Кэн-до | Karate-krs.ru

Кэн-до

В слове «меч» заложены главнейшие идеи кэндо. Первая идея заключается в том, что человек, вооруженный мечом, не имеет права на ошибку и не имеет возможности исправить ее. Соответственно, как в поединке, так и повседневной жизни, ко всему следует относиться серьезно. Вторая идея сводится к тому, что одинаковых ситуаций не бывает: к каждому противнику, бою, следует подходить с обновленным духом и запалом. Поэтому слово «меч» в кэндо воспринимается прежде всего как орудие, которое тренирует дух человека.

Под «законами» понимаются три составных, которые необходимы для осуществления результативного удара. Это «закон меча», что состоит в правильном проведении удара, «закон тела», по которому удар должен быть нанесен в правильной осанке, и «закон сердца», что означает бодрость и энергичность духа при ударе.

«Путь» в кэндо — это дорога усовершенствования человека, «формирование» ее как личности. Стать совершенным невозможно, поэтому именно процесс — «формирование» и усовершенствование, а не результат — «сформированность» и совершенство, есть одним из краеугольных положений философии этого боевого искусства.

Подход к тренировкам

Правильно и серьезно изучать путь меча, воспитывать бодрый дух, закаляя душу и тело, и через особенности кэндо уважать вежливость, ценить честь, откровенно и постоянно работать над собой, и благодаря этому любить государство и общество и широко содействовать миру и процветанию человечества.

Происхождение кэндо тесно связано с историей боевых искусств в Японии. В период Камакура (1185—1233) фехтование, вместе со стрельбой из лука и владением копьем, было неотъемлемой частью подготовки воина-самурая. Однако в течение четверых столетий меч не использовался как главное оружие, а имел вспомогательную функцию. Сферой его применения были самооборона в случае отсутствия другого оружия, отрезание глав противника и ритуальное самоубийство сеппуку. Лишь с наступлением мирной эпохи Эдо (1603—1868), когда самураям официально позволили носить из оружия только мечи, фехтование на них завоевало широкую популярность среди военного слоя.

В начале 17 столетия появились десятки школ, которые предлагали потенциальным ученикам ключи к познанию тайн техники владения мечом. Эти школы находились под сильным влиянием буддийской секты Дзен. Известнейшими среди них были Итто- Рю, Муто- Рю и Муненмусо- Рю. Первая школа делала акцент на одном главном ударе, трактуя другие приемы как исходящие от него. Другая учила, «что меча извне не существует» и тренировала прежде всего волю фехтовальщика. Третья доказывала технику владения мечом к рефлексу, так что самурай фехтовал рефлексивно — «не раздумывая».

В течение многих столетий во время тренировок использовались деревянные мечи, которые наносили ученикам сильные ранения. Однако реформы наставника Наганума Кунисато (1688—1767), который ввел бамбуковые мечи синай, уменьшили количество травм. С конца 18 столетия фехтование мечом уже напоминало современное кэндо.

С реставрацией Мейдзи (1868) европейское огнестрельное оружие вытеснило самурайский меч из обихода. Однако его широкое применение солдатами в японо-китайской войне 1895 года возвратило оружию заслуженную славу. Созданное в 1895 году Общество боевых добродетелей Большой Японии популяризировало фехтование мечом среди молодёжи, а 1920 году изменило разные названия фехтовальных техник на «кэндо». Этот год полагает официальным годом рождения этого боевого искусства.

Популярность кэндо возрастала по мере усиления давки стран Запада на Японию. Упрощенное фехтование приобрело распространение среди школьников и воспитывало патриотически настроенную молодежь. В 1929, 1934 и 1940 годах было проведено первые три соревнования по кэндо на кубок императора страны.

После поражения Японии во Второй мировой войне в 1945 году, оккупационная американская власть запретила преподавание в школах кэндо, как вредной воспитательной практики, которая содействует распространению японского национализма. В следующем году Общество боевых добродетелей Большой Японии было распущено, а преподаватели фехтовальщики уволены с работы.

С 1950 года давление американцев ослабло. Была сформирована Всеяпонская Федерация Спортивного Кэндо. Через два года запрет на кэндо была снят, и из названия Федерации выбросили слово «спортивный». В 1953 году занятия по фехтованию восстановили в школах.

После восстановления репутации кэндо, оно распространилось в Японии и даже стало популярным за границей. В 1970 году для координации иностранных фехтовальных клубов с японскими была образована Международная Федерация Кэндо. На 2003 год в неё входили кэндоистские организации и клубы из 44-х стран мира.

В кэндо вместо катаны используется тренировочный меч синай (яп. 竹刀 ), состоящий из четырёх бамбуковых полос, связанных вместе. Таким образом, риск для здоровья остается минимальным. Защитное снаряжение состоит из головного убора мэн (яп. 面 , букв. «маска»), защиты для рук и предплечья котэ (яп. 小手 ), защиты для туловища до (яп. 胴 , до:), и защиты для паха и бёдер тарэ (яп. 垂れ ).

В современном кэндо атаки бывают двух типов: рубящие и колющие. Рубящие удары разрешается наносить по макушке противника, по левой или правой части его головы, по правому запястью в любой момент, по левому запястью, когда оно поднято (например, при замахивании мечом), по правой или левой части туловища (хотя в соревнованиях редко присуждают очки за удары по левой части). Колющие удары разрешено наносить только в горло. Тем не менее, так как неумелый колющий удар может повредить горло или шею противника, такие техники обычно не преподаются на начальном этапе обучения.

Также в кэндо есть ката, то есть исполнение формальных упражнений без защитного костюма. В ката участвуют два человека: ученик (сидати) и учитель (утидати). Учитель производит первый удар, ученик последний и закрепляет за собой тем самым победу.

Кэндо означает не только технику владения мечом по правилам Всеяпонской Федерации Кэндо. Произошел переход от искусства уничтожения врага на поле боя к искусству воспитания духа воина.

Кэндо стремится к воспитанию энергичного духа через правильное обучение и тренировку. К развитию человеческой природы через понимание принципов работы с мечом. Развивать в человеке любовь к своей стране и обществу, способствовать развитию культуры, укреплять взаимопонимание между людьми, странами и народами — таковы принципы, которые можно применить к искусству владения мечом.

Снаряжение для кендо

Для занятий кендо понадобится следующее снаряжение и форма (минимально необходимый набор: кенлоги, хакама, синай):



    Кендоги (кейкоги) (яп. 衣道剣) — куртка из плотной ткани тёмно-синего (иногда белого) цвета.

Размер выбирается так, чтобы рукав скрывал локоть. Для ребенка нужно выбирать больший размер (на вырост) и подшивать в плече. Материал должен быть легким и не стеснять движений.

Как одевать кендоги: сначала вы соединяете внутренние (левые) завязки, затем внешние (правые). Не допускайте, чтобы шея и грудь были открыты. Кроме того, чтобы на спине не было морщин и складок, необходимо расправлять заднюю часть.

