Кровавый самурайский меч в истории Японии | Karate-krs.ru

Кровавый самурайский меч в истории Японии

Японские катаны и мечи, о которых слагали легенды


Меч во все времена был оружием знати. Рыцари относились к своим клинкам, как к боевым товарищам, и, потеряв свой меч в бою, воин покрывал себя несмываемым позором. Среди славных представителей этого вида холодного оружия есть и своя «знать» — знаменитые клинки, которые, согласно преданиям, обладают волшебными свойствами, например, обращать в бегство врагов и защищать своего хозяина. В таких россказнях есть доля истины — артефактный меч одним своим видом мог воодушевить соратников его владельца. Вот некоторые смертоносные реликвии в истории Японии, известные на весь мир.

Кусанаги-но цуруги


Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги (в пер. с яп. — «меч, скашивающий траву») также известен как Амэ-номуракумо-но цуруги — «меч, собирающий облака рая».

Японский эпос гласит, что меч был найден богом ветра Сусаноо в теле убитого им восьмиголового дракона. Сусаноо подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу, позже он оказался у её внука Ниниги, а через некоторое время попал к полубогу Дзимму, который затем стал первым императором Страны восходящего солнца.

Интересно, что власти Японии никогда не выставляли меч на всеобщее обозрение, а наоборот, стремились спрятать его подальше от любопытных глаз — даже во время коронаций меч выносили завёрнутым в полотно. Предположительно он хранится в синтоистском святилище Ацута, расположенном в городе Нагоя, однако никаких доказательств его существования нет.

Единственным правителем Японии, публично упомянувшим о мече, был император Хирохито (Hirohito): отказываясь от трона после поражения страны во Второй Мировой войне, он призвал служителей храма хранить меч, во что бы то ни стало.

Кровожадные клинки Мурамасы


Мурамаса — знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI-м веке. Согласно легенде, Мурамаса молил богов, чтобы те наделили его клинки кровожадностью и разрушительной силой. Мастер делал очень хорошие мечи, и боги уважили его просьбу, поместив в каждый клинок демонический дух истребления всего живого.

Считается, что если меч Мурамасы долго пылится без дела, он может спровоцировать владельца на убийство или суицид, чтобы таким образом «напиться» крови. Существует бесчисленное множество историй об обладателях мечей Мурамасы, которые сошли с ума или зарезали множество людей. После серии несчастных случаев и убийств, произошедших в семье знаменитого сёгуна Токугавы Иэясу, которые народная молва связала с проклятием Мурамасы, правительство объявило клинки мастера вне закона, и большая их часть была уничтожена.

Справедливости ради надо сказать, что школа Мурамаса — это целая династия оружейников, просуществовавшая около века, поэтому история с «демоническим духом кровожадности», засевшим в мечах, не более, чем легенда. Проклятием клинков, изготовленных мастерами школы, стало, как ни парадоксально это звучит, их исключительное качество. Многие опытные воины предпочитали их другим мечам и, видимо, благодаря своему искусству и остроте клинков Мурамасы, чаще других одерживали победы.

Хондзё Масамунэ


В отличие от кровожадных мечей Мурамасы, клинки, изготовленные мастером Масамунэ, согласно легендам, наделяли воинов спокойствием и мудростью. По преданию, чтобы выяснить, чьи клинки лучше и острее, Мурамаса и Масамунэ опустили свои мечи в реку с лотосами. Цветы раскрыли сущность каждого из мастеров: лезвие меча Масамунэ не нанесло им ни единой царапины, потому что его клинки не могут причинить зло невинному, а изделие Мурамасы, напротив, будто само стремилось разрубить цветы на мелкие кусочки, оправдывая свою репутацию.

Конечно, это чистейшей воды вымысел — Масамунэ жил почти на два века раньше оружейников школы Мурамаса. Тем не менее, мечи Масамунэ действительно уникальны: секрет их прочности не могут раскрыть до сих пор, даже применяя новейшие технологии и методы исследования.

Все уцелевшие клинки работы мастера являются национальным достоянием Страны Восходящего Солнца и тщательно охраняются, однако лучший из них, Хондзё Масамунэ, был передан американскому военнослужащему Колди Баймору (Colde Bimor) после капитуляции Японии во Второй Мировой войне, и в настоящее время его местонахождение неизвестно. Правительство страны пытается разыскать уникальный клинок, но пока, увы, тщетно.

Семизубый меч


Этот необычайно красивый клинок был обнаружен в 1945-м году в синтоистском святилище Исоноками-дзингу (японский город Тэнри). Меч разительно отличается от привычного для нас холодного оружия из Страны Восходящего Солнца, прежде всего, сложной формой лезвия — на нём есть шесть причудливых ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка — поэтому найденное оружие получило имя Нанацусая-но-тати (в пер. с яп. — «Семизубый меч»).

Меч хранился в ужасных условиях (что очень нехарактерно для японцев), так что его состояние оставляет желать лучшего. На лезвии имеется надпись, согласно которой правитель Кореи подарил это оружие одному из китайских императоров.

Описание точно такого же клинка встречается в Нихон сёки, древнейшем труде по истории Японии: согласно легенде, семизубый меч был преподнесён в дар полумифической императрице Дзингу.

Тщательно изучив меч, специалисты пришли к выводу, что, скорее всего, это тот самый легендарный артефакт, поскольку предположительное время его создания совпадает с событиями, описываемыми в Нихон сёки, кроме того там упоминается и о святилище Исоноками-дзингу, так что реликвия просто лежала там больше 1,5 тысяч лет, пока её не нашли. © Дмитрий Зыков

Христиане против самураев: Из-за чего случился самый кровавый мятеж в истории Японии

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Пришествие Дэусу на острова

Христианство прибыло на Японию вместе с португальцами. До шестнадцатого века Япония долго жила практически в изоляции от мировых процессов (хотя, например, её пытались покорить монголы — но с кораблями они обращались куда хуже, чем с лошадьми). А в шестнадцатом веке случились два очень важных события: восшествие воинственного Оды Нобунага и знакомство с европейцами.

Кто знает, что было бы, приплыви португальцы в какой-нибудь другой период, но в политические планы Оды Нобунага входили ослабление власти буддийского духовенства, торговля с большим миром и разного рода реформы и инновации, которые он собирался, собственно, у большого мира позаимствовать. Так что португальцы вместе с христианскими миссионерами при них пришлись очень кстати.

Правда, проповедники столкнулись с рядом проблем, вызванных тотальной разницей менталитетов. Были проблемы и чисто лингвистические. Поскольку в японском не было подходящего слова, чтобы обозначить всемогущее божество, не сопоставимое с какими-нибудь одушевлёнными деревьями, иезуиты просто использовали латинское слово «дэус», произнося его «на японский лад» — «дэусу». По иронии, это слово было очень созвучно слову «ложь», так что, пока не разберёшься, кажется, будто выслушиваешь прославление порока — ну, как если бы в Европе проповедовали во славу бога по имени Грехх.

Тем не менее, миссионеры были так успешны, что к моменту смерти Нобунаги (которого буддисты, не чинясь, звали демоном) княжество Симабара на острове Кюсю стало практически оплотом христианства. Там были построены монастырь и семинария, а количество католиков из числа местных оценивалось в семьдесят тысяч человек. К 1614 году католиков в Японии было уже полмиллиона.

Топтание икон

Вскоре после смерти Нобунаги его проекты стали сворачивать. Для начала, сочтя христианское княжество слишком независимым, военачальник Тоетоми Хидэеси запретил распространять христианство в Японии и объявил португальских священников носителями опасного лжеучения. Им предписывалось под страхом смертной казни покинуть страну вместе со своими слугами. В течение двадцати дней. Кроме того, Хидэеси разрушил несколько крупных церквей.

Португальцы ушли, но успели сообщить пастве, что Хидэеси ненавидит христианство из-за своей неуёмной похоти: мол, простолюдинки-христианки отказываются радоваться, когда этот язычник затаскивает их к себе в постель, а его это коробит. Тем не менее, некоторое время после изгнания миссионеров христиане не подвергались особым гонениям. Но в 1597 году власти пошли на открытый конфликт, убив двадцать шесть христиан, притом — мучительно.

