Кендо или Кэн-дзюцу — личности повлиявшие на развите искусства меча, техника и история | Karate-krs.ru

Кендо или Кэн-дзюцу — личности повлиявшие на развите искусства меча, техника и история

История кэндо

В отличие от многих иных дисциплин своей современной стандартизированной формой кэндо обязано усилиям не одного человека, а коллективному опыту и умению многих людей; и средневековые воины, и рядовые жители оказали влияние на создание современного кэндо.

Кэндо (путь меча) — японское воинское искусство, основанное на техниках использования двуручного самурайского меча, имеет длинную и богатую историю. Фехтование мечом с прямым, единоострым лезвием было заимствовано из Китая (589 г. — 618 г.). В девятом веке сражения на лошадях привели к использованию мечей с более длинными изогнутыми клинками, и эти обстоятельства заставили отказаться от китайского стиля боя, характеризующимся захватом меча одной рукой, в пользу двуручного хвата.

С установлением власти сёгуна Минамото в XII веке и усилением влияния военной аристократии искусство владения мечом приобрело особое значение. Тогда и зародился культ оружия и людей, в совершенстве владеющих техникой фехтования. Меч стал олицетворять душу владельца, а техника владения относилась к «данной богом».

В середине эпохи Муромачи (1333 г. — 1568 г.) мастера, в совершенстве владевшие фехтованием, стали открывать школы для обучения боевым искусствам.

После продолжительного периода войн в начале XVII века сёгуном Токугавой был установлен общенациональный мир, и искусство владения мечом становится привилегией только самураев и аристократии. Оно сливается с «Бусидо» — моральным кодексом японских воинов и становится стержневой дисциплиной в воспитании самураев.

В кэндо появлялись различные школы, направления, наставники. В конце XVII — начале ХVIII веков стали использоваться защитные приспособления – нагрудник, шлем, перчатки; был изобретен бамбуковый меч.

После революции Мэйдзи (1868 г.) ношение меча было запрещено, и кэндо превратилось в спорт. Сейчас во многих японских школах кэндо является факультативным предметом, а в колледжах и университетах обязательно есть свои клубы кэндо. Все большее количество японцев, включая женщин, занимается этим видом единоборства, и не будет ошибкой сказать, что кэндо – самый популярный традиционный национальный вид спорта в Японии.

С 1911 г. кэндо включено в программы физического воспитания в средних школах. Однако в конце Второй Мировой войны оккупационные власти запретили кэндо, как милитаристскую дисциплину. Запрет длился до 1952 г. После окончания периода оккупации была образована Всеяпонская Федерация Кэндо и в 1957 г. кэндо было возвращено в средние школы. С 1989 г. приблизительно 7 миллионов японцев практикуют кэндо. В настоящее время кэндо все больше набирает популярность. Многие миллионы людей во всем мире занимаются этим искусством. Раз в три года проводятся Чемпионаты мира по кэндо. С 1998 г. в международных соревнованиях принимает участие и Россия.

Понятие «Кэндо» (“Путь меча”) — в Японии является синонимом благородства. С момента возникновения сословия самураев в восьмом веке военные искусства стали высшей формой обучения. Из всех видов воинских искусств самураи более всего почитали «Кэндзюцу» – искусство владения мечом. Дело в том, что меч в Японии издавна был объектом поклонения, а после того как появилось сословие самураев, меч («кэн») стал неотъемлемой принадлежностью и основным оружием воина. Меч – символ сословия самураев, душа воина. В Х-ХII веках родилось и искусство владения мечом – кэндзюцу, занятие которым становится обязательным для самураев. Единственной целью поединка того бурного времени было поражение врага. Ранг самурая и, следовательно, его жалованье также зависели от того, насколько умело он владел мечом. Искусство воина определялось количеством взмахов мечом для поражения противника. Естественно, что идеальным признавался смертельный удар одним взмахом.

Сплав основных религиозных философий Японии — Синтоизма, Буддизма, Конфуцианства с воинским искусством, послужил благодатной почвой для духовного развития и перехода от техники владения оружием только для достижения победы к самосовершенствованию через мастерство владения мечом.

Чтобы практиковать Кэндо, человек должен преодолевать себя, переносить тяжесть изматывающих тренировок и сохранять хладнокровие перед лицом опасности. Путь меча означает не только фехтовальную подготовку, но также и жизнь согласно кодексу чести.

Большое влияние на философию кэндо оказали постулаты кодекса самураев – «Бусидо». В этом кодексе акцент делается на такие качества, как верность, готовность к самопожертвованию, справедливость, духовная чистота, скромность, честь. Огромное внимание уделяется духовному совершенствованию. Считается, что, только победив себя можно побеждать других. Ценится духовное превосходство, а не преимущество в грубой силе.

Природа кэндо носит духовный характер. «Путь меча» в своей основе выражает волю преодоления жизненных невзгод, но значительно глубже этой задачи коренится жажда человека совершенствовать собственный характер и жить достойной жизнью. Меч — всего лишь средство совершенствования духа, поддержания собственных нравственных основ, углубления собственной личности и выработки нравственности. Непременным залогом успеха в кэндо является открытость, искренность человека. Иначе говоря, истинная задача кэндо состоит в разрешении жизненных проблем, не обнажая меча.

«Меньше агрессии» – часто повторяют на тренировках учителя кэндо тем, кто ожесточенно атакует противника. Главное в кэндо – не стремление к победе, а воспитание здорового духа и формирование крепкого организма. Учителя (сэнсэи), наставники не случайно ставят на первое место дух. Слово «Кэндо» записывается двумя иероглифами: «Кэн» (меч) и «До» (путь). Это связано с философскими понятиями системы дзэн-буддизма. «Путь» означает духовное совершенствование человека, которое достигается, в том числе, и медитацией. Кэндо – это и есть один из видов медитации в движении.

