Кю-дзюцу (японское искусство стрельбы из лука) | Karate-krs.ru

Кю-дзюцу (японское искусство стрельбы из лука)

Кю-дзюцу (японское искусство стрельбы из лука)

Знатоки японского оружия знают, что Японию издавна называют Страной Длинных Луков. Лук — самое старое японское оружие, а с учетом природных условий страны — самое выгодное. Бой на кораблях, в труднодоступных горных массивах, оборона обрывистых берегов, лесные засады — лук везде является самым важным оружием. Конный лучник мог справиться с группой атакующей пехоты, либо убежать от группы не вооруженных луками преследователей, при этом стреляя с разворота назад. При правлении сегунов конная езда и владение луком были разрешены только высокородным самураям.

Бедные самураи также упражнялись в стрельбе из лука, особенно если принадлежали к свите какого-нибудь даймё. Правда это были уже пешие лучники, статус и престиж которых был гораздо ниже. Однако нужно помнить, что единственный шанс победить конного лучника заключался в том, чтобы застрелить из лука коня. Пешие лучники приобрели большое значение в период строительства мощных замков. Уже тогда был разработан способ стрельбы, когда стрелы выпускали по очереди, один ряд лучников за другим. Успешное применение на полях сражений мушкетов лишило конную стрельбу из лука боевого значения, но самураи высоких родов продолжали упражняться в этом искусстве.

В резиденциях крупных даймё имелись большие стрельбища, где можно было стрелять с галопа, выпускать серии стрел (то есть все новые и новые стрелы, пока первая еще не коснулась мишени), либо стрелять по многим мишеням с разных сторон, сильно скручиваясь корпусом. На этих «полигонах» устраивались и соревнования. Иногда проводилась и охота конных лучников, но постепенно успехи на ней становились все реже, убийство конным охотником из лука оленя было таким событием, что в семью такого самурая посылали посланца с бумагой, где сообщалось о столь знаменательном случае.

В то время, когда лук имел военное значение, хороших лучников отмечали. Лучших брали охранниками императорских садов (фактически — дворцовая стража), либо в личную охрану сёгуна.

После отражения монгольского вторжения среди лучников стали проводиться «турниры-марафоны», где нужно было стрелять быстро и в течении долгого времени, сохраняя при этом точность. В хрониках отмечено много достижений японских лучников на этих состязаниях. В 1686 году в Киото лучник Вада Деихати выстрелил в течении 24 часов 8 тысяч стрел, попадая раз за разом в мишень на расстоянии ста метров. В 1852 году лучник Масатоки повторил это достижение. В течении двадцати часов он выпустил в цель 10 тысяч стрел, попав 8 тысяч раз.

Японцы использовали луки разных типов. Женщины пользовались небольшими луками адзуса-юми. Самураи соревновались с луками аудзумэ-юми, в бою пользовались луками ханкю и ёкю, реже — луком монгольского типа ёко-юми. Лучники-снайперы пользовались огромными луками дайкю. Их мощь была тсоль велика, что автор первой европейской работы о японских искусствах будо Харрисон (4 дан дзюдо!) смог натянуть такой лук лишь приложив огромные усилия. Классический трактат «Буки Нияку» упоминает также о луках мару-ки, сигэ-но-юми, банкю-хан-кю. Использовали японцы и арбалеты — тэппо-юми, и баллисты — о-юми.

Для стрельбы использовались разные типы стрел. Фактически, каждый крупный род использовал свою форму наконечников. Особым искусством было изготовление колчанов, отделка колчана показывала ранг самурая.

Монгольское вторжение продемонстрировало японцам непривычную тактику использования луков — групповую стрельбу конных лучников. Хотя тайфун и помог избежать опасности, но стало ясно, что нужно думать об обороне страны в случае массированного вторжения. Была сделана ставка на повышение индивидуального мастерства конных лучников отдельных самурайских родов, когда каждый из родов отвечал за оборону своего участка побережья. Воины, пережившие пятьдесят дней битв, сделали упор на два аспекта стрельбы из лука: физическую выносливость лучника, и его психическую устойчивость. В поисках тренировочных методов взоры обратились к дзэн-буддизму. Требовалось научить воинов быстрому техничному натяжению лука (без лишних затрат сил) и стрельбе без прицеливания (а, следовательно, без смещения линии стрельбы), ибо в условиях битвы прицелиться практически невозможно.