Сначала им отрубили по одному уху, потом заставили идти путём позора по улицам и, наконец, распяли на крестах. Смерть им предназначалась долгая, но один из распятых начал проповедовать, и, опасаясь бунта, власти отдали приказ срочно заколоть висящих на крестах. Одежда с убитых была немедленно сорвана толпой: люди спешили сохранить святые реликвии, ведь перед ними, без сомнения, были блаженные мученики за веру.

В 1614 году, узнав про полмиллиона католиков, Хидэеси запретил не только проповедовать, но и исповедовать христианство. Начались массовые гонения. Людей под угрозой тюрьмы или казни заставляли отрекаться от веры и топтать иконы (по легенде, самые хитрые проходили по иконам скраю, не оскверняя ликов, и таким образом могли считать себя христианами дальше). Самых стойких обряжали в солому и поджигали.

Удивительное совпадение: вскоре после начала гонений на Японию обрушились стихийные бедствия. Тайфуны и неурожай привели к массовому разорению и голоду; тут ещё власти увеличили налоги, которые и без того было непросто оплатить. От недоедания и нищеты люди не становятся добрее, а христиане увидели в произошедшем ещё и знак божьей кары. Поругание святынь, разрушение церквей, убийства верующих должны были быть остановлены. И ещё налоги. Налоги следовало остановить тоже. Всё это и привело к Симабарскому восстанию в 1637 году.

Безголовые Будды

Об этом взрыве народного возмущения до сих пор напоминают на Кюсю статуи Будд, стоящие без головы — бунтовщики обезглавили «языческих идолов», которые для них ещё и олицетворяли поддерживаемые буддийским духовенством власти. По разным оценкам, в восстании участвовали больше двадцати тысяч человек. Здесь были мужчины и женщины, крестьяне и ронины (самураи без сюзерена). Их предводителем стал шестнадцатилетний мальчик по имени Иероним. По крайней мере, крестили его Иеронимом. В миру его звали Амакуса Сиро, и он был, конечно же, знатной семьи.

Последователи видели в Иерониме нового святого, очередного мессию, рассказывали о нём чудеса: что к нему прилетали и садились на руку птицы, как голубь садился на Христа, что он может ходить по воде и дышать пламенем. Иероним отрицал всё, кроме одного: он готов вести за собой людей сражаться.

Правитель Нагасаки срочно послал против восставших — этой пёстрой толпы из благородных и низших — три тысячи профессиональных самураев. После столкновения с мятежниками выжили около двухсот, бежавших обратно в Нагасаки. Пришлось запрашивать подкрепление. Оно прибыло вовремя, и повстанцев удалось отбросить от города. Они потеряли около тысячи человек.

И обезглавленные люди

Бунтовщики изменили тактику. Они осадили и взяли замок Хара и превратили его в католическую твердыню. Стены замка украсили кресты. Правитель Нагасаки собрал несколько почти полторы тысячи самураев, чтобы взять эту твердыню. И не только самураев — на его стороне выступили голландцы. Они были протестанты и большого греха в том, чтобы стрелять в католиков, не видели.

Голландцы обстреливали замок с корабля, предусмотрительно не высаживаясь на берег — чтобы не терять своих. Но сидящего на мачте матроса повстанцы умудрились застрелить, тот упал и насмерть задавил своего товарища внизу. «Многовато жертв,» решили голландцы, и корабль отчалил. Воодушевлённые бунтовщики сочли это знаком. Они снова рассказывали друг другу о мальчике Иерониме чудеса: якобы ядро с корабля пролетело возле него так близко, что оторвало рукав, но сам он остался невредим.

Но чуда хватило ненадолго. Со всего сёгуната к замку стянули полчища самураев. По легенде, во время штурмов замка 10 000 из них повстанцы убили. Потом замок был взят. 37 000 христиан — в том числе не участвовавших в восстании — на острове Кюсю были обезглавлены. Голову Иеронима выставили в Нагасаки. В Японии ещё раз запретили христианство, в том числе — европейцев, которые его исповедовали. На двести лет страна погрузилась в добровольную изоляцию.

Каково было удивление европейцев, когда они, снова открыв для себя Японию, обнаружили там христиан. И каково было, надо сказать, удивление Японии. Горстка выживших отказалась отрекаться от веры и продолжала тайно молиться, креститься и венчаться. Сейчас в Японии два с половиной миллиона католиков.

Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Кровавый самурайский меч в истории Японии

Представляем Вашему вниманию отрывок из книги «The Samurai Sword: A Handbook» Джона М. Юмото, посвященный истории самурайского меча. Джон М. Юмото (John M. Yumoto) — крупнейший в США специалист по самурайским мечам, член Японского Общества за Сохранение Самурайского Меча, член Клуба Меча Северной Калифорнии, советник Американского Общества Японского Меча.

Древний период (до 650 г. н.э.)

Ориентировочно в начале нашей эры, хотя между историками существуют разногласия о точной дате, Джимму — первый император Японии — покорил враждебные племена и основал Японскую Империю. Около 284 г. н.э. в Японию через Китай и Корею приходят культурные и производственные достижения с континента — конфуцианство, шелк и производство оружия. Прибывает также много китайских и корейских кузнецов-мечников. В настоящее время сохранилось очень мало мечей этого периода, а в связи с тем, что сохранившиеся экземпляры мало отличаются друг от друга, определить сделаны они в Японии или экспортированы с континента весьма затруднительно. Некоторые из мечей этого периода были найдены в древних могильниках: они прямой формы и плохой закалки.

Период Нара (650 — 793 гг. н.э.)

Начало этого периода ознаменовалось учреждением постоянной столицы в Нара в провинции Ямато; до этого времени столица определялась местом жительства царствующего императора. Процветает буддизм; этот период известен как «золотой век» религиозного искусства, архитектуры, рисования и скульптуры. Реформа Тайка (645 г.), вновь утвердившая абсолютную власть императорской семьи в Японии, отмечает начало периода Нара; вводятся новые законы. Производство мечей все еще находится на примитивном уровне, прогресса в нем практически не было, однако, в связи с необходимостью вооружения национальной армии, появляется большой спрос на мечи хорошего качества.

Период Хэйан (794 — 1191 гг. н.э.)

Столица переносится из Нара в Хэйан (нынешний Киото) в провинции Ямаширо, а власть переходит к клану Фудзивара, устроившему браки своих дочерей с членами императорской семьи. В течение примерно ста лет, пока представители клана Фудзивара были регентами, страна пребывает в относительном мире, но их непомерные запросы и огромные расходы на содержание правительства возлагают слишком большое бремя на крестьян, которые бросают свои фермы и ремесла и становятся бродягами. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, около 900 г. н.э. два самурайских клана — Минамото и Тайра — приходят к власти, сменив клан Фудзивара. Япония больше не чувствует зависимости от Китая, поэтому желание контактов с ним исчезает, и страна начинает заниматься развитием своей, во многом импортированной, культуры. Производство самурайских мечей делает громадный прогресс за время этого периода и достигает своего зенита во второй его половине.

Период Камакура (1192 — 1336 гг. н.э.)

Начало этого периода отмечено созданием сегуната (феодального правительства) в Камакура, провинции Сагами (Сошу) кланом Минамото. Зарождается феодальный строй, военная, управленческая и юридическая система сегуната, просуществовавшего 675 лет. В 1274г. и 1281г. отброшенные от Европы монголы предпринимают две неудачные попытки вторжения в Японию. Войска из Камакура наносят им поражение, с помощью двух неожиданных тайфунов, по поверию посланных богами. Эти события выявляют необходимость производства новых, более надежных мечей. Кузнечные школы в провинции Сагами производят мечи, которые никому с тех пор не удалось превзойти. В некогда простую и суровую самурайскую жизнь начинает проникать роскошь и власть сегуната уменьшается. В конце концов, император Годайго, с помощью клана Асикага, захватывает столицу сегуната и власть в стране.

