Монах спускается с горы. Классические упражнения ушу. | Karate-krs.ru

Монах спускается с горы. Классические упражнения ушу.

Техника — молодёжи 1991-12, страница 48

Тайны боевых искусств

Рисунки Андрея ПАРЦЕВСКОГО

Шаолиньцюань: монах спускается с горы

(окончание. Начало см. «ТМ» № 9,10)

Дикий лебедь расправляет крылья.

а) Находясь в стойке пубу, немного привстаньте на левой ноге. Начните поворачивать корпус влево и одновременно переместите влево же правую ногу (она должна пройти перед левой ногой), выполняя переднескрестный шаг. Одновременно нанесите удары внутренними ребрами ладоней изнутри наружу, обращая их тыльные стороны к земле. Взгляд направьте назад-вправо (рис.18).

Важные требования: в момент ударов плотно прижмите большие пальцы рук к внутренней поверхности ладоней. В конечной фазе не выпрямляйте до конца локти. Удары наносятся за счет резкого скручивания в талии. Применение: левая ладонь выполняет сметающий блок от удара рукой в голову спереди. Правая, в продолжение предыдущей атаки, добивает противника в шею.

б) Не задерживаясь в предыдущей позиции, продолжите общий поворот влево, провернувшись на обеих стопах. Они должны встать параллельно друг другу, а вы —принять позицию бинбу. Одновременно правая ладонь идет вниз-вперед-вверх по дуге, нанося удар снизу вверх либо в пах, либо, проходя дальше, в подбородок. Левая ладонь идет вниз-назад и отводится за спину, в конце движения ее внутренняя поверхность обращена наружу (рис.19). Фрагменты «а» и «б» выполняются слитно. Применение: левая ладонь захватывает руку или отворот одежды противника, правая — бьет его снизу вверх. Если же соперник наносит прямой удар правым кулаком вам в лицо, вы левой рукой отводите его атакующую руку наружу, захватив ее, и подбиваете правой ладонью ему под локоть, что вызывает сильные болевые ощущения.

Обезьяна ворует персик. Подпрыгните немного вперед на правой ноге, развернув корпус вправо и наклонив его вперед. Одновременно, уравновешивая корпус, нанесите левой стопой подхлестывающий удар снизу вверх, не разгибая до конца левое колено. Это означает контратаку в пах противника, нападающего сзади. Затем резко согните левое ^колено, поднимите его

на уровень груди и отведите немного назад. Правая ладонь в это время идет по дуге вниз к груди. Далее, сформировав «лапу тигра», ударьте ею вперед на уровне лица. В конечной фазе немного сожмите пальцы — движение копирует обезьяну, хватающую с дерева персик. Левая же ладонь идет к правому локтю (рис.20).

Важные требования: старайтесь выполнить весь фрагмент легко и непринужденно, как бы передразнивая прыгающую обезьяну. Обратите особое внимание на мгновенный переход от подхлестывающего удара стопой к ее возврату назад и сгибанию левого колена. Применение: об ударе стопой уже сказано, левая ладонь отбивает атакующую руку противника, а правая наносит ему удар «лапой тигра» в лицо с последующим хватающим и рвущим движением.

Железная голова бьет в стену, а) Поставьте левую ногу на пол перед правой, приняв левостороннюю гунбу. Одновременно нанесите удары вперед на уровне груди внешними ребрами обеих ладоней (рис.21).

б) Резко согните локти и подведите кулаки к обеим сторонам поясницы, обратив их тыльными поверхностями вниз. Движение выполняется так, будто вы захватили противника за отвороты одежды и дернули его на себя. Одновременно немного продвиньте вперед левую ногу, перенося на нее вес, подайте вперед корпус и нанесите перед собой удар верхней частью лба (рис.22). Важные требования: в момент удара голова, шея, спина и правая нога должны находиться на одной линии Подав грудь вперед, вы увеличите силу удара.

Техника — молодёжи 1991-09, страница 44

Тайны боевых искусств

Рисунки Андрея ПАРЦЕВСКОГО

Шаолиньцюань: монах спускается с горы

Таолу — комплекс формальных упражнений (иногда просто говорят — форма) —один из важнейших разделов шаолиньской тренировки. К ней переходят, овладев искусством передвижения и умением сохранять равновесие в разнообразных позициях.

Суть комплексов многими любителями ушу понимается зачастую упрощенно: например, как формальные комбинации, имитирующие поединок. В общем-то это верно, но формальная сторона — далеко не самое главное. Поначалу, выполняя таолу, боец действительно овладевает типичным арсеналом приемов, учится переходить от одного к другому не задумываясь, чисто интуитивно. Однако, позже, когда механика таолу вполне освоена, предстоит, как говорят мастера, преодолеть внешнюю форму. Это значит ощутить, что за внешним кроется внутреннее. Речь идет о наполнении физических движений энергетической субстанцией ци.

Комплекс начнет представлять собой уже не просто набор приемов, а символическое выражение стиля. Выполняющий таолу стремится войти в образ древнего мастера, неспроста составившего именно такую форму, идентифицировать себя с личностью мистического Учителя.

Шаолиньцюань объемлет несколько сот различных по сложности и задачам комплексов, среди них —около двадцати базовых. Таолу начального уровня включают обычно 25 — 35 движений, среднего —до 100, высшего — до 400. Предлагаемый ниже комплекс называется «Сойти с гор» (Чушань-цюань) и включает в себя разнообразную технику ударов кулаками, «лапой тигра», крюком, пальцами, ладонью, а также захваты и заломы. Он относительно несложен и в то же время эффективен для подготовки к бою. Легенда приписывает создание Чушань-цюань шестому чаньскому патриарху Хуэйнэну, реально же комплекс появился в XV — XVI веках и предназначался для подготовки к выпускным шаолиньским экзаменам. Считалось, что когда монах-боец покидал монастырь, он как бы «сходил с гор», отсюда и название таолу.

Начальная позиция. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь, ладони касаются бедер (стойка бинбу). Не приподнимайте плечи, «дышите живо

том», сосредоточьте внимание на поле даньтянь (рис. 1).

Шаг вперед — паопюань. Сделайте небольшой шаг вперед левой ногой, затем подшагните к ней правой и вновь примите стойку бинбу. Ладони во время шага сжимаются в кулаки, расходятся в стороны до уровня живо

та, затем по дуге подходят к пояснице, обращаясь тыльными сторонами вниз. В боевом применении это движение означает захват соперника за руки и вывод его из равновесия резким рывком на себя (рис. 2).

Взметаюшаяся ладонь. Левая ладонь идет по дуге вверх, обращаясь к вам

Монах спускается с горы. Классические упражнения ушу.

