Каратэ Годзю-Рю базовая техника | Karate-krs.ru

Каратэ Годзю-Рю базовая техника

Основные команды

Основные команды используемые в Годзю рю:

Атоши – Вниз.

Атэми – Удар в жизненно важный орган.

Аскаитэ – Смена стойки.

Гореаши – Переводится как работа без счета и остановок.

Дзюи-кумитэ – Свободный бой.

Дзю – Принцип гибкости и мягкости.

Ёко – В бок.

Йой – Приготовиться.

Йой-дачи – Позиция готовности.

Камае-тэ – Принять боевую позицию.

Кихон – Базовая техника.

Ката – Комплекс формальных упражнений.

Кумитэ – Поединок.

Кихон-гохон-кумитэ – Базовое кумитэ на 5 шагов.

Кихон-санбон-кумитэ – Базовое кумитэ на 3 шага.

Кихон-иппон-кумитэ – Базовое кумитэ на 1 шаг.

Ки – Вездесущая энергия, источник всего живого.

Миги – Право.

Маи – Вперёд.

Мокусо – Закрыть глаза, начать медитацию.

Мокусо-ямэ – Открыть глаза, закончить медитацию.

Мото-но-ичи – Вернуться на свои места.

Маватэ – Поворот в стойке на 180 градусов.

Миги – Право.

Макивара – Снаряд для отработки силы и точности удара.

Ни – Два.

Оскаитэ – Смена стойки, без поворота.

Отогаи-ни-рэй – Своему партнеру в зале.(в поединке).

Рендори кумите– Свободный поединок в легком темпе.

Сэнсэй-ни-рэй – Приветствие учителю.

Сэйдза – Сесть в ритуальную позицию.

Сутинавара – Мешок с песком.

Укеми – Страховка, кувырки.

Уке – Обороняющийся.

Уширо – Назад.

Татэ – Встать.

Тори – Атакующий.

Хаджимэ – Начать.

Хидари – Лево.

Хэй – В традиционном Окинавском Годзю-рю, счёт при тренировки ката не используют. Данная команда используется для выполнению следующего элемента.

Хирикаши – Возврат ноги.

Чудан – Средняя часть тела человека. В Годзю-рю от солнечного сплетения до ключиц.

Шомэн-ни-рэй – Приветствие всем мастерам данного стиля от начало его создания.(упрощ. вариант)

БАЗОВАЯ ТЕХНИКА КАРАТЭ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Техническая подготовка спортсмена – процесс обучения его основам техники действий, выполняемых в каратэ, и совершенствования избранных форм спортивной техники. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка каратиста представляет собой процесс управления знаний, умений и навыков.
Техника каратэ – это совокупность стоек, передвижений, ударов и защит, используемых при изучении и применении каратэ.
Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками из вспомогательных видов спорта, специальная техническая подготовка – на достижение технического мастерства в избранном виде спорта. Иногда под «спортивной техникой» понимают определенный способ выполнения двигательного действия, который характеризуется той или иной степенью эффективности использования спортсменом своих двигательных возможностей для достижения спортивного результата.
Многолетний процесс технической подготовки каратиста можно подразделять на две основные стадии: 1) стадию «базовой» технической подготовки и 2) стадию углубленного технического совершенствования и овладения вершинами мастерства.
На первой стадии осуществляется начальное обучение технике каратэ, создается богатый основной фонд спортивно-технических умений и навыков, на базе которых в дальнейшем развертывается углубленное совершенствование техники каратэ.
Приступив к занятиям каратэ сталкиваешься с изучением основ передвижения, принципами нанесения ударов. Со временем в разных движениях начинаешь узнавать знакомые стереотипы, но доведенные до совершенства. Экзаменационные требования, а в них базовая техника – Кихон, сгруппированы таким образом, чтобы с первых занятий начинать осваивать нужные двигательные навыки, которые впоследствии будут закрепляться и совершенствоваться. Все движения шлифуются через многократное повторение. Поэтому к обучению на ученические степени надо подходить особенно внимательно.
Первая задача ученика, начинающего заниматься каратэ – учиться видеть, воспринимать с открытым сознанием то, что видят глаза, сохраняя при этом духовное восприятие более глубокого смысла техники. Тренировка восприятия способствует успешному овладению базовой техникой. Ученику необходимо развить свое интуитивное чувство, чтобы понять смысл и внутреннее содержание показываемых учителем движений, понять их умственный и духовный аспект.
Во всех школах каратэ освоение базовой и комбинационной техники осуществляется вначале без партнера. Разновидностями такой формы тренировки являются традиционные формы кихона (освоение элементов базовой техники в канонических стойках) и ката (освоение канонизированных комплексов комбинаций).
Кихон – это семя, из которого произрастает древо боевого искусства и одновременно его питательная среда. Суть кихона – в многократном (обычно ритмизированном) выполнении простой базовой техники, сравнимой с азбукой каратэ. В кихоне формируется некий технический эталон, к которому следует приближаться в спарринговой работе.
Каратэ – боевое искусство. Поэтому совершенство различных его техник должно достигаться не только через пот занимающегося, оно должно осуществляться в его душе и стать гармоничной частью сознания ученика. Базовая техника должна применяться самопроизвольно по мере необходимости.
Огромное количество вариантов выполнения техник в различных стойках и перемещениях приводит к тому, что каратэ воспринимается как подсознательный выбор наиболее эффективного пути к победе. Сам выбор этого пути предполагает глубокую предварительную техническую и духовную работу. Эта работа подсознательно выводит человека на путь самосовершенствования, внося элементы творчества в боевое искусство. В том случае, когда техника выполняется уверенно, с полной силой и концентрацией, с хорошей устойчивостью, это выглядит красиво, а, значит, эффективно. Сочетание амплитуды движения, равновесия тела, скорости и концентрации обязательно создадут ту истинную гармонию движения, которая будет восприниматься со стороны как искусство.
Занятия кихон – это трудная, кропотливая, но в то же время полезная и интереснейшая работа. Кихон способствует ускорению освоения элементов, качеству выполнения техники, формирует дух коллективизма. Совместная работа в зале объединяет учеников в общий духовный организм, способствуя их совершенствованию под руководством учителя.
Техники кихон выполняются в идеальной стойке с идеальной траекторией, с максимальной скоростью и силой.
Кихон является и хорошим средством для восстановления сил спортсменов. Он способствует активизации кровообращения, восстанавливает мышечные надрывы, способствует их правильному формированию и заживлению, прекрасно укрепляет суставы ног и рук. Естественная циркуляция внутренней энергии во время концентрации и расслабления активизирует работу внутренних энергетических каналов.
Кихон одновременно сложен тем, что требует от учеников полной самоотдачи, а значит, и огромной духовной концентрации. Выполняя эти простые формы ученик должен осуществлять полный самоконтроль. Во время кихон выполняются все основные требования к медитации, концентрации сознания, контроль дыхания и тела. Ритмичная работа в рядах с киай способствует вхождению учеников в состояние боевого транса и выполнение техники на уровне подсознания. Работа в подобном режиме прекрасно формирует самоконтроль и волю к выполнению поставленной цели. Очень важно в ходе тренировки менять задания, чередуя их по уровню сложности, что является полезным упражнением не только для тела, но и для ума учеников, развивая у них навыки быстрого анализа различных ситуаций.
Обучение базовой технике в форме кихона проходит определенные этапы. В начале осваиваются правильные позиции (стойки), затем на месте выполняются технические действия. Далее контролируются правильные стойки, баланс в перемещении и правильная форма техники. Достигаемая координация всех действий позволяет постепенно увеличивать скорость, а затем силу (при сохранении формы). В конечном итоге вырабатывается автоматизм, освобождающий сознание и создающий условия для его перехода в искомые измененные состояния, необходимые для реальной борьбы.
При работе в кихон нужно помнить о работе в парах по типу иппон-кумитэ (бой на одно движение), являющейся первым шагом к работе в парах.
Совершенствование техники каратэ базируется на правильном и сбалансированном исполнении стоек.

