Кихон но ката соно ити | Karate-krs.ru

Кихон но ката соно ити

Ашихара каратэ

Ашихара каратэ – школа каратэ, созданная мастером Хидэюки Асихара (05.12.1944 — 24.04.1995). Хидэюки Асихара – один из ведущих мастеров каратэ в мире, который изучал каратэ киокушинкай под руководством самого Ояма Масутацу и потом создал собственный стиль.

Хидэюки Асихара — создатель Ашихара-каратэ

Школа ашихара каратэ имеет ряд особенностей, которые отличают её от современного каратэ, как вида спорта, и роднят со старыми школами, существовавшими в то время, когда каратэ было именно боевым искусством.

Асихара коренным образом изменил взгляды на подготовку спортсменов. Практически все современные школы каратэ используют ката не как метод подготовки к поединку, а как отдельный вид техники, не имеющий уже прикладного значения. Это привело к тому, что ката из грозных боевых комплексов переродились в ритуальные и малопонятные даже и самим мастерам формальные упражнения. В ашихара каратэ ката становятся наиболее эффективным средством для тренировки реального поединка за счет выполнения всех элементов в паре или против нескольких соперников, в полный контакт, в свободном темпе и в перемещении. Асихара разработал следующие виды ката:

— Три ката для начинающих (Сёсин но ката соно ити, ни, сан).

— Четыре ката для тренировки бросковой техники (Нагэ но ката соно ити, ни, сан, ён).

— Пять ката для тренировки техники атаки на разных дистанциях (Кумитэ но ката соно ити, ни, сан, ён, го).

— Три ката для тренировки базовой техники (Кихон но ката соно ити, ни, сан).

— Два ката для реального боя (Дзиссэн но ката соно ити, ни).

Изначально планировалось разработать в каждом виде по пять ката, но болезнь не позволила мастеру завершить задуманное. Поэтому все ката для самообороны и Нагэ но ката соно го, Кихон но ката соно ён и го, Дзиссэн но ката соно сан, ён и го остались только в черновиках.

Асихара ввел понятие тактики контактного боя, где любое сближение соперников рассматривается, как вероятность нокаута — наиболее эффективного выведения противника из равновесия. Большинство стилей каратэ используют эту технику в отрыве от основного рисунка боя. В ашихара каратэ для выхода на захват и бросок успешно используются массированные удары коленями и локтями, что обеспечивает реальное выполнение бросков даже, если поединок проходит в жесткой манере обмена ударами. Подобный успех был обусловлен тем, что Асихара сумел совместить арсенал бросков Айкидо и Дзюдо со стилем спарринга каратэ киокушинкай. В этот период Асихара разработал принцип «Сабаки». Сабаки — быстрое решение. Он состоял из трех основных пунктов:

— подготовка и использование четырёх боевых позиций, представленных круговым символом Асихара-карате;

— оценка и использование дистанции в бою;

— максимальная подвижность и скорость выполнения боевых упражнений.

Хидэюки Асихара — создатель Ашихара-каратэ

С 1982 по 1987 гг. Асихара много времени уделяет совершенствованию стиля. Он считает, что в преподавании ашихара каратэ не следует придерживаться строгих догм, а необходимо выделить принципиальные моменты тренировочного цикла. Это дало ему возможность популяризировать стиль не только методом непосредственного обучения в додзё, но и за счет современных средств информации. За этот период Асихара выпускает три учебных видеофильма, а также три книги: часть 1 — «Боевое каратэ», часть 2 (издаётся только на японском языке) и часть 3 — «Самое боевое каратэ». Благодаря этим изданиям Асихара сумел за короткий срок не только распространить свой стиль по всему миру, но и сразу добиться его качественного роста. Когда мастер Асихара собрал последователей из разных стран на первый семинар, он был крайне удивлен высоким уровнем техники ашихара каратэ у спортсменов, изучавших стиль по книгам и фильмам. Необходимо также отметить, что принципы ашихара каратэ легко осваивались представителями различных других школ.