Под классическими упражнениями в ушу подразумеваются базовые комплексы шаолиньской школы. Одним из таких комплексов, наиболее полно отражающим технику овладения ушу на начальном этапе, является комплекс под названием «Основные формы шаолинь-цюань». Перед знакомством с ним необходимо овладеть различными способами разминки, передвижениями, ударами и блоками. Упражнения, входящие в данный комплекс, равномерно распределяют нагрузку на основные группы мышц, улучшают гибкость и подвижность суставов. Данный комплекс рекомендуется разучивать по одной форме. На начальных стадиях тренировки следует задерживаться в каждом положении на несколько секунд. Это поможет лучше запомнить форму и закрепит ее образ в сознании. Позднее можно переходить к отработке коротких связок между позициями. Вначале допустимо делать между ними небольшие паузы, но по мере освоения комплекса они должны быть полностью устранены. В конечном итоге комплекс данных упражнений должен представлять собой единое целое.

Комплекс упражнений «Основные формы шаолиньцев» Исходное положение: стойка прямо, плечи развернуты, живот втянут, руки расслаблены и свободно опущены вдоль тела, взгляд направлен вперед.

1. Из исходного положения соединить ноги вместе, обе руки согнуть в локтях, ладони развернуть вверх, пронести их перед грудью, затем развернуть вниз и выполнить давяще-срывающее движение, развернув голову влево.

2. Сделать короткий шаг левой ногой вперед, одновременно с этим ладони обеих рук развернуть вверх и направить взгляд в левую сторону. Затем направить обе ладони вверх, постепенно развернуть их наружу и выпрямить руки в локтях. В это же время шагнуть вперед правой ногой, перенести вес тела на правую ногу и направить взгляд в левую сторону. Затем полностью выпрямить руки в локтях так, чтобы пальцы были направлены вверх, расположить ладони на уровне плеч и приставить левую ногу к правой.

3. Правую ладонь сжать в кулак и описать им в воздухе дугу вниз-вверх, так чтобы центр кулака был направлен вниз. Левую ладонь направить вниз и захватить ею правое запястье. Одновременно с этим сделать подсекающее движение правой ногой снаружи внутрь. Взгляд по-прежнему должен быть направлен влево. Затем сымитировать захват правым кулаком запястья противника и подтянуть правый кулак к правой стороне поясницы. Одновременно правую ногу опустить на пол, перенести центр тяжести на правую ногу и сразу же после этого поднять левую ногу вверх.

4. Описать правым кулаком в воздухе дугу вверх, выполнив верхнее блокирующее движение над головой, центр кулака при этом должен быть развернут вверх. Левым кулаком нанести прямой удар с вертикальной позиции кулака и выпрямить спину. При выполнении всего движения плечи должны быть опущены.

5. Левый кулак расположить с левой стороны поясницы центром вверх, правый кулак разжать в ладонь и поднять ее над головой. Развернуть корпус влево на 90 градусов, так чтобы стопа левой ноги развернулась наружу, а стопа правой ноги — внутрь. Затем перенести вес тела на левую ногу, правой ногой выполнить мах вперед, а правой ладонью сделать хлопок по подъему правой ноги. Стараться не приподниматься на опорной ноге и держать корпус прямым.

6. Сделать вращательное движение корпусом и поставить на пол правую ногу. Левый кулак направить по дуге вверх и выполнить блокирующее движение над головой. Затем правым кулаком нанести прямой удар в положении горизонтального кулака.

7. Развернуть корпус на 90 градусов влево, одновременно разжать правый кулак в ладонь и нанести ею рубящий удар в горизонтальной плоскости снаружи внутрь. Левый кулак в это время направить к левой стороне поясницы.

8. Ладонью левой руки сделать колющий удар вперед, не прерывая движения, повернуть кисть внутрь и сложить ее в крюк. Правую ладонь направить по дуге к подмышечной впадине, так чтобы центр ладони был направлен вверх. В конце движения взгляд должен быть направлен вперед.

Затем сделать правой ладонью движение по дуге перед животом вверх — вправо, крюк левой руки направить вниз — назад и поднять его над головой. Одновременно с этим перенести центр тяжести на правую ногу, левую ногу согнуть в колене и поднять как можно выше, чтобы носок ноги был оттянут вниз. В конце движения взгляд должен быть направлен вперед.

9. Левую ногу опустить на пол и сделать ею большой шаг вперед, а затем еще один большой шаг правой ногой. Нанести удар левой ногой снизу вверх быстрым и резким движением и немного приподнять тело вверх. Обе ладони сжать в кулаки и направить их к пояснице. Когда левая нога после удара начнет опускаться вниз, сильно оттолкнуться вверх правой ногой, выпрыгнуть вверх и нанести удар правой ногой на уровне головы.

10. Приземлившись, выпрямить спину и правым кулаком в горизонтальном положении нанести прямой удар. Одновременно левую руку поднять вверх по дуге и выполнить верхний блок над головой. Взгляд при этом должен быть направлен вперед.

11. Перенести вес тела на левую ногу, одновременно правую руку согнуть в локте, кисть сжать в кулак и описать им небольшую дугу вниз-вверх-внутрь, так чтобы центр кулака был направлен внутрь. Одновременно с движением правого кулака левый кулак направить к пояснице.

12. Сделать левой ногой шаг вправо и завести ее за правую ногу так, чтобы ее колено находилось под коленным сгибом правой ноги. Правому кулаку придать форму крюка, описать им дугу внутрь — вниз и выполнить нижний отводящий блок. Одновременно левой ладонью описать дугу над головой и раскрыть ладонь.

13. Правой ногой сделать шаг вправо, левую ногу приставить к правой. Одновременно левую руку сжать в кулак и направить его вверх по дуге к правому плечу, затем опустить к правому бедру, чтобы центр кулака был направлен вверх. Кулаком правой руки нанести прямой удар вверх, сделав вращательное движение предплечьем наружу и одновременно с ударом повернуть голову наружу.

Комплекс упражнений «Основные формы шаолиньцев»

Монах спускается с горы. Классические упражнения ушу.

В него впадают сотни дорог.

Тот, кто преодолел эти врата без врат,

Свободно странствует меж Небом и Землей.

«Праздные странствия в горах Суншань»

«Праздные странствия в горах Суншань» – это название одного из стихотворений великого китайского поэта IX в. Ли Бо. Однажды забредя в эти места, он был столь очарован их красотой и поражен нравственными подвигами живших там святых людей, что решил надолго поселиться в горах Суншань. Это прибежище отшельников и магов, поэтов и художников, каллиграфов и мастеров боевых искусств. Сегодня известно несколько сот стихов китайских знаменитостей, от императоров до современных политических деятелей, где описываются красоты гор Суншань. Эти горы расположены в провинции Хэнань и причисляются к пяти великим горам Китая. Это пологий массив, напоминающий, как говорят местные буддисты, лежащего Будду. Первые поселения на территории возникли еще в 1 тыс. до н. э., а в VII–V вв. многие правители приезжали сюда для «бесед с духами». Здесь практиковали бессмертные даосы, селились святые отшельники. По одной из легенд, в горах Суньшань когда-то обитал даосский маг Лю Гэн, который мог вызвать духов умерших, а затем исчезал вместе с ними, чем немало пугал окружающих. Массив Суншань лежит между двумя городами: Чжэньчжоу (нынешняя столица провинции) и Лояном. В эпоху Тан Лоян являлся столицей Китая, в I в. там был построен первый в Китае буддийский монастырь – «Монастырь Белой лошади» (Баймасы).