Период Муромати (Асикага) (1337 — 1573 гг. н.э.)

Предав императора Годайго, клан Асикага восстанавливает систему сегуната и устанавливает марионеточное правительство в Киото. Годайго бежит от Асикага на Холм Йосино, около Нара, и в течение 55 лет (1337 — 1392 гг.) в Японии существует два имперских двора. Это темный период в истории Японии: из-за своей слабости Асикага не могут контролировать провинции и между феодалами постоянно вспыхивают конфликты. Период междоусобных войн (Сенгоку Дзидай) продолжается около ста лет (1467 — 1574 гг.). Увеличивается спрос на мечи, и по всей Японии кузнецы производят их в большом количестве. В Киото процветают искусства, под патронажем Асикага, которые подражая клану Фудзивара, порой превосходят его в роскоши.

Период Азучи-Момояма (1574 — 1602 гг. н.э.)

Ода Нобунага — самурай не самых благородных кровей — прибывает в Киото для восстановления порядка по просьбе императора и назначается вице-сегуном. Незадолго до завершения миссии окончательного объединения Японии Нобунага убивают. Тойотоми Хидейоши, способный преемник Нобунага, завершает дело объединения страны и восстанавливает порядок после долгих войн. Низкорожденный Хидейоши назначается регентом империи, а другие военные лидеры становятся дайме — удельными князьями. Перед Хидейоши возникает необходимость задействования громадной, но ставшей ненужной в мирное время армии, и он предпринимает две неудачные попытки вторжения в Корею и Китай в 1592 г. и 1597 г. Хидейоши устанавливает столицу в Осаке; все искусства, включая производство мечей, процветают.

Период Эдо (Токугава) (1603 — 1867 гг. н.э.)

После смерти Тойотоми Хидейоши и последовавшей за этим битвы Секигахара (сентябрь 1600 г.) власть переходит к Токугава Иэясу. Клан Токугава правит Японией из своей столицы Эдо (нынешний Токио) в течение 250 лет. В начале периода клан Токугава, в целях укрепления системы сегуната и облегчения управления, устанавливает фундаментальные законы; также избирается политика изоляции от других государств. Устанавливается и действует на протяжении всего периода уникальная классовая система, подразделяющая людей на дайме, самураев, фермеров, ремесленников и купцов. Длительный и относительно мирный период Токугава заканчивается в начале 19 века, когда Япония открывает свои границы, под давлением иностранных держав, преследующих свои торговые интересы. В это же время дайме Сотозама, потомки феодалов, заключивших мир с кланом Токугава после битвы Секигахара, становятся в оппозицию сегунату.

Современный период (с 1868 г. н.э.)

Император Мейджи, 122й потомок Императора Джимму, с помощью дайме Сотозама, обретает независимость от клана Токугава и в 1868 году устанавливает столицу в Токио. Вскоре после этого (в 1876 г.) ношение мечей запрещается общенациональным декретом.

Японский самурайский меч, история происхождения

История возникновения и эволюция японского мечя

:eight_pointed_black_star: :eight_pointed_black_star: :eight_pointed_black_star: :eight_pointed_black_star: :eight_pointed_black_star:

«Меч – душа самурая» – гласит японская Кайкеновица.

Пожалуй, ни в одной другой стране мира культ меча не получил такого развития. Меч – символ отваги, чести, а главное – символ принадлежности носящего его к высшему сословию: к самураям. В Средневековой Японии говорили: меж цветов красуется сакура, меж людей – самураи.

Японские кузнецы-оружейники – катана-кадзи – часто вели отшельнический образ жизни. Секреты мастерства переходили от отца к сыну. Даже сейчас в Японии есть только один способ стать кадзи – поступить в ученики к мастеру. В процессе ковки меча еда для оружейника готовилась на священном огне, никто, кроме его помощника, не имел права заходить в кузницу, животная пища и сексуальные отношения были запрещены. Каждое утро кадзи очищал себя молитвой и обливанием холодной водой. Создание клинка обыкновенно занимало несколько месяцев. Каждый меч, откованный мастером, был уникальным и совершенным – настоящий кадзи имел привычку ломать оружие, не являющееся совершенным. Традиция эта зародилась в то же время, когда начало формироваться военное сословие Японии, самураи – в эпоху Хэйан, знаменитую лозунгом «Некрасивое – недопустимо».

Первый точно датированный традиционный японский меч с ярко выраженным изгибом клинка относится именно к этой эпохе. Мечи этого периода отличаются невероятной остротой и износостойкостью лезвий: считалось, что они не требуют заточки. Наиболее известный меч Японии, Додзигири («Разрубатель Додзи») был откован кузнецом Ясуцунэ в эпоху Хэйан.

Это время – вплоть до конца эпохи Момояма – именуется «периодом старых мечей» или Кото. Основными центрами производства мечей в период Кото были провинции Бидзэн, Мино, Ямасиро, Ямато и Сагами. Пять школ периода Кото нередко сравнивали с пятью пальцами сжатой в кулак руки: все они различны меж собой, но по сути – едины. Меч периода Кото имел небольшую овальную гарду – цуба, из стали, бронзы, или проклеенной кожи. Для обмотки рукоятей применялась акулья кожа и кожа ската. Мечи различались оформлением ножен, рукоятями и т. д., что дает возможность точно определить ранг и клан владельца. В этот период начал складываться обычай ношения самураем пары мечей, дайсё, состоявшей из большого и малого меча. Обычная пара этого периода: дайто – тачи, сёто – танто.

В истории меча эпоха Муромати известна в первую очередь тем, что появился новый способ ношения меча, вскоре ставший основным. Тачи подвешивался к поясу лезвием вниз, и для того чтобы выхватить его провести замах и удар требовалось три отдельных движения. Но в эпоху заговоров и предательских нападений потребовалось разместить меч так, чтобы выхватывание и удар совершались одним движением. В это же время появляются мечи утигатана – именно те, которые европейцы привыкли называть самурайскими мечами. Они разделились на катаны (более 60 см) и вакидзаси (менее 60 см).

Мечи периода Кото считаются более совершенными и ценными, чем мечи периода Синто – эпохи «новых мечей». Великие мастера прошлого основывались на принципе разумной достаточности. Каждый из них довольствовался помощью пары молотобойцев и, возможно, ученика при работе с клинком. Уделяя много внимания боевым качествам самурайского оружия, они не считали необходимым излишне украшать его. Масамунэ и Мурамаса, легендарные оружейники периода Кото, ограничивались созданием волнистой линии «хамон», мастера же нового времени развили и обогатили искусство украшения клинка. Появились такие узоры как «хризантемы в воде» или «цветущая гвоздика». Внешняя красота оружия – главная особенность боевых и церемониальных мечей периода Синто. В это время катана-кадзи (оружейник) становится мастером, создающим клинок и курирующим процесс создания меча. Полировкой, созданием ножен, оформлением рукояти меча занимаются другие мастера. Богато, а иногда даже вычурно украшенные клинки, рукоять, цуба и ножны которых выполнены с ювелирным мастерством – оружие периода «новых мечей»

Рукоять (цука) – одна из главных деталей японского боевого оружия. Классической ее

формой, служащей одновременно украшением, является обмотка особой тесьмой (ито). Обмотка образует на рукоятке ромбовидный рисунок, что продиктовано не простой случайностью, а соображениями удобства в применении меча. Рука не скользит, а нити, положенные друг на друга особым способом, никогда не порвутся. Самой своеобразной деталью японского меча является цуба. Имеющая круглую, овальную, прямоугольную или многоугольную форму, она располагается между клинком и рукояткой. В период Синто цуба могла быть изготовлена из литой бронзы, красной меди и золота. Цуба могла быть украшена разнообразными орнаментами, изображениями животных и растений.

Названия японским мечам обычно давались по способу их ношения.

Длинный меч, дайто – 95-120 см, короткий, сёто – 40-70 см.

Древнеяпонский меч, использовался до наступления эпохи Хэйян. Имел длинную рукоять и прямое обоюдоострое лезвие. Носили его за спиной наискось и обнажали, хватаясь за рукоять сразу обеими руками.

