Ката — коаны каратэ | Karate-krs.ru

Ката — коаны каратэ

Ката — коаны каратэ шотокан. Часть 3

Разобравшись в том, что же составляет сущность ката, важно разобраться и в том, как читать «послания мастеров». В современной литературе часто встречаются высказывания о том, что при исполнении ката необходимо «визуализировать противников», «представлять реальную схватку».

Но, если принять во внимание идею снятия субъектно-объектных отношений,на реализацию которую работает вся система тренинга в дзэн-буддизме (и ката в том числе) эти заявления покажутся совершенно абсурдными. В таком случае правомерен вопрос о «правильной методике» занятий ката. На мой взгляд, она наилучшим образом описана в книге одного из крупнейших мастеров каратэ школы Сётокай-Эгами Сигэру:

«Можно рассматривать ката как единение приемов нападения и защиты, но ката больше, чем только это. Ученик должен стараться познать дух мастера, создавшего данную ката, так как у ката есть собственная жизнь, и требуется пять-шесть лет, чтобы ею овладеть. Лучше всего начинать с изучения простой ката, такой как Тайкёку, в составе группы, и чтобы кто-нибудь подавал команды. Нужно повторять ката десять, двадцать, пятьдесят, сто раз без перерыва. Вы не сможете сильно использовать свою голову, но не надо на это и надеяться. При этом вы должны упорно тренироваться, не заботясь о том, послушно вам тело или нет. Просто тренируйтесь напряженно — и все.

И что же произойдет? Что касается молодых людей, наделенных большой силой и энергией, то после десяти-двадцати повторений ката таким способом они будут истощены, так как существует предел. Продолжая тренировку, они устанут еще больше, до такой степени, что не смогут стоять, станут задыхаться, а взор у них затуманится. Но они не должны прекращать тренировку. Продолжая выполнять ката в этом состоянии, они станут подобны автоматам и не смогут вкладывать в свои движения никакую силу. Попросту говоря, они не будут знать, что делают.

На этой стадии они заметят, что их движения стали мягкими и естественными. Разум стал бесполезен, а все движения теперь контролирует само тело.

Но даже тогда, если они услышат команду, будут реагировать на нее каким-то образом, хотя не обязательно на физическом уровне. В то же самое время они смогут постичь связь между ними и человеком, подающим команды, и связь между разумом и телом.

Движения тела и поток ощущений поначалу будут казаться очень странными, но потом исполнители успокоятся и, в конце концов, придут в состояние полного спокойствия и концентрации. Дыхание станет ровным, несмотря на энергичность движений.

Конечно, не новичок сможет выполнить это. Только после долгой практики ученик постепенно подойдет к такому состоянию. Только когда его тело будет отменно натренировано, он сможет дойти до такого уровня.

Не ограничивайте использование своей силы лишь низшим уровнем. Я думаю, что никто точно не знает свою физическую силу и способности. Вы будете думать, что не сможете продолжать, но, в конце концов, поймете неисчерпаемость энергии тела и разума. Вы должны бросать вызов этой энергии до тех пор, пока в самом деле не упадете наземь.

Во время тренировки такого типа все движения должны быть очень быстрыми, например, нужно выполнить ката Тайкёку за пять секунд. Но есть и другой вариант тренировки, который я бы порекомендовал.Попробуйте выполнить ката Тайкёку за три с половиной или пятнадцать минут, не прекращая движения. Это окажется более трудным, чем выполнить ката быстро.

Естественно заняться теперь критикой. Действительно, ведь речь идет о человеке. Но все, что нужно помнить, так это то, что вы бросаете вызов неизвестному миру, миру тренировки, для которой ваш сегодняшний уровень знаний недостаточен. Вы должны тренироваться до тех пор, пока ваше тело само все не поймет. Это и есть настоящая тренировка.

Не нужно думать о практике ката, будто это схватка с врагом. Нужно бросать вызов пределам собственной силы».

К этим требованиям мастера Эгами присоединяется целый ряд крупнейших мастеров будо. Например, основатель школы каратэ Кёкусинкай Ояма Масутацу отмечал, что лучше учить одну ката, чем множество, причем стоит повторить ее три тысячи раз — и все вопросы будут сняты, правильное понимание придет само. Думается, что описанная выше методика вполне соответствует дзэнской беспредметной медитации.

Таким образом ката выступают как типичнейший пример дзэнской тренировки. Они могут служить главным средством достижения того высшего уровня в боевом искусстве, на котором эффективность в бою является лишь «цветком на обочине дороги».

Ката каратэ

Что такое ката? Люди, начинающие заниматься каратэ часто задают вопрос что такое ката и зачем они нужны. Изначально ката это технические комплексы приемов, разработанные для боя с несколькими противниками. Техника каратэ весьма разнообразна. Она не ограничивается только базовыми одиночными ударами и блоками. Существуют также многочисленные связки из двух, трёх или более действий. Из таких связок и возникали ката каратэ. Они свои в каждом стиле и школе, но есть и многие переходящие из одного стиля в другой с изменением названия или некоторых технических деталей. Такова например ката Санчин (Сейсян в Вадо-рю). Под первым названием с некоторой разницей в технике исполнения ее изучают, например в стиле годзю рю каратэ, школе уэчи-рю (окинава каратэ) и пр.

Основатель современного каратэ Гитин Фунакоси считал ката важнейшим элементом подготовки учеников. В то время не было таких понятий как спорт каратэ или детское каратэ. Существовало только боевое каратэ, без ограничений правилами. Сплошь и рядом мастера каратэ сталкивались с несколькими, подчас вооруженными противниками. Чтобы выжить, нужно было противопоставить количеству или оружию умение, которого не было у противников. Вот тут и приходили на помощь ката. Каждая из них предполагала определенную сложившуюся ситуацию и выход их неё.

