Кунфу монастыря Шаолинь в современном виде | Karate-krs.ru

Кунфу монастыря Шаолинь в современном виде

Современный Шаолинь

  • Современный Шаолинь
  • Что такое восточные единоборства
  • Как найти работу учителя

Этот монастырь находится на горе Суншань в центральной части Китая (город Дэнфэн). Из всех зданий его выделяет самобытная архитектура. Храм может показаться необычным и в то же время привлекательным своей оригинальностью.

Известно, что монастырь пролежал в руинах полвека. Это было последствием Второй мировой войны. В связи с этим в Шаолине осталось всего лишь восемь монахов, которые знали мастерство ушу и медитативную технику. Да и преподавать на тот момент было совершенно некому.

Но с течением времени в монастыре всё стало налаживаться. Были выделены средства на восстановление храма. Ведь Шаолинь является не только достопримечательностью Китая, но и его культурным наследием. Поэтому для китайского народа было очень важно, чтобы монастырь был восстановлен.

Прямой вклад в развитие храма принёс кинематограф. Большой поток послушников пришёлся на пору выхода фильма «Храм Шаолиня». В то время фильм пользовался большой популярностью. Молодых людей заинтересовала возможность обучения боевым искусствам.

В наши дни монахи также обучают молодых людей боевому искусству и духовному равновесию. Обрести силу духа и научиться вести правильный образ жизни является главной целью послушников.

Как и в былые времена, монахи также облачены в жёлтые просторные одеяния. Если пообщаться с одним из них, то можно ощутить на себе всю силу духа воспитанников Шаолиня.

В окрестностях расположены коммерческие школы боевых искусств. Они предназначены для иностранных туристов. Любой желающий может посетить одно или несколько занятий и больше узнать о кунг-фу. За несколько занятий вы вряд ли сможете овладеть всем искусством, но, возможно, освоите несколько техник.

Существует легенда о «Южном Шаолине». Она была выдумана автором приключенческого романа. Он назывался «Вань нянь Цин». В книге описано, как будущий император Китая ездил по территории Южного Китая, и с ним происходили необычные вещи.

В историю, описанную в этом романе, поверили неграмотные жители Китая. С тех пор эта легенда переходит из уст в уста, из поколения в поколение. На самом деле ничего подобного не происходило, так как «Южный Шаолинь» просто не существовал. Все географические данные были проверены выездными экспедициями, и не было найдено ни одного здания и объекта, описываемого в книге.

Гуляя вокруг храма, можно встретить несколько ларьков с товарами и продуктами. Там же вы сможете приобрести сувениры.

Сам по себе район является туристическим, но кафе и ресторанов поблизости немного. Рядом с монастырём есть пара китайских ресторанчиков, где вы сможете полноценно пообедать. Каким бы гурманом вы ни были, осторожно выбирайте блюдо. Китайская кухня совершенно отличается от русской, поэтому лучше посоветуйтесь с официантом. Главное, не съесть то, что могло бы омрачить вашу прогулку на Шаолине.

Посетив Шаолинь в наше время, вы почувствуете всю магию Китая и соприкоснётесь с исторической эпохой великого монастыря.

Центр ушу и цигун Шаолинь

Шаолиньское кунг-фу

Шаолиньское кунг-фу

Рассказывая про обучение кунг-фу в нашем Центре Шаолинь в Воронеже, мы разобрались что значат понятия «кунфу»(или «кунг-фу») и «ушу». Мы выянили что, хотя значения этих слов отличаются, но на западе этимим словами называют одно и тоже, а именно, боевые искусства Китая. Так же мы вкратце рассмотрели отличия спортивного и традиционного ушу: в первом акцент ставится на эстетике движений, их красоте, в традиционном же ушу под красотой понимают гармонию силы, скорости и, главное, смысла движения или приема (т.е. его прикладного применения).

Теперь же давайте подробнее коснемся именно Шаолиньского кунфу, то есть того боевого искусства, которое практиковали в легендарном монастыре Шаолинь.

История Шаолиньского ушу

История создания кулачного искусства монастыря уводит к Бодхидхарме (кит. Дамо). Бодхидхарма является одной из самых таинственных и, вместе с тем, известной и почитаемой фигурой не только в Шаолине, но и во всем Китае. Именно он считается основателем Чань (яп. Дзен) буддизма. Бодхидхарма был индийским миссионером, проповедовавшим одно из направлений буддизма. Как гласят легенды, после прибытия в Китай, он обосновался около Шаолиня. Усердно практикуя сидячую медитацию в пещере недалеко от монастыря, Дамо погрузился в глубокое сосредоточение и, постигая свою внутреннею природу, просидел лицом к стене почти девять лет. После такого длительного сидения одной позе, тело Бодхидхармы очень ослабло: мышцы одряблели, ноги с трудом могли двигаться. Чтобы привести его в порядок, Дамо разработал комплексы упражнений, которые и легли в основу Шаолиньского кунфу и цигун. Ицзиньцзин, «Трактат об изменении мышц и сухожилий», и Сисуйзин, «Комплекс омовения костного мозга», — это комплексы цигун, приписываемые Бодхидхарме. Ицзиньцзин практикуется монахами и последователями и по сей день, тогда как комплекс Сисуйцзин считается утерянным знанием. Также Дамо приписывается создание внешнего комплекса, называемого «18 рук архата». Этот комплекс содержит последовательность 18 приемов рукопашного боя, он практикуется в Шаолине и по сей день.

