Каратэ в Японии | Karate-krs.ru

Каратэ в Японии

Школы каратэ. Запад против Японии

07 октября 2019

Когда ко мне обратились, чтобы я написал эту статью, у меня сразу возникло два образа: кэндо и спортивное фехтование.

Мне посчастливилось лично учиться у «архитекторов» японского (спортивного и будо) и западного каратэ, у тех, кто формировал их современный облик. Сэйдзи Нисимура, который на протяжении 12 лет тренировал сборную команду WKF Японии, Микио Яхара, который ревностно отстаивает идеалы японских боевых искусств, Антонио Олива Себа, гений тактики, который создал «язык спортивного каратэ».

Мастера с противоположных полюсов — японского и западного — критически относятся к методикам обучения конкурентов. Японские сэнсэи часто пренебрежительно называют западную школу «ненастоящей», «игровой», в то время как мастера запада и слышать ничего не хотят о чуждых идеалах будо.

Корень этого противостояния — в культурных различиях.

Японская система подготовки стоит на незыблемых трех «К»: кихон, ката и кумитэ. При этом идеальным является гармоничное развитие трех составляющих: син (психические процессы), ги (техническая подготовка), тай (физическая подготовка).

Западная же школа (на примере Антонио Оливы) утверждает, что подготовка спортсмена состоит из развития элементов SMP-фактора: S (sentimiento, эмоциональные процессы), M (movemiento, двигательная деятельность) и P (pensamiento, мышление). Причем в зависимости от амплуа спортсмена, один из элементов является доминантным, второй вспомогательным, а третий рецессивным.

Психические процессы составляют две трети в западной системе (S и P), тогда как в японской системе им уделена лишь треть (син). Сам иероглиф «син» или «кокоро» с японского переводится как сердце и разум. То есть для японца «сердце» (чувства и их переживания) и разум (мыслительная деятельность) являются неделимыми.

Напротив, технической и физической подготовке на западе (М) отведено вдвое меньше, чем у японцев (ги и тай).

Как это отражается на тренировках и применении на соревнованиях?

В Японии принято уделять много внимания технике (тренировке без партнера), на западе — тактике (взаимодействию с партнером). Путь к черному поясу японцы проходят, оттачивая разнообразную базовую технику и изучая шаблонную тактику. Для этого создана система обусловленных поединков (кихон кумитэ), где явно определены роли соперников, атаки и защиты. Первые свободные поединки обычно проходят при подготовке на 1 дан, а к изучению более или менее сложной тактики приступают после теста на черный пояс.

На Западе пришли к выводу, что исключительно повышение качества и вариативности приемов, а также рост физических качеств не приводит к успеху на татами. Поэтому уже в первые годы обучения изучается тактика (от простого к сложному), применяются игры-задания для развития когнитивных способностей.

Наряду с отработкой приемов атак и защит занимающиеся изучают правила соревнований, способы ведения противоборства с соперниками разного амплуа, взаимодействие с судьями и пр.

На Востоке в основе психической подготовки лежат дисциплина, воля, «борьба со слабостями» (лень, рассеянность внимания, трусость и др.).

Японская система требует многократных повторений (десятков тысяч) для того, чтобы сформировать систему двигательных навыков, которые в ходе поединка применяются рефлекторно, интуитивно, инстинктивно. Японские мастера считают идеальным то состояние, когда каратист ведет поединок в состоянии «мусин», то есть без каких-либо мыслей и эмоций.

Что отличает японцев на татами? Они хорошо атакуют, но не так хорошо защищаются. Они отлично работают на средней дистанции и обычно перемещаются прямолинейно.

С точки зрения спорта японская система в большей степени подходит для тех, кто специализируется на ката, западная — «кумитистам».

Также японская система хороша в тех ситуациях, когда нет времени на размышления, а надо только действовать (при внезапных нападениях на улице или при поединке в ограниченном пространстве).

Какую методику выбрать? Это зависит от предпочтений тренера и способностей спортсмена. Но, конечно, наилучшая модель — ничего не отвергать, брать лучшее и подходящее из имеющихся систем, совершенствовать его, испытывать на татами, выбирать только то, что «работает», СОЗДАВАТЬ СВОЮ СИСТЕМУ.

Всевышний создал нас по своему образу и подобию, а, значит, творцами. Пользуясь собственным опытом и опытом коллег, открытиями науки, не стесняйтесь формировать собственную эффективную школу!

Каратэ в Японии — Karate in Japan

Каратэ начал в 14 — м веке на острове Окинава . Каратэ как слово впервые возникла из — за Фунакоши .

Каратэ был введен в материковые Японии в 1920-х годах.