Мы отобрали для вас самые практичные и необходимые модели.

Разберём данное явление более подробно на примере каратэ шотокан ката.

«Великое Начало». Предназначены для развития силы и координации.

«Мир и покой». Учебные ката, подготавливающие ученика к постижению более сложных ката.

«Железный всадник». Ката имитирует бой в ограниченном пространстве, где нет возможности для маневра. Используется только стойка всадника и отражение атак спереди и сбоку по принципу — стена сзади, имитируя сбивание захватов при борьбе в латах, удары на близком расстоянии и староокинавскую технику низких ударов ногами по ногам противника.

«Взятие Крепости». Традиционная ката во многих стилях и школах. Мощная и динамичная ката с постоянной, быстрой сменой рук в блоках и ударах, подобно действиям при осаде замка.

«Полёт ласточки». Старейшая ката в каратэ. Техника значительно изменилась к нашему времени. Но остался темп смены уровня центра тяжести, и движения бедра, и исполнения техники подобно порханию ласточки вверх и вниз.

«Созерцание небес». Одно из самых зрелищных традиционных ката Окинавы. Считается, что в этой ката зашифрована вся основная техника Сётокана.

«Полумесяц». Единственная энергетическая ката в Сётокане.

«Десять рук». Характерна техника боя против нескольких противников, быстрые смены позиций и направлений действий.

«Журавль на утесе». Одна из старейших ката в карате-до.

«24 шага». Это очень мощное, силовое ката. В технике превалируют удары локтями.

«Необычные руки» Относится к ката защитных действий. Происходит из Китая.

«Великое умиротворение» или «непоколебимость».

«Блестящее зеркало». Прежнее название Рохай.

«Облачная рука» или «Руки, раздвигающие облака». Возможно, это самая древняя форма.

Малая форма Бассай-Дай.

Малая форма Канку-дай.

«Королевская корона». Самая короткая ката в Сётокане.

Малая форма ката Годзюсихо-Дай.

Ката китайского происхождения.

«Правдивая любовь» (а также имя буддистского монаха).

Ката в карате

Видео карате для начинающих. Урок 6. Базовая простейшая ката, силовые упражнения для тренировки удара.

Заканчивая основной раздел нашей тренировки, ознакомимся с комплексом формальных упражнений для начинающих для защиты от нескольких воображаемых противников. Такие комплексы носят название ката, означающее «установленная форма». Именно посредством ката боевые искусства передавались от поколения к поколению, так как именно они были основным учебным пособием для занимающихся каратэ.

Первая ката в карате видео

Ката для начинающих носит название теки еку (тайкёку, тайку-оку), что означает ката вселенской гармонии. В нем представлены все элементы, базовую технику которых мы отработали.

Все элементы ката – и блоки, и удары – должны выполняться мощно и четко, с пониманием возможности практического применения.

Схема базовой каты

Силовые упражнения для развития удара и блока в карате

В заключительной части нашей тренировки выполняем упражнение на выносливость и силу.

Первое упражнение – ложимся на пол, руки прижимаем к бокам и резко поднимаем туловище, контролируя, чтобы локти и предплечья во время подъема были плотно прижаты к бокам. Резко поднимаемся и вновь опускаемся на пол. Выпрямляем руки на выдохе, ложимся на вдохе. Этим упражнением мы отрабатываем удар шоку дзуки.

Далее укрепляем пресс. Ложимся на спину, руки под тазом, ноги не касаются пола, коленки прямые, мыски оттянуты вперед. Двигаем ногами вверх и вниз с небольшой амплитудой.

Тренируем выносливость – выполняем прыжки. Делаем их следующим образом – на два прыжка растягиваем вдох, на два выдох. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Далее во время прыжков поочередно достаем коленями до груди.

В конце тренировки выполняем комплекс упражнений, подобных разминке, но в сжатом варианте.

Жанр статьи — Обучение карате

Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!

Ката — коаны каратэ

Сделать стартовой Добавить в избранное

Купить ленту упаковочную полипропиленовую. Прозрачные ленты упаковочные kornerpack.ru.

Школы и стили каратэ » Шотокан : Ката каратэ шотокан — Хэйан сёдан (номер 1)

Ката серии хэйан были созданы специально для начинающих известным мастером каратэ Ясуцунэ Итосу на основе сложных ката, таких, как канку, бассай, дзион и другие. Исходно ката хэйан были предназначены для обучения школьников на острове Окинава, поскольку очень хорошо подходили для групповых занятий и удачно дополняли программу общей физической подготовки.

По воспитательным соображениям здесь не используются опасные удары, такие, как, например, в глаз или в пах.

Другое название этой серии ката — пинан. Под этим названием их изучали на острове Окинава, и оно сохранилось до нашего времени в других стилях каратэ, например в вадо рю.

Изначально серия хэйан начиналась с ката, которое сейчас идет вторым (хэйан нидан). Фунакоси поменял порядок ката в серии, сделав первым самое простое из них.

1. Поворот влево, шаг левой ногой вперед в дзэнкуцу-дати, гэдан барай левой рукой.

2. Шаг вперед правой ногой с ой-цуки.

3. Поворот на 180 градусов вправо с большим шагом правой ногой, гэдан барай правой рукой. Здесь выполняется движение защиты от маэ гэри воображаемого противника, затем освобождение от захвата за руку круговым движением руки с переносом веса тела назад и контратака по голове боковой стороной кулака (рис. 3, 4).

