Морихэй Уэсиба и школа Айкикай | Karate-krs.ru

Морихэй Уэсиба и школа Айкикай

Морихэй Уэсиба и школа Айкикай

Айкидо было создано несравнимым будока, каким был Морихэй Уэсиба. Он вышел за пределы будзютсу, которое противопоставляет сильного слабому, открыв дорогу развитию личности ежедневной и постоянной шлифовкой ума и тела. Будо, которое соответствует современной эпохе, называется Айкидо.

Увидев в юности поражение своего отца, «побитого тяжелым кулаком» политического противника, он почувствовал необходимость изучать бу-дзютсу. Это событие породило непреклонное желание посвятить себя, всю свою жизнь практике Будо. Морихэй Уэсиба постигал тайные знания традиционных японских школ, таких как Айа-Рю Дзю-дзютсу, Кито-Рю Дзю-дзютсу, Дайто-Рю Дзю-дзютсу, кен Шинкаге-Рю, Хозоин-Рю Содзютсу и других.

Можно сказать, что его встреча с Такеда Сокаку в Дайто-Рю была определяющей и открыла ему новый взгляд на Будо. Действительно, практика бу-дзютсу не вела к спасению общества, не могла его удовлетворить, и это заставило Морихэя Уэсиба обратиться к духовной практике.

В 18 лет ему захотелось стать «Великим путешественником», и он уехал в Токио. Через некоторое время он увел оттуда 80 добровольцев на Хоккайдо, «Северную Границу», где 8 лет был их учителем и создал поселение Ширатаки. В то время он мог только слышать о Дегуми Ванисабуро, организаторе Омото Кю, который мечтал создать рай на монгольской земле.

Смерть отца, который понимал и поддерживал сына, повергала Морихэя Уэсиба в глубокую печаль. Почти одновременная потеря двух сыновей прибавила страданий, и несомненно, что протянутая рука и горячее сердце Преподобного Дегуми оказали ему неоценимую помощь. Глубокая вера, которую он нес в себе с детства, усиленная встречей со своим Учителем, неутомимая практика бу-дзютсу толкнули его на поиски пути, который ведет через Бу к миру на Земле, а Земля — это и есть большой Дом, открытый каждому.

Он вышел за пределы будзютсу, которое противопоставляет сильного слабому, открыв дорогу развитию личности ежедневной и постоянной шлифовкой ума и тела. Будо, которое соответствует современной эпохе, называется Айкидо.

Однажды, после многолетних трудов и тренировок для достижения этой цели ему был брошен вызов морским офицером, учителем фехтования. Морихэй Уэсиба выступил против него без оружия, но противник не смог даже коснуться его мечом во время поединка. После поединка О-Сенсей напился из колодца и прошел несколько шагов по саду. Внезапно он застыл неподвижно, чувствуя, что земля качается под ним. Дождь из многочисленных золотых лучей падал с неба и поднимался в то же время с земли, трансформируя его тело (Относительно этого эпизода в жизни О-Сенсея мы отсылаем заинтересованного читателя к опытам трансмутаций других мистиков, принадлежащих к разным традициям. Смотрите, например, работы Мирсея Илиаде).

Очищенное тело О-Сенсея вознеслось в пределах Вселенной. Он понял язык птиц, увидел ветер и все явления природы. Тогда он подумал: «Желание слепой победы должно стать Любовью. Источник Будо — божественная любовь и всеобщее сострадание». Он постиг в своем озарении, что настоящее Будо приводит в равновесие созидание и покровительство. На этом основано Айкидо.

В это время граф Ямамото Гомбэй, старейший первый министр, приглашает его вернуться в Токио. Преподобный Дегуми советует откликнуться на это предложение. Морихэй Уэсиба дает в Токио уроки императорскому окружению, главе государства и знатным семьям. Остаток времени он делит между военными школами, залами борьбы университетов и крупных предприятий. Однако, к 1935 году, неудовлетворенный, что Айки будзютсу, его преподавание и развитие отнимают у него слишком много времени, мешают ему самому развиваться лично, О-Сенсей покупает невозделанные земли на Иваме, чтобы там реализовать свою мечту изучения Будо в связи с культурой земли.

Но началась вторая мировая война. Ученики были призваны в армию. Различные направления Будо попали под влияние правительства, которому импонировал конформизм и не удовлетворял независимый дух Будо. И тогда, распределив ответственные посты между учениками (в частности, доверив зал борьбы в Токио своему сыну), он покинул Токио, чтобы посвятить себя творческому труду, создал открытый зал борьбы на Иваме и там постоянно работал над созданием Айкидо.

Благодаря своей активности и несмотря на запрещение американскими оккупационными властями любых форм практики воинских искусств, О-Сенсей не прерывет своей работы над созданием Айкидо, которая по-настоящему смогла возобновиться в Токийском Додзё в 1948 году после снятия запрета.

Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в области Мотомати района г.Танабэ в префектуре Вакаяма. С самого раннего возраста он был увлечен и, можно сказать, поглощен религией, поэтому его родители поощряли его занятия физическими упражнениями, в том числе плаванием и сумо, для борьбы с этим односторонним увлечением. В молодости он переехал в Токио и открыл свой маленький бизнес.

В период жизни в столице он изучал дзюдзюцу школы Кито-рю и искусство владения мечом школы Синкагэ-рю. Из-за ухудшения здоровья он вернулся домой, но позже, около 1903 года, записался в армию и вполне успешно участвовал в русско-японской войне.

В 1912 году Морихэй Уэсиба переехал на остров Хоккайдо. Этот самый северный остров Японии тогда заселялся по инициативе правительства, которое хотело обеспечить его сохранение в составе Японской империи. Стратегическое положение острова делало эту задачу достаточно важной, тем более, что русские проявляли к нему интерес. Семь лет назад при поддержке Англии Япония так проучила Россию, что это должно было не скоро забыться, поэтому важно было сохранить достигнутое преимущество, а для этого следовало заселить остров Хоккайдо японскими гражданами как можно быстрее.

В период проживания поселенцем на Хоккайдо Уэсиба при посредничестве Катаро Ёсида был представлен Сокаку Такэда и стал его учеником. Последующие семь лет он учился у этого мастера. В то время Сокаку Такэда находился в расцвете жизни и на вершине своих возможностей.

В 1922 году в возрасте 39 лет Уэсиба в составе группы всего из 23 человек получил степень «Кёдзю Дайри» (Этим рангом отмечалось владение основным техническим арсеналом Дайто-рю: 118 базовых приемов, 80 приемов Айки-дзюцу Окуги, 66 — Хидэн Окуги и 84 — Госин-Ё-но-Тэ). Однако двое учеников удостоились более высоких степеней. Юкиёси Сагава и Такума Хиса получили степень «Кайдэн», а Юкиёси достиг даже «Содэн» — степени, отражавшей полное знание техники (2884 приемов-вадза, включая работу с посохом, мечом, двумя мечами, копьем, шестом, железным веером, метательными снарядами и коротким мечом).

После смерти учителя Юкиёси стал 36-м главным мастером Дайто-рю Айки-дзюцу, но затем отказался от этого положения в пользу сына учителя, Токимунэ Такэда, когда тот вернулся с последней войны. В 1936 году Морихэй Уэсиба открыл свою собственную школу в Токио, назвав свой стиль Айки-будо.

Хотя его критиковали за то, что он сменил название своего додзё вскоре почти смертельного приступа болезни, который перенес его учитель в 1941 году, это могло быть и простым совпадением. Фактически, сначала он не мог остановиться ни на одном имени, и называл свою школу сначала Уэсиба Дзюку Айки-дзюдзюцу, потом Айки-будзюцу, далее Кобукан Айки-будо, Тэншсин Айки-будо, Такэмусу Айки и, наконец, Айкидо. Это название было впервые зарегистрировано Минору Хираи в центре Бутокукай, представлявшем тогда высший авторитет в области боевых искусств Японии.

