Кама-дзюцу | Karate-krs.ru

Кама-дзюцу

Кама — серп, широко распространенное в Японии сельскохозяйственное орудие труда. Он и сегодня используется по прямому назначению. Правда в единоборствах кроме обычного применяется также вариант с деревянным лезвием, который значительно снижает риск получения травмы при разучивании техники. В особенности, если серп находится в руках не достаточно опытного бойца.

Конструктивно кама задумывалась как орудие труда, а не как оружие, так что техника прикладной работы с ней не блещет разнообразием. Но это ни в коей мере не означает, что это не эффективное оружие. Наоборот! Отточенное лезвие серпа хотя и не обладает качествами кованного клинка меча, тем не менее достаточно остро для того чтобы нанести глубокую резанную рану. И даже тех не очень глубоких познаний в медицине и анатомии, которыми обладали крестьяне в своей массе, было вполне достаточно для того, чтобы с успехом использовать каму для защиты от нападения. В современной технике кобудо кама используется как парное оружие. Раньше же она в основном применялась в одиночку, так как косить сразу двумя серпами практически невозможно. Пожалуй, это единственный вид сельскохозяйственного орудия труда, который применялся для самозащиты и дошел до наших дней без каких-либо изменений (тонфа, нунтяку и т. п. имеют некоторые отличия от своих прототипов). Не смотря на свои неплохие боевые качества, кама неэффективна против некоторых видов оружия. К примеру, против меча. Учитывая это, при активной помощи переселенцев из Китая, был создан класс так называемого композитного оружия. То есть оружия состоящего из отдельных частей. Классическим примером может служить трехзвенный цеп — оружие широко распространенное в Китае и завезенное в Японию с континента (правда на островах архипелага Рюкю оно мало использовалось).

К классу композитного оружия относятся как виды, состоящие разных частей, относящихся к одному и тому же предмету — нунтяку , так и виды, выполненные из двух разных вариантов оружия — кусаригама. Последняя есть не что иное, как обыкновенный серп, к рукоятке которого привязана длинная, тонкая, плетенная веревка с грузиком на конце. И если кама является оружием только ближнего боя, то кусаригама может применяться и на средней дистанции, причем уже и против меча. Используя грузик, веревка набрасывается на руки противника, опутывает их и не позволяет ему использовать меч в полном объеме. Существует разновидность серпа с петлей на рукоятке. На самом деле это не отдельный вид, а лишь вариант. Тем не менее, он позволяет вращать каму наподобие милицейского жезла. С точки зрения прикладной техники, это не имеет серьезного практического значения, но за счет внешней эффектности нередко используется в показательных выступлениях и при съемках фильмов. Помимо общих навыков, необходимых для работы с оружием, в кама-дзютсу требуется ловкость и цепкость пальцев, чтобы быстро перевести серп из одной плоскости атаки в другую. Это сложный технический элемент, требующий тщательной отработки с небольшой скоростью на безопасном, деревянном предмете.

Как это не странно, но в отличии от индейцев, отлично бросавших свои томагавки, японцы почти никогда не делали этого с серпом. И хотя в истории известны такие случаи их, настолько мало, что скорее их надо считать исключением, подтверждающим правило. В наши дни, в особенности в американских и европейских школах кобудо, все чаще и чаще начинают применять подобную метательную технику. Однако, она не имеет ничего общего с традиционной техникой кама-дзютсу. Также как и при изучении других видов оружия кобудо, практика работы с серпом начинается с разучивания базовых элементов. Учитывая, что этому предшествует освоение базовых предметов таких как бо и дзе серьезных проблем с изучением кама-дзютсу, как правило, не происодит. Единственная проблема, которая встречается более менее регулярно, это попытка форсирования событий в отношении перехода с учебного вида оружия на боевое. Единственным советом здесь может быть только напоминание, часто даваемое начинающим автомобилистам, что исправные тормоза должны быть в первую очередь в голове и только потом уже в машине!

Кама-дзюцу — искусство боя серпом «кама».

Серпы и косы крестьяне использовали как оружие во время бунтов во многих странах мира, но лишь в Японии сложилось особое боевое искусство, целиком посвященное серпу.

Форма лезвия, длина рукояти, их размеры и способ соединения варьировались от школы к школе. Чаще всего серп представлял собой слегка изогнутое, довольно широкое стальное лезвие, заточенное только с той стороны, которая обращена внутрь, длиной от 13,5 до 16,5 см. Его вбивали под небольшим углом в рукоять, длиной от 36 до 55 см, изготовленную из прочного красного дуба. На торец рукояти для усиления надевали железное кольцо.

Самым слабым местом «кама» является соединение лезвия с ручкой. Поэтому его дополнительно укрепляли, обматывая тонкой, прочной веревкой либо кожаным шнуром. Иногда в нижней части рукояти кама для защиты руки делалась своеобразная гарда, по виду напоминающая кастет с широким лезвием.