Примерная цена: от 500 р.

Хакама (яп. ?) — широкие штаны тёмно-синего (иногда белого) цвета.

Хакама имеет пять складок спереди и одну сзади. Эти пять складок представляют пять конфуцианских отношений: правоотношение между начальником и подчиненным; привязанность между отцом и сыном; супружеский долг между мужем и женой; почтение между старшим и младшими братьями и верностью между друзьями; а так же как пять конфуцианских достоинств: человечность, справедливость, умеренность, мудрость и верность.

Единственная складка сзади напоминает нам, что лояльность и сыновнее благочестие являются одними и теми же, и мы должны следовать этой истине. Хакама специально сделана так, чтобы мы думали об этом каждый раз, когда мы её надеваем или складываем.

Примерная цена: от 500 р.

Синай (яп. ??) — тренировочный бамбуковый меч.

Синай состоит из четырех бамбуковых полос (такэ), скрепленных двумя кусками кожи, веревки (цуру), рукоятки (цукагава) и завязки (накаюй), а также защитного приспособления (цуба) и ее резинового закрепителя (цубадомэ). Бамбуковые полосы скрепляются с двух сторон кожаными рукоятками и наконечником, которые, в свою очередь, крепко закрепляются веревкой.

Для обозначения ударной части синая и обеспечения хорошей натяжки веревки используется завязка. Меч подобной конструкции предназначен для нанесения-обозначения удара по противнику, одетому в доспехи. Даже сильный удар не причинит в таком случае особого вреда, что очень важно в процессе тренировок.

В oбычном положении синай нужно держать таким образом, чтобы цуба лежала на большом и указательном пальцах. Крепежная струна цуру должна быть внизу. Помните, что боевой меч носится в ножнах режущей поверхность кверху. Синай носится таким же образом. Когда вы сидите в “сейдза“, синай нужно положить справа отсебя. При этом цуру должна быть направлена вниз, а цуба должна быть на уровне колена.

Самая важная особенность синая это то, что он является прочным и гибким. Если вы упрете наконечник синая в пол и пробуете его согнуть, то он должен согнуться в одной трети длины от наконечника (около Накаюи), т.е. в месте, которым вы ударяетесвоего противника. После снятия нагрузки он должен моментально восстановить первоначальную форму. Точка, в которой синай сгибается — это точка, в которой гасится энергия, когда вы ударяете, плохой cинай гнется около цубы (гарды). Поэтому если вы ударите плохим синаем, то он поведет себя как обычная палка: отскочит назад, выбросив энергию удара, большую, чем сможет защитить броня. Он также может повредить решетку шлема и травмировать вашего противника или повредить его запястья или локти.

Плохие синаи имеют следующие особенности:

  • они сгибаются около гарды;
  • они обычно сильно стёсаны, что делает рукоять довольно тонкой;
  • их диаметр сильно меняется по длине, от тонкого в начале, очень толстого в середине, и снова тонкого в рукояти;
  • они обычно сделаны из неплотного бамбука.

Примерная цена: от 500 р.


Бокк?ен (бокен, бокуто) (яп. ??) — деревянный макет катаны.

Боккэны делают из дуба, бука, граба и других плотных пород древесины. Часто их пропитывают лаком, морилкой или древесной смолой, для б?ольшей плотности и веса. Боккэн должен быть достаточно крепким, чтобы выдерживать сильные удары по чему-либо, а также отражения атак.

Примерная цена: от 500 р.


Доспехи (богу) (яп. ??) — доспехи, защищающие основные места нанесения ударов.

Удары в кэндо наносятся в специальные места – голову, руки, туловище, а также горло. Для их защиты использется специальное снаряжение «богу» (??), повторяющее в модифицированном варианте древние доспехи японских воинов. Оно состоит из защиты для головы – «мэн» (?), для рук – «котэ» (??), для туловища «до» (?) и для паха и бёдер «тарэ» (??). Под шлем (мэн) надевается тенугуи. Удары наносятся только в специально оговоренные места, которые надёжно защищены доспехами. Существует огромное количество специальных практик Кендо, в которых отрабатывается техника ударов и защиты от них, а также многочисленные варианты практик поединков. Но всегда оценивается только правильно проведенный удар.?

  • Мэн — защищает голову, горло и плечи и состоит из:
    • men buton — широкой полосы плотной стеганой ткани, закрывающей голову от плеча до плеча и закрепленной на окружности men gane;
    • men gane — металлической решетки, состоящей из одной вертикальной и четырнадцати горизонтальных перекладин, соединенных с металлическим овалом, который, в свою очередь, соединен с men buton;
    • двух частей, защищающих горло: mae dare — длинной и прочной полосы кожи, предназначенной для приема ударов tsuki, сверху и uchi dare или sashi buton — круга из плотной ткани , дополняющего защиту горла между mae dare и men buton;
    • men himo — двух завязок, присоединенных кожаным кольцом к одной из перекладин men gane.

  • Котэ надеваются и снимаются через отверстие на конце hiji buton, поэтому завязки kote himo обычно не развязывают.

    Тарэ — часть доспеха, защищающая живот и бедра, состоит из:

    • tare obi — широкого и толстого пояса из стеганой ткани;
    • tare himo — присоединный к tare obi пояс, которым tare крепится на теле;
    • пяти защитных пластин из набивной стеганой ткани, укрепленных кожаными полосами: трех больших (o dare) и двух малых (ko dare) под большими в промежутках между ними; на среднем o dare крепится zeken (нафуда) — полотняный мешочек, на котором написаны имя владельца и его принадлежность к клубу, стране и т.п.

    Зеккен (Нафуда) — мешочек с именем, служит для того, чтобы сообщить окружающим ваше имя, носится на центральной пластине Тарэ. Он сделан из синей или черной ткани с вышитыми или пришитыми белыми иероглифами или буквами. Название клуба пишется горизонтально-поперек вверху, а имя человека вертикально-вниз по середине.

Кендо – японское боевое искусство фехтования на бамбуковых мечах. В России Кендо является официальным видом спорта и включено во Всероссийский реестр видов спорта.

В Японии Кендо также рассматривается, как вид спорта и возможно, что в скором времени Кендо будет включено в программу Олимпийских игр.

Кендо (剣道) переводится с японского, как «Путь меча».

История боевого искусства тесно связана с древними самурайскими техниками владения мечом — Кэндзюцу (剣術).

Кендо было создано в 1895 году Обществом воинской добродетели Великой Японии (Дай Ниппон Бутокукай, 大日本武徳会). Основной целью создания было – возражение национальных воинских традиций и укрепление «японского духа» среди молодёжи.

Изначально боевое искусство преподавалось на уроках физкультуры в школах.

Цели боевого искусства были сформулированы Японской федерацией в 1975 году, и заключались в формировании и развитии тела и разума, нравственных и этических качеств, укреплении духа и стремление к самосовершенствованию.