«Полевой меч» с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м. Носили его обычно за спиной, придерживая рукой.

Длинный меч. Носился на боку на перевязи, привязанной к ножнам, в которых он размещался лезвием вниз, обнажаясь движением снизу вверх.

Длинный меч, который носится в ножнах, заткнутых за пояс лезвием вверх, и выхватывается из ножен, обнажаясь, движением сверху вниз.

Короткий меч, который всегда носили в ножнах за поясом. Но только в том случае, если его носят в паре с тачи.

Короткий меч, носимый в ножнах за поясом. В случае ношения в качестве сёто к длинной катане.

Кинжал для харакири. Длина около 25 см. В случае отсутствия у самурая этого кинжала, харакири допускалось совершить с помощью танто.

Нож, обязательный к ношению женщинами из самурайских семей. Предназначался для ритуального самоубийства (вскрытия сонной артерии)

Кровавый самурайский меч в истории Японии

Клинок «Хондзё Масамунэ», выкованный когда-то непревзойденным японским мастером Горо Нюдо Масамунэ, считается лучшим мечом мира и реликвией эпохи Эдо. Четыре сотни лет им владели потомки сегуна Токугавы, но в декабре 1945 года он был утерян.

Первые мечи появились в Японии во второй половине Ш века. Их завозили с материка китайские и корейские торговцы. История собственно японского меча началась в период Хэйан (VIII-XII века). Тогда как раз сформировался класс самураев, была освоена металлургия, и ремесленники, опираясь на китайский и корейский опыт, начали выпуск собственной продукции.

Дорога к совершенству

В силу политики самоизоляции Японии от остального мира оружейная технология развивалась по своему, совершенно оригинальному пути. Это касалось и формы мечей, и процесса ковки, и закалки.

Классический японский меч имеет слегка изогнутый клинок с односторонней заточкой, характерным острием, овальной гардой (цубой) и длиной рукоятью, обернутой шелковыми шнурами или акульей кожей. Мечи делились на несколько видов, из которых можно выделить: тати или катана (длинные мечи), вакидзаси (короткий меч) и танто (кинжал). Катана и вакидзаси носились в паре, ковались одним мастером и в совокупности назывались «дайсё».

Технология ковки японского меча подразумевала весьма сложный и долгий процесс. Полотно меча компоновалось из нескольких сортов стали: с пониженным и повышенным содержанием углерода. Причем все заготовки проковывались множество раз. Их нагревали, сплющивали, затем сворачивали вдвое и опять сплющивали, повторяя процесс снова и снова. При закалке такой многослойной стали на лезвии клинка появлялся своеобразный и неповторимый рисунок (хада), напоминающий рисунок древесины.

В древней Японии профессия кузнеца-оружейника имела очень высокий статус, практически равный статусу самурая. Часто кузнечным делом занимались монахи, горные отшельники, но даже кузнецы, работавшие в замках и ремесленных посадах, превращали ковку меча в религиозное действо. Они придерживались в это время строгого воздержания в еде, питье и общении с женщинами и приступали к работе только после обряда очищения, облачившись в церемониальные одеяния.

Мастер мастеров

Период Камакура считается золотым веком японского меча, а самым известным кузнецом этого периода считается монах Горо Нюдо Масамунэ. Несмотря на то что имя этого человека стало легендарным, его биографии, подтвержденной достоверными фактами, практически не существует. Считается, что он родился в провинции Сагами, жил в промежутке между 1260 и 1340 годами и учился у знаменитого оружейника Шинтогу Кунимитсу.

Расцвет творчества Масамунэ приходится на конец XIII — начало XIV века, в это время он разработал особую технику — «сосю» и изготовил в этой технике целую серию мечей. Технология позволяла создавать необычайно прочные изделия. Секрет оружейника заключался в использовании четырех сваренных между собой металлических полос, которые складывались вместе пять раз, образуя в стальном клинке 128 слоев.

Мечи Масамунэ отличались не только высоким качеством, но и особой красотой. Полагают, что Масамунэ усовершенствовал метод получения стали типа «ниэ», когда перлитовая матрица насыщается кристаллами мартенсита, и после окончательной закалки и полировки поверхность приобретает вид «вечернего неба, усыпанного звездами»: четкие темные линии, как молния, прорезают лезвие, а серая тень лежит на его передней части.

В 1714 году по приказу Токугава Ёсимунэ был составлен «Мэйбуцу Те Кехо» — трехтомный каталог изделий лучших японских оружейников. В первом томе перечислены работы трех известнейших кузнецов Японии: 41 меч Масамунэ и 32 меча двух его коллег. Оставшиеся тома включают описание еще 20 клинков великого мастера, а в остальном на треть состоят из упоминаний работ, выполненных его учениками. Согласитесь, это многое говорит о статусе кузнеца и уважении, которое вызывали его шедевры.

Вода в ручье

Самым знаменитым клинком Горо Нюдо Масамунэ японцы считают меч, именуемый «Хондзё Масамунэ». Следует отметить, что мечи для уроженцев островной империи всегда имели не только сугубо утилитарную, но и сакральную ценность. Катана в японских сказаниях — символ доблести, душа самурая. Наряду с бронзовым зеркалом (олицетворением знаний) и яшмовыми подвесками (искусством) она была передана богами семье первого императора.

«Хондзё Масамунэ» тоже имеет свою легендарную историю. Сказания утверждают, что когда-то Масамунэ получил вызов от другого кузнеца — Мурамаса. Тот заявлял, что сделает клинок, который превзойдет все работы великого мастера. Масамунэ принял вызов, и оружейники взялись за работу. Мурамаса изготовил «Дзюути Иосаму» («Десять тысяч холодных ночей»), а Масамунэ сделал легендарный «Хондзё Масамунэ».

Чтоб испытать мечи, их по обычаю укрепили в русле небольшого ручья против его течения. Меч Мурамасы рассекал все, что едва касалось его лезвия: плывущих рыб, кувшинки, листья. Меч же Масамунэ, казалось, был неспособен разрубить ни одного проплывающего листа. Мурамаса уже начал насмехаться над противником, но следившие за испытанием монахи заметили, что все листья и рыбы оплывают лезвие «Хондзё Масамунэ», словно бы сам меч отводит их в сторону. Если первый клинок с маниакальным упоением убивал все, чего касался, то второй не пытался никого губить понапрасну и щадил то, что невинно.

По одной из версий этой легенды меч Масамунэ даже воссоединил и исцелил лист, разрубленный мечом Мурамасы.

Масамунэ редко подписывал лезвия своих клинков, мотивируя это тем, что его работу невозможно подделать или перепутать с изделием другого мастера. Однако сегодня мы знаем целый ряд его мечей: «Фудо Масамунэ», «Кегоку Масамунэ», «Дайкоку Масамунэ», «Хотё Масамунэ», «Котэгири Масамунэ» и, конечно, «Хондзё Масамунэ».

Эта знаменитая катана считалась символом сёгуната Токугава, правившего Японией в период Эдо более двух с половиной веков. Имя меча связано с именем генерала Хондзё Сигенаги, захватившего оружие в качестве боевого трофея в одном из сражений. Позже меч был продан, сменил нескольких хозяев и наконец попал к Иэясу Токугаве, основателю прославленной династии сёгунов. Постепенно став очень важной фамильной реликвией, катана на протяжении веков передавалась из поколения в поколение.

В 1939 году меч был объявлен культурным достоянием Японии.

Последняя война «Хондзё Масамунэ»

Во время Второй мировой войны Япония, воевавшая на стороне стран «оси», потерпела поражение. В сентябре 1945 года генерал Дуглас Макартур на борту американского линкора «Миссури» принял капитуляцию представителей островной империи. После подписания акта командование оккупационными силами предприняло меры к демилитаризации страны. Все воинские формирования, а также гражданские лица должны были сложить оружие, а поскольку в японской армии мечи официально стояли на вооружении офицерского и сержантского состава, то их надлежало сдать так же, как пистолеты, пулеметы и винтовки.