Боевой серп поистине страшное оружие. Одно слово — «коса смерти». Серпом можно легко отрубить руку или голову, подсекать, резать и колоть, захватывать и вспарывать, орудовать как дубинкой. По богатству техники серп мало чем уступает мечу или алебарде, а может быть, и превосходит их. Основными мишенями для атак серпом, производимых с неожиданных углов, являются кисти рук, локтевые и коленные сгибы, шея, лицо, спина, бока. Серпом удобно отводить удары любого вида холодного оружия. Его можно даже метать в цель на приличное расстояние.

В некоторых школах изучали технику боя и другим видом серпа, известным как «оо-гама» — «большой серп», или «нагацука-гама» — «серп на длинной рукояти». Скорее, это был даже не серп, а своеобразная коса с длиной рукояти до 120 см! Им можно было резать ноги людям и лошадям, обезглавливать всадников, отклонять уколы копий и удары мечей.

Серпы и косы, отличающиеся друг от друга длиной рукояти, размерами и степенью кривизны лезвия, способами его прикрепления к древку издавна использовали японские воины. Наиболее широкое распространение они получили на флоте, где их применяли в качестве багров для подтягивания вражеских лодок при абордаже и для обрубания морских водорослей, затруднявщих ход судов на мелководье.

Техника боя серпом канонизирована в школах Ямамото Мухэн-рю, Ягю Синган-рю, Иккан-рю, Иссин-рю, Касима Синка-гэ-рю, Кэнтоку-рю и некоторых других. В школе Гэндзи тэн-рю, помимо стандартного серпа, изучали также приемы с нагацука-гама и парными серпами.

Особой разновидностью кама был кусари-гама — серп с цепью. В этом случае к обычному серпу разновидности натагама крепилась цепь длиной от 1 до 3,6 м с грузиком на конце весом, от 55 до 110 граммов. Обычно цепь крепилась к ручке с той же стороны, что и лезвие. Другие варианты встречаются крайне« редко.

Такая конструкция еще больше повышает боевые возможности серпа. Обычно серп держат в одной руке, а цепь в другой. Углом между лезвием и рукояткой можно отклонять в сторону меч или копье врага, а гирьку бросать ему в голову, чтобы оглушить либо заставить раскрыться для решающей атаки серпом. Цепью стараются захлестнуть руки противника и его шею, придушит либо опрокинуть наземь, опутывают оружие. Зажав гирьку в руке, блокируют удары цепью и, обхватывая петлями руки или шею, противника проводят «связывание» или удушение. Длина цепи позволяет орудовать гирькой и серпом как бы раздельно, нанося удары грузиком словно обычным кистенем и прокладывая путь к телу противника для серпа. В Ягю Синган-рю используют такие приемы, когда раскрутку цепи применяют для того, что отвлечь внимание противника, а в цель внезапно бросают серп.

Искусство боя серпом с цепью с грузиком называется куса ригама-дзюцу. В силу своей высокой боевой эффективности оно получило широкое распространение и было канонизировано во многих школах. Особо следует отметить сохранившиеся до наших дней Араки-рю, Кираку-рю, Тодаха Буко-рю, Иссин-рю, Масаки-рю, Ямада син-рю, Сибукава-рю, Синто Мусо-рю.

Большой популярностью пользовались серпы у японских разведчиков и диверсантов ниндзя. Как правило, они использовали оружие небольшого размера, которое можно было легко спрятать под одеждой. Ниндзя применяли серпы не только как оружие, но и в качестве инструмента для перерезания веревок заграждений и ловушек; нитей, прикрепленных к сигнальным трещеткам; для прорезания проходов в зарослях кустарника и в густом лесу.

Кама (дзюцу)

Появления в

Информация

Классификация

Пользователи

Кама (яп. 楔 , Кама) — это печать в форме ромба на ладони пользователя. Хотя она неизвестна для большинства людей в целом, Кара обладает информацией об этой и подобных ей печатях. Слова Коджи Кашина предполагают, что печать можно получить, если убить члена клана Ооцуцуки.

Известные пользователи

  • Джиген носит печать на подбородке. Как он её получил, неизвестно. Когда он её активирует, она распространяется по его лицу и телу почти симметричными узорами солнечных лучей.
  • Боруто Узумаки получил печать на правой ладоне после победы над Момошики Ооцуцуки. Когда он её активирует, она распространяется по правой стороне его тела, образуя угловые и изогнутые геометрические узоры, распространяясь до его правого глаза, а затем она светится синим.
  • Каваки получил печать на левой ладоне в ходе научных экспериментов, проводимых Джигеном. Когда он её активирует, она распространяется по левой стороне его тела, образуя узоры, который почти идеально идентичны узорам Боруто, распространяясь до его левого глаза, а затем она светится красным.

Использование

Неосознанно используя печать, Боруто смог поглoщать ниндзюцу. Так как он впервые воспользовался силой этой печати, он впоследствии потерял сознание. Три года спустя, он мог активировать её по своему желанию.

Каваки с помощью своей Камы мог также поглощать ниндзюцу и создавать масштабные взрывы. Тем не менее, использование Камы вызывает перегрев его тела, от чего он теряет сознание. Три года спустя, Каваки тоже способен активировать её по своей воле.

