Кунмэньцюань | Karate-krs.ru

Кунмэньцюань

Кунмэньцюань или «кулак врат пустоты» — стиль, который показал плотник

Многообразие различных стилей ушу, конечно, впечатляет. Тем более, среди них есть и такие, о которых наслышан каждый, и такие, о которых хоть какие-то крупицы информации трудно достать, не говоря уже о чем-то большем. Вот как раз об одном стиле, входящем в последнюю категорию, мы сегодня и побеседуем.

Стиль, о котором пойдет речь, называется кунмэньцюань, что в переводе означает «кулак врат пустоты». Больше всего данный стиль распространен в провинции Хубэй. История кулачного искусства кунмэньцюань начиналась в уезде Дае во время начала правления династии Цин. В тот период там жил плотник по имени Сунь Тинчжан, который славился тем, что отлично знал одно боевое искусство и даже обучал ему других людей. Сам же он учился у даоса, которого называли «святой Цитянь», поэтому его искусство и назвали кунмэньцюань.

В кунмэньцюань можно увидеть элементы как северных и южных, так и уданских стилей. А горы Удан (провинция Хубэй) знают не только в Китае, но и во многих других странах, ведь несколько примечательных стилей ушу родом именно оттуда. Из южных стилей кунмэньцюань перенял выброс силы, который сопровождается выкриком, жесткую силу, скрученное усилие, глубокие и длинные пути силы, вздымающуюся форму. А из северных он взял себе резкость, ловкость, быстроту, падения и перекаты. В технике ног в кунмэньцюань присутствуют такие элементы как хлест, сметание, толчок в бок и вскапывание. В технике рук можно встретить следующие формы: кулак тигра, глаз феникса, когти дракона, кулак с выставленным пальцем. Методы действий руками в кунмэньцюань тоже достаточно разнообразны. Тут используют приемы с такими названиями: накатывающаяся ладонь, рука золотого копья, запечатывающая рука, разбивающий кулак, рука летящего цветка и т.д.

Этот стиль включает в себя различные комплексы как с оружием, так и без него. В качестве оружия здесь применяют маркировочный рог, железную линейку, топор и молот. А без оружия выполняются следующие формы: лунхучудун или «дракон и тигр выходят из пещеры», хуши или «форма тигра», яньши или «форма ласточки», лунхудоу или «бой тигра с драконом», хучжаньшань или «гора тигриной войны», лунши или «форма дракона», фэнши или «форма феникса» и т.д.

Кстати, требования к технике боя в кунмэньцюань не везде одинаковы. Они различаются в зависимости от того, о какой ветви стиля идет речь: северной или южной. Хотя также иногда можно встретить и различия, связанные с местностью, в которой проводится обучение. Часто эти требования описывают такими словами: «голова упирается в небо — будто железная, руки давят на плечи, руки — будто ватные, поясница — будто из железа».

Уже в 1980 году, в рамках Всекитайского фестиваля по обмену опытом в ушу, который проходил в Наньнине, свое искусство кунмэньцюань показывал мастер по имени Цзоу Дэхуа, представляющий Уханьский институт физкультуры. А на сегодняшний день данный стиль хорошо известен в Сяньнин, Ухань, Сяогань, Хуанши, Хуанбэй, Дае, Хуанган. Только вот самый молодой из мастеров кунмэньцюань уже находится в возрастной категории «за шестьдесят». А все остальные учителя еще старше. Теоретически, они могли бы обучать людей и дальше, передавая свои знания хотя бы на словах, но они почему-то категорически не хотят этого делать. Так что есть вероятность, что кунмэньцюань вскоре останется лишь красивым словом на страницах книг, посвященных истории ушу. Хотя, возможно, что кто-то решится изучать кунмэньцюань самостоятельно, но ведь для этого потребуется и много времени, и упорство, и сильный характер. Т.е. даже если такой доброволец и найдется, то еще неизвестно, на долго ли хватит его рвения.

Юаньминюань

Пекинский императорский дворец Юаньминъюань (с китайского его название переводится как «Сады совершенной ясности») больше известен как Старый летний дворец, в противовес Летнему дворцу Ихэюань. Когда-то Юаньминъюань служил загородной резиденцией китайских правителей, где император проводил времени чуть ли не больше, чем в официальной резиденции Гугун — Запретном городе. По крайней мере, императоры династии Цин предпочитали Юаньминъюань Гугуну, использовавшемуся ими для официальных приёмов.

Архитектурные ансамбли летних дворцов Юаньминъюань и Ихэюань некогда представляли собой единое целое. Территория дворцово-парковых комплексов начиналась в 8 км на северо-запад от Запретного города в центре Пекина, и продолжалась на многие десятки километров до самых Западных Гор.

Первая загородная резиденция на территории Летних дворцов — дворец Золотого Холма — была построена в 1153 году при династии Цин. Затем почти каждый император Китая что-то здесь достраивал или перестраивал. В XVIII веке при императоре Канси были возведены многие постройки, началось обустройство садов, его сын — Юнчжэн — приказал соорудить здесь многочисленные водоёмы. А самое масштабное строительство Старого Летнего дворца Юаньминъюань было развёрнуто при императоре Цяньлуне в 1746-59 гг., при этом именно Старому дворцу уделялось больше времени, Ихэюань был выстроен как бы «в дополнение».

В строительстве дворца принимали участие европейские архитекторы. Под руководством Джузеппе Кастильоне и Мишеля Бенуа было возведено несколько зданий в европейском стиле. Юаньминъюань даже получил название «Китайского Версаля», а разбитый близ него сад был настоящей жемчужиной дворцовой парковой архитектуры. Его территория в 5 раз превышала Гугун и в 8 раз — Ватикан. Во дворце хранились бесценные памятники культуры династий Цинь и Хань: коллекции фарфора, китайской живописи, книг, изделий из слоновой кости, яшмы, нефрита, бронзы.