Предлагаем вашему вниманию видео с участием самого Хидэюки Асихара:

В 1987 г. появились первые признаки болезни Асихары. Как оказалось, его свалило редкое заболевание нервной системы (БАС), проявившееся как последствие ядерной бомбардировки Хиросимы в 1945 г. Асихара скончался 24 апреля 1995 г. в возрасте 50 лет. Он вошел в историю как один из самых загадочных и молодых Мастеров, сумевших за свою недолгую жизнь достигнуть наивысшего уровня в боевых искусствах. После смерти Асихары Хидеюки, организацию возглавил его сын Асихара Хидэнори. Сегодня организация продолжает расти. Она состоит из более чем 250 представительств в 35 странах мира, на всех континентах. Ашихара каратэ можно отнести к новейшим системам боевых искусств, так как оно создано в конце ХХ в. и впитало в себя все лучшее, что накопила цивилизация в этой области, а также благодаря своим отличиям от других направлений каратэ, касающихся оценки технических основ и методов изучения.

Кихон но ката соно ити

Сделать стартовой Добавить в избранное

Строим камины, печи, барбекю! Делаем на долго и красиво из кирпичя

Школы и стили каратэ » Кекусинкай : Ката каратэ кекусинкай — Кихон ката ичи (1)

Кихон ката — вспомогательные, простейшие ката, которые предстают в качестве связующего звена между ката и кихон.

1. Принять стойку фудо дачи.

2. Повернуться на 90°, принять хидари зенкуцу дачи и выполнить левый гедан барай.

3. Выполнить правый гяку цуки.

4, 5. Повернувшись вправо на 180°, выполнить правый гедан барай и левый гяку цуки.

6, 7. Повернувшись на 90° влево, выполнить левый гедан барай и правый гяку цуки.

8, 9. Повернувшись на 180° вправо, выполнить правый гедан барай и левый гяку цуки.

10, 11. Повернувшись на 180° влево, выполнить левый гедан барай и правый гяку цуки.

12, 13. Повернувшись на 90° вправо, выполнить правый гедан барай и левый гяку иуки.

14, 15. Повернувшись на 180° влево, выполнить левый гедан барай и правый гяку пуки.

16, 17. Повернувшись на 90° вправо, выполнить правый гедан барай и левый гяку цуки.

18, 19. Повернувшись на 180° влево, выполнить левый гедан барай и правый гяку цуки.

20, 21. Повернувшись на 180° вправо, выполнить правый гедан барай и левый гяку цуки.

22. Приблизив левую ногу к правой и отодвинув в сторону, одновременно скрестив руки, вернуться в стойку фудо дачи.

Кихон но ката соно ити

Данная техническая программа написана с учётом требований представляемых IКО от 1997 года, сборов и экзаменов, проводимых в разные годы на территории России Японскими мастерами. В разделе «Квалификационные нормативы» программа сдачи на КЮ расширена техническими примерами на каждый пояс. Эти примеры не являются панацеей по сдаче экзамена, а только направлены на пробуждение творческих возможностей инструкторов в подготовке учеников к экзаменам. В 2011г. в программу были внесены изменения, введены новые ката.

International Karate Organization

Белый пояс (0 кю) 3 месяца (48 часов) занятий.

Хэйсоку-Дати, Мусуби-Дати, Хэйко-Дати, Сото-Хатидзи-Дати (Сизэн-Дати), Ути-Хатидзи-Дати, Сантин-Дати, Дзэнкуцу-Дати, Киба-Дати, Цуруаси-Дати.

2.Техника ударов руками (Цуки из стойки Сантин-Дати). Сэйкэн-Тюдан-Цуки, Сэйкэн-Дзёдан-Цуки, Сэйкэн-Аго-Ути, Сэйкэн-Сита- Цуки, Сэйкэн-Каги-Цуки, Хидзи-Ути, Уракэн-Ганмэн-Ути, Уракэн-Саю-Ути, Уракэн-Хизо-Ути, Уракэн-Маваси-Ути, Сюто-Ганмэн-Ути, Сюто-Сакоцу-Ути, Сюто-Сакоцу-Утикоми, Сюто-Ути-Ути, Сюто-Хизо-Ути.

3.Техника блоков (Укэ из стойки Сантин-Дати). Дзёдан-Укэ, Тюдан-Сото-Укэ, Тюдан-Ути-Укэ, Гэдан-Барай, Ути-Укэ-Гэдан-Барай.

4.Техника ударов ногами (Кери из стойки Хэйко-Дати). Маэ-Кэагэ, Сото-Маваси (Кэагэ), Ути-Маваси (Кэагэ), Хидза-Гэри, Кин- Гэри, Тюдан-Маэ-Гэри, Ёко-Кэагэ, Тюдан-Ёко-Гэри, Кансецу-Гэри, Дзёдан-Маваси-Гэри, Усиро-Гэри.