Однако со времене боевое значение лука сошло на нет. Кюдзюцу (искусство стрельбы из лука) превратилось в кюдо (путь стрельбы из лука) — не боевое искусство, а систему духовного самосовершенствования, где лук и стрелы — просто инструмент для самопознания.

КЮ-ДЗЮЦУ (Искусство лука и стрелы)

(Искусство лука и стрелы)

Японской искусство стрельбы из лука, структурно оформившееся в первую школу (рю) в X веке (школа Масацугу-рю, основанная Масацугу Дзэнсё). В XV веке появилась другая мощная школа, Нихон-рю, от которой берут начало еще б школ. Двумя веками позже мастер Морикава Кодзан начал преобразовывать кю-дзюцу в кю-до (т.е. искусство лука и стрелы в путь лука и стрелы) .

В наши дни практика кю-до почти полностью вытеснила практику кю-дзюцу. Тем не менее, некоторые школы традиционной ориентации (например, Огасавара-рю и Такэда-рю) всегда употребляют термин «кю-дзюцу» (а не «кю-до») для обозначения своих тренировочных методов.

В тех случаях, когда стрельба производится из седла скачущей лошади техника называется кю-ба-дзюцу, или ябусамэ.

Похожие главы из других книг

КЮ-ДО (Путь лука и стрелы)

КЮ-ДО (Путь лука и стрелы) 1. Меч и лук со стрелами считались священным оружием самураев. Фраза «юмия-но мити» – «путь лука и стрелы» была в средневековье синонимом выражения «путь самурая» (буси-до). Стрельбе из лука самураи придавали большое значение и посвящали

НИН-ДЗЮЦУ (Искусство быть невидимым)

НИН-ДЗЮЦУ (Искусство быть невидимым) Обычно считается, что ниндзя – это члены обособленных кланов, сформировавшихся из людей, оказавшихся в средневековой Японии вне общества: ронинов (самураев, оставшихся без князей), бежавших от расправы мятежников и преступников,

ТАЙ-ДЗЮЦУ (Искусство тела)

ТАЙ-ДЗЮЦУ (Искусство тела) Боевое искусство, которое создал в 1968 году француз Роланд Эрнаэз (1934 г.р.). Его учителями были Кавайси Микиносукэ (дзю-до), Мочидзуки Минору (Ёсэйкан-рю), Судзуки Ма-сафуми (Годзю-рю), Аосака Хироси (Сёриндзи-кэнпо). В своей системе Эрнаэз соединил

ТЭССЕН-ДЗЮЦУ (Искусство боевого веера)

ТЭССЕН-ДЗЮЦУ (Искусство боевого веера) Согласно легенде, это искусство создал знаменитый японский воин XII века воин Минамото-но-Ёсицунэ (1159 – 1189). Затем данное искусство стало обязательным для изучения в школе Син-Кагэ-рю. Оно сохранилось до наших дней в качестве одного из

Искусство ли шахматное искусство?

Искусство ли шахматное искусство? Сомнение звучит кощунственно. Как, по какому праву, негодующе воскликнет читатель, ставится под сомнение общепризнанная истина! (Добавим: столь дорогая сердцу каждого истинного ценителя шахмат).В самом деле, известно множество

Выбор лука

Выбор лука Для начала определитесь со стилем стрельбы, подходящим для вас. Сегодня в руках стрелков чаще всего можно увидеть два наиболее распространенных типа традиционных луков – лонгбоу и рекурсивный лук. Рекурсивный лук можно легко отличить по концам гибких плеч,

Стрелы Некоторые стрелки–традиционалисты рассматривают стрелы как наиболее важную часть лучной экипировки, и порой заходят настолько далеко, что начинают утверждать, что лук – это не более чем пусковая установка для стрел. Отчасти они правы. Представьте, что

Вес стрелы, ее скорость и энергия полета

Вес стрелы, ее скорость и энергия полета Многие лучники любят поспорить, что важнее – скорость или вес стрелы. Мое личное мнение такое: пусть лучше в меня попадет перышко, летящее со скоростью 67 м/с, чем бревно со скоростью 53 м/с.Другая любимая тема для дебатов – это баланс

Чехол для лука

Чехол для лука Если вы часто путешествуете со своим луком, особенно в самолете, тогда, возможно, вы захотите обзавестись хорошим лучным чехлом. Существуют чехлы для разборных и цельных луков, для луков с установленным на них кивером… одним словом, для всех случаев жизни.