К сожалению, именно Юаньминъюань стал самой большой жертвой времени. Печально известный пожар 1860 года, которому предшествовало разграбление императорских резиденций европейскими солдатами, уничтожил практически все постройки дворцового ансамбля. Для Летнего дворца Ихэюань эти события стали отправной точкой к обновлению, а вот Старый летний дворец так и не был восстановлен.

Хранившееся в Юаньминъюане произведения искусства не были погребены в огне, а контрабандой вывезены в Европу. Согласно свидетельству одного из участников событий, офицера английских войск Чарльза Джорджа Гордона, «с трудом можно себе представить красоту и великолепие сожжённого нами дворца». Сегодня сокровища Юанъминъюаня можно увидеть в Английском Национальном музее, во французском «Китайском музее», а в Государственной библиотеке Парижа представлены тончайшие китайские акварели, среди которых около 40 изображений дворцового комплекса Юанъминъюань в его «расцвете».

Сегодня Юаньминъюань представляет собой живописные руины в зарослях деревьев — причём выглядят они почти как античные, так как до наших дней сохранились именно фрагменты зданий в «западном» стиле, возведённые из камня. Классическая «китайская» часть традиционно была построена из дерева и погибла в огне. Руины окружают традиционные для китайских парков искусственные озёра с живописными островками и лабиринты каналов.

К сожалению, время не идёт на пользу сохранности Старого летнего дворца: то, что не было уничтожено огнём и временем, постепенно растаскивается «на сувениры». На фотографиях начала ХХ века стены Юаньминъюань более сохранны, сейчас они больше походят на груды камней. Уже несколько раз поднимался вопрос о восстановлении Старого летнего дворца, но пока безрезультатно. Помимо руин о нём напоминает миниатюрная копия дворца в южнокитайском городе Чжухай.

Парк Юаньминъюань (Old Summer Palace Yuanmingyuan)

Пекин: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Пекина
  • Куда сходить
    • Рынки (5)
    • Магазины и ТРЦ (19)
    • Аэропорты (3)
    • Достопримечательности (18)
    • Парки (3)
    • ЖД вокзалы (5)
    • Храмы, соборы, мечети (4)
    • Музеи (3)
    • Парки развлечений (2)
    • Зоопарки (1)
    • Мосты (1)
    • Фестивали, праздники, шоу (1)
  • Забронировать отель в Пекине
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Пекина
  • Советы о Пекине
  • Вопрос-ответ

январь — март, ноябрь, декабрь
кассы: 7:00-17:30
парк: 7:00-19:30

апрель, сентябрь, октябрь
кассы: 7:00-18:30
парк: 7:00-20:30

май — август
кассы: 7:00-19:00
парк: 7:00-21:00

Метро станция YUANMINGYUAN Park Station (圆明园站) ветки № 4 (выход B)
Такси до Old Summer Palace Yuanmingyuan (圆明园遗址公园)

Парк Юаньминъюань (圆明园遗址公园) 1709 года постройки, также известный как старый Летний дворец, расположен в пекинском районе Хайдянь в 20 километрах на северо-запад от площади Тяньаньмэнь и в 5 километрах на северо-восток от нового Летнего дворца. В период с 1709 по 1860 гг. комплекс площадью 350 га, что в 5 раз больше размеров Запретного города, являлся летним курортом для императоров династии Цин (1644—1912 гг.), а в 1860 году был разрушен англо-французскими войсками.

Обычный входной билет в парк стоит 10 юаней, льготный билет — 5 юаней. Доступ к руинам сооружений западной архитектуры (Сиянлоу) и макету старого Летнего дворца оплачивается отдельно. Руины: обычный билет — 15 юаней, льготный билет — 5 юаней. Макет: обычный билет — 10 юаней, льготный билет — 5 юаней. Для детей младше 6 лет (включительно) или ростом ниже 1.2 метра (включительно), а также для пожилых людей старше 65 лет (включительно) — бесплатно. Льготный билет доступен лицам младше 18 лет (включительно), студентам очной формы обучения и пожилым людям от 60 до 64 лет.

В 1709 году император Канси (1654—1722 гг.) основал парк Юаньминъюань в качестве подарка своему сыну — будущему императору Юнчжэну (1678—1735 гг.). Процесс развития и расширения комплекса, который в последствии стали также называть «восточным Версалем», не прекращался следующие 150 лет, за которые здесь было построено большое количество разнообразных мраморных павильонов, расписанных цветной глазурью и украшенных драгоценными камнями, величественных храмов, башен, смотровых площадок, бассейнов и фонтанов. Однако в 1860 году славе и великолепию парка пришел конец, когда в разгар Второй опиумной войны (1856—1860 гг.) британские и французские войска вторглись в Пекин, разграбили и подожгли старый Летний дворец. По информации из исторических источников, пожар длился 3 дня и 3 ночи. Почти все сооружения на территории Юаньминъюань были уничтожены. Многие произведения искусства были похищены и в настоящее время находятся в 47 музеях по всему миру, в том числе в Британском музее в Лондоне, Национальной библиотеке Франции в Париже, Метрополитен-музее в Нью-Йорке и Музее прикладного искусства в Осло.

Особое внимание заслуживают 12 бронзовых голов китайских зодиакальных знаков, которые были разработаны итальянским придворным художником династии Цин Джузеппе Кастильоне (1688—1766 гг.). В 1860 году статуи были похищены и вывезены за границу. К настоящему времени только 7 их них были возвращены в Китай. Головы быка, тигра, обезьяны, свиньи и лошади находятся в Пекинском художественном музее, а кролика и крысы — в Национальном музее Китая. По некоторым данным, голова дракона хранится на Тайване. Остальные 4 головы (змеи, козы, петуха и собаки) до сих пор не найдены.