Печати Боруто и Каваки продемонстрировали явление «резонанса» (共鳴, кьёмей), когда находились близко друг к другу. Когда Камы резонируют между собой, по-видимому, это позволяет пользователям высвобождать то, что кто-либо из них поглотил ранее.

С помощью науки, Джиген может использовать свою Каму для её передачи другим людям, хотя и с низким уровнем успеха, по результатам, пятнадцать известных испытуемых, двенадцать из них, как утверждают, умерли, а Каваки — единственный известный успешный получатель.

КАМАДЗЮЦУ и ДЗИНГАМА НО ДЗЮЦУ

Раздел 1

КЛИНКОВОЕ ОРУЖИЕ

КАМА , НАЙГАМА 薙鎌 и ДЗИНГАМА 陣鎌

Глава 1

КАМАДЗЮЦУ 鎌術 и ДЗИНГАМА НО ДЗЮЦУ 陣之鎌術

Боевое искусство, которое рассматривает использование КАМА, в японолетописях называют КАМА НО ДЗЮЦУ 鎌之術 или КАМАДЗЮЦУ 鎌術. КАМАДЗЮЦУ, в котором изучаются строго методы использования крестьянских инструментов, больше известно под своим старым названием РЮ:КЮ: БУДЗЮЦУ 琉球武術, или своим современным названием — Окинавское КОБУДО 古武道 (хе-хе-хе-хе-ех однако у некоторых, по-особому продвинутых — оно порой называется и «кобудА»… хе-хе-хе-хе-хе). В самурайских же школах БУГЭЙ, которые рассматривали работу с КАМА, под КАМАДЗЮЦУ подразумевалась конкретно работа с предметом, изготовленным профессиональным оружейником. КАМА в таких школах рассматривалась как хорошее «бронебойное» оружие, направленное на использование против оппонента в доспехах. Им подразумевалось наносить страшные раны, лезвием перерезать мышцы, сухожилия, жизненно важные вены и артерии. Из-за особенностей конструкции наиболее эффективным прорезающим движением было «движение на себя». Кроме этого, комплекс приёмов был направлен на лишение равновесия оппонента зацепами за лодыжку. Одновременно этим действием можно было нанести страшные травмы ахилессовой связке. А для нанесения очень глубоких ран использовались техники КАМАДЗЮЦУ двумя руками.
При защитных техниках особо тщательное внимание уделялось методам сохранения КАМА от повреждений. Для противостояния оппонентам, вооружённым различными типами оружия, ученики школ КАМА ДЗЮЦУ разучивали разные типы КАТА. Для противостояния оппонентам с длинным двуручным оружием — разучивались очень сложные КАТА, с последовательными ИРИМИ АСИ САБАКИ, исключающие контакт оружия об оружие. Для школы ЯГЮ: СИНГАН РЮ:, в которой изучают ДЗИНГАМА НО ДЗЮЦУ — характерны особенные защитные движения округлым обухом лезвия КАМА. Для таких движений используется хват за рукоять оружия обоими руками. Помимо этого, для ЯГЮ: СИНГАН РЮ: ДЗИНГАМА НО ДЗЮЦУ характерно постоянно чередующаяся с движениями оружием различная ударная техника АТЭМИ ВАДЗА 当身技. Некоторые ДЗИНГАМА снабжались специальным крюком для обезоруживания оппонента вооружённого мечём путём зацепа этим крюком лезвия поближе к гарде. ДЗИНГАМА НО ДЗЮЦУ некоторыми японоэнциклопедистами рассматривается строго как часть УМАГОЯ САНГУ НО БУКИДЗЮЦУ馬小屋三具の武器術, однако лично мне с этим тяжело согласиться, например, потому, что не располагаю данными об изучении ХАНАНЭДЗИБО: 鼻捻子棒 и БАСИН 馬針 в ЯГЮ: СИНГАН РЮ:. В некоторых РЮ:ХА изучали использование сразу двух КАМА — в каждой руке по оружию. Такие методы ведения драки называли СО:КАМА ДЗЮЦУ 双鎌 術 или НИТЁ:ГАМА ДЗЮЦУ 二丁鎌術

Фрагмент старинного свитка ЯГЮ: РЮ: ХИТЮ:ДЭН с описаним техник КАМАДЗЮЦУ.

13.5. Кама-дзюцу

Работа с камой основана на так называемом вращении «пропеллера», лопасти которого составляют две камы.

Прежде чем приступать к изучению техники с камой, отрабатывают ее правильный хват (рис. 25).

Рис. 25. Основные формы хвата камы: а – хонтэ-мочи; б – гьякутэ-мочи; в – токуши мочи

Существуют два основных хвата камы – хонтэ мочи и гьякутэ мочи. В первом случае (рис. 25а) хват камы осуществляется за конец рукоятки, при этом лезвие камы находится вверху. Во втором случае (рис. 25б) лезвие камы находится внизу, а рукоятка камы плотно прижата к локтю. Существует также не очень распространенный вариант удержания камы – токуши мочи (рис. 25в). В этом случае кама держится вертикально рукояткой вниз и лезвием от себя, хват камы осуществляется у лезвия.