Несомненно то, что до войны Уэсиба учил эффективной в реальных единоборствах технике, переданной ему Сокаку Такэда. Тренировки в его школе были настолько тяжелыми, что ее называли «Дзигоку Додзё» — «Дьявольской школой». Травмы, часто тяжелые, были обычным явлением, и оставались только самые выносливые. Его лучшими учениками этого периода были Годзо Сиода, Кэндзи Томики, Минору Хираи и Минору Мотидзуки (Минору Мотидзуки приней Айкидо, Дзюдо и Катори Синто-рю Иай-до в Европу после второй мировой войны. За свои заслуги он получил награду французского правительства). Годзо Сиода, очевидно, был лучшим из тех учеников Морихэи Уэсиба, кто остался верен исходной технике Сокаку Такэда. Свидетельство этого — высокая эффективность его системы Ёсинкан и ее использование для тренировок в полиции и армии.

В начале войны Морихэй Уэсиба продолжал учить, но в 1942 году он переехал в город Ивама префектуры Ибараги и занялся сельским хозяйством. Причины этого неясны. Один из его биографов утверждает, что это было выражением протеста против власти военных и страданий, вызываемых войной. Возможно также, что он чувствовал необходимость этого шага, поскольку религиозное движение, с которым он был тесно связан, попало под официальное преследование Кипэй Тай — японской военной полиции, выполнявшей те же функции и имевшей такую же славу, как и гестапо в Европе. Достоверно известно, что взрыв, разрушивший центр секты омото Кё Синто, руководимой Онисабуро Дэгути, был делом рук военных, которые мстили Дэгути за публичные критические выступления в их адрес.

После войны Уэсиба вернулся в Токио, и, называя теперь свое искусство «айкидо», снова начал учить в додзё в токийском районе Вакаяма вблизи Синдзюку. Постаревший и все более и более склоняющийся к религии, он сменил основное направление своей школы с изучения боевого искусства на формирование личности с помощью айкидо. В действительности же то, что до войны было жесткой, но эффективной боевой системой, включавшей как нападение, так и защиту, теперь стало религиозной философией, включающей измененную систему Айки-дзюцу, составившую репертуар айкидо.

В годы после поражения Японии такая постановка дела нашла плодородную почву. Айкидо Уэсибы было одобрено оккупационными силами США в качестве допустимого «мирного» занятия и распространилось, затмив все школы Айки-дзюцу, открытые бывшими учениками Сокаку Такэда. Долгое время в глазах всего мира Морихэй Уэсиба представлял айкидо. Этот энергичный старый джентльмен с длинной белой бородой сверкающими глазами стал своего рода олицетворением искусства. Без сомнения, Морихэй Уэсиба был сильной личностью, он подчинял своему влиянию всех связанных с ним людей и вызывал в других такую любовь, что они были готовы с радостью пойти ради него на большие жертвы. Мы никогда не узнаем, была ли эта сила следствием его религиозных убеждений, или это был врожденный дар полученный от бога. Достаточно сказать, что этот дар активно использовался и многие от этого выиграли.

Однако, подобно тому как ночь сменяет день, любое положительное явление имеет свои отрицательные последствия. Так произошло и с айкидо. При том, что система Уэсиба, возможно, и формировала лучшую личность за счет упора на укрепление характера и духовные аспекты, многие виды техники школы выродились до того, что стали неприменимы на практике. Теперь выполнение многих из них стало возможным только в случае помощи «противника», дающего себя бросить. Другие зависели от активного участия противника в выполнении техники, когда он должен был удерживать сильный хват, за счет которого защищающийся выполнял бросок. То, что Морихэй Уэсиба мог делать за счет своего глубокого знания Такэда (Дайто)-рю Айки-дзюцу и сверхчеловеческих личных качеств, другие могли только изобразить, выполняя то, что выглядело как стилизованная ритуальная техника, вероятно, непригодная в реальном единоборстве и часто требующая помощи «жертвы» в ее собственном падении. Эти слова — вовсе не критика, поскольку Морихэй Уэсиба считал свое искусство Путем к Богу, а не методом достижения превосходства над другими смертными. Я не сомневаюсь, что он был бы счастлив, узнав, что вошел в историю как человек, превративший боевое искусство в путь мира через внутреннюю гармонию его собственного метода. «О-Сэнсэй» Морихэй Уэсиба умер в 1960 году в том же возрасте, что и Сокаку Такэда, и за несколько дней до годовщины смерти своего учителя. После него осталась группа преданных ему учеников, взявшаяся продолжать начатое им дело.

Его сын — Киссёмару Уэсиба — стал вторым главным мастером школы, и слава системы продолжала распространяться. Но для многих Школа заключалась в Человеке, и никто не мог заменить его. Когда свет его жизни угас, это было для его последователей почти подобно солнечному затмению, оставившему отметку в истории до того, как свет вновь упал на землю.

Айкидо Айкикай

Что такое айкидо Айкикай?

Разминка перед тренировкой под руководством Основателя в Айкидо Айкикай Хомбу Додзё.

Если в поисковых системах Интернета начать искать информацию про айкидо, вскоре окажется, что к названию этого боевого искусства обязательно прикрепляется уточняющее слово, например: айкидо Айкикай, айкидо Ёсинкан, Син-син-тоицу айкидо и многие другие наименования. Глядя на такое разнообразие, невольно задаешься вопросом: «а какое же из этих видов айкидо является тем боевым искусством, которое создал и преподавал основатель айкидо Морихэй Уэсиба?».

Первое документальное употребление названия «айкидо» относится к февралю 1942 года. А в феврале 1948 года, после снятия запрета на преподавание боевых искусств в Японии, наложенного после Второй мировой войны объединенными оккупационными властями, Морихэй Уэсиба получил официальное правительственное разрешение учредить общественную организацию – фонд (федерацию) Айкикай (дословно «Общество Айки»). Эта организация существует и сегодня.

Чтобы выделить именно классическое направление айкидо Морихэя Уэсибы /. / его и стали называть «айкидо Айкикай»

С момента создания Фонда Айкикай его деятельность заключалась в развитии и распространении боевого искусства айкидо, созданного Морихэем Уэсибой; тогда же сформировалось и словосочетание «айкидо Айкикай». Тем не менее, в то время боевое искусство мастера Уэсибы по-прежнему называли просто «айкидо», поскольку никаких других направлений и стилей не существовало. Позднее некоторые из старших учениов Основателя начали создавать свои направления айкидо; так, Годзо Сиода создал айкидо Ёсинкан, Коити Тохэй – Син-син-тоицу айкидо, Кэндзи Томики – Томики айкидо. Всего сегодня насчитывается до 30 различных стилей айкидо. Чтобы выделить именно классическое направление айкидо Морихэя Уэсибы на фоне такого многообразия, его и стали называть «айкидо Айкикай».

Структура школ айкидо Айкикай

Третий айкидо Досю — Моритэру Уэсиба в Айкидо Айкикай Хомбу Додзё

Руководство структурой Айкикай традиционно передается по наследству. От Основателя, который был главой организации до конца жизни (1969), пост главы школы перешел к его сыну, Киссёмару Уэсибе, возглавлявшему Фонд до 1999 года, а затем к внуку, Моритэру Уэсибе, который сегодня является руководителем всей организации Айкикай. Все руководители Айкикай носят статус «Досю» (в буквальном переводе – «хранитель пути»), поэтому Моритэру Уэсиба называют «Третьим Досю», а его преемник – Мицутеру Уэсиба, правнук основателя айкидо, – должен стать Четвертым Досю.