Чудесным образом эти горы стали родиной целого ряда даосских мистических школ, китайского чань-буддизма (более известного на западе под японским названием дзэн) и крупнейшей школы ушу.

В горах Суншань, богатых легендами и памятными местами, располагается знаменитый Шаолиньский монастырь – место рождения буддийской школы Чань и центр буддийских боевых искусств. В получасе ходьбы от знаменитой обители находится один из самых больших даосских храмов в Китае – «Храм Срединного холма» (Чжунъюэмяо).

Горный массив Суншань делится на две части – «Большое горное убежище» (Дашишань) и «Малое горное убежище» (Шаошишань), где у подножья пика Укуншань и расположился небольшой монастырь Шаолиньсы.

Под сенью монастырских стен прохладно даже в нестерпимо жаркий летний день, когда, кажется, вся природа дышит невыносимым зноем. Здесь спокойно и тихо, будто внешнего мира не существует, а проходящий мимо бритоголовый монах с метелочкой для отпугивания мух видится живым воплощением Предвечного Будды.

Северный Шаолиньский монастырь – легендарная колыбель «боевых искусств всей Поднебесной». Снаружи очень красивый и высокомерно-презентабельный. Внутри, где располагаются помещения, не предназначенные для туристов, – немного замусоренный и весьма скромный. За воротами, осталась говорливая толпа туристов, прибывших автобусом из городов Лояна и Чжэньчжоу, открыты ларьки сувениров, десятки ресторанчиков и магазинов со второсортной экипировкой для занятий ушу, работают фотографы, продается масса литературы «о тайном знании Шаолиня». Там же огромный кинозал с круговой панорамой, где можно посмотреть ролик об истории и боевых искусствах Шаолиня. Неподалеку располагается широко разрекламированный «Дворец ушу», где за определенную плату предлагают в кратчайший срок узнать все «секреты» боевых искусств. В нескольких учебных заведениях при Шаолине сегодня обучаются более двух тысяч последователей шаолиньской школы, в основном молодежь.

Столица провинции Хэнань – древний город Чжэньчжоу – в прямом смысле живет за счет Шаолиньского монастыря, расположенного в сотне километров от города. Уже на железнодорожном вокзале любой без труда различит в китайском многоголосье слово «Шаолиньсы» – это владельцы частных автобусов зазывают туристов посетить знаменитый монастырь. Машины едут туда от Чжэньчжоу около двух часов по поразительным своей красотой горам Суншань, а затем оставляют туристов в километре от монастыря, недалеко от огромного черного памятника, изображающего монаха-бойца, сложившего руки перед грудью в традиционном шаолиньском приветствии. Дальше надо идти пешком, мимо сотен тренирующихся ушуистов из местных училищ и торговцев-лоточников. Зеленая аллея наконец приводит к резным воротам с тремя знаменитыми иероглифами «Шаолиньсы», написанными справа налево. За этими воротами начинается «живая легенда».

И здесь же начало удивительной и величайшей мистификации, которая коснулась, наверное, каждого поклонника боевых искусств и которая до сих пор волнует последователей ушу во всем мире.

«Все боевые искусства Поднебесной вышли из Шаолиньского монастыря», – утверждает известная китайская поговорка. Практически все книги по ушу, будь то китайские или европейские, начинают свой рассказ именно с этой монашеской обители, предстающей перед нами в ореоле легенд, тайн, туманных полунамеков. Здесь и рассказ о знаменитом индийском миссионере Бодхидхарме, просидевшем в безмолвном созерцании стены девять лет и создавшем шаолиньскую школу ушу, и повествование о подземном лабиринте с восемнадцатью бронзовыми бойцами-манекенами, неожиданно наносившими удары по монахам, сдающим «выпускной экзамен» по ушу. Существует версия, что именно шаолиньские монахи научили своему боевому искусству сотни мирян, которые понесли это удивительное знание по всему Китаю.

Действительно, долгое время монастыри были оптимальным местом для занятий боевыми искусствами. Кроме того, контингент монахов был относительно стабилен, они могли совершенствоваться на протяжении десятков лет. Этому способствовал особый монастырский уклон со строгой дисциплиной, продуманным рационом питания и распорядком дня. Монастырь формировал и особый духовный климат.

Тем не менее некоего «монастырского» ушу, отличного от народного или армейского боевого искусства, не возникло. А занятия боевыми искусствами в монастырях были скорее редким исключением, чем правилом. По преданиям, боевым мастерством монахов славились лишь немногие монашеские обители – Северный и Южный Шаолиньский монастыри, расположенные соответственно в провинциях Хэнань и Фуцзянь, монастырь Кэпусы в Сычуани, Тунфусы в Фуцзяни, Наньшаньсы в провинции Шаньси, Цыэньсы в Гуандуне, Тяньчжоусы в Пекине. При этом вопрос о занятиях ушу в некоторых из них, в частности, в Южном Шаолиньсы, до сих пор остается нерешенным. Поэтому Северный Шаолиньсы остается, пожалуй, единственным реальным подтверждением существования монашеских боевых искусств.

Тем не менее в Китае существует целый ряд стилей, сформировавшихся в лоне буддийской традиции. Крайне закрытая буддийская школа ушу – «Кулак школы Пустоты» (кунмэньцюань) (шуньяты – центрального понятия буддизма) была создана в Хубэе на рубеже XVII–XVIII вв. мастером Сунь Тинчжаном. В разных районах империи независимо от шаолиньцюань возникали пробуддийские стили, например, «Кулак ламы» (ламацюань), взрывной «Кулак буддийской школы» (фомэньцюань) в Хубэе, «Кулак Будды Майтрейи» (милэфоцюань), «Кулак Дамо» (дамоцюань), «Кулак архатов» (лоханьцюань). Проповедниками таких стилей были либо бродячие монахи, либо лидеры сектантских тайных обществ. Даже шаолиньцюань нельзя считать в полной мере буддийским стилем – слишком много в нем чисто народных привнесений, к тому же под этим названием могут фигурировать разные стили.

На уровне народной культуры господствовал синкретизм, характерный в том числе для «еретических» тайных сект, в которых шли активные занятия ушу. Учения накладывались одно на другое, границы между ними стирались, народ поклонялся одновременно и даосским духам, и буддийским божествам, и конфуцианским мудрецам. Это отразилось и на индоктринации ряда школ ушу – их «буддизм» был относителен, буддийская символика и фразеология скорее служили символическим выражением божественного и запредельного начал в ушу.

УШУ — гимнастика для всех

Продолжаем публиковать комплекс упражнений шаолиньской школы ушу.

К. М. БАРСКИЙ, востоковед;
В. В. СМЕКАЛИН, мастер спорта

6. ЛУЧНИК НАТЯГИВАЕТ ТЕТИВУ

Развернуть носок правой ноги и корпус на 180°, правую руку вслед за движением корпуса отвести вправо назад и вверх, рука полусогнута в локте, ребро ладони направлено вверх.

