Каратэ Окинавы | Karate-krs.ru

Каратэ Окинавы

■История каратэ начинается с Окинавы.е

Существуют разные теории о том, откуда берет корни каратэ, но считается, что каратэ изначально было боевым искусством самообороны, практиковавшимся воинами Королевства Рюкю как основное учение. В 1719 году в Королевство Рюкю прибыл вице-посол китайского императора Сюй Баогуанг. В 1721 году он написал книгу «Тюдзан Дэнсин Року», в которой встречается слово “拳頭” «Теичикун», написанное на языке Рюкю. Считается, что в настоящее время это слово означает “正拳” «Тидикун» (кулак). Предполагается, что в то время термин «Тидикун» использовался в боевом искусстве 手 «Ти», а это значит, что искусство «Ти» уже существовало в это время.
Историческая книга «Кюйо» также указывает на факт, что Бо-Дзюцу (искусство Бо) было распространено в сельской местности уже в начале 18-го века. С возникновением «Ти» появилась «Макивара» (приспособление для отработки ударов), возникли уникальные способы самообороны «голыми руками», боевое искусство Бо и Сай, а для того, чтобы оттачивать искусство боя появилась «Ката». «Ката», сделав мир окинавского каратэ совершенным, начала своё развитие.
Каратэ, завершив своё формирование в эпоху Королевства Рюкю, получило дальнейшее развитие благодаря усилиям таких мастеров, как Мацумура Сакон, Хигаонна Канрё, Мацумора Косаку и других. После Хайхан-Чикен (упразднения феодальных владений и создания префектур) в 1879 году, благодаря приложенным усилиям Итосу Анко и других мастеров, каратэ было введено в систему школьного образования и получило широкую популярность у общественности.

■Сила духа воспитывается тренировками

В окинавском каратэ считается, что закаляя душу и тело, мы развиваем искусство самообороны и воспитываем силу духа и благородство души. Практикуя Ката, работая с «Макивара», осваивая новую технику и оттачивая её, каждый сможет иметь Тидикун (кулак), ломающий кость противнику; Кери (удар ногой) будет настолько резким, что его можно сравнить с остриём копья. Человек сможет всегда оставаться невозмутимым, а Мэ-Чикара (сила взгляда) будет такой, что сможет остановить атаку врага.
Настоящий каратист должен практиковать технику и закалять дух, быть человеком высоких моральных устоев и иметь благородную душу. Только такого человека называют «Буши» – воин. Благородный дух «Буши» передаётся каратистам и в наши дни.

■Начало распространения каратэ по всему миру

Окинава – родина каратэ. Отсюда многие люди распространили каратэ по всему миру.
Ябу Кенцу, известный мастер каратэ в Сюри, возвращаясь из Лос-Анджелеса в Японию, останавливался на Гавайах в 1927 году. Мияги Тёдзюн, основатель Годзю-рю, приезжал на Гавайи по приглашению Гавайской газеты “Йококу Дзихо Ся ” в 1934 году. Оба мастера проводили курс практических занятий по каратэ. Мастера каратэ, эмигрировавшие после Тихоокеанской войны в Южную или Северную Америку, поддерживая тесные контакты с окинавскими мастерами каратэ, имеют много учеников. Многие из Учителей ездят сами в Испанию, Францию и другие европейские страны, вкладывают много труда, чтобы обучить каратэ, передать знания своим многочисленным ученикам. Есть также примеры, когда американские военные или члены их семей были очарованы искусством каратэ, начали заниматься, а вернувшись домой, стали развивать и распространять окинавское каратэ в своей стране.
В 1922 году Фунакоси Гитин приехал в Токио, чтобы продемонстрировать каратэ на Первой выставке физической культуры, которая проводилась в Токио. Мастер Гитин поселился в Токио в общежитии окинавских студентов «Мейсё-Дзюку», там же в качестве Додзё арендовал зал и вложил все силы в преподавание каратэ. Затем, Мабуни Кэнва, Мияги Тёдзюн и другие признанные мастера каратэ начали развивать и распространять каратэ в Кансай. Каратэ, которое практиковал мастер Фунакоси, сейчас называется Шотокан (Сётокан-рю), мастер Мабуни стал основателем стиля Сито-рю. Оба эти стиля сейчас известны во всем мире.
Каратэ, в том числе «четыре главные школы» – Сётокан-рю, Сито-рю, Годзю-рю и Вадо-рю (основатель Оцука Хиронори), после войны быстро распространилось по всему миру и на сегодняшний день является одним из самых популярных боевых искусств.

■Мирное боевое искусство, почитающее вежливость

«В карате не атакуют первым».
“Не дай себя ударить, но и сам не бей. В философии каратэ нет насилия».
В этих мудрых словах, оставленных нам предшественниками окинавского каратэ, выражается духовность каратэ, как мирного боевого искусства, почитающего вежливость. Каратисты со всего мира приезжают на Окинаву не только познавать технику и приёмы, важная причина из визита – учиться благородству души

ОКИНАВСКОЕ КАРАТЭ. Одним ударом — наповал!

ОКИНАВСКОЕ КАРАТЭ. Одним ударом — наповал!

Самооборона и традиционные боевые техники в Челябинске. Индивидуальный подход. Не спорт. Ваш инструктор : Азамат Чинасов. +7-(919)-114-18-27 О школе

Окинавское каратэ. Чем оно отличается от японского и от других боевых искусств? Чтобы яснее понимать различия, существующие между окинавским каратэ, его техниками боя, и всеми прочими воинскими искусствами, достаточно обратиться к истокам. Совсем нетрудно заметить, что истоки эти различны.