Как уже упоминалась, главная задача Фонда Айкикай – развитие и распространение айкидо в том виде, в каком его создал Основатель — Морихэй Уэсиба. На начальном этапе развития этому служили показательные выступления, которые проводил Основатель или его лучшие ученики как для политической и военной элиты Японии, так и для широкой публики. Первые показательные выступления инструкторов Фонда Айкикай состоялись в Токио в 1956 году. Одним из важных результатов послевоенной деятельности Айкикай стала постройка в 1969 нового здания для занятий айкидо – Айкикай Хомбу Додзё, которое сменило устаревшее довоенное здание Кобукан Додзё. Сегодня Хомбу Додзё – или штаб-квартира Фонда Айкикай – является центральным тренировочным комплексом, где преподают ведущие мастера айкидо и откуда осуществляется официальное кураторство над организациями айкидо Айкикай во всем мире.

О профессионализме и надежности той или иной школы айкидо Айкикай можно судить по наличию у нее куратора из числа преподавателей (сиханов) Хомбу Додзё и сертификата официального признания Айкикай. Школа может получить такое признание либо посредством вступления в Международную Федерацию Айкидо, либо непосредственно от Досю, что, разумеется, более почетно.

Центр Айкидо Айкикай «Койнобори Додзё» имеет официальное признание Фонда Айкикай , выданное лично Третьим Досю – внуком основателя айкидо Моритэру Уэсибой. Куратором Койнобори Додзё с 1995 года является один из ведущих инструкторов Хомбу Додзё – мастер 8 дана сихан Сёдзи Сэки , который по приглашению нашего Центра проводит ежегодные семинары в Москве. В 2013 и 2014 гг. Досю Моритэру Уэсиба присвоил руководителям Койнобори Додзё М. Л. Карповой и В. И. Грачёву степени 6 дан айкидо Айкикай, что сделало наш Центр Айкидо единственной школой айкидо в России, где преподают два инструктора, имеющих 6 дан.

Структура Айкикай включает следующие основные направления:

  • Всеяпонская университетская федерация айкидо,
  • Всеяпонская школьная федерация айкидо,
  • Японские клубы айкидо,
  • Академия айкидо (специальный курс айкидо в Айкикай Хомбу Додзё),
  • Зарубежные клубы айкидо.

С распространением айкидо за пределы Японии (в первую очередь в США и Францию), в 1976 году внутри структуры Айкикай была создана Международная Федерация Айкидо (IAF – International Aikido Federation), президентом которой является Досю. Международная Федерация Айкидо осуществляет поддержку национальных федераций, проводит различные форумы и встречи для поддержки связи различных организаций айкидо с Хомбу Додзё, обеспечивает представление айкидо на Всемирных играх боевых искусств.

При подготовке статьи использовались материалы:

Самурайское Айки-Дзюцу Предисловие

О-Сенсей Морихэй Уэсиба
Назва Самурайское Айки-Дзюцу Предисловие
Сторінка 5/8
Дата конвертації 26.07.2013
Розмір 0.5 Mb.
Тип Документи

Морихэй Уэсиба
и школа Айкикай

Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в области Мотомати района г.Танабэ в префектуре Вакаяма. С самого раннего возраста он был увлечен и, можно сказать, поглощен религией, поэтому его родители поощряли его занятия физическими упражнениями, в том числе плаванием и сумо, для борьбы с этим односторонним увлечением. В молодости он переехал в Токио и открыл свой маленький бизнес. В период жизни в столице он изучал дзюдзюцу школы Кито-рю и искусство владения мечом школы Синкагэ-рю. Из-за ухудшения здоровья он вернулся домой, но позже, около 1903 года, записался в армию и вполне успешно участвовал в русско-японской войне.

В 1912 году Морихэй Уэсиба переехал на остров Хоккайдо. Этот самый северный остров Японии тогда заселялся по инициативе правительства, которое хотело обеспечить его сохранение в составе Японской империи. Стратегическое положение острова делало эту задачу достаточно важной, тем более, что русские проявляли к нему интерес. Семь лет назад при поддержке Англии Япония так проучила Россию, что это должно было не скоро забыться, поэтому важно было сохранить достигнутое преимущество, а для этого следовало заселить остров Хоккайдо японскими гражданами как можно быстрее.

В период проживания поселенцем на Хоккайдо Уэсиба при посредничестве Катаро Ёсида был представлен Сокаку Такэда и стал его учеником. Последующие семь лет он учился у этого мастера. В то время Сокаку Такэда находился в расцвете жизни и на вершине своих возможностей. В 1922 году в возрасте 39 лет Уэсиба в составе группы всего из 23 человек получил степень «Кёдзю Дайри» (Этим рангом отмечалось владение основным техническим арсеналом Дайто-рю: 118 базовых приемов, 80 приемов Айки-дзюцу Окуги, 66 — Хидэн Окуги и 84 — Госин-Ё-но-Тэ). Однако двое учеников удостоились более высоких степеней. Юкиёси Сагава и Такума Хиса получили степень «Кайдэн», а Юкиёси достиг даже «Содэн» — степени, отражавшей полное знание техники (2884 приемов-вадза, включая работу с посохом, мечом, двумя мечами, копьем, шестом, железным веером, метательными снарядами и коротким мечом). После смерти учителя Юкиёси стал 36-м главным мастером Дайто-рю Айки-дзюцу, но затем отказался от этого положения в пользу сына учителя, Токимунэ Такэда, когда тот вернулся с последней войны. В 1936 году Морихэй Уэсиба открыл свою собственную школу в Токио, назвав свой стиль Айки-будо.

Хотя его критиковали за то, что он сменил название своего додзё вскоре почти смертельного приступа болезни, который перенес его учитель в 1941 году, это могло быть и простым совпадением. Фактически, сначала он не мог остановиться ни на одном имени, и называл свою школу сначала Уэсиба Дзюку Айки-дзюдзюцу, потом Айки-будзюцу, далее Кобукан Айки-будо, Тэншсин Айки-будо, Такэмусу Айки и, наконец, Айкидо. Это название было впервые зарегистрировано Минору Хираи в центре Бутокукай, представлявшем тогда высший авторитет в области боевых искусств Японии.

Несомненно то, что до войны Уэсиба учил эффективной в реальных единоборствах технике, переданной ему Сокаку Такэда. Тренировки в его школе были настолько тяжелыми, что ее называли «Дзигоку Додзё» — «Дьявольской школой». Травмы, часто тяжелые, были обычным явлением, и оставались только самые выносливые. Его лучшими учениками этого периода были Годзо Сиода, Кэндзи Томики, Минору Хираи и Минору Мотидзуки (Минору Мотидзуки приней Айкидо, Дзюдо и Катори Синто-рю Иай-до в Европу после второй мировой войны. За свои заслуги он получил награду французского правительства). Годзо Сиода, очевидно, был лучшим из тех учеников Морихэи Уэсиба, кто остался верен исходной технике Сокаку Такэда. Свидетельство этого — высокая эффективность его системы Ёсинкан и ее использование для тренировок в полиции и армии.

В начале войны Морихэй Уэсиба продолжал учить, но в 1942 году он переехал в город Ивама префектуры Ибараги и занялся сельским хозяйством. Причины этого неясны. Один из его биографов утверждает, что это было выражением протеста против власти военных и страданий, вызываемых войной. Возможно также, что он чувствовал необходимость этого шага, поскольку религиозное движение, с которым он был тесно связан, попало под официальное преследование Кипэй Тай — японской военной полиции, выполнявшей те же функции и имевшей такую же славу, как и гестапо в Европе. Достоверно известно, что взрыв, разрушивший центр секты омото Кё Синто, руководимой Онисабуро Дэгути, был делом рук военных, которые мстили Дэгути за публичные критические выступления в их адрес.

