Корейские единоборства | Karate-krs.ru

Корейские единоборства

Квонбоп: истоки корейских видов единоборств | Bigasia.ru

Термин «квонбоп» перевести с корейского языка можно как «кулачный бой». Зачастую так называют все виды корейских единоборств.


В корейских видах единоборств предпочтение отдаётся ударной технике. Фото: Kim Hong-Ji/Reuters

В Когурё существовала система тхэккён, которая строилась преимущественно на отталкивании противника во время боя. В государстве Пэкче большое распространение получила борьба субак, которую якобы распространяли китайские буддистские монахи. Нужно отметить, что язык жителей Поднебесной в дальневосточном регионе достаточно долго выполнял те же функции, что и латинский язык в средневековой Европе. Название борьбы происходит от китайского слова «шоубо», которым в самом Китае обозначали рукопашный бой. Но борьба субак не просто позаимствована, она «обросла» наработками местных мастеров. Согласно легенде, в VII веке, когда китайская армия вторглась в Пэкче, буддийские монахи якобы без оружия, орудуя исключительно голыми руками и кольями, заставили оккупантов бежать.

Расцвет корейских боевых искусств пришёлся, пожалуй, на период доминирования государства Силла. Именно тогда появился военно-религиозный клан хваранов, объединивший в себе группу молодёжи из аристократических семейств. В стенах этой школы и появился новый стиль – хваран-до, в технический арсенал которого вошли не только удары локтями, ногами, кистями рук, кулаками и коленями. Эти приёмы сегодня используются практически во всех единоборствах. Тогда же появились и другие приёмы — например, удары головой, которые, скорее всего, были подсмотрены в китайской борьбе го-ти. Правда, после объединения в последней четверти VII века трёх королевств в государство Корё, борьбой субак стал считаться такой рукопашный бой, в котором ногами били в основном выше пояса, используя при этом также попеременно удары кулаками и локтями. Однако позже субак потерял своё прикладное значение, этим термином стали называть кулачные поединки на ярмарках – хоть и зрелищные, но не отличающиеся большим техническим разнообразием.

В последующие века в Корее существовали и развивались другие виды и стили единоборств – например, пигаксуль, тхэккён, юсуль, чхарёк, орёнквон, хёльдо, пакчхиги и т.д. Так, в пакчхиги существовало весьма специфичное действие, не применяемое во многих других видах боевых искусств, — удар заплетённой из волос косой, в которую специально вставлялись металлические иглы или небольшие металлические шары, оставлявшие на теле противника серьёзные раны.


Удары в прыжке занимают значимое место в системе корейских видов единоборств. Фото: Kim Hong-Ji/Reuters

Тхэккён – одно из наиболее самобытных единоборств Кореи, даже его название пишется исключительно по-корейски, тогда как названия других систем обозначаются китайскими иероглифами. Техника тхэккён – это в основном бой ногами, причём удары, подсечки и подножки наносились ниже пояса, так как бойцы в поединках стремились не увечить друг друга, а свалить противника наземь.

Борьба юсуль – единоборство, которое культивировали горные отшельники. Его можно отнести к разряду «мягких искусств», так как технический арсенал этой борьбы включал в себя в основном броски, захваты, болевые приёмы и воздействие на болевые точки человека.

Ещё одной популярной на Корейском полуострове системой боевых искусств считалась чхарёк. Техника этой борьбы сочетала удары ногами с захватами и заломами. Нужно отметить, что большинство корейских единоборств, как, впрочем, и многие другие восточные виды борьбы, всегда включали в себя философско-эзотерические элементы. Не стала исключением и чхарёк, где интенсивный психофизический тренинг сочетался с дыхательно-медиативными упражнениями и использованием специальных препаратов – отваров, настоек и мазей, приготовленных из продуктов растительного и животного происхождения. Согласно философии этой борьбы, источник силы человека – не только изнурительные физические нагрузки, но и «поглощение энергии» природы. Деревья, трава, камни, луна, звёзды, солнце и прочее – всё это источник силы для бойца чхарёк, который стремится избавиться от условностей, привычек и догм, навязанных ему цивилизацией.


Корейское боевое искусство таэккион. Фотохроника ТАСС

В конце XIV века к власти в Корее пришла династия Ли, правившая в стране до начала XX века. Ветер перемен коснулся не только государственного строя, но и религиозных предпочтений корейцев, которые в массе своей стали последователями учения Конфуция, а не Будды. Единоборства хоть и продолжали в обязательном порядке изучать в армии, но процесс этот носил всё более и более формальный характер, поскольку для конфуцианства характерно принижение военного начала и всего того, что с ним связано.

В 1592 году Корея была вынуждена вступить в противоборство с японскими войсками, которые вторглись на её территорию. Кстати говоря, огромная роль в изгнании иноземцев принадлежит народным ополченцам и пришедшим на помощь китайским войскам, чьи инструкторы рукопашного боя впоследствии и стали распространять среди корейцев шаолиньский стиль кулачного боя, который постепенно «кореизировался» и стал известен как соримквон.

В XVIII веке отношения Кореи и Китая испортились. Корейские школы единоборств стали постепенно обретать только им присущую «изюминку». Отличительной чертой корейского рукопашного боя становятся сложные прыжки и удары в полёте — например, «фирменный» прыжок на высоту человеческого роста с последующим ударом ногой. Маститые корейские мастера могли легко выбить из седла всадника.
Однако современная история корейского рукопашного боя началась лишь в прошлом веке, поскольку духовно-философские традиции силовых состязаний пришлось возрождать практически заново. Об этом наш следующий рассказ.

Боевые искусства в Корее

Путевки, визы и билеты, по вполне доступным ценам вы можете приобрести на сайте. Но Корея, это не только отдых и развлечения, это еще и великие боевые искусства. Корейские боевые искусства очень колоритны и ярко отличаются от единоборств других стран,несмотря на то что собственно корейских видов практически нет.