Одновременно левой ногой сделать широкий шаг влево, принять позицию наездника. Выпрямить левую руку от пояса влево. Глаза смотрят на левый кулак (рисунок 6).

Примечание: правый локоть развернуть назад, кулак над правым плечом, а не над головой. Левый кулак не выше плеча, плечи слегка отведены назад.

7. ПУШЕЧНЫЙ ВЫСТРЕЛ ИЗ-ПОД КРЫШИ

Развернуть носок левой ноги и пятку правой, а вслед за этим и корпус влево, принять позицию выпада. Одновременно с поворотом корпуса разжать левый кулак, поставить блок левой рукой передо лбом, рука полусогнута в локте, ладонь направлена вперед, пальцы — вправо.

Опустить правую руку к поясу и резко выпрямить вперед. Глаза смотрят в пространство перед кулаком (рисунок 7).

Примечание: в момент постановки блока корпус остается развернутым строго влево. В блоке ладонь расположить над и впереди головы, а не над правым или левым плечом.

Проводя правую руку возле пояса, необходимо развернуть кулак ребром ладони к себе и только после этого выпрямлять руку.

8. ЛАПА ОПУСКАЮЩЕГОСЯ ДРАКОНА

а) Левой ладонью ударить сверху вниз по запястью правой руки и схватить его, ребро ладони направлено вперед. Немного выпрямить левую ногу и развернуть корпус вправо.

Не меняя положения кистей рук, отвести правый кулак вместе с левой рукой вправо возле туловища вниз. Глаза смотрят на левую ладонь (рисунок 8а).

б) Не прекращая движения, правой ногой сделать шаг вперед, придти в позицию выпада. Одновременно развернуть корпус влево, вслед за этим поднять и вывести вперед правый локоть на высоте чуть выше плеча и дальше по дуге придавливающим движением немного вниз. Глаза смотрят на правый локоть (рисунок 8б).

Примечание: шаг правой ногой, разворот корпуса и выведение локтя производятся одновременно. Во время опускания локтя вниз корпус необходимо слегка подать вперед.

9. МОНАХ УДАРЯЕТ В КОЛОКОЛ

а) Выпрямить спину, перенести центр тяжести на левую ногу и выпрямить ее, правой ногой оттолкнуться от земли и поднять ее перед собой, полусогнув в колене (рисунок 9а).

Подпрыгнуть на левой ноге, в прыжке развернуть корпус на 180°, приземлиться на правую ногу, поставив ее на место левой.

б) Приземлившись на правую ногу, опустить на землю левую, принять позицию наездника. Одновременно разжать левую руку, отпустив правый кулак, завести левую руку под правый локоть и оттуда вывести перед собой по дуге так, чтобы ладонь была направлена вверх.

Правую руку поднять вверх, провести передо лбом, выпрямить и ударить ею по левой ладони. Глаза смотрят на правый кулак (рисунок 9б).

Примечание: разворот корпуса следует выполнять по диагонали. Удар распрямленной рукой по ладони необходимо завершить до окончательного принятия позиции наездника, а не после. Левую ладонь расположить под правым локтем, левое предплечье прижать к туловищу, локоть направлен вниз. Правый кулак на уровне лба.

10. ВДЕВАНИЕ НИТКИ В ИГОЛКУ

а) Полусогнуть правую руку в локте и отвести ее над левой ладонью к поясу, ребро ладони направлено к себе. Одновременно выпрямить левую руку из-под правой, ладонь направлена вперед, большой палец отставлен.

При этом слегка приподняться, корпус развернуть немного вправо. Глаза смотрят на левую ладонь (рисунок 10а).

б) Не прекращая движения, выпрямить от пояса правую руку. Одновременно согнуть левую руку в локте и отвести к правому плечу, большой палец по-прежнему отставлен, ладонь направлена вправо.

Вернуть корпус в прежнее положение, принять позицию наездника. Глаза смотрят на правый кулак (рисунок 10б).

Примечание: отведение правого кулака и выведение левой ладони, равно как и выпрямление правой руки и отведение левой, производятся не по очереди, а синхронно. Ладонь выводится на уровень лба, кулак — на уровень плеча.

По материалам журнала «Здоровье» 12.1988 г.

Шаолиньцюань — стиль, который окутан легендами

Уже одно название этого стиля внушает одновременно и трепет, и уважение. Что неудивительно, ведь история его развития началась в очень давние времена, а мудрость и умения мастеров веками передавались из поколения в поколение. А как может не вызывать благоговения то искусство, которое прошло через сотни лет, но так и осталось востребованным и актуальным?

Полное название данного стиля звучит так: «Шаолинь-Сы Цюань-Шу». В переводе это означает «Искусство кулачного боя монастыря Молодого Леса». В разных источниках этот стиль можно встретить также под такими названиями: Шаолиньское ушу, Шаолинь-Цюань.

Этот стиль начал свой путь в стенах буддистского монастыря Суншань Шаолинь. Шаолиньсы в переводе означает «Монастырь молодого леса». Известно, что монастырь был основан в 495 году в горах Суньшань в уезде Дэнфэн на территории современной провинции Хэнань. Свое название монастырь получил из-за того, что гора, на которой была построена обитель, чуть ниже по сравнению с другими горными пиками в этой местности, и поэтому казалось, что лес, который окружал Шаолиньсы, чуть ниже, чем в других местах. Так возникло название этой легендарной обители.

Совсем не случайно именно здесь было выбрано место для строительства монастыря. Гора Суньшань считалась одним из священных горных пиков Китая, где жили бессмертные даосы и селились святые отшельники. Изначально монастырь представлял собой лишь несколько деревянных построек. Первым настоятелем монастыря был буддийский монах Бато (跋陀).

История возникновения стиля шаолиньцюань достаточно необычна. Согласно легенде, в 520-м году 28-й патриарх буддизма и индийский миссионер Бодхидхарма оказался в Китае, где его стали называть Дамо или Путидамо. Он говорил, что в Китай нужно привнести «истинный свет учения», и с этой целью отправился к императору. Хотя император и поощрял буддизм, но Бодхидхарму не одобрил, и тот отправился путешествовать по стране, надеясь найти приверженцев. Прошло какое-то время, и миссионер пришел в провинцию Хэнань к Монастырю молодого леса (Шаолиньсы), что стоял на горе Суншань. Но даже там его не восприняли всерьез. Потому что он говорил том, что истина изначально находится в душе человека, а не в каких-то книгах или словах. Но Бодхидхарма был не из тех, кто быстро сдается. Он решил не словом, а делом доказать, что его учение действительно является правильным и разумным. Для этого он сел лицом к стене и начал медитировать. Чем в течение последующих 9-ти (!) лет и занимался совершенно непрерывно. Такой невероятной внутренней силой монахи были поражены. И, находясь в крайней степени изумления, наконец-то приняли учение Дамо. Но по причине того, что он 9 лет провел в сидячем положении, Путидамо не смог ходить. Только даже это не сломило его дух и не остановило его. Более того, благодаря какой-то необычной гимнастике Дамо довольно быстро вернул себе способность нормально передвигаться. Потом Бодхидхарма объяснил монахам, что нужно равное количество времени посвящать занятиям и пассивной медитацией, и непосредственно боевыми искусствами. С этого момента и начинается история шаолиньцюань.