содержание

Каратэ ( лит «пустая рука») имеют свои корни в древней боевой практике в Индии и Китае. Существует популярный рассказ индийского монаха по имени Бодхидхарма, который привел систему тренировок и боевых приемов к монастыря Шаолинь в Китае около 525 г. н.э. Говорят , что это было началом систематизированного боевых практики , которая в конечном итоге распространиться на другие азиатские страны через путешествующих монахов и торговцев.

Сам Каратэ родился на Окинаве ( на самом деле грядой островов у берегов Японии известен как Рюкю ). Говорят , что в древности стиль известный как просто «тэ» (буквально «руки») возникло от влияния вышеупомянутого Шаолинь кунг — фу . В 1920 — х годах учителем средней школы имени Гитин Фунакоши ввел то , что было, к тому времени, называется Кара-тэ в материковой части Японии .

Были уже семейные стили каратэ на Окинаве и в ближайшее время несколько стилей были также сформированы в Японии. Есть несколько различий между этими двумя традиционными подходами, но которые могут быть исследованы в другом месте.

Создание организаций

Такие организации , как Япония ассоциация каратэ и федерация каратэ Японии появились в 1950 — й год по стандартизации каратэ как вид спорта.

Национальный совет

Япония Федерация Каратэ является крупнейшей ассоциацией каратэ в Японии. Его является членом Японской олимпийской ассоциации .

Федерация Каратэ Японии является членом Азиатской зонтичной организации азиатских Каратедо Федерации (АКФ), а также Всемирная ассоциация по Всемирной федерации каратэ (WKF).

Со стороны Олимпийского комитета Японии, JOC является единственным ассоциация каратэ разрешено отправлять спортсменов на Олимпийских играх.

Международный конкурс

Япония традиционный мировой державой спорта каратэ и его рекорд в чемпионате мира по каратэ является впечатляющим.

Чемпионат мира по каратэ

Каратэ в Японии
Страна Япония
Правление Japan Karate Federation
Национальная сборная (ы) Япония Olympics команда
Год Хост город Золото Серебряный бронза Всего
1970 Токио 2 1 1 4
1972 Париж 0 0 0 0
1975 Калифорния 1 2 0 3
1977 Токио 0 0 0 0
1980 Мадрид 4 4 2 10
1982 Taipei 6 2 3 11
1984 Маастрихт 3 2 2 7
1986 Сидней 0 0 1 1
1988 Каир 5 7 2 14
1990 Мехико 6 3 3 12
1992 Гранада 4 2 3 9
1994 Кота-Кинабалу 7 2 2 11
1996 Солнечный город 4 4 3 11
1998 Рио де Жанейро 5 1 2 8
Всего 73 43 42 158

Распространение боевого искусства

Как Каратэ зернистый известность в Японии многие мастера каратэ экспортировали боевое искусство в Соединенных Штатах и многих других частях мира.

настоящее время

Спорт снизилась популярность и является более популярным за рубежом. Каратэ в 2020 летних Олимпийских играх будет событие дебюта на летних Олимпийских играх .

Традиции каратэ: Окинава vs Япония?

Сегодня мне хотелось бы поговорить об отношениях каратэ Окинавы и каратэ Японии. Подчеркиваю, что речь пойдет об окинавском и японском каратэ вообще.

Первое — пока и в ближайшем обозримом будущем Окинава была, есть и будет одной из префектур, входящих в состав Японии. Так что окинавское каратэ как минимум по формально-географическому признаку является японским. Жесткие противопоставления по этому признаку существуют обычно в воспаленных умах наиболее экстремально настроенных «адептов». Для остальных существуют различия и сходства, как меж- так и внутристилевые. Но это на поверхности, а если немного глубже?

Если брать Японию вообще, то о разнице между окинавским и японским каратэ говорят и японцы, и окинавцы. Но далеко не все и далеко не большинство. Не секрет, что до сих пор между окинавцами и японцами как двумя вполне самостоятельными этносами в отношениях присутствует определенная прохладца, которая в среде особо прохладно настроенных перекладывается, в том числе, и на каратэ. Спор этот, точнее даже уже почти анекдот, с длиннющей бородой. Японцы пренебрежительно называют окинавское каратэ «инакаппой» — «деревенским», окинавцы называют японское каратэ «цумэтай» — бездушным, холодным. Но первые почему-то забывают факт, что вот уже много лет Окинава занимает верхушку рейтинга всех префектур Японии по уровню физвоспитания.

