Каратэ Наге Ваза — классификация и особенности бросков используемых в каратэ | Karate-krs.ru

Каратэ Наге Ваза — классификация и особенности бросков используемых в каратэ

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В КАРАТЕ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

В настоящее время карате является популярным видом спорта, интерес к которому неуклонно растет и по сей день. Популярность этот вид спорта завоевал благодаря своей философии и многообразию технических действий. Сегодня существует большое разнообразие стилей карате, но все они в основном отличаются лишь правилами, а не техническими действиями.

Карате присуще множество различных технических действий. Сюда входят удары и блоки, которые выполняются как руками, так и ногами, броски, подсечки, уклоны, уходы и т. д. Но при всем множестве технических действий нам, в ходе анализа отечественной и зарубежной литературы в области боевых искусств, не удалось найти классификации технических действий карате, которая соответствовала бы современным требованиям. А это, в свою очередь, влияет на организацию тренировочного процесса и на решение педагогических задач по совершенствованию техники каратистов, что указывает на актуальность данно­го исследования.

В предложенной нами классификации технических действий карате (таблица 1), мы выделили четыре основные группы: стойки, перемещения, действия в защите, действия в нападении (удары).

Группу «стойки» мы разделили по двум критериям: «по назначению» и «в зависимости от расположения центра тяжести». В подгруппе «по назначению» выделили стойки: естественные (шизентай), наступательные (например, зенкутцу-дачи) и защитные (например, кокуцу-дачи).

Таблица 1 — Классификация технических действий в карате

стойки по назначению естественные
наступательные
защитные
по расположению ЦТ смещенные назад
смещенные вперед
симметричные
в нападении (удары) по способу нанесения руками
ногами
по области нанесения верхний
средний
нижний
по использованию ударных поверхностей локтем
кулаком основанием
пястно-фаланговым суставом
тыльной стороной кисти
ладонью основанием
тыльной стороной
внутренним ребром
внешним ребром
пальцами
коленом
голенью
стопой подъемом
плюсно-фаланговым суставом
пяткой
подошвой
внешним ребром
по направлению вперед
назад
в сторону
круговой
обратный круговой
по способу выполнения проникающие
восходящие
в прыжке
в защите уходы с линии атаки
уклоны
блоки
по исполнению рубящие
отводящие
по области защиты верхний
средний
нижний
по способу защиты руками
ногами
перемещения по направлению лицом вперед
спиной вперед
боком
направо
налево
по способу выполнения шагом
шагом с поворотом
приставным шагом
скрестным шагом
выпадом
прыжком
прыжком с поворотом

Ко второй подгруппе «в зависимости от расположения ЦТ» отнесли стойки смещенные назад (например, кокуцу-дачи), смещенные вперед (например, зенкутцу-дачи) и симметричные (киба-дачи).

Группу «действия в нападении (удары)» разделили по следующим критериям: «по способу нанесения», «по области нанесения», «по использованию ударных поверхностей», «по направлению», «по способу выполнения». В подгруппе «по способу нанесения» были выделены удары руками и ногами. По области нанесения были определены три уровня: верхний, средний, нижний (дзёдан, чудан, гидан ). В карате используются различные ударные поверхности, что нами и было выделено в подгруппе «по использованию ударных поверхностей». К ним мы отнесли удары коленом, голенью, стопой (подъёмом стопы, пяткой, подошвой стопы, плюсно-фаланговым суставом, внешним ребром стопы), локтем, кулаком (основанием, пястно-фаланговым суставом, тыльной стороной кисти), ладонью (тыльной стороной, основанием, внешним ребром, внутренним ребром), пальцами. По направлению действия в нападении были проклассифицированы как удары вперед, назад, в сторону, круговой и обратный круговой. А по способу выполнения были выделены проникающие удары, восходящие удары и удары в прыжке.

Группа «действия в защите» классифицировались как уходы с линии атаки, уклоны и блоки. Блоки были разделены по следующим критериям: «по исполнению» (рябящие и отводящие), «по области защиты» (верхний, средний, нижний), «по способу защиты» (руками, ногами).

Группа «перемещения» была разделена на две подгруппы: «по направлению» (лицом вперед, спиной вперед, боком, направо, налево) и «по способу выполнения» (шагом, шагом с поворотом, приставным шагом, выпадом, скрестным шагом, прыжком с поворотом и прыжком без поворота).

Таким образом, предложенная классификация технических действий в карате может быть положена в основу их анализа, обучения и совершенствования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

10.5. Броски, болевые и удушающие приемы

10.5. Броски, болевые и удушающие приемы

В каратэ могут быть применены все виды бросков, известных в дзюдо. Однако бросок сам по себе в каратэ не является самоцелью. В ситуации, когда противник в результате броска оказался на полу, его добивают ударом руки или ноги.

В каратэ стараются не проводить бросок непосредственно с захватом противника руками, так как это означает парализовать свои руки, что, в свою очередь, существенно повышает собственную уязвимость для ударов противника. В общем случае броски выполняют во время атаки с нанесением ударов или после блокирования атаки, пользуясь при этом благоприятной возможностью захвата противника за одежду или части тела (рис. 17).

Рис. 17. Броски: 1 — с захватом ног спереди; 2 — задняя подножка; 3 — передняя подножка; 4 — через спину; 5 — передняя подсечка

Кроме того, в каратэ существует метод сутэми, который, в частности, заключается в том, что в ответ на мощную атаку противника падают на пол, преграждая путь противника своим телом и вызывая тем самым его падение.

Очень часто броски, особенно подсечки, используют не для того, чтобы бросить противника на пол, а для того, чтобы просто вывести его из равновесия с целью нанесения ему последующих ударов.

Удушающие приемы так же мало используются в каратэ, как и броски. Это обусловлено тем, что в основе каратэ лежит стремительная контратака или встречная атака в ответ на действия противника, скорость которых исчисляется долями секунды.

Для выполнения удушающего приема необходимо, чтобы противник находился очень близко, с тем чтобы можно было выполнить захват его одежды или соответствующим образом расположить ладони и предплечья на его шее. Затем следует удушающий прием с воздействием на сонную артерию или дыхательное горло противника (рис. 18). Потеря сознания происходит через несколько секунд после начала удушения, а до этого необходимо обезопасить себя от возможных ударов противника.

Рис. 18. Удушающие приемы: 1 — удушающий захват плечом и предплечьем; 2 — двойной удушающий захват

Что касается болевых приемов, то их арсенал в каратэ по сравнению, например, с самбо небогат. Среди наиболее распространенных болевых приемов в каратэ можно выделить такие, как (рис. 19) рычаг руки наружи или внутрь, загиб руки за спину, узел руки наверху, а также точечные удары кончиками пальцев в уязвимые точки тела. Однако отрабатываются и применяются болевые приемы, равно как и удушающие, далеко не во всех школах и стилях каратэ.

Рис. 19. Болевые приемы: 1 — рычаг руки наружу; 2 — рычаг руки внутрь; 3 — узел руки наверху; 4 — загиб руки за спину

Ниппон Кэмпо

БРОСКОВАЯ ТЕХНИКА. РУКОПАШНЫЙ БОЙ НИППОН КЭМПО. ОСОБЕННОСТИ.