Передача Бодхидхармой этих комплексов монахам монастыря, традиционно, считается отправной точкой пути развития Шаолиньского ушу и цигун. За последующие века монахи сумели построить сложнейшую систему боевого искусства, содержащую различные комплексы и подстили, разнообразное оружие, способы специальной наработки ударов и укрепления тела и костей, комплексы цигун для развития внутренней энергии и укрепления здоровья. Комплексная система всех этих составляющих, собственно, и является Шаолиньским ушу.

Развитию Шаолиньского кунфу весьма помогли гражданские и военные мастера. На протяжении всей истории монастыря, в Шаолинь приглашались известнейшие в Поднебесной мастера ушу, для того, чтобы поделиться своими знаниями и навыками боя. Среди них были и мастера рукопашного боя, и боя с оружием, гражданские люди, и известные генералы. Эта возможность получать лучшие знания и техники боя, позволила поднять кунфу монастыря на тот уровень, при котором оно стало легендарным как в Китае, так и за его пределами.

Стоит отметить, что в преподавании ушу в Шаолине важнейшую роль играл учитель, наставник — носитель определенных техник и методик боя. Причем различные учителя могли владеть разными наборами комплексов и стилей боя, что повлекло за собой разнообразие подстилей Шаолиньского ушу. В результате, монахи одного поколения, будучи учениками разных наставников, могли иметь совершенно разные техники боя, и даже одни и теже комплексы могли исполнять и трактовать по-иному. Поэтому, говоря про Шаолиньское ушу, нужно понимать, что оно включает себя разные техники и стили боя, возможно, даже не пересекающиеся между собой, и развивавшиеся параллельно на протяжении длительной истории монастыря.

К сожалению, в истории монастыря случались трагические моменты, когда Шаолинь оказывался под угрозой полного уничтожения, что влекло за собой утрату не только определенных стилей Шаолиньского кунфу, но так же знаний, накопленных многими поколениями монахов . Так, оказавшись втянутым в распри военачальников, охватившие Северный Китай в первой половине 20 века, монастырь Шаолинь был сожжен генералом Ши Юсаном в 1928 году. Генерал Ши Юсан сражался против генерала Фэн Чжунсю, который в детстве обучался в Шаолине боевым искусствам. В результате пожара, пламя уничтожило и повредило многие древние строения и залы монастыря, был сожжен архив с древними записями, хрониками и знаниями монастыря, многие монахи были убиты, уцелевшие — покинули монастырь. На долгие годы монастырь оказался в запустении, лишь несколько монахов пребывало в монастыре, пытаясь как-то поддерживать уцелевшие постройки.

Активная реконструкция и возрождение монастыря начались лишь в 1983 году, через год после выхода крайне популярного и культового фильма «Храм Шаолинь» с Джетом Ли (Ли Лян Цзе) в главное роле. Монахи, ранее ушедшие из монастыря, снова приглашались в обитель. Были организованы поиски техник и знаний монастыря, сохранившихся за его пределами. Перенимая уцелевшие знания, собирая по крупицам информацию о традициях и техниках монастыря, в результате удалось восстановить и вдохнуть жизнь в легендарное боевое искусство монастыря Шаолинь, к которому теперь может прикоснуться любой желающий.

Монастырь Шаолинь: что по чём?

С тех пор как я жил в Шаолине, утекло много воды. О том периоде моей жизни никто ничего не знает, то было замечательное время. Жесткая дисциплина, аскетизм и постоянные тренировки, тренировки, тренировки. Сейчас многих интересует обучение в этом самом известном китайском монастыре.
В Шаолине обучение давно уже поставлено на широкую ногу и приносит, уверен, хороший доход (хотя цифры монахи предпочитают не афишировать). Шаолинь берет на обучение как иностранцев (стажировки от недели до года), так и китайцев, которые могут не просто освоить в монастыре боевые искусства, а пройти полный курс школьного обучения. Хотите знать что сколько стоит? Читайте.

I. Правила набора и регистрации

а) Хорошие манеры, желание обучаться боевым искусствам, крепкое здоровье, упорство, постоянство, отсутствие страха перед трудностями, целеустремленность, возраст от 4 до 25 лет, пол и место проживания не имеют значения;

б) Одаренные, умные, знающие основы ушу имеют преимущества при наборе;

в) Зачисление происходит после успешного прохождения собеседования с наставником, при себе нужно иметь удостоверение личности или паспорт; несовершеннолетние должны сопровождаться одним из родителей или опекуном.

2) Место регистрации: Китай, Дэнфен, провинция Хэнань, гора Суньшань, Школа боевых исскуств при Шаолиньском монастыре.

II. Обучение включает:

1) Общеобразовательный курс в соответствии с национальной учебной программой (речь о Китае, поскольку китайцы могут пройти полное обучение в Шаолине), полная программа от подготовительной школы до средней школы, имеется компьютерный класс, курсы иностранных языков, аудио-визуальная комната, занятия по культуре, кружки по интересам.