Словарь каратиста (терминология)

Киокушинкай – общество абсолютной истины.

Каратэ – До – путь пустой руки

Атэми — удар в жизненно важный орган

Бу-дзюду (бу-гэй) — комплекс воинских искусств в средневековой Японии
Бу-до — комплекс воинских искусств в современной Японии

Буси — самурай, представитель воинского сословия в средневековой Японии
Буси-до — кодекс самурайской чести

Годзю-рю — один из стилей каратэ

Гедан — нижний уровень

Гедан-барай — нижняя защита

Гэдан-какэ-укэ — защита крюком (вниз)

Гэдан-цуки — удар кулаком в низ живота

Гэри — удар ногой

Гяку-аши — разноименная нога

Гяку-маваши-гэри — обратный круговой удар ногой

Гяку-маваши-цуки — круговой удар кулаком

Гяку-цуки — удар противоположной рукой

Дан — уровень мастерства (разряд)

Дан-цуки — последовательные удары

Дза-дзэн — сидячая медитация в практике Дзэн-буддизма

Джиу-кумитэ — свободный спарринг

Джодан — верхний уровень

Джодан-маэ-гэри — прямой удар ногой в лицо

Джодан-маэ-гэри-кэагэ — восходящий удар ногой вперед

Джосокутэй — приподнятая подошва

Джуджи-укэ — Х-образная защита двумя руками

До-дзё — «место постижения Пути» (зал для медитации и упражнений)

Ёко- боковое направление удара

Ёко-гэри — удар ногой в сторону

Ёко-гери-кэаге — восходящий удар ногой в сторону

Ёко-тоби-гэри — удар ногой в сторону в прыжке

Ёко-хиджи-атэ, ёко-эмпи-учи — удар локтем в сторону

Зэн-куцу-дачи — передняя стойка

Ибуки — «жесткий» вид дыхания

Какэ — сближение с противником

Какэ-укэ — защита крюком

Какэ-дачи — скрученная стойка

Камаэ — боевая стойка

Ката — «формы» (условный бой против нескольких противников)

Куатсу — японский метод реабилитации

Ки-аи — концентрация в момент выполнения приема

Киба-дачи — стойка «всадника»

Кизами-цуки — внезапный удар кулаком

Кимэ — концентрация силы

Кин-гэри — прямой удар ногой в пах

Ки-хон (кихон-вадза) — базовая техника

Кокуцу-дачи — задняя стойка

Кэнкокан — центральная школа каратэ в Японии

Кэнцуи (тэтцуи) — кулак-молот

Кю — начальная степень мастерства (разряд) в каратэ

Маваши-гэри — круговой удар ногой

Маваши-цуки — удар сбоку

Мая — прямое направление удара

Мая-гери — удар ногой вперед

Мая-тоби-гэри — удар ногой вперед в прыжке

Маэ-хиджи-атэ (маэ-эмпи-учи) — удар локтем вперед

Макивара-снаряд для отработки ударов

Миги — правая сторона

Моку-со — медитация с закрытыми глазами

Моротэ-укэ — усиленная защита с помощью предплечья

Моротэ-цуки — удар двумя руками

Мусуби-дачи — непринужденная стойка готовности

Нидан-гэри — двойной удар ногой

Нихон-нукитэ — рука-копье из двух пальцев

Ногарэ — вид дыхания

Нэко-аши-дачи — «кошачья» стойка

Окинава-тэ — система окинавских стилей каратэ

Санчин-дачи — стойка «песочные часы»

Сокуто — внешнее ребро стопы

Сото-укэ — защита предплечьем (снаружи внутрь)

Сэйкэн — передняя часть кулака

Сэйкэн цуки — удар передней частью кулака

Сэмпай — старший собрат по учебе в школе каратэ

Сэнсэй — учитель, мастер

Тамэси-вари — «проба сил» в каратэ (разбивание досок, кирпичей, камней, черепицы и т. д)

Тоби-гэри — удар ногой в прыжке

Тэйшо — основание ладони

Ура — обратный (противоположный)

Уракэн — тыльная часть кулака

Учи-хачиджи-дачи — обратная стойка с раздвинутыми ногами

Учи-укэ — защита предплечьем изнутри-наружу

Уширо — назад, задний

Уширо-хиджи-атэ (уширо-эмпи-учи) — удар локтем назад

Фудо-дачи — прочная стойка

Хайто-учи — удар верхним ребром ладони

Хачиджи-дачи — стойка с расставленными ногами

Хидари — левая сторона

Хиджи-атэ — удар локтем

Хиза-гэри — удар коленом

Хикитэ — исходное положение кулака над бедром

Хиракэн — кулак с выдвинутыми суставами

Хэйко-дачи — стойка с паралельными ступнями

Хэйсоку — подъем стопы

Хэйсоку-дачи — непринужденная стойка готовности

Цубо — одна из точек воздействия при проведении приема катсу
Цуруаши-дачи — стойка «журавля»

Чудан — область груди

Шико-дачи — прямоугольная стойка борца Сумо

Шихан — старший наставник в школе каратэ, глава школы

Терминология в кёкушинкай каратэ

Сосай – Основатель Кёкушин каратэ (Масутацу Ояма)

Шихан – мастер (5 дан и выше)

Сэмпай – тренер, старший пояс (обычно 1, 2 дан)

Сэнсэй – учитель, наставник(3 и 4 дан)

Доджо – зал для занятий

Кихон – базовая техника

Идо кихон – базовая техника в перемещении

Ката – определенная последовательность ударов и передвижений

Самбон кумитэ – учебный спарринг на три шага

Якусоку кумитэ – учебный спарринг

Дзию кумитэ – свободный спарринг

Ос! – традиционная форма приветствия, выражение понимания, согласия и готовности

Ногарэ – мягкое дыхание

Ибуки – изометрическое силовое дыхание

Сэйдза – принять позу для сидячей медитации (дзадзэн)

Андза – принять расслабленную позу, сидя

Мокусо – закрыть глаза для медитации

Мокусо ямэ – открыть глаза

Шиндэн ни рэй – поклон святыне школы (алтарю)

Сэнсэй (сэмпай) ни рэй – поклон учителю (тренеру)

