Методика развития волевых качеств в рукопашке | Karate-krs.ru

Методика развития волевых качеств в рукопашке

Развитие волевых качеств у ребенка в процессе занятий рукопашным боем

Зюзин Станислав Александрович
Развитие волевых качеств у ребенка в процессе занятий рукопашным боем

Замечательные отрывки из стихотворения Сергея Михалкова «Про мимозу»

Это кто накрыт в кровати

Одеялами на вате?

Кто лежит на трех подушках

Перед столиком с едой

И, одевшись еле-еле,

Не убрав своей постели,

Осторожно моет щеки

хорошо подходят для этой темы.

В своей работе часто сталкиваюсь с детьми с низким уровнем волевого усилия: им сложно сделать простое упражнения, сконцентрироваться, они несобранные и несдержанные.

Кто обезволил их силы или обессилил их волю?

Волевые качества не даны ребёнку от рождения, они формируются в результате жизненного опыта под влиянием воспитания. И с самого рождения нужно понимать, если мы лишаем ребенка решать свои возникшие проблемы, трудности и делаем это за него, мы избавляем ребенка от развития. Пример: «полугодовалый ребенок ползет к игрушке, видящая это его мама, сжалилась над ним, взяла игрушку и дала её своему ребенку». Что она сделала, лишила ребенка развития. Если бы она незаметно для него подтолкнула эту игрушку, эффект был бы другой. Это психологический механизм поддержки активности ребенка.

Аристотель обучая Александра Македонского сравнивал тело (сомо, и разум – с колесницей. Чем управляемой и подвижней будет колесница, тем интереснее и эффективнее будет жизнь. Колесницу двигают три лошади. Центральная – это воля, боковые – это чувство и эмоции. Если чувства и эмоции положительные, колесница несется вперед, если отрицательные, то они тормозят движение. Нет движения – нет управления.

Основные функции Компоненты психики Методы воспитания

Знание и ориентация в мире

Чувство и эмоции

Поощрение и наказание

Действие и поступок

Метод преодоления (упражнения и тренировка)

Мы оцениваем только то, что есть в нашем опыте

На примере своего опыта, помимо того, что ребенок получает некие навыки волевых усилий на занятиях по рукопашному бою в течение недели (так как любое выполнения упражнения и преодоления трудностей, развивает волю, работа с детьми, как правило, происходит в лагерях на УТС, где есть достаточно времени и условий, для данной работы.

Всё поддается тренировке: и тело, и внимание, и сила воли. Но чтобы это было легко, необходимо соблюдать некоторые правила, которыми мы руководствуемся на учебно-тренировочных сборах.

1. Начинайте с малого. Очень важно с самого начала не перегружать себя.

2. Тренировка. Сама по себе физические упражнения дисциплинируют, каждый день представляется возможность пересилить себя, выполняя очередное упражнение. Это повышает уверенность в себе и решения даются гораздо легче уже в связи с химическими реакциями в организме.

3. Тренировка и отдых. Как и телу, воле тоже необходим отдых, а потому старайтесь чередовать нагрузку и работу с периодом восстановления. Такой подход позволит психологически восстановиться. В противном случае ваша психика сама выберет время для отдыха, действуя по принципу, чем сильнее была нагрузка, тем больше времени нужно на восстановление. Но после очень длительного бездействия крайне трудно себя заставить вернуться к работе.

4. Мотивация. Мотивация является тем топливом, которым мы подпитываем силу воли. Такой мотивацией может быть ожидание чего-то хорошего или же страх.

5. Режим дня. Соблюдение правильного режима дня уже является хорошей тренировкой силы воли.

6. Гигиена и порядок. Поддержание личной гигиены и порядка в палатах служит прекрасным упражнением для развития силы воли.

7. Использование образов. Личный пример, это хорошо, но использование образов из кинофильмов, дает другой результат.

В данной деятельности нет начало или конца, важно просто действие. Устали, отдохните и начните заново. Для контроля над собой мы используем слово «молодец», на каждый день в неделе по одной букве. Вписываем букву, если выполнили упражнение, задание или воздержались от чего-либо, так до конца недели. Но, если был хоть один пропуск среди недели, всё перечеркивается и начинается заново.

Сейчас предлагаю попробовать на себе некоторые упражнения на развитие воли. Выполняя каждое из этих упражнений, мы приписываем одну букву из слова «молодец», если какое-нибудь не выполнили, тогда букву зачеркиваем.

1. «Часы». Вот часы. Необходимо будет в течение одной минуты следить за секундной стрелкой и постараться ни о чем не думать.

2. «Замри». Необходимо расслабиться и неподвижно просидеть две минуты, разрешается только моргать.

3. «Зарядка». Разные упражнения, но мы попробуем постоять на носочках одну минуту.

4. «Прогулка». Необходимо выйди за дверь, и вернуться назад ровно через две минуты, руководствуясь только своими внутренними часами. Дома время можете выбирать сами – 45 минут или час.

5. «Планирование». Напишите три важных дела, которые Вам необходимо выполнить. Расположите их последовательно по мере их важности. Начните решать самое первое.

6. «Телевизор». Выберете на неделю три передачи, которые Вы позволите себе просмотреть полностью, а все остальные Вы сможете смотреть только 7 минут.

7. «Будильник». Утром после звонка будильника считайте до 35 и вставайте, постепенно уменьшая счет до 3. А, затем можно полностью отказаться от будильника.

Освоив упражнения привычки и сделав их постоянными, можно приступать к основной цели: овладеть китайским языком. Этой работе нет начала и конца, есть только действие. И каждая Ваша попытка приближает к успеху, будет наводить на мысль, что вы еще ничего не знаете. Со временем тренировки превратятся в образ жизни. Тогда для Вас не будет преград ни в чем, потому что сила воли станет Вашим постоянным спутником.

Методика развития волевых качеств в рукопашке

Рукопашный бой как вид единоборства предъявляет много специфических требований к психике рукопашника, наличию у него определенных волевых качеств.

Развитие волевых качеств должно основываться на уверенности рукопашников в своих силах, понимании ими реальности воплощения поставленных технико-тактических или морально-волевых задач, осознании целей и средств их достижения. Рукопашники должны знать характерные особенности своего стиля боя, его сильные и слабые стороны, соотношение сил с противниками, положительные или отрицательные влияния возможных ситуаций боев на психику противников, помнить типичные случаи из собственной боевой практики, черпать знания из опыта мастеров. Методами развития волевых качеств могут быть:

— организация специальных тренировочных занятий;

— проведение совместных занятий слабее подготовленных рукопашников с более сильными, что позволяет использовать силу примера;

— постановка конкретных тренировочных задач, вынуждающих к преодолению определенных трудностей;

— постановка задач на проявление максимальных усилий.