Как в Поднебесной, так позднее и в Японии, все подобного рода навыки в абсолютном большинстве случаев предполагали схватки на равных условиях. Попросту говоря, витязь бился с витязем, самурай — с самураем, а крестьянин схватывался с крестьянином. Не беря в расчет исключений, схема именно такова. Свидетельством тому служат многочисленные примеры батальных сцен, которыми пестрят станицы «Повести о доме Тайра», «Троецарствия», «Речных заводей», и так далее. Вот характернейшая:
«…в груди Цинь Мина вспыхнуло пламя ненависти и он, пришпорив коня и размахивая палицей, ринулся на противника. Со Чао тоже припустил своего скакуна. Враги яростно сражались. Их кони, словно бешеные, набрасывались друг на друга. Уже более двадцати раз сражались воины, но так и нельзя было сказать, на чьей стороне перевес». («Речные заводи», гл. 63)

Повторимся — в обычных повседневных условиях схватки всегда носили более или менее равный характер, и редко когда простолюдину приходила в буйную голову безумная идея нападать с голыми руками на вооруженного профессионала. Исключения же имели вполне предсказуемый исход. Опять-таки, не станем принимать в расчет редкостных удальцов, виртуозов, гениальных мастеров драки, каких немало во все времена по белу свету — ведь рассуждения наши носят обобщенный характер. Конечный результат схватки, скажем, двух самураев был вовсе неоднозначен, и увлекательный благородный поединок мог завершиться просто пленением менее искусного или неудачливого бойца с последующим выкупом — отнюдь не отсечением головы. Иными словами, подобные игры всю свою многовековую историю велись, худо-бедно, по правилам. Эти неписаные законы были жестоки, грубы, и зачастую вообще иллюзор¬ны, но они были. Мечу противостоял меч, алебарде — топор, копью — доспехи, а на всякий хитрый ход отыскивался еще более хитрый ответ. Как бы там ни было, во всем тогдашнем мире никому не приходило в голову лишать простонародье его кос, цепов или вил. В той же доброй старой Англии вольные крестьяне лихо орудовали своими короткими Мечами, а уж лук и стрелы водились в каждом доме.

Индивидуальные тренировки. Только рабочие, рациональные и реалистичные техники. Не спорт. Стань бойцом и начни гордиться собой! Начать тренировки.

Увы, совершенно не так обстояли дела на маленькой Окинаве, да и вообще на всем архипелаге Рюкю, где уже с XII века чаши весов никогда не находились хотя бы в приблизительном равновесии. Перед абсолютно безоружным островитянином здесь всегда стоял самурай при всем своем инфернальном мастерстве и смертоносной оснастке. Конкретные исторические обстоятельства изложены отдельно, здесь же нас больше интересует их результат, а именно то, что специфические условия породили уникальные послед¬ствия. Неимоверно беспощадные законы создали в ответ не менее безжалостные и предельно эффективные методы боя. Никогда на Окинаве никого не прощали и не брали в плен — с какой стати самураю пленить простолюдина, нарушившего запрет, скажем, иметь при себе нож? Наказание предусматривалось одно, и голова отрубалась тут же, мгновенно, мастерски и с удовольствием. Помимо самураев, многочисленные разбойники и морские пираты также являлись вполне квалифицированными головорезами, заметно поджимая окинавцев со своей стороны. Естественно, что в подобных милых условиях; когда ни о каком паритете и речи быть не могло, техники рукопашного боя, занесенные на архипелаг китайскими переселенцами и остатками разгромленного клана Тайра, были подвергнуты самой критичес¬кой переоценке, претерпев достаточно ощутимые изменения. Сперва интуитивно, а затем уже в рамках возникших школ, и весьма целенаправленно, приемы прошли жесткую фильтрацию с единственной целью — максимального приспособления их к нестандартным местным условиям. Так возникало окинавское каратэ. Что было приемлемо где-то, здесь несло неминуемую смерть от меча, копья или нагинаты.

Наглядно представить себе соотношение сил и средств «во дни оны» нам, живущим в эпоху спутников и ком¬пьютеров, поможет простая картинка. Вообразите себе пусть даже очень крутого уличного громилу, сошедшегося с еще более ужасным спецназовцем при бронежилете, «сфере», электрошокере, «черемухе», пистолете и прочей профоснастке. Ну, и вдобавок ежедневный опыт усмирения лихих парней. На Окинаве такая пропорция являлась расхожей реальностью.

В целом окинавское каратэ по технике было предельно упрощено, из нее ушло множество чисто ритуальных, вычурных и растянутых во времени элементов, пассов, изящных позиций и прочего в том же духе. Экспертом была смерть, и только безумцу могло прийти в голову разводить руками, вдыхать и выдыхать, шипеть и приседать перед абсолютной машиной для убийства при доспехах и мече. Обыкновен¬ная палка также не добавляла шансов на спасение, по¬скольку уникальные характеристики клинков не позво¬ляли использовать примитивные блоки-подставки. В чем же тогда секрет эффективности окинавских техник, да¬вавших своим владельцам немалые шансы на победу в заведомо проигрышных ситуациях? Формула работы, как с предметами, так и без них, выражалась и выражается в окинавском каратэ до сих пор короткой старинной фразой: «Одним ударом — наповал!» (иккэн-хиссацу). Именно в ней начало и ко¬нец окинавского подхода и к тактике, и к технике боя, самая суть отличия окинавского «пути» от большинства всех прочих традиций.

Качественное окинавское каратэ от сэнсэя Тайра

В описанной выше ситуации, характерной для Окинавы на протяжении столетий, сохранить жизнь возможно было, лишь доведя свою технику каратэ до абсолюта и превратив собственные руки и ноги в оружие, не уступающее самурайскому, научиться проскакивать буквально между секун¬дами, чтобы до (!) начала движения меча успеть нанести единственный роковой удар. В полном соответствии с дзэнским афоризмом, вторая попытка не стоила ломаного гроша: любой контакт с клинком означал гибель. Кстати, не¬лишне помнить также о том, что каждый опытный воин был всегда заодно и мастером не менее смертоносного дзю-дзюцу. Следовательно, простой уход с траектории удара или проникновение в плотный ближний бой не сулили удачи. Убивать надлежало мгновенно, сразу; именно отсюда берут начало формы коротких, сжатых порой до намека ударов и малоотличимых от них блоков, рассчитанных на безусловно летальный исход или, в самом крайнем случае, на тяжелое увечье. Никакого сражения с обменом атаками и контратаками, нырками и скачками не могло быть в принципе, все решалось в секунду и окончательно. Малейшая задержка, сомнение, оплошность — и бритва весом в полтора килограмма ставила точку в жестоком спектакле; либо такую точку ставил гранитной твердости кулак. Чтобы выжить бедные окинавцы, набивая свои руки и ноги, уродовали, так снаряды для набивки были примитивными и нерегулируемыми. В наше время эта проблема отошла, т.к. самые бескомпромиссные и мощные удары можно великолепно поставить на макиваре МБШ .

