Касагакэ | Karate-krs.ru

Касагакэ

Непознанное:Орлеанская Дева была на треть мужчиной Скандальный диагноз поставил российский ученый Эфроимсон национальной героине французского народа — легендарной Жанне д**Арк. Лишь спустя пять столетий после произошедших событий отечественному эскулапу стали известны причины, по которым Жанну д**Арк. обвинили в связях с дьяволом

Парапсихология:Рефлексотерапия А теперь, когда позади годы практики, я хочу и вам поведать о том, какая волшебная сила в ваших руках заключается. Сейчас вы узнаете, что там внутри ладони

Парапсихология:От сильной тоски по покойнику На пороге своего дома пересыпают песок с руки на руку, говоря

Боевые искусства:Панкратион Панкратион,пожалуй,самое оригинальное и самое трудное состязание древних олимпийских Игр.Сущность этого вида спорта заключалась а в проведении поединка двух невооруженных атлетов с применением приемов борьбы,ударов руками и ногами,болевых и удушающих захватов.Борцы не использовали какое-либо защитное снаряжение.

Теософия и эзотерика:«Расшифрованный Нострадамус» Дмитрий и Надежда Зима Дм. и Н. Зима — авторы книг «Расшифрованный Нострадамус», «Тайна имени», «Последняя тайна Нострадамуса», «Расшифрованный Апокалипсис», «Откровения Заратустры» (под псевдонимом Венедикт Мёбиус)

  • Новости
  • Желтые страницы России
  • Известные мастера боевых искусств
  • Хобби и увлечения
  • О здоровье человека

При практике КАСАГАКЭ стрелки пускали коней галопом по специальной дорожке по направлению к мишени и с середины ее начинали выпускать стрелы по обтянутой кожей деревянной мишени диаметром ок. 50 см., установленной на расстоянии ок. 15 м в стороне от дорожки. Иногда КАСАГАКЭ проводилось как религиозная церемония в синтоистских святилищах во время празднеств. КАСАГАКЭ зародилось в эпоху Хэйан (794-1185).

Первоначально воины выпускали стрелы по бамбуковым шляпам (каса), откуда и происходит название этого способа совершенствования мастерства лучника, букв. означающее . Как вид спорта буси КАСАГАКЭ достигло расцвета в период Камакура (1185-1333) наряду с ябусамэ и инуоумоно, но к середине эпохи Муромати (1333-1568) постепенно пришло в упадок.

Японский лук: история создания, форма, материал для тетивы, особенности отношения, методы и нюансы ухода за юми

Тяжелые юми обычно использовали в морских сражениях. Огромные стрелы поражали вражеские лодки. Этот лук имеет двухтысячелетнюю историю. В настоящее время он используется для занятий кюдо и различных обрядов.

Особенности юми

Традиционный японский лук изготавливают из дерева, бамбука и кожи. Современные аналоги создают из угле- и стекловолокна. Японский лук — оружие асимметричной формы. По одной из версий, такая форма более удобна для стрельбы с лошади. Также из юми можно стрелять с колена и стоя.

Техника стрельбы из лука

Особенность японского лука в том, что стрелок использует более длинные стрелы, натягивая тетиву за ухо. При этом стрела удерживается неподвижно одной рукой, а другая натягивает тетиву луком. Европейская техника предусматривает натягивание стрелы той рукой, в которой лучник держит стрелу. Всадник поднимал японский лук юми вверх и разворачивал его вертикально.

Пешие войны во время похода держали лук сбоку. При стрельбе юми также поднимали и разворачивали. Захват стрелы производился с помощью специального костяного кольца. Иногда вместо него использовали перчатки с кожными накладками. После выстрела лук свободно проворачивался в руке. Такая техника наименее травмоопасна, но требует долгих тренировок. Наконечники стрел полые. Поэтому при полете они издают характерный свист. Считается, что так стрелок отпугивает злых духов и устрашает своих врагов. Свист стрелы также был сигналом о начале боя.

Лучники и их оружие

Японские лучники отличались выносливостью и скорострельностью. Опытный мастер поражает мишень с расстояния 60-120 м. Тетиву для юми делали из пеньки. Современные лучники предпочитают ей различные синтетические материалы. Тетиву не меняют до обрыва. Место, в котором стрела соприкасается с тетивой, усиливают нитью с клеем.

Отношение к юми

Люди, занимающиеся кюдо (японское искусство стрельбы из лука), верят, что юми содержит часть души изготовившего его мастера. Поэтому к нему относятся как к живому человеку, защищают от жары и холода. К луку нельзя прикасаться без разрешения его владельца. Также нельзя переступать через лежащий на земле лук. Юми нужно хранить в помещении с определенной влажностью воздуха, чтобы он не потерял свою форму. При этом можно корректировать форму лука, натягивая и ослабляя тетиву. Также для этого используют специальные приспособления. При должном уходе юми может прослужить своему хозяину несколько десятилетий.

Искусство стрельбы из лука

Кюдо относят к традиционным боевым искусствам. В середине ХХ века оно трансформировалось в вид спорта. Кюдо появилось во времена монгольского нашествия на Японию. Тогда начали создаваться первые школы по стрельбе. Большое внимание уделялось воспитанию духовной личности воина. Поэтому кюдо для японцев — это еще и образ жизни. На это искусство огромное влияние оказал дзен-буддизм.

Стрельба из японского лука стала особым ритуалом. Она значительно отличается от традиционной европейской техники. При стрельбе большая часть лука находиться под держащей его ладонью. Диаметр мишени — 36 см. Расстояние до нее — 28 м. Мастер должен соблюдать все формы и правила кюдо. Это гораздо важнее попадания стрелы в цель. В Японии этим боевым искусством занимается 500 тысяч человек. Это государство издревле называют Страной Длинных Луков.

Учить стрельбе начинали с детства. Будущий лучник удерживал в вытянутой руке тяжелый посох, постепенно увеличивая время. Юми изготавливали из дешевых природных материалов. Поэтому японский длинный лук был самым доступным оружием.

Использование в бою

Юми незаменим в любых природных условиях. Его использовали в морских боях, для обороны берегов, горных массивов, лесных засад. Опытный лучник на коне легко справлялся с группой пехотинцев. Удобна форма лука позволяла ему стрелять в любую сторону, резко поворачивая корпус. Такое занятие было обычным делом для благородных самураев. Для обезвреживания война с луком необходимо было убить его коня. Менее состоятельные японцы становились пешими лучниками. Их использовали для штурма замков и других укреплений. Войны выстраивались в несколько рядов. Каждая линия выпускала стрелы поочередно, пока другие лучники готовились. Это позволяло обрушить на противника непрерывный град из стрел. С изобретением мушкетов эффективность использования конных лучников стала минимальной. Но самураи не прекращали заниматься этим искусством. В их резиденциях создавались огромные стрельбища, на которых устраивались соревнования. Юми также применяли для охоты. Убийство конным лучником оленя было редким событием. В этом случае в семью самурая отправляли гонца с сообщением.

Лучших лучников набирали для охраны сегунов и в дворцовую стражу императора. Среди них проводились турниры, на которых оценивалась не только точность стрелка, но и его скорость и выносливость. Лучник Вади Деихати в 1686 г. за сутки выпустил 8 тысяч стрел, каждая из которых поразила мишень. Лишь через 150 лет другой стрелок, Масатоки, повторил его достижение. Японские женщины пользовались небольшими луками — адзюса-юми.

Ханку, екю, еко-юми, дайкю — названия боевых типов луков. Таби-юми — складной лук. Ко-юми — лук ниндзя. Каждый род самураев пользовался стрелами с особой формой наконечников. По отделке колчанов можно было определить ранг война. Изначально кюдзюдзу считалось искусством стрельбы из лука. Его главной целью было повышение физической выносливости и психологической устойчивости война. Мастера кюдзюдзу защищали границы побережья от монгольского вторжения. Постепенно воинское искусство превратилось в систему для духовного совершенствования кюдо.

Лук изготавливали из японского тиса и укрепляли пластинами бамбука. Все части лука смазывали рыбьим клеем и стягивали. Затем изделие обтягивали конопляными нитями и покрывали лаком. Луки генералов обматывали по всей длине. Тетива изготавливалась отдельно специальными мастерами. Ведь она считалось самой важной частью оружия. Для ее изготовления использовали сухожилия животных, кожу, шелк и другие материалы. Тетива также обматывалась нитью. Во время натягивания тетивы на лук мастер зажимал в зубах дополнительную петлю на ней. Лук хранили в специальном чехле из кожи или материи. К колчану война крепили деревянный футляр с запасной тетивой, намотанной на специальную катушку. Стрелы изготавливали из прочных и легких пород дерева. Некоторые стрелы склеивали из четырех фрагментов и обматывали пальмовым лыком. Затем стрелу сушили, проверяли и балансировали с помощью оперения. Чаще всего использовали перья филина и орла. На задней стороне стрелы делали выемку для тетивы.

