Каратэ приходит в Японию | Karate-krs.ru

Каратэ приходит в Японию

Каратэ приходит в Японию

Самую первую попытку познакомить японцев с каратэ предпринял окинавский мастер Азато Анко, совершивший в 1886 году поездку по Японии. Не смотря на то, что ему было уже 59 лет, он победил многих мастеров, включая Сакудзиро Ёкояма, сильнейшего дзюдоиста Кодокана после Сиро Сайго. Но блестящий успех Азато не вызвал никакого интереса у широкой общественности.

Вторую попытку предпринял окинавский врач Читосэ Цуёси (1889-1984) в 1915 году. Титосэ был учеником Кяна Тётоку, а в 1946 году открыл собственную школу Тито-рю. Но в годы первой мировой войны его попытка тоже прошла незамеченной.

Третья попытка связана с именем Фунакоси Гитина, выступившего в 1917 году с демонстрацией техники каратэ в штаб-квартире Бутоку-кай (японского союза мастеров боевых искусств) в Киото. Выступление закончилось провалом, заключение японских экспертов было единодушным: «Кара-тэ, или окинава-тэ — это не боевое искусство, а разновидность фольклорного танца».

Мастер Мотобу Тёки стал первым окинавцем, сумевшим популяризовать каратэ в Японии. Он происходил из семьи, известной своими мастерами боевого искусства. Семейный стиль назывался «удун-ди» (или «го-тэн-тэ» по-японски) и брал начало от Мотобу Тёхэ (позже свой стиль Тёки стал называть «мотобу-ха-косё-рю-кэнпо-каратэ»). В конце XIX века патриархом го-тэн-тэ был Мотобу Тёмура, обучивший троих сыновей: Тёю (умер в 1926 году), Тёдзюна и Тёки. Мотобу Тёю, как старший из сыновей, стал официальным преемником стиля и полноправным наследником отца. Позже он передал право на преподавание семейного искусства «чужаку» — Уэхара Сэйкити (родился в 1903 году), так как Тёки уехал жить в Японию. Еще позже в 1949 году Уэхара создал свой собственный стиль и назвал его «мотобу-рю»!

Мотобу Тёки изучал, помимо го-тэн-тэ, несколько стилей направления Сёрин-рю. Его учителями были Мацумура Сокон, Мацумура Косаку, Итосу Ясуцунэ. Наделенный огромной физической силой и агрессивный, Мотобу очень быстро стал одним из самых известных бойцов Окинавы. За свои непредсказуемые движения он получил прозвище «обезьяна». Другое его прозвище — «тэйдзикун» («убивающий кулак»), так как в бою он делал ставку на нокаут. В практике ката Тёки отдавал предпочтение Найханчи в различных вариантах ее применения.

Приехав в Осака в 1921 году, Мотобу начал пропаганду своего искусства через показательные выступления и поединки со всеми желающими. На следующий год он попросил Фунакоси приехать к нему на помощь. Дело в том, что Мотобу плохо знал японский язык, в то время как Фунакоси владел им в совершенстве. Фунакоси очень ловко использовал официальное приглашение Мотобу, чтобы выступить в Кодокане, в Токио. Содержание этого выступления походило на демонстрацию 1917 года, поэтому Дзигоро Кано был очень удивлен 5 лет спустя, когда посетил Окинаву и увидел там совсем другое каратэ, нежели то, что показывал Фунакоси.

К 1925 году репутация Мотобу как бойца прочно установилась по всей Японии. Нелишне отметить, что ему в это время было уже 54 года! В 1926 году была издана его книга «Окинава кэнпо каратэ дзюцу». В 1927 году он пеерехал в Токио, где между ним и Фунакоси возникли серьезные разногласия. В нескольких поединках, а также в различных ситуациях Мотобу убедительно доказал свое полное превосходство над Фунакоси. Эти эпизоды из жизни последнего потом всеми силами замалчивались…

Мотобу никогда не склонен был к компромиссам. Все 15-летнее пребывание в Японии он гордился своим искусством и своим происхождением. Каратэ он повсюду старался показывать в самом что ни на есть традиционном духе — как искусство жестокого рукопашного боя. Поэтому главные упреки, которые он адресовал Фунакоси, заключались в том, что тот, во-первых, стремился превратить боевое искусство в военизированную гимнастику, и, во-вторых, эту гимнастику сотворить на японский манер, по образу и подобию дзюдо и кэндо. Короче, он считал Фунакоси ренегатом, стыдящимся собственного происхождения, родного языка и традиций своего народа!

Когда Мотобу в 1936 году вернулся на Окинаву, Фунакоси немедленно изменил иероглифы термина «кара-тэ» с тех, что означали «рука континента» на другие — «пустая рука», и в своей маленькой ассоциации приступил вместе с сыном Ёситакой к последовательной ликвидации старинного кэнпо-дзюцу Окинавы. Он сам признавался, что изменил традиционные окинавские техники. Окинавские мастера также не признавали Фунакоси за продолжателя окинавской традиции. Таким образом, созданное Сётокан-каратэ не является наследником окинавских стилей (которые гораздо больше походили на китайское ушу, чем на современное японское каратэ).

10 отличий между окинавским и японским каратэ

Знаете ли вы разницу между окинавским и японским каратэ?

Именно этим вопросом начинает очередную свою статью Джесси Энкамп — автор блога karatebyjesse.com

Вопрос очень интересный. А потому — предлагаем рассмотреть перевод материала «10 отличий между окинавским и японским каратэ».

Джесси уверяет своих читателей, что раньше не видел разницы между японским и окинавским каратэ. Но все изменилось в день, когда он решил посетить Окинаву — Родину каратэ.

С тех пор, признается автор, он побывал на удивительном острове более десятка раз, главным образом пытаясь постичь суть каратэ. Джесси даже жил там в 2009 году, изучая японский язык. И вот теперь Энкамп объявляет на весь мир: есть много существенных различий между окинавским и японским каратэ!

# 1. Высокие стойки

Окинавская стойка Шико-дачи

Окинавское каратэ, в отличие от японского, имеет много высоких стоек.

Почему? Потому что высокие стойки более естественны.

Но позволяют ли эти высокие стойки развивать силу ног и выносливость?

Джесси уверяет нас: нет, не позволяют.

Стойки окинавского каратэ более практичны в применении для самообороны.

# 2. «Зачем» вместо «Как»

Бункай сэнсэя Мияги Тёдзюну

Если вы занимаетесь каратэ на Окинаве, вы будете часто слышать слово «Ими».

«Ими» переводится как «означает». Таким образом, в окинавском каратэ делается акцент на смысле самой техники. И каждая методика фактически выполняется на вас, что, признается Джессии, изрядно шокирует.

Японское каратэ, с другой стороны, часто более сосредоточено на вопросе «как», а не на вопросе «зачем».

У данной тенденции есть причины.

Смысл многих техник был потерян в ходе исторической передачи каратэ из Окинавы в Японию. Если вы даже не знаете «зачем», то будет проще научить «как».

Цель японского каратэ не совпадает с целью окинавского каратэ. С исторической точки зрения японское каратэ («Каратэ-До») развивалось в соответствии с духовным путем современных боевых искусств, таких как дзюдо, кэндо, айкидо и т.д. (через «как»).

Цель окинавского каратэ исходила из потребностей самообороны (через «зачем»).

Уровень боевого знания гораздо глубже в Японии. Многие техники японского каратэ под влиянием других, более известных японских боевых искусств, достигли оптимального вида. Например, японский сэнсэй будет рассматривать каждый элемент вашего ката: как крутить бедрами, как поставить ваши ноги, как перенести ваш вес и т.д.

Но окинавский сэнсэй вместо этого будет чаще напоминать вам о цели каждой техники ката.

«Бункай ближе для окинавцев,» — увереят Джесси.

# 3. Нет «Осу! / Oсс! «

Oсс — визитная карточка японского каратэ, где данная голосовая команда («Осу!» или «Осс!») используется довольно часто.

Это явление также распространено на Западе и даже становится популярным в бразильском джиу-джитсу и ММА.

Но. Джесси акцентирует внимание на том, что он никогда не слышал «Осу!/Oсс!» на Окинаве.

Жители Окинавы, как правило, вместо этого используют слово «Хай!».