Конечно же, подавляющее большинство мечей для армии выпускалось в массовом порядке, и качество их оставляло желать лучшего, но при этом у части офицеров и гражданских лиц имелись настоящие самурайские клинки, выкованные столетия назад. Они тоже подлежали сдаче.

В декабре 1945 года Иэмаса Токугава сдал «Хондзё Масамунэ» и 14 других мечей из семейной коллекции в полицейский участок в Мэйдзиро. Согласно официальной версии, спустя месяц полиция Мэйдзиро передала конфискованные мечи сержанту 7-го кавалерийского полка Колди Баймору…

Однако на то эта версия и «официальная», чтобы ею можно было прикрыть реальное положение дел. Истина в том, что дальнейшая судьба «Хондзё Масамунэ» неизвестна. В худшем случае он с тысячами других мечей был отправлен на переплавку в качестве металлического лома, в лучшем — осел в одной из частных коллекций или пылится на каминной полке где-нибудь в доме одного из потомков американского ветерана из Аризоны или Техаса, прихватившего занятную железку в качестве военного сувенира.

Установить подлинную личность человека, забравшего меч из полицейского участка, оказалось невозможно. Перевод его имени сначала с английского языка на японский, а затем вновь на английский привел к тому, что его звучание и написание были полностью искажены. А сержант Колди Баймор никогда не числился в списках личного состава 7-го кавалерийского полка США.

Увы, легендарный шедевр великого мастера пропал без вести. Его местонахождение до сих пор остается тайной. По слухам, сломанный клинок этого меча был найден в 2009 году на Окинаве, однако специалисты воспринимают эту новость скептически.

10 самых известных японских мечей и кинжалов

В январе 2014 года в городе Сирои японской префектуры Тиба был найден нож-когатана с обратной (то есть со стороны обуха) заточкой. Длина лезвия когатаны составляет 218 миллиметров. По предварительной оценке, нож относится к историческому периоду Эдо (1603-1868), во время которого правил клан Токугава.

Внимание прессы этот клинок привлек по двум причинам. Во-первых, он напоминает вымышленный тип меча сакабато из манги «Бродяга Кэнсин». Во-вторых, школы владения подобным оружием в Японии нет. «Лента.ру» предлагает читателям не претендующую на всеохватность (например, оружие самураев и ниндзя — это совершенно отдельная история) подборку самых известных японских мечей и кинжалов.

Вакидзаси
Фото: arscives.com

Вакидзаси — традиционный короткий меч с клинком длиной от 300 до 610 миллиметров, который носили в паре с мечом-катаной, затыкая за пояс лезвием (так у меча называется режущая кромка) вверх.

Кай-гунто
Фото: nihontou.jp

Кай-гунто — образец военно-морского меча, напоминающий традиционный тип тати. Его носили во время Второй мировой войны японские офицеры.

Катана
Фото: rakuten.co.jp

Катана — пожалуй, самый известный тип традиционного японского меча. Длина клинка составляла от 610 до 914 миллиметров (иногда больше). Меч носили, затыкая за пояс лезвием вверх.

Кодзука и когай
Фото: uniquejapan.com

Кодзука и когай носят парой. Когай — небольшой вертел или шпилька, его вставляли в один из двух карманов, вырезанных в ножнах традиционного меча. В другой карман вставляли кодзуку — маленький нож.

Кю-гунто
Фото: 100yen / Wikipedia

Кю-гунто — боевой меч в европейском стиле, как правило, сочетающийся с клинком традиционной формы. Меч имел хождение в 1904-1905 годах в период русско-японской войны.

Син-гунто
Фото: 100yen / Wikipedia

Син-гунто — самый распространенный тип армейских мечей Второй мировой войны, основанный на традиционном танто.

Тати
Фото: cmgk.co.jp

Тати — традиционный меч, подвешиваемый к поясу, длина клинка — от 610 до 1270 миллиметров. Ножны имеют два обруча для подвешивания (аси), снабженные поясными крюками.

Танто
Фото: sssc.cn

Танто — традиционный кинжал, монтируемый с гардой (цубой)

Реальная версия сакабато
Фото: Asahi News

Найденный в городе Сирои префектуры Тиба нож-когатана с обратной заточкой.

Айкути
Фото: warriors.wikia.com

Айкути — это кинжал без гарды (танто). Гарду также называют «цуба».

Японское оружие и его виды

Все прошлое древней и феодальной Японии — это нескончаемые сражения. Основное отличие от битв на континенте состоит в том, войны разгорались среди японцев, другими словами, в пределах одной национальности и культуры. Враждующие применяли одно оружие и

похожие стратегии и хитрости ведения войны. В такой ситуации большую важность имело искусство владения оружием самураев и индивидуальные тактические качества военачальников.

Виды японского холодного оружия

В японском боевом прошлом выделяют три определяющих эпохи: эра лука, эра копья и эра меча.

Период Лука

Лук (юми) – старейшее оружие Японии. Луки применялись в качестве оружия с древнейших времен. Стрельба из лука делилась на две формы — как необходимая часть синтоистских церемоний кюдо (Путь лука) и как боевое мастерство кюдзицу (Навых стрельбы из лука). В кюдо обычно упражнялась знать, кюдзицу практиковали самураи.

Японский лук асимметричной формы, верхняя часть которого приблизительно вдвое длиннее нижней. Длиной лук от двух метров. Как правило, части лука изготавливают композитно, другими словами, снаружи лук сделан из дерева, а внутри – из бамбука. Из-за этого стрела почти никогда не движется по прямой траектории, в результате чего меткая стрельба становится возможной только после накопления большого опыта. Среднее расстояние меткого полета стрелы — примерно 60 метров, для профессионала – вдвое дальше.

Японский лук юми фото

Зачастую наконечники стрел изготовлялись пустыми для того, чтобы в полете они испускали свист, который по верованиям отгонял злых демонов.

В старину иногда применялись японские луки, которые необходимо было натягивать не в одиночку, а несколькими воинами (например луки, для натяжения которых требовалась сила семи лучников!). Такие луки применялись не только для отстрела пехоты, но и в битвах на море для потопления вражеских лодок.

Кроме обычной стрельбы из лука, особым мастерством являлась бакюдзицу — верховая стрельба с лошади.

В 16 столетии в Японское государство из Португалии были привезены мушкеты. Они практически полностью вытеснили луки. Вместе с тем повысилась важность копья (яри). Из-за этого эпоху междоусобиц именуют Эрой Копья.

Преимущественно копья применялись для сбивания всадников с лошади. После падения такой боец оказывался незащищенным. Как правило копья применяла пехота. Копье яри было 5 метров в дляну, и чтобы его использовать, нужно было обладать большой силой и выносливостью. Различные самурайские кланы использовали копья разной длины и конфигурации наконечника.

С приходом к власти сёгуната Токугава в 1603 году значение военного мастерства как умения «победы любой ценой» ушло в историю. Оно превратилось в самостоятельную технику самосовершенствования и состязания. Благодаря этому физическую мощь профессионалов копья сменило кэндзюцу — искусство владения мечом.

Именно в эту эпоху самурайский меч стал называться «душой самурая». Меч самурая оттачивался с выпуклого наружу края, а другая грань является своеобразным «щитом» во время сражения. Меч, изготовленный специальными методами многослойной ковки удивительно прочный и острый. Его изготовление занимает длительное время и требует огромных трудовых затрат, поэтому новый самурайский меч всегда имел огромную стоимость. Старинный же меч, произведенный знаменитым мастером, стоил целое состояние. В завещании самурая в специальном разделе всегда указывалось распределение мечей между отпрысками.

Типы самурайских мечей:

Цуруги – старинный прямой заточенный с обеих сторон меч, применяемый до 10 столетия.

Катана — самурайский меч, который носился на поясе острием вверх в паре с вакидзаси. Длина – 60-75 см. Носить катану было разрешено только самураям

Вакидзаси, (Сёто, Кодати) — короткий меч (30 — 60 см), носился на поясе острием вверх и вместе с катаной составлял комплект самурая дайсе (длинный, короткий).