Лучшим средством волевой подготовки рукопашников являются тренировочные бои, так как бой сам по себе предъявляет исключительно широкие требования к психике рукопашников и вынуждает к проявлению максимальных волевых усилий. Ускорению процесса формирования бойцовских качеств у рукопашников в наибольшей мере служит организация тренировочных боев в форме командной борьбы, так как ей сопутствует высокий эмоциональный фон, стремление участников выручить команду или закрепить определившийся успех. Все это облегчает проявление волевых усилий, приобретение уверенности в своих силах и возможностях. Кадочников А.А. Психологическая подготовка к рукопашному бою. — Санкт-Петербург, Феникс, 2009

Развитие способности рукопашников к саморегуляции психических процессов и эмоционального состояния

Важным направлением в системе психологической подготовки рукопашников является развитие способности к саморегуляции психических процессов и эмоционального состояния. Самостоятельное проведение рукопашником тренировочной работы, проявление самодисциплины, использование методов саморегуляции для успокоения и настройки на бои позволяет рукопашникам овладеть способностью самостоятельно регулировать свои психические процессы и эмоциональное состояние.

Педагогические задачи, направленные на саморегуляцию в тренировочном процессе:

— подчинять свою приверженность к использованию средств и методов тренировки, стилю боя целям плановой подготовки. Благодаря самостоятельной регуляции поведения сделать возможно более продуктивной тренировку в каждых конкретных условиях и с любым партнером;

— в ходе выполнения упражнений, в течение занятия, боя сохранять высокий уровень интенсивности внимания и направленность мышления на деловую сторону учебного процесса. Быстро переключаться от обдумывания второстепенных деталей деятельности к важнейшим сторонам занятия, боя, от эмоциональной оценки качества завершенных действий — к готовности продолжать занятие, бой;

— подавлять неудовлетворительные отклонения в психическом состоянии, избегать ненужных внешних проявлений, вызываемых повышенной эмоциональностью, регулировать психические процессы. Кадочников А.А. Психологическая подготовка к рукопашному бою. — Санкт-Петербург, Феникс, 2009

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

Рукопашный бой как вид единоборства предъявляет много специфических требований к психике рукопашника, наличию у него определенных волевых качеств.

Развитие волевых качеств должно основываться на уверенности рукопашников в своих силах, понимании ими реальности воплощения поставленных технико‑тактических или морально‑волевых задач, осознании целей и средств их достижения. Рукопашники должны знать характерные особенности своего стиля боя, его сильные и слабые стороны, соотношение сил с противниками, положительные или отрицательные влияния возможных ситуаций боев на психику противников, помнить типичные случаи из собственной боевой практики, черпать знания из опыта мастеров.Методами развития волевых качеств могут быть:

— организация специальных тренировочных занятий;

— проведение совместных занятий слабее подготовленных рукопашников с более сильными, что позволяет использовать силу примера;

— постановка конкретных тренировочных задач, вынуждающих к преодолению определенных трудностей;

— постановка задач на проявление максимальных усилий.

Лучшим средством волевой подготовки рукопашников являются тренировочные бои, так как бой сам по себе предъявляет исключительно широкие требования к психике рукопашников и вынуждает к проявлению максимальных волевых усилий. Ускорению процесса формирования бойцовских качеств у рукопашников в наибольшей мере служит организация тренировочных боев в форме командной борьбы, так как ей сопутствует высокий эмоциональный фон, стремление участников выручить команду или закрепить определившийся успех. Все это облегчает проявление волевых усилий, приобретение уверенности в своих силах и возможностях.

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ РУКОПАШНИКОВ К САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Важным направлением в системе психологической подготовки рукопашников является развитие способности к саморегуляции психических процессов и эмоционального состояния. Самостоятельное проведение рукопашником тренировочной работы, проявление самодисциплины, использование методов саморегуляции для успокоения и настройки на бои позволяет рукопашникам овладеть способностью самостоятельно регулировать свои психические процессы и эмоциональное состояние.

Педагогические задачи, направленные на саморегуляцию в тренировочном процессе:

— подчинять свою приверженность к использованию средств и методов тренировки, стилю боя целям плановой подготовки. Благодаря самостоятельной регуляции поведения сделать возможно более продуктивной тренировку в каждых конкретных условиях и с любым партнером;

— в ходе выполнения упражнений, в течение занятия, боя сохранять высокий уровень интенсивности внимания и направленность мышления на деловую сторону учебного процесса. Быстро переключаться от обдумывания второстепенных деталей деятельности к важнейшим сторонам занятия, боя, от эмоциональной оценки качества завершенных действий — к готовности продолжать занятие, бой;

— подавлять неудовлетворительные отклонения в психическом состоянии, избегать ненужных внешних проявлений, вызываемых повышенной эмоциональностью, регулировать психические процессы.

ГЛАВА 5

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ

Психическая нагрузка в современном рукопашном бою чрезвычайно велика. К психике рукопашника предъявляются исключительно высокие требования. Это относится к большинству психических процессов, состояний и свойств личности. От восприятия, внимания, памяти, мышления, волевых качеств и умения управлять психическими состояниями во многом зависит эффективность профессионально‑прикладной деятельности рукопашника.

Рассмотрим некоторые средства и методы психорегуляции, ориентированные на решение важных практических задач. Основная идея применения психорегуляции состоит в том, чтобы средства и методы ее органически входили в тренировочный процесс, способствуя повышению профессионального мастерства рукопашников. Нужно, чтобы тренировка психических функций и процессов сочеталась с подготовкой всех видов (технико‑тактической, физической и др.) и составляла единство с ними.

Основная цель психорегуляции — оптимальное использование резервных возможностей рукопашников в процессе их деятельности. С помощью психорегуляции можно и нужно решать важные задачи профессиональной деятельности. Основные из них следующие:

— овладение навыками самоконтроля психического состояния;

— повышение эффективности восстановления работоспособности;

— оптимизация процесса освоения и закрепления технико‑тактических действий и поведенческих реакций;

— повышение психической устойчивости к стрессовым ситуациям.

— совершенствование настройки на профессионально‑прикладную деятельность.

Рассмотрим конкретные пути решения каждой из перечисленных задач.

Методика развития волевых качеств в рукопашке

Алексей Алексеевич Кадочников

Русский рукопашный бой в 10 уроках

Кадочников Алексей Алексеевич родился в Одессе в 1935 году в семье военнослужащего – офицера ВВС.