После войны Уэсиба вернулся в Токио, и, называя теперь свое искусство «айкидо», снова начал учить в додзё в токийском районе Вакаяма вблизи Синдзюку. Постаревший и все более и более склоняющийся к религии, он сменил основное направление своей школы с изучения боевого искусства на формирование личности с помощью айкидо. В действительности же то, что до войны было жесткой, но эффективной боевой системой, включавшей как нападение, так и защиту, теперь стало религиозной философией, включающей измененную систему Айки-дзюцу, составившую репертуар айкидо.

В годы после поражения Японии такая постановка дела нашла плодородную почву. Айкидо Уэсибы было одобрено оккупационными силами США в качестве допустимого «мирного» занятия и распространилось, затмив все школы Айки-дзюцу, открытые бывшими учениками Сокаку Такэда. Долгое время в глазах всего мира Морихэй Уэсиба представлял айкидо. Этот энергичный старый джентльмен с длинной белой бородой и сверкающими глазами стал своего рода олицетворением искусства.

Без сомнения, Морихэй Уэсиба был сильной личностью, он подчинял своему влиянию всех связанных с ним людей и вызывал в других такую любовь, что они были готовы с радостью пойти ради него на большие жертвы. Мы никогда не узнаем, была ли эта сила следствием его религиозных убеждений, или это был врожденный дар полученный от бога. Достаточно сказать, что этот дар активно использовался и многие от этого выиграли.

Однако, подобно тому как ночь сменяет день, любое положительное явление имеет свои отрицательные последствия. Так произошло и с айкидо. При том, что система Уэсиба, возможно, и формировала лучшую личность за счет упора на укрепление характера и духовные аспекты, многие виды техники школы выродились до того, что стали неприменимы на практике. Теперь выполнение многих из них стало возможным только в случае помощи «противника», дающего себя бросить. Другие зависели от активного участия противника в выполнении техники, когда он должен был удерживать сильный хват, за счет которого защищающийся выполнял бросок.

То, что Морихэй Уэсиба мог делать за счет своего глубокого знания Такэда (Дайто)-рю Айки-дзюцу и сверхчеловеческих личных качеств, другие могли только изобразить, выполняя то, что выглядело как стилизованная ритуальная техника, вероятно, непригодная в реальном единоборстве и часто требующая помощи «жертвы» в ее собственном падении. Эти слова — вовсе не критика, поскольку Морихэй Уэсиба считал свое искусство Путем к Богу, а не методом достижения превосходства над другими смертными. Я не сомневаюсь, что он был бы счастлив, узнав, что вошел в историю как человек, превративший боевое искусство в путь мира через внутреннюю гармонию его собственного метода.

Хронология Жизни Морихея Уесибы

14 декабря 1883 — 26 апреля 1969

1882 — Дзигоро Кано основал Кано Дзюки щколу, предшествующую Кодокан.

1883 — В Танабэ родился Морихэй Уэсиба, провинция Кии, (префектура Вакаяма) 14 декабря.

1891 — Уэсиба переезжает с сентябре в Токио и принимает участие в бизнесе родственника Коширо Иноуе. Изучает Тенсин Синь-рю джиуджитсу, под руководством Токусабуро Тозава в Токио. Возможна кратковременная учеба в школе меча Синкаге-рю.

1903 — Женится на Хатсу Итогава в Танабе. Вступает в 61-й пехотный полк Вакаямо (конец декабря).

1904 — начало Русско-Японской войны

1905 — перевод его полка на Манчжурский фронт.

1906 — Увольняется из армии. Возвращается в Танабе.

1908 — Получает сертификат Ягю-рю джиуджитсу (вероятно Гото-ха Ягю Синген-рю) от Масаносуке Тсубои (или Масакатсу Накаи).

1909 — Основана штабквартира дзю-до Кодокан

1910 — Отправляется на Хоккайдо с тем, чтобы оценить финансируемый правительством проект разработки земель. Вскоре возвращается в Танабе.

1911 — Возможно кратковеременное изучение дзю-до под руководством Кийоичи Такаги в Танабе. Рождение первого ребенка — дочка Матсуко.

1912 — Возглавдяет группу поселенцев из провинции Кии, поселившихся в Аза—сиратаки деревня Камивакибетсу в графстве Момбетсу, Хоккайдо.

1915 — Встречается с Сокаку Такеда — мастером Дайто-рю джиуджитсу, в гостинице Хисада в Энгару будучи представленным ему Котаро-сида. Завершает свой первый 10-ти дневный семинар по Дайто-рю. (5 марта)

1916 — Приступает к интенсивному изучению Дайто-рю Айкиджитсу.

1917 — В июле родился первый сын Такемори.

1918 — Служит в должности члена Городского совета в деревне Камивакибэтсу.

1919 — Покидает Хоккайдо в декабре в связи с болезнью отца. Передает свою землю и имущество своему учителю Сокаку Такеда.

1920 — Встречает в Аябэ Онисабуро Дэгучи — лидера религии Омото.

1920 — В январе умирает отец — Юроку. Возвращается домой в Танабэ, после смерти Юроку. Переезжает с семьей в Аябэ, на участок земли, принадлежащей секте Омото, в Префектуре Киото. Строит Уесиба Юку Доджо при своей резиденции. В апреле рождается второй сын Кунихару. В августе умирает старший сын Такемори. В сентябре умирает младший сын Кунихару.

1921 — Происходит первый инцидент с Омото.

1922— Умирает мать-Юки. Сокаку Такеда посещает с семьей Аябэ для того, чтобы обучать и остается там с 28 апреля до 15 сентября. Пoлучает Киоджу Даири от Такеда, квалифицирующего его как сертифицированного инструктора Дайто-рю (сентябрь).

1924 — Отправляется в Монголию с Онисабуро Дегучи с целью установления утопического сообщества (с февраля по июль). Схвачен и заключен в тюрьму китайскими военными за заговор с целью свержения действующего правительства.

1925 — Дает специальную демонстрацию в Токио для высоких чинов армии и правительства.

1926 — Начинает тренировки Кендзи Томики

1927 — Переезжает в Токио со всей семьей. Образует временный доджо в биллиардной комнате усадьбы Графа Симазу в Шибе Сирогане в Сарумачи.

1928 — Переезжает в Шиба, Тсунамачи, участок временного доджо.

1929 — Переезжает в Шиба, Курумамачи и обустраивает временный доджо.

1930 — Переезжает в Шимо-очиай в Медзиро. Основатель Дзюдо Дзигоро Кано наблюдает демонстрацию Уэсибы в Медзиро доджо и направляет несколько учеников Кодокан, включая Минору Мочизуки для обучения.

1931 — Торжественное открытие Кобукан доджо в Усигоме, Вакаматсу-чо. Сокаку Такеда проводит семинар с 20 марта по 7 апреля в Кобукан доджо. Имя Уэсиба внесено в список учеников Такеда. [Риндзиро Ширата поступает в Кобукан]

1932 — Основано Будо Сенъюкай (общество содействия воинским искусствам) во главе с Уесиба. Годзо Сиода поступает в Кобукан

1933 — Опубликовано Техническое пособие Будо Реншу.

1935 — Создание документального фильма газетой Асахи в Осака с Такума Хиса. (Второй инцидент с Омото)

1937 — Имя Уесиба появляется в списке учеников школы Касимо Синто рю наряду с именем Зензабуро Аказава.

1938 — Издается техническое пособие Будо, содержащее фотографии техник Уесиба.

1939 — Приглашен для проведения занятий в Манчжурию . Коичи Тохей поступает в Кобукан

1940 — Присутствует на демонстрации воинских искусств в Манчжурии в честь 2600-й годовщины Японии. Кендзи Томики получает от Уесибы 8-й дан Кисабуро Осава поступает в Кобукан

1941 — Проводит демонстрацию, организованную Адмиралом Изаму Такесита в Сайнейкан Доджо на дворцовом плацу перед членами императорской семьи. Обучает в академии военной полиции. Приглашен преподавать в Манчжурский университет Боевых исскусств. Становится советником по воинским искусствам в Университетах Симбуден и Кенкоку.

