Комплексы шаолиньского ушу | Karate-krs.ru

Комплексы шаолиньского ушу

Комплексы шаолиньского ушу

За века существования в шаолиньском ушу развилось множество
подстилей. В монастыре преподавало множество мастеров из разных
мест, и в разное время шаолиньцюань выглядел абсолютно
по-разному. Более того, даже в одно и то же время в разных частях
монастыря одни и те же комплексы могли преподаваться по-разному
(в годы расцвета, когда в монастыре тренировались сотни и тысячи
монахов-ббойцов, они не могли поместиться на одной площадке, и
тренировались в разных частях монастыря под руководством разных

учителей — отсюда и различия). Часто бывало, что стиль «уходил»
из монастыря и оставался жить лишь «в миру». После разрушения
Шаолиня в XX веке монахи вообще разбежались по всей стране, а те,
кто вернулся в 70-е годы, знали далеко не все. И потому сегодня
осколки шаолиньской традиции можно найти в разных уголках Китая —
осколки, про которые в самом монастыре уже никто и не помнит.
«Стандартные» шаолиньские комплексы
Эти комплексы преподаются в школах около монастыря и поныне, и их
знают практически все занимающиеся.
Сяо хунцюань (малый кулак Хуна)
Да хунцюань и лу (1-й комплекс большого кулака Хуна)
Да хунцюань эр лу (2-й комплекс большого кулака Хуна)
Да хунцюань сань лу (3-й комплекс большого кулака Хуна)
Паоцюань (пушечный кулак)
Да тунби цюань (большой кулак рук Туна)
Сяо мэйхуа цюань (малый кулак сливы мэйхуа)
Да мэйхуа цюань (большой кулак сливы мэйхуа)
Чаоянцюань (кулак обращенный к солнцу)
Ло-ван шиба чжан (18 ладоней Цзиньнало-вана)
Еча теша чжан (железная ладонь якши)
Синьи чанцюань (длинный кулак сердца и мысли)
Чанху синьи мэнь цюань (кулак длинной защиты врат сердца и
мысли)
Стандартные парные комплексы
Люхэцюань (кулак шести схваток)
Ухэцюань (кулак пяти схваток)
Цзюэюань цишиэр ши (72 приема Цзюэюаня)
Лоханьцюань
(кулак архатов)
Илу лохань шиба шоу (1-й комплекс 18-ти рук архатов)
Зрлу лохань шиба шоу (2-й комплекс 18-ти рук архатов)
Саньлу лохань шиба шоу (3-й комплекс 18-ти рук архатов)
Сылу лохань шиба шоу (4-й комплекс 18-ти рук архатов)
Улу лохань шиба шоу (5-й комплекс 18-ти рук архатов)
Люлу лохань шиба шоу (6-й комплекс 18-ти рук архатов)
Цилу лохань шиба шоу (7-й комплекс 18-ти рук архатов)
Балу лохань шиба шоу (8-й комплекс 18-ти рук архатов)
Цзюлу лохань шиба шоу (9-й комплекс 18-ти рук архатов)
Шилу лохань шиба шоу (10-й комплекс 18-ти рук архатов)
Шиилу лохань шиба шоу (11-й комплекс 18-ти рук архатов)
Шиэрлу лохань шиба шоу (12-й комплекс 18-ти рук архатов)
Шисаньлу лохань шиба шоу (13-й комплекс 18-ти рук архатов)
Шисылу лохань шиба шоу (14-й комплекс 18-ти рук архатов)
Шиулу лохань шиба шоу (15-й комплекс 18-ти рук архатов)
Шилюлу лохань шиба шоу (16-й комплекс 18-ти рук архатов)
Шицилу лохань шиба шоу (17-й комплекс 18-ти рук архатов)
Шибалу лохань шиба шоу (18-й комплекс 18-ти рук архатов)
Люхэцюань
(кулак шести схваток)
Один из основных парных комплексов шаолиньцюань.
Илу люхэцюань (1-й комплекс кулака шести схваток)
Эрлу люхэцюань (2-й комплекс кулака шести схваток)
Саньлу люхэцюань (3-й комплекс кулака шести схваток)
Сылу люхэцюань (4-й комплекс кулака шести схваток)
Улу люхэцюань (5-й комплекс кулака шести схваток)
Люлу люхэцюань (6-й комплекс кулака шести схваток)
Каньцзяцюань
(кулак присматривающего по дому)
Говорят, что этот комплекс был составлен для облегчения монахам
запоминания техники, необходимой для сдачи экзамена «13 врат».
Каждая из частей комплекса расшифровывается как бой против двух
противников.
Илу каньцзяцюань (1-й комплекс присматривающего по дому)
Эрлу каньцзяцюань (2-й комплекс присматривающего по дому)
Саньлу каньцзяцюань (3-й комплекс присматривающего по дому)
Сылу каньцзяцюань (4-й комплекс присматривающего по дому)
Улу каньцзяцюань (5-й комплекс присматривающего по дому)
Люлу каньцзяцюань (6-й комплекс присматривающего по дому)
Цилу каньцзяцюань (7-й комплекс присматривающего по дому)
Балу каньцзяцюань (8-й комплекс присматривающего по дому)
Цзюлу каньцзяцюань (9-й комплекс присматривающего по дому)
Шилу каньцзяцюань (10-й комплекс присматривающего по дому)
Шиилу каньцзяцюань (11-й комплекс присматривающего по дому)
Шиэрлу каньцзяцюань (12-й комплекс присматривающего по дому)
Шисаньлу каньцзяцюань (13-й комплекс присматривающего по
дому)
Усин бафацюань
(кулак пяти форм и восьми метдов)
Усин бафацюань (72 ши) (кулак пяти форм и восьми методов —
72 формы)
Усин бафацюань (108 ши) (кулак пяти форм и восьми методов —
108 форм)
Лохань чжан (ладони архатов)
Да цзиньганцюань (кулак большого буддийского стража)
Ши да гун фа (10 больших методов наработки)
Чжунго мичуан шоугун (китайская тайно передаваемая наработка
доголетия)
Чжишань гунь (шест покоряющий гору)
Бучжань дао (меч-дао пешего боя)
Тияо цян (копье разведения огня)
Цзывэй бан (дубина созвездия Цзы-вэй)
Цзиньган дадао (алебарда буддийского стража)
Пушэнь дуаньцзянь (короткий меч-цзянь для самозащиты)
Цзиньчуйцы (иглы золотого удара)
Цзинган цзянь (меч-цзянь буддийского стража)
Шоу шао бянь (ручной кончиковый хлыст.