С 1982 по 2002 год занимается научно-исследовательской деятельностью, которая проводится на базе Краснодарского военного училища ВВКИУ РВ МО. Научно-исследовательская деятельность А. А. Кадочникова была высоко оценена не только Министерством обороны, но и научным сообществом. С 1998 года А. А. Кадочников – действительный член Академии наук о Земле, с 1999 года – академик Академии естественных наук Российской Федерации по проблемам антропофеноменологии. Отмечен рядом правительственных наград, в том числе Орденом Почета за заслуги перед Отечеством. По прикладным аспектам своих научных исследований в области рукопашного боя и специально-прикладных навыков проводил семинары для высшего руководства Министерства безопасности РФ и различных силовых структур. Внес большой вклад в разработку теории безопасности и жизнедеятельности человека. С 1962 года обучил и воспитал тысячи воинов-патриотов России. Сын Аркадий, молодой офицер, с честью продолжает дело отца. Многочисленные ученики А. А. Кадочникова внедряют в жизнь по всей России основополагающий принцип, которым он руководствуется всю свою жизнь, – «Защита и служение Родине – России».

Рукопашный бой (РБ) – это бой, в котором противоборствующие стороны для выведения из строя или пленения друг друга применяют холодное оружие, ручное стрелковое оружие, гранаты, подручные средства, борьбу без оружия и другие средства, обеспечивающие поражение противника и выполнение задачи.

Человек (боец) рассматривается в РБ как психобиомеханическая система, т. е. как человек во всей совокупности своего физического, психологического и социального естества самой жизни.

В процессе изучения РБ как дисциплины прививаются навыки и умения решать многочисленные ситуационные задачи в экстремальных условиях.

Главным постулатом в РБ является живучесть человека. Он обязан и должен сохранять свою жизнь и здоровье для выполнения поставленных перед ним задач. Своими знаниями, своим умением, состоянием крепкого Духа, своей преданностью – преодолеть воздействие любого противника.

Живучесть – способность противостоять различным воздействям негативных сил, а при повреждении организма – сохранять, т. е. восстанавливать (полностью или частично) свои боевые качества.

В современных условиях рукопашный бой может возникнуть при ведении боевых действий в стесненных условиях (в населенных пунктах, ночью, в лесу, в траншеях) и в других экстремальных ситуациях.

Фазы, через которые проходит процесс действий в рукопашном бою: I фаза – встреча с противником (моментальный анализ условий схватки);

II фаза – сближение (принятие решения по способам воздействия);

III фаза – завершающая – финиш (уничтожение или обезвреживание противника).

Формы рукопашного боя:

– бой без оружия – собственно «рукопашная схватка»;

– бой с оружием, подручными средствами.

Виды рукопашного боя:

– боевой или условно боевой;

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ

В зависимости от боевого применения и способов выполнения все приемы рукопашного боя делятся на три вида:

– контратакующие действия (атакующие действия как во встречных, так и в ответных формах).

В настоящее время организационная структура содержания рукопашного боя представляет собой следующие ее формы:

– приемы боя без оружия;

– приемы боя ножом;

– приемы боя малой лопатой;

– приемы боя пистолетом;

– приемы боя автоматом.

Их характеристика рассматривается в соответствующих группах приемов прилагаемой нами системной структуры действий рукопашного боя (табл. 1):

Порядок проведения занятий

Программой по физической подготовке предусмотрено изучение предлагаемого содержания рукопашного боя, состоящего из следующего комплекса приемов.

Общий комплекс приемов рукопашного боя (РБ-1) включает в себя:

– атакующие приемы и действия: укол штыком (тычок стволом с выпадом), удар прикладом сбоку, колющие удары ножом, удар рукой прямо, удар ногой снизу;

– защитные приемы и действия: защита автоматом (карабином), защита ладонями рук, защита лезвием ножа;

– контратакующие приемы и действия обезоруживание противника при уколе штыком (с уходом влево, с уходом вправо), освобождение от захватов противником шеи сзади и спереди.

Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-2) включает в себя приемы, предусмотренные комплексом РБ-1, и дополнительные приемы:

– атакующие приемы и действия: укол штыком без выпада, удары штыком и стволом автомата (карабина), удар затыльником приклада, удары пехотной лопаткой, удары рукой (сбоку, снизу, сверху), удары ногой (вперед, прямо, сбоку, снизу), режущие и колющие (сбоку и прямо) удары ножом;

– защитные приемы и действия: защитные действия автоматом (карабином), защитные действия малой лопатой, защитные действия ладонями рук, защитные действия лезвием ножа;

– контратакующие приемы и действия: обезоруживание противника при ударах пехотной лопаткой, обезоруживание противника при ударах ножом.

Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-3) включает приемы и действия, предусмотренные комплексами РБ-1 и РБ-2, а также дополнительно рассматривает следующие приемы и действия, предназначенные для пленения противника или его уничтожения, заключающиеся в действиях:

– невооруженного против противника, который вооружен ножом, малой лопатой, пистолетом, автоматом;

– вооруженного ножом против противника, действующего малой лопатой, пистолетом, автоматом;

– вооруженного малой лопатой против противника, действующего ножом, пистолетом, автоматом;

– вооруженного пистолетом против противника, действующего ножом, малой лопатой, автоматом;

– вооруженного автоматом против противника, действующего ножом, малой лопатой, пистолетом;

– освобождения от захватов: за кисти рук, локти, грудь, плечи; при удушении за шею (горло) спереди, сзади; за ноги спереди, сзади; за кисть руки, удерживающую нож; за черенок малой лопаты; за ствольную часть пистолета; за автомат;

– обезоруживание противника при угрозе пистолетом: в упор спереди, в упор сзади;

– связывание противника веревкой, брючным и поясным ремнем, обыск противника;

– болевые приемы и действия в динамике контратакующих действий.

Помимо общей классификации приемов рукопашного боя, руководителю занятий необходимо изучить и знать наиболее уязвимые места (болевые точки) тела человека.

Русский рукопашный бой в 10 уроках (17 стр.)

ВАРЬИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

В зависимости от задач подготовки рукопашника, особенностей его совершенствования целесообразны индивидуальные занятия различного характера.

Обзорные занятия направлены на осознание рукопашником достигнутого технико-тактического уровня, возможностей дальнейшего совершенствования мастерства. В течение года имеет смысл несколько раз проводить с рукопашниками длительные индивидуальные занятия с большим объемом и разнообразием боевого материала.

Занятия обзорного характера позволяют рукопашнику ощутить способность легко выполнять широкий круг боевых действий, свою оснащенность средствами ведения боя. Глубокий обзор средств нападения и защиты, возможностей их применения возбуждает интерес к тренировочному процессу и предотвращает усталость, которая затормаживает совершенствование специальной подготовленности рукопашника. Рост качества выполнения заданий позволяет рукопашнику убедиться в улучшении своей технической подготовленности и открывает перед ним перспективы технико-тактического роста.

При необходимости усилить один из разделов технико-тактической подготовки возникает необходимость в обзорных занятиях конкретного тематического характера, таких, как занятия по совершенствованию действий защиты, занятия, направленные на выбор и создание ситуаций для внезапного применения атак, совершенствование средств борьбы против контратак и т. д.