Невозможно не сделать отступления, чтобы снова не повторить все того же: коль скоро вы избрали для себя традиционное окинавское каратэ (с оружием ли, без него), никогда не пытайтесь деформировать технику, смягчать её и приспосабливать под нынешние реалии. Она рождена в иных условиях и с иными целями, ей нет и не может быть места в современном спорте, иначе чемпионаты ознаменовались бы похоронами. Коль скоро каратэка целенаправленно и осознанно оттачивает тысячекратными повторениями однозначно фатальный для противника удар, он никогда не должен в угоду правилам поединка или чему-либо иному менять и сдерживать наработанные рефлексы, иначе в действительно критической ситуации по-добное разночтение сослужит ему весьма дурную службу. Если вы не согласны с таким подходом, или же он вступает в противоречие с вашими моральными установ¬ками, тогда вообще нет никакого смысла практиковать традиционные стили, а стоит подумать о своей реализации на спортивном поприще. Вторым ключевым моментом в окинавской системе ценностей являлась еще более милая с сегодняшней точки зрения фраза: «Поднял руку — убей!» В те давние времена никаких побед «по очкам» не признавали, и обычный поединок двух мастеров завершался чаще всего смертью или увечьями одного из них — во избежание проблемы нечест¬ного или неквалифицированного судейства. Этот своеобразный обычай в известной степени способствовал воспитанию миролюбия и вежливости в отношениях между людьми, поскольку заставлял постоянно и зорко следить за своим поведением и речью. Говоря современным жаргон¬ным языком, «за базар» приходилось отвечать полной, подчас высшей, мерой. Привыкший давать волю гневу и рукам долго не жил, так как даже вполне квалифицированный задира рано или поздно нарывался на гораздо более искушенного бойца, а подбитым глазом дело не ограничивалось.

Каратэ Окинавы

Федерация Окинава каратэ и кобудо России — объединяет все основные стили и направления окинавских боевых искусств. В России Федерация Окинава каратэ и кобудо проводит обучение уже более 30 лет. Старейший клуб федерации Синдо основан в 1986 году.

Школа Окинавского каратэ и Кобудо — Синдо Рю «путь истины» стала высшим достижением Окинава Тэ — староокинавского стиля каратэ, возникшиго в 16 веке, как боевое искусство невооруженного человека против самурая вооруженного мечом. Официально школа Синдо-рю была зарегистрирована в Японии в 1956 году. В России Федерацию Окинава каратэ и Кобудо и школу Синдо Рю возглавляет Сэнсей Валерий Майстровой обладатель 8-го дана, Посол Окинавы в России.

Изначально в Федерации Окинава каратэ проходили занятия только для взрослых. Детское направление появилось только в 1991 году.

Инструкторы и ученики школы «Синдо рю» неоднократные победители и призеры чемпионатов мира, Европы и России по каратэ, джиу-джитсу, тайскому боксу, рукопашному бою и боевому самбо.

Мы не учим детей насилию, не поощряем агрессию, нападение на других и применение силы. Мы учим детей уверенности в себе, уважению и стремлению выйти из трудной ситуации без драки. Но в безвыходной ситуации наши ученики смогут с полной уверенностью постоять за себя.

Руководитель детско-юношеского направления Федерации
Инструктор Федерации Окинава каратэ и кобудо России.

С отличием окончил РЭА им. Плеханова и Московский институт открытого образования (факультет профессиональной подготовки педагогов по спорту).

• победитель Открытого всестилевого первенства
г. Москвы по каратэ среди ВУЗов 2011 г.
• серебряный призер Открытого чемпионата г. Москвы
по рукопашному бою 2011 г.
• победитель Открытого чемпионата г. Москвы по каратэ (ката) 2012 г.
• вице-чемпион Кубка мира 2016 г. Антверпен (Бельгия).
• чемпион мира по рукопашному бою 2016г.

Тренерская деятельность с 2009 г.
Общий стаж занятий единоборствами и боевыми искусствами с 2003 года.

Руководитель центра боевых искусств на улице Правды

Инструктор Федерации Окинава каратэ и кобудо России. Окончил спец курс для инструкторов по боевым искусствам при Московском институте физической культуры и спорта в 2004 г.

Неоднократный победитель и призер Московских соревнований по рукопашному бою и таиландскому боксу:
• 1-е место на Открытом турнире по таиландскому боксу 2009 год
• 1-е место в абсолютной весовой категории на Открытом первенстве СВАО по рукопашному бою 2011 год.
• Чемпион г. Москвы по рукопашному бою 2013г.
• Участник 15-го чемпионата мира в Тайланде 2012г.
• Чемпион мира по рукопашному бою 2016г.

Тренерская деятельность с 2009 г.
Общий стаж занятий единоборствами и боевыми искусствами с 2001 года.

Тренировки: Белорусская, Гимназия Жуковка

Руководитель Центра боевых искусств в Новом Тушино.

Инструктор Федерации Окинава каратэ и кобудо России.
Окончил Московский институт физической культуры и спорта в 2003 г. Мастер спорта России международного класса. Обладатель чёрного пояса 3-го дана по Окинава каратэ и кобудо. Участник 24-го международного фестиваля боевых искусств в Берси 2009г. (г. Париж, Франция).

Неоднократный победитель и призёр Российских
и международных соревнований, в том числе:
• чемпион Европы 2008 г. (г. Цюрих, Швейцария)
• обладатель кубка мира 2006 г. (г. Лондон, Великобритания)
• вице-чемпион мира 2007 г. по пенчак силат в Малайзии (13-й чемпионат мира, г. Куантан)
• вице-чемпион Европы 2005 г. (г. Париж, Франция)
• победитель международного чемпионата по ушу в Фуцзяни (г. Сяомынь, Китай) в 2011 г

Общий стаж занятий единоборствами и боевыми искусствами 26 лет.

Инструктор в центре боевых искусств при штаб-квартире Федерации.

Инструктор Федерации Окинава каратэ и кобудо России.

Окончила МГЮА им. Кутафина в 2013г. Прошла спецкурс для инструкторов Федерации Окинава каратэ и кобудо России.

Тренерская деятельность с 2011 г., общий стаж занятий единоборствами и боевыми искусствами с 2007 года.

Ведущий инструктор детских групп Федерации Окинава каратэ и кобудо России. Инструктор международного класса.

Окончил спец курс для инструкторов по боевым искусствам при Московском институте физической культуры и спорта в 2004 г.

Неоднократный победитель и призёр Российских и международных соревнований:
• победитель международного чемпионата по рукопашному бою (Русское Кемпо) в г. Киев в 1993 г.
• победитель Открытого чемпионата г. Москвы 2011 г. по рукопашному бою.
• победитель Открытого чемпионата г. Москвы по каратэ (ката) 2012 г.