Предшественниками Кендо нередко называют сразу несколько школ Кэндзюцу, находившихся под сильным влиянием буддийского течения Дзен:

Итто-рю (刀流 ) – «Школа одного меча» — школа делала акцент на одном главном ударе, трактуя другие приёмы как исходящие от него.

Муто-рю (刀正傳無刀流) – Школа меча «не-меча» — школа учила, «что меча извне не существует» и тренировала прежде всего волю фехтовальщика. Воин должен строить крепость в своем сердце — и тогда он будет сильнее любой каменной крепости.

Мунэнмусо-Рю — «Истинная школа одного меча без лезвия» идеология школы сводила технику владения мечом к рефлексу, так что самурай фехтовал рефлексивно — не раздумывая».

Практика Кендо устанавливает определенные требования к одежде. Тренировки и соревнования проводятся в специальной одежде — Кэндоги (剣道着) и защитном снаряжении – Богу (防具), при использовании одного (или двух) деревянных мечей — Синаев.

Синай – является имитацией японского меча-катаны и состоит из 4-х бамбуковых планок, скрепленных кожаными фитингами. Данная конструкция меча позволяет свести риск для здоровья к минимуму.

Для отработки ката также использует деревянный меч – Бокуто.
Нанесение ударов в Кендо осуществляется как «режущей» частью меча (Синая и Бокуто), так и его кончиком.

Занятия и соревнования по Кендо проходят в защитной экипировке, которая одевается для защиты определенных зон на голове, руках и теле.

Голова защищается стилизованным шлемом — Мэн (面), с металлической решёткой — Мэн-ганэ ( 面金).

Для защиты лица используются жёсткие кожаные и тканевые клапаны — Цуки-дарэ ( 突垂れ).

Для защиты предплечий, запястий и кистей рук при меняются длинные, толстые тканевые перчатки – Котэ (小手).

Торс защищается нагрудником — До (胴).

Область талии и паха защищается — Тарэ (垂れ), состоящей из пяти толстых вертикальных тканевых лоскутов или фалдов.

Одежда, надеваемая под Богу, состоит из Кэндоги (куртки-уваги и штанов) и хакамы, длинных широких штанов-юбки.

Вокруг головы оборачивается хлопковое полотенце — Тэнугуи ( 手拭い), которое одевается под шлем, чтобы впитать пот и предоставить основу для удобного и комфортного размещения шлема.

Типы атак в Кендо

Рубящие удары разрешается наносить по макушке противника, по левой или правой части его головы, по правому запястью в любой момент, по левому запястью, когда оно поднято (например, при замахивании мечом), по правой или левой части туловища (хотя в соревнованиях редко присуждают очки за удары по левой части).

Колющие удары разрешено наносить только в горло. Тем не менее, так как неумелый колющий удар может повредить горло или шею противника, такие техники обычно не преподаются на начальном этапе обучения.

В Кендо существует 10 формальных упражнений (Ката), которые выполняются без защитной экипировки.
В Ката участвуют два человека: ученик — Сидати (仕太刀) и учитель — Утидати (打太刀).

Практика Ката направлена на изучение:

  • Правильных направлений ударов
  • Правильных интервалов между атаками
  • Правильного движения тела.

Кроме того Ката способствует развитию чувства собственного достоинства и искренности, присущей всем боевым техникам.

В Кендо предусмотрена аттестация, которая включает в себя экзамен по основной технике и Ката.

В настоящее время Кендо достаточно популярно, как в Японии, так и за ее пределами.

В 1970 году была образована Международная Федерация Кендо (IKF), осуществляющая координацию различных фехтовальных клубов, в которую входят около 50-и клубов Кендо со всего мира.

Проводятся многочисленные соревнования и турниры различного уровня, в том числе чемпионаты мира и континентов.

Целью Кендо является, прежде всего, воспитание духа воина и физическое развитие через понимание принципов работы с мечом.

Кендо — это путь меча. Это боевое искусство произошло от самурайского искусства фехтования. Кендо было частью тренировочной системы самураев.

Почему мы используем бамбуковый меч и доспехи?

Самураи тренировались с деревянным мечом или бокуто. Нужно ли говорить, что они часто наносили повреждения друг-другу во время тренировок или даже убивали своих партнеров по тренировке, потому что использовали бокуто. В результате был изобретен бамбуковый меч. Предположительно, первый тренировочный меч наподобие синая был изобретен Камиизуми �?сеноками Нобуцуна (Kamiizumi Isenokami Nobutsuna) в начале 16-го столетия и назывался хикихада. Как и современный синай он был сделан из бамбука, но состоял из большего количества частей и был обтянут кожей.

Богу (современные доспехи) не были изобретены до конца 18-го века. В те времена богу не были распространены и многие школы кендзюцу не использовали их. Но цель богу была та же. С бамуковыми мечами и богу можно тренироваться кендзюцу очень усердно, при этом не раня и не, тем более, убивая своего партнера.

Сейчас кендзюцу осталось в иайдо (путь извлечения меча), а тренировочная методика кендзюцу перешла в кендо.

Кендо все еще путь меча.

Многие ассоциируют кендо с опасностью и злом. Это нормальная реакция для тех, кто увидел кендо в первый раз. Двое орущих людей избивают бамбуковыми палками друг друга. Как здесь не подумать, что это проявление зла! Одна из задач этого сайта — исправить непонимание. Мы должны сказать людям, что кендо не жестоко.

Преимущества кендо.

Несмотря на то, что кендо было частью тренировочной системы кендзюцу, оно было и по-прежнему есть путем меча. Кендо сохраняет принципы самурайского искусства фехтования, как говорится в концепциях кендо, утвержденных Всеяпонской федерацией кендо в 1975г.

В этом красота кендо.

С помощью самой тренировки с другими мы тренируем наше тело и сознание и изучаем искусство фехтования самураев.
Кендо не требует больших мышц. Кендо не выбирает нас. Не имеет значения, низкий вы или высокий, маленький или большой. Размер не важен.
�?зучение философии самураев, которая больше похожа на мораль или на то, как обходиться со своей жизнью.

Кендо — это не только хорошая тренировка для вашего здоровья, но также и искусство фехтования самураев или философия, которая и в сегодняшней жизни оказывается весьма полезной.

Возможно, вы слышали о Горин но сё (Gorin no Sho): Книга пяти колец, написанная Миямото Мусаси. Люди по всему миру до сих пор читают ее. Это один из примеров того, что философия самураев может быть до сих пор применима в современной жизни.

Кроме того, это дело каждого, как интерпретировать философские мысли, и как применять их в повседневной жизни. Разве это не восхищает вас?

Кендо — это не о том, как бить, это о том, как быть битым, и изучение своих слабостей. Сейчас это может вам показаться странным, но вы поймете, о чем я говорю, если будете заниматься кендо.

Санкт-Петербургский клуб японского фехтования КАЭДЭ

Кендо. Нагината.