Что посмотреть

Несмотря на большие повреждения, руины старого Летнего дворца остаются открытыми для публики и являются важной туристической достопримечательностью Пекина, где посетители могут прочувствовать былое величие этого места. Также здесь находится выставочный зал (圆明园盛时全景模型展), где представлен полный макет парка Юаньминъюань в период его расцвета.

Комплекс состоит из трех садов: сад Юаньмин (圆明园), сад Цичунь (绮春园) и сад Чанчунь (长春园). Юаньмин — самый большой сад всего комплекса, а Цичунь — самый маленький, где раньше проживали наложницы императора. В саду Чанчунь расположена зона Сиянлоу (西洋楼遗址景区), где находятся наиболее хорошо сохранившиеся руины сооружений в западном стиле. Центральным элементом этой части парка были несколько гидротехнических сооружений (фонтанов и бассейнов), разработанных французским ученым Мишелем Бенуа (1715—1774 гг.), находившимся на службе у цинского императора Цяньлуна (1711—1799 гг.), вокруг которых располагались здания в стиле итальянского барокко, спроектированные придворным итальянцем Джузеппе Кастильоне. Как и остальная территория старого Летнего дворца, зона Сиянлоу была уничтожена в результате пожара, устроенного англо-французскими союзными силами в 1860 году. Однако здесь до сих пор можно увидеть оставшиеся части многих сооружений, так как каменная кладка не была уничтожена огнем, а в 1977—1992 гг. также были проведены дополнительные реставрационные работы.

Как добраться до парка Юаньминъюань

Удобнее всего доехать до парка на метро или такси. В 50 метрах от южных ворот № 2 находится станция метрополитена YUANMINGYUAN Park Station (圆明园站) ветки № 4 (выход B). Тем, кто поедет на такси, нужно показать водителю надпись «请带我到圆明园遗址公园», что означает «прошу довести меня до парка Юаньминъюань. Поездка из центра Пекина займет около 40 минут.

Видео о парке Юаньминъюань

Бацзицюань

Кунмэньцюань или «кулак врат пустоты» — стиль, который показал плотник

Многообразие различных стилей ушу , конечно, впечатляет. Тем более, среди них есть и такие, о которых наслышан каждый, и такие, о которых хоть какие-то крупицы информации трудно достать, не говоря уже о чем-то большем. Вот как раз об одном стиле, входящем в последнюю категорию, мы сегодня и побеседуем.
Стиль, о котором пойдет речь, называется кунмэньцюань , что в переводе означает «кулак врат пустоты». Больше всего данный стиль распространен в провинции Хубэй. История кулачного искусства кунмэньцюань начиналась в уезде Дае во время начала правления династии Цин. В тот период там жил плотник по имени Сунь Тинчжан, который славился тем, что отлично знал одно боевое искусство и даже обучал ему других людей. Сам же он учился у даоса, которого называли «святой Цитянь», поэтому его искусство и назвали кунмэньцюань .
В кунмэньцюань можно увидеть элементы как северных и южных, так и уданских стилей. А горы Удан (провинция Хубэй) знают не только в Китае, но и во многих других странах, ведь несколько примечательных стилей ушу родом именно оттуда. Из южных стилей кунмэньцюань перенял выброс силы, который сопровождается выкриком, жесткую силу, скрученное усилие, глубокие и длинные пути силы, вздымающуюся форму. А из северных он взял себе резкость, ловкость, быстроту, падения и перекаты. В технике ног в кунмэньцюань присутствуют такие элементы как хлест, сметание, толчок в бок и вскапывание. В технике рук можно встретить следующие формы: кулак тигра, глаз феникса, когти дракона, кулак с выставленным пальцем. Методы действий руками в кунмэньцюань тоже достаточно разнообразны. Тут используют приемы с такими названиями: накатывающаяся ладонь, рука золотого копья, запечатывающая рука, разбивающий кулак, рука летящего цветка и т. д.
Этот стиль включает в себя различные комплексы как с оружием, так и без него. В качестве оружия здесь применяют маркировочный рог, железную линейку, топор и молот. А без оружия выполняются следующие формы: лунхучудун или «дракон и тигр выходят из пещеры», хуши или «форма тигра», яньши или «форма ласточки», лунхудоу или «бой тигра с драконом», хучжаньшань или «гора тигриной войны», лунши или «форма дракона», фэнши или «форма феникса» и т. д.

Кстати, требования к технике боя в кунмэньцюань не везде одинаковы. Они различаются в зависимости от того, о какой ветви стиля идет речь: северной или южной. Хотя также иногда можно встретить и различия, связанные с местностью, в которой проводится обучение. Часто эти требования описывают такими словами: «голова упирается в небо — будто железная, руки давят на плечи, руки — будто ватные, поясница — будто из железа».
Бацзи цюань как стиль ушу имеет 2 главные особенности:
1) простота и практичность. Нет лишней формы, все содержание тренировки в точности используется в борьбе. Есть только 2 комплекса движений (таолу) – Йодзйа и Бадзйа. Сйаодзйа содержит немного больше чем 10 движений, а Бадзйа около 20 движений (если не считать повторные движения).
2) Тренировка кулачных боев (или без оружейных) школы Бацзи цюань неразрывно связан с тренировками копъя. Например, тренируясь другому стилью ушу – Тайцзи цюань – можно использовать как упражнения со стилизованным оружием, так и без него. Зато Бацзи цюань кулачная или без оружейная тренировка только подготовка к тренировке со стилизованным оружием (меч). С другой стороны, тренировка мечем, способствует лучшему выполнению кулачного боя. В тренировках без оружия, надо отточить тот вид употребления силы, который необходим при тренировке с мечом. И наоборот – тренируясь с мечём, необходимо использовать ту силу, которую получают в тренировках без меча. Поэтому, тренируясь Бацзи цюань, невозможно хорошо освоить упражнения с мечём нетренеруя упражнения без меча, и наоборот, не тренируя упражнения с мечём невозможно хорошо освоить кулачный Бацзи цюань. Бацзи цюань как кулачный бой имеет 2 особенности техники:
1) ближняя борьба: в борьбе используют плечи, локти, бёдра и колени. Существуют 3 вида использования (выталкивания) силы:

  • а) использование крестообразной силы;
  • б) использование вертикальной нисходящей силы
  • в) использование винтообразной силы.