Для обретения внутреннего спокойствия и душевного равновесия необходима полная отдача во время тренировок и поединка. «Благодаря занятиям кэндо все мелочное, агрессивное в нашей натуре исчезает. Нужно быть справедливым не только в зале для занятий кэндо, но и дома, в обществе, постоянно исправляя в себе все неблагородное» — так говорят учителя кэндо.

Кэндзюцу — японское искусство владения мечом


Кэндзю́цу (яп. 剣術, «искусство меча») — японское искусство владения мечом. Зародилось около 1 200 лет тому назад с появлением класса воинов.

Кэндзюцу представляет собой уникальное явление — дошедшее до нас из глубины веков искусство владения японским мечом. В отличие от кэндо, боевого пути, делающего упор на воспитании духа занимающегося, в кэндзюцу вместо до (пути) во главу угла ставится дзюцу (искусство). И акцент делается именно на мастерство владения оружием, в то время как воспитание характера является важной, но тем не менее сопутствующей дисциплиной.

Как правило тренировки в кэндзюцу проводятся с использованием деревянных моделей мечей (боккэнов). Наиболее распространенным видом тренировки является выполнение ката, форм, в которых зашифрованы боевые ситуации. Путём многих тысяч повторений ката владение мечом усваивалось на уровне рефлексов, что позволяло фехтовальщику сражаться, не задумываясь.

В кэндзюцу в основном работают с мечом, уже вынутым из ножен, поэтому предусматривается манера поведения, во всех отношениях жёсткая и агрессивная, угрожающая и демонстрирующая силу. Основное оружие в кэндзюцу — дайто (большой меч). При достижении определённого уровня подготовки занимающийся может также работать с коротким мечом — сёто, а также с двумя мечами, обычно длинным и коротким.

Кэндзюцу можно найти в документах более чем пяти тысяч рю. Первых известных рю, развивающих кэндзюцу, было несколько — это Кагэ-рю, Касима-рю и другие. Ученики прошлых школ, преподавая кэн-дзюцу с целью заработка, создавали свои: СинКагэ-рю, Катори-рю и др. Одной из простых и выживших в сложные времена школ, благодаря простому эффективному стилю и позволению обучать всех желающих, является Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, которую основал в 15 веке Иидзаса Тёисай Иэнао.

Связь между кэндзюцу и кэндо

Кэндо было методом тренировки кэндзюцу. Древние японские воины изобрели синай, чтобы не калечиться во время тренировок. Затем очень скоро изобрели доспехи, очень похожие на те, что мы используем сегодня в кэндо.

В 1912 году были созданы кэндо ката путём интеграции многих ката (форм) из разных школ кэндзюцу. Целью этого было сохранение традиционных форм кэндзюцу в кэндо. Таким образом, кэндо ката стали непосредственным отражением кэндзюцу в кэндо.

Кэндо и кэндзюцу сегодня имеют одинаковые цели и концепции, которые заключаются в развитии и дисциплинировании себя, чтобы стать лучше.

Кэндо ката в кэндо практикуются с боккэном (некоторые дополнительно с кодати), т.е. как и в кэндзюцу.

Кэндо ката

Кэндо ката — это набор формальных упражнений, детализированных шаблонов движений с четко определенной последовательностью в кэндо. Кэндо ката выполняется без защитного снаряжения.

Нихон кэндо ката были созданы путём интеграции многих ката (форм) из разных школ кэндзюцу в 1912 году. Целью этого было сохранение традиционных форм кэндзюцу в кэндо, чтобы помнить, откуда пошло кэндо.

Кэндо ката состоят из 7 ката с тати (длинным мечом) и 3 ката с кодати (коротким мечом).

В ката можно увидеть некоторые стойки, которые больше не используются в современном кэндо. Например, в кэндо мы не используем кодати, если не работаем с двумя мечами. Таким образом, кэндо ката несомненно содержит движения из старого стиля кэндзюцу, и они не такие, как в кэндо с синаем.

Цели кэндо ката

Кэндо ката помогают нам изучить
1. Правильные направления для датотсу (удары и уколы)
2. Правильные интервалы между атаками
3. Правильные движения тела
4. Искренность, обязательно присущую всем боевым техникам
5. Развитие кигурай (чувства собственного достоинства)

Практика кэндо ката

Чтобы практиковать кэндо ката нужно два человека, и каждый из них имеет свою собственную роль. Одного называют утитати (некоторые говорят утидати (яп. 打太刀)), другого — ситати (некоторые говорят сидати (яп. 仕太刀)).

Утитати — это роль человека более высокого ранга, т.к. это «обучающая позиция». Утитати инициирует движения и контролирует дистанцию. Утитати позволяет ситати сконцентрироваться на изучении техник.

Ситати — это обычно ученик. Эта роль включает в себя больше движений и техник. Когда двигается утитати, ситати двигается следом.

Однако, чтобы знать обе стороны, независимо от ранга партнеры по ката во время отработки ката периодически меняются ролями. © Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кэндзюцу – древнее японское боевое искусство владения мечом. В переводе с японского означает — «искусство меча» (剣術,).
Кэндзюцу отличается от Кендо, делающего упор на совершенствование духа через практику боевого искусства, тем, что в Кэндзюцу главная роль отводится технике (искусству) боя – «Дзюцу».
Кэндзюцу возникло более 1200 лет назад в древней Японии в период выделения воинских кланов в японском обществе.

Тренировки Кэндзюцу проходят с применением деревянных мечей – боккэнов, а наиболее распространенным способом изучения движений являются Ката – комплексы формальных упражнений.
Для Кэндзюцу характерны стили фехтования с длинным мечом, коротким мечом, а также двумя мечами.
Одним из первых мастеров практиковавших фехтование двумя мечами был великий Мусаси Миямото, автор философского трактата «Книга пяти колец».

Основой техники боевого искусства является работа с мечом, уже вынутым из ножен, чем обусловлена жесткая и агрессивная техника стиля, направленная на демонстрацию силы и психологическое подавление противника.

Помимо практики использования меча, для Кэндзюцу характерны и другие виды оружия, такие, как алебарда, копье, шест, а также техника боя без оружия.