Новый набор в группу кендо начнет занятия уже в сентября! Количество мест ограничено, успей записаться прямо сейчас!

Кендо в Санкт-Петербурге представлено многими клубами, одним из которых является школа японского фехтования на бамбуковых мечах “Каэдэ”. Одной из уникальностей клуба состоит в изучении техник ниторю — техника владения двумя мечами.

Кендо является интеллектуальным спортом, поскольку основной компонент выигрыша, как и в любом фехтовании, это ум, с расширенной функцией фитнеса. Чем заняться в Санкт-Петербурге? Конечно же пойти к нам заниматься! Если Вы ничего не умеете, ничего страшного! Занятия у нас это огромная эмоциональная разрядка…

Клуб фехтования Каэдэ расположен на стыке двух районов: Калининский и Выборгский, имеет отличную транспортную доступность, всего 2 минуты от метро Лесная.

Направления клуба

Кендо — это традиционное японское боевое искусство, произошедшее от кендзюцу. Для поединков здесь используются бамбуковые мечи и защитные доспехи. В настоящее время всё больше напоминает спортивное фехтование. Много людей по всему миру практикуют кендо каждый день. Это даёт уникальную возможность завести новые знакомства и увидеть мир!

Основная направленность клуба это изучение техник Нитэн ичи рю (владение двумя мечами). Наш клуб является единственным в Санкт-Петербурге где вы сможете освоить данную технику!

В настоящее время нагината наиболее часто практикуется в виде спорта, который в Японии регулируется Всеяпонской Федерацией Нагината. Чаще всего этим спортом занимаются девушки в спортивных клубах при высших учебных заведениях. Помимо Японии, нагината распространена в Европе, Австралии и Америке.

Частые вопросы (FAQ)

Что нужно на первую тренировку?

Принести себя. Одеть не стесняющую одежду (не джинсы). Занятия проходят босиком.

Нужен ли мне доспех на первую тренировку?

Нет. Обучение построено так, что сразу покупать доспех не нужно. Для начала Вам нужно освоиться с техникой передвижения и нанесения ударов, а затем полученные “теоретические” знания отрабатывать в доспехе. на это отводится месяца два-три.

Есть ли у клуба экипировка или все нужно приобретать самостоятельно?

У клуба есть на первое время мечи, доспех. Но у каждого должен быть свой комплект. Его можно купить в магазине или на авито.

Специально для детской группы есть возможность пользоваться клубным доспехом!

Почему кендо?

Стратегия и тактика

Кендо — это спорт интеллектуалов, развивает навыки стратегического мышления.

Здоровье и разгрузка

Идеальный спорт для работников офиса и тех кто ведёт сидячий образ жизни: не требует специальной подготовки, повышает общую физическую форму, даёт огромный эмоциональный разряд.

Ментальные техники помогут вам в бизнесе и в повседневной жизни. Успех и кендо всегда рядом, вы учитесь побеждать самого главного врага — самого себя, а остальное вам покажется сущими пустяками.

Игра в долгую

Нельзя взять и стать мастером в один день. Это требует каждодневного труда над собой. Но с возрастом (вплоть до глубоких седин) тренировки будут приносить массу удовольствия!

Безопасность

Кендо является одним из самых безопасных видов боевых искусств. Голова, руки, корпус надёжно защищены доспехом.

Друзья по всему миру

В кендо часто проводят семинары и аттестации, на которые Вы можете поехать в любую точку мира и там оттачивать своё мастерство.

Никогда не поздно начинать!

В кендо приходят в любом возрасте, главное желание изучать и совершенствоваться, мы обязательно подберём Вам индивидуальную нагрузку.

Опытный и требовательный тренер

Именно у нас Вы станете хорошим фехтовальщиком!

Приятный коллектив

Соревнования и совместные мероприятия позволят получать удовольствие от каждой тренировки!

Разнообразный тренировочный процесс

Индивидуальный, творческий подход к каждой тренировке позволяет нам поддерживать в Вас интерес к занятиям.

Ориентация на развитие

В нашем клубе нет ограничения на развитие, чем быстрее Вы развиваетесь и прогрессируете, тем с Вами интереснее работать дальше.

Клубный доспех

Специально для детской группы есть возможность пользоваться клубным доспехом.

А взрослые могут воспользоваться клубными доспехами до покупки своего.

Наши сенсеи

Харюткин Дмитрий

Кендо 5 дан

Дмитрий занимается кендо более 15 лет. Выступал за сборную России по кендо. В копилке наград учеников имеется множество наград, в том числе победы на первинствах страны.

Литуненко Дарья

Нагината 2 дан

Кендо 3 дан

Дарья является основателем Российской федерации нагинаты. Активно занимается изучением и развитием нагинаты в России. Первая в России получила 2 дан по нагинате.

Местоположение клуба «КАЭДЭ»

г. Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д.20 (2 мин. от м.Лесная)

Бусидо — Путь самурая

Бусидо, Путь самурая и История Японии касающаяся самураев, а также возникновения и культивирования боевых искусств на протяжении веков. Здесь Вы сможете узнать о развития — самурайства, а также истории возникновения и развития боевых искусств и единоборств.

Раздел Название темы Ответов
Чай-хана (беседы ни о чем) Отдых 5
Grinii
Япония — Культура, Музыка, Искусство. Подарок сэнсею 10
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Что привезти шефу 1
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Чего мы читаем. 43
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Вопрос о хобби 16
Grinii
Софт, Компьютер, Игры. Программы для создания сайтов 9
Grinii

Путь самурая. Кэн-до. Часть I

Наряду с термином «кэндо», говорящим о моральном воспитании, Японцы для обозначения фехтования на мечах употребляли также (особенно до эры Мэйдзи) слово «кэн-дзюцу» — искусство меча, искусство фехтования, техника меча, которое говорило больше о технической стороне фехтования. Это слово являлось синонимом кэндо).

Большинство знаменитых мастеров воинских искусств и дзенских наставников в средние века обращали свои поучения к «владельцам меча», и это не случайно. Ни одна область бу-дзюцу в Японии не могла существовать независимо от кэн-дзюцу. В стране, где меч почитался «знаком могущества и храбрости — душой самурая», святыней и фамильной драгоценностью, все виды кэмпо развивались в связи с фехтованием и под непосредственным влиянием законов фехтования. В любой школе, обучающей технике владения шестом или дубинкой, серпом или кинжалом, багром или цепью, в качестве реального противника всегда выступал человек с мечом: не зная основ фехтования, нечего было и надеяться на победу в поединке. Вот почему среди многочисленных школ дзю-дзюцу, которые, в обыденном представлении, культивировали борьбу без оружия, мы почти не встречаем кэмпо как «чистого» рукопашного боя без оружия. Дзю-дзюцу получило распространение в среде самураев и с самого начала носило характер комбинированного рукопашного боя — с использованием различных видов оружия и лишь в самом крайнем случае без него.