4. В Германии принято исполнение удара боковой стороной кулака — тэцуи ути в версии Канадзавы — из естественной стойки (сид-зэнтай). В версии Накаямы этот удар выполняется с переходом вперед в дзэнкуцу-дати.

5. После тэцуи ути сразу шаг вперед левой ногой с ой-цуки.

6. Поворот на 90 градусов влево с шагом левой ногой, гэдан барай левой рукой.

7. Агэ-укэ правой рукой (через переходное положение) с шагом правой ногой вперед.

8. Сразу шаг впред левой ногой с агэ-укэ левой рукой.

9. Третий шаг веперед правой ногой с агэ-укэ правой рукой. Киай. Киай здесь показывает возможность понимания последнего агэ-укэ как удара, например в локоть противника (рис. 8, 9). Такой удар наносится предплечьем правой руки движением снизу вверх, при этом левой рукой после предыдущего агэ-укэ выполняют захват руки противника с рывком к себе.

10. Поворот влево с шагом левой ногой назад, гэдан барай левой рукой.

11. Затем сразу ой-цуки с шагом правой ногой.

12. Поворот на 180 градусов вправо с большим шагом правой ногой, гэдан барай правой рукой.

13. Затем сразу шаг вперед левой ногой с ой-цуки.

14. Поворот на 90 градусов влево с шагом левой ногой, гэдан барай левой рукой.

15. Ой-цуки с шагом правой ногой.

16. И сразу ой-цуки с шагом левой ногой.

17. Ой-цуки с шагом правой ногой. Киай.

18. С шагом левой ногой поворот влево в кокуцу-дати, сюто-укэ левой рукой.

19. Сразу шаг правой ногой под 45 градусов вправо, сюто-укэ правой рукой.

20. Поворот на 135 градусов вправо шагом правой ногой, сюто-укэ в кокуцу-дати правой рукой.

21. Сразу с шагом левой ногой под 45 градусов влево в кокуцу-дати сюто укэ левой рукой.

Вернуться в исходное положение.

Примечание к пунктам 18-21. Возможное практическое применение этих движений показано на рис. 18 и 19. Первый сюто-укэ можно понимать как блок от прямого удара кулаком, второй сюто-укэ с шагом вперед — как удар ребром ладони по шее.

Ванкан (Wankan) – «Королевская корона». Это ката было заимствовано стилями Шотокан и Шито-рю. Ванкан — самое короткое ката в стиле Шотокан. Но, несмотря на это оно гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Ванкан имеет китайской происхождение. Ката было модернизировано сыном Гичина Фунакоши Йошитакой. Йошитака умер вскоре после окончания Второй Мировой Войны. Поскольку Ванкан — короткое ката, многие последователи каратэ считают, что Йошитака не закончил данный комплекс. Некоторые современные мастера каратэ иногда пробуют закончить ката, создавая собственный набор движений и техник. Это попытки понять, что вложил в данный комплекс Йошитака. Хотя, наверное, лучше было бы просто изучать Ванкан в том виде, в котором его оставил нам Йошитака.

Видео ката Ванкан

Схема выполнения Ванкан

1. Кокуцу-дати с шагом вперед под 45 градусов левой ногой с какиваке-укэ.
2. Отход назад с поворотом головы вправо (скрещенная стойка, взгляд вперед).
В версии Канадзавы ката сразу начинается с поворота, который выполняется через нэкоаси-дати, а не через кокуцу-дати.
3. Подъем правого колена, хасами-укэ (как движение 6 в ниндзюсихо) (рис. 3).
4а. Шаг правой ногой в дзэнкуцу дата.
4б. Шаг левой ногой в дзэнкуцу-дати.
4в. Медленный шаг правой ногой вперед в дзэнкуцу-дати с татэ-сюто-укэ левой рукой.
Примечание. В версии Канадзавы шаги 4а и 46 намного короче, переходных дзэнкуцу-дати нет.
5а, 5б. Рэндзуки.
6. Поворот головы влево, переход в нэкоаси-дати с подтягиванием левой ноги. Су-куи-укэ левой рукой и удар в колено воображаемого противника основанием правой ладони (как 19 в ниндзюсихо). Шаг правой ногой вперед в дзэнкуцу-дати с татэ-сюто-укэ (медленно!).
8а, 8б. Рэндзуки.
9. Поворот головы назад, подтягивание левой ноги в нэкоаси-дати. Повтор движения 6.
10-11б. Повтор движений 7-8б.
12. Отведение стоящей впереди ноги назад-вправо. Переход в киба-дати с тэцуи-ути.
13а. Маэ-гэри.
13б. Сразу тюдан-ой-цуки.
14а-15б. Зеркальный повтор, затем повтор движений 13а, 13б.
16. Поворот на 180 градусов в сотин-дати с яма-цуки (тюдан-гэдан). Киай (рис. 16).
Вот одна из возможностей применения движений 6 и 7 в версии Канадзавы.
6. Блок от маэ-гэри как 19 в Ниндзюсихо (рис. 6К).
7. Шаг правой ногой за опорную ногу противника, захват его ноги правой рукой и опрокидывание противника назад движением татэ-сюто-укэ (рис. 7К).
Время выполнения ката около 50 секунд.