Глава 3 Полет «Серебряной стрелы»

Глава 3 Полет «Серебряной стрелы» Прежде чем начать рассказ о проекте «Серебряная стрела», необходимо вернуться к самым первым дням набиравшей силу национал-социалистической диктатуры. Событие, произошедшее 11 февраля 1933 года, станет ключевым моментом, далее

Наконечник стрелы

Наконечник стрелы Медленно опускается бело-голубой штандарт «Ихтиандра». Экспедиция окончена, и можно разъезжаться по домам.— Черное море! До новых встреч! Мы скоро вернемся! Несмотря на все испытания и тревоги.…После Тарханкута и премьеры в Ласпи будущее казалось

Дханурасана (поза лука)

Суп из зеленого лука и чеснока

Суп из зеленого лука и чеснока 100 г зеленого лука, 10 яиц, 25 г чеснока (перо), 10 г зелени петрушки, 15 г мяты, 100 г муки, 1 ч. ложка уксуса, 50 г сливочного масла, соль по вкусу.Очистить и мелко нарезать зеленый лук, чеснок, петрушку, мяту и положить в кипящую подсоленную воду.

Поза Лука (Дханурасана)

Поза Лука (Дханурасана) Эта несложная асана весьма полезна:? оказывает комплексное воздействие на оздоровление всего организма,? дает максимальную разминку позвоночнику,? рекомендуется при воспалительных заболеваниях опорно-двигательного аппарата,? стимулирует

Поза Лука (Дханурасана)

Поза Лука (Дханурасана) Эта несложная асана весьма полезна:? оказывает комплексное воздействие на оздоровление всего организма,? дает максимальную разминку позвоночнику,? рекомендуется при воспалительных заболеваниях опорно-двигательного аппарата,? стимулирует

Поза Лука (Дханурасана)

Поза Лука (Дханурасана) Эта несложная асана весьма полезна:? оказывает комплексное воздействие на оздоровление всего организма,? дает максимальную разминку позвоночнику,? рекомендуется при воспалительных заболеваниях опорно-двигательного аппарата,? стимулирует

Путь воина. Секреты боевых искусств Японии (80 стр.)

Какэмоно – живописные или поэтические свитки, которые вешают на стену.

Какэ-укэ – блок тыльной частью ладони изнутри наружу.

Кама – сельскохозяйственный серп, используется как парное оружие.

Кампо – традиционная медицина.

Кандзе – почётная грамота, рекомендательное письмо, выдаваемое самураям или ниндзя в знак высшего признания заслуг, преданности и воинского мастерства.

Кансе – шпион; синоним «ниндзя».

Каратэ – 1) «пустая рука»; 2) «танская рука» – японское прочтение слова «тодэ», в котором Фунакоси Гитин в 1936 г. заменил иероглиф «кара» («тан») на одинаковый по звучанию иероглиф, означавший «пустой».

Каратэги – кимоно для занятий каратэ, обычно белого цвета.

Каратэка – последователь каратэ.

Киба-дати («стойка наездника») – фронтальная стойка в каратэ, при которой ступни расположены параллельно друг другу, а центр тяжести проецируется на центр линии, соединяющей обе стопы.

Киёку – то же, что кико.

Кико (киёку) – методы управления внутренней энергией «ки».

Кинбу – запрет на ношение, хранение и изготовление оружия.

Кобудо – работа с традиционным оружием и подручными средствами, например с серпами, нунтяками.

Кога-рю – собирательное название многих школ ниндзюцу, возникших в провинции Кога в XVI – XVII вв.

Кокуцу-дати – стойка в каратэ, при которой 60 – 70 % веса тела приходится на «заднестоящую» ногу, а «переднестоящая» нога немного согнута в колене.