Не так важно сделать первый шаг,
как важно сделать его в нужном направлении…


В системе рукопашного боя Ниппон Кэмпо бросковая техника выделена в отдельную категорию («nage waza», 投げ技). Надо сказать, что «наге вадза» – техника бросков – как отдельная дисциплина присутствует во всех японских борцовских дисциплинах: джиу-джитсу, дзюдо, айкидо и сумо. «Наге» – в переводе с японского означает «бросок». Количество и типы бросков, изучаемых в той или иной дисциплине – различно. Различно, потому что каждый вид японских единоборств во главу угла ставит свои цели. Например, в айкидо, где основной принцип – использование энергии противника – не используются броски, в которых требуется применение силы, в сумо – главное выбросить соперника за пределы круга. Соответственно, система японского рукопашного боя Ниппон Кэмпо «наге вадза» включает перечень бросков, которые являются эффективными в прикладном рукопашном бою (в уличной драке, например), с одним или несколькими противниками, которые могут быть вооружены холодным(нож), ударным (палка, кастет) или огнестрельным оружием.

Удар – продолжение броска, бросок – продолжение …

Основатель Ниппон Кэмпо – легендарный мастер Мунэоми Саваяма (имел 5 Дан по дзю-до) – исследовал техники некоторых стилей джиу-джицу и каратэ-до мастера Кенва Мабуни (основатель Сито-рю каратэ-до). Мунэоми Саваяма взял наиболее эффективныеg приемы из борцовских дисциплин, соединил их с ударной техникой каратэ и тайского бокса, усовершенствовал и включил в виде отдельного раздела в авторскую систему японского рукопашного боя Ниппон Кэмпо. Мастер Саваяма обратил внимание, что в реальном рукопашном бою боец, который использует классические броски без ударов, всегда проигрывает своему противнику, особенно если тот обучен ударной технике боя или, тем более, вооружен каким-либо оружием.

Проигрышный момент наступает еще на этапе попытки захвата или самого захвата противника. Поэтому мастер Саваяма взяв за основу классические броски из японских дисциплин джиу-джитсу, айкидо и дзюдо разработал такую технику бросков, где бросок является продолжением удара или блока, а удар является продолжением броска. В этом – уникальность бросковой техники Ниппон Кэмпо. Что это значит?
Захват должен быть мгновенным и не давать завязнуть в противнике, иначе тот может освободиться от захвата при помощи оружия или ударов. Захват служит лишь продолжением Вашей техники и реализации её через бросок или болевой контроль с обязательным добивающим движением. Принцип «иккэн-хиссацу» (одним ударом-наповал) является доминирующим в технологии победы над противником. После броска удар должен быть обязательно!

В Ниппон-кэмпо, в отличии, например, от джиу-джитсу или дзю-до техника броска используется как вспомогательный элемент для последующего проведения добивающего удара. При этом бросок должен быть жестким и мощным, чтобы «впечатать» противника в пол, дезориентировать его и сбить ему дыхание. Особое внимание уделяется технике «взятия захвата» против атакующих ударов противника. Применение принципа постановки защитного блока и одновременного или последующего захвата в японском рукопашном бое является одной из «визитных» карточек стиля Ниппон Кэмпо.

Борьба в партере

Виды бросков в Ниппон Кэмпо

В целом броски в японском рукопашном бое делятся на две следующие категории:

  • броски из положения стоя;
  • броски в падении.

Напомним, что в рукопашном бою следом за броском следует добивающий удар, и поэтому, независимо от того какой проводится бросок, боец на последней его стадии должен оказаться в атакующей ударной позиции.

Тати вадза (броски, выполняемые стоя)

  • «аси барай вадза» – подсечки ногами;
  • «гаккэ вадза» – зацепы;
  • «аси нагэ вадза» – подножки и перевороты через ноги;
  • «коси вадза» – броски через бедро;
  • «соритэ вадза» – броски спиной;
  • «ката вадза» – броски через плечо;
  • «тэ вадза» – броски, выполняемые руками;
  • «хинаритэ вадза» – броски – подкрутки;
  • «богу нагэ вадза» – броски в «защитной» экипировке;
  • «кансэцу нагэ вадза» – броски с болевым контролем;
  • «токуши нагэ вадза» – особые броски.

Ма сутэми вадза (броски в падении):

  • «ма сутэми вадза» – броски, выполняемые при падении на спину;
  • «еко сутэми вадза» – броски в бок, выполняемые в падении.

В Ниппон Кэмпо бросок рассматривается как единое целое действие, разделенное на определенные фазы. Никакая из фаз при проведении броска не может быть пропущена, иначе бросок будет проведен неверно, и это не приведет к победе над противником.

Основные фазы проведения броска

  • «Gatame waza». Взятие противника на захват. В Ниппон кэмпо реализация этой фазы выполняется через ударную технику и ухода с линии атаки «kawashi waza».
  • «Kuzushi waza». Совокупность действий, выводящих противника из равновесия и вызывающих его падение. Чтобы успешно совершить эту технику в Ниппон кэмпо учат находить наиболее слабое место противника и атаковать в него.
  • «Tsukuri» . Состоит из техник «айтэ но цукури» (заставить противника раскрыться, допустить ошибку) и «дзибун но цукури» (действия подготавливающие технику броска).
  • «Kake» или «нагэ ками» – фаза броска, сам бросок.
  • «Atame waza» . Проведение окончательного удара или техника взятия на болевой контроль «kansetsu waza».

Обязательным условием во время, и особенно после выполнения броска, является соблюдение принципа «дзансин», а именно присутствие духа и концентрация внимания не только во время проведения броска, но и после его окончания.

Техника броска в Ниппон Кэмпо

  • Бросок или прием, помогающий освободиться от противника, можно выполнять только при условии, что сам находишься в устойчивом положении и равновесии. Поэтому, прежде чем выполнить бросок научитесь координировать Ваше тело, правильно используйте баланс и принимайте устойчивую позицию.
  • В проводимый бросок вкладывайте всю силу из своего центра «тандэн». Умение контролировать положение своего центра тяжести цениться гораздо выше, чем сам бросок.
  • Никогда не бросайте только за счет своей грубой силы, научитесь понимать «свой» центр тела. Помните, без принципа «Kuzushi» Вы не проводите бросок – вы ломаете противника и сами об него ломаетесь.
  • Для того, чтобы разбалансировать вашего противника, применяйте метод «толкни, чтобы потянуть и потяни, чтобы толкнуть».
  • Всегда применяй технику «kime waza», иначе ваша техника не будет иметь самого главного – энергии наполненности и концентрации. Техника без «kime», как оркестр без музыки. Да, у Вас есть инструмент, Вы знаете ноты, но если не умеете извлекать музыку из вашего инструмента, тогда зачем все это?

Сплав бросковой и ударной техники – это то, что отличает и выделяет рукопашный бой Ниппон Кэмпо не только среди восточных единоборств, но и из всех систем рукопашного боя. Умение правильно сочетать удары и броски дает в схватке огромное преимущество перед любым, даже подготовленным противником. Бросковая техника очень эффективна против стандартной ударной техники, а ударная техника против борцовских приемов. Броски в Ниппон Кэмпо – это не просто мастерство или, тем более – набор приемов, это – превосходство над противником!