# 4. Это не спорт. Это образ жизни.

75-летняя Тсунеко Мачида, 4-й дан. Начала заниматься каратэ в 63 года

Когда Каратэ пришло в Японию — многое изменилось. Например, люди начали соревноваться.

Практикующие японское каратэ на самом деле изменили многие ката и добавили новые методики в кумитэ, лишь бы проводить эффектные соревнования.

На Окинаве каратэ — это не спорт. Это образ жизни.

Наследие каратэ — часть Окинавы, и это такая естественная часть их культуры, что окинавцы просто не видят смысла проводить в ней какие-либо соревнования.

# 5. Чинкучи вместо кимэ

Брюс Ли демонстрирует «удар в один дюйм»

В японском каратэ суперважна концепция «кимэ».

Слово «кимэ» происходит от корня «Kimeru», что буквально означает «решать» или «исправить». Кимэ означает мгновенную остановку в конце исполнения определенных техник.

А в окинавском каратэ есть чинкучи!

Дело в том, что на Окинаве считают, что нет необходимости «замораживать» свои движения. Куда более важно передать всю свою энергию в противника — как ударной волной. А для того, чтобы сделать это, вам нужно взрывное высвобождение энергии всего тела.

Вы когда-нибудь видели знаменитый «удар в один дюйм» Брюса Ли?

Это прекрасный пример того, что такое чинкучи.

# 6. Каратэ и Кобудо

Японское каратэ основывается на рукопашном бое.

Но на Окинаве почти каждое додзё украшено оружием на стенах.

Потому что окинавцы активно практикуют кобудо — искусство обращения с традиционным холодным оружием.

10 наиболее распространенных видов оружия в Кобудо:

Джесси поправляется: он вовсе не утверждает, что окинавское каратэ — это искусство обращения с оружием. Но, подчеркивает он, мастера окинавского каратэ — это и мастера кобудо.

Как говорит Накамото Масахиро, 10 дан Кобудо:

«Каратэ и Кобудо — как брат и сестра. Их нельзя разделять».

# 7. Древние снаряды

Мастера окинавского каратэ всегда отличались превосходной физической подготовкой. Они разработали уйму невероятных инструментов и снарядов для совершенствования физических способностей и силовых навыков. И эти снаряды до сих пор используется в окинавском каратэ.

Джесси приводит список своих любимых традиционных окинавских предметов для тренировок:

  • Макивара — пружинистая доска, завернутая в солому. На Окинаве говорят: «додзё без макивары — не додзё».
  • Чи-иши — каменный груз на короткой деревянной палке.
  • Иши-Саши — бетонные или каменные гири в виде замка.
  • Нигири — большие керамические банки с песком, которые нужно удерживать во время тренировок в различных позициях. Позволяют укреплять запястья, руки, ноги.
  • Ту — пучок бамбука, предназначенный для набивки ударных поверхностей.

# 8. Техники Туиди

Мотобу Чоки использует Туиди (Наиханчин)

В то время как японское каратэ по большей части рассматривает бой с сравнительно дальних дистанций, окинавское каратэ куда чаще рассматривает работу на малых расстояних от противника.

Туиди — окинавский метод захвата, захват или скручивание суставов противника.

Вполне естественно, что этот аспект боя также включает в себя другие неприятные вещи, как удушье, разбалансировка, броски, удары по болевым точкам и т.д.

# 9. Индивидуализация против массовой подготовки

Фунакоси Гитин преподает каратэ японским студентам университета Кейо

Окинавское каратэ — это искусство, которому трудно научить большую группу людей одновременно.

Японское каратэ, с другой стороны, преподается для больших групп.

В самом деле, в среднем окинавское додзё вмещает 10-15 человек.

# 10. Учинаа-Гучи

Окинавский флаг

Окинавское каратэ имеет свой собственный язык — «Учинаа-Гучи» (буквально: «окинавский рот.»)

Многие термины окинавского каратэ уже упоминались в данном материале: «чинкучи» и «туиди» — это не японские слова. Это древние термины из окинавского языка.

Эти слова никогда не используются в японском каратэ.

О единоборствах в Японии

У меня самого небольшой, но разнообразных опыт в единоборствах. Год ушу, пару лет греко-римской борьбы в университете, 2 года айкидо и последние полтора года шотокан каратэ, пюс дружу с BJJ залом, иногда борюсь с ними. Занимался всегда «для себя» и особых высот не достиг, но общее понимание как-что работает есть.

По работе оказался в Японии и решил попробовать позаниматься одним из вечером в местном додзё (зал единоборств). Провёл небольшое исследование залов, я заметил одну закономерность: Почти не найти традицонное шотокан-каратэ для взрослых. Есть немного киокушина (намного меньше чем в России).

А в основном схема такая, почти во всех залах: каратэ для детей, старше 18 — кикбоксинг. И дико популярно BJJ. Попадались школы айкидо, дзюдо (но не очень много), но их может быть пара залов, а BJJ — 10. А вот если искать «karate school, karate, dojo karate» то везде в расписании так — есть каратэ до 18 лет, есть кикбоксинг после 18 лет и есть BJJ. А я искал в Киото, Осаке, Фукуоке — это все, в принципе, большие города.

Поэтому, как я понимаю сложилась система: есть кикбоксинг как всестилевая ударка (он зародился в Штатах, нопотом в кикбоксинг в Японии добавился ещё киокушин (лоу кик, которого не было в шотокане) и пришедший из Таиланда в Японию Муай тай (локти и колени) и есть грэпплинг как всестилевая борьба. А все остальное для детей по большей части.

Второй момент, в Токио мне удалось попасть в Hombu Dojo (главный зал), штаб квартира федерации, в зале которой я занимаюсь последние полтора года.

Зал в центре Токио, все серьезно. И мне еще так повезло, я пришел как раз под конец аттестации на пояса, поэтому я пообщался и пофотолся со всеми суперзвездами и с основателем федерации. Это было здорово, но на следующий день я понял одну вещь. На аттестации в штабк-вартире, было всего человек 10-12. От белых до черных поясов. И я задался вопросом, а почему так мало?

И я пришел к выводу (возможно ошибочному), что традиционные единоборства в Японии менее популярны, чем в России. Каратэ, айкидо — это такой клуб любителей исторической реконструкции по большей части. Как кендо, например, или сумо.

Те, кто хочет научиться рубиться — идет в кикбоксинг или в BJJ. Про олимпийские виды единоборств ничего не могу сказать, не пересекался.

Да и вообще, мне кажется, что в Японии, единоборства именно в плане «заниматься», а не в плане «смотреть» не очень популярны . В больших спортивных магазинах я не видел даже боксерских перчаток. То есть, есть все, от плаванья до бейсбола (второго-третьего спорта по популярности в Японии), а вот тех же перчаток нет.

В России же , чуть ли в каждой школе есть секция киокушина (по крайней мере складывается такое впечатление) или каких-либо других видов единоборств.

Из чего у меня напрашивается вывод, что у нас эта популярность за счет того, что в СССР каратэ стало популярно в 80-90-х как нечто запретное из-за железного занавеса (все же пришло через голивудские фильмы), а все восточное, запретное и таинственное хорошо в России продается.

В Штатах тоже был такой бум популярности, но он начался в 60-е и закончился в начале 90-х. Сейчас там на волне BJJ (низкая травмоопасность) и бокс (снятие стресса). А у нас все это пришло с отставанием на 20-30, началось с 80х, и тоже сейчас сходит на нет.

Поэтому так же как и суши, которые в Японии фастфуд, где суши катаются по ленте (в массе своей, не принимая во внимания премиум-рестораны с известными поварами), а в России — это считается круто и экзотично, так и восточные единоборства — в Японии это клуб исторической реконструкции, а у нас это считатеся круто.

И, на самом деле, занятия любым спортом — это здорово, и единственная верная и достойная причина заниматься теми же единоборствами, как мне кажется, это «мне просто нравится», и это просто скорее мое личное открытие восприятия этого на родине восточных единоборств, чем принижение их важности и значимости.

Дубликаты не найдены

ТС у них карате что то в виде ушу в китае (я про традиционные) хотя например тот же винчун или дао в прикладном плане по уровню выше. Традиции. Там переплетено воинское искусство которое несет воспитание. Я немного про дао могу сказать, там техники в одной школе и тренировочные и боевые. Пока тебе мозг на место не вправят к боевым техникам тебя не пустят. Можно дров с дури наломать. А ММА и тот же кик (тай) это прикладное, как и самбо то же. Там задачи четко поставлены и понятны. Никто тебя дзен не учит постичь и в такие школы приходят с четким пониманием зачем. А карате и восточные, как и айкидо например это целая система ценностей. Все сказанное это мое личное мнение. Это кстати и объясняет почему секции в основном до 18 лет. Воспитание молодежи.