Комусо – бродячий монах, обычно с флейтой и особой корзиной-шапкой на голове, закрывающей лицо; также одна из семи классических «ролей» или типов маскировки ниндзя.

Кон – длинный посох, оружие в кобудо.

Конго-дзэн – философская доктрина в стиле Сёриндзи-кэмпо.

Кумитэ – обобщённое название для нескольких типов поединка в каратэ (см. дзю-кумитэ, сиай).

Куми-эмбу – короткие типовые связки блоков, бросков и ударов в Сёриндзи-кэмпо.

Кусари (гусари) – металлическая цепь, оружие в кобудо.

Кэккафудза – формальная позиция для дзэн-буддийской медитации, при которой правая нога лежит на левом бедре, а кисти ладонями вверх сложены на уровне нижней части живота.

Кэмпо – 1) кулачное искусство (в отличие от работы с оружием); 2) обобщённое японское название китайского ушу.

Кэн – кулак; также обозначение внешнего, физического аспекта боевых искусств.

Кэн-дзюцу («искусство меча») – обобщённое название методов боя с мечом.

Кэндо («Путь меча») – техника работы с мечом, в основном с катаной.

Кэсси («готовые умереть») – отряды смертников из ниндзя.

Кю – ученическая степень в современных будо.

Кю-дзюцу – стрельба из лука как способ самурайской подготовки.

Кюдо – стрельба из лука.

Мааи – в айкидо оптимальное расстояние от партнёра (расстояние вытянутой руки).

Маваси-цки – крутой удар («крюк») кулаком в голову.

Мандзи – свастика, буддийский символ добродетели и счастья, знак духовного совершенства в Сёриндзи-кэмпо.

Миги – правый.

Моротэ-укэ – двойной блок предплечьем изнутри наружу, кулак другой руки находится у локтя блокирующей.

Монгай фусюсу («не выносить за ворота школы», «не передавать вовне») –традиционный принцип преподавания будо в закрытых школах.

Нагаси-укэ – отводящий блок тыльной частью ладони к противоположному плечу.

Нагината – алебарда.

Нагината-дзюцу – способы владения алебардой.

Нимпо – кодекс поведения ниндзя.

Ниндзе – гуманность, человеколюбие, справедливость.

Нодо – монах в миру.

Нэкоаси-дати («стойка кошки») – стойка в каратэ, при которой 90% веса тела приходится на отставленную назад ногу, а выдвинутая вперёд нога касается пола лишь носком.

Ои-цки – прямой удар «одноимённой рукой» (например, удар правой рукой из правосторонней стойки).

Окинава-тэ – собирательное название различных направлений боевых искусств, практикуемых на Окинаве.

Он – священный долг воздаяния за милость, например верность самурая императору, моральная плата.

Осаи-укэ – давящий блок сверху вниз ладонью.

Рицудзэн – 1) медитация в положении стоя; 2) позиция для медитации в положении стоя.

Року-сяку-бо – классический окинавский посох-оружие, чуть выше человеческого роста.

Рэнси – инструктор (звание).

Рю – школа, направление.

Рюкэн – техническое действие двумя руками одновременно (например, крестообразный блок).

Саи – короткий, длиной не более предплечья, металлический трезубец, обычно используемый как парное оружие.

Сангха (санскр.) – буддийская община.

Сантин («три атаки», или «три продвижения вперёд») – дыхательно-медитативное ката в стилях каратэ Годзю-рю, Уэти-рю.

Сантин-дати – стойка в каратэ, при которой стопа стоящей впереди ноги повёрнута внутрь.

Саругаку – танцор, одна из семи классических «ролей» или типов маскировки ниндзя.

Сасумата – трезубец, оружие на длинном древке с острым концом и двумя направленными в разные стороны металлическими крюками.

Сасумата-дзюцу – способы владения трезубцем.

Седзи – деревянные рамы-стены в японском доме, оклеенные гладкой бумагой, пропускающей свет.

Сеин – главный кабинет дома или комната для интеллектуальных занятий, в том числе дзэнскими искусствами.

Сеин-дзукури – архитектурный стиль, существующий с XV в., связанный с эстетикой дзэн-буддизма и символизирующий естественность жизни, единство человека и природы.