Наконечники делали из камня, рогов животных. Затем их сменили на бронзовые и железные. Наконечники вбивали в стрелу и закрепляли обмоткой. Их форма зависела от назначения. Существовали «родовые» наконечники. На них изображался фамильный герб. Такие стрелы оставались в колчане и не использовались в бою. По ним опознавали самурая в случае гибели. Колчаны были двух типов — открытые и закрытые. В первых стрелы отделялись друг от друга перегородками. Так их оперение не повреждалось. Стрелу можно было легко извлечь из колчана. От выпадения их удерживали специальные шнуры. Закрытые колчаны надежно удерживали стрелы и защищали их от дождя. Они закреплялись на спине или поясе война двумя кожаными ремнями. Лук и колчан хранили в доме на специальных подставках. Обычно длина стрелы не превышала 1 м, средний диаметр — 14 мм, масса — 80 г.

Левая рука

Войны считали свою левую руку, в которой держали лук и меч, более нужной, чем правая. Самурай повредивший левую конечность считался бесполезным в бою. У японских якудза сохранился обычай отрезать себе палец на левой руке в знак признания своей вины. До сих пор жители Страны восходящего солнца с почтением относятся к лучникам и японскому луку. Фото со стрелками любят делать туристы, путешествующие по этой стране.

Некоторые термины

Иноуномо — упражнение, в котором конный лучник стрелял по собакам тупыми стрелами. При этом пространство ограничивалось веревками. Касагакэ — еще одно упражнение. Конные стрелки должны были преодолеть определенное расстояние и поразить мишень.

Ябусаме — специальная церемония, которая включает изгнание злых духов, гадание и стрельбу из лука. В ее начале один из стрелков выпускает стрелу в небо в знак вечного мира.

(японское искусство стрельбы из лука)

Знатоки японского оружия знают, что Японию издавна называют Страной Длинных Луков. Лук — самое старое японское оружие, а с учетом природных условий страны — самое выгодное. Бой на кораблях, в труднодоступных горных массивах, оборона обрывистых берегов, лесные засады — лук везде является самым важным оружием. Конный лучник мог справиться с группой атакующей пехоты, либо убежать от группы не вооруженных луками преследователей, при этом стреляя с разворота назад. При правлении сегунов конная езда и владение луком были разрешены только высокородным самураям.

Бедные самураи также упражнялись в стрельбе из лука, особенно если принадлежали к свите какого-нибудь даймё. Правда это были уже пешие лучники, статус и престиж которых был гораздо ниже. Однако нужно помнить, что единственный шанс победить конного лучника заключался в том, чтобы застрелить из лука коня. Пешие лучники приобрели большое значение в период строительства мощных замков. Уже тогда был разработан способ стрельбы, когда стрелы выпускали по очереди, один ряд лучников за другим. Успешное применение на полях сражений мушкетов лишило конную стрельбу из лука боевого значения, но самураи высоких родов продолжали упражняться в этом искусстве. В резиденциях крупных даймё имелись большие стрельбища, где можно было стрелять с галопа, выпускать серии стрел (то есть все новые и новые стрелы, пока первая еще не коснулась мишени), либо стрелять по многим мишеням с разных сторон, сильно скручиваясь корпусом. На этих «полигонах» устраивались и соревнования. Иногда проводилась и охота конных лучников, но постепенно успехи на ней становились все реже, убийство конным охотником из лука оленя было таким событием, что в семью такого самурая посылали посланца с бумагой, где сообщалось о столь знаменательном случае.

В то время, когда лук имел военное значение, хороших лучников отмечали. Лучших брали охранниками императорских садов (фактически — дворцовая стража), либо в личную охрану сёгуна.

После отражения монгольского вторжения среди лучников стали проводиться «турниры-марафоны», где нужно было стрелять быстро и в течении долгого времени, сохраняя при этом точность. В хрониках отмечено много достижений японских лучников на этих состязаниях. В 1686 году в Киото лучник Вада Деихати выстрелил в течении 24 часов 8 тысяч стрел, попадая раз за разом в мишень на расстоянии ста метров. В 1852 году лучник Масатоки повторил это достижение. В течении двадцати часов он выпустил в цель 10 тысяч стрел, попав 8 тысяч раз.

Японцы использовали луки разных типов. Женщины пользовались небольшими луками адзуса-юми. Самураи соревновались с луками аудзумэ-юми, в бою пользовались луками ханкю и ёкю, реже — луком монгольского типа ёко-юми. Лучники-снайперы пользовались огромными луками дайкю. Их мощь была тсоль велика, что автор первой европейской работы о японских искусствах будо Харрисон (4 дан дзюдо!) смог натянуть такой лук лишь приложив огромные усилия. Классический трактат «Буки Нияку» упоминает также о луках мару-ки, сигэ-но-юми, банкю-хан-кю. Использовали японцы и арбалеты — тэппо-юми, и баллисты — о-юми.

Для стрельбы использовались разные типы стрел. Фактически, каждый крупный род использовал свою форму наконечников. Особым искусством было изготовление колчанов, отделка колчана показывала ранг самурая.

Монгольское вторжение продемонстрировало японцам непривычную тактику использования луков — групповую стрельбу конных лучников. Хотя тайфун и помог избежать опасности, но стало ясно, что нужно думать об обороне страны в случае массированного вторжения. Была сделана ставка на повышение индивидуального мастерства конных лучников отдельных самурайских родов, когда каждый из родов отвечал за оборону своего участка побережья. Воины, пережившие пятьдесят дней битв, сделали упор на два аспекта стрельбы из лука: физическую выносливость лучника, и его психическую устойчивость. В поисках тренировочных методов взоры обратились к дзэн-буддизму. Требовалось научить воинов быстрому техничному натяжению лука (без лишних затрат сил) и стрельбе без прицеливания (а, следовательно, без смещения линии стрельбы), ибо в условиях битвы прицелиться практически невозможно.

Однако со времене боевое значение лука сошло на нет. Кюдзюцу (искусство стрельбы из лука) превратилось в кюдо (путь стрельбы из лука) — не боевое искусство, а систему духовного самосовершенствования, где лук и стрелы — просто инструмент для самопознания.

Церемония синто:, проводимая для отпугивания злых духов и гадания, и упражнение в стрельбе из лука (кю:дзюцу) с коня по мишеням. ЯБУСАМЭ включает 4 элемента: сначала руководитель группы стрелков, которых может быть 7, 10 или 16, выпускает стрелу в небо и в землю для установления вечного мира между ними; затем стрелки по очереди на полном скаку выпускают стрелы по трем квадратным мишеням со стороной ок. 60 см, установленным в ряд на расстоянии ок. 46 м одна от другой и на удалении ок. 2 м от скаковой дорожки; участники, поразившие все 3 мишени, допускаются к стрельбе по трем , изготовленным из глины в виде шариков диаметром ок. 9 см; после этого мишени подносятся руководителю для осмотра.

Стрельба ведется стрелами со свистульками вместо наконечника, которые своим гудением должны отпугнуть злых духов. С той же целью на мишенях часто пишут иероглиф — . По тому, под каким углом стрела попала в мишень, предсказывают будущее.

Издревле ЯБУСАМЭ использовалось также для обучения и проверки уровня подготовки воинов, так как для того чтобы управлять конем без помощи рук, быстро вытаскивать стрелы из колчана, натягивать лук, прицеливаться и поражать мишени с галопирующего коня требуется высочайшее мастерство наездника и стрелка.

Согласно традиции, церемония ЯБУСАМЭ была впервые устроена императором Киммэй (509-571) в святилище Уса Хатиман-гу: с целью молений о ниспослании мира и богатого урожая. Первое письменное упоминание о ЯБУСАМЭ относится к 1096 г., когда церемония была проведена в присутствии экс-императора Сиракава. До конца эпохи Камакура (1185-1333) ЯБУСАМЭ широко практиковалось буси, но при сё:гунах Асикага утратило свое значение. Попытку возрождения ЯБУСАМЭ Предпринял Токугава Ёсимунэ (1716-1745). По его приказу церемония была устроена 15 марта 1728 г. перед святилищем Хатиман-гу: в Такада-но баба в Эдо при молениях о даровании здоровья его наследнику Токугава Иэсигэ, который был болен оспой.