Базовые передвижения (Идо):

Передвижения в Дзэнкуцу-Дати вперёд и назад, повороты. Одиночная техника. Пример: Тюдан (Дзёдан)- Ой-Цуки. Тюдан-Гяку-Цуки. Пример: Дзёдан-Укэ, Сото-Укэ, Ути-Укэ, Гэдан-Барай. Пример: Маэ-Гэри-Кэагэ, Сото-Кэагэ, Ути-Кэагэ.

Тайкёку Соно Ити/Ни, Сокуги Тайкёку Соно Ити.

Гибкость: (достать головой пола в положении сидя ноги широко). Отжимания: 20 Прыжки из приседа 20 (выпрыгивания). Пресс 20 Стойка на руках 20 сек. (поддержка партнера). Подтягивания на перекладине 3 Прыжок (Тоби-Маэ-Гэри) до мячика (мячик на уровне вашего роста).

1.Якусоку-Кумитэ: блок только против атаки. Рука блокирует Цуки, рука блокирует Гэри,нога блокирует Гэри. 2.Дзию-кумитэ: 60 сек. 1-раунд. Критерии оценки: Этикет (самообладание, отношение), камаэ, (готовность), киай.

Основные технические приёмы те же, что и для белого пояса, а также следующее:

Передвижения в Дзэнкуцу-Дати вперед и назад, повороты. Пример: Нидан-Ой-Цуки (дзёдан,тюдан), Самбон-Цуки(три уровня). Пример: Дзёдан-Укэ – Сото-Укэ – Ути-Укэ (маватэ) Гэдан-Барай. (на три шага) Эта же связка + Гяку Цуки. Пример: Маэ-Гэри + Ой-Цуки Пример: Дзэнкуцу-Дати – Кери-но-Йой: Тюдан-Маэ-Гэри, Дзёдан-Мае-Гэри.

Тайкёку Соно Сан, Сокуги-тайкйоку-соно-ни и Сан

Стойки: Кокуцу-Дати, Некоаси-Дати Базовые перемещения: Кокуцу-Дати передвижения вперёд и назад, поворот. Пример: Дзёдан-Укэ + Гяку-Цуки – Сото-Укэ + Гяку-Цуки – Ути-Укэ + Гяку Цуки – Маватэ – Гэдан-Барай + Гяку Цуки. (Цуки три уровня). Пример: Ути-Укэ + Гяку Цуки (Укэ в Кокуцу-Дати – Гяку Цуки в Дзэнкуцу- Дати не меняя стойки). Пример: Маэ-Гэри + Гяку-Цуки Пример: Киба-Дати передвижения через Какэ-Аси Маэ, Усиро: Ёко-Гэри-Кеагэ, Тюдан-Ёко-Гэри.

Тайкёку Соно Сан, Сокуги-тайкйоку-соно-ни и Сан

Гибкость: (достать головой до пола в положении сидя ноги широко), те же требования, что для белого пояса, но с улучшенной техникой исполнения. Отжимания 30 Пресс 30 Выпрыгивания 30(приседания с прыжками). Стойка на руках ЗОсек (поддержка партнёра). Подтягивания 5 Прыжок (Тоби-Маэ-Гэри): уровень вашего роста + 10см.

Якусоку-Кумитэ: блок только против атаки. Рука блокирует Цуки, нога блокирует Цуки, рука блокирует Гэри, нога блокирует Гэри. Дзию-кумитэ: 60 сек. Критерии оценки: Этикет (самообладание, отношение), камаэ (готовность), киай. 10кю-1 раунд. 9кю- 2 раунда.

Е. Устный экзамен:

Основные технические приёмы те же, что и для белого и оранжевого поясов, а также следующее:

2.Техника ударов руками: Тэтцуй, Нукитэ, Сётэй.

З.Техника блоков: Моротэ-Укэ, Сюто-Маваси-Укэ, Маэ-Сюто-Маваси-Укэ.

4.Техника дыхания(Кокиу Хо): Ибуки.