РАБОТА СОЗНАНИЯ В ПРАКТИКЕ «КАТА»

Бой в «ката» соответствует некоему идеальному варианту – оптимальная дистанция, заранее известный тип и уровень удара противника и совершенная контратака. Таким образом, в ката отбрасывается стрессовое состояние и неожиданность действий противника, что позволяет чисто и безошибочно прорабатывать технические действия: формы шага (стойки) – 立ち 【 Тачи 】 , положения тела и рук — 構え形【 Камаэгата 】 , перемещения — 転身【 Тэнсин 】 , уходы с линии атаки — 体捌き【 Таисабаки 】 , удары и ногами — 突き技【 Цуки вадза 】 и — 蹴り技 【 Кери вадза 】 .

Работа в таком режиме при многократном повторении одного «ката» подводит к состоянию «боевого транса», описываемого различными измененными состояниями сознания (см. «Пути работы сознания»).

Великие мастера боевых искусств неустанно повторяли своим ученикам: «Ката ( 型 ) — это коаны ( 公案 ) каратэ». Эти слова раскрывают значение термина «ката» через сопоставление его с одним из важнейших элементов тре­нинга в дзэн-буддизме.

Дословное значение термина — 公案【 Коан 】 (кит.: «гуан-ань») — «публичный отчет». Слово «гуан», или «всеобщий», означает, что гун-ань кладёт конец частному пониманию; слово «ань», или «запись случаев», означает, что они находятся в соответствии с Буддами и Патриархами – т.е. «истинны».

Когда человек не может самостоятельно решить свое дело, он обращается в суд, где судья на основе записей прецедентов выносит решение по его делу. Так же и в случае с гуан-ань. Если чаньский адепт не может самостоятельно разрешить какую-либо духовную пробле­му, достичь озарения, он обращается к наставнику, кото­рый при помощи гуан-ань (то есть записи прецедента «озарения») помогает ему в этом.

Таким образом, коан фиксирует просветление адепта, практиковавшего Дзэн ранее

Слово «ката» может записываться двумя разными иероглифами. Первый — 型【 Ката 】 имеет значения «шаблон, трафарет; модель, фасон; обыкновение, традиция», а второй — 形【 Ката 】 — «форма, вид».

Если рассматривать ката каратэ как аналог дзэнского коана, то по аналогии они тоже должны фиксировать состояние озарения. И действи­тельно, ныне широко известна идея, согласно которой древние, традиционные ката были смоделированы масте­рами по ситуациям реальной схватки с несколькими про­тивниками; они фиксируют озарение мастера и технику боевых приемов, реализованных в состоянии озарения в смертельном поединке,

Таким образом, ката — это фиксация озарения, однако фиксация не в словах, а в движениях. При этом значения термина «ката» как — «трафарет, шаблон» или «форма» подразумевают не столько следова­ние техническим действиям, показанным в «ката», сколько возможность достижения просветления на осно­ве «прецедента просветления».

Сущ­ность ката заключается не в получении какой-то информа­ции, а в переводе субъекта из обычного состояния сознания в просветленное.

Поэтому постижение ката возможно только в ситуации общения Учителя как носителя просветленного знания и ученика, общения явного или неявного.

Таким образом, согласно воззрениям древних настав­ников боевых искусств, ката являют собой эффективнейший метод психического переструктурирования личности последователя каратэ с целью достижения им просветле­ния, с которым приходит и эффективность в бою.

«Правильная методика» занятий ката наилучшим образом описана, пожалуй, в книге одного из крупнейших мастеров каратэ Сигэру Эгами:

«Можно рассматривать ката как единение приемов напа­дения и защиты, но ката больше, чем только это. Ученик должен стараться познать дух мастера, создавшего данную ката, так как у ката есть собственная жизнь, и требуется пять-шесть лет, чтобы ею овладеть. Лучше всего начинать с изучения простой ката, такой как Тайкёку, в составе группы, и чтобы кто-нибудь подавал команды. Нужно повторять ката десять, двадцать, пятьдесят, сто раз без перерыва. Вы не сможете сильно использовать свою голову, но не надо на это и надеяться. При этом вы должны упорно тренироваться, не заботясь о том, послушно вам тело или нет. Просто трени­руйтесь напряженно — и все.

И что же произойдет? Что касается молодых людей, наделенных большой силой и энергией, то после десяти-двадцати повторений ката таким способом они будут истощены, так как существует предел. Продолжая трени­ровку, они устанут еще больше, до такой степени, что не смогут стоять, станут задыхаться, а взор у них затуманится. Но они не должны прекращать тренировку. Продолжая выполнять ката в этом состоянии, они станут подобны автоматам и не смогут вкладывать в свои движения никакую силу. Попросту говоря, они не будут знать, что делают.

На этой стадии они заметят, что их движения стали мягкими и естественными, Разум стал бесполезен, а все движения теперь контролирует само тело.

Но даже тогда, если они услышат команду, будут реагировать на нее каким-то образом, хотя не обязатель­но на физическом уровне. В то же самое время они смогут постичь связь между ними и человеком, подающим коман­ды, и связь между разумом и телом.

Движения тела и поток ощущений поначалу будут казаться очень странными, но потом исполнители успоко­ятся и, в конце концов, придут в состояние полного спокойствия и концентрации. Дыхание станет ровным, несмотря на энергичность движений.

Конечно, не новичок сможет выполнить это. Только после долгой практики ученик постепенно подойдет к такому состоянию. Только когда его тело будет отменно натренировано, он сможет дойти до такого уровня.

Не ограничивайте использование своей силы лишь низшим уровнем. Я думаю, что никто точно не знает свою физическую силу и способности. Вы будете думать, что не сможете продолжать, но, в конце концов, поймете неис­черпаемость энергии тела и разума. Вы должны бросать вызов этой энергии до тех пор, пока, в самом деле, не упадете наземь.