Каноническими считались способы проведения церемонии ЯБУСАМЭ домов Миура, Огасавара и Такэда. Традиции Огасавара и Такэда сохранились до наших дней.

Лит.: Сайто: Наоёси. Ябусамэ хонги. [Истинный смысл ябусамэ]. Токио, 1962.

КАСАГАКЭ — упражнение в стрельбе из лука (кю:дзюцу) с коня.

При практике КАСАГАКЭ стрелки пускали коней галопом по специальной дорожке по направлению к мишени и с середины ее начинали выпускать стрелы по обтянутой кожей деревянной мишени диаметром ок. 50 см., установленной на расстоянии ок. 15 м в стороне от дорожки. Иногда КАСАГАКЭ проводилось как религиозная церемония в синтоистских святилищах во время празднеств. КАСАГАКЭ зародилось в эпоху Хэйан (794-1185).

Первоначально воины выпускали стрелы по бамбуковым шляпам (каса), откуда и происходит название этого способа совершенствования мастерства лучника, букв. означающее . Как вид спорта буси КАСАГАКЭ достигло расцвета в период Камакура (1185-1333) наряду с ябусамэ и инуоумоно, но к середине эпохи Муромати (1333-1568) постепенно пришло в упадок.

Упражнение в стрельбе из лука (кю:дзюцу) с коня, вид спорта буси. ИНУОУМОНО представляло собой стрельбу по собакам тупыми стрелами. В центре конного манежа веревкой окружался круг диаметром ок. 14,3 м. Внутри него выделялся круг меньшего диаметра. Стрелки скакали вокруг внешнего круга и выпускали стрелы по собакам, которых помощники выпускали из центра малого круга. Мастерство стрелка оценивалось по тому месту, где падала собака, пораженная стрелой.

ИНУОУМОНО возникло в эпоху Камакура (1185-1333) и быстро завоевало популярность среди буси. После реставрации Кэмму (1333) ИНУОУМОНО было запрещено императором Годайго (правил 1318-1332, 1333-1339) который считал его чрезмерно жестоким, но уже в 1342 г. возродилось благодаря усилиям Огасавара Садамунэ, 7-го верховного мастера школы стрельбы из лука с коня Огасавара-рю:, и при поддержке сё:гунов Асикага ИНУОУМОНО Вновь стало популярным видом спорта буси. После временного упадка в эпоху Сэнгоку (1467-1568) ИНУОУМОНО возродилось в эпоху Эдо (1603-1867), но так никогда и не достигло своей прежней популярности и полностью исчезло после реставрации Мэйдзи (1868).

Япония. Ябусамэ: весенние состязания конных лучников

Вообще стрельба из лука появилась в Японии в 530, когда император Кинмэй вознес молитву за мир и урожай и, сидя на коне, выстрелил по 3 мишеням, под которыми подразумевались потенциальные противники Кинмэя, три корейских государства. Такая стрельба по мишеням называлась сначала Ябасэмэ, позднее это название трансформировалось в ябусамэ. Ябусамэ — один из 3 стилей соревнований конных лучников школы Такэда, есть еще Касагакэ и Инуоумоно. Но из них ябусамэ считается самым серьезным стилем, требующим максимальной подготовки.

Конные поединки проводились во времена войны между Тайра и Минамото. Император Ута приказал своему министру Минамото Ёсиари развивать этот боевой стиль, что тот и сделал. По наследству искусство конных лучников находилось под покровительством клана Минамото.

С установлением первого сегуната в Камакуре, сёгун Минамото Ёритомо повелел устраивать состязания в синтоистских храмах, основным из которых в его правление был, конечно же, Цуругаока Хатимангу, храм бога войны Хатимана, главный храм клана Минамото в Камакуре. Считалось, что таким образом можно развлечь и умилостивить богов. Подготовка и обучение лучников поручено было семейству Такэда, поэтому самой старой и классической школой ябусамэ считается до сих пор именно школа Такэда.

С тех пор в проведении ябусамэ кое-что изменилось — лошади стали бегать быстрее, что сильно осложняет жизнь современным всадникам. Ведь длина всей трассы осталась неизменной — 208 метров, расстояние между мишенями всадником — 2 метра, и расстояние между 3 мишенями то же, что и во времена Минамото Ёритомо. В касагакэ по обеим сторонам мишеней (оомато) под углом 90 градусов к дороге помещались бамбуковые щиты (такэ-яраи) — это делалось специально, посколько, чтобы попасть по мишени, надо было чувствовать мгновение и угол, под которым вылетает стрела. Высота мишени тоже выбрана неслучайно. Она рассчитана на то, чтобы попасть в единственное уязвимое место облаченного в доспехи ёрои воина — в область между глазами.

Есть история, о том, почему верхнюю часть мишени украшают искусственными цветами. Считалось, что если стрелка выбрали для участия в состязании, его признали искусным воином. Не попасть с мишень на соревнованиях значило покрыть позором себя и свою семью. Один из воинов, потерпевший такую неудачу, совершил харакири. Чтобы больше не терять хороших стрелков, в верхнюю часть мишени стали помещать букет искуственных цветов — попасть в них считается тоже неплохо.

Само состязание открывается шествием всех участников (сюцудзин). Под звуки барабана процессия отправляется в храм, где зачитывается нэгаибуми, моление о мире, урожае и спокойствии людей.

C этого начинается соревнование. После того, как поднят веер, стрелок выезжает на путь.

Мишени могут быть или в форме пары глиняных тарелочек, сложенных вместе, или в форме деревянных ромбов, которые, раскалываясь от стрелы, распространяют вокруг приятный хвойный аромат.


Виды японских боевых искусств:

В настоящее время японские слова будзюцу и будо без особой разницы в смысле употребляются для обозначения широкого спектра навыков, необходимых в боевых искусствах, от схватки без оружия до владения орудиями, напоминающими меч или копье. Но в эпоху Эдо (XVII — середина XIX века) слова будзюцу и будо имели совершенно различный подтекст. Будзюцу назывались приемы ведения боя, а будо обозначало «военный путь», идеальный образ жизни, который должен вести самурай, владеющий техникой будзюцу.

Фрагмент из Синкагэ-рю Хэйхо Мокуроку,который открывает тайные приёмы стиля владения мечом Синкагэ-ягю

В те дни было 18 боевых искусств (бугэй дзюхаппан), которые включали в себя стрельбу из лука, искусство верховой езды, владение холодным оружием, бросание копья, самооборону без оружия (дзюдзюцу) и орудийную стрельбу.

Практика будзюцу зародилась в древности. К середине эпохи Хэйан (X-XI вв.) зародился военный класс для защиты новоприобретенных сельскохозяйственных и земельных интересов. Этот класс воинов воспринял будзюцу как часть своей культуры. Позднее, в эпоху Камакура (1192-1333 гг.), военные стали играть политическую роль. Они занимались рядом боевых искусств, особенно тремя видами верховой стрельбы из лука: касагакэ (с использованием зонтиков в качестве мишеней), ябусамэ (пускание стрел по деревянным мишеням) и ину-омоно (стрельба по бегущим собакам).

Соревнования по стрельбе из лука в Сандзюсенгэндо, Киото.

В эпоху Муромати (приблизительно 1333-1568 гг.) мастера будзюцу, которых называли хёхомоно или хэйходзин, использовали свой военный опыт, изучая и совершенствуя технику боевых искусств. Они разработали ряд новых стилей (называемых рю), например, Огасавара-рю — верховая стрельба из лука, Хэки-рю — стрельба из лука, Оцубо-рю — верховая езда и Айсукагэ-рю — военная стратегия.

Ряд других стилей боевых искусств развился в течение гражданской смуты, которая продолжалась с середины XV до конца XVI века. Они включали в себя Цуда-рю — орудийную стрельбу, Такэноути-рю — схватку без оружия, и Касимасинто-рю, Синкагэ-рю и Итто-рю, которые были основаны соответственно, Цукахара Бокудэн, Камиидзуми Нобуцуна и Ито Иттосай для борьбы на мечах.

С тех пор как Сёгунат Эдо в начале XVII века объединил страну, последовавшая за объединением стабильность ослабила военный дух будзюцу. Техника боевых искусств совершенствовалась через систему тренировок, которые основной упор делали на ката (на формах, или формальных движениях). Считалось, что они помогут достичь идеального состояния духа, основанного на учении Дзэн и Конфуция. Таким образом, практика боевых искусств развивалась от простого изучения движений, которые помогали овладению боевыми приемами, до строгой подготовки, способствовавшей здоровому духу в здоровом теле. Иными словами будзюцу превратилось в будо, которое включило в себя и философию, поддерживавшую идею определенного образа жизни. Во время, когда самураи должны были овладевать как искусством пера, так и искусством меча, будо было тем идеалом, к достижению которого военному классу надлежало стремиться.