Отагай ни рэй – поклон всем присутствующим

Камаэ тэ — принять положение

Хантай – сменить стойку на противоположную

Наорэ – вернуться в исходное положение

Хэйсоку дачи – ступни вместе

Мусуби дачи – пятки вместе, носки развернуты

Хэйко дачи – ступни параллельно на ширине плеч

Йой дачи – стойка готовности

Фудо дачи – ступни на ширине плеч, носки развернуты

Учи хачижи дачи – ступни на ширине плеч, носки повернуты внутрь

Дзэнкуцу дачи – передняя стойка

Кокуцу дачи – задняя стойка

Санчин дачи – стойка «песочные часы»

Киба дачи – стойка всадника

Шико дачи – стойка «сумо»

Нэкоаши дачи – стойка «кота»

Цуруаши дачи – стойка на одной ноге («цапли»)

Какэ дачи – скрученная стойка с заступом

Мороаши дачи – ступни параллельно на ширине плеч, одна нога выдвинута вперед

Кумитэ дачи – стандартная боевая стойка

Ороши – сверху вниз

Маваши – по кругу

Сото – снаружи внутрь

Учи – изнутри наружу

Ой – одноимённое положение

Гяку – разноимённое положение

Маэ коса – зашаг спереди

Уширо коса – зашаг сзади

Кайтэн – поворот через спину

Ура – техника, выполняемая с поворотом на 360 °

УДАРНЫЕ ЧАСТИ ТЕЛА (РУКИ)

Уракэн – перевернутый кулак, тыльная часть

Тэтцуи – кулак – «молот»

Шуто – внешнее ребро ладони

Хайто – внутреннее ребро ладони

Шотэй – «пятка» ладони

Ёхон нукитэ – ладонь с выпрямленными пальцами

Нихон нукитэ – ладонь с выпрямленными пальцами, образующими «вилку»

Накаюби иппонкэн – кулак со сжатым наполовину средним пальцем

Ояюби иппонкэн – кулак со сжатым наполовину большим пальцем

Хиракэн – кулак со сжатыми наполовину пальцами

Рютокэн – кулак «голова дракона»

Хайшо – тыльная сторона ладони

Тохо – раскрытая ладонь с отведённым большим пальцем

Кэйко – пальцы, собранные щепоткой

УДАРНЫЕ ЧАСТИ ТЕЛА (НОГИ)

Чюсоку – подушечки пальцев стопы

Тэйсоку – внутренняя выемка стопы

Хайсоку – подъём стопы

Сокуто – внешнее ребро стопы

Сэйкэн цуки – удар кулаком вперед

Энкэй гяку цуки – удар со скручиванием после кругового блока

Татэ цуки – удар кулаком, расположенным вертикально

Агэ цуки – удар крюком снизу вверх в подбородок

Шита цуки – удар крюком снизу вперед по корпусу

Ороши цуки – удар крюком сверху вниз

Моротэ цуки – удар двумя руками вперед

Яма цуки – удар двумя руками на разных уровнях

Дзюн цуки – удар в сторону

Шотэй учи – удар «пяткой» ладони

Ёххон нукитэ – удар пальцами в горло и сплетение

Нихон нукитэ – удар пальцами в глаза

Хиракэн цуки – удар суставами сжатых наполовину пальцев

Хиракэн маваси ути – круговой удар суставами сжатых наполовину пальцев

Рютокэн – удар суставами в положении «голова дракона»

Тохо цуки – удар «рукой – крюк» в горло

Аго учи – хлёсткий удар в подбородок

Тэтцуи ороши учи – удар «молотом» сверху

Тэтцуи комиками учи – удар «молотом» сбоку в висок

Тэтцуи хидзо учи – удар «молотом» сбоку по рёбрам

Тэтцуи ёко учи – удар «молотом» наотмашь в сторону

Уракэн шомэн гаммэн учи – удар перевёрнутым кулаком вперёд

Уракэн саю учи – удар перевёрнутым кулаком вправо и влево

Уракэн хидзо учи – удар перевёрнутым кулаком в сторону по рёбрам

Уракэн маваши учи – круговой удар перевёрнутым кулаком по голове

Шуто сакоцу учи – удар ребром ладони сверху по ключице

Шуто учикоми – прямой удар ребром ладони

Шуто ёко гаммэн учи – удар ребром ладони сбоку по голове или шее

Шуто хидзо учи – удар ребром ладони сбоку по рёбрам

Шуто ёко учи – удар ребром ладони наотмашь в сторону

Шуто дзёдан учи учи – удар ребром ладони наотмашь вперед

Ояюби иппонкэн – круговой удар кулаком с полусогнутым большим пальцем

Хайто учи – круговой удар внутренним ребром ладони

Моротэ хайто учи – круговой удар внутренними рёбрами ладони

Хайшо учи – удар тыльной стороной ладони наотмашь

Кокэн учи – удар запястьем

Кэйко учи – удар пальцами, собранными щепоткой, в глаз

Маваши хиджи атэ – круговой удар локтем

Маэ хиджи атэ – подбив локтем

Агэ хиджи атэ – удар локтем вперёд

Ороши хиджи атэ – удар локтем сверху вниз

Уширо хиджи атэ – удар локтем назад, усиленный второй рукой

Хидза гэри – удар коленом

Маваши хидза гэри – круговой удар коленом

Кин гэри – удар в пах

Маэ гэри – прямой удар вперёд

Маэ какато гэри – прямой удар пяткой

Маэ кэагэ – маховый удар вперёд

Сото маваши кэагэ – маховый удар снаружи внутрь

Учи маваши кэагэ – маховый удар изнутри наружу

Ёко кэагэ – маховый удар в сторону

Ёко гэри – удар ребром стопы в сторону

Кансэцу гэри – удар ребром стопы в коленный сустав

Маваши гэри – круговой удар вперед

Уширо гэри – прямой удар назад

Учи хайсоку гэри – диагональный удар вперёд

Ороши сото какато гэри – удар сверху вниз после кругового выноса снаружи

Ороши учи какато гэри – удар сверху вниз после кругового выноса изнутри

Какэ гэри (ура маваши гэри) – обратный круговой удар

Уширо маваши гэри – обратный круговой удар с разворотом на 360 °

Маэ тоби гэри – удар в прыжке вперед

Нидан тоби гэри – двойной удар в прыжке вперёд на разных уровнях

Ёко тоби гэри – удар в прыжке в сторону

Маваши тоби гэри – круговой удар вперёд в прыжке

Уширо тоби гэри – прямой удар назад в прыжке

Уширо маваши тоби гэри («вертушка в прыжке») – круговой удар назад в прыжке

До маваши кайтэн гэри — «вертушка в падении»

Дэёдан укэ – верхний блок

Сото укэ – блок предплечьем снаружи внутрь

Учи укэ – блок предплечьем изнутри наружу

Маэ гэдан барай – сбив внизМаваши гэдан барай – сбив вниз после кругового выноса

Моротэ учи укэ — блок предплечьем изнутри наружу, усиленный второй рукой

Учи укэ/гэдан барай – двойной блок предплечьями

Шуто маваси укэ – круговой блок

Маэ шуто маваши укэ – передний круговой блок

Джуджи укэ – скрестный блок предплечьями

Шотэй укэ – блок «пяткой» ладони

Шуто дзёдан учи укэ – блок ребром ладони от головы наотмашь

Какэ укэ – блок двумя руками изнутри наружу на разных уровнях

Моротэ какэ укэ – блок предплечьем изнутри наружу, усиленный второй рукой

Хайто учи укэ – блок внутренним ребром ладони изнутри наружу

Моротэ хайто учи укэ — блок внутренним ребром ладони изнутри наружу, усиленный второй рукой

Кокэн укэ – блок запястьем

Моротэ шуто гэдан укэ – двойной разводящий блок сверху вниз

Моротэ шотэй гэдан укэ – двойной нижний блок

О бункаях и заблуждениях

15 октября 2015

Наиболее адекватный перевод слова бункай – анализ. Оно состоит из двух иероглифов бун – делить и кай – объяснять. В среде практикующих традиционные японские боевые искусства, чаще всего, по отношению к бункай употребляют понятие «расшифровка», подразумевая расшифровку движений ката и тем самым закладывая основу для системной ошибки, которая становится причиной глобального непонимания этого явления.