Терминология кёкусинкай

Терминология каратэ кёкусинкай

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Сосай – Основатель Кёкусин каратэ (Мас Ояма)
Сихан – мастер (5 дан и выше)
Сэнсэй – учитель, наставник(3 и 4 дан)
Сэмпай – тренер, старший пояс
Додзё – зал для занятий
Кихон – базовая техника
Идо кихон – базовая техника в перемещении
Рэнраку – комбинации
Ката – определенная последовательность ударов и передвижений
Кумитэ – спарринг
Самбон кумитэ – учебный спарринг на три шага
Якусоку кумитэ – учебный спарринг
Дзию кумитэ – свободный спарринг
Осу. – традиционная форма приветствия, выражение понимания, согласия и готовности
Ногарэ – мягкое дыхание
Ибуки – изометрическое силовое дыхание
Нидан – двойной
Самбон – тройной

КОМАНДЫ

Сэйдза – принять позу для сидячей медитации (дзадзэн)
Андза – принять расслабленную позу, сидя
Мокусо – закрыть глаза для медитации
Мокусо ямэ – открыть глаза
Синдэн ни рэй – поклон святыне школы (алтарю)
Сэнсэй (сэмпай) ни рэй – поклон учителю (тренеру)
Отагай ни рэй – поклон всем присутствующим
Таттэ — встать
Ёй – приготовиться
Камаэтэ — принять положение
Хадзимэ – начать
Ямэ – закончить
Маваттэ – повернуться
Хантай – сменить стойку на противоположную
Наорэ – вернуться в исходное положение
Ясумэ – расслабиться

СЧЁТ

1 – ити
2 – ни
3 – сан
4 – си (ён)
5 – го
6 – року
7 – сити
8 – хати
9 – ку
10 – дзю
45 ° — ёндзю го

СТОЙКИ

Хэйсоку дати – ступни вместе
Мусуби дати – пятки вместе, носки развернуты
Хэйко дати – ступни параллельно на ширине плеч
Ёй дати – стойка готовности
Фудо дати – ступни на ширине плеч, носки развернуты
Ути хатидзи дати – ступни на ширине плеч, носки повернуты внутрь
Дзэнкуцу дати – передняя стойка
Кокуцу дати – задняя стойка
Сантин дати – стойка «песочные часы»
Киба дати – стойка всадника
Сико дати – стойка «сумо»
Нэкоаси дати – стойка «кота»
Цуруаси дати – стойка на одной ноге («цапли»)
Какэ дати – скрученная стойка с заступом
Мороаси дати – ступни параллельно на ширине плеч; одна нога выдвинута вперед
Кумитэ дати – стандартная боевая стойка

УРОВНИ

Дзёдан – верхний
Тюдан – средний
Гэдан – нижний

НАПРАВЛЕНИЯ

Агэ – вверх
Ороси – сверху вниз
Маэ – вперед
Ёко – в сторону
Усиро – назад
Маваси – по кругу
Сото – снаружи внутрь
Ути – изнутри наружу
Хидари – лево
Миги – право
Ой – одноимённое положение
Гяку – разноимённое положение
Маэ коса – зашаг спереди
Усиро коса – зашаг сзади
Кайтэн – поворот через спину
Ура – техника, выполняемая с поворотом на 360 °

УДАРНЫЕ ЧАСТИ ТЕЛА

РУКИ

Сэйкэн – кулак
Уракэн – перевернутый кулак, тыльная часть
Тэтцуи – кулак – «молот»
Сюто – внешнее ребро ладони
Хайто – внутреннее ребро ладони
Сётэй – «пятка» ладони
Кокэн – запястье
Ёххон нукитэ – ладонь с выпрямленными пальцами
Нихон нукитэ – ладонь с выпрямленными пальцами, образующими «вилку»
Накаюби иппонкэн – кулак со сжатым наполовину средним пальцем
Ояюби иппонкэн – кулак со сжатым наполовину большим пальцем
Хиракэн – кулак со сжатыми наполовину пальцами
Рютокэн – кулак «голова дракона»
Хайсю – тыльная сторона ладони
Тохо – раскрытая ладонь с отведённым большим пальцем
Кэйко – пальцы, собранные щепоткой
Хидзи – локоть

НОГИ

Тюсоку – подушечки пальцев стопы
Тэйсоку – внутренняя выемка стопы
Хайсоку – подъём стопы
Сокуто – внешнее ребро стопы
Какато – пятка
Хидза – колено
Сунэ – голень

УДАРЫ РУКАМИ

Сэйкэн цуки – удар кулаком вперед
Энкэй гяку цуки – удар со скручиванием после кругового блока
Татэ цуки – удар кулаком, расположенным вертикально
Агэ цуки – удар крюком снизу вверх в подбородок
Сита цуки – удар крюком снизу вперед по корпусу
Ороси цуки – удар крюком сверху вниз
Моротэ цуки – удар двумя руками вперед
Яма цуки – удар двумя руками на разных уровнях
Дзюн цуки – удар в сторону
Сётэй ути – удар «пяткой» ладони
Ёххон нукитэ – удар пальцами в горло и сплетение
Нихон нукитэ – удар пальцами в глаза
Хиракэн цуки – удар суставами сжатых наполовину пальцев
Хиракэн маваси ути – круговой удар суставами сжатых наполовину пальцев
Рютокэн – удар суставами в положении «голова дракона»
Тохо цуки – удар «рукой – крюк» в горло
Аго ути – хлёсткий удар в подбородок
Тэтцуи ороси ути – удар «молотом» сверху
Тэтцуи комиками ути – удар «молотом» сбоку в висок
Тэтцуи хидзо ути – удар «молотом» сбоку по рёбрам
Тэтцуи ёко ути – удар «молотом» наотмашь в сторону
Уракэн сёмэн гаммэн ути – удар перевёрнутым кулаком вперёд
Уракэн саю ути – удар перевёрнутым кулаком вправо и влево
Уракэн хидзо ути – удар перевёрнутым кулаком в сторону по рёбрам
Уракэн маваси ути – круговой удар перевёрнутым кулаком по голове
Сюто сакоцу ути – удар ребром ладони сверху по ключице
Сюто утикоми – прямой удар ребром ладони
Сюто гаммэн ути – удар ребром ладони сбоку по голове или шее
Сюто хидзо ути – удар ребром ладони сбоку по рёбрам
Сюто ёко ути – удар ребром ладони наотмашь в сторону
Сюто дзёдан ути ути – удар ребром ладони наотмашь вперед
Маваси ути – круговой удар крюком
Ояюби иппонкэн – круговой удар кулаком с полусогнутым большим пальцем
Хайто ути – круговой удар внутренним ребром ладони
Моротэ хайто ути – круговой удар внутренними рёбрами ладони
Хайсю ути – удар тыльной стороной ладони наотмашь
Кокэн ути – удар запястьем
Кэйко ути – удар пальцами, собранными щепоткой, в глаз
Маваси хидзи атэ – круговой удар локтем
Маэ хидзи атэ – подбив локтем
Агэ хидзи атэ – удар локтем вперёд
Ороси хидзи атэ – удар локтем сверху вниз
Усиро хидзи атэ – удар локтем назад, усиленный второй рукой

