХИДАРИ-МОТО-ДАЧИ -Зеркальный повтор поз. 26

28. Повтор поз. 2 и 3

29. МОРОТЭ УЧИ ДЗЁДАН МАВАШИ-УЧИ — МОРОТЭ ГИЯКУ-ХОНТЭ-МОЧИ ДЗЁДАН ХАСАМИ-УЧИ

(ТОНФА сомкнуть перед грудью) – МОРОТЭ-ОСАМЭ — МОРОТЭ ТАТЭ-УЧИ – МОРОТЭ-ОСАМЭ+ вернуть под локти

30. Поворот вправо 180° шагом левой ноги вперед -ШИКО-ДАЧИ (с ориентацией 45° влево) – двойной блок АГЭ-УКЭ (левой) + ЧУДАН-БАРАИ (правой)

31. Шаг левой ногой вперед – зеркальный повтор поз. 30

32. Повтор поз. 26

33. Повтор поз. 30

34. Шаг вперед – ХИДАРИ МОТО-ДАЧИ -МОРОТЭ-ХИКИТЭ – МОРОТЭ ЧУДАН-БАРАИ

35. Пбдшаг левой ногой влево-вперед -ГИЯКУ-ХИДАРИ-ЗЕНКУТСУ – двойной блок АГЭ-УКЭ (левой) + ЧУДАН-БАРАИ (правой) – две петли ХАЧИДЖИ-ФУРИ + ШОМЭН-УЧИ + ОСАМЭ + СОТО-УЧИ ЧУДАН МАВАШИ-УЧИ + ЧУДАН-ЦУКИ правой рукой

36. Отход в МИГИ-НЕКОАШИ ДАЧИ -МОРОТЭ ЧУДАН-БАРАИ (широко в стороны)

37. Повтор поз. 2 – И. П.

Внимание: вся работа ведется в довольно свободных высоких стойках, а вместо привычной зенкутсу-дачи используется закрытая (то есть с подвернутой внутрь передней ступней) мото-дачи. Это делается, во-первых, для увеличения подвижности с одновременным сохранением устойчивости, а во-вторых – во избежание травм коленей собственными круговыми ударами, коих в данной форме великое множество.

Излишне напоминать, что до начала работы над этой ката однозначно необходимо усвоить и отшлифовать всю без остатка базовую технику тонфа с различными её вариациями и нестандартными ответвлениям. Притом, единожды укротив строптивую Хамахига, ни в коем случае не следует забывать её даже на неделю, ибо она в отместку тут же «позабудет» вас на месяц, и все труды придется начинать заново.

Из прочих формальных комплексов с тонфа можно упомянуть также Хамахидзё-но тонфа и Тятан Яра-но-тонфа. Если вам удастся разучить с чувством и толком еще и эти формы, то между небом и землей у вас не останется соперников.

Формы с нунчаку

Что касается этого многоликого и капризного оружия, то перед нашим взором предстает целый калейдоскоп чрезвычайно разных и весьма хитроумных комплексов, как окинавских, так и китайских.

Очень четко прослеживается своеобразная аналогия с шестом: в обоих случаях островитяне предпочитают короткие, жесткие техники сухих ударов и блоков гораздо более динамичной работе китайцев, где невозможно провести границу между отдельными движениями, летящими по непрерывным кругам, эллипсам и восьмеркам без отчетливых концентрированных приемов.

В имеющейся в нашем распоряжении на сегодняшний день литературе мы легко найдем достаточное количество китайских форм и досадное отсутствие окинавских. Отчасти этот печальный пробел заполняют видеоматериалы, где хорошо представлены традиционные окинавские комплексы в блестящем исполнении Тадаши Ямашита, Стива Морриса, Дэвида Томассели и некоторых других мастеров. Я бы не хотел взваливать на себя бремя ответственности и рекомендовать что-либо из этого пестрого семейства.Пусть каждый подберет для своей личной работы пару-тройку приглянувшихся форм. Как всегда, этого будет вполне достаточно, даже с избытком.