Двумя знаменитыми стилями владения холодным оружием были Синкагэ-ягю-рю, основанный Ягю Мунэёси, и Нитэнъити-рю, разработанный Миямото Мусаси. Первой школе отдавала предпочтение семья Токугава, которая в то время доминировала в политике, её изучал сам Сегун, Токугава Иэмицу.

Основные принципы искусства владения мечом были изложены в таких книгах как Хэйхо Кадэнсё Ягю Мунэнори (сына Мунэёси) и Горин но Сё Миямото Мусаси. Эти классические учебники объясняют приёмы владения мечом и описывают идеальное состояние духа и философский взгляд, которых следует достичь тем, кто владеет мечом.

К середине эпохи Эдо (конец XVII — середина XVIII века) за длительный период мира искусство владения мечом ушло с поля боя и превратилось в практику витиеватых формальных упражнений. Новые школы, реагируя на это обстоятельство, перенесли акцент с упражнений в формах ката на тренировку в боевых формах с использованием кольчуги и деревянных мечей (синай). Двумя из таких школ были Дзикисинкагэ-рю и Наканиси-итто-рю.

Автопортрет знаменитого мастера владения мечом Миямото Мусаси.

Стремление к политическим изменениям и давление со стороны иностранных государств зажгли искру возрождения будзюцу, которое началось с конца XVIII века. Вскоре боевым искусствам стапи обучать в школах, основанных в феодальных владениях по всей стране. С крахом Сёгуната рухнули и строгие классовые различия, что позволило овладеть мечом мужчинам, по рождению не принадлежавшим к классу самураев. Додзё в разных городах открыли свои двери людям со всей Японии, которые желали изучать Синтомунэн-рю, Хокусин-итто-рю и другие стили владения мечом. Организовывались состязания, в которых противники представляли различные рю.

Занимались и дзюдзюцу (искусствам боя без оружия). Некоторые из знаменитых существовавших школ -Такэноути-рю, Кито-рю, Сэкигути-рю и Есин-рю. Все школы исповедовали идеал, выраженный во фразе «Дзю, ёку го о сэйсу», которую можно перевести так: «Слабый может одолеть сильного.»

Стрельба из лука (кюдзюцу) стала первым боевым искусством, превратившимся в состязание. День и ночь проходили соревнования на длинной веранде храма Сандзюсангэндо в Киото. Лучники стояли на одном конце веранды шириной 2,2 метра и пускали стрелы в мишень на другом конце, удаленном примерно на 120 метров. Это состязание воспринимали серьёзно, так как от результатов зависела честь феодальных владений лучника. Согласно сохранившейся записи один из вассалов даймё Токугава из Кисю, Васа Дайхатиро, смог послать к дальнему концу веранды 8 133 стрелы при общем числе выстрелов 13 053. Это поразительно высокий процент, учитывая, какая огромная сила нужна, чтобы выпустить стрелу почти горизонтально, так чтобы она не ударилась о потолок веранды высотой 5 метров. Самым лучшим лучникам наших дней трудно попасть в цель даже один раз.Боевые искусства в их спортивном аспекте
В начале эпохи Мэйдзи (1868-1912 гг.) будо и будзюцу почти исчезли. Но в 1895 году в ходе общенациональных усилий по возрождению воинственного духа была создана ассоциация под названием Дай-нихон Бутоку-кай. Построенная в 1905 году школа подготовки учителей боевых искусств со временем стала школой боевых искусств. К 1882 году Кано Дзигоро уже установил свой стиль дзюдо — — Кодокан, придав ему форму спорта, основанного на традиционных принципах дзюдзюцу. Со временем кэндо и дзюдо ввели в школьные учебные планы, а в 1931 году они стали обязательными предметами для мальчиков по всей стране. Во время Второй мировой войны распространение будо в системе школьного образования было частью кампании по внедрению милитаристского национализма. Идеалы будо поощряли и в военной подготовке.

В конце войны Япония оказалась оккупированной силами Союзников. Занятия боевыми искусствами были запрещены во избежание нового подъёма милитаризма. Но с 50-х годов боевые искусства снова вводятся в школьные программы и становятся популярным видом спорта. Будо к тому же привлекло внимание как традиционная спортивная дисциплина, развивающая ки и ма, которые способствуют достижению такого состояния ума, при котором физические и душевные ощущения находятся в гармонии друг с другом.

Дзюдо — наиболее соревновательная из всех дисциплин. Она стала олимпийским видом спорта и имеет много последователей во всём мире. Кэндо также завоевало международное признание, хотя его истинная цель не победа, а содействие » развитию здорового духа в здоровом теле.» Одни школы — Айкидо, Сёриндзи Кэмпо и других древних боевых искусств — не дают умереть традиции, пропагандируя практику формальных ката, другие -больше акцентируют её боевые аспекты. Мастерские приёмы одной из таких школ, Дайто-рю Айкибудзюцу-Сагава-ха, основанной Сагава Юкиёси, — это сочетание различных японских боевых искусств (таких как кэндо, дзюдо, копьё и палка), они способствуют проявлению сути японских боевых искусств.

Как видим, в течение многих лет боевые искусства развивались как часть японской культуры и испытывали влияние политических событий своего времени. Самый ценный аспект японских боевых искусств — их способность содействовать всестороннему развитию человека путём упражнений, ведущих к овладению отточенными, мастерскими навыками, в основе которых лежат уважение к традиции, годы творческой мысли и творческих действий.

Луки и лучники древности овеяны огромным количеством легенд.

Английский лук не был самым большим в истории, его длина колебалась от 120 до 150 см в зависимости от роста лучника и его личных предпочтений. Откуда же тогда взялся термин «Лонгбоу», длинный лук?

Все очень просто. После появления первых образцов огнестрельного оружия арбалеты еще до XVI века применяли при защите крепостей, а луки хранили в арсеналах просто на всякий случай и в качестве спортивного инвентаря. При составлении переписей имущества стали писать «Crossbow» — арбалеты, а луки как самостоятельное оружие, а не как запасные части к арбалетам стали называть для отличия «longbow». Потом и те и другие вышли из употребления как оружие, оставшись спортивными снарядами, а термин остался. Уместно напомнить классификацию луков.

Исторический, или простой, лук в спорте называется «голым» — «barebow». Он сделан из дерева или склеенных слоев его и изгибается только назад. На не может быть примитивная рукоять в виде веревочной обмотки или утолщения, лучник кладет стрелу на левую руку, защищенную перчаткой от пореза оперением стрелы, и целится интуитивно. На нем нет ни полочки, ни прицела. Рекурсивный лук сложнее, его центральная часть имеет и рукоятку, и мушку, и полочку для стрелы. Пример рекурсивного лука — «Олимпик». В древности рекурсивные луки тоже были известны, но делали их не из алюминия и углепластика, а из дерева, коровьих рогов и сухожилий, а склеивали не эпоксидными смолами, а осетровым клеем или смолами деревьев. «Рекурсивный» дословно переводится как «имеющий изгиб вперед», и действительно, если с рекурсивного лука снять тетиву, концы его плечей выгнутся вперед. А концы плечей простого лука будут прямыми или останутся согнутыми назад. Вершина лукостроения — так называемый «компаунд», или блочный лук. Его тетива проходит через блоки, что невероятно увеличивает скорость стрелы и точность выстрела. «Блочник» даже имеет прицел — трубкообразную деталь среди волокон тетивы, которая напоминает диоптрийный прицел спортивной винтовки. Несколько разноцветных мушек блочного лука могут быть пристреляны на разные расстояния, поскольку траектория стрелы достаточно крута.

Меткие стрелы Робин Гуда

Меткость английских лучников известна из многих исторических рыцарских романов. Беда только в том, что многие из авторов рыцарских романов в свое время писали литературу, по жанру схожую с нынешними детективами в мягких обложках какой-нибудь модной писательницы, и столь же правдивую, как голливудские боевики.

Как же стреляли английские лучники и что от них требовалось? Оказывается, стреляли они не метко, а очень быстро. Скорострельность должна была быть такой, чтобы при стрельбе на 200 шагов в воздухе одновременно были две-три стрелы. Начиная бой, лучники выпускали в бешеном темпе 20-30 стрел и бежали назад, спасаясь от копыт своей же кавалерии, и, как пишется во многих летописях, потери лучников от затаптывания своими же были больше, чем от стрел и мечей врага.