По крайней мере, так какое-то время было принято считать. А на самом деле вся эта история — всего лишь красивая легенда. Да, она заставляет восхититься и задуматься, но это не делает ее реальной. А как же тогда все начиналось? Ответ на такой вопрос непросто найти. Ведь уже в те времена боевые искусства в Китае были крайне популярны, и многие занимались их изучением. В том числе и монахи Монастыря молодого леса. Известно лишь, что этот монастырь был основан в 495-м году, хотя также известно, что на этом месте еще в начале V века существовал даосский монастырь. Но этого маловато, чтобы выстраивать какие-то догадки. Вокруг монастыря Шаолиньсы, как и вокруг стиля шаолиньцюань, кружится великое множество разных легенд. Только определить, какая из них — просто красивая сказка, а какая — настоящая и правдивая история, базирующаяся на фактах, довольно сложно.

Шаолиньцюань обозначают при помощи 6 иероглифов, каждый из которых несет в себе информацию о том, каким должен быть поединок, и о том, как следует изучать данный стиль. Наработка, соответствие, храбрость, быстрота, свирепость и подлинность — таковы эти 6 иероглифов.

Изучать этот стиль начинают с базовой техники (цзибэньгун). Она включает в себя разминку и подготовительные упражнения. Потом учат приемы или «чжао». Все обучение разделяют на 4 части. Первый раздел называется «цюаньшу» или «цюаньфа», он ориентирован на одиночную работу руками и ногами, без применения оружия. Тут изучают стойки, подготовительные упражнения, передвижения, основные удары и блоки. Но уже в этой части встретятся и акробатические элементы, и 40 разных таолу. Основное отличие второго раздела состоит в преобладании парной работы, но также добавляется саньда (свободный бой). Третий раздел посвящен изучению искусства владения 18-ю видами традиционного китайского оружия. К слову, в список такого оружия входят довольно разнообразные предметы: и мотыга, и монашеский посох, и длинный шест, и цепь, и прямой меч, и т.д. Последний раздел основан на дыхательно-медитативных упражнениях. Его цель — сформировать и развить умение управлять ци. И четвертый этап не менее важен, чем все предыдущие, ведь именно он позволяет достичь высшего уровня в познании стиля шаолиньцюань.

Шаолиньцюань является очень красивым, богатым и эффектным стилем ушу. Но и, конечно же, он достаточно сложен для изучения. Говорят, что для обучения только базовым техникам потребуется потратить около 10 лет. И это при условии ежедневных шестичасовых тренировок. Так что, перед тем, как начинать занятия по шаолиньцюань, стоит задуматься о том, получится ли и в дальнейшем отдавать столько времени этому боевому искусству.

Монах спускается с горы. Классические упражнения ушу.

Год рождения: 1902
Год смерти: 1989
Гражданство: Китай

Биография

Представителем ортодоксальной традиции Шаолиньской школы гимнастики ушу в Китае являлся крупный авторитет в области ушу и буддизма наставник Хайдэн. Даже в свои 86 лет, он вел очень активный образ жизни, принимая участие в конференциях в городах Чэнду и Пекине, читая сутры в храме Миншаньдасы или посвящая в тайны ушу своих многочисленных учеников и последователей. Hаставник считал, что он в своем возрасте мог выполнять такие сложные упражнения, как и , только потому, что не был женат. Он считал, что женитьба нанесла бы непоправимый вред его тренировкам

Hесмотря на свою занятость, он совершал паломничества во многие страны мира.

Hаставник Хайдэн — человек, при встрече с которым возникало ощущение нереальности происходящего. Его рост — 1 м 60 см, он был легок и подвижен, а взгляд его живых глаз говорил о силе и здоровье.

У него были характерные быстрые движения головы, прекрасная память. Хайдэн совершенно не производил впечатления старого человека; что самое главное, это был успевающий повсюду монах — живое воплощение удивительного мастерства. Когда речь об этом искусстве заходила в разговоре с ним, учитель оказывался немногословным: . Однако один из учеников наставника охотно согласился рассказать о четырех удивительных упражнениях, которые постоянно выполнял наставник. . Как вы можете видеть, тело у наставника, несмотря на преклонный возраст, было гибким как у ребенка. Hо это же тело могло быть твердым, как алмаз. Hаклонившись вперед, наставник обхватывал ноги и прижимал голову к коленям. Другое упражнение — ( ) — состоит в том, что наставник поднимал одну ногу вертикально вверх, удерживая ее за пятку. Комплекс упражнений состоит из 32 движений и позиций, и овладеть им очень нелегко. Хайдэн обучался в молодости у старого наставника в Шичжиси.

В Китае существует пословица: . Hаставник начал тренироваться в возрасте 7 лет, и с тех пор ни на день не прекращал тренировки. Его учителем был известный шао-линьский мастер Жу Фэн. Именно у него Хайдэн научился таким упражнениям, как — сосредоточение сидя и . Упражнение выполняется следующим образом: стоя на указательном пальце одной руки, поднимают обе ноги вверх и остаются в этом положении несколько минут. Существует вариант этого упражнения, когда стойка выполняется на двух пальцах. В этом случае это называется . Оба эти упражнения имеют общее название и имеют единую внутрен нюю основу. Только по описанию этих упражнений можно узке представить себе, какой удивительной силой обладал наставник Хайдэн.

Хайдэн начал изучать в возрасте 18 дет под руководством своего учителя Жу Фэна и освоил это искусство лишь к 30 годам. Однако Хайдэн отмечал, что без базовых упражнений ему не удалось бы освоить . Для того, чтабы освоить , необходимо постоянно совершенствовать свое мастерство, подниматься на все более высокие ступени. Сначала выполняют стойку на пяти пальцах, затем постепенно переходят к конечному положению — на одном. О том, какого труда и упорства требует овладение этим упражнением, свидетельствует тот факт, что на его освоение уходит 10-12 лет упорных тренировок. Когда наставник Хайдэн складывал вместе пальцы рук, можно было заметить, что длина среднего и указательного пальцев у него одинаковая. Причина этого в том, что он длительное время упражнялся в на левой и на правой пуке. Кроме того, беседуя с наставником, можно было заметить, что руки у него немного дрожат. Дело в том, что в возрасте 84 лет Хайдэн принимал участие в съемках фильма, где ему пришлось неоднократно, на протяжении нескольких десятков минут выполнять . Обычная дозировка нагрузок у наставника была 2 минуты ежедневно, поэтому из-за перенапряжения ему пришлось отказаться от дальнейших съемок.

Упражнению Хайдэна научил его наставник Жу Фэн. Оно состоит в принятии вертикального положения с опорой на один кулак. Четвертое упражнение заключается в выполнении различных приемов на 11 столбах диаметром 16 см и высотой около 4 метров. Hа этих столбах делают различные упражнения, некоторые из которых, такие, как , , , , очень сложны. Эти упражнения считаются очень эффективными дтя тренировки ног и поясницы. Кроме того, посредством их выполнения тренируется вестибулярный аппарат. Однако эти упражнения не единственное увлечение наставника.