Мы же в практике нашего клуба использовали в качестве программной лишь одну традиционную окинавскую ката, которая по разнообразию вложенной в неё техники и псевозможным тонкостям удовлетворит самый изощренный вкус.

Сэнхара-но-ката

1. И. П. (ХЭЙКО-ДАЧИ, ЧУДАН-НО-КАМАЭ)

2. Шаг назад – ХИДАРИ НЭКОАШИ-ДАЧИ -ГЭДАН ДЖЮДЖИ-УКЭ

3. Шаг назад – МИГИ НЭКОАШИ-ДАЧИ -ГЭДАН ДЖЮДЖИ-УКЭ

4. Шаг вперед – ХИДАРИ-ЗЕНКУТСУ —

5. Перенести вес назад – ХИДАРИ-КОКУТСУ -МИГИ МУСО-КАМАЭ

6. Шаг вперед – МИГИ-ЗЕНКУТСУ – ОИ ТАТЭ-УЧИ

– замах через левое плечо – КЕСА-УЧИ вправо -ЁКО-КАЙТЭН справа – МИГИ ХАЙМЭН-КАМАЭ

7. Шаг вперед – ХИДАРИ-ЗЕНКУТСУ -ОИ АГЭ-ОТОШИ ТАТЭ-УЧИ – замах через правое плечо

– КЕСА-УЧИ влево – ЁКО-КАЙТЭН слева -принять брусок вытянутой правой рукой (ладонью вниз)

8. Шаг вперед – МИГИ-ЗЕНКУТСУ -ОИ ДЗЁДАН-ЦУКИ

9. Поворот влево 180° – ХИДАРИ-КОКУТСУ —

11. Повтор дорожки (поз. 6, 7, 8)

13. Повтор позиции 9

14. Шаг вперед – МИГИ ЗЕНКУТСУ – ОИ ТАТЭ-УЧИ – ГИЯКУ ХАЧИДЖИ-ФУРИ – принять брусок перед грудью левой рукой (ладонью вниз)

15. Поворот влево 90° – ХИДАРИ НЭКОАШИ-ДАЧИ – ГЭДАН ДЖЮДЖИ-УКЭ

16. Шаг вперед – МИГИ-ЗЕНКУТСУ – ЧУДАН МОРОТЭ-ЦУКИ

17. Поворот влево 180° – ХИДАРИ НЭКОАШИ-ДАЧИ – ГЭДАН ДЖЮДЖИ-УКЭ

18. Повтор позиции 16

19. Шаг влево 45″ – ХИДАРИ-ЗЕНКУТСУ -МИГИ МУСО-КАМАЭ – ТАТЭ-УЧИ – замах через левое плечо – КЕСА-УЧИ вправо – ЁКО-КАЙТЭН назад -принять брусок перед грудью вытянутой левой рукой (ладонь вниз) – МИГИ ВАКИ-ГАМАЭ (как замах перед ЦУКИ) – доворот влево 45° – ХИДАРИ-ЗЕНКУТСУ 1(ЦУГИ-АШИ) – ДЗЁДАН ОИ-ЦУКИ

20. Поворот влево 90° (заносом левой ноги) -МИГИ-ЗЕНКУТСУ – ЁКО-УКЭ влево перед собой (бруски растянуты по вертикали, левая рука сверху) с сильным вращением бедер влево

21. Поворот влево 180″ – ХИДАРИ-КОКУТСУ -МИГИ МУСО КАМАЗ – ХИДАРИ-ЗЕНКУТСУ -Ь-АТЭ-УЧИ (дважды)

22. Поворот влево 90° (левая нога уходит назад) -МИГИ-ЗЕНКУТСУ – ЧУДАН МАВАШИ-УЧИ влево -на обратном движении ШОМЭН-ГАЕШИ-ФУРИ -МИГИ ЁКО-КАЙТЭН назад – принять брусок

|перед грудью левой рукой (ладонь вниз)