2) Курс боевых искусств: введение в законы Шаолиня, традиционная последовательность в боевых искусствах, владение всеми видами холодного оружия, владение оружием неожиданного нападения, техника болевых захватов, рукопашный бой, цигун, мастерство наработки твердости; познание единой сущности, силы Во Нью, искусство архат, искусство нень-хуа, система «кулака пяти составляющих», искусство куан ин, тренировка дыхания для воспитания выносливости, искусство парамита, искусство Веда, искусство владения ладонью «Шаолиньский дракон», обучение сутрам, духовное совершенствование и работа над обретением спокойствия. Также проходит обучение теории боевых искусств Шаолиня, обучение нравам и морали ушу, теории медицины, теорий других школ боевых искусств.

III. Система образования

Трёхлетние, пятилетние, восьмилетние уровни. После окончания трехлетнего курса можно участвовать в соревнованиях, работать тренером. После окончания пятилетнего и восьмилетнего курса присваевается степень: мастер Шаолиня, позволяющая быть инструктором, судьёй в соревнованиях и даже. актёром и постановщиком боевых сцен в кино.

Обычная группа: 750$ за год обучения, дополнительные расходы (уровень комнат, постельное бельё и т.д.) – 216$, примерно 50$ в месяц на проживание.

Школа–интернат: 2800$ в год (возраст 5-15 лет). Монастырь обеспечивает полное содержание учеников и обучение в небольших классах (плата за обучение составляет 1133$, расходы на содержание составляют 1000$, дополнительные расходы составляют 667$).

Группа спец.ухода: 3133$ в год (возраст 4-10 лет). Монастырь обеспечивает полное содержание учеников и обучение в небольших классах (плата за обучение составляет 1133$, расходы на содержание составляют 1000$, дополнительные расходы составляют 1000$).

VIP-группа: 4466$ в год (нет ограничений по возрасту). Монастырь обеспечивает полное содержание учеников и обучение в небольших классах (3-5 человек), плата за обучение составляет 1133$, расходы на содержание составляют 1000$, дополнительные расходы составляют 2333$.

Обучение кунг-фу: ежедневные занятия (от 3 до 6 часов) проводят монахи, стоимость составляет 5000$ в год.

Обучение цигун: для китайских учеников 333$ в месяц, для учеников из Гонконга, Макао и Тайваня стоимость обучения 500$, для иностранцев 833$ в месяц.

За 26 лет существования Школы боевых искусств при Шаолиньском монастыре обучение прошли 167580 человек из 98 стран и регионов.

527 человек продолжили свой путь в Шаолиньском монастыре. 816 человек были приняты в лучшие государственные ВУЗы Китая.

По своему опыту скажу: монахи иностранцам не спешат раскрывать главные секреты ушу и кунг-фу, иностранцев учат от недели до года, и только китайцы могут пройти 8-летнее обучение. Так что, если Вы полны романтики научиться побеждать один в драках против 20 или 30 соперников, летать, быть невидимым, оставьте. Шаолинь — это больше легенда. Боевое самбо гораздо более полезно в плане навыков боя.

Кунфу монастыря Шаолинь в современном виде

ОСНОВЫ ИСКУССТВА КУНГ-ФУ МОНАСТЫРЯ ШАОЛИНЬ

Положения кисти, стойки и базовые приемы

Сегодня, когда вы познакомитесь с первыми комбинациями кунг-фу, включая некоторые основные приемы, базовые положения кисти и главные стойки, вы сделаете первый шаг в область фундаментальных многовековых знаний, собранных воедино и сохраненных силой человеческого опыта и мудрости.

В течение многих веков мастера кунг-фу кропотливо выясняли, как именно можно лучше всего использовать те или иные методы нападения и защиты в различных конкретных ситуациях. Например, они открыли для себя, что удар, нанесенный на уровне пояса, гораздо более эффективен и обладает большей мощью, чем удар на уровне плеч. Поддерживая постоянное хорошее равновесие своего туловища, можно проводить удары ногами более аккуратно и сильно, чем из неустойчивого положения. Делая круговые махи руками, можно свести к минимуму все действия противника, полностью блокировав его удары руками. Отклонив назад туловище и приняв определенную стойку, можно избежать удара ногой, не двигаясь с места. Все движения такого рода, помогающие человеку одержать победу в рукопашном бою, были надлежащим образом выверены и отточены и собраны в систему, которую мы ныне называем приемами кунг-фу.

Самые первые приемы кунг-фу создавались путем многократных проб и ошибок. Позже, когда мастера рукопашного боя собрали достаточное количество разнообразных приемов для создания на их основе главных теоретических правил и принципов их применения, в развитии искусства рукопашного боя основную роль стало играть их целенаправленное изучение и исследование. Например, нашим предкам удалось установить, что противнику можно наносить не только прямые удары кулаками, но и поражать его ударами запястий и локтей. Они, кроме этого, поняли, что такие удары запястьями эффективны, только когда руки обладают достаточной физической силой, а противник находится на удаленном расстоянии. Если же вам не достает силы рук, а противник находится достаточно близко, то следует использовать локоть. Так, мало-помалу, и были созданы теории современного рукопашного боя, на основе которых искусство кунг-фу могло в дальнейшем развиваться самостоятельно, то есть черпая новые знания и создавая новые правила не на основе «подсматривания» за реальными схватками, а путем целенаправленного экспериментирования на занятиях в дружеской обстановке, предполагающей взаимный обмен опытом.