Зародившись приблизительно в X — XI вв., самурайское искусство меча весьма существенно отличалось как от всех европейских методов употребления меча, сабли, шашки, палаша, рапиры, шпаги, так и от китайского фехтования на больших мечах. В кэн-дзюцу сравнительно мало чисто «фехтовальных» элементов в европейском смысле слова. Как правило, боец, заняв исходную позицию с поднятым мечом, выжидал, когда у противника сдадут нервы и он «откроется». Тут следовал решающий удар (или серия ударов), чаще всего ведущий к летальному исходу. Эта схема в поединке оставалась в основном неизменной для всех 1700 школ кэн-дзюцу, а позже кэндо. Меч принято было держать двумя руками, но вес его допускал и манипулирование одной рукой. Многие школы практиковали фехтование двумя мечами, большим и малым одновременно (рёто-дзукаи). Как правило, это был самурай, познавший кэндо во всех его тонкостях, — настоящий мастер своего дела. К числу таких специалистов относился и прославленный Миямото Мусаси. Фехтовальщики этой школы кэндо (ниторю) держали обычно в правой руке большой меч, которым наносили удары по противнику, малый же меч служил в основном для парирования атак.

В кэндо меч рассматривался как средство формирования личности, главный пункт всей физической и психической концентрации, которая, в понимании японцев, должна была привести человека к согласованию с природой, «переходу ко Вселенной», что также указывает на связь фехтования на мечах и синто.

«Воспитание кэндо» и «дух кэндо» были равным образом воспитанием «японского духа». Обучаться кэндо самураи начинали ещё в раннем возрасте, причём уже тогда фехтованию учили не только ради физического развития, но и в целях тренировки умственных способностей. Уроки кэндо начинались, как правило, рано утром; они проводились в закрытом помещении или под открытым небом в любую погоду. Это должно было укрепить выносливость подростков.

Начиная фехтовать деревянными мечами, сыновья самураев переходили постепенно, по мере овладения искусством кэндо, к фехтованию на настоящих самурайских мечах. Нередко упражнения с этими мечами, которые из-за их относительно большого веса держали двумя руками, приводили к тяжёлым увечьям или даже смерти фехтовальщиков.

Тренировки кэндо должны были подготовить самурая к борьбе с настоящим противником на войне или в поединке, где искусство фехтовальщика проявлялось в числе взмахов мечом (татикадзэ). Это было важно как в престижном отношении, так и в военных условиях, когда мастерство самурая позволяло ему сберечь силы для сражения со следующим неприятельским воином. При этом считалось, что опытный воин обязан был повергнуть врага лишь одним (смертельным) ударом. Как идеальный рассматривался удар под названием «кэсагакэ», или «кеса-гири», разрубающий тело наискось от плеча до пояса. Сам термин «кэсагири» произошёл от слова «кэса», которым обозначался вид одеяния буддийского монаха. Здесь риза носилась так, что одно плечо и рука оставались открытыми.

Собственно схватке кэндо предшествовал ряд предварительных упражнений. Готовясь к поединку, самураи особое значение придавали сосредоточенности и правильному дыханию. Основным методом для выработки ровного и глубокого дыхания и концентрации всех внутренних сил была медитация. Этот вид успокоения нервной системы и самовнушения, практикуемый самураями перед борьбой, развился в фехтовании при непосредственном влиянии секты «дзен». (Не удивительно поэтому, что многие приверженцы дзеновских объединений и сект были лучшими мастерами кэндо в своё время. Таковыми, например были члены братства «Ямаока»). Борец садился на пол и дышал медленно, глубоко и ритмично, стараясь отвлечься от всех мешающих посторонних мыслей.

Кендо — это. Описание, особенности, история, философия и отзывы

Кендо — это искусство, в котором спортсмены осуществляют бой при помощи бамбуковых палок. Появилось оно в Японии. На родине имеется большое количество выдающихся спортсменов в этом виде спорта. Кендо создавалось с целью защиты и победы над соперником. Однако в наши дни для самообороны мечи не используют. Главным в этом виде спорта является духовный аспект.

Изначально искусство кендо было предназначено для победы над врагом на поле боя. Но со временем оно превратилось в искусство воспитания духа молодежи всего мира. Развитие осуществляется в результате регулярных тренировок под руководством опытных тренеров, которые имеются во многих странах. Воспитание духа происходит в результате овладения принципами работы с бамбуком мечом. Искусство кендо вызывает уважение к своей стране и её культуре. Оно объединяет людей различных национальностей.

История появления

Кендо — это древний вид единоборств. Самураи регулярно практиковались на деревянных мечах. До 17-го столетия такое оружие было в качестве вспомогательного, а после причислено к основным. Удары деревянными мечами причиняли большой вред соперникам на тренировках. Поэтому в начале 18-го века их сменили на мечи из бамбука. С тех пор тренировки были похожи на современные. Ситуация кардинально изменилась в 1968 году. Именно тогда вышел закон, запрещающий ношение мечей. После появления нового закона кендо превратился в вид искусства и сохранился до наших дней. Недолгое время кендо было запрещено в Японии. По завершении второй мировой войны американские власти объявили кендо вне закона.

Но уже в 1953 году запрет на это искусство был снят. С того времени популярность кендо росла в Японии и за её пределами. В нашей стране имеется немало поклонников этого древнего японского искусства фехтования. Во всех крупных городах имеются федерации кендо. Люди всех возрастов приходят в фитнес-клубы, чтобы познать это искусство. Ведь кендо — это не только хорошее физическое состояние, но и духовное развитие.

Кендо — это искусство, в котором побеждает спортсмен, набравший большее количество очков. Сам рейтинг называется иппон. Балл спортсмену дается за удачно выполненный прием и возвращение в исходную позицию. Балл дается не за сам удар, а за ряд правильно выполненных действий. Если все было выполнено в соответствии с правилами, то судья поднимает флажок и спортсмен получает один балл. За соблюдением правил следят три судьи. У каждого из них в руках должны находиться флаги белого и красного цвета. Ленты такого же цвета должны прикрепляться к спинам спортсменов. После совершения ряда успешных действий судьи поднимают вверх флаг, который соответствуют цвету ленты спортсмена. Очко засчитывается бойцу, если двое из судей подняли флажок.

Остановки и нарушения

Судьи вправе произвести остановку во время поединка в следующих случаях:

  • если один из спортсменов нарушил правило;
  • если произошел спорный момент и судьям нужно время для принятия решения;
  • когда один из спортсменов оказался в лежачем положении;
  • если один из фехтовальщиков попросил тайм-аут путем поднятия одной руки;
  • если оба спортсмена на протяжении долгого времени находятся в состоянии скрещенных гард.