Вообще, окинавцы – вполне себе здоровая и спортивная нация. Те, кому довелось побывать на Окинаве, меня поддержат. Достаточно вспомнить, что после учебного или рабочего дня большинство жителей расходится по различным додзё, спортклубам, выезжает на велопробеги, нарезает круги по гаревым дорожкам парков или плавает, готовясь к очередному любительскому марафону или соревнованиям по триатлону. Не говоря уже о выходных днях. Правда, префектура «возглавляет» последнюю строчку по общему уровню образования. Что, увы, порождает заскорузлых ортодоксов из числа вторых, которые под традицией часто понимают копание в золе, а не поддержание огня. Несмотря на то, что дров в огонь в окинавское каратэ японские соседи подкинули немало – и с точки зрения методики, и с точки зрения мировой популяризации.

Часто японское и окинавское каратэ противопоставляют по фактору спеуиализации на кумитэ — первых, и на ката – вторых. Но в действительности соревнования по кумитэ на Окинаве проводятся довольно часто. Достаточно посмотреть на годовой график любой крупной организации. Представлены здесь как местные стили, так и направления с большой земли – Сётокан, Кёкусин, Кудо.

Конечно, масштаб несколько иной, но и остров-то много поменьше центральной Японии. И ничего, все эти направления находят своих последователей и уживаются как-то вместе.

Гибкость вообще характерная черта окинавцев, которые по природе своей не отличаются воинственностью характера. В отличие, кстати, от японцев. Именно благодаря этой черте острову удалось сохранить свою традиционную культуру, грамотно вписавшись как в многовековой китайский протекторат, так и в последующие годы, подконтрольные княжеству Сацума, затем Японии после реставрации Мэйдзи, США после Второй мировой войны, и затем снова Японии после 70-х прошлого века.

Как то раз мне довелось беседовать с известным мастером и историком каратэ Хокама Тэцухиро, который коснулся вопроса окинавской гордости, якобы зажатой в рамки порабощения и оккупации — китайской, японской, американской. Суть его мнения сводилась к банальной истине — чтобы остаться самим собой, нечего с голой задницей на шашку лезть. Как должны были поступить окинавцы? Встать против в тысячи раз превосходящей армии противника и мужественно сложить свои буйны головы, или все же попытаться уйти с линии атаки и использовать силу противника с выгодой для себя?

Исторически Окинава выбрала второй вариант.

Сэнсэй Нобуко Оширо. (фото: Travel67)

И эта стратегия себя полностью оправдала. Только в конце Второй мировой войны она дала сбой, когда милитаристская Япония прикрылась от Америки островом словно щитом, в результате чего треть мирного населения Окинавы была уничтожена. Вместе с огромным количеством документов, в том числе касающихся истории развития каратэ, которые наверняка могли бы пролить свет на многие спорные вопросы.

Так что порабощение в привычном для нас смысле — скорее, душещипательный миф, где каждый самостоятельно раскрашивает размытую картинку в предпочтительные для себя цвета. И Китай и Япония всегда мыслили Окинаву шире банального порабощения — как геополитическую точку, выгодную обеим сторонам — и не забывали о стороне третьей, не прекращавшей свою торгово-экономическую деятельность даже в самые напряженные моменты отношений двух империй. В результате этой деятельности, кстати, китайские цюань-фа и проникли на остров. Но это не значит, что до них на острове не существовало своих самобытных систем рукопашного боя. У Марка Бишопа об этом периоде довольно подробно написано. Однако, проводить параллель «окинавское каратэ — китайское ушу» это, извините за сравнение, попытки отыскать в продукции АвтоВАЗа итальянский темперамент. Слишком уж много воды утекло с тех пор.

Сэнсэй Тошимицу Аракаки (фото: Travel67)

Еще один миф противопоставления – якобы, невероятное множество обладателей десятых данов на Окинаве в противовес единицам на «большой Земле».

К слову сказать, «дворовых данов» и на «большой земле» хватает, и их куда больше,
чем на маленьком острове. И это вполне понятно – в метрополии проще затеряться,
как например в той же Москве, где каждый прохиндей или сумасшедший хоть парочку последователей, да всегда отыщет. А на Окинаве все на виду, и даже если ты
всю грудь орденами увешаешь, отношения хорошего от серьезных людей к себе не
жди. Бить не будут — так, улыбнутся тихонько и ничего не скажут. И приезжающие к
таким за такими же орденами все как на ладони.

Признаться, порой меня даже радует несколько пренебрежительное отношение к окинавскому каратэ в отечественном будо-сообществе. Это своего рода неплохой фильтр, который оттолкнет людей, привыкших сразу на веру принимать неосторожно брошенные фразы. Информации в наш век более чем достаточно. Те, кому действительно интересно докопаться до сути, найдут способ отделить зерна от плевел. И если в итоге взоры этих искренне ищущих людей обратятся в сторону Окинавы, то остров обязательно даст им знак. Задача же тех, кому посчастливилось там побывать-пробовать- ошибаться-искать- найти, просто говорить людям правду. Она, поверьте, намного интереснее домыслов и небылиц.

Ссылка на основную публикацию