Как правило, кама используется в парном варианте. Иногда к концу камы крепится веревка с грузиком на конце. Используя грузик, веревка набрасывается на руки противника и опутывает их. Кроме того, веревка позволяет увеличить зону действия камы и/или осуществлять бросок камы. Правда последний способ встречается довольно редко.

Помимо общих навыков, необходимых для работы с оружием, в кама-дзюцу требуется ловкость и цепкость пальцев, чтобы быстро перевести серп из одной плоскости атаки в другую.

Изучение техники работы с камой предусматривает первоначальное освоение ударов. Удары камой могут быть рубящими сверху концом лезвия, режущими сбоку и снизу, секущими сверху-вниз и снизу-вверх наискосок, тычковыми рукояткой камы и другие.

Защита камой осуществляется подставкой, отбивом, блоком как рукояткой, так и лезвием. Максимальная эффективность при защите достигается отбивом верхней частью древка. В этом случае максимально используется не только эффект рычага, но и остро отточенное лезвие камы, способное зафиксировать оружие противника. При этом очень часто лезвием воздействуют не на оружие, а на кисть руки, удерживающей это оружие.

Режущие качества камы активно используются в самых разнообразных вариантах. В частности, многие приемы направлены на то, чтобы, перерезав сухожилия, лишить противника возможности держать в руках оружие. Немало приемов имеют своей целью обездвижить противника воздействием лезвием камы по сухожилиям ног противника.

Ката с камой предусматривают их вращение, нанесение рубящих, режущих и секущих ударов, постановку блоков и осуществление захватов. Ввиду особой опасности работы с «боевой» камой, имеющей стальное лезвие, очень часто на занятиях, особенно на этапе первоначального обучения, используют каму с деревянным «лезвием».

Так же как и с другими видами оружия, после овладения техникой работы с камой в ката на месте и в движении приступают к отработке приемов противодействия нападению вооруженного противника (против ножа, бо, дзё, тонфы, нунчаку). Особое внимание уделяется технике работы двух соперников, вооруженных камой. Ввиду особой опасности эта техника отрабатывается на камах с деревянными лезвиями.

Кама (или гама) — довольно распространенное оружие восточных боевых искусств. Происхождение его вполне ясно — это серп, использовавшийся крестьянами на сельскохозяйственных работах для срезания пучков риса, кошения травы и т.п. С момента запрета на ношение оружия кама стала одним из немногих режущих инструментов, которые крестьяне беспрепятственно могли носить с собой. Это привело к появлению в кобудо целого искусства владения данным предметом, а шпионы, маскирующиеся под пейзан, вполне могли маскировать под него свое страшное оружие.

Первоначально кама была полностью неотличима от обычного серпа — с короткой рукоятью и загнутым лезвием, и хотя позже и рукоять и лезвие слегка изменились, но принцип оружия остался тем же: деревянная рукоятка длиной порядка 40-50 см, и лезвие с прямой или чуть загнутой кромкой длиной около 15 см, стоящее под прямым углом. С развитием кобудо кама обзаводилась множеством дополнительным приспособлений — петлей на рукоятке, цепью, шипами на лезвии, гардой. Ниндзя (при использовании на задании данного оружия) конструировали камы с выкидными лезвиями, со скрытыми в рукоятке ножами и прочими ухищрениями. Классическим же устройством камы считается конструкция рукоять+клинок.

Благодаря своей форме кама проявляет себя достаточно хорошо в сражениях против супостатов, вооруженных длинным оружием: мечи, копья, блокируя удары и давая возможность нанести страшные режущие или рубящие удары. Для таких целей кама часто применялась в паре, что позволяло в некоторой степени компенсировать довольно небольшой радиус поражения.

Думаю, что уже ясно, в каких случаях ниндзя пользовались камой, и в чьей личине они находились. Сегодня же искусство владения гамой передается вместе с кусарикама-дзюцу в школах ниндзюцу, а также часто демонстрируется на выступлениях ушуистов и каратека.

Презентация кама от мастера кобудо шихана Микио Нисиути

Техника «Бо» (боджитсу) отличается от применения меча. «Бо» можно использовать, как меч, но, в зависимости от техники, «бо» может превращаться в тысячу видов оружия. Нужно заметить, что даже обоюдоострый длинный меч не сможет рубить, если лезвие клинка не привести в соприкосновение с противником. Это предел возможности меча. «Бо» не имеет ни клинка, ни рукояти. «Бо» может ударить, колоть, рубить. Его 1,8м длины заключают в себе способности копья, алебарды и меча. Рюкю Боджитсу находилось под влиянием как Северного так и Южного Китая. Это сочетание техник совершенствовалось на островах Рюкю, пока не превратилось в современное Боджитсу.
Эку(весло). В единственном образе ката с «Эку», совершенствованном рыбаками для использования на берегу или в открытом море, вода или песок швыряются в лицо противнику. Во время атаки «Эку» может быть использовано для рубления противника. «Эку» является практическим оружием большой разящей силы.