Шаолиньцюань — Комплексы шаолиньского ушу

шаолиньский монах

У кулака есть форма, у удара нет формы

один из принципов шаолиньского ушу

Совершенно случайно, попался недоделанный и заброшенный сайт про комплексы Шаолиньского ушу — есть только одна заглавная страница и две статьи про комплексы этого самого Шаолиньского ушу. (Насколько я понимаю Шаолиньцюань — это лишь один из разделов этого вида ушу — в котором рассматривается техника безоружного боя.) По всей видимости, по задумке авторов, эта страница должна была быть главной — от которой бы уже были бы ссылки на каждый отдельный комплекс Шаолиньского ушу. (Причем авторам, к сожалению, удалось найти всего лишь два комплекса: Ло-ван шиба чжан (18 ладоней Цзиньнало-вана) и Еча теша чжан (железная ладонь якши). Хотя идея сама по себе любопытная — собрать все комплексы Шаолиньского ушу в одном месте и хоть как-то их классифицировать. (как например ката в японском каратэ. (На мой взгляд Шаолиньцюань значительно любопытнее нежели каратэ — но к сожалению он не подвергся, по каким-то причинам, такой активной популяризации как каратэ. И на самом деле про этот стиль мало что можно найти сколько нибудь систематизированного в сети Интернет. А было бы любопытно, все таки познакомиться поближе с Шаолиньцюань) Хотя я думал что такой классификации таолу в Шаолиньцюань, например все же нет — вот одна из них. (Не знаю насколько оригинальная. Но и между тем…)

Комплексы шаолиньского ушу

За века существования в шаолиньском ушу развилось множество подстилей. В монастыре преподавало множество мастеров из разных мест, и в разное время шаолиньцюань выглядел абсолютно по-разному. Более того, даже в одно и то же время в разных частях монастыря одни и те же комплексы могли преподаваться по-разному (в годы расцвета, когда в монастыре тренировались сотни и тысячи монахов-бойцов, они не могли поместиться на одной площадке, и тренировались в разных частях монастыря под руководством разных учителей — отсюда и различия). Часто бывало, что стиль «уходил» из монастыря и оставался жить лишь «в миру». После разрушения Шаолиня в XX веке монахи вообще разбежались по всей стране, а те, кто вернулся в 70-е годы, знали далеко не все. И потому сегодня осколки шаолиньской традиции можно найти в разных уголках Китая — осколки, про которые в самом монастыре уже никто и не помнит.

«Стандартные» шаолиньские комплексы

  • Паоцюань (пушечный кулак) — создателем считается Цзиньнало
  • Чаоянцюань (кулак обращенный к солнцу) — создателем считается Цзиньнало
  • Чжаоянцюань — создателем считается Цзиньнало
  • Ло-ван шиба чжан (18 ладоней Цзиньнало-вана)
  • Еча теша чжан (железная ладонь якши)
  • Синьицюань (кулак сердца и мысли) — создателем считается Сэнчоу
  • Синьи чанцюань (длинный кулак сердца и мысли) — создателем считается Чжэньсюй
  • Чанху синьи мэнь цюань (кулак длинной защиты врат сердца и мысли) — создателем считается Чжэньсюй
  • Хэйхуцюань (кулак черного тигра) — создателем считается Цзиньнало
  • Чаншоуцюань (кулак долголетия), он же усинцюань (кулак пяти первостихий) — создателем считается Таньцзун

Хунцюань
(кулак Хуна)

Два комплекса стиля были восстановлены в 1980-х годах на основе комплексов, практикующихся в деревнях уезда Дэнфэн.

  • Сяо хунцюань (малый кулак Хуна)
  • Да хунцюань (большой кулак Хуна)
  • Лао хунцюань (старый кулак Хуна) — предназначался для практики на столбах мэйхуа

Считается, что этот стиль происходит от Хань Туна — одного из 18-ти мастеров, приглашенных настоятелем Фуцзюем.

  • Сяо тунби цюань (малый кулак рук Туна)
  • Да тунби цюань (большой кулак рук Туна)

Мэйхуацюань
(кулак сливы мэйхуа)

Самый старый комплекс стиля приписывают Цзиньнало, второй — Хэнлиню.

  • Сяо мэйхуа цюань (малый кулак сливы мэйхуа)
  • Да мэйхуа цюань (большой кулак сливы мэйхуа)

Стандартные парные комплексы

  • Люхэцюань (кулак шести схваток)
  • Цзюэюань цишисы саньшоу (74 приема Цзюэюаня для поединка)
  • Саньшоу циньшуайчжуа фа (методы хватаний, бросков и захватов в схватке)
  • Саньшоу гунфанфа (методы атаки и защиты в поединке)
  • Наба дуйчжайфа (методы захватов и удержаний для взаимного ломания)
  • Фэйху шуайдафа (методы бросков и ударов летящего тигра)
  • Фэйлун шуайнафа (методы бросков и захватов летящего дракона)
  • Лунху цзяочжаньфа (методы боя тигра с драконом)
  • Шуайда сышифа (40 методов бросания и ударяния)
  • Тидашуайнафа (методы ударов ногами, руками, бросков и захватов)
  • Цинькэ сышиу шоу (45 приемов захвата противника)
  • Цайда дуйшоуфа (методы растаптывания и ударяния противника)
  • Дуйчай ибайшоу (100 приемов для взаимного ломания)