2) Редко используют удары ногами и ноги не поднимаются высоко, также это характерно некоторым стилям ушу, которые по началу не использовали для обучения армии.

Очень возможно, что Бацзи цюань единственный среди сотни других стилей ушу, который не изменил свой оригинальный облик, поэтому даже в наши дни в Китайской армии и полиции проводят обучения Бацзи цюань.

Уже в 1980 году, в рамках Всекитайского фестиваля по обмену опытом в ушу, который проходил в Наньнине, свое искусство кунмэньцюань показывал мастер по имени Цзоу Дэхуа, представляющий Уханьский институт физкультуры. А на сегодняшний день данный стиль хорошо известен в Сяньнин, Ухань, Сяогань, Хуанши, Хуанбэй, Дае, Хуанган. Только вот самый молодой из мастеров кунмэньцюань уже находится в возрастной категории «за шестьдесят». А все остальные учителя еще старше. Теоретически, они могли бы обучать людей и дальше, передавая свои знания хотя бы на словах, но они почему-то категорически не хотят этого делать. Так что есть вероятность, что кунмэньцюань вскоре останется лишь красивым словом на страницах книг, посвященных истории ушу . Хотя, возможно, что кто-то решится изучать кунмэньцюань самостоятельно, но ведь для этого потребуется и много времени, и упорство, и сильный характер. Т.е. даже если такой доброволец и найдется, то еще неизвестно, на долго ли хватит его рвения.

Парк Юаньминъюань

Юаньминъюань WànYuán Zhīyuán в переводе с китайского языка означает: «сады совершенной ясности». Парк расположен в восьми километрах к северо-западу от «Запретного города», немного восточнее Летнего дворца принадлежавшего императору Цяньлуну и неплохо сохранился.

Во времени Цинской династии императоры в Юань-мин-юане проводили большую часть своего времени, а в Запретный город наведывались лишь для формальных приемов. Надо скзать, что существовал парк не очень долго. Его строительство началось в 1707 году в эпоху правления династии Цин, по приказу императора Канси. В то время он состоял из трех частей – Ваньци, Юаньмин и Чанчунь. Эти императорские дворцы он хотел подарить своему сыну Юнчжэну. Он и дал названия разным объектам парка.

Кроме того принц украсил сады водоемами, а его преемник Цяньлун возвел в парке несколько дворцов, построенных в европейском стиле, которые называются сиянлоу, т.е. западные постройки. Надо сказать, что над проектами дворцов работали иезуиты Мишеля Бенуа и Джузеппе Кастильоне. Таким образом в нем сочетались самые разные стили архитектуры, начиная от роскошного дворцового, и заканчивая изящным южным стилем.

При императоре Цяньлуне общая площадь садов в пять раз превышала площадь Запретного города, а и в восемь раз размеры Ватикана. Парк славился также богатым культурным содержанием. Поэтому Юаньминъюань называли «Парком из парков» и «Образцовой моделью сада». Однако шестое октября 1860 года для парка стало роковым днем – сюда вторглась англо-французская армия, захватила армию. При этом многие культурные памятники были захвачены, а сооружения сожжены. Знаменитое собрание фарфора, которое находилось в Летнем Дворце, было разграблено в соответствии с приказом лорда Элджина. Чарлз Джордж Гордон, который учувствовал уничтожении Юаньминъюань, в своих воспоминаниях писал, что великолепие и красоту сожженного ими дворца сложно себе представить. То, что они уничтожили как вандалы, невозможно восстановить и за четыре миллиона.

Сорок лет спустя парк опять пережил тяжелые времена. В 1900 году в Пекин вторглись войска Франции, Великобритании, Италии, России, Японии, Америки, Германии и Австро-Венгрии, и разрушили парк окончательно. Тому же после падения династии Цин, некоторыми чиновниками и политическими деятелями были расхищены строительные материалы, в результате чего парк был превращен в руины.

Периодически в прессе появляются заметки о планах восстановления парка, однако на сегодняшний день лишь создана миниатюрная копия Летнего Дворца в Чжухайе.

Оставьте ответ Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Кунмэньцюань

В него впадают сотни дорог.

Тот, кто преодолел эти врата без врат,

Свободно странствует меж Небом и Землей.

«Праздные странствия в горах Суншань»

«Праздные странствия в горах Суншань» – это название одного из стихотворений великого китайского поэта IX в. Ли Бо. Однажды забредя в эти места, он был столь очарован их красотой и поражен нравственными подвигами живших там святых людей, что решил надолго поселиться в горах Суншань. Это прибежище отшельников и магов, поэтов и художников, каллиграфов и мастеров боевых искусств. Сегодня известно несколько сот стихов китайских знаменитостей, от императоров до современных политических деятелей, где описываются красоты гор Суншань. Эти горы расположены в провинции Хэнань и причисляются к пяти великим горам Китая. Это пологий массив, напоминающий, как говорят местные буддисты, лежащего Будду. Первые поселения на территории возникли еще в 1 тыс. до н. э., а в VII–V вв. многие правители приезжали сюда для «бесед с духами». Здесь практиковали бессмертные даосы, селились святые отшельники. По одной из легенд, в горах Суньшань когда-то обитал даосский маг Лю Гэн, который мог вызвать духов умерших, а затем исчезал вместе с ними, чем немало пугал окружающих. Массив Суншань лежит между двумя городами: Чжэньчжоу (нынешняя столица провинции) и Лояном. В эпоху Тан Лоян являлся столицей Китая, в I в. там был построен первый в Китае буддийский монастырь – «Монастырь Белой лошади» (Баймасы).