Сёриндзи (яп.) – Шаолиньский монастырь.

Сиай – свободный поединок в каратэ на соревнованиях.

Сидзэн-тай – «естественная позиция».

Синоби – шпион, лазутчик, другое чтение термина «ниндзя».

Сихогэри – ката, созданное Хироси Киндзё на базе ката Сэйсан и практикуемое в окинавском стиле Сёрин-рю (школа Кобаяси-рю).

Сихоцки – ката, созданное Хироси Киндзё на базе ката Сэйсан и практикуемое в окинавском стиле Сёрин-рю (школа Кобаяси-рю).

Содэгарами – клевец, оружие на длинном древке с острым концом и металлическим крюком.

Содэгарами-дзюцу – способы владения клевцом.

Сутэкамари-но-дзюцу («искусство лежать недвижно и не подавать признаков жизни») – один из приёмов тактики ниндзя.

Сэйхо – метод саморегуляции, в основном в Сёриндзи-кэмпо, включающий массаж, медитацию, дыхательные упражнения и т. д.

Сэммэн-дзюцу – особый приём, который имитировал наличие трёх голов у человека, что должно было запутать противника.

Сэмпай – старший ученик.

Сэнсэй – учитель, мастер.

Сэппуку – ритуальное самоубийство посредством вспарывания живота.

Сюсокукан – дыхательная методика в дзэн-буддизме: медленный вдох и выдох без задержки на десять счётов каждый.

Тайкиеку-но-ката – базовый комплекс (ката) каратэ «Великий предел» в стиле Сётокан.

Тигаидана – ниша с декоративными полками на разных уровнях.

Тикара-иси («камень силы») – традиционные гантели в виде молота с деревянной рукоятью.

Тодэ («рука династии Тан») – собирательное название боевых искусств, практикуемых на Окинаве.

Токонома – ниша в стене дома, где вешали художественные свитки или ставили композиции икэбаны.

Тонфа – оружие, представляющее собой палку с прикреплённой к ней под прямым углом рукоятью; в древности – рукоять для ручной мельницы.

Туйфа – то же, что тонфа.

Тэ («рука») – традиционное краткое обозначение кулачного искусства, распространено на Окинаве.

Тэйсацу – разведчик, синоним понятия «ниндзя».

Тэн-но-ката – базовый комплекс (ката) «Небесная форма» в стиле Сётокан каратэ.

Тэссэн – железный веер, традиционное ритуальное и боевое оружие самураев, перешедшее в каратэ.

Тюдан – средний уровень (удара или блока) относительно туловища противника.

Тяси – каменные или железные гантели в виде параллелепипеда с продетой в него рукоятью.

Удзумэ-би – особые мины, используемые в традиционной воинской практике.

Кю-дзюцу (японское искусство стрельбы из лука)

ПОДЛИННОЕ ОРУЖИЕ И СНАРЯЖЕНИЕ НИНДЗЯ»

Дорогой читатель! В твоих руках книга «Когти невидимок». Она является продолжением разговора о ниндзя и нин-дзюцу, начатого автором в книге «Путь невидимых: подлинная история нин-дзюцу» (Минск, «Харвест», 1997).

Оружие (буки) и снаряжение (нинки) ниндзя составляют один из важнейших элементов культуры ночных воинов. Именно эти приспособления делали возможным совершение многих поступков, казавшихся непосвященным современникам сверхъестественными и чудесными. Так рождались предания и легенды, из которых в массовом сознании складывался фантастический образ лазутчика, способного становиться невидимым, ходить по воде, летать по небу, превращаться в диких животных, проходить сквозь стены…

Неудивительно, что описание оружия и снаряжения традиционно занимает одно из главных мест в большинстве книг по нин-дзюцу. Исследователи единодушно сходятся в том, что конструкторы ниндзя во многом опередили свое время. Действительно, в арсенале воинов ночи есть немало видов вооружения и снаряжения, которые могут поразить воображение. Это и ракетные установки (Да-да! Автор не сошел с ума и ничего не придумывает!), и многоствольные ружья, и разборные лодки и многое-многое другое. Огромный интерес у широкой публики вызывают «дома привидений» — так называемые «шпионские усадьбы» ниндзя-ясики, на протяжении столетий служившие жилищами для «воинов ночи».