Технические занятия направлены на совершенствование излюбленных средств ведения боя. Акцентирование внимания рукопашника на излюбленных действиях нападения и защиты, наиболее выигрышных боевых ситуациях, вариантах тактического обмана, стиле ведения боя, технических и физических возможностях укрепляет его уверенность в своих силах, достигнутом уровне подготовленности, сильнейших сторонах мастерства, наличии боевых средств для успешного участия в современном бою.

СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Действия рукопашника, нацеленные на достижение победы, решение тренировочных технико-тактических и психологических задач, протекают на фоне волевой борьбы с противником.

Проявление необходимых качеств и навыков, применение совершенствуемых средств нападения и защиты, превращение поединков в «учебный полигон» для проверки и закрепления всего вновь осваиваемого материала, создание устойчивости психических процессов достигаются организацией боевой практики.

Благоприятный психологический фон для совершенствования технико-тактического мастерства рукопашников создается снижением или увеличением волевых и физических напряжений рукопашников, постановкой задач проявления боевой инициативы, подбором партнеров, условным ограничением или расширением тактической деятельности в нужном направлении, созданием ситуаций, облегчающих применение тех или иных действий, вариантов построения боев.

Особое место занимает ведение вольных боев с установкой на разнообразное техническое и тактическое единоборство с противником без фиксирования исхода боев. Отсутствие подсчета полученных и нанесенных ударов и бросков создает свободный психологический фон поведения рукопашника в поединке, позволяет концентрировать внимание на технической, тактической, волевой и эстетической стороне действий, расширяет диапазон действий рукопашника, насыщает бои смелыми решениями.

Тактическая инициатива и противодействие замыслам и действиям противника в полной мере возможны лишь при устойчивости внимания, большой внутренней нацеленности на творческую деятельность, при критичности оценок своих действий.

Имеет значение и подбор партнеров для решения в боях тренировочных задач. Бои с уступающими по классу рукопашниками дают возможность контролировать технико-тактические детали боевых действий, повышать требования к быстроте и точности реакций, создавать у противника настроенность для применения конкретных действий, завязывать по желанию наступательный или оборонительный бой и т. д.

В тренировочных боях с превосходящими по силам противниками имеет смысл применять возможно более широкий арсенал уже освоенных действий, стремиться к самостоятельности действий и решений. Внимание должно быть обращено в основном на тактическое и волевое единоборство, успех общего противодействия противнику.

В тренировочных боях нужны установки на совершенствование определенных сторон мастерства, конкретных действий, умений и т. д.

Задания не должны носить категорический характер. Целесообразнее давать рекомендации на предпочтительность каких-либо действий в определенных ситуациях, использование совершенствуемых средств в бою того характера, который органичен рукопашнику, при уровне требований, посильных для него.

ЛИКВИДАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ, ПРОЯВЛЕНИЮ ДОСТИГНУТОГО УРОВНЯ МАСТЕРСТВА

Появление психологических барьеров при освоении различных действий, проявлении достигнутого мастерства имеет в каждом случае свои объективные или субъективные причины. Неверие в конечный результат определенных боевых действий, отсутствие внутренних побуждений для их применения, перерастающие даже в предубеждения, часто вызываются недостатками в технике, соблюдении дистанций, неточным выбором действий из-за неверных оценок каких-либо ситуаций, ошибками в методике совершенствования техники и тактики и многими другими причинами. Более глубоким следствием подобных недостатков может явиться упрощение и ограничение процесса тактического творчества в тренировках, поспешность и необоснованность решений и действий, преграждающие процесс формирования разностороннего рукопашника.

Причины появления психологических барьеров следует также искать в особенностях и недостатках стиля боя рукопашников, подборе арсенала действий нападения и защиты, неэффективном противопоставлении тактических намерений и действий различным сторонам мастерства противников, предвзятости тактических решений и чрезмерном форсировании событий в боях, физическом развитии и характерах рукопашников.

Психологические барьеры могут возникнуть по какой-либо одной причине или из-за целого комплекса перечисленных факторов. Причем немалую роль могут играть определенные совпадения, такие, как некритичная оценка качества действий самим рукопашником в неудачно проведенных боях. Рукопашник с развитым воображением и недостаточной эмоциональной устойчивостью от недооценки и непонимания своих действий постепенно переходит к неуверенности и даже боязни в их применении.

Психологические барьеры, препятствующие освоению действий в каждом виде рукопашного боя, имеют характерные отличия, вытекающие из различной сложности выполнения и применения в боях действий нападения, защиты, подготовки.

Методика ликвидации психологических барьеров может потребовать самых разных средств, наиболее целесообразных в каждом конкретном случае. Главное – снять возникшее предубеждение в неблагоприятном исходе предстоящего боя, создать у рукопашника ощущение достаточной подготовленности и наличия средств для равной борьбы с противниками, реальных оснований рассчитывать на победу.

Помимо работы над совершенствованием необходимых деталей технико-тактической подготовки, важно настроить рукопашника на творческое ведение поединков, возбудить желание и решимость пойти на трудный бой с полной отдачей сил, во что бы то ни стало выполнить план единоборства; рукопашнику придется проявить волю к победе, дисциплину, без которых не удастся провести напряженный, решающий бой в заданном плане.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

Рукопашный бой как вид единоборства предъявляет много специфических требований к психике рукопашника, наличию у него определенных волевых качеств.

Развитие волевых качеств должно основываться на уверенности рукопашников в своих силах, понимании ими реальности воплощения поставленных технико-тактических или морально-волевых задач, осознании целей и средств их достижения. Рукопашники должны знать характерные особенности своего стиля боя, его сильные и слабые стороны, соотношение сил с противниками, положительные или отрицательные влияния возможных ситуаций боев на психику противников, помнить типичные случаи из собственной боевой практики, черпать знания из опыта мастеров.

Методами развития волевых качеств могут быть:

– организация специальных тренировочных занятий;

– проведение совместных занятий слабее подготовленных рукопашников с более сильными, что позволяет использовать силу примера;

– постановка конкретных тренировочных задач, вынуждающих к преодолению определенных трудностей;

– постановка задач на проявление максимальных усилий.

Лучшим средством волевой подготовки рукопашников являются тренировочные бои, так как бой сам по себе предъявляет исключительно широкие требования к психике рукопашников и вынуждает к проявлению максимальных волевых усилий.

Ускорению процесса формирования бойцовских качеств у рукопашников в наибольшей мере служит организация тренировочных боев в форме командной борьбы, так как ей сопутствует высокий эмоциональный фон, стремление участников выручить команду или закрепить определившийся успех. Все это облегчает проявление волевых усилий, приобретение уверенности в своих силах и возможностях.

Методика воспитания волевых качеств юных хоккеистов на основе психолого–педагогического подхода

Успешная деятельность хоккеиста немыслима без высокого уровня волевых качеств: смелости, решительности, инициативности, выдержки и самообладания. Значение волевых качеств в спорте настолько очевидно, что понятие «спортсмен» обычно ассоциируется с понятием «человек сильной воли». И ни у кого не возникает сомнений, что касается, свойства или способности личности, обозначаемые этим словом, необходимы в высшей степени в любом виде спорта, в том числе и хоккее (2).