Лоханьцюань
(кулак архатов)

  • Илу лохань шиба шоу (1-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Зрлу лохань шиба шоу (2-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Саньлу лохань шиба шоу (3-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Сылу лохань шиба шоу (4-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Улу лохань шиба шоу (5-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Люлу лохань шиба шоу (6-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Цилу лохань шиба шоу (7-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Балу лохань шиба шоу (8-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Цзюлу лохань шиба шоу (9-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Шилу лохань шиба шоу (10-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Шиилу лохань шиба шоу (11-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Шиэрлу лохань шиба шоу (12-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Шисаньлу лохань шиба шоу (13-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Шисылу лохань шиба шоу (14-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Шиулу лохань шиба шоу (15-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Шилюлу лохань шиба шоу (16-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Шицилу лохань шиба шоу (17-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Шибалу лохань шиба шоу (18-й комплекс 18-ти рук архатов)

Каньцзяцюань
(кулак присматривающего по дому)

Говорят, что этот комплекс был составлен для облегчения монахам запоминания техники, необходимой для сдачи экзамена «13 врат». Каждая из частей комплекса расшифровывается как бой против двух противников.

  • Илу каньцзяцюань (1-й комплекс присматривающего по дому)
  • Эрлу каньцзяцюань (2-й комплекс присматривающего по дому)
  • Саньлу каньцзяцюань (3-й комплекс присматривающего по дому)
  • Сылу каньцзяцюань (4-й комплекс присматривающего по дому)
  • Улу каньцзяцюань (5-й комплекс присматривающего по дому)
  • Люлу каньцзяцюань (6-й комплекс присматривающего по дому)
  • Цилу каньцзяцюань (7-й комплекс присматривающего по дому)
  • Балу каньцзяцюань (8-й комплекс присматривающего по дому)
  • Цзюлу каньцзяцюань (9-й комплекс присматривающего по дому)
  • Шилу каньцзяцюань (10-й комплекс присматривающего по дому)
  • Шиилу каньцзяцюань (11-й комплекс присматривающего по дому)
  • Шиэрлу каньцзяцюань (12-й комплекс присматривающего по дому)
  • Шисаньлу каньцзяцюань (13-й комплекс присматривающего по дому)

Шаолиньцюань

Современный шаолиньцюань продолжает славные традиции, заложенные легендарными основателями стиля. Традиционно обучение технике шаолиньцюань складывается из четырех больших разделов.

Цюаньшу — работа голыми руками. В этот раздел входят многочисленные базовые и подготовительные упражнения, основные удары и способы защиты, передвижения, акробатические элементы, а также более сорока различных таолу.

Парная работа

Парная работа, подразумевающая отработку базовых ударов в паре, парное выполнение таолу, изучение методов реального боевого взаимодействия и самообороны (саньда).

Работа с оружием

Искусство владения различными видами традиционного китайского оружия. Прежде всего, это традиционный шаолиньский посох, длинный шест, копье, различные виды мечей – всего восемнадцать видов классического оружия.

Нэйгун – дыхательные и медитативные упражнения, направленные на искусство управления внутренней энергией ци.

Прежде чем начать изучение шаолиньцюань, ученик должен ознакомиться с принципами боевой добродетели, шаолиньскими заповедями, правилами настоятелей Чжэнсюя и Мяосина, как основ для духовной и нравственной подготовки бойца, который собирается изучать шаолиньское ушу как полноценный комплекс духовной, боевой и культурной традиции.

(Е.В.Чертовских, Е.И.Глебов. Шаолиньцюань для начинающих/ 2004 г.)

Направления обучения

Вплоть до XX в. обучались монахи Шаолиньского монастыря (кит. Шаолиньсы) изучали следующие дисиплины:

  1. Буддизм (фо) – представлял собой изучение основных буддийских уложений и канонов, монастырских правил (виная), основ медитативной практики и созерцания;
  2. Боевое искусство (у) – включал в себя практику боевых искусств, методы поддержания физического здоровья, верховую езду.
  3. Медицинское искусство (и) – это основы массажа, использование и составление лечебных бальзамов, товаров, мазей, применение в медицинской практике ядов и различных веществ.
  4. «Гражданские науки» (вэнь) – предусматривал занятия каллиграфией, стихосложением, изучение классической литературы и живописи.

В стенах Нашего центра на занятиях по Шаолиньцюань Вы будете изучать:

  • базовую технику ушу;
  • базовую технику шаолиньцюань;
  • традиционные таолу шаолиньцюань;
  • юнфа (отработку связок и приёмов из комплекса в парах в контакт);
  • методы оказания помощи и самопомощи;
  • шаолиньский цигун;
  • практику чань.

Основной упор при обучении делается на развитие силы, гибкости, силовой выносливости и быстроты реакции.

Порядок обучения шаолиньцюань

Обучение строится следующим образом. Начиная заниматься традиционным ушу, Вы попадаете в группу для начинающих, где знакомитесь с основами ушу и изучаете начальную ступень.

После прохождения начальной ступени (это 24 занятия), Вы переходите в постоянную группу и получаете возможность сдачи экзамена на начальную ступень.

Ученики постоянной группы получают доступ к закрытым обучающим материалам на сайте, а так же специальную скидку на последующее обучение.

Успешная сдача экзамена начальной ступени откроет для Вас доступ к материалам первой ступени обучения и возможность посещения занятий по специальным (существенно ниже базовых) тарифам.

Дальнейшие ступени мастерства являются основными — экзамены по ним проводятся по мере готовности ученика. При этом подтверждение освоения очередной ступени предусматривает сдачу экзамена два раза — один раз в стенах центра и один раз в Китае в монастыре Шаолиньсы. Для этого Мы организуем и проводим выездные стажировки в Китай.

Комплексы шаолиньского ушу

Еще одна классификация подразделяет все ушу на три больших направления: Шаолиньское, Уданское и Эмейское. Все они возникли в “святых местах”, которые связаны с даосизмом или буддизмом.