Во время тренировки такого типа все движения долж­ны быть очень быстрыми, например, нужно выполнить ката Тайкёку за пять секунд. Но есть и другой вариант тренировки, который я бы порекомендовал. Попробуйте выполнить ката Тайкёку за три с половиной или пятнад­цать минут, не прекращая движения. Это окажется более трудным, чем выполнить ката быстро.

Естественно заняться теперь критикой. Действитель­но, ведь речь идет о человеке. Но все, что нужно помнить, так это то, что вы бросаете вызов неизвестному миру, миру тренировки, для которой ваш сегодняшний уровень знаний недостаточен. Вы должны тренироваться до тех пор, пока ваше тело само все не поймет. Это и есть настоящая тренировка.

Не нужно думать о практике ката, будто это схватка с врагом. Нужно бросать вызов пределам собственной силы».

Думается, что опи­санная выше методика вполне соответствует дзэнской беспредметной медитации.

Таким образом, ката выступают как типичнейший при­мер дзэнской тренировки. Они могут служить главным средством достижения того высшего уровня в боевом искусстве, на котором эффективность в бою является лишь «цветком на обочине дороги».

Ката — коаны каратэ

Мастер Илья Йорга начал свой путь в каратэ Шотокан у известного японского мастера Тэцуо Мураками, синто-самурая. Как видно из биографии мастера, Илья Йорга является экспертом как в тактике и технике кумитэ, так и в ката.

В Ден То Фудокан каратэ-до Йоргой были включены все ката стиля традиционного каратэ Шотокан и старинные окинавские ката, такие как Санчин, Суцубама-яма, Вашиномае, Каминару и др. Также сэнсэем Йоргой, на основании его многолетнего опыта и обширных знаний в области боевых искусств и медицины, были разработаны новые ката.

Ката Хейан-ой-куми — является симбиозом всей техники и принципов, имеющихся в пяти комплексах класса Хейан, и включает в себя все ключевые техники.

Ката Канку-ой-куми — является симбиозом всех основных высших ката и включает в себя все основные их принципы и технику, таких ката как, Канку-Дай, Канку-Шо, Эмпи, Сочин.

Помимо комплексов с традиционными видами оружия, Ден То Фудокан каратэ-до включает в себя такие ката:

  1. Тэйкиоку (6 видов)
  2. Хангетсу
  3. Хейан (5 видов)
  4. Санчин
  5. Хейан-ой-куми
  6. Сочин
  7. Тэкки (3 вида)
  8. Чинтэ
  9. Тейджи (3 вида)
  10. Ванкан
  11. Бассай (2 вида)
  12. Нидзюшихо
  13. Канку (2 вида)
  14. Годзюшихо (2 вида)
  15. Канку-ой-куми
  16. Мэйкё (3 вида)
  17. Эмпи
  18. Ганкаку
  19. Джион
  20. Каминару
  21. Джиттэ
  22. Вашиномае
  23. Джиин
  24. Суцубама-яма
  25. Унсу
  26. Китэй

Каждое ката расчитано строго на определённую ученическую или мастерскую степень и состоит не только из набора всевозможной техники, но также содержит определённые психофизические и энергетические качества и принципы (земли, воды. огня, воздуха и эфира) для поэтапного развития ученика.

Хейан (мир спокойствия) — все пять комплексов этой серии развивают всю базовую технику каратэ и дают спокойствие и твёрдую уверенность в своих движениях, а также хорошую ориентацию в пространстве.

Тэкки (железный всадник) — хорошо развивает чувство Хара и даёт понимание принципа «трёх волн», умение держать очень низко и прочно центр тяжести, развивает умение работать на близкой дистанции, совершая одновременно блокирующую и атакующую технику.

Бассай (взятие крепости) — развивает сильный боевой дух и потрясающую мощь используемых движений. Развивается состояние бесстрашия и решительности, а бьющая через край сила и убедительность техники не знает границ.

Канку (созерцание небес) — развивает великолепную выносливость и умение молниеносно менять направление движений, чередование силы и скорости с мягкостью и плавностью.

Санчин (песочные часы) — это мощный дыхательно-энергетический комплекс великолепно развивает силу и прочность мышц и сухожилий, устойчивую позицию и умение держать удар, благотворно влияет на все функции организма, а главное, он объединяет дух, волю и тело — в единое целое.

  1. Начинается и заканчивается поклоном стоя — ритсу-рэй.
  2. Начинается и заканчивается строго в одной и той же точке эмбусэн.
  3. Имеет, как правило, два Ки-ай — момент мощнейшего высвобождения физической и ментальной энергии.
  4. Имеет строго определённое количество движений и их последовательность (изменять и пропускать которые запрещается), а также определённое количество времени на его исполнение.

Полное владение ката — характеризуется той глубиной знаний и практического опыта в его овладении, которая позволяет подняться на следующую ступень мастерства, для начала изучения более высокого и сложного ката, и включает в себя такие требования, как:

  1. Четкое и правильное выполнение всех элементов ката.
  2. Контроль осанки с соблюдением правильных стоек и перемещений тела в используемом пространстве.
  3. Правильное использование принципов дыхания, сжатия и расширения, напряжения и расслабления, умение опускать центр тяжести и работать Хара (местом концентрации физической мощи).
  4. Постоянное сохранение Заншин (предельная концентрация на визуализированном противнике), передача боевого духа данного ката, мощный ки-ай.
  5. Соблюдение правильного ритма в ката и количество времени необходимого на его исполнение.
  6. Знание терминологии каждого движения используемого в ката, а также его практическое и боевое применение в бункай-ката.
  7. Умение выполнять данное ката как в прямом, так и в обратном (зеркальном) направлении ура-ката.