Старые мастера кунг-фу также догадались позаимствовать очень много ценного для изучения материала у окружающей их природы, то есть наблюдая за поведением и движениями зверей, птиц, насекомых и пресмыкающихся. Не стоит недооценивать возможности наших меньших братьев: за исключением способности мыслить абстрактно, мы, то есть люди, во многом очень сильно уступаем зверям и
птицам, особенно когда речь заходит о таких вещах, как физиология и анатомия, развитие органов чувств и инстинкт выживания и самосохранения. Мощь тигра, выносливость вола или стремительность орла давно стали нарицательными понятиями. Даже совсем мелкие и безобидные существа могут научить человека весьма важным для рукопашного боя вещам. Кролик или белка, к примеру, обладают феноменальными способностями предсказывать приближение опасности и мгновенно исчезать из поля зрения противника, проявляя при этом чудеса находчивости и ловкости. Поэтому старые мастера кунг-фу не только создавали свои приемы на основе наблюдения за движениями животных, но и старались подметить присущие этим созданиям основные качества «характера». На основе этих «звериных» черт поведения в дальнейшем и базировались новые способы тренировки тех или иных способностей человека, например «тигриной» мощи или «кроличьей» проворности.

Все эти приемы и навыки накапливались и совершенствовались много веков подряд, передаваясь из поколения в поколение. Монастырь Шаолинь стал первым социально-культурным институтом, в котором эти древние искусства и отдельные навыки в области внешней формы, внутреннего наполнения или теоретической информации начали совершенствоваться и развиваться на целенаправленной систематической основе. Эту пальму первенства наследникам традиций монастыря удается удерживать и по сей день.
Например, в то время как в большинстве боевых искусств мира для нанесения ударов используется только сжатый кулак, в кунг-фу существует более 20 различных форм атакующей кисти. В других боевых искусствах придается мало значения тому, как стоит боец и в каком он находится положении, в то время как в кунг-фу насчитывается больше дюжины различных специальных стоек, отработке которых в процессе тренировок уделяется особое внимание. Поэтому сегодня вы не просто познакомитесь с первыми комбинациями кунг-фу, включая некоторые основные приемы, базовые положения кисти и главные стойки, но сделаете первый шаг в область фундаментальных многовековых знаний, собранных воедино и сохраненных силой человеческого опыта и мудрости.

СМЫСЛ ЗНАЧЕНИЙ ФОРМЫ И БЕСФОРМЕННОСТИ

Для новичка приемы кунг-фу, с их разными положениями кисти и непривычными стойками, могут сначала показаться «неестественными». Конечно, в случае возникновения реальной боевой ситуации любому человеку, не знакомому хотя бы с основами кунг-фу, вряд ли удастся встать в стойку «лук-и-стрела» и провести прямой удар справа приемом «Черный тигр вырывает сердце». Для новичка, особенно для европейца, кажется гораздо более естественным принять положение борца самбо или дзюдо и ударить «по-боксерски». Однако у всех этих «неестественных» приемов есть очень много технических преимуществ перед привычными произвольными движениями. Например, при использовании того же приема «Черный тигр вырывает сердце» ваш удар обладает гораздо большей силой, а положение тела — большей устойчивостью. Поэтому, чтобы научиться использовать все эти преимущества, начинающий ученик должен добросовестно изучить все кажущиеся ему вначале «неестественными» движения и стойки настолько хорошо, чтобы со временем они стали его «второй натурой».

На ранних стадиях обучения ученик должен повторять все движения и приемы инструктора как можно более четко и тщательно, наибольшее внимание уделяя внешней форме упражнения. Этот этап обучения обычно носит название «от бесформенности к форме».
На более углубленных стадиях, когда вы уже приобрели кое-какой опыт в отношении внешних форм кунг-фу, вы можете начинать самостоятельно видоизменять их в зависимости от требований той или иной боевой ситуации. Например, вместо того чтобы во время нанесения удара «черного тигра» стоять строго прямо в стойке «лук-и-стрела», вы можете, если того требует ситуация, слегка наклониться вперед, чтобы увеличить дальность своего удара. Этот этап называется «от формы к бесформенности», то есть имеется в виду, что, овладев стандартными формами кунг-фу, ученик уже может давать волю фантазии; не выходя за общие границы стандартной формы, можно варьировать и видоизменять способы применения рук, ног и всех других частей тела при проведении тех или иных приемов кунг-фу. Многие опытные мастера рано или поздно вообще отходят от стандартной формы кунг-фу, со-вершенно не заботясь о ее соблюдении в бою, поскольку искусство их уже столь велико, что, как бы они не экспериментировали с противником, победа заведомо останется за ними. Это то же самое, как бой взрослого мужчины с трехлетним ребенком. Взрослый человек обладает таким колоссальным превосходством в силе и опыте, что у ребенка не остается ни единого шанса, даже если бы мужчина на какое-то время заснул в середине поединка!

Однако каждому ученику необходимо досконально знать все формы кунг-фу, что достигается лишь за счет ежедневных’ упорных тренировок. Но прежде чем вы начнете изучать приемы и комбинации, вам необходимо овладеть искусством правильно держать свои руки в тех или иных базовых «положениях кисти кунг-фу», а также сохранять равновесие в главных «стойках кунг-фу».

НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КИСТИ СТИЛЯ ШАОЛИНЬ

Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На рис. 6.1 и 6.2 изображено несколько базовых положений кисти.

Кунг-фу (Ушу или Боевое искусство Шаолинь)

Веками монахи Шаолиня собирали знания и оттачивали мастерство владения своим телом, разрабатывали максимально эффективные техники на развитие выносливости, силы, ловкости, здоровья, неуязвимости.