Я не уверен, что это правда, а не стремление мастеров создать такое впечатление.

1) Посмотрите как в России переругались федерации каратэ, даже у нас в городе есть Руководитель федерации всестилевого каратэ самопровозглашенный, а есть назначенный Москвой. И федерация раскололась, одни не ходят на соревнования к другим. И только у нас терки между залами разными идут не первое десятилетие. Когда я занимался айкидо, также наш зал откололся от городской федерации и присоединился к федерации столицы округа. И так не только у нас — посмотрите на сколько федераций раскололась JKA — главная федерация шотокана. Все ругаются из-за финансирования и влияния. Где эти все моральные принципы и воспитание? В том, чтобы сэнсэю обувь приносить и лифт держать? (что я увидел в додзё в Токио)

2) Сколько ребят спасло от улицы Самбо, бокс, борьба? Да тысячи их, как у нас, так и за рубежом. Вспомните зал по боксу Каса Д’Амато? Откуда вышел Тайсон. Я думаю там все нормально с воспитанием, уважением и прочим. Хоть и «прикладное»

3) Мне кажется уже давно не актуально выражение «воинское искусство». Потому что воинское искусство в первую очередь это про оружие и боевые действия. Даже айкидо — там вся техника и перемещения подразумевает наличие меча. Сейчас воинское искусство в армии. Кто войне за исключением исключительных случаев голыми руками дерётся? Посмотрите методички времён ВОВ, даже там — лопатка, штык, нож.

4) У меня чисто из любопытства вопрос, искренне, если в винчуне выше прикладной уровень — где чемпионы вин чун в MMA? Кикбоксинг есть, вольная борьба есть, каратэ попадается, но реже, даже ушу саньда (Китайский кикбоксинг с бросками) есть. А где названые вами стили?

Мне все равно кажется, что это просто грамотный маркетинг,

1. Когда появляется вопрос финансирования, начинается дележ шкуры. Так всегда было. еще со времен СССР. На голом энтузиазме далеко не уедешь. (именно далеко) Карате попало в олимпийские виды и возник вопрос финансирования на уровне государства, а на гос деньги желающих всегда очередь. Я не говорю о том плохо или хорошо, а просто констатирую факт.

2. Даже такой вид спорта как шахматы дисциплинирует:) тут все я думаю понятно как божий свет. Что такое хорошо и что такое плохо тоже.

Если вы о философии. то в боксе философии нет. и в самбо нет. так как тех тренеров умные книги по философии читать не обязательно и прививать им высокие ценности:) для этого есть другие специально обученные люди:) Я именно про философскую составляющую. как красиво течет вода. как красиво падает свет. и т.д. Я понимаю что к бою в пятиугольнике это отношение не имеет. Как и размер бицепса на скорость полета пули не влияет:) Человек издавна вводил в то что делает какие-то сакральные черты.

3. Тут я тоже согласен. Если это спорт то это спорт. Солдата учить 15 лет драться руками никто не будет. У него для этого автомат есть. Его будут учить другому. Если солдат проебал автомат и ему придется драться саперной лопатой, то это хреновый, недоученный солдат. Тут я думаю тоже все понятно.

4. ММА представляет из себя бой двух людей руками.

У нас занимался греко-римец который получил на тренировке классическую травму позвоночника (простите за каламбур) так на нем половина приемов вообще не проходила. Там такая специфика с закачиванием опр. групп мышц. но опять же это не означает что таких в обществе 100%

А все старые виды это по большей степени «как быстрее и с меньшими затратами покалечить/убить человека» и как научить этому колхозника который кроме как рис садить ничего в жизни не знает. Притом в том же винчун и дао наверное большая часть рукопашного боя предназначена для развития тела с последующим взятия в руки чего то тяжелого (по типу, почему в современной армии бег наше все, очень утрированно но я думаю понятно:). Если вы карате занимались (а тем более айкидо) то там тоже целые разделы по работе с оружием, айкидо простите это из оперы «что делать самураю который проебал меч» я по другому сказать не могу. Я видел как человек фехтовал палкой (по типу копья). не честно говоря в него надо стрелять. Ты к нему не подойдешь не с переди ни сзади:) Поэтому сравнивать фехтование и тот же бокс. это как сравнивать стили предназначенные для поражения человека голыми руками и я не знаю. итальянскую школу фехтования:) То же джиу джицу бразильское это человек с горой мышц которую надо тренировать каждый день. как и боксер. это уже знаете. высший пилотаж. а для среднего человека уже дыхательная гимнастика ушу хорошо. а регулярный занятия хоть чем то это просто замечательно:)

Каратэ приходит в Японию

Философия:Лао-Цзы Лао-Цзы, легендарный древнекитайский мыслитель, основоположник религиозно-философского направления даосизма, фигура загадочная во многих отношениях

Боевые искусства:Три этапа становления На начальном этапе своего развития славяно-горицкая борьба не стремилась выдвигаться дальше идеи фольклорного действия и потому вполне умещалась в горицком образе.

Боевые искусства:Иай-до Японское искусство мгновенного обнажения меча с последующим ударом, более молодое по сравнению с кэндзюцу. Возникло в Японии XVII века. Согласно легенде самурай Хаясидзаки Дзиноскэ хотел отомстить за убийство своего отца. Однако он не мог противостоять убийце в поединке, так как тот был сильнее и опытнее.

Непознанное:Убийство костью Среди хорошо известных методов сверхъестественного убийства — ритуал указывания костью, практикуемый аборигенами Австралии. Первые белые поселенцы этого континента были весьма удивлены той быстротой, с какой смерть поражает человека после подобных магических ритуалов колдунов-аборигенов, называемых «мулун-гава».

  • Новости
  • Желтые страницы России
  • Известные мастера боевых искусств
  • Хобби и увлечения
  • О здоровье человека

Каратэ приходит в Японию

Самую первую попытку познакомить японцев с каратэ предпринял окинавский мастер Азато Анко, совершивший в 1886 году поездку по Японии. Не смотря на то, что ему было уже 59 лет, он победил многих мастеров, включая Сакудзиро Ёкояма, сильнейшего дзюдоиста Кодокана после Сиро Сайго. Но блестящий успех Азато не вызвал никакого интереса у широкой общественности.

Вторую попытку предпринял окинавский врач Читосэ Цуёси (1889-1984) в 1915 году. Титосэ был учеником Кяна Тётоку, а в 1946 году открыл собственную школу Тито-рю. Но в годы первой мировой войны его попытка тоже прошла незамеченной.

Третья попытка связана с именем Фунакоси Гитина, выступившего в 1917 году с демонстрацией техники каратэ в штаб-квартире Бутоку-кай (японского союза мастеров боевых искусств) в Киото. Выступление закончилось провалом, заключение японских экспертов было единодушным: «Кара-тэ, или окинава-тэ — это не боевое искусство, а разновидность фольклорного танца».

Мастер Мотобу Тёки стал первым окинавцем, сумевшим популяризовать каратэ в Японии. Он происходил из семьи, известной своими мастерами боевого искусства. Семейный стиль назывался «удун-ди» (или «го-тэн-тэ» по-японски) и брал начало от Мотобу Тёхэ (позже свой стиль Тёки стал называть «мотобу-ха-косё-рю-кэнпо-каратэ»). В конце XIX века патриархом го-тэн-тэ был Мотобу Тёмура, обучивший троих сыновей: Тёю (умер в 1926 году), Тёдзюна и Тёки. Мотобу Тёю, как старший из сыновей, стал официальным преемником стиля и полноправным наследником отца. Позже он передал право на преподавание семейного искусства «чужаку» — Уэхара Сэйкити (родился в 1903 году), так как Тёки уехал жить в Японию. Еще позже в 1949 году Уэхара создал свой собственный стиль и назвал его «мотобу-рю»!