Тати – большой длинный изогнутый меч (от 61 см в клинке), который носился острием вниз, применялся, как правило, всадниками.

Нодати (Одати) – разновидность тати, очень длинный меч (от одного до полутора метров), который носился за спиной.

В тренировках применялись мечи-синай, изготовленный из бамбука и боккэн – мечи из дерева.

Простолюдины могли могли владеть только малыми мечами или ножами — для защиты от разбойников и грабителей. Самураи носили два меча – длинный и короткий. Сражались при этом, все-таки длинным мечом катаной, хотя были и школы владения двумя мечами сразу. Профессионала определяли по способности победить врага при минимальном числе взмахов меча. Особым мастерством считалось искусство убивать противника, быстро вытянув меч из ножен — одним взмахом (техника иайдзюцу).

Вспомогательные виды японского оружия:

Бо — военный шест. Известно большое количество видов разной длины (30 см — 3 м) и толщины.

Дзиттэ — оружие в форме «вилки» с двумя зубами, изготовленное из железа. Применялась полицией периода Токугава для перехвата меча взбешенного (как правило, пьяного) самурая, кроме того, в качестве боевой дубины.

Ёрой-доси — «кинжал милосердия», который применялся для добивания раненых.

Кайкэн — боевой кинжал женщин. Применялся женщинами аристократического рода в качестве ножа для самоубийства при посягательстве на их честь.

Кодзука — военный нож. Зачастую применялся в хозяйстве.

Нагината – алебарда японцев. Жердь с присоединенным лезвием. Первоначально применялась пехотой для нанесения травм вражеским коням. В 17 столетии начала применяться девушками из самурайского рода для обороны. Стандартная длина нагинаты составляла примерно 2 м.

Тэссэн — военный веер со стальными спицами. Использовался полководцами. Иногда применялся в качестве маленького щита.

фото боевой веер Тэссэн

Старинное японское стрелковое оружие (однозарядные аркебузы) – популярным стало в период междуусобиц. После воцарения сёгуната Токугава перестало использоваться, так как считалось «недостойным истинного воина».

Японское оружие видео

Интересное видео о катане и вакидзаси.

Жанр статьи — Оружие Японии

Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!

Самурайский меч катана

Самурайский меч катана — это не просто меч, а воплощение японского духа, олицетворение исторической культуры и предмет гордости народа Страны восходящего солнца.

Это оружие считается настоящим символом японского народа, его боевого духа и воли к победе. Еще с самых древнейших времен считалось, что существует три главных японских сокровища. К ним относят яшмовое ожерелье, священное зеркало и меч.

Для самурая меч был его спутником жизни, и даже на пороге смерти воин не выпускал его из рук. Также катана отражала социальное положение своего хозяина, являясь олицетворением чистоты, и — что свойственно только японцам — считалась лучшим подарком в дань уважения. Согласно японской мифологии, меч — это не символ войны и смерти, а наоборот — оружие мира.

История меча катана

Долгое время, участвуя в кровопролитных боях, японцы использовали копья. Но времена правления сёгуната Токугава изменили привычный уклад воинов. С приходом технического процесса стали использоваться мечи. Искусство владения мечом получило название «кэндзюцу». Это не просто набор воинских знаний, но и духовное самосовершенствование.

Возникновение «оружия души» связано с историческим изменением своего более древнего предка — меча тати, который считается традиционным оружием самурая. Катана не является исконно японским мечом, потому как его формирование происходило под влиянием других азиатских культур. Свой окончательный вид меч получил в периоды Нара и Хэйан — это изогнутый клинок с такой же рукояткой, заточенный только с одной стороны — именно таким мы можем увидеть его в наше время. Для создания катаны использовались особые техники ковки и закалки железа, а рукоятка, как правило, обматывалась шелковой лентой. В редких случаях мечи украшались гравировкой, обычно такие экземпляры имели особую ценность.

Ношение катаны

Самурайский меч катана носят с левой стороны в ножнах, которые расположены за специальным поясом — оби. Лезвие меча, как правило, направлено вверх — этот способ ношения считается общепринятым еще с окончания войн в период Сэнгоку, когда ношение оружия приняло скорее традиционный характер, нежели военный. Когда появлялась возможность угрозы, катану держали в левой руке, а если хотели выразить свое доверие, то в правой. Садясь, самурай клал меч недалеко от себя. Если катана использовалась редко, то ее хранили дома в ножнах из необработанного дерева магнолии, которое предотвращало появление и дальнейшее распространение коррозии.

Угол, в котором хранился меч, назывался токонома. А специальная подставка, на которой он располагался – катанакакэ. Во время сна самурай располагал свой меч в изголовье таким образом, чтобы его легко можно было схватить в любой момент.

Владение катаной

Катана — это режущее оружие, способное с одного удара обезглавить противника. Основная техника владения японским мечом заключена в том, что удар наносится не под прямым углом, а вдоль плоскости. Также для упрощения нанесения режущих ударов центр тяжести располагали ближе к клинку.

Длина катаны позволяла совершать различные маневры. Держать её необходимо сразу двумя руками. Середина левой ладони располагалась в конце рукоятки, а вторая рука сжимала область возле гарды. Участие в процессе размаха сразу двух рук позволяло получить большую амплитуду, что усиливало удар.

Выделяют три вида стоек для фехтования катаной:

  • Дзедан — меч находится на верхнем уровне
  • Чудан — в этом положении меч должен находиться перед собой
  • Гэдан — меч находится на нижнем уровне

Для успешного применения освоенных основ в фехтовании катаной, нужно уметь предвидеть все движения противника и в короткое время точно планировать свои действия.

Традиционно обучение фехтованию японским мечом разделено на три уровня:

  • Омотэ -открытый уровень, на нем не происходит углубления в «скрытые» техники владения мечом
  • Тюдан — средний уровень
  • Окудэн — закрытый уровень

В Японии по сей день сохранилось множество традиционных школ, обучающих искусству владения меча. Эти школы смогли продолжить свое существование даже после запрета на ношение мечей, который установил император Мэйдзи.

Как достигается особая острота Катаны?

Катана считается уникальным холодным оружием, поскольку обладает функцией самозатачивания. Подставка, на которую помещается меч, позволяет клинку оставаться долгое время острым благодаря особому движению молекул. Процесс изготовления клинка подразумевает использование специальной техники. Шлифовка представляла собой десять этапов, таким образом уменьшалась зернистость поверхности. Полировка лезвия происходила с использование пыли древесного угля.

В последнюю очередь осуществляется закалка клинка с помощью жидкой глины. Она способствовала возникновению специальной полоски с матовой поверхностью, которая символизировала границу между зеркальной частью лезвия и матовой. Часть лезвия обматывалась глиной, а другая половина клинка закалялась в воде. Таким образом достигалась разная структура поверхности. Если мастер отличался большой популярностью, то на этом этапе изготовления он оставлял свою подпись. Но на этом этапе клинок еще не считался готовым. Окончательная полировка лезвия занимала две недели. Когда поверхность клинка обретала зеркальный блеск, считалось, что работа завершена.

Металл, участвующий в процессе изготовления оружие имел особую структуру. Её особенность – это слоистость. Существовало несколько способов получения качественной стали. Они определялись под воздействием многих внешних факторов.

Самурайский меч катана в наше время

Давно утеряв боевое значение, меч катана стал настоящей находкой для любителей азиатской культуры. Настоящее оружие является древнейшим творением ручной работы. Подлинные экземпляры, чаще всего, передаются по наследству и несут в себе функцию реликвии. Но приобрести самые лучшие катаны имеют возможность далеко не все, так как отличить подделку от оригинала может только настоящий ценитель холодного оружия. Так сколько стоит настоящий самурайский меч катана? Стоимость изготовленных в Японии мечей составляет не меньше 1 тысячи долларов, а цена более редких экземпляров может доходить до 9 тысяч долларов. Таким образом, самым дорогим японским мечом в истории считается меч Камакура 13 века, который был продан на аукционе за 418 тысяч долларов.

