Моротэ Ёко Цуки (Morote Yoko Tsuki) | Karate-krs.ru

Моротэ Ёко Цуки (Morote Yoko Tsuki)

Моротэ Ёко Цуки (Morote Yoko Tsuki)

Рис. 97. Моротэ-удэ-уке

Рис. 98. Сото-удэ-уке

Рис. 99. Сото-удэ-уке

Рис. 100. Применение сото-удэ-уке

Рис. 101. Гедан—бараи

Рис. 102. Гедан—бараи

Рис. 103. Тюдан-бараи

Рис. 104. Суто-уке

Рис. 105. Суто-уке

Рис. 106. Применение суто-уке. Рис. 107. Применение суто-уке

Рис. 108. Применение какиваке

Рис. 109. Какиваке—уке

! — обозначает к и м э

Тсуками-уке — это элементарный захват за рукав или штанину атакующего с одновременным толчком от себя (рис. 110). В самообороне или в спортивном поединке эти техники применяются по обстоятельствам, так как спортивные правила в принципе запрещают захваты одежды противника.

Тэйсё-уке (без рисунка) — это блок-удар основанием ладони, очень эффективен в точном исполнении и применяется довольно часто в варианте тэйсё—авасе—уке, то есть способом — толчок вперёд в голень, колено или голеностоп атакующей ноги соединёнными основаниями обеих ладоней.

Моротэ — ёко — эмпи-уке (рис. 111) и ёко-эмпи—уке (рис. 112 ) — это типичные техники защиты и включены они в каратэ из арсенала кунг-фу, а применяются, главным образом, против круговых ударов ногой.

Тэ — нагаси — уке (рис. 113) заключается в отбивании удара противника открытой ладонью по дуге снаружи — вовнутрь и является типичным примером так называемого «отвода — сбивания» в техниках блока, он не оказывает болезненного воздействия на конечность противника, выводя ее за контур тела и мягко изменяя направление атаки. Аналогичным блоком является тэ — хинэри — уке (рис. 114) — довольно странная техника, так как выполняется сразу после нанесения прямого удара той же рукой или из гарды (камаэ) отводом руки назад и разворотом предплечья наружу.

Зато отоси — эмпи — уке (рис. 115) трудно отнести к мягким блокам. В сущности это очень сильный и неприятный удар, направленный в предплечье противника, атакующего уровень тюдан или гедан. Во время тренировок желательно соблюдать предосторожность при выполнении этого блока в работе с партнёром.

Представленные выше описания блоков ориентированы на классическое исполнение, то есть именно в таком виде знакомится с ними осваивающий ки-хон (основы). В действительности большую часть представленных блоков можно выполнять непосредственно из камаэ без существенного ущерба для результата. На рис. 116 приведён целый «венок» из таких блоков, названия которых приводить здесь уже нет нужды: Вы сами сможете присвоить их соответствующей защите.

Блокирование ногами (аси-уке) требует от каратиста соответствующей физической подготовки, особенно хорошей координации дви­жений и большой точности в работе ногами. Типичные блоки будут представлены ниже, здесь мы упоминаем о них лишь для того, чтобы подтвердить, что такие способы защиты существуют. Возможно также применение одновременно блока и броска, хотя в спортивном кумитэ, о чём уже упоминалось ранее, техники, основанные на захватах, за­прещены. Тем не менее, в репертуаре каратэ они присутствуют, и, по­жалуй, самой популярной из них является сукуи-уке (сукуи — черпак, половник, ложка). Рис. 117 иллюстрирует начальную фазу тех­ники гедан — ути—удэ — уке. Отражение пинка начинается с плеча, а продетое под колено противника предплечье поднимается вверх, и затем следует быстрый шаг вперёд с одновременным толчком обеими руками, выводящим соперника из состояния равновесия. Вари­ант этой техники представлен на рис. 118, на котором защищающийся делает увёртку с одновременным захватом ноги противника, затем вы­полняет подшаг одноимённой ногой с последующим броском противни­ка вниз; см. также рис. 119 — вариант захвата бьющей ноги с после­дующим нанесением удара по пятке основанием ладони.

А теперь несколько общих указаний по технике и тактике блоков:

1. Каждую комбинацию начинай и заканчивай блоком. Пренебре­жение защитой и предпочтение, отдаваемое нападению и его совершенствованию, — является грубейшей ошибкой. На пропагандируемый по­всеместно тезис «Лучшая защита — это нападение», известный япон­ский каратист Кейносюкэ Енода отвечал вопросом: «Что ты сделаешь, если противник в атаке окажется лучше тебя?