Чудесным образом эти горы стали родиной целого ряда даосских мистических школ, китайского чань-буддизма (более известного на западе под японским названием дзэн) и крупнейшей школы ушу.

В горах Суншань, богатых легендами и памятными местами, располагается знаменитый Шаолиньский монастырь – место рождения буддийской школы Чань и центр буддийских боевых искусств. В получасе ходьбы от знаменитой обители находится один из самых больших даосских храмов в Китае – «Храм Срединного холма» (Чжунъюэмяо).

Горный массив Суншань делится на две части – «Большое горное убежище» (Дашишань) и «Малое горное убежище» (Шаошишань), где у подножья пика Укуншань и расположился небольшой монастырь Шаолиньсы.

Под сенью монастырских стен прохладно даже в нестерпимо жаркий летний день, когда, кажется, вся природа дышит невыносимым зноем. Здесь спокойно и тихо, будто внешнего мира не существует, а проходящий мимо бритоголовый монах с метелочкой для отпугивания мух видится живым воплощением Предвечного Будды.

Северный Шаолиньский монастырь – легендарная колыбель «боевых искусств всей Поднебесной». Снаружи очень красивый и высокомерно-презентабельный. Внутри, где располагаются помещения, не предназначенные для туристов, – немного замусоренный и весьма скромный. За воротами, осталась говорливая толпа туристов, прибывших автобусом из городов Лояна и Чжэньчжоу, открыты ларьки сувениров, десятки ресторанчиков и магазинов со второсортной экипировкой для занятий ушу, работают фотографы, продается масса литературы «о тайном знании Шаолиня». Там же огромный кинозал с круговой панорамой, где можно посмотреть ролик об истории и боевых искусствах Шаолиня. Неподалеку располагается широко разрекламированный «Дворец ушу», где за определенную плату предлагают в кратчайший срок узнать все «секреты» боевых искусств. В нескольких учебных заведениях при Шаолине сегодня обучаются более двух тысяч последователей шаолиньской школы, в основном молодежь.

Столица провинции Хэнань – древний город Чжэньчжоу – в прямом смысле живет за счет Шаолиньского монастыря, расположенного в сотне километров от города. Уже на железнодорожном вокзале любой без труда различит в китайском многоголосье слово «Шаолиньсы» – это владельцы частных автобусов зазывают туристов посетить знаменитый монастырь. Машины едут туда от Чжэньчжоу около двух часов по поразительным своей красотой горам Суншань, а затем оставляют туристов в километре от монастыря, недалеко от огромного черного памятника, изображающего монаха-бойца, сложившего руки перед грудью в традиционном шаолиньском приветствии. Дальше надо идти пешком, мимо сотен тренирующихся ушуистов из местных училищ и торговцев-лоточников. Зеленая аллея наконец приводит к резным воротам с тремя знаменитыми иероглифами «Шаолиньсы», написанными справа налево. За этими воротами начинается «живая легенда».

И здесь же начало удивительной и величайшей мистификации, которая коснулась, наверное, каждого поклонника боевых искусств и которая до сих пор волнует последователей ушу во всем мире.

«Все боевые искусства Поднебесной вышли из Шаолиньского монастыря», – утверждает известная китайская поговорка. Практически все книги по ушу, будь то китайские или европейские, начинают свой рассказ именно с этой монашеской обители, предстающей перед нами в ореоле легенд, тайн, туманных полунамеков. Здесь и рассказ о знаменитом индийском миссионере Бодхидхарме, просидевшем в безмолвном созерцании стены девять лет и создавшем шаолиньскую школу ушу, и повествование о подземном лабиринте с восемнадцатью бронзовыми бойцами-манекенами, неожиданно наносившими удары по монахам, сдающим «выпускной экзамен» по ушу. Существует версия, что именно шаолиньские монахи научили своему боевому искусству сотни мирян, которые понесли это удивительное знание по всему Китаю.

Действительно, долгое время монастыри были оптимальным местом для занятий боевыми искусствами. Кроме того, контингент монахов был относительно стабилен, они могли совершенствоваться на протяжении десятков лет. Этому способствовал особый монастырский уклон со строгой дисциплиной, продуманным рационом питания и распорядком дня. Монастырь формировал и особый духовный климат.

Тем не менее некоего «монастырского» ушу, отличного от народного или армейского боевого искусства, не возникло. А занятия боевыми искусствами в монастырях были скорее редким исключением, чем правилом. По преданиям, боевым мастерством монахов славились лишь немногие монашеские обители – Северный и Южный Шаолиньский монастыри, расположенные соответственно в провинциях Хэнань и Фуцзянь, монастырь Кэпусы в Сычуани, Тунфусы в Фуцзяни, Наньшаньсы в провинции Шаньси, Цыэньсы в Гуандуне, Тяньчжоусы в Пекине. При этом вопрос о занятиях ушу в некоторых из них, в частности, в Южном Шаолиньсы, до сих пор остается нерешенным. Поэтому Северный Шаолиньсы остается, пожалуй, единственным реальным подтверждением существования монашеских боевых искусств.