Мотобу Тёки изучал, помимо го-тэн-тэ, несколько стилей направления Сёрин-рю. Его учителями были Мацумура Сокон, Мацумура Косаку, Итосу Ясуцунэ. Наделенный огромной физической силой и агрессивный, Мотобу очень быстро стал одним из самых известных бойцов Окинавы. За свои непредсказуемые движения он получил прозвище «обезьяна». Другое его прозвище — «тэйдзикун» («убивающий кулак»), так как в бою он делал ставку на нокаут. В практике ката Тёки отдавал предпочтение Найханчи в различных вариантах ее применения.

Приехав в Осака в 1921 году, Мотобу начал пропаганду своего искусства через показательные выступления и поединки со всеми желающими. На следующий год он попросил Фунакоси приехать к нему на помощь. Дело в том, что Мотобу плохо знал японский язык, в то время как Фунакоси владел им в совершенстве. Фунакоси очень ловко использовал официальное приглашение Мотобу, чтобы выступить в Кодокане, в Токио. Содержание этого выступления походило на демонстрацию 1917 года, поэтому Дзигоро Кано был очень удивлен 5 лет спустя, когда посетил Окинаву и увидел там совсем другое каратэ, нежели то, что показывал Фунакоси.

К 1925 году репутация Мотобу как бойца прочно установилась по всей Японии. Нелишне отметить, что ему в это время было уже 54 года! В 1926 году была издана его книга «Окинава кэнпо каратэ дзюцу». В 1927 году он пеерехал в Токио, где между ним и Фунакоси возникли серьезные разногласия. В нескольких поединках, а также в различных ситуациях Мотобу убедительно доказал свое полное превосходство над Фунакоси. Эти эпизоды из жизни последнего потом всеми силами замалчивались.

Мотобу никогда не склонен был к компромиссам. Все 15-летнее пребывание в Японии он гордился своим искусством и своим происхождением. Каратэ он повсюду старался показывать в самом что ни на есть традиционном духе — как искусство жестокого рукопашного боя. Поэтому главные упреки, которые он адресовал Фунакоси, заключались в том, что тот, во-первых, стремился превратить боевое искусство в военизированную гимнастику, и, во-вторых, эту гимнастику сотворить на японский манер, по образу и подобию дзюдо и кэндо. Короче, он считал Фунакоси ренегатом, стыдящимся собственного происхождения, родного языка и традиций своего народа!

Когда Мотобу в 1936 году вернулся на Окинаву, Фунакоси немедленно изменил иероглифы термина «кара-тэ» с тех, что означали «рука континента» на другие — «пустая рука», и в своей маленькой ассоциации приступил вместе с сыном Ёситакой к последовательной ликвидации старинного кэнпо-дзюцу Окинавы. Он сам признавался, что изменил традиционные окинавские техники. Окинавские мастера также не признавали Фунакоси за продолжателя окинавской традиции. Таким образом, созданное Сётокан-каратэ не является наследником окинавских стилей (которые гораздо больше походили на китайское ушу, чем на современное японское каратэ).

ОБНОВЛЁННОЕ КАРАТЭ

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ НА ОКИНАВЕ.

Послевоенное время приносит на Окинаву новые нравы. Целостность трёх основных направлений (Сётокан, Сито-рю, Годзю-рю), которая сохранялась при жизни плеяды «великих окинавцев», начинает стремительно разрушаться. И даже разрыв Фунакоси с Окинавой теперь расценивается двояко. С одной стороны, мастер фактически повернулся спиной ко всей окинавской традиции и ко многим своим братьям по школе, повёл себя эгоистично и отнюдь не по канонам вежливости. Но, с другой стороны, он всё же принёс окинавское боевое искусство в Японию и проложил путь для бойцов с Окинавы.

Нельзя сказать, что поступок Фунакоси осуждался повсеместно. У мастера нашлось немало сторонников. Простым бойцам трудно было разобраться во всех хитросплетениях и интригах мира окинавских боевых искусств. Многие искренне считали, что Фунакоси славен уже хотя бы тем, что познакомил Японию с окинавской традицией.

Поскольку все на Окинаве знали, как быстро развивается каратэ в Японии, то у многих мастеров возникла понятная обида на то, что их детище «продаётся» без них. Но, с другой стороны, всё это побудило лидеров ряда школ переосмыслить и упорядочить окинавские боевые искусства, которые теперь они называли исключительно «окинава-тэ», дабы не смешивать их с «продажным» каратэ.

Особенно активны были ученики великого Итосу.

Одним из таких создателей своего направления стал знаменитый Тибана Тёсин (Куба Тёдзюн) (1885 – 1969 гг.). С 15 лет он начал обучение у Итосу и следовал неотступно за своим учителем вплоть до его смерти. После ухода патриарха из жизни Тибана претендовал на руководство всем направлением Сюри-тэ, или Сёрин-рю. Со временем он стал неофициальным лидером окинавских боевых искусств. В 1956 г. на базе своей личной школы он основал Ассоциацию Окинава каратэ-до Рэнмэй. Его слава уже шагнула далеко за пределы Окинавы, и в 1957 г. японский Будокан присуждает ему высшее звание, которое может получить мастер за большие заслуги в развитии будо, – «ханси».

Тибана Тёсин (справа) и Накадзато Сюгоро, 1968

В 1961 г. Тибана основывает более крупную организацию, которую возглавляет вплоть до своей смерти, – Окинава Сёрин-рю Кёкай. На этот раз она сумела собрать под своей крышей практически всех последователей Сёрин-рю. После смерти Тибаны его преемником на посту президента Ассоциации становится Накадзато Сюгоро, а руководителем школы Кобаяси-рю (так именовал свой стиль в последние годы Тибана) – Хироси Киндзё. Последний на базе ката Сэйсан создаёт два новых ката – Сихоцки и Сихогэри.

Ещё один преемник Тибаны – Нагаминэ Сёсин (родился в 1907 г.). Его учителями помимо Тибаны были Симабуку Тацуо, Арагаки Анкити, Киян Тётоку, Мотобу Тёки.

Прогресс Нагаминэ столь велик, что уже в 35 лет он становится инструктором (рэнси) по рекомендации самого Мияги Тёдзюна; это даёт ему право открыть собственный зал. В 1941 г. он создаёт первое ката Фукю Ити, которое позже легло в основу нового стиля, для того, чтобы начать преподавание среди детей в школе, а на следующий год он открывает свой первый зал в Томари. Его первый додзё, появившийся в Наха в 1953 г., носил несколько длинное, но гордое имя Кодокан каратэ-до кобу-дзюцу додзё (Зал постижения пути каратэ и кобу-дзюцу). Это означало, что Нагаминэ преподаёт не только каратэ, но и способы боя с традиционным оружием (кобу-дзюцу, или кобудо). Вообще его система значительно отличалась от японского каратэ того времени – здесь всё дышало старыми традициями Окинавы.

Постепенно Нагаминэ приходит к мысли, что фактически в его школе родился новый стиль. Созданный им стиль Мацубаяси-рю сегодня считается одним из основных в окинавских боевых искусствах. Относится он к направлению Сёрин-рю, а своё название в 1947 г. получил по именам двух великих учителей. Первый из них, Мацумура Коруку (1829 – 1898 гг.), стоял у истоков Томари-тэ и обучал Мотобу Тёки, у которого в свою очередь учился Нагаминэ. Другой учитель, чьё имя зафиксировано в названии стиля, Мацумура Сокон (1809 – 1896 гг.), считается патриархом и основателем стиля Сюри-тэ. Именно он обучал Кияна Тётоку (1870 – 1945 гг.), у которого также учился Нагаминэ.

Маиумура Сокон (1809-1896), известный ученый, каллиграф, последователь китайских мастеров южных боевых искусств в г. Фучжоу, основатель первого окинавского стиля Сёрин-рю

Так в самой структуре и даже в названии школы Мацубаяси-рю соединились два крупнейших направления местных боевых искусств – Томари-тэ и Сюри-тэ. Сегодня этот стиль включает 18 ката, а также бой на пяти видах оружия: бо (шест); нунтяку (двойной цеп), саи (короткие вилы), кама (серпы), тонфа. Сын основателя стиля Нагаминэ Такалёси восемь лет преподавал в Огайо, в США, а сегодня вновь перебрался в Наха.

Комбинация из ката стиля Сито-рю: блок наружу (ути-укэ) с захватом, надергиванием на себя и атакой прямым ударом гьяку-цки

Расширялись и другие стили. Казалось, окинавцы хотели восстановить свой «статус-кво» как «отцов каратэ». Постепенно усиливается «китайское» направление окинава-тэ – те школы, которые по происхождению изначально были непосредственно связаны с Китаем. Это прежде всего окинавские направления Годзю-рю и Уэти-рю.