Волевые качества как и любые характеристики человека, не поддаются прямой оценке, дать строгое разграничение их роли в хоккее чрезвычайно трудно. Тем не менее, опираясь на практический опыт здравый смысл, правомерно утверждать, что независимо от игрового амплуа хоккеисту нужны в совокупности все развитые волевые качества, и поэтому всестороннее воспитание их должно входить в основное содержание подготовки хоккеиста (2).

Воспитание волевых качеств – одна из важнейших задач в деятельности педагога-тренера. Известно, что волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для юного спортсмена волевые напряжения. Поэтому, основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировочных занятий и соревнований.

Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. Тренеру, работающему с юными спортсменами, следует использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на детей, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной и всесторонне развитой личности, способной в будущем блеснуть спортивным мастерством.

Оценки эффективности воспитательной работы и психолого-педагогических воздействий в учебно-тренировочном процессе осуществляется путем педагогических наблюдений, измерений, анализа рабочих материалов, характеризующих личность юного спортсмена. Полученные данные сравниваются с исходными показателями и используются для внесения корректив в учебно-тренировочный процесс, планирования воспитательной работы, психологической подготовки юного спортсмена (1).

Под юными спортсменами мы подразумеваем хоккеистов, занимающихся более трех лет в специализированной спортивной школе олимпийского резерва.

Под психолого-педагогической подготовкой мы понимаем совокупность психолого-педагогических мероприятий (воздействий) и соответствующих условий спортивной деятельности, направленных на формирование таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Психологическое воздействие в ходе выступления предусматривает краткий самоанализ (в перерывах) и коррекцию поведения во время соревнований; стимуляцию волевых усилий. Устранение эмоций, мешающих объективной оценке своих возможностей, нервно-психическое восстановление (самовнушение, отвлечение, отдых) (2).

В нашей статье нам бы хотелось остановиться на системе эмоционально-волевой подготовки (воспитании волевых качеств спортсменов), предусматривающая применение приемов ауто- и гетеропсихического воздействия, разработанной А.В. Алексеевым (1).

Система включает в себя десять этапов.

Первый этап ЭВП условно может быть назван диагностическим. Его цель – изучение личностных качеств спортсмена для адаптации методов психической регуляции к индивидуальным особенностям и виду спорта. Встрече психолога со спортсменами предшествует его беседа с тренерами, в которой психолог излагает основы и возможности психогигиенической и психологической работы.

— , Второй этап. Эмоционально-волевая подготовка начинается с обучения упражнениям успокаивающей части AT (аутогенной тренировки).

Третий этап – мобилизующая часть эмоционально-волевой подготовки. Обучение мобилизующей части эмоционально-волевой подготовки следует вести параллельно с отработкой ее успокаивающей части. Каждое занятие с психологом состоит из двух частей: успокаивающей и мобилизующей.

Четвертый этап — отработка спортивных навыков во время тренировки. В этот период самовнушение способствует более быстрой выработке и значительному совершенствованию навыков. Самовоздействие содержит ряд этапов: 1) предварительное представление упражнения с его мысленным проговариванием вместе с мысленными представлениями сокращений определенных групп мышц, с применением слов-самоприказов; 2) выполнение упражнения с использованием самоприказов; 3) проведение отчета-самооценки тренировки.

Пятый этап – психологическое воздействие во время тренировок в подготовительном периоде. Перед каждой попыткой спортсмен продумывает, представляет, проговаривает задание тренера в сочетании с самовнушениями мобилизующего характера.

Шестой этап — отработка настойчивости, уверенности, целеустремленности.

Седьмой этап ЭВП перед соревнованиями, когда спортсмен может себя настраивать на предполагаемую конкретную ситуацию. Особенно настойчивая работа должна проводиться перед соревнованиями (на сборах). Она состоит из психологической адаптации с помощью сюжетных представлений к той спортивной арене, на которой будут проводить соревнования. Проводятся самовнушения для подготовки к состязанию с предполагаемыми соперниками.

Восьмой этап ЭВП во время соревнования. Непосредственно перед соревнованиями, когда спортсмены получают больше сведений (о месте, времени, условиях проведения состязаний, составе команд соперников), внушение и убеждение психолога, тренера и самовнушение и самоубеждение спортсменов может носить более конкретный характер.

Девятый этап — успокоение спортсмена после соревнования, успокоение нервной системы спортсмена после физической нагрузки. С этой целью в спорте введена заминка. Спортсмену необходимо обучиться психической заминке, чтобы самостоятельно проводить ее после соревнований.

Десятый этап — работа над совершенствованием своих личностных качеств.

Самовоздействие не должно ограничиваться успокоением и мобилизацией. Умение руководить своим психическим состоянием спортсмен совершенствует все время. С каждым этапом самовоздействия усложняются. Одним из них является самовоспитание, направленное на потенцирование волевых качеств, необходимых для достижения высоких результатов в хоккее. С другой стороны, самовоспитание направлено на устранение отрицательных черт характера (2) (5).

Преломляя сказанное к задачам волевой подготовки спортсмена, не сложно заключить, во-первых, что они органически сливаются с задачами полноценной мотивации поведения хоккеиста, формирования нравственных и интеллектуальных основ спортивной деятельности, взятыми в их практическом аспекте. Решение этих задач составляет неотъемлемую часть нравственного и интеллектуального воспитания и, одновременно, сторону его волевой подготовки — то, что можно назвать волевым и интеллектуально-волевым воспитанием, без которого не может быть морально воспитанной разумной воли; во-вторых, что решение их должно содействовать общему всестороннему развитию волевых качеств как постоянных черт характера и обеспечить максимально высокую степень их проявления в форме способностей, отвечающих специфическим требованиям хоккея (5).

Волевые качества, развитые в соответствии с особенностями хоккея, и ставшие чертами личности спортсмена, определяют в комплексе важнейшее свойство «спортивного характера»- волю к победе, соединяющую в себе высокую дерзновенность, способность к предельной мобилизации и сосредоточению, уверенность, эмоциональную и общую психическую устойчивость. В единстве с этим свойством воспитываются и такие черты характера хоккеиста, как дисциплинированность, обязательность, спортивное трудолюбие, коллективизм (1).

Итак, волевые качества рождаются у спортсмена в борьбе с трудностями внешней среды, в его борьбе с самим собой. Чтобы сформировать волевые качества спортсмена, его характер, необходимо большое самосознание, активное самовоспитание. И в этом вопросе значительную помощь спортсменам должен оказать тренер, организуя и направляя процесс воспитания (3).