Тем не менее в Китае существует целый ряд стилей, сформировавшихся в лоне буддийской традиции. Крайне закрытая буддийская школа ушу – «Кулак школы Пустоты» (кунмэньцюань) (шуньяты – центрального понятия буддизма) была создана в Хубэе на рубеже XVII–XVIII вв. мастером Сунь Тинчжаном. В разных районах империи независимо от шаолиньцюань возникали пробуддийские стили, например, «Кулак ламы» (ламацюань), взрывной «Кулак буддийской школы» (фомэньцюань) в Хубэе, «Кулак Будды Майтрейи» (милэфоцюань), «Кулак Дамо» (дамоцюань), «Кулак архатов» (лоханьцюань). Проповедниками таких стилей были либо бродячие монахи, либо лидеры сектантских тайных обществ. Даже шаолиньцюань нельзя считать в полной мере буддийским стилем – слишком много в нем чисто народных привнесений, к тому же под этим названием могут фигурировать разные стили.

На уровне народной культуры господствовал синкретизм, характерный в том числе для «еретических» тайных сект, в которых шли активные занятия ушу. Учения накладывались одно на другое, границы между ними стирались, народ поклонялся одновременно и даосским духам, и буддийским божествам, и конфуцианским мудрецам. Это отразилось и на индоктринации ряда школ ушу – их «буддизм» был относителен, буддийская символика и фразеология скорее служили символическим выражением божественного и запредельного начал в ушу.

Горы Уданшань — колыбель боевых искусств и Просветлённых

Культура Китая

Читайте также:

Горы Уданшань расположены в центральной провинции Хубэй. Это одни из самых известных гор даосизма в Китае. Они также является родиной целого направления боевых искусств, ни в чём не уступающего шаолиньскому кунг-фу.

Горная цепь Удан протянулась на более 260 км. Горы занимают площадь 312 кв. км и включают в себя 72 пика, расположенные вокруг главной вершины, 36 утёсов и 24 горных потока.

Главный пик гор Уданшань называется Тяньчжуфэн (Небесный столб), высота его — 1612 м. Названия большинства пиков Уданьшань тесно связаны с даосизмом: Пик Фиолетовых облаков, Пик Фиолетовой дымки (фиолетовый — цвет Дао; жёлтый — цвет Будды), Пик Святых, Пик Уединённых Святых и т.д.

В древности эти горы назывались «Тайхэшань» (Горы Великого покоя). Они были переименованы после того, как монах Сюань У (Чжень У) достиг в этих горах Просветления и средь бела дня вознёсся на Небо. Название «Уданшань» означает «Горы становления У».

Впоследствии горы Удан стали местом обширного распространения даосизма. Многие известные монахи из разных династий постигли Дао и обрели статус «Истинного человека» («чжень жень») именно в этих горах. Среди них известный даосский патриарх Люй Дунбинь династии Тан (618—907 гг. н.э.) и родоначальник Тайцзицюань Чжан Саньфэн династии Мин (1368—1644 гг. н.э.).

Иероглиф «у» в названии гор тот же, что и в слове «у-шу» («боевые искусства»). Согласно древнему преданию Сюань У (Мистический воин) родился у жены правителя страны Цзинлэго (страна чистой радости) через 14 месяцев после того, как она во сне проглотила солнечный луч. Однако он не захотел наследовать престол и ушёл в горы постигать истину. Его желанием было победить всю нечисть на земле. Через 42 года отшельничества Сюань постиг Дао и вознёсся в Небо. Так как он был очень воинственный и храбрый, Небесный царь Юйхуан (Нефритовый император) поручил ему управлять Севером и уничтожать бесов, оборотней и другую нечисть.

В горах Удан родилось множество внутренних стилей боевых искусств «Удандао» («Путь Удан»), практика которых сочетает в себе философию и медитацию даосов. Среди этих стилей такие, как «нэйцзяцюань» (кулак внутренней семьи), «кунмэньцюань» (кулак врат пустоты), «уцзицюань» (кулак беспредельности), «уданцзянь» (уданский меч) и другие.

За всю историю в горах Уданшань было возведено более 20 тысяч строений даосской архитектуры. Первый храм был построен при династии Тан. Он назывался Храм Пяти Драконов. Пик застройки гор пришёлся на время правления императора Юнлэ династии Мин.

Во время проводимой китайской компартией Культурной революции (1966—1976 гг.) большинство этих построек было разрушено. Часть из них впоследствии восстановили для привлечения туристов.

В 1994 году все храмовые комплексы Уданшань были взяты под охрану ЮНЕСКО, как объект всемирного наследия.

Сад Юаньминъюань или Старый Летний дворец в Пекине

Дворец Юаньминъюань сейчас лежит в руинах, и редко посещается туристами. Именно по этой причине его описание я размещаю в блоге, а не в основной части сайта в разделе о достопримечательностях Китая.

Юаньминъюань чаще можно встретить в путеводителях под именем ‘Старый Летний Дворец’. Согласитесь, запомнить такое название гораздо проще, чем китайское ‘Юаньминъюань’.

Внимательные читатели уже заметили в китайском названии слово ‘юань’, причем упоминаемое дважды. Напомню, что в китайском языке один набор звуков может обозначать разное, в зависимости от тона произношения, и обозначаться разными иероглифами.

Первое слово ‘юань’ в названии Старого Летнего Дворца переводится как ‘круглый’. Кстати, именно отсюда пошло название китайской валюты. Второе слово ‘юань’ обозначает ‘сад’ или ‘парк’. Вспомним знаменитый сад Юй Юань в Шанхае. Слово ‘мин’ переводится как ‘яркий’.