Современная техника сай-дзюцу состоит в основном из приёмов, подобных технике каратэдо.
В «кихонном» исполнении, то есть на уровне начинающего, следует чётко разделять действия рук. Они должны действовать попеременно. В случае с опытными учениками всё по-другому: движения рук должны быть «соединены» и помогать друг другу, чтобы один приём вызывал за собой плавное исполнение другого, в любом случае завершение той или иной комбинации должно заканчиваться чётко поставленной техникой с кимэ, то есть концентрацией.
Согласно древнему «предназначению» «kakushi buki», то есть «скрытого оружия» современные мастера кобудо должны так же использовать принцип «невидимости» оружия и практиковать незаметное выхватывание и применение оружия; руки и тело не должно показывать о подготовке к выполнению приёма.
Техника «Сай» или железного жезла шел через Индию и Китай, а затем вступил в Рюкю, где продолжал свое дольнейшее совершенствование. Во времена Королевства Рюкю «сай» первоначально использовался для защиты короля и высоких министров, для задержания головорезов и преступников, а также в реальных боевых ситуациях. Позже Буса (мастера боевых искусств) сформулировали ката и люди смогли сами практиковать наступательную и оборонительную техники. В первую очередь будучи самооборонными, ката были донесены до нас сквозь строгий запрет.

Так же как саи, тонфа используется в паре. Она крепко удерживается в положении вдоль предплечья. Практика применения требует хорошей концентрации, общего равновесия тела, силы и гибкости в запястьях.
Те советы, которые можно дать при использовании сай и нунчаку, применимы и в овладении тонфой: весь корпус принимает участие в том движении, которое описывает тонфа, её всегда нужно рассматривать как простое продолжение руки.
Чтобы свободно овладеть этим оружием требуется долгое время.

На Окинаве, где на оружие существовали строгий запрет, «Кама» являлся наиболее доступным инструментом, который мог заменить оружие. Были созданы ката, но они дошли до нас в ограниченном количестве. Техника kama является прежде всего окинавской, потому что использует принципы, стойки и движения каратэдо. Некоторые изменения были внесены для того, чтобы боец не поранил сам себя во время действий оружием. Оружие имеет ручку из твёрдого дерева и лезвие в форме полумесяца, заточенное с одной стороны. Его лезвие, острое как бритва, используется скорее для рубящих ударов, чем для тычков или уколов. Kama действует очень эффективно в обученных руках, но для этого боец должен находиться рядом с противником.
Технические действия kama включают рубящие удары, хуки, тычки, блокирование, отклонение ударов и другие защитные действия против оружия врага. Kama, как правило, используется парами, и часто выполняются движения, напоминающие вращение пропеллера.. «Кама»-это единственное оружие с клинком, которое использовалось в Кобудо и уподоблялось другим видам оружия, опасным в применении. Технические действия kama включают рубящие удары, хуки, тычки, блокирование, отклонение ударов и другие защитные действия против оружия врага. Kama, как правило, используется парами, и часто выполняются движения, напоминающие вращение пропеллера.

Считается, что «Нунчаку» произошло от «Муге», типа конских удил, совершенствованных на Окинаве. Их небольшой размер способствует удобству в ношении, но они являются оружием большой силы и эффекта в бою. Говорят, что мастера боевых искусств (Буса) на островах Рюкю всегда носили с собой «Нунчаку», спрятанные за пазухой или заткнутые за пояс.

Тэкко (медные суставы)

Использование тэккос включает хлёсткие удары по лицу и царапающие движения в дополнение к обычным техникам ударов. Иглы или крючки тэккос должны быть всегда направлены в сторону противника. Тэккос всегда считались прежде всего оружием ближнего боя.»Тэкко» может быть использованно для мгновенной самозащиты. «Тэкко» удобно в ношении и при атаке может проявить значительную мощь.

Cостоит из щита и короткой алебарды (рочин). Сражаясь с противником, щит держат в левой руке для защиты, а короткую клинковую алебарду-в правой. До нас дошло только одно ката — Сакугава Но Тинбэ.

Сурудзин

Surujin использовался вместе с kama. На дистанции броска использовалась цепочка, а после того, как с ее помощью противник оказывается лишенным способности активно защищаться, в дело пускалась kama.

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 254 820
  • КНИГИ 582 591
  • СЕРИИ 21 619
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 537 404

Микрюков Василий Юрьевич, академик, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, старший научный сотрудник.

Окончил Пермское высшее военное командное училище, адъюнктуру в Военной академии им. Ф. Э. Дзержинского, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, докторантуру при Московском педагогическом государственном университете.

Более 22 лет прослужил в Ракетных войсках стратегического назначения, подполковник, квалификация «Мастер военного дела».

За время учебы и службы в войсках выполнил спортивные разряды по многим вида спорта (боксу, военному троеборью, лыжам, гирям, полосе препятствий, кроссу). Инструктор по подводному плаванию.