  1. Алексеев А.В. Себя преодолеть. – М., 1985. – 165 с.
  2. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Academa, 2000. – 471 с.
  3. Ильин Е.П. Психология воли. -СПб., 2000.- с.114-254.
  4. Фетискин Н.П. «Диагностика волевого потенциала личности» Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В Козлов, Г.М Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 55 с.
  5. Эмоционально-волевая подготовка спортсменов / Н.К. Агишева, А.В. Алексеев, и др. Под ред. А.Т. Филатова. – К.: Здоровья, 1982. – 295 с.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

Рукопашный бой как вид единоборства предъявляет много специфических требований к психике рукопашника, наличию у него определенных волевых качеств.

Развитие волевых качеств должно основываться на уверенности рукопашников в своих силах, понимании ими реальности воплощения поставленных технико‑тактических или морально‑волевых задач, осознании целей и средств их достижения. Рукопашники должны знать характерные особенности своего стиля боя, его сильные и слабые стороны, соотношение сил с противниками, положительные или отрицательные влияния возможных ситуаций боев на психику противников, помнить типичные случаи из собственной боевой практики, черпать знания из опыта мастеров.Методами развития волевых качеств могут быть:

— организация специальных тренировочных занятий;

— проведение совместных занятий слабее подготовленных рукопашников с более сильными, что позволяет использовать силу примера;

— постановка конкретных тренировочных задач, вынуждающих к преодолению определенных трудностей;

— постановка задач на проявление максимальных усилий.

Лучшим средством волевой подготовки рукопашников являются тренировочные бои, так как бой сам по себе предъявляет исключительно широкие требования к психике рукопашников и вынуждает к проявлению максимальных волевых усилий. Ускорению процесса формирования бойцовских качеств у рукопашников в наибольшей мере служит организация тренировочных боев в форме командной борьбы, так как ей сопутствует высокий эмоциональный фон, стремление участников выручить команду или закрепить определившийся успех. Все это облегчает проявление волевых усилий, приобретение уверенности в своих силах и возможностях.

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ РУКОПАШНИКОВ К САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Важным направлением в системе психологической подготовки рукопашников является развитие способности к саморегуляции психических процессов и эмоционального состояния. Самостоятельное проведение рукопашником тренировочной работы, проявление самодисциплины, использование методов саморегуляции для успокоения и настройки на бои позволяет рукопашникам овладеть способностью самостоятельно регулировать свои психические процессы и эмоциональное состояние.

Педагогические задачи, направленные на саморегуляцию в тренировочном процессе:

— подчинять свою приверженность к использованию средств и методов тренировки, стилю боя целям плановой подготовки. Благодаря самостоятельной регуляции поведения сделать возможно более продуктивной тренировку в каждых конкретных условиях и с любым партнером;

— в ходе выполнения упражнений, в течение занятия, боя сохранять высокий уровень интенсивности внимания и направленность мышления на деловую сторону учебного процесса. Быстро переключаться от обдумывания второстепенных деталей деятельности к важнейшим сторонам занятия, боя, от эмоциональной оценки качества завершенных действий — к готовности продолжать занятие, бой;

— подавлять неудовлетворительные отклонения в психическом состоянии, избегать ненужных внешних проявлений, вызываемых повышенной эмоциональностью, регулировать психические процессы.

ГЛАВА 5

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ

Психическая нагрузка в современном рукопашном бою чрезвычайно велика. К психике рукопашника предъявляются исключительно высокие требования. Это относится к большинству психических процессов, состояний и свойств личности. От восприятия, внимания, памяти, мышления, волевых качеств и умения управлять психическими состояниями во многом зависит эффективность профессионально‑прикладной деятельности рукопашника.

Рассмотрим некоторые средства и методы психорегуляции, ориентированные на решение важных практических задач. Основная идея применения психорегуляции состоит в том, чтобы средства и методы ее органически входили в тренировочный процесс, способствуя повышению профессионального мастерства рукопашников. Нужно, чтобы тренировка психических функций и процессов сочеталась с подготовкой всех видов (технико‑тактической, физической и др.) и составляла единство с ними.

Основная цель психорегуляции — оптимальное использование резервных возможностей рукопашников в процессе их деятельности. С помощью психорегуляции можно и нужно решать важные задачи профессиональной деятельности. Основные из них следующие:

— овладение навыками самоконтроля психического состояния;

— повышение эффективности восстановления работоспособности;

— оптимизация процесса освоения и закрепления технико‑тактических действий и поведенческих реакций;

— повышение психической устойчивости к стрессовым ситуациям.

— совершенствование настройки на профессионально‑прикладную деятельность.

Рассмотрим конкретные пути решения каждой из перечисленных задач.

ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ САМОКОНТРОЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Можно ли говорить о психической саморегуляции, если рукопашник не умеет контролировать психическое состояние? Конечно, нет, поскольку самоконтроль психического состояния предполагает умение различать отдельные ощущения выделять главные из них и правильно их оценивать. Поэтому следует овладевать навыками самоконтроля психического состояния. Основное внимание при этом нужно обратить на самооценку психической работоспособности и нервно‑психической активности.

В современных исследованиях выделяются три уровня представления о своем теле: «схема тела», «образ тела» и «концепция тела». Под «схемой тела» обычно понимают функциональную модель тела, ответственную за ориентацию и перемещение тела в пространстве и положение частей тела относительно друг друга (например: «Я поскользнулась и теряю равновесие»). «Образ тела» выступает как результат психического отражения телесных и двигательных качеств, в которых выражается самооценка «телесного Я» и оценка окружающих («Я чрезмерно худой и сутулый»). «Концепция тела» определяется взаимодействием человека с обществом и отражает ценность своего тела, его частей отдельных физических качеств для личности («Моя фигура вызывает восхищение окружающих»). Она служит регулятором поведения, направленного на поддержание здоровья и достижение определенных жизненных целей и влияет на включение двигательной активности в индивидуальный образ жизни.

Многочисленные клинические исследования показали, что:

— существует позитивная взаимосвязь схемы тела и представления о «Я», а также образа тела и образа «Я» (любящий свое тело легче утверждает себя в волевом отношении);

— психическое здоровье и социальная адаптация ассоциируются с чувством собственной ценности и положительной самооценкой;

— сокращение различия между «Я» и идеальным «Я» связано с улучшением адаптации. Используя эти общие положения в качестве отправной точки, исследователи предположили, что программа развития физической готовности приведет к улучшению схемы тела, образа тела и концепции тела, к снижению расхождения между реальным «Я» и идеальным «Я», приобретение необходимых навыков приведет к такому же результату.

Правильное представление о своем теле — важный компонент активной деятельности. Чем лучше человек представляет собственное физическое «Я», тем лучше он знает, как выглядит в глазах других. В той или иной степени это нужно любому, хотя, например, актеру или менеджеру важней, чем другим. Не зря К.С.Станиславский часто говорил о роли физических ощущений в работе актера над созданием образа, о том, что физические действия формируют «правду образа», о близкой связи физического действия со всеми внутренними элементами самочувствия.