Полностью название переводится как ‘Сады Совершенной Яркости’ или ‘Сад Совершенства и Света’. Сейчас вы спросите: “При чем тут совершенство? И как слово ‘круглый’ трансформировалось в ‘совершенство’?” В Китае понятия ‘круг’ и ‘совершенство’ очень близкие. Вспомним, что круг – символ божественного Неба, и в Храме Неба в Пекине все сооружения круглые. А Небо – это совершенство.

Немного истории

Дворец Юаньминъюань начали строить в 1707 году в правление императора Канси из маньчжурской династии Цин. Вначале дворец сооружали для четвертого сына императора – будущего императора Юнчжэна. Далее императоры династии Цин расширяли Юаньминъюань и добавляли каждый что-то свое.

Очень важное добавление сделал император Цаньлун. Он нанял двух монахов-иезуитов Джозеппе Кастиглионэ и Майкла Беноиста. Они спроектировали и построили на территории дворца несколько зданий в европейском стиле. Отмечу важный факт – эти здания были выстроены из камня, а традиционные китайские постройки из дерева.

Сад использовался для летнего отдыха императоров Китая. Он был настолько красив, что заезжие европейцы называли его ‘Версалем Востока’. Юаньминъюань был не только садом и дворцом, но и музеем, где были собраны великолепные полотна живописцев и работы каллиграфов. Естественно, доступ в этот музей был открыт только императорской семье и приближенным особам.

В 1856 году разразилась Вторая опиумная война между Китайской империей Цин и англо-французской коалицией. К 1860 году англичане и французы вошли в Пекин. Англичане послали делегацию для переговоров, но послов захватили и пытали, и двадцать человек были убиты во время пыток.

Главнокомандующий войсками коалиции Лорд Элгин хотел совершить акт возмездия в ответ на такое зверство. Было даже предложение сжечь Запретный город, но это посчитали слишком суровым, и предпочли сад Юаньминъюань. Старый летний дворец был разграблен и уничтожен.

После войны император Тунчжи пытался восстановить дворец Юаньминъюань, но у Китая тогда не было к этому финансовых возможностей. Новый Летний дворец был уже гораздо скромнее, его начали строить по инициативе вдовствующей императрицы Циси в 1880 году на новом месте неподалеку.

Как добраться

Нужно доехать на метро Пекина до станции Юаньминъюань (Yuanmingyuan) на 4-й ветке. Лучше выйти в выход B.

Осмотр Старого Летнего дворца удобно совместить с визитом в Новый Летний дворец, так как их разделяет всего 500 метров.

Сколько стоит

Вход на территорию – 10 юаней. Осмотр руин зданий в европейском стиле – еще 15 юаней. Вход в местный музей – еще 10 юаней.

Часы работы

С мая по август – с 7-00 до 19-00.

В апреле, сентябре и октябре – с 7-00 до 18-00.

С ноября по март — с 7-00 до 17-30.

Сколько времени планировать на посещение

Одного часа будет достаточно. Английские и французские военные – это профессионалы и очень исполнительные люди. Они сожгли все, что горит, вынесли все ценности, и здесь мало что осталось.

На что смотреть – руины европейской части дворца

Я уже обращал внимание, что европейские постройки были каменными, а китайские были деревянными. Соответственно, на территории сейчас сохранились только руины этих европейских построек.

Глядя на них, многие туристы думают, что весь сад был в европейском стиле, хотя это совсем не так. Этот ‘кусочек Европы’ занимал менее 5% сада, он был даже меньше, чем монгольская и тибетская части.

Эти руины можно обойти за 10 минут.

На что смотреть – остальное

На территории сохранилось несколько мостов, несколько колонн и много камней разной формы. Вот и все.

А что вы хотели? Англичане и французы выполняют приказы четко и не ‘халтурят’. Им сказали, разрушить, они разрушили все, что смогли. Скажите спасибо, что это были не немцы, тогда вообще бы ничего не осталось.

На что смотреть – коллекция искусства из дворца Юаньминъюань

Конечно, великолепная живопись не была сожжена, а вывезена в Европу. Ее и сейчас можно посмотреть, только не в Китае.

Большая часть произведений искусства находятся в Лондоне в Британском музее, часть хранится в Париже в Национальной библиотеке Франции, а еще множество полотен можно посмотреть в Нью-Йорке в Метрополитен-музее на 5-й авеню.

Хороших вам экскурсий в Пекине, и читайте другие записи блога (ссылки ниже).

Old Summer Palace (Ruins of Yuanmingyuan)

Old Summer Palace Pictures

Also known as the Ruins of the Yuanmingyuan (the Garden of Perfection and Light), the Old Summer Palace is located northwest of Beijing and to the east of the present-day Summer Palace. The Garden was first constructed in the year of 1709 during the reign of the Emperor Kangxi of the Qing Dynasty (1644-1911). Over the next 150 years, this Garden was expanded into a large-scale Chinese emperors’ private pleasure garden, covering a total area of over 864 acres (350 hectares).

Generally speaking, the old Summer Palace consists of three parts — Yuanmingyuan, Wanchunyuan (the Garden of Blossoming Spring) and Changchunyuan (the Garden of Eternal Spring). These three gardens are often referred to as one common name: Yuanmingyuan. Hundreds of scenic spots in the Garden are made up of exquisitely constructed halls, pavilions, chambers, kiosks, earth and rock hills, rivers and ponds, and exotic flowers and grasses from different parts of the country. Indeed, it embodies the essence of Chinese ancient landscape gardening.

To be distinct from other traditional Chinese Gardens, the garden construction and horticulture of the Old Summer Palace is a harmonious blend of typical Chinese scenery and western architecture. Famous scenic spots in it include the Grand Waterworks, the Throne for viewing the Waterworks and the Labyrinth. No wonder the Old Summer Palace was also called the ‘garden of gardens’ or the ‘Versailles of the East’ in Europe during that era. Furthermore, it was also an imperial museum that collected a large number of books, treasures and cultural artifacts. However, a large number of these collections were plundered by the Anglo-French Allied Forces in 1860, at the same time as the Garden was burnt down. Now, most of these historical curiosities are displayed in the other countries’ museums, including the British Museum; Bibliotheque Nationale de France; Metropolitan Museum of Art, New York City, USA; Oslo Museum of Applied Art and so on.