Шаолиньское направление считается самым крупным и насчитывает свыше 360-ти основных стилей. Оно связано со знаменитым Шаолиньским монастырем, построенным в 495 году в северо-западной части уезда Дэнфэн провинции Хэнань недалеко от священных гор Суншань, где якобы испокон веков селились маги и даосские “бессмертные”.

Именно в этот монастырь, согласно легенде, в VI в. пришел 28-й патриарх буддизма Бодхидхарма, ставший первым патриархом чан-буддизма. Он же и считается родоначальником шаолиньского ушу.

Горы у монастыря Шаолиньсы

Следует различать два понятия – «шаолиньцюань» и «шаолиньпай». Первое (дословно – «Шаолиньский кулак») – это стиль, который практиковался непосредственно в Шаолиньском монастыре, а также ряд стилей, которые выросли из монастырских комплексов, например, хунцюань («Красный кулак»), лоханьцюань («Кулак архатов»), мэйхуацюань («Кулак сливового цветка»), паоцюань («Взрывающийся кулак»).

Когда-то эти комплексы под такими названиями были созданы шаолиньскими монахами, а затем путем доскональной проработки их техники переросли в самостоятельные стили. «Шаолиньпай», в отличие от «шаолиньцюань», – понятие более широкое, включающее в себя все стили, происхождение которых их носители связывают с Шаолиньским монастырем. Здесь царит полная разноголосица – традиции многих стилей считают необходимым прибавлять к их названиям почетное определение “шаолиньский” – это повышает статус стиля в мире ушу.

Уданское направление возникло в горах Удан, находящихся в северо-западной части провинции Хубэй, которые издревле считались крупным даосским центром.

Монастырь в горах Удан

Именно здесь, по легендам, жил мифологический создатель тайцзицюань даос Чжан Саньфэн (XIII в.). Считается, что раньше всего здесь возникло «искусство боя с мечом внутренних алхимиков с гор Удан», которые таким образом стремились укрепить свою физическую природу для дальнейшего “пестования пилюли бессмертия” внутри себя. В дальнейшем возникла версия, что понятия «внутренние стили» и «уданское направление» обозначают как в техническом, так и в теоретическом плане одни и те же стили: тайцзицюань, бачуачжан и синьицюань.

До сих пор в Уданских горах сохранились такие стили, как “Ладонь восьми триграмм пяти переходов инь-ян” (уюнь инь –ян багуачжан), “Уданский кулак чистого начала Ян” (удан чуньянцюань), “Кулак Великой гармонии” (тайхэцюань), “Уданский кулак Великого предела” (удан тайцзицюань).

Последнее направление, Эмэйпай, возникло в горах Эмэй, которые располагаются в юго-западной части уезда Эмэй провинции Сычуань.

На рубеже XIV-XV вв. чаньским монахом Байюнем (Белое Облако) там была разработана довольно сложная многоступенчатая система “внутреннего искусства” – “12 столбов Эмей”. Место это было во всех отношениях “святым”: здесь обитали бессмертные даосские небожители, а отшельники показывали чудеса “внутреннего” мастерства. В

Эмэйских горах, с одной стороны, развивались чисто местные небольшие школы ушу, состоящие из двух-трех десятков последователей, а с другой стороны, в XVII веке сюда приходят боевые искусства, используемые для обучения в армии. Эти два потока – мистический “внутренний” и прикладной “внешний”– сливаются, и на их пересечении складывается эмейское направление ушу.

Это видео недоступно.

Очередь просмотра

  • Удалить все
  • Отключить

YouTube Premium

У-ШУ. Шаолинь. Общеразвивающие упражнения. Методический материал. Фильм 1

Хотите сохраните это видео?

  • Пожаловаться

Пожаловаться на видео?

Выполните вход, чтобы сообщить о неприемлемом контенте.

Понравилось?

Не понравилось?

Контакты: т. 095-559-01-37 сайт: http://kung-fu.mk.ua/
Lushpay Sergey Alekseevich
Master of wu-shu
Viktory wu-shu
Ukraine, Nikolaev (Mykolaiv)

1. На видео показан китайский оздоровительный, лечебно-профилактический, гимнастический комплекс у-шу по школе «Чой» — «Змея» и собранный по этому комплексу истоорический и проработанный праткический материал в наше время.

2. На видео показана одна из древних систем, развивающих личность как духовно, так и физически — У -ШУ, — которая представляет собой сплав гимнастических и дыхательных упражнений, включающих в себя элементы акупрессуры (воздействие на точки иглоукалывания), имеющих оздоровительное и лечебно-профилактическое значение; это и спорт, и воинское искусство; это и спихофизический треннинг, и пластическое искусство; это, наконец, образ жизни.

3. Это видео может быть интересным для специалистов в области физической реабилитации, с целью профилактики и лечения ряда внутренних заболеваний и повреждений опорно-двигательной системы.

Это видео может быть полезен и редомедован для тех, кто имеет по рождении отклонения от нормы, как в физическом, так и в физиологическом развитии.

Это видео может помочь провести диагностику состояния здоровья человека.

Это видео может помочь спортсменам и людям разных профессий восстанавливаться после тяжелых физических нагрузок и полученных травм.

Это видео может помочь тем, кто желает достичь хорошей гибкости тела: отличную растяжку мышц и связок и великолепную подвижность в суставах (рук, ног) и в позвоночнике.

Это видео может быть полезен и интересен для тех, кто занимается восточными единоборствами, художественной и спортивной гимнастикой, акробатикой, стретчингом, стриппластикой, фитнесом.

1. The video shows the Chinese health-improving. therapeutic and prophylactic gymnastic complex wushu based on the «Choi» school — «Snake» and collected historical and practically studied material relating to the complex nowadays.

2. The video shows one of the ancient systems Wushu. wich is developing person both spiritually and physically. and is a combination of gymnastics and breathing exercises including elements of acupressure (the influencing on the acupuncture points with needles) which have recovering and therapeutic impportance among them are sport and material art as well as psychophysical training and plastic arts, and finally this is a way of life.