Тренерская деятельность с 1996 г.
Ообщий стаж занятий Синдо Рю Окинава каратэ с 1991 г.

Инструктор Федерации Окинава каратэ и кобудо России.
Инструктор международного класса.

Окончила Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) по специальности «клиническая психология» в 2012 г.

Неоднократный победитель и призер Российских и международных соревнований по боевым искусствам и спортивным единоборствам:
• бронзовый призер Открытого чемпионата г. Москвы по каратэ 2012 года.
• чемпион Суперкубка по кумитэ в полный контакт «Lady Karate» 2015 и 2016г.
• бронзовый призер Кубка мира по Пенчак Силат 2014г., г.Антверпен, Бельгия.
• чемпион мира по рукопашному бою 2016г.
• вице-чемпион мира по Пенчак Силат 2016г. (Бали, Индонезия).
• чемпион Европы 2017г. по Пенчак Силат (Баку, Азербайджан).

Тренерская деятельность с 2011 года.

Инструктор Федерации Окинава каратэ и кобудо России.
Инструктор международного класса.

Окончила РГГУ, факультет медицинской психологии, специальность клиническая психология. Прошла спецкурс для инструкторов Федерации Окинава каратэ и кобудо России.

Неоднократный победитель и призер Российских и международных соревнований по боевым искусствам и спортивным единоборствам:
• вице-чемпион России по пенчак-силат 2015 г.
• чемпион мира по рукопашному бою 2016г.
• вице-Чемпион Европы по Пенчак Силат 2017 (Баку, Азербайджан)
• победитель международных Игр Боевых Искусств 2017 (Таллинн, Эстония).

28.15. Окинава-кэмпо-каратэ

Создателем стиля Окинава-кэмпо-каратэ является Накамура Сигэру (1893–1969). Еще мальчиком Накамура Сигэру занимался борьбой «ти», которой обучал его отец. После смерти отца, когда Накамура Сигэру было всего 10 лет, он продолжил занятия каратэ у своего дяди и знаменитого мастера Мотобу Тёки, обучавшего его стилю Мотобу-рю. Во время обучения в Окинавской префектурной школе Накамура изучал стиль Сёрин-рю у мастеров Ябу Кэнцу и Ханасиро Тёмо. После окончания школы он поступил в Окинавский префектурный педагогический колледж, где изучал стиль Сюри-тэ у прославленного мастера Итошу Анко. Закончив колледж, Сигэру Накамура стал изучать стиль Наха-тэ у мастера Хигаонна Канрё и кобудо (ко-будзюцу) у известного специалиста Синкити Куниёси.

Благодаря такому разностороннему образованию Накамура Сигэру стал специалистом по многим окинавским стилям каратэ. Однако он не одобрял разделение каратэ на отдельные стили и хотел создать ничем не ограниченную систему единоборства.

Свое первое додзё Накамура Сигэру открыл в 1940 г. и назвал свой стиль Окинава-тэ. В 1945 г. во время окинавского сражения дом Накамуры сгорел. Однако в 1950 г. он смог вновь открыть додзё и преподавал свой стиль, назвав его окинавское кэмпо (кит. цюань-фа, то есть искусство рукопашного, или кулачного боя). В 1965 г. Накамура учредил ассоциацию окинавских школ каратэ, назвав ее Окинава-кэмпо-каратэ.

В настоящее время в Окинава-кэмпо-каратэ практикуют 20 ката без оружия и 25 ката с оружием.

В первую группу входят 5 ката Пинан, 3 ката Найфанчин, 2 ката Кушанку, 2 ката Годзюшихо, 2 ката Бассай, а также Анаку, Ваншу, Сэйсан, Шинто, Санчин, Нисэйси.

Вторую группу составляют ката с бо, сай, нунчаку, кама, тонфа, текко, эку и катана.

При обучении Окинавскому-кэмпо-каратэ основное внимание уделяется свободному спаррингу (дзию кумитэ) и учебному, условному спаррингу (якусоку кумитэ). При этом в поединках обязательны протекторы (перчатки и упругие нагрудники).

Характерными особенностями стиля является быстрота и ловкость в сочетании с силой. Выработке этих качеств служат специальные упражнения и приспособления (макивара, боксерские мешки, груши и другие). Изучаются броски и заимствованные из борьбы «ти» технические приемы, представляющие собой захваты и удержания. При этом, чтобы предотвратить травмы при проведении бросков, на тренировках обучают самостраховке при падении («укэми»).

Сегодня этот стиль, помимо Окинавы, широко практикуется в США и во Франции.

Окинавские стили каратэ и их последователи

Современное японское каратэ зародилось на Окинаве, большой остров архипелага Рюккю. Остров был завоёван в 1606 году князем Симадзу Иэсиха, и соответственно стал протекторатом Японии. Чтобы противостоять опытным воинам крестьянам пришлось развивать боевое искусство. В основу легли старые китайские рецепты, хотя было добавлено много нового.

Для укрепления пальцев использовали ведро с фасолью. Для совершенства такие упражнения выполнялись с песком, мелкой галькой.

Для тренировки кулака, ног и головы использовался простой макивар — это плотно связанный тюк соломы. На природе тренировались на деревьях, подходили молодые, которые легко пружинят.

История возникновения

К началу 19 века на Окинаве образовалось 3 вариации искусства окинава-тэ под названием Наха-тэ, известного Шури-тэ и Томари-тэ. Названия произошли от местности, в которой они практиковались. Ученики таких мастеров как Азато Пейчинаи и Итосу Анко создали свои стили каратэ.

Гичин Фунакоши основал крупнейшую современную школу каратэ Шотокан. Стиль Шито-рю был разработан Мабуни Кенвой. Стиль Вадо-рю основал ученик известного мастера Гичина Фунакоши по имени Хиронори Оцука.

Ученики школы Наха-тэ стали основателями стилей Годзю-рю и киокушин-кай, их звали — Чодзюн Мияги и не менее известный Масутацу Ояма.

Стиль окинава-тэ впервые был продемонстрирован в 1921г. на фестивале боевых искусств в Токио.

Стили каратэ

К окинавскому стилю относится Серин-рю, характерная особенность- удары наносятся ногами, ниже пояса. Ученик обязательно обучается бою, применяя различное холодное оружие, к примеру, тонфу, сай, нунчаки. В основе Исшин-рю, создателем которого стал Тадзуо Симабуку, лежат типичные окинавские стойки, удар кулаком блокируется предплечьем. Исшин-рю является продолжением Годзю-рю и стиля Серин-рю.