Древняя корейская борьба ссирым произошла от монгольской борьбы на поясах,хельдо и пульмудо основаны на китайском ушу,хапкидо было разработано учеником японского мастера,и даже основатель всемирно известного тхэквондо долгое время преподавал каратэ –до стиля шотокан.

Самое известное корейское боевое искусство

  • Тхэквондо

Самое известное корейское боевое искусство обязано своим появлением генералу Чхве Хон Хи , который с марта 1946 года начал систематически развивать новую технику , а 2 апреля 1955-го дал ему имя ,,тхэквондо ‘’,что буквально значит ,,путь ноги и кулака ‘’. Это самое известное боевое искусство,родиной которого считается Южная Корея.Благодаря стараниям генерала и его последователей сейчас этот вид стал олимпийской дисциплиной.75 процентов технических действий в тхэквондо выполняются ногами, поэтому каждый спортсмен должен уделять около часа в день растяжке мышц ног.

Мастер Хельдо

  • Хельдо

Мастера Хельдо оснастили арсенал приемов борьбы воздействием на жизненно важные центры организма,которые известны как акупунктурные точки . Настоящий мастер хельдо может легким прикосновением заставить своего противника потерять сознания , ввести его в состояние боевого шока,обездвижить мышцы рук или ног, а в некоторых случаях и парализовать все тело.

  • Хапкидо

Чхве Ёнсоль соединил полученные у японского мастера айки –дзюцу Сокако Токеды знания с корейской борьбой юсуль,включил в свой стиль удары ногами и назвал его хапнидо (,,путь соединения энергии’’). В арсенале борьбы есть также отточенная техника работы с различными подсобными средствами,даже под зонтиком и палочками для еды .

Хварандо-самое таинственное боевое искусство

  • Хварандо

Самым таинственным корейским боевым искусством считается хварандо , которое , согласно открывшему его широкой публике мастеру Ли Банчжу , длительное время укрывалось в буддийских храмах Южной Кореи.Техника хварандо и основные принципы этого боевого искусства близки к хапкидо,но дополнены упражнениями ки-хаб,благодаря которым продвинутые ученики в состоянии разбивать о собственную голову каменные валуны.

14 тысяч учеников выпустили школы тхэквондо под руководством сенсея Канга,которому принадлежит сеть спортклубов в Нью –Йорке.И это несмотря на его юный(для 9 дана) возраст – 45 лет.4 сентября является Всемирным днем тхэквондо.Это решение было принято на генеральной ассамблее Всемирной федерации тхэквондо в Хошимине.

Корейские единоборства

Тансудо это современное корейское боевое искусство, в котором сохранилось множество элементов из древних корейских боевых искусств. Полное название Тансудо мудуккван, слово мудуккван переводится как «зал боевой добродетели» а слово тансудо как «путь Танской руки», что намекает на его связь с китайскими боевыми искусствами периода династии Тан.

Множество корейских легенд утверждают что этому искусству около 1000 лет, но достоверно известно что мастер Хван Ки (1914 г.р.) начал пропагандировать эту систему с осени 1945 года.

Еще будучи ребенком Хван Ки увидел как несколько человек безуспешно пытались атаковать одинокого мужчину, которые однако сумел увернуться от всех их ударов, и смог обратить их в бегство своими ударами ног. С того времени юный Хван Ки начал изучать корейские боевые искусства, везде где мог найти учителя. В 22 года Хван Ки уже считали мастером.

Одним из наиболее быстро развивающихся боевых искусств современности является тхэквондо. И доказательством этому — его включение в 1998 году, как вида спорта, в программу летних олимпийских игр. Появившись в Корее, тхэквондо очень быстро завоевало весь мир. Эта боевая система является очень структурированной и прививающей, как и большинство традиционных восточных боевых искусств, не только физические, а и высокодуховные принципы и умения. Этот спорт ставит своей целью улучшение душевного здоровье и качества жизни. На сегодняшний день тхэквондо является всемирно известным международным спортом. Прежде чем углубляться в специфику этого традиционного корейского боевого искусства давайте более подробно остановимся на смысле названия «тхэквондо». Это название состоит из трёх слов «Тхэ», «Квон» и «До «. «Тхэ» перводится как «нога», «Квон» обозначает»борьба» или «кулак» и «До» традиционно обозначает «путь». Соответственно, название «тхэквондо» можно перевести как «путь ноги и кулака». Исходя из названия этого искусства, можно вывести два постулата. Во-первых, тхэквондо — это способ правильно применять все части тела, и в первую очередь ноги и руки. Во-вторых, тхэквондо — способ с помощью борьбы управлять или сохранять мир. Он аналогичен русскому термину «рукопашный бой», то есть чрезвычайно широк по своему содержанию.

Хапкидо — корейское боевое искусство. На корейский полуостров элементы будущей боевой системы проникли из Японии. Основателем хапкидо считают корейского мастера Чхве Ён Соля, длительное время был одним из наиболее успешных учеников мастера Дайто Рю Такеда Сокаку, преподававшим айкидзюцу. После возвращения Чхве Ён Соля в Корею преподавал этот стиль, назвав его сначала «явара», а позже переименовав в «Ю-суль». Окончательно он остановился на «Кидо». В том виде, в котором мы знаем хапкидо сегодня, очень большую роль сыграли ученики мастера Чхве. Они внесли в этот стиль, техники не свойственные айкидзюцу: традиционную корейскую технику ударов ногами и многое другое. Один из учеников мастера Чхве — Джи Хан Джэ, считающийся «отцом современного хапкидо» и предложил название «хапкидо». Название можно интерпретироваться как путь объединения энергии. Исходя из того, что основные элементы данного боевое искусство изначально были взяты из айкидзюцу, хапкидо имеет много схожего с японским айкидо.

Кумдо-путь совершенства

На протяжении столетий уже цивилизованного этапа развития человечества его представители свидетельствовали примеры истинного мужества своих соплеменников. И в какой бы части земли не происходили события, достойные отражения их в былинах, легендах, сагах среди многочисленных видов оружия всегда выделялся меч в различных его видах.