Относительно низкая скорость стрелы — 30-60 м/с — означала на те же 200 шагов превышение траектории в десятки метров, то есть практически стрельбу под углом 20-40° вверх в направлении противника. Ливень стрел по сомкнутым рядам врага был прообразом артподготовки.

Ни о каком попадании в отдельную цель речи не было, хотя англичане часто давали сначала залп по полководцу противника, если его было видно. Из нескольких сотен стрел одна иногда и попадала, хотя пробить доспехи не могла.

Самый длинный лук

На самом деле наиболее длинными были не английские, а японские луки. По-японски «лук и стрела» называется «юми-я», а левую руку японцы называли «юми-но-тэ» — «рука, которая держит лук». Искусство лучника называлось «сягэй» — «умение стрелять из лука», в настоящее время более известен термин «кю-дзюцу» — «путь лука».

Лук 2,2 м считался маленьким, средняя длина 2,5м, известны и 2,8м луки «юми». Уникальна несимметричная форма лука, большая часть была наверху и имела для прочности 36 обмоток ниткой, а нижнюю скрепляли 28 обмоток. Тренировались японцы, стреляя по мишени диаметром 160 см с расстояния в 33 длины лука. Рекорд скорострельности, поставленный в 1852 году Цурута Масатоки, составил 9 стрел в минуту при длительной стрельбе стоя на земле по мишени в зале. В бою от самураев требовались скорострельность и неутомимость, поэтому экзаменом было соревнование в стрельбе по собакам «инуоумоно». В круг диаметром 72 длины лука запускали собак, исходя из 50 голов для каждого соревнующегося, которые должны были, будучи одеты в доспехи и верхом на лошади, поразить наибольшее количество собак. Очевидно, требовалось немалое искусство управления конем и стрельбы из лука верхом, чтобы победить в этом «упражнении». Даже просто выстрелить 50 стрел довольно тяжело, а тут и помехи в виде других участников, и тяжелый доспех на теле.

Длительные соревнования требовали очень много собак, поэтому было распространено и упражнение «касагакэ», при котором нужно было, переведя коня в галоп вдоль нарисованной на земле черты, стрелять по висящим на некотором расстоянии бамбуковым шапкам.

Стрела и доспех

Еще одна группа исторических баек — пробивание лучной стрелой доспеха или, наоборот, защищенность рыцаря в доспехах от арбалетчика.

Пробивная сила зависит от кинетической энергии, а она есть скорость в квадрате, умноженная на массу и деленная пополам. Скорости стрел древних луков и арбалетов были ограничены скоростями распрямления плеч и редко превышали 50-60 метров в секунду. Другое дело, что чем мощнее лук или арбалет, тем более тяжелую стрелу он может выпустить.

Как показывают опыты с точными копиями мощных арбалетов древности, арбалеты со стальной дугой и усилием натяжения 2-4 тонны пробивают сталь 3 толщиной 3 мм или пень толщиной 25 см. Низкая скорость полета и большое удлинение, присущее стрелам древности, позволяли сохранять начальную скорость стрелы достаточной для поражения латника со 100-150 метров. Другое дело, что подлетное время в 2-3 секунды давала мало шансов попасть в одиночного всадника или даже пехотинца. Но при стрельбе залпом роты арбалетчиков по кавалеристам какие-то стрелы в кого-то да попадали.

В ответ на появление арбалетов со стальными дугами кирасы утолщаются, и к своему закату в XVI веке иногда имеют толщину до 6-7 мм. Впрочем, это могло быть вызвано и стремлением защититься от пуль мушкетов. Убойная сила луков была куда ниже, это современный импортный охотничий лук может пробить 30-сантиметровую доску, причем сломанная стрела высовывается на треть длины с обратной стороны.

Можно прийти к выводу, что лучники не могли поражать защищенных доспехами рыцарей, а арбалеты со стальными дугами и стационарные (крепостные) могли пробивать латы со всех разумных дистанций стрельбы.

Арбалеты и луки для Рэмбо

После второй и третьей серий фильмов о похождениях бравого «зеленого берета» Джона Рэмбо то и дело попадаются мнения о том, что лук или арбалет пригоден для каких-либо целей на современной войне или даже состоит на вооружении спецподразделений.

Это не так. И арбалет, и лук велики по размерам, неудобоносимы и медленно заряжаются, к тому же требуют немалой физической силы для взведения. Огнестрельное оружие всегда меньше и легче схожего по мощности метательного. Бесшумный пистолет мощнее и точнее арбалета, умещается в кармане и имеет 7-10 патронов в магазине. Арбалет перезаряжается полминуты, а магазин пистолета можно израсходовать за 2-3 секунды. Холостой патрон и ствольная насадка на ружье прекрасно метают «кошку» на высоту или линь, а после метания оружие остается пригодным для дальнейшего боя.

Останавливающее действие арбалета куда меньше, чем даже пули 22 калибра, а главное — ничтожная скорость полета, из-за которой можно легко промахнуться по идущему часовому. А если противник услышит щелчок выстрела, то он может успеть пригнуться. К тому же стрела наносит поражение только за счет режущего действия, а потеря боеспособности от кровопотери наступает не сразу, и противник сможет успеть выстрелить.

Взрывчатые лучные стрелы Рэмбо вообще из области спецэффектов — судя по силе взрывов, от стрелка, находящегося в 30-50 метрах, мало чего бы осталось. Да и не рассчитаны современные луки на 200-граммовые наконечники. Подствольный гранатомет куда компактнее, дальше стреляет, точнее и проще в освоении. Есть и бесшумные гранатометы, не уступающие своим «шумным» собратьям по поражающему действию гранат и их ассортименту.

Да, на вооружении спортроты Иностранного легиона состоят арбалеты «Хортон», но и среди спортсменов нашего РОСТО есть и лучники, и арбалетчики. Второе применение арбалету нашли в Израильской армии — оператора ПЗРК в начале обучения заставляют стрелять из арбалета, чтобы приучить не расслаблять руки и не опускать оружие в момент выстрела, потому что ракета, как и стрела, относительно долго покидает оружие, и при резком опускании последнего немудрено выстрелить в землю себе под ноги дорогостоящий боеприпас, к тому же содержащий пять кило мощной взрывчатки. После того, как оператор перестанет «клевать стволом», арбалет у него отбирают.

В любом случае, боевое оружие должно быть просто в освоении и применении, а по этому параметру огнестрельное оружие навсегда превзошло своих «стрельных» предшественников.

Чемпионат Японии среди юниоров

В нынешнем сезоне Всеяпонский чемпионат среди юниоров проходил на катке Цукисаму Гимназиум в Саппоро, Хоккайдо -арене, на которой проходили игры хоккейного турнира Зимних Олимпийских Игр 1972 года.

1. Юноши

В соревнованиях представителей сильного пола не случилось никаких неожиданностей — Кадзуки Томоно из Высшей Школы Нанива без проблем выиграл обе программы и по сумме с результатом 207.85 балла почти на 10 баллов обошел Коширо Шимада и на 16 баллов — своего одноклубника Мицуки Сумото. А в произвольной программе Томоно явил миру попытку четверного сальхова — недокрутил пол-оборота, но и то лучше, чем ничего, ибо больше никто из парней прыжков в четыре оборота на пробовал. Сумото, в свою очередь, уступил Шимада только за счет того, что последний более компонентен — техническая оценка у воспитаника Высшей Школы Нанива немного выше, чем у новоиспеченного серебряного призера.

Мог ли кто-то вмешаться в распределение мест в призовой тройке? Теоретически да, если учесть, что у Шимады и Сумото не было трикселя, а у Сэны Мияке, Таичиро Ямакума и Сюна Сато он был. да и Тэцуя Цубои и Рёма Кобаяши свой трехпрыжковый каскад перенесли во вторую половину. Но увы, кроме этого у них было и очень много брака. Ямакума и Кобаяши и вовсе глубоко закопал себя в короткой программе, а в произвольной сумел откопать только на 7-е и 8-е места соотвеитственно. А Кадзуки Хасэгава наоборот, после короткой программы шансы на подиум имел, но в произвольной программе из борьбы самоустранился, сорвав всю вторую половину программы.