Бункай в традиции окинавского каратэ – это ни в коем случае не застывшая форма. Это не приём и не расшифровка. Это живое общение с ката с помощью собственного тела, его подробный и кропотливый анализ. Как уже говорилось в одной из предыдущих глав, ката – это, в первую очередь, максимально эффективный, с точки зрения ведения поединка, способ использования своего тела. Это поиск мощного и, главное, доступного источника силы. Это путь аккумуляции всех возможностей своего тела в точке поражения с наименьшими энергетическими затратами для исполнителя. Если говорить о школе окинавского каратэ годзю рю, то процесс обучения вот такой, особой, двигательной модели состоит из двух блоков. На первом этапе с помощью ката семьи хайшо (сан чин и тенсё) адепт знакомится со своим телом, учится объединять его в центре танден и из этого центра этим самым телом управлять. Этот процесс не предполагает бункай, поскольку речь идёт о построении фундамента для дальнейшей работы. Парные упражнения присутствуют, но их цель — ускорить процесс появления особых ощущений в теле, свидетельствующих о возникновении искомого контроля над ним. На втором этапе ученик знакомится с ката семьи кайшо (сайфа, сейунчин, сысочин, сансейру, сепай, курурунфа, сейсан и супаринпей). Предполагается, что его тело «отстроено», и он способен решать задачи оптимального поиска силы, а значит, настало время найти способы её оптимального же использования. Ката делают структуру сан чин мобильной и позволяют исполнителю, который с помощью форм хайшо получил доступ к источнику силы, найти наиболее оптимальные методы её приложения. На этом этапе без парной работы, то есть того самого бункай, ката могут навсегда остаться теоретическим упражнением, полезным для здоровья, но не реализуемым в поединке. Бункай – это тренировочный метод, который переводит ту часть тренировочного процесса, которая посвящена выстраиванию тела, в практическую плоскость. Бункай – это не единственное решение для каждого движения ката. Это тренировочный процесс, который состоит из нескольких этапов, каждый из которых является частью комплексной подготовки бойца.

Наиболее важная часть парной работы с принципами заложенными в ката – упражнение, которое называется какие кумитэ. Чтобы оценить ценность этого метода приведу слова Морио Хигаонан Сенсея: “Какие кумитэ — это и есть поединок”.

Школа годзю рю своей основной целью видит бой на ближней дистанции. Речь идёт не о том, чтобы любыми путями сблизиться с противником, и не о том, что адепты годзю рю не умеют вести поединок на средней, например, дистанции. Скорее, создатели этой системы боя рассматривали противостояние, во время которого противники находятся на расстоянии, позволяющем не только бить, но и хватать, бросать, давить и кусать, как наиболее сложную форму противостояния, требующую особой подготовки. Идея какие в том, что на близкой дистанции не работают привычные методы оценки ситуации. И в первую очередь зрение. Команда, которую мозг посылает в конечности после зрительного контакта, на таком расстоянии от противника опаздывает. Какие позволяет заменить зрение тактильными ощущениями и научится с ихпомощью контролировать любые действия противника. Задача какие сделать оппонента фактическим продолжением своего тела и манипулировать им словно собственной рукой. Начиная осваивать этот метод, в процессе тренировки ученик должен научиться решать следующие задачи: своевременное создание точки контакта, её обработки, которая позволит «провалить» партнёра, и определение оптимального тайминга для контрдействий, которые, в идеале, не позволят противнику эффективно реализовать предыдущие два этапа. Источником решения этих задач является работа с принципами сан чин, превращающими тело в своего рода пружину, упругая сила которой позволяет действовать максимально эффективно. Метод какие не является уникальным и присутствует во многих школах китайского цюаньфа. Это «каки» в байхэцюань и хусинцюань (кулак белого журавля и кулак подражания тигру), «чисао» в вин чу, «туйшоу» в тайцзи цюань и так далее.

Ещё один этап парной работы, который можно назвать «мосты». В его основе то, что есть почти в каждом движение ката, а именно способы сближения с противником и последующего взаимодействия с ним. В годзю рю крайне редко боец становится боком к противнику, так как это ограничивает его возможности и создаёт условия для потери равновесия. Оптимальной считается позиция, при которой корпус расположен фронтально к вектору атаки, что позволяет контролировать центр тяжести и использовать обе руки одинаково эффективно. Данное упражнение показывает возможности такого «двуручного» взаимодействия. Основными «мостами» являются: захват конечности либо части тела оппонента с последующим броском, выведением из равновесия или ударом, работа с сочетанием различных уходов и защитных действий с контратаками, метод при котором блокирующая рука трансформируется в ударную.

Работа с базовыми принципами оптимального использования тела в движении ката – ещё один важный этап «оживления» техники. Фактически, это исследование традиционной формы движения в жёстком контакте. К таким упражнениям относятся различные способы парной набивки и работа с различными захватами. Речь идёт о достаточно простых действиях, но выполненных в полную силу, что позволяет исполнителю находить действительно эффективные пути реализации движения.

Более сложный этап работы с бункаи – это исследование решений, которые может предложить ката. В качестве универсальной подсказки в школе годзю рю существуют кихон бункай, который был создан в то время, когда каратэ стали массово преподавать в школах. Его основная задача дать первое, самое простое понимание комбинаторной работы с принципами ката. На его основе ученик проводит собственные исследования, реализуя творческий потенциал и создавая своивариации кихон бункай, которые называются ойё бункай. Когда каратека демонстрирует глубокое понимание принципов работы с телом, а также определённую зрелость, ему показывают элементы денто бункай (традиционного бункай). Это ни в коем случае не означает, что этот вариант «прочтения» ката будет более сложный, нежели учебный вариант. Чаще наоборот. Все «рабочие» техники боя просты и утилитарны. Но у них обязательно будут две особенности. Во-первых, они будут работать не только против оппонента, наносящего условные атаки, но и против мотивированного противника, бьющего в полную силу, и во-вторых, они будут содержать способы максимально разрушительного воздействия на организм агрессора.

После того как занимающийся усвоил основные принципы парной работы, можно приступать к менее регламентированным упражнениям. К ним относятся различные формы обусловленного кумитэ, самая простая из которых иппон кумитэ.