В древности боевое искусство предполагало использование доспех, в связи с чем, техника формироваться таким образом, чтобы в процессе боя находить уязвимые места в доспехах, так называемые «щели», и наносить по ним удары.

К концу 15 — началу 16 веков в Японии существовало достаточно большое количество школ Кендзюцу, которые отличались приемами и базовыми стойками. Однако основных приемов в каждой школе было не более 15, что, по общему мнению, было вполне достаточным для победы в любом поединке.

В Книге пяти колец Мусаси Миямото пишет о Пяти положениях меча и Пять подходах, необходимых для овладения стратегией победы, с помощью которых можно побеждать противника, разгадывая его намерения.

Пять положений меча, по словам Мусаси Миямото таковы: верхнее, среднее, нижнее, правостороннее, левостороннее.

Положение меча всегда принадлежит к одной из этих пяти категорий. Кроме этих пяти, никаких других положений не существует. Единственный смысл каждого положения в том, чтобы сразить врага. В каком бы положении вы ни находились, не думайте о положении, а лишь о том, как нанести удар.

Пять подходов, описанные Мусаси Миямото это:

1. Первый подход — говорил мастер, — это среднее положение. Встречайте врага, направив конец меча ему в лицо. Если он атакует, парируйте его меч вправо и «прокатитесь» по нему. Или если враг атакует, отразите конец его меча, ударяя по мечу вниз. Затем задержите ваш длинный меч в этом месте, и когда враг возобновит атаку, нанесите ему удар по руке снизу.

2. При использовании второго подхода, когда противник атакует, ударьте его длинным мечом из верхнего положения. Если противнику удастся избежать удара, оставьте меч там, где он оказался, и когда противник возобновит атаку, нанесите ему удар снизу вверх. Этот удар можно повторить несколько раз.
Этот метод допускает вариации в выборе времени. Вы сможете понять их, если будете тренироваться по методике школы Ити. Овладев техникой этой школы, вы сможете побеждать при использовании любого из пяти подходов. Вы должны тренироваться настойчиво.

3. При третьем подходе займите нижнее положение, готовясь нанести удар снизу. Когда враг атакует, нанесите ему удар снизу. Когда вы делаете это, противник может попытаться выбить меч из ваших рук. В этом случае нанесите ему горизонтальный удар по верхней части рук. Таким образом, из нижнего положения вы поражаете противника в то самое мгновение, когда он атакует.

4. При четвертом подходе займите левостороннее положение. Когда враг атакует, нанесите ему удар по рукам снизу. Когда вы будете наносить этот удар, он попытается выбить меч у вас из рук и, возможно, ударить вас по рукам. В этом случае парируйте его удар и нанесите удар из-за плеча.
Таков Путь длинного меча. Используя этот метод, вы победите, отразив атаку противника. Вы должны обратить внимание на эту возможность.

5. При пятом подходе меч вначале находится в правостороннем положении. Отвечая на атаку врага, перемещайте меч снизу через сторону в верхнее положение, а затем наносите удар сверху.

Этот метод очень важен для правильного понимания Пути длинного меча. Если вы пользуетесь этим методом, значит, вы можете свободно обращаться с тяжелым длинным мечом.

Мусаси Миямото также говорит о невозможности детального описания пяти подходов и указывает главные условия практики:
– обретение гармонии с мечом;

«Вы должны изучать боевые искусства и не отступать от Пути ни на шаг. Не нарушая покоя своего духа, тренируйтесь ежедневно, ежечасно. Очистите две стороны своего духа, сердце и ум. Проясните две стороны своего видения, зрение и восприятие. Когда ваш дух не будет замутнен, облака заблуждения развеются, и вы постигнете подлинную пустоту… Когда вы задумаетесь о вещах в широком смысле и выберете пустоту в качестве Пути, и вы постигнете Путь как пустоту».

  • Кэндзю́цу (яп. 剣術, «искусство меча») — японское искусство владения мечом. Зародилось около 1 200 лет тому назад с появлением класса воинов.

Кэндзюцу представляет собой уникальное явление — дошедшее до нас из глубины веков искусство владения японским мечом. В отличие от кэндо, боевого пути, делающего упор на воспитании духа занимающегося, в кэндзюцу вместо до (пути) во главу угла ставится дзюцу (искусство). И акцент делается именно на мастерство владения оружием, в то время как воспитание характера является важной, но тем не менее сопутствующей дисциплиной.

Как правило тренировки в кэндзюцу проводятся с использованием деревянных моделей мечей (боккэнов). Наиболее распространенным видом тренировки является выполнение ката, форм, в которых зашифрованы боевые ситуации. Путём многих тысяч повторений ката владение мечом усваивалось на уровне рефлексов, что позволяло фехтовальщику сражаться, не задумываясь.

В кэндзюцу в основном работают с мечом, уже вынутым из ножен, поэтому предусматривается манера поведения, во всех отношениях жёсткая и агрессивная, угрожающая и демонстрирующая силу. Основное оружие в кэндзюцу — дайто (большой меч). При достижении определённого уровня подготовки занимающийся может также работать с коротким мечом — сёто, а также с двумя мечами, обычно длинным и коротким. Кэндзюцу можно найти в документах более чем пяти тысяч рю. Первых известных рю, развивающих кэндзюцу, было несколько — это Кагэ-рю, Касима-рю и другие. Ученики прошлых школ, преподавая кэн-дзюцу с целью заработка, создавали свои: СинКагэ-рю, Катори-рю и др. Одной из простых и выживших в сложные времена школ, благодаря простому эффективному стилю и позволению обучать всех желающих, является Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, которую основал в 15 веке Иидзаса Тёисай Иэнао.