23. Шаг назад – ХИДАРИ НЭКОАШИ-ДАЧИ -ГЭДАН ДЖЮДЖИ-УКЭ – ХИДАРИ-ЗЕНКУТСУ —

Это довольно популярная форма, поэтому любой желающий сможет (хотя и не без труда) отыскать её графику в какой-нибудь брошюре, хоть бы и в той же самой «Нунчаку и Бо» издательства «Уральское дело», 1991 г. Пояснения данная форма требует лишь одного – не увлекайтесь основательными, широкими позициями, иначе вы рискуете расшибить себе ноги. Для окинавской традиции вообще характерны высокие свободные стойки и легкие живые перемещения, к чему приучил островитян их весьма суровый учитель и экзаменатор – самурайский меч.

Здоровье полости рта

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Сосай – Основатель Киокушин каратэ (Мас Ояма)

Шихан – Мастер (5 дан и выше)

Сэнсэй – Учитель, наставник(3 и 4 дан)

Сэмпай – Тренер, старший пояс

Дэши — Ученик постигающий тайны искусства

Кохай — Младший ученик — каждый, кто имеет более низкий ранг (пояс)

Канчо — Председатель (руководитель)

Доджо – Зал для занятий

До-Ги — Одежда в которой осваивают искусство

Макивара — Снаряд для укрепления ударных поверхностей тела и увеличения силы ударов рук и ног

Осу! – Традиционная форма приветствия, выражение понимания, согласия и готовности

Ногарэ – Мягкое дыхание

Ибуки – Изометрическое силовое дыхание

Кихон – Базовая техника

Идо кихон – Базовая техника в перемещении

Идо-гейко — Техника в перемещении

Ката – Определенная последовательность ударов и передвижений

Иппон кумитэ — Условный спарринг на один шаг

Самбон кумитэ – Учебный спарринг на три шага

Якусоку кумитэ – Учебный спарринг

Джу кумитэ – Свободный спарринг

Джис-сэн кумитэ — Спарринг в полный контакт

Кацу — Приведение в чувство

Кимэ — Концентрация внутренних сил

Киай — Крик с концентрацией внутренней энергии

Мороте — Двойная рука

Фумикондэ — Перемещение (Шаг)

Ура — Обратно (техника обратных движений)

Кеаге — Мах прямой ногой

Кекоми — Толкающий удар

Осае — Проталкивание от себя

Осае-уке — Подавление блока — проталкивание защиты оппонента вниз или в сторону

Мусо-учи — Мгновенная реакция в атаке без обдумывания своих действий.

СЧЁТ

180 градусов — хяку-хачидзю

90 градусов — кюдэю

45 градусов — ёндзю го

КОМАНДЫ

Андза – Принять расслабленную позу, сидя

Камаэттэ — Прими позицию

Могорэй — Счет самостоятельно (при выполнении ката)

Мокусо – Закрыть глаза для медитации

Мокусо ямэ – Открыть глаза

Отагай ни рэй — Поклон друг другу

Шиндэн ни рэй – Поклон святыне школы (алтарю)

Сейдза — На колени

Сэнсэй (сэмпай) ни рэй – Поклон учителю (тренеру)

Хантай — Смена сторон

Котаи — Смена пар

Наорэ – Вернуться в исходное положение

Сагари — Возврат назад без поворота

Яме — Конец, окончание

УРОВНИ

НАПРАВЛЕНИЯ

Ораши – сверху вниз

Маваши – по кругу

Сото – снаружи внутрь

Учи – изнутри наружу

Ой – одноимённое положение

Гяку – разноимённое положение

Маэ коша – зашаг спереди

Уширо коша – зашаг сзади

Кайтэн – поворот через спину

Ура – тоехника, выполняемая с поворотом на 360 °

Танден — низ живота

СТОЙКИ

Дзэнкуцу дачи – передняя стойка

Ёй дачи – стойка готовности

Какэ дачи – скрученная стойка с заступом

Киба дачи – стойка всадника

Кокуцу дачи – задняя стойка

Кумитэ дачи – стандартная боевая стойка

Мороаси дачи – ступни параллельно на ширине плеч; одна нога выдвинута вперед

Мусуби дачи – пятки вместе, носки развернуты (стойка медитации)