3. This video may be of interest to specialists in the field of physical rehabilitation to prevent and treat a number of internal disease and injuries of the musculoskeletal system.

This video could be useful and recommended for those who have birth abnormalities both in physical and psychological development.

This video can help to diagnose the state of health of the person.

This video can help athletes and people of different professions to recover their health after heavy physical work and injuries.

This video can help those who want to achieve good body flexibility:an excellent stretching the muscles and ligaments as well as excellent mobility in the joints (hands. feet) and the spine.

Thisvideo can be useful and interesting to those who are involved in martial arts, rhythmic and artistic gymnastics, acrobatics, stretching, stripplastics and fitness.

Несмотря на то, что шаолиньское искусство чрезвычайно популярно в мире, во многом благодаря художественным фильмам и показательным выступлениям, учебных пособий по шаолиньскому ушу на иностранных языках издается пока не много. Поэтому я очень рад появлению этого учебника об основах нашего искусства на русском языке. Ведь целью тренировки в шаолиньском ушу является физическое и духовное развитие, что способствует всестороннему развитию личности.

Многие аспекты духовной и нравственной подготовки, использующиеся в шаолиньском ушу, завоевывают сердца молодежи, начинающей практиковать это искусство. Шаолиньское ушу ведет последователей по пути философского и психологического развития, способствует формированию доброжелательности, мудрости, храбрости, силы и здоровья, помогает усовершенствовать свою личность и принести пользу миру.

Ши Дэцянь, вице-президент Международной федерации шаолиньского ушу, ректор Международной Китайской академии ушу Шаолиньского монастыря.

Настоящая книга представляет официальное учебное пособие Федерации шаолиньских боевых искусств (Россия). Она разработана на основе материалов, программ и рекомендаций Международной федерации шаолиньского ушу, Международной Китайской академии ушу Шаолиньского монастыря и архивных публикаций, подготовленных под непосредственным наблюдением шаолиньских наставников Дэцяня и Суси.

Международная федерация шаолиньского ушу является крупнейшей организацией, призванной как можно точнее и полнее передать шаолиньское наследие, при этом адаптируя его для современной жизни и для представителей западной цивилизации.

Следует учитывать, что даже идеальное пособие не способно заменить живого наставника, поэтому основная цель настоящих изданий – предоставить сравнительно полный справочный материал, касающийся основ шаолиньской традиции. Современное шаолиньское искусство, пришедшее из глубокой древности, включает в себя несколько десятков различных компонентов. Помимо широко известного боевого искусства (ушу), сюда входит много оздоровительных и реабилитационных упражнений, способы медитации, самоконцентрации, управления внутренней энергией ци, правила поведения, диетология, медицина и традиционная фармакопея. Традиционно в Шаолиньском монастыре преподавалось четыре дисциплины: духовная практика (фо), боевое искусство (у), традиционная медицина (и) и гражданские науки (вэнь), включающие, в том числе, и морально-этические уложения. Когда-то рождение шаолиньского искусства было связано с буддизмом, однако сегодня непосредственной связи с буддийской практикой и, тем более, верованиями уже не существует. Тем не менее, шаолиньское искусство сохранило в себе многие положительные моральные и этические черты древней традиции, например, непричинение вреда живому, соблюдение заветов честности, трудолюбие, помощь другим, нестяжательство, отсутствие гордыни, агрессивности и многое другое, столь необходимое и для современного общества. Таким образом, шаолиньская традиция далеко выходит за рамки собственно боевого искусства, как это ошибочно понимается. А поэтому сегодня мы говорим не просто о шаолиньском ушу, но о канонах шаолиньского ушу – шаолинь гунфу.

Древние каноны утверждают, что существует две цели, ради которых следует практиковать шаолиньское искусство: совершенствовать себя и помогать другим. Именно этому должна быть посвящена вся практика традиционного ушу.

Алексей Маслов, Президент Федерации шаолиньских боевых искусств (Россия), доктор исторических наук, академик РАЕН.

Комплексы шаолиньского ушу

«Все боевые искусства Поднебесной произошли из Шаолинь», — гласит китайская поговорка. Наиболее известная ветвь ушу, ассоциирующаяся с монастырём Шаолинь который по одной из версий и является колыбелью ушу – это, конечно же, шаолиньцюань.

Под названием шаолиньцюань подразумевается целое семейство стилей, как зародившихся и постоянно практикующихся в монастыре, так и впоследствии получивших развитие за его пределами.

История возникновения шаолиньского стиля ушу связана с появлением в 520 году в храме Шаолиньсы индийского буддийского миссионера Бодхидхармы. Поначалу не найдя понимания среди послушников монастыря, Бодхидхарма удалился в пещеру, где по легенде в течение девяти лет предавался медитации. Монахи были поражены столь высокой духовностью Дамо (китайское имя Бодхидхармы) и приняли его учение. Считается, что Дамо и начал обучение монахов комплексам кулачного боя и боя с оружием, прежде всего с монашеским посохом.

Первым комплексом движений, появившимся в шаолиньцюань, является 18 Рук Арахатов. Позднее, в XIII веке, на основе него мастер Цзюэюань, оказавший большое влияние на развитие шаолиньцюань, разработал комплекс из 72 базовых приёмов, который в свою очередь позже был трансформирован в 173 приёма. Также в состав шаолиньцюань благодаря другому выдающемуся мастеру Бай Юнфэну, вошло искусство боя Пяти Животных, также получившее впоследствии дальнейшее развитие.

Несмотря на многогранность этого направления, включающем в себя и циньна (искусство захватов), и подражательные стили сянсинцюань, можно выделить общие характерные черты шаолиньцюань.

Технику отличают ярко выраженные силовые атакующие и защитные движения; большое количество перемещений по прямой; работа руками с чуть подсогнутым локтем что обусловлено чётко боевой составляющей стиля; обилие атакующих движений локтем и зацепов; довольно частое изменение уровня ведения боя, отсюда и большое разнообразие как высоких, так и низких стоек.