В правилах предусмотрены действия, за двукратное совершение которых присваивается один балл сопернику нарушителя. Это произойдет в случае, если спортсмен во время боя сделает следующие действия:

  1. Если фехтовальщик во время боя коснется одной из рук меча выше рукоятки.
  2. Когда один из спортсменов во время боя потеряет свой меч.
  3. Если один из фехтовальщиков выйдет за пределы ринга.
  4. Если на спортсмене неправильно надета одежда и доспехи.

Регламент и обмундирование

Соревнования по кендо проходят в форме поединков один на один. Во время боя каждый из фехтовальщиков выходит на ринг. После этого они делают три шага навстречу друг другу, кланяются и приседают. После команды судьи спортсмены поднимаются и сразу же начинают поединок. Для того чтобы пройти аттестацию, спортсмен должен принять участие в матче и успешно выполнить технические приемы. Поединок в кендо длится пять минут. Если за это время не удается выявить победителя, то назначаются дополнительные три минуты.

На спортсменов должно надеваться защитное снаряжение. Бои проходят на квадратных площадках. Они, как правило, имеют длину в 9 или 11 метров. Половина ринга покрыта деревянным покрытием. Окончания ринга отмечают обычной клейкой лентой белого цвета. К занятиям по кендо допускаются спортсмены, достигшие 7 лет. В столь молодом возрасте спортсмены не участвуют в официальных соревнованиях по кендо. Занятие с детьми проходит в игровой форме. Японские подростки начинают активно участвовать в соревнованиях лишь в старших классах. Бои у них проходят обычно 3 или 4 минуты.

Спортсмены осуществляют бой при помощи бамбукового меча или его заменителя. Использование такого материала при изготовлении меча значительно уменьшает количество травм бойцов. Оружие спортсмены держат в обеих руках. В основном меч держится усилиями левой руки, а правая работает для точности. В кендо существует два вида ударов:

  1. Рубящие. Такие удары можно осуществлять в голову (за исключением лица), туловище и запястья.
  2. Колющие. Такой вид удара бьется только в горло. Новичкам такие удары не преподают. Так как слишком высок шанс нанести сопернику тяжелую травму.

Развитие в наши дни

После снятия запрета кендо постепенно набирала популярность среди населения Японии, а затем и во всем мире. Федерации стали открываться во многих странах. Для их координации в 1970 году открылась «Международная Федерация Кендо». В 2003 году в нее входили клубы и организации из 44 стран мира. Соревнования по кендо стали привлекать все больше внимания. На чемпионате мира по кендо участвуют спортсмены из большого количества стран. Родоначальники этого боевого искусства всегда являются фаворитами международных турниров. Бои проходят по правилам «Всеяпонской Федерации Кендо».

Появление в нашей стране

Возможность изучать кендо у россиян появилось в 1989 году. Первым тренером этого боевого искусства был преподаватель японского языка в МГУ Владимир Александрович Янушевский. Спустя четыре года была образована «Московская Ассоциация Кендо». После этого постепенно этим восточным искусством стали заниматься уже и в регионах. Поэтому в 1997 году была образована «Российская Федерация Кендо». Благодаря усилиям первого преподавателя кендо в России Владимира Янушевского в страну начали приезжать японские специалисты.

В 1998 году для всех любителей кендо произошло важное событие. Нашу страну посетил премьер-министр Японии Рютаро Хасимото. Во время своего визита он провёл с российскими спортсменами совместную тренировку. После того, как он узнал, что в стране будет проходить чемпионат России по кендо, министр Японии подарил кубок «Мирное сердце». Его по сей день получает команда победителей чемпионата страны по кендо.

На родине кендо занимаются более полутора миллиона человек. Это японское искусство является обязательным для школьников и студентов. Кендо изучают с самых ранних лет и до глубокой старости. В Японии даже полицейские в обязательном порядке совершенствуются в этом искусстве. В остальном мире лишь немногие регулярно занимаются кендо. В России у граждан есть возможность заниматься этим видом фехтования лишь в больших городах.

Кулак Великой Энергии, или искусство Тайки-кэн, было создано Саваи Кэнъичи вскоре после окончания Второй Мировой Войны. Саваи Кэнъичи начинал свой путь изучая кэн-до и дзю-до, а после некоторое время был в учениках Ван Сянь-чжая, мастера стиля Да-Чэн-цюань, который является ответвлением легендарного стиля Синь-И-цюань.

На первых порах, Саваи передавал ученикам то что знал сам, то есть азы Да-Чэн-цюань, но вскоре он нашел свой стиль, а там не долго пришлось ждать до создания своей школы, разительно отличавшейся от той что прошел сам Саваи.

Одним из преимуществ Тайки-кэн является то что в этом искусстве нет правила «так и не иначе!», благодаря чему последовали, в некоторым смысле, имеют право на импровизацию, но опять же это затрудняет описание Тайки-кэн, так что можно сказать что искусство лучше раз увидеть чем тысячу раз прочесть о нем или услышать рассказ.
Характерными чертами его так же можно назвать ориентацию на исключительно прикладное помещение, без какой либо показательности в поединке, жесткий стиль учебно-тренировочных спаррингов, в которых отсутствуют протекторы. А так же, по мнению многих мастеров, необходимость проведения тренировок исключительно в условиях естественной природы, без различия на то есть ли холодная зима или знойное лето. В Тайки-кэн большое значение придается и энергетическим упражнениям, призванным научить быть мягким, сохраняя нераскрытой до нужного момента, огромную силу.

Саваи, по свидительствам современников, будучи в преклонном возрасте легко одерживал победы над бойцами в расцвете сил и вплоть до восьмидесяти лет на тренировках без тени усталости демонстрировал ученикам множество приемов и движений, от захватов до ударов.

Саваи был не только бойцом, но и философом. О возрасте сохранилось такое его высказывание «В старости, слабеют поясница и ноги. Если ты лишь ходишь, это не страшно. Но если ты желаешь быть воином, то с больной спиной и слабыми ногам не может быть боевого искусства. Для него нужно двигаться с грацией кошки и силой тигра, реагируя на действия противника быстрее, чем он совершит их». Саваи всегда говорил, что необходимо для боевого искусства не только гибкость и крепость в теле но и владение «Ки». Не работать с энергией, значит, к сорока уже не уметь научиться новому, к пятидесяти проигрывать тем, кто хоть чуть младше а к шестидесяти уподобиться дряхлым, иссушенным деревьям. Поэтому, Саваи так часто советовал ученикам и последователям, каждый день, по утру уделять некоторое время дыхательно-медитативным упражнениям.

Мастер сказал еще одну любопытную вещь. «Те наставники кто рассказывают ученикам о том какими были раньше, впустую тратят свое и их время, ведь гораздо важнее не говорить а уметь сделать что-то прямо сегодня. Учить других есть право только тогда, когда можешь хорошо показывать сам. Боевое искусство нельзя передать словами. Лишь показать и дополнить словами». Мастер Саваи был удивительным человеком. С шестидесятых годов он брал в ученики лишь тех, кто имел не менее трех дан в каратэ Кёкусинкай.