Он также очень любил выполнять упражнение зочань> — сидеть со скрещенными ногами. Hаставник вспоминал, что в 1948 году в храме Суншань Шаолиньсы он просидел в позиции цзочань семь суток без сна, воды и пищи, поразив этим подвижничеством обитателей храма.

Hаставник Хайдэн — уроженец провинции Сычуань. Он родился в очень бедной семье. Отец его был портным Искусству ушу Шаолиньской школы Хайдэн начал обучаться в возрасте 7 лет. Его учил его родной дядя, известный в округе мастер ушу. В годы обучения в деревенской школе Хайдэн всегда показывал самые лучшие результаты в учебе, а в области знания древних текстов достиг такого уровня, что ему доверили проводить занятия с учащимися. После окончания школы Хайдэн поступает в высшее учебное заведение представив на вступительные экзамены два сочинения о школьном образовании, которые были признаны образцовыми. Когда ему было 12 лет, отец Хайдэна погиб при трагических обстоятельствах от рук бандитов. Именно это стало тем импульсом, который заставил будущего мастера встать на путь самосовершенствования, защиты справедливости и познания истины. Как раз в этот период монастырь Шаолиньсы был разрушен, и в район провинции Сычуань прибыли несколько монахов, у которых молодой Хайдэн с энтузиазмом принялся изучать искусство ушу Шаолиньской школы. Одним из монахов, у которых учился Хайдэн, был знаменитый наставник Шаолиньсы Жу Фэн, который, видя искреннее увлечение и честный характер молодого Хайдэна, согласился принять его в число своих учеников. Хайдэн обучался у Жу Фэна в буддийском храме, расположенном в горах Эмэйшань в провинции Сычуань, где долгими вечерами постигал премудрости искусства ушу и цигун. В возрасте 22 лет Хайдэн принял постриг и получил свое духовное имя. Сами иероглифы и означают корабельный фонарь, укрепляемый на носу судна, прокладывающего себе путь в ночных просторах моря. Хайдэн с 17 лет изучал буддизм, а в 26 лет сделался наставником. В возрасте 40 лет в Шанхае ему был присвоен духовный сан Великого наставника. Хайдэн великолепно знал такие трактаты буддийского канона, как — и . Эти трактаты он мог декламировать наизусть. За семь лет, которые наставник провел в Шанхае, он преподавал буддизм и обучал ушу. Перед освобождением Китая Хайдэн уже занимал в Шаолиньсы должность наставника по ушу. Hаставник Хайдэн был не только прославленный мастер ушу и знаток канона. Его перу принадлежит целый ряд замечательных стихов. В сборнике , изданном в провинции Сычуань, наряду с другими материалами помещено более 190 стихов, написанных самим Хайдэном. Они отличаются совершенством формы и глубоким философским содержанием. Hаставник подготовил к печати сборник в двух частях. В первой — — изложены методы сохранения здоровья в старости. Хотя эти методы давно известны, они до сих пор не публиковались.

Hаставник Хайдэн, обладающий огромной силой, ни разу не употребил ее во вред людям. Те способы сохранения здоровья, о которых он. рассказывает в своей книге, отличаются от обычных оздоровительных упражнений, но являются гораздо более эффективными. Hаставник считая, что он в своем возрасте мог выполнять такие сложные упражнения, как и , только потому, что не был женат. Он считал, что женитьба нанесла бы непоправимый вред его тренировкам. Учитель ел крайне мало. Его режим питания — один раз в день, при полном воздержании от мясных продуктов, 271 Поскольку требует больших энергети-ческих затрат, врачи советовали наставнику употреблять в пищу мясо, однако Хайдэн категорически отказался. Hастав-ник употреблял в основном простую пищу из соленых овощей и пил ограниченное количество воды. Долгие годы тренировок позволили Хайдэну свести к минимуму износ организма и сохранять здоровье, обходясь практически без пищи и воды. Государство ежемесячно выплачивало Хайдэну 120 юаней, из которых он тратил не больше 8. В конце 1982 года по просьбе монахов Шаолиня он стал наставником в этом храме. Видя, какую бедную жизнь ведут монахи, он на свои средства купил несколько тысяч килограммов риса и растительного масла, что внесло приятное разнообразие в скудный рацион монахов. Получаемые деньги он отдавал монахам, чтобы материально поддержать их. Кроме того, Хайдэн пожертвовал своей родной деревне значительную сумму на нужды обра-зования и внес несколько тысяч юаней на строительство школы ушу в провинции Цзянъю. Хайдэн мог в течение долгого времени обходиться без сна, находясь в положении , и с 17 лет до глубокой старости всегда проводил ночи в молчаливом самоуглублении. Хайдэн несколько десятков лет не принимал никаких лекарств. В его доме находится лишь небольшой стол высотой около 1 м. Это Хайдэна. Hочью он клал сверху льняное покрывало и садился в позицию цзочань, прикрыв глаза. Так сидел всю ночь, до самого утра. Сидение в цзочань не удивительно для секты Чань, однако для простых смертных пример Хайдэна, видимо, недоступен.

Скончался наставник Хайден в январе 1989 года в возрасте 88 лет.

Драконы в духовных традициях: ушу

Истоки У-Шу

Из главы 7. Кудесники с гор Эмэй

Изучая воинские искусства, надо прежде всего совеpшать добродетельные поступки, в миpских делах быть почтительным и скромным, не вступать в бой с другими людьми. Только таким образом можно стать истинным челове- ком и благородным мужем.

Чан Найчжоy (XVIII в.)

Н арядy с Шаолинем и его филиалами традиционным центром у-шy был ряд школ, сконцентрированных в горах Эмэй. Высокие, покрытые бyйной растительностью, эти горы за свою необычнyю конфигyрацию получили название Разлет бровей. В предгорьях и в ущельях расположились монастыри, сведя в единое место даосскyю и буддийскyю традиции. Горы Эмэй буддисты называют также Гyанминь-шань — горы Яpкого света. Их считают одним из четырех знаменитых гоpных массивов Китая. На самых веpшинах можно было встретить скромные обители буддийских и даосских отшельников, занимавшихся медитацией или изготовлением «пилюль бессмеpтия». В хрониках династии Мин (1368-1644) сохранились упоминания и о практике у-шy. Некоторые отшельники достигали такого мастеpства, что якобы, «крутя телом и показывая пальцем, останавливали колесницy солнца».

Как гласит легенда, дочь последнего императора династии Мин, покончившего с собой в 1644 г., скитаясь в изгнании, повстречала в горах Эмэй буддийского монаха Гy Тинлиня. Старый Гy Тинлинь, несмотря на то, что в Китае уже началось господство маньчжуров, оставался приверженцем минской династии и с радостью приютил девушкy. Вдвоем они сумели соединить даосские и буддийские методы психотренинга, дыхательных упражнений и боевых искусств с воинскими приемами двоpцовой элиты. Так возник один из первых кодифицированных стилей в горах Эмэй — стиль Огненного дракона (Холун-цюань).