Однако, несмотря на громадный интерес большой аудитории, в западном мире до сих пор нет практически ни одной серьезной работы по вооружению и снаряжению ниндзя, в которой оно было бы описано по реально сохранившимся образцам, либо по характеристикам этих предметов в дошедших до наших дней старинных источниках. В результате реальные исторические данные заменяются собственным вымыслом, рассчитанным на полную неосведомленность читателя.

В книгах псевдознатоков нин-дзюцу то и дело встречаются описания таких видов оружия как сай, тонфа и нунтяку (см., например, Гвоздев С.А., Кривоносов И.В. Ниндзя: тайны демонов ночи. Минск, «Современное слово», 1997), которые, в действительности, японскими «невидимками» никогда не использовались. Приводятся размеры оружия, не имеющие ничего общего с реальностью. Например, один автор пишет, что длина лезвия «короткого» «шпионского меча» доходила до 70 см! То и дело встречаются совершенно нелепые интерпретации функций того или иного снаряжения. Так, некий «сэнсэй Джэй» (а вслед за ним В.Н. Попенко) указывает, например, что сэ-кихицу — это кусок камня, которым ниндзя выцарапывали донесения на камнях и деревьях. Между тем, нужно лишь заглянуть в словарь японского языка, чтобы узнать, что «сэкихицу» это самый обьгчный карандашный грифель.

Некоторые авторы приписывают средневековым «невидимкам» использование таких средств, которых просто не могло быть в их распоряжении вследствие конкретных исторических причин. Например, американцы Ал Вейсс и Том Филбин рассказывают в своей книге о «ночных воинах», что «смертоносный яд можно найти в листьях обычных помидоров… Поешьте их, и у вас появятся сердечные проблемы, а в конце концов, наступит остановка сердца. Можно смело утверждать, что немало врагов ниндзя отправилось на тот свет, наевшись листьев томатов. Их можно было просто подмешать в салат, и, если жертва не знала об их смертоносном потенциале, они выглядели совершенно безобидными, и человек съедал их целиком, прежде чем понимал всю опасность для своей жизни». Вполне вероятно, что листья помидоров могут оказывать столь разрушительное воздействие на работу сердца — сам автор проверкой этого факта не занимался. Однако родиной томатов является Америка. До XX века их в стране Восходящего Солнца не выращивали. Как же, в таком случае, ниндзя могли готовить из помидоров свои смертоносные салаты? Кстати, овощные салаты с зеленью вообще отсутствуют в традиционной японской кухне.

На фоне всеобщего незнания, которое демонстрируют как «специалисты», так и рядовые любители, порой рождаются совершенно фантастические «учебники «нин-дзютсу» или «нин-джицу», написанные не на основе старинных трактатов самих ниндзя или наставлений, полученных от живого носителя традиции, а путем компиляции изданных в СССР учебников по войсковой разведке, саперному делу, маскировке. Таковы знаменитые «шедевры» В.Н. Попенко, вызывающие гомерический хохот у всех, кто хоть немного знаком с японской традицией военного искусства, но, вместе с тем, пользующиеся значительным успехом у тех читателей, которые бедны интеллектом.

Можно выделить три группы источников информации, которыми пользовался автор при работе над данной книгой.

Во-первых, это наставления, написанные самими ниндзя. Основную часть информации автор позаимствовал из трех важнейших текстов такого рода. Это «Нинпидэн» («Секретное наставление по нин-дзюцу», 1560 г.), «Бансэнсюкай» («Десять тысяч рек собираются в море», 1676 г.) и «Сёнинки» («Писание об истинном нин-дзюцу», 1681 г.). Помимо них, автор использовал ряд других старинных текстов.

Вторую группу источников составляют работы современных японских историков. Среди них в первую очередь надо отметить две прекрасные книги. Это «Хиссё-но хэйхо. Нин-дзюцуно кэнкю» («Всепобеждающее военное искусство. Исследования нин-дзюцу». Токио, 1972) Нава Юмио и «Нинпо. Соно хидэн то дзицурэй» («Нинпо. Его секреты и практические примеры», Токио, 1995) Окусэ Хэйситиро,

Третьим источником информации послужили собственные наблюдения автора, сделанные во время посещения музеев нин-дзюцу в городах Ига Уэно и Конан, музеев монастыря Нэгородэра, замка сёгунов Токугава в г. Киото Нидзёдзё и ряда других в исторических местах, так или иначе связанных с историей нин-дзюцу.