Такой стиль как Годзю-рю нацелен на спарринг. Разрешаются атаки в пах и борьба лежа. Не популярен в первоначальном виде. При атаке движения проводятся по прямой линии, а при защите — по окружности.

Стиль Уэши-рю получил название в честь своего основателя Кабун Уэши. Основной акцент ставится на усовершенствовании исполнения ката.

Как известно стиль Сетокан чрезвычайно популярен. Отличительной чертой именно этого стиля можно назвать как устойчивые стойки, так и мощные движения.

Что касается стиля Вадо-рю, здесь же, акцент, напротив, делается как раз не на устойчивые стойки. Применяются болевые захваты за кисти рук, всевозможные броски и вариации уклонения от ударов.

По технике стиль Сито-рю схож с Сетоканом. Один из главных стилей, который активно практикуется в Японии.

Киокушинкай — упор на боевую эффективность. По правилам запрещено бить в лицо либо в пах, также не наносятся удары по суставам.

Окинава — родина каратэ

Исторические моменты современного развития каратэ и кобудо корнями уходят на Окинаву. Родина каратэ — Окинава, маленький остров, расположенный в морских просторах, на середине пути между китайским островом Тайвань и японским островом Кюсю. Слово Окинава буквально означает — «веревка на горизонте», т.к. остров, своим видом напоминает завязанную в узел веревку, брошенную в море.

Искусство Окинава-тэ (окинавская рука) сформировалось в 12-13 веке путем слияния местных приемов рукопашного боя и древних боевых систем, которые были заимствованы окинавскими моряками, поддерживающими тесные связи с Индией и Китаем.

В дальнейшем, в связи с непосредственной близостью и более высоким уровнем развития, китайские системы оказали огромное влияние на все окинавские стили.

В 12 столетии Окинава была поделена на множество областей, каждая из которых имела своего правителя, построившего гусуки (дворец) и контролировавшего близлежащие деревни. Позднее эти области объединились в королевство Рюкю.

В 14 веке., известном как золотая эпоха торговли, Рюкю превратилось в крупный торговый центр между Китаем и другими соседними странами. Для развития торговли стали необходимы морские перевозки, но на море окинавцы подвергались нападениям пиратов, а на чужих землях — бандитов.

С XV века, под жёстким давлением запрета ношения оружия и практики выживания, с помощью приёмов рукопашного боя, стало формироваться новое высокоэффективное искусство самообороны. Окинавцы назвали его Тэ (рука, руки — в смысле рукопашного боя), То-тэ (волшебная рука) или Кара-тэ (китайские руки), Буси-но-тэ (руки воина), Окинава-тэ .

Искусство самозащиты, развивавшееся и применяемое в области Шури, называлось Шури-тэ, искусство защиты, развивавшееся в селении Наха, называлось Наха-тэ, Томари был расположен между этими двумя областями, и там практиковали Томари-тэ. В каждой области, известные мастера по технике самозащиты, развивали и передавали традиции своим потомкам. Эта традиция сохранилась и по сей день.

В средние века жители Окинавы, лишенные возможности иметь какое-либо оружие, для борьбы с самураями за независимость, стали использовать предметы и инструменты повседневного назначения (в основном сельскохозяйственные). Таким образом , в течении нескольких столетий сформировался и стал неотъемлимой частью традиционного карате стиль Кобудо — работа с оружием. Его эффективность определяется тем, что создавался он, в условиях борьбы невооруженного человека с самураем, который в среднем, делал мечом четыре движения за одну секунду.

В восемнадцатом веке в Шури, впервые была организована официальная частная школа мастером Сакугавой.

В 1830 году правительство специально послало в Китай, для глубокого изучения китайских систем рукопашного боя , Сокона Мацумуру из Шури, который основал школу Шорин- рю , и в 1848 году стал верховным наставником боевых искусств на Окинаве. Он проповедовал Шоринджи кэмпо- жёсткий стиль рукопашного боя монастыря Шаолинь из провинции Хэнан. Одни и те же иероглифы, читаются по-японски Шоринджи кэмпо, а по-китайски — Шаолинь-шу чуань. К концу XIX века существовало два главных направления. В одном — Шорэй («душа, постигшая просветление») где традиционно преобладали староокинавские принципы: устойчивость, физическая сила и резкость, закалка бьющих поверхностей для пробивания доспехов. Когда исчезла необходимость при столкновении убивать противника, более популярным стало второе направление — Шорин (молодой лес), где уделялось повышенное внимание нравственному воспитанию и дисциплине сюгё, тонким маневрам и обманным движениям. Ученик Мацумуры — Асато Анко был непревзойдённым специалистом боевых искусств во всей Окинаве.

После Второй Мировой Войны (1945 г.) Окинавское каратэ разделилось на три основных стиля (рю): Шорин-рю, Годзю-рю, Уэчи-рю. С течением времени появилось много школ, изменяющих свои стили и технику, но каратэ и кобудо каждой школы имеют свои собственные Кихонката (основные ката), из которых логически произрастает техника атаки и защиты.

Шорин-рю — самый крупный стиль окинавского каратэ

Шорин рю подразделяется на несколько школ: Матсубаяси-рю, Кобаяси-рю, Себаяси-рю, Матсумура сейто-рю и др.

В процессе занятий, в сочетании с уникальной системой физической подготовки, в большом разнообразии изучаются приемы самозащиты с использованием техники ударов руками и ногами, а также бросков и болевых приемов. В Кобудо используется пять основных предметов. Это Бо — шест, Сай — тупой трезубец, Нунчаку — малый цеп, Тонфа — ручка от мельничного жернова, Кама — серп. Все эти виды оружия являются неотъемлемой частью Окинава-тэ, единым целым классического искусства боя.

Так же, использовались следующие виды традиционного оружия : Эку — весло, Тэкко — вариант кастета, Сюручин — два небольших камня, соединенных между собой кожаным ремешком или металлической цепью, Тинбе — щит из панциря черепахи.

Окинавское каратэ является шедевром культурных традиций Востока, которые передавались из уст в уста, от мастеров к ученикам на протяжении 700 лет. Окинавское каратэ является элитным видом боевого искусства, наиболее яркими его представителями, являются абсолютно все основатели известных школ каратэ, существующих сегодня в мире.