Во время этого упражнения один из противников наносит одну абсолютно реалистичную мощную атаку, а его оппонент на основе усвоенного материала решает вопрос защиты и контратаки. Более сложные формы включают в себя: реакцию на комбинации ударов, контратаку с применением ударов и бросков, работу только с ударами ногами и уходами в сочетании с контратаками, работу с контактом рук и многие другие.

Апофеозом всего этого действа, по идее, должен быть свободный поединок. Но к нему в традиционном каратэ относятся крайне осторожно. Мастера считают, что допуск плохо подготовленного ученика к свободному взаимодействию существенно повлияет на его неокрепшую технику, и в результате, вместо хорошего каратиста, понимающего те принципы взаимодействия, которые «зашиты» в технику каратэ, мы получим плохого кикбоксёра. Поэтому к импровизационному взаимодействию допускают после определённого опыта в предыдущих методиках, и речь, прежде всего, идёт об очень спокойной, неторопливой и «умной» работе, позволяющей без риска и напряжения исследовать собственные возможности и навыки. Как говорит Хигаонна Сенсей, в жёсткой схватке ничему не учатся. В ней реализуют то, что уже очень хорошо усвоено, если есть что реализовывать. Я взял для себя за правило проводить тренировки, посвящённые исключительно спаррингам, в группах, где занимаются ученики с опытом не менее двух лет, и не чаще одного-двух раз в месяц. В остальное время перечисленные выше подводящие парные упражнения и импровизации в очень спокойном режиме с одним противником и более.

Богдан Курилко,
5 дан годзю рю каратэ,
основатель и руководитель
клуба боевых искусств ТЕНГУ.

ВВЕДЕНИЕ. В годзю-рю каратэ существует пять последовательных этапов и программ (методик) обучения

В годзю-рю каратэ существует пять последовательных этапов и программ (методик) обучения. Первый из них включает в себя разминку, иными словами, набор специализированных разогревающих движений (включая так называемую «набивку» и растяжку. – Прим. пер.). Второй метод называется «кихон» (базовые, или основные, формы). Сюда включены основные формы защит, ударов руками и ногами, выполняемые на месте. Следующей программой является «кихон идо» (основные движения, или базовые формы в движении). После этого обучающийся переходит к двум главным методикам, а именно к ката и кумитэ. Ката – это определенная и строго заданная последовательность движений, выполняемых в одиночку. Внешне ката напоминает танец. Кумитэ, называемое также спаррингом, – это варианты поединка с той или иной степенью условности.

Программы «ката идо» и «нэко аши» относятся к категории «кихон идо» (базовые формы в движении). Однако это все же подготовительные программы, служащие переходными между основными методами, с одной стороны, и ката и кумитэ – с другой. Программа «ката идо» предназначена для освоения поворотов для ката, а программа «нэко аши» помогает изучить технику ног и перемещений как подготовку к кумитэ.

Так как нет возможности подробно описать в одной книге все искусство годзю-рю каратэ, то на следующих страницах этой книги мы описываем в основном базовые стойки, позиции и приемы. Единственная формальная программа, которую мы даем целиком и полностью, это «кихон номер 1», то есть первый уровень методики кихон. Тем не менее для того, чтобы читатель получил представление о некоторых методах годзю продвинутого уровня, в последнем разделе книги показаны более сложные приемы из методик кихон идо, ката и кумитэ.

Программа изучения кихон состоит из комбинаций основных блоков, ударов руками и ногами, основных стоек и позиций. Поскольку формы кихон выполняются последовательно, по одному движению, они считаются статическими действиями. После того как нога выполняет движение во время исполнения той или иной отдельной формы, она всегда возвращается в исходное положение. Поэтому кихон, подобно точке в геометрии, определяется как «пространство, не имеющее измерений».

Впоследствии формы, изученные в кихон, объединяются в последовательные простые цепочки, и это называется «кихон идо». Такие цепочки, или связки, состоят из перемещений вперед и назад по прямым линиям. Используя термины геометрии, можно сказать, что кихон идо выполняется в одном, как бы в «линейном» измерении.

Когда ученик приступает к изучению программ ката и кумитэ, он уже перемещается в плоскости, в двух измерениях. Иными словами, процесс обучения годзю-рю представляет собой как бы некую последовательность, постепенное увеличение числа измерений – от точки к линии, а затем и к плоскости.

На схеме показана последовательность учеб­ных программ годзю-рю, а также составляющие части этих программ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Каратэ — техника руки-меча

Тому, кто сражается с ничтожным противником, не одержать великой победы. (Тосканская пословица)
  • Общая информация о каратэ
  • История и концепция каратэ
  • Окинавские школы каратэ и тодэ (источники)
  • Традиционные школы и стили каратэ
  • Современные стили и школы каратэ

Общая информация о каратэ

Порталы и коллекции ресурсов по каратэ

  • Каратэ Додзё — теория и практика поединка (хорошие ссылки)
  • Academy Of Karate — Martial Arts Supply Inc.

Федерации каратэ

  • W.R.K.B.A. — Всемирная Ассоциация реального каратэ и бушидо. Представительство РФ. (каратэ, кендзюцу, иайдзюцу, дзюдзюцу, термины. )
  • Межрегиональная Федерация Традиционного Каратэ. Адреса залов, подборка статей, видеоматериалы и прочее.
  • Конфедерация каратэ России
  • Международная Федерация каратэ-до Структура федерации, адреса клубов; В.Галан «Каратэ-до»
  • Официальный сервер Федерации Окинава Каратэ «Путь истины»
  • Международный союз по боевому каратэ Koi no takinobori ryu

Клубы каратэ

  • Сайт «Московский Будокан» — Школа Михаила Степина.
  • Каратэ-клуб «Кэнсэй» (член Санкт-Петербургской Ассоциации Сётокан Каратэ). Информация, полезная для всех, занимающихся каратэ: все 26 ката сётокан в исполнении мастеров JKA (видеофайлы в формате *.mpg); календарный план Ассоциации; экзаменационные программы на кю и даны; материалы по истории каратэ и восточной философии; обзор стилей (Шотокан, Вадо-рю, Шито-рю, Годзю-рю); русско-японский разговорник; правила судейства по кумитэ и ката. В Гостевой Книге можно задать любой вопрос о каратэ — Вам обязательно ответят ведущие мастера Санкт-Петербурга.
  • Спортивный клуб единоборств «Молодой лев»
  • Каратэ-До : теория и практика (Сосновый прибой). Обширная коллекция ссылок.
  • Официальный сайт Ульяновской Федерации Традиционного Каратэ До Фудокан. Большая подборка исторических, методических, кино и фотоматериалов. Словарь терминов.

История и концепция каратэ

История и направления каратэ (школы и стили)

  • Каратэ-до. Базовые знания и обзор «5 великих стилей» (Сётокан, Годзю-рю, Сито-рю, Вадо-рю, Кёкусинкай).
  • Путь руки. Происхождение школ и стилей рукопашного боя (каратэ, кунг-фу. ). Можно скачать Zip-архив.

Базовая техника каратэ

Ката каратэ

  • Список основных ката W.K.F.Ката Сйтокана, Годзю-рю, Вадо-рю и Сито-рю.

Другие техники каратэ (тамэсивари, спарринги)

  • Спарринговая техника каратэ. На сайте Александра Изотова.