Но, пожалуй, нигде не было такого почтения к мечу, как в странах Юго-восточной Азии и Дальнего Востока. Огромное количество видео и печатного материала пришло на постсоветское пространство, раскрывающие действительно магические возможности меча Китая или Японии. Но, на мой взгляд, совершенно незаслужено обделен достаточным вниманием корейский меч. А ведь еще в средние века легендарные японские воины – самураи, преклоняющиеся перед величием своего меча, так и называли его: корейский меч.

Кумдо (Kumdo) в переводе с корейского означает «путь меча». Как считают корейские исследователи, история меча в Корее уходит в прошлое более, чем на три тысячи лет вплоть до бронзового века. Этому свидетельствует археологические раскопки, подтвердившие, что меч и искусство им владения были частью повседневной жизни корейцев, которым приходилось постоянно защищать свою землю от маньджурских и других захватчиков.

Тхэквондо — как корейцы превратили прыжки из кустов в боевое искусство

Высокие удары ногами и невероятные трюки по разбиванию нескольких досок в прыжке — все это тхэквондо, корейское боевое искусство, включенное в Олимпийские игры и привлекающее миллионы любителей зрелищных спаррингов. Как и положено столь любопытному явлению, у него есть и прекрасная история, и свой неординарный путь в MMA.

Субак и теккен — боевые искусства древних корейцев

Как только предки корейцев еще до нашей эры заняли свой кусочек Земли, они разделились на три раннефеодальных государства Когуре, Пэкче и Силла и начали враждовать не только друг с другом, но и с окружающими странами. Поскольку неподалеку от них есть немаленький Китай, да и японцы со своих островов нередко наведывались с пиратскими набегами, практически все население этих государств так или иначе вынуждено было быть воинами, готовыми с оружием в руках отстаивать свою землю, да и чужую пограбить.

Основное внимание уделялось умению биться холодным оружием, но и техники безоружного боя тоже изучались. Так, на фреске Как-дже в Когуре изображены два бойца, предположительно использующие стиль субак. По некоторым данным, источником этого стиля была китайская борьба шубаку или шоу-бо, и появилась она в Корее вместе с китайскими захватчиками. Когда их выгнали, полезное боевое искусство оставили себе, добавив большое количество разнообразных ударов руками и ногами, и оставив многочисленные броски и захваты.

По другим данным, субак — изначально корейское изобретение, ярмарочная борьба, в которой для развлечения два бойца били друг друга в основном ногами, иногда со связанными за спиной руками.

Впрочем, вполне возможно, что частично правдивы обе версии. Субак был крайне популярной народной забавой, которой можно было не только развлечься на ярмарке, но и дать отпор захватчикам.

Система субак изучалась не только среди черни, но и в привилегированных слоях. Так, например, у правителя государства Коре, появившегося, когда государство Силла объединило все страны Корейского полуострова, была личная охрана из лучших мастеров субак. По легенде, один из таких мастеров однажды голыми руками уложил свирепого тигра, напавшего на короля во время прогулки по лесу. А в конце XV века король Седе приказал брать в армию на должности младших командиров тех людей, которые выигрывали соревнования по субак.

После того, как государство Силла в первый раз объединило Корею (688-935 годы н. э.), все впервые вздохнули спокойно, ибо прекратились внутренние смуты, и в боевых искусствах пропала необходимость. Но правители Силла начали внедрять их централизованно, используя при обучении в школах. Особенно им понравился стиль теккен — прямолинейное и жесткое направление субака, использующее многочисленные удары и подсечки ногами, а также удары руками по глазам, горлу и удары головой. Централизованное внедрение дошло до того, что король Чосун Как Чоу каждый год проводил соревнования по теккен, а победитель получал высокую государственную должность.

Цветы-юноши и боевое искусство элиты

В Силле был обычай отдавать юношей, как высших, так и низших классов, в особые училища, где они изучали буддистские и конфуцианские тексты, учились управлять государством и писать стихи. Помимо этого их учили и боевым умениям — стрельбе из лука, езде на лошади и бою с холодным оружием. Было и искусство безоружного боя — хварандо, название которого пошло от слова хваран, в переводе — «юноша-цветок» или «цветущая молодежь».

В этом искусстве большое внимание уделялось противостоянию безоружного вооруженному, а также сильный акцент ставился на высоких ударах ногами, в том числе в прыжке. Это обуславливалось тем, что в Корее, где было множество кустарников, было удобно нападать на всадника из засады, вышибая его из седла ударом ноги в прыжке. Тем более, что холмистая местность позволяла с детства тренировать сильные ноги.

Юноши-хвараны являлись костяком армии государства Силла. Рассказывают, что однажды шестнадцатилетнего хварана захватил правитель соседней страны и решил повесить для устрашения других своих противников. Он понял, что просчитался, когда юноша смог высвободиться из виселицы и прикончить несколько десятков воинов, пока его самого, наконец, не убили.

Рождение тхэквондо

Позже, во времена государства Чосон, популярность боевых искусств стала падать, а когда японцы захватили Корею, они начали преследовать мастеров и запрещали корейцам заниматься любыми боевыми тренировками. Поэтому знания передавались тайно, от мастера к мастеру, вплоть до 1945 года, когда Корею освободили от японцев. В 1955 году появился генерал Чхве Хон Хи, который объединил все известные ему тогда стили корейских боевых искусств, добавил что-то от каратэ, мастером которого он также являлся, и создал, наконец, тхэквондо.

Это название объединяет три слова — нога, кулак и путь, поэтому тхэквондо (или таэквондо) — это путь ноги и кулака. Генерал Чхве создал Международную федерацию таэквондо (International Taekwondo Federation — ITF), а после того как он рассорился с руководством страны и имигрировал в Канаду, остальные мастера создали Всемирную федерацию тхэквондо (World Taekwondo Federation — WTF). И до сих пор отголоски этого противостояния выплескиваются на просторах интернета в спорах что круче — ITF или WTF.

Если не вдаваться в подробности, тхэквондо — боевое искусство, где предпочтение отдается различным ударам ногами. Конечно, изучают и удары руками, но на соревнованиях баллы выдают так, что выгоднее бить ногами, и не просто ногами, а ногами с разворота, с вращением корпуса.