Кадзуки Томоно — ПП

2. Девушки

А вот здесь была борьба. Фаворитом в ней считалась Марин Хонда, в общем-то справедливо — таланта ей не занимать. Но. в очередной раз на практике подтвердились слова тренеров Марин Мие Хамада и Ямато Тамура о том, что Хонда довольно легкомысленно относится к работе на тренировках, в основном рассчитывая на свой талант. После короткой программы она была второй после Каори Сакамото. В общем-то — вполне логично: Сакамото в технической оценке имеет достаточноый «запас прочности», чтобы перекрывать чуть более высокие оценки за компоненты у Хонда и выиграла КП с отрывом почти в три балла. А на третье место, которое по итогам КП заняла Юна Шираива, могли претендовать сразу восемь фигуристок.

Каори Сакамото — ПП

Но в ПП «не так сталось, як гадалось». Рика Кихира сорвала триксель, а затем упала еще раз и недокрутила все, что прыгала во второй половине. Насколько я понял — она или получила травму уже на соревнованиях, или выступала с травмой или после травмы. В общем — 14-е место Кихиры в ПП и 11-е по сумме — не говорит ни о чем пред финалом ЮГП. Также много недокрутила в конце Кокоро Ивамото, которая хорошо и ровно начала прокат.

Рика Кихира — ПП

А Сайя Судзуки и Акари Мацубара наоборот — хорошо отыгрались после ошибок в короткой программе. Мацубара даже исполнила каскад 3-3-2 во второй половине — кроме нее это сделала только Шираива. Обе по итогам произвольной программы обошли Марин Хонда — чисто за счет первой оценки, в которой имели 10 (Судзуки) и 11 (Мацубара) баллов преимущества.

Сайя Судзуки — ПП

Не только им Хонда проиграла технической оценкой — ее TES за произвольную программу стала 11-й и не выпала из первой тройки она только благодаря своей компонентности: Рино Касагакэ стала третьей в произвольной программе, но по сумме отстала от Марин чуть более, чем на 2 балла. И это Касагакэ допустила ошибку на первом тройном лутце, получившим ГОЕ -1.40.

Рино Касагакэ — ПП

А новой чемпионкой Японии среди юниоров стала Каори Сакамото, хоть и проиграла с небольшим отставанием произвольную программу прекрасно откатавшей Юне Шираива, кстати — одноклубнице и одногруппнице Хонды. В общем-то — незначительная разница в баллах вполне адекватнга — обе фигуристки откатали на одном уровне (Сакамото, правда, ошиблась в каскаде) и вполне заслужили два первых места.

Юна Шираива — ПП

В завершении рассказа об одиночницах стоит еще упомянуть об очень слабом прокате Мако Ямашита, которая здорово показала себя на юниорских гран-при. Что с ней случилось в короткой программе — не знаю, но четыре недокрута и бабочка отбросили ее аж на 22-е место после короткой программы. В произвольной программе было уже получше, но все равно только 12-е место и в сумме Ямашита заняла 16-ю позицию.

3. Танцы

А тут все совсем просто — всего выступало шесть дуэтов, но разница между ними такова, что ни о какой борьбе речи быть не могло. Рикако Фукасе — Ару Татено с огромным отрывом (почти 30 баллов) победили, Юке Орихара — Каната Мори хватило преимущества в 10 очков после короткого танца для сохранения второго места по сумме, хотя по итогам произвольного танца они стали третьими, проиграв его Утане Йошида — Такуми Сугияма. Но последние финишировать в тройке не смогли — после короткого танца были последними, шестыми, с очень большим отрывом, так что Орихара — Мори и Харуно Ядзима — Дайки Шимадзаки сохранили свои призовые места.

Согласна правилам первые четверки по итогам юниорского Всеяпонского чемпионата получают путевки на взрослый. Так что на взрослом Всеяпонском чемпионате мы увидим:

Юноши: Кадзуки Томоно, Коширо Шимада, Мицуки Сумото, Юто Кишина

Девушки: Каори Сакамото, Юна Шираива, Марин Хонда, Рино Касакакэ

Марин Хонда — ПП

Японские боевые искусства сквозь призму веков

Истоки и позднейшее развитие

В настоящее время японские слова будзюцу и будо без особой разницы в смысле употребляются для обозначения широкого спектра навыков, необходимых в боевых искусствах, от схватки без оружия до владения орудиями, напоминающими меч или копье. Но в эпоху Эдо (XVII — середина XIX века) слова будзюцу и будо имели совершенно различный подтекст. Будзюцу назывались приемы ведения боя, а будо обозначало «военный путь», идеальный образ жизни, который должен вести самурай, владеющий техникой будзюцу. В те дни было 18 боевых искусств (бугэй дзюхаппан), которые включали в себя стрельбу из лука, искусство верховой езды, владение холодным оружием, бросание копья, самооборону без оружия (дзюдзюцу) и орудийную стрельбу.

Практика будзюцу зародилась в древности. К середине эпохи Хэйан (X-XI вв.) зародился военный класс для защиты новоприобретенных сельскохозяйственных и земельных интересов. Этот класс воинов воспринял будзюцу как часть своей культуры. Позднее, в эпоху Камакура (1192-1333 гг.), военные стали играть политическую роль. Они занимались рядом боевых искусств, особенно тремя видами верховой стрельбы из лука: касагакэ (с использованием зонтиков в качестве мишеней), ябусамэ (пускание стрел по деревянным мишеням) и ину-омоно (стрельба по бегущим собакам).

В эпоху Муромати (приблизительно 1333-1568 гг.) мастера будзюцу, которых называли хёхомоно или хэйходзин, использовали свой военный опыт, изучая и совершенствуя технику боевых искусств. Они разработали ряд новых стилей (называемых рю), например, Огасавара-рю — верховая стрельба из лука, Хэки-рю — стрельба из лука, Оцубо-рю — верховая езда и Айсукагэ-рю — военная стратегия.

Ряд других стилей боевых искусств развился в течение гражданской смуты, которая продолжалась с середины XV до конца XVI века. Они включали в себя Цуда-рю — орудийную стрельбу, Такэноути-рю — схватку без оружия, и Касимасинто-рю, Синкагэ-рю и Итто-рю, которые были основаны соответственно, Цукахара Бокудэн, Камиидзуми Нобуцуна и Ито Иттосай для борьбы на мечах.

С тех пор как Сёгунат Эдо в начале XVII века объединил страну, последовавшая за объединением стабильность ослабила военный дух будзюцу. Техника боевых искусств совершенствовалась через систему тренировок, которые основной упор делали на ката (на формах, или формальных движениях). Считалось, что они помогут достичь идеального состояния духа, основанного на учении Дзэн и Конфуция. Таким образом, практика боевых искусств развивалась от простого изучения движений, которые помогали овладению боевыми приемами, до строгой подготовки, способствовавшей здоровому духу в здоровом теле. Иными словами будзюцу превратилось в будо, которое включило в себя и философию, поддерживавшую идею определенного образа жизни. Во время, когда самураи должны были овладевать как искусством пера, так и искусством меча, будо было тем идеалом, к достижению которого военному классу надлежало стремиться.

Двумя знаменитыми стилями владения холодным оружием были Синкагэ-ягю-рю, основанный Ягю Мунэёси и Нитэнъити-рю, разработанный Миямото Мусаси. Первой школе отдавала предпочтение семья Токугава, которая в то время доминировала в политике, её изучал сам Сёгун, Токугава Иэмицу.

Основные принципы искусства владения мечом были изложены в таких книгах как Хэйхо Кадэнсё Ягю Мунэнори (сына Мунэёси) и Горин но Сё Миямото Мусаси. Эти классические учебники объясняют приёмы владения мечом и описывают идеальное состояние духа и философский взгляд, которых следует достичь тем, кто владеет мечом.

К середине эпохи Эдо (конец XVII — середина XVIII века) за длительный период мира искусство владения мечом ушло с поля боя и превратилось в практику витиеватых формальных упражнений. Новые школы, реагируя на это обстоятельство, перенесли акцент с упражнений в формах ката на тренировку в боевых формах с использованием кольчуги и деревянных мечей (синай). Двумя из таких школ были Дзикисинкагэ-рю и Наканиси-итто-рю.

Стремление к политическим изменениям и давление со стороны иностранных государств зажгли искру возрождения будзюцу, которое началось с конца XVIII века. Вскоре боевым искусствам стали обучать в школах, основанных в феодальных владениях по всей стране. С крахом Сёгуната рухнули и строгие классовые различия, что позволило овладеть мечом мужчинам, по рождению не принадлежавшим к классу самураев. Додзё в разных городах открыли свои двери людям со всей Японии, которые желали изучать Синтомунэн-рю, Хокусин-итто-рю и другие стили владения мечом. Организовывались состязания, в которых противники представляли различные рю.