Волевые качества как основные составляющие при подготовке бойцов к спаррингам по рукопашному бою

Друзья, данную статью я хотел бы посвятить роли тренера в подготовке бойца к спаррингам на тренировках и соревнованиях по различным видам смешанных единоборств и рукопашному бою в частности, а также волевым качествам, которым нужно обязательно уделить время в период подготовки. Кроме того, я расскажу вам об основных трудностях, которые испытывают спортсмены-новички.

В наше время рукопашный бой стал очень популярным видом спорта в России. Он относится к смешанным единоборствам, как и многие другие боевые виды единоборств. Молодые люди и девушки идут в секции с целью развить физическую силу и укрепить морально-психологическое состояние. И многое здесь зависит от тренера. Я хотел бы рассказать вам об основных психологических аспектах, которые, по моему мнению, влияют на становление воли спортсмена и уверенную работу на тренировках, соревнованиях и в жизни. К ним можно отнести следующие волевые качества:

  1. Инициативность
    Инициатива — важное качество для спортсмена. Ведь от того, как ты поведёшь себя в бою, зависит многое, в том числе и результат. Умение навязать свой план на бой и контролировать его выполнение позволяет закончить его в свою пользу. Это качество, выработанное за долгие годы тренировок и соревнований, как правило, закрепляется у человека и способно помогать ему в повседневной жизни. Чтобы воспитать это качество, следует дать человеку возможность самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Для этого на тренировках надо использовать упражнения в вольном бою, устанавливая в них различные тактические задачи, способы решения которых должен найти сам боец. Развивает инициативу также разнообразие тренировок, например, частая смена партнёров для вольного боя. Это позволяет нам в самых разных боевых условиях критически оценить сложившуюся ситуацию, самостоятельно найти выходы для выигрышной тактики.
  2. Смелость
    Смелость основана на уверенности в своих силах, в надёжности усвоенной техники и определённых наработанных тактико-технических действиях. Боец, показывающий более смелые и решительные действия, как правило, имеет моральное превосходство над соперником. И если тот в свою очередь не оказывает должного сопротивления, то бой тяжело отыграть. Смелость вырабатывается, когда спортсмены проводят большое количество учебно-тренировочных спаррингов. Тренер, требуя от ученика выполнения поставленных задач, должен добиваться от него активных, сознательных и смелых действий.
  3. Уверенность
    Она проявляется в свободном поведении бойца на татами, в своевременных и точных действиях, которые определяют его тактический план. Уверенность в себе и своих силах — результат тяжёлой и настойчивой работы над собой, следствие опыта бойца. Упражнения для воспитания этого качества — это упражнения в защите. Быстрота и точность атакующих и контратакующих действий позволяет увереннее держаться в поединке и смело действовать в любых непредвиденных обстоятельствах. Здесь проверяются как раз техническая и тактическая подготовленность бойца, его физические и волевые качества.
  4. Решительность
    Это качество основывается на способности быстро принимать необходимые решения и мгновенно приводить их в действие. Нападая, человек должен быстро и чётко начать атаку и развить её. Малейшая заминка сразу снижает эффективность атаки и может затруднить его положение. Этим может воспользоваться соперник и развить свою контратаку. Решительность важна и в оборонительных действиях, также она развивается в вольном бою с более сильными соперниками. Тренер обязан следить за атаками и контратаками своего ученика, давать оценку его действиям и делать соответствующие указания.
  5. Стойкость
    Способность достигать победы несмотря ни на что называется стойкостью. С годами она только укрепляется и особенно важна, если сочетается с мастерством, основанным на тщательной защите и искусном владении техникой и тактикой. Как правило, этим качеством новички обладают не в полной мере, а частично. Со временем вырабатывается готовность терпеть на тренировках, на соревнованиях, и это можно спроецировать на определённые жизненные ситуации, в которых нам тоже приходится проявлять данное качество.

Волевые качества развиваются постепенно, не нужно опережать их развитие, иначе у человека может сформироваться психологическая неустойчивость в критических ситуациях.

Трудности воспитания спортсменов-новичков

Основной трудностью воспитания спортсменов-новичков на своём опыте считаю страх, который они испытывают в тренировочном процессе и на первых соревнованиях.

Страх можно переживать по-разному. Диапазон оттенков его может быть широк: тревога, неуверенность, испуг, опасение, ужас, отчаяние, паника. Основным источником страха у новичков является опасность получения травм, угрожающих здоровью и жизни. Это приёмы, связанные с болевыми ощущениями, а именно: тяжёлые пропущенные удары, амплитудные броски, удушающие и болевые приёмы. Особую значимость среди них имеют приёмы на суставы: на их долю приходится около 70% от числа всех приёмов, связанных с болевыми ощущениями и проводимых как на тренировках, так и на соревнованиях. Основным средством противодействия здесь является наработка снижения у спортсменов болевого порога при выполнении болевых приёмов, а также отработка защитных действий с частой сменой партнёров.

Также одним из источников страха у новичков является страх поединка с более опытным и сильным соперником. Здесь тренеру необходимо вовремя уделить этому внимание, иначе боец начинает делать технические и тактические ошибки.

Следующие действия позволяют понизить уровень страха:

  1. Наработка базы технических и тактических действий, как атакующих, так и защитных.
  2. Проведение спаррингов между новичками после определённого срока обучения под контролем тренера.
  3. Проведение спаррингов со спортсменами более высокого уровня.
  4. Проведение спаррингов с новичками, приглашёнными из других клубов для совместных тренировок.

Таким образом, молодые ребята плавно входят в тренировочный процесс и жизнь клуба, им легче становится адаптироваться к возрастающим нагрузкам и они не так сильно ощущают то эмоциональное напряжение, которое возникает в первые месяцы занятий.

На занятиях по рукопашному бою новички требуют особого контроля и подхода в тренировочном процессе. Тренер обязан изучить своего воспитанника и уже по внешним признакам поведения определять появившиеся сдвиги в психологическом состоянии, ему следует незаметно вывести своего подопечного из негативного состояния, переключить его внимание на другое. Необходимо научить, убедить и показать, что человек стал сильнее и опытнее. Это приведёт к укреплению духа и волевых качеств ученика.

Надеюсь, что каждый из вас, уважаемые читатели, отметил для себя что-то полезное из этой статьи. Я хочу, чтобы у ребят, которые будут читать эту статью, появилось представление о ходе тренировок как о психологическом процессе, который очень важен при подготовке к спаррингам.

Приходите тренироваться, буду рад вас видеть у себя на занятиях!

Методика развития волевых качеств в рукопашке

ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА БОЙЦА — настойчивость, инициативность, целеустремленность, выдержка, уверенность в своих силах, смелость и решительность — в основном развиваются непосредственно в учебно-тренировочном процессе.