Именно поэтому мы сейчас видим такое количество красивых и необычных ударов ногами с разворота именно в тхэквондо. Руками же можно бить только в корпус, поэтому им уделяется гораздо меньше внимания в подготовке спортсмена.

Тхэквондо в ММА и на улице

Данный вид единоборства дает отличные навыки ударов ногами, быстрых, неожиданных и сильных. Большим минусом является то, что в соревнованиях не бьют руками в голову, так что бойцу приходится переучиваться. Но если он справляется с задачей, получается мощная смесь, готовая взорваться неожиданной и разрушительной вертушкой или другим необычный ударом. В UFC сейчас выступает Энтони Петтис, третий дан по тхэквондо, и Эдсон Барбоза, черный пояс по тхэквондо, автор знаменитой вертушки, обошедший все сборники нокаутов на Ютубе. Конечно, чтобы блистать в UFC, парням пришлось серьезно подтянуть борьбу.

А как же улица? Да все так же. Быстрые, мощные удары ногами, при наличии полноконтактных спаррингов и соревнований делают тхэквондиста очень неприятным противником, который может резко вынести противника ударом в печень, или в голову с ноги. Но стоит помнить, что привычка не защищать голову от ударов рукой или забывать о бросках может сыграть с тхэквондистом злую шутку.

Особенно стоит подчеркнуть, что тхэквондо отлично подходит девушкам, которые хотят заниматься именно ударными видами спорта, так как там важны как раз те качества, которые у девушек изначально хорошо развиты — ноги, а также гибкость, растяжка и скорость. Взгляните, например, на Сару Демьянович, не только красавицу, но и мастера тхэквондо.

Обзор. Тэкгон Мусуль — рукопашный бой корейского спецназа

Тэкгон Мусуль пожалуй можно назвать новинкой в мире боевых искусств. Связано это с тем, что до 90-х годов он был закрытой системой рукопашного боя спецназа Республики Корея. До этого, он преподавался исключительно в спецподразделениях и не распространялся среди мирного населения. Но времена сменились и теперь он появился в открытом доступе. Этот обзор написан для того, чтобы вы, читатели могли понять, что это за система, как она появилась и предложить вам на оценку материалы, которые вы можете посмотреть, как говорится здесь и сейчас.

История создания Тэкгон Мусуль возвращает нас в те времена, когда противостояние Северной и Южной Кореи имело, хоть и не явный, как в корейскую войну, но достаточно яркий характер. Когда каждая из сторон регулярно забрасывала друг другу диверсантов с какой нибудь целью на военные склады, военные части. В этот период, 60-70е года, северокорейские диверсанты показывали высокий уровень подготовки, в связи с чем Южная Корея оказывалась в невыгодном положении. Связано это с тем, что в КНДР в то время стали изучать новый стиль рукопашного боя для спец подразделений — Кёксуль, который был весьма эффективным.

Для большей объективности была предпринята попытка найти как можно больше источников информации о Тэкгон Мусуль и к сожалению их оказалось очень мало, а русскоязычных вообще два. Первый это передача Дмитрия Черносвитова на его канале на ютубе, кстати именно этот выпуск и стал инициатором поиска хоть какой то информации и кстати достаточно успешным в плане методических материалов. Второй, статья случайно найденная в контакте, которая в свою очередь является копипастом из темы на будо форумах. Поэтому за основу описания системы был взят выпуск Дмитрия, так как информация которую он дает находит свое подтверждение и в других источниках. Тем более, что согласно той статьи, основателем оказался некто Чан Суок, а его жена Ким Танхва главным помощником. А в такое почему-то верится с трудом.

Продолжая рассказ про историю вернемся к тому моменту, когда в одной из вылазок был захвачен северокорейский офицер спецназа владеющий Кёксуль, который в рукопашном бою сумел победить трех южнокорейских коммандос за 10 секунд. Такой случай не мог остаться незамеченным и было принято решение сверху разработать новую систему для спецназа для вооруженных сил Республики Корея. Чтобы можно было вести бой, как с оружием, так и без него.

За работу взялась группа мастеров, которые и являются главными создателями, Грандмастер Ри, Грандмастер Пак Но Вон, Грандмастер Кок Чан Со. В первую очередь они отправились в Анголу, для того чтобы изучить Кёксуль, который преподавали ангольским спецподразделениям. Связано это с тем, что именно с бойцами владевшими этой системой был приобретен неудачный опыт в стычках. Кроме этого в Текгон Мусуль вошли и другие корейские и зарубежные системы Тэквондо, Кьёк Ту Ки, Хапкидо, Дзюдо, Филиппинские системы всего порядка восьми различных систем. Каждая из которых принесла свои наиболее эффективные техники. Ударная техника была взята из Тэквондо и Кьек Ту Ки, броски из Дзюдо, болевые захваты и противодействия из Хапкидо, техника ножа и палки взяты из ФБИ.

В итоге кропотливой работы все техники приобрели законченный вид в виде стройной системы обучения с высоким уровнем подготовки бойца, что было в свое время доказано в поединках с северокорейскими спецами.

Для Тэкгон Мусуль характерна своя методика обучения, которая строится на изучении серии формальных комплексов рассчитанных на разный уровень подготовки и изучаемый раздел системы. Начинающий будет осваивать комплексы с базовыми стойками, ударами рук, техник защит и т.д. Более продвинутый будет изучать комплексы высшего уровня, к которым относятся и работа с оружием. Стоит отметить, что в качестве оружия в подготовке есть традиционные виды шест, меч, нож, так и современное армейское автомат, пистолет, саперная лопатка и каждому виду оружия соответствует свой комплекс.

Но обучение не строится из одного только разучивания комплексов. Есть разделы с бросками, болевыми и противодействию им, где необходим партнер. Здесь мы можем увидеть другую сторону системы. Где индивидуальная отработка тесно соприкасается с работой с партнером, что увеличивает КПД подготовки. Сочетание формальной техники с прикладной, что дает возможность быстрее усвоить технический арсенал в стилевой манере, когда все элементы четко увязаны в одну стройную систему обучения.