Феномен Окинавы: «все, что нас не убивает — делает нас сильнее»

Окинава — остров каратэ окутанный тайнами и легендами. Чем же является Окинава на самом деле?! Какая правда открывается тем кто попадает туда впервые, когда за патиной мифов об этом острове открывается его реальная история, его жизнь и его люди.

Окинава – правда и мифы

В достаточно далеком 1979 году, когда я начинал заниматься тем, что тогда я считал каратэ, Окинава представлялась мне землей обетованной, где живут «страшные снаружи, но добрые внутри» крестьяне. Они с утра до вечера, вместо того, чтобы собирать рис, отоваривают мозолистыми кулаками макивару и мечтают встретить ненавистного самурая, дабы продемонстрировать ему очевидные преимущества голой пятки перед остро заточенной катаной.

Прошло время… Летя на «Остров карате» вполне половозрелым адептом, я уже точно знал, что Окинавские крестьяне были всего лишь крестьянами, а большинство услышанных мной в отрочестве рассказов об Окинаве – красивыми и далекими от правды легендами.

Но что-то осталось от того чувства, которое возникало у прыщавого советского подростка, когда звучало магическое слово – Окинава. И это «что-то» заставляло с волнением ожидать встречи с бывшим королевством Рюкю, то ли, опасаясь разочарования, то ли в предвкушении подтверждения.

Забегая вперед, хочу сказать, что Окинава оказалась другой, нежели в моих фантазиях и она точно не разочаровала. На протяжении восьми лет я, не реже двух раз в году, летаю в Японию. В этом году я побываю на этом замечательном острове пять раз. То есть каждые два месяца буду исполнять десятичасовой аттракцион «железная задница» ради ежедневных семичасовых тренировок.

Тот факт, что все вышеописанное не является моим индивидуальным наваждением подтверждают мои ученики, которые, побывав на Окинаве, возвращаются туда снова и снова.
Что же движет мной и моими последователям?
Постараюсь ответить на этот вопрос и доступно объяснить, что такое Окинава и как тренируются Окинавские практики «пустой руки».

Окинаву окинавцев невозможно понять, не познакомившись с историей этого замечательного острова. Люди, которые живут здесь, смогли создать мир — утопию со своим уникальным отношением к вечности, собственным недостаткам и смыслу человеческого существования. С трепетной любовью к собственной истории, как бы мало от нее не осталось, и собственной культуре, даже несмотря на то, что самыми значимыми ее достижениями стали карате и кобудо.

А ведь начиналось все как у нормальных людей. К XII веку местное общество дозрело до появления первых феодалов — андзи, которые, как им и положено, стали активно делить земельные наделы со своими соседями, такими же феодалами. Неминуемые, при таком положении дел, столкновения привели к тому, что андзи стали возводить на своих землях крепости – Гусуку, не прекращая бороться за то, чтобы его Гусуку стала самой Гусукистой из всех Гусук.

Борьба это проходила с применением военной силы, вследствие чего одни становились победителями, а другие побежденными. Причем, чем больше побежденных закапывали под стенами догорающих Гусук, тем больше порядка становилось на острове.

В XIV веке появились три основных силы, так называемые «три горы»: Хокудзан с центром в замке Накидзин, Тюдзан с замком Урасоэ и Нандзан с замком Симадзириоодзато.

В 1350 году королем Тюдзан был провозглашен блестящий стратег и дипломат Сатто. Он принял абсолютно гениальное для того времени стратегическое решение – заручился поддержкой самого большого «авторитета» в Азии в то время, то есть объявил себя вассалом китайского императора, и тем отбил у соседей всякое желание вынашивать милитаристские планы в отношении Тюдзан.

Положение вассала, конечно, предполагало выплату китайцам дани, но зато сулило немало преимуществ Сатто и другим окинавитянам. Китайские туристы и чиновники стали частыми гостями на острове; в свою очередь студенты, дипломаты и купцы Тюдзан были допущены в Китай.

Преемник Сатто, военачальник Се Хаси, объединил весь остров под своим правлением и основал королевство Рюкю. Первым указом он подтвердил вассальную клятву китайскому императору.

В 1392 году 36 китайских семей эмигрировали в королевство Рюкю и поселились в местечке Кумэ. Китайцы привезли с собой технику традиционного кулачного боя и трактат о боевых искусствах «Бубиши», впоследствии ставший библией окинавского карате.

У переселенцев быстро появились ученики-островитяне, которые не только изучили приемы импортной борьбы, но и неустанно дополняли ее элементами местного боевого искусства удонти. Свой кулачный бой жители Рюкю называли либо «тоте», («кулак династии Тан», правящей в то время в Китае), либо просто «те» («кулак»).

Дальнейшая история островного искусства связана с правлением короля Се Неи и историческим недоразумением.

Дело в том, что в соседней Японии первый сегун Иэясу Токугава шел на всё, чтобы распространить свое влияние на максимум самурайских родов. Так, род Сацума, находившийся в оппозиции к власти, получил от Токугавы титул «властители десяти тысяч островов». Что именно это за острова, сегун не уточнил. Впрочем, об этом никто и не спрашивал: Сацума были уверены, речь идет об островах Рюкю (к тому времени государство распростерлось на целый архипелаг).

«Дело стоящее», — прикинули князья Сацума и предложение с удовольствием приняли. Считая Рюкю собственным владением, во время вторжения японской армии в Корею, Сацума потребовали от Окинавы военной помощи. Се Неи, разрываясь между уязвленной гордостью и страхом, тянул с ответом.

Гордые самураи расценили нерешительность окинавского короля как плевок в лицо, и в 1609 году князь клана Сацума Симадзу Иэяса с трехтысячным войском высадился на Окинаве. Несмотря на то, что небольшая армия Рюкю была разбита закаленными в корейских походах воинами, вторжение не стало для Окинавы бедствием.
Озабоченные пополнением клановой казны, представители Сацума стремились взять под контроль внешнюю торговлю разгромленного государства, при этом не возражая против сохранения его вассальной зависимости от Китая.

Сбор дани в Рюкю составлял около двадцати процентов всех доходов клана, при этом наибольшую прибыль Сацума получали от китайско–окинавской торговли. Роль труффальдино привела Рюкю к новому витку развития, в том числе в вопросе кулачного искусства.

Тоте начинало впитывать в себя элементы японских дзю дзюцу, а после революции мейдзи, когда королевство Рюкю официально вошло в состав Японии, получило современное имя «каратэ», означающее «пустая рука».