НАСТОЙЧИВОСТЬ- одно из главных качеств бойца. Ясное представление цели и желания ее добиться помогает преодолевать трудности тренировок и соревновательных боев. Для развития этого качества необходимо применять в тренировках упражнения с большой интенсивностью, продлевать время раундов, количество раундов вольных боев,»рывки», «спурты»

ИНИЦИАТИВНОСТЬ — развивается в условных боях. Надо требовать от бойца чтобы он вел бой в разных манерах, в атакуещей форме, прибегали к вызовам на удары и к контратакам. Полезно использовать бои с различными партнерами по манере ведения боя. Уметь применять множество ложных действий(финтов),развивать разнообразные атаки, контратаки

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ- можно воспитать при условии,что спортсмен проявляет глубокий интерес к своему боевому исскуству,и видит личную заинтересованность в спортивных достижениях
Надо добиваться того,чтобы боец относился к тренировочным заданиям не как к обязанности,а рассматривал их как источник творческих действий. Тренер также должен всячески поддерживать огонь ,и любовь к спорту интересными тренировками,правильно построенным планом тренировок,развивая чувства ответственности,командного духа.Также давать периоды восстановления в активном отдыхе

ВЫДЕРЖКА- надо постоянно вырабатывать у бойца умение стойко переносить в боях болевые ощущения,преодолевать неприятные чувства,появляющиеся при максимальных нагрузках и утомлении.Приводить примеры о том как выдающиеся мастера,скрывая плохое самочувствие,полученные повреждения,побеждали сильных противников благодаря выдержке

УВЕРЕННОСТЬ в силах появляется в результате формирования совершенной техники,тактики и высокого уровня физической подготовленности.И конечно от соревновательного опыта.
Поражение не должно вызывать у спортсмена большого разочерования,бойца нужно в том,что если бы он не допустил таких то ошибок в бою,то несомнено победил бы. Втренировочных боях ставить в пары с бойцами ,обладающими теми же особенностями,что и противник,которому он проиграл.

САМООБЛАДАНИЕ- в данном случае речь идет о способности не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах ,управлять своим поведением,контролировать ситуацию в условие помех,высокой напряженности психики. Проявлению данной способности помогает наличие плана действий,учет возможных вариантовразвития события,знание закономерностей спорта,опыт,и конечно выше перечисленные волевые качества.

СТОЙКОСТЬ — проявляется в том,на сколько боец способен выдерживать трудности в ходе занятий данным видом спорта(отрицательные эмоциональные состояния,боль,сильное утомление идр),не сдаваясь,продолжать следовать избранным путем.
Примерами заданий,направленных на совершенствование волевых способностей,может являться введение дополнительных трудностей и помех в тренировки. Например,после достаточно напряженного тренировочного занятия объявляется дополнительные раунды. Широко практикуется варианты тренировок с «неудобным противником»,в утяжеленных перчатках,без защитного снаряжения,спарринги в присутствие большого присутствия людей,тотализатора,бой со свежими партнерами и т.д. Важнейшим средством воспитания способностей к проявлению волевых усилий является выполнение рекордных нагрузок для данного спортсмена

Волевые качества личности в психологии

Классификация волевых черт

Воля или сила воли – это уровень усилий, которые индивид прилагает к достижению поставленных целей. От того сколько труда и сколько трудностей человек готов преодолеть для окончательно результата зависит степень стойкости и целеустремленности.

Волевые свойства проявляются не только при наличии мотивационных факторов или в специфических ситуациях, но также определяются воспитанием и врожденными особенностями характера или темперамента. Нервная система у отдельно взятой личности индивидуальна и степень противоположных свойств (сила, слабость, уравновешенность, инертность, инфантильность и другое) развита по-разному.

Эмоционально человек может проявить силу характера единожды в экстренной ситуации, но волевая сфера предполагает постоянное преодоление собственного сиюминутного нежелания что-то делать для результата. Поэтому психология классифицирует волевые качества индивида на первичные, вторичные и третичные, к которым относятся:

  1. Базовые (первичные) свойства:
    • целеустремленность – умение видеть и ставить перед собой четкие задачи, иметь определенные убеждения и принципы;
    • инициативность – активная деятельность с целью достижения результата;
    • самостоятельность подразумевает критическое мышление, когда на решимость не могут повлиять другие мнения или факторы;
    • выдержка позволяет препятствовать внешнему влиянию на принятое решение.
  2. Исполнительные (вторичные и третичные) свойства характера:
    • решительность – твердость характера, когда колебания отсутствуют, а мотив является доминирующим фактором;
    • смелость – отсутствие страха и умение противостоять различным колебаниям в процессе исполнения задуманного;
    • энергичность и настойчивость указывают на возможность человека концентрироваться и не отвлекаться на второстепенные вопросы;
    • организованность и дисциплинированность подразумевают планирование мелких задач для успеха в глобальной цели, при этом дисциплина играет немаловажную роль;
    • самоконтроль позволяет подчинять собственное поведение, выполнять сознательные действия и противостоять лени или нежеланию выполнять какие-либо функциональные обязанности для достижения цели.

Формирование и развитие волевых качеств начинается с постановки перед собой изначально незначительных задач. При каждом положительном результате повышается самооценка, что приводит к увеличению уровня силы воли. Однако, стоит заметить, что любое давление на психику или отсутствие результата деятельности может привести к обратному эффекту, к депрессии и к снижению волевых качеств.

Какие приемы способствуют формированию волевых качеств личности

Этапы становления волевых качеств во многом зависят от исполнительных свойств и черт характера человека. Чтобы морально подготовиться к достижению цели одной мотивации будет недостаточно. Необходимо выработать в себе такие черты, как решительность, настойчивость, дисциплинированность и самоконтроль.

Существуют специальные упражнения и способы для самостоятельного воспитания силы воли. На начальном этапе рекомендуется ставить перед собой незначительные задачи, которые выработают привычку справляться с трудностями, не опуская рук при возникновении малейших препятствий. Если характеристика цели масштабная и предполагает занятие длительного периода времени, то стоит запланировать пошаговое достижение результатов, т.е. дробить глобальную проблему на более мелкие этапы.

Методика также предполагает развитие инициативности и настойчивости, чтобы контролировать собственные действия и не оправдывать поступки, которые отрицательно влияют на окончательный результат. Кроме того, можно завести полезные привычки, такие как соблюдение режима и распорядка дня или регулярные занятия спортом, что приводит к упорядочиванию действий и выработке обязательного поведения.

Тест на волевые качества личности поможет достоверно определить, какие конкретно черты требуются развивать в собственном характере. Такая диагностика положит начало формированию силы воли, решительности и настойчивости, которые впоследствии станут опорой при достижении определенных целей и желаний.

Ссылка на основную публикацию