Пример: Дзэнкуцу-Дати передвижения с Сётэй-Ути (три уровня), Сётэй-Укэ (три уровня). Пример: Дзэнкуцу-Дати передвижения Маэ-Гэри + Дзёдан-Укэ + Гяку-Цуки – Маэ-Гэри + Сото-Укэ + Гяку Цуки – Маэ-Гэри + Ути-Укэ + Гяку-Цуки – маватэ – Гэдан-Барай + Гяку-Цуки. (Цуки три уровня). Пример: Кокуцу-Дати передвижения вперёд, назад и поворот с блоком Сюто-Маваси-Укэ; Сюто-Маваси-Укэ + Осай-Укэ + Ёхон-Нукитэ. Пример: Киба-Дати передвижения вперёд, назад с ударом Дзюн-Цуки; Дзюн-Цуки + Тэтцуй (три уровня). Пример: Хидари-Кокуцу-Дати + Сюто-Маваси-Укэ с шагом правой ногой вперёд в Миги-Киба-Дати + Дзюн-Цуки-Тюдан на следующий счёт на месте переход в Миги-Кокуцу-Дати + Сюто-Маваси-Укэ с шагом левой ногой вперёд в Хидари-Киба-Дати + Дзюн-Цуки-Тюдан маватэ Кокуцу-Дати + Сюто-Маваси-Укэ (дорожка на три счёта) Пример: Киба-Дати Кери-но-Йой: Тюдан-Маэ-Гэри, Дзёдан-Маваси-Гэри.

Пинан Соно Ичи, Пинан Соно Ни, Санчин

Пример: Сантин-Дати передвижения вперёд назад и с Тюдан-Гяку-Цуки, поворот Ути-Укэ + Тюдан-Гяку-Цуки. Добавляя: Ути-Укэ + Уракэн-Сёмэн-Ганмэн-Ути + Хидзи-Атэ + Тэтцуй-Маэ-Дзёдан. (одной рукой). Пример: Миги-Сантин-Дати передвижения вперёд с Гяку-Цуки, переход в сторону в Хидари-Кокуцу-Дати с Сюто-Маэ-Маваси-Укэ. Поворот обратно в Миги-Сантин-Дати + Ути-Укэ + Гяку-Цуки. Проверка пресса в Сантин (удержание Цуки) с выдохом Сюто-Маэ-Маваси-Укэ Ибуки. Пример: Киба-Дати передвижения вперёд, назад с Самбон-Дзюн-Цуки. В режиме Санбон: Миги-Дзюн-Цуки + Хидари-Ёхон-Нукитэ + Миги-Тэтцуй-Дзёдан (на три стороны) переход в Миги-Дзэнкуцу-Дати с блоком Миги-Моротэ-Ути-Укэ.

Пинан Соно Ичи, Пинан Соно Ни, Санчин

Гибкость: (Достать плечами пола в положении сидя ноги широко). Отжимания 40 Пресс: 40 Выпрыгивания: 40 (приседания с прыжками). Стойка на руках 40 сек. (поддержка партнёра). Подтягивания: 8 Прыжок (Тоби Маэ Гэри) уровень вашего роста + 15см.

1.Якусоку-Кумитэ: Укэ Кэаши (блок и контратака). Атака противника, блок, контратака с использованием разнообразных атак, блоков и контрударов. Например: рука, рука, рука/ рука, рука, нога/ рука, нога, рука/ нога, рука, рука/ рука, нога, нога/ нога, нога, рука/ нога, рука, нога/ нога, нога, нога (атака, защита, контратака). 2.Дзию-кумитэ: 60 сек. Критерии оценки: камаэ, киай, скорость, сила, выносливость, блоки и контратаки. 8 кю-3 раунда. 7 кю-4 раунда.

Е. Устный экзамен:

Основные технические приёмы те же, что и для синих поясов, а также следующее:

Техника ударов руками: Кокэн-Ути, Хаито-Ути, Моротэ-Цуки, Хидзи. Техника блоков: Кокэн-Укэ, Хаито-Укэ, Дзюдзи-Укэ.

Пример: Кокуцу-Дати передвижения вперёд назад и поворот: Ой-Маэ-Гэри (переход в следующую позицию) + Сюто-Маваси-Укэ + Моротэ-Цуки но Камаз. Пример: Киба-Дати 45 передвижения вперёд назад и поворот: А.) Гэдан-Барай + Гяку-Цуки. Б.) Ой Хидзи-Атэ + Гяку-Сито-Цуки. В.) Ой Хидзи-Атэ (в ладонь) + Уракэн-Сёмен-Ути + Гэдан-Барай + Гяку-Цуки. Г.) Фиксация стойки Киба-Дати в течение 1-ой минуты (Мокусо). Пример: Дзэнкуцу-Дати передвижения с Дзюдзи-Укэ Гэдан; Дзёдан. Пример: шаг вперёд в Дзэнкуцу-Дати с Дзюдзи-Укэ-Гэдан + шаг вперёд в Дзэнкуцу-Дати с Моротэ-Ути-Укэ + шаг назад в Дзэнкуцу-Дати с Дзёдан-Укэ + Гяку-Цуки-Тюдан.