На протяжении многих лет, после падения дома Се, Окинава оставалась захудалой провинцией, активно растущей и накапливающей военную мощь японской империи.

В 1945 году, в ходе знаменитой «битвы за Окинаву», остров был подвергнут ужасающей по своим масштабам бомбардировке. Не уцелело практически ничего. После капитуляции Японии во второй мировой войне, Окинава попадает под административное управление американскими войсками.

В условиях страшной нищеты и разрухи на острове начинают набирать силу преступные кланы Якудза. Вскоре Окинава становится центром одной из самых страшных войн мафиозных семей, которая привела к качественному росту профессионального уровня полицейских и тотальному уничтожению Якудза в этом регионе.

Сегодня Окинава единственная префектура Японии, где мафии нет ни в каком виде.

В 1986 году началась реставрация замка Сюри, которая закончилась в 1992 году. Воссозданный с поразительной точностью, замок Рюкюсских королей стал важным символом возрождения Окинавы, ее духа и ее воли.

Окинаве, как никакому другому месту на земле подходят слова Ницше: «все, что нас не убивает — делает нас сильнее»… и мудрее.

Каждый раз, прилетая на Окинаву, общаясь с моими Рюкюсскими товарищами и учителями, я вижу этот уникальный дух Окинавы, воспитанный столетиями уникальной истории.
Истории, в которой абсолютный конформизм соседствовал с верностью традициям, а тяга к миру с удивительной жестокостью. В отличии от Японцев с «больших островов», Окинавцы улыбаются еще и глазами. Вместо слепого чинопочитания, руководствуются искренним уважением. Не склонны рефлексировать о своем будущем и абсолютные девственники в плане национализма.

Тренер Коробов Сергей Васильевич

Дисциплины: карате, кобудо.

2 дан Окинава Годзю-рю карате-до (2011 г.).
2 место на международных соревнованиях по окинавскому Годзю-рю (2000 г.); 2 место по грэпплингу (2010 г.).
Серебряный призер чемпионата России по карате (2016 г.).
Занимается карате с 1988 года.
Образование: Марийский государственный университет, факультет физической культуры, квалификация – специалист по физической культуре, спорту и туризму (2015 г.).
Обучение в школе телохранителей (1996-1998 гг.).
Опыт тренерской работы – с 2004 года (Московский кодокан, кадетская школа при ФСБ).

Расписание групповых занятий

Возраст / Уровень
Формат занятий
Время занятий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
дети 5-12 лет
(начинающие/продолжающие)
м. Чистые пруды
13:00-14:00 13:00-14:00
дети от 14 лет и взрослые
(любой уровень)
м. Чистые пруды
19:00-20:30 19:00-20:30 19:00-20:30
взрослые
м. Чистые пруды
20:00-22:00 20:00-22:00 20:00-22:00

Район: Преображенская площадь, Чистые пруды. Выезд: Центр.

Плюс: Окинава Годзю-рю карате-до.

Ставка: 2500-3500 руб. / ч

Выезд: 3500 руб. / 90 мин.

Индивидуальные занятия: 2500 руб. / 60 мин.

1988 г. — пришёл в боевые искусства. С тех пор уже 23 года практикую только карате. В советское время не было стилей, поэтому занимался просто карате.
1993 г. — 1 место на городских соревнованиях.
1997 г. — знакомство с Окинавским Годзю-рю, с тех пор и по настоящий момент практикую только Окинавское Годзю-рю карате-до.
Конец 1997 г. — начал обучаться в школе телохранителей по уникальной боевой системе, базой для которой послужило Окинавское Годзю-рю.
2000 г. — занял 2 место на международных соревнованиях по Окинавскому Годзю-рю по правилам Иригуми-го (полный контакт).
2001 г. — на внутреннем семинаре лично отмечен Сенсеем Морио Хигаонна за свой труд и стремление и приглашён на о. Окинава (Япония) для тренировок под его личным руководством.
С 2008 г. веду тренировки в кадетском училище при ФСБ.
В 2010 г. вместе со своими учениками принял вызов и участвовал в соревнованиях по грэпплингу, на которых мы были единственными представителями карате. Заняв почётное 2 место в своей весовой категории, мы достойно представили технику владения Окинавским Годзю-рю.
2011 г. — сдал экзамен на 2 дан лично Сенсею Морио Хигаонна на международном семинаре.
Лето 2012 г. — участвовал в международном семинаре по Окинавскому Годзю-рю на о. Окинава (Япония). После отъезда всех участников остался тренироваться на месяц под личным руководством Сенсея Морио Хигаонна (10 дан) и индивидуально — Сенсея Масакадзу Курамото (6 дан).

Каратэ Окинавы

5 июля 1922 — 11 декабря 1999

1.Дата рождения:

  • 5 июля 1922 Хигасимати Наха, Окинава

2.Занятие каратэ:

  • 1936: Отец прививает основы каратэ
  • 1938: Становится учеником Тёдзюн Мияги
  • 1946: По рекомендации Тёдзюн Мияги поступает на службу в департамент полиции Рюкю. Приступает к инструкторской деятельности в качестве ассистента Тёдзюн Мияги в тренировочном зале полицейской академии Рюкю.
  • 1953: После смерти учителя (Тёдзюн Мияги) назначается инструктором Каратэ, Дзюдо и боевой системе полиции в академии, а также инструктором в додзё Тёдзюн Мияги.

  • 1957: Основание додзё Дзюндокан в Асато, Наха, Окинава.
  • 1970: Расширение додзё
  • 1972: Увольняется из департамента полиции Рюкю
  • 3.Развитие

    Каратэ-до:

    • 8 сентября 1979: Ханси, федерация каратэ-до Японии (All Japan Karate-do Federation)
    • 20 марта 1988: Ханси, 10 дан, Окинава Годзю-рю каратэ-до Киокай (Okinawa Goju Ryu Karate-do Kyokai)

    Дзюдо

    • 1 мая 1981: 7 дан Ниппон Кодокан (Nippon Kodokan)
    • 10 декабря 1999: 8 дан Ниппон Кодокан (Nippon Kodokan)

    4.Основные офисы:

    • 1969: Председатель Окинава Годзю-рю каратэ-до Киокай (Okinawa Goju Ryu Karate-do Kyokai)
    • 1981: Директор федерации каратэ-до Окинавы (Okinawa Prefecture Karate-do Federation)
      Председатель (с 1991)
    • Директор федерации Дзюдо Окинавы (Okinawa Prefecture Judo Federation)
      Вице-председатель (с 1962)
      Советник (с 1989)