Занимались и дзюдзюцу (искусством боя без оружия). Некоторые из знаменитых существовавших школ — Такэноути-рю, Кито-рю, Сэкигути-рю и Есин-рю. Все школы исповедовали идеал, выраженный во фразе «Дзю, ёку го о сэису«, которую можно перевести так: «Слабый может одолеть сильного».

Стрельба из лука (кюдзюцу) стала первым боевым искусством, превратившимся в состязание. День и ночь проходили соревнования на длинной веранде храма Сандзюсангэндо в Киото. Лучники стояли на одном конце веранды шириной 2,2 метра и пускали стрелы в мишень на другом конце, удаленном примерно на 120 метров. Это состязание воспринимали серьёзно, так как oт результатов зависела честь феодальных владений лучника. Согласно сохранившейся записи один из вассалов даймё Токугава из Кисю, Васа Дайхатиро, смог послать к дальнему концу веранды 8 133 стрелы при общем числе выстрелов 13 053. Это поразительно высокий процент, учитывая, какая огромная сила нужна, чтобы выпустить стрелу почти горизонтально, так чтобы она не ударилась о потолок веранды высотой 5 метров. Самым лучшим лучникам наших дней трудно попасть в цель даже один раз.

Боевые искусства в их спортивном аспекте

В начале эпохи Мэйдзи (1868-1912 гг.) будо и будзюцу почти исчезли. Но в 1895 году в ходе общенациональных усилий по возрождению воинственного духа была создана ассоциация под названием Дай-нихон Бутоку-кай. Построенная в 1905 году школа подготовки учителей боевых искусств со временем стала школой боевых искусств. К 1882 году Кано Дзигоро уже установил свой стиль дзюдо — Кодокан, придав ему форму спорта, основанного на традиционных принципах дзюдзюцу. Со временем кэндо и дзюдо ввели в школьные учебные планы, а в 1931 году они стали обязательными предметами для мальчиков по всей стране. Во время Второй мировой войны распространение будо в системе школьного образования было частью кампании по внедрению милитаристского национализма. Идеалы будо поощряли и в военной подготовке.

В конце войны Япония оказалась оккупированной силами Союзников. Занятия боевыми искусствами были запрещены во избежание нового подъёма милитаризма. Но с 50-х годов боевые искусства снова вводятся в школьные программы и становятся популярным видом спорта. Будо к тому же привлекло внимание как традиционная спортивная дисциплина, развивающая ки и ма, которые способствуют достижению такого состояния ума, при котором физические и душевные ощущения находятся в гармонии друг с другом.

Дзюдо — наиболее соревновательная из всех дисциплин. Она стала олимпийским видом спорта и имеет много последователей во всём мире. Кэндо также завоевало международное признание, хотя его истинная цель не победа, а содействие «развитию здорового духа в здоровом теле». Одни школы — Айкидо, Сёриндзи Кэмпо и других древних боевых искусств — не дают умереть традиции, пропагандируя практику формальных ката, другие — больше акцентируют её боевые аспекты. Мастерские приёмы одной из таких школ, Дайто-рю Айкибудзюцу-Сагана-ха, основанной Сагава Юкиёси. — это сочетание различных японских боевых искусств (таких как кэндо, дзюдо, копьё и палка), они способствуют проявлению сути японских боевых искусств.

Как видим, в течение многих лет боевые искусства развивались как часть японской культуры и испытывали влияние политических событий своего времени. Самый ценный аспект японских боевых искусств — их способность содействовать всестороннему развитию человека путём упражнений, ведущих к овладению отточенными, мастерскими навыками, в основе которых лежат уважение к традиции, годы творческой мысли и творческих действий.

ru.knowledgr.com

:Kasakake перенаправляет здесь. Для Касакэйк-Тауна посмотрите Kasakake, Gunma

Kasagake или Kasakake (笠懸, かさがけ освещенный. «стрельба шляпы&#187), тип японской установленной стрельбы из лука. В отличие от yabusame, типы целей различные и выстрелы лучника, не останавливая лошадь. В то время как yabusame игрался, поскольку часть формальных церемоний, kasagake развился как игра или практика боевых искусств, сосредотачивающихся на технических элементах стрельбы из лука лошади.

Слово «kasagake» сначала появляется в «Сэдэи Ассонне Ки» () Minamoto никакой Сэдэи в 1 057 и «Голень Sarugō Ки» (新猿楽記) Fujiwara никакой Akihira (989-1066), в то время как легендарные высказывания заявляют, что kasagake был начат Minamoto никакой Yoritomo (1147-1199).

Сначала, шляпы (ayaigasa) повешенный на azuchi использовались, поскольку цель, позже замененная целью, особенно сделанной для kasagake, состоит из деревянного skelton, хлопка, шерсти или рисового соломенного наполнения и кожаной поверхности, повешенной на деревянных рамах как на картине выше.

В период Камакуры, «три боевых искусства установленной стрельбы из лука» (騎射三物), которые являются yabusame, kasagake и inuoumono, широко осуществлены самураем. После падения Камакуры Bakufu эти боевые искусства теряют свою важность. Kasagake был унаследован только в семье Огасавары и Такеды как часть rei (кланяющиеся) манеры в течение долгих лет.

В период Эдо, под командой Токугавы Йошимьюна, Огасавары Тсунехэру revivaled три боевых искусства установленной стрельбы из лука. Искусства школы Огасавары играются в официальном дворе Эдо Бэкуфу, Takadanobaba при помощи искусств школы Бэкуфу и Такеды обучены в школе Jishukan в Кумамото семьей Hosokawa.

Сегодня, за школой Огасавары и школой Такеды kasagake можно наблюдать на некоторых фестивалях, таких как shinji kasagake в Святыне Kamigamo в Киото, Фестивале Dousun в Миуре, Канагаве и местном фестивале в Kasakake, Gunnma, где Minamoto никакой Yoritomo выполнил kasageke.

Правила и стили Kasagake

Детали могут варьироваться из школы. Ниже некоторые типовые правила.

Параметры настройки двора

Касагэйк использует двор лошади 109 метров длиной. Заборы, известные как «rachi» (埒, らち), помещены в каждую сторону лошади бегущий путь: «saguri» (疏, さぐり). Цель поставлена в пункте на 71 м от отправной точки «babamoto» (馬場 元, ばばもと), левая сторона пути. Лучник стреляет в цель, управляя путем.

Как yabusame, лучники носят hitatare (直垂, ひたたれ, формальная одежда самурая) и 行縢. Манжеты не связаны и традиционно igotes (射籠手, нарукавные повязки) не поставились. Лучник не носит шляпу, поскольку шляпа была исторически взята для цели.

Разнообразие целей Kasagake и стилей

tōkasagake (遠笠懸,  освещенный. далекая стрельба шляпы)

: Tōkasagake — наиболее распространенный стиль kasagake. Цель круга 55 см диаметром поставлена 11.4-22.7m далеко от бегущего забора пути. В отличие от yabusame, застрелена только одна цель.

Kokasagake или Ogasakake (小笠懸,  или  освещенный. маленькая стрельба шляпы)

: Обычно выполняемый во время возвращения пробега tōkasagake. Маленькая (24cm-48cm) квадратная деревянная доска пристегнулась, бамбуковый бар застрелен стрелами меньшего размера. Цель поставлена в 2.3 м от забора в низком месте. Кокасагэйк уменьшил aduring эру Genkyu (1204), хотя были некоторые известные лучники, такие как Hojo Tokimune, который известен kogasagake («Agatsuma Kagami» 25-го апреля 1261 (Genkyu 1).)

Kuji Kasagake (籤笠懸,  освещенный. лотерейная стрельба шляпы)

: Kasagake провел как соревнование боевых искусств. Рефери (検見役) и recoder (日記役) вовлечен. 10 участников разделены на 5 пар лотереей и конкурируют за число хитов с партнером.

Синдзи Касагэйк (神事笠懸,  освещенный. божественная стрельба шляпы)

: Kasagake провел как церемонии святыни. Застрелены олени, птицы или рыба, преданная для святыни.

Hyakuban Kasagake (百番笠懸, ひゃくばんかさがけ освещенный. 100-разовая стрельба шляпы)

: Выполненный как посвящение для молитвы. Каждый лучник стреляет 100 раз.

Tanabata Kasagake (七夕笠懸, ) или Sichido Kasagake (七度笠懸,  освещенный. 7-разовая стрельба шляпы)

: Kasagake как tanabata событие. Стрельцы стреляют в цель семь раз или стреляют в семь целей.