Связанные понятия

Хотя сам Основатель стремился избежать создания различных стилей, тем не менее это произошло. Уэсиба преподавал в течение более чем 40 лет, и за это время айкидо эволюционировало от крайне жёсткого Дайто-рю Айки-дзюцу до «ненасильственно-мягкого» Айкидо Айкикай. Эффективная в реальной схватке разновидность джиу-джитсу со временем превратилась в философско-эзотерическое учение об установлении равновесия во Вселенной с элементами боевого искусства. На протяжении нескольких десятков лет понимание айкидо.

Сёрин Рю (яп. 小林流) — одно из основных современных Окинавских боевых искусств и один из старейших видов карате. Было основано Тёсином Тибаной в 1933 году. Сёрин Рю сочетает элементы традиционных боевых стилей Сюри-тэ.

Японские Боевые Искусства

Japan Martial Art

Кэндзюцу

Кэндзюцу– это старинное искусство мечевого боя, которое появилось больше тысячи лет назад в древней Японии в связи с появлением в социальном обществе класса воинов.

Кэндзюцу – это уникальное и именно боевое искусство, в котором, в отличие от кэндо, первостепенным признается не дух воина и выбранный им путь, а мастерство боевой схватки. Соответственно, обучение сконцентрировано на мастерство владения мечом, а воспитание духа и воли – безусловно важный, но второстепенный акцент в обучении.

Во время занятий в кэндзюцу спарринги между учениками проводятся с использованием деревянных мечей-бокенов. Часто во время тренировки практикуются ката, в которых «запрограммированы» разнообразные боевые ситуации. После не одной тысяче повторений ката, техника владения мечом «вплавлялась» в тело воина на уровне рефлексов, что давало ему возможность проводить бой на автомате.

В кэндзюцу работают с мечом, который уже извлечен из ножен, поэтому тактика действий бойца в этом направлении весьма агрессивная и показывающая силу воина. Главное клинок в кэндзюцу – большой меч. После того, как воин достигает определенного уровня, он может практиковаться с коротким мечом и с двумя мечами – длинным и коротким.

Кендзюцу – это боевое искусство, где преимущество отдано действиям наступательного характера. Первые письменные свидетельства о технике кэндзюцу относятся к 800 году. С того времени документально зафиксировано существование почти полторы тысячи разных школ.

Меч для самурая отождествлялся с его душой. Воины настолько развили искусство меча, что превратили кэндзюцу не только эффективное искусство для боевых действий, но и путь очищения души. Многие ката были сформированы так, чтобы обучать тайным техникам – эти ката чем-то напоминают некий паззл. Всю полноту техники воин должен был осознать лишь после многократной проработки каждого ката в течение длительного времени.

Кэндзюцу считается классическим искусством, предназначенным для войны. Школы кэндзюцу всегда хранили свои наработки в полнейшей тайне от посторонних. Именно поэтому и появились ката. Принято считать, что многое из техник до нашего времени не сохранилось, но многое и осталось неизменным – исключительно для избранных, чтобы оградить кэндзюцу от недостойных людей.

Техническую базу кэндзюцу можно разделить на фехтование длинным мечом, фехтование коротким мечом и фехтование двумя клинками. Фехтование мечом возникло еще в 10 веке, а уже к концу 12 века были созданы канонические описания ряда приемов фехтования для пеших и конных воинов. Стоит заметить, что основным оружием самураев в то время был лук. Позднее, когда качество изготовляемых мечей стало гораздо лучше, а количество лучников весьма сократилось, мечи стали главным оружием самураев и, что естественно, искусство боя на мечах стало развиваться быстрыми темпами.

В конце 15 – начале 16 веков появляются четыре основные школы кэндзюцу. Подготовка мастера состояла в его обучении техникам схватки с противником, использования меча и иного вооружения – нагинаты, копья, шеста, а также рукопашному бою. Техника схватки на мечах была рассчитана на бой с врагом, защищенном доспехами и учитывала их особенности. Цель атакующих ударов- «щели» доспехов. Соответственно, шея, туловище в месте соединения нагрудной пластины и подола, запястья, локти с внутренней стороны, внутренняя поверхность бедра, щиколотки становились мишенью для меча. Чтобы клинок не повредился в схватке, его не подставляли под удары, а использовали разные приемы «ухода» от атак противника.

Воины практиковали парные ката

Школы кэндзюцу отличались стойками и приемами, но в каждой школе главных приемов было совсем немного – не более пятнадцати. Общим мнением было то, что при грамотном освоении, представленного количества вполне достаточно для того, чтобы одержать победу в любом бою. Школы заметно разнились друг от друга по предпочитаемой ее адептами тактике: одни ставили во главу угла наступающий стиль, для других главным стало выжидание.

Чтобы оттачивать свое искусство, воины практиковали парные ката с фиксированными движениями обоих участников, вооруженных деревянными мечами. Уровень подготовки проверялся в поединках-турнирах, где удары наносили, фиксируя меч в нескольких сантиметрах от противника, а также в дуэлях на боевом, но слегка затупленном оружии.

Со времен эпохи Токугава, кэндзюцу шаг за шагом потеряло практический смысл. Большая часть школ в этот период в основном изучало не приемы, а варианты достижение состояния «безмыслия», используя фехтование в качестве двигательной медитации, средства воспитания духа и тела.

Глава одной из школ Ямада Хэйдзаэмон Котоку разработал особое защитное снаряжение для учебных боев с использованием мечей из бамбука, которое потом использовалось в большинстве школ. Такое распространение привело к тому, что кэндзюцу превратилось в вид спорта.

После революции эпохи Мэйдзи, кэндзюцу стремительно утратило популярность, большинство школ были закрыты. Для сохранения этого боевого искусства несколько мастеров с Сакакибара Кэнкити во главе стали проводить публичные бои на бамбуковых мечах, демонстрации разрубания предметов и так далее. Это снова пробудило интерес и привлекло к традиционному фехтованию новых поклонников.

В 1876 году кэндзюцу на официальном уровне было признано видом физической культуры, необходимой для воспитания японской нации. В полиции ввели обязательную практику кэндзюцу. В 1910 году кэндзюцу с дзюдо стали обязательными предметами физического воспитания в средних школах. В 1912 году разрабатывается комплекс ката под названием «Путь меча Великой Японской империи», в который «вплетены» фундаментальные приемы мечевого боя. Всеяпонская федерация кэндо появилась на свет в 1928 году.