Сегодня у Вас есть уникальная возможность заняться совершенствованием своего тела и изучать боевые искусства по древним методикам, проверенным столетиями.

Что вы изучите в процессе обучения:

  • освоите основные виды традиционных китайских боевых искусств (бои на ближней и дальней дистанции; приемы, которые можно использовать как для нападения, так и для самообороны);
  • укрепите мышцы, сосуды, суставы и вестибулярный аппарат, сделаете тело более выносливым;
  • научитесь правильно падать (умение нетравматично падать важно не только на занятиях, но и в повседневной жизни);
  • узнаете, как быстро и правильно освобождаться от захватов и уходить от ударов;
  • обучитесь работе с предметами ударного действия (овладев традиционным для китайских боевых искусств оружием, вы сможете использовать в целях самообороны практически любой подручный предмет);
  • научитесь эффективно блокировать противника, не прикладывая для этого чрезмерных физических усилий;
  • узнаете, как контролировать страх и боль (китайские боевые искусства предполагают не только телесные, но и духовные тренировки);
  • сможете открыть новые возможности своего тела (для этого в шаолиньских боевых искусствах используются упражнения на столбах и с закрытыми глазами).

В процессе тренировок применяются групповые и парные формы работы (спарринги), что способствует выработке чувства дистанции и быстрых рефлексов, максимальному усвоению полученных знаний на практике.

Вы научитесь совершению жестких, коротких, быстрых, волновых ударов. Изучите захваты, заломы и способы выхода из них. Научитесь отражать удары противника с минимальными затратами своих сил. Изучите различные шаолиньские стили и комплексы.

Боевые искусства Шаолиня

Боевые искусства Шаолиня скрывают множество тайн. Возникновения храма Шаолинь, а также формирование традиций боевого искусства овеяно множеством легенд.

Говоря о боевых искусствах Шаолиня нельзя не упомянуть имя первого патриарха дзэн-буддизма известного под именем Бодхидхарма или Дамо.

Шаолиньское Кунг-фу

Боевыми искусствами Шаолиня часто называют наиболее известные стили китайского Кунг-фу, которые стали популярны во многом благодаря фильмам «Боевые искусства Шаолиня» и «Храм Шаолиня» со знаменитым Джетом Ли в главной роли.

Храм Шаолинь – это место силы для всех, кто мало-мальски знаком с боевыми искусствами.
Множество загадок и тайн связано с этим местом.

Легенда Шаолиня

Согласно легенде основоположником практики боевых искусств в Шаолине был странствующий по Китаю индийский принц, принявший монашество и известный миру под именем Бодхидхарма или Дамо.

Как и все наследники царской крови в Индии, Дамо обучался древнейшему боевому искусству Каларипаятту, и, вероятно, именно

Однако Шаолинь не являлся единственным местом, где монахи-воины практиковали боевые искусства.

Существуют исторические сведения, что за столетия до возникновения монастыря Шаолинь, занятия боевыми искусствами входило в часть повседневной практики монахов некоторых других монастырей древнего Китая.

Мало того, при монастырях существовало нечто вроде школ боевых искусств, которые могли посещать люди, не являющиеся монахами. Конечно, тайны боевых искусств монахи не отрывали мирянам, но освоить навыки самообороны при таком монастыре было вполне реально.

Боевое искусство монахов

В Китае любят говорить, что «все боевые искусства появились на свет под небом Шаолиня». Однако – это утверждение несколько преувеличено. Хотя заслугу Шаолиня в деле сохранения традиций боевых искусств, невозможно не оценить. Стиль Кунг-фу, который по праву считается основой боевого искусства Шаолиня, а точнее основные принципы Кунг-фу, были известны задолго до появления Храма Шаолинь, в том числе:

  • Принцип пяти первостихий;
  • Принцип «жесткого» и «мягкого» ведения боя;
  • Концепция Инь-Ян.

Стилям шаолиньского боевого искусства также присущи формы, имитирующие движения животных, перемещение змей, прыжки и полет птиц.

Помимо духовной практики, направленной на самосовершенствование, занятия боевыми искусствами имели для монахов также весомую практическую ценность.

Так слава о шаолиньском Кунг-фу распространилась далеко за пределы монастыря, наделив Шаолинь званием негласного центра боевых искусств.

Секрет сохранение традиций древнего боевого искусства до наших дней, а также отличие боевого искусства Шаолиня от других видов единоборств, заключается, прежде всего, в единении физической и духовной составляющих, а именно боевого искусства и его философии.

Практика занятий, установленная в древние времена в храме Шаолинь, вывела технику боевых искусств на невероятный уровень, став основоположником современных стилей Ушу.

Мастер кунг-фу из Шаолиня Ши Янбин: «Почти все русские — люди-вода»

Китайский воин-монах — о правилах шаолиньского монастыря и российском спорте.

автор Виолетта Кривошеева/фото Александр Качкаев

Усэн (воин-монах) Шаолиньского монастыря Ши Янбин приехал в Москву 12 лет назад и открыл здесь свою школу цигун и кунг-фу.
Спросили мастера, что он думает о жизни в России и жизни вообще.