2. Блоки выделяют в особую группу техник только по инструк­торским соображениям. Каждый блок представляет собой только пер­вую фазу контратаки. Если он удачен, то именно в этот момент возмо­жен эффективный контрудар. Если допущена ошибка, то лишь немед­ленная контратака может помешать противнику перехватить инициа­тиву.

3. Силу противника в блоке используют для собственной выго­ды. Если блок имел своей целью изменить направление атаки против­ника, то в этом случае, чем сильнее удар противника, тем легче он потеряет темп, дистанцию и равновесие. Если блок задуман клином для разрушения атаки, то в этом случае, чем мощнее удар противника, тем вероятнее для него получить травму после жёсткого блока.

4. В блоках работа ног, а не рук, корректирует всю технику, на­чиная с высоты, направления и кончая необходимой дистанцией.

5. Во время блока сохраняй равновесие и правильную позицию, если не хочешь, чтобы последующий удар противника завершил поеди­нок. В спортивном кумитэ, как и в реальном бою, первый удар обычнопредназначен для сокрушения защиты или хотя бы для обнаружения слабых мест в обороне противника.

6. Блокируя, не убегай! Быстро отступая назад f нельзя эффек­тивно применить ни одного блока. Если уж ты выбрал в схватке это направление, то повернись спиной и убегай что есть мочи — это во много раз безопасней, чем отступать спиной назад, хаотично обороня­ясь. Это замечание не относится в целом к спортивному поединку, в котором специфика правил создаёт иные тактические условия.

7. Блокируя, не позволяй противнику первым принимать решение о дистанции во время поединка. Отойди на шаг или приблизься внезап­но. Даже получение удара, тем более в начале поединка — значитель­но менее рискованно, чем его ожидание. Нападающий практически до последнего момента имеет возможность корректировать направление и уровень атаки, а в этом случае уже слишком поздно вносить поправ­ки в свой блок.

8. Во время отработки блоков без партнёра не выполняй их ме­ханически, но в глубокой эмоциональной и интеллектуальной концент­рации. Одна единственная техника, применённая в решающий момент, может помочь тебе выбраться целым и невредимым из затруднительного положения или добиться выдающегося спортивного результата.

Терминология карате

Общие термины
Здесь приведены основные квалификационные термины

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Сосай — Основатель Кёкусин каратэ (Мас Ояма)
Сихан — мастер (5 дан и выше)
Сэнсэй — учитель, наставник(3 и 4 дан) или тренер
Сэмпай — старший пояс (назначается тренером)
Додзё — зал для занятий
Доги — одежда для занятий каратэ
Кихон — базовая техника
Идо кихон — базовая техника в передвижении
Рэнраку — комбинации
Ката — определенная последовательность ударов и передвижений
Кумитэ — спарринг
Самбон кумитэ — учебный спарринг на три шага
Якусоку кумитэ — учебный спарринг
Дзию кумитэ — свободный спарринг
Ос — традиционная форма приветствия, выражение понимания, согласия и готовности
Ногарэ — мягкое дыхание
Ибуки — изометрическое силовое дыхание
Нидан — двойной
Самбон — тройной

Сэйдза — принять позу для сидячей медитации (дзадзэн)
Андза — принять расслабленную позу, сидя скрестив ноги
Мокусо — закрыть глаза для медитации
Мокусо ямэ — открыть глаза
Синдэн ни рэй — поклон святыне школы (алтарю)
Сэнсэй (сэмпай) ни рэй — поклон учителю (тренеру)
Отагай ни рэй — поклон всем присутствующим
Таттэ — встать
Ёй — приготовиться
Камаэтэ — принять положение
Хадзимэ — начать
Ямэ — закончить
Маваттэ — развернуться
Хантай — сменить стойку на противоположную
Наорэ — вернуться в исходное положение
Ясумэ — расслабиться

1 — ити
2 — ни
3 — сан
4 — си (ён)
5 — го
6 — року
7 — сити
8 — хати
9 — кю
10 — дзю
45 ° — ёндзю го

Дзёдан — верхний уровень
Чюдан — средний уровень
Гэдан — нижний уровень

НАПРАВЛЕНИЯ

Агэ — вверх
Ороси — сверху вниз
Маэ — вперед
Ёко — в сторону
Усиро — назад
Маваси — по кругу
Сото — снаружи внутрь
Ути — изнутри наружу
Хидари — лево
Миги — право
Ой — одноимённое положение
Гяку — разноимённое положение
Маэ коса — зашаг спереди
Усиро коса — зашаг сзади
Кайтэн — поворот через спину
Ура — техника, выполняемая с поворотом на 360 °