Нэкоаси дачи – стойка «кота»

Саншин дачи – стойка «песочные часы»

Сико дачи – стойка «сумо»

Учи хатидзи дачи – ступни на ширине плеч, носки повернуты внутрь

Фудо дачи – ступни на ширине плеч, носки развернуты

Хэйко дачи – ступни параллельно на ширине плеч

Хэйсоку дачи – ступни вместе

Цуруаси дачи – стойка на одной ноге («цапли»)

УДАРНЫЕ ЧАСТИ ТЕЛА

РУКИ

Уракэн – перевернутый кулак, тыльная часть

Тэтцуи – кулак – «молот»

Шуто – внешнее ребро ладони

Хайто – внутреннее ребро ладони

Шотэй – «пятка» ладони

Эхон нукитэ – ладонь с выпрямленными пальцами

Нихон нукитэ – ладонь с выпрямленными пальцами, образующими «вилку»

Накаюби иппонкэн – кулак со сжатым наполовину средним пальцем

Ояюби иппонкэн – кулак со сжатым наполовину большим пальцем

Хиракэн – кулак со сжатыми наполовину пальцами

Рютокэн – кулак «голова дракона»

Хайсю – тыльная сторона ладони

Тохо – раскрытая ладонь с отведённым большим пальцем

Кэйко – пальцы, собранные щепоткой

НОГИ

Чусоку – подушечки пальцев стопы

Тэйсоку – внутренняя выемка стопы

Хайсоку – подъём стопы

Сокуто – внешнее ребро стопы

БЛОКИ

Джодан укэ – верхний блок

Сото укэ – блок предплечьем снаружи внутрь

Учи укэ – блок предплечьем изнутри наружу

Маэ гэдан барай – сбив вниз

Маваши гэдан барай – сбив вниз после кругового выноса

Моротэ учи укэ — блок предплечьем изнутри наружу, усиленный второй рукой

Учи укэ-маваши гэдан барай – двойной блок предплечьями

Шуто маваши укэ – круговой блок

Маэ Шуто маваши укэ – передний круговой блок

Джуджи укэ – скрестный блок предплечьями

Шотэй укэ – блок «пяткой» ладони

Шюто джодан учи укэ – блок ребром ладони от головы наотмашь

Какэ укэ – блок двумя руками изнутри наружу на разных уровнях

Моротэ какэ укэ – блок предплечьем изнутри наружу, усиленный второй рукой

Хайто учи укэ – блок внутренним ребром ладони изнутри наружу

Моротэ хайто учи укэ — блок внутренним ребром ладони изнутри наружу, усиленный второй рукой