После увольнения из рядов Вооруженных сил РФ преподавал в высших и средних учебных заведениях, работал директором образовательного учреждения. Учитель высшей категории. Действительный член Международной академии информатизации, Российской академии информатизации и Российской академии естествознания, член-корреспондент Российской академии естественных наук, профессор Академии военных наук Российской Федерации.

Имеет почетное звание «заслуженный деятель науки и образования», награжден медалями имени В. И. Вернадского за успехи в развитии отечественной науки.

Восточными единоборствами занимается с 1986 г. Имеет квалификацию 3-й дан-хо, является судьей первой категории по виду спорта каратэ.

С 1991 г. и по настоящее время председатель спортивного клуба каратэ. Ученики – неоднократные победители и призеры всероссийских и международных турниров, члены сборной страны по каратэ. Имеет высшую квалификационную категорию преподавателя каратэ.

Автор более 200 научных трудов по военной, педагогической и спортивной тематике.

Энциклопедия В. Ю. Микрюкова представляет собой синтезированную совокупность теоретических знаний в области восточных единоборств с практической деятельностью по овладению этого искусства и обучению ему учеников.

В дидактическом плане энциклопедия написана на достаточно высоком уровне. Все рекомендации, предлагаемые автором, подтверждены необходимыми исследованиями и практикой. В энциклопедии представлены конкретные методики по отдельным вопросам совершенствования тактико-технических умений и навыков занимающихся каратэ. Представленная в энциклопедии информация изложена на высоком профессиональном уровне.

С методической точки зрения энциклопедия характеризуется систематизацией изложенного в ней материала, удобным его разбиением на отдельные разделы и главы, грамотным, четким языком изложения, наличием определений к каждому специальному термину, использованием многочисленных высказываний знаменитых людей и выдающихся мастеров каратэ по тому или иному вопросу, историческими примерами, наличием необходимых иллюстраций и ссылок на рекомендованную литературу для углубленного изучения отдельных вопросов.

В энциклопедии содержится большое количество японских географических названий, имен собственных и спортивных терминов. При этом ввиду того, что в японском языке отсутствует большинство звуков и звуковых сочетаний русского языка, автор прибегает к традиционной транскрипции, используемой в Союзе каратэ России.

В целом энциклопедия характеризуется редкой по концентрации подборкой материала, основанного на собственном опыте автора, совокупности его теоретических знаний, практических навыков и умений, полученных за время изучения и преподавания каратэ.

Представленный в энциклопедии материал может предназначаться для спортсменов и тренеров, учащихся спортивных школ и вузов, а также для широкого круга читателей, интересующих восточными единоборствами.

Президент Союза каратэ России

Основной целью каратэ является не победа или поражение, а совершенствование характеров занимающихся.

Растущий на Западе и у нас в стране поток специальной литературы по каратэ в большинстве своем не проясняет его главного глубинного смысла и внутреннего содержания как боевого искусства, как науки жизни, которая совершенствовалась на протяжении тысячелетий и остается по сей день уникальной сокровищницей знания для народов всего мира.

В опубликованных за последние годы книгах зарубежных и отечественных мастеров каратэ в основном отражены частные вопросы, связанные с техникой и тактикой нанесения ударов и постановки блоков, овладением комбинационных приемов и их применением, выполнением формальных упражнений (ката). Лишь в некоторых книгах затронуты вопросы философии и истории каратэ, однако до сих пор не осуществлен комплексный анализ сущности каратэ с различных позиций, в том числе и с исторических, религиозно-философских, культурных, медико-биологических и др. Преодолеть этот недостаток – одна из задач настоящей энциклопедии.

Важнейшая проблема современного каратэ состоит в поиске оптимальных средств и методов повышения мастерства занимающихся. Повысить мастерство учеников можно двумя путями: индивидуализируя работу с ними и совершенствуя сами занятия. Все это требует обоснованного и своевременного применения тех методов и видов занятий, которые при решении конкретных задач могут дать максимальный эффект, а при совершенствовании личного мастерства – сформировать индивидуальный почерк ученика, развить его физические и психические особенности.

В связи с этим при написании энциклопедии ставилась и другая задача – показать наиболее рациональные методы подготовки занимающихся каратэ, особенности в организации и проведении занятий по каратэ в современных условиях. Эти вопросы раскрываются на основе опыта многолетней работы автора с учениками разного уровня подготовленности, – работы по овладению ими техникой, тактикой и стратегией каратэ.

О стратегии каратэ хотелось бы сказать несколько слов особо. В современном мире отчетливо выделены два вида каратэ, совершенно отличные друг от друга по смыслу и содержанию, – спортивное и классическое. Спортивным каратэ занимаются миллионы людей во всем мире, видя в нем эффективное средство физического развития, оздоровления, отдыха, самозащиты, наконец. Классическое каратэ представляют люди, посвятившие ему свою жизнь, живущие каратэ. Однако стратегия классического каратэ – это не подготовка выдающихся спортсменов или мастеров. Это воспитание характера занимающихся, обучение их умению преодолевать жизненные трудности и испытания. И пусть многие по тем или иным причинам прекращают занятия, но заложенные в них духовные, прежде всего, и физические основы служат им на благо в их труде и отдыхе, в повседневной жизни, помогают с честью выходить из многих экстремальных ситуаций.