УДАРЫ НОГАМИ

Хидза гэри – удар коленом
Маваси хидза гэри – круговой удар коленом
Кин гэри – удар в пах
Маэ гэри – прямой удар вперёд
Маэ какато гэри – прямой удар пяткой
Маэ кэагэ – маховый удар вперёд
Сото маваси кэагэ – маховый удар снаружи внутрь
Ути маваси кэагэ – маховый удар изнутри наружу
Ёко кэагэ – маховый удар в сторону
Ёко гэри – удар ребром стопы в сторону
Кансэцу гэри – удар ребром стопы в коленный сустав
Маваси гэри – круговой удар вперед
Усиро гэри – прямой удар назад
Ути хайсоку гэри – диагональный удар вперёд
Ороси сото какато гэри – удар сверху вниз после кругового выноса снаружи
Ороси ути какато гэри – удар сверху вниз после кругового выноса изнутри
Какэ гэри (ура маваси гэри) – обратный круговой удар
Усиро маваси гэри («вертушка»)– обратный круговой удар с разворотом на 360 °
Маэ тоби гэри – удар в прыжке вперед
Нидан тоби гэри – двойной удар в прыжке вперёд на разных уровнях
Ёко тоби гэри – удар в прыжке в сторону
Маваси тоби гэри – круговой удар вперёд в прыжке
Усиро тоби гэри – прямой удар назад в прыжке
Усиро маваси тоби гэри («вертушка в прыжке») – круговой удар назад в прыжке
До маваси кайтэн гэри — «вертушка в падении»

БЛОКИ

Дэёдан укэ – верхний блок
Сото укэ – блок предплечьем снаружи внутрь
Ути укэ – блок предплечьем изнутри наружу
Маэ гэдан барай – сбив вниз
Маваси гэдан барай – сбив вниз после кругового выноса
Моротэ ути укэ — блок предплечьем изнутри наружу, усиленный второй рукой
Ути укэ/гэдан барай – двойной блок предплечьями
Сюто маваси укэ – круговой блок
Маэ сюто маваси укэ – передний круговой блок
Дзюдзи укэ – скрестный блок предплечьями
Сётэй укэ – блок «пяткой» ладони
Сюто дзёдан ути укэ – блок ребром ладони от головы наотмашь
Какэ укэ – блок двумя руками изнутри наружу на разных уровнях
Моротэ какэ укэ – блок предплечьем изнутри наружу, усиленный второй рукой
Хайто ути укэ – блок внутренним ребром ладони изнутри наружу
Моротэ хайто ути укэ — блок внутренним ребром ладони изнутри наружу, усиленный второй рукой
Кокэн укэ – блок запястьем
Моротэ сюто гэдан укэ – двойной разводящий блок сверху вниз
Моротэ сётэй гэдан укэ – двойной нижний блок
Хидзи укэ – блок локтем
Осаэ укэ – накладка ребром ладони
Сунэ укэ – блок голенью

Бросковая техника и самооборона

История Окинавы, изобилующая драматическими событиями — войнами, захватами, дворцовыми переворотами, неразрывно связана с развитием Сериндзирю. Наиболее ярко это проявилось в 1477 году, кода на смену пришедшей в упадок династии Шо пришел император Шо-Мин, который правил до 1572 года. Император Шо-Мин, опасаясь посягательств на свою власть, запретил носить и владеть оружием. В результате этого запрета люди, оказавшись беззащитными перед лицом преступников, переключились на систематическое и углубленное изучение боевых техник, в том числе Сериндзирю. Общеизвестно, что все современные виды борьбы произошли от древних систем самообороны без оружия. В древности жизнь людей проходила в жестокой битве за существование, но не всегда под рукой было оружие, так что часто единственным и необходимым средством защиты был бой с применением ударов руками и ногами, бросков, болевых воздействий на суставы, удушений и т.д., т.е. используя все возможности человеческого тела.

Самозащита на Окинаве является естественной необходимостью каждого, возможно, как нигде более в мире. Искусство самообороны развилось и усовершенствовалось до такого высокого уровня, что наполнило при этом многочисленные боевые системы философским и духовным смыслом. В Японии и на острове Окинава существовали различные школы, известные под различными названиями, в том числе каратэдо, дзю-дзюцу, тайджицу, явара, ваджицу, торайд, когусоку, кемпо, хакуда, кумиучи, шукаку, дзюдо, и т.д. Эти боевые системы смешиваются друг с другом и любая дискриминация между ними практически невозможна. Боевые искусства за все время своего развития испытывали периоды расцвета и упадка. Многие единоборства со временем превратились в набор застывших канонических форм, обрастая философией, и, в конце концов, прекращали свое развитие и существование под грузом закостеневших суждений и мнимых традиций.

Другие боевые искусства вошли в современную жизнь и развиваются лишь в спортивном направлении, целиком и полностью утратив свою боевую составляющую, включая философию как основу боевой системы. Сериндзирю стоит в этом смысле особняком. Имеются все основания для того, чтобы назвать данный стиль боевым искусством. Наряду с со спортивным направлением, достойное место в традиционной боевой системе, каковой является Серндзирю занимает богатейший арсенал самообороны, который включает в себя всевозможные техники защиты от внешних посягательств (включая удары, броски, заломы, подсечки, освобождение от захватов, работа по болевым точкам, работа с оружием и против вооруженного противника, против нескольких агрессоров и т.д.). Стоит отметить, что, несмотря на древнее происхождение стиля (развитие Сериндзирю насчитывает несколько веков) актуальность техники самообороны этого стиля не утрачена и в современных условиях, что безусловно подтверждает данное направление самодостаточным и эффективнейшим явлением в мире боевых искусств.

Дзюдо оказало огромное влияние на развитие стиля и непосредственно на его патриарха — Кайсо Кори Хисатаку. Достаточно вспомнить тот факт, что сэнсэй Хисатака будучи в Японии изучал дзюдо в Кодокане — «Мекке дзюдо» под руководством мастера Санро Току. После года обучения он был аттестован в Кодокане с белого пояса сразу на 4-й дан. В истории дзюдо это единственный и уникальный случай. Его сын и действующий глава стиля в мире Масаюки Кукан Хисатака аттестован на 6-й дан по дзюдо и даже был кандидатом в олимпийскую сборную по дзюдо, готовившуюся к Токийской Олимпиаде 1964 года. И все же, принципы, идеология и мотивация бросковой техники в Сериндзирю существенно отличаются от бросковой техники применяемой в Дзюдо. В серьезной литературе по каратэдо имеются ссылки на старых мастеров, которые рекомендовали классическую схему контратаки: защита — удар — бросок — завершающий поражающий удар. Этот принцип непосредственно отражает философию каратэдо, и подтверждает не агрессивную, а оборонительную сущность каратэ. В прикладном каратэ, также как и в реальной жизни, броски имеют огромное значение: во-первых, сам бросок на землю или на пол безусловно потрясет противника. Кроме того, тело противника, который лежит на жесткой поверхности после проведенного броска, и при последующем нанесении удара не амортизирует (либо компенсирует удар), что существенно повышает возможность выведения противника из строя, его поражения и быстрого завершения поединка.