Пинан Соно Сан, Пинан Соно Йон ,Янцу, Цуки но Ката

Каитэн Идо (круговые). Пример: Кокуцу-Дати + Сюто-Маваси-Укэ шаг вперёд в Киба-Дати с Дзюн-Цуки + Кайтэн Тэтцуй (три уровня) на три счёта – маватэ – Кокуцу-Дати + Сюто-Маваси-Укэ. Пример: Киба-Дати 45+ Гэдан-Барай: передвижения Гэдан-Барай в Киба-Дати 45 + Гяку – Цуки в Дзэнкуцу-Дати 45. Пример: Киба-Дати 45 + Гэдан-Барай: передвижения Маэ-Гэри 45 (Хикитэ Дзэнкуцу 45) + Уракэн-Ёко-Ути + Ёко-Гэри 45 + Гэдан-Барай в Киба-Дати 45 + Гяку-Цуки в Дзэнкуцу-Дати 45. Пример: Дзэнкуцу-Дати Кери-но-Йой передвижения с Усиро-Гэри. Пример: Киба-Дати Кери-но-Йой передвижения через Какэ-Аси-Дати (Маэ-Коса, Усиро-Коса): Ёко-Гэри-Кэагэ + Ёко-Гэри + Усиро-Гэри. (на три шага). Пример: Камаэ: Маэ-Гэри + Ёко-Гэри + Усиро-Гэри + Гяку-Цуки.

Пинан Соно Сан, Пинан Соно Йон ,Янцу, Цуки но Ката

Б. Физическая подготовка на 6-5кю:

Гибкость: те же требования, что для синего пояса, но с улучшенной техникой исполнения. Отжимания 50 Пресс 50 Выпрыгивания 50 (приседания с прыжками) Стойка на руках 50сек. (поддержка партнёра) Подтягивания 10 Прыжок (Тоби-Маэ-Гэри): уровень вашего роста + 20см

Якусоку-Кумитэ: Укэ Каэши (блок и контратака). Атака противника, блок, контратака с использованием разнообразных атак, блоков. Например: рука, рука, рука/ рука, рука, нога/ рука, нога, рука/ нога, рука, рука/ рука, нога, нога/ нога, нога, рука/ нога, рука, нога/ нога, нога, нога. Дзию-кумитэ: 60 сек. Критерии оценки: камаэ, киай, скорость, сила, выносливость, блоки и контратаки. 6 кю-5 раундов. 5 кю-6 раундов.

Кихон но ката соно ити

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 254 808
  • КНИГИ 582 578
  • СЕРИИ 21 618
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 537 381

Эдуард Игоревич Аксенов

Каратэ: от белого пояса к черному. Традиционная техника и приемы уличной самозащиты

Дорогие читатели! Эта книга станет вашим личным тренером по каратэ – одному из самых известных и самых эффективных японских единоборств. С ее помощью вы не только самостоятельно освоите базовую технику каратэ (стиль Кёкусинкай), но и приемы уличной самообороны.

В книге приведены экзаменационные требования Международной Федерации каратэ (IFK) с 10 по 1 кю, позволяющие самостоятельно изучать технические элементы для подготовки к сдаче квалификационных экзаменов, разработанные Ханси Стивом Арнэйлом (9 Дан) – Президентом Международной Федерации каратэ (IFK) (Великобритания).

Для новичков базовая техника каратэ – кихон-ката – это знакомство со стилем, демонстрация четкого рисунка движений. Для аттестованных учеников и инструкторов приводится особый комплекс, который может использоваться в начале тренировки в качестве разогревающих упражнений, выполняемых с разной скоростью, либо как база, на которой строится понимание боевых искусств. Кихон-ката развивают координацию движений, концентрацию, память, быстрое мышление, скорость, выносливость, баланс. Моделирование техники за счет перестановок упражнений может быть бесконечным.