Классический набор оружия включает в себя восемнадцать видов. Основным является шест, также прямой меч цзян, меч дао и копьё.

Также на сегодняшний день на основе шаолиньцюань разработан спортивный стиль чанцюань, многие комплексы которого являются достойным продолжением традиций шаолиньцюань.

В школе изучаются следующие дисциплины Шаолиньцюань

Евгений Чертовских — Шаолиньское ушу

Евгений Чертовских — Шаолиньское ушу краткое содержание

Шаолиньское ушу читать онлайн бесплатно

По канонам того времени такой боец должен был владеть по крайней мере тремя-четырьмя видами оружия, причем обучение его проходило непременно под руководством носителей истинной традиции. Имена таких людей юноше были безусловно знакомы. Они произносились среди поклонников ушу с трепетом и уважением, иногда полушепотом, дабы великий мастер не подумал, что кто-то осмеливается невежливо считать его своим другом. Пока мастер сам не назовет ученика своим другом или братом, такое фамильярное отношение могло дорого обойтись невеже. Носители истинной традиции тогда, как, впрочем, и сейчас, были зачастую неуловимы. Их жизнь проходила в странствиях по Китаю, а за ними тянулся шлейф мифов и легенд.

Одним из таких замечательных и неуловимых мастеров считался Сян Юаньчи, живший в провинции Аньхой. Его семья переняла секреты «тайной передачи» владения парными изогнутыми мечами дао от представителя клана Ва – именно от тех Ва, которыми восхищался еще Юй Даю. Ходили слухи, что Сян Юаньчи остался единственным знатоком секретов клана Ва, к нему-то и поспешил У Шу. Увы, его постигло разочарование: мастер странствовал по Китаю, наставляя людей, правда не в ушу, а в конфуцианских канонах, и У Шу не застал его. Но судьба благоволит к страждущим. Однажды на берегу озера У Шу повстречал того, о ком столько слышал. Шел 1635 год, и У Шу было всего лишь 24 года. Мастер Сян сидел у озера, погрузившись в раздумья. Чистый, лучистый взгляд, спокойная улыбка, «покрытая инеем борода и чрезвычайно могучее тело» – вот что поразило молодого бойца.

В то время мастер Сян был уже глубоким стариком, но все еще не нашел достойного продолжателя. Любой последователь ушу в Китае знает, что секреты школы передаются лишь самому достойному из тех, кто повстречался на жизненном пути мастера, и иногда учителя годами искали тех, которые были способны воспринять «передачу сердца», не только технику ушу, но и душу учителя. Сян Юаньчи решил передать секреты боя с парными дао У Шу. «Длинным оружием ты владеешь блестяще, – объяснил мастер Сян юноше, – но короткое оружие еще не подвластно тебе. Когда твоя воля и ци проникнут в острие меча и пройдут по лезвию – вот только тогда можно считать, что сделан первый шаг к обучению». Прошло время, и учитель решил: все, что мог, он передал старательному У Шу. Однажды, через много лет, когда знание «войдет в кости» ученика, истина сама проявится в нем. Главное – посеять зерно в истинном сердце. Сян Юаньчи выполнил свою миссию – он передал школу и даже позволил описать ее основы У Шу в «Речитативе об искусстве парных мечей» («Шуандао Гэ»). С тяжелым сердцем уходил У Шу от Сян Юаньчи, понимая, что до настоящего мастерства во владении дао ему еще далеко, а дни великого мастера Сяна уже сочтены. Но он не знал, какое сокровище он уносит в душе. Ростку суждено было взойти через тридцать лет. Поблагодарив учителя, У Шу отправился по его рекомендации к мастеру Го Хуацзы, у которого изучал приемы с копьем клана Ма – одну из наиболее древних и эффективных школ, которой восхищался еще Ци Цзигуан.

У Шу неутомим в поисках подлинных учителей традиции. Он понимает, что истинное мастерство – это не просто филигранная техника, но состояние души. Каждый взмах мечом, каждый удар копьем, должны не столько «набивать руку», сколько приводить сердце в гармонию. Он овладевает техникой большого шеста, трезубца, поясного меча – «тайного оружия», который был столь гибок, что его можно было обмотать вокруг пояса и спрятать под широким кушаком. Всеобщее восхищение вызывали упражнения У Шу с некоторыми видами древнего и ту пору уже экзотического оружия типа «волчьей метлы» (лансянь). У Шу оставил потомкам труд всей своей жизни – комплексный и обширный трактат, который продемонстрировал не только его технические познания в ушу, но и владение классическим стилем, умение философски осмыслить боевые искусства. Это произведение У Шу писал около десяти лет, с 1678 по 1687 год, назвав его «Записки о рукопашном бое» («Шоуби лу»). Благодаря своему гению У Шу создает единую школу боя с копьем, парными прямыми и изогнутыми мечами, повторяя творческий подвиг Ци Цзигуана. Китайская традиция считает его самым крупным мастером боя с оружием эпох Мин и Цин, а она выбирает своих носителей безошибочно.

Два последних века принесли в китайскую культуру много изменений: это и ломка многих политических традиций, разрушение мистических и эзотерических школ, несколько крупнейших восстаний, переосмысление практически всех культурных стереотипов. Но в то же время это период бурного расцвета стилей, школ, направлений ушу. До XVIII века многие стили не имели своего названия и обобщенно назывались, например, просто «цюань» (кулак) или «чанцюань» (длинный кулак). Но при появлении все большего количества стилей и направлений ушу возникла необходимость разбивки их по группам. Разделение всех стилей на «Длинный кулак» и «Короткие удары» появилось едва ли не одновременно с формированием самих стилей ушу, приблизительно в XIV веке, и до сих пор многими мастерами считается хотя и самой простой, но при этом самой разумной схемой. К категории «Длинного кулака» относили те стили, в которых бой велся на дальней и средней дистанции, а при ударах руки и ноги выпрямлялись почти полностью. Эти стили характеризовались глубокими, растянутыми стойками, что было эффективно для боя на дальней дистанции. «Короткие удары» объединяли стили, в которых предпочтение отдавалось поединку на ближней дистанции, когда в момент удара рука оставалась согнутой, а удары ногами наносили не выше живота, чаще всего по ногам. Долгое время название «Чанцюань» было обобщающим термином для сотен непохожих стилей и направлений. Например, даже тайцзицюань первоначально назывался чанцюань. Лишь с XVIII века началась более подробная дифференциация стилей, у которых появились собственные названия. Тот же тайцзицюань обрел свое название лишь в конце XVIII века.