С того момента, как система перестала быть открытой, мастер Пак Но Вон стал активно заниматься пропагандой Тэкгон Мусуль. Была переиздана его книга для изучения Тэкгон Мусуль и был снят учебный фильм Международной Федерации Тэкгон Мусуль. Именно этот фильм и стал основным и скорее всего первым открытым источником демонстрирующий технику и методики обучения. Кроме этого фильма, Пак Но Вон регулярно проводит семинары в разных странах для всех желающих. На данный момент, на сайте «Боевой спорт» ведется публикация видеороликов учебного фильма по Тэкгон Мусуль. Возможно, что многим будет интересно ознакомиться с некогда «тайной» системой подготовки корейского спецназа, а полученная информация окажется полезной.

PS. Если вы обнаружите какие либо неточности в описании или у вас есть дополнительная информация, то мы будем признательны, если вы нам сообщите об этом в комментариях.

История корейских единоборств

Корейские историки относят первые упоминания о единоборствах примерно к 37 году до н.э. В частности, на королевских гробницах династии Когуре изображены воины, выполняющие приемы, сходные с современными приемами тхэквондо. В начале нашей эры на территории Кореи существовали три королевства: Когуре, Силла, Пэкче. Постоянные междоусобные войны и отражение нападений внешних завоевателей из Китая и Монголии стали непосредственной посылкой к зарождению боевых искусств.

Когуре (37 г. до н.э. — 668 г. н.э.).Находилось на территории нынешней Северной Кореи (КНДР). Правительство Когуре организовало социальную систему, в которой лучший боец занимал более высокое социальное положение. Когуре имело прекрасно обученных солдат, которые применяли стиль «сонбе». Дважды в году (в марте и октябре) проводились фестивали, в которых выявлялся лучший боец, состязания носили суровый характер и включали разные виды состязаний вплоть до спарринга в ледяной воде. Кодекс «сонбе» предписывал носить короткие прически, подпоясывать одежду шелковым поясом, уважать старших и беспрекословно слушаться учителя.

Пэкче (18 г. до н.э. — 600 г. н.э.).В государстве Пэкче не поощрялись военные искусства, и, как следствие, сохранилось мало записей, свидетельствующих о единоборствах того периода. Однако в летописи «Ча Ван Ан Ки» упоминается, что в армии практиковался стиль «субак-до», в котором при нанесении ударов использовались как руки, так и ноги.

Силла (57 г н.э. — 935 г. н.э.).Государство Силла внесло наибольший вклад в развитие классических корейских систем единоборств. Именно в государстве Силла появилась и окрепла социальная организация под названием «хваран» (в переводе с корейского — «цветущая молодежь»). В хвараны отбирались отпрыски аристократических семей в возрасте до 14 лет, где они обучались философии, литературе, риторике, музыке, фехтованию, стрельбе из лука, искусству боя без оружия.

Со временем свод наук, этических правил и моральных заповедей получил название «хваран-до» («путь хваранов»). Многие корейские и западные ученые склонны считать, что именно хваран-до послужил прототипом для самурайского кодекса буси-до. Конечно, японцы относятся к такой гипотезе весьма скептически.

Несмотря на скептическую настроенность японцев, в их хрониках часто встречаются записи о культурных обменах того периода, например, запись относящаяся к 642 г. н.э., когда при дворе японского императора был устроен праздник в честь корейского посла. На празднике состоялись соревнования между дворцовой стражей японского императора и охраной посла. Японские бойцы представляли стиль сумо, а корейские — субак.

К сожалению, кодекс хваран-до, в отличие от кодекса буси-до, изжил себя сразу после распада государства Силла. Постепенно хвараны превратились в наемников и предлагали свои услуги враждующим феодалам, а от хваран-до осталась только утилитарно-боевая часть.

В IX веке н.э. Корейский полуостров охватила волна народных восстаний, в начале X века государство Силла дало трещину и окончательно распалось в 935г. н.э. На его месте Ван Гоном было основано новое государство — Коре.

Корё (935 г. — 1392 г.).За период существования этого государства были учреждены сезонные турниры, где аристократы, придворные и военное руководство состязались в борьбе без оружия и с таковым. От результатов поединков зависела дальнейшая карьера чиновников. С одной стороны, такой подход к выбору людей на ответственные посты кажется курьезом, однако изучение боевого искусства не означало одностороннего развития личности, так же как и в период хваранов воспитание воина было комплексным. Отшлифованные физические навыки в большинстве случаев соответствовали высокому духовному и культурному уровню.

Основным стилем, получившим распространение на территории Коре, был субак. В целом этот период можно назвать «золотым веком» корейских единоборств. Постоянно проводимые турниры, социальная значимость боевых искусств, высокий интерес к ним со стороны правителей государства — все это обусловило бурный рост.

В последние десятилетия XII века очередная смута пронеслась по Корейскому полуострову. Целая череда дворцовых переворотов, восстаний и феодальных междоусобиц еще сильнее подняли интерес к единоборствам, особенно к прикладной их части. В полевых условиях не было возможности обучать крестьян философии и высокой технике, недостаток знаний восполнялся на полях сражений, военные начальники прибегали к упрощенным боевым системам, которые получили название тхэккуон. Боевое искусство частично деградировало, отсутствие технических навыков восполнялось элементарной физической силой.