Кокэн укэ – блок запястьем

Моротэ шуто гэдан укэ – двойной разводящий блок сверху вниз

Моротэ шотэй гэдан укэ – двойной нижний блок

Хиджи укэ – блок локтем

Осай укэ – накладка ребром ладони

Сунэ укэ – блок голенью

УДАРЫ НОГАМИ

Хидза гэри – удар коленом

Маваши хидза гэри – круговой удар коленом

Кин гэри – удар в пах

Маэ гэри – прямой удар вперёд

Маэ какато гэри – прямой удар пяткой

Маэ кэагэ – маховый удар вперёд

Сото маваши кэагэ – маховый удар снаружи внутрь

Ути маваши кэагэ – маховый удар изнутри наружу

Ёко кэагэ – маховый удар в сторону

Ёко гэри – удар ребром стопы в сторону

Кансэцу гэри – удар ребром стопы в коленный сустав

Маваши гэри – круговой удар вперед

Уширо гэри – прямой удар назад

Учи хайсоку гэри – диагональный удар вперёд

Ороши сото какато гэри – удар сверху вниз после кругового выноса снаружи

Ороши учи какато гэри – удар сверху вниз после кругового выноса изнутри

Какэ гэри – обратный круговой удар

Уширо маваши гэри – обратный круговой удар с разворотом на 360 °

Тоби маэ гэри – удар в прыжке вперед

Тоби нидан гэри – двойной удар в прыжке вперёд на разных уровнях

Тоби ёко гэри – удар в прыжке в сторону

Тоби маваши гэри – круговой удар вперёд в прыжке

Тоби уширо гэри – прямой удар назад в прыжке

Тоби уширо маваши гэри – круговой удар назад в прыжке

До маваи кайтэн гэри — вертушка в падении.

УДАРЫ РУКАМИ

Сэйкэн дзуки – удар кулаком вперед

Энкэй гяку дзуки – удар со скручиванием после кругового блока

Татэ дзуки – удар кулаком, расположенным вертикально

Агэ дзуки – удар крюком снизу вверх в подбородок

Шита дзуки – удар крюком снизу вперед по корпусу

Ороши дзуки – удар крюком сверху вниз

Моротэ дзуки – удар двумя руками вперед

Яма дзуки – удар двумя руками на разных уровнях

Джун дзуки – удар в сторону

Шотэй учи – удар «пяткой» ладони

Ёххон нукитэ – удар пальцами в горло и сплетение

Нихон нукитэ – удар пальцами в глаза

Хиракэн дзуки – удар суставами сжатых наполовину пальцев

Хиракэн маваши ути – круговой удар суставами сжатых наполовину пальцев

Рютокэн – удар суставами в положении «голова дракона»

Тохо дзуки – удар «рукой – крюк» в горло

Аго учи – хлёсткий удар в подбородок

Тэтцуи ороши учи – удар «молотом» сверху

Тэтцуи комиками учи – удар «молотом» сбоку в висок

Тэтцуи хидзо учи – удар «молотом» сбоку по рёбрам

Тэтцуи ёко учи – удар «молотом» наотмашь в сторону

Уракэн шёмэн гаммэн учи – удар перевёрнутым кулаком вперёд

Уракэн саи учи – удар перевёрнутым кулаком вправо и влево

Уракэн хидзо учи – удар перевёрнутым кулаком в сторону по рёбрам

Уракэн маваши учи – круговой удар перевёрнутым кулаком по голове

Шито сокуцу учи – удар ребром ладони сверху по ключице

Шито сокуцу учи коми – прямой удар ребром ладони

Шито гаммэн учи – удар ребром ладони сбоку по голове или шее

Шито хидзо учи – удар ребром ладони сбоку по рёбрам

Шито ёко учи – удар ребром ладони наотмашь в сторону

Шито джодан учи учи – удар ребром ладони наотмашь вперед

Маваши учи – круговой удар крюком

Ояюби иппонкэн – круговой удар кулаком с полусогнутым большим пальцем

Хайто учи – круговой удар внутренним ребром ладони

Моротэ хайто учи – круговой удар внутренними рёбрами ладони

Хайсю учи – удар тыльной стороной ладони наотмашь

Кокэн учи – удар запястьем

Кэйко учи – удар пальцами, собранными щепоткой, в глаз

Маваши хиджи атэ – круговой удар локтем

Маэ хиджи атэ – подбив локтем

Агэ хиджи атэ – удар локтем вперёд

Ороси хиджи атэ – удар локтем сверху вниз

Уширо хиджи атэ – удар локтем назад, усиленный второй рукой

Ссылка на основную публикацию