Терминология каратэ

Окинавские школы каратэ и тодэ (источники)

  1. Нахатэ — «длинная рука» (стиль мастера Хигаоны). Возможно, происходит из китайского стиля ушу Чан цюань («Длинный кулак»). Предназначен для дальней дистанции. Соответственно, низкие стойки, большие амплитуды, пробивная техника (прямые удары), жесткие блоки. [По моему мнению, это начальная техника, как и омотэ в кендзюцу. Заточена на быстрый (смертельный) бой с толпой противников. ]
  2. Сюритэ — «короткая рука» (стиль мастера Итосу). По-видимому, происходит из китайского стиля ушу Дуань цюань («Короткий кулак») или дуаньда (китайский бокс). Предназначен для короткой дистанции. Соответственно, более высокие стойки, подвижность, финты, уклоны, захваты и броски, удары по круговой траектории. [Более сложная техника, которую следует изучать следующей. Работа один на один, поединок без убийства.]
  3. Томаритэ — » рука». Совмещает наха-тэ и сюри-тэ. [Наверное, еще более продвинутая техника для мастеров, которые ежеминутно решают кого вырубать, кого убивать. Могут и нападать и защищаться.]
  4. Тодэ — «путь руки»? Возможно, не имеет отношения ни к окинавским, ни к японским традиционым стилям каратэ.

Традиционные школы и стили каратэ

Сётокан (Шотокан)

Сётокан — классический и наиболее популярный стиль традиционного каратэ, основанной Гичином Фунакоши (Таминакоши, 1868-1957 г. г,). Первый стиль каратэ, привезенный в Японию из Окинавы и затем распространившийся по всему миру.

Шотокановские ката

Шотокан включает 26 ката: Хейан Шодан, Хейан Нидан, Хейан Сандан, Хейан Йондан, Хейан Годан, Текки Шодан, Текки Нидан, Текки Сандан, Бассай Дай, Бассай Шо, Канку Дай, Канку Шо, Годзюшихо Дай, Годзюшихо Шо, Эмпи, Дзион, Дзиин, Хангетсу, Ганкаку, Джитте, Чинте, Сочин, Унсу, Мейкйо, Ванкан, Нидзюшихо

  1. ХЭЙАН I-V — «Мир и Покой». В СЮРИ-ТЭ назывались ХЭЙВА-АНТЭЙ. После модификации Итосу назвал их ПИН-АН. С 1936 г. Фунакоси изменил название на ХЭЙАН. Учебные ката.
  2. ТЭККИ I-III — «Железный всадник». Прежнее название НАЙХАНТИ. Фунакоши заменил название NAIHANCHI на TEKKI. Существует много теорий для доказательства горизонтальных линий в бою. Согласно китайским боевым искусствам это означает борьбу в лодке или стоя спиной к стене, не имея возможности отступать.TEKKI
  3. N >Годзю-рю — классический стиль каратэ, созданный мастером Хига(си)онной, соединившим окинавское тодэ провинции Наха (Наха-тэ) с китайским Цзи-цзи. Тодзюн Мияги, его ученик и последователь, реформировал наследие мастера и в 20-х годах назвал его «каратэ годзю-рю». Гогэн Ямагути, ученик и соратник Т. Мияги, систематизировал наставления и методики учителя, адаптировав их к традициям японских воинских искусств. Включает 13 ката: Гекисай-дай-ичи, Гекисай-дай-ни, Сайфа, Сейюнтин, Шисотин, Сансеру, Сепаи, Курурунфа, Сейсан, Супаринпей, Сантин №1 (Канрио Хигаонна), Сантин №2 (Чоджун Мияги), Тенсё

Сито-рю основан окинавским мастером Кэнва Мабуни в 1930 году. Мабуни обучался у двух знаменитых наставников на Оки­наве — Я.Итосу (Сюри-тэ) и К.Хига(си)онна (Наха-тэ). Соединив оба направления в еди­ную систему, он назвал ее СИТО-РЮ, зашифровав в названии фамилии своих учителей. В основ­ном жесткий стиль СИТО-РЮ акцентирует внимание на ката из стиля Сёрин-рю, не отказываясь при этом от мягкости, свойствен­ной стилю Годзю-рю. [Важнейшая ценность Сито-рю — сохранение большого кол-ва ката из различных старинных стилей.]

Вадо-рю — «Путь мира». Создан в 1939 году учеником Г.Фунакоси Хиронори Оцукой, учившемся также дзю-дзюцу Ёсин-рю. На эмблеме стиля изображен белый голубь мира и гармонии, над ним — фронтальное изображение сжатого кулака. Самый «японский» стиль каратэ-до на который повлияла также техника джиуджитсу. Врач Оцука по-своему реализовал свой взгляд на воинские искусства и каратэ-до. Смысл тренинга в Вадо-рю состоит не в шлифовке технических приемов, не в принципах работы тела, но в развитии и совершенствовании определенного состояния разума (мидзу-но кокоро, цуки-но кокоро, му-син). 8 Ката [сётокановские, но с первоначальными названиями]: Найханти I-III, Бассай, Кусянку, Джион, Вансу, Сэйсан, Чинто, Дзюттэ, Нисэйси, Рохай.

Кёкусинкай (Киокушинкай)

Кёкусинкай (яп. — общество абсолютной истины) — контактный стиль. Создан корейцем японского происхождения Масутацу Оямой в конце 40-х годов, на основе стилей Сётокан и Годзю-рю, ранее изученных им.

17 декабря 2005 г
Л.Щепкин (6 Дан Годзю-рю)
Мастер-класс «Ката Санчин»

Как и было запланировано, 17 декабря 2005 г. Леонид Владимирович Щепкин (6 Дан Годзю-кай) провел у нас в Школе мастер-класс по ката Санчин. Необычность этого события заключается в том, что Санчин не входит в перечень ката Шотокан и, как правило, в школах Шотокан не изучается. Сразу после публикации программы семинаров на сайте нас стали спрашивать зачем нам, шотокановцам, Санчин.
В Санчин наглядно демонстрируются и отрабатываются специальные методы дыхания. На наш взгляд, если в каком-то из видов боевых искусств какая-то техника или методика отработана лучше, чем в Шотокан, или в Шотокан такой раздел отсутствует — лучше пригласить специалиста, владеющего такой методикой, чем «изобретать велосипед» снова.
В Окинавском Годзю-рю принято выполнять Санчин с обнаженным торсом, чтобы хорошо было видно работу мышц и акцентированное дыхание животом.
После отработки отдельных элементов ката и движений в парах приступили к разучиванию собственно ката.
По оценке мастера Щепкина все наши ученики с поставленной задачей справились. Особо он отметил работу Валерия и Ольги.

Дополнительная информация для всех, кто хочет всерьез ознакомиться с Окинавским Годзю-рю (представлена Л.В.Щепкиным).