Кэндо
剣道
Другие названия Кендо
Страна Япония
Родоначальное БИ Кэндзюцу
Медиафайлы на Викискладе

Кэндо́ [1] (яп. 剣道 кэндо:, рус. путь меча ) — современное боевое искусство японского фехтования на бамбуковых мечах. Ведёт свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом, кэндзюцу (яп. 剣術 ). Ставит целью формирование полноценной личности и твёрдого характера, закаляя волю и тело фехтовальщика. В современной Японии рассматривается как один из видов спорта. Существует движение за включение кэндо в программу Олимпийских игр.

Название «кэндо» было создано Обществом воинской добродетели Великой Японии (Дай Ниппон Бутокукай, 大日本武徳会), которое появилось в 1895 году, с целью возродить самурайские традиции и укреплять «японский дух» среди японской молодёжи. Термин произошёл от древнего «кэн-дзюцу», где «кэн» (яп. 剣 ) — это меч, «дзюцу» (яп. 術 ) — искусство, в котором иероглиф «дзюцу» (яп. 術 ) заменили на иероглиф «До» (яп. 道 ) — путь. Основным методом действия Общества стали уроки фехтования на занятиях физкультурой в школах.

Содержание

Философия [ | код ]

В любом деле, за которое берётся человек, имеющий за плечами большие традиции своей страны [2] и предков, он отличается от индивидуума, не обладающего такой культурой, прежде всего тем, что как бы моделирует в сознании некоторые общие последствия для себя. Причем, желательно, чтобы цель дела была достаточно высокой. Если же поставить перед собой ложные цели, они неизбежно приведут в никуда. Кто не испытывает уверенности в себе может впасть в соблазн приобрести её очень примитивным образом — самоутвердиться за счет унижения других. Подобное самоутверждение всегда оборачивается против этого человека, рано или поздно. Дело в том, что молодые люди не привыкли просчитывать свои цели далеко вперед, так как им не свойственно размышлять о конечности своего бытия, либо ощущать эту конечность. И поэтому люди просчитывают только сегодняшний день. Цель же надо ставить на всю жизнь, так как «психологическое» время движется с ускорением. Если поставить цель псевдоцель (например, быстро разбогатеть), то это может завести в тупик. Часто можно прочитать в газетах письма, в которых молодые люди пишут: «У меня есть все. А что дальше? [3] !». Это трагедия человека, поставившего перед собой псевдоцель. А должна быть какая-то перспектива-цель. Л. Фейербах, замечательный немецкий философ, говорил: «Человек без цели — это человек без Бога». Цель важна в любом деле, и не только в единоборствах.

Подход к тренировкам [ | код ]

Правильно и серьёзно изучать путь меча, воспитывать бодрый дух, закаляя душу и тело, и через особенности кэндо уважать вежливость, ценить честь, откровенно и постоянно работать над собой, и благодаря этому любить государство и общество и широко содействовать миру и процветанию человечества.

Цели кэндо [ | код ]

Концепция кэндо была составлена Всеяпонской федерацией кэндо в 1975 году [4] .

  • Формировать разум и тело,
  • Развивать сильный дух, через правильные и строгие тренировки
  • Стремиться к совершенствованию искусства кэндо,
  • Высоко ценить человеческую вежливость и честь,
  • Быть искренним с другими, и всегда совершенствовать себя.

Это позволит каждому:

  • Любить своё государство и общество,
  • Делать вклад в развитие культуры.
  • Продвигать все человечество к миру и процветанию.

История [ | код ]

Происхождение кэндо тесно связано с историей боевых искусств в Японии. В период Камакура (1185—1233) фехтование, вместе со стрельбой из лука и владением копьём, было неотъемлемой частью подготовки воина-самурая. Однако в течение четырёх столетий меч использовался не как главное оружие, а имел вспомогательную функцию: сферой его применения были самооборона в случае отсутствия другого оружия, обезглавливание противника и ритуальное самоубийство сэппуку. Лишь с наступлением мирной эпохи Эдо (1603—1868), когда самураям официально позволили носить из оружия только мечи, фехтование на них завоевало широкую популярность среди военного слоя.

В начале XVII столетия появились десятки школ, которые предлагали потенциальным ученикам ключи к познанию тайн техники владения мечом. Эти школы находились под сильным влиянием буддийского течения дзэн. Известнейшими среди них были Итто-рю (яп. 一刀流 Итто: рю:, «Школа одного меча») , Муто-рю (яп. 一刀正傳無刀流 Итто: сё:дэн муто: рю:, «Истинная школа одного меча без лезвия») и Мунэнмусо-Рю [ источник не указан 3620 дней ] . Первая школа делала акцент на одном главном ударе, трактуя другие приёмы как исходящие от него. Другая учила, «что меча извне не существует» и тренировала прежде всего волю фехтовальщика. Третья сводила технику владения мечом к рефлексу, так что самурай фехтовал рефлексивно — «не раздумывая».

В течение многих столетий во время тренировок использовались деревянные мечи, которые наносили ученикам сильные ранения. Однако реформы наставника Наганума Кунисато (1688—1767), который ввёл бамбуковые мечи синай, уменьшили количество травм. С конца XVIII столетия фехтование мечом уже напоминало современное кэндо.

С реставрацией Мэйдзи (1868 год) европейское огнестрельное оружие вытеснило самурайский меч из обихода. Однако его широкое применение солдатами в японо-китайской войне 1895 года возвратило оружию заслуженную славу. Созданное в 1895 году Общество боевых добродетелей Большой Японии популяризировало фехтование мечом среди молодёжи, а 1920 году изменило разные названия фехтовальных техник на «кэндо». Этот год полагается официальным годом рождения этого боевого искусства.

Популярность кэндо возрастала по мере усиления давления стран Запада на Японию. Упрощённое фехтование приобрело распространение среди школьников и воспитывало патриотически настроенную молодёжь. В 1929, 1934 и 1940 годах было проведено первые три соревнования по кэндо на кубок императора страны.

После поражения Японии во Второй мировой войне в 1945 году оккупационная американская власть запретила преподавание в школах кэндо как вредной воспитательной практики, которая содействует распространению японского национализма. В следующем году Общество боевых добродетелей Большой Японии было распущено, а преподаватели-фехтовальщики уволены.

Через пять лет после окончания войны (1950) американский контроль над учебными программами был отменён, но некоторые ограничения были официально сохранены ещё на два года. Тогда же была сформирована Всеяпонская Федерация Спортивного Кэндо, названная так из дипломатических соображений: когда через два года запрет на кэндо был снят, слово «спортивный» из названия Федерации убрали. В 1953 году занятия по фехтованию восстановили в школах в полном объёме.

Одежда и экипировка [ | код ]

Кэндо практикуется в традиционной японской одежде (яп. 剣道着 кэндоги) , защитном снаряжении (яп. 防具 богу) и при использовании одного — реже двух — синаев (яп. 竹刀 синай) [5] .