Если же аттестация не входит в ваши планы, и вы просто хотите, так сказать, «поддерживать форму», вам поможет техника нанесения основных ударов руками и ногами по «лапам» и «подушке».

Желаю вам успешных тренировок! А напутствием для вас пусть станет «крылатое» высказывание Масутацу Оямы: «Каратэ – это путь жизни, целью которого является реализация потенциальных (как физических, так и духовных) возможностей человека. Если духовная сторона каратэ игнорируется, то становится бессмысленным его физический аспект».

От белого пояса к черному

Среди всех прочих восточных единоборств у каратэ, пожалуй, больше всего направлений: Фудо-кан, Шотокан, Кёкусинкай, Дай-до-джуку каратэ-до, Асихара каратэ, Вадо-рю, Годзю-рю. Сказать, сколько стилей каратэ существует вообще, трудно.

Все стили каратэ делятся на контактные и бесконтактные. Контактные школы обучают работе в паре, бои ведутся в контакт. Бесконтактные школы – упрощенная версия боевых искусств, поединки в них лишь имитируются. Основу техники большинства школ каратэ составляют блоки, удары, ката – комплексы формальных упражнений. Некоторые школы каратэ работают с оружием. Но в основном эта «работа» носит показательный, а не прикладной характер. Причем для выступлений выбирают ката с кама, саи и другим традиционным японским оружием.

Соревнования по каратэ проводят в номинациях: ката (с оружием и без, одиночные и парные) и кумитэ (спарринг, вольный поединок).

Среди самых известных японских мастеров каратэ: Гитин Фунакоси – создатель каратэ-до; Канадзава Хирокадзу – мастер каратэ Шотокан, победитель первого всеяпонского чемпионата; Киян Тётоку – окинавский мастер каратэ, создатель школы Сёрин-рю; Ямагути Гогэн – мастер каратэ, основатель японской школы Годзю-рю; Ояма Масутацу – мастер каратэ, основатель стиля Кёкусинкай.

Каратэ, как и все восточные единоборства, воспитывает в человеке силу духа – основу всех его достижений. Для занятий каратэ нет ограничений по возрасту и полу – важны лишь внутренняя потребность и готовность идти по пути каратэ. Поэтому техника, изложенная в данной книге, универсальна и подойдет не только взрослым, но и детям.

Из истории каратэ Кёкусинкай

Высокая популярность стиля Кёкусинкай связана с феноменальными достижениями его создателя – Масутацу Оямы. Название стиля «Кёкусинкай» расшифровывается следующим образом: «кёку» означает конечность, предел; «син» – истина, реальность; «кай» – связь (собрание воедино). Следовательно, Кёкусинкай – это не просто стиль единоборства, а система боевой и психологической подготовки, духовно-нравственного воспитания человека. Школа Масутацу Оямы предусматривает эту духовно-этическую составляющую как важнейшую часть системы подготовки каратиста. На основе обобщения достижений школ японского каратэ, его китайских аналогов и других видов восточных единоборств Масутацу Ояма создал современную, усовершенствованную и постоянно обновляемую систему физической, тактико-технической и духовно-нравственной подготовки. Благодаря незаурядной личности Масутацу Оямы, его фантастическому мастерству, усилиям его сподвижников, внесших большой вклад в поддержание имиджа каратэ как сильнейшего боевого искусства, и широкомасштабной рекламе Кёкусинкай получил широчайшее распространение в мире. В настоящее время этим стилем занимаются более 15 миллионов человек в 140 странах мира! Однако в популяризации стиля необходимо отметить заслуги целой школы, а не только Оямы: «Широкий путь Кё-кусина не может быть творением одного человека, пусть даже гения, поскольку опыт каждого человека в отдельности ограничен и индивидуален. Сегодня, когда опубликованы воспоминания первых инструкторов Кёкусин, ближайших учеников Оямы, мы можем назвать Кёкусин детищем не только гения Оямы, но и десятков его соратников и учеников. В процессе своего развития от младенчества к зрелости это детище их усилиями претерпело множество метаморфоз, прежде чем в итоге превратилось в стройную, целостную систему технических приемов и методов обучения». Каратэ Кёкусинкай отличается от академического стиля Сётокан (бесконтактного каратэ) широким арсеналом методов ведения боя, сочетающего в себе принципы единения гибкости и силы, круговые и прямолинейные движения в реальной борьбе, а также особый путь осознания применяемых средств – включение окружающей реальности при неизменной сосредоточенности на собственном, внутреннем самосознании.