Окинавские мастера Годзю-рю начали резко противопоставлять себя японскому направлению, которым единолично руководил Ямагути Гогэн, обвиняя последнего в отрыве от истоков, искажении истинного смысла учения Годзю-рю и многом другом. Этот спор позволил обособиться окинавскому направлению. Оно стало ощущать себя абсолютно независимым, утверждало собственные формы комплексов и аттестационные нормативы.

Нагаминэ Такаёси, принёс в США стиль Мацубаяси-рю

Патриарх и фактический основатель Годзю-рю Мияги Тёдзюн создаёт в 1952 г. Окинавскую ассоциацию каратэ Годзю-рю, по сути противопоставляя её организации, которую создал в Японии его бывший ученик Ямагути Гогэн. Позднее прямые последователи Мияги, которые провели с патриархом более десятка лет (отнюдь не пару лет, а то и месяцев, как Ямагути Гогэн), окончательно порывают связи с японским каратэ, называя свои школы, например, так: Сёрэйкай во главе с Тогути Сэйкити, Окинава-кэнкай во главе с Яги Мэйтоку.

Уэти Канэи – сын основателя Уэти-рю Уэти Камбуна – избирает другую тактику. Он никогда особенно не стремился в Японию, так как помнил: преподавание его отца в Японии провалилось из-за того, что тот пытался перенести довольно сложное китайское духовное учение совсем на иную почву. На Окинаве Уэти-рю, с одной стороны, продолжало строгую закрытую традицию, взятую из южных китайских стилей, а с другой – начало медленно и, как потом оказалось, не очень успешно продвигаться на Запад (результатом чего стало создание в США Академии Уэти-рю Дж. Мэтсона, а затем и Американской ассоциации Уэти-рю). Но на Западе уже существовала настоящая конкуренция. Зато на Окинаве авторитет Уэти Канэи был огромен – именно он становится президентом Окинавской федерации каратэ-до, созданной в мае 1956 г., что фактически ознаменовало собой окончательное отделение окинавских боевых искусств от японского каратэ. Окинавская федерация каратэ-до первоначально включала в себя стили Годзю-рю, Уэти-рю, Сёрин-рю (Коба-яси), Мацубаяси-рю. Первыми вице-президентами этой довольно аморфной организации стали Нагаминэ Сёсин, Хига Сэйко.

Самурайское искусство удерживания и связывания противника было необходимо для захвата пленных. Сегодня оно перешло в современный окинавский стиль Бугэйкай, основанный мастером Хига Сэйтоку

В 1956 г. возникает ещё одна крупная организация – Международная Федерация каратэ и кобудо, находящаяся под контролем последней школы Гайдзю-рю во главе с Хига Сэйко. В 1961 г. Хига Сэйтоку, мастер направления Бугэйнай («Зал боевых искусств») создаёт Окинавскую Ассоциацию кабудо, а в 1967 г. – Всеокинавскую объединённую Ассоциацию каратэ и кабудо. К тем окинавцам, которые вели преподавание в Японии, относились по меньшей мере скептически, порой обвиняя их в нечистоплотности, – ведь они пропагандировали не окинавские боевые искусства, а по сути вели речь о некоем абсолютно самостоятельном каратэ. И всё это – на фоне того, что Сётокан и Сито-рю практически полностью копировали Сюри-тэ, равно как и всё направление Годзю-рю было практически «матрицей» своего окинавского предка. Безусловно, здесь присутствовала и доля элементарной обиды людей, проигравших в конкурентной борьбе, но во многом их упрёки были справедливы.

Мастер Мияхира (Сёрин-рю) поправляет позицию ученика

Каратэ приходит в Японию

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 254 820
  • КНИГИ 582 587
  • СЕРИИ 21 619
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 537 399

По указанию Токугава Иэясу (1542–1616) в первые же годы после его прихода к власти было составлено «Уложение о самурайских родах» («Букэ се хатто»), определявшее нормы поведения самурая на службе и в личной жизни. Вторым сочинением, посвященным воспеванию догматов Буси-до, было житийное описание подвигов князя Такэда Сингэн в двадцати томах, авторство которого разделили Косака Дандзе Нобумаса и Ооата Кагэнори. Несколько позже появился труд Дайдодзи Юдзана (1639–1730) «Начальные основы воинских искусств» («Будо сесин сю»). И, наконец, в 1716 году вышли одиннадцать томов книги «Сокрытое в листве» («Хагакурэ») ставшей «священным писанием» буси. Это любопытное произведение принадлежало Ямамото Цунэтомо, монаху, а в прошлом самураю клана Сага на южном острове Кюсю. После смерти своего господина, дайме Набэсима Наосигэ, которому он верно служил десять лет, Ямамото принял постриг и всю оставшуюся жизнь посвятил обобщению догматов самурайской чести.

1.2 Хагакурэ — сокрытое в листве

Когда я смотрю на цветок,

Который живет, укрывшись под листьями,

Я испытываю такое чувство,

Словно вижу свою тайную любовь…

«Буси-до — Путь воина — означает смерть. Когда для выбора имеется два пути, выбирай тот, который ведет к смерти. Не рассуждай! Направь мысль на путь, который ты предпочел, и иди.

Каждое утро думай о том, как надо умирать. Каждый вечер освежай свой ум мыслями о смерти. И пусть так будет всегда. Воспитывай свой разум. Когда твоя мысль постоянно будет вращаться вокруг смерти, твой жизненный путь будет прям и прост. Твоя воля выполнит свой долг, твой щит превратится в стальной щит».

«В жизни все фальшиво,

Есть только одна истина и эта истина — смерть».

«Воистину храбр тот, кто смерть встречает с улыбкой. Таких храбрецов мало, они редки».

«Когда вы не можете решить: идти или не идти? — лучше не ходите. Когда вы задаетесь вопросом: есть или не есть? — лучше не ешьте. Когда вас мучает вопрос: умереть или не умереть? — лучше умрите».

«Смерть посещает всех: великих и малых. Смерть настигает вас, не считаясь с тем, подготовились вы к ней или нет. Но все люди подготовлены к факту смерти. Однако вы склонны думать, что переживете всех.

Встречая смерть, будьте уверены в том, что вы встречаете ее в полной готовности».

«Любого противника, с которым ты сражаешься, считай настолько сильным, что с ним не управятся и десятки людей».

«Даже оставшись один, защищай свою позицию. Тотчас же найдется другой, чтобы образовать фронт вместе с тобой, и вас станет двое.

В доблести и бесстрашии будь вторым за пустым местом.

Если древние воины были способны на это, то почему мы не можем быть способными? Люди остались теми же.»

«Если хочешь стать мудрым, советуйся с другими; если хочешь стать храбрым, бросайся на врага и вырывай у него победу. Все это необходимо в жизни. Достойные поймут это».

«Я должен двигаться, пусть медленно, как червь, но я должен всегда двигаться только вперед».

«Тренируя себя, никогда не надо думать об отдыхе. Иногда бывает достаточно одного слова, чтобы доказать свое мужество».

«Если случается такое, что требует отмщения, действуйте, не теряя времени, даже если это стоило бы вам жизни. Вы можете потерять жизнь, но честь — никогда. Если вы задержитесь, чтобы обдумать, как лучше отомстить, вы можете не дождаться другого подходящего случая».

«Все возможно для вас, когда вы работаете с усердием.

Будьте учтивыми и вежливыми: от низких поклонов спина не сломается.

Мужество — превыше всего. Если человек обругает вас прямо, значит у него хорошая душа.

Проходя один квартал, думай о семи идеалах».

«— Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.

— К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.

— Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.

— Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.

— В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.

— Уважать правило „ствола и ветвей“. Забыть его — значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители — ствол дерева, дети — его ветви.

— Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.

— На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.

— Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.

— Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьем.

— Если самурай, лежа в постели, слышит разговор о своем господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.

— Сокол не подбирает брошенные зерна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.

— Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать свое имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.

— Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.

— Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.

— Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины — какэмоно, современные скромные чашки и нелакированный керамический чайник».

В целом кодекс Буси-до сводится к пяти ключевым установкам, повторяющим и поясняющим основные догмы конфуцианской морали:

Это понятие включает три важнейших положения:

Верность государю и любовь к отечеству.