Только при выполнении всех вышеперечисленных требований можно переходить к изучению и практике следующего ката.

Ката — коаны каратэ

Ката
Ката, в переводе с японского «форма» или «образ», и представляют собой технические комплексы приемов традиционного каратэ-до. К сожалению, ката в первозданном виде практически не сохранились. Многие из них были модифицированы известными мастерами, некоторые воссозданы или придуманы заново. Однако все мастера различных стилей каратэ-до всегда придавали и придают изучению формальных комплексов исключительное значение, поскольку в ката заложены все основные принципы боевых искусств. Ката — это комплекс оборонительных и наступательных техник, выполняемых против одного или нескольких воображаемых противников в строго установленной последовательности.

Ката соединяет различные техники, которые были созданы мастерами для того, чтобы мы могли пользоваться и после их смерти их личным опытом, техникой, менталитетом, серьезно занимаясь этим искусством. Победить воображаемого противника в ката означает одержать победу над самим собой. Если изучающий каратэ-до не научиться побеждать самого себя, то он не сможет закалить дух — вот в чем ценность ката. Изучение ката очень полезно с точки зрения чистоты и качества техники. Начинается ката всегда с приветствия, после которого каратэка встает в позицию «йой» (позиция готовности). Затем он начинает исполнять последовательность технических элементов: защиты, атаки, прыжки, удары и их комбинации. В моменты наивысшей концентрации каратэка подчеркивает свои действия «киай». Затем этот воображаемый бой останавливается, и каратэка возвращается в позицию «йой». Каждая форма, как правило, начинается с защитного действия. Этим подчеркивается миролюбивый характер каратэ, основывающийся не на агрессии, а на умении владеть собой. Все ката основаны на ключевых принципах каратэдо, где чередуются мягкость и жесткость, скорость и плавность, расслабления и концентрации. Залогом успешного выполнения ката служат четкий ритм, чувство дистанции, чувство времени, правильное дыхание. Все движения должны выполняться в точном соответствии с каноном.

Схемы ката предполагают передвижения по определенной схеме. Заканчивается ката, как правило, в том же месте, что и начиналась. В наши дни, все существующие ката являются лишь в большей или меньшей степени искаженными вариантами ката древних стилей, практиковавшихся много веков назад. Раньше эти ката были ключами к переходу в определенные состояния, каждый элемент в них имел свое неповторимое значение, и вполне естественно, что эти знания, передаваясь от учителя к ученику, и широко не распространялись. Естественно, чисто формальное исполнение движений ката без внутреннего содержания и понимания не дать необходимого эффекта. Полное владение ката характеризуется той глубиной знаний и практического опыта в его овладении и исполнении, который позволяет подняться на следующую ступень мастерства, для начала изучения более высокого и сложного ката, и включает в себя следующие требования:

  • Четкое и правильное выполнение всех элементов ката;
  • Контроль осанки с соблюдением правильных стоек и перемещений тела в пространстве;
  • Правильное дыхания, сжатие и расширение, напряжения и расслабления, умение опускать центр тяжести и работать Хара (местом концентрации физической силы);
  • Постоянное сохранение Заншин (предельная концентрация на визуализированном противнике), передача боевого духа данного ката, мощный ки-ай;
  • Соблюдение правильного ритма в ката и количество времени необходимого на его исполнение;
  • Знание терминологии каждого движения используемого в ката, а также его практическое и боевое применение в бункай-кумитэ (расшифровка техники ката с одним или несколькими противниками);

Ката Го Ке: Пять принципов
Го Ке является основополагающим каноном Сериндзирю Кенкокан каратэдо и других классических систем восточных единоборств. Каждый аспект Го Ке относится к различным сторонам развития человека (таким как движение и умственная деятельность), которые единоборец должен осознать и использовать по необходимости. Любое прием, либо комбинации приемов базируются на принципах Го Ке. Корни Го Ке лежат в традициях восточных единоборств Китая, которые на протяжении столетий впитывали в себя технику стилей, основывающихся на движениях пяти зверей. Также Го Ке может трактоваться как взаимосвязь пяти основных природных элементов. Кайсо Кори Хисатака применил Го Ке при разработке комплекса технических приемов по каратэ под названием Итсутсу но ваза (пять принципов).

В стиле Сериндзирю в прошлом практиковались лишь 5 ката (включая Санчин, Найхайчин, Нидзисихо, Чинто, и Кушанку), а также несколько ката с оружием. Однако со временем, к этим ката были добавлены в программу обучения значительно большее количество форм.

Каждый, кто занимается восточными единоборствами, и достиг определенного мастерства, приходит к пониманию необходимости познания более глубоких основ стиля. Такими основами, безусловно, являются философия, история, а также мастера, их жизненный путь и тот след, который они оставили в истории единоборств. Кроме того, этими мастерами были заложены основы техники, «записанные» в форме – ката. В стиле Сериндзирю, было множество великих мастеров, которые заложили техническую базу, используемую и сегодня. Каждым из этих мастеров были созданы, либо привнесены техники на которых и базируется современный стиль Сериндзирю Кенкокан каратедо, основанный Шиханом Кайсо Кори Хисатака. Основным мотивирующим фактором, который двигал нами в ходе проводимых исследований было желание расширить рамки наших знаний о практикуемых формах, познать их глубину и прикоснуться к жизни мастеров, которые создавали эти формы, и уже этим, оставили заметный след в Истории каратэдо. В данном разделе, мы представляем некоторые материалы, проведенных нами исследований, о происхождении одной из базовых тренировочных техник – ката. Известно изречение, что «получив черный пояс — становишься настоящим учеником». Это воистину справедливо, поскольку, только достигнут определенных вершин мастерства, можно понять то, как мало пройдено на пути познания, и как много еще предстоит пройти – всего лишь всю жизнь. Исследуя некоторые аспекты происхождения того, или иного ката, мы не претендуем на полномасштабное исследование, а лишь пытаемся дать «пищу» для размышления для тех, кто хочет узнать несколько больше о тех формах, которые практикуются нами во время тренировок. Более того, мы готовы к продолжению дальнейшего исследования, и обсуждения с интересующимися этой темой посетителями нашего сайта. Если у вас возникли вопросы, можете направлять их по адресу admin [at] koshiki [dot] ru или одному из наших инструкторов.