1942 — Название «Айкидо» становится официальным и зарегистрировано Министерством образования. Приглашен в Манчжурию в качестве представителя от Японских воинских искусств, чтобы присутствовать на демонстрации Обмена между Японскими и Манчжурскими Боевыми искусствами в честь 10-летней годовщины независимости Манчжурии. (Август). Переезжает в Ивама, префектура Ибараги. Кисшомару Уесиба становится Директором Кобукан доджо.

1943 — первый Айки храм построен в Иваме.

1945 — Общество Кобукай приостанавливает свою деятельность из-за после военного запрета на воинские искусства. Завершено строительство Ивама доджо.

1946 — Морихиро Сайто поступает в Ивама доджо

1947 — Cадатеру Арикава поступает в Айкикай Хомбу. Хироси Тада поступает в Айкикай Хомбу.

1948 — Занимается сельским хозяйством, интенсивными тренировками и медитацией в Ивама. Айкикай Хомбу доджо переезжает в Ивама, в Токио открывается офис. Кисшомару становится главой Айкикай доджо.

1949 — Регулярная практика возобновляется в Токийском доджо.

1951 — Минору Мочизуки отправляется во Францию чтобы обучать дзюдо и айкидо.

1952 — Коичи Тохей получает 8-й дан от Уесибы.

1953 — Коичи Тохей отправляется на Гаваи, превоначально остается там на 1 год.

1954 — Есинкан Айкидо доджо открывается в Тсукудо, Хачиман.

1955 — Айкикай Хомбу (штаб-квартира) переезжает назад в Токио из Ивама. Несколько иностранных высокопоставленных чинов посещают демонстрацию основателя, данную в Айкикай Хомбу, организованную Андр. Нокквет.

1958 — Появляется Американский документальный фильм «Рандеву с приключением». Кендзи Томики организует Клуб Айкидо при университете Васэда в апреле

1960 — Получает медаль Чести с Пурпурной Лентой от Японского правительства.

1961 — Приглашен на Гавайи для открытия Айкикай Гонолулу (февраль). Появился в телевизионном документальном фильме, снятом «NHK». Oрганизована Все-Японская Студенческая Федерация Айкидо с Уесибой в качестве президента.

1963 — Все-Японская демонстрация айкидо впервые проводится в Хибия Хокайдо (октябрь).

1964 — Получает Орден Восходящего солнца 4-го класса, как основатель Айкидо.

1968 — Торжественно открывается новое здание Хомбу доджо.

1969 — Проводит последнюю демонстрацию 15 января на Празднике Кагами Байраки.

1969 — Умер от рака печени 26 апреля. Прах захоронен в Казандзи, Танаба. Волосы сохранены в Ивама, Кумано доджо, Аябэ и Хомбу доджо. Признан почетным гражданином Танабе и Ивама. В Июне умирает жена Хатсу.

Морихэй Уэсиба и школа Айкикай

Приверженцы этого мифа называют айкидо «гимнастикой» или «танцам», говоря, что в айкидо нет ударов, нельзя делать больно, все должно быть мягко, поэтому айкидо неэффективно в реальной ситуации.

Появлению этого мифа также способствовали следующие явления:

1. Существует несколько стилей айкидо, из которых наиболее популярны айкидо Айкикай, Есинкан, Ки-айкидо, Реальное айкидо. Все стили имеют свои особенности, различаются методикой обучения и исполнением техник. Например, в Реальном айкидо и айкидо Есинкан приемы выполняются более жестко, поэтому со стороны кажется, что они эффективны. В Ки-айкидо большее внимание уделяется использованию энергии «ки», техники исполнятся более мягко, поэтому создается ощущение, что они похожи на гимнастику и неэффективны.

2. За исключением стиля Томики-рю, в айкидо нет соревнований, поэтому кажется, что если боевое искусство не предполагает бой с противником на ринге на смерть, то оно мягкое и неэффективное.

3. Существуют некоторые «мастера», которые преподают айкидо как гимнастику, но это лишь их индивидуальное понимание. В данном случае комментарии излишни.

На самом деле эффективность техник зависит не от стиля айкидо, а от правильности их исполнения занимающимся. Айкидо Айкикай также не имеет ничего общего с гимнастикой.

Для доказательства обратимся к первоисточнику – основателю айкидо Морихею Уэсиба (О-сенсею).

Айкидо Айкикай считается стилем, наиболее приближенным к тому айкидо, которое показывал Морихэй Уэсиба в последние годы его преподавания. О-Сенсей непосредственно сам организовал Фонд Айкикай, официально признанный правительством Японии и по сей день занимающийся сохранением боевого искусства Морихэя Уэсибы и его популяризацией во всем мире.

Как можно заметить на видео, О-сенсей демонстрирует достаточно четкую, целенаправленную и эффективную технику айкидо. Морихэй Уэсиба предлагал контролировать агрессию человека и предотвращать ее дальнейшее развитие, объединяясь с нападающим и избегая травм для себя и для него.

Айкидо Айкикай действительно не предполагает проведения спортивных чемпионатов, поскольку айкидо — не спорт, а боевое искусство. Подробно эта тема раскрыта в статье «Боевое искусство айкидо: мифы и реальность».

Айкидо включает в себя самый большой из всех боевых искусств арсенал атак. В поединке разрешены любые удары, захваты и приемы, поэтому айкидо наиболее приближено к реальным условиям «улицы». Из-за того, что в айкидо отсутствуют ограничения на зоны для атаки или контратаки, при обучении партнеры полностью отдают себя в распоряжение друг друга, поэтому при отработке техник айкидо надо следить за тем, чтобы не нанести партнеру травму. Например, выполняя болевое удержание, Вы прекращаете воздействие, как только партнёр дает знак о том, что сдается (хлопает по татами). В айкидо нет такого правила «не делать больно другому» или «обязательно все надо делать мягко», но есть правило контроля интенсивности своего воздействия для того, чтобы не причинить вред партнеру, особенно если он новичок, и пока плохо умеет страховаться.

Когда человек научится хорошо выполнять страховки, быстро уходить в кувырок, безопасно падать, можно постепенно увеличивать интенсивность и скорость. На самом деле, правильно сделанная техника айкидо доставляет партнеру массу неприятных ощущений 🙂

Warning: Illegal string offset ‘ID’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 894

Warning: Illegal string offset ‘key’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 895

Warning: Illegal string offset ‘label’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 896

Warning: Illegal string offset ‘name’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 897

Warning: Illegal string offset ‘menu_order’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 898

Warning: Illegal string offset ‘parent’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 899

Warning: Illegal string offset ‘key’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 903
Айкидо Додзе Марии Тиницкой

Warning: Illegal string offset ‘key’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 895

Warning: Illegal string offset ‘label’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 896

Warning: Illegal string offset ‘name’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 897

Warning: Illegal string offset ‘menu_order’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 898

Warning: Illegal string offset ‘parent’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 899

Warning: Illegal string offset ‘key’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 903
79296832441″>
Warning: Illegal string offset ‘ID’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 894

Warning: Illegal string offset ‘key’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 895

Warning: Illegal string offset ‘label’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 896

Warning: Illegal string offset ‘name’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 897

Warning: Illegal string offset ‘menu_order’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 898

Warning: Illegal string offset ‘parent’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 899

Warning: Illegal string offset ‘key’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 895

Warning: Illegal string offset ‘label’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 896

Warning: Illegal string offset ‘name’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 897

Warning: Illegal string offset ‘menu_order’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 898

Warning: Illegal string offset ‘parent’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 899

Warning: Illegal string offset ‘key’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 903
Info@tmgaikido.ru»>
Warning: Illegal string offset ‘ID’ in /home/host1561714/tmgaikido.ru/htdocs/www/wp-content/plugins/advanced-custom-fields-pro/api/api-field.php on line 894

Айкидо — стили и школы (вторая часть)

В этой статье мы продолжим разговор о стилях и школах айкидо. Как и было обещано, мы постараемся рассказать о не затронутых в предыдущей статье направлениях развития интерейснейшего боевого искусства.