Верноподданный должен гореть искренним чувством почитания государя и чувством патриотизма, не иметь частных интересов.

Любовь к родителям и привязаность к братьям. Следует почитать своих предков, любить родственников и детей.

Усердие. Следует быть усердным и прилежным, иметь чувство ответственности.

Также включает три положения:

Уважение и любовь. Следует уважать и почитать вышестоящих, служить им с искренностью и быть дружным с собратьями по оружию.

Скромность. Не следует кичиться своими заслугами и хвастаться своими способностями.

Утонченность. Следует быть любезным и элегантным, любить книги и изящные искусства, быть великодушным, уметь чутко относиться к чужим чувствам.

Включает четыре положения:

Храбрость. Следует быть храбрым в исполнении долга и смелым в опасности, уметь действовать в трудной обстановке.

Твердость и хладнокровие. Следует быть отважным и невозмутимым, никогда не поддаваясь страху.

Терпеливость и выносливость. Следует побеждать свои чувства, пренебрегать своими интересами, быть терпеливым в нужде и лишениях, быть стойким и выносливым, стараться достигнуть цели, преодолевая все затруднения.

История карате: возникновение, основатели, виды и философия

Данное боевое искусство, которое принято считать японским, пришло к нам больше, чем 2000 лет назад из Китая и Индии. После этого оно появилось на острове Окинава и только потом в Японии, впитав в себя разные древние воинские стили. Подтверждением того, что история карте связана с глубоким прошлым, является масса археологических находок в восточных странах.

Откуда к нам пришло карате?

Есть две теории, где появилось карате. Одни связывают это с постоянным противостоянием между жителями острова Окинава и японскими захватчиками, в процессе которого и появилось это боевое искусство. Много столетий карате изучалось, развивалось и совершенствовалось целой нацией, жившей в условиях запрета на оружие. По мнению других, корни карате уходят в Китай.

Если говорить о том, где зародилось китайское карате, то важно рассмотреть следующую историю. Потомки переселенцев из этой страны якобы практиковали карате на острове, а в будущем техника освоена и другими жителями.

Во времена, когда Окинава стала частью Японии, происходил набор призывников в армию. Врачи тогда отметили, что некоторые молодые люди были хорошо физически сложены и имели отличное здоровье. Позже выяснилось, что они занимались тотэ.

Благодаря этому боевое искусство включили в программу обучения школ, и со временем оно стало классическим направлением карате. Здесь на первом месте стояла не сила удара, а точность и скорость. Тем не менее, для многих сегодня родина карате – это остров Окинава.

После того как в 1945 г. Япония потерпела поражение, запретили все единоборства этой страны, но уже в 1948 г. формируется Японская ассоциация карате. Это положило начало для развития единоборства в качестве системы самозащиты и разновидности спорта. Карате начало становиться все популярнее по всему миру, а первый японский чемпионат прошел в 1957 г.

Основатели карате

Немало людей повлияли на становление и развитие единоборства. Но есть три имени, которые стали легендами карате, предопределившими развитие современного карате.

Сокон Мацумура

Первым боевым искусством, которыми он занимался, было тэ. Уже в юношеском возрасте стал популярным бойцом, самым сильным в Окинаве. Он считал, что преподает китайское единоборство в суровой старой шаолиньской манере. Для него было свойственно обучение последователей бою на средней и дальней дистанции, в котором преобладают молниеносные прямые удары руками и ногами. Ставка делалась на сокрушительную победу.

Ясуцунэ Итосу

Реформатор окинавского тотэ и фактический основатель карате современности, который популяризировал единоборство. Он был создателем школы карате, где боевой акцент ушел на второй план, а во главе угла встала гимнастическая и оздоровительная направленность.

Гитина Фунакоси

Последователь Итосу. Серия его показательных выступлений показала миру всю красоту единоборства. Для него особое значение имел ритуал, строгое соблюдение норм и установленных правил. Заменяя окинавские термины японскими, замалчивая китайское происхождение искусства карате, он пытался сделать направление незаменимым элементом будо. Его техника была пронизана японским национальным духом и основан на самурайских традициях и культуре. Это во многом затруднило процессы исследований, откуда появилось это единоборство.

Виды карате

Когда мы говорим о боевых искусствах, то подразумеваем стиль жизни человека, который готовится к войне. Если речь идет о спортивных единоборствах, то это, в первую очередь, методы самосовершенствования человека, духовное и физическое развитие личности. Карате разделяют на несколько направлений:

Формирование их началось еще до того, как это единоборство появилось в Японии, но во всех стилях есть три основные формы:

  • Ката – ряд формальных упражнений.
  • Кумита – процесс свободной схватки.
  • Тамэшивари – когда разбивают предметы.

Спортивное направление

На данный момент самой крупной организацией мирового масштаба считается WKF (Всемирная федерация карате). В ее составе более ста стран. Данная компания делала все возможное, чтобы карате стал олимпийским видом спорта, и в 2016 г. это произошло. Дебют карате на Олимпийских играх произойдет в 2020 г. в Токио.

Для многих мастеров старой закалки и их современных учеников это единоборство должно быть только в плоскости боевого искусства. Они не поддерживают соревнования и включение в Олимпийские игры. Этих людей называют «контактными».

Традиционное

Его истоки идут из старых семейных школ, где отец обучал сына. Для них неважно находиться в федерациях, принимать участие в соревнованиях, звание мастера спорта и медали не представляют никакого интереса. Это последователи старого карате, где основная цель занятий – личное развитие. В отличие от современной школы карате, где есть разделение на катистов и кумистов, традиционная школа использует все части единоборства.

Сегодня наблюдается тенденция «молодого» спорта. Для многих спортсменов 30 лет – это время завершения активной карьеры. Можно увидеть «Турниры белых поясов», когда дети 4х лет уже участвуют в соревновании. Таким образом, можно выделить еще один вид карате – детское карате. Как правило, в нем нет значительных отличий от спортивного стиля, но особенности тренировок детей заслуживают особого внимания.

Принципы карте

В систему карате входит ряд направлений, последователей и обозначений степени мастерства спортсмена. Особое же место отводится своду незримых правил – духовной составляющей боевого искусства.

Недопустимо обучать этому единоборству как методу нанесения ущерба другим людям, – это нарушение гармонии природы. Карате может быть средством, которое предотвратит нанесение вреда. Так человек поддерживает гармонию.

Все последователи карате приносят клятву, обязуясь не применять навыки в меркантильных целях, не причинять вред обществу. В основе философии карте находится отрицание насилия.

Ряд школ на Востоке совмещают техническую стороны с религиозным аспектом, но некорректно говорить о жесткой взаимосвязи карате с религией.

Существует несколько принципов карате:

  1. Уважение, которое ты должен выражать ко всем людям и вещам.
  2. Честь. Важно соблюдать моральные принципы и быть верным идеалу поведения.
  3. Будь искренним, не скрывай свои чувства и мысли. Умей быть самим собой.
  4. Доброта. Она говорит о том, что ты силен и храбр.
  5. Скромность. Откажись от надменности и тщеславия.
  6. Самообладание. Не давай агрессии иметь власть над тобой.

С момента своего возникновения, долгие годы карате оставалось боевым искусством. Всё время тренировок, проходивших в условиях приближённых к реальному бою, было посвящено отработке навыков и качеств позволяющих уничтожить противника «голыми» руками. В то время, никому и в голову не могло прийти, что смертельное мастерство можно применять в спортивном состязании, на публике с целью выявления сильнейшего бойца.

Времена менялись, из Окинавы карате распространилось в Японию. В силу многих причин, тренировки по карате становились все менее индивидуальными, а количество занимающихся росло. После окончания Второй Мировой войны, американские оккупационные власти в Японии, ввели запрет на занятия всеми существующими видами будо. В результате многие мастера различных школ, разработали спортивные правила состязаний, и позиционировали свои искусства не как будо, а как спорт. То же, произошло и с карате. На этот период, приходятся первые сведения о спортивных соревнованиях по карате.

Развитие технологий, транспорта, связи, ускорило развитие международных отношений, и каратэ перестало быть исключительным достоянием Японии или Окинавы. Карате, как боевое искусство стало постепенно распространяться по всему миру. Неудивительно, что в других странах, оно воспринималось людьми через призму собственного мировоззрения. Постепенно сложился новый вид боевого искусства, который теперь и называется спортивным каратэ. В спортивном карате совершенствование бойца происходит не с целью выжить в бою или убить противника. Целью спортивного каратэ является выявление лучшего бойца по заранее обусловленным правилам, согласно которых и происходит подготовка.