Использование этих аутентичных и надежных источников позволило сильно расширить поле исследования. Впервые в западной литературе даются точные описания десятков видов мин, бомб, зажигательных стрел, ракет, воровского инструмента, рецепты калорийных и жаждоутолящих пилюль, ядов, лекарственных средств, домов ниндзя.

Иллюстрации для книги также подбирались из надежных источников, причем предпочтение отдавалось рисункам из старинных наставлений по нин-дзюцу и другим бу-дзюцу. Многие рисунки были заимствованы из авторитетной работы Сасамы Ёсихисы «Нихон будо дзитэн» («Энциклопедия по японским будо». Токио, 1982). Часть иллюстраций основывается на фотографиях, сделанных автором во время посещений исторических мест нин-дзюцу. Нужно также подчеркнуть специфическую квалификацию художников, знакомых с военной историей Японии и боевыми искусствами отнюдь не понаслышке и приложивших весь свой опьгг и знания для того, чтобы сделать иллюстрации максимально точными.

Надеюсь, что эта книга станет подарком для подлинных поклонников нин-дзюцу и всех тех, кто интересуется военной историей и боевыми искусствами Японии и Востока.

В заключение автор хотел бы высказать свою огромную признательность и благодарность всем, кто помог делом и советом в работе над этой книгой: наставнику школы Катори Синто-рю Сергею Семенчуку, кандидату исторических наук

Константину Асмолову, зарубежным коллегам: профессору Стивену Тёрнбуллу, Дону Роли, Джеффри Мюллеру, а также сотрудникам музея «Ниндзя-ясики» г. Ига Уэно и музея «Кога-рю ниндзя-ясики» г. Конан за предоставленную возможность сделать фотографии различных устройств, приспособлений и оружия ниндзя. Отдельное слово искренней благодарности хотелось бы высказать замечательным художникам Алексею Астафьеву и Андрею Иванову за их титанический, поистине подвижнический бескорыстный труд.

Москва, август 1998 г.

Глава 1. МАСКИРОВОЧНЫЙ КОСТЮМ И ДОСПЕХИ НИНДЗЯ

Работая над этой книгой, я просмотрел несколько десятков западных и русскоязычных работ по нин-дзюцу, но нигде не смог найти хоть сколько-нибудь подробного описания маскировочного костюма ниндзя (синоби-сёдзоку). А продающиеся на Западе «синоби-сёдзоку» никакого отношения к средневековым японским лазутчикам не имеют.

Японское искусство владения мечом

Кэндзю́цу (или кендзю́цу яп. 剣術, «искусство меча») — японское искусство владения мечом. Зародилось около 1 200 лет тому назад с появлением класса воинов.