ASU.

ASU — Aikido schools of Ueshiba (Айкидо Школы Уэсибы). Данный стиль разработан в конце 1970-х годов Мицуги Саотомэ.

Мицуги Саотомэ — основатель ASU

Сейчас ASU — составная часть Айкикай, хотя довольно долгое время школа Саотомэ была независимой организацией.

Сэнсэй Саотомэ включает в практику айкидо как сильные и очень жёсткие формы, так и абстрактные мягкие упражнения развивающие чувствительность. Уделяет особое внимание работе с оружием.

На видео можно ознакомиться со стилем айкидо Саотомэ-сэнсэя:

Ниппон Кан.

Школа Ниппон Кан была основана Гаку Хоммой, который является одним из последних учи-деши О-Сэнсэя. Термин «учи-дэши» происходит от слов uchi («внутренний») и deshi («ученик»). В буквальном переводе учи-деши — это «ученик, проживающий по месту занятий».

Гаку Хомма — основаель Ниппон Кан

Хомма-сэнсэй делает акцент в тренировках на очень традиционной манере, сохраняющей подчёркнутую точность во взаимодействии и технике.

Увидеть Ниппон Кан в исполнении Хомма-сэнсэя можно на следующей видеозаписи:

Институт боевых искусств Сугавара.

Основатель Института боевых искусств Сугавара — Тетсутака Сугавара — занимался айкидо у Морихэя Уэсибы, а в последствии и у его сына Кисёмару Уэсибы с 1960 г. Кроме этого Сугавара практиковал Катори Синто-рю и некоторые иные боевые искусства.

Тетсутака Сугавара — основатель Института боевых искусств Сугавара

Стоит отметить, что сэнсэю Тетсутаке Сугаваре принадлежит важное изобретение новых техник, позволяющих сочетать айкидо с китайскими системами багуа-чжан, тай-цзы-цюань и южным китайским боксом.

Сенсей сугавара на видео:

Мансейкан Айкидо.

Стиль был создан учеником Морихэя Уэсибы — Сунадомари Кансю. После смерти Уэсибы в 1969 г., Сунадомари решился основать свой собственный стиль. Преподавать Кансю начал в городе Кумамото. Изначально стиль сэнсэя Сунадомари был традиционным, воплощал в себе дух О-Сэнсэя.

Сунадомари Кансю — основатель Мансейкан Айкидо

В 1999 г. Сунадомари переименовывает свой стиль в Мансейкан. Мансейкан символизирует твердое убеждение Сунадомари о распространении Айкидо через передачу духа основателя всему миру посредством физических техник.

Кориндо Айкидо.

Стиль Koриндо Айкидо основан Минору Хираи в первой половине XX-го в. Kориндо Айкидо — современный вид боевых искусств, сочетающий классические дзю-дзюдцу с использованием традиционных видов оружия и начальные учения Морихэя Уэсибы.

Минору Хира — основоположник Кориндо Айкидо

Во время войны Минору Хираи был генеральным директором в Кобукан додзё Морихэя Уэсибы. Позже, после открытия собственного додзё, начал преподавать свою форму дзю-дзюдцу, основанную на принципе круговых движений «тай-сабаки».

Пример использования Кориндо Айкидо показан в следующем видео:

Тэндокан Айкидо.

В 1969 г. Кэндзи Симидзу основал школу Tendoryu (Школа Путь Неба), ныне известную как Тэндокан.

Кэндзи Симидзу — основатель Тэндокана

Тэндокан имеет большое Хомбу Додзё в Японии и ряд филиалов в самой стране восходящего солнца и за ее пределами.

Тэндокан Кэндзи Симидзу:

Академия Такемусу-Айки.

Данный стиль создан Такедзи Томита. В 1969 г, после смерти Уэсибы, Томита был приглашён в Швецию преподавать айкидо. Именно тогда Томита и начал свой собственный путь, а вместе с ним появилась и Академия Такемусу-Айки.

Такедзи Томита — основатель Академии Такемусу-Айки

Такемусу включает в себя изучение техник боккен, тай-джитсу, дзё, которые лишь вместе создают систему риай — цельный треугольник, каждая дисциплина которого является важнейшим элементом.

Айкидо Тохо Иай.

Стиль Тохо Иай основал Сёдзи Нисио. Тохо Иай часто называют иным термином — Нисио Будо. Школа Нисио воплощает в себе синтез айкидо, дзюдо, каратэ и иайдо. Сэнсэй Нисио внедрил в собственный стиль айкидо все навыки, которые он обретал в различных боевых искусствах.

Сёдзи Нисио — основоположник Нисио Будо

В Нисио Будо заметную роль играет взаимосвязь техник без оружия с техниками, где активно используется дзё или боккен. Сегодня Нисио Будо — один из самых быстроразвивающихся стилей айкидо, который адаптируется к современности, но при этом сохраняет всеосновные принципы учения О-Сэнсэя.

Син Будо Кай.

Син Будо Кай основан Сизуо Имадзуми, учеником Коити Тохэя. Сизуо был учи-дэши в Айкикай, где тренировался под руководством с Коити Тохэя.

Сизуо Имадзуми — основатель Син Будо Кай

После того, как Коити Тохэй ушел из Айкикай, Имадзуми становится старшим инструктором общества Ки в США. Позжее Сизуо Имадзуми последовал примеру своего учителя, покинул общество Ки и в 1989 г. основал собственный стиль Айкидо Син Будо Кай.

Кокикай.

Кокикай — стиль айкидо, который основал Сюдзи Маруяма. Кокикай является Международной организацией.

Основатель и создатель школы Кокикай — Сюдзи Маруяма

В 1974 г, когда Коити Тохэй покинул Айкикай и основал движение Ки-Айкидо, Маруяма последовал за Тохэем. Впоследствии, в 1986 г. Маруяма решил двигаться по своему пути и отделился от Ки-Айкидо. Именно тогда и была создана международная организация Кокикай.

Кокикай — мягкая форма Айкидо, которая концентрируется на достижении максимальной эффективности при минимальных усилиях.

Рюсинкан айкидо.

Школа, которая получила наибольшее распространение в странах Запада и бывшего СССР — Рюсинкан. Считается, что особая популярность стиля обуслявливается повышенным вниманием к физической подготовке. Рюсинкан основан Минорой Канецука.

Минору Канецука

В 1972 г. Канецука в качестве вспомогательного инструктора у сэнсэя Тибы (директор Айкикай Великобритании) приехал в Великобританию. Несколько лет спустя он создал собственное додзё, нынче известное как «Рюсинкан».

Проникнуться духом Рюсинкана можно в следующем видео:

На этом вторая часть нашего рассказа о ведущих школах айкидо закончена. В третьей части мы расскажем об остальных самых заметных и значимых стилях японского единоборства.

Морихей Уэсиба: цитаты и биография основателя айкидо

Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Морихей Уэсиба: цитаты и биография основателя айкидо» — о жизни великого учителя. Лучшие цитаты и документальное видео с непревзойденным мастером.

Морихей Уэсиба: биография

Основатель айкидо Морихей (Морихэй) Уэсиба появился на свет 14 декабря 1883 г. в Танабе, Япония. Благодаря хорошему здоровью, Уэсиба начал свое обучение в боевых искусствах с сумо, поощряемому его отцом.