Международная Федерация Кёкусинкай существует отдельно от других организаций каратэ. Это связано с особенностью силового контактного стиля, с соответствующими квалификационными нормативами и правилами проведения соревнований, всей системой боевой подготовки и принципами ведения боя. Кёкусинкай – контактный силовой стиль. Система требований в Кёкусин находит свое отражение в экзаменах на пояса.

Путь ученика школы Кёкусин начинается с высокой дисциплины, напряженных тренировок и воспитания нравственно-духовных качеств. Своеобразная духовная клятва (клятва додзё), разработанная Масутацу Оямой, включает в себя семь заповедей, которые определяют путь достижения физического совершенства и духовной стойкости.

В тренировочной программе начинающих каратистов эти заповеди звучат следующим образом:

1. Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твердого и непоколебимого духа.

2. Мы будем твердо следовать истинному смыслу избранного пути, чтобы наши чувства были всегда на готове.

3. С истинным упорством мы будем стремиться к самоутверждению в искусстве каратэ.

4. Мы будем неукоснительно соблюдать правила этикета, уважения старших и воздержания от насилия. Мы никогда не нападем первыми, но всегда готовы к защите от нападения доступными средствами, разрешенными каратисту.

5. Мы будем строго следовать заповедям наших высоких наставников и никогда не забудем истинной добродетели – скромности.

6. Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая желаний зла и насилия.

7. Всю нашу жизнь через постижение каратэ мы будем стремиться выполнить истинное назначение пути Кёкусин.

В этих заповедях проводится мысль о воздержании от насилия. В ситуации самозащиты, когда неожиданное нападение нарушает гармонию духа и тела каратиста, он, совершая возмездие в соответствии с мерой возмущения его покоя, действует без каких-либо эгоистических побуждений. Каратист восстанавливает обретенную им гармонию духа и тела, нарушенную спровоцированным вмешательством извне.

Кихон но ката соно ити


10-й кю — белый пояс

Как складывать кимоно.
Как правильно носить кимоно.
Значение Кёкусинкай.
Этикет и ритуал додзё.
Основные растягивающие и кондиционные упражнения.
Стойки: Йой-дати, Фудо-дати, Дзэнкуцу-дати, Ути-хатидзи-дати.
Удары руками: Сэйкэн моротэ-цуки (дзёдан, тюдан, гэдан). Сэйкэн ой-цуки (дзёдан, тюдан, гэдан).
Блоки: Сэйкэн дзёдан-укэ, Сэйкэн маэ гэдан-барай.
Удары ногами: Хидза гаммэн-гэри Кин-гэри.
Иппон кумитэ
Атака 1 — Сэйкэн ой-цуки дзёдан. Защита и контратака — Сэйкэн дзёдан-укэ, Кин-гэри.
Атака 2 — Сэйкэн ой-цуки тюдан. Защита и контратака — Сэйкэн маэ гэдан-барай, Хидза-гэри.
Ката: Тайкёку соно ити.

Примечание Ученики должны выполнять указанные техники в Фудо-дати и в перемещении в Дзэнкуцу-дати. Кулаки все время должны быть сжаты.

Упражнения
10 отжиманий на сэйкэн.
20 подъемов туловища.
4 движения в одном растягивающем упражнении.

СТОЙКИ. СПОСОБЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ.