Достаточно посмотреть профессиональные бои по различным версиям, где учувствуют бойцы различных стилей и где существенное преимущество имеют те бойцы, которые наряду с ударной техникой рук и ног обладают бросковой техникой. В то же время, не стоит забывать о прикладном значении бросков в Сериндзю рю Кенкокан каратэ-до и ключевых отличия от дзюдо, самбо, где соперники сближаются вплотную, крепко захватывая друг друга за одежду, а затем ищут пути для проведения какого-либо броска или другого технического действия (перевода, сваливания и т.д.). В каратэ такая тактика ведения поединка исключена, поскольку на ваше явное стремление сократить дистанцию для осуществления захвата противник незамедлительно ответит ударом и тем самым выведет вас из строя, cделав невозможным дальнейшее проведение не только броска, но и любого другого технического действия. В спортивном каратэ захват пальцами за одежду выполняется довольно редко. Если для проведения броска используются руки, то различные по характеру — давление, подхватывание и т.д. — в основном выполняются открытой кистью, предплечьем или локтевым сгибом. В каратэ атакующий спортсмен начинает проведение броска с более длинной дистанции, нежели в борьбе, и маскирует его каким-либо атакующим действием (обычно удар рукой).

Если же вы находитесь в роли защищающегося, то атакующий сам сокращает дистанцию и обычно бросок выполняется непрерывно после защиты или защиты и контратакующего удара. Если осуществляется захват, то он выполняется в фазе движения, непосредственно предшествующей началу броска, или одновременно с ним. Бросковая техника в Сериндзирю Кенкокан каратэдо выполняется не за счет развития большого физического усилия, сопровождаемого захватом за одежду, а благодаря атакующим либо контратакующим действиям, использованию усилия и энергию противника, тонко чувствуя мгновение его наименьшей устойчивости проводится бросок.Обязательным и логическим условием является проведение добивающего – нейтрализующего удара рукой или ногой. Для этого, при проведении броска необходимо сохранить устойчивое положение. В противном случае, сам бросок и все предшествующие ему действия не будут иметь логического завершения – окончания боя. При выполнении броска необходимо стремиться занять такую позицию по отношению к сопернику, чтобы не дать ему возможности схватить вас за одежду и увлечь за собой на пол.

Это одно из основных отличий (остаться на ногах после броска) в мотивации бросков в Сериндзи рю Кенкокан каратэ-до, по сравнению с чисто борцовскими системами (самбо, дзюдо, и др.). Захват и бросок выполняются непрерывно, как единое техническое действие, и в качестве завершения атаки — атакующий удар, не позднее, чем через 1-2 секунды после броска. Эта пауза допускается, чтобы дать спортсмену возможность точнее прицелиться, однако вся комбинация должна быль логически выстроенной и единой. Если попытка проведения броска не удалась, в Косики каратэ, при проведении спортивного поединка боец должен прекратить дальнейшее удержание противника и перейти к другим действиям (разорвать дистанцию, продолжить атаку и т.д.). При попытке выполнить повторный бросок, стараясь рывками за одежду вывести соперника из равновесия, спортсмену делается замечание или предупреждение. В прикладном каратэ специфика бросков определяется постоянной реальной угрозой со стороны противника, зачастую вооруженного. В данном случае, чаще применяются захваты пальцами за одежду, особенно за руку с оружием, сопровождаемые либо предшествующие ошеломляющим ударом, выбиванием оружия, и последующим броском. После проведенного броска, практически мгновенно наноситься завершающий — поражающим удар. Причиной падения могут также быть болевые воздействия на суставы. Таковы основные особенности, отличающие броски стиля Сериндзи рю Кенкокан каратэ до, а также спортивного направления Косики каратэ.

броски в каратэ

#1 Eraser

  • Пользователи
  • 2 228 сообщений
    • Gender: Male

    Несмотря на то , что в каратэ преобладает ударная техника, в техническом арсенале существует раздел бросков — нагэ- вадза.

    В принципе, попытка проведения броска без предварительной подготовки в единоборствах с ударной техникой равноценна самоубийству.

    Поэтому при проведении броска в каратэ различаются три основные фазы: -подготовительная, когда противник либо выводится в предбросковое состояние (за счет выведения его центра тяжести к границе площади опоры путем ложных выпадов,предварительных захватов.

    Однако чаще всего этого добиваются путем шокирующего удара,предваряющего бросок) -проведения броска — постановка предела (обязательно проведение решающего добивающего удара) Традиционная схема броска такова: «блок-контрудар-бросок-кимэ»

    Существует ряд бросков, проводимых после атаки ногой.

    Принцип проведения таких бросков тот же: необходимо заблокировать удар и, удерживая атакующую ногу, сделать либо «завал колена», либо опрокидывание при помощи подсечки передней или задней ногой под опорную с последующим кимэ.

    Иногда броски делаются с ударом-захватом ноги рукой из низкой стойки. В любом случае бросок требует тщательной наработки и автоматизма выполнения

    Броски ногами

    В таких бросках ноги атакующего действуют против ног или туловища противника и играют решающую роль в броске. Варианты бросков, в которых действиям ногой предшествует захват ноги противника, все равно рассматриваются как броски в основном ногами. Броски в основном ногами делятся на:

    1. Подножки
    2. Зацепы
    3. Подсечки
    4. Подсады

    Подножками называются такие броски, при которых атакующий подставляет ногу сзади, спереди или сбоку ноги или ног противника и с помощью рывка руками переваливается через нее. В момент проведения подножки обе ноги атакующего касаются ковра. Подножки делятся на передние, задние и боковые.

    Зацепами называются такие броски, при которых атакующий ногой как бы захватывает одну из ног противника, а затем бросает его, вынося зацепленную ногу из-под центра тяжести противника, руками выводя его туловище за площадь опоры. Зацепы проводятся голенью, пяткой (ахиллесовым сухожилием) и тыльной частью стопы. Одновременный зацеп голенью и стопой одной и той же ноги за одну ногу противника называется обвивом. Одновременные зацепы стопой одной ноги за подколенный сгиб, второй — за ахиллесово сухожилие другой ноги противника называются двойным зацепом. Зацепы и обвивы могут проводиться как в стойке, так и с падением.

    Подсечками называются броски, при которых основным действием, вызывающим падение противника, является подбивание стопы, голени или колена противника пальцевой частью подошвы. Подсечки делятся на передние, задние, боковые и подсечки изнутри. Подсечки могут проводиться как в стойке, так и с падением.

    Подсадами называются броски, при которых атакующий своей ногой приподнимает ноги или туловище противника и с помощью рук переворачивает его в соответствующем направлении. Подсады делятся на подсады бедром, голенью, подъемом и подсады подошвой. Подсады в туловище подошвой или голенью, при которых происходит бросок противника вперед через голову бросающего, называются бросками через голову. Подсады голенью и бедром могут производиться как в стойке, так и с падением. Броски через голову, подсад туловища с захватом двух пяток и подсад подъемом изнутри проводятся только с падением.

    Броски туловищем

    Это броски, при которых атакующий частью своего туловища подкидывает ноги или туловище противника и перебрасывает его через себя. Броски в основном туловищем подразделяются на:

    1. Броски через тазовый пояс
    2. Броски через плечевой пояс
    3. Броски через спину
    4. Броски через грудь

    Броски через тазовый пояс называют бросками через бедро, а броски через плечевой пояс — «мельницами».

    Бросками через бедро называют такие броски, при которых атакующий подбивает верхнюю часть ног противника своим тазовым поясом и в противоположном направлении делает рывок руками. Броски через бедро можно делать как в стойке, так и с падением.

    «Мельницами» называются такие броски, при которых атакующий перекатывает туловище противника через свои плечи, делая для этого разнообразные захваты. Броски «мельница» могут проводиться как в стойке, так и с падением.