Я жил в монастыре Шаолинь. И мастер сказал мне, что в России есть люди, которые хотят изучать боевые искусства. Поэтому я и решил приехать. Мои близкие не понимали, говорили: «Зачем?». Я отвечал: «Надо». Меня нужно слушать, ведь я учитель — это первое. Второе — когда я был помладше, много слышал об СССР, Ленине, Красной площади. А мой папа учил русский язык. Раньше — в 1950-60-х годах — многие китайцы знали русский, потому что его преподавали почти в каждой школе. Я не застал то время, пришлось учить язык, когда приехал в Россию. И это было непросто. Вот мне кажется, что я правильно говорю, а люди все равно ничего не понимают (смеется).

Моя жизнь не поменялась с тех пор, как я переехал. Все дело в том, как ты сам себя ощущаешь. Если внутри ты спокоен, тебе везде будет хорошо. Я спокоен. Если вокруг холодно, то внутри я теплый. Если жарко, я прохладный. Я не меняю среду, я меняю себя. Люди — как вода, среда — как тарелка. Тарелку нельзя изменить, но вода принимает ее форму. Ты — треугольная тарелка, я — треугольная вода. Ты — круглая тарелка, я — круглая вода. Вот так.
В России тоже есть люди с подобным отношением к жизни. Их немало. Почти все (смеется).

У нас, монахов Шаолинь, существует много правил. Утром нужно вставать (смеется). Нельзя воровать. Не стоит есть после обеда. С утра можно много всего, а вечером — нет. Если живот чистый, тогда и голова будет чистой. У того, кто каждый день много ест, голова наполняется грязной энергией.
Если ты один день не работаешь, то один день и не ешь. Это не закон. Это правило, к которому ты приходишь сам. Ничего не делал, но будешь есть? Нет, это несерьезно. А вести себя несерьезно нельзя. Нельзя «ха-ха-ха», петь и танцевать. Мы сами и есть танцы. Танцы кунг-фу. И если ты хочешь развлечься, то не идешь на дискотеку, а выполняешь другой комплекс кунг-фу, чтобы отвлечься, расслабиться.

Не стоит думать, что существует только Шаолинь, йога, цигун. В России тоже есть хорошие занятия. Ваш спорт занимает первое-второе место в мире. И речь не об олимпиадах. А о том, что в России многие занимаются спортом, читают книги о здоровье. Не нужно отказываться от того, что есть у вас самих, чтобы изучать что-то другое. Не нужно думать — если дорого, то это хорошо, если нерусское, то тоже хорошо.
Я сам изучаю ваши методы занятия спортом. Русские тренеры — молодцы.

Сейчас жизнь течет очень быстро. Много времени уходит на дорогу, работу, мелкие дела. Все мало спят, все очень заняты и куда-то спешат. Нужно расслабить мысли — тогда будет чистая голова. А только с чистой головой ты будешь знать, что делать. Это самое важное. Почему все хотят отдыхать? Потому что каждый день жесткий. Но почему жесткий? Потому что на вас все давит. И вы ищете способы расслабления. Если раньше кунг-фу учили, чтобы драться, то сейчас наоборот — чтобы расслабиться.
Но нужно знать меру. Если отдых — это цель, то так не должно быть. Я на работе отдыхаю, потому что мне нравится то, что я делаю. Если любишь то, чем занимаешься, это перестает быть работой.

Я никогда не говорю о своем возрасте, потому что он не имеет значения. Я просто взрослый человек.

Когда я только приехал, в России для меня было много интересного, но сейчас я не вспоминаю об этом. И не хочу рассказывать. Это произошло день, месяц или год назад — все равно что никогда.
Я каждый день говорю ученикам: «Это было вчера, об этом нужно забыть». Просто чувствуйте, что происходит с вами в данный момент.

Шаолиньское кунг-фу и Шаолиньский храм

Шаолинь кунг-фу – Общие сведения

Шаолиньское кунг-фу хорошо известно во всем Китае и в мире. Первоначальное назначение Шаолиньской системы боя – укрепление здоровья, самозащита, противостояние врагу и защита древних храмов и знаменитых окрестных гор. Для этой школы Шаолинь кунг-фу характерно наличие богатой техники, большого количества приемов, внимание к работе над внутренним состоянием. Подробнее о Китайском кунг-фу (ушу).

Шаолиньское кунг-фу это один из видов ушу. В настоящее время многие виды боевых искусств пытаются найти связь между своими корнями и храмом Шаолинь, одним из буддистских храмов, который находится недалеко от города Чжэнчжоу в китайской провинции Хэнань. Храм, который был основан еще в 5-м веке до нашей эры, стал знаменитым на весь мир именно благодаря своей связи с боевыми искусствами. В частности именно в этом храме очень много внимания уделяется развитию внутренней силы, а вопрос о том, нужно ли развивать еще и дух или достаточно заниматься только развитием силы и техники, является очень важным и разделяет многих любителей боевых искусств на два лагеря.

Как кунг-фу стало знаменитым на западе

Кунг-фу стало известно во всем мире после того как под таким названием стал показываться сериал, в котором одну из главных ролей играл Давид Кэррэдайн. Интересно, что этот телесериал снимался и начал в первую очередь показываться в той части США, которую называли Диким Западом. Во времена Дикого Запада очень ценилась грубая сила, и вы можете вспомнить в связи с этим множество фильмов в стиле вестерн. А герой Дэвида Кэррэдайна предстал в совершенно неожиданной роли. Он играл шаолиньского монаха по имени Квай Чан Кайн. Этот монах был сама вежливость. Он был мастером кунг-фу, который был способен совершать удивительные, невероятные вещи, но прибегал он к ним только тогда, когда это было необходимо. Узнайте больше о Звёздах кунг-фу.