По другой легенде, стиль Огненного дракона был разработан мастером у-шy после того, как он увидел схваткy междy двумя обезьянами в горах. Третья веpсия гласит: во времена династии Цин (1644-1911) восьмидесятилетний старец в горах Эмэй применил этот стиль в триумфальном сражении против солдат цинской аpмии, благодаря чемy его имя стало известно по всех уголках Поднебесной.

Стиль Огненного дракона — один из самых известных среди стилей направления Эмэй-пай, которое благодаря характеpным особенностям и большомy количествy стилей, можно отнести к отдельной ветви у-шy наравне с Шаолинь-пай и Удан-пай. Большая концентрация буддийских и даосских монастырей в горах Эмэй позволила наполнить техникy воинских искусств философскими идеями и понятиями этих систем. Несмотря на то, что направление Эмэй-пай возникло в Сычyани, оно повлияло на фоpмирование десятков стилей на севере — в Хубэе и на юге — в Гyандуне.

В Китае широко известен трактат, созданный, как считают специалисты, в горах Эмэй, — «Записки о технике рук» («Шоy би лю»). В нем подробно описываются способы закаливания духа и тела, принципы сочетания покоя и движения, позиции и способы перемещения рук.

Генетически направление Эмэй-пай связано с шаолиньскими стилями. Первоначально оно изучалось и систематизировалось исключительно в среде монахов и отшельников. Лишь в конце XVIII в. некоторые методики эмэйского у-шy стали передаваться местным жителям. В 1796-1821 гг. монах Хyан Линь, постигавший секреты у-шy в буддийской сангхе, начал преподавание одного из стилей Эмэй-пай в уездах Жунчан и Лунчан в Сычyани. Его преемником стал мирянин Лю Цзяогy, который создал несколько сект религиозного характера, где обязательным элементом преподавания было у-шy. Постепенно традиции Эмэй-пай все шире и шире распространялись в Сычyани и в сопредельных провинциях, обрастая легендами и вбирая новые стили и методики. Сегодня Эмэй-пай иногда относят к южным стилям, а сам классический аутентичный стиль, связанный с Хyан Линем, подразделяется на три большие части, каждой из которых соответствyет свое тао. В процессе изучения первого комплекса отрабатывается техника ударов ногами и передвижений. Второй комплекс делает упоp на равновесие и тренирует три уровня стойки всадника, которая в этом стиле называется сыпин — «четыре равновесия». Третий этап тренировок содержит тао Огненного дракона и постановкy ударов руками. Заключается обучение контактным поединком (саньда, или сань-шоy).

В Сычyани в начале нашего века широко проводились поединки междy бойцами без всяких ограничений. Однако мастеpство и закалка тела были столь высоки, что бойцы получали сравнительно мало травм. Практика саньда среди школ Эмэй-пай особенно расцвела после образования в 1912 г. Сычyаньского общества бойцов (Сычyань уши хyэй), во главе которого стал известный мастеp у-шy Ма Чжэньцзян. С тех поp соревнования по системе лэйтай проводились каждый год, в столицy Сычyани город Чэндy съезжались сотни людей помериться силами. С 1922 г. проводились состязания по лэйтай даже среди женщин и детей. Более мелкие соревнования проходили на уездном уровне в яpмарочные дни или в праздники. Победителям вручались своеобразные награды — коровы, шелковые ткани, одежды, оружие. Традиция лэйтай до сих поp сохранилась в некоторых уездах Сычyани.

Ранние эмэйские стили много внимания уделяли прикладномy аспектy. Большое влияние на них оказало учение буддийских и даосских монахов. Позже боевое содержание эмэйских у-шy стало превалировать, а философское содержание растворилось в народных верованиях и упростилось, когда ряд стилей распространился среди народа. Но благодаря закрытым эзотерическим религиозно-философским сектам и школам в горах Эмэй сохранялся сложнейший комплекс методов психофизической тренировки, который первоначально и составлял основy Эмэй-пай.

Один из крупных эмэйских стилей, Цзыy-цюань, был создан известным монахом Шэньдуном, который занимался у-шy обычно в часы «цзы» (полночь) и «y» (полдень), откуда стиль и получил свое название. Движения стиля, основанного Шэньдуном, очень скупы, базируются на защите средней линии тела и атаке средней линии сопеpника. Мастера Цзыy давали своим ученикам следyющие советы:

«Уходите от атак противника и выжидайте удобного момента для нанесения ответного удара;

когда противник захватил вас, надавите на его тело плечом и попытайтесь одержать над ним веpх ловким движением или броском;

переходите к нападению от захватов и небоевых методов;

при атаке резко выдыхайте, при отходе вдыхайте;

при каждом движении использyйте всю вашy скорость и умение».

Стиль Огненного дракона базировался на несколько иных принципах. Методы подготовки включали способы боевого «жесткого» ци-гун для предельной концентрации биоэнеpгии ци в дань-тянь. Выброс ци происходит за счет резкого скручивания или быстрого поворота поясницы и бедеp. Специально изучался раздел «как использовать силy сопеpника для своей пользы» (рывки, толчки, подножки). Один из основных способов нанесения ударов в стиле Огненного дракона — это удары и нажатия на болевые точки указательным и средним пальцами, в результате чего y сопеpника могла наступить моментальная потеря сознания или временный паралич конечности. Для укрепления пальцев отрабатывались удары по мешкy с песком и нажатие на твеpдые повеpхности в течение долгого времени. Иногда такая тренировка могла безостановочно продолжаться два-три часа.

Стиль Эмэйского дракона (Эмэй лун-цюань) хотя я близок по названию стилю Огненного дракона, отличается от него твеpдыми и устойчивыми позициями. В этом стиле отсутствyют скручивание и низкие приседания, что как бы символизирует величественнyю фигyру мифического животного.

Распознано по: А.А.Долин А.А.Маслов «Истоки у-шy»,
иллюстрации В.П.Толстикова,
М., 1990

math4school.ru

Буддистский монах в фиксированной точке

Постановка задачи

Однажды утром, ровно на восходе солнца, буддистский монах начал подниматься на высокую гору. Узкая тропинка шириной всего фут или два извивалась вокруг горы, ведя к храму, стоящему на самой вершине.

Поднимаясь, монах шел по тропинке с переменной скоростью, много раз останавливался по пути, чтобы отдохнуть и съесть сушеный плод, который он нес с собой. Он достиг храма почти перед самым закатом. После нескольких дней поста и медитации, монах тронулся в обратный путь. Он опять вышел ровно на восходе солнца, шел по той же дорожке, двигался с переменной скоростью, часто отдыхал в пути. Средняя скорость его спуска была, конечно же, выше средней скорости подъема.

Докажите, что на этой дорожке есть место, куда монах попадет в обоих случаях точно в одно и то же время дня.

Доказательство

Итак, человек поднимается в гору в один день, а спускается в другой. Есть ли на этой дороге место, в котором он окажется в одно и то же время дня в обоих случаях?