УДАРНЫЕ ЧАСТИ ТЕЛА

Сайкэн — кулак
Уракэн — перевернутый кулак, тыльная часть
Тэтцуи — кулак — «молот»
Сюто — внешнее ребро ладони
Хайто — внутреннее ребро ладони
Сётэй — «пятка» ладони
Кокэн — запястье
Ёхон нукитэ — ладонь с выпрямленными пальцами
Нихон нукитэ — ладонь с выпрямленными пальцами, образующими «вилку»
Накаюби иппонкэн — кулак со сжатым наполовину средним пальцем
Ояюби иппонкэн — кулак со сжатым наполовину большим пальцем
Хиракэн — кулак со сжатыми наполовину пальцами
Рютокэн — кулак «голова дракона»
Хайсю — тыльная сторона ладони
Тохо — раскрытая ладонь с отведённым большим пальцем
Кэйко — пальцы, собранные щепоткой
Эмпи (Хиджи) — локоть

Чусоку — основание подушечек пальцев стоп
Тэйсоку — внутренняя часть стопы
Хайсоку — взъем стопы
Сокуто — ребро стопы
Какато — пятка
Хидза — колено
Сунэ — голень

УДАРЫ РУКАМИ

Сэйкэн цуки — удар кулаком вперед
Аго учи — хлёсткий удар в подбородок
Сита цуки — удар крюком снизу вперед по корпусу
Уракэн сёмэн ганмэн учи — удар перевёрнутым кулаком вперёд
Уракэн саю учи — удар перевёрнутым кулаком вправо и влево
Уракэн хидзо учи — удар перевёрнутым кулаком в сторону по рёбрам
Уракэн маваси учи — круговой удар перевёрнутым кулаком по голове
Сюто сакоцу учи — удар ребром ладони сверху по ключице
Сюто учикоми — прямой удар ребром ладони
Сюто ганмэн учи — удар ребром ладони сбоку по голове или шее
Сюто хидзо учи — удар ребром ладони сбоку по рёбрам
Сюто ёко учи — удар ребром ладони наотмашь в сторону
Сюто дзёдан учи — удар ребром ладони наотмашь вперед
Тэтцуи ороси учи — удар «молотом» сверху
Тэтцуи комиками учи — удар «молотом» сбоку в висок
Тэтцуи хидзо учи — удар «молотом» сбоку по рёбрам
Тэтцуи ёко учи — удар «молотом» наотмашь в сторону
Тохо цуки — удар «рукой — крюк» в горло
Агэ цуки — удар крюком снизу вверх в подбородок
Ороси цуки — удар крюком сверху вниз
Моротэ цуки — удар двумя руками вперед
Яма цуки — удар двумя руками на разных уровнях
Дзюн цуки — удар в сторону
Сётэй учи — удар «пяткой» ладони
Ёхон нукитэ — удар пальцами в горло и сплетение
Нихон нукитэ — удар пальцами в глаза
Хиракэн цуки — удар суставами сжатых наполовину пальцев
Хиракэн маваси учи — круговой удар суставами сжатых наполовину пальцев
Рютокэн — удар суставами в положении «голова дракона»
Татэ цуки — удар кулаком, расположенным вертикально
Энкэй гяку цуки — удар со скручиванием после кругового блока
Маваси учи — круговой удар крюком
Ояюби иппонкэн — круговой удар кулаком с полусогнутым большим пальцем
Хайто учи — круговой удар внутренним ребром ладони
Моротэ хайто учи — круговой удар внутренними рёбрами ладони
Хайсю учи — удар тыльной стороной ладони наотмашь
Кокэн учи — удар запястьем
Кэйко учи — удар пальцами, собранными щепоткой, в глаз
Маваси хидзи атэ — круговой удар локтем
Маэ хидзи атэ — подбив локтем
Агэ хидзи атэ — удар локтем вперёд
Ороси хидзи атэ — удар локтем сверху вниз
Усиро хидзи атэ — удар локтем назад, усиленный второй рукой

УДАРЫ НОГАМИ

Кин гэри — удар в пах
Хидза гэри — удар коленом
Маэ гэри — прямой удар вперёд
Маваси гэри — круговой удар вперед
Усиро гэри — прямой удар назад
Усиро маваси гэри — обратный круговой удар с разворотом на 360 °
Ёко гэри — удар ребром стопы в сторону
Кансэцу гэри — удар ребром стопы в коленный сустав
Маэ киагэ — маховый удар вперёд
Сото маваси киагэ — маховый удар снаружи внутрь
Учи маваси киагэ — маховый удар изнутри наружу
Ёко киагэ — маховый удар в сторону
Учи хайсоку гэри — диагональный удар вперёд и вверх
Ороси сото какато гэри
— удар сверху вниз после кругового выноса снаружи
Ороси учи какато гэри — удар сверху вниз после кругового выноса изнутри
Ура маваси гэри — обратный круговой удар
Маэ тоби гэри — удар в прыжке вперед

Ссылка на основную публикацию