Ориентировочно в мае или июне 2007 года в Москве будет проходить 7-й Европейский «ГАШУКУ» (учебно-методический экзаменационный семинар) всемирной Федерации «OKINAWA GOJU RYU KARATE-DO KYOKAI» (O.G.K.K.). Все желающие могут принять участие в этом семинаре и сдать экзамен патриархам Окинавского Годзю-рю. Ответственный за организацию и проведение 7-го Европейского «ГАШУКУ» — шеф инструктор России от O.G.K.K. Щепкина Леонид Владимирович 6 Дан (личный ученик YOSHIO HICHIYA 10 Дан)

7-й Европейский «ГАШУКУ» будет проводиться под руководством Окинавских мастеров:

  • YOSHIO HICHIYA 10 Дан Президент O.G.K.K.
  • MINEI NANKO 10 Дан Вице-президент O.G.K.K.
  • KOEI TERUYA 9 Дан Вице-президент O.G.K.K.
  • RYOICHI ONAGA 8 Дан Шеф инструктор Европы O.G.K.K.
  • SHINZO CHINEN 8 Дан Технический директор O.G.K.K.
  • MURAMATSU MUSATAKA 8 Дан Главный консультант O.G.K.K.

В программе Европейского ГАШУКУ:

  1. Базовая техника (стойки, блоки, удары, перемещения, парная проработка блоков и ударов)
  2. Обучение традиционным ката Годзю-рю.
  3. Бункаи ката Годзю-рю.
  4. Энергетические ката Годзю-рю (Санчин ич, Санчин ни, Теншо).
  5. Какеэ кумитэ (липкие руки)
  6. Кумитэ
  7. Экзамен с 1-го по 8-й Дан (по рекомендации шеф-инструкторов стран).

В плане подготовки к 7-му Европейскому «Гашуку» — 2007 Федерация Окинава Годзю-рю Каратэ-до России (Ф.О.Г.К.Р.) совместно с Клубом боевых искусств «Московский Будокан» Михаила Степина проведет в 2006 — 2007 серию учебно-методических экзаменационных семинаров по традиционному Окинавскому Годзю-рю.
Семинар в Москве 4 марта 2006 г. проводит Президент Федерации Окинава Годзю-рю каратэ-до России Леонид Владимирович Щепкин 6 Дан и его ученики инструкторы Федерации Иванов Владислав 4 Дан, Таран Виктор 1 Дан. На каждом семинаре будет сформировано 2 группы занимающихся: занимющиеся Годзю-рю (I) и занимающиеся другими видами каратэ-до (II)

Программа семинара 4 марта 2006 г.
I. Для занимающихся годзю-рю:

  1. корректировка базовой техники (стойки, блоки, удары, перемещения, парная проработка блоков и ударов) по программе O.G.K.K.
  2. корректировка ката по программе O.G.K.K. (Санчин ич, Синчин ни, Гекисай-дай ич).
  3. корректировка бункаи ката Гекисай-дай-ич, проработка Санчин в парах.
  4. корректировка вариантов применения ката Гекисай-дай-ич.

II. Для занимающихся другими направлениями каратэ.

  1. ознакомление с базовой техникой годзю-рю (стойки, блоки, удары, перемещения, парная проработка блоков и ударов) по программе O.G.K.K.
  2. Изучение ката Гекисай-дай-ич.

Место проведения: ул. Космонавта Волкова, д.31, спорткомплекс «Красный Балтиец». Проезд до ст.м.Войковская. (схема проезда ЗДЕСЬ)
Контактный телефон Ф.О.Г.К.Р. 257-04-35, WWW.GOJURY-RUSSIA.RU
Контактный телефон клуба «Московский Будокан» 225-45-14, www.mosbudokan.ru

В качестве Шеф-инструктора России от I.O.G.K.F. первый учебно-методический экзаменационный семинар в Москве Л.В Щепкин проводил в декабре 1992 года. Ответственным за организацию семинара был Александр Филимонов. Среди тех, кто участвовал в семинаре и успешно сдали экзамены были: Александр Филимонов 1 кю, Дмитрий Пушнов 2 кю, Олег Пилюгин 2 кю, Сергей Филимонов 3 кю, Валерий Филимонов 3 кю, Владимир Манюхин 3 кю, Элла Опенышева 3 кю и другие. Всего с декабря 1992 по декабрь 2005 г. Леонид Щепкин провел 15 семинаров в России.

Окинавское Годзю-рю. Краткая справка.

Истоки Окинавского Годзю-рю берут свое начало от великого китайского мастера РюРё Ко, который практиковал боевое искусство («Шорей-рю»-просвященный дух) в провинции Фучжоу (юг Китая).
14 лет у мастера Рю Рё Ко жил и активно занимался «Шорей-рю» окинавец Хигаонна Канре.
В последствии Хигаонна Канре вернулся на Окинаву, в город Наха, и открыл свою школу боевого искусства, назвав её «Наха-тэ» (Рука Наха). Немногочисленные ученики Хигаонна Канре относились к местному высшему сословию.
После смерти мастера, приемником школы «Наха-тэ» стал Мияги Чодзюн, который в дальнейшем изменил название школы, (так появился стиль«Годзю-рю»-«твердое мягкое»). Ярким продолжателем дела своего учителя Мияги Чодзюна стал Эйичи Миядзато.
Из жизни Эйичи Миядзато ушел в 1999 году имея 10 Дан Okinawa Gojyu-ru Karate-do Kyokai и 8 Дан Дзю-до Kodokan.
В настоящее время президентом Федерации Okinawa Gojyu-ru Karate-do Kyokai является лучший ученик Эйичи Миядзато -Yoshio Hichiya 10 Дан.

Окинавским Годзю-рю занималось много всемирно-известных мастеров, таких как:

  • Кэнва Мабуни (Mabuni Kenwa) — создатель одного из четырех крупнейших направлений каратэ-до — «Shito Ryu»
  • Гогэн Ямагучи (Gogen Yamajuchi) создатель организации «Nippon Karate-do Goju Kai»
  • Масутацу Ояма (Oyama Masutatsu) создатель стиля Кекушинкай («Kokusai Karate-do Renmei Kyokushin Kai»)

Задать вопросы на Форуме

Клуб » КАНСЕЙ »

КАРАТЭ-ДО СЁТОКАН ХАРЬКОВ

ФОТО СОРЕВНОВАНИЯ

ПЛАН СОРЕВНОВАНИЙ

ВИДЕО СОРЕВНОВАНИЙ

физическая подготовка

БАЗОВАЯ ТЕХНИКА

КАТА СЁТОКАН

КАТА ГОДЗЮ РЮ

ВЫСТУПЛЕНИЯ

ГРУППА В КОНТАКТЕ

ИНТЕРНЕТ МАГАЗИН

Каратэ годзю рю

Годзю рю — один из основных стилей каратэ, сочетающий твёрдую (го) и мягкую (дзю) техники. Основал его мастер Тёдзюн Мияги (1888 — 1953). Условной датой основания можно считать 1926 г., когда совместно с ещё тремя мастерами Мияги открыл исследовательский Клуб Каратэ, где большое внимание уделялось не только физическим тренировкам, но и развитию силы ума, духа, этике повседневной жизни. На сегодняшний день это один из наиболее распространённых стилей каратэ, существующих в мире.