Еще одной системой классификации стало деление на внутренние и внешние направления ушу. Строгий перевод этих терминов будет означать: «внешняя семья», или вайцзяцюань, – «стили внешней семьи» и, соответственно, «внутренняя семья», или «нэйцзяцюань», – «стили внутренней семьи».

Традиционно к внутреннему направлению относят три основных стиля: тайцзицюань («Кулак Великого предела»), бачуачжан («Ладонь восьми триграмм») и синьицюань («Кулак формы и воли»), обладающие сложной теорией и базирующиеся на многообразных философских построениях о сущности вселенских трансформаций. Иногда к группе «внутренней семьи» причисляют стили ицюань («Кулак воли»), дачэнцюань («Стиль великого достижения»), люхэбафацюань («Стиль шести соответствий и восьми способов») и несколько других, хотя чисто внутренними признаются лишь первые три. Все остальные стили, в том числе и знаменитый шаолиньцюань, относят к внешним.

Еще одна классификация подразделяет все ушу на три больших направления: шаолиньское, уданское и эмейское. Все они возникли в святых местах, которые так или иначе связаны с многочисленными мифами о таинственных даосах или буддистах. Шаолиньское направление считается самым крупным и насчитывает свыше 360-ти основных стилей. Оно связано со знаменитым Шаолиньским монастырем, построенным в 495 году в северо-западной части уезда Дэнфэн провинции Хэнань, недалеко от священных гор Суншань, где якобы испокон веков селились маги и даосские небожители. Следует различать два понятия – «шаолиньцюань» и «шаолиньпай». Первое (дословно – «Шаолиньский кулак») – это стиль, который практиковался непосредственно в Шаолиньском монастыре, а также ряд стилей, которые выросли из монастырских комплексов, например, хунцюань («Красный кулак»), лоханьцюань («Кулак архатов»), мэйхуацюань («Кулак сливового цветка»), баоцюань («Взрывающийся кулак»). Когда-то эти комплексы под такими названиями были созданы шаолиньскими монахами, а затем путем доскональной проработки их техники переросли в самостоятельные стили. «Шаолиньпай» в отличие от «шаолиньцюань» – понятие более широкое, включающее в себя все стили, которые так или иначе, реально или легендарно, связывают свое происхождение с Шаолиньским монастырем.

Уданское направление возникло в горах Удан, находящихся в северо-западной части провинции Хубэй, которые издревле считались крупным даосским центром. Именно здесь, по легендам, жил мифологический создатель тайцзицюань даос Чжан Саньфэн (XIIIв.). Считается, что раньше всего здесь возникло «искусство боя с мечом внутренних алхимиков с гор Удан», которые таким образом стремились укрепить свою физическую природу для дальнейшего пестования пилюли бессмертия внутри себя. В дальнейшем возникла версия, что понятия «внутренние стили» и «уданское направление» обозначают как в техническом, так и в теоретическом плане одни и те же стили: тайцзицюань, бачуачжан и синьицюань.

Комплексы шаолиньского ушу

Шаолиньское ушу — это традиционное название искусства рукопашного боя и способов владения оружием, зародившихся или развивавшихся в монастыре Суншань Шаолинь, что расположен в китайской провинции Хэнань (административный центр — Чжэнчжоу) в уезде Дэнфэн. В настоящее время в шаолиньском ушу выделяют следующие разделы:

Столбовое настаивание (статическая тренировка)

Трактаты «Ицзиньцзин» («Канон изменений мышц») и «Сисуйцзин» («Канон об омовении костного мозга»)

«72 искусства Шаолиня»

Шаолиньские комплексы без оружия и с оружием

Шаолиньские парные комплексы

Шаолиньские приемы циньна

Характерными признаками шаолиньского ушу считаются следующие моменты:

«Кулак бьет на пространстве, где может улечься корова» (то есть для исполнения не требуется много места)

«Кулак идет одной нитью» (то есть комплексы в основном исполняются по прямой линии)

«При ударе рука согнута — и не согнута, выпрямлена — и не выпрямлена»

«У кулака есть форма, у удара нет формы» (то есть при тренировке комплексов кулак увидеть можно, но в реальной схватке из-за молниеносной скорости трудно разглядеть происходящее)

«Внешне свиреп — внутри спокоен»

«Есть методы для инь, есть методы для ян» (то есть в равной степени сочетаются и жесткое, и мягкое, и опустошенное, и наполненное)

«Встречаешь жесткое мягкой трансформацией, встречаешь мягкое жестким наступлением»

Шаолиньцюань характеризуется шестью иероглифами: наработка, соответствие, храбрость, быстрота, свирепость и подлинность.

‘Наработка’ означает, что мастерство должно быть совершенным. Как гласит поговорка, «кулак бьет тысячу раз, а корпус движется естественно». В действиях кулаками нужно, чтобы проникновение в суть достигало сверхъестественности, чтобы была живая маневренность, нужно демонстрировать ‘один прием на одну позицию’, в атаке есть защита, в защите есть атака. ‘Соответствие’ — ци должно двигаться в соответствии с делаемым, защиты должны согласовываться с атаками помогая силе и следуя форме, не нужно входить в лобовое столкновение с надвигающимся приемом, и четырьмя лянами можно извлечь тысячу цзиней. ‘Храбрость’ — это решительность.