И последнее, о чем хотелось бы сказать во введении, – это взаимоотношения между школами каратэ и отношение к каратэ представителей отечественных видов спорта.

Не секрет, что многие школы каратэ претендуют на свою исключительную роль, называя себя школами «абсолютной истины», «неограниченного мастерства» и т. п. Частенько можно встретить на страницах книг, газет, журналов, а также увидеть на экранах телевизоров, как представители одной школы огульно критикуют своих коллег из других школ, не удосужившись вникнуть в их суть или хотя бы посетить занятия или соревнования, проводимые этими школами.

На самом деле нет плохих школ, а есть, как и везде, плохие представители, среди коих, к сожалению, и авторы некоторых публикаций. Самое главное – чтобы у школы был свой стиль, свое лицо, по которому ее можно было бы отличить от прочих, а лучшие школы – конечно, те, которые способствуют гармоничному развитию личности, воспитывают учеников в духе почтительного и доброжелательного отношения к Учителю, старшим, женщинам, вообще к окружающему нас миру.

Сайт боевых единоборств

Кама — дзюцу
Кама серп, широко распространенное в Японии сельскохозяйственное орудие труда. Он и сегодня используется по прямому назначению. Правда в единоборствах кроме обычного применяется также вариант с деревянным лезвием, который значительно снижает риск получения травмы при разучивании техники. В особенности, если серп находится в руках не достаточно опытного бойца. Конструктивно кама задумывалась как орудие труда, а не как оружие, так что техника прикладной работы с ней не блещет разнообразием. Но это ни в коей мере не означает, что это не эффективное оружие. Наоборот! Отточенное лезвие серпа хотя и не обладает качествами кованного клинка меча, тем не менее достаточно остро для того чтобы нанести глубокую резанную рану. И даже тех не очень глубоких познаний в медицине и анатомии, которыми обладали крестьяне в своей массе, было вполне достаточно для того, чтобы с успехом использовать каму для защиты от нападения. В современной технике кобудо кама используется как парное оружие. Раньше же она в основном применялась в одиночку, так как косить сразу двумя серпами практически невозможно. Пожалуй, это единственный вид сельскохозяйственного орудия труда, который применялся для самозащиты и дошел до наших дней без каких-либо изменений (тонфа, нунтяку и т. п. имеют некоторые отличия от своих прототипов). Не смотря на свои неплохие боевые качества, кама неэффективна против некоторых видов оружия. К примеру, против меча. Учитывая это, при активной помощи переселенцев из Китая, был создан класс так называемого композитного оружия. То есть оружия состоящего из отдельных частей. Классическим примером может служить трехзвенный цеп — оружие широко распространенное в Китае и завезенное в Японию с континента (правда на островах архипелага Рюкю оно мало использовалось). К классу композитного оружия относятся как виды, состоящие разных частей, относящихся к одному и тому же предмету — нунтяку , так и виды, выполненные из двух разных вариантов оружия — кусаригама. Последняя есть не что иное, как обыкновенный серп, к рукоятке которого привязана длинная, тонкая, плетенная веревка с грузиком на конце. И если кама является оружием только ближнего боя, то кусаригама может применяться и на средней дистанции, причем уже и против меча. Используя грузик, веревка набрасывается на руки противника, опутывает их и не позволяет ему использовать меч в полном объеме. Существует разновидность серпа с петлей на рукоятке. На самом деле это не отдельный вид, а лишь вариант. Тем не менее, он позволяет вращать каму наподобие милицейского жезла. С точки зрения прикладной техники, это не имеет серьезного практического значения, но за счет внешней эффектности нередко используется в показательных выступлениях и при съемках фильмов. Помимо общих навыков, необходимых для работы с оружием, в кама-дзютсу требуется ловкость и цепкость пальцев, чтобы быстро перевести серп из одной плоскости атаки в другую. Это сложный технический элемент, требующий тщательной отработки с небольшой скоростью на безопасном, деревянном предмете. Как это не странно, но в отличии от индейцев, отлично бросавших свои томагавки, японцы почти никогда не делали этого с серпом. И хотя в истории известны такие случаи их, настолько мало, что скорее их надо считать исключением, подтверждающим правило. В наши дни, в особенности в американских и европейских школах кобудо, все чаще и чаще начинают применять подобную метательную технику. Однако, она не имеет ничего общего с традиционной техникой кама-дзютсу. Также как и при изучении других видов оружия кобудо, практика работы с серпом начинается с разучивания базовых элементов. Учитывая, что этому предшествует освоение базовых предметов таких как бо и дзе серьезных проблем с изучением кама-дзютсу, как правило, не происодит. Единственная проблема, которая встречается более менее регулярно, это попытка форсирования событий в отношении перехода с учебного вида оружия на боевое. Единственным советом здесь может быть только напоминание, часто даваемое начинающим автомобилистам, что исправные тормоза должны быть в первую очередь в голове и только потом уже в машине!