Кэндзюцу представляет собой уникальное явление — дошедшее до нас из глубины веков искусство владения японским мечом. В отличие от кэндо, боевого пути, делающего упор на воспитании духа занимающегося, в кэндзюцу вместо до (пути) во главу угла ставится дзюцу (искусство). И акцент делается именно на мастерство владения оружием, в то время как воспитание характера является важной, но тем не менее сопутствующей дисциплиной.
Как правило тренировки в кэндзюцу проводятся с использованием деревянных моделей мечей (боккэнов). Наиболее распространенным видом тренировки является выполнение ката, форм, в которых зашифрованы боевые ситуации. Путём многих тысяч повторений ката владение мечом усваивается на уровне рефлексов, что позволяло фехтовальщику сражаться, не задумываясь.
В кэндзюцу в основном работают с мечом, уже вынутым из ножен, поэтому предусматривается манера поведения, во всех отношениях жёсткая и агрессивная, угрожающая и демонстрирующая силу. Основное оружие в кэндзюцу — дайто (большой меч). При достижении определённого уровня подготовки занимающийся может также работать с коротким мечом — сёто, а также с двумя мечами, обычно длинным и коротким. Кэндзюцу можно найти в документах более чем пяти тысяч рю. Первая из известных рю, развивающая кэндзюцу — это Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, которую основал в 15 веке Иидзаса Тёисай Иэнао.
Рю: (流) слушать (info) — японский термин, обозначающий течение, либо стиль в какой-либо области искусства или религии. В западных языках чаще употребляется по отношению к боевым искусствам. В рамках одной школы будзюцу до эпохи Эдо обычно изучалось несколько видов БИ. Позднее появились школы посвящённые лишь одному виду будо.
Виды бу-дзюцу
Обязательные виды (имелись во всех школах):
тайдзюцу — искусство владения телом (в некоторых школах это означало просто фехтовальные передвижения, в других тоже самое что и дзю-дзюцу)
кэн-дзюцу — фехтование на мечах
Престижные виды (имелись не во всех школах, но иметь их считалось престижным):
кю-дзюцу — стрельба из лука
ба-дзюцу — езда на коне
Важные виды (имелись не во всех школах, но иметь их считалось полезным):
иай-дзюцу — техника ношения меча и ножен, а также его подвид батто-дзюцу — техника мгновенного обнажения меча с ударом.
дзю-дзюцу — борьба без оружия
Виды, связанные с фехтованием:
яри-дзюцу — фехтование на копьях
нагината-дзюцу — фехтование на глефах (иногда нагината переводят как «алебарда»)
танто-дзюцу — фехтование на тесаках (иногда танто переводят как «нож»)
бо-дзюцу — фехтование на шестах
дзё-дзюцу — фехтование на дубинках
тэцубо-дзюцу — фехтование на дубинках окованных железом
кусари-дзюцу — фехтование на цепях
сасумата-дзюцу — фехтование на рогатинах
содэгарами-дзюцу — фехтование на баграх
Экзотические виды:
суйэй-дзюцу — плавание
ходзё-дзюцу — связывание
ядомэ-дзюцу — отбивание и перехватывание стрел
батто-дзюцу — альтернативное выхватывание оружия первым (создано в эпоху Эдо)
хо-дзюцу — стрельба из огнестрельного оружия (этот раздел практически исчез в эпоху Эдо в связи с запретом на ношение и хранение огнестрельного оружия)
сюрикэн-дзюцу — метание сюрикэнов
Виды, имевшиеся только в школах ниндзюцу:
синоби-дзюцу — шпионаж
саймин-дзюцу — гипноз
хэнсо-дзюцу — переодевание
онсин-дзюцу — маскировка
интон-дзюцу — уход от погони

В эпохи Эдо и Мэйдзи многие из «дзюцу» (искусств) выделились как рю, посвящённые только одному «дзюцу» (а не нескольким сразу, как было до этого), превратились в «до» (пути). Так, например, кэндзюцу, выделившись отдельно, превратилось в кэндо.

Японские мечи
Японский меч (яп. 日本刀 нихонто:?) — меч, произведённый по традиционной японской технологии из композитной стали с контролируемым содержанием углерода. Название также используется для обозначения однолезвийного меча с характерной формой слабо изогнутого клинка, бывшего основным оружием воина-самурая.
Японская технология изготовления мечей из железа начала развиваться с VIII века и достигла наивысшего совершенства к XIII веку, позволяя изготавливать не просто боевое оружие, но настоящее произведение искусства, которое не удаётся воспроизвести в полной мере даже в современности. На протяжении примерно тысячи лет форма меча практически не менялась, незначительно видоизменяясь главным образом в длине и степени изгиба в соответствии с развитием тактики ближнего боя. Меч, являясь одной из трёх древних регалий японского императора, обладал также ритуальным и магическим значением в японском обществе.
Типы японских мечей

Большие мечи:
Нагамаки
Нодати
Одати
Окатана
Длинные мечи:
Тёкуто
Дотануки
Катана
Син тунто
Тати
Цуруги
Утигатана
Айкути
Короткие мечи:
Тизикатана
Кодати
Сикомидзуэ
Вакидзаси
Ножи/кинжалы:
Хативара
Танто
Ёрои тоси
Тренировочное оружие:
Боккэн
Иайто
Синай
Субурито
Тарэн бо

Ссылка на основную публикацию