Как появился самурайский меч катана: мифы и действительность

В предыдущей статье я начал рассказывать вам о катане, сегодня хочу подробнее рассказать вам об этом интересном оружии. Начнем, пожалуй, с истории возникновения.

По древнему японскому преданию, первая катана самурайский меч был создан кузнецом Амакуни в 7 веке, жившим в Ямато (древнем государстве, впоследствии в 670 году переименованном в Японию). Легенда гласит, что кузнец наблюдал за возвращавшимися с поля брани воинами и заметил, что многие выкованные им мечи сломаны — это разбило сердце мастера. Он и его сын Амакура поклялись, что смогут выковать такой прочный меч, который не подведет в самом яростном сражении.

Они закрылись в своей кузнице и целую неделю молились богам Синто, что бы те помогли им в создании совершенного меча. Сколько времени они потратили на создание меча доподлинно не известно , но в результате их стараний и появилась боевая катана. И когда в следующем году воины возвращались с войны — все мечи, выкованные Амакуни были целы. Сам император поблагодарил кузнеца за его работу.

Прародителем катаны смело можно назвать японский меч тати (тато), повсеместно используемый японскими воинами. Тати отличается от катаны более длинным (от 75 см) и более изогнутым лезвием. Необходимо упомянуть, что тати уступает катане в качестве изготовления. Постепенно, к 15 веку японская катана вытесняет тати и становится главным оружием самурая.

Ношение катаны

Культура ношения катаны сформировалась в японском обществе к 17 веку, когда закончился период Сэнгоку («эпоха воюющих провинций»). Период, в который власть династии Асикага в Японии ослабла и появлялись княжества на периферии, которые вели постоянные междоусобные войны. Самураи носили катану обязательно в паре с коротким мечом вакидзаси. Такое парное ношение называется — дайсё («длинный -короткий» в переводе с японского). Подробно о вакидзаси мы поговорим в следующей статье.

Носить катану следует только на левой стороне, обязательно в ножнах (сая), заложенных за оби ( узкий пояс, завязываемый простым узлом) лезвием вверх. Ношение самурайской катаны требует исполнения особых ритуалов. Так, входя в дом, самурай вынимал катану из-за оби и если чувствовал, что ему угрожает опасность, держал её в левой руке и был готов в любую секунду нанести удар. В знак особого уважения и доверия, самурай держал катану правой рукой. Садясь, самурай клал катану на пол, но она всегда находилась в пределах его досягаемости.

28 марта 1876 года в Японии был принят закон о запрете ношения мечей для всех, кроме военных и полицейских, а также людей в церемониальной одежде. Многие были недовольны этим запретом, поэтому в то время получило распространение ношение катаны в необработанных деревянных ножнах (сарасая) и без каких либо украшений и инкрустаций. Таким образом боевая катана становилась похожей на деревянный меч — бокуто. В 20 веке появились катаны, лезвия которых хранились в ножнах, выглядящих как деревянный посох.

Кэндзюцу — японское искусство владения мечом

Кэндзюцу появилось более 12 веков назад, когда в Японии появился класс воинов. Упор в этом искусстве ведения боя делается на мастерстве владения мечом. Зачастую, мастерство достигается многотысячным повторением ката. Ката — это последовательность движений, которые можно назвать боевыми приемами. Так, тренируясь долгое время, воин доводил знание приемов до автоматического и в бою использовал их бессознательно, на уровне рефлексов.

В древние времена тренировки часто проходили с использованием боевых мечей, из-за чего они были жестокими и травмоопасными. В более поздние времена и в современном мире используются деревянные модели мечей.

Основную идею кэндзюцу можно сформулировать следующим образом — во время атаки меч должен идти к цели не под прямым углом (нанося удар), а вдоль своей плоскости, таким образом нанося порезы. В этом и заключается уникальность и одно и основных отличий от западных техник владения мечом.

Пожалуй, самая известная и впечатляющая техника Кэндзюцу — иайдо.

Иайдо ( дословно означает искусство встречать сидя) — это техника боя, которая заключается в мгновенной атаке или контратаке противника. В иайдо нет фехтования как такогого, здесь изучается именно моментальное поражение противника мечом, который изначально был в ножнах. Все приемы и движения иайдо просты. Но владение этой техникой требует не только физических способностей, но и острого ума, так как нельзя допустить ни единой ошибки и необходимо одним выверенным движением, в считанные секунды закончить поединок.

Так как бой на катанах был скоротечным (обычно от нескольких секунд до минуты), хитрость была залогом успеха. Всем своим видом (мимикой, взглядом) и поведением самурай показывал противнику, что собирается действовать в определенной манере, вынуждая противника подстраиваться под него. В этот момент самурай молниеносно атаковал противника неожиданным приемом, не давая шансов на защиту. И сражение заканчивалось.

Использование катаны

Изначально, самураи не использовали меч как основное оружие — предпочтение отдавалось лукам и копьям. катаны и другие самурайские мечи использовались, как оружие самообороны. Так же применялись для обезглавливания поверженного противника или для совершения ритуального самоубийства — сэппуку. Лишь в 15 веке, когда официально самураям разрешили использовать только мечи, катаны выходят на передний план. Именно в это время особую популярность приобретают техники владения мечом.

Катаны занимали важное место в жизни самурая, поэтому считалось необходимым иметь не одну катану а несколько. Так, в арсенале уважающего себя самурая, были боевые катаны ( которые обычно выполнялись в аскетичном стиле, без украшений), катаны для торжеств и праздников ( пышно украшенные). Богатую инкрустацию ( драгоценными металлами и камнями) можно объяснить тем, что самураям запрещалось носить украшения. Таким образом они могли показать свой достаток и положение.

Масамунэ и Мурамаса — великие Мастера

Первый Мастер — Масамунэ. Родился в конце 11 века в провинции Сагами, где и работал. Его по праву можно считать самым известным оружейником Японии. Приобрел известность тем, что создал свою технику изготовления мечей — Сосю. Оружие по этой технологии изготавливалось по строгим канонам. Основой меча являлись четыре сваренные между собой полоски стали, которые складывались вместе и выковывались пять раз, в итоге количество слоев в клинке становилось равно 128. Этой техникой пользовалось не одно поколение его учеников. По преданиям, Масамунэ отказывался подписывать свои клинки, так как их нельзя было подделать.

Второй Мастер — Мурамаса. Основатель целой династии оружейников из провинции Исэ. Его мечи славились своей невероятной остротой. Мастер был недоволен политикой проводимой тогдашним правителем Японии и в каждый свой меч вкладывал проклятья для императорской семьи. По этой причине в 17 веке мечи Мурамаса были запрещены и их уничтожали, а хранившие их люди подвергались гонениям вплоть до смертной казни. Возможно поэтому ходит преданье, что мечи Мурамасы — кровавые мечи и могут пробудить жажду крови во владельце. До наших дней сохранились лишь четыре меча Мурамаса, один из которых носит титул самого острого меча в мире, который состоит из 25000 слоев стали.

Этих мастеров связывает одна легенда — каждый из оружейников воткнул свой меч в дно реки поросшей лотосом, цветы лотоса проходили невредимыми мимо меча Масамунэ, тогда как меч Мурамасы разрезал их на мелкие части. В данном поединке Мурамаса признал победу Масамунэ, так как по японской философии меч не является оружием агрессии, а оружием мира и создан, что бы прекращать войны.

Катана ручной работы Samurai Sword Katana, стоимость — 5248,37 руб.

Новое в блогах

История развития холодного оружия в Японии.