Династия Ли (1392 г. — 1910 г.).После прихода к власти первого императора этой династии Ли Сонге был проведен ряд государственных преобразований. Официально было закреплено правило, когда при поступлении на государственную службу претендент должен был победить в кулачном бою минимум трех соискателей. Повысилась боеспособность армии и флота. Еще одним указом императора была создана Конфуцианская коллегия, по своим функциям соответствующая министерству высшего образования. По словам императора, настоящий мужчина должен писать стихи, играть на музыкальных инструментах и читать китайских классиков. В этот период образуются новые направления в корейских единоборствах: ю-суль и чхарек. Ю-суль близко к принципам айки-до — противнику противопоставлялась его же собственная сила. Особого упоминания заслуживает система чхарек (кор. «заимствование сил»). В основе вида лежало слияние с природой. В процессе изучения этого боевого искусства подвижник удалялся в горы и жил в одном биологическом ритме с природой — питался ягодами и растениями, спал на земле, а зимой — на снегу. После долгого периода привыкания тело становилось закаленным и наливалось силой, достигалось господство духа над телом. Постепенно к XVI веку поле императорских интересов отдалилось от боевых искусств и сместилось к философии и музыке. Почти сто лет корейский двор не испытывал потрясений, а армия не проводила военных действий. Наказание не заставило себя долго ждать. В 1592 г. почти двухсоттысячная армия японских самураев высадилась в Пусане. Большая часть страны была разграблена, сожжена и уничтожена. В память о «геройствах» корейского похода в Киото осталась «могила ушей», в которой японцами было захоронено более тридцати тысяч этих «трофеев».

На борьбу с захватчиками поднялся весь корейский народ — от крестьян и монахов до аристократии. Сохранилось предание об отряде, полностью состоящем из мастеров тхэккуона, единственным оружием которых были посохи. В столкновениях этот отряд неизменно одерживал победу над грозными противниками. Целых шесть лет длилась борьба с захватчиками. Естественно, что такая война вовлекла практически весь корейский народ в занятия боевыми искусствами.

В 1790 году император Чноджо приказал одному из мастеров воинских искусств создать единый иллюстрированный трактат по корейским единоборствам. Этот трактат, включивший приемы субак, тхэккуон и других боевых искусств, дошел до наших дней.

Отсутствие огнестрельного оружия на вооружении армии вплоть до второй половины XIX века обусловило использование единоборств при подготовке солдат в течение многих веков.

Японская оккупация (1910 г. — 1945 г.).Оккупация наложила глубокий след на традиции корейских боевых искусств. Во-первых, всякие национальные боевые виды единоборств были запрещены, во-вторых, распространение получили каратэ и дзю-до.

Таэквондо и его основатель генерал Чой Хонг Хи. (2009)

Таэквондо – один из популярнейших видов спортивных единоборств и пока единственный вид восточных единоборств «ударного направления» входящий в олимпийскую программу. Можно с уверенностью сказать, что таэквондо появилось благодаря одному человеку. Этим человеком, был генерал корейской армии по имени Чой Хонг Хи.

Таэквондо появилось, относительно недавно в 1946 году и сейчас является одним из популярнейших видов спорта. Даже на родине боевых искусств, в Китае, при шаолиньской академии ушу существуют множество школ таэквондо.

Немного истории. Первоначально, генерал Цой изучал традиционное корейское боевое искусство таэккйён. Был знаком с хварангдо и хапкидо, которые также являются стилями корейских боевых искусств. Когда жил в Японии он изучал каратэ. Это было время оккупации Кореи японцами. Но, не смотря на сложные времена, проявив не заурядное упорство, генерал Цой все же получил черный пояс.

Так что же такое таэквондо – в переводе с корейского «таэ» – это нога, «квон» – кулак, «до» – искусство. Стало быть, получается искусство ног и рук. Ноги здесь стоят на первом месте, и это не спроста, так как с древних времен стилевой особенностью традиционных, корейских боевых искусств было наличие большого количества разнообразных ударов ногами, включая удары в прыжке. Эту национальную черту корейских единоборств генерал Чой сделал визитной карточкой своего таэквондо.

Корейские боевые искусства на современном этапе

Корейские боевые искусства на современном этапе — раздел Спорт, Психотехника рукопашной схватки Вся Совокупность Боевых Искусств Кореи, Как Древних, Так И Современных, Опред.

Вся совокупность боевых искусств Кореи, как древних, так и современных, определяется термином «квонбоп». Следует признать, что на процесс их формирования и развития решающее влияние оказала китайская традиция, в частности, философские принципы конфуцианства (хварандо), методы чань-буддийской медитации (пульмудо), шаолиньские боевые искусства (оренквон и соримквон) и методики работы с внутренней энергией даосских монахов (юсуль). В то же время существовали и чисто национальные техники работы руками и ногами (субакги, тхэккен). Поэтому при характеристике корейских боевых искусств не следует впадать в две крайности: напрочь отрицать их национальные корни и определять как полностью заимствованные, с одной стороны, и придумывать им тысячелетнюю самобытную историю, с другой стороны, как это делают некоторые корейские авторы.

В соответствии с китайской традицией в развитии корейских воинских искусств немаловажную роль играло духовное и эстетическое начало. Так, элитное хварандо, практиковавшееся гвардией корейских королей, сочетало в себе комплекс боевых единоборств с искусством стрельбы из лука, занятия фехтованием с конными тренировками, упражнения в медитации, поэзии, музыке и танцах.

К началу ХХ века многие национальные виды единоборств пришли в упадок, что было обусловлено постепенной утратой Кореей государственной независимости. Тем не менее, приемы тэккен и субакги сохранились в народной среде, постепенно происходила их интеграция с японскими боевыми искусствами, привнесенными в Корею в период ее оккупации Японией (1904—-1945),— так зарождались хапкидо и тхэквондо.

Хапкидо, получившее в современной Корее статус национального искусства, было создано в 20-е—-40-е годы ХХ века в Японии корейцем Чхве (Чой) Ён Солем, объединившим технику ног ( субак с искусством школы дайто-рю айки-дзюцу и традициями использования внутренней энергии корейского юсуль, носившего тогда название кидо («путь энергии»). Философия хапкидо схожа с принципами создававшегося приблизительно в тот же период времени айкидо. Понятие духа хапкидо включает в себя преданность родине, почитание родителей и старших, сохранение веры и долга, но принципы непричинения вреда нападающему здесь отсутствуют, поэтому хапкидо представляет собой своеобразный сплав мягкости и твердости.