Спорт, это замечательное социальное явление – здоровый образ жизни, соревновательный дух, получение разрядов и званий, кубков и титулов, установление рекордов, хотя и путем победы над соперником, что невозможно без постоянных тренировок.

Можно по разному относится к различным мнениям, однако, на сегодняшний день спортивное каратэ совершившийся факт. Им занимаются множество людей по всему миру, существуют сотни национальных федераций, проводятся Чемпионаты Мира и Европы, национальные чемпионаты, сотни других турниров каждый год. На повестке дня включение каратэ в программу Олимпийских игр.

Современное Киокушинкай карате — один из самых распространенных в мире видов спорта, которым занимаются миллионы людей.

Соревнования проводятся по спортивным правилам. Несмотря на разнообразие Федераций и Организаций Киокушинкай карате, у них много общего, и различия в правилах не существенны, а соответственно и методы подготовки, к спортивным состязаниям очень похожи.

В наши дни, в спортивном Киокушинкай карате, проводятся состязания:

• по выполнению формальных упражнений — ката,

• в контактных поединках по весовым (либо в абсолютной) категориям — кумите,

• по разбиванию различных предметов — тамешивари.

Надо отметить, что соревнования по тамешивари, в подавляющем большинстве проходят в рамках соревнований по кумите, и являются одной из составных частей турнира по кумите.

Все движения, входящие в ката и комплексы, строго регламентированы в последовательности, темпе, скорости выполнения. Включенные удары, блоки, перемещения строго обязательны. Соревнования по ката проводятся личные и командные (обычно три участника). Ката выполняются обязательные и по выбору, из заранее объявленного списка.

Качество выполнения ката оценивается в совокупности и по отдельным параметрам. Это темп, точность, скорость, правильное распределение усилий, стабильное равновесие, концентрация внимания на воображаемом противнике, психологическая мобилизация, правильность стоек, верная последовательность движений, блоков и ударов, правильное дыхание, а также — понимание внутреннего духа ката.

В командных соревнованиях по выполнению ката требуется соблюдение полной синхронности движений и единого боевого настроя всех участников.

Спортивный поединок, или кумите, — это возможность померяться силами, определить уровень спортивного мастерства. Сам термин состоит из слов куми — «встреча» и те — «рука». Спортивный поединок в карате регламентируется строгими правилами.

Спортивные соревнования по кумите школы Киокушинкай карате, могут проходить как по весовым категориям, так и в абсолютной весовой категории.

В спортивном Киокушинкай карате используется дзю-кумите или шиай-кумите — свободный спарринг.

Соревнования по кумите проводятся согласно правилам себу-иппон (до одного иппона или двух вазари). Правила спортивного поединка в Киокушинкай карате, по степени приложения силы не ограничивают бойцов. Ограничения касаются зон поражения, нельзя атаковать руками голову, спину и суставы соперника. Используется минимум защитного снаряжения (раковина на пах).

На детских соревнованиях используется дополнительное защитное снаряжение, которое позволяет обезопасить участников, и в то же время не ограничивает их в применении всего многообразия спортивных техник Киокушинкай карате. На турнирах всех уровней , в обязательном порядке присутствует бригада медицинских работников.

График спортивных мероприятий Союза Киокушин Карате России, включает турниры всех уровней: внутриклубные, городские, региональные соревнования, Чемпионаты Федеральных округов, Чемпионаты и Первенства России, Чемпионаты Европы и Мира, а также национальные Чемпионаты других стран.

Каратэ КИОКУШИНКАЙ после смерти Оямы (как бы Книга)

Ответить Цитировать

Книга. Авторство в тумане (по заволявшейся Брошюре ).

КАРАТЭ KYOKUSHINKAI ПОСЛЕ СМЕРТИ МАСУТАЦУ ОЯМЫ

1994 год потряс весь мир единоборств. В апреле, в возрасте 72 лет, от рака легких скончался великий мастер каратэ, принесший в этот мир не просто школу борьбы, а целое явление kyokushinkai karate – каратэ абсолютной истины! Пройдя, достойный и не простой путь становления, школа утвердила свои каноны и правила борьбы, воспитала массу мастеров-последователей, стала проводить свои Чемпионаты мира, и Ояма чуть было даже не сделал kyokushinkai Олимпийским видом спорта. Но тут случилось непоправимое, заслуженный человек на ком держалась вся «империя киокушинкай» (империя в хорошем смысле), неожиданно умер не оставив приемников (по другим источникам было завещание, но об этом чуть позже).

Вот закончились пышные похороны, на которых присутствовало

7 000 человек и на повестке дня встал животрепещущий вопрос: «Кто сейчас возглавит Международную организацию основанную Сосаем Оямой?» И вот здесь все узнают, что, оказывается, существует «Завещание» в котором четко все прописано. Где, когда, кому и сколько. Вот только имеется один «маленький» недостаток завещание не подписано и даже нотариально не заверено. Не нужно быть знатоком законов и «Права наследства» что бы понять – силы такое «Завещание» имеет не больше чем нарисованные 100 $. Но что особенно интересно о существовании «Завещания» не знала ни жена Оямы, ни его дочери. Хотя они ежедневно навещали больного Ояму в госпитале. Я не буду приводить текст этого документа, отмечу лишь некоторые моменты, которые представляют для нас непосредственный интерес.

Главное, Международную Организацию Киокушинкай Каратэ (ИКО) должен возглавить Шокей Мацуи. Остальные (приведен список) должны ему помогать. Различные «фонды» и «фирмы» принадлежащие Ояме будут принадлежать тем то, тем то, тоже есть перечень фамилий. Но самое удивительное, что от многомиллионного состояния Оямы его жена и дочери должны получать лишь по 1 млн. йен в месяц (это около 10 000$). При чем им не принадлежит даже дом, в котором они живут, т.к. там Хонбу (центральный зал). Забавным выглядит и то, что не малая часть имущества переходит к лицам с вполне сомнительной репутацией т.н. «якудза». Естественно подобное положение дел не могло устроить ни семью Сосая, ни людей со здравым смыслом. И начался суд. Причем, не смотря на сомнительность «Завещания» Мацуи поддержали многие представители Директората ИКО (Ю. Года, Х. Рояма, П. Чонг, Б. Лоуи, Л. Холандер и др.) вот уж действительно не только знания хотели перенять от учителя Оямы, но видимо и часть его наследства коли любимые ученики пошли против семьи учителя. Личность Мацуи (не смотря на мое глубокое к нему уважение) очень сомнительна на посту Канчо и в этом есть ряд моментов:

1.Как Ояма мог назначить приемником молодого человека 30 лет с 5-м даном и низким материальным достатком, когда рядом находилась целая плеяда вполне состоявшихся лидеров с 6-7даном. Вот уж действительно не по-японски.

2. Ояма знал и знали многие в Японии, что после победы в 4-м Чемпионате Мира, Мацуи прекратил свои тренировки и устроился шофером-телохранителем к одному из лидеров «якудза» (т.е. по- нашему к криминальному авторитету). И не смотря на просьбы Оямы, довольно долго работал на «мафию». Назначать на роль международного лидера человека с таким прошлым?

На очередном заседании Бранч-Чифов Японии, что бы избежать развала Организации и сохранить целостность структуры в Мире большинство Бранч-Чифов согласились с «Завещанием», мол, пусть директор будет Мацуи, а через 4 года проведем перевыборы и назначим другого директора. Но тут «молодой руководитель ИКО» изрядно всех удивил: «- Нет» — сказал он – «Я всегда буду Канчо».

Естественно такого положения вещей не ожидали и видавшие виды Бранч-Чифы. А когда они узнали, что Мацуи уже переписал на свое имя «финансовые счета ИКО» и «товарные знаки» раскол в Международной Организации уже нельзя было остановить. Многие поняли, что им уже ничего не перепадет. Сразу образуется группа во главу которой выбирают уважаемого человека Бранч-Чифа Нишиду (7-й дан).