    Бросками через спину называются такие броски, при которых атакующий перекатывает через свою спину туловище противника. Бросок через спину, бросок захватом руки под плечо и бросок перекатом проводятся только с падением. Бросок захватом руки на плечо, обратный бросок через спину и бросок перетягиванием проводятся как в стойке, так и с падением.

    Бросками через грудь называются такие броски, при которых самбист подбивает живот противника нижней частью своего живота или двумя руками подсаживает вверх его грудь и живот и бросает его вправо или влево через свою грудь. Броски через грудь проводятся только с падением.

    Броски руками

    Это такие броски, при которых ноги атакующего не касаются ног или туловища противника, туловище атакуемого не переваливается через туловище атакующего, однако в некоторых случаях оно может быть использовано как дополнительная точка опоры для переворачивания противника спиной к ковру. В основном противник поднимается, переворачивается и повергается на ковер силою рук самбиста.

    Броски рывком за руки — это броски, при которых противника находящегося на дальней дистанции атакующий выводит из равновесия и бросает на ковер сильным рывком за руки. Такие броски ещё называются выведениями из равновесия.

    Броски рывком за ногу состоят из бросков, при которых одна рука захватывает ногу, а вторая — рукав, пояс, предплечье под плечо или нажимает на захваченную ногу. Ни ноги, ни туловище атакующего непосредственно не воздействуют на ноги и туловище противника. Броски рывком за ногу включают броски рывком за пятку, броски рывком за голень и броски рывком за бедро.

    Бросками рывком за две ноги называются броски, при которых атакующий захватывает обе ноги противника — сразу, или поочередно. Они производятся без непосредственного воздействия ногами против ног противника. В них входят броски захватом двух ног, броски разно хватом двух ног и броски обратным захватом двух ног.

    Бросками кувырком называются такие броски, которые осуществляются рывком двух рук с нажимом на голову или лопатки противника. При этом ноги атакующего не касаются ног или туловища противника. Броски кувырком состоят из бросков кувырком вперед и в сторону.

    Переворотами называются такие броски, при которых атакующий приподнимает противника и переворачивает его руками в воздухе для броска на спину. При переворотах ноги атакующего не касаются ни ног, ни туловища противника. В некоторых случаях атакующий использует туловище как дополнительную точку опоры для облегчения переворачивания противника. Перевороты делятся на передние, боковые и задние.

    Отличия бросков и опрокидываний:

    Бросок — это такое техническое действие, при котором противник сначала приподнимается, отрываясь ногами от пола, а затем сбрасывается на пол, обычно на спину или на бок. Подъём противника обычно осуществляется за счёт работы больших мышц, — мышц бёдер, или мышц корпуса, что позволяет довольно легко бросить противника, существенно превосходящего весом.

    Опрокидывание — это такое техническое действие, при котором противнику ограничивается свобода перемещений, а затем он выводится из равновесия, что приводит к его падению. Обычно опрокидывание производится за счёт блокировки ног противника.

    В большинстве случаев сделать опрокидывание легче, чем бросок, т.к. не требуются усилия для подъёма центра тяжести.

    Блаженны прыгающие. Ибо они допрыгаются. Аугуст Сумасбродный

    Каратэ Наге Ваза — классификация и особенности бросков используемых в каратэ

    Актуальность рассматриваемой темы исследования мы связываем с ответственностью тренеров (в более широком плане – спортивных менеджеров) за принятие решений, касающихся «проектирования» и создания саморазвивающихся систем типа «спортсмен (боец)». Оценить эффективность своих действий в этом плане можно только в результате моделирования: разработки эталонной модели спортсмена, способного выиграть крупные соревнования; разработки динамической (процессной) модели достижения поставленной цели.

    Системный анализ двигательной (спортивной) деятельности, лежащей в основе моделирования, при этом играет решающую роль. Суть его мы прежде всего видим в реализации на практике принципа первичности соревнований и вторичности тренировки. На его содержательный аспект обращают внимание многие специалисты (да и сами борцы). Автор этих строк, например, считал (будущим действующим спортсменом), что раз в квартал надо обязательно принимать участие в соревнованиях любого уровня, чтобы не стать «тренировочным борцом».

    Суть данного принципа, по мнению В.М. Семенова, заключается в том, что эффективность управления тренировочным процессом существенно повышается, если он реализуется с учетом особенностей соревновательной деятельности в спортивной борьбе [2, 4, 8, 9]. Отмеченное следует обязательно учитывать в процессе создания названных выше моделей.

    Другим условием при их разработке является наличие так называемой «информационной достаточности». Это означает, что тренер должен иметь достаточное представление о том, что является входными и выходными переменными в исследуемой системе и какие факторы оказывают влияние па процесс ее функционирования в рамках как тренировочной, так и соревновательной деятельности. Если уровень информационной достаточности невысок, то создать модель, с помощью которой можно получать новые знания о процессе подготовки квалифицированных спортсменов, невозможно. Если же уровень информационной достаточности велик (то есть система подготовки уже хорошо изучена), то вопрос о создании модели теряет смысл, гак как новых знаний она не даст.

    Следовательно, разработать модель в каратэ киокусинкай для подростков в возрасте 12–15 лет, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, имеет смысл. Она считается адекватной, если: 1) зависимость выходных переменных от входных параметров в модели и исследуемом объекте практически совпадает; 2) наличествует полнота описания моделируемого процесса (учета всех факторов, поддающихся формализации)[1-4].

    Существует ряд видов моделей в спортивной борьбе: обобщенные, групповые, индивидуальные, а также математические (аналитические, алго­ритмические). В каждом из них специалисты рассматривают не только практические, но также теоретические и методологические вопросы.

    Практически все эти виды моделей характерны для каратэкиокусинкай (с позиций применяемых при этом подходов к моделированию осуществляемых при этом процессов). В качестве примера приведем схему, представленную на рисунке, составленную на основе обзора специальной литературы (современной и прошлых лет).

    Виды моделирования процессов, определяющих эффективность спортивной деятельности в каратэ киокусинкай, с подростками в возрасте 12–15 лет, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата: ОС – математическое моделирование

    Моделирование в спортивной тренировке подростков в возрасте 12–15 лет, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата, представлено в виде функциональных и спортивных возможностей. Кроме того, различают моделирование соревновательной деятельности и эффективной деятельности тренера в системе «спортсмен-тренер».

    Функциональное моделирование мы связываем с физической, технической и психологической подготовкой спортсмена (подростков в возрасте 12–15 лет, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата) средствами каратэ киокусинкай. Конкретно речь идет о таких параметрах, как двигательные и психометрические качества, устойчивость, структура личности.

    Моделирование спортивных возможностей определяется функцией подготовленности, учетом индивидуальных и морфологических особенностей, возрастом и спортивным стажем. Оно касается отдельного спортсмена, его тренировочной деятельности в рамках определенного этапа времени.

    Это также моделирование соревновательной деятельности, выход спортсмена на запланированный уровень результата на конкретном этапе подготовки квалифицированного бойца. Акцент нами делается и на моделирование эффективной деятельности тренера в каратэ киокусинкай, работающего с подростками в возрасте 12–15 лет, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, который сам занимается моделированием, основываясь на закономерностях построения тренировочных и соревновательных процессов [1-4, 10].