Эта задача взята из книги Мартина Гарднера (1914 – 2010) «Новые математические развлечения». На эту задачу внимание автора обратил психолог Рэй Химан из Орегонского университета, который в свою очередь обнаружил ее в монографии «Вопросы и ответы» ( On Problem-Solving ) немецкого психолога Карла Дункера. Дункер пишет о том, что он не смог сразу решить эту задачу, но потом с удовольствием наблюдал, как другие люди, которым он предлагал эту головоломку, сталкивались с похожими трудностями. Есть много способов доказательства, продолжает он, но вероятно нет более очевидного, чем следующий.

Пусть подъем и спуск осуществляют два человека в один и тот же день. Они должны встретиться. Следовательно, в таком подходе нечеткие и плохо понятные условия сразу превращаются в ясную как день ситуацию.

Решение, безусловно, остроумное. Дадим ему математическую иллюстрацию. Рассмотрим прямоугольную систему координат, в которой вдоль оси абсцисс будем откладывать время, в течение которого монах был в пути, а вдоль оси ординат – некоторую условную координату, выражающую месторасположение монаха на тропинке. При этом ноль на оси ординат соответствует подножию горы и при подъеме и при спуске, а ноль на оси абсцисс – началу пути в обоих случаях.

В такой системе координат подъему монаха соответствует график некоторой монотонной неубывающей функции s1(t) , а спуску – график монотонной невозрастающей функции s2(t) , которые, как видно из рисунка обязательно пересекаются. Точка с координатами (T; S) как раз соответствует моменту времени Т , в который и при подъеме, и при спуске монах окажется в одном и том же месте S .

Отметим, что место, в котором путник окажется в одно и то же время дня в обоих случаях единственно, а вот момент времени, вообще говоря, – нет. Этому соответствует случай, когда графики s1(t) и s2(t) «пересекутся» горизонтальными участками, которые соответствуют остановкам.

Монах спускается с горы. Классические упражнения ушу.

Дата: 16 марта 2016

Шаолинь – это, пожалуй, самый известный в мире буддийский монастырь, расположенный на горе Суншань в Центральной части Китая и окутанный огромным количеством легенд. Все свободное от медитации время монахи Шаолиня тратили на развитие силы и выносливости и изучение боевых искусств. В VII веке они помогли императору Ли Шиминю удержаться на престоле, благодаря чему Шаолинь стал самым прославленным и уважаемым монастырем в Азии, а монахов боялись даже профессиональные воины.

Распорядок дня

Как и во всех монастырях, день в Шаолине начинался рано – в 5 утра. Первые два часа после подъема послушники тратили на медитацию. Надзиратели следили за каждым учеником и били их палками, если те засыпали.

После медитации следовала утренняя гимнастика, направленная на улучшение гибкости. Каждый монах должен был свободно садиться на шпагат, для этого растяжкой занимались с самого детства. Заканчивалась утренняя гимнастика купанием в горном ручье и массажем с применением специальных мазей из трав, который готовил мышцы к последующей тяжелой нагрузке.

Затем следовал завтрак и изучение священных текстов, после чего монахи отправлялись на основную тренировку. Первая ее половина отдавалась упражнениям, развивающим силу и выносливость мышц, вторая часть тренировки посвящалась занятиям боевыми искусствами. После тренировки монахи отправлялись на обед, за которым следовал час свободного времени.

Вечерние тренировки состояли из спаррингов, во время которых монахи отрабатывали изученные приемы уже на живом сопернике. Спарринги были как кулачными, так и с различными видами оружия. Драться монахи обязаны были в полную силу, а надзиратели следили за тем, чтобы бойцы не переубивали друг друга.

Стили ведения боя

Новички изучали и отрабатывали 5 основных стилей искусства ведения боя.

Стиль Тигра подразумевал укрепление костей – монахи подолгу стояли в низких стойках, чтобы приспособить кости, суставы и связки к нагрузкам.

Стиль Змеи подразумевал максимальную подвижность и гибкость, сочетающуюся с умением мгновенно проявить силу. «Даже самая лучшая сталь может быть использована как веревка, которая обвязана вокруг столба», — говорили мастера, характеризуя стиль Змеи.

Стиль Журавля отрабатывался статическими упражнениями, направленными на укрепление сухожилий.

Стиль Леопарда – это развитие силы. Леопард выглядит менее внушительным и страшным, чем тигр, но на самом деле он гораздо сильнее.

Стиль Дракона – это тренировки, направленные на формирование силы духа. Дракон лишен чувства страха и потому в любой ситуации действует легко и непринужденно.

Особые техники

Помимо общих физических упражнений и практики в боевых искусствах, монахи изучали специальные техники, разработанные непосредственно в стенах Шаолиня.

«18 рук Архатов»

Самой первой и важной техникой Шаолиня был комплекс «18 рук Архатов» или «18 приемов Архата». Архат – это последователь Будды, достигший наивысшей ступени просветления. Комплекс включал в себя отработку ударов кулаками, ладонями, подсечек и невысоких ударов ногами, а также несколько вариантов захвата и освобождения от него.

«Искусство пальца»

Техника, позволяющая одним пальцем пробивать любую преграду, практиковалась новичками изо дня в день на протяжении трех лет. Сначала монахи наносят удары пальцем в пшено, затем в песок и гравий. Когда пальцы приспособятся, мягкая преграда заменяется на железные опилки. По ним нужно нанести 9 тысяч ударов. Ежедневные тренировки в итоге приводят к тому, что на пальце образуется мозоль, а нервные окончания атрофируются, и удары становятся безболезненными для монаха, но убийственными для его противника.

«108 манекенов»

Специальная тренировка, на которой монахи готовятся к заключительному испытанию, после которого они переходят из послушников в мастера. Чтобы пройти экзамен, монаху нужно преодолеть темный коридор со 108 манекенами, которые специальными механизмами приводятся в движение и наносят удары, от которых необходимо либо уклоняться, либо парировать их. Чтобы стать мастером, монах должен был пройти 108 манекенов, не дав сбить себя с ног.

Выносливость, а не масса

Несмотря на усиленные тренировки, монахи Шаолиня не обладают внушительной мышечной массой, напротив, выглядят очень щуплыми. Объясняется это несколькими причинами. Во-первых, азиаты в большинстве своем склонны к худобе, то есть по типу телосложения они эктоморфы и с большим трудом набирают килограммы. Во-вторых, монахи питаются только пищей растительного происхождения, им запрещено есть мясо и рыбу, которые являются необходимыми слагаемыми больших мышц. В-третьих, тренировки трижды в день не дают мышцам восстановиться, а отдых является одним из обязательных слагаемых успеха в наборе массы.

Хотя отсутствие отдыха не дает развивать мускулатуру, оно позволяет совершенствовать другой, более необходимый монахам показатель – выносливость. Большие мышцы – это красиво, но непрактично для ведения боя, ведь они уменьшают подвижность и отнимают больше энергии. Выносливость и сила – вот то, что поистине важно для воина.

Ссылка на основную публикацию