Кроме мастерского владения боевыми приемами, Квай Чан Кайн был также мастером «внутреннего» кунг-фу. Немалую роль в популяризации кун-фу сыграли видеоигры, в которых герои владеют этим видом боевых искусств.

Самая знаменитая фигура, которая сделала огромный вклад в распространении кунг-фу на западе, это, безусловно, Брюс Ли (1940 г. – 1973 г.). Он был знаменитым актером и мастером боевых искусств китайского происхождения, получившим американское гражданство. Многие считают этого американца китайского происхождения самой влиятельной фигурой в кунг-фу и одной из самых ярких икон 20-го века. В качестве базы своего боевого искусства он использовал ветвь кунг-фу, называемую вин чунь. Брюс Ли также изучал и другие боевые искусства и, в конце концов, создал собственный стиль. Его фильмы Большой босс, Кулак ярости, Входит дракон, Путь дракона и Игра со смертью известны во всем мире.

Современное развитие кунг-фу

В эпоху правления династии Цин (1644 г. — 1911 г.) во времена правления императора Юнчжэна – с 1722 г. по 1735 г.) изучение и применение на практике любой формы любых боевых искусств были запрещены. В храме Шаолинь, как говорят, продолжили практиковать ушу в тайне и даже способствовали изучению и практике ушу в разных районах страны. Как бы там ни было, после падения последней императорской династии Китая, ушу стало процветать, и храм Шаолинь мог вновь открыть заниматься пропагандой и развитием боевых искусств. Похоже, что запрет является одним из эффективных методов популяризации чего-либо. Во времена Культурной революции, которые длились в течение 10 лет с 1966 г. по 76 г. боевые искусства вновь оказались под запретом. Вскоре после этого боевые искусства опять стали активно развиваться.

Стиль Саньда (Свободный бой)

В храме Шаолинь преподают более 10 различных видов кунг-фу, в том числе и вид, который очень напоминает то, что мы сегодня называем кикбоксингом. Термин кикбоксинг был придуман не так давно одним из японских энтузиастов боевых искусств. Однако саньшоу, или саньда, как называют этот вид в Китае сегодня, это дисциплина, которую можно описать как свободный бой. Может показаться, что это означает «можно все», но нет, здесь есть ряд ограничений, а также определенное количество элементов, которые считаются элементами именно этого стиля. Саньда изучается вместе с таолу. Таолу – это набор особых движений, которые зависят от действий соперника, его стиле атаки. Они направлены на отражении атаки противника и захват инициативы.

Есть четыре главных элементы саньда: Ти (удары ногами), да (удары руками, шуай цзяо (сегодня это главным образом броски, но в целом это также захваты и воздействие на различные центры тела противника – главные артерии и нервные узлы) и чинь на (захваты рук и их выкручивание, т. е. приемы, похожие на многие виды борьбы). Удары ногами и руками в саньда не направлены на нанесении травм. Главная цель – вывести противника из строя в целом, нанося удары в жизненно важные центры. При правильном проведении приема противник может быть быстро нейтрализован, при этом не имея никаких повреждений. В то же время, если это необходимо, эти же приемы, как и в других стилях ушу, могут привести и к смерти противника.

Смысл таолу заключается в изучении и практике серии особых движений, которые зависят от действий противника. Таким образом их суть в том, чтобы находить ответ на действия соперника. Получив возможность познакомиться со стилем и тактикой противника, мастер саньда и таолу далее приспосабливается к любым последующим действиям соперника. Этот стиль требует умения быстро изучать намерения и стиль соперника, чтобы в дальнейшем, как в шахматах, быть способным адекватно реагировать на любой «ход» противника. Все действия мастера саньда – и защитные, и атакующие – должны быть соединены в одну плавную линию. Это означает, что боец саньда и таолу должен постоянно контролировать свое положение, чтобы иметь возможность мгновенно выполнить следующее движение, которое может быть и броском, и ударом рукой, и ударом ногой, и болевым приемом.

Одна из главных причин, почему таолу стали преподавать вместе с саньда – желание сохранить старые техники и стили, а также не допустить превращения стиля саньда в бесформенное боевое искусство, в котором «можно все», как это, к сожалению, происходит сегодня в некоторых других видах. Саньда и таолу в том виде, в котором его преподают настоящие мастера шаолиньского монастыря, это очень компактный вид боя, в котором по максимуму используется предлагаемое пространство. Это в общем соответствует философии Квай Чан Кайна, шаолиньского монаха и телесериала о кунг-фу.

Туры «Чайна Хайлайтс», которые посвящены знакомству с кунг-фу, дают туристам возможность увидеть настоящее кунг-фу из шаолиньского монастыря.

Храм Шаолинь

Храм Шаолинь знаменит прежде всего тем, что в нем преподают кунг-фу. Храм Шаолинь находится у подножия горы Юфэн (Yufeng) в округе Дэнфэн (Dengfeng) в провинции Хэнань на юге Китая. Он был построен в 19 году правления императора Сяо Вэня, который принадлежал Северной династии Вэй. Согласно историческим хроникам, храм Шаолинь изначально был построен в период правления Южной и Северной династий. Шаолиньский бой с тенью стал очень популярным во времена правления династии Суй (581 г. – 618 г.) и династии Тан (618 г. — 907 г.). Позднее этот стиль только развивался, в том числе за счет адаптации приемов из других школ боевых искусств. В конце концов Шаолинь стал самой большой школой боевых искусств в Китае с отделениями по всей стране. Читать далее по теме Храм Шаолинь.