Перечень КАТА по КАРАТЭ WKF. Критерии оценки: 1) Исполнение КАТА; 2) Исполнение БУНКАЙ (применяется в командных поединках за медали)

Главная страница » Перечень КАТА по КАРАТЭ WKF. Критерии оценки: 1) Исполнение КАТА; 2) Исполнение БУНКАЙ (применяется в командных поединках за медали)

На соревнованиях по КАРАТЭ WKF разрешается выполнение КАТА только из официального списка.

Официальный список КАТА:

Kosokun (Kushanku) Dai

Kosokun (Kushanku) Sho

Gekisai (Geksai) 1-2

Naifanchin (Naihanshin) 1-3

ПРИМЕЧАНИЯ: Названия КАТА дублируются в связи с различиями в произношении из-за использования латиницы. В некоторых случаях КАТА может быть известно под другим названием в разных стилях (рю-ха). В исключительных случаях название КАТА в разных стилях по факту может быть другим.

ОЦЕНКА:

При принятии решения в индивидуальных и командных соревнованиях по КАТА, судьи должны оценивать выступление на основе трех основных критериев:

— соответствие КАТА демонстрируемому стилю,
— техническое исполнение КАТА,
— атлетическое исполнение КАТА.

Выступление оценивается, начиная с поклона перед началом КАТА и до заключительного поклона после выполнения КАТА, за исключением командных боев за медаль, где выступление также как и обратный отсчет времени начинается с поклона перед началом выполнения КАТА и заканчивается во время выполнения заключительного поклона после исполнения БУНКАЙ.

Все три основных критерия являются равнозначными.

БУНКАЙ и КАТА имеют одинаковую значимость.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

ИСПОЛНЕНИЕ КАТА

ИСПОЛНЕНИЕ БУНКАЙ
(применяется в командных поединках за медали)

1. Соответствие форме и стандартам соответствующего стиля (рю-ха).

1. Соответствие выполненному КАТА

Использование тех же движений, что и в представленном КАТА.

2. Техническое исполнение
а) Стойки
б) Техника
в) Промежуточные движения
г) Тайминг/синхронизация
д) Корректное дыхание
е) Концентрация (КИМЭ)
ж) Сложность исполнения техники

2. Техническое исполнение
а) Стойки
б) Техника
в) Промежуточные движения
г) Тайминг/синхронизация
д) Корректное дыхание
е) Концентрация (КИМЭ)
ж) Сложность исполнения техники

3.Атлетическое исполнение
а) Сила
б) Скорость
в) Баланс
г) Ритм

3.Атлетическое исполнение
а) Сила
б) Скорость
в) Баланс
г) Тайминг

Дисквалификация

Спортсмен или команда могут быть дисквалифицированы по любой из следующих причин:

1. Выполнение нерегламентированного КАТА или КАТА отличного от заявленного.

2. Невыполнение участником поклона перед началом или после завершения исполнения КАТА.

3. Слишком длинная пауза или остановка во время исполнения КАТА.

4. Создание помех судейской бригаде (таких, как физический контакт или угроза физического контакта, при которой судья вынужден уклониться или сдвинуться с места из соображений безопасности).

5. Падение пояса во время выступления.

6. Превышение разрешенного лимита времени для исполнения КАТА и БУНКАЙ (6 минут).

7. Невыполнение требований Старшего Судьи или недостойное поведение.

Фолы

Следующие Фолы, если они очевидны, должны быть приняты во внимание согласно вышеуказанным критериям.

а) незначительная потеря баланса;

б) выполнение движения в некорректной или незаконченной манере, такое как не полностью выполненная техника (блок, атака) или удар мимо цели;

в) несинхронное движение, такое как окончание выполнения техники до остановки тела или нарушение синхронности при выполнении КАТА в команде.

г) использование звуковых сигналов (любым членом команды) или театральность (топанье ногами, удары по груди, рукам, каратэ-ги, несоответствующие громкие выдохи) автоматически наказываются судьями снижением оценки ТЕХНИЧЕСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ КАТА (снижение до нулевого значения одной трети общего счета);

д) сползание пояса до уровня бедер во время выступления;

е) затягивание времени во время выхода на площадку, длительные поклоны или паузы перед началом или после выполнения КАТА.

ж) нанесение травмы во время исполнения БУНКАЙ из-за неконтролируемой техники.

ПОЯСНЕНИЯ:

I. КАТА – это не танец или театральное представление. КАТА должно соответствовать традиционным ценностям и принципам. КАТА должно быть реалистичным в боевом понимании и демонстрировать концентрацию, мощь, потенциальный эффект техники. КАТА должно демонстрировать силу, мощь и скорость, также как изящность, ритм и баланс.