В 1945 году. американские оккупационные силы поставили кэндо под запрет, как искусство, воспитывающее самурайский дух. Возродилось кэндо лишь в 1952 году, но уже в варианте, предназначенном для спорта и распространилось по всему миру.

Отличительные особенности экипировки для занятий кендо и кендзюцу

Кимоно для кендо и кендзюцу – в чём разница?

Для занятий боевыми искусствами используется традиционная одежда – кимоно. Название определяет общие, характерные черты этого тренировочного одеяния. Однако в одежде для каждого вида единоборств существуют отличия. Как правило, это связано с особенностями боевых искусств, используемых в них техниками и приёмами, а отражается в плотности материала, цвете кимоно, пояса и других незначительных деталях. Например, для дзюдо и самбо материал должен быть более прочный, чтобы выдерживать захваты и резкие рывки, а для карате, наоборот, подойдёт лёгкий и менее плотный. С кендо и кендзюцу всё обстоит совсем иначе. Давайте разбираться, в чём разница.

Кендо и кендзюцу: а есть ли отличия?

Чтобы разобраться в разнице тренировочной экипировки кендо и кензюцу, сначала надо выяснить, в чём отличие этих понятий. Зародившись порядка 12 веков назад, с появлением класса воинов, кендзюцу представляло собой вид японского искусства владения мечом. За длинную историю название несколько раз менялось, появлялись новые техники и направления. Одним из методов тренировки стало кендо, основной упор в котором делался на воспитание характера и воинского духа. То есть кендзюцу и кендо – это, по сути, две формы одного и того же направления:

  • Кендзюцу – это техника или искусство меча, с акцентом на мастерстве владения оружием.
  • Кендо, в дословном переводе с японского – это путь меча – идейная составляющая и особая философия.

То есть кендо в рамках кендзюцу занимала важное, но не главное, а скорее сопутствующее значение. Понятно, что о разнице в экипировке на этом этапе говорить не имеет смысла. Но стоит обратить внимание на доспехи. В школах того времени искусству ведения боя обучали с помощью деревянных мечей (бокенов) или тренировочного оружия (бокуто). А для отработки базовых элементов использовался бамбуковый меч (синай), который, как считалось, не мог нанести увечий. А потому всё защитное снаряжение тут же объявлялось величайшим позором и было запрещено.

В начале XX века произошли существенные изменения. Кендо выбрало собственный путь и стало самостоятельным спортивным направлением. Некоторые старые техники, например, подножки и подсечки, были упразднены. Произошли изменения и в концепции: основной упор тренировок стал заключаться на совместном росте и не причинении вреда другим. Кендзюцу продолжило развиваться по жёсткому сценарию в рамках старинных школ (корю), таких как Niden Ryu. Но приобрело защитные снаряжения.

Что входит в состав комплекта?

Тренировочная одежда для занятий и кендо и кендзюцу одинаковая. Она включает:

  • куртку, иногда заменяемую футболкой — шитаги;
  • штаны хакама;
  • широкий и длинный пояс оби, завязывающийся особым образом;
  • обувь-носки таби;
  • повязку на голову.

Сегодня отличие кендзюцу от кендо состоит в защитной экипировке. В последнем направлении – это вариант, который страхует от случайностей – по незащищённым местам бить вообще запрещено. Это касается ушей, шеи, затылка, плечей, локтей, коленей, в общем, практически всего. В кендзюцу же экипировка выполняет реальную защиту головы, ушей, шеи и спины, так как запрещённых техник в дзютцу не бывает. Комплект защиты одевается поверх тренировочной отежды и включает:

  • маску-шлем (выдерживает удар килограммовым металлическим мечом) и мягкий подшлемник;
  • защиту торса (выдерживает приличные удары, хотя гематомы на коже всё равно остаются);
  • нашейник;
  • надплечники;
  • налокотники;
  • наколенники

В целом можно сказать, что сегодня и кендо, и кендзюцу имеют похожие цели, суть которых заключается в самодисциплине и развитии. Есть отличия в доспехах и способах защиты. А вот кимоно различий не имеет.

Кендо или Кэн-дзюцу — личности повлиявшие на развите искусства меча, техника и история

Боевые искусства:Синбу-дзюцу Несмотря на изменения в правилах и частичные нововведения, суть борьбы осталась прежней: ей было также свойственно стремление к гармонии, развитию физических и духовных способностей, призванных служить как победе над противником, так и для морального воспитания личности, которое должно было влиять на образ жизни человека.

  • Новости
  • Желтые страницы России
  • Известные мастера боевых искусств
  • Хобби и увлечения
  • О здоровье человека

Одним из наиболее ярких представителей деятельного стиля кэндзюцу, который повлиял на политическую и социальную историю Японии периода Мэйдзи, является школа Дзигэн-рю. Дзигэн-рю основал Того Бидзэн но Ками (1563-1643), и она была наиболее почитаемой среди средневековых рыцарей клана Сацума. Стиль Дзигэн-рю выражается в провокационно-наступательной тактике выедения боя, когда мечник в любой момент готов поразить врага.

Однако на протяжении сравнительно мирных веков правления рода Токугава возможности сразиться на поле боя по существу не стало, а обнажать меч в уличных стычках без разрешения властей запрещалось. Поэтому в такой относительно безмятежной социальной обстановке деятельный стиль кэндзюцу быстро устарел, а вместо него сформировался новый, так называемый «выжидательный стиль» боя на мечах. Его характеризовало «выжидательно-наблюдательное» поведение воина, тактика суки-о мицукэру, выявления слабостей (суки) в обороне противника, обусловленных его ошибочными действиями. Кахо явился основным методом обучения и для выжидательного стиля кэндзюцу, но его арсенал теперь составляли значительно менее динамичные, чем в деятельном стиле, упражнения.