Тёдзюн Мияги- основатель Годзю-рю

Истоки стиля Годзю-рю связаны, в первую очередь, с именем Канрё Хигаонны (1853 – 1926), который был создателем окинавского стиля Наха-тэ. У Хигаонны обучался и будущий создатель Годзю-рю Тёдзюн Мияги. В 1904 г. Мияги вместе с Хигаонной отправился в Китай, где обучался в той же школе, где когда-то и сам Хигаонна (в г. Фучжоу в школе боевых искусств Рю Рё Ко). Второй раз Мияги пробыл в Китае с 1915 г. до 1917 г.

В 1928 г. Тёдзюн Мияги, уже являясь руководителем «Ассоциации окинавского искусства каратэ», был приглашён в Японию Гогеном Ямагучи. В Японии Мияги преподавал каратэ в различных университетах. В то же время он реформировал боевое искусство, которому его обучал Канрё Хигаонна и впоследствии назвал свой стиль «каратэ Годзю-рю».

В 1933 г. стиль годзю-рю был формально зарегистрирован в Японской Ассоциации боевых искусств Бутоку-кай.

В 1946 г. Мияги стал директором Окинавской Гражданской ассоциации Физического образования и преподавателем каратэ в полицейской Академии Окинавы.

Стиль Годзю-рю разработанный Хигаонной и Мияги перенял принципы жёстких систем южно-китайского ушу, сохранив старые традиции искусства реального боя. Годзю-рю – это стиль, использующий внутреннюю энергетику человека. В основе его лежит техника ближнего боя, что даёт возможность полноценного применения в условиях ограниченного пространства. Этот стиль сочетает высокие стойки, пластичные переходы и отводящие блоки с мощными фронтальными ударами и активной защитой. От современного спортивного карате он отличается энергетической направленностью и высокой боевой эффективностью.

Также стоит отметить и некоторую иную информацию о возможном происхождении стиля. Об этом можно узнать из следующего видео:

Одной из самых важных частей тренировок в Годзю-рю являются тренировки с тяжестями с использованием «народных» средств. Тёдзюн Мияги поощрял и развивал тренировки на силу, так как считал, что многим молодым окинавцам, при хорошей подвижности не доставало силы веса. Утверждалось, что самое главное в «качке» — ноги, в частности бедра, а также поясница, а не плечи, грудь или руки. Также и макивара существует для укрепления и развития ног, а не для набивания мозолистых кулаков.

Один из ведущих мастеров стиля годзю-рю – Гоген Ямагучи, будучи в числе ближайших учеников и сподвижников Тёдзюна Мияги, систематизировал наставления и методики своего учителя, исходя из традиций японских боевых искусств.

Годзю-рю включает 13 ката:

Большое значение придаётся ката Санчин. В Годзю-рю эта ката изучается в двух вариантах:

Санчин (версия Тёдзюна Мияги) (или Санчин-дайити),

Санчин (версия Канрё Хигаонны) (или Санчин-дайни).

Всем занимающимся следует практиковать семь основных принципов, выполнение которых позволит наиболее эффективно овладевать каратэ годзю-рю:

ПОЗИЦИЯ — максимально правильное исполнение стоек.

БАЛАНС — постоянный контроль равновесия и ПОЗИЦИИ.

КООРДИНАЦИЯ — контроль ПОЗИЦИИ и БАЛАНСА при исполнении технических действий.

ФОРМА — максимально правильное исполнение действий.

СКОРОСТЬ – ускорение исполнения технических действий без ухудшения ФОРМЫ.

СИЛА — увеличение эффективности технических действий без ухудшения ФОРМЫ и без снижения СКОРОСТИ.

ОТРАЖЕНИЕ — достижение такого состояния, когда техническое действие становится естественным движением, над которым вы не задумываетесь, и при исполнении которого сохраняются все шесть вышеперечисленных принципов.

Киокушинкай

Стиль Киокусинкай будо каратэ создан корейцем японского происхождения Оямой Масутацу после второй мировой войны, на основе различных стилей японского каратэ, прежде всего Годзю-Рю, Сетокан, и корейских систем рукопашного боя.

Мастер Ояма, чьи заслуги реформатора признают все, даже недруги и завистники, сыграл огромную роль в деле возвращения каратэ-до истинного духа Будо.

В 1954 году был открыт первый додзе Киокусинкай, что и считается началом школы Киокусинкай Будо Каратэ. В переводе Киокусинкай означает «Общество абсолютной истины». Основная идея Оямы заключалась в том, чтобы возродить древнюю традицию истинных боевых искусств в условиях новейшего времени.

Реформы Оямы состояли, прежде всего, в возврате к изначальной, традиционной, системе обучения, то есть к созданию «ядра» школы, где ограниченное количество ближайших учеников (ути-дэси) проходят «посвящение» в сокровенные тайны боевого искусства под руководством самого основателя, как это делалось в родовых кланах самураев или в монастырских общинах, и в четкой привязке дзэнских принципов к технике каратэ.

Но не только это выделило детище Оямы из общей массы школ каратэ. Киокусин — это, прежде всего, предельная эффективность боевого тренинга, постоянная психологическая и физическая готовность к схватке, максимальный реализм поединков, приоритет практики перед теорией.

В начале 60-х годов, когда происходило становление стиля, Ояма и его ученики делом доказывали свою приверженность идеалам истинного Будо: яростные спарринговые марафоны, поединки с представителями различных видов единоборств, невероятные, стоящие на грани возможного трюки, поединки с животными.

Внешне техника Киокусинкай больше всего похожа на технику Годзю-Рю. Процесс обучения весьма продолжителен, и в нем можно выделить несколько важнейших этапов:

  • Базовая техника Кихон: изучение стоек, перемещений, ударов, блоков, комбинаций (рэнраку), формальных упражнений (ката);
  • Поэтапное освоение свободного боя (кумитэ), в том числе санбон-кумитэ. Базовый спарринг на развитие технических навыков, непрерывный спарринг, направленный на развитие автоматизма и специальной выносливости, мягкие спарринги, жесткие спарринги в полный контакт, поединки с несколькими противниками одновременно;
  • Специальная боевая подготовка, изучение различных видов оружия и подручных средств;
  • Подготовка к специальным тестам на разбивание предметов (тамэси-вари), закалка ударных поверхностей. Причем тамэси-вари рассматривается как способ активной медитации, позволяющий сконцентрировать энергию и волю и направить их на преодоление психологического барьера, возникающего у адепта при разбивании (страх получить травму, нерешительность и пр.);
  • Освоение формальных упражнений. Ояма подчеркивает важность изучения ката и утверждает, что 50% времени тренировок должно быть посвящено изучению ката.

Соревновательные поединки проводятся с полным контактом, без использования защитного снаряжения, что позволяет не только оценить технический уровень каратэка, но и его способность противостоять реальным ударам противника, вести бой в состоянии психологического и физического давления. Удары руками в голову и шею запрещены, как и удары в спину. Методы обучения отличает большая суровость и почти воинская дисциплина.

Стиль Киокусинкай, организационно, не входит ни в какие другие союзы каратэ-до. Хонбу, головная организация Международной Организации Киокусинкай (IKO), находится в Токио, где проводятся сезонные сборы лучших учеников.

Международная организация Киокусинкай, весьма кстати многочисленная, проводят соревнования различных уровней, в том числе и чемпионаты мира. В настоящее время этим стилем занимаются порядка 15 миллионов человек, в 140 странах мира!

Ссылка на основную публикацию