    В процессе исследования была сформирована модель «идеального типа тренера» в каратэ киокусинкай, работающего с подростками в возрасте 12–15 лет, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. В итоге были выбраны следующие личностные качества (ресурсы, знания и умения):

    1. Умение моделировать свои действия в рамках системы «тренер – спортсмен» в условиях неполноты информации;
    2. Способность инвестировать себя в общее дело подготовки квалифицированных бойцов каратэ киокусинкай в возрасте 12–15 лет, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата;
    3. Целеустремленность с ориентацией на успех;
    4. Компетентность в тренерской работе с подростками в возрасте 12–15 лет, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата;
    5. Склонность к ответственности;
    6. Соответствие этическим нормам в избранном виде спорта, в данном случае каратэ киокусинкай;
    7. Этикет тренера.

    В таблице представлены показатели моделирования личностных качеств квалифицированных бойцов каратэ киокусинкай. Они представлены по значимости в трех «номинациях» (таблица составлена на основе результатов исследований Э.Г. Мартиросова, М.Я. Набатниковой и В.М. Семенова). Наибольшую значимость имеют: тотальные размеры тела, двигательный анализатор и взрывная сила бойца.

    Наиболее значимые показатели моделирования личностных качеств

    Морфофункциональных параметров

    Функциональной подготовленности

    Карате (яп. 空手 — «пустая рука») – японское боевое искусство, которое представляет собой систему защиты и нападения. Термин «карате» был введён в обращение в XVIII веке.

    В карате нет какой-то одной международной федерации, в нем каждый крупный стиль имеет свою федерацию.

    История возникновения и развития карате

    Многие считают, что жители острова Окинава (в то время он был центром независимого королевства Рюкю) вели постоянную партизанскую борьбу против японских захватчиков и ради этой борьбы создали искусство карате. Но существуют и противники данной теории, они утверждают, что боевые искусства на острове практиковались, в основном, среди потомков переселенцев из Китая, и уже от них постепенно перешли к другим жителям.

    В конце XIX века Окинава стала префектурой Японской империи. Во время набора призывников в ряды доблестной японской армии, врачи заметили, что ряд призывников из Окинавы отличаются хорошей физической формой. Было установлено, что все они занимались местным боевым искусством тотэ. После этого, тотэ было включено в программу обучения в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры.

    Боевое искусство быстро вышло за пределы Окинавы и завоевало всю Японию. В 1936 году была открыта школа, получившая название Сётокан, где преподаваться стиль созвучный с названием школы. Позже он был признан классическим стилем карате. Для Сётокана не важна сила удара, основной упор делается на быстроту и точность.

    После поражения Японии в 1945 году, все японские боевые искусства были запрещены. В 1948 году была создана Японская ассоциация карате (JKA). С этого времени карате стало развиваться и как система самозащиты, и как вид спорта. Карате начало стремительно набирать популярность во всем мире, в 1957 году состоялся первый японский чемпионат по карате, а в 1963 году в Чикаго прошёл чемпионат мира по неофициальному контактному карате.

    Основные стили карате

    Сито-рю (яп. 糸東流) – один из старейших стилей карате. Он включает в себя мощные ката Сюри-тэ, жёсткие и мягкие ката Наха-тэ и артистичные ката китайского стиля «Белого журавля». Основатель Кэнва Мабуни.

    Годзю-рю (яп. 剛柔流) – один из самых распространённых стилей карате. В его основе лежит техника ближнего боя, включающая в себя удары локтями, коленями, бросковую технику, захваты и борьбу в партере. Существуют 3 основных варианта этого стиля — окинавский, японский и американский. Основатель Тёдзюн Мияги.

    Вадо-рю (яп. 和道流) – один из четырёх крупнейших стилей. К особенностям стиля можно отнести стремление бойся свести к минимуму расход сил и амплитуду движений, совершаемых на защиту, не принося в жертву ее эффективность. Основатель Хиронори Оцука.

    Сётокан (яп. 松濤館) – стиль, отличительными особенностями которого являются линейные перемещения и линейное приложение силы. Стойки низкие и широкие. Блоки жёсткие. Удары руками мощные и реверсивные с включением в удар бедра. Основатель Гитин Фунакоси.

    Кёкусинкай (яп. 極真会) – контактный стиль карате, поединки в нем насыщены высокими ударами ногами и мощными ударами руками. В кёкусинкай запрещены удары руками в голову. Основатель Масутацу Ояма.

    Стили в карате не перестают появляться, каждый выдающийся мастер пытается привнести что-то свое, что зачастую приводит к созданию нового стиля.

    Система поясов и степеней в карате

    Начать стоит с того, что в карате выделяют ученические степени — «кю» и мастерские степени — «даны». Обычно их количество равно десяти, но в зависимости от стилей может отличаться. Интересная особенность — номер «кю» уменьшается с ростом мастерства, а номер «дана», наоборот, возрастает.

    Для получения каждой следующей степени необходимо продемонстрировать мастерство выполнения ката, а также свободного боя. Многие ошибочно полагают, что степени в карате зависят от результатов соревнований. Атрибутом степени в карате является пояс (оби).

    Наиболее распространена следующая система, она используется Японской Ассоциацией Каратэ (JKA) и большинством международных ассоциаций Сётокан:

    • 9-й кю — белый
    • 8-й кю — желтый
    • 7-й кю — оранжевый
    • 6-й кю — зеленый
    • 5-й кю — красный
    • 4-й кю — фиолетовый или темно-синий
    • 3-й кю — светло-коричневый
    • 2-й кю — коричневый
    • 1-й кю — темно-коричневый
    • 1-й дан и выше — чёрный

    Черный пояс – именной и делается на всю жизнь, он более толстый и прочный чем пояса других цветов.

    Рассмотрим систему поясов в кёкусинкай:

    • 10 кю (белый пояс)
    • 9 кю (белый пояс с голубой полоской)
    • 8 кю (голубой пояс)
    • 7 кю (голубой пояс с жёлтой полоской)
    • 6 кю (жёлтый пояс)
    • 5 кю (жёлтый пояс с зелёной полоской)
    • 4 кю (зелёный пояс)
    • 3 кю (зелёный пояс с коричневой полоской)
    • 2 кю (коричневый пояс)
    • 1 кю (коричневый пояс с золотой полоской)
    • 1-9 дан (чёрный пояс)
    • 10 дан (красный пояс)

    Существуют минимальные интервалы времени между экзаменами, они разные в разных федерациях. Интервалы эти увеличиваются с увеличением степени. Ученические и мастерские степени присваиваются пожизненно.

    Каратэ Наге Ваза — классификация и особенности бросков используемых в каратэ

    Отдать ребенка в секцию карате или ушу было модно и почетно. Сегодня мода на самооборонные навыки возвращается. Все больше и больше родителей предпочитают отводить малышей в «боевые секции», чтобы те научились премудростям самозащиты.

    Особенности карате по-детски

    Если вы решили отдать ребёнка на карате (будь то секция или школа), прежде всего, ответьте на вопрос «зачем это нужно?» и, в частности, «зачем это нужно малышу?». Если ответ не выходит за рамки «для навыков самообороны» или «потому что это круто», значит, вам стоит подумать еще раз. При неправильном подходе ничего, кроме синяков и завышенной агрессивной самооценки, такие занятия не принесут.