Кэндо
剣道
Другие названия Кендо
Страна Япония Япония
Родоначальное БИ Кэндзюцу
Кэндо на Викискладе

Кэндо (яп. 剣道 кэндо:, рус. путь меча ) — современное боевое искусство японского фехтования на бамбуковых мечах. Ведёт свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом, кэндзюцу (яп. 剣術 ). Ставит целью формирование полноценной личности и твёрдого характера, закаляя волю и тело фехтовальщика. В современной Японии рассматривается как один из видов спорта. Существует движение за включение кэндо в программу Олимпийских игр.

Название «кэндо» было создано Обществом воинской добродетели Великой Японии (Дай Ниппон Бутокукай, 大日本武徳会), которое появилось в 1895 году, с целью возродить самурайские традиции и укреплять «японский дух» среди японской молодёжи. Термин произошёл от древнего «кэн-дзюцу», где «кэн» (яп. 剣 ) — это меч, «дзюцу» (яп. 術 ) — искусство, в котором иероглиф «дзюцу» (яп. 術 ) заменили на иероглиф «До» (яп. 道 ) — путь. Основным методом действия Общества стали уроки фехтования на занятиях физкультурой в школах.

Содержание

В любом деле, за которое берётся человек, имеющий за плечами большие традиции своей страны [1] и предков, он отличается от индивидуума, не обладающего такой культурой, прежде всего тем, что как бы моделирует в сознании некоторые общие последствия для себя. Причем, желательно, чтобы цель дела была достаточно высокой. Если же поставить перед собой ложные цели, они неизбежно приведут в никуда. Кто не испытывает уверенности в себе может впасть в соблазн приобрести её очень примитивным образом — самоутвердиться за счет унижения других. Подобное самоутверждение всегда оборачивается против этого человека, рано или поздно. Дело в том, что молодые люди не привыкли просчитывать свои цели далеко вперед, так как им не свойственно размышлять о конечности своего бытия, либо ощущать эту конечность. И поэтому люди просчитывают только сегодняшний день. Цель же надо ставить на всю жизнь, так как «психологическое» время движется с ускорением. Если поставить цель псевдоцель (например, быстро разбогатеть), то это может завести в тупик. Часто можно прочитать в газетах письма, в которых молодые люди пишут: «У меня есть все. А что дальше? [2] !». Это трагедия человека, поставившего перед собой псевдоцель. А должна быть какая-то перспектива-цель. Л. Фейербах, замечательный немецкий философ, говорил: «Человек без цели — это человек без Бога». Цель важна в любом деле, и не только в единоборствах.

Подход к тренировкам [ | ]

Правильно и серьёзно изучать путь меча, воспитывать бодрый дух, закаляя душу и тело, и через особенности кэндо уважать вежливость, ценить честь, откровенно и постоянно работать над собой, и благодаря этому любить государство и общество и широко содействовать миру и процветанию человечества.

Цели кэндо [ | ]

Концепция кэндо была составлена Всеяпонской федерацией кэндо в 1975 году [3] .

  • Формировать разум и тело,
  • Развивать сильный дух, через правильные и строгие тренировки
  • Стремиться к совершенствованию искусства кэндо,
  • Высоко ценить человеческую вежливость и честь,
  • Быть искренним с другими, и всегда совершенствовать себя.

Это позволит каждому:

  • Любить своё государство и общество,
  • Делать вклад в развитие культуры.
  • Продвигать все человечество к миру и процветанию.

Происхождение кэндо тесно связано с историей боевых искусств в Японии. В период Камакура (1185—1233) фехтование, вместе со стрельбой из лука и владением копьём, было неотъемлемой частью подготовки воина-самурая. Однако в течение четырёх столетий меч использовался не как главное оружие, а имел вспомогательную функцию: сферой его применения были самооборона в случае отсутствия другого оружия, обезглавливание противника и ритуальное самоубийство сэппуку. Лишь с наступлением мирной эпохи Эдо (1603—1868), когда самураям официально позволили носить из оружия только мечи, фехтование на них завоевало широкую популярность среди военного слоя.

В начале XVII столетия появились десятки школ, которые предлагали потенциальным ученикам ключи к познанию тайн техники владения мечом. Эти школы находились под сильным влиянием буддийского течения дзэн. Известнейшими среди них были Итто-рю (яп. 一刀流 Итто: рю:, «Школа одного меча») , Муто-рю (яп. 一刀正傳無刀流 Итто: сё:дэн муто: рю:, «Истинная школа одного меча без лезвия») и Мунэнмусо-Рю [ источник не указан 3343 дня ] . Первая школа делала акцент на одном главном ударе, трактуя другие приёмы как исходящие от него. Другая учила, «что меча извне не существует» и тренировала прежде всего волю фехтовальщика. Третья сводила технику владения мечом к рефлексу, так что самурай фехтовал рефлексивно — «не раздумывая».

В течение многих столетий во время тренировок использовались деревянные мечи, которые наносили ученикам сильные ранения. Однако реформы наставника Наганума Кунисато (1688—1767), который ввёл бамбуковые мечи синай, уменьшили количество травм. С конца XVIII столетия фехтование мечом уже напоминало современное кэндо.

С реставрацией Мэйдзи (1868 год) европейское огнестрельное оружие вытеснило самурайский меч из обихода. Однако его широкое применение солдатами в японо-китайской войне 1895 года возвратило оружию заслуженную славу. Созданное в 1895 году Общество боевых добродетелей Большой Японии популяризировало фехтование мечом среди молодёжи, а 1920 году изменило разные названия фехтовальных техник на «кэндо». Этот год полагается официальным годом рождения этого боевого искусства.

Популярность кэндо возрастала по мере усиления давления стран Запада на Японию. Упрощённое фехтование приобрело распространение среди школьников и воспитывало патриотически настроенную молодёжь. В 1929, 1934 и 1940 годах было проведено первые три соревнования по кэндо на кубок императора страны.

После поражения Японии во Второй мировой войне в 1945 году оккупационная американская власть запретила преподавание в школах кэндо как вредной воспитательной практики, которая содействует распространению японского национализма. В следующем году Общество боевых добродетелей Большой Японии было распущено, а преподаватели-фехтовальщики уволены.

Через пять лет после окончания войны (1950) американский контроль над учебными программами был отменён, но некоторые ограничения были официально сохранены ещё на два года. Тогда же была сформирована , названная так из дипломатических соображений: когда через два года запрет на кэндо был снят, слово «спортивный» из названия Федерации убрали. В 1953 году занятия по фехтованию восстановили в школах в полном объёме.

Одежда и экипировка [ | ]

Кэндо практикуется в традиционной японской одежде (яп. 剣道着 кэндоги) , защитном снаряжении (яп. 防具 богу) и при использовании одного — реже двух — синаев (яп. 竹刀 синай) [4] .

Ссылка на основную публикацию