В названиях айкидо и хапкидо есть общее начало: «ки» обозначает внутреннюю духовную энергию человека, а «до» — путь к вершинам мастерства, к постижению истины. В то же время «хап» (объединение) можно понимать как единство духа и тела или как сочетание самих приемов из различных систем восточных единоборств.

В Южной Корее создана Международная федерация хапкидо, возглавляемая Мен Джэ Намом, но за пределами Корейского полуострова это боевое искусство развивается главным образом в США и России. Мен Гван Сик стал основателем Всемирной федерации хапкидо, штаб-квартира которой располагается в США, а пропагандистом хапкидо на российской земле был В.Д. Цой, при активном участии которого в начале 90-х годов на базе Санкт-Петербургской федерации с согласия Всекорейской ассоциации была создана еще одна Международная федерация хапкидо — одна из самых молодых в ряду аналогичных федераций по различным видам восточных единоборств.

Куксульвон, школы которого появились в 70-е годы ХХ века, как и хапкидо, имеет статус национального искусства. Более того, именно так переводится само название единоборства. Техника куксульвон ненамного отличается от арсенала хапкидо — те же удары ногой по верхнему уровню, захваты, удержания и броски, но она выглядит более изощренно благодаря большому количеству акробатических элементов, различным позициям пальцев при ударах руками, разнообразным приемам в положении лежа. Также в куксульвон используется почти весь арсенал традиционного корейского оружия. Создатель куксульвон Со Ин Хек по политическим соображениям в 1975 году переехал из Южной Кореи в США, где в Сан-Франциско основал Всемирную ассоциацию куксуль.

Первым по популярности среди корейских видов единоборств не только у себя на родине, но и во всем мире является тхэквондо (таэквондо), появившееся в 1955 году благодаря деятельности генерала Чхве (Чой) Хон Хи. Сегодня тхэквондо развивается в Корее как официальное государственное боевое искусство, в Сеуле создан центр изучения, развития и пропаганды тхэквондо — Куккивон, работающий с ноября 1972 года. Он осуществляет официальное присвоение данов и выдачу сертификатов, подготовку инструкторов, ведет хронику рекордов тхэквондо, издает учебные пособия и выпускает учебно-методические видеофильмы.

В технике тхэквондо объединены комплексы разнообразных ударов ногами, характерные для тхэккен, и элементы каратэ. Не случайно тхэквондо переводится как «путь руки и ноги». Этот синтетический вид, с одной стороны, возрождал древнее корейское боевое искусство, а, с другой стороны, вбирал в себя те каратистские техники, которые дополняли технический арсенал стиля и делали его гармоничным.

На сегодня существуют две международные федерации тхэквондо — ITF и WTF, но разница между ними обусловлена в основном политическими мотивами: первая признается в Северной Корее, а вторая — в Южной. Формальное различие между стилями заключается в неодинаковой транскрипции названий (таэквондо и тхэквондо), несовпадающих базовых комплексах, ритуалах и терминологии, но суть боевого искусства остается при этом неизменной.

Штаб-квартира ITF переведена генералом Чхве (Чой) Хон Хи в Торонто, но эта федерация не пользуется большим авторитетом в мире, несмотря на то, что возглавляет ее создатель боевого искусства. WTF, возглавляемая Ким Ун Ёном, имеет филиалы в 118 странах мира, по ее правилам проводятся все крупнейшие международные турниры.

Следует отметить, что признание тхэквондо унифицированным корейским национальным боевым искусством, являющимся квинтэссенцией всех существовавших в прошлом национальных видов единоборств, ведет к ущемлению и преследованию мастеров и школ, не вписывающихся в официальную политику государств как на Севере, так и на Юге. Именно этим обусловлена массовая эмиграция корейских мастеров, главным образом в США, где создаются новые стили и направления, оформляются федерации, придающие себе статус международных. В качестве примера можно привести боевое искусство чойквандо, созданное в 1987 году учеником Чхве (Чой) Хон Хи мастером Чой Кван Ё, покинувшим ITF. Оно пользуется определенной популярностью в англоязычных странах (США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии), создана международная федерация чойквандо со штаб-квартирой в штате Джорджия (США). В С.-Петербурге также создан Российский национальный центр чойквандо.

В Южной Корее в начале 80-х годов ХХ века появилось еще одно направление боевых искусств — вонхвадо («путь полной гармонии»), объединившее арсенал бросков и захватов дзюдо с ударной техникой тхэквондо. Создатель вонхвадо — американский кореец доктор теологии Джун Хо Сук. Оно положено в основу так называемых объединенных боевых искусств (UMA), штаб-квартира которых находится в Нью-Йорке. UMA имеют свою религиозно-философскую основу, а боевое искусство — всего лишь средство ее реализации. Все теоретические построения UMA базируются на религиозной основе церкви Единения мирового христианства, основатель и глава которой Сан Мен Мун провозгласил себя живым богом.

Из международных федераций, пропагандирующих и развивающих традиционные корейские виды боевых искусств, отметим Европейский союз хварандо, объединяющий поклонников искусства средневековой корейской воинской элиты из Германии, Дании и Польши.

Корейское тхэквондо: история единоборства, которое перевернуло мир самозащиты

Истории известно множество видов боевых искусств, одним из которых является тхэквондо – вид корейского безоружного боевого искусства. Если попытаться разобрать это слово подробно, то можно увидеть, что частица «тхэ» по-корейски — это исполнение в прыжке или полете удара ногой, «квон» переводится как кулак, а «до» означает путь и искусство, основанные на святости и мудрости.

Таким образом, данная техника боевого искусства означает систему самообороны без применения оружия, основанной на духовной тренировке и здоровье, заключающейся в нанесении ударов и блоков сопернику голыми руками и ногами.

История основания тхэквондо

Тхэквондо является самым продвинутым и быстро развивающимся видом борьбы, где главный упор сделан на умении и искусстве владеть своим телом. Именно оно – главное оружие. Историю развития тхэквондо можно рассматривать двояко. С одной стороны, истоки его возникновения уходят глубоко в древность на 2000 лет назад. Доказательством этому служат исторические рисунки и рукописи, изображающие эпизоды борьбы и кулачного боя в Корее. С другой стороны, тхэквондо – это самый молодой вид боевого искусства, возникший в Южной Корее в 1955 году по инициативе лучших мастеров.