Социальные путы мирной эпохи Эдо раздражали многочисленных воинственно настроенных мечников. Классическим примером такого недовольства может послужить Ягю Дзюбэй (ок.1607-1650), одноглазый сын родоначальника линии Ягю в школе Синкагэ-рю, Ягю Мунэнори (1571-1646). Дзюбэй был пламенной натурой и ярым сторонником деятельного стиля в бое на мечах. Глубоко сожалея о том, что выжидательный стиль в фехтовании на мечах стал находить все большее применение, Дзюбэй добился разрешения у сёгуната проверить свое умение в поединке с представителями выжидательного стиля. Бой должен был вестись на настоящих мечах. Дзюбэй наугад выбрал семерых, стоящих группой, мечников, и, умышленно осыпая их оскорблениями, к тому же презрительно плюя в их сторону, вынудил, чтобы они на него напали. В последовавшей стычке Дзюбэй тяжело ранил двоих в плечо, которые бежали, зажимая раны с хлеставшей оттуда кровью. Затем он убил одного, остальные же спасли свои жизни бегством. Мастерство, продемонстрированное Дзюбэем, доказало превосходство деятельного стиля над выжидательным и одновременно создало ему славу выдающегося мечника; воодушевленная подобным примером молодежь стала усердно овладевать секретами его мастерства.

И все же в последующие годы периода Эдо выжидательный стиль кэндзюцу обрел невиданную популярность, это говорило о том, что к тому времени самих возможностей проявить свой боевой пыл и мастерство у бойцов на мечах заметно поубавилось из-за политики сёгуната, сознательно пытающегося ослабить воинские интересы рыцарей, направив их на литературное поприще. Поэтому преемники классических рю, отстаивающих в свое время деятельный стиль кэндзюцу, стали склоняться в сторону выжидательного стиля. И критерием хорошего владения мечом стало то, с каким изяществом и величием боец демонстрировал свое умение. Большинство школ, создаваемых с середины XVII века, развивались именно в этом русле.

К середине XVIII века в распоряжении тех, кто хотел овладеть и усовершенствовать свое мастерство в кэндзюцу, имелось три метода обучения искусству владения мечом. Эти методы использовали: 1)настоящий клинок в виде катана или тати; 2)боккэн, иначе деревянный меч, и 3)синай, легкий учебный меч. Реальный боя (синкэн сёбу) или состязания (сиай) проводились между бойцами, одинаково вооруженными одним из трех видов оружия. Но на поединок с настоящими мечами требовалось разрешение властей бакуфу, поэтому он т не мог войти в современую практику. Бой же боккэн был вначале дозволен властями, многие рю охотно шли на организацию тарю-дзиай, иначе состязаний между мечниками различных школ. Но когда выяснилось, что подобные схватки почти всегда заканчивались тяжелыми ранениями и увечьями их участников, а иногда и приводили к смертельному исходу, сёгунат запретил проведение тарю-дзиай.

Метод проверки степени владения оружием с помощью синая, именуемый синай-сиай, хоть и не мог сравниться с другими методами, дающими верную оценку мастерства, но имеющими тяжелые последствия, с результатами единоборства посредством настоящего меча или же боккэн, тем не менее он исключал тяжелые увечья, смерть участников. занятия с синаем стали популярны, а сам метод обучения боя на мечах посредством такого учебного оружия получил наименование синай-гэйко. Потерял свою значимость как метод обучения кахо, поскольку предпочтение стали отдавать вольным занятиям, когда противники проводили ожесточенную схватку, атакуя друг друга и собюдая, однако, определенные меры предосторожности. Синай-гэйко явился прямым предшественником современного кэндо.

Самое раннее использование синая по традиции связывают с именем Хикиды Бунгоро (ок.1537 — ок.1606), основателя Хикиды-рю (называемой также Хикидакагэ-рю). Хикида изучал традицию школы Синкагэ-рю и увековечил себя как один из си тэнно, иначе «четырех повелителей» меча; другими повелителями считаются Ягю Тадзима-но Ками из Синкагэ-рю, Курандо Марумэ из Тайся-рю и Синго Идзу из Хикида-рю. Однако хикидовский синай оставался грозным оружием. Твердость и вес делали его почти столь же опасным, как и боккэн. Камиидзуми Исэ-но Ками (1508-1578), основатель Синкагэ-рю, и Ямада Хэйдзаэмон (ум.1578), основатель Дзикисинкагэ-рю, также в своем обучении использовали синай. Но эти великие мечники использовали синай для изучения приемов ведения боя; они не рассматривали его в качестве постоянного средства обучения исключительно в рамках синай-гэйко.

Кэндо «путь меча» — современное фехтовальное искусство, ведущее свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом, кэндзюцу. Ставит целью формирование полноценной личности и твёрдого характера, закаляя волю и тело фехтовальщика. В современной Японии рассматривается как один из видов спорта. Существует движение за включение кэндо в программу Олимпийских игр.

Название «кэндо» была создано Обществом воинской добродетели Великой Японии «Дай Ниппон Бутокукай«, которое появилось в 1895 году с целью возродить самурайские традиции и укреплять «японский дух» среди японской молодёжи. Основным методом действия Общества стали уроки фехтования на занятиях физкультурой в школах. Старое название «кэндзюцу», которое означало «техника меча», заменил более широкий и глубокий термин «кэндо» — «путь меча».

В слове «меч» заложены главнейшие идеи кэндо. Первая идея заключается в том, что человек, вооружённый мечом, не имеет права на ошибку и не имеет возможности исправить её. Соответственно, как в поединке, так и повседневной жизни, ко всему следует относиться серьёзно. Вторая идея сводится к тому, что одинаковых ситуаций не бывает: к каждому противнику, бою, следует подходить с обновлённым духом и запалом. Поэтому слово «меч» в кэндо воспринимается прежде всего как орудие, которое тренирует дух человека.

Под «законами» понимаются три составных, которые необходимы для осуществления результативного удара. Это «закон меча», что состоит в правильном проведении удара, «закон тела», по которому удар должен быть нанесён в правильной осанке, и «закон сердца», что означает бодрость и энергичность духа при ударе.

Суть трёх законов изложен в принципе “Ки-кэн-тай но ити”, что переводится как “Дух, меч и тело – всё едино.”

«Путь» в кэндо — это дорога усовершенствования человека, «формирование» его как личности. Стать совершенным невозможно, поэтому именно процесс — «формирование» и усовершенствование, а не результат — «сформированность» и совершенство, целью является : Формировать разум и тело, Развивать сильный дух, Через правильные и строгие тренировки Стремиться к совершенствованию искусства Кэндо, Высоко ценить человеческую вежливость и честь, Быть искренним с другими, И всегда совершенствовать себя. Это позволит каждому: Любить свое государство и общество, Делать вклад в развитие культуры. И продвигать все человечество к миру и процветанию.

«Концепция кэндо была составлена Всеяпонской федерацией кэндо в 1975г.»

Происхождение кэндо тесно связано с историей боевых искусств в Японии. В период Камакура 1185—1233 фехтование», вместе со стрельбой из лука и владением копьём, было неотъемлемой частью подготовки воина-самурая. Однако в течение четырёх столетий меч не использовался как главное оружие, а имел вспомогательную функцию. Сферой его применения были самооборона в случае отсутствия другого оружия, отрезание головы противника и ритуальное самоубийство сэппуку. Лишь с наступлением мирной эпохи Эдо 1603—1868, когда самураям официально позволили носить из оружия только мечи, фехтование на них завоевало широкую популярность среди военного слоя.

В начале 17 столетия появились десятки школ, которые предлагали потенциальным ученикам ключи к познанию тайн техники владения мечом. Эти школы находились под сильным влиянием буддийской секты Дзэн. Известнейшими среди них были Итто-рю «Школа одного меча», Муто-рю «Истинная школа одного меча без лезвия» и Мунэнмусо-Рю. Первая школа делала акцент на одном главном ударе, трактуя другие приемы как исходящие от него. Другая учила, «что меча извне не существует» и тренировала прежде всего волю фехтовальщика. Третья сводила технику владения мечом к рефлексу, так что самурай фехтовал рефлексивно — «не раздумывая».

В течение многих столетий во время тренировок использовались деревянные мечи, которые наносили ученикам сильные ранения. Однако реформы наставника Наганума Кунисато 1688—1767, который ввел бамбуковые мечи синай, уменьшили количество травм. С конца 18 столетия фехтование мечом уже напоминало современное кэндо.

С реставрацией Мэйдзи 1868 европейское огнестрельное оружие вытеснило самурайский меч из обихода. Однако его широкое применение солдатами в японо-китайской войне 1895 года возвратило оружию заслуженную славу. Созданное в 1895 году Общество боевых добродетелей Большой Японии популяризировало фехтование мечом среди молодёжи, а 1920 году изменило разные названия фехтовальных техник на «кэндо». Этот год полагается официальным годом рождения этого боевого искусства.

Популярность кэндо возрастала по мере усиления давления стран Запада на Японию. Упрощённое фехтование приобрело распространение среди школьников и воспитывало патриотически настроенную молодёжь. В 1929, 1934 и 1940 годах было проведено первые три соревнования по кэндо на кубок императора страны.

После поражения Японии во Второй мировой войне в 1945 году, оккупационная американская власть запретила преподавание в школах кэндо, как вредной воспитательной практики, которая содействует распространению японского национализма. В следующем году Общество боевых добродетелей Большой Японии было распущено, а преподаватели-фехтовальщики уволены.

С 1950 года давление американцев ослабло. Была сформирована Всеяпонская Федерация Спортивного Кэндо. Через два года запрет на кэндо был снят, и из названия Федерации исключили слово «спортивный». В 1953 году занятия по фехтованию восстановили в школах.

После восстановления репутации кэндо, оно распространилось в Японии и даже стало популярным за границей. В 1970 году для координации иностранных фехтовальных клубов с японскими была образована Международная Федерация Кэндо. На 2003 год в неё входили организации и клубы кэндо из 44-х стран мира.

В кэндо вместо катаны используется тренировочный меч синай, состоящий из четырёх бамбуковых полос, связанных вместе. Таким образом, риск для здоровья остается минимальным. Защитное снаряжение состоит из головного убора мэн «маска», защиты для рук и предплечья котэ «предплечье», защиты для туловища до «торс» и защиты для паха и бёдер тарэ «подол».

В современном кэндо атаки бывают двух типов: рубящие и колющие. Рубящие удары разрешается наносить по макушке противника, по левой или правой части его головы, по правому запястью в любой момент, по левому запястью, когда оно поднято «например, при замахивании мечом», по правой или левой части туловища «хотя в соревнованиях редко присуждают очки за удары по левой части». Колющие удары разрешено наносить только в горло. Тем не менее, так как неумелый колющий удар может повредить горло или шею противника, такие техники обычно не преподаются на начальном этапе обучения.

Кэндо означает не только технику владения мечом по правилам Всеяпонской Федерации Кэндо. Произошел переход от искусства уничтожения врага на поле боя к искусству воспитания духа воина.

Кэндо стремится к воспитанию энергичного духа через правильное обучение и тренировку. К развитию человеческой природы через понимание принципов работы с мечом. Развивать в человеке любовь к своей стране и обществу, способствовать развитию культуры, укреплять взаимопонимание между людьми, странами и народами — таковы принципы, которые можно применить к искусству владения мечом.

Также в кэндо есть ката, то есть исполнение формальных упражнений без защитного костюма. В ката участвуют два человека: ученик сидати и учитель утидати. Учитель производит первый удар, ученик последний и закрепляет за собой тем самым победу.

Для прохождения аттестации в кэндо, помимо основных техник кэндо, необходимо сдавать экзамен и по кэндо ката. Иногда на самых младших уровнях ката сдавать не нужно.

Кэндо ката практикуются, чтобы изучить:

• 1. Правильные направления для датотсу «удары и уколы»

• 2. Правильные интервалы между атаками

• 3. Правильные движения тела

• 4. Искренность, обязательно присущую всем боевым техникам

• 5. Развитие кигурай «чувства собственного достоинства»

Кэндо (путь меча) — современное искусство фехтования, ведущее свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом, кэндзюцу. Ставит целью формирование полноценной личности и твёрдого характера, закаляя волю и тело фехтовальщика.

Название «кэндо» было создано Обществом воинской добродетели Великой Японии (Дай Ниппон Бутокукай), которое появилось в 1895 году. Это направление произошло от древнего «кэн-дзюцу», где «кэн» (яп. 剣) — это меч, «дзюцу» (яп. 術) — искусство, в котором иероглиф «дзюцу» (яп. 術) заменили на иероглиф «До» (яп. 道)- путь. Тем самым, создав систему воспитания, с целью возродить самурайские традиции и укреплять «японский дух» среди японской молодёжи. Основным методом действия Общества стали уроки фехтования на занятиях физкультурой в школах.

В слове «меч» заложены главнейшие идеи кэндо. Первая идея заключается в том, что человек, вооружённый мечом, не имеет права на ошибку и не имеет возможности исправить её. Соответственно, как в поединке, так и повседневной жизни, ко всему следует относиться серьёзно. Вторая идея сводится к тому, что одинаковых ситуаций не бывает: к каждому противнику, бою, следует подходить с обновлённым духом и запалом. Поэтому слово «меч» в кэндо воспринимается, прежде всего, как орудие, которое тренирует дух человека.

Под «законами» понимаются три составных, которые необходимы для осуществления результативного удара. Это «закон меча», что состоит в правильном проведении удара, «закон тела», по которому удар должен быть нанесён в правильной осанке, и «закон сердца», что означает бодрость и энергичность духа при ударе.

Суть трёх законов изложена в принципе «Ки-кэн-тай но ити», что переводится как «Дух, меч и тело — всё едино».

«Путь» в кэндо — это дорога усовершенствования человека, «формирование» его как личности. Стать совершенным невозможно, поэтому именно процесс — «формирование» и усовершенствование, а не результат — «сформированность» и совершенство, является одним из краеугольных положений философии этого боевого искусства.

Подход к тренировкам
Правильно и серьёзно изучать путь меча, воспитывать бодрый дух, закаляя душу и тело, и через особенности кэндо уважать вежливость, ценить честь, откровенно и постоянно работать над собой, и благодаря этому любить государство и общество и широко содействовать миру и процветанию человечества.

В современном кэндо атаки бывают двух типов: рубящие и колющие. Рубящие удары разрешается наносить по макушке противника, по левой или правой части его головы, по правому запястью в любой момент, по левому запястью, когда оно поднято (например, при замахивании мечом), по правой или левой части туловища (хотя в соревнованиях редко присуждают очки за удары по левой части). Колющие удары разрешено наносить только в горло. Тем не менее, так как неумелый колющий удар может повредить горло или шею противника, такие техники обычно не преподаются на начальном этапе обучения.

Кэндо означает не только технику владения мечом по правилам Всеяпонской Федерации Кэндо. Произошел переход от искусства уничтожения врага на поле боя к искусству воспитания духа воина.

Кэндо стремится к воспитанию энергичного духа через правильное обучение и тренировку. К развитию человеческой природы через понимание принципов работы с мечом. Развивать в человеке любовь к своей стране и обществу, способствовать развитию культуры, укреплять взаимопонимание между людьми, странами и народами — таковы принципы, которые можно применить к искусству владения мечом.

Кендо (или «кэндо», яп. «путь меча») – искусство фехтования особым бамбуковым мечом. В Японии это спорт, в большинстве других стран – боевое искусство для формирования тела и духа обучающегося. Создавалось, чтобы «защитить себя и уничтожить врага». Однако сейчас на мечах не дерутся, и духовный аспект во многом выступил на первое место. Хотя, хорошо овладев техникой кендо, можно «защитить себя» любой подвернувшейся палкой.

Самураи фехтовали на деревянных мечах с 12 века. До 17 века это оружие считалось вспомогательным, потом было причислено к основным. В начале 18 века деревянные мечи, причинявшие много травм на тренировках, были заменены на бамбуковые, и занятия стали похожи на современные. В 1868 вместе с распространением огнестрельного оружия возник запрет на ношение меча. Это стало поводом пересмотреть установки кендо и в начале 20 века превратить его в то, чем оно является сейчас. После проигрыша Японии во Второй мировой войне американские оккупационные власти объявили кендо вне закона как проявление национализма, но уже в 1953 году ограничения были сняты. С тех пор кендо не только восстановило позиции на родине, но и стало распространяться по миру. На данный момент почти в любом крупном российском городе есть клуб или отделение федерации кендо.

Меч («синай») состоит из 4х связанных полос бамбука или его синтетического заменителя. Длина – около 115 см — зависит также от роста и предпочтений бойца. Держится меч двумя руками — левой сильнее, а правая используется для точности удара. Удары делятся на колющие и рубящие. Рубящие — по голове (кроме лица), туловищу и запястьям противника. Колющие – строго в горло (их преподают только опытным бойцам). Для аттестаций проводятся матчи и сдаются «ката» – формальные технические приёмы. Основное время матча – 5 минут (+ 3 добавочных, если нужно). Матчи проводятся в защитном снаряжении, на особой квадратной площадке, с тремя судьями. Начинать заниматься кендо можно с 7 лет. До 10-12 лет занятия строятся на игровом овладения техникой, общей физической подготовке и выстраивании психологической мотивации — с желанием в первую очередь не победить, а самосовершенствоваться, и непременным для восточных единоборств уважением к окружающим, к соперникам и к Учителю.

Ссылка на основную публикацию