Первым шагом в традиционных стилях каратэ обычно является изучение стоек, т.е. основных положений, которые тело принимает в ходе маневрирования и выполнения эффективных боевых действий. Для этого есть свои исторические предпосылки и методические основания.
Опыт лучших бойцов и признанных мастеров необходимо было передавать, а значит, воспроизводить, анализируя и осмысливая, обобщая и систематизируя. Соответствующая практика вела к осознанию базовой техники лежащих в её основе ключевых формул движения. И то, и другое фиксировалось в школах каратэ, становилось достоянием воинской традиции, приобретало некий всеобщий смысл.
Этот смысл обнаруживается в традиционных способах систематизации знаний, в методах обучения, а также в типовой организации процесса обучения и воинской подготовки. Так, в школах каратэ закрепились формы выполнения базовой техники без партнёра (кихон), способы кодирования «секретов» искусства в образцовых учебных комплексов (ката), различные виды учебных спаррингов (кумитэ), подводящие к свободному бою.
Три основных раздела традиционной подготовки (кихон, ката, кумитэ) дополнялись сопутствующими общеразвивающими и специальными упражнениями, которые помогали приобретать нужные бойцу качества: силу и выносливость, гибкость и растяжку, скорость и координацию движений, контроль дыхания, взгляда и сознания. Особое значение в каратэ приобрели методы закаливания тела, умение держать удары и разбивать твёрдые предметы (тамэсивари).
Однако первоочередной и важнейшей в школах каратэ и других воинских искусств была забота о формировании собранного тела и развитии способности сохранять баланс при выполнении сложнокоординированных действий. Именно поэтому изучение каратэ начиналось со стоек, которые приобрели значение ключевых формул, обеспечивающих собранность и устойчивость тела. Это, в свою очередь, создавало предпосылки для достижения искомого единения тела, техники и духа (сознания) в реальном бою.
Изучение стоек на начальных этапах обучения каратэ позволяет формировать базовые навыки телесного контроля, сосредоточения внимания и перехода в состояние общей готовности к действию. Ряд простейших позиций, которые принимаются на месте и не предусматривают перемещений, используются в процедурах кихона и имеет важное методическое значение в организации тренировочного процесса.
В программе 10-го кю изучаются три таких стойки. Все они равноопорные, каждая имеет свою сферу применения. Однако в методических и процедурных целях они объединяются в стандартную последовательность: фудо-дати, ути хатидзи-дати, ёй-дати.
Фудо-дати – естественная стойка ожидания на двух ногах. В ней выслушиваются объяснения инструктора и ожидаются команды к выполнению заданий. В фудо-дати ступни расположены на ширине плеч, носки повёрнуты наружу на 45°. При этом пятки раздвинуты на ширину бёдер, а носки – на ширину плеч. Руки сжаты в кулаки, чуть согнуты в локтях и выведены от бёдер вперёд параллельно друг другу так, что кулаки находятся почти в вертикальном положении. Такова внешняя (нейтральная) форма стойки, которая принимается ещё до команды инструктора. После команды «Фудо-дати!» стойка фиксируется, или (по выражению ханси Стива Арнейла) «замыкается». Это значит, что всё тело собирается воедино за счёт напряжения мышц нижней и верхней частей тела (соответственно ног, ягодиц и рук, плечевого пояса, груди, спины), которые объединяются напряжением живота (на коротком выдохе). Существенно, что напряжённые руки как бы стягиваются друг к другу, и между сжатыми кулаками образуется своего рода энергетическое поле (фото 1).
После объявления задания инструктор подаёт команду «Ёй!» («Приготовиться!»). По этой команде выполняется переход в ёй-дати – стойку готовности. Переходная (промежуточная) позиция, которая принимается с быстрым выходом, не объявляется. Но она имеет своё название – ути хатидзи-дати.
Переход в эту позицию выполняется с разведением пяток в сторону(стопы повёрнуты носками внутрь под углом примерно 45°). При этом центр тяжести понижается, ноги сгибаются в коленях, но туловище сохраняет изначальное вертикальное положение. Одновременно предплечья скрещиваются перед грудью, а раскрывшиеся ладони отводятся к ушам. Локти должны быть опущены чуть ниже плеч (фото 2).
Ёй-дати — стойка готовности к реальному действию. Выход в неё сопровождается полной мобилизацией энергии и напряжением (но не перенапряжением!) мышц всего тела. Стандартный переход из ути хатидзи-дати в ёй-дати выполняется медленно (на 4 мысленных счёта) с бесшумным выдохом через нос. Это естественное скрытое дыхание, которое называется Ногарэ. В процессе выдоха ступни медленно стягиваются пятками внутрь (вращение на мысках) до параллельного расположения стоп (позиция хэйко-дати), а ноги с напряжением выпрямляются. Одновременно руки сжимаются в кулаки, выпрямляясь, опускаются вниз и фиксируются сбоку параллельно бёдрам (фото 3).
Сила собранного тела в данной позиции должна быть достаточной, чтобы держать две тяжёлых гантели или стоять на руках на гимнастических брусьях. Существенно, что мобилизация энергии на выдохе способствует перестройке сознания. За это короткое время оно должно из пассивного ожидания перейти в состояние полной боеготовности.

Ссылка на основную публикацию