Появилась возможность — и атакуешь без колебаний. ‘Быстрота’ — это скорость. В движении подобен убегающему зайцу, окидываешь взглядом — будто летящий лебедь. ‘Свирепость’ означает, что в движениях должна быть сила. ‘Подлинность’ — это означает, что не надо тренировать красивых пустых движений; прием за приемом, форма за формой если не удар — то защита, но в защите есть удар, в ударе есть защита.

Шаолиньский комплекс Пао цюань 炮拳 ( игра в ЮН ФА)

Шаолиньский комплекс пао цюань 炮拳( пао чуй 炮捶)

Пао цюань (в ряде случаев называемый пао чуй) — один из самых известных, эффективных и многообразных по своей технике шаолиньских комплексов, который входит в число «десяти великих комплексов» шаолиньской традиции. По сути, это определённый набор техник, что и позволило из одного комплекса вырасти нескольким одноименным стилям — паочуй или паоцюань, который распространились далеко за пределами монастыря Шаолинь.
Основной «Речитатив о пао цюань» 《炮拳罗王传歌诀) указывает именно на скорость и внезапность в атаках пао цюань: «Среди цветов истинной традиции боевых искусств с гор Шаоши шань поистине правителем всех направлений кулачного искусства является пао цюань. Каждый прием, каждое движение словно раскалывают Небо, движения рук, ног и всего тела поднимают песчаные бури. Удар кулаком выстреливает от корпуса как взметающийся дракон, избегая с чудесной быстротой все опасности»

Название комплекса
Традиционное название комплекса — пао чуй, но с XIX в., скорее всего чтобы отличается его от многочисленных одноименных комплексов или даже стилей, его стали называть пао цюань. Прежде всего существует определённая путаница в переводе названия комплекса. Пао чуй чаще всего переводят как «пушечные удары». Действительно иероглиф 炮 означает «пушку» или «бомбарду» (ранний тип пушки, выбрасывавшей каменные ядра). А вот другим смыслом «пао» является «петарда» или сам резкий звук от взрывающейся петарды.

Резкие, мощные «взрывные» удары в комплексе паочуй как раз и должны напоминать этот характер «взрывов». Безусловно, правильным переводом является «взрывающийся кулак» или «кулак петард» — все шаолиньские трактаты указывают на то, что «удары идут один за другим, как взрывы петард, откуда и получили названия» (其动作连环,多以炮名). Названия приемов также связаны с «петардами»: «догоняющая ветер петарда» (чуйфэн пао追风炮), «петарда летящего облака» (фэйюнь пао 飞云炮), «связка петард» (ляньхуань пао 连环炮), «бросок петарды в лицо» (имянь пао 迎面炮),»петарда, вспарывающая небо» (чунтянь пао 冲天炮) и т.д.
Иероглиф чуй ( 捶) из «паочуй» означает «рубить кулаком наотмашь» (в основном ребром кулака) или «бить молотом», что передает характер техники этого стиля.

Основные типы и разновидности шаолиньского паоцюань

Всего шаолиньская традиция включается следующие комплексы, близкие по названию:
— Шаолиньский паоцюань (55 движений, 36 приемов);

— Шаолинь сяо паоцюань — малый паоцюань (первая часть — 24 движения), втора часть 29 движений;
— Шаолинь да паоцюань — большой паоцюань (37 движений).

Они абсолютно разные по своей технике и характеру движений. Чаще всего в монастыре, равно как и в программе Федерации изучается именно первый комплекс — шаолинь паоцюань.
Сегодня существует несколько форм выполнения шаолиньского паоцюань. Первая версия (преподаваемая в рамках ФШБИ по линии Дэцяня -Дэяна) тяготеет по своей структуре к классическому типу хунцюань: жесткие, резкие «взрывные» движения, резкие набегания на противника, подхваты под ноги, удары ногами в голову (в основном в шею). Вторая версия включает более плавные, растянутые, в ряде случаев мягкие движения: боец сначала за счет мягких движений концентрирует ци, затем в коротком резком движении делает выброс. Здесь же встречается большое количество ударов ребром кулака. В целом же приемы и последовательность движений в этих двух версиях очень похожи.

История возникновения и развития
Основные техники классического шаолиньского паоцюань возникает в эпоху Сун, в X-XI вв.. В обиход шаолиньских монахов его вводит великий наставник, настоятель Фуцзюй (福居, 961-?), который вошел в чисто самых великих 18 бойцов за всю историю Шаолиня, а за основу комплекса он берет 18 приемов широко распространенного в тот период раздела «коротких ударов» (дуань да 短打») , т.е. технику боя на средней и близкой дистанции. Скорее всего в эту эпоху комплекс и назвался паочуй, сегодня его больше принято называть паоцюань. С самого начала он принадлежал к технике «тайной и не передаваемой вовне» (ми бу вай чуань 秘不外传), то есть изучался лишь старшими монахами и не выходил за пределы монастырских стен. Первоначальный комплекс включал 28 основных приемов.

К эпохе Цин в середине XIX в. основным носителем паоцюань стал наставник Чжанцзюй 湛举, который начал практиковать комплекс уже в 36 основных приема. Таков технический состав комплекса и сегодня. Сам Чжанцзюй решил принять монашеский постриг лишь в 55 лет, но задолго до этого, с 16 лет он активно ездил по Китаю в поисках мастеров, участвовал поединках лэйтай и прослыл великим бойцом. Уже будучи шаолиньским монахом, его неоднократно приглашали к императорскому двору для демонстрации боевого мастерства. К ученикам Чжанцзюй был крайне строг, поэтому прямых последователей у него было немного, но он установил в своей школе отношения семейного тепла и взаимной поддержки, что и позволило сформировать очень прочную традицию на столетия. От линии Чжанцзюя через несколько поколений обучался знаменитый боец и настоятель Шаолиня начала XX в. Мяосин 妙兴.
источник



Ссылка на основную публикацию