В своей жизни он изучал различные боевые искусства. Но ни одно из них не удерживало его на долгое время. Среди боевых искусств он практикует дзюдзюцу и дзюдо.

Сам учитель говорит, что с тех пор, как он начал заниматься боевыми искусствами в возрасте 14 лет, он отправился на поиски настоящего Будо. У боевых искусств, которые он практиковал до сих пор, был один главный недостаток — они говорили про борьбу с одним противником.

Жажда Уэсибы в настоящем Будо была утолена только тогда, когда он встретился на Хоккайдо с Сокаку Такеда. Он начал тренироваться с ним, изучать дайто-рю-дзюдзюцу. Он говорит, что Сокаку Такеда открыл глаза ему на Будо.

Уэсиба получает в 1922 г. свидетельство, дающее ему право преподавать дайто-рю. Он изучает айки-дзюдзюцу с 1920 по 1930 годы. Его ученики с этого периода учатся этой форме боевого искусства, часто называемым «довоенным стилем айкидо».

Морихэй Уэсиба, Токио, 1939

Боевые искусства

Со временем Уэсиба уходит от Такеды и вносит изменения в древнее боевое искусство. Это отражено в его названии — Айки-дзюдзюцу, Уэсиба Рю, Асахи-Рю Айки Будо и, наконец, айкидо.

Когда Уэсиба становится взрослее, он меняет многое в боевом искусстве. Он делал его более мягким и более духовным. После переезда из Хоккайдо, Уэсиба попадает под влияние Онисабуро Дегучо, духовного лидера религии Омото в Аябе.

Эта поездка знакомит Уэсибу с кругами политической элиты. Его школа становится учебным центром для членов секты «Омото-кио». Уесиба также участвовал в утопическом опыте строительства колонии в Монголии, а затем дистанцировался от этого.

Несмотря на дистанцирование от Сокаку Такеды и Онисабуро Дегучи, их учения влияют на формирование айкидо.

Айкидо появляется в результате трех духовных пробуждений, которые испытывает Уэсиба. В 1925 г. он победил военно-морского офицера, который набросился на него с бокеном. Сам он был безоружным и не повредил своего противника.

После боя он идет в сад. Там он получает духовное пробуждение и откровение о том, что источником Будо является Божья любовь. «Настоящее Будо — это принять дух вселенной. Сохранить мир и все живые существа в природе для созидания и развития должным образом».

«Путь воина неправильно понят. Он не должен убивать и уничтожать других. Люди, которые хотят гоняться и обгонять других, совершают ужасную ошибку. Самое худшее, что может сделать человек, это уничтожить, повредить или раздавить другое существо. Истинный путь Воина — предотвратить эту резню — это искусство мира и любви».

Великий мастер перебрался в Токио в 1927 г. Там он основал додзе, который все еще существует сегодня под именем Айкикай Хомбу Додзё. В 1942 г. он покинул столицу и переехал в Иваму в префектуру Ибараки. Там впервые был использован термин «айкидо».

В Ивама он основал Айки Шурен Додзё, известный как Ивама Додзё. В 1969 г. непревзойденный мастер внезапно заболел и умер 26 апреля того же года.

«У каждого есть дух, который нужно совершенствовать. Тело, которое должно быть тренировано. Путь, который должен быть пройден».

«Тебе не нужны дома, деньги, власть или положение, чтобы практиковать Искусство Мира. Небо — там, где ты сейчас стоишь, и это как раз то место, где можно тренироваться».

«Если ты начинаешь искать «хорошее» и «плохое» в своих близких. В твоём сердце открывается дыра. Через нее входит зломыслие. Если ты испытываешь других, соревнуешься с ними, критикуешь их — это приводит к твоему ослаблению и поражению».

«Созерцай устройство этого мира, слушай слова мудрых и принимай всё хорошее и доброе как своё. Опираясь на это, открой свою собственную дверь к истине. Не прогляди истину, которая прямо перед тобой.

Изучай течение воды в ручье, плавно и свободно огибающем камни. Учись также у святых книг и умудрённых людей. Всё вокруг — даже горы, реки, травы и деревья — должно стать твоим учителем».

Уэсиба Морихей: видео

В этих видео дополнительная информация к статье «Морихей Уэсиба: цитаты и биография основателя айкидо»

😉 Поделитесь с друзьями в соц. сетях статьей «Морихей Уэсиба: цитаты и биография основателя айкидо». До новых встреч! Впереди много историй!

Подписывайтесь на рассылку новых статей на вашу эл. почту. Заполните простую форму на гл. странице сайта, указав имя и email.

История айкидо

История айкидо: от начала до наших дней

Хотя боевое искусство айкидоайкикай официально появилось только в 1940 году, на самом деле ему на несколько десятков лет больше. Основатель айкидо Морихэй Уэсиба или, как называют его ученики, Великий учитель. Уэсиба — человек удивительной судьбы. Он родился в семье крестьянина и дочери знатного человека, с семи лет начал изучать конфуцианство. В 19 лет он вышел на самостоятельную дорогу: устроился работать продавцом и приступил к изучению дзю-дзюцу (искусство рукопашного боя) и кэн-дзюцу (искусство владения мечом).

В 1919 году, после нескольких тяжелых потерь (умерли его отец и два маленьких сына), Уэсиба обратился к религиозному учению Онисабуро Дэгути, который считал, что мир и гармония на земле могут быть созданы только любовью, терпимостью и добром человека. В это время кроме физических упражнений Уэсиба начал практиковать медитации. Получившееся учение он и назвал айкидо, что значит «путь гармонизации духа».

Свою первую школу Уэсиба вместе с Дэгути открыли за 4 года до официального признания. А стремительную популярность техника айкидо начала обретать в годы второй мировой войны, поскольку это было первое боевое искусство, в чью основу легли миролюбие и поиск гармонии.

С тех пор звание досю (хранителя пути) передается по наследству потомкам Уэсиба, а само искусство имеет последователей по всему миру.

Как и в других японских учениях, система рангов в айкидо делится на ученические (кю) и мастерские (даны). Формально даны айкидо исчисляются десятком, хотя по факту, даны с 8 по 10 присваиваются только ученикам Уэсибы. Мастер айкидо в нашей школе обладает IV даном.

Поскольку айкидо — это, в первую очередь, искусство духовного самосовершенствования, физические данные и возраст не имеют в нем особого значения. Заниматься им можно вне зависимости от числа лет и уровня выносливости.

Записаться на пробное занятие
первая неделя — БЕСПЛАТНО

Данил
https://vk.com/id11150639

С детства мечтал заниматься этим видом единоборств, но приступил только год назад: однажды увидел объявление на стене своего дома. Посетив первое занятие, я понял, что пришел не зря: понравились система тренировки, настрой тренирующихся, и, наконец, специфика перемещений и техник айкидо. Поэтому раздумий по поводу оставаться или нет не возникало.

Руслан
https://vk.com/id195935780

Относительно недавно я стал посещать занятия по айкидо, с первых тренировок меня поразила атмосфера, которая царила в зале. Дружелюбный и сплоченный коллектив, тренировки в котором проходят «на одном дыхании». Отдельно хотелось бы сказать о профессионализме, высоком мастерстве и уровне проведения тренировок тренера Сергея Петровича. Он уделяет огромное внимание своим ученикам, буквально заряжает своим позитивом и стремлением постигать и совершенствовать техники айкидо.

Александр
https://vk.com/ld116261221

Уверен каждый смотрел боевики с Сигалом в главной роли, в которых он в одиночку раскидывал десятки негодяев, казалось бы не прилагая усилий. Это же кино — постановка, скажут некоторые, другие же уверены Сигал — много лет практикует айкидо, и ему это по силам. Но кто же прав? Мне довелось узнать это на собственном опыте.