    5.Инструкторская деятельность в других странах:

    • США, Канада, Франция, Испания, Китай, Корея, Тайвань и другие

    6.Награды:

    • Май 1984: Официальная грамота Kodokan
    • Январь 1994: Грамота за выдающиеся заслуги Nihon Budo Kyogikai
    • Декабрь 1994: Официальная грамота Okinawa Judo Federation
    • Январь 1995: Благодарственное письмо Okinawa Athletic Organization
    • Май 1996: Признательное письмо за заслуги перед городом Наха, Окинава
    • Октябрь 1998: Официальная грамота министерства образования Японии
    • Декабрь 1999: Присвоение 7 ранга Ju

    Каратэ Окинавы

    • 8 (846) 922-83-74
    • Наши филиалы: Чкалова 90; Аэродромная 65

    » style=»w >

    Сколько стилей в каратэ? Этот вопросов поставит в тупик даже самого продвинутого мастера боевого искусства. На сегодняшний день существует несколько сотен школ и стилей. А некоторые псевдо-сенсеи умудряются придумывать свои, и даже находят себе приемников.

    Как не ошибиться в выборе наставника знает сенсей и руководитель спортивного клуба «Сатори» Павел Шор. Сомневаться не приходится, когда отправляешься совершенствовать свое мастерство на родину каратэ — остров Окинаву, к самому хранителю стиля годзю-рю — Морио Хигаона.

    О путешествии на тихоокеанский остров, встрече с живой легендой каратэ и тонкостях годзю-рю портал SportSamara.ru узнал из беседы с Павлом Шором.

    — Павел, какова была цель поездки в Японию?

    Меня всегда интересовала Япония и, конечно, хотелось посетить родину каратэ — остров Окинава. И вот такая возможность появилась.

    Моего учителя, Богдана Курилко, пригласил к себе великий мастер каратэ годзю-рю, обладатель 10 дана — Морио Хигаона, а сенсей Богдан, в свою очередь, включил меня в состав делегации.

    — Какое у Вас осталось впечатление от общения с этим человеком?

    Это не первая моя встреча с ним, и я прекрасно понимал, что Морио Хигаона — живая легенда, хранитель традиций, стиля. В 78 лет он находится в прекрасной физической форме, у нас в стране многие до этого возраста даже не доживают. Ему приходилось много раз драться и не только во время турниров, но и на улице. Он через все прошел.

    Можно сказать, что Морио Хигаона и есть каратэ годзю-рю. Это очень мудрый человек, он делился с нами своим опытом, корректировал нашу технику во время тренировок, много шутил и заряжал нас своей мощной энергетикой.

    — А как выглядит его додзе (зал для тренировок)?

    Зал, в котором мы тренировались, находится на первом этаже дома Морио Хигаона. Он более чем скромный. В этом все окинавцы. К примеру, новый спортивный инвентарь там может появиться, только если придет в негодность старый. Но мастерство от этого не уменьшается, каждый считает за честь попасть туда.

    — Какое место каратэ занимает в жизни окинавцев?

    Сейчас каратэ на Окинаве стало менее популярно.

    На это повлияло наличие там американской деревни и военной базы. Спортом номер один стал бейсбол, а уже за ним по массовости идут сумо и футбол. Еще одна причина — на Окинаве очень спокойная и размеренная жизнь, им не от кого защищаться. Соответственно, необходимость изучения боевого искусства как инструмента самообороны, отпала само собой.

    Но на материковой части, в Японии, ситуация другая. Там каратэ — это обязательная дисциплина в школе и в высших учебных заведениях.

    — Павел, а в чем различие окинавского каратэ и японского?

    Об этом не расскажешь в двух словах. Из окнавского или, как его еще называют, традиционного каратэ сейчас осталось три основных направлениях: сёрин-рю, уёти-рю и годзю-рю. Японское каратэ представлено такими массовыми популярными стилями, как шотокан, сито-рю, киокушинкай и другие. Между японским и окинавским каратэ существуют принципиальные различия.

    Во многих японских стилях на первый план выходит соревновательный момент: проведение зрелищных чемпионатов, их телетрансляции. И это, конечно, неплохо. В окинавском каратэ, и в частности для годзю-рю, этого нет.

    — Получается, что в годзю-рю нет поединков?

    Часто сталкиваюсь с тем, что для многих весь стиль каратэ определяется через правила соревнований. В годзю-рю этот принцип не работает. Турниры, конечно, проводятся, но не в таких масштабах. Здесь есть свои нюансы. Годзю-рю сохранило традиции подлинного боевого искусства. А любое спортивное состязание в традиционном каратэ предусматривает ряд ограничений, чтобы не превратить все это в убийство.

    Сам Хигаона говорит, что поединок — это не цель, ради которой ты тренируешься, а возможность проверить себя.

    Изначально предполагалось две системы правил — жесткая (ирикуми-го) и мягкая (ирикуми-дзю). Первая близка к рукопашному бою, а вторая чем-то похожа на ашихара каратэ, где разрешены захваты, броски, но без прямых ударов в голову.

    — Как давно вы начали изучать стиль годзю-рю?

    В каратэ я уже 25 лет, но изучать стиль гудзю-рю начал с 2013 года. Там я нашел то, что мне не хватало в кекушине.

    Многие бросают каратэ из-за полученных на соревнованиях травм. Они не могут больше драться и не видят смысла продолжать заниматься. Проблема в том, что в соревнованиях используется только 10% техники. И те, кто заточен именно на участия в турнирах, делают упор на функционал. Ката становится для них формальностью. В традиционном каратэ все наоборот, ката это основа основ и люди изучают его для того, чтобы научится использовать его скрытые принципы в реальном бою. Хотя его может никогда не произойти.

    — А как обстоят дела с каратэ годзю-рю в Самаре?

    «Сатори» — единственный клуб, где существует группа по каратэ годзю-рю.

    В свое время, познакомиться с этим стилем мне помог сенсей Богдан Алексеевич Курилко. Он живет и тренируется в Москве и не раз бывал на Окинаве.

    В нашем регионе этот стиль не получает должного развития, потому что не хватает учителей, наставников, которые могли бы должным образом преподнести истинную философию годзю-рю.

    От осознания этого еще больше понимаешь всю ценность того опыта, который мне удалось получить от общения с великим мастером Морио Хигаона.

    Благодарим Павла Шора за интервью и желаем успехов в работе!

    Ссылка на основную публикацию