Канчо Йоко Ниномия

Сосай Ояма Масутацу не любил вспоминать об учениках, по тем или иным причинам покинувших Кёкусин кайкан. Но когда однажды его спросили о сильнейших бойцах его школы, он не мог не назвать Ниномия Йоко. «Если говорить о том периоде, когда проводились соревнования, то сильнейшими бойцами я бы назвал Санпэя и Накамуру. Далее, скорее всего, следовало бы назвать Мацуи. А затем, наверное, Ниномия и Рояму», — сказал он тогда. Видимо, Ниномия, прозванный велеречивыми японскими журналистами «молодым аристократом», «королем роскошного кумитэ» и «вундеркиндом», действительно оставил большой след в памяти основателя Кёкусина.

Ниномия Йоко родился 27 января 1954 г. в городе Яватахама в префектуре Эхимэ на острове Сикоку. Его родители держали большой фруктовый сад и рано приобщили сына к труду – уже с шести лет Йоко начал всерьез помогать им. Работа закалила мальчишку, он незаметно накачал мускулы и стал выделяться среди сверстников физической силой.

В школе Йоко начал заниматься дзюдо, достиг определенных успехов, а учась в первом классе повышенной средней школы, даже стал победителем турнира острова Сикоку «Открытие дзюдо». Позднее пришло увлечение каратэ.

В 1969 г. пятнадцатилетний Ниномия Йоко вступает в школу Кёкусинкай и начинает тренироваться в додзё у легендарного мастера Ашихара Хидэюки, будущего основателя Ашихара каратэ. Успехи жилистого и координированного парня были весьма впечатляющими, и не удивительно, что он на многие годы стал любимцем Асихары.

Всего через два года в возрасте 17 лет Ниномия Йоко, уже обладатель 1-го дана, дебютирует на III Чемпионате Японии по каратэ Кёкусинкай (1971). В тот раз он выиграл всего лишь один бой, выбыв во втором круге после встречи с богатырем Сато Кацуаки, который на этом чемпионате стал победителем. Однако неудача не стала причиной разочарования юного бойца и лишь укрепила его решимость добиться успеха. «Я обязательно стану чемпионом Японии», — сказал себе тогда Ниномия.

Готовясь к следующему чемпионату, Йоко основное внимание уделял развитию выносливости, упорно тренировался, но, выйдя на IV Чемпионат страны (1972), сумел пройти всего лишь на один бой дальше, проиграв поединок 3-го круга.

Новая неудача разозлила Ниномия, и после чемпионата в поисках выхода кипевшей в душе злобы он стал посещать залы других школ, чтобы подраться с тамошними бойцами, устроился охранником в ночной клуб, где ему однажды пришлось сражаться с преступником, вооруженным мечом. Потом Ниномия на некоторое время уехал в Токио, где тренировался в додзё при генеральной штаб-квартире Кёкусин кайкан.

На V Чемпионате Японии (1973) Ниномия вновь проиграл в 3-м круге будущему победителю чемпионата Рояме Хацуо, но, завоевав призовое 6-е место, все же получил право войти в сборную страны для участия в I Чемпионате мира.

В 1974 г. вместе с другими членами сборной Ниномия Йоко отправляется в США, чтобы познакомиться с бойцами американской сборной. Во время трехмесячной стажировки в Штатах он провел несколько поединков с сильнейшими каратистами Америки, в том числе с Уильямом Оливером и Уилли Уильямсом, здорово натренировал мускулатуру.

Три месяца пролетели незаметно, но Ниномия, которому понравилось в США, по предложению Оямы Сигэру решил задержаться еще на некоторое время, чтобы преподавать в местном додзё в местечке Скарздэйле и тренироваться под руководством Оямы и Накамуры Тадаси. В Японию он вернулся только накануне чемпионата мира в ноябре 1975 г. Вернулся, изрядно прибавив в техническом мастерстве, кондиции и поправившись на пару номеров.

На I Чемпионате мира первые четыре боя с иностранными бойцами Ниномия, благодаря своей отменной форме и опыту, приобретенному во время стажировки в США, выиграл очень легко. В частности, в 1-м круге в поединке, который журналисты загодя окрестили «схваткой века», он всего за 20 секунд расправился нокаутом с мастером гунфу из Гонконга по фамилии Чэн. Но в полуфинале Дзёко ждало нелегкое испытание – встреча с сильным и очень техничным Сато Кацуаки.

В бою с Сато Ниномия поначалу удалось добиться успеха – подсечкой он опрокинул соперника на татами, моментально обозначил добивание ударом гэдан гяку-цуки и заработал оценку вадза-ари. Но затем уже Сато провел эффективный удар дзёдан маваси-гэри слева, принесший вадза-ари ему. В результате судьи своим решением отдали победу Сато, оставив Ниномия Йоко возможность удовлетвориться «бронзой», которую он успешно и реализовал.

Ликованию по поводу своей награды Ниномия уделил совсем немного времени и уже вскоре снова уехал тренироваться в полюбившиеся ему Соединенные Штаты, где начал готовиться к новым боям. В конце концов, нереализованной осталась его главная мечта – титул чемпиона Японии.

На VIII Чемпионате Японии (1976) Ниномия впервые вышел в финал, но тогда Сато Тосикадзу остановил его всего лишь в одном шаге от верхней ступеньки пьедестала. А в следующем чемпионате Йоко не смог принять участие из-за серьезной травмы.

Тем временем в жизни Ниномия наступил поворотный момент. Прожив три года в Нью-Йорке, в 1977 г. он решил перебраться в Колорадо и в Денвере открыл собственное Додзё. У него не было ни единого помощника, никого, кто мог бы поддержать его в трудную минуту, но Йоко все же решился на этот шаг и, арендовав зал в одном из оздоровительных центров, набрал группу каратэ.

Становление Додзё проходило трудно. Японцу пришлось бороться с конкурентами, которые не раз наведывались к нему в школу, чтобы проверить ее сэнсэя на прочность. Ниномия каждый раз принимал вызов и разделывался с визитером в весьма жесткой манере.

В этот период он тренировался и тренировал в основном по наработкам своего учителя Ашихары Хидэюки, но одновременно и сам вводил некоторые технико-тактические приемы. Так, в этот период он разработал удар ногой в прыжке с кувырком – до-маваши кайтэн-гэри, который с тех пор прочно вошел в арсенал Кёкусин каратэ, – и блестяще освоил удар усиро-гэри в прыжке, который в то время японские бойцы еще почти не использовали. С этим новым арсеналом и богатейшим опытом поединков с самыми разными противниками за плечами Ниномия вышел на Х Чемпионат Японии (1978).

Первые бои на чемпионате Ниномия выиграл уверенно. В полуфинале он встретился с будущим двукратным чемпионом мира Накамура Макото, и этот поединок, несомненно, вписал его имя в когорту сильнейших бойцов Кёкусина: Ниномия одержал уверенную победу, ударом маэ-гэри послав соперника в нокдаун и получив вадза-ари – единственную оценку вадза-ари, которую когда-либо сумел заработать соперник Накамуры!

В финале Ниномия сражался с Санпэем, знаменитым своей невероятной стойкостью и упорством. Только во 2-ом продлении ему удалось взять верх и наконец осуществить свою мечту – стать абсолютным чемпионом Японии! Эта вершина покорилась Ниномия Йоко только с 7-й попытки, а путь на нее занял 10 лет.

Это была славная и яркая победа, и для многих японцев, пришедших в Кёкусин в 70-е, сам Ниномия стал кумиром на всю жизнь, а его манера ведения боя – с легкими и быстрыми перемещениями по кругу и молниеносными жалящими ударами – образцом для подражания.

После ухода Ашихары Хидэюки из Кёкусина Ниномия последовал за своим сэнсэем и начал развивать Ашихара каратэ. Такое решение было для него вполне естественным, так как он всегда считал Ашихару своим единственным учителем. Однако в 1988 г. Ниномия Йоко принял решение создать свое направление каратэ, модернизировав Ашихара каратэ на основе технико-тактических принципов дзюдо. Свою школу он назвал Эншин кайкан, где «Эншин» означает «Совершенное сознание».

Штаб-квартира Эншин кайкан находится в полюбившемся Ниномия Денвере. Там же ежегодно в апреле месяце проходит крупнейший в Северной Америке турнир по нокдаун-каратэ «Sabaki Challenge». В настоящее время Международная организация Эншин кайкан имеет более 100 отделений в странах Северной и Южной Америки, в Японии и других странах Азии, в Европе (в том числе в России) и Южной Африке.

Ссылка на основную публикацию