Ruins in Old Summer Palace
Replicas of 12 Bronze Animal Heads

The vast majority of the remaining scenic spots were destroyed in the 1900s, but under the due protection of the ruins, a park has been established on the ruin site. So visitors can imagine the former grandeur of it from the crumbling walls and ruins. What’s more, there is also an opportunity for visitors to view the complete picture of the garden in its ‘heyday’ in the exhibition hall. The reconstruction of some of the original structures and scenic spots provides people with a lovely place to relax.

Each year, a Lotus Fetival is held in this park from June to August. Changchunyuan Garden is the best place to appreciate lotus flowers.

У ИСТОКОВ ШАОЛИНЬСКОЙ ЛЕГЕНДЫ

пожалуй, единственным реальным

подтверждением существования монашеских боевых искусств.

Если чисто ‘монастырских’ школ ушу возникло не очень много, то с другой

стороны, в Китае существует целый ряд стилей, сформировавшихся в лоне

буддийской традиции. Проповедниками таких стилей были либо бродячие

монахи, либо лидеры народных сектантских ‘еретических’ тайных обществ,

Да и сам шаолиньцюань нельзя в полной мере отнести к буддийским стилям

— слишком много в нем было чисто народных привнесений. Лишь молва по-

прежнему относила его к буддийской традиции. В разных районах империи

независимо от шаолиньцюань возникали пробуддийские стили, например,

ламацюань — «Стиль ламы», взрывной фомэньцюань — «Кулак буддийской

школы» в Хубэе, милэфоцюань — «Кулак Будды Майтреи», дамоцюань —

«Кулак Дамо», лоханьцюань — «Кулак архатов». Крайне закрытая

буддийская школа ушу кунмэньцюань — «Школы Пустоты» (шуньяты —

центрального понятия буддизма) была создана в Хубэе на рубеже ХУП-

ХУШ вв. и закрытый стиль «Школы Пустоты» мастером Сунь Тинчжаном.

На уровне народной культуры господствовал синкретизм, характерный в

том числе и для многих «еретических» тайных сект, внутри которых шли

активные занятия ушу. Учения накладывались одно на другое, всякие

границы между ними стирались, народ успешно поклонялся одновременно и

даосским духам, и буддийским божествам, и конфуцианским мудрецам. Это

же отразилось и на индоктринации ряда школ ушу — их буддизм был

достаточно относителен и скорее служил символическим выражением

божественного и запредельного начал в ушу, нежели реальной доктриной.

Немногие из членов таких школ разбирались в хитросплетениях буддийских

В частности, бойцы могли практиковать даосский цигун, проповедовать

буддийское учение о просветлении и преемствовать конфуцианские нормы

поведения и взаимоотношений.

В частности, в провинции Фуцзянь был создан стиль, традиционно

относимый к буддийскому направлению ушу — наньфоцюань (‘Кулак

южного Будды’), первоначальным названием которого было пусацюань —

«Кулак пуса» (т.е. боддисатвы). Хотя такое название недвусмысленно

указывало на привилегированное положение здесь буддизма, однако сам

стиль был создан даосским магом, который с детства обучался у своего

отца, а последователи стиля выше всего ценили конфуцианский ритуал и

человеколюбие. Может быть эта многоликость отразилась и на формах

стиля. С виду стиль мягок, его движения округлы, подобно

перекатывающемуся мячу, но податливость эта лишь кажущаяся. Бойцы

отрабатывают жесткие удары кулаками и ладонями в песок. Стили,

подобные «Кулаку южного Будды», были повсеместно распространены в

деревнях в ХУШ в., воплощая тем самым «прикладное» понимание

Самое время спросить — а как же все эти истории о «центре всех боевых

искусств Поднебесной», монахах-бойцах, загадочном Бодхидхарме,

коридорах смерти и прочих волнующих воображение событиях? Велико же

будет удивление того, кто найдет в себе терпение пролистать шаолиньские

хроники, благо часть из них уже опубликована. Окажется, что многие

рассказы о Шаолиньсы — не более, чем легенды, но этим они и интересны

для нас — на примере Шаолиня можно изучить весь процесс подмены

истории ушу мифом об ушу.

Сначала — несколько оговорок. Под общим названием шаолиньцюань —

«шаолиньский кулак» фигурируют несколько сот стилей, подавляющее

большинство из которых вообще никак не связано ни с Шаолиньским

монастырем, ни с его обитателями. Мы же будем вести речь о том

направлении ушу, которым занимались шаолиньские монахи. Нам придется

различать два вида источников: первые — это внутренние хроники

Шаолиньсы, фактически, это то, что монахи думают сами о своем искусстве

и что они, мягко говоря, «додумывают», когда реальность оказывается

менее поражающа, чем того требует китайское сознание. Второй тип

источников — это внешние материалы, то есть отчеты чиновников о

посещении монастыря, записки генералов, путешественников, проще

говоря, всех тех, кто не принадлежал к монашескому сословию и кто не

испытывал необходимости приукрашать действительность.

Сколько в Китае Шаолиньских монастырей? Пусть этот вопрос не

покажется удивительным, так как истории о разных монастырях могли

пересекаться, накладываться друг на друга, создавая нередкую в китайских

хрониках путаницу. Шаолиньских монастырей существовало по крайней

мере десять, однако наибольшую известность приобрели два — Северный

Ссылка на основную публикацию