ТХЭКВОНДО В ЧЕЛЯБИНСКЕ

Найти на сайте

Свежие записи

Искусство боя серпом «кама»

Серпы и косы крестьяне использовали как оружие во время бунтов во многих странах мира, но лишь в Японии сложилось особое боевое искусство, целиком посвященное серпу.

Форма лезвия, длина рукояти, их размеры и способ соединения варьировались от школы к школе. Чаще всего серп представлял собой слегка изогнутое, довольно широкое стальное лезвие, заточенное только с той стороны, которая обращена внутрь, длиной от 13,5 до 16,5 см. Его вбивали под небольшим углом в рукоять, длиной от 36 до 55 см, изготовленную из прочного красного дуба. На торец рукояти для усиления надевали железное кольцо.

Самым слабым местом «кама» является соединение лезвия с ручкой. Поэтому его дополнительно укрепляли, обматывая тонкой, прочной веревкой либо кожаным шнуром. Иногда в нижней части рукояти кама для защиты руки делалась своеобразная гарда, по виду напоминающая кастет с широким лезвием.

Боевой серп поистине страшное оружие. Одно слово — «коса смерти». Серпом можно легко отрубить руку или голову, подсекать, резать и колоть, захватывать и вспарывать, орудовать как дубинкой. По богатству техники серп мало чем уступает мечу или алебарде, а может быть, и превосходит их. Основными мишенями для атак серпом, производимых с неожиданных углов, являются кисти рук, локтевые и коленные сгибы, шея, лицо, спина, бока. Серпом удобно отводить удары любого вида холодного оружия. Его можно даже метать в цель на приличное расстояние.

В некоторых школах изучали технику боя и другим видом серпа, известным как «оо-гама» — «большой серп», или «нагацука-гама» — «серп на длинной рукояти». Скорее, это был даже не серп, а своеобразная коса с длиной рукояти до 120 см! Им можно было резать ноги людям и лошадям, обезглавливать всадников, отклонять уколы копий и удары мечей.

Серпы и косы, отличающиеся друг от друга длиной рукояти, размерами и степенью кривизны лезвия, способами его прикрепления к древку издавна использовали японские воины. Наиболее широкое распространение они получили на флоте, где их применяли в качестве багров для подтягивания вражеских лодок при абордаже и для обрубания морских водорослей, затруднявщих ход судов на мелководье.

Техника боя серпом канонизирована в школах Ямамото Мухэн-рю, Ягю Синган-рю, Иккан-рю, Иссин-рю, Касима Синка-гэ-рю, Кэнтоку-рю и некоторых других. В школе Гэндзи тэн-рю, помимо стандартного серпа, изучали также приемы с нагацука-гама и парными серпами.

Особой разновидностью кама был кусари-гама — серп с цепью. В этом случае к обычному серпу разновидности натагама крепилась цепь длиной от 1 до 3,6 м с грузиком на конце весом, от 55 до 110 граммов. Обычно цепь крепилась к ручке с той же стороны, что и лезвие. Другие варианты встречаются крайне« редко.

Такая конструкция еще больше повышает боевые возможности серпа. Обычно серп держат в одной руке, а цепь в другой. Углом между лезвием и рукояткой можно отклонять в сторону меч или копье врага, а гирьку бросать ему в голову, чтобы оглушить либо заставить раскрыться для решающей атаки серпом. Цепью стараются захлестнуть руки противника и его шею, придушит либо опрокинуть наземь, опутывают оружие. Зажав гирьку в руке, блокируют удары цепью и, обхватывая петлями руки или шею, противника проводят «связывание» или удушение. Длина цепи позволяет орудовать гирькой и серпом как бы раздельно, нанося удары грузиком словно обычным кистенем и прокладывая путь к телу противника для серпа. В Ягю Синган-рю используют такие приемы, когда раскрутку цепи применяют для того, что отвлечь внимание противника, а в цель внезапно бросают серп.

Искусство боя серпом с цепью с грузиком называется куса ригама-дзюцу. В силу своей высокой боевой эффективности оно получило широкое распространение и было канонизировано во многих школах. Особо следует отметить сохранившиеся до наших дней Араки-рю, Кираку-рю, Тодаха Буко-рю, Иссин-рю, Масаки-рю, Ямада син-рю, Сибукава-рю, Синто Мусо-рю.

Большой популярностью пользовались серпы у японских разведчиков и диверсантов ниндзя. Как правило, они использовали оружие небольшого размера, которое можно было легко спрятать под одеждой. Ниндзя применяли серпы не только как оружие, но и в качестве инструмента для перерезания веревок заграждений и ловушек; нитей, прикрепленных к сигнальным трещеткам; для прорезания проходов в зарослях кустарника и в густом лесу.

Ссылка на основную публикацию