Юная спорстменка – обладатель желтого пояса тхэквондо

В 57 г. до н. э. на Корейском полуострове существовало три враждующих между собой королевства: Когурё, Пэкчё и Силла, воины которых закаляли и оттачивали свое боевое искусство не только во вражде друг с другом, но и с внешними завоевателями. В королевстве Когурё развивалась техника боевого стиля «сонбэ», в котором применялись боевые галоши с тяжелыми железными платформами, имеющими шипы. Именно поэтому главным оружием воинов стали удары ногами, что до сих пор является отличительной чертой всех корейских боевых искусств. В королевстве Пэкчё использовалась техника «субак», содержащая множество своих секретов и тайн.

Бойцы Силлы проходили через суровую школу «хваран», которая воспитывала в них мужество, упорство, уважение к родителям, преданность своему государю, честность с друзьями. Для них было делом чести овладеть всеми секретами своих почтеннейших предков в вопросе борьбы, отличной физической и духовной подготовки. Благодаря этим храбрым и упорным воинам королевство Силла смогло объединить все государство и сохранить мир на многие столетия.

Долгие годы Корея была оккупирована Японией, в это время многие секреты древних корейских единоборств позабылись, так как были под строжайшим запретом. И лишь после того, как Корея была освобождена (1945 г) боевые искусства стали выходить из подполья, но главные традиции все же утратились. К 1953 году существовало множество различных направлений боевых искусств, но со временем стало ясно, что все их нужно собрать в одну систему для службы государственному режиму. Главным инициатором создания единого стиля стал генерал Чой Хон Хи, который и предложил название этому стилю «тхэквондо» – путь ноги и кулака.

Чой Хон Хи, основатель тхэквондо, родился в 1918 году, в детстве был слабым и постоянно болел, но уже тогда проявлял упорство и стремление в достижении своих целей. В 12 лет Чой был отдан старому учителю Хан Иль Дону, у которого он должен был обучиться каллиграфии. Но этому мешало слабое здоровье юноши, поэтому учитель стал преподавать ему старую технику боя под названием тэккьён, что он с успехом и освоил (так же, как и каллиграфию). В последующем Чой продолжать совершенствовать свою технику боя и осваивать забытые древние корейские боевые искусства. Будучи лейтенантом во времена Второй мировой войны, из-за организации тайного общества по освобождению Кореи он попадает в тюрьму, где на протяжении семи лет не бросает упорные тренировки. Также он начал обучать и других заключенных, сам не подозревая о том, что именно тогда начинается зарождение новой школы боевых искусств – тхэквондо. Освободился он в 1946 году после окончания войны.

Бойцы армейского спецназа Кореи на занятиях по тхэквондо

Официально тхэквондо признали в 1955 году на рассмотрении специальной комиссии, возглавляемой Чой Хон Хи, в 1959 году была создана Корейская ассоциация, а в 1966 Международная Ассоциация данного вида боевого искусства (ITF). Из-за разногласий с властью Чой был вынужден в 1972 году уехать в Торонто, куда перенес и штаб-квартиру ассоциации. Скончался он 15 июня 2002 года.

Основная техника тхэквондо

Она делится на три основных составляющих:

1. Базовая, изучаемая вначале. Она состоит из:

  • Кибон Соги – стойки;
  • Кибон Паль Чаги – техники ног;
  • Кибон Дончак – техники рук;
  • техники передвижений – Пумсэ;
  • Кёкпа – разбивании предметов;
  • Туё – прыжковой техники.

Видео: Тхэквондо на улице. Невероятные удары и махи ногами!

2. После того как освоены базовые приемы, изучают спарринговую (специальную) технику, состоящую из:

  • техники передвижений в спарринге;
  • техники работы по снарядам, на лапах, в грушу, в мешок;
  • техники работы с партнером, условный спарринг в протекторах;
  • техники работы в спарринге по правилам WTF.

3. Далее, обучающийся переходит к основной технике, представляющей собой самооборону и реальный бой. Она включает в себя:

  • бой на 3 шага;
  • бой на 2 шага;
  • бой на 1 шаг;
  • бой на 1 шаг, используя подсечки и захваты;
  • технику самообороны;
  • технику работы с оружием;
  • спецтехнику (показательных выступлений).

Тхэквондо в наши дни

Сегодня это является олимпийским видом спорта (с 1994 г), сохраняя при этом традиции древнего боевого искусства. Им может заниматься каждый желающий, ведь это отличная возможность самореализоваться, укрепить свое психологическое и физическое здоровье.

Начинать нужно с 9 лет, хотя многие школы набирают детей в группы с 6 возраста.

Занятия в детской школе тхэквондо, Ростов

Здесь присутствует своя иерархия (гыпы, их 10). Первый – это десятый гып (белый пояс). Каждому гыпу соответствует свой цвет пояса. Получившие черный пояс осваивают следующие уровни – даны. Данный вид борьбы не имеет ограничений по возрасту. Соревнования проходят по двум разновидностям — пхумсэ и керуги.

Тхэквондо в России

Официально данный вид единоборства признали в 1988 году при САВЕ (Советская ассоциация восточных единоборств), так как до этого момента восточные единоборства были у нас запрещены по Уголовному кодексу. С этого года в нашу страну стали приглашать корейских мастеров.

Кубок России по тхэквондо

На международных соревнованиях наши спортсмены впервые выступили в 1989 году в Пхеньяне, тогда же была образована Федерация тхэквондо СССР. После длительного налаживания международных отношений СССР в 1990 году вступил в ВТФ. Первые Чемпионаты и Первенства начали проводиться, начиная с 1991 года. В настоящее время действует Союз тхэквондо (ВТФ) России.

Корейские единоборства

Главная страница / Боевые искусства Востока / Корея / История корейских боевых искусств /

История корейских боевых искусств

Ссылка на основную публикацию