(статья очень длинная, потому дана со ссылками на остальные главы)

Как ни печально, вся история человечества есть история непрерывных войн, и Япония в этом смысле не лучше и не хуже остальных стран. Хотя, в отличие от «большого мира», бушевавшие на территории архипелага житейские шторма носили локальный, словно бы домашний характер (в сравнении, например, с масштабными действиями персов, римлян, гуннов и прочих многолюдных народностей, населявших бескрайние просторы континента), их жестокость и, скажем так, коэффициент кровавости нисколько не уступали «лучшим» образцам. При всем при том известный нам исторический период весьма короток — около пятнадцати веков. Этого маловато, если вспомнить тысячелетние глубины Эллады, Египта, Китая, не говоря уж о более древних цивилицациях. Чтобы наглядней вообразить себе эти соотношения, вспомним: лишь через семьсот лет после того, как родился, жил и был распят Христос, появляется один из первых письменных памятников Японии — «Кодзики» («Записки о делах древности»), датируемый 712 годом. Что происходило на благословенных островах до того, мы можем лишь предполагать, отталкиваясь от скудных археологических данных. Всё существовавшее до нашей эры и по IV век включительно относят к «ранней культуре», безвозвратно канувшей в омут времен. Период в шесть сотен лет (с 334 г. до н. э. по 300 г. н. э.) именуется «культурой Яо», и только. Бронзовый век в Японии был коротким, а изделия из бронзы находили применение лишь как признак благосостояния владельца. Между тем в качестве оружия уже вовсю применялись заморские железные мечи, импортируемые из Поднебесной. Припомнив, что с данным отрезком истории соотносится знаменитое китайское Троецарствие, нетрудно вообразить ассортимент и качество товара.
Мы не можем назвать точную дату появления привычного сегодня оружия, именуемого «катаной» или «самурайским» мечом, конкретно — слегка изогнутого клинка с длинной (на три захвата ладони) рукояткой и общей протяженностью в пределах одного метра. Пытаться определить год или даже век немыслимо, поскольку замечательный нихон-то (Nihon To) возник как результат довольно растянутого процесса взаимного проникновения и влияния трех различных традиций: китайской, корейской и «варварской», или «северной». Каждый из трех корней внес свои соки в дело формирования чисто японского меча. С точки зрения геометрии, он наиболее близок к корейским прототипам, тогда как весь объем металлургии пришел, пожалуй, из Китая, где к тому времени имелась древняя и великолепно отработанная методика получения железа и превращения его в сталь с последующей ковкой и закалкой длинных клинков. Удивительнее всего в этом вопросе то, что японцы быстро сумели наработать собственную уникальную технологию получения невероятно плотного и прочного слоистого Дамаска, тогда как в Поднебесной мы не находим ничего подобного. Китайские мечи хороши, их уникальные экземпляры превосходили все мыслимые пределы, по это были именно уникальные, штучные изделия гениев угля и наковальни, тогда как в Японии мы имеем дело со стабильной, полноводной и очень производительной традицией со всеми причитающимися атрибутами — школами, стилями, наследственной передачей знаний, и т.д.

Немного отыщется на Земле предметов, прошедших столь же долгий исторический путь, как японский меч, причем с минимальными потерями и практически без искажения традиции. Это настоящая «капсула времени», простая и доступная каждому заинтересованному энтузиасту, потому что волшебный клинок сегодня жив, как три, пять и семь столетий назад, находя все новых почитателей даже в наш технократический век.

Говоря о японском холодном оружии, следует с самого начала определиться в терминологии, поскольку традиционный подход к данному вопросу отличается от принятого в остальном мире. Тогда как повсюду при слове «меч» возникает ясная и однозначная ассоциация с соответствующим предметом, в Стране восходящего солнца это короткое определение трактуется гораздо шире. От века в понятие «нихон-то» (Nihon To), что дословно переводится как «японский меч», включают решительно все разновидности оружия, имеющего стальной клинок (кроме топоров и серпов) — собственно мечи, ножи разных типов, копья и рогатины, неверно именуемые алебардами. Слово «то» означает не всякий меч, но лишь изогнутый и с односторонней заточкой. На самом деле в Японии, как и повсюду, под словом «меч» реально понимают именно это, а для обозначения прочих его родственников существуют собственные названия — яри, наги-ната, вакизаси, танто,катана, айкути и так далее. Сваливая всё в одну кучу, подчеркивают лишь идентичность технологии клинков, вне зависимости от их размера, формы и предназначения. Собственно, даже геометрические очертания различных типов вооружения весьма сходны, будто вышли из рук одного мастера. Плохо это или хорошо, но подобная унификация проявила отменную живучесть в бурных волнах истории. Каждый тип клинка огранен временем и войнами, словно кристалл, и по праву может быть назван классическим, единственно верным и совершенным.

О японских мечах можно рассказывать бесконечно. Об их внешности, несравненных боевых качествах, тончайших нюансах отделки, мастерах и школах, кузнецах и фехтовальщиках, о сюжетах и способах художественной обработки металла — за каждой темой стоит многовековой опыт и, что самое важное, не прерывавшаяся ни на день традиция.
Холодное оружие Японии — настоящее окно в прошлое, волшебное зеркало, через которое мы без искажений разглядываем многие аспекты жизни самураев ушедших времен. В стародавние годы, увы, война и только война составляла стержень и едва ли не единственный смысл общественной жизни, а потому трудно отыскать лучшего проводника в этот кровавый и благородный, изысканный и жестокий мир, чем тот предмет, на острие которого всё и держалось. История Японии — история самурайского сословия, а душа всякого самурая — в его оружии. Безусловно, копье и нагината в определенных ситуациях мощнее катаны и тати, а лук со стрелами утонченнее, но лишь острый клинок катаны сопровождал буси везде и всюду в опасностях жизни, и, стоя у последнего порога, самураи не прокалывали себя копьями и не просили друзей застрелить их каленой стрелой, а призывали на помощь опять-таки меч.

Ни в одной другой стране мира меч не обретался в повседневном быту настолько плотно и естественно. Воины были воинами, горожане — горожанами, и даже в самые отчаянные времена лютейшие из рыцарей не носились со своими Эскалибурами день и ночь, держа руку на ножнах. Ни в Европе, ни в Азии, ни в просторах российского пограничья никогда не было отчетливых школ или чего-то такого, что хотя бы приблизительно можно назвать школами. Опытные вояки учили молодых, юные таланты постигали науку в битвах, рождались, жили и умирали герои и гении клинка, но каша кипела, не кристаллизуясь в образовательные структуры, и отчего-то не нашлось ни единого ветерана, который сел и внятно записал свои и чужие находки, технику защиты и ударов, финтов и поворотов, при помощи которых ему удалось дожить до седых волос. Кто скажет, так или не так махали саблями опричники Скуратова, крушили славян тевтонцы, а те их, рубили турок донцы, погибая, в свою очередь, под ятаганами янычар? Но вот современный мастер кэн-дзюцу перемещается, блокирует удары и рассекает предметы в точности так, как это делали Тайра и Минамото, и даже еще ранее, во времена освоения диких северных территорий, заселенных айнами.

Разве знало искусство рапиры или тяжелой испанской шпаги четко выраженные стили фехтования с явным рисунком той или иной школы? Вряд ли, а если и так, то где всё это, и кто покажет, куда и как вонзал тонкий клинок принц Датский? Да и кто сегодня в состоянии изготовить точно такую рапиру, не похожую на оригинал, и не очень-очень похожую, а именно такую, от химического состава стали до последнего завитка гравировки, причем — с помощью настоящих старинных инструментов? Применительно же к самурайскому мечу вся эта экзотика является попросту нормальным течением жизни, не имитированной, а по-настоящему той самой, что и пятьсот, и восемьсот лет назад. Бодрые деды, объявленные «национальным достоянием», неторопливо куют и полируют, гравируют и льют, оплетают, затачивают и покрывают тем же лаком то же дерево, а из-за стен додзё несутся упоительные звуки, привычные уху средневекового самурая. Если схватить за бока почтенного Мунэнори и, не дав ему опомниться, усадить в тренировочном зале в самом центре Токио, он не скоро поймет, что демонической силой был перенесен через пропасть времен.

Поэтому счастливец, выбравший в качестве хобби изучение традиционного японского меча в любом его проявлении, не рискует ушибить ноги о дно, потому что дна нет, и целой жизни мало для понимания одной-единственной детали, свойства или возможностей обыкновенного «нихон-то».

Ссылка на основную публикацию