Традиции кунг-фу в монастыре Шаолинь, Хэнань, Китай

Фотограф Томаш Левандовски сделал серию фотографий монахов, изучающих искусство кунг-фу в древнем монастыре Шаолинь на горе Суньшань в провинции Хэнань в Китае

Традиции кунг-фу в монастыре Шаолинь, Хэнань, Китай

Серию снимков с монахами, изучающими боевое искусство кунг-фу в монастыре Шаолинь в Китае, фотограф Томаш Левандовски (Tomasz Lewandowski) сделал в 2002 году. Проект завоевал награду World Press Photo, а кадр «Путь в тысячу миль начинается с одного шага» с идущим по стене монахом в 2003 году взял первый приз на конкурсе Sport – Singles и второй в категории Stories.

Самый длинный путь начинается с одного шага. Спасаясь от гнева императора, буддийский монах Квай Чан Кейна бежал из монастыря Шаолинь в Китае и оказался на американском Западе, где был вынужден бороться с негодяями, вооруженный лишь навыками древнего боевого искусства. Таков был сюжет популярного телесериала Kung Fu («Кунг-фу») 1972 года. Американская публика не была готова к азиатскому актеру, который бы громил ковбоев в кадре. И Дэвид Кэррадайн, получивший главную роль, якобы учился основам китайского боевого искусства у самого Брюса Ли. С тех пор Шаолинь и кунг-фу укоренились в западном воображении, а воин-монах с почти мистической силой стал иконой поп-культуры.

Для буддийского Востока знаменитый Шаолиньский храм, скрытый среди высоких гор в центральной провинции Хэнань, с одной стороны, является колыбелью одной из самых важных школ буддизма — чань (или дзен, ее более известное японское название), в которой сливается учение Будды и традиции Тао. Ритуалы и молитвы в этом учении важны, как и достижение самообладания и духовного совершенства долгими и интенсивными тренировками и медитациями.

С другой стороны, на протяжении многих веков Шаолинь был известен в Китае как место происхождения кунг-фу. И в этом нет никакого противоречия. Каноны монашеской дисциплины включают в себя медитацию и боевые искусства как средства от слабости тела и лени духа.

После окончания золотой эры буддизма в Китае монастырь атаковали много раз, и у монахов было много поводов практиковать кунг-фу в качестве реальной боевой техники. Самые драматичные события произошли в 1928 году, когда военачальник Ши Юсан поджег монастырь и уничтожил почти полностью все исторические здания. Оставшиеся в живых последние пять монахов были уведены из монастыря в кандалах в 1966 году во время культурной революции. Храм Шаолинь был восстановлен правительством в период оттепели 80-х годов ХХ века.

Любители карате, дзюдо или тайского кикбоксинга часто отказываются признавать кунг-фу в качестве боевого искусства и системы самообороны, обвиняя его в излишней театральности и ориентированности на испытании выносливости вместо того, чтобы уничтожать противника самыми эффективными способами. В некотором смысле это верно, потому что первоначально в кунг-фу не было цели убивать.

Философия кунг-фу и движения, несущие поэтические названия, направлены скорее на самопознание, чем ведение боя. В то же время разница между тем, чтобы разбить кувшин с водой или кулаком проломить череп, является лишь вопросом доброй воли. Прямой физический контакт не является необходимым в процессе обучения кунг-фу. И несмотря на все искушения Запада, Квай Чан Кейна нет среди гладиаторов на современных аренах. Его истинное место — в горах, среди буддийских рукописей, в монастыре Шаолинь.

ШОУ МОНАХОВ ШАОЛИНЬ. Оригинальное легендарное шоу «Мастера Кунг-Фу»

Расписание и билеты

Событий не найдено, измените условия поиска и попробуйте снова.

Кунг-фу — вид китайского боевого искусства, появившегося в 495 году в знаменитом монастыре Шаолинь.

Не пытайтесь повторить то, что вам предстоит увидеть — это связано с риском для жизни, все трюки выполненные монахами очень сложные и опасные для жизни»,- предупреждают продюсеры гастролей.

Кунг-фу — вид китайского боевого искусства, появившегося в 495 году в знаменитом монастыре Шаолинь.

Монастырь Шаолинь является культовой реликвией Китая и его духовным воплощением. В течение многих веков в его стенах мастера кунг-фу кропотливо оттачивали уникальное искусство владения телом, включая умение отбиться от меча, шеста или копья. Всем ценителям этого вида боевого искусства известно, что воспитанники монастыря владеют секретом удивительных трюков: зрителей ждут опасные номера с мечами, ломание палок об руки, невосприимчивость к острым предметам, а также невероятная гибкость тела!

Все участники программы являются НАСТОЯЩИМИ послушниками, постоянно проживают в монастыре и изредка выезжают на гастроли, дабы познакомить зрителей всего земного шара с древней культурой!

В Москве коллектив бывает редко, не чаще одного раза в 5 лет, не пропустите уникальную возможность воочию лицезреть боевое искусство древности!

Ссылка на основную публикацию