Hasamimono (挟物,  освещенный. подрезанные объекты)

: Цели выстрелов лучника (как правило, ōgi, имел — удерживаемый поклонниками), подрезанный на бамбуковые бары. Это обычно делается для отдыха. Hasamimono также появляется в других стилях kyūdo.

Японский лук: история создания, форма, материал для тетивы, особенности отношения, методы и нюансы ухода за юми

Тяжелые юми обычно использовали в морских сражениях. Огромные стрелы поражали вражеские лодки. Этот лук имеет двухтысячелетнюю историю. В настоящее время он используется для занятий кюдо и различных обрядов.

Особенности юми

Традиционный японский лук изготавливают из дерева, бамбука и кожи. Современные аналоги создают из угле- и стекловолокна. Японский лук — оружие асимметричной формы. По одной из версий, такая форма более удобна для стрельбы с лошади. Также из юми можно стрелять с колена и стоя.

Техника стрельбы из лука

Особенность японского лука в том, что стрелок использует более длинные стрелы, натягивая тетиву за ухо. При этом стрела удерживается неподвижно одной рукой, а другая натягивает тетиву луком. Европейская техника предусматривает натягивание стрелы той рукой, в которой лучник держит стрелу. Всадник поднимал японский лук юми вверх и разворачивал его вертикально.

Пешие войны во время похода держали лук сбоку. При стрельбе юми также поднимали и разворачивали. Захват стрелы производился с помощью специального костяного кольца. Иногда вместо него использовали перчатки с кожными накладками. После выстрела лук свободно проворачивался в руке. Такая техника наименее травмоопасна, но требует долгих тренировок. Наконечники стрел полые. Поэтому при полете они издают характерный свист. Считается, что так стрелок отпугивает злых духов и устрашает своих врагов. Свист стрелы также был сигналом о начале боя.

Лучники и их оружие

Японские лучники отличались выносливостью и скорострельностью. Опытный мастер поражает мишень с расстояния 60-120 м. Тетиву для юми делали из пеньки. Современные лучники предпочитают ей различные синтетические материалы. Тетиву не меняют до обрыва. Место, в котором стрела соприкасается с тетивой, усиливают нитью с клеем.

Отношение к юми

Люди, занимающиеся кюдо (японское искусство стрельбы из лука), верят, что юми содержит часть души изготовившего его мастера. Поэтому к нему относятся как к живому человеку, защищают от жары и холода. К луку нельзя прикасаться без разрешения его владельца. Также нельзя переступать через лежащий на земле лук. Юми нужно хранить в помещении с определенной влажностью воздуха, чтобы он не потерял свою форму. При этом можно корректировать форму лука, натягивая и ослабляя тетиву. Также для этого используют специальные приспособления. При должном уходе юми может прослужить своему хозяину несколько десятилетий.

Искусство стрельбы из лука

Кюдо относят к традиционным боевым искусствам. В середине ХХ века оно трансформировалось в вид спорта. Кюдо появилось во времена монгольского нашествия на Японию. Тогда начали создаваться первые школы по стрельбе. Большое внимание уделялось воспитанию духовной личности воина. Поэтому кюдо для японцев — это еще и образ жизни. На это искусство огромное влияние оказал дзен-буддизм.

Стрельба из японского лука стала особым ритуалом. Она значительно отличается от традиционной европейской техники. При стрельбе большая часть лука находиться под держащей его ладонью. Диаметр мишени — 36 см. Расстояние до нее — 28 м. Мастер должен соблюдать все формы и правила кюдо. Это гораздо важнее попадания стрелы в цель. В Японии этим боевым искусством занимается 500 тысяч человек. Это государство издревле называют Страной Длинных Луков.

Учить стрельбе начинали с детства. Будущий лучник удерживал в вытянутой руке тяжелый посох, постепенно увеличивая время. Юми изготавливали из дешевых природных материалов. Поэтому японский длинный лук был самым доступным оружием.

Использование в бою

Юми незаменим в любых природных условиях. Его использовали в морских боях, для обороны берегов, горных массивов, лесных засад. Опытный лучник на коне легко справлялся с группой пехотинцев. Удобна форма лука позволяла ему стрелять в любую сторону, резко поворачивая корпус. Такое занятие было обычным делом для благородных самураев. Для обезвреживания война с луком необходимо было убить его коня. Менее состоятельные японцы становились пешими лучниками. Их использовали для штурма замков и других укреплений. Войны выстраивались в несколько рядов. Каждая линия выпускала стрелы поочередно, пока другие лучники готовились. Это позволяло обрушить на противника непрерывный град из стрел. С изобретением мушкетов эффективность использования конных лучников стала минимальной. Но самураи не прекращали заниматься этим искусством. В их резиденциях создавались огромные стрельбища, на которых устраивались соревнования. Юми также применяли для охоты. Убийство конным лучником оленя было редким событием. В этом случае в семью самурая отправляли гонца с сообщением.

Лучших лучников набирали для охраны сегунов и в дворцовую стражу императора. Среди них проводились турниры, на которых оценивалась не только точность стрелка, но и его скорость и выносливость. Лучник Вади Деихати в 1686 г. за сутки выпустил 8 тысяч стрел, каждая из которых поразила мишень. Лишь через 150 лет другой стрелок, Масатоки, повторил его достижение. Японские женщины пользовались небольшими луками — адзюса-юми.

Ханку, екю, еко-юми, дайкю — названия боевых типов луков. Таби-юми — складной лук. Ко-юми — лук ниндзя. Каждый род самураев пользовался стрелами с особой формой наконечников. По отделке колчанов можно было определить ранг война. Изначально кюдзюдзу считалось искусством стрельбы из лука. Его главной целью было повышение физической выносливости и психологической устойчивости война. Мастера кюдзюдзу защищали границы побережья от монгольского вторжения. Постепенно воинское искусство превратилось в систему для духовного совершенствования кюдо.

Лук изготавливали из японского тиса и укрепляли пластинами бамбука. Все части лука смазывали рыбьим клеем и стягивали. Затем изделие обтягивали конопляными нитями и покрывали лаком. Луки генералов обматывали по всей длине. Тетива изготавливалась отдельно специальными мастерами. Ведь она считалось самой важной частью оружия. Для ее изготовления использовали сухожилия животных, кожу, шелк и другие материалы. Тетива также обматывалась нитью. Во время натягивания тетивы на лук мастер зажимал в зубах дополнительную петлю на ней. Лук хранили в специальном чехле из кожи или материи. К колчану война крепили деревянный футляр с запасной тетивой, намотанной на специальную катушку. Стрелы изготавливали из прочных и легких пород дерева. Некоторые стрелы склеивали из четырех фрагментов и обматывали пальмовым лыком. Затем стрелу сушили, проверяли и балансировали с помощью оперения. Чаще всего использовали перья филина и орла. На задней стороне стрелы делали выемку для тетивы.

Наконечники делали из камня, рогов животных. Затем их сменили на бронзовые и железные. Наконечники вбивали в стрелу и закрепляли обмоткой. Их форма зависела от назначения. Существовали «родовые» наконечники. На них изображался фамильный герб. Такие стрелы оставались в колчане и не использовались в бою. По ним опознавали самурая в случае гибели. Колчаны были двух типов — открытые и закрытые. В первых стрелы отделялись друг от друга перегородками. Так их оперение не повреждалось. Стрелу можно было легко извлечь из колчана. От выпадения их удерживали специальные шнуры. Закрытые колчаны надежно удерживали стрелы и защищали их от дождя. Они закреплялись на спине или поясе война двумя кожаными ремнями. Лук и колчан хранили в доме на специальных подставках. Обычно длина стрелы не превышала 1 м, средний диаметр — 14 мм, масса — 80 г.

Левая рука

Войны считали свою левую руку, в которой держали лук и меч, более нужной, чем правая. Самурай повредивший левую конечность считался бесполезным в бою. У японских якудза сохранился обычай отрезать себе палец на левой руке в знак признания своей вины. До сих пор жители Страны восходящего солнца с почтением относятся к лучникам и японскому луку. Фото со стрелками любят делать туристы, путешествующие по этой стране.

Некоторые термины

Иноуномо — упражнение, в котором конный лучник стрелял по собакам тупыми стрелами. При этом пространство ограничивалось веревками. Касагакэ — еще одно упражнение. Конные стрелки должны были преодолеть определенное расстояние и поразить мишень.

Ябусаме — специальная церемония, которая включает изгнание злых духов, гадание и стрельбу из лука. В ее начале один из стрелков выпускает стрелу в небо в знак вечного мира.

Ссылка на основную публикацию