Александр
https://vk.com/id45918870

Если кто-то сомневается в том, заниматься ли ему айкидо, я бы рекомендовал обязательно попробовать. Только не стоит ждать моментальных результатов: для их достижения в айкидо необходимо много и серьезно работать.
Занятия айкидо позволяют поддерживать хорошую физическую форму и бодрое настроение, дисциплинируют, укрепляют веру в свои силы. Это рост — не только физический, но и как бы это громко не прозвучало, духовный.

Айкидо. Энциклопедия Айкидо.

В данном разделе сайта «Айкидо и Путь самурая» представлена энциклопедия Айкидо, в которой Вы можете посмотреть биографии мастеров Айкидо.

Многие мастера Айкидо являются Шиханами Айкидо (более правильное звучание — Сихан АйкидоShihan Aikido )

Список рассортирован по фамилиям мастеров Айкидо.

Раздел Название темы Ответов
Чай-хана (беседы ни о чем) Отдых 5
Grinii
Япония — Культура, Музыка, Искусство. Подарок сэнсею 10
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Что привезти шефу 1
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Чего мы читаем. 43
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Вопрос о хобби 16
Grinii
Софт, Компьютер, Игры. Программы для создания сайтов 9
Grinii

Уэсиба Морихэй (UESHIBA Morihei)

Уэсиба Морихэй
UESHIBA Morihei

Годы жизни: 14 декабря 1883 — 26 апреля 1969

Мастера Айкидо
Краткая биография

Разряд: Основатель Айкидо

Уесиба Морихей родился 14 декабря 1883 году в поселении Танабэ, префектура Ванаяма.

Был сыном Ёроку Уесиба (отец) и Юки Уесиба (мать).

Уэсиба сэнсэй, как известно, изучил следующие будо (боевые искусства):

  • Тэнсин Синъё рю Дзюдзюцу (Tenjin Shin’yo-ryu Jujutsu) под руководством Токусабуро Тодзава (Tokusaburo TOZAWA) в 1901 году в Токио;
  • Ягю-рю дзю-дзюцу (Goto-ха Yagyu Shingan-ryu) под руководством Масакацу Накаи (Masakatsu NAKAI) с 1903 по 1908 года в городе Сакаи около Осака;
  • Дзюдо под руководством Киёичи Такаги (Kiyoichi TAKAGI) с 1911 года в Танабэ (Tanabe);
  • Дайто рю дзюдзюцу (Daito-ryu Jujutsu) под руководством Сокаку Такэда (Sokaku TAKEDA) с 1915 года на Хоккайдо.

Имя Морихэя Уэсиба (Morihei Ueshiba) зафиксированы в книгах Иэмэйроку *** (Eimeiroku) и Сярэйроку *** (SHAREIROKU) Сокаку Такэда ( Sokaku Takeda) в следующих случаях:

  • — 5 марта 1915;
  • — 19 марта 1915;
  • — 4 апреля 1915;
  • — 6 февраля 1916;
  • — 16 февраля 1916;
  • — 26 февраля 1916, и
  • — 8 марта 1916, все в Хоккайдо.

Записи для Аябэ (Ayabe):

  • — с 28 апреля до 11 мая 1922;
  • — 1 — 10 июня 1922;
  • — 11 — 19 июня 1922;
  • — 1 — 10 июля 1922; и
  • — 15 — 24 августа 1922.

И, наконец, для Токио:

  • — с 29 марта до 7 апреля 1931 года

Отдельные даты, имеющиеся в книгах, относятся десятидневному семинару, в котором участвовал Морихэй Уэсиба.

Уесиба также сопровождал Сокаку Такеда в качестве помощника во время проживании Такеда на Хоккайдо. Кроме того, в 1922 году он получил от Такэда диплом Синкагэ рю (Shinkage-ryu) во время пребывания последнего в Аябэ.

Уэсиба был один из самых выдающихся учеников Сокаку Такеда и получил следующие дипломы Дайто рю (Daito-ryu):

  • — H >*** ,
  • — Hiden Ogi, и
  • — Goshin’yo no Te.

Его постоянная связь с этой школой была зарегистрирована с 1915 по 1937 год. Уэсиба регулярно практиковал Касима Синто рю (Kashima синто-ryu) и по его приглашению, трое старших инструкторов этой школы преподавали в Кобукан додзё в Токио в течение двух — трёх лет, начиная с 1937 года. Несмотря на разногласия в некоторых источниках, можно ясно понять, что главное техническое влияние на айкидо повлияла техника Дайто рю (Daito-ryu) Сокаку Такэда (Sokaku TAKEDA).
Уэсиба получил свидетельство Коёдзю Дайри (Kyoju Dairi) в этом боевом искусстве 15 сентября 1922 года.

Уесиба преподавал Айкидо десяткам тысяч студентов на протяжении его жизни — почти 50 лет и был отмечен за этическое и гуманистическое представление боевого искусства, которое, как идеал, содержит понятие отсутствия конфликта и не нанесения вреда противнику.

Краткая справка ***

Иэмэйроку (Eimeiroku) — Запись известных лиц/персон. Официальные записи о студентах (и информации о них) в книке учета определённой школы. Относится к книгам посещаемости, сохраненным мастерами различных школ, содержащих имена, даты посещаемости и места где проводилось обучение.

Иэмэйроку Сокаку Такэда (Sokaku TAKEDA) особенно значимы и содержат имена таких видных людей, как:

  • — Морихэй Уэсиба (Morihei UESHIBA)
  • — Котаро Ёсида (Kotaro YOSHIDA)
  • — Тайсо Хорикава (Taiso HORIKAWA)
  • — Юкиёси Ыфпфцф (Yukiyoshi SAGAWA)
  • — Кодо Хорикава (Kodo HORIKAWA)
  • — Такума Хиса (Takuma HISA)

Согласно одному из сыновей Сокаку Такэда, Манемитсу (Munemitsu), несколько книг иэмэйроку (eimeiroku) Такеды были сожжены вместе с частью его личной собственности, когда его тело кремировали после смерти в 1943 году. Таким образом, на сегодняшний день не известно число утраченных книг учёта и их процента от общего количества уцелевших иэмэйроку.

Морихэй Уэсиба (Morihei Ueshiba) также использовал иэмэйроку (eimeiroku) в Кобукане (KOBUKAN), но эти записи недоступны для исследования.

Иэмэйроку (eimeiroku) Сокаку Таккэды отличаются от его Сярэйроку (Shareiroku — 謝礼禄 ), которые включают похожую информацию за исключением того, что в Сярэйроку (Shareiroku) отмечалась сумма, заплаченная учеником Сокаку Таккэде за обучение, в то время как период времени обучения не фиксировался.

Сравнительное изучение этих двух документов позволяет прояснить некоторые утраченные записи.

Коёдзю Дайри (Kyoju Dairi 教授代理 )
Ассистент учителя.
Свидетельство, предоставляемое ученикам достигших высокого уровня мастерства в Дайто рю Айки дзюдзюцу Сокаку Такэда (Daito-ryu Aikijujutsu Sokaku TAKEDA).
Для получения данного сертификата требовалось знать следующие методы школы:

  • — Shoden mokuroku 書伝目録 (118 техник)
    (Имеет также название H >秘傳奥儀目録 ),
  • — Aiki Никакой Jutsu (53 техник),
  • — Hiden Ogi (36 техник)
  • — Goshin’yo no Te (84 техник).

Сертификат о передачи тайн.
Первый уровень методов в Дайто рю дзюдзюцу (Daito-ryu Jujutsu), включающих в себя знание 118 техник. Этот материал преподавался в течение 28 сессий обучения. Данный сертификат иногда называют как Сёдэн Мокуроку (Shoden Mokuroku).

Ссылка на основную публикацию