    Если же вы отдаете ребёнка на карате, чтобы воспитать его дух – путь сэнсэев для вас открыт.

    Начинать заниматься карате можно с 3–4 лет. При этом нужно помнить, что организм ребенка находится только в стадии развития, и физические нагрузки должны подбираться согласно возрасту. Карате как комплекс спортивных упражнений формирует правильную осанку, умение контролировать свои движения, точность, координацию и самодисциплину.

    Карате для детей будет не только отличных средством физического развития, но и прекрасным способом воспитания характера – крепкого и строгого.

    Для того, чтобы достичь успеха в этом виде спорта, нужно аккуратно подойти к выбору тренера.Отдавая ребёнка на карате надо помнить,что в восточных единоборствах уважение к учителю возведено в ранг абсолютного правила, поэтому и выбирать мастера стоит с сердцем.

    Отдаём ребёнка на карате

    Сэнсэй для малыша

    Карате отличается от иного вида спорта тем, что выбираете вы не школу или секцию, а конкретного тренера. Только опытный тренер,которому вы отдаёте ребёнка на карате сможет направить в нужно русло энергию маленького человечка, который еще не вполне владеет своим телом, движения у которого лишены идеальной координации, а характер только начинает вырисовываться.

    Особо следует отметить психологическое влияние, которое оказывает боевое карате. Высокий авторитет тренера научит ребенка уважению к старшим, основанному на признании опыта, заслуг и достоинств, а не на страхе. Школа карате научит ребенка подчиняться, не унижаясь. Воспитывая уважение к окружающим, боевое карате учит в первую очередь уважать себя.

    Специалисты не советуют отдавать ребенка на карате тренеру, если тот не разрешает родителям присутствовать на занятиях, заявляет, что его ученики не участвуют в соревнованиях или готовит детей ТОЛЬКО к соревнованиям.

    Для начала…

    Во многих школах карате первый урок вы можете посетить бесплатно. Для первого занятия вам вполне будет достаточно обычного спортивного костюма (можно просто тренировочные штаны и футболку) и плотных носков. Если после первого занятия ребенок «загорелся» этим видом боевого искусства, то вам придется купить кимоно (белого цвета) и специальные чешки (в некоторых школах карате занимаются босиком).

    Как правило, медицинские справки для начала тренировок не нужны. Но прежде чем отдать ребёнка на карате, все же стоит реально оценивать здоровье малыша, и при наличии заболеваний подумать о другом виде спорта.

    Обычно группа состоит из 15-20 детей разного возраста. Делается это для того, чтобы у вновь пришедших был идеал для подражания, а старшие учились передавать свой опыт малышам.

    Карате как вид боевого искусства, пришел из Японии. Существует несколько школ карате, однако во всех направления основа – резкие удары, техника бросков (наге-ваза), болевого воздействия на суставы (кансетсу-ваза), ударов по жизненно важным точкам человеческого тела и др.

    Отдавая ребёнка на карате помним, что это вид боевого искусства.Ведь вся техника карате основывается на концентрации энергии, придающей удару мощь. Программа обучения карате состоит из трех обязательных разделов: кихон, ката и кумите.

    Ката – формализованные комплексы, исполнение которых в карате стандартизовано.

    Кихон – это выделенные из ката базовые атакующие и защитные движения и их комбинации.

    Кумите — упражнение с партнером, бой с противником.

    Все три раздела изучаются параллельно.

    WK не советует отдавать ребенка в:

    • айкидо, капоэйру,
    • джиу-джитсу, рукопашный бой, кикбоксинг, w нокаут карате (кекусинкай, киокушинкай, кудо, ашихара, каратеномичи, косики карате и пр.).

    Система поясов

    Цвет пояса определяет уровень подготовки каратиста. Новички носят белые пояса. Цветные пояса являются последовательными шагами («кю») к черному поясу – отличительному признаку по-настоящему искусного бойца.

    Что почем?

    • Коллективное занятие – от 300 рублей за 1 занятие (60 мин).
    • Индивидуальное занятие – от 1000 до 2000 за час.
    • Кимоно – от 500 рублей.
    • Чешки – примерно 100 рублей.

    1.1.1 Особенности технических приемов каратэ Сетокан

    Шотокан имеет собственные, характерные только этому направлению, особенности — занимающиеся этим видом спорта ребенок (или взрослый), должен иметь довольно хороший уровень физической подготовки. Кроме того, необходимо четко знать все техники направления и уметь работать с предельной самоотдачей.

    Поскольку техника каратэ Шотокан — это исключительно линейные перемещения и такое же линейное приложение силы, оно резко отличается от множества других видов каратэ и китайских стилей боя — там преимущественно использование движений по кругу (Накаяма М.Лучшее каратэ.Том 2-М.:Ладомир,1997.С.12-14).

    Для низких широких прочных стоек характерны динамичные и четкие переходы. Бедро идет в удар мощным энергичным движением, бой сопровождается сложными движениями рук. При этом создается ощущение лаконичности и экономичности движений. Перед каждой атакой поступает неопределенное количество обманных движений, далее следует точный и быстрый удар, позволяющий добиться максимальной эффективности в кратчайший срок с минимальной затратой энергии.

    Для защиты в бою используются жесткие блоки, которые отбивают у противника желание снова нападать. Дыханию, как и во многих спортивных практиках, в Сетокане уделяется большое внимание. Дыхание должно быть правильным. Что касается движений, они должны быть под контролем — удар и четкое окончание удара. В бою должно применяться максимальное количество имеющейся силы и скорости за минимум времени.

    Каратэ Шотокан обучает владению техникой боя сразу против нескольких противников. Шотокан останавливает внимание на технике ката и обучает технике боя без правил. Там, где начинается применение подобных техник, рамки спортивные соревнований заканчиваются. Естественно, есть и возрастные ограничения (Пфлюгер, А. Шотокан каратэ-до: 27 ката в схемах и рисунках для аттестации и соревнований. Новосибирск: Фаир-Пресс, 2002. С. 77-99).

    Техника бросков — конек Сетокан-каратэ. Это быстрые и мощные перемещения тела противника в пространстве, а также эффективные подсечки, благодаря которым противник оказывается выведенным из равновесия. Техника подсечек провоцирует самостоятельное падение противника, позволяя избежать увязания в борьбе с захватом — это необходимо для того, чтобы выдержать бой с несколькими противниками. Также Сетокан каратэ допускает ношение и использование оружия в поединке.

    Овладеть знаниями и применять на практике блоки, удары руками и ногами в прыжке или из статического положения можно за 6-7 месяцев (речь о взрослых). При условии ежедневных многочасовых тренировок. При этом достичь абсолютного совершенства все равно не удастся (Ли, Брюс, Уехара, М. Боевая школа Брюса Ли. Пекин, Аист, 1996. С. 13-28).

    Отправляя ребенка младшего школьного возраста на занятия Сетокан, необходимо подготовить его морально, заложив в нем несколько постулатов этого боевого искусства. Это, кроме того, что ребенок уже должен быть подготовлен физически и быть знакомым с тем или иным направлением каратэ (что нужно, но не обязательно). В совершенствовании Сетокан необходимо учитывать центр тяжести тела в движении и скорость блоков и ударов. Кроме того, спортсмен должен постоянно контролировать свое тело.

    Ссылка на основную публикацию