II. Каждый Судья должен оценить исполненное КАТА и определить традиционного КАТА, включенного в ОФИЦИАЛЬНЫЙ СПИСОК КАТА WKF.

III. В командных КАТА все три члена команды должны начинать выполнение КАТА лицом в одном направлении в сторону Старшего Судьи.

IV. Члены команды должны демонстрировать понимание всех аспектов выполняемого КАТА, также как и синхронизацию.

V. Тренер и участник несут персональную ответственность за соответствие заявленного на судейском столе КАТА, данному конкретному кругу соревнований.

Главная страница » Перечень КАТА по КАРАТЭ WKF. Критерии оценки: 1) Исполнение КАТА; 2) Исполнение БУНКАЙ (применяется в командных поединках за медали)

Что дают ката каратистам

Ката являются сущностью карате поскольку являются основным методом обучения и несут в себе духовный аспект практики карате, и представляют собой серии движений, состоящие из логически расположенной техники зашиты и атаки в определенной установленной последовательности, которые необходимо выполнять совершенно и исключительно.

Посредством практикования ката каратека изучает ритм, координацию, баланс, принципы применения силы, большое количество техники для самозащиты и самодисциплины.

Именно посредством ката можно отрабатывать технику, которую с партнером тренировать опасно для его Здоровья.

В ката рассматриваются ситуации боя, которые один человек (даже мастер спорта) вряд ли сможет придумать, но с которыми вполне можно столкнуться.

Ката это не набор догматических приемов и не «бой с тенью», как это представляют боксеры, а метод психофизической и тактико-технической подготовки и именно с этих позиций надо и подходить к ним.

Посредством Бункай Ката каратека овладевает чувством дистанции и таймингом и совершенствуется в сложнокоординативных движениях необходимых при борьбе с несколькими противниками.

Ката динамически и физически связаны с силой и слабостью тела, с хорошими и плохими моментами техники и с духовными началами.

Попытки, в связи с ростом популярности карате и приходом в карате спортсменов (в первую очередь боксеров и борцов), упростить ката и выполнять только для проформы, превратить их в удобный для себя вид или же вообще вывести ката из учебной программы превращает карате-до в обычный набор примитивной техники, которая «проходит» на соревнованиях. Такое карате отличается от «рукопашки» только названием, хотя и называется «традиционное карате-до».

Ката исторически возникли в качестве способа «устного запоминания» комплекса техники и передачи его из поколения в поколение в процессе обучения.

Систематическое, регулярное и осмысленное выполнение Ката способствует развитию чувства пространства, позволяет улучшить боковое зрение, шлифует каноническую технику, влияет на уровень психологической подготовки, дает возможность отрабатывать технику, которую с партнером отрабатывать опасно.

Огромное значение в ката имеют моменты перехода от одной позиции к другой, на что часто ученики не обращают должного внимания. А именно в этих переходах и заложена техника и тактика боя. Часто ученики не понимают, что позиции это статика, а переход от позиции к позиции — это динамика боя.

В ката особое внимание уделяется правильному дыханию. И это не случайно, т.к. общепризнанно, что именно дыхание является подлинным секретом восточных единоборств.

В Ката собрана воедино тактика и вся техника защиты и нападения либо в явном виде, либо в неявном. Поэтому необходимо ясно понимать смысл каждого движения и выполнять его правильно.

Кое-кто полагает, что можно практиковать только свободный бой, игнорируя ката. Однако такое отношение никогда не приведет к истинному прогрессу в карате. Дело в том, что техника нападения и зашиты имеет тысячи вариантов, и на тренировках, а тем более в схватках все опробовать не возможно. Поэтому тем, кто хочет научиться драться со слабым противником, незачем заниматься карате — для этого имеются более простые способы.

Изучение карате это трудный процесс и основной результат этих занятий проявляется с возрастом, когда у человека физическая сила убывает, а пределу технического мастерства нет.

Можно изучить все ката конкретной школы карате и освоить всю программу обучения, а можно изучить две три ката разного назначения, но их исполнять надо четко и с условием, что они станут «твоими». Тогда прочие ката будут служить лишь для расширения познаний и сравнения.

Каким бы ни был ваш опыт в области ката, если тренировка в них недостаточна, они едва ли помогут вам в случае необходимости.

Учите правильно и отрабатывайте две-три ката до полного совершенства, и когда придет время их применить, то независимо от вашего сознания они окажутся эффективны сверх всяких ожиданий.

Следует обратить особое внимание на правильность проведения тренировки. Когда методика тренировок неправильна, то уже неважно, в скольких схватках вы участвовали, сколько разбили камней и досок, ибо дурные навыки в конце концов приведут Вас к поражению.

Необходимо выполнять ката так тщательно, чтобы они стали частью вашей повседневной жизни, т.к. они основа карате и их можно сравнить с буквами алфавита. подобно тому, как буквы являются основой для получения слов и предложений, так и ката являются кирпичиками, из которых строится карате.

Однако, хотя ката можно назвать самой важной частью занятий карате не стоит пренебрегать также кумите и тамешивари.

Путь к настоящему карате это: избегать праздности и заниматься упорно с мыслью, что ката составляют половину успеха, а прочие индивидуальные и групповые тренировки — другую половину.

Когда практикуете ката, вы должны вставлять чувство реальности, представляя различные совместные атаки многочисленных противников.

И наоборот, когда в кумите, вы должны представить что тренируете ката и стараться выполнять каждую защиту и атаку четко. Каждая техника должна быть заранее обдумана, т.к, мастерство может быть достигнуто только после того, как развита